История происхождения ндс в казахстане

Опубликовано: 16.05.2024

Наряду с Россией участниками Таможенного союза являются Казахстан и Белоруссия. С 1 января 2010 года на территории этих стран действует единый таможенный тариф и порядок взимания косвенных налогов. В целом существование таможенного союза трех стран открывает возможности по оптимизации НДС и налога на прибыль, а также позволяет выгодно построить структуру группы с участием этих стран.

Анализ показывает, что в плане налоговой экономии и ведения бизнеса наиболее благоприятна юрисдикция Казахстана. Это утверждение справедливо в отношении НДС, а также налога у источника на дивиденды, выплачиваемые российскому собственнику.

Конечно, использование казахской компании в группе сулит выгоды в случае, если собственник будет также заинтересован в ведении бизнеса на территории этой страны. При этом на практике существуют способы, которые позволяют вернуть прибыль от ведения такой деятельности в Россию без налоговых потерь.

Россия и Казахстан уплачивают косвенные налоги по правилам Евразийского сообщества

Следующим шагом после присоединения Казахстана к единому таможенному союзу России и Белоруссии стала ратификация Протокола от 11.12.09 «О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе», далее – Протокол о товарах (Федеральный закон от 19.05.10 № 98-ФЗ). С 1 июля 2010 года участники таможенного союза обязаны руководствоваться этим документом при экспорте и импорте товаров во взаимной торговле (решение Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 21.05.10 № 36 «О вступлении в силу международных договоров, формирующих договорно-правовую базу Таможенного союза»).

Протокол о товарах является частью Соглашения между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.08 «О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе» (далее – Соглашение). С точки зрения налогового планирования этот документ привлекателен в части НДС.

Казахские работодатели уплачивают социальный налог в размере 11 процентов

В целом налоговая система Казахстана существенно мягче российской. В частности, это касается социальных и подоходных налогов.

В Казахстане действует три режима налогообложения компаний. Это общий порядок, специальный налоговый режим для субъектов малого бизнеса на основе упрощенной декларации, а также специальный налоговый режим для крестьянских или фермерских хозяйств и для производителей сельскохозяйственной продукции.

Общеустановленный порядок. Выбрав этот режим, компания обязана рассчитывать корпоративный подоходный налог по ставке 20 процентов от полученного дохода за минусом вычетов, связанных с получением дохода и с учетом переносимых убытков.

Социальный налог казахский работодатель уплачивает по ставке 11 процентов. Пониженный тариф в размере 4,5 процента установлен для инвалидных организаций (ст. 358 Налогового кодекса Республики Казахстан – НК РК). Не облагаются социальным налогом государственные премии, стипендии, денежные награды за призовые места на спортивных соревнованиях или конкурсах. Налог также не начисляется на компенсации при расторжении трудового договора в случаях прекращения деятельности работодателя и при сокращении численности штата работников, а также на выплаты за неиспользованный трудовой отпуск (ст. 357 НК РК).

Индивидуальный подоходный налог (аналог российского НДФЛ) взимается по ставке 10 процентов. Исчисление налога на имущество рассчитывается по ставке 1,5 процента от налоговой базы (п. 1 ст. 398 НК РК).

Специальный налоговый режим. Это льготный режим, предусматривающий ограничения по размеру дохода (25 тыс. тенге в квартал – примерно 5,1 млн рублей), по предельной среднесписочной численности работников (не более 50 человек), а также по виду деятельности. При использовании этого режима доход компании облагается по ставке 3 процента от суммы выручки. При этом расходы к вычету не принимаются.

Специальный режим не вправе применять юрлица, которые имеют филиалы или представительства в разных населенных пунктах. Не вправе перейти на льготное налогообложение и компании, в которых доля участия других юридических лиц составляет более 25 процентов или у которых учредитель одновременно является учредителем другого юрлица, применяющего специальный налоговый режим.

Специальный режим не распространяется на следующие виды деятельности:

  • производство подакцизной продукции;
  • реализацию отдельных видов нефтепродуктов – бензина, дизельного топлива и мазута;
  • организацию и проведение лотерей;
  • недропользование;
  • сбор и прием стеклотары;
  • консультационные услуги;
  • деятельность в области бухучета или аудита;
  • финансовую и страховую деятельность, деятельность страхового брокера и страхового агента.

В Казахстане проще всего организовать товарищество с ограниченной ответственностью

Наиболее распространенной формой юрлица в Казахстане является товарищество с ограниченной ответственностью. По сути, это аналог российского ООО.

Так, участники казахского товарищества не отвечают по его обязательствам. Но при этом они несут риск убытков, связанных с его деятельностью, в пределах стоимости внесенных ими вкладов. Чаще всего доли всех участников в уставном капитале пропорциональны их доле в стоимости имущества. Но в уставе может быть указан и иной порядок распределения долей (ст. 59 Гражданского кодекса Республики Казахстан).

Упрощенная система регистрации делает товарищество с ограниченной ответственностью наиболее привлекательным для ведения бизнеса в Казахстане. Чтобы зарегистрировать такое товарищество, собственнику не придется эмитировать акции и соблюдать требования, предъявляемые к размеру минимального акционерного капитала.

Учреждение компании в Казахстане позволит снизить НДС с реализации товаров более чем в три раза

В целом положения Таможенного союза создают благоприятные условия для ведения бизнеса в Казахстане. В первую очередь это касается НДС. В частности, ставки этого налога в России и Белоруссии составляют соответственно 18 и 20 процентов, а в Казахстане – 12 процентов.

На практике группа с участием казахской компании может совмещать две цели. В частности, наладить в Казахстане сбыт товаров и в то же время в несколько раз снизить по таким торговым операциям ставку НДС.

Причем здесь важно отметить, что правила налогообложения Таможенного союза действуют не только в отношении товаров, происходящих с территории его государств – членов Таможенного союза, но также и из любых стран извне (письмо Минфина России от 08.09.10 № 03-07-08/260).

В случае если российская компания учредит компанию в Казахстане, то общая нагрузка по НДС в группе сформируется следующим образом. Российское ООО закупает товары за 100 у.е. и продает казахской компании за 120 у.е. При этом российское общество предъявит к возмещению из бюджета в связи с применением экспортной ставки НДС 18 у.е.

Казахская компания уплатит НДС при ввозе исходя из закупочной цены товаров, установленной в договоре, и налога по ставке 12 процентов – 14,4 у.е. (120 у.е. 12%). Уплаченный при ввозе налог казахская сторона примет к вычету. Затем она реализует товар потребителям за 200 у.е. При такой реализации она уплатит НДС в размере 24 у.е. (200 у.е. 12%). В результате общая нагрузка по НДС для группы с участием казахской компании составит 6 у.е. (24 + 14,4 – 14,4 – 18). Если бы товар не покидал Россию, то нагрузка по НДС составила бы 18 у.е. ((200 у.е. – 100 у.е.) 18%).

Здесь важно учесть следующие нюансы. При отгрузке товаров российской компании нужно восстановить относящийся к отгруженным товарам входной НДС не позднее того квартала, в котором эти товары отгружены на экспорт. После чего подать декларацию по экспортному НДС. С 1 октября 2011 года такое требование прямо прописано в НК РФ в подпункте 5 пункта 3 статьи 170 НК РФ.

Для подтверждения экспорта товара и обоснования нулевой ставки НДС положения подпункта 2 пункта 2 статьи 1 Протокола о товарах требуют выписку банка. Однако с 1 октября 2011 года в НК РФ этот документ исключен из числа документов, необходимых для подтверждения нулевой ставки НДС при экспорте (подп. «а» п. 13 ст. 2 Федерального закона от 19.07.11 № 245-ФЗ). А Протокол о товарах позволяет не представлять документы, которые не предусмотрены законодательством страны-экспортера (п. 2 ст. 1 Протокола о товарах).

Российскому собственнику выгодно возвращать прибыль из Казахстана путем выплаты дивидендов

Учреждение казахской компании не образует для группы потерь по налогу на прибыль при реализации товаров внутри этой страны. Во-первых, ставка по этому налогу в Казахстане такая же, как и в России, – 20 процентов. А вот в Белоруссии ставка на 4 процента выше.

Во-вторых, установленный в Казахстане налог у источника на дивиденды в отношении России не может превышать 10 процентов (ст. 10 Конвенции между Правительством РФ и Правительством Республики Казахстан от 18.10.96 «Об устранении двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доход и капитал»). В то время как в Белоруссии эта ставка составляет 15 процентов, а полученные дивиденды там облагаются в обычном порядке по ставке 24 процента.

Однако если российский учредитель участвует в капитале казахской «дочки» более чем три года, налог у источника выплаты дивидендов не удерживается совсем (подп. 3 п. 5 ст. 193 НК РК). То есть при перечислении прибыли в Россию, сформированной от торговых операций в Казахстане, налоговая нагрузка может быть нулевой. Ведь в российском законодательстве тоже есть норма, освобождающая полученные дивиденды от налога (подп. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ). При условии не менее чем годового участия в капитале в доле не менее чем 50 процентов.

Если же ни российские, ни казахские условия освобождения не выполняются, казахская компания при выплате дивидендов в Россию удержит налог у источника в размере 10 процентов. Российский учредитель вправе зачесть эти 10 процентов при уплате в России налога с полученных им дивидендов в размере 9 процентов (п. 3 ст. 311 НК РФ). Для этого нужно в российский налоговый орган, в частности, представить подтверждение налогового агента об удержании налога в соответствии с законодательством Республики Казахстан (письмо УФНС России по г. Москве от 16.02.10 № 16-12/015966@).

При импорте из Казахстана важно, чтобы российская материнская компания не применяла спецрежим

При импорте товаров в Россию из Казахстана налог взимается в стране импортера, то есть обязанность заплатить НДС возникнет у российского покупателя (ст. 3 Соглашения). Причем, в отличие от ввоза товаров из других стран, где налог платится на таможенной границе, в данном случае перечислить налог в бюджет российской компании следует непосредственно через свою налоговую инспекцию (ст. 3 Соглашения, п. 1 ст. 2 Протокола).

Важно отметить, что «ввозной» налог обязаны платить даже те компании, которые применяют упрощенную систему налогообложения, а также ЕНВД (п. 2 ст. 346.11, п. 4 ст. 346.26 НК РФ). Эта же обязанность есть и у налогоплательщиков, которые имеют освобождение от уплаты НДС по статье 145 НК РФ (п. 3 ст. 145 НК РФ).

В пункте 2 статьи 2 Протокола сказано, что при ввозе товаров их стоимостью является цена сделки, указанная в контракте, которую импортер должен уплатить поставщику. Получается, что сумма, которая будет фактически перечислена поставщику, на величину налоговой базы не повлияет. В зависимости от вида ввозимых товаров налог составляет 10 либо 18 процентов (п. 5 ст. 2 Протокола, п. 5 ст. 164 НК РФ).

Российская сторона вправе принять «ввозной» налог к вычету, если товары приняты на учет и куплены для операций, облагаемых НДС. В случае же если импортер будет на «спецрежиме», то принять НДС к вычету не удастся. Общество на «упрощенке» с объектом «доходы минус расходы» сможет учесть этот налог в составе расходов в виде сумм НДС по оплаченным приобретенным товарам, стоимость которых включается в состав расходов (подп. 8 п. 1 ст. 346.16 НК РФ)или в качестве таможенных платежей (подп. 11 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).

При ввозе товара из Казахстана в Россию не напрямую НДС может и не возникнуть

На практике может возникнуть ситуация, при которой российский собственник решит часть товаров из Казахстана продать в Белоруссию. В этом случае налоговых потерь по НДС в группе также не возникнет.

Дело в том, что в пункте 1 статьи 1 Протокола о товарах сказано, что место реализации товаров определяется в соответствии с законодательством государства – участника Таможенного союза. Для российской компании таким местом реализации товаров признается территория России, если товар в момент начала отгрузки или транспортировки находится на ее территории (ст. 147 НК РФ). Вне территории России объекта обложения НДС при реализации не возникает (ст. 146 НК РФ).

Таким образом, поскольку товары ввозятся сразу на территорию Республики Беларусь, то собственником этих товаров является белорусский покупатель, который будет обязан уплатить НДС при таком импорте. В свою очередь российская компания платить НДС не должна. Это мнение подтверждает позиция ФНС России (письмо от 12.08.10 № ШС-37-3/8975@).

Образование постоянного учреждения в Казахстане связывают с конкретными видами деятельности

В случае если российский собственник примет решение учредить в Казахстане филиал или представительство, то важно учесть, что нерезидент, осуществляющий деятельность в Казахстане, которая приводит к образованию постоянного учреждения, обязан зарегистрироваться в качестве налогоплательщика в казахском налоговом органе.

В течение семи–девяти дней регистрирующий орган выдает соответствующие документы, подтверждающие регистрацию в Министерстве юстиции Республики Казахстан. Это отдельное свидетельство о регистрации филиала или представительства и его регистрационный номер.

Согласно налоговому законодательству Казахстана, под постоянным учреждением нерезидента в Республике Казахстан признается постоянное место деятельности в республике, через которое он осуществляет предпринимательскую деятельность. В частности, это:

  • любое место осуществления деятельности, связанной с производством, переработкой, комплектацией, фасовкой, упаковкой или поставкой товаров;
  • любое место управления;
  • любое место осуществления предпринимательской деятельности, связанной с добычей природных ресурсов, включая любое место добычи углеводородов;
  • любое место осуществления деятельности, связанной с трубопроводом, газопроводом, разведкой природных ресурсов;
  • любое место осуществления деятельности, связанной с установкой, монтажом, сборкой, наладкой, пуском или обслуживанием оборудования, за исключением монтажа энергетического и технологического оборудования;
  • любое место осуществления деятельности, связанной с установкой, наладкой и эксплуатацией игровых автоматов, компьютерных сетей и каналов связи, а также связанной с транспортной или иной инфраструктурой.

Постоянным местом деятельности при оказании услуг в Республике Казахстан признается место оказания услуг через служащих или другой персонал, нанятый нерезидентом для таких целей, если деятельность такого характера продолжается в Республике Казахстан более 183 календарных дней.

Нерезидент также образует постоянное учреждение в Республике Казахстан в случае:

  • проведения страхования или перестрахования рисков через уполномоченное лицо;
  • реализации товаров с определенного места на территории Казахстана;
  • проведения выставок в Казахстане, на которых реализуются товары, если такая деятельность длится более десяти дней;
  • открытия филиала или представительства, за исключением представительства.

При этом следует иметь в виду, что занятие предпринимательской или иной деятельностью в Республике Казахстан без регистрации влечет административный штраф с конфискацией предметов и орудия совершения административных правонарушений (ст. 3571 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях).

Порядок уплаты НДС при ввозе товара из Казахстана

Российское общество обязано представить в инспекцию пакет документов, подтверждающих импорт товаров из Казахстана (п. 8 ст. 2 Протокола), в частности, это:

– заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов на бумажном носителе и в электронном виде;

– выписка банка, подтверждающая уплату налога в бюджет;

– транспортные и товаросопроводительные документы, подтверждающие перемещение товаров в Россию (по формам, установленным в соответствующих государствах);

– счета-фактуры на отгрузку товаров (если их оформление предусмотрено законодательством государств – членов Таможенного союза);

– контракт, на основании которого товар ввозится в Россию.

В течение десяти рабочих дней инспекторы обязаны подтвердить факт уплаты «ввозного» налога (письмо ФНС России от 13.08.10 № ШС-37-2/9030@).

Что представляет собой в экономическом отношении НДС?

В экономическом отношении НДС является одним из косвенных налогов, формой изъятия в бюджет добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства товаров, работ и услуг, а также отчисления в бюджет Республики Казахстан части стоимости импортируемых товаров при их ввозе на территорию Казахстана.[separator]

Окончательную величину НДС оплачивает конечный покупатель товаров, получатель работ или потребитель услуг.

Кто является плательщиком НДС?

Согласно статье 228 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) от 10 декабря 2008 года № 99-IV в редакции по состоянию на 01.01.2012 года (далее – Налоговый кодекс), плательщиками налога на добавленную стоимость являются:

1) лица, по которым произведена постановка на регистрационный учет по налогу на добавленную стоимость в Республике Казахстан:

юридические лица-резиденты, за исключением государственных учреждений;

нерезиденты, осуществляющие деятельность в Республике Казахстан через филиал, представительство;

доверительные управляющие, осуществляющие обороты по реализации товаров, работ, услуг по договорам доверительного управления с учредителями доверительного управления либо с выгодоприобретателями в иных случаях возникновения доверительного управления;

2) лица, импортирующие товары на территорию Республики Казахстан в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза и (или) таможенным законодательством Республики Казахстан.

Пп.2 п.1 изменен в соответствии с Законом РК от 30.06.2010 г. № 297-IV

Постановка на регистрационный учет по налогу на добавленную стоимость производится в соответствии со статьями 568, 569 Налогового кодекса.

Что является объектами обложения НДС?

Объектами обложения НДС, согласно статье 229 Налогового кодекса, являются облагаемый оборот и облагаемый импорт.

Что является облагаемым оборотом?

Согласно статье 230 Налогового кодекса, облагаемым оборотом является оборот, совершаемый плательщиком налога на добавленную стоимость:

1) по реализации товаров, работ, услуг в Республике Казахстан, за исключением необлагаемого оборота, указанного в статье 232 Налогового кодекса;

2) по приобретению работ, услуг от нерезидента, не являющегося плательщиком налога на добавленную стоимость в Республике Казахстан и не осуществляющего деятельность через филиал, представительство.

Как определяется размер облагаемого оборота?

Согласно статье 238 Налогового кодекса, размер облагаемого оборота определяется на основе стоимости реализуемых товаров, работ, услуг исходя из применяемых сторонами сделки цен и тарифов без включения в них налога на добавленную стоимость, если иное не предусмотрено настоящей статьей и законодательством Республики Казахстан о трансфертном ценообразовании.

При безвозмездной передаче товаров, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 230 Налогового кодекса, размер облагаемого оборота определяется исходя из уровня цен, сложившегося на дату совершения оборота по реализации, без включения в них налога на добавленную стоимость, но не ниже их балансовой стоимости. В этом случае балансовой стоимостью является стоимость товаров, отраженная в бухгалтерском учете, на дату их реализации.

Что является облагаемым импортом?

Облагаемым импортом, согласно статье 246 Налогового кодекса, являются товары, ввозимые или ввезенные на территорию таможенного союза (за исключением освобожденных от налога на добавленную стоимость в соответствии со статьей 255 Налогового кодекса), подлежащие декларированию в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза и (или) таможенным законодательством Республики Казахстан.

Как определяется размер облагаемого импорта?

Согласно статье 247 Налогового кодекса, в размер облагаемого импорта включаются таможенная стоимость импортируемых товаров, определяемая в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза и (или) таможенным законодательством Республики Казахстан, а также суммы налогов и таможенных платежей, подлежащих уплате в бюджет при импорте товаров в Республику Казахстан, за исключением налога на добавленную стоимость на импорт.

Ст.247 изменена в соответствии с Законами РК от 04.07.2009 г. № 167-IV; от 30.06.2010 г. № 297-IV

Кто в обязательном порядке должен встать на регистрационный учёт в качестве плательщика НДС?

В соответствии с положениями статьи 568 Налогового кодекса обязательной постановке на регистрационный учет по НДС подлежат юридические лица-резиденты, нерезиденты, осуществляющие деятельность в Республике Казахстан через филиал, представительство, индивидуальные предприниматели, П. 1 изменен в соответствии с Законом РК от 30.06.2010 г. № 297-IV

в случае, если размер оборота превышает в течение календарного года минимум оборота, равный 30 000-кратному размеру месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года.

В случае, если размер оборота превышает в течение календарного года минимум оборота, вышеуказанные лица обязаны в явочном порядке подать в налоговый орган по месту нахождения налоговое заявление о регистрационном учете по налогу на добавленную стоимость не позднее десяти рабочих дней со дня окончания месяца, в котором возникло превышение минимума оборота.

П. 5 изменен в соответствии с Законом РК от 16.11.2009 г. № 200-IV

За несвоевременную постановку на регистрационный учёт по НДС предусмотрены штрафные санкции.

Одновременно Налоговым кодексом предусматривает добровольную постановку на регистрационный учёт по НДС определённых категорий лиц.

Вместе с тем существует также определённая категория лиц, которая не имеет права добровольной постановки на регистрационный учёт по НДС.

Какие существуют в настоящее время ставки по НДС?

Согласно положениям статьи 268 Налогового кодекса, существует две ставки по НДС:

1) общая ставка в размере 12%, применяемая к размеру облагаемого оборота и облагаемого импорта;

2) так называемая нулевая ставка, применяемая к оборотам при реализации товаров на экспорт.

При этом, согласно статье 242 Налогового кодекса, экспортом товаров является вывоз товаров с таможенной территории таможенного союза, осуществляемый в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза и (или) таможенным законодательством Республики Казахстан.

Помимо этого, существуют освобождённые от НДС, с которыми не надо путать обороты, облагаемые по нулевой ставке.

Перечень оборотов, освобождаемых от НДС, приводится в Главе 33 Налогового кодекса.

Что является налоговым периодом для НДС?

Согласно статье 269 Налогового кодекса, налоговым периодом для НДС является календарный квартал.

Что является налоговой отчётностью по НДС?

Налоговая отчётность по НДС сдаётся плательщиком НДС в виде декларации в налоговый орган по месту нахождения за каждый налоговый период. не позднее 15 числа второго месяца, следующего за отчетным налоговым периодом,

Обязательство по представлению декларации по НДС не распространяется на лиц, импортирующих товары на территорию Республики Казахстан в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза и (или) таможенным законодательством Республики Казахстан, по которым не произведена постановка на регистрационный учет по налогу на добавленную стоимость.

В какие сроки производится уплата НДС в бюджет?

В общем случае, согласно пункту 1 статьи 271 Налогового кодекса, плательщик НДС обязан уплатить налог, подлежащий взносу в бюджет, по месту нахождения за каждый налоговый период не позднее 25 числа второго месяца, следующего за отчетным налоговым периодом.

Каков порядок снятия с учёта по НДС?

Порядок снятия с учёта по НДС регулируется положениями статьи 571 Налогового кодекса.

Согласно пункту 1 этой статьи, для снятия с регистрационного учета по налогу на добавленную стоимость плательщик налога на добавленную стоимость вправе подать в налоговый орган по месту нахождения налоговое заявление о регистрационном учете по налогу на добавленную стоимость при одновременном соблюдении следующих условий:

1) за календарный год, предшествующий году подачи налогового заявления, размер облагаемого оборота не превысил минимума оборота по реализации в размере 30 000 МРП;

2) за период с начала текущего календарного года, в котором подано такое налоговое заявление, размер облагаемого оборота не превысил минимума оборота по реализации в размере 30 000 МРП.

В общем случае, налоговые органы обязаны произвести снятие налогоплательщика с регистрационного учета по налогу на добавленную стоимость в течение пяти рабочих дней с даты подачи налогоплательщиком налогового заявления. Датой снятия с регистрационного учета по налогу на добавленную стоимость является дата подачи в налоговый орган налогового заявления таким налогоплательщиком.

Вместе с тем существует ряд условий, при которых налоговые органы отказывают налогоплательщику в снятии с регистрационного учета по НДС.

Решение об отказе в снятии с регистрационного учета по налогу на добавленную стоимость с указанием причины такого отказа по форме, установленной уполномоченным органом, вручается налогоплательщику лично под роспись или иным способом, подтверждающим факт отправки.

Одновременно существуют условия, при которых налоговые органы на основании своего решения могут снять с регистрационного учёта по НДС плательщика этого налога , если он нарушает налоговое законодательство.

В общем случае, решение о снятии с регистрационного учета по налогу на добавленную стоимость выносится налоговым органом по месту нахождения налогоплательщика не позднее пяти рабочих дней.

Источник: Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) от 10.12.2008 года № 99-IV в редакции по состоянию на 01.01.2012 года.

В настоящее время налог на добавленную стоимость (далее – НДС) – один из важнейших государственных налогов. Основой его взимания, как следует из названия, является добавленная стоимость, создаваемая на всех стадиях производства и обращения товаров.

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Этот налог традиционно относят к категории универсальных косвенных налогов, которые в виде своеобразных надбавок взимаются путем включения в цену товаров, перенося основную тяжесть налогообложения на конечных потребителей продукции, работ, услуг.

НДС имеет важное фискальное значение, являясь при этом существенным источником пополнения доходов бюджета, а также выполняет регулирующую функцию с помощью воздействия на механизм ценообразования.

В этой связи бухгалтерская служба предприятия должна всесторонне анализировать все аспекты, связанные с учетом НДС, для того чтобы достоверно предоставлять пользователям финансовую и налоговую отчетность.

Согласно статье 228 Налогового кодекса, плательщиками НДС являются:

1) лица, по которым произведена постановка на регистрационный учет по НДС в РК:

– юридические лица – резиденты, за исключением государственных учреждений;

– нерезиденты, осуществляющие деятельность в РК через филиал, представительство;

– доверительные управляющие, осуществляющие обороты по реализации товаров, работ, услуг по договорам доверительного управления с учредителями доверительного управления либо с выгодоприобретателями в иных случаях возникновения доверительного управления;

2) лица, импортирующие товары на территорию РК в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и (или) таможенным законодательством Республики Казахстан.

Постановка на регистрационный учет по НДС производится в соответствии со статьями 568, 569 Налогового кодекса.

Объектами обложения НДС являются:

1) облагаемый оборот;

2) облагаемый импорт.

Для осуществления налогового и бухгалтерского учета НДС в РК предприятия и ИП должны руководствоваться следующими документами:

– Налоговым кодексом РК;

– Таможенным кодексом РК;

– Правилами составления налоговой отчетности (декларации) по налогу на добавленную стоимость (далее – декларация по НДС) (ф. 300.00) (приложения 110, 111 к приказу министра финансов РК от 25 декабря 2014 года № 587);

– Правилами составления налоговой отчетности (декларации) по косвенным налогам по импортированным товарам (ф. 320.00) (приложения 112, 113 к приказу министра финансов РК от 25 декабря 2014 года № 587);

– Правилами заполнения и представления заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов (ф. 328.00) (приложения 30, 31 к приказу министра финансов РК от 25 декабря 2014 года № 587);

– приказом министра финансов РК от 9 февраля 2015 года № 77 «Об утверждении Правил документооборота счетов-фактур, выписываемых в электронной форме»;

– Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 14 октября 2015 года № 59 «О перечне товаров, в отношении которых РК в соответствии с обязательствами, принятыми в качестве условия присоединения к Всемирной торговой организации, применяются ставки ввозных таможенных пошлин, более низкие по сравнению со ставками пошлин Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза, и размеров таких ставок пошлин» (г. Астана);

– Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (приложение № 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года);

– приказом министра финансов РК от 31 марта 2015 года № 241 «Об утверждении Правил ведения бухгалтерского учета»;

– приказом министра финансов РК от 23 мая 2007 года № 185 «Об утверждении Типового плана счетов бухгалтерского учета»;

– налоговой учетной политикой;

– бухгалтерской учетной политикой и др.

БУХГАЛТЕРСКИЙ И НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ НДС

Рассмотрим аспекты бухгалтерского и налогового учета НДС на сквозном примере.

Пример

За налоговый период (I квартал 2017 года) ТОО, плательщиком НДС, были совершены нижеследующие операции:

I. Реализация (все суммы представлены без включения НДС):

– реализация товаров оптовым покупателям с выпиской счетов-фактур на сумму 11 500 000 тенге;

– реализация товаров розничным покупателям за наличный расчет с представлением чека контрольно-кассовой машины на сумму 840 000 тенге;

– реализация за наличный расчет легкового автомобиля физическому лицу, ранее приобретенного у физического лица. Стоимость приобретения автомобиля – 650 000 тенге, стоимость реализации – 500 000 тенге. Балансовая стоимость автомобиля на момент продажи составляет 320 000 тенге, сумма накопленной амортизации – 330 000 тенге;

– реализация легкового автомобиля юридическому лицу, ранее приобретенного у юридического лица. Стоимость приобретения автомобиля – 900 000 тенге, стоимость реализации – 640 000 тенге. Балансовая стоимость автомобиля на момент продажи составляет 450 000 тенге, сумма накопленной амортизации – 450 000 тенге;

– отгрузка товаров на безвозмездной основе детскому дому. Балансовая стоимость товаров составляет 180 000 тенге, на дату отгрузки товаров обычная цена реализации таких товаров составляет 170 000 тенге;

– отгрузка товаров по договору мены. Балансовая стоимость переданных товаров составляет 320 000 тенге, стоимость товаров, указанная в договоре мены, – 400 000 тенге;

– реализация товаров на условиях рассрочки сроком на 1 год. Договором предусмотрено, что ежемесячная сумма платежа составит 20 000 тенге, всего платежей за год – 240 000 тенге;

– реализация земельного участка, занятого коммерческой недвижимостью. Стоимость реализации земельного участка – 1 000 000 тенге, а коммерческой недвижимости – 15 000 000 тенге. Ранее земельный участок (пустующий, без недвижимости) был приобретен без НДС за 420 000 тенге. На дату продажи недвижимости ее балансовая стоимость составила 9 410 000 тенге, а сумма накопленной амортизации – 2 400 000 тенге;

– безвозмездная передача рекламной продукции (с логотипом ТОО), стоимость одной единицы которой составляет 300 тенге. Всего было передано 20 единиц такой продукции;

– реализация доли участия в уставном капитале другого ТОО. Стоимость приобретения доли участия – 540 000 тенге, стоимость реализации – 880 000 тенге;

– передача станка (основного средства) в качестве вклада в уставный капитал другого ТОО. Балансовая стоимость станка на момент его передачи в качестве вклада в уставный капитал соответствовала переоцененной стоимости и составляла 750 000 тенге (в том числе дооценка – 80 000 тенге). Ранее станок был приобретен у поставщика за 410 000 тенге. Сумма накопленной амортизации составляет 330 000 тенге. Ставка НДС на момент приобретения оборудования составляла 12 %;

– в отчетном квартале ТОО приобрело товары на территории Армении, которые были реализованы на территории Азербайджана без ввоза на территорию РК. Стоимость товаров составляет 10 000 долл. США. На дату совершения оборота по реализации рыночный курс обмена валют составил 333,96 тенге за 1 долл. США. Такой же курс сложился и на дату перехода права собственности на товары к покупателю. На дату расчета с покупателем рыночный курс обмена валют составил 328,49 тенге за 1 доллар;

– оказание маркетинговых услуг нерезиденту РК (РФ), не имеющему в РК постоянного учреждения. Стоимость услуг составила 50 000 рублей. На дату подписания акта оказанных услуг рыночный курс обмена валют составил 5,58 тенге за 1 рубль. На дату оплаты услуги – 5,55 тенге за 1 рубль.

II. Приобретение:

1. Приобретение (получение) товаров, работ, услуг на территории РК:

– приобретение товаров на общую сумму 9 520 000 тенге (с НДС), сумма без НДС – 8 500 000 тенге, сумма НДС – 1 020 000 тенге;

– приобретение легкового автомобиля, подлежащего учету в качестве основного средства, стоимостью 1 344 000 тенге (с НДС), сумма без НДС – 1 200 000 тенге, сумма НДС – 144 000 тенге;

– безвозмездное получение товаров, стоимость которых в соответствии со счетом-фактурой составила 89 600 тенге (с НДС). Сумма без НДС – 80 000 тенге, сумма НДС – 9 600 тенге;

– приобретение коммунальных услуг стоимостью 537 600 тенге (с НДС). Сумма без НДС – 480 000 тенге, сумма НДС – 57 600 тенге;

– приобретение услуг по ремонту оборудования стоимостью 190 400 тенге (с НДС). Сумма без НДС – 170 000 тенге, сумма НДС – 20 400 тенге;

– нерезидент, не имеющий постоянного учреждения в РК (Италия), выполнил монтажные работы на территории РК. Стоимость работ по договору составила 600 евро, которая была оплачена предоплатой. На дату предоплаты рыночный курс обмена валют составил 355,75 тенге за 1 евро, на дату подписания акта оказанных услуг (25.01.2017 г.) рыночный курс составил 348,92 тенге за 1 евро;

– получение имущества (основного средства, оборудования) в финансовый лизинг стоимостью 2 697 302 тенге под 12 % годовых на 5 лет. Согласно договору ежемесячный фиксированный (аннуитетный) лизинговый платеж составляет сумму в размере 60 000 тенге (без учета НДС). За три месяца I квартала 2017 года аннуитетные платежи распределяются следующим образом:

Платежи оплачиваются ТОО в конце каждого месяца, имущество получено лизингополучателем на дату подписания договора.

Счет-фактура выписан лизиногодателем на передаваемый предмет лизинга, в котором размер облагаемого оборота указан исходя из общей суммы всех лизинговых платежей в соответствии с договором финансового лизинга без включения в него суммы вознаграждения по финансовому лизингу и НДС, то есть в сумме 2 697 302 тенге.

2. Импорт товаров:

– импорт производственного оборудования из России, предназначенного для собственных нужд, по которому НДС уплачен методом зачета. Размер облагаемого импорта, исчисленный по рыночному курсу на дату совершения оборота по реализации, составляет 4 200 000 тенге, сумма НДС – 504 000 тенге;

– в январе 2017 года осуществлен импорт товаров из России. Договорная стоимость – 250 000 рублей, которая была оплачена 50%-ной предоплатой по курсу 4,79 тенге за 1 рубль. Условие поставки согласно договору EXW (Франко-завод). На дату перехода права собственности на товары к ТОО (20.01.2017 г.) рыночный курс составил 4,82 тенге за 1 рубль. На дату ввоза товаров на территорию РК (26.01.2017 г.) рыночный курс составил 4,73 тенге за 1 рубль. Остаток задолженности (50 %) был оплачен после доставки товаров на склад ТОО по курсу 4,83 тенге за 1 рубль.

Формы 328.00 и 320.00 сданы в I квартале 2017 года, НДС по импорту также уплачен в I квартале 2017 года.

III. Корректировки:

– одним из покупателей была выставлена претензия относительно качества приобретенного в текущем квартале товара и произведен его возврат по накладной. Стоимость возвращенного товара составила 45 000 тенге (без учета НДС), НДС – 5 400 тенге;

– одному из оптовых покупателей была предоставлена скидка с продаж на сумму 25 000 тенге (без учета НДС), НДС – 3 000 тенге;

– в I квартале 2014 года был реализован товар на сумму 200 000 тенге (без учета НДС), НДС составил 24 000 тенге, но покупателем до сих пор не произведена оплата задолженности;

– в феврале 2017 года было оформлено списание испорченного товара балансовой стоимостью 30 000 тенге. Порча возникла в результате затопления склада из-за прорыва трубы. В целях бухгалтерского учета товары не обесценивались;

– в феврале 2017 года истекло ровно три года с момента возникновения обязательства по приобретению товаров. Общая стоимость приобретенных товаров с 2014 года составила 537 600 тенге (с НДС), при этом 322 560 тенге (с НДС) было оплачено в 2014 году, остальная сумма задолженности в размере 215 040 тенге (с НДС) остается непогашенной;

– в марте 2017 года списано испорченное оборудование. Балансовая стоимость оборудования на момент списания составляла 110 000 тенге, которая не содержит ни переоценок, ни убытков от обесценения. Сумма накопленной амортизации составляет 50 000 тенге. Ставка НДС на дату приобретения оборудования составляла 12 %.

Учет НДС по оборотам, связанным с реализацией

В соответствии с пунктом 1 статьи 230 Налогового кодекса, облагаемым оборотом является оборот, совершаемый плательщиком НДС:

1) по реализации товаров, работ, услуг в РК, за исключением необлагаемого оборота, указанного в статье 232 Налогового кодекса;

2) приобретению работ, услуг от нерезидента в случае, установленном статьей 241 Налогового кодекса.

В свою очередь, статьей 232 Налогового кодекса установлено, что необлагаемым оборотом является оборот по реализации товаров, работ, услуг:

1) освобожденный от НДС в соответствии с Налоговым кодексом;

2) местом реализации которого не является РК.

Место реализации товаров, работ, услуг определяется в соответствии со статьей 236 Налогового кодекса.

Место реализации товаров, работ, услуг в Таможенном союзе определяется в соответствии со статьей 276-5 Налогового кодекса.

В пункте 3 статьи 231 Налогового кодекса перечислены обороты, не являющиеся оборотами по реализации, к которым относятся:

– передача имущества в качестве вклада в уставный капитал;

– возврат имущества, полученного в качестве вклада в уставный капитал;

– безвозмездная передача в рекламных целях товара в случае, если стоимость единицы такого товара не превышает 5-кратный размер месячного расчетного показателя (далее – МРП), установленного на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете и действующего на дату такой передачи;

– отгрузка давальческих товаров заказчиком подрядчику для изготовления, переработки, сборки (монтажа, установки), ремонта последним готовой продукции и (или) строительства объектов и т. д.

Для исчисления суммы НДС по облагаемым оборотам по реализации необходимо определить их размер.

Размер облагаемого оборота по НДС исчисляется в соответствии со статьей 238 Налогового кодекса.

В таблице приведен расчет размеров облагаемых оборотов по НДС и сумм НДС по операциям, связанным с реализацией товаров ТОО за I квартал 2017 года.

Кроме вышеуказанных операций по реализации товаров ТОО имело и другие обороты, но по ним обязательств по НДС не возникает:


По необлагаемым оборотам по НДС (освобожденные обороты и обороты, местом реализации которых не является РК) также исчисляется размер оборота.

В соответствии с пунктом 20 статьи 238 Налогового кодекса, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом, положения раздела 8 по определению размера облагаемого оборота (в том числе его корректировке) применяются также при определении размера необлагаемого оборота.


В бухгалтерском учете обороты по реализации товаров, работ и услуг за I квартал 2017 года отражаются следующим образом:


Учет НДС по оборотам, связанным с приобретением товаров, работ, услуг

НДС уплаченный (подлежащий уплате) принимается в зачет на основании статьи 256 Налогового кодекса, только если приобретаемые товары, работы, услуги используются или будут использоваться в целях облагаемого оборота, а также если выполняются условия, предусмотренные данной статьей.

В статье 257 Налогового кодекса установлены случаи, при которых НДС не подлежит зачету.

Согласно пункту 1 данной статьи, НДС не зачитывается и учитывается в порядке, установленном пунктом 12 статьи 100 Налогового кодекса, если подлежит уплате в связи с получением:

1) товаров, работ, услуг, используемых не в целях облагаемого оборота. При этом НДС относится в зачет, если подлежит уплате в связи с получением товаров, работ, услуг, предназначенных для использования (использованных) для целей необлагаемого оборота, в связи с наличием которого налогоплательщиком применен (будет применен) пропорциональный метод в соответствии со статьями 260 и 261 Налогового кодекса;

2) легковых автомобилей, учтенных (учитываемых) в качестве основных средств;

3) товаров, работ, услуг, по которым счета-фактуры выписаны с несоблюдением требований, установленных Налоговым кодексом;

4) товаров, работ, услуг, указанных в счете-фактуре, оплата за наличный расчет которых с учетом НДС, независимо от периодичности платежа, превышает 1 000-кратный размер МРП, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на дату выписки счета-фактуры.

Также при получении на безвозмездной основе имущества (товаров, работ, услуг) лицо, получившее такое имущество, не относит в зачет сумму НДС, подлежащую уплате лицом, передавшим безвозмездно такое имущество.

Согласно пункту 3 статьи 257 Налогового кодекса, сумма НДС не подлежит отнесению в зачет:

1) по операциям с налогоплательщиком, признанным лжепредприятием на основании вступившего в законную силу приговора или постановления суда, за исключением сумм НДС, отнесенных в зачет, по сделкам с налогоплательщиками, не указанными в приговоре или постановлении суда либо признанными судом действительными в гражданско-правовом порядке;

2) по сделке (операции), по которой действие (действия) по выписке счета-фактуры и (или) иного документа признано (признаны) судом совершенным (совершенными) субъектом частного предпринимательства без фактического выполнения работ, оказания услуг, отгрузки товаров;

3) по сделке, признанной недействительной на основании вступившего в законную силу решения суда;

4) комиссионером – по товарам, работам, услугам, приобретенным для комитента на условиях, соответствующих условиям договора комиссии;

5) экспедитором – по работам, услугам, приобретенным у перевозчика и (или) других поставщиков при исполнении обязанностей по договору транспортной экспедиции для стороны, являющейся клиентом по такому договору.

В таблице приведен расчет размеров оборотов по приобретению и суммы НДС, подлежащие зачету за I квартал 2017 года.


* Размер облагаемого оборота по услугам монтажа, полученным от нерезидента без постоянного учреждения на территории РК.

Так как за оказанные нерезидентом услуги ТОО рассчитывается в иностранной валюте, то для налогового учета НДС важно определить рыночный курс, по которому исчисляется размер облагаемого оборота.

В соответствии с пунктом 3 статьи 241 Налогового кодекса, в случае когда оплата за полученные работы, услуги производится в иностранной валюте, облагаемый оборот пересчитывается в тенге по рыночному курсу обмена валюты, определенному в последний рабочий день, предшествующий дате совершения оборота.

Дата совершения оборота по реализации в рассматриваемой ситуации определяется согласно пункту 9 статьи 237 Налогового кодекса, в соответствии с которым, в случае приобретения работ, услуг от нерезидента, не являющегося плательщиком НДС в РК и не осуществляющего деятельность через филиал, представительство, датой совершения оборота по приобретению признается дата подписания, указанная:

● в акте выполненных работ, оказанных услуг;

● документе, подтверждающем факт выполнения работ, оказания услуг, оформленном в соответствии с законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности или законодательством Республики Казахстан о железнодорожном транспорте.

Налог на добавленную стоимость (НДС) — один из самых молодых налогов в мире. Его широкое применение началось лишь в 60-х годах прошлого века.

Налог на добавленную стоимость (НДС) — один из самых молодых налогов в мире. Его широкое применение началось лишь в 60-х годах прошлого века. Там, где он прижился, власти, как правило, не мыслят себе без него доходную часть госбюджетов и уверены, что НДС — это необходимость и бюджетное благо. Однако США и Япония прекрасно обходятся без этого налога. Говорят, что Билл Клинтон в пору своего президентства как-то раз рискнул поднять вопрос о вводе НДС, но тут же получил в ответ хладнокровный отпор: американские экономисты заявили ему, что в странах, где действует НДС, налоговое бремя в целом почти на 40% превышает аналогичный показатель тех государств, где этот налог не применяется. Может быть поэтому в России есть сторонники замены НДС налогом с продаж.

Впервые о возможности взимании такого универсального косвенного налога, как НДС, заговорили в Германии сразу по окончании Первой мировой войны. Инициатором этих разговоров стал Вильгельм фон Сименс, один из руководителей компании «Сименс», уже успевшей к тому времени превратиться в крупную транснациональную корпорацию. К 1919 году эта промышленная группа потеряла большую часть своей иностранной собственности, утратила почти все патентные права за рубежом и в целом понесла серьезные финансовые убытки размером почти в половину ее капитала. Не в лучшем положении находились и другие предприятия Германии — страны, проигравшей большую войну и оказавшейся в том числе и в экономической зависимости от победителей.

Для того чтобы стимулировать немецкую экономику, Вильгельм фон Сименс выступил с предложением реформировать налоговую систему Германии и, в частности, внедрить новый косвенный налог, который смог бы в значительной степени пополнить государственную казну, но основная уплата которого ложилась бы на плечи конечного потребителя, а не на производителей. Развитие этой истории прервала скорая смерть фон Сименса, и об НДС все забыли почти на полвека.

Идея введения этого налога возродилась уже во Франции после Второй мировой вой­ны. В 1954 году французский экономист, руководитель Дирекции по налогам и сборам Министерства экономики, финансов и промышленности Франции Морис Лоре детально разработал и предложил правительству схему обложения НДС в том виде, в котором она существует по сей день.

Появление нового налога не стало большой неожиданностью. Ему предшествовали два эволюционных скачка французской налоговой системы. В 1937 году страна перешла от взимания налога с оборота на единый налог на производство. Спустя 11 лет, в 1948 году, была внедрена система раздельных платежей, когда производители платили общий налог с суммы продаж за вычетом налога, который входит в стоимость приобретаемых ими комплектующих. А еще через шесть лет, к 1954 году, уже окончательно оформилась идея нового налога, призванного заменить собой предыдущие схемы.

Инициатива Лоре имела под собой и еще одно очень веское основание. В 50-60-е годы ХХ века в Западной Европе велась активная работа по созданию общего рынка, который в дальнейшем послужил фундаментом для строительства Евросоюза. Необходимо было оформить экономические взаимоотношения между странами, входящими в этот альянс, и, в частности, урегулировать все нюансы налогообложения.

Действовавшие в тот момент налоги, например налог с оборота или налог с продаж, не способствовали тому, чтобы все страны-участницы в результате оказывались в равном положении. Ведь если комплектующие для товара производились в одной стране, материалы для них — в другой, а конечная продукция выпускалась в третьей, то основной доход от взимания налога с оборота получал тот, кто оказывался в конце этой цепочки.

Новый налог на добавленную стоимость позволял не только адекватно распределить налоговые сборы между всеми взаимодействующими сторонами, но еще и «скрыть» новое бремя от прямого взгляда конечного потребителя, который был и остается его основным плательщиком. Для человеколюбивой Европы психологический фактор был не менее важен, чем экономический. Косвенный НДС так надежно спрятан в цене товара или услуги, что в условиях свободного рынка рассчитать его реальную итоговую величину довольно сложно.

После недолгого обсуждения правительство Франции приняло решение для начала «обкатать» схему взимания нового налога на одной из тогдашних французских колоний — в Кот-д’Ивуаре. Эксперимент был признан настолько успешным, что уже в 1958 году Франция ввела НДС в собственную налоговую систему, а в 1967 году директивой Совета ЕЭС налог на добавленную стоимость был признан основным косвенным налогом в Европе. Этот же документ обязывал страны, входившие в европейское сообщество, в пятилетний срок, до конца 1972 года, законодательно утвердить новый сбор для субъектов экономической деятельности на своей территории. При этом размер ставки этого налога национальные правительства могли определять самостоятельно.

До сих пор ставка НДС в разных странах Евросоюза существенно отличается. Наиболее высокая ставка НДС действует в Швеции, Дании и Норвегии — 25%. Во Франции, которая считается родиной этого налога, ставка по нему не унифицирована и различается в зависимости от группы товаров или услуг. К примеру, НДС на отдельные медикаменты здесь составляет всего 2,2%, на продовольственные товары — 5,5%, а на предметы роскоши может доходить и до 33%. Кроме того, здесь полностью освобождены от НДС предприятия, занятые в сфере медицины, образования и страхования, а также общественные и благотворительные организации. В среднем размер налога на добавленную стоимость во Франции сейчас составляет 20,6%.

Решение французского правительства о том, какие группы товаров и услуг заслуживают льготной ставки НДС, а какие должны платить все по полной, зависит исключительно от эффективности работы лоббистов. В итоге к предметам первой необходимости — получателям льготы — здесь отнесены цветы и кабельное телевидение, а, например, мыло облагается налогом на общих основаниях. Иногда доходит даже до курьезов. Обычные рождественские елки во Франции облагаются НДС по ставке 5,5%, а те из них, что украшены искусственным снегом, — уже по 20,6%.

В Германии НДС давит на налогоплательщиков чуть меньше: его ставка равна 19%. И также для большого числа товаров действует льготная ставка в размере 7%. Не решаясь в целом увеличить этот налог, германское правительство время от времени предпринимает усилия по сокращению этого льготного перечня или хотя бы по повышению ставки для него.

В настоящее время НДС введен в налоговую систему в 135 странах мира. Однако этого налога нет, например, в США, Канаде и Австралии, где вместо него действует налог с продаж по ставке от 2 до 11%, а также в Японии, где действует примерный аналог НДС, — так называемый потребительский налог, ставка которого равна всего лишь 5%.

Во многих европейских странах, как и в России, небольшие предприятия с доходом ниже определенного уровня освобождены от уплаты НДС. А в Бельгии и Греции мелкие предприниматели могут избавиться от этого налога даже просто на основании своего вида деятельности. Речь идет, например, об уличной торговле, торговле вразнос или о магазинах, торгующих товарами по сниженным ценам.

Кроме того, в настоящее время НДС является важным бюджетообразующим налогом не только на уровне отдельных государств, но и на уровне Европейского сообщества: каждая страна, являющаяся членом ЕС, обязана перечислять 1,4% своих сборов от НДС в общеевропейский бюджет. А наличие НДС в налоговой системе является обязательным условием для вступления страны в Европейский союз.

Россия в наступившем году отмечает двадцатилетие введения НДС: практика взимания этого налога в нашей стране идет с 1992 года. И все эти годы экономисты не переставая спорят о том, насколько эффективно использование НДС для развития российской экономики. До сих пор вопрос возможной отмены НДС является одной из важнейших тем для обсуждения на самом высоком уровне. И причина здесь не столько в величине ставки этого налога, сколько в объеме его забюрократизированности. Исчисление, уплата и возврат НДС — одни из самых сложных бухгалтерских процедур на любом российском предприятии.


НДС при импорте из Казахстана в Россию представляет собой сбор, который подчинён особым требованиям, актуальным для определённого числа государств.

Налог на импорт из Казахстана в РФ

Правила ввоза товара в РФ

Правила, которые применяются при начислении НДС по товарам, перевозимым на территорию РФ, определяет факт наличия таможни на госгранице. Начисление налога происходит в момент ввоза товаров.

Процедура расчёта и уплаты отчислений подчиняется таможенному законодательству. Налог уплачивается в адрес таможенной службы.

Между рядом государств, которые ранее входили в состав Советского Союза, таможня была упразднена.

Эти государства были объединены в ЕАЭС – Евразийский экономический союз. Теперь импорт и экспорт товаров через границы стран-участниц этого договора следуют единым правилам взаимодействия.

Эти правила были изложены в договоре о ЕАЭС, который был заключён в Астане в 2014 году.

С ознакомиться с текстом договора можете на нашем сайте.

При импорте из Казахстана, а также при ввозе товаров в Казахстан из России, в отношении НДС теперь актуальны следующие таможенные правила:

  • с учётом отсутствия таможни, импортер обязуется самостоятельно высчитывать НДС и осуществлять его выплату;
  • расчёт налоговой базы осуществляется с учётом стоимости экспортируемой продукции;
  • цена, которая указывается в иностранной валюте, пересчитывается по курсу на дату принятия товара к учёту;
  • оптимальный срок – 20 число месяца, который следует за месяцем, когда был осуществлён ввоз экспортной продукции. Если окончание срока совпадает с выходным или праздничным днём, то для РФ возможно смещение на другое число, которое отвечает ближайшему буднему дню.

Смотрите в видео: оформление товара при импорте из стран ЕАЭС.

Читайте на нашем сайте: список запрещенных товаров для ввоза в Россию.

Плательщики НДС по импортируемой продукции

Плательщиками являются все фирмы и индивидуальные предприниматели, которые импортируют свою продукцию из РК. Это относится даже к тем ИП, к которым применяется специальный режим.

Не платят налог на добавленную стоимость лица, приобретшие продукцию для личного использования, и не являющиеся предпринимателями.

Порядок процедуры оплаты НДС

Когда товары ввозятся на территорию России, НДС оплачивается импортёром. Это касается всех, кто делает покупки в России.

Отличие заключается в том, что при транспортировке продукции из государств, которые не относятся к странам-участницам таможенного союза, налог выплачивается при прохождении таможенного контроля.

При импорте из ЕАЭС деньги перечисляются предпринимателем в бюджет посредством ФНС.

Это касается товаров, которые были произведены на территории государств, являющихся членами ЕАЭС, и пускаются в свободное обращение на территории Евразийского экономического союза.

Налоговая ставка

Она варьируется от 10 до 18% – всё зависит от вида товара. Налоговая база определяется в зависимости от даты платежа по лизинговому договору. Не имеет значения то, какой будет дата перечисления платежа.

Не происходит начисление и оплата НДС по импортируемой продукции в том случае, если товар был отгружен поставщиком, но до российского импортера так и не дошёл. К учёту такой товар принят не был – налоговой базы не существует.

Как рассчитывается налог

Цена продукции, которая импортируется в Россию, может быть определена по договору купли-продажи. Учитывается цена сделки, которая отражается в договоре, и та, которая платится продавцу покупателем. Налоговая база по НДС не увеличивается на фоне наличия расходов на перевозку товаров.

Итоговая налоговая сумма, которая выплачивается в бюджет, может быть рассчитана по следующей формуле:

цена ввозимой продукции + акцизы (актуально для подакцизной продукции) х налоговая ставка (10–18%).

Вероятность ошибки

Налоговая сумма выставляется продавцом по документации, в соответствии с действующим законодательством.

На этом фоне человек, приобретающий товары, определяет НДС самостоятельно, и затем вносит оплаты в ФНС.

Налоговая база обязательно рассчитывается на дату, когда товары были приняты к учёту.

Исходить надо из конечной цены продукции. Если она приобреталась за инвалюту, то сумма в рублях может быть определена посредством пересчёта в валюте по курсу Центробанка. При этом учитывается дата, когда импортируемая продукция была принята к учёту.

Эта база умножается на налоговую ставку. Затем определяется сумма, которую требуется внести.

Когда оплачивается налог

Выплату требуется осуществить строго до 20 числа месяца, который следует за тем, в котором товары были оприходованы, и наступил срок уплаты по лизинговому договору.

Советуем посмотреть видео: кто должен платить НДС в ЕАЭС.

Учёт импортируемого товара из РК

Порядок представлен в табличке:

Операция Дебет Кредит
Цена товаров, которые импортируются из РК 42 61
Оплаченная импортируемая продукция 61 52
Налог начислен к оплате 20 69
Отдача выручки от продажи 63 90-2

Пример.

В июле ООО «Слон» произвело импорт в Россию из Казахстана продукции для дальнейшей перепродажи. Стоимость по договору поставки – 500,0 тыс. рублей.

Сумма НДС, которая была выплачена компанией в бюджет РФ, составила 90,0 тыс. р. (при налоговой ставке в 18%).

Отчётность по НДС

Предприятие подаёт декларацию.

К ней прилагаются следующие документы:

  • заявление (4 экземпляра, бумажный и электронный варианты);
  • банковская выписка;
  • товаросопроводительная документация;
  • счёт-фактура;
  • договор на приобретение продукции;
  • договор посредника (при его заключении).

Вся документация предоставляется в виде ксерокопий, которые заверяются нотариально. Исключение составляет заявление – оно подаётся в оригинале.

Эти же требования актуальны при экспорте в Казахстан.

Обязательно проводится камеральная проверка. Если в ходе неё не выявляется никаких несоответствий, тогда инспекция обязуется проставить на всех экземплярах заявления отметку об оплате НДС. Срок – 10 дней.

Три экземпляра заявления с отметкой налоговая инспекция возвращает ходатайствующему лицу. Два экземпляра заявитель отдаёт экспортёру, один остаётся у него.

По косвенным налогам

Декларация включает в себя титульный лист и 3 раздела:

  • Раздел 1. Содержит информацию об акцизах. Заполняется по необходимости.
  • Раздел 2. Сумма налога к оплате.
  • Раздел 3. Содержит информацию о товаре.

Подтверждение импорта

  • транспортной документации;
  • таможенной декларации;
  • инвойса;
  • сертификатов и лицензии на груз;
  • квитанции об уплате таможенных сборов.

Эти же документы нужны при подтверждении импорта товаров в Казахстан.

Смотрите в видео: что нужно делать при получении импорта из ЕАЭС.

Изменения в законодательстве ЕАЭС

ТКЕАЭС вступил в силу 01.01.2018. Новый документ призывает обеспечить единое таможенное регулирование на территории ЕАЭС, создание приемлемых условий для участников внешнеэкономической деятельности, а также упрощение прохождения таможенных формальностей.

  • предоставление возможности участникам воспользоваться отсрочкой оплаты ввозных таможенных пошлин (срок – не более 30 дней);
  • предъявление декларации на продукцию без документации, которая подтверждает заявленные сведения;
  • усовершенствование института уполномоченного экономического оператора;
  • предоставление возможности внесения дополнений в декларацию на продукцию.

Более подробно с изменениями можно ознакомиться по ссылке.

Документы для таможенного оформления

Список документов для таможенного оформления:

  • паспорта директора и главного бухгалтера;
  • учредительная документация, а также документы по организации;
  • бухгалтерский баланс субъекта ВЭД за последний отчётный период;
  • устав компании;
  • приказ о назначении главбуха;
  • учредительный договор + изменения;
  • решение собрания о назначении директора;
  • свидетельство о постановке на учёт в налоговой;
  • справки из банков.

Советуем посмотреть видео: процедура оформления таможенной пошлины на товары, импортируемые из стран ЕАЭС.

Особенности включения ввозного ЕАЭС, НДС в вычеты

Плательщики налога принимают к вычету оплаченный НДС, если ввозимая продукция предназначается для пользования в операциях, облагаемых НДС.

Для этого требуется зарегистрировать ходатайство в книге покупок. В нём указываются реквизиты документации, в которой подтверждается оплата ввозного НДС.

Читайте также: