Инвентаризационная опись по ндс

Опубликовано: 30.04.2024

При пересчете товаров и прочих ТМЦ необходимо оформлять бумаги. Они имеются в виде подготовленных стандартных бланков. В этой статье мы подробно расскажем о ведении инвентаризационной описи товарно-материальных ценностей с образцом заполнения бланка ведомости. А также раскроем сопутствующие вопросы, которые возникают у работников или у проверяющего органа.

инвентаризационная опись

Что это такое

С ревизией сталкиваются все, кто работает с материальными, финансовыми активами предприятия. При поступлении они ставятся на учет. Затем с определенной периодичностью проводится контроль, в ходе которого устанавливается соответствие всех записанных и числящихся документально объектов с фактическим наличием. После проделанной работы устанавливаются такие вердикты – избыток или недостача.

Процесс проводят специальные люди. Они действуют строго по протоколу, внутреннему распорядку компании и рекомендациям Минфина. Обязательно подлежат анализу следующие коммерческие объекты:

  • все складские помещения – учитывается основной оборот деятельности, пронумерована техника;
  • цеха, заводы – места, где осуществляется производственный цикл, в учет идет все, в том числе сырье и заготовки, детали;
  • торговые залы, витрины;
  • кассы.

Мы рассмотрели классическое содержание инспектирования, которое включает изготовление и реализацию продуктов производства коммерческого предприятия. Но на других точках все может происходить иначе, например, рестораны, кафе, спортивные комплексы или иные места предоставления услуг. Здесь нет реализуемой продукции или она содержится в небольшом количестве, зато есть другие позиции в смете – посуда, спортинвентарь и пр.

Решения для бизнеса

Отдельно стоят государственные учреждения, аптеки. У них этот процесс более сложный, потому что любая ошибка в отчетности или значительная недостача может рассматриваться как халатность, превышение полномочий или вовсе растрата бюджета, за что грозит не только увольнение и штраф, но и уголовное преследование вплоть до заключения.

В процессе указанной деятельности составляется инвентаризационная опись – это бумага, предназначенная для фиксации ТМЦ, их количества, качества. Обычно она оформляется в двух идентичных копиях в присутствии сотрудника, несущего ответственность, и участников комиссии. Все перечисленные лица ставят по окончании проверки свои подписи. В результате один заполненный бланк передается в бухгалтерию на хранение, а второй остается у ответственного лица.

Чтобы осуществить все перечисленные выше вроде бы простые манипуляции, требуется сперва получить подписанный указ о проведении инвентаризации по форме ИНВ-22. Эта отчетность не только предупреждает о приближении инспекции и санкционирует ее, но и выступает важным актом, который предоставляется как доказательство. Поэтому она хранится у бухгалтера в течение 5 лет.

Утвержденная форма

Уже в процессе подсчета ценностей пользуются (заполняют его) специальным унифицированным бланком – ИНВ-3. Он утвержден постановлением Госкомстата России еще в 1998 году и применяется до настоящего времени без изменений для любого предприятия, коммерческого или муниципального объекта. Его можно использовать как пример заполнения инвентаризационной описи.

Это трехстраничный акт, вот его незаполненный и максимально сокращенный образец:



В ходе работы он подвергается предварительному заполнению, в него вносятся от руки следующие сведения:

  • Наименование организации и вид деятельности.
  • Номер приказа, распоряжения, а также дата.
  • Вид ТМЦ, которые находятся в собственности организации, полученные для переработки.

После этого идет классическая формула, согласно которой ответственные лица подтверждают и гарантируют, что соблюдены все формальности при списании в расход и имеются все доказательства, чеки.

Затем представлена большая таблица, в которой указан каждый элемент ТМЦ – его номер, наименование, номенклатурный код, стоимость, количество и прочие таблицы по усмотрению. Чем больше инвентаря, тем обширнее будут списки. В его конце следует строка «Итого» – это сумма, активы организации.

После этого идут уже подписи и подсчеты.

Форма ИНВ-3 — классическая для всех предприятий. Она создается единая к моменту начала деятельности, когда все ценности ставят на баланс в бухгалтерии. Но ежемесячно может что-то меняться – новые торговые позиции появляются, другие полностью списываются и убираются из перечня. Чтобы это подтвердить и составить новые списки, требуется письменное подтверждение от руководителя в форме приказа. Устно такие мероприятия не обосновываются.

Порядок заполнения бланка инвентаризационной описи с примером

Страница заполняется в два подхода. Сперва вписывается шапка и все позиции товаров, а затем, уже во время оценки количества и состояния предметов указывается наличие. После – проставляются подписи материально ответственного лица (МОЛ) и члена комиссии.

Начнем с шапки. Далеко не все поля, которые там представлены, обязательные. Например, вид деятельности, он же код ОКОНХ, указывается как основной реквизит, хотя в ряде других документов он пропускается. А графа «Вид операции» часто пустует, поскольку не все организации официально используют систему кодов. Также можно ничего не писать в строке «структурное подразделение». Отметим, что в местах, где ничего указать, не нужно ставить прочерки или иные знаки отсутствия данных, достаточно оставить его пустым.

Шапка – это был первый шаг. Здесь же следует указать всю информацию о документе, на основании которого проводится плановая или внеочередная проверка. Это может распоряжение руководителя. Чаще всего бумага выглядит так:

инвентаризационная опись

Таким образом, уже на предварительном этапе известны:

  • дата проведения;
  • инициалы и должности членов комиссии;
  • что именно подлежит инвентаризации.

Поэтому эти сведения, как и номер приказа, можно уже заранее занести в отчет ИНВ-3.

Второй шаг – подтверждение того, что вверенные в его хранения ценности, денежные средства были либо оприходованы (и на это предоставляются подтверждения, чеки), либо списаны – этот факт тоже проверяется. Нужно быть готовым предоставить причины списания, объяснительные. Например, просроченные продукты или товары, поврежденные при транспортировке. Под соответствующим пунктом МОЛ ставит свою подпись еще до начала всей процедуры.

Решения для бизнеса

Шаг №3: переходим к таблице. Она включает основной смысл проведения сверки, поскольку в ней подробный перечень всего, что входит в ТМЦ предприятия. Это может быть: сырье, детали и заготовки, готовая продукция, все товарные единицы, а также мебель, техника и прочий инвентарь, который имеет стоимость и находится на балансе.

В среднем любая фирма имеет множество позиций. И учет практически невозможен без компьютерной программы – вручную это займет много часов. Лучшее ПО для коммерческих объектов, складских помещений предлагает компания «Клеверенс». Это программное обеспечение для проведения инвентаризации оборудования и инструментов, материалов, основных средств с использованием штрихкодов. Таким образом, все первые 9 столбцов уже сразу несут в себе информацию о товарной единице, их количестве, стоимости, серийном номере. Потребуется только вписать «Фактическое наличие». Отметки делает комиссия при сопровождении сотрудника, несущего ответственность. Никакого подлога данных быть не может. Запрещено заполнять ведомость, ориентируясь только на слова и заверения МОЛ, надо все точно проверить, посмотреть, удостовериться и запротоколировать.

После перечисления подводится итог. Для удобства подсчета конечные выводы делаются постранично. А затем складываются воедино. Количество страниц зависит от того, насколько объемная номенклатура.

Шаг №4: все члены проверочной комиссии ставят свои подписи в знак того, что они подтверждают полученные сведения. Это же делает материально ответственный сотрудник. Кто может входить в состав проверяющих:

  • администраторы;
  • бухгалтер;
  • люди, занимающие руководящие должности;
  • специалисты по соседнему цеху и пр.

Главное, что перечень лиц утвержден заранее приказом.

Как правильно заполнять

Есть несколько рекомендаций и требований к тому, как правильно заполнить опись товарно-материальных ценностей:

  • вносить правки запрещено без присутствия МОЛ;
  • в составе комитета всегда должны быть те же лица, которые были озвучены приказом;
  • сведения записываются только после реального обнаружения фактического наличия ТМЦ (не со слов кого-либо).

Все результаты записываются на бумаге. При этом фиксируется как наличие, так и недостаток. На основании этого далее будут составляться акты, которые подтверждают избыток или недостачу. Если такое выявлено, то следует проводить служебное расследование или списывать все в колонку «Расходы» бухучета. На все это следует также подписывать приказы.

Кроме того, необходимо обязательно указывать:

  • стоимость товарной единицы – от этого зависит, например, какая сумма будет высчитываться с сотрудника, ответственного за это;
  • код продукта – так проще по артикулу проводить все процедуры;
  • состояние, качество.

Последнее важно в ходе того, что ряд изделий бывает бракованным или сломанным. Они обычно продаются с большой скидкой, часто в ущерб компании, а иногда это и основание для списания. Таким образом, даже испорченные вещи обязательно должны быть зафиксированы в перечне.

Если в формуляре (в таблице) остаются свободные столбцы, то их на всю ширину места перечеркивают буквой Z, это нужно для того, чтобы не вписать туда ничего лишнего.

Как указывалось ранее, берется бланк по форме ИНВ-3. Но если в корпорации имеются нефинансовые активы, то их следует заносить в формуляр 0504087. Выглядит чистый образец так:

как заполняется инвентаризационная опись

По сути, в нем содержатся те же поля, что и в выше представленном, только не учитывается стоимость учетных единиц.

Детализация описи

Так называются те самые таблицы, которые составляют основной объем акта. Важно то, что для одного типа ценностей должен быть особенный бланк. Таким образом, если необходимо учесть сырье, товары и мебель, следует подготавливать и заполнять три отчета.

Все колонки пронумерованы, всего их тринадцать. Одна из них, №9, заполняется факультативно, то есть в необязательном порядке. Посмотрим на пример:

как правильно заполнить инвентаризационную опись

Здесь мы видим, что эта графа остается незаполненной. Дело в том, что оформление технических устройств или ювелирных изделий более сложное, так как у них есть паспорт. Именно в таких случаях строка необходима. Также обратите внимание на колонки 10, 11 и 12, 13. Как раз они и зачастую расходятся, так как фактическое наличие бывает больше или меньше, чем заявленное в бухучете. Если это подтвердилось, то следует заполнить форму ИНВ-19:сличительная ведомость по результатам инвентаризации.

Внесение сведений в бумагу на основные средства (ОС)

Этот процесс проводится не реже, чем раз в три года. При этом применяется форма ИНВ-1, которая по содержанию практически не отличима от выше представленного. Его оформление соответствует приведенному выше порядку. Здесь в графах будут указаны следующее:

  • недвижимое имущество;
  • автомобили и иные ТС, в том числе сельскохозяйственные машины;
  • оборудование и электротехника;
  • хозинвентарь;
  • взрослый рабочий скот;
  • специальные инструменты и прочие средства, которые являются основными для обеспечения деятельности предприятия.

Заполненная инвентаризационная (инвентарная) опись ОС

Приведем пример, как может выглядеть ведомость по графе имущества:

как заполнить инвентаризационную опись товарно материальных ценностей

Как мы видим, некоторые поля остаются незаполненными.

Когда проводится инвентаризация

Обычно процесс является профилактическим, совершается по заранее составленному графику и не представляет ничего особенного и неожиданного для персонала. Так проверки возможно осуществлять каждый месяц – сверка кассы и товаров, а для основных средств – раз в 3 года. Но также бывают внеплановые перерасчеты, они показаны в следующих случаях:

  • меняется руководящее лицо, компания передается в пользование другому владельцу или арендатору;
  • составляется годовой отчет;
  • происходит смена материально ответственных лиц – старое должно подписать акт о сдаче ценностей, а новое – о получении;
  • в ходе служебного расследования на предмет хищения или превышения полномочий;
  • ситуации, которая вызвана непреодолимыми силами – наводнением, пожаром, то есть, когда нужно подсчитать убытки;
  • при реорганизации или ликвидации всей фирмы.

Так как большинство актов, приказов и прочих бумаг является унифицированными, то есть подходящими под деятельность любой компании, то мы предлагаем вам непосредственно сейчас сохранить образцы:

Ответственность за составление

Все лица, которые принимают участие в процессе пересчета ценностей, являются ответственными. Поэтому каждый член комиссии, который поставит свою подпись, отвечает за задокументированные результаты. Также обязанности не снимаются с лица, который изначально отвечал за ТМЦ. Обычно это продавец, кладовщик, менеджер. Если допущены ошибки, то перечисленные люди, возможно, будут оштрафованы с указанием – причинение материального вреда предприятию. Если один из участников комиссии не пришел на проверку, ее результаты реально признать недействительными.

Срок хранения

Все документы подвергаются складированию в архивах на протяжении 5 лет.

В статье мы объяснили, что такое инвентаризационная опись. Сделайте весь процесс ведения бухгалтерии удобнее и быстрее с программным обеспечением от «Клеверенс».

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика НДС

Известно, что перед составлением отчетности за очередной финансовый год необходимо провести инвентаризацию имущества и обязательств. Этой обязанностью, установленной Законом о бухгалтерском учете, часто пренебрегают, полагая, что никаких негативных последствий не наступит. Однако проведение инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности по состоянию на 31 декабря 2007 года не только поможет подтвердить показатели строк бухгалтерской отчетности, но и проконтролировать правильность завершения переходного периода по НДС, введенного Законом № 119-ФЗ .

–разрешено предъявлять к вычету суммы «входного» НДС, не дожидаясь оплаты приобретенных товарно-материальных ценностей (работ, услуг, имущественных прав);

–запрещено начислять НДС к уплате в бюджет методом «по оплате», то есть после погашения задолженности покупателями продукции (работ, услуг, имущественных прав).

В связи с введением новых правил расчетов налогоплательщиков с бюджетом законодатель предусмотрел в ст. 2 и 3 Закона № 119-ФЗ переходные положения, действующие с 01.01.2006 до 01.01.2008. Меньше всего хлопот этот закон принес тем организациям, которые определяли налоговую базу методом «по отгрузке». У них порядок начисления НДС не изменился. При этом в соответствии с ч. 10 ст. 2Закона № 119-ФЗ они производили вычеты сумм налога, не оплаченных при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав, которые были приняты ими к учету до 1 января 2006 года, в первом полугодии 2006 года равными долями. Если предприятие не осуществляло строительство объектов (для собственных нужд или на продажу), то переходный период для бухгалтера уже давно закончился, поэтому ему нет необходимости изучать правила его завершения. Они установлены лишь для тех налогоплательщиков, которые:

–уплачивали НДС в бюджет по мере поступления платы за реализованные товары (работы, услуги, имущественные права);

–имели на балансе по состоянию на 1 января 2006 года объекты незавершенного строительства.

Проанализируем нюансы переходного периода для первых из названных налогоплательщиков.

. Так мы будем именовать дебиторскую и кредиторскую задолженности, возникшие у организаций до 01.01.2006. Итак, если по состоянию на 31 декабря 2007 года на балансе предприятия таких долгов нет, значит, переход на новые правила расчетов с бюджетом по НДС полностью завершен и в первом налоговом периоде 2008 года налог уплачивается в общеустановленном гл. 21 «НДС» НК РФ порядке (дополнительных расчетов и проводок на счетах учета производить не нужно).

Если в переходном периоде «старая» дебиторская задолженность покупателями не была погашена, то в I квартале 2008 года она увеличивает налоговую базу. Получается, что НДС с этой суммы, если и в дальнейшем она не будет погашена, уплачивается за счет средств организации. Таким образом, в первом налоговом периоде 2008 года сальдо по «отложенному» НДС на счете 76 закроется.

К сведению : при списании дебиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности она учитывается в целях налогообложения прибыли во внереализационных расходах организации, включая сумму НДС (письма Минфина РФ от 07.10.2004 № 03-03-01-04/1/68 , УФНС
по г. Москве от 05.06.2007 № 20-12/052920 , Определение Конституционного суда от 12.05.2005 № 167-О , Постановление ФАС ЦО от 20.03.2006 № А09-19604/04-12 и др.)4.

Одновременно в силу п. 9 ст. 2 Закона № 119-ФЗ бухгалтер вправе включить в состав налоговых вычетов НДС с суммы «старой» кредиторской задолженности (за приобретенные товары, работы, услуги, имущественные права, оприходованные до 01.01.2006). В течение переходного периода вычет по таким товарам (работам, услугам) производился по мере их оплаты (п. 8 этой статьи). Таким образом, с суммы непогашенной «кредиторки» НДС предъявляется к вычету в I квартале 2008 года. Следовательно, на 01.04.2008 сумм налога, не принятых к вычету по «старой» кредиторской задолженности, уже не останется, то есть сальдо
по счету 19 «Налог на добавленную стоимость» в большинстве случаев5 будет равным нулю.

Обратите внимание : в дальнейшем при списании указанной задолженности в связи с истечением срока исковой давности сумма НДС не может быть включена во внереализационные расходы на основании пп. 14 п. 1 ст. 265 НК РФ, поскольку она уже была принята к вычету.

Несмотря на то что п. 1 ст. 2 Закона № 119-ФЗ установлена обязанность проведения инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности по состоянию на 31.12.2005 включительно, по мнению автора, во избежание ошибок при начислении и принятии к вычету сумм НДС бухгалтеру необходимо провести такую инвентаризацию и по состоянию на 31.12.2007. Для оформления результатов инвентаризации с дебиторами и кредиторами используется унифицированная форма № ИНВ-17 (утверждена Постановлением Госкомстата РФ от 18.08.1998 № 88 ). В случае проведения проверки составленные документы помогут бухгалтеру доказать инспекторам правильность исчисления суммы НДС к уплате в бюджет за I квартал.

Пример.

ООО «Полет» занимается производственной деятельностью и при этом до 01.01.2006 в целях начисления НДС применяло метод «по оплате». По результатам инвентаризации по состоянию на 31.12.2007 в учете числятся суммы задолженности:

–дебиторской – 1 180 000 руб. (в том числе НДС – 180 000 руб.) за готовую продукцию, реализованную в ноябре 2005 г.;

–кредиторской – 2 360 000 руб. (в том числе НДС – 360 000 руб.) за сырье, приобретенное в мае 2005 г. для осуществления производственной деятельности.

Предположим, что в марте 2008 г. указанная кредиторская задолженность полностью погашена путем перечисления денежных средств на расчетный счет поставщика. В апреле покупатель готовой продукции уплатил долг ООО «Полет».

Бухгалтер отразит операции в учете следующим образом:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Январь 2008 г.

Март 2008 г.

Апрель 2008 г.

Выполнение СМР для собственного потребления

Прежде всего напомним, что до вступления в силу Закона № 119-ФЗ НДС при выполнении СМР для собственного потребления следовало начислять к уплате в бюджет в периоде принятия на учет объекта, завершенного капитальным строительством (п. 10 ст. 167 НК РФ). Право на вычет НДС, начисленного бухгалтером со стоимости выполненных для собственного потребления СМР, возникало после его уплаты в бюджет. При этом в соответствии с п. 5 ст. 172 НК РФ (в редакции до 01.01.2006) «входной» НДС, предъявленный подрядными строительными организациями и поставщиками (со стоимости товаров, работ, услуг, приобретенных для строительства), принимался к вычету с момента начала начисления амортизации по данному объекту или в периоде его реализации.

Эти правила были кардинально изменены в связи с вступлением в силу Закона № 119-ФЗ . С 1 января 2006 года моментом определения налоговой базы по СМР, выполняемым собственными силами организации, является последний день каждого налогового периода (месяца или квартала). Начисленные суммы НДС организация может предъявить к вычету из бюджета после их отражения в налоговой декларации и уплаты в бюджет в составе общей суммы налога, подлежащей уплате за данный налоговый период по налоговой декларации в соответствии с порядком, установленным ст. 173 НК РФ (Письмо Минфина РФ от 03.07.2006 № 03-04-10/09 ). Следовательно, перечислять в бюджет всю начисленную со стоимости СМР сумму НДС не надо, достаточно отразить ее по строке 110 раздела 2.1 декларации и перечислить в бюджет разницу между исчисленным НДС (по всем операциям за налоговый период) и общей суммой вычетов, показанной по строке 280.

Так же как и прежде, организациям предоставлено право предъявления к вычету НДС со стоимости материалов (работ, услуг) и СМР, выполненных подрядчиками. Причем начиная с января 2006 года такими вычетами можно воспользоваться не с момента начисления амортизации по объекту завершенного капитального строительства или его реализации, а в периоде оприходования приобретенного имущества, работ, услуг независимо от погашения задолженности перед поставщиками и подрядчиками.

В данном случае правила переходного периода установлены ст. 3 Закона № 119-ФЗ . Они применяются в том случае, если на балансе предприятия по состоянию на 1 января 2008 года имеются объекты незавершенного строительства, сооружение которых начато до 01.01.2006.

Коротко напомним содержание ст. 3 Закона № 119-ФЗ . Во-первых, суммы НДС, предъявленные подрядчиками и уплаченные им, которые не были приняты к вычету до 1 января 2005 года, подлежат вычету:

–по мере постановки на учет соответствующих объектов завершенного капитального строительства, при условии если они будут использоваться для осуществления облагаемых налогом операций;

–при реализации объекта незавершенного капитального строительства.

При этом, как сообщается в п. 1 Письма ФНС РФ от 18.10.2006 № ШТ-6-03/1014@ , в целях применения этой нормы объекты завершенного капитального строительства считаются принятыми на учет в том налоговом периоде, в котором оформлены первичные учетные документы, подтверждающие дату ввода объекта в эксплуатацию. Таким образом, если создание объекта недвижимости с привлечением подрядных организаций начато в 2004 году или ранее, то «входной» НДС со стоимости СМР предъявляется к вычету в периоде перевода объекта в состав основных средств (дебет счетов 01 «Основные средства» или 03 «Доходные вложения в материальные ценности»).

Во-вторых, суммы уплаченного подрядчикам налога, предъявленные с 01.01.2005 по 01.01.2006, организация могла принять к вычету:

–в течение 2006 года равными долями по налоговым периодам;

–в периоде ввода завершенного строительством объекта в эксплуатацию или при реализации недостроенного объекта, если это произошло в течение 2006 года.

Таким образом, по состоянию на 1 января 2008 года налог, предъявленный подрядными строительными организациями в течение 2005 года, при условии погашения задолженности за выполненные СМР и наличии счетов-фактур полностью принят к вычету. В случае списания указанной задолженности в связи с истечением срока исковой давности НДС включается во внереализационные расходы на основании пп. 14 п. 1 ст. 265 НК РФ.

В-третьих, НДС, уплаченный по товарам (работам, услугам), израсходованным для выполнения СМР до 1 января 2005 года, предъявляется к вычету по мере постановки на учет объекта основных средств или при реализации «недостроя». При этом в периоде принятия к учету завершенного строительством объекта бухгалтер должен начислить НДС со стоимости СМР, выполненных до 01.01.2005. Начисленная сумма налога может быть предъявлена к вычету после ее перечисления в бюджет (в составе общей суммы НДС по налоговой декларации) и начала начисления амортизации по объекту основных средств.

В-четвертых, в силу п. 6 ст. 3 Закона № 119-ФЗ суммы налога, предъявленные и уплаченные организацией по товарам (работам, услугам), использованным при выполнении работ в течение 2005 года (с 01.01.2005 по 31.12.2005), должны были предъявляться к вычету в декабре 2005 года либо позднее по мере погашения задолженности перед поставщиками.

Как видим, ст. 3 Закона № 119-ФЗ не установлены особенности применения налоговых вычетов со стоимости:

–товаров (в том числе оборудования к установке), приобретенных до 01.01.2006 и использованных для выполнения СМР силами подрядных организаций;

–работ (услуг), приобретенных для строительства (в частности, при проведении экспертизы, приобретении проектной документации, получении разрешений на строительство и т. д.).

В связи с этим специалисты налоговой службы разъясняют, что вычет указанных сумм налога производится после начала начисления амортизации в налоговом учете или при реализации объекта незавершенного строительства (см. Письмо Минфина РФ от 16.01.2006 № 03-04-15/01 , п. 4 Письма ФНС РФ от 18.10.2006 № ШТ-6-03/1014@ , Письмо УФНС по г. Москве от 31.01.2007 № 19-11/8073 ). Однако уже приняты решения, в которых судьи отклонили аналогичные требования ИФНС и поддержали налогоплательщиков, воспользовавшихся правом вычета в более ранний период (см., например, Постановление ФАС ПОот 28.08.2007 № А55-17300/06 ).

Кроме того, ст. 3 Закона № 119-ФЗ не установлен специальный порядок применения налоговых вычетов по товарам (работам, услугам), приобретенным (оплаченным) в период с 01.01.2005 по 31.12.2005 и использованным организацией при выполнении СМР хозяйственным способом после 1 января 2006 года. Не исключено, что налоговые инспекторы при проведении проверки также потребуют предъявления НДС к вычету только с момента начала начисления амортизации объекта. Именно такую позицию налоговики отстаивали в споре, рассмотренном в Постановлении ФАС ЦО от 12.03.2007 № А-62-2741/2006 . При этом организация воспользовалась правом на вычет в соответствии с общими правилами, установленными ст. 171 и 172 НК РФ в новой редакции. В данном случае бухгалтер в феврале 2006 года начислил НДС со стоимости СМР, выполненных хозспособом, и одновременно произвел вычет налога по товарам, израсходованным при строительстве в этом же месяце, но оприходованным в 2005 году. Судьи вынесли решение в пользу предприятия, отметив следующее. Поскольку ст. 3 Закона № 119-ФЗ специальные правила вычета спорных сумм «входного» НДС не установлены, организация правомерно руководствовалась общими правилами, согласно которым достаточно оприходовать имущество и иметь правильно оформленные счета-фактуры.

Таким образом, по мнению судей, вычет «входного» налога со стоимости имущества, оприходованного до 01.01.2006, но использованного при выполнении СМР (силами организации или подрядчиков) для собственного потребления после указанной даты, производится по правилам ст. 172 НК РФ в редакции Закона № 119-ФЗ .

С учетом вышеизложенного становится понятно, что предприятия, имеющие на балансе объекты незавершенного капитального строительства, на которых СМР для собственного потребления были начаты
до 1 января 2005 года, скорее всего не смогут завершить переходный период в I квартале 2008 года, как все остальные налогоплательщики. Дело в том, что в силу ст. 3 Закона № 119-ФЗ организация вправе принять к вычету суммы НДС по подрядным работам, осуществленным в 2004 году, и по материалам, переданным подрядчикам, только при одновременном соблюдении двух условий:

–товары, работы, услуги оплачены;

–объект завершенного строительства принят на учет в состав основных средств либо произведена реализация объекта незавершенного строительства.

В данном случае завершить переходный период по правилам рассмотренной выше ст. 2 Закона № 119-ФЗ организация не вправе. Такой вывод подтвержден арбитражной практикой. Так, судьи ФАС СКО в Постановлении от 19.06.2007 № Ф08-3539/2007-1434А указали, что при наличии специальной нормы, посвященной вычету НДС при капитальном строительстве ( ст. 3 Закона № 119-ФЗ ), общая норма ст. 2 этого закона не применяется. Статьей 3 Закона № 119-ФЗ установлены переходные положения, предусматривающие соответствующий порядок применения налоговых вычетов по строительно-монтажным работам в зависимости от момента принятия их на учет. Именно данная статья определяет особенности начисления и принятия к вычету сумм НДС по операциям, связанным с проведением капитального строительства, имеет специальный характер по отношению к общим нормам статьи 2 Закона № 119-ФЗ, поэтому общество не вправе определять порядок применения налогового вычета по строительно-монтажным работам по пункту 10 статьи 2 Закона № 119-ФЗ.

В заключение отметим, что рассмотренные выше правила расчетов с бюджетом по НДС при выполнении организацией СМР для собственного потребления применимы в случае, если завершенный строительством объект планируется использовать в облагаемой НДС деятельности – в производстве продукции (для выполнения работ, оказания услуг) или для управленческих нужд. В стоимость работ для целей исчисления НДС включаются только СМР, выполненные собственными силами предприятия. При этом затраты на оплату услуг подрядчиков при определении налоговой базы не учитываются (Постановление Президиума ВАС РФ от 09.10.2007 № 7526/07 , Письмо ФНС РФ от 04.07.2007 № ШТ-6-03/527 , Постановление ФАС УО от 24.09.2007 № Ф09-7797/07-С3 и др.). В данном случае бухгалтеру следует также руководствоваться п. 22 Постановления Росстата от 17.01.2007 № 6 , согласно которому к строительно-монтажным работам, выполненным хозяйственным способом, относятся работы, осуществляемые для своих нужд собственными силами организаций, включая работы, для выполнения которых организация выделяет на стройку рабочих основной деятельности с выплатой им заработной платы по нарядам строительства.

1 Федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».

2 Федеральный закон от 22.07.2005 № 119-ФЗ «О внесении изменений в главу 21 части второй НК РФ и о признании утратившими силу отдельных положений актов законодательства РФ о налогах и сборах».

3 Напомним, что с 01.01.2008 налоговым периодом по НДС является квартал (п. 4 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 137-ФЗ).

4 Подробнее об этом см. статью Т. В. Павловой, Н. Н. Луговой «Списание дебиторской задолженности» в № 21, 2007.

5 Дебетовое сальдо на счете 19 может остаться, например, в случае если в предъявленных ранее предприятию счетах-фактурах выявлены нарушения в оформлении (см. п. 5 и 6 ст. 169 НК РФ).

Инвентаризация-2020: нюансы проведения и оформления результатов
happystock / Depositphotos.com

Один из обязательных этапов подготовки к годовому отчету – проведение инвентаризации. И весьма неосмотрительно считать эту процедуру чем-то рутинным и малозначимым, поскольку непроведение инвентаризации или неотражение ее результатов в учете – повод для штрафа по ст. 15.15.6 КоАП, ведь контролирующие органы из года в год расценивают это как грубое нарушение порядка составления бухгалтерской/ бюджетной отчетности (Письмо Минфина России от 8 октября 2020 г. № 02-07-05/88028).

Более того, результаты проведенной инвентаризации ревизоры могут признать недействительными, а значит в этом случае инвентаризация также не сможет подтвердить достоверность годовой отчетности. Это возможно, если выяснится, например, что согласно Табелю кто-то из членов инвентаризационной комиссии при проведении подсчетов, обмеров, иных инвентаризационных действий находился в командировке, на больничном, в отпуске и т. д. Как быть, если член инвентаризационной комиссии отсутствует? Ответ – здесь.

А в нынешнем "коронавирусном" году важное значение приобретает также способ проведения инвентаризации. В соответствии со Стандартом "Концептуальные основы. " учреждение определяет его в рамках своей ученой политики. В частности, на фоне ограничительных мер по борьбе с нераспространением COVID-19 инвентаризация временно может проводиться средствами видео-, аудиофиксации с учетом иных положений, предусматривающих соблюдение ограничений по социальной дистанции.

Еще один немаловажный вопрос – оформление результатов инвентаризации. Напомним, что месяц назад в силу вступили масштабные изменения в в Перечни обязательных к применению унифицированных форм первичных учетных документов и регистров бухучета и Методические указания по их применению, утвержденные Приказом № 52н. Согласно поправкам, учреждения и органы, не передавшие полномочия по ведению учета и составлению отчетности по основаниям, определенным БК РФ, вправе начать применение электронных первичных учетных документов и электронных регистров бухгалтерского/ бюджетного учета, в том числе Инвентаризационных описей, по мере их организационно-технической готовности. Если ваше учреждение приняло такое решение, обязательно зафиксируйте дату перехода на электронный документооборот в учетной политике. Для кого применение электронных документов станет обязательным уже с 1 января 2021 года, смотрите здесь.

Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться

Если же вы по-прежнему оформляете Инвентаризацонные описи на бумаге, то следует помнить, что заполняя сведения о фактическом наличии объектов в описях до проведения инвентаризации, учреждение очень рискует. Информация о фактическом наличии объектов в графы 5-9 Инвентаризационной описи (ф. 0504087) должна быть внесена непосредственно в процессе проведения инвентаризации и только после проверки их фактического наличия. Заполнение таких сведений до проведения самой проверки может свидетельствовать о формальном подходе к проведению инвентаризации и, как следствие, ведет к признанию ее результатов недействительными.

Признаки формальности проверяющие могут увидеть и в случае одновременной фиксации остатков имущества на 1 января по значительному количеству мест хранения, например, нескольким складам, без приостановления их деятельности на время пересчета, обмера, взвешивания и т.д.

Какие еще ошибки допускают учреждения при подготовке и проведении инвентаризации, смотрите здесь. Избежать их помогут наши специальные материалы. В них – вся самая актуальная информация, примеры и рекомендации по данному вопросу:

  • как организовать и провести инвентаризацию: пошаговая инструкция. Отдельные шаги посвящены порядку проведения анализа имущества, капвложений и дебиторки с целью установления объектов, не соответствующих понятию "актив", и выявления признаков обесценения активов – начиная с 2018 года эти инвентаризационные процедуры стали обязательными;
  • как проверить кредиторскую задолженность в пассиве баланса на предмет ее соответствия критериям обязательства – возможно, требуется ее перенос на забалансовый учет;
  • какие еще объекты нужно не забыть проверить при инвентаризации;
  • особенности заполнения первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых при оформлении инвентаризации;
  • отражение результатов инвентаризации в учете.


О.И. Прохорова
автор статьи, консультант Аскон по бухгалтерскому учету и налогообложению

Все организации обязаны провести инвентаризацию перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (ч. 1, 2, 3 ст. 11 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ, п. п. 26, 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, утв. Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н (далее – Положение N 34н), п. 27 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утв. Приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49 (далее – Методические указания по инвентаризации), п. 38 ПБУ 4/99, Приложение к Письму Минфина России от 19.01.2018 N 07-04-09/2694, Приложение к Письму Минфина России от 09.01.2013 N 07-02-18/01).

Цель годовой инвентаризации - выявление фактического наличия имущества, сопоставление его с данными бухгалтерского учета, проверка полноты отражения в учете обязательств, обеспечение достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности (п. 1.4 Методических указании по инвентаризации).

Когда проведение инвентаризации НЕ обязательно

В конце каждого года следует проверить соответствие данных учета фактическому наличию активов и обязательств. Инвентаризации также подлежат имущество и обязательства, учтенные за балансом (абз. 2 п. 1.3, п. 3.7 Методических указаний по инвентаризации).

Фактически находящееся в организации имущество, не учтенное по каким-либо причинам, также подлежит инвентаризации и последующему принятию к бухгалтерскому учету (абз. 2 п. 1.3 Методических указаний по инвентаризации).

Однако перед составление годовой отчетности не обязательно проверять состояние имущества, инвентаризация которого проводилась после 1 октября отчетного года. Таким ообразом, проведение инвентаризации может быть равномерно распределено на весь четвертый квартал. Или внеплановая ревизия по причине смены материально ответственного лица может быть принята для целей подведения итогов года.

Кроме того, инвентаризация основных средств может проводиться один раз в три года, а библиотечных фондов - один раз в пять лет. Например, если организация проверила основные средства в 4 квартале 2019 г., можно больше не делать этого до 4 квартала 2022 г. (п. 27 Положения N 34н и Методических указаний по инвентаризации).

Порядок проведения инвентаризации

Инвентаризация перед составлением годовой бухгалтерской отчетности является плановой и проводится в порядке, установленном внутренними документами организации. Это может быть положение об инвентаризации, входящее в состав учетной политики согласно п. 4 ПБУ 1/2008, или иной распорядительный документ, подписанный руководителем (Письмо Минфина России от 09.01.2020 N 07-01-09/73).

В положении об инвентаризации, как правило, указывают:

  • когда проведение инвентаризации обязательно;
  • сроки проведения инвентаризации в разрезе имущества и обязательств;
  • формы документов, используемые для оформления результатов инвентаризации.

При проведении инвентаризации перед составлением годовой бухгалтерской отчетности следует придерживаться общего порядка:

  • составление графика контрольных мероприятий;
  • оформление приказа о назначении рабочей инвентаризационной комиссии с указанием места, времени и объема инвентаризации (Постановление Госкомстата РФ от 18.08.1998 N 88 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации");
  • получение расписок от материально ответственных лиц (п. 2.4 Методических указаний по инвентаризации);
  • проверка наличия и состояния, а также оценка активов и обязательств сплошным методом (п. п. 2.7, 2.8 Методических указаний по инвентаризации);
  • проверка наличия и условий хранения документов, подтверждающих нахождение активов в собственности или распоряжении организации, а также технической документации (п. 3.2 Методических указаний по инвентаризации);
  • выявление активов, подлежащих списанию (п. п. 3.6, 3.25, 3.26 Методических указаний по инвентаризации);
  • проверка активов на обесценение (п. 35 ПБУ 4/99);
  • выявление сомнительной и безнадежной задолженности (п. 3.8 Методических указаний по инвентаризации);
  • подведение итогов инвентаризации и оформление документов (Постановление Госкомстата N 88);
  • отражение результатов инвентаризации (п. 5.5 Методических указаний по инвентаризации).

Подведение итогов инвентаризации

Для оформления результатов инвентаризации надо заполнить описи, акты, ведомости, можно по унифицированным формам (п. 2.10 Методических указаний по инвентаризации, Постановление Госкомстата N 88). Выявленные излишки или недостачи вносят в сличительные ведомости (формы ИНВ-18 и ИНВ-19) и ведомость учета результатов, выявленных инвентаризацией (форма ИНВ-26). По итогам годовой инвентаризации комиссия обычно составляет протокол.

Наличие и правильное оформление инвентаризационных документов необходимо как для отражения итогов в учете, так и для урегулирования споров, если они возникнут.

Результаты годовой инвентаризации отражаются в годовой бухгалтерской отчетности (п. 5.5 Методических указаний по инвентаризации).

Оприходование излишков

Активы, оказавшиеся в излишке, подлежат оприходованию и зачислению на финансовые результаты организации (п. 5.1 Методических указаний по инвентаризации).

В налоговом учете излишки включают во внереализационные доходы по рыночной стоимости (п. 8, п. 20 ст. 250 НК РФ, Письмо Минфина России от 11.09.2020 N 03-11-06/2/80113). Рыночная стоимость определяется с учетом положений ст. 105.3 НК РФ (п. 5 и 6 ст. 274 НК РФ, Письмо Минфина России от 28.08.2020 N 03-03-06/1/75787). По оприходованным основным средствам можно начислять амортизацию, но амортизационную премию применять нельзя.

ТМЦ учитываются как обычно. Данное имущество может быть списано в производство или продано. Что касается реализации, то полученный в результате таких операций доход уменьшается на сумму рыночной стоимости реализуемого имущества (учтенной как внереализационный доход), по которой оно было принято к учету (пп. 2 п. 1 ст. 268 НК РФ, Письма Минфина России от 23.09.2011 N 03-03-06/1/583, от 11.02.2011 N 03-03-06/1/88, Постановление ФАС МО от 21.02.2013 по делу N А40-2055/12-20-9).

Списание недостач

Недостачи в пределах норм, утвержденных законодательством, списываются по распоряжению руководителя на издержки производства и обращения (п. 5.1 Методических указаний по инвентаризации).

В налоговом учете в составе внереализационных расходов учитываются недостачи материальных ценностей в производстве и на складах, на предприятиях торговли в случае отсутствия виновных лиц, а также убытки от хищений, виновники которых не установлены. В данных случаях факт отсутствия виновных лиц должен быть документально подтвержден уполномоченным органом государственной власти (пп. 5 п. 2 ст. 265 НК РФ).

Нормы НК РФ не содержат указания на то, какие именно документы нужно получить, чтобы подтвердить факт отсутствия виновных лиц, и тем самым не ограничивает налогоплательщика в вопросе подтверждения правомерности учета соответствующих расходов (Письмо Минфина РФ от 08.12.2017 N 03-03-06/1/81919).

Документальным подтверждением может быть, в частности, копия постановления следователя органов внутренних дел РФ о приостановлении предварительного следствия по уголовному делу в связи с неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого (пп. 1 п. 1 ст. 208 УПК РФ, Письма Минфина России от 16.12.2011 N 03-03-06/4/149, от 03.08.2011 N 03-03-06/1/448).

Если виновное лицо обнаружено, то требование о компенсации убытков от хищения денежных средств может быть предъявлено организацией виновному лицу в соответствии с гражданским законодательством РФ. Суммы, полученные в возмещение убытка, являются внереализационным доходом (п. 3 ст. 250 НК РФ), а стоимость утраченного имущества - расходом (пп. 20 п. 1 ст. 265 НК РФ, Письмо Минфина РФ от 27.08.2014 N 03-03-06/1/42717).

Списание безнадежной задолженности

Списание безнадежной задолженности происходит на основании акта инвентаризации расчетов (форма ИНВ-17) и приказа руководителя (п. 77 Положения по бухучету N 34н, ст. 266 НК РФ, Письма Минфина России от 27.12.2018 N 03-03-06/1/95709, от 13.10.2017 N 03-03-06/1/67057, от 11.07.2017 N 03-03-06/1/43877).

Безнадежная дебиторская задолженность подлежит списанию за счет резерва по сомнительным долгам. Если резерва не хватит, остаток долга идет в расходы (ст. 265 НК РФ, Письмо Минфина от 16.01.2018 N 03-03-06/2/1551). В бухгалтерском учете все организации обязаны создавать такой резерв, в налоговом учете - это право организации (п. 70 Положения N 34н, ст. 266 НК РФ, Письмо Минфина России от 31.08.2020 N 03-03-06/2/76195).

Дебиторка подлежит списанию в расходы вместе с НДС (ст. 266 НК РФ, Письмо Минфина от 21.10.2008 N 03-03-06/1/596). По мнению Минфина, при списании долгов по выданным авансам НДС, принятый к вычету с этой предоплаты, необходимо восстановить (Письмо Минфина от 28.01.2020 N 03-07-11/5018).

После списания безнадежная дебиторская задолженность отражается на забалансовом счете 007 в течение пяти лет (п. 77 Положения N 34н).

При УСН списанная дебиторка не учитывается ни в расходах, ни в доходах (Письма Минфина от 20.02.2016 N 03-11-06/2/9909, от 22.07.2013 N 03-11-11/28614).

Безнадежная кредиторская задолженность учитывается в составе доходов и при ОСНО, и при УСН (п. 78 Положения N 34н, пп. 2 п. 1 ст. 248, п. 18 ст. 250, п. 1 ст. 346.15 НК РФ). Если организация на УСН списывает кредиторку по полученному от покупателя авансу, то дохода не возникнет, т.к. доход отражен по мере получения предоплаты (п. 1 ст. 346.17 НК РФ, Письмо Минфина России от 14.03.2016 N 03-11-06/2/14135).

Списание кредиторской задолженности перед поставщиком не обязывает покупателя восстанавливать НДС, ранее принятый к вычету (Письмо Минфина от 21.06.2013 N 03-07-11/23503). При списании кредиторки по полученному авансу исчисленный с него НДС принять к вычету нельзя. Включать его в доходы или в расходы не нужно (ст. 248 НК РФ, Письмо Минфина от 07.12.2012 N 03-03-06/1/635).

Особенности годовой инвентаризации в 2020 году

При проведении инвентаризации перед составление отчетности за 2020 год следует учесть последние изменения бухгалтерского законодательства.

С 2021 года в обязательном порядке будет применятся новый стандарт по учету ТМЦ ФСБУ 5/2019 "Запасы".

Утверждены два стандарта, применение которых обязательно с отчетности за 2022 год, но по желанию можно перейти на новые правила раньше: ФСБУ 6/2020 "Основные средства" и ФСБУ 26/2020 "Капитальные вложения" (Приказ Минфина России от 17.09.2020 N 204н).

Возможно, это потребует от организации более тщательного подхода к проверке и отражению остатков в бухгалтерском учете и отчетности.

Кроме того, по итогам 2020 года особого внимания заслуживают расчеты с подотчетными лицами и инвентаризация остатков по счету 71.

Это связано с вынужденной отменой командировок из-за коронавирусных ограничений и необходимостью для многих налогоплательщиков корректировать свои планы.

Штраф за непроведение инвентаризации

Налоговая инспекция или иные госорганы не могут оштрафовать организацию только за то, что она не провела годовую инвентаризацию. Такого штрафа нет в законодательстве.

Однако без инвентаризации:

  • невозможно получить положительное аудиторское заключение;
  • бухгалтерская отчетность может быть недостоверна, что влечет штрафы как для самой организации, так и для ее должностных лиц (ст. 120 НК РФ; ст. 15.11 КоАП РФ);
  • возможны ошибки в налоговом учете, доначисление налогов, пеней и штрафов (ст. ст. 75, 120, 122 НК РФ).

Образовательное мероприятие

Вы можете посетить семинары автора статьи, чтобы получить ответ на свои вопросы.

О.И. Прохорова - налоговый консультант, аттестованный главный бухгалтер. Более 25 лет практики в сфере бухгалтерского учета и налогообложения. Разработчик курсов и учебных материалов

Инвентаризация: подготовьтесь и проведите с КонсультантПлюс

Проверьте себя - воспользуйтесь доступом на 3 дня бесплатно.


О.И. Прохорова
автор статьи, консультант Аскон по бухгалтерскому учету и налогообложению

Поможем не забыть сделать главное.

Посмотрите актуальные чек-листы для бухгалтера и юриста


1. Общие положения

Настоящие указания являются нормативно-техническим документом для территориальных органов Росземкадастра, устанавливающим технические правила подготовки и оформления сведений о земельных участках, кадастровый учет которых проводился до вступления в силу Федерального закона «О государственном земельном кадастре»* (далее – ранее учтенные земельные участки) к отражению в государственном реестре земель кадастрового района и на дежурной кадастровой карте.

1.1. Отражение сведений о ранее учтенных земельных участках в государственном реестре земель кадастрового района и на дежурной кадастровой карте является подготовительной работой к кадастровому учету вновь образованных земельных участков и проводится с целью: обеспечения проверки представленных документов о межевании на соответствие данным государственного земельного кадастра; обеспечения уникальности кадастровых номеров, присваиваемых земельным участкам при их кадастровом учете.

1.2. Подготовка сведений о ранее учтенных земельных участках к внесению в государственный реестр земель кадастрового района и дежурную кадастровую карту заключается в инвентаризации имеющихся в распоряжении территориальных органов Росземкадастра документированных сведений о земельных участках с составлением выписки из государственного земельного кадастра обо всех ранее учтенных земельных участках, расположенных в пределах одного конкретного кадастрового квартала, (далее – инвентаризационная опись).

1.3. Инвентаризационная опись представляет собой сложный документ, состоящий из перечня ранее учтенных земельных участков, инвентаризационного плана (схемы, чертежа) земельных участков в квартале (далее – инвентаризационный план) и каталога координат точек границ земельных участков в квартале, скомплектованных в отдельное инвентаризационное дело.

1.4. В перечень ранее учтенных земельных участков включаются сведения, подлежащие отражению (внесению) в государственный реестр земель кадастрового района. На инвентаризационном плане земельных участков в квартале и в каталоге координат узловых и поворотных точек границ земельных участков отражаются сведения, подлежащие отражению на дежурной кадастровой карте.

2. Составление перечня ранее учтенных земельных участков

2.1. В перечень ранее учтенных земельных участков последовательно включаются:

земельные участки, которым присвоены кадастровые номера в соответствии со структурой, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации* (расположенные в порядке возрастания кадастровых номеров); земельные участки, которым присвоены кадастровые номера со структурой, не соответствующей указанной выше (расположенные в порядке возрастания кадастровых номеров);

земельные участки, которым при проведении учета не присвоены кадастровые номера.

2.2. Для определения земельных участков, подлежащих включению в инвентаризационную опись конкретного кадастрового квартала, анализируются все имеющиеся в комитете документы, представляющие собой систематизированные (обобщенные) сведения о земельных участках:

журналы учета кадастровых номеров;

списки плательщиков земельного налога и арендной платы по состоянию на дату инвентаризации сведений с подтверждением осуществления указанных платежей.

2.3. При составлении перечня используются сведения о ранее учтенных земельных участках, содержащиеся в имеющих юридическую силу документах, хранящихся в территориальных органах Росземкадастра:

во вторых экземплярах свидетельств о праве собственности на землю (государственных актах и иных аналогичных документах);

во вторых экземплярах зарегистрированных в установленном порядке договоров аренды земельных участков.

2.4. В качестве дополнительных источников сведений о ранее учтенных земельных участках используются:

утвержденные материалы инвентаризации земель;

сведения земельно-информационных систем территориальных органов Росземкадастра.

2.5. Рекомендуемая форма перечня основана на форме списков плательщиков земельного налога и арендной платы и приводится в приложении 1. Заполнение перечня выполняется в соответствии с заголовками граф, за исключением граф «Категория земель» и «Разрешенное использование земельного участка», где помимо перечисленных сведений дополнительно записывается номер дела по номенклатуре дел организации, осуществляющей хранение документа, и через дробь номер документа в деле.

3. Составление инвентаризационного плана земельных участков и каталога координат точек границ земельных участков

3.1. Для создания инвентаризационного плана земельных участков в квартале используются документы, которые содержат графическое описание земельного участка. Если графические описания земельного участка содержатся в нескольких документах, устанавливается следующая последовательность приоритетности применения документов:

дежурная кадастровая карта (план) (в бумажном или электронном виде);

материалы изысканий и обследований.

3.2. План выполняется в масштабе, позволяющем понять взаимное расположение и конфигурацию участков.

В качестве картографической основы для изготовления инвентаризационного плана (нанесения границ земельных участков, отраженных на планах, приложенных к правоудостоверяющим документам) применяется:

топографическая основа соответствующего масштаба;

картографический материал (адресная схема квартала), изготовленный для Всероссийской переписи населения 2002 года;

чистый лист бумаги.

3.3. Земельные участки на инвентаризационном плане идентифицируются инвентаризационными номерами из графы 1 перечня. На плане инвентаризационные номера земельных участков размещаются примерно по центру участка и подчеркиваются одной тонкой линией.

3.4. На инвентаризационном плане проставляются номера узловых и поворотных точек границ земельных участков, использованные для обозначений точек в правоудостоверяющих документах.

3.5. Если ранее для идентификации поворотных точек границы земельного участка в правоудостоверяющем документе использовалась собственная нумерация точек, то на инвентаризационной схеме проставляются инвентаризационные номера точек, обведенные в круг. Присвоение инвентаризационных номеров точек осуществляется по порядку слева направо, сверху вниз, включая узловые и поворотные точки границ земельного участка, состоящего из свободных земель кадастрового квартала («участок неучтенных земель»). Фрагмент инвентаризационного плана земельных участков приведен в приложении 2.

3.6. С использованием подготовленного инвентаризационного плана составляется каталог координат поворотных точек границ земельных участков с указанием инвентаризационных номеров участков. При составлении каталога координат совпадающие значения координат точек записываются один раз. В соответствующих строках в графе «Примечания» делается ссылка на ту строку каталога, где записаны необходимые значения координат точек границ земельных участков (пример заполнения приведен в приложении 3). При необходимости в графе «Примечания» записывается другая дополнительная информация, например, используемая система координат.

3.7. Список узловых и поворотных точек границ земельных участков в кадастровом квартале (пример заполнения приведен в приложении 4) используется для установления соответствия между инвентаризационными номерами точек на инвентаризационном плане и номерами точек в каталоге координат. Инвентаризационные номера узловых и поворотных точек предназначены для идентификации точек при описании земельных участков в формах ГРЗ КР (Ф.1.7 – Ф.1.9) и на дежурной кадастровой карте.

4. Оформление инвентаризационной описи После подписи составителем и утверждением руководителем райгоркомзема оригинала описи (далее подлинник) изготавливается второй экземпляр – копия (при изготовлении копии возможно использование копировально-множительной техники), которая подлежит заверению. Подлинник описи хранится в рай(гор)комземе, заверенная копия описи передается в орган кадастрового учета для дальнейшей работы. Передача описи оформляется актом приема – передачи.

5. Автоматизация работ по инвентаризации сведений

5.1. При наличии соответствующих технических возможностей

инвентаризационная опись составляется с использованием средств автоматизации. При автоматизированном способе составления инвентаризационной описи возможно использование программного комплекса « Единый государственный реестр земель» или программных средств на основе стандартных систем управления базами данных и геоинформационных систем с форматами представления данных, позволяющими импортировать сведения в указанный программный комплекс.

5.2. В случае использования программного комплекса « Единый государственный реестр земель» данные вводятся в программный комплекс в ходе выполнения работ по инвентаризации сведений о ранее учтенных земельных участках. По окончании этих работ осуществляется печать форм журнала учета кадастровых номеров, государственного реестра земель кадастрового района, дежурной кадастровой карты на соответствующий кадастровый квартал. Внесение сведений (соответствие внесенных сведений сведениям в исходных документах) удостоверяется руководителем земельного комитета. Инвентаризационная опись в данном случае представляет собой удостоверенные формы журнала учета кадастровых номеров, государственного реестра земель кадастрового района, дежурной кадастровой карты.

5.3. В случае использования стандартных систем управления базами данных и геоинформационных систем осуществляется печать сведений базы данных на соответствующий квартал. Изготовленные таким образом и подписанные руководителем земельного комитета документы приравниваются к инвентаризационной описи и являются основанием для конвертации данных в программный комплекс « Единый государственный реестр земель». При наличии компьютерных баз данных делаются электронные (поквартальные) копии баз данных для конвертации их в программный комплекс « Единый государственный реестр земель кадастрового района».

По заключению Минюста РФ от 20 июня 2001 г. № 07/6236-ЮД в государственной регистрации не нуждается Приложения

Читайте также: