Иностранная компания оказывает транспортные услуги российской компании ндс

Опубликовано: 11.05.2024

Добрый день,
Для предоставления Вам ответа, требуется следующая информация:

1. Какие конкретно услуги оказывает иностранное юридическое лицо? (прошу подробно объяснить)
2. На территории какого государства оказываются услуги?
3. Оказание этих услуг осуществляется в электронной форме или нет?
4. Резидентом какой страны является иностранное юридическое лицо?

С уважением, А. Грешкина

Добрый день,
Для предоставления Вам ответа, требуется следующая информация:

1. Какие конкретно услуги оказывает иностранное юридическое лицо? (прошу подробно объяснить)

Услуги размещения рекламных материалов на своих сайтах в интернете

2. На территории какого государства оказываются услуги?

Мы покупаем по сути показы баннеров для пользователей, то есть продвигаем услуги наших клиентов, показы происходят российским пользователям

3. Оказание этих услуг осуществляется в электронной форме или нет?

4. Резидентом какой страны является иностранное юридическое лицо?

Контрагентов с какими хотим работать много, основные страны: Сингапур, Израиль, Гонконг, Канада, Англия, Испания, Германия

К услугам в электронной форме, местом реализации которых в соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ признается территория РФ, относятся услуги, поименованные в п. 1 ст. 174.2 НК РФ (Письма МФ РФ от 22.08.2019 N 03-07-11/64540, от 29.05.2019 N 03-07-11/38901). Согласно п. 1 ст. 174.2 НК РФ, оказанием услуг в электронной форме признается оказание услуг через информационно-телекоммуникационную сеть, в том числе через сеть «Интернет», автоматизировано с использованием информационных технологий. К таким услугам, в частности, относятся:
оказание рекламных услуг в сети "Интернет", в том числе с использованием программ для электронных вычислительных машин и баз данных, функционирующих в сети "Интернет", а также предоставление рекламной площади (пространства) в сети "Интернет".

Таким образом, приобретенные российской организацией рекламные услуги, оказываемые иностранным исполнителем, удаленно через сеть интернет, относится к электронным услугам.

Начиная с 1 января 2019 года, при оказании российским покупателям услуг в электронной форме, указанных в п. 1 ст. 174.2 НК РФ, иностранной организацией, местом реализации которых, признается территория РФ, обязанность по исчислению и уплате НДС в бюджет РФ возлагается на эту иностранную организацию (п. 3 ст. 174.2 НК РФ). Для цели уплаты НДС, иностранная организация, оказывающая российским покупателям такие услуги, должны встать на учет в налоговом органе РФ (п. 4.6 ст. 83 НК РФ).
С 1 января 2019 года, российские организации, приобретающие у иностранных юридических лиц – исполнителей услуги, оказываемые в электронном виде, не признаются налоговыми агентами по НДС и не должны уплачивать НДС за иностранную организацию.

С уважением, А. Грешкина

НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ

Что касается налога на прибыль с дохода, выплачиваемого иностранному юридическому лицу – исполнителю, то в общем случае, согласно п. 1 ст. 310 НК РФ, налог с доходов, полученных иностранной организацией от источников в Российской Федерации, исчисляется и удерживается российской организацией, выплачивающей доход, при каждой выплате доходов, указанных в п. 1 ст. 309 НК РФ. В этом случае, российская организация признается налоговым агентом по налогу на прибыль иностранной организации. Согласно п. 2 ст. 287 НК РФ, сумма налога, удержанного с доходов иностранной организации, перечисляется налоговым агентом в федеральный бюджет не позднее дня, следующего за днем выплаты (перечисления) денежных средств иностранной организации или иного получения доходов иностранной организацией (п. 1 ст. 310 НК РФ).

При этом, согласно ст. 7 НК РФ:
Если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.

В связи с вышесказанным, порядок исчисления и удержания налога на прибыль российской организацией – заказчиком услуг у иностранных юридических лиц – исполнителей, регулируется конкретным Договором (Соглашением) об избежании двойного налогообложения, заключенным Российской Федерацией с каждым конкретным иностранным государством.

Письмо Министерства финансов РФ №03-07-08/42845 от 22.06.2018

Услуги по международной перевозке товаров автомобильным, железнодорожным, воздушным и водным транспортом облагаются НДС по ставке 0% (подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ). При этом пункт отправления или назначения должны находиться за пределами России. К этой группе относят также:

  • предоставление российскими фирмами (предпринимателями) собственного или арендованного железнодорожного подвижного состава для международной перевозки товаров;
  • транспортно-экспедиционные услуги, оказываемые на основании договора транспортной экспедиции при международной перевозке.

Указанные услуги облагают нулевой ставкой при осуществлении перевозок по территории России от места прибытия товаров до станции их назначения.

Условия применения нулевой ставки

Под международной перевозкой в данном случае понимается перевозка товаров воздушными, морскими, речными судами, судами смешанного плавания, железнодорожным и автотранспортом, при которых пункт отправления или пункт назначения товаров расположен за пределами России.

Если, например, российская фирма оказывает подобные услуги при автомобильной перевозке груза из российского порта до пункта назначения, также находящегося в нашей стране, то такая перевозка облагается НДС по общеустановленной ставке 18%.

При оказании услуг по международной перевозке нулевую ставку НДС вправе применить все участвующие в оказании этих услуг лица.

Обратите внимание: если транспортно-экспедиционные услуги оказываются не на основании договора транспортной экспедиции и не имеют отношения к международной перевозке товаров, то они облагаются по общеустановленной ставке НДС 18%, как предписано пунктом 3 статьи 164 Налогового кодекса. Об этом ФНС России отметила еще в письме от 14.06.2016 г. № СД-4-3/10498@.

Услуги, относящиеся к транспортно-экспедиционным

Нулевая ставка НДС применяется в отношении транспортно-экспедиционных услуг, оказываемых российскими организациями на основании договора транспортной экспедиции при международной перевозке товаров между пунктами отправления и назначения, один из которых расположен на территории Российской Федерации, а другой - за ее пределами.

По договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента - грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение услуг, связанных с перевозкой груза (п. 1 ст. 801 ГК РФ).

Согласно под. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ к транспортно-экспедиционным услугам относятся:

  • участие в переговорах по заключению контрактов купли-продажи товаров;
  • оформление документов, прием и выдача грузов;
  • завоз-вывоз грузов, погрузочно-разгрузочные и складские услуги;
  • информационные услуги;
  • подготовка и дополнительное оборудование транспортных средств;
  • услуги по организации страхования грузов, платежно-финансовых услуг;
  • услуги по таможенному оформлению грузов и транспортных средств;
  • разработка и согласование технических условий погрузки и крепления грузов;
  • розыск груза после истечения срока доставки;
  • контроль за соблюдением комплектной отгрузки оборудования;
  • перемаркировка грузов, обслуживание и ремонт универсальных контейнеров грузоотправителей;
  • обслуживание рефрижераторных контейнеров и хранение грузов в складских помещениях и на открытых площадках экспедитора.

Как подтвердить нулевую ставку

При оказании услуг, облагаемых НДС по нулевой ставке, налогоплательщик обязан представить в налоговые органы документы, подтверждающие правомерность применения данной ставки. Перечень документов установлен п. 3.1 ст. 165 НК РФ. Так, в него входят:

  • контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным или российским лицом на оказание указанных услуг;
  • копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих вывоз товаров за пределы РФ (ввоз товаров в РФ).

Документы, подтверждающие ввоз/вывоз товаров за пределы РФ, имеют свои особенности в зависимости от того, каким именно транспортным средством осуществляется перевозка. Например, коносамент, грузовая накладная CMR, авиа- или комбинированные накладные.

Обратите внимание, на транспортных и товаросопроводительных документах должна стоять отметка пограничной таможни «Товар вывезен». Если товар вывозился через территории государств-участников ЕАЭС, где таможенный контроль отменен (Белоруссию, Армению, Киргизию или Казахстан), то на транспортных документах достаточно отметки "Выпуск разрешен" российской таможни, проводившей с товарами таможенные операции.

Напомним, срок представления документов составляет 180 календарных дней. Но момент, с которого этот срок исчисляется, установлен для каждого конкретного случая отдельно. Например, для международной перевозки товаров это дата проставления таможенниками отметки на транспортных документах.

Распечатать

НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА
Электронная версия популярного журнала

Новые документы с комментариями экспертов. Журнал помогает бухгалтерам разбираться в значениях и смыслах новых документов по учету и налогам.


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Между организацией (российская организация, общий режим налогообложения) и иностранной организацией (австрийская компания, не зарегистрированная на территории РФ и не имеющая на территории РФ представительств) заключен договор транспортной экспедиции. В соответствии с условиями договора иностранная организация оказывает организации транспортные услуги по перевозке грузов организации исключительно по территории РФ.
Каковы налоговые последствия по НДС и налогу на прибыль организаций в отношении услуг, оказываемых иностранной организацией?


Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В рассматриваемой ситуации российская организация, приобретающая услуги по транспортировке грузов у иностранной организации, не состоящей на учете в российских налоговых органах, признается налоговым агентом по НДС. В таком случае НДС подлежит исчислению, удержанию и перечислению в бюджетную систему РФ по ставке 18%. При этом российская организация вправе принять к вычету НДС, исчисленный и уплаченный при приобретении указанных транспортных услуг у иностранной организации.
Иностранная организация не является плательщиком налога на прибыль в РФ, а для российской организации отсутствуют основания для признания ее налоговым агентом по доходам, выплачиваемым этой иностранной организации в связи с приобретением у нее транспортных услуг.

Обоснование вывода:

НДС

В соответствии с п. 1 ст. 143 НК РФ плательщиками НДС, в частности, являются организации.
Согласно ст. 11 НК РФ организациями для целей законодательства о налогах и сборах признаются, в частности, иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств.
При этом иностранные организации, состоящие на налоговом учете в российских налоговых органах уплачивают НДС самостоятельно, а иностранные организации, не состоящие на налоговом учете в российских налоговых органах, но осуществляющие облагаемые российским НДС операции, уплачивают НДС через налоговых агентов.
На основании п. 1 ст. 24 НК РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему РФ.
В силу пп. 1 п. 3 ст. 24 НК РФ налоговые агенты обязаны правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять налоги в бюджетную систему РФ.
Нормами ст. 161 НК РФ определены случаи, когда налогоплательщик признается налоговым агентом по НДС.
Согласно п. 1 и 2 ст. 161 НК РФ если иностранные лица, не состоящие на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков (если иное не предусмотрено п.п. 3 и 9 ст. 174.2 НК РФ), реализуют на территории РФ товары (работы, услуги), то НДС по данным операциям исчисляют и уплачивают налоговые агенты.
Налоговыми агентами признаются, в частности, организации, состоящие на учете в налоговых органах и приобретающие на территории РФ товары (работы, услуги) у иностранных лиц.
В целях определения, является ли российская организация - покупатель, в частности, услуг у иностранного лица налоговым агентом по НДС, следует установить место реализации этих услуг согласно ст. 148 НК РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 146 НК РФ операции по реализации работ, услуг на территории РФ признаются объектом обложения НДС.
Место реализации услуг определяется в соответствии со ст. 148 НК РФ и зависит от вида оказываемых услуг, а также других критериев, установленных этой статьей.
Следует отметить, что в отношении транспортных услуг определены специальные условия, когда местом реализации таких услуг признается территория РФ.
В соответствии с пп. 4.1 п. 1 ст. 148 НК РФ местом реализации услуг по перевозке и (или) транспортировке, а также услуг (работ), непосредственно связанных с перевозкой и (или) транспортировкой, является территория РФ при условии, что данные услуги оказываются, в частности, иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, если пункты отправления и назначения находятся на территории РФ (за исключением услуг по перевозке пассажиров и багажа, оказываемых иностранными лицами не через постоянное представительство этого иностранного лица).
При этом речь идет об иностранных перевозчиках, не являющихся налогоплательщиками государств - членов Таможенного союза.
Таким образом, в случае оказания услуг по перевозке товаров иностранным перевозчиком, не состоящим на учете в налоговых органах РФ, между пунктами, один из которых расположен на территории РФ, а другой - за пределами территории РФ, местом реализации этих услуг территория РФ не признается. Смотрите также письма Минфина России от 11.04.2011 N 03-07-08/108 и от 03.12.2009 N 03-07-15/160.
Соответственно, если российская организация приобретает у иностранной организации, не состоящей на учете в российских налоговых органах, услуги по организации перевозки ввозимых товаров между пунктами отправления и назначения, расположенными на территории РФ, такие услуги облагаются НДС, а российская организация является налоговым агентом, обязанным исчислить и уплатить в бюджет РФ налог на добавленную стоимость.
Смотрите также письма Минфина России от 18.10.2013 N 03-07-08/43655, от 02.06.2016 N 03-07-08/31808.
Следовательно, в рассматриваемой ситуации российская организация, приобретающая у иностранной организации, не состоящей на учете в российских налоговых органах, транспортные услуги по перевозке грузов на территории РФ, признается налоговым агентом по НДС.
В отношении налоговой ставки по НДС, применимой в рассматриваемом случае, сообщаем следующее.
Налоговые ставки по НДС установлены ст. 164 НК РФ.
Согласно п. 3 ст. 164 НК РФ налогообложение НДС производится по налоговой ставке 18% в случаях, не указанных в п.п. 1, 2 и 4 ст. 164 НК РФ.
В отношении услуг в соответствии с положениями п. 1 ст. 164 НК РФ ставка НДС 0% применяется (при условии предоставления документов, указанных в соответствующих пунктах ст. 165 НК РФ), в частности, при реализации услуг по международной перевозке товаров (пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ).
В целях ст. 164 НК РФ под международными перевозками товаров понимаются перевозки товаров морскими, речными судами, судами смешанного (река - море) плавания, воздушными судами, железнодорожным транспортом и автотранспортными средствами, при которых пункт отправления или пункт назначения товаров расположен за пределами территории РФ (смотрите также письмо Минфина России от 03.12.2012 N 03-07-08/333).
Таким образом, в рассматриваемой ситуации, поскольку пункты отправления/назначения товаров расположены на территории РФ, отсутствуют основания для применения нулевой налоговой ставки.
Следовательно, в отношении услуг, оказываемых иностранной организацией по перевозке грузов на территории РФ, применяется основная налоговая ставка по НДС в размере 18%.
Аналогичного мнения придерживаются и контролирующие органы. Смотрите письма Минфина России от 05.07.2018 N 03-07-08/46768, от 12.01.2017 N 03-07-11/585, от 18.02.2016 N 03-07-08/9151, от 25.07.2016 N 03-07-08/43358.
В частности, в письме Минфина России от 05.07.2018 N 03-07-08/46768 отмечено, что ставка НДС в размере 0% применяется в отношении транспортно-экспедиционных услуг при перевозке товаров между пунктами, один из которых находится на территории РФ, а другой - на территории иностранного государства.
В случае заключения договора на транспортно-экспедиционное обслуживание товаров, перемещаемых между двумя пунктами, находящимися на территории РФ, такие услуги подлежат налогообложению по ставке в размере 18% на основании п. 3 ст. 164 НК РФ.
Рассматриваемая позиция косвенно подтверждается и в письме Минфина России от 17.04.2017 N 03-07-08/22750.
Также следует отметить, что согласно положениям п. 2 ст. 171 и п. 1 ст. 172 НК РФ суммы НДС, предъявленные налогоплательщику при приобретении на территории РФ товаров (работ, услуг), подлежат вычетам в случае использования этих товаров (работ, услуг) для осуществления операций, облагаемых НДС, после их принятия на учет на основании счетов-фактур, выставленных продавцами.
Соответственно, суммы НДС, предъявленного по транспортно-экспедиционным услугам, оказываемым при организации перевозки товаров между пунктами отправления и назначения, расположенными на территории РФ, принимаются к вычету при соблюдении условий, предусмотренных ст. 171 и 172 Кодекса.
Таким образом, в рассматриваемой ситуации российская организация, приобретающая услуги по транспортировке грузов у иностранной организации, не состоящей на учете в российских налоговых органах, признается налоговым агентом по НДС. В таком случае НДС подлежит исчислению, удержанию и перечислению в бюджетную систему РФ по ставке 18%. При этом российская организация вправе принять к вычету НДС, исчисленный и уплаченный при приобретении указанных транспортных услуг у иностранной организации.

Налог на прибыль

В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена НК РФ.
На основании норм ст. 19, пп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщиками признаются, в частности, иностранные организации, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать налоги.
В силу п. 2 ст. 11 НК РФ под иностранными организациями для целей налогообложения понимаются, в том числе, иностранные юридические лица, компании, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств.
В соответствии с п. 1 ст. 246 НК РФ плательщиками налога на прибыль признаются, в частности, иностранные организации, получающие доходы от источников в РФ.
Согласно п. 3 ст. 247 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль для иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в РФ через постоянные представительства, признаются доходы, полученные от источников в РФ, которые определяются в соответствии со ст. 309 НК РФ.
Особенности исчисления налога на прибыль иностранными организациями установлены положениями ст.ст. 306-309, 312 НК РФ.
Если указанные статьи не оговаривают отдельные вопросы исчисления налога на прибыль, они разрешаются на основании общих положений гл. 25 НК РФ.
Доходы от реализации транспортных услуг, оказываемые иностранной организацией на территории РФ, напрямую в перечне, установленном ст. 309 НК РФ, не поименованы.
Однако в соответствии с пп. 10 п. 1 ст. 309 НК РФ к доходам, полученным от источников в РФ, относятся иные аналогичные доходы.
В свою очередь, п. 1 ст. 310 НК РФ предусматривает, в частности, что налог с доходов, полученных иностранной организацией от источников в РФ, исчисляется и удерживается российской организацией, выплачивающей доход иностранной организации при каждой выплате доходов, за исключением случаев, перечисленных в п. 2 ст. 310 НК РФ.
Иными словами, организация - источник выплаты доходов становится налоговым агентом, на которого в соответствии со ст. 24 НК РФ возлагается обязанность по определению суммы налога, удержанию этой суммы из доходов налогоплательщика (иностранной организации) и перечислению налога в бюджет.
На основании пп. 4 п. 2 ст. 310 НК РФ исчисление и удержание суммы налога не производятся в случае выплаты доходов, которые, в соответствии с международными договорами (соглашениями), не облагаются налогом в РФ, при условии предъявления иностранной организацией налоговому агенту подтверждения, предусмотренного п. 1 ст. 312 НК РФ.
В силу п. 1 ст. 312 НК РФ при применении положений международных договоров РФ иностранная организация должна представить налоговому агенту, выплачивающему доход, подтверждение того, что она имеет постоянное местонахождение в том государстве, с которым РФ имеет международный договор (соглашение), регулирующий вопросы налогообложения, которое должно быть заверено компетентным органом этого иностранного государства.
На основании абз. 2 п. 1 ст. 312 НК РФ при представлении иностранной организацией, имеющей право на получение дохода, подтверждения, указанного в абз. 1 п. 1 ст. 312 НК РФ, налоговому агенту, выплачивающему доход до даты выплаты дохода, в отношении которого международным договором РФ предусмотрен льготный режим налогообложения в РФ, в отношении такого дохода производится освобождение от удержания налога у источника выплаты или удержание налога у источника выплаты по пониженным ставкам.
Таким образом, п. 1 ст. 312 НК РФ установлено, что на момент выплаты дохода для освобождения от удержания налога у источника выплаты дохода организация должна иметь подтверждение постоянного местонахождения в соответствующем государстве (Австрия).
При представлении иностранной организацией, имеющей право на получение дохода, подтверждения, указанного в п. 1 ст. 312 НК РФ, налоговому агенту, выплачивающему доход, до даты выплаты дохода, в отношении которого международным договором РФ предусмотрен льготный режим налогообложения в РФ, в отношении такого дохода производится освобождение от удержания налога у источника выплаты.
Смотрите также постановление Пятнадцатого ААС от 10.01.2016 N 15АП-17634/15.
В свою очередь, ст. 7 НК РФ определяет приоритет международных договоров РФ, содержащих положения, касающиеся налогообложения, перед нормами НК РФ. Так, если международным договором РФ, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные НК РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров РФ.
В связи с чем в рассматриваемом случае следует руководствоваться Конвенцией между Правительством Российской Федерации и Правительством Австрийской Республики об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал (Москва, 13 апреля 2000 г.) (далее - Конвенция).
На основании ст. 7 Конвенции, п. 8 ст. 307 НК РФ иностранные организации самостоятельно уплачивают налог на прибыль и представляют налоговую декларацию в случае, если они осуществляют предпринимательскую деятельность в РФ через постоянное представительство.
Смотрите также письма Минфина России от 29.12.2007 N 03-08-05, УФНС России по г. Москве от 18.04.2008 N 20-12/037671.
Из текста вопроса следует, что иностранная организация не осуществляет предпринимательскую деятельность в РФ через постоянное представительство и у нее отсутствует место деятельности в РФ, через которое регулярно осуществляется предпринимательская деятельность в РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 310 НК РФ в отношении определенных видов доходов, указанных в п. 1 ст. 309 НК РФ, полученных иностранной организацией, не осуществляющей деятельность через постоянное представительство, налог исчисляется и удерживается налоговым агентом - источником выплаты дохода.
При этом в соответствии с п. 2 ст. 309 НК РФ доходы, полученные иностранной организацией, в частности, от продажи услуг на территории РФ, не приводящие к образованию постоянного представительства в Российской Федерации в соответствии со ст. 306 НК РФ, обложению налогом у источника выплаты не подлежат.
Смотрите также письма Минфина России от 07.06.2011 N 03-03-06/1/334, от 13.10.2014 N 03-08-05/51478, от 20.02.2014 N 03-08-05/7196, от 15.07.2015 N 03-08-13/40642, от 02.12.2015 N 03-08-05/70230.
Исходя из положений п. 1 ст. 7 Конвенции, прибыль, полученная австрийской организацией от реализации услуг на территории РФ, при отсутствии признаков осуществления предпринимательской деятельности через постоянное представительство в РФ, подлежит налогообложению только в Австрии.
Таким образом, в рассматриваемой ситуации иностранная организация не является плательщиком налога на прибыль в РФ, а для российской организации отсутствуют основания для признания ее налоговым агентом по доходам, выплачиваемым этой иностранной организации в связи с приобретением у нее услуг.

Рекомендуем также ознакомиться со следующим материалом:
- Энциклопедия решений. Особенности налогообложения налогом на прибыль иностранных организаций.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Галимарданова Юлия

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Королева Елена

9 августа 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Когда при приобретении работ и услуг НДС исчисляется налоговым агентом?

Налоговый агент по НДС обязан исчислить, удержать и уплатить в бюджет налог на добавленную стоимость при перечислении денежных средств иностранному партнеру (п.4 ст.173 и п.4 ст.174 НК РФ).

Если российская организация или ИП приобретает у иностранной компании работы или услуги, то обязанности налоговых агентов по НДС возникают при выполнении одновременно двух условий:

  • Местом реализации таких услуг (работ) является территория РФ;
  • Иностранные лица (налогоплательщики) не состоят на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков.

Исключение составляют иностранные компании, зарегистрированные на сайте ФНС РФ в качестве плательщиков НДС при оказании «интернет-услуг» физическим лицам на территории РФ (п.4.6 ст. 83 НК РФ, п.2 ст.161 НК РФ). Перечень таких услуг приведен в п.1 ст.174.2 НК РФ.

При приобретении «интернет-услуг» российские покупатели не являются налоговыми агентами только в том случае, если услуги оказываются через обособленное подразделение иностранной организации, расположенное на территории РФ, т. е. когда иностранная компания «физически» зарегистрирована в российской налоговой инспекции.

Если же иностранная компания (нерезидент) зарегистрирована только на сайте ФНС РФ, организации и ИП, приобретающие у нее «интернет-услуги», до 1 января 2019 года, придется исполнять обязанности налогового агента по НДС (п.2 ст.161 и п.9 ст.174.2 НК РФ).

С 1 января 2019 года иностранная организация, оказывающая услуги в электронной форме, должна будет встать на учет на сайте ФНС РФ не только в случае оказания «интернет-услуг» физическим лицам, но и юридическим лицам (п.4.6 ст. 83 НК РФ в ред. Федерального закона от 27 ноября 2017 г. N 335-ФЗ с 01.01.2019). Т. е. с 01.01.2019 г. она сама будет уплачивать НДС в бюджет и предъявлять его своим покупателям.

Такие поправки внесены в ст. 161 и 174.2 НК РФ Федеральным законом от 27 ноября 2017 г. N 335-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Таким образом, если работы (услуги) приобретаются у представительств иностранных компаний, зарегистрированных в налоговых органах на территории РФ, российский покупатель НЕ является налоговым агентом по НДС.

Если же работы и услуги приобретаются у компании — нерезидента, российская организация (или ИП), приобретающая такие услуги (работы) должна исполнять обязанности налогового агента по НДС, только в том случае, если местом реализации услуг (работ) является территория РФ.

Как определить место реализации услуг (работ)?

Чтобы определить место реализации правильно, необходимо разобраться, каким документом пользоваться. А это зависит от того, с налогоплательщиком какого государства заключен договор.

Если партнером российской организации или ИП является налогоплательщик государств — членов ЕАЭС (Беларусь, Казахстан, Армения, Киргизия), то место реализации услуг (работ) нужно определить в соответствии с Приложением N 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее — Протокол), поскольку международные договоры имеют приоритет перед нормами НК РФ (Ст.7 НК РФ).

В остальных случаях заключения договоров с иностранными партнерами место реализации услуг (работ) определяется в соответствии со ст.148 НК РФ.

Приведем несколько примеров определения места реализации услуг (работ) для целей НДС.

Для услуг, связанных с недвижимостью:

Место реализации услуг, связанных с недвижимостью (за исключением воздушных, морских судов и судов внутреннего плавания, а также космических объектов) определяется по месту ее нахождения.

Иными словами, если иностранная организация выполняет строительно-монтажные работы по строительству недвижимости на территории иностранного государства или сдает в аренду недвижимость, находящуюся за рубежом, то территория РФ не является местом реализации таких услуг, а значит российский заказчик или арендатор не является налоговым агентом по НДС (пп.1 п.1 и пп.1 п. 1.1 ст.148 НК РФ, п.2 и пп.1 п.29 Протокола).

Для услуг, связанных с движимым имуществом:

Место реализации услуг, связанных с движимым имуществом (в частности, монтаж, сборка, переработка, обработка, ремонт и техническое обслуживание) определяется по месту нахождения имущества. Так, если, например, иностранная компания осуществляет ремонт оборудования (движимого имущества), находящегося на территории иностранного государства, то территория РФ не является местом реализации таких работ (пп.2 п.1.1 ст.148 НК РФ, пп. 2 п.29 Протокола).

Но если для ремонта оборудования специалисты иностранной компании выезжают к российскому клиенту и производят ремонт на территории РФ — у российского заказчика возникают обязанности налогового агента по НДС, поскольку местом реализации таких услуг будет территория РФ (пп.2 п.1 ст.148 НК РФ, пп. 2 п.29 Протокола).

Для услуг в сфере культуры, искусства, образования (обучения), физической культуры, туризма, отдыха и спорта:

Если фактически услуги оказываются на территории РФ, то местом их реализации является РФ (пп. 3 п.1 ст.148 НК РФ, пп.3 п.29 Протокола). И наоборот. Например, при проведении обучения за рубежом у российского покупателя обязанностей налогового агента по НДС не возникает.

Для услуг иностранного перевозчика (НЕ налогоплательщика ЕАЭС):

Местом реализации таких услуг будет являться территория РФ только в случае, если пункт отправления и пункт назначения находятся на территории РФ, т. е. если с иностранным перевозчиком заключен договор на перевозку груза по территории РФ. Исключение составляют услуги по перевозке пассажиров и багажа, оказываемых иностранными лицами не через постоянное представительство этого иностранного лица (пп.4.1 п.1, пп.5 п.1.1 ст.148 НК РФ).

Но если договор перевозки заключен с налогоплательщиком государства — члена ЕАЭС, местом реализации будет считаться территория этого государства ЕАЭС. Т. е. заключая договор на перевозку грузов с налогоплательщиком Беларуси, Казахстана, Армении или Киргизии, российская организация не должна исполнять обязанности налогового агента по НДС, независимо от маршрута пути такого перевозчика (пп.5 п.29 Протокола).

Место реализации многих услуг (работ) определяется «по покупателю», т. е. местом их реализации является территория РФ, если покупатель — российский налогоплательщик. Так, российская организация или ИП станет налоговым агентом по НДС, если приобретает у иностранной компании услуги по передаче, и предоставлению патентов и лицензий, консультационные, юридические, бухгалтерские, аудиторские, инжиниринговые, рекламные, маркетинговые услуги, услуги по обработке информации, в т. ч. через Интернет. (пп.4 п.1 ст.148 НК РФ и пп.4 п. 29 Протокола).

Также «по покупателю» определяется место реализации услуг по передаче прав на программы ЭВМ, в т. ч. через Интернет (пп.4 п.1 и п.2 ст.148 НК РФ и пп.4 п. 29 Протокола). Т. е. если российская организация или ИП приобретает у иностранной компании права на программы ЭВМ, местом реализации таких услуг является территория РФ.

Для услуг иностранных посредников (агентов, комиссионеров):

Территория РФ не является местом реализации услуг таких посредников, реализующих или оказывающих содействие в реализации товаров (работ, услуг) российских компаний или ИП, а также приобретающих для российского комитента или принципала товары (работы, услуги) от своего имени. Соответственно при приобретении таких услуг российский комитент или принципал не будет исполнять обязанности налогового агента по НДС (п.2 ст.148 НК РФ, пп.5 п.29 Протокола).

Как налоговому агенту исчислить и уплатить НДС?

Когда платить?

При приобретении работ или услуг налоговый агент должен исчислить и уплатить в бюджет НДС при перечислении денег иностранной компании (Письмо Минфина России от 21.01.2015 N 03-07-08/1467), т. е.:

  • при перечислении предварительной оплаты и (или)
  • при оплате уже оказанных услуг (выполненных работ).

Исчисленный и удержанный НДС налоговый агент, приобретающий услуги (работы), должен перечислить в бюджет одновременно с выплатой (перечислением) денежных средств при работе с иностранными партнерами.

Причем банк, обслуживающий налогового агента, не вправе принимать от него поручение на перевод денежных средств в пользу указанных налогоплательщиков, если налоговый агент не представил в банк также поручение на уплату налога с открытого в этом банке счета при достаточности денежных средств для уплаты всей суммы налога (п.4 ст.174 НК РФ).

Когда исчислить?

Налоговая база определяется как сумма дохода от реализации этих услуг с учетом российского НДС (п.1 ст.161 НК РФ). Ставка НДС — 18/118 (п.4 ст.164 НК РФ).

Как правило, иностранные компании не включают в стоимость своих услуг (работ) сумму российского НДС, делая оговорку, что их стоимость не включает косвенные налоги, уплачиваемые в соответствии с законодательством РФ. В этом случае, чтобы определить налоговую базу по НДС налоговому агенту нужно увеличить стоимость, указанную в договоре на сумму НДС, т. е. начислить 18% сверх стоимости услуг (работ).

Также можно поступить, если о российском НДС (косвенном налоге) вообще нет упоминания в иностранном контракте (Письма Минфина России от 05.06.2013 N 03-03-06/2/20797, от 08.09.2011 N 03-07-08/276, от 04.02.2010 N 03-07-08/32, Постановление Президиума ВАС РФ от 03.04.2012 N 15483/11).

Пример: в договоре установлено, что стоимость услуг составляет 100 евро без учета НДС. В таком случае сумма дохода от реализации, с которой налоговому агенту придется удержать НДС, составит 118 евро (100 евро + 100 евро x 18%).

Если расчеты с иностранной компанией производятся в иностранной валюте, налоговую базу по НДС в рублях нужно определить по курсу ЦБ РФ, действующему на дату оплаты услуг, работ (на дату фактического осуществления расходов) (п. 3 ст. 153 НК РФ, Письмо Минфина России от 21.01.2015 N 03-07-08/1467).

Налоговый агент по НДС при исчислении налога должен составить счет-фактуру с учетом требований пп. 5 и 6 ст. 169 НК РФ (абз. 2 п. 3 ст. 168 НК РФ). Несмотря на то, что срок выставления счета-фактуры для налогового агента нормами НК РФ не установлен, сделать это лучше в течение пяти календарных дней считая со дня перечисления денег иностранному партнеру (предварительной оплаты или оплаты принятых на учет услуг (работ).

Так считают налоговые органы (Письмо ФНС России от 12.08.2009 N ШС-22-3/634@@) - данный документ размещен на официальном сайте ФНС России в разделе «Разъяснения ФНС, обязательные для применения налоговыми органами»)).

При приобретении работ и услуг в «агентском» счете-фактуре нужно указать:

в строке 5 - номер и дату «платежки» на перечисление НДС в бюджет. (п. п. «з» п. 1 Правил заполнения счета-фактуры, применяемого при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137 (далее Правила заполнения счета-фактуры и Постановление N 1137 соответственно).

в строках 2 и 2а — полное или сокращенное наименование и место нахождения иностранца-продавца согласно договору, заключенному с иностранным контрагентом (абз. 2 пп. «в», абз. 2 пп. «г» п. 1 Правил заполнения счета-фактуры).

в строке 2б (ИНН/КПП продавца) ставится прочерк (абз. 2 пп. «д» п. 1 Правил заполнения счета-фактуры).

Остальные показатели счетов-фактур заполняются в обычном порядке. Единственное, что еще необходимо помнить — ставка НДС у налоговых агентов 18/118. Поэтому если российский покупатель-налоговый агент самостоятельно рассчитал налоговую базу по НДС, добавив сверх стоимости услуг 18%, в графе 7 счета-фактуры нужно указать расчетную налоговую ставку 18/118 (п. 4 ст. 164 НК РФ), а в графе 9 — стоимость услуг с учетом НДС. В графе 5 указывают стоимость оплаченных услуг без учета НДС (разность граф 9 и 8) (См. также письмо ФНС России от 12.08.2009 N ШС-22-3/634@).

Выставленный счет-фактуру нужно зарегистрировать в книге продаж, в том квартале, когда возникла обязанность по уплате НДС (т. е. в день перечисления денег иностранному партнеру), независимо от даты его выставления (п. п. 2 п.3 и п. 15 Правил ведения книги продаж, применяемой при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных Постановлением N 1137, Письмо Минфина России от 16.12.2015 N 03-07-11/73742). При заполнении книги продаж в графе 2 «Код вида операции» нужно указать код «06» (Приказ ФНС России от 14.03.2016 N ММВ-7-3/136@).

Читайте также: