Дерево связей аск ндс 2 обозначения

Опубликовано: 10.05.2024

АСК НДС-2 АСК НДС-2

Принцип работы, назначение АСК НДС -2

Программный комплекс АСК НДС-2 используется при проведении камеральных проверок по НДС.

Поскольку общий срок на применение налогового вычета по НДС составляет 3 года, то все счет-фактуры, указанные покупателем в книге покупок, комплекс отслеживает и ищет соответствие в книге продаж продавца с учетом накопленного массива информации по счет-фактурам.

Расхождения вида «разрыв»:

Расхождение вида «НДС»:

Что такое «разрыв»?

разрыв ндс

Покупатель отразил в книге покупок счет-фактуру, но эта счет-фактура отсутствует в книге продаж продавца.

alarm-2
Примечание: «отсутствие» счет-фактуры у продавца может возникнуть в случае расхождения в реквизитах контрагента (название, ОГРН, ИНН и т.п.), реквизитах самой счет-фактуры (номер, дата, сумма), или в сумме НДС, отраженных в проблемных счет-фактурах.

alarm-2
Примечание : из-за сложности программного обеспечения, невероятно огромного массива обрабатываемой информации, в комплексе АСК НДС-2 могут возникать сбои. Вполне возможно, когда при абсолютно идентичных данных в счет-фактурах продавца и покупателя, система не обнаружит соответствия и ошибочно сформирует признак разрыва.

Реакция АСК НДС-2 на «разрыв»

Система автоматически формирует и направляет «автотребования» продавцу и покупателю о предоставлении пояснений.

внимание, это важно!

"автотребование" приходит обоим участникам

Автотребования выставляются системой автоматически, без участия человека (инспектора, программиста и пр.).

alarm-2
Примечание : шестидневный срок отсчитывается не с того момента, когда вы открыли электронный документ, а с момента поступления на сервер ЭДО

Ответить на требование надо не позднее пяти рабочих дней после отправленной квитанции.

Через 10 рабочих дней после истечения шестидневного срока для направления квитанции, при отсутствии ответа на требование в установленный срок, ФНС вправе заблокировать расчетный счет (подп. 2 п. 3 ст. 76 НК РФ).

Штраф за не представление квитанции не предусмотрен.

Штраф за отсутствие ответа по требованию:

Ошибок в счет-фактурах нет

Подтвердите правильность сведений в книгах покупок и продаж

Можно (а если прямо указано в требовании, обязательно) предоставить документы по сделкам (в электронном виде)

Ошибка в реквизитах счет-фактуры (дата, номер, ИНН и т.п.), сумма НДС указана верно

Указать исправления в ответе на требование

Можно (а если прямо указано в требовании, обязательно) предоставить документы по сделкам (в электронном виде)

Ошибка в сумме НДС

Представить уточненную декларацию

Счет-фактура отсутствует у продавца (в том числе ошибочно указан другой продавец)

Представить уточненную декларацию

Важное примечание : автотребование может быть отправлено продавцу и покупателю только в рамках камеральной проверки, т.е. в течении двух месяцев после подачи декларации (и книг покупок и продаж). После истечения двухмесячного срока камеральная проверка считается пройденной, а разрывы могут быть выявлены только в ручном режиме (т.е. лично инспектором).

Результаты ответа на автотребование

аск ндс

Формализованные ответы, а также уточненная декларация (корректировка) снова поступают в систему АСК НДС-2 и проверяются в автоматическом режиме (без участия человека).

Во всех остальных случаях (предоставление документов, пояснений и пр.) материалы попадают инспектору ФНС и проверяются в ручном режиме. Если Вы использовали разного рода «схемы оптимизации» НДС, то в ручном режиме они будут гарантировано выявлены.

Камеральная проверка в ручном режиме

Подробнее о камеральной проверке

Инспектор ФНС, получив Ваш ответ на требование с приложенными документами, проверяет не только проблемную сделку (сделки), но и всю цепочку организаций (продавцов продавца).

При формировании «дерева связей» учитываются следующие факторы:

  • сведения о руководителе и учредителях, в том числе дисквалифицированные лица, записи о недостоверности, определение признака «массовый руководитель/учредитель» и т.п.;
  • налоговая нагрузка, сведения о поданных декларациях, начисленных и уплаченных налогах, задолженностях по налогам;
  • наличие и содержанием протоколов допросов руководителей и учредителей;
  • наличие расчетных счетов и их количеством, сведениями о блокировке операций по счетам;
  • сопоставление налоговой базы в декларациях и оборотом денежных средств по расчетным счетам;
  • сведения об активах организации и предоставляется ли декларация по налогу на имущество организаций;
  • информации о предстоящем исключении организации из ЕГРЮЛ в качестве недействующего юридического лица;
  • адреса регистрации по месту «массовой регистрации»;
  • возраст организаций (датой постановки на учет);
  • способом предоставления деклараций, сведениями об ЭЦП;
  • оборотами по расчетному счету организаций и назначением платежей (от спичек до атомных реакторов), наличие характерных для реальных организаций операций;
  • и т.п. в зависимости от глубины контроля

«Дерево связей» формируется с помощью того же комплекса АСК НДС-2 и выглядит примерно так:

АСК НДС 3

Организации делятся на три группы налогового риска: высокий, средний, низкий.

Соответственно, на схеме они обозначены зеленым, желтым и красным.

Привлечение налогоплательщика к ответственности

налоговая проверка

Если инспектор выявит применение схем уклонения от уплаты налогов, то запускается процесс доначисления налогов, штрафов (см. ст. 88 НК РФ) и, при наличии признаков, привлечение к уголовной ответственности.

Однако, такой процесс требует больших ресурсных и временных затрат налоговых органов. Кроме того, налогоплательщик имеет возможность оспорить выводы налогового органа и доказать реальность сделки.

На практике, применяется другой механизм.

На руководителя налогоплательщика оказывается психологическое давление (многократные вызовы в инспекцию ФНС, комиссию по легализации налоговой базы и т.п.). Цель оказываемого давления – заставить налогоплательщика добровольно подать уточненную налоговую декларацию, исключив из нее фиктивных поставщиков. Тем самым вынуждая Вас доплатить налоги.

Методы психологического давления наиболее активно используются при проведении налогового контроля ВНЕ рамок налоговых проверок, когда у налогового органа отсутствуют легальные механизмы доначисления налогов и привлечения к ответственности.

АСК НДС – автоматизированная система контроля за возмещением НДС из бюджета.

Как образуется сумма НДС, подлежащая возмещению (возврату) налогоплательщику из бюджета

Особенность НДС в том, что налогоплательщик по итогам квартала определяет разницу между налогом, полученным от покупателей (т.е. исчисленным по налогооблагаемым операциям), и налогом, перечисленным своим поставщикам (налоговый вычет по НДС).

Если сумма налоговых вычетов НДС превысит общую сумму налога, исчисленную по налогооблагаемым операциям, то полученная разница подлежит возмещению (возврату) налогоплательщику из бюджета после проведения камеральной налоговой проверки поданной им налоговой декларации по НДС.

Как работает система контроля за возмещением НДС из бюджета

Система автоматизирует налоговые процедуры и позволяет сохранять счета-фактуры, налоговые декларации плательщиков НДС, информацию о сделках, создавая налоговую историю компаний.

Это помогает налоговым органам отделять добросовестных налогоплательщиков от недобросовестных, сокращая тем самым количество попыток незаконного возмещения НДС из бюджета.

Система на основании расширенных деклараций по НДС точно определяет налоговые разрывы в цепочке взаимоотношений налогоплательщиков с контрагентами и не допускает неправомерных вычетов по налогу на добавленную стоимость.

Все налоговые декларации проходят камеральную налоговую проверку в течение трех месяцев.

При этом налоговые органы вправе истребовать документы не только по декларациям, в которых заявлено возмещение налога. По всем декларациям по НДС налоговые органы вправе истребовать счета-фактуры, первичные и иные документы в случаях выявления расхождений между сведениями налогоплательщика и его контрагентов, свидетельствующие о занижении НДС к уплате в бюджет или завышении возмещения из бюджета НДС при образовании налогового разрыва по НДС.

В случае расхождения моментально отправляется письмо с просьбой разъяснить причину несоответствия.

Риск-ориентированный подход при контроле за возмещением НДС

Всем декларациям по НДС, в которых заявлено возмещение из бюджета налога на добавленную стоимость, автоматически присваивается свой уровень риска: высокий, средний или низкий:

высокий уровень риска – налогоплательщики, в работе которых имели место зафиксированные правонарушения, уровень выполнения ими налоговых обязательств низок, а потому особенно высока вероятность назначения выездных проверок.

cредний уровень риска – в эту группу входят налогоплательщики, частично не выполняющие налоговые обязательства;

низкий уровень риска налоговых правонарушений – налогоплательщики, выполняющие свои обязательства по начислению и уплате налогов.

Декларации, которым присвоен высокий и средний налоговый риск, получают «особое внимание» со стороны налоговой инспекции, в которой проводится камеральная налоговая проверка.

Внедрение нового автоматизированного риск-ориентированного подхода при контроле за возмещением НДС с использованием системы АСК НДС стало одним из факторов, позволивших достичь роста поступлений НДС.

Налоговый разрыв по НДС

Налоговый разрыв – это разница между суммой налогов, которые теоретически должны быть уплачены налогоплательщиком (налогоплательщиками), и суммой фактически уплаченных налогов.

Выявление расхождений производится в автоматизированном режиме после получения от налогоплательщиков деклараций за очередной отчетный период.

Цель поиска таких разрывов заключается в обнаружении фирм-однодневок и отнесении налогоплательщиков к соответствующим «группам риска».

АСК НДС выявляет следующие расхождения:

1. Расхождение вида «разрыв»:

непредставление налоговой декларации организациями;

представление организациями декларации с «нулевым показателем»;

отсутствие операций в налоговой декларации контрагента;

значительное искажение данных.

2. Расхождение вида «НДС»:

  • превышение суммы НДС, принятого к вычету налогоплательщиком – покупателем, в сравнении с суммой НДС, исчисленной контрагентом - продавцом с операций по реализации.

Итак, если у покупателя отраженная в книге покупок счет-фактура отсутствует в книге продаж продавца, то возникает «разрыв», т.е. система установила, что возмещаемый покупателем НДС (принятый к вычету) продавцом в бюджет не уплачен (не исчислен и не отражен к уплате).

Таким образом, если данные об одной и той же операции (счет-фактуре) не совпадают – системой автоматически формируется автотребования в адрес продавца и покупателя по разрыву, который свидетельствует либо о завышении налоговых вычетов покупателем или же о занижении суммы налога к уплате продавцом. Автотребования выставляются системой автоматически, и инспектор не принимает в этом никакого участия.

Сложные налоговые разрывы по НДС и углубленная камеральная проверка

В случае, если при возникновения разрыва по результатам отработки направленных системой автотребований проблема не устранена, то возникают так называемые «сложные расхождения». То есть система устанавливает, что на месте разрыва со стороны покупателя и продавца стоят транзитеры - иначе «технические фирмы» или «фирмы-однодневки». Установленные системой АСК НДС сложные расхождения централизованно направляются Межрегиональной инспекцией по камеральному контролю в инспекции, где возник разрыв, для установления в цепочке формальных поставок организаций выгодоприобретателей/выгодополучателей.

При проведении углубленной камеральной проверки налоговыми органами устанавливается, кто при возникновении разрыва в цепочке поставок является транзитером, а кто выгодоприобретателем с учетом сведений:

о руководителе и учредителях, в том числе определение признака «массовый руководитель/учредитель»;

о среднесписочной численности;

о предстоящем исключении организации из ЕГРЮЛ в качестве недействующего юридического лица;

о наличии в ЕГРЮЛ сведений о недостоверности информации о руководителе, учредителе, адресе регистрации;

о наличии и содержании протоколов допросов руководителей и учредителей;

о дисквалифицированных лицах;

о наличии расчетных счетов и их количества, сведений о приостановке операций по банковским счетам;

об адресах постановки на учет (регистрации), постановке на учет по месту «массовой регистрации»;

об активах организации и предоставляется ли декларация по налогу на имущество организаций;

о налоговой нагрузке и доле налоговых вычетов;

о дате постановки на учет (возрасте организаций);

о сопоставлении налоговой базы в декларациях и оборотом денежных средств по расчетным счетам;

о наличии задолженности по уплате налогов и обязательных платежей;

об оборотах по расчетному счету организаций и назначением, наличие характерных для реальных организаций операций;

о способах предоставления деклараций, сведениями об ЭЦП;

и т.п. в зависимости от глубины контроля.

Заключение

На практике контролирующие органы применяют новые способы отслеживания денежных потоков, мониторят расчеты между юридическими лицами, определяют виды операций на предмет того, являются ли они фиктивными, техническими или носят основной характер по деятельности той или иной фирмы. В результате у налоговых органов появилась программа «АСК НДС» - система, которая отслеживает движение денежных средств, выстраивает цепочки взаимодействия контрагентов, устанавливает признаки фиктивности совершенных операций и сделок, выявляет расхождения в налоговой отчетности, не допускает неправомерных вычетов по НДС.

Система контроля за возмещением НДС из бюджета в автоматизированном режиме проверяет полноту отражения операций с контрагентами в налоговых декларациях, соответствие данных налоговых деклараций данным книг покупок и книг продаж. При этом влияние человеческого фактора сводится к минимуму.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Ну что же, продолжим стихийно образовавшуюся рубрику “Диалог про НДС в Клерке”. В ответ на мою статью про принципы исчисления НДС и варианты его оптимизации Михаил Жуховицкий написал свою статью “У кого получается с бумажным НДС без разрывов и начислений?” И несмотря на то, что автор везде в соцсетях пишет что написал статью в пику мне, тем не менее я не увидел в его статье противоречий с моей статьей.

Для начала надо сказать, что статьи написаны с разных позиций. Мы всегда работаем на стороне наших клиентов — реального бизнеса (потенциального покупателя “бумажного” НДС, хотя мы сами не рекомендуем его покупать), строим схемы из реальных компаний, с однодневками принципиально не работаем (на рисунке слева). Михаил писал со стороны продавца “бумажного” НДС, конструирующего цепи из однодневок (на рисунке справа).

Моя цель в статье была сделать обзор различных вариантов оптимизации НДС для реального бизнеса, в том числе покупки “бумажного” НДС, как одного из вариантов. Но акцент в первую очередь был сделан на такие случаи, когда продавцы “бумажного” НДС для облегчения продаж надежность своего товара поясняют реальным НДС на конце цепи (экспорт, импорт, излишки). У нас были клиенты с излишками НДС, мы хорошо представляем всю схемотехнику по переброске реального НДС и задача была показать, что предложение купить реальный НДС за 2%-4,5% — в подавляющем большинстве случаев просто обман.

В свою очередь статья Михаила — это подробная инструкция как создавать наиболее оптимальным способом “бумажный” НДС, как неправильно это делать, с какими проблемами можно столкнуться, и варианты их решения. Довольно таки добротное пособие для тех, кто хочет стать продавцом “бумажного” НДС.

И хотя я не продал ни одной “бумажной” счет-фактуры, как говорится, знание принципов возмещает незнание некоторых фактов. Краткое описание “бумажного” НДС в моей статье полностью совпадает с описанием Михаила. “Бумажный” НДС — это цепь с разрывом. Ее можно лепить плохо (рельсами из 4-5-6-7 компаний), можно лепить хорошо, удлинняя и закольцевывая цепи, дробя суммы на мелкие (как об этом рассказывает Михаил), но по сути “бумажный” НДС — это всегда цепь однодневок с разрывом на конце. Технически разрыв может быть разным: ликвидация, банкротство, “нулевая” деларация, просто слить “контору”. Глобального значения это не имеет. Заведенный на компанию НДС декларируется и не платится в бюджет. Разрыв есть разрыв.

В части описания специалистов, занимающихся продажей “бумажного” НДС у нас вообще написано одно и то же с точностью до терминов. “Конву” я называю транзитерами, “нал” — дроповодами. Я их описываю со стороны клиентов, Михаил с позиций одной из сторон (продавцов “бумажного” НДС). Но опять же противоречий я не увидел.

Про коррупцию в органах у меня в статье вообще ничего нет. Никто из моих клиентов никогда не покупал “бумажный” НДС у налоговиков. Но из того что написано у Михаила в статье не видно каких-то волшебных решений обхода АСК НДС-2. Инспектор за деньги просто какое-то время “не смотрит” на Ваши разрывы, но они никуда не исчезают. Так что это не является спецификой НДС, своим “невниманием” к нарушениям теоретически торговать могут любые контролирующие органы.

Возможно Михаила задело название моей статьи — оно действительно несколько провокационно. Но и тут мы квиты, у него в свою очередь должно быть что-то вроде “Как строить цепи с хорошо спрятанными разрывами”.

В данной статье мне хотелось бы обсудить как раз алгоритмы выявления разрывов. Михаил пишет (пункт 2), что ФНС не в состоянии пока распутать сложные цепи, состоящие из нескольких десятков компаний на каждом колене, включающие в себя закольцовку между коленами, а также перекрестные счет-фактуры между компаниями внутри одного колена.

Распутать такого вида цепочку будет затруднительно, особенно если еще и на каждом звене будет по несколько перекрещивающихся компаний. Создать алгоритм для распутывания таких цепей это гигантский труд, тут Михаил прав. Между тем такая задача перед АСК НДС-2 и не стоит. Нужен ли налоговикам вообще полный путь от покупателя “бумажного” НДС до разрыва в цепи? Вам когда-нибудь встречались претензии налоговых органов вида: “У Вас тут в книге покупок есть Звено1, за ним Звено2, за ним Звено3, потом Звено4, у которого Звено5 не отразило вычет в своей книге. Мы считаем Вас выгодоприобретателем этой цепи, а потому доплачивайте НДС!” . Конечно же нет. Все претензии звучат всегда так: “ У Вас в книге покупок Звено1, мы знаем что дальше за ним (где-то там) разрыв, а значит Вы уклонялись от НДС, давайте-ка доплачивайте. ”. С учетом корректировки исходной задачи алгоритм выявления сделок по продаже “бумажного” НДС очень прост. Например, он может быть таким.

Существует письмо ФНС от 2016 года, регламентирующее действия инспекций и управлений по работе с АСК НДС-2. Письмо для служебного пользования, но несмотря на это уже давно гуляет на просторах интернета. В этом письме ФНС России вводит понятие так называемой “трехзвеньевой цепочки”, состоящей из “выгодоприобретателя” (покупателя “бумажного” НДС), “транзитера” и “однодневки” (компании, на которой формируется разрыв цепи). Для “транзитера” установлены следующие критерии:

  • значительные обороты по операциям при минимальной сумме НДС, исчисленной к уплате в бюджет;
  • удельный вес налоговых вычетов превышает 98% в общей сумме исчисленного налога;
  • минимальная численность работников.

“Выгодоприобретателями” признаются налогоплательщики, не являющиеся “транзитерами” и “однодневками”. Присвоить этот статус можно сразу же в момент загрузки декларации по НДС. Отмечу здесь, что это самостоятельный статус в системе, не надо путать его с уровнями риска, там свои критерии.

Простое соображение. Когда продавец “бумажного” НДС прогоняет Ваши 50-100 млн рублей по коленам своей цепи, он не может на каждом колене платить 1% налогов, потому что тогда только налоговая нагрузка на него ляжет 1%*10 колен=10%. Они явно не альтруисты. Поэтому из 2%-4,5%, за которые Вы покупаете “бумагу”, в бюджет уходят от силы 1%-1,5% и все они ложатся скорей всего на первые звенья. То есть, у любого, даже самого грамотного конструктора цепей “бумажного” НДС, которого Михаил описывает в статье, подавляющее большинство компаний будет “транзитерами”, в смысле классификации по указанному письму. У них может быть у каждой свой директор, хороший адрес, но это будет компания-транзитер. Потому что денег на налоги иначе не хватит. Чтобы из десяти колен ни одна компания не попала в транзитеры, нужно на каждой платить 0,34% налога на добавленную стоимость (100%-98%)/120%*20%. То есть, с десяти колен цепи в бюджет уйдет 3,34%. И это только НДС. А еще немного налога на прибыль, зарплатных налогов… Так мы все 4,5% спустим только на налоги.

Еще одно простое соображение. Автор статьи работает с клиентами от 50 млн рублей в квартал. Чтобы прогнать 50 млн рублей через 10 колен счет-фактурами по 100 тыс. рублей (разумный, в целом ход, кстати) нужно будет 5 тыс. счетов-фактур между техническими компаниями. Если у нас есть 140 компаний в обойме, то это означает что у каждой будет как минимум 35 связей с другими компаниями из нашей обоймы. И это только по одному клиенту. 5 минимальных клиентов дадут 175 внутренних связей с “транзитерами” и “однодневками” у каждой нашей компании! А приняв миллиард мы свяжем наши “конторы” более чем 700 счетами-фактурами каждую. Таким образом, строя сложные цепи с дроблением сумм, закольцовкой колен и перекрестными связями мы “намертво” стягиваем наши компании в одну группу.

Строим группы продавцов “бумажного” НДС. То есть, берем первого “транзитера”, присваиваем ей тег “Обнальщик №1”, смотрим книгу покупок и всех “транзитеров” и “однодневок”, с которыми много счетов-фактур (и по количеству и по сумме) помечаем тем же тегом. Потом когда нам попадается “транзитер”, не связанный с предыдущим, мы помечаем его тегом “Обнальщик №2” и строим все его многочисленные связи с техничками. Так мы получаем на карте налогоплательщиков НДС связанные облака, на границах которых как раз и находятся покупатели “бумажного” НДС.

Естественно, это делает не районный инспектор руками, а программа анализа в центре обработки данных. Теоретически, какие-то вновь созданные технички могут выпасть из облака из-за малого количества связей, а в облако могут попасть какие-нибудь реальные компании, например, транспортно-экспедиционные, которые возят ИПшниками а выставляют услуги с НДС, покупая “бумагу”. Но это не навредит нашему алгоритму, как будет видно из дальнейших шагов.

Теперь разрыв считается очень просто. Берем “бумажное” облако и суммируем весь НДС, который зашел в него от “выгодоприобретателей” по всем книгам продаж облака. Это как раз сумма проданного “бумажного” НДС, делается за доли секунд одним SQL-запросом (выбор из одной таблицы с фильтром по тегу и по статусу покупателя). Вторым SQL-запросом мы суммируем весь уплаченный в бюджет НДС по всем компаниям облака (снова выбор из одной таблицы с фильтром по тегу). Разница между ними и есть сумма разрыва. Конкретное положение разрыва внутри облака не имеет никакого значения, как и общее количество разрывов внутри. Можно брать всех “выгодоприобретателей” на границе (тех, у кого есть в книге покупок компании из "бумажного" облака) и побуждать их исключать из книги покупок граничные элементы, относящиеся к данному облаку. Потому что они на 99,9% являются техничками продавца “бумажного” НДС.

Примечание. Теоретически в такое облако может заходить и реальный НДС, когда его продают компании, имеющие излишки вычетов. Тогда сумму проданного “бумажного” НДС надо просто уменьшить на сумму вычетов от “выгодоприобретателей” по всем книгам покупок техничек облака, опять же один SQL-запрос.

Конечно, лихо закрученная цепь это хорошо. Налоговикам по прежнему не хватает рук на всех и даже видя разрыв, они скорей всего выберут Вашего соседа, у которого “рельсы” и разрыв на третьем звене. Но нужно четко отдавать себе отчет в том, что это ставка на удачу и нехватку времени.

Как мы видим (с учетом все больше вступающей в свои права ст. 54.1 НК РФ), гораздо важнее с точки зрения надежности для покупателя “бумажного” НДС поддержание в пристойном виде граничного элемента “бумажного” облака, с которым он вступал в контакт. И проблема там не только в стоимости этого поддержания и непредсказуемости поведения директора-номинала (а чтобы там не говорили, это все-таки номинал). Если граничный элемент будет сильно пристойным, то он сам станет выгодоприобретателем, стоящим на границе “бумажного” облака, а значит сам попадет под пресс налоговой.

Если Вы все же решились оптимизировать налоги с помощью покупки “бумажного” НДС, то Михаил абсолютно прав, надо не жмотиться и покупать качественный. Проблема только в том, что не существует способов зафиксировать это качество. Очевидно, что за 2% качественного быть не может, но как убедиться, что в 4,5% входит обеспечение надежного контрагента первого звена в течении длительного времени? Мы таких способов не знаем, поэтому и считаем что это всегда рулетка. И именно поэтому не рекомендуем пользоваться таким вариантом оптимизации.

Из-за обилия проектов написать ответ сразу не было времени и Михаил успел написать еще несколько статей. Поэтому я кратко прокомментирую некоторые тезисы, имеющие отношения к сказанному выше.

Тезис о том, что АСК НДС-2 не работает и является просто пугалом налоговиков вызывает легкое недоумение на фоне имеющейся статистики — при стагнирующей экономике сборы НДС растут на десятки процентов. Причем автор правильно пишет что крупный бизнес уже давно живет с налоговой в обнимку и массово однодневки не использует. То есть, этот рост происходит за счет среднего бизнеса и малого бизнеса, которого в первую очередь АСК НДС-2 и администрирует. До идеала ей, безусловно, далеко, но и называть показухой я бы не стал.

Я полностью согласен с Михаилом что выгрузка денежных движений из банков заработает еще не скоро. Только на мой взгляд эту функцию сильно переоценивают. Разрывы АСК НДС-2 может и так искать по книгам покупок и продаж, ей для этого денежные движения не особо нужны. Более того, вообще непонятно как можно сравнивать счет-фактуры и платежи, которые, вообще говоря, очень редко им один в один соответствуют даже в реальном бизнесе. Отражение денежных движений позволит просто еще чуть глубже делать предпроверочный анализ и присвоение уровня риска на уровне центра обработки данных, то есть, еще больше снизить зависимость от рядовых инспекторов.

Да, компетенция сотрудников по данной теме в районных инспекциях невысока, но этот вопрос и решается за счет централизации и автоматизации предпроверочного анализа. То есть, алгоритмы, аналогичные описанному выше, выполняются в центре обработки данных (и там неважно где расположены технички, на Камчатке или в Ингушетии) и в районных инспекциях уже виден уровень риска компании с учетом ее нахождения на границе “бумажного” облака. По сути основная выборка происходит в центре автоматически. В районной инспекции надо выбрать куда лучше идти из тех, кто уже вычислен на разрыве.

Да, сотрудники районных инспекций могут загружать только ограниченное количество звеньев. Но так им больше и не надо. Централизованный предпроверочный контроль идет, как уже было сказано, в центре обработки данных от разрыва (неважно, будь это одиночный разрыв или “бумажное” облако) и далее спускается в район. А вот эта загрузка цепей нужна в первую очередь не для ручного поиска разрывов, а для оперативной работы. Например, когда у налогоплательщика есть залет по другой теме и его планируют вызвать на комиссию, почему бы не посмотреть на его контрагентов, чтобы, как говорится, побольше потом “накидать на вентилятор”. Очевидно, что для накидывания на вентилятор проблемный контрагент в седьмом звене как то не очень годится.

Отсюда следует, что перебои в работе АИС и старая техника, не позволяющая быстро загружать длинные звенья не играет уже такой большой роли. После того как в район скинули налогоплательщиков, находящихся на границе “бумажного” облака, налоговикам и не надо загружать эти цепи. Далее они работают с первым-вторым звеном, запрашивают документы по сделкам, банковские выписки, ищут директоров, ищут имущество бенефициаров… Выбирают к кому лучше пойти.

Все это, кстати, четко расписано в том самом письме для служебного пользования. Там ФНС России поручает МИ ФНС по КК в течении 20 дней после сдачи налоговых деклараций формировать “трехзвеньевые цепочки” и доводить информацию об участниках с указанием их ролей до соответствующих управлений ФНС России по субъектам РФ по месту постановки на учет участников “трехзвеньевых цепочек”. А уже управлениям поручено обеспечить в рамках камеральных налоговых проверок проведение мероприятий налогового контроля в целях сбора достаточной доказательной базы, подтверждающей получение предполагаемым “выгодоприобретателем” ННВ в связи с участием в такой цепочке.

По этой статье согласен со всем почти на 100%. Основная мысль: налоговые органы очень активно применяют коллекторские методы — то есть, берут на понт. Разрывы они видят почти все, но рук на всех не хватает. Поэтому они и занимаются побуждениями.

Я и ранее писал это в обсуждениях в группе Клерка в Фейсбуке. Директора на такие допросы пускать нельзя, одного тем более. Ходить должны специально обученные люди с железными нервами. Потому что никакого конструктивного диалога там не будет, будут только понуждения под угрозой назначения выездной налоговой проверки. Я как то сам ходил на один из таких вызовов за клиента (это был третий вызов директора по одной и той же декларации). Когда я с порога заявил “Или назначайте выездную проверку или отстаньте от нашего директора, хватит вызывать его на допросы, он все равно не придет!” ничего внятного налоговики больше сказать не сумели.

Но так можно не всегда. Очень много зависит от того, что за контрагент стоит у Вас в книге покупок. В описанном выше случае я так себя вел потому что это был не “бумажный” НДС, а поставщик нашего клиента самостоятельно слил свою контору не сдав декларации. Все было слишком очевидно, даже для налоговиков: поставщик тут же открыл такую же контору с приставкой ТД в названии, по тому же адресу и с прежним директором, перевел туда всех сотрудников, товар по сделке был оплачен и смонтирован на объекте, принят заказчиком.

При этом у нас был и противоположный опыт, когда налогоплательщик не стал убирать из книги счет-фактуру с “бумажным” НДС и доплачивать в бюджет около 3 млн рублей, полагая что сумма для назначения выездной слишком маленькая. Каково же было его удивление, когда налоговый орган назначил выездную только по одному кварталу (. ) и проверил только одну эту сделку. Помимо НДС был доначислен еще и налог на прибыль почти 7 млн рублей (ставка НДС была 10% в этой счет-фактуре) и еще примерно 5 млн рублей пеней и штрафов. Итоговый акт по этой проверке составил 15 млн рублей. А можно было доплатить только три.

Алексей Смирнов

Вот уже два с половиной года налоговые органы постоянно совершенствуют систему проведения проверок «АСК НДС-2». На что нужно обратить внимание, чтобы декларация по НДС прошла проверку в этой системе без проблем? Как снизить вероятность доначислений, штрафов, отказов в вычетах и блокировки счетов?

Проверка декларации

Сверяйте данные

В первую очередь ФНС проверяет, сходятся ли в декларации контрольные соотношения. Такая проверка, как правило, встроена в специальные сервисы. Помимо этого, в «АСК НДС-2» информация из декларации сверяется с данными из других деклараций и расчетов этого же налогоплательщика, как за текущий период, так и за предыдущие. Следите, чтобы, к примеру, данные о выручке по налогу на прибыль не расходились с данными о выручке по НДС. Заранее будьте готовы объяснить причины такого расхождения. Например, оно может возникнуть из-за выставления корректировочных счетов-фактур. Также ФНС проверит, сходятся ли данные в вашей декларации с данными контрагентов.

Совет первый

Сверяйте в Контур.НДС+ следующие данные:

  • Сведения из книги покупок со сведениями, которые отправляют в налоговую поставщики. В сервис ежеквартально загружают свои книги более 190 тысяч компаний. Новый пользователь сервиса после загрузки данных может сразу начать сверяться со своими контрагентами. Чтобы свериться с поставщиками, которых еще нет в сервисе, их можно пригласить загрузить свои данные — это бесплатно.
  • Всю информацию, которая указана в счетах-фактурах. Пользователям видны расхождения по суммам НДС, любые несоответствия и ошибки ручного ввода: несовпадения в дате, номере счета-фактуры, КПП, которые трудно увидеть при «ручной» сверке.
  • Составные счета-фактуры из разных отчетных периодов. Часто бывает так, что продавец заявляет о сделке сразу после ее завершения, а покупатель, пользуясь своим правом трехлетней отсрочки на предъявление к вычету, «показывает» ее в другом отчетном периоде — иногда по частям. В сервисе покупатель также может посмотреть, какие сделки он еще не предъявлял к вычету, чтобы не «потерять» их.

Кроме того, в сервисе можно отредактировать счет-фактуру, выгрузить исправленную книгу покупок или продаж и загрузить в систему отчетности.

Оформляйте правильно

Данные декларации сверяются с иными документами, представленными налогоплательщиком или полученными налоговиками во время налоговых проверок, а также в ходе валютного контроля, учета выручки, ведения ЕГРЮЛ и т.д. Кроме того, налоговики имеют доступ к реестру данных ККТ, который с внедрением онлайн-касс становится просто кладезем фискальной информации: инспекторам известна дата, время, место продажи каждого товара и сумма НДС по каждой операции!

Наконец, ФНС активно участвует в межведомственном взаимодействии и использует при камеральных проверках материалы, полученные от правоохранительных и иных органов, от внебюджетных фондов. Налоговики в автоматическом режиме могут сверять данные из декларации с информацией из различных государственных и коммерческих электронных баз (письмо ФНС России от 16.07.2013 № АС-4-2/12705). Сведения могут быть проверены по Единому госреестру недвижимости, базе данных о банковских счетах, об открытии которых налоговики получают извещения, о недействительных паспортах, о лицензиях, о дисквалифицированных руководителях, о среднесписочной численности организации, о доходах ее сотрудников и т.п.

Поэтому, к примеру, организации, у которой нет обособленных подразделений, нужно следить за правильностью оформления счетов-фактур в части указания грузоотправителя и грузополучателя, если поставка ведется не по юридическому адресу компании. И быть готовыми объяснить, почему товар поставляется по адресу, которого нет в ЕГРЮЛ (например, потому что там расположен только арендуемый склад, а оборудованных рабочих мест нет).


Тренды налогового контроля, зоны налогового риска и необоснованная налоговая выгода. Смотрите выступление советника налоговой службы на Контур.Конференции.

Ведите внутреннюю базу

Ведите внутреннюю базу данных о тех документах, которые представлялись в налоговые органы, указывайте их содержание, а также сведения о том, когда и в связи с чем они представлялись. Сверяйтесь с этой базой при подготовке очередных пояснений или документов по требованию налоговиков, чтобы избежать недоразумений, когда вы даете совершенно иное объяснение одного и того же факта или расхождения в декларации по сравнению с тем, что вы давали в прошлых периодах.

О системе управления рисками

Системы управления рисками были заложены в 2015 году. В этот период были предприняты шаги, направленные на автоматизированное отслеживание всей «цепочки» прохождения НДС от производителя до конечного покупателя. Тогда были внесены изменения в НК РФ, которые расширили как круг лиц, так и перечень НДС-документов, которые представляются в налоговые органы на регулярной основе. Кроме того, налоговикам было предоставлено право требовать дополнительные документы, если обнаружатся расхождения между данными налогоплательщика и третьих лиц.

Также была создана специальная Межрегиональная инспекция ФНС по камеральному контролю, в задачи которой вошло проведение сравнительного и перекрестного анализа сведений об операциях, указанных в налоговых декларациях по НДС с целью выявления «разрывов цепочки» НДС, а также налогоплательщиков, злоупотребляющих правом на вычет НДС. Наконец, тогда же началась пилотная эксплуатация первого варианта АСК НДС (Приказ ФНС России от 14.08.2015 № СА-7-15/358@).

Управление уровнями риска

Система управления рисками «СУР АСК НДС-2» автоматически на основании имеющихся сведений распределяет налогоплательщиков на три группы налогового риска: высокий, средний, низкий (письмо ФНС России от 03.06.2016 № ЕД-4-15/9933@):

  • Низкий налоговый риск присваивается налогоплательщикам, которые ведут реальную финансово-хозяйственную деятельность, своевременно и в полном объеме исполняют свои налоговые обязательства перед бюджетом, обладают соответствующими ресурсами (активами), а их деятельность может быть проверена плановым выездным налоговым контролем.
  • Значок «высокий налоговый риск» получают организации, не обладающие, по данным ФНС России, достаточными ресурсами (активами) для ведения соответствующей деятельности, не исполняющие свои налоговые обязательства или исполняющие их в минимальном размере. Эти факты являются признаками организации, используемой для получения необоснованной налоговой выгоды.
  • Всех остальных налогоплательщиков СУР относит к группе среднего налогового риска.

Операциям, в которых участвуют организации с высоким уровнем налогового риска, уделяется особое внимание, чтобы не допустить возмещения НДС недобросовестными налогоплательщиками. Если факт недобросовестности вскроется после получения вычета, то может оказаться, что взыскать его уже нельзя, так как компания либо неплатежеспособна, либо ликвидирована. «АСК НДС-2» строит «дерево связей», с помощью которого отслеживается цепочка движения НДС и выявляется реальная роль каждой компании в этой цепочке.

Есть ряд фактов, которые служат для налоговиков сигналом того, что сделка может быть направлена на неправомерное изъятие НДС из бюджета (письма ФНС России от 03.08.2016 № ГД-4-14/14127@ и от 03.08.2016 № ГД-4-14/14126@):

  • физлицо, которое действует от имени юрлица без доверенности (в том числе от имени управляющей организации), дисквалифицировано, и срок дисквалификации еще не истек;
  • имеется информация о смерти физлица, которое может действовать от имени юрлица без доверенности;
  • лицо, которое имеет право без доверенности действовать от имени юрлица, выступает в качестве такового более чем в пяти юрлицах;
  • участники юрлица являются таковыми более чем в 10 юрлицах;
  • адрес юрлица, указанный в ЕГРЮЛ, является адресом более чем 10 юрлиц;
  • управляющая организация является таковой более чем в 20 юрлицах.

Как только в «дереве связей» мелькает такая компания, инспекторы берут и ее, и ее контрагентов «на карандаш». После чего начинается детальное изучение совершенных операций по всей цепочке от ближайших контрагентов к более отдаленным для того, чтобы найти реального выгодоприобретателя от операции по незаконному возмещению НДС или уклонению от его уплаты. А значит, основная задача налогоплательщика — избежать систематического попадания подобных контрагентов в собственные сделки.


Взгляните на свою отчетность глазами ФНС. Сервис сверяет и проверяет данные по принципам системы ФНС «АСК НДС-2»

Проверка контрагентов

Чтобы снизить риски, проверяйте контрагентов по открытым базам данных: ЕГРЮЛ, ЕГРН, данные о паспортах, о дисквалификации и т.п. Тем более что это можно делать буквально «на лету», используя специальные сервисы.

Не пренебрегайте коммерческими базами данных и картотеками о компаниях, которые позволяют строить некое подобие «дерева связей» между компаниями, руководителями и участниками. Это позволяет провести более глубокий анализ деятельности своих контрагентов: установить количество компаний, зарегистрированных по адресу контрагента, увидеть, в каких еще компаниях «засветился» директор и учредители, посмотреть активы и пассивы компаний и т.д. Эта информация позволит отсечь неблагонадежных контрагентов, если таковые будут обнаружены.

В идеале проверять нужно не только новых контрагентов при заключении с ними сделок, но и тех, с которыми компания работает постоянно. Ведь все меняется: фирма может переехать, у нее может смениться руководство, а информация об этом может не сразу попасть в составляемые документы. Директор или собственники компании могут начать взаимодействовать с другими компаниями, которые будут уже не столь благонадежными. Поэтому возьмите за правило ежеквартально сверять с базами данных указанные в счетах-фактурах сведения хотя бы о ключевых (а в идеале, конечно, обо всех) контрагентах, попутно проводя оценку «дерева связей». Очевидно, что выявленные расхождения между документами, полученными от контрагента, и сведениями в базе данных проще устранить, пока эти данные не попали в декларацию и не переданы в ИФНС.

Совет второй

Используйте возможности НДС+ для мониторинга благонадежности контрагентов:

  • Смотрите аналитическую справку по своим поставщикам в справочнике контрагентов, который формируется в сервисе на основе загруженных книг: много ли среди них «опасных» компаний, сделки с которыми привлекут внимание налоговой, с какими из поставщиков больше всего расхождений, чтобы устранить их в первую очередь и снизить риски доначисления НДС.
  • Анализируйте статус компаний в справочнике, опираясь на сведения автоматической проверки в модуле «Светофор», которая проводится на основе данных из 26 официальных источников. Существенные факты о компании подсвечиваются соответствующим цветом:


Красный — рекомендуется проверить сообщения о банкротстве за последние 12 месяцев. Сделки с такими поставщиками прежде всего привлекут внимание налоговой.
Желтый — на эти факты следует обратить пристальное внимание. Желтым подсвечивается недавняя смена руководителя, наличие больших сумм арбитражных исков, «тревожные» исполнительные производства, например неисполнение обязательств по кредитам и т.д.
Зеленый — эти факты показывают, что компания вела хозяйственную деятельность последние 12 месяцев, например выигрывала госконтракты, получала лицензии и т.д.

  • Получайте на электронную почту оповещения о смене статуса своих контрагентов, чтобы своевременно принять меры.

Ответ на требования

Совет третий

Формируйте ответ на требования с помощью НДС+. В сервисе можно обработать требования с любым количеством счетов-фактур (даже очень объемные), сразу видно данные контрагента и можно понять, в чем именно состоит разночтение, которое привлекло внимание налоговой. Кроме того, в сервисе можно выгрузить список счетов-фактур, которые попадут в уточненную декларацию, чтобы внести изменения в учетную систему.

Алексей Крайнев, налоговый юрист, советы подготовлены Дарьей Харитоновой, экспертом сервиса НДС+

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.


Выявление нарушений, связанных с уклонением от уплаты НДС, требует анализа большого количества документов. Связано это с тем, что нарушители для маскировки своих преступных действий используют большое количество фиктивных и связанных предприятий. В помощь инспекторам налоговая служба запустила АИС АСК НДС. Этот сервис автоматически анализирует поданные налоговые декларации и движение денежных средств с целью обнаружения нарушений.

Рассмотрим подробнее, как работает АСК НДС 2 и в чем отличие этого сервиса от АСК НДС 3 — более продвинутой версии системы.

  • АСК НДС: что это за программа
  • АСК НДС 2 и АСК НДС 3: в чем отличия
  • Как работает система контроля
  • Как АСК НДС выявляет налоговые риски
  • Налоговый разрыв по НДС
  • Сложные налоговые разрывы по НДС и углубленная камеральная проверка

АСК НДС: что это за программа

АИС АСК НДС предназначена для того, чтобы анализировать декларации по налогу на добавленную стоимость, которые сдают субъекты предпринимательства. Она сравнивает уплаченный и предъявленный к возмещению налог и на основе этого сравнения выявляет субъектов предпринимательства, которые незаконно предъявляют НДС к вычету.

Кроме того, АСК НДС 3 обнаруживает признаки уклонения от других видов налогов. Например, с помощью этого сервиса можно выявить компании, которые минимизируют налог на прибыль или уклоняются от его уплаты путем использования фиктивных компаний в качестве контрагентов, оказывающих выдуманные услуги.

АСК НДС 2 и АСК НДС 3: в чем отличие

Первая версия АИС АСК НДС вышла в 2013 году по инициативе Федеральной налоговой службы РФ. Основная цель запуска этой автоматизированной компьютерной системы — предотвращение незаконных действий со стороны плательщиков при начислении НДС и предъявлении налога к вычету (возмещению из бюджета).

Система АСК НДС позволяет без участия налогового инспектора выявить недобросовестные действия плательщика налога.

В 2015 году появилась вторая версия системы. Она стала работать более эффективно, появилась возможность выявлять фиктивные компании, которые используются в схемах возмещения НДС. Она позволила анализировать не только налоговые декларации, но и книги покупок и продаж каждого субъекта предпринимательства в цепочке.

Благодаря АИС АСК НДС можно проследить всю цепочку переводов, не прибегая к кропотливому анализу документов плательщиков.

АСК НДС 3 — это самая новая система автоматизированного контроля денежных средств. Она дает возможность отследить перемещение денег между счетами компаний и физических лиц. Инспектора налоговой службы прогнозируют увеличение эффективности системы на 90% в сравнении с текущим уровнем.

В третьей версии системы реализованы сложные алгоритмы анализа движения денежных средств, благодаря которому можно обнаружить факт уклонения от уплаты НДС и определить сумму доначисления. Кроме того, отслеживание платежа позволяет определить фиктивные субъекты предпринимательства и зависимые компании.

Как работает система контроля

Схема работы системы АСК НДС 3 достаточно проста. Сервис проводит проверку деклараций с помощью особых алгоритмов. После сдачи деклараций АИС проверяет:

  • Совпадение сумм, указанных во взаимосвязанных разделах налоговой декларации. Например, при сдаче налоговой отчетности по НДС информация из частей 8 и 9 должна совпадать с информацией из раздела 3;
  • Совпадение реквизитов компании, которая сдала отчетность, с реквизитами, указанными у ее контрагентов. То есть суммы в декларации проверяемого субъекта и его контрагента должны быть равными. Проверяется сумма НДС к вычету покупателя и сумма налога к уплате продавца.
  • Совпадение сумм НДС, которые указываются плательщиком при составлении платежного поручения. Эту сумму алгоритм считывает и сравнивает с той, что указана в налоговой декларации по НДС.

Выявление нарушений автоматизированной системой в адрес налогоплательщика направляется:

Обратите внимание, если требование было отправлено ошибочно, необходимо в любом случае ответить в ИФНС во избежание санкций вплоть до приостановления операций по расчетному счету.

Как АСК НДС выявляет налоговые риски

При сдаче отчетности сервис автоматически присваивает декларациям разные статусы. Как система АСК НДС 2 распределяет налогоплательщиков? Существует градация из трех уровней:

  1. Высокий. К нему относятся компании, при проверке которых ранее были выявлены нарушения налогового законодательства. Также в этой категории находятся субъекты предпринимательства, которые платят минимальные суммы налогов. Велика вероятность, что по результатам работы автоматизированной системы будет назначена выездная проверка.
  2. Средний. В этой категории представлены компании, которые не полностью выполняют налоговые обязательства перед государством.
  3. Низкий. Здесь представлены субъекты предпринимательства, которые не допускают нарушений и выплачивают налоги в сумме, которая характерна для отрасли и компании.

Декларации, которые сдают компании из 1 и 2 группы, проверяются более тщательно, по ним проводится камеральная проверка в налоговой службе.

Налоговый разрыв по НДС

Основная цель системы АСК НДС — выявление налоговых разрывов. Под этим термином понимают разницу между суммой налога, которую компания должна уплатить и которую фактически уплатила. Благодаря анализу связанных между собой контрагентов система контроля автоматически выявляет сложные ситуации и сообщает о них инспекторам.

С помощью автоматической системы определяются два типа нарушений:

  1. Разрывы. К ним относятся непредоставление налоговой декларации в установленный законом срок или сдача отчетности с нулевыми показателями. Также система определяет отсутствие аналогичной операции у контрагента (только с уплатой НДС.
  2. Расхождение между документами контрагентов. Алгоритм определяет факт предъявления к вычету НДС в сумме, которая превышает сумму уплаченного налога в документах контагента.
Дерево связей АСК НДС позволяет, например, определить, что отраженная в книге покупок операция по приобретению товара с НДС отсутствует в книге продаж продавца, который должен этот НДС уплатить. Следовательно, и предъявление к вычету является незаконным.

Если будет обнаружено расхождение, АИС АСК НДС самостоятельно формирует требование и отправляет его в адрес проверяемой компании. Инспектор в этом процессе участия не принимает, что облегчает его работу.

Сложные налоговые разрывы по НДС и углубленная камеральная проверка

Налоговый инспектор включается в работу в том случае, если компания не отреагировала на направленное требование либо система АСК НДС путем анализа сложного дерева связей выявила использование транзитных или фиктивных компаний для маскировки уклонения от уплаты НДС.

Например, компания приобретала ТМЦ не напрямую у фиктивной компании, а через несколько транзитных фирм. При поверхностной проверке эта сделка будет законной, но фактически НДС в бюджет не уплачен. Значит, и предъявлять его к вычету незаконно.

Сложные расхождения обрабатываются вручную инспекторами в ИФНС, где зарегистрирована компания, подавшая неправильную декларацию. Инспектора проводят камеральную проверку для определения фиктивных субъектов и транзитных компаний, а также лица, который получил незаконный доход путем уклонения от уплаты налога или получения возмещения.

Для этого анализируются следующие сведения:

  • ФИО руководителя или учредителя, определение факта участия должностного лица в управлении или регистрации большого количества компаний («массовый руководитель»);
  • Количество сотрудников, которые работают компании;
  • Наличие требования об исключении компании из реестра вследствие того, что оно не работает в соответствии с законодательством РФ;
  • Недостоверная информация о должностных лицах или собственниках компании, ее фактическом адресе в реестре юридических лиц;
  • Наличие протоколов допросов должностных лиц или участие в управлении компании людей, которым судом запрещено занимать эту должность;
  • Количество расчетных счетов и наличие информации о том, что движение денег по ним приостанавливалось по какой-либо причине;
  • Налоговая нагрузка и процент налоговых отчислений в сравнении с оборотом компании;
  • Наличие задолженностей по уплате налогов и взносов в государственные фонды;

Инспектор может проверить и другую информацию в зависимости от глубины проверки.

Читайте также: