Аванс по госконтракту ндс

Опубликовано: 16.05.2024

Галичевская Е. Н.

В закупке могут принять участие организации и индивидуальные предприниматели, применяющие специальные налоговые режимы. Такие компании не платят НДС. Заказчик должен правильно прописать условия контракта, чтобы не нарушить права участников. Представьте, что победила компания на УСН. Как быть с НДС? Разберем на примерах судебной практики по 44-ФЗ

В Школе электронных торгов прошел вебинар «НДС в контракте и договоре в закупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ». Эксперт Станислав Грузин, заместитель директора департамента обучения и правовой экспертизы OTC.RU, прокомментировал один из самых актуальных вопросов — учет НДС в стоимости контракта. Эксперт в том числе рассказал, какие ошибки допускают заказчики при учете НДС в проекте контракта и в документации о закупке. Подробности — в нашем материале.

НДС в контракте по 44-ФЗ: разбор ошибок

Закон 44-ФЗ предусматривает равные условия участия в закупках вне зависимости от организационно-правовой формы и системы налогообложения участников.

Участником государственных торгов может стать:

  • любое юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель (п. 4 ст. 3 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, Закон № 44-ФЗ);
  • любой участник, в том числе освобожденный от уплаты НДС и применяющий специальный налоговый режим (например, УСН, ЕНВД).

Спорные ситуации возникают из-за того, что заказчик стандартно подходит к разработке документации и проекта контракта, не учитывает вероятную возможность подачи заявки участником, который не является плательщиком НДС.

Разберем четыре типичные ошибки заказчика по применению НДС на этапе заключения и исполнения контракта с такими участниками.

Ошибка 1. Заказчик установил требование, что контракт независимо от того, кто станет победителем, будет заключаться по цене с НДС

Пример: решение УФАС по Омской области от 29.08.2016 № 03-10.1/220-2016.

Заказчик установил в контракте (раздел III. Информационная карта электронного аукциона, п. 14) требование:

«Участников, применяющих упрощенную систему налогообложения, просим учитывать следующее»:

  1. Начальная (максимальная) цена контракта сформирована с учетом НДС.
  2. В проекте контракта редакция раздела «Цена контракта» изменению не подлежит».

УФАС посчитала, что действия заказчика противоречат нормам ч. 2 ст. 34 и ч. 2 ст. 70 Закона № 44-ФЗ. Заказчику выдали предписание об исключении этого пункта из состава документации.

Эксперт Станислав Грузин комментирует приведенную выше типовую формулировку контракта:

«Если бы заказчик прямо не прописывал все эти особенности заключения контракта с участником, который применяет УСН, это могло бы снизить его риски. Но такая формулировка говорит о том, что независимо от того, какую систему налогообложения применяет поставщик, контракт будет заключен только на таких условиях. По такому подходу к составлению проекта контракта есть сложившаяся судебная практика: ФАС и суды считают его неверным».

Ошибка 2. Заказчик установил в документации о закупке требование снизить цену контракта, предложенную участником, на сумму НДС, если победитель не является плательщиком этого налога

Пример: решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия — Алания от 18.11.2014 № А61-2186/14.

Суд отметил, что заказчик заключает и оплачивает контракт по цене, предложенной победителем, независимо от того, какую систему налогообложения применяет последний̆. В ходе исполнения контракта его цена может быть снижена по соглашению сторон без изменения количества товаров, объема работ, услуг и иных условий. Действия заказчика по снижению цены контракта на сумму НДС до заключения самого контракта являются нарушением Закона № 44-ФЗ.

Антимонопольный̆ орган признал действия заказчика нарушающими ч. 10 ст. 70 Закона № 44-ФЗ.

Комментирует Станислав Грузин:

«Теоретически снизить цену контракта на сумму НДС до заключения самого контракта можно, если заказчик и поставщик договорятся и подпишут допсоглашение. Но при заключении контракта снижать его цену на размер НДС неправильно. Такие действия — прямое нарушение законодательства о закупках. Если по соглашению сторон поставщик не согласится на снижение цены, контракт заключается без изменений».

Ошибка 3. Заказчик удержал денежные средства в размере НДС при уплате цены контракта «упрощенцу»

Пример: Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 28.03.2016 № 07АП-1505/2016 по делу № А67-7718/2015 и Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 24.04.2015 по делу № А58-182/2015.

Исполнитель контракта, применяющий УСН, предоставил заказчику счета на оплату оказанных услуг на сумму, равную цене контракта без выделения НДС. Заказчик оплатил контракт без учета НДС, ссылаясь на то, что исполнитель не является плательщиком такого налога.

Как указали суды, заказчик должен оплатить работы по цене, установленной контрактом, согласно аукционной документации, независимо от того, является поставщик плательщиком НДС или нет.

Лицо, не признаваемое плательщиком НДС, обязано самостоятельно перечислить в бюджет сумму налога, уплаченную в составе цены товаров (работ, услуг) (п. 5 ст. 173 НК РФ). Перечислить НДС в бюджет — задача поставщика. Если он это не сделает, ему грозят претензии налоговых органов. А вот к заказчику их не будет.

Ошибка 4. Заказчик полностью уплатил «упрощенцу» цену контракта, в которой НДС не выделен. А потом взыскал НДС (часть суммы)

Пример: Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.08.2015 № 15АП-12729/2015 по делу № А53-10584/2015

Заказчик и подрядчик на УСН заключили контракт, в цене которого НДС не выделен. Выполненные работы оплачены в полном объеме. На основании решения органа финансового контроля о том, что стоимость работ завышена, заказчик потребовал взыскать неосновательное обогащение. Заказчику было отказано в удовлетворении требования. Дело в том, что цена контракта является твердой, определяется на весь срок его исполнения. Изменять цену разрешено только в случаях, предусмотренных ст. 34 и 95 Закона № 44-ФЗ.

Если условия контракта исполнены надлежащим образом, заказчик обязан оплатить стоимость работ в размере, который̆ установлен победителем, независимо от применяемой̆ последним системы налогообложения. Сумма НДС признается прибылью победителя, не являющегося плательщиком такого налога. Соглашение об изменении цены спорного контракта сторонами не заключалось. Заказчик должен оплатить работы в размере, который был предусмотрен сметой.

Выводы и рекомендации

Как заказчику правильно предусмотреть участие в закупке участников на УСН?

Заказчики должны учитывать, что в закупке могут принять участие организации и индивидуальные предприниматели, применяющие специальные налоговые режимы.

Заказчику следует включить в проект контракта условие о том, что НДС учитывается, только если подрядчик является его плательщиком. При таком условии победитель получает возможность заключить контракт без НДС.

Пример из проекта контракта одного из дисциплинированного заказчика по 44-ФЗ:

  • В пункте 2.1 Проекта контракта документации об аукционе Заказчиком указано:
    Цена настоящего государственного контракта составляет ____ (_____________) рублей, в том числе НДС (если Подрядчик облагается НДС).
  • Пунктом 2.2 Проекта контракта документации об аукционе установлено, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта. Цена включает в себя стоимость всех расходов Подрядчика, стоимость всех работ, материалов, оборудования, затраты связанные с оформлением работ, заработную плату, транспортные и командировочные расходы, питание, проживание страхование, таможенное оформление, в том числе и уплата таможенных платежей, налогов и сборов на ввоз на территорию РФ в соответствии с существующими расценками на момент совершения таможенного оформления, транспортные расходы и получение разрешений на транспортировку грузов, доставляемых Подрядчиком, вывоз мусора, накладные расходы, лимитированные затраты, а также все налоги (в том числе и НДС, если Подрядчик облагается НДС), действующие на момент заключения Контракта, иные расходы, связанные с выполнением работ по Контракту.

Эти фразы исключают споры и возможные претензии со стороны поставщиков.


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 17 августа 2018 г. N 03-07-11/58372 Об особенностях возмещения НДС

Вопрос: Просим дать разъяснения о порядке возмещения налога на добавленную стоимость в соответствии со ст. 176 Налогового кодекса РФ в следующем случае.

Общество с ограниченной ответственностью является головным исполнителем по государственному контракту по государственному оборонному заказу (далее - государственный контракт).

Указанный государственный контракт был заключен в декабре 2017 года, и одним из положений государственного контракта предусмотрено авансирование выполняемых работ в размере 100% с погашением ранее выплаченного аванса исходя из стоимости выполненных работ.

Согласно положениям Федерального закона от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе", ООО был заключен договор о банковском сопровождении с Управлением Федерального казначейства, открыт лицевой счет для расчетов по указанному государственному контракту, а также введен раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности по каждому государственному контракту, включая раздельный учет начисленных и уплаченных налогов и сборов, страховых взносов и иных обязательных платежей, в том числе и налога на добавленную стоимость.

В декабре 2017 года на лицевой счет, открытый в Управлении Федерального казначейства от Заказчика поступил авансовый платеж в размере 100% от цены государственного контракта. В соответствии с положениями Налогового кодекса РФ, ООО исчислило и уплатило в бюджет налог на добавленную стоимость в размере 18% с поступившего авансового платежа.

В рамках выполнения государственного контракта, в соответствии с нормами Федерального закона от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе", ООО, выступая головным исполнителем поставок продукции по государственному оборонному заказу (далее - головной исполнитель), вправе создавать кооперацию головного исполнителя и привлекать отдельных лиц для выполнения государственного оборонного заказа, путем заключения контрактов с головным исполнителем.

При выполнении работ по контрактам, исполнители, являясь плательщиками налога на добавленную стоимость, выставляют головному исполнителю счета-фактуры, на основании которых, впоследствии, головной исполнитель, в порядке ст. 176 Налогового кодекса РФ, вправе заявить к возмещению уплаченный налог на добавленную стоимость. При этом при отсутствии у налогоплательщика недоимки по налогу, иным федеральным налогам, задолженности по соответствующим пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом РФ, сумма налога, подлежащая возмещению по решению налогового органа, возвращается по заявлению налогоплательщика на указанный им банковский счет.

Поскольку полученные по государственному контракту денежные средства являются целевыми, а режимом использования отдельного счета в рамках Федерального закона от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" предусмотрена возможность уплаты налогов и сборов, страховых взносов и иных обязательных платежей в бюджетную систему РФ, установленных законодательством РФ, то при заявлении к возмещению налога на добавленную стоимость возникает вопрос на какой счет производить возмещение налога на добавленную стоимость: на расчетный счет ООО, открытый в банковском учреждении, производящем расчетно-кассовое обслуживание юридических лиц, или же на лицевой счет, открытый в Управлении Федерального казначейства? При этом, поскольку ст. 2 и ст. 6.1. Федерального закона от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе", предусмотрено, что каждому государственному контракту перед включением сведений о нем в реестр контрактов, который ведется в соответствии с законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, присваивается идентификатор государственного контракта, который подлежит указанию во всех контрактах, а также в распоряжениях, составляемых государственными заказчиками, головными исполнителями и исполнителями при осуществлении расчетов по государственному оборонному заказу в рамках сопровождаемой сделки, то при возмещении налога на добавленную стоимость на лицевой счет, открытый в Управлении Федерального казначейства, возникает необходимость указания идентификатора государственного контракта и дальнейшей обязательной "привязки" платежей к уникальному идентификатору государственного контракта.

При этом, ООО являясь головным исполнителем по государственному контракту, планирует в дальнейшем использовать суммы возмещенного налога на добавленную стоимость для оплаты работ и услуг в рамках выполнения работ по заключенному государственному контракту.

На основании вышеизложенного, просим разъяснить:

- каким образом ООО вправе заявить к возмещению налог на добавленную стоимость, уплаченный с лицевого счета, открытого в Управлении Федерального казначейства?

- какой банковский счет следует указывать в заявлении на возмещение налога на добавленную стоимость?

- каким образом осуществить "привязку" платежа, связанного с возмещением налога на добавленную стоимость, к идентификатору государственного контракта с возможностью дальнейшего использования полученных денежных средств для оплаты работ и услуг в рамках выполнения работ по заключенному государственному контракту?

Ответ: Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел письмо о порядке возмещения налога на добавленную стоимость (далее - НДС) и сообщает.

Согласно пункту 6 статьи 176 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при отсутствии у налогоплательщика недоимки по налогу, иным федеральным налогам, задолженности по соответствующим пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных Кодексом, сумма НДС, подлежащая возмещению по решению налогового органа, возвращается по заявлению налогоплательщика на указанный им банковский счет.

Кроме того, пунктом 7 статьи 176.1 Кодекса установлено, что налогоплательщики, имеющие право на применение заявительного порядка возмещения НДС, реализуют данное право путем подачи в налоговый орган не позднее пяти дней со дня подачи налоговой декларации заявления о применении заявительного порядка возмещения НДС, в котором налогоплательщик указывает реквизиты банковского счета для перечисления денежных средств.

В соответствии со статьей 11 Кодекса в целях применения положений, в том числе главы 21 Кодекса, под счетами (счетом) понимаются расчетные (текущие) и иные счета в банках, открытые на основании договора банковского счета, включая счета в банках, открытые на основании договора банковского счета в драгоценных металлах. При этом под банками (банком) понимаются коммерческие банки и другие кредитные организации, имеющие лицензию Центрального банка Российской Федерации (далее - Банк России).

Поскольку особенности возмещения НДС при осуществлении налогоплательщиком операций по реализации и (или) приобретению товаров (работ, услуг) в рамках государственного контракта по государственному оборонному заказу вышеуказанными пунктом 6 статьи 176 и пунктом 7 статьи 176.1 Кодекса не предусмотрено, сумма НДС, подлежащая возмещению налогоплательщику, осуществляющему операции по реализации и (или) приобретению товаров (работ, услуг) в рамках государственного контракта по государственному оборонному заказу, может быть возвращена на его счет, открытый на основании договора банковского счета в коммерческом банке или другой кредитной организации, имеющей лицензию Банка России.

Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора Департамента О.Ф. Цибизова

Обзор документа

Сумма НДС, подлежащая возмещению плательщику, совершающему операции по реализации и (или) приобретению товаров (работ, услуг) в рамках госконтракта по гособоронзаказу, может быть возвращена на его счет. Необходимо, чтобы соответствующий коммерческий банк или другая кредитная организация имели лицензию ЦБ РФ.

Разъяснен заявительный порядок возмещения налога.

Михаил Кобрин

Аванс — это форма оплаты

Под авансом понимают предоплату за будущую поставку товаров или услуг. Аванс бывает частичным или полным. Такой способ расчетов распространен в сферах контрактного производства, строительства, продажи дорогостоящего оборудования и так далее.

НДС с полученных авансов у поставщика

Рассмотрим ситуацию с НДС, когда покупатель перечислил аванс поставщику. В течение 5 дней с момента получения предоплаты оформите счет-фактуру на аванс в двух экземплярах (п. 3 ст. 168 НК РФ). Первый отдайте клиенту, второй зарегистрируйте в книге продаж.

В фактуре укажите НДС. Для его расчета используйте формулу:

НДС = Аванс × 20/120

Ставку 20/120 меняют на 10/110, если продают товары с НДС 10 % (перечень смотрите в п. 2 ст. 164 НК РФ). Если аванс получен за поставку товаров с разными ставками НДС, то налог считайте по общей ставке 20/120.

НДС с аванса в счет передачи имущественных прав рассчитайте по формуле:

НДС = (Аванс Расходы на приобретение прав) × 20/120

Начислите НДС в день получения аванса. Этот день станет моментом определения базы для расчета налога.

Сумма аванса из счета-фактуры попадает в графу 3 строки 070 раздела 3 декларации по НДС. Сумма НДС с аванса попадает в графу 5 той же строки.

Кроме того, в бухучете строим проводку:

Дт 51 Кт 62 — покупатель перечислил предоплату;

Дт 76/62 Кт 68 — с аванса начислили НДС.

НДС с полученных авансов после отгрузки

НДС с авансов

После получения аванса происходит отгрузка. Срок между авансом и передачей товара не ограничен. Это условие обязательно фиксируйте в договоре.

При передаче товаров покупателю одновременно начислите НДС с сумм отгрузки и примите к вычету НДС, уплаченный с аванса ранее (п. 8 ст. 171 НК РФ, п. 6 ст. 172 НК РФ).

Вычет можно сделать и с авансов из предыдущих налоговых периодов. Например, аванс получен в 1 квартале 2020 года, а отгрузка произошла во втором квартале. Тогда предъявите аванс к вычету во 2 квартале 2020 года.

При передаче товаров оформляйте «отгрузочный» счет-фактуру в двух экземплярах. Один передайте покупателю, а второй зарегистрируйте в книге продаж. Выданный ранее «авансовый» счет-фактуру зарегистрируйте уже в книге покупок.

Отгрузка товара сопровождается следующими бухгалтерскими проводками:

Дт 62 Кт 90.1 — получена выручка от продажи;

Дт 62.02 Кт 62.01 — зачтен аванс от покупателя;

Дт 90.3 Кт 68 — начислен НДС с реализации;

Дт 68 Кт 76/62 — принят к вычету НДС с аванса.

К вычету можно принять только ту часть НДС с аванса, которая соответствует НДС с отгруженных товаров. Скажем, если аванс 100 %, а отгружено только 50 % товаров, к вычету вы примете только половину НДС с аванса. Оставшийся НДС примите к вычету после отгрузки последней партии. В декларации принятый к вычету НДС укажите в графе 3 стр. 170 раздела 3.

Предоплата и отгрузка в одном квартале

Если предоплата и отгрузка произошли в разных кварталах, то в одном периоде вы начислите НДС, а в другом — примете его к вычету. На первый взгляд кажется, что в рамках одного квартала документооборот можно упростить, то есть не начислять и не принимать к вычету «авансовый» НДС. Но это не так.

Обязательно оформляйте «авансовые» счета-фактуры. Если этого не делать, вас ждут штрафы со стороны ФНС. Это расценят как нарушения, хотя бюджет ничего не теряет.

Возврат аванса покупателю

Продавец может вернуть аванс покупателю. Основания для этого разные — от соглашения сторон до решения суда. НДС с возвращенного аванса можно принять к вычету, после отражения возврата в учете и расторжения договора.

Возврат аванса подтвердите документами, например платежным поручением с выделенным НДС на перечисление денег покупателю. Платежку зарегистрируйте в графе 7 книги покупок.

В бухучете постройте следующие проводки:

Дт 62 Кт 51 — возврат аванса покупателю;

Дт 68 Кт 76 — принят к вычету НДС.

Использовать вычет можно в течение года, право на возмещение налога в течение трех лет тут не действует.

НДС к вычету занесите в строку 120 раздела 3 декларации.

НДС с выданного аванса у покупателя

После перечисления предоплаты вы получите от поставщика «авансовый» счет-фактуру. На его основании у вас есть право принять налог к вычету. Но соблюдайте условия из п. 12 ст. 171 НК РФ:

  • оформление счета-фактуры соответствует требованиям;
  • есть документ, подтверждающий оплату;
  • условие о предоплате есть в договоре.

У покупателя в бухучете при перечислении аванса должны быть следующие проводки:

Дт 60 Кт 51 — аванс перечислен поставщику;

Дт 68 Кт 76 — НДС с «выданного» аванса принят к вычету.

Полученный «авансовый» счет-фактуру зафиксируйте в книге покупок. НДС с аванса указывайте в строку 130 раздела 3 декларации по налогу.

Принять «авансовую» фактуру к вычету можно только в том квартале, в котором её получили. Перенести ее на будущее нельзя. Правило о переносе вычетов на срок до 3 лет на авансы не распространяется (Письмо Минфина РФ № 03-07-11/67480 от 17.10.2017 года).

НДС с выданного аванса после отгрузки

В момент получения товара поставщик передаст вам «отгрузочный» счет-фактуру. В этот момент принятый ранее к вычету «авансовый» НДС нужно восстановить, а к вычету принять уже «отгрузочный» налог. Восстановление НДС происходит по алгоритму:

  • строим проводку Дт 76/60 Кт 68 на сумму восстанавливаемого НДС;
  • в книге продаж фиксируем «авансовый» счет-фактуру;
  • НДС с аванса вносим в строку 090 раздела 3 декларации.

В бухучете покупателя в момент отгрузки строим следующие проводки:

Дт 10/41… Кт 60 — оприходованы ТМЦ;

Дт 19 Кт 60 — выделен НДС из стоимости ТМЦ;

Дт 68.2 Кт 19 — НДС принят к возмещению;

Дт 60.01 Кт 60.02 — зачтен аванс поставщику;

Дт 76 Кт 68.2 — восстановлен НДС с предоплаты.

Поставщик может вернуть аванс. В таком случае его нужно восстановить в том периоде, в котором были возвращены деньги. В учете стройте следующие проводки:

Дт 51 Кт 60 — возвращена предоплата от поставщика;

Дт 76 Кт 68.2 — восстановлен НДС с предоплаты.

Когда НДС с авансов не начисляют

НДС с авансов не начисляют в случаях, перечисленных в п. 1 ст. 154 НК РФ:

  • организация, получившая предоплату, не плательщик НДС;
  • реализуемые товары освобождены от НДС;
  • реализуемые товары облагаются НДС по ставке 0 % (для экспорта);
  • длительность производственного цикла продаваемых товаров более 6 месяцев (длительность цикла должна быть подтверждена справкой Минпромторга РФ, а сам товар должен входить в Перечень из Постановления Правительства РФ № 468 от 28.07.2006 года);
  • место продажи товаров за пределами РФ.

С Контур.Бухгалтерией учет НДС становится проще. Ведите учет полученных и выданных авансов, начисляйте НДС, оформляйте вычеты и зачет. Регулярно заносите операции в систему, чтобы в конце квартала получить автоматически сформированную декларацию по налогу. Ее можно будет бесплатно сдать в налоговую прямо из сервиса. Также в Бухгалтерии можно вести расчеты сотрудниками и бухгалтерский учет, формировать отчетность, проверять контрагентов и получать консультации экспертов. Новые пользователи получают 14 дней работы в сервисе в подарок.

Автор: Алексеева М., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

В данной консультации рассмотрены особенности установления казенными учреждениями в 2020 году размера авансовых платежей по контрактам (договорам) на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, а также порядок отражения в бюджетном учете операций по перечислению, зачету и возврату аванса.

Размеры авансовых платежей

В 2020 году казенные учреждения, являющиеся получателями средств федерального бюджета, вправе предусматривать в заключаемых ими договорах (государственных контрактах) на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг авансовые платежи (предоплату) в размерах, установленных п. 18 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 09.12.2017 № 1496.

Казенные учреждения, финансируемые из бюджета субъекта РФ или муниципального бюджета, при определении размера авансов руководствуются нормативными актами соответствующего уровня (постановлениями правительства субъекта РФ, законами субъекта РФ, распорядительными документами муниципалитетов).

Обратите внимание: авансовые платежи не могут быть более лимитов бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год, доведенных до казенных учреждений в установленном порядке на определенные цели.

Как сказано в Постановлении Правительства РФ от 30.04.2020 № 630, с 11.05.2020 и до 31.12.2020 включительно приостановлено действие абз. 2 пп. «а» и пп. «б» п. 18 Положения № 1496 в части права получателей средств федерального бюджета устанавливать в договорах (госконтрактах) предоплату не более 30% суммы договора (госконтракта).

Одновременно с этим названным постановлением внесены поправки в Постановление Правительства РФ от 24.12.2019 № 1803 «Об особенностях реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов», которым утверждено право указанных участников бюджетного процесса устанавливать в заключаемых ими в 2020 году договорах (госконтрактах) авансы в размере, не превышающем 50% суммы договора (госконтракта), если больший размер аванса не установлен федеральными законами, указами Президента РФ или другим нормативным правовым актом Правительства РФ (введен новый п. 5(1)).

Кроме того, авансовый платеж не более 50% можно предусмотреть и в договорах (государственных (муниципальных) контрактах) на строительство, реконструкцию или капремонт региональных и муниципальных объектов, финансируемых из федерального бюджета, если больший размер аванса не установлен нормативными правовыми актами Правительства РФ (новый п. 5(2) Постановления Правительства РФ № 1803).

С учетом указанных новшеств в зависимости от предмета договора (контракта) могут быть установлены следующие размеры авансов.

Размер аванса

Условия договора (контакта)

Поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг, выполнение работ по строительству, реконструкции и капремонту объектов капстроительства госсобственности РФ, а также региональных и муниципальных объектов, финансируемых из федерального бюджета

До 50%* с правом последующего авансирования до 70%

Выполнение работ по строительству, реконструкции и капремонту объектов капстроительства госсобственности РФ на сумму, превышающую 600 млн руб., при условии последующего авансирования по госконтракту после подтверждения факта выполненной работы в объеме произведенного авансового платежа в соответствии с порядком санкционирования оплаты денежных обязательств, установленным Минфином

Выполнение НИОКР, направленных на импортозамещение технологической продукции.
Обратите внимание: до проведения закупки необходимо получить подтверждение от Минпромторга о соответствии госконтакта целям импортозамещения технологической продукции и прописать в проекте контракта условие о казначейском сопровождении авансовых платежей (исключение – контракты, исполнение которых подлежит банковскому сопровождению)

Поставка товаров, выполнение работ (за исключением НИОКР, направленных на импортозамещение технологической продукции), оказание услуг с условием о казначейском сопровождении авансовых платежей по госконтракту и по договорам, заключенным для исполнения такого контракта

*В 2019 году предоплата по соответствующим договорам (госконтрактам) составляла до 30%.

Также обращаем ваше внимание на то, что до конца 2020 года приостановлено действие п. 20 Положения № 1496, которым устанавливался запрет на осуществление авансовых платежей при заключении договоров (госконтрактов) о поставке отдельных товаров, об оказании отдельных услуг, включенных в перечень, утверждаемый Распоряжением Правительства РФ от 16.01.2018 № 21-р (абз. 2 п. 2 Постановления Правительства РФ № 630).

К сведению: в этом перечне поименованы товары и услуги массового потребления, такие как белье и одежда, канцтовары, моющие и стиральные средства, осветительные устройства, портативные компьютеры, различная аппаратура для телефонной, телеграфной, видео связи, телевизоры, автомобили, услуги обычному (текущему) техническому обслуживанию и ремонту транспорта, а также по ремонту компьютеров, периферийного и коммуникационного оборудования, мебели и др.

И еще одно новшество, которое действует в 2020 году: согласно ч. 65 ст. 112 Закона № 44-ФЗ установленный договором (госконтрактом) размер аванса может быть изменен (увеличен или уменьшен) по соглашению сторон, если при его исполнении в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной COVID-19, а также в иных случаях, установленных Правительством РФ, возникли не зависящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения.

Учет операций по авансовым платежам

Суммы денежных средств, перечисленные казенным учреждением в виде авансов в счет оплаты товаров, работ, услуг, учитываются на счете 0 206 00 000 «Расчеты по выданным авансам» (п. 204 Инструкции № 157н, п. 79 Инструкции № 162н).

Операции по указанному счету отражаются в журнале по расчетам с поставщиками и подрядчиками (ф. 0504071). Аналитический учет расчетов с поставщиками по выданным авансам ведется в разрезе дебиторов по соответствующим суммам выданных авансов в карточке учета средств и расчетов (ф. 0504051) либо в журнале по расчетам с поставщиками и подрядчиками (ф. 0504071) (п. 205, 206 Инструкции № 157н).

Приведем основные корреспонденции счетов, которыми оформляются операции по перечислению, зачету и возвратуранее произведенныхавансовых платежей (п. 49, 80, 104, 111 Инструкции № 162н):

Содержание операции

Дебет

Кредит

Перечисление авансовых платежей

Перечислен аванс в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг):

– со счета, открытого в ОФК

– со счета, открытого в кредитной организации в рублях

– со счета, открытого в кредитной организации в иностранной валюте*

Зачет авансовых платежей

Зачтеныобязательства по полученным товарам (выполненным работам, оказанным услугам) в счет перечисленной ранее предварительной оплаты

Возврат ранее произведенных авансовых платежей

Возвращены авансовые платежи, произведенные в текущем финансовом году (восстановлены расходы текущего года):

– на счет, открытый в ОФК

– на счет, открытый в кредитной организации в рублях

– на счет, открытый в кредитной организации в иностранной валюте*

– в кассу учреждения

Возвращены авансовые платежи, произведенные в прошлые финансовые годы:

– на счет, открытый в ОФК

– в кассу учреждения

– напрямую в доход бюджета:

а) отражение в учете учреждения-администратора доходов бюджета

б) отражение в учете казенного учреждения (получателя бюджетных средств), осуществляющего отдельные полномочия по начислению и учету платежей в бюджет

1 304 04 136
1 303 05 83х

1 303 05 73х
1 206 хх 66х

Перечислены в доход бюджета авансовые платежи, произведенные в прошлые финансовые годы:
– со счета, открытого в ОФК:

а) отражение в учете учреждения-администратора доходов бюджета

б) отражение в учете казенного учреждения (получателя бюджетных средств), осуществляющего отдельные полномочия по начислению и учету платежей в бюджет

1 304 04 136
1 303 05 83х

1 303 05 73х
1 304 05 ххх

– из кассы учреждения:

а) отражение в учете учреждения-администратора доходов бюджета

1 210 03 56х
1 304 05 ххх
1 210 02 136

1 201 34 610
1 210 03 66х
1 304 05 ххх

б) отражение в учете казенного учреждения (получателя бюджетных средств), осуществляющего отдельные полномочия по начислению и учету платежей в бюджет

1 210 03 56х
1 304 05 ххх
1 304 04 136
1 303 05 83х

1 201 34 610
1 210 03 66х
1 303 05 73х
1 304 05 ххх

*Дебиторская задолженность по выданным в иностранной валюте авансам одновременно отражается в соответствующей иностранной валюте и рублевом эквиваленте на дату авансовых выплат (п. 203 Инструкции № 157н).

**Возвращенная сумма аванса в иностранной валюте подлежит переоценке по курсу ЦБ РФ на дату возврата. При этом положительные (отрицательные) курсовые разницы, возникшие при расчете рублевого эквивалента, относятся на увеличение (уменьшение) расчетов в иностранной валюте с отнесением курсовых разниц на финансовый результат текущего финансового года, полученный от переоценки активов (п. 203 Инструкции № 157н).

Рассмотрим, как применяются указанные бухгалтерские записи на практике.

Пример 1.

Казенное учреждение заключило с коммерческой организацией договор на оказание транспортных услуг на сумму 80 000 руб. Организации-перевозчику перечислен аванс в размере 50% суммы договора. Оказание услуг по транспортировке груза подтверждено соответствующими документами.

В соответствии с положениями порядков № 85н, 209н расходы по оплате транспортных услуг относятся на код вида расходов (КВР) 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд» и отражаются в бюджетном учете по подстатье 222 «Транспортные услуги» КОСГУ.

В бюджетном учете формируются следующие проводки:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Перечислен аванс перевозчику (80 000 руб. х 50%)

1 206 22 564

1 304 05 222

40 000

Отражены расходы в размере стоимости оказанных транспортных услуг

1 401 20 222

1 302 22 734

80 000

Зачтен ранее перечисленный аванс

1 302 22 834

1 206 22 664

40 000

Произведен окончательный расчет с перевозчиком (80 000 – 40 000) руб.

1 302 22 834

1 304 05 222

40 000

Пример 2.

В декабре прошлого года казенное учреждение перечислило поставщику аванс по контракту на поставку спецодежды в сумме 12 000 руб. В феврале текущего года в связи с невозможностью исполнения поставщиком контракта сумма ранее перечисленного аванса возвращена на лицевой счет учреждения и в последующем перечислена в доход бюджета. Казенное учреждение осуществляет отдельные полномочия по начислению и учету доходов. Полномочия по администрированию кассовых поступлений в бюджет закреплены за вышестоящим органом государственной власти.

В силу порядков № 85н, 209н расходы на приобретение спецодежды относятся на КВР 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд» и отражаются в бюджетном учете по статье 345 «Увеличение стоимости мягкого инвентаря» КОСГУ.

Доходы от возврата дебиторской задолженности прошлых лет отражаются по статье 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ), компенсаций затрат» аналитической группы подвида доходов бюджетов в увязке с подстатьей 136 «Доходы бюджета от возврата дебиторской задолженности прошлых лет» КОСГУ.

В бюджетном учете будут составлены следующие корреспонденции счетов:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

В учете казенного учреждения в декабре

Перечислен аванс по контракту поставщику материальных запасов

1 206 34 564

1 304 05 345

12 000

Отражено заключение показателей по итогам финансового года на сумму аванса, перечисленного поставщику

1 304 05 345

1 401 30 000

12 000

В учете казенного учреждения в феврале

Отражен возврат поставщиком суммы ранее перечисленного учреждением аванса

1 304 05 345

1 206 34 664

12 000

Отражена задолженность поперечислению в доход бюджетасуммы возврата дебиторской задолженности прошлого года (на основании извещения (ф. 0504805))

1 304 04 136

1 303 05 731

12 000

Отражено перечисление в доход бюджета возвращенного аванса

1 303 05 831

1 304 05 345

12 000

В учете органа государственной власти в феврале

Отражена задолженность перед бюджетом в сумме возврата дебиторской задолженности прошлого года (на основании извещения (ф. 0504805))

1 303 05 831

1 304 04 136

12 000

Отражено поступление в доход бюджета возвращенного аванса

1 210 02 136

1 303 05 731

12 000

В заключение выделим главное:

в 2020 году казенные учреждения вправе предусматривать авансовые платежи по договорам (госконтрактам) на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, выполнение работ по строительству, реконструкции и капремонту объектов капстроительства в размере, не превышающем 50% суммы договора (госконтракта). Ранее по таким договорам устанавливалось ограничение до 30%. Также в зависимости от предмета договора (контракта) авансы могут быть установлены в иных размерах, предусмотренных п. 18 Положения № 1496;

до конца 2020 года допускается осуществлять авансирование по договорам (госконтрактам) о поставке товаров, об оказании услуг, включенных в перечень, утвержденный Распоряжением Правительства РФ № 21-р;

учет расчетов по предоставленным учреждением в соответствии с условиями заключенных договоров (госконтрактов) авансам ведется на счете 1 206 00 000.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Право


Правительство РФ Постановлением № 39 скорректировало правила установления размеров авансовых платежей по государственным контрактам на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, заключаемым федеральными заказчиками (получателями бюджетных средств). В каких пределах проводить авансирование в 2021 году?

Предельные размеры авансовых платежей по госконтрактам (договорам) на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, которые вправе предусматривать казенные учреждения — получатели средств федерального бюджета, установлены абз. 2 —7 п. 18 Положения о мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 09.12.2017 № 1496 (далее — Положение № 1496).

На региональном и местном уровне предельные объемы авансирования устанавливаются соответствующими нормативными актами (постановлениями правительства субъекта РФ, законами субъекта РФ, распорядительными документами муниципалитетов).

Согласно п. 1 Постановления № 39, утратил силу абз. 3 пп. «а» п. 18 Положения № 1496, предусматривающий установление аванса в размере свыше 30 %, но не более 80 % суммы госконтракта на выполнение НИОКР, направленных на импортозамещение технологической продукции.

А на основании п. 2 указанного постановления до 31.12.2021 включительно было приостановлено действие абз. 2 пп. «а», пп. «б» п. 18 Положения № 1496 в части права устанавливать аванс в размере не более 30 % суммы госконтракта.

При этом закреплено право заказчиков предусматривать в 2021 году размер аванса не более 50 % суммы контракта на закупку товаров, работ, услуг, если иные предельные размеры не установлены федеральными законами, указами Президента РФ или нормативными правовыми актами Правительства РФ (п. 3 Постановления № 39)

Авансирование по госконтракту осуществляется в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных в установленном порядке до казенного учреждения на определенные цели.

Также аванс не более 50 % можно установить в контрактах на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектов государственной (муниципальной) собственности в случае предоставления в 2021 году межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на эти цели (п. 4 Постановления № 39).

При казначейском сопровождении авансовых платежей их предельный размер может составлять 90 % суммы контракта (п. 1, 4 Постановления № 39).

Кроме того, до конца 2021 года приостановлено действие п. 20 Положения № 1496, устанавливающего запрет на осуществление авансовых платежей по контрактам о поставке отдельных товаров, об оказании отдельных услуг, включенных в перечень, утверждаемый Распоряжением Правительства РФ от 16.01.2018 № 21‑р (п. 2 Постановления № 39).

С учетом указанных изменений казенные учреждения вправе предусматривать в заключаемых ими в 2021 году госконтрактах авансовые платежи в следующих размерах:

Госконтракты (договоры), предметом которых являются:

— оказание услуг связи;

— подписка на печатные издания и их приобретение;

— обучение на курсах повышения квалификации, прохождение профессиональной переподготовки;

— участие в научных, методических, научно-практических и иных конференциях;

— проведение государственной экспертизы проектной документации, включающей проверку достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капремонта объектов капстроительства в случаях, установленных ч. 2 ст. 8.3 ГрК РФ, и результатов инженерных изысканий;

— приобретение авиа- и железнодорожных билетов, билетов для проезда городским и пригородным транспортом;

— оказание гостиничных услуг по месту командирования;

— осуществление грузовых перевозок авиационным и железнодорожным транспортом;

— приобретение путевок на санаторно-курортное лечение;

— проведение мероприятий по тушению пожаров;

— аренда индивидуального сейфа (банковской ячейки);

— ОСАГО владельцев транспортных средств;

— страхование ответственности владельца опасного объекта;

— лечение граждан РФ за границей (если заказчик — Минздрав)

Госконтракты (договоры) на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), содержащие условия об осуществлении территориальными органами Федерального казначейства казначейского сопровождения указанных авансовых платежей

По остальным госконтрактам (договорам) на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг)

Читайте также: