44 счет с ндс или без ндс

Опубликовано: 14.05.2024

Стромова И. В.

Включать НДС в цену контракта? Изменять цену контракта, если исполнитель на УСН? Узнаем позицию экспертов и судов

В Школе электронных торгов прошел вебинар «НДС в контракте и договоре в закупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ». Эксперт по торгам Станислав Грузин рассказал особенности учета налога на добавленную стоимость (НДС) на этапах:

  • формирования начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК);
  • оценки и сопоставления заявок, выбора победителя;
  • заключения контракта с победителем;
  • оплаты контракта.

В этих ситуациях у заказчиков и поставщиков возникают сложности с учетом НДС. Разберем их в статье на основе рекомендаций вебинара.

НДС в закупках по 44-ФЗ

Формирование начальной (максимальной) цены контракта, предложений участников о цене

Начальная (максимальная) цена контракта определяется по правилам статьи 22 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ (Закон № 44-ФЗ). В Законе 44-ФЗ не указано, что заказчик должен включить или не включить НДС в стоимость контракта. Но такая обязанность следует из разъяснений Минфина и сложившейся закупочной практики.

Минфин России в письме от 29.08.2014 № 02-02-09/43300 отмечает: «При обосновании НМЦК заказчик может установить условия формирования цены контракта с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей». Цена контракта должна содержать все потенциальные расходы поставщика, в том числе налоги.

Рекомендация заказчикам: включайте НДС в стоимость и выделяйте в цене контракта.

Заказчик тоже устанавливает требования к формированию цены предложения, которая должна содержать обязательные платежи, в том числе налоги.

Совет поставщикам: учитывайте НДС в цене предложения.

Исключения, предусмотренные Налоговым кодексом

Если продукция не облагается НДС, заказчик не включает налог в НМЦК и не выделяет в стоимости, а поставщик предлагает цену без НДС. Например, при закупке программного обеспечения.

Оценка и сопоставление заявок, выбор победителя

В Законе 44-ФЗ нет норм, которые регулируют порядок и процедуру рассмотрения и оценки заявок, определения победителя среди участников, применяющих различные системы налогообложения.

Закон 44-ФЗ предусматривает равные условия участия в закупках вне зависимости от организационно-правовой формы и системы налогообложения участников закупки. Любой участник закупки, в том числе тот, кто освобожден от уплаты НДС и применяет УСН, вправе участвовать в закупках.

Ценовые предложения участников, которые не являются плательщиками НДС, будут отличаться от остальных. Например, НДС не платят компании на упрощенной системе налогообложения. Поэтому их итоговая цена предложения будет ниже. Но это не значит, что заказчик должен прибавить к цене предложения такого участника сумму НДС.

Вне зависимости от системы налогообложения заказчик использует в расчетах при оценке и сопоставлении заявок или выборе победителя ту цену, которая подана.

Заключение контракта с победителем

Грузин Станислав Вадимович

« Если в заявке победителя указано 100 рублей, то и в итоговый контракт попадет 100 рублей. Даже если победитель применяет упрощенную систему налогообложения и не является плательщиком НДС. Никаких 20 рублей НДС дополнительно! Цена контракта является твердой и определяется на весь срок его исполнения.

Случаи, когда цену можно пересмотреть, установлены ст. 95 Закона № 44-ФЗ — там нет ситуации, когда победил неплательщик НДС ».

Оплата цены контракта

Рекомендация заказчикам: контракт оплачивается по цене, предусмотренной в контракте. Режим налогообложения участника не может оказывать влияние как на формирование цены контракта, так и на сумму оплаты по нему.

Совет поставщикам: внимательно анализируйте содержание контракта. Условиями контракта предусмотрено выставление счета-фактуры? Обратите внимание, если «упрощенец» выставит счет-фактуру заказчику с выделенной суммой НДС, то всю сумму налога придется заплатить в бюджет (см. п. 5 ст. 173 НК РФ, письмо Минфина России от 08.12.2016 № 03-11-06/2/73239). Также на указанную сумму представляется декларация по НДС (п. 5 ст. 174 НК РФ).

Важно: по контрактам, которые заключены до 1 января 2019 года и исполняются в текущем году, допускается изменить цену в пределах увеличения ставки НДС. Такое соглашение стороны могут заключить до 1 октября 2019 года.

НДС в закупках по 223-ФЗ

Разберем этап оценки и сопоставления заявок, где возникает больше всего вопросов участников.

Закон № 223-ФЗ не регламентирует, должен заказчик включать НДС в цену контракта или нет. Заказчик может самостоятельно определить в Положении о закупках, на каком этапе он будет начислять НДС:

  • включать в начальную (максимальную) цену договора (Н(М)ЦД) и оценивать заявки только по цене предложения участника;
  • включать в Н(М)ЦД, но при оценке сравнивать УПЗ на УСН или нет;
  • учитывать НДС только при оплате за поставленный ТРУ.

Подходы в порядке оценки заявок участников с различной системой налогообложения и практика их применения

Позиция судов 1: заказчик не вправе в целях оценки заявок уменьшить (увеличить) предложенную участником цену договора на сумму НДС, даже если участники закупки применяют различные системы налогообложения:

  • «…Применение при оценке заявок вычета НДС из ценовых предложений участников закупки, являющихся плательщиками указанного налога, может привести к созданию данным участникам преимущественных условий по сравнению с участниками, применяющими упрощенную систему налогообложения и, соответственно, ограничению конкуренции.
  • Установленный порядок закупки допускает уменьшение ценового предложения участника, являющегося плательщиком НДС, на сумму учтенного НДС, а ценовые предложения участников, применяющих иной налоговый режим, остаются неизменными». •
  • Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 29.07.2015 № Ф03-3011/2015 по делу № А73-14973/2014.

Позиция ФАС:

  • «В соответствии с документацией, в случае если претендент не является плательщиком НДС, то цена не должна превышать установленную начальную (максимальную) цену без НДС. На стадии оценки и сопоставления заявок для целей сравнения ценовые предложения других участников также учитываются без НДС».
  • Решение Санкт-Петербургского УФАС России от 12.08.2015 по жалобе № Т02-405/15.

Вывод: проводить оценку по ценовым предложениям, указанным в заявках.

Позиция 2: заказчик не вправе в целях оценки заявок уменьшить (увеличить) предложенную участником цену договора на сумму НДС, если это не предусмотрено документацией о закупке:

  • «Комиссией. УФАС России установлено, что Закупочной документацией не предусмотрен порядок сравнения цен участников без НДС;
  • . Ввиду того что. по итогам Закупки договор заключается по цене, включающей все налоги. наиболее предпочтительным. предложением от участников. будет являться предложение с наиболее низкой окончательной ценой вне зависимости от применяемой участником Закупки системой налогообложения как не оказывающей никакого влияния на качество и полноту оказания услуг по договору;
  • Комиссия УФАС России усматривает в действиях закупочной комиссии Организатора закупки по неправомерному сравнению заявок участников Закупки по ценам без НДС. нарушения пп. 2, 3 ч. 1, ч. 6 ст. 3 Закона № 223-ФЗ».
  • Решение Санкт-Петербургского УФАС России от 15.04.2016 по жалобе № Т02-226/16.

Позиция 3

Письмо Минэкономразвития России от 17.02.2016 № ОГ-Д28-2554:

  • «При проведении оценки по критерию «цена договора, цена единицы продукции» заказчик в положении о закупке вправе предусмотреть порядок сравнения ценовых предложений участников закупки с учетом системы налогообложения, применяемой к таким участникам.
  • . Заказчик вправе определить в положении и установить в документации правила применения налогового вычета НДС в отношении приобретаемой продукции. В качестве единого базиса сравнения ценовых предложений могут использоваться цены предложений участников без учета НДС.
  • В случаях когда результаты анализа не позволяют однозначно заключить о наличии права заказчика применить налоговый вычет НДС либо если налоговый вычет НДС применяется в отношении части приобретаемой продукции, в качестве единого базиса сравнения ценовых предложений возможно использование цены предложений участников с учетом всех налогов, сборов и прочих расходов. ».

512-основа.jpg

Налог на добавленную стоимость – один из самых сложных налогов для начинающего бухгалтера. При этом он же является ключевым для бюджета страны. Спасибо за изобретение НДС нужно сказать французам, именно они в середине XX века изобрели этот налог. В России этот вид налога применяется с 1992 года.

Налог на добавленную стоимость отражается не только в налоговой декларации по НДС, но и в бухгалтерском учёте. Бухгалтерский учёт – это систематизированная информация обо всех хозяйственных операциях, от покупки канцелярии и выдачи зарплаты до получения кредита. Ведение бухгалтерского учёта – обязанность каждой компании, отказаться от ведения учёта вправе индивидуальные предприниматели и представительства иностранных компаний.

Любая операция в бухучёте должна быть отражена с помощью специальных счетов и подтверждена документально. Все эти действия регламентируются Федеральным законом № 402-ФЗ.

Бухгалтерский учёт необходим:

— для определения прибыли и выплаты дивидендов

— для оформления заявки на кредиты и субсидии

— для привлечения инвестиций

Методы бухгалтерского учёта

При учёте доходов и расходов, как правило, используются два метода: метод начислений и кассовый метод. При методе начислений все расходы и доходы учитываются именно в том периоде, в котором они возникают, вне зависимости от реального поступления или списания средств со счетов. Кассовый метод подразумевает учёт доходов и расходов и доходов в момент зачисления или списания соответствующих сумм. Метод начислений в бухгалтерском учёте, согласно Налоговому кодексу РФ, могут использовать все налогоплательщики, а вот кассовый метод возможен только для отдельных видов организаций с небольшой выручкой. В любом случае выбранный метод учёта должен быть зафиксирован в учётной политике.

Основные счета для НДС, используемые в бухгалтерском учёте

При фиксации всех расчётов с использованием налога на добавленную стоимость используются два основных счёта. Счёт 68 «Расчёт по налогам и сборам» и его дополнительный субсчёт 68-НДС. По кредиту 68-НДС начисляется налог для передачи в бюджет, а по его дебетовой составляющей ведутся расчёты по уплате и там же находят отражение суммы, направленные на возмещение налога. Разницей между дебетом и кредитом по счёту 68 становится сумма, которую организации нужно будет оплатить в бюджет. Точнее, если обороты по кредиту обороты больше дебетовых, то разницу перечисляют в бюджет, если наоборот — разница возмещается государством.

Есть ещё один счёт для проводок – это счёт 19 «НДС по приобретённым ценностям», где как следует из названия, ведётся учёт налога при приобретении различных товаров, в стоимость которых входит налог на добавленную стоимость. Эту сумму организация потом вправе подать к вычету налога по счёту 68. У счёта 19 есть субсчета, например, 19-1 «НДС при приобретении основных средств», 19-2 "НДС по приобретённым нематериальным активам", 19-3 "НДС по приобретённым материально-производственным запасам" и другие. Для каждого субсчета есть зафиксированные в законе положения, какие именно операции нужно в нём отражать.

Счёт 90 «Продажи» предназначен для учёта реализуемых компанией товаров, работ и услуг. По кредиту этого счёта отражается выручка от продажи, а в дебет заносится начисленный при реализации налог.

Типовые проводки по бухгалтерскому учёту НДС

Давайте разберём, как следует фиксировать в бухучёте основные операции хозяйственной деятельности, с которыми сталкивается практически любая компания.

Проводки по НДС. Начисление налога

Реализация собственных товаров и оказание услуг отображается в проводках по начислению НДС следующим образом:

Продажа товаров и оказание услуг по основному профилю компании

Счёт 90 «Продажи»

Продажа и оказание услуг по дополнительным видам деятельности компании (например, сдача в аренду помещений)

Счёт 91 «Прочие доходы и расходы»

Учёт налога по поступившим авансам при реализации товаров и услуг

Счёт 76 «Расчёты с дебиторами и кредиторами»

Учёт погашения задолженности по налогу на добавленную стоимость

Счёт 51 «Расчётные счета»

Учёт входного НДС

Учёт входного НДС при приобретении чего-либо. Учёт входного налога на добавленную стоимость с последующим принятием его к вычету.

Учёт налога при приобретении товаров, работ и услуг

Счёт 19 «НДС по приобретённым ценностям»

Счёт 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками»

Учёт налога по приобретённым товарам и услугам к вычету

Счёт 19 «НДС по приобретённым ценностям»

Учёт входного налога на добавленную стоимость и его последующее списание при расходах

Эта проводка применяется в случае, если компания планирует использовать приобретённые товары в операциях, необлагаемых налогом на добавленную стоимость, и соответственно не планирует представлять эту сумму к вычету.

Учёт налога при приобретении товаров

Счёт 19 «НДС по приобретённым ценностям»

Счёт 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками»

Учёт налога по приобретённым товарам, включённый в стоимость товаров

Счёт 19 «НДС по приобретённым ценностям»

Восстановление НДС

Причины для восстановления налога могут быть разные. Например, организация переходит на спецрежим или начинает использовать имущество в операциях, которые этим налогом не облагаются, допустим, место операции с таким имуществом находится за пределами РФ, и в ряде других ситуаций. В таком случае операции отражаются следующими проводками:

При переходе на спецрежим

Счёт 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками»

При получении освобождения от НДС

Счёт 91 «Прочие доходы и расходы»

Счёт 19 «НДС по приобретённым ценностям»

НДС и авансы

Налог с авансов разрешено принять к вычету только после того, как прошла реализация или после отказа от сделки и возврата аванса.

Счёт 51 «Расчётные счета»

Счёт 62 «Расчёты с покупателями и заказчиками»

Учёт налога, начисленного с аванса

Счёт 76 «Расчёты с дебиторами и кредиторами»

Счет 44 в бухгалтерском учете — это активный счет «Расходы на продажу», предназначен для отражения данных о расходах, произведенных организацией при продаже товаров, продукции или услуг. С помощью типовых проводок и примеров для чайников изучим специфику использования счета 44 и особенности отражения операций по учету расходов на продажу.

Счет 44 в бухгалтерском учете

Это активный счет, то есть поступление расходов отражается по Дт счета, выбытие — по Кт. Счет можно одновременно отнести к затратным, если расходы на счете относятся к прямым, и собирательно-распределительным, если к косвенным.

Что входит в расходы на продажу

В торговых организациях на счете 44 отражаются затраты:

  • на перевозку товара;
  • на оплату;
  • на аренду помещений;
  • на содержание торгового инвентаря и торговых помещений;
  • на рекламу;
  • на представительские расходы, и др.

Счет «Расходы на продажу» также могут применять и неторговые организации. В этом случае на счете отражаются расходы:

  • по погрузке и доставке продукции;
  • по содержанию на складах;
  • по упаковке и затариванию;
  • на рекламу;
  • по комиссионным отчислениям (сборам), и т. д.

В Плане счетов, утвержденном Минфином, 44 счет относится к разделу 4 «Готовая продукция и товары». Синтетический счет расходов на продажу включает в себя два субсчета: 44.1 «Издержки обращения в организациях, осуществляющих торговую деятельность» и 44.2 «Коммерческие расходы в организациях, осуществляющих производственную и иную промышленную деятельность».

В организации используется один из этих субсчетов: 44.01 — в торговых, 44.02 — в производственных. При необходимости уточнения аналитики, к ним создаются субсчета.

Схема движений по счету 44:

схема движений по 44 счету

Типовые проводки по 44 счету

Как видно из предыдущей схемы, счет 44 корреспондирует по кредиту с материальными, затратными и счетами расчетов с контрагентами и «подотчетниками», а по дебету — со счетом расходов.

Получите 267 видеоуроков по 1С бесплатно:

Основные проводки отражены в таблице:

проводки по 44 счету

В организациях, занимающихся исключительно торговой деятельностью, все управленческие затраты можно относить к расходам на продажу. Счет общехозяйственных расходов будет задействован только в случае возникновения деятельности другого вида.

Закрытие 44 счета

В конце периода счет 44 закрывается на 90 счет, субсчет расходов на продажу:

Дт Кт Описание операции
90.7 44 Закрытие счета

Счет закрывается ежемесячно. В условиях неполной реализации (для торговых организаций), закрытие счета может быть частичным. Тогда транспортные расходы для списания распределяются пропорционально объему реализованного товара. Сумма, соответствующая остатку нереализованной продукции — не закрывается, а переносится на следующий период.

Для производственных предприятий распределение затрат на упаковку и перевозку производится по видам отгруженной продукции.

Методика учета и списания затрат выбирается организацией самостоятельно и прописывается в учетной политике.

Учет ТЗР на 44 счете

Возникновение транспортно-заготовительных расходов у покупателя обусловлено тем, что при поставке контрагент выделяет транспортные расходы отдельно. Организация-покупатель, в зависимости от используемой методологии учета, может включить суммы ТЗР в стоимость товара, либо выделить.

Расходы при доставке товара сторонними организациями выделяются на счете 44, если в учетной политике не предусмотрено их включение в себестоимость товара, то есть оприходование на счет 41 «Товары».

Пример использования 44 счета «Расходы на продажу»

ООО «Антик», занимающееся торговлей, за октябрь 2016 года отразило следующие операции:

  • оплата труда — 209 000 руб.;
  • взносы на страхование — 62 700 руб.;
  • расходы на канцтовары — 11 000 руб.;
  • амортизация ОС — 19 000 руб.;
  • услуги сторонних организаций — 38 000 руб.;
  • затраты на перевозку продукции — 42 000 руб.;
  • выручка от реализации — 849 600 руб., вкл. НДС 129 600 руб.;
  • себестоимость проданных товаров — 415 000 руб.;
  • остаток товара на складе — 113 000 руб.

Эти операции будут отражены проводками:

Дт Кт Описание операции Сумма, руб. Документ
44 70 Отражение затрат по оплате труда 209 000 Бухгалтерская справка
44 69 Отражены страховые взносы 62 700 Бухгалтерская справка
44 10 Отражение расходов на канцтовары 11 000 Бухгалтерская справка, накладная
44 02 Начисление амортизации 19 000 Бухгалтерская справка
44 60 (76) Стоимость услуг сторонних организаций по доставке 38 000 Накладная, акт
62 90.1 Отражение выручки 849 600 СФ, акты, накладные
90.2 41 Отражение списания себестоимости 415 000 Накладные
90.3 68 Отражение НДС начисленного 129 600 Книга продаж
44 60(76) Отражены затраты на транспортировку 42 000 Накладная, акт

  • Остаток товара на складе составил 113 000 руб.
  • Общая сумма проданного и непроданного товара составила 113 000 + 415 000 = 528 000 руб.
  • Вычислим долю проданного товара: 415 000 / 528 000 * 100 = 78 %.
  • Сумма затрат на 44 счете за октябрь: 209 000 + 62 700 + 11 000 + 19 000 + 38 000 = 339 700 руб.
  • Следовательно, сумма списания транспортных расходов на 90 счет составит: 42 000 * 78 % = 32 760 рублей.

Закрытие 44 счета отразится с помощью проводок:

Дт Кт Описание операции Сумма, руб. Документ
90.7 44 Списаны расходы на продажу 339 700 Бухгалтерская справка
90.7 44 Списаны транспортные расходы пропорционально реализации 32 760 Бухгалтерская справка

Сумма 9 240 руб. (42 000 — 32 760) останется не списанной и перейдет в следующий период.

Добавить комментарий Отменить ответ

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Что делать в ситуации, когда вы нашли интересную для себя закупку, а заказчик работает с НДС, а вы на УСН? Кто из участников в результате окажется в более выгодных условиях: «упрощенец» или тот, кто работает на общей системе налогообложения? Практически все поставщики задаются этими болезненными вопросами и не понимают, как правильно поступить. В статье мы собрали материал, который поможет поставщикам сориентироваться еще до участия в закупке и не допустить ошибок.

  1. «НДС» — что это такое?
  2. НДС при заключении госконтракта
  3. Госконтракт с поставщиком на УСН
  4. Госконтракт с физическим лицом
  5. Рекомендации участнику закупок
  6. НДС в 223-ФЗ
  7. Рекомендации заказчику по 223-ФЗ

«НДС» — что это такое?

НДС — это 20%-ный налог (в большинстве случаев) на добавленную стоимость. Им облагаются организации, работающие по общей системе налогообложения (ОСНО) и создающие дополнительную рыночную стоимость. Проще говоря, это когда организации добавляют к себестоимости дополнительную сумму, а потом часть от этой суммы возвращают в бюджет. Организации предлагают товар, выполняют работы, оказывают услуги по более высокой цене, чем их себестоимость.

С 2020 г. для общих случаев ставка составляет 20% (0% — для международных перевозок, 10% — при продаже продовольствия, газет, журналов, медизделий и др., об этом говорится в ст.164 НК РФ).

Разница между себестоимостью продукции и ценой, по которой она реализовывается, и будет считаться таким налогом.

В нашей стране НДС применяется с 01.01.1992 г. Изначально он исчислялся в порядке, утвержденном законом «О налоге на добавленную стоимость», с 2001 г. подчиняется гл.21 Налогового кодекса России.

Рассчитать НДС можно на сайте http://www.ndscalc.ru/, воспользовавшись онлайн калькулятором. Расчет НДС является ключевым критерием бухгалтерии любой организации, работающей с ОСНО. Начинающие бизнесмены и руководители недостаточно разбираются в процедуре выделения НДС. Однако ошибки здесь недопустимы, плата может оказаться очень высокой. Онлайн калькулятор поможет выделить и начислить налог на добавленную стоимость, не углубляясь в математические сложности.


НДС при заключении госконтракта

Если контракт заключается по 44-ФЗ, то в роли заказчика выступает наше государство.

Условия, по которым заключается контракт, определены ч.1 ст.34 44-ФЗ. Они предусмотрены извещением о проведении закупки или приглашением принять участие в процедуре определения исполнителя, закупочной документацией, заявкой, окончательным предложением участника, с которым подписывается договор, кроме случаев, в которых согласно с 44-ФЗ извещение или приглашение, закупочная документация, заявка, окончательное предложение не предусмотрены. В ч.2 ст.34 44-ФЗ говорится, что при заключении контракта, его цена является твердой и определяется на весь срок исполнения обязательств.

При этом в извещении о проведении закупки обязательно должна указываться начальная максимальная цена контракта (НМЦК). При составлении обоснования цены организатор вправе устанавливать условия формирования цены договора (лота), например, с учетом или без учета затрат на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и иных обязательных платежей. Такого мнения придерживается Минфин в своем Письме от 29.08.2014 г. № 02‑02‑09/43300.

Принимать участие в закупке может любое юридическое лицо (независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала) или любое физлицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.

Таким образом, применяемый налоговый режим не влияет на количество участников. Участвовать могут наравне организации и ИП, работающие по спецрежимам налогообложения (ЕСХН, ЕНВД, УСН, ПСН) и участники на ОСНО. 44-ФЗ в этом отношении никого не ограничивает. Следовательно, заказчик не вправе требовать пересчета предложенной потенциальным исполнителем цены. В ч.1 ст.95 44-ФЗ говорится, что цена может быть уменьшена заказчиком только с согласия исполнителя.

Если заказчик устанавливает запреты и ограничения, это может быть поводом для привлечения его к административной ответственности на основании ч.4 ст.7.30 КоАП РФ.

Только договорившись с участником, заказчик может составить допсоглашение об уменьшении цены контракта на размер НДС, тем самым сэкономив средства в бюджете.

Госконтракт с поставщиком на УСН

Применение налога происходит на 2-х этапах:

  1. Формирование начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК).
  2. Цена заключения контракта.

Если обратимся к Приказу Минэкономразвития № 567 от 02.10.2013 г., в котором определены способы формирования НМЦК, то увидим, что министерство не дает рекомендаций по включению НДС в НМЦК. Но сообщает, что стоимость должна соответствовать условиям предстоящей закупки. То есть, если предмет заказа входит в перечень объектов налогообложения, организатору торгов надлежит учесть данный взнос в НМЦК (операции, не признаваемые объектом налогообложения, перечислены в ч.2 ст.146 НК РФ).

Фактически, когда заказчик указывает НМЦК, он уже должен учитывать налог на добавленную стоимость.

Если исполнитель, например, работает на «упрощенке» (УСН), то в контракте в графе указания цены ставится прочерк, либо прописывается формулировка «НДС не облагается».

Согласно общему правилу организации и ИП, работающие по упрощенной системе налогообложения, не являются плательщиками НДС. Поэтому, заключая контракт с заказчиком, они не выставляют ему НДС (не выписывают счета-фактуры).

В этом случае сумма налога на добавленную стоимость, которая учтена заказчиком при определении НМЦК, будет являться дополнительным доходом участника закупки. Этой позиции придерживаются:

  • Федеральная антимонопольная служба в своем письме от 06.10.2011 г. №АЦ/39173;
  • Минфин РФ в письме от 02.02.2011 г. № 03-07-07/02;
  • Минэкономразвития РФ в письмах от 27.09.2010 г. № Д22-1740, № Д22-1741;
  • ФНС в письме № СД-4-3/21119@ от 08.11.2016 г.

В письме ФАС от 06.10.2011 г. №АЦ/39173 отмечается:


Из текста письма, можно сделать вывод, что организации или ИП, работающие по УСН, находятся в более выгодном положении, в отличие от участников на ОСНО.

Разберемся на практике:

Допустим, на участие в запросе котировок поданы 2 заявки. Первая подана участником, находящимся на УСН с ценой 110 тыс. руб., а вторая — участником на ОСНО с ценой 120 тыс. руб. включая НДС.

Процедуру выиграл участник, предложивший наиболее выгодные для заказчика условия, т.е. участник на УСН с ценой контракта – 110 тыс. руб.

Второй участник сразу заложил в свое ценовое предложение сумму НДС. Если бы не НДС, его цена была бы 100 тыс.руб. и победителем стал бы именно он.

Следует отметить, что сравнение цен без учета НДС пользуется популярностью среди заказчиков по 223-ФЗ.

В Письме Минфина РФ от 02.02.2011 г. № 03-07-07/02 встречаем такое мнение:


В Письмах Минэкономразвития РФ от 27.09.2010 г. № Д22-1740, № Д22-1741 по этому вопросу такая формулировка:


ФНС — письмо № СД-4-3/21119@ от 08.11.2016 г.:


Позиция судебной практики:

Однако судьи не разделяют мнение приведенных выше ведомств. Так, например, в Постановлении АС ВВО от 18.08.2014 г. №А82-3316/2013, Постановлении ФАС ВВО от 15.05.2014 г. по делу №А29-6032/2012, Постановлении АС СЗО от 06.08.2014 г. по делу №А21-9158/2013, Постановлении ФАС СЗО от 20.02.2014 г. по делу №А21-2287/2013, Постановлении ФАС ЗСО от 25.09.2013 по делу №А67-294/2013 суд встал на сторону заказчика, оплатившего исполнителю обязательства в размере стоимости контракта за вычетом НДС.

В Решении Арбитражного суда Краснодарского края по Делу № А32-32818/2015 суд также вынес решение в пользу заказчика, который в проекте контракта указал сумму, предложенную победителем электронного аукциона с учетом НДС, не смотря на то, что победитель находился на УСН.

Вот скриншот фрагмента из этого решения:


Такое же решение вынесено и в Решении Арбитражного суда Курганской области по делу № А34-6052/2015.

Следует отметить, что встречаются примеры, когда решение выносилось в пользу исполнителя, находящегося на УСН. Примером этого служит Постановление ФАС ДВО от 13.08.2013 №Ф03-3381/2013.

Госконтракт с физическим лицом

Руководствуясь положением п.2 ч.13 ст.34 44-ФЗ в текст договора вносятся обязательные условия: об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юрлицу или физлицу, в том числе зарегистрированному в качестве ИП, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы РФ, связанных с оплатой контракта, если согласно законодательству РФ о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы РФ заказчиком.

Если контракт подписывается с физлицом в тексте обязательно нужно отразить условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физлицу, на размер налоговых платежей (НДФЛ — 13%), связанных с оплатой обязательств.

Так, заказчик оплачивает физлицу сумму, уменьшенную на величину налоговых платежей. Сумма налога переводится заказчиком в соответствующий бюджет во исполнение обязанности налогового агента при выплате вознаграждения физлицу (ст. 226 НК РФ).

Речь идет именно о размере выплат физическому лицу, а не уменьшении цены контракта.

Подведем итог из вышесказанного:

  • закупки проводятся на общих для всех участников основаниях, независимо от налогового режима;
  • при оплате работ заказчик обязан руководствоваться ценой, предложенной победителем и указанной в контракте;
  • на условия контракта не влияет применяемый выигравшим участником «спецрежим»;
  • заказчик не вправе вносить изменения в цену договора без согласования с исполнителем.

Судьи же не пришли к единому мнению по этому вопросу. Некоторые из них разделяют нашу точку зрения и выносят решения в пользу поставщиков на «упрощенке», другие – принимают сторону заказчика.

Рекомендации участнику закупок

Важный момент! Если закупка проводится на собственные деньги заказчика, а не из бюджета, и об этом говорится в документации, то требование заказчика о заключении контракта с НДС правомерно. Судебные ведомства придерживаются этого мнения.

  1. Если закупка уже состоялась, и вы получили от заказчика проект контракта с НДС, отправьте ему протокол разногласий с просьбой указать цену «Без НДС», т.к. вы работаете на УСН.
  2. Если контракт подписан с НДС, не направляйте заказчику счет-фактуру.
  3. В заявке отмечайте сразу, что находитесь на «упрощенке» и не относитесь к плательщикам НДС. Дополнительно можно подать вместе с заявкой Уведомление о переходе на УСН (форма № 26.2-1) с отметкой налоговой инспекции.
  4. Если заказчик организовал процедуру за счет собственных средств и указал цену с НДС, то хорошо подумайте над рентабельностью такой работы. В большинстве случаев для упрощенцев такие условия окажутся невыгодными.

НДС в 223-ФЗ

223-ФЗ не дает четких инструкций для определения НМЦК и заключения контракта. В ст.4 говорится только, что в извещении должна быть информация о НМЦК и порядке ее формирования (с учетом затрат или без них на уплату пошлин, налогов и иных обязательных платежей). Положением о закупке должно регулироваться сравнение ценовых предложений потенциальных исполнителей, работающих с разными налоговыми режимами.

Мнения по данному вопросу снова разделились:

  1. В Решении Санкт-Петербургского УФАС России от 12.08.2015 г. по жалобе № Т02-405/15, Решении Хабаровского УФАС России от 30.09.2014 г. № 157 говорится, что НДС необходимо учитывать при оценке предложений, в противном случае нарушается принцип равноправия и экономически эффективного расходования бюджета.
  2. В Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 15.05.2015 г. № Ф02-1709/2015 по делу № А33-10428/2014, Определении Верховного Суда РФ от 11.04.2017 г. по делу № 304-КГ16-17592, А27-24989/2015 наоборот сообщается, что оценка без учета НДС не создает неравные условия участия.

Нет единого мнения на расчет стоимости договора, заключаемого с исполнителем на спецрежиме. Уменьшение цены договора на ставку НДС с победителем практически всегда признается неправомерным, однако на практике снижение в случае применения исполнителем договора упрощенной системы признавалось законным (решение Челябинского УФАС от 03.11.2016 г. по жалобе № 77-03-18.1/2016).

Из-за того, что ведомства не имеют четкой позиции по данному вопросу, возникают определенные риски для сторон. Поэтому Положение о закупке – это единственный инструмент урегулирования спорных ситуаций, в нем нужно конкретно обозначать все требования.

Рекомендации заказчику по 223-ФЗ

Исходя из предыдущего пункта настоящей статьи, заказчику можно дать 3 простых совета по оценке предложений потенциальных исполнителей. Их соблюдение поможет избежать некоторых спорных моментов в будущем.

  1. Определитесь с подходом в оценке заявок будущих поставщиков, какой из них наиболее удобен для вас и оптимален, учитывая сложившуюся практику: учитывать НДС или не учитывать при сопоставлении заявок.
  2. Пропишите свои четкие требования в положении о закупках и закупочной документации.
  3. Сопоставляйте ценовые предложения строго в соответствии с условиями документации.

-->
    On 12.02.2019 0 Комментарии 223-ФЗ, 44-ФЗ, НДС

Эксперт по торгам Станислав Грузин на вебинаре Контур.Школы поведал об особенностях учета НДС в закупках государственных и корпоративных заказчиков. На основе его рекомендаций подготовлен материал о сложных моментах, связанных с НДС, и их типовых решениях.

НДС в закупках по закону 44-ФЗ

Правила закона о госзакупках весьма строги, но об НДС прямо они ничего не говорят. Поэтому то и дело возникают вопросы: нужно ли включать налог в НМЦК, учитывать при оценке заявок и стоимости контракта, если поставщик не платит НДС?

НМЦК: с НДС или без

Правила формирования начальной (максимальной) цены контракта установлены в статье 22 закона. При этом прямо не сказано о том, входит ли в нее НДС. Минфин в письме от 29.08.2014 № 02-02-09/43300 говорит о том, что заказчик может формировать цену с учетом всех расходов, включая обязательные платежи.

Сложилась практика, в соответствии с которой цена контракта указывается с учетом всех расходов. То есть, формируя цену, заказчику следует включать в нее НДС. Ценовые предложения участников также должны содержать полную сумму затрат на приобретение предмета закупки, в том числе НДС.

Но есть ряд товаров и услуг, которые не облагаются НДС. Примером может служить программное обеспечение. Запрашивая его закупку, заказчики не включают налог в цену. Поставщики также предлагают цену без учета налога.

Как учитывать НДС при оценке заявок

Часто участники, в особенности малый бизнес, применяют налоговые спецрежимы и не являются плательщиками НДС. Они могут позволить себе более низкие цены, ведь им не нужно уплачивать 20% в бюджет в виде налога. Должно ли это обстоятельство как-то учитываться при оценке заявок?

Закон о госзакупках не устанавливает таких особенностей. Более того, он требует, чтобы все поставщики имели равные права, и указывает на недопустимость дискриминации. В том числе и по применяемой системе налогообложения.

Цена, указанная в заявке поставщика, является окончательной. Недопустимо при оценке заявок увеличивать ее на размер НДС.

Учет НДС при заключении контракта

Закупку выиграл субъект на упрощенной системе. В его заявке указана цена 100 000 рублей. На какую сумму будет заключен контракт? Ведь исполнитель не платит НДС. Значит ли это, что стоимость контракта нужно уменьшить на 20%?

Конечно же, нет. Контракт в любом случае должен заключаться строго по цене, указанной в заявке победителя. То есть контракт будет на 100 000 рублей. Если исполнитель не платит НДС, тем лучше для него — доход будет на 20% больше.

В статье 34 закона 44-ФЗ сказано, что цена является твердой и устанавливается на весь срок исполнения. Есть случаи, когда ее можно изменить — они прописаны в статье 95. Однако тот факт, что контракт заключается с неплательщиком НДС, среди таких оснований не значится.

Оплата контракта и НДС

Сумма, которая фигурирует в контракте, должна быть уплачена поставщику полностью. Не имеет значения, какой налоговый режим он применяет. Заказчик не может удержать 20% от стоимости контракта на том основании, что поставщик не платит НДС.

Поставщикам же нужно внимательно изучить положения контракта об оплате. В частности, обратить внимание на то, требует ли заказчик выставлять счет-фактуру. Ведь если неплательщик НДС выставит этот документ и выделит в нем сумму НДС, налог придется уплатить в бюджет, а также подать декларацию (статьи 173, 174 НК РФ).

НДС в закупках по закону 223-ФЗ

Закон 223-ФЗ не устанавливает жестких рамок и дает заказчикам право решать многие вопросы самостоятельно. Они сами определяют в своих Положениях о закупке, когда будут начислять налог. Встречаются разные варианты:

  • налог включается в цену договора, предложения сравниваются по полной стоимости;
  • НДС входит в цену, но при оценке сравнивается цена без НДС.

Практика показывает, что у контролеров нет единого мнения о том, какой подход верный. Можно выделить несколько позиций.

Оценку нужно проводить по ценам в заявках

Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 29.07.2015 № Ф03-3011/2015 по делу № А73-14973/2014

Судьи пришли к выводу, что увеличение или уменьшение стоимости договора в зависимости от налогового режима недопустимо. Это приводит к созданию преимущественных условий для участников, которые платят НДС. Ведь их цены в таком случае становятся на 20% ниже, тогда как цены участников на УСН и других спецрежимах не меняются. А это является ограничением конкуренции.

Решение Санкт-Петербургского УФАС России от 12.08.2015 по жалобе № Т02-405/15

В Управлении ФАС считают, что оценивать заявки неплательщиков НДС нужно исходя из цен, которые они указали. Увеличивать их на размер НДС недопустимо.

Оценку нельзя проводить по ценам без НДС, если это не прописано в документации

Решение Санкт-Петербургского УФАС России от 15.04.2016 по жалобе № Т02-226/16

Комиссия УФАС постановила, что заказчик неправомерно сравнивал предложения, откинув НДС, поскольку такой порядок не был прописан в документации к закупке. Договор должен заключать по цене, включающей все затраты, в том числе налоги. И предпочтительным будет предложение с наименьшей ценой вне зависимости от того, какую налоговую систему применяет участник.

В Положение о закупке можно предусмотреть оценку по ценам без НДС

Письмо Минэкономразвития России от 17.02.2016 № ОГ-Д28-2554

В Минэкономразвития придерживались мнения, что в Положении о закупке заказчик может предусмотреть порядок сравнения цен с учетом системы налогообложения. В том числе допустимо сравнивать цены без учета НДС. Если же выделить налог из стоимости договора сложно (например, часть продукции не облагается НДС), тогда можно сравнивать цены с учетом налогов.

Учитывая практику и разъяснения, закачку по 223-ФЗ следует:

  1. Принять решение, какие цены он будет сравнивать при оценке предложений. Будут ли это цены, указанные в заявках с учетом НДС, либо налог будет отброшен.
  2. Закрепить свое решение в Положении о закупке.
  3. Формируя документацию каждой процедуры, включать в нее это правило.

Читайте также: