Законодательный орган субъекта рф установил ставку ндфл в размере 20 правомерно ли это решение

Опубликовано: 26.04.2024

1. В Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные.

2. Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены настоящим Кодексом и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи.

3. Региональными налогами признаются налоги, которые установлены настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи.

Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах.

При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, если эти элементы налогообложения не установлены настоящим Кодексом. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются настоящим Кодексом.

Законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации законами о налогах в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, могут устанавливаться особенности определения налоговой базы, налоговые льготы, основания и порядок их применения.

4. Местными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований, если иное не предусмотрено настоящим пунктом и пунктом 7 настоящей статьи.

Местные налоги и сборы вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах.

Местные налоги и сборы устанавливаются настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), муниципальных округов, городских округов (внутригородских районов) о налогах и сборах и обязательны к уплате на территориях соответствующих поселений (межселенных территориях), муниципальных округов, городских округов (внутригородских районов), если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи. Местные налоги и сборы вводятся в действие и прекращают действовать на территориях поселений (межселенных территориях), муниципальных округов, городских округов (внутригородских районов) в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), муниципальных округов, городских округов (внутригородских районов) о налогах и сборах.

В городском округе с внутригородским делением полномочия представительных органов муниципальных образований по установлению, введению в действие и прекращению действия местных налогов на территориях внутригородских районов осуществляются представительными органами городского округа с внутригородским делением либо представительными органами соответствующих внутригородских районов согласно закону субъекта Российской Федерации о разграничении полномочий между органами местного самоуправления городского округа с внутригородским делением и органами местного самоуправления внутригородских районов.

Местные налоги и сборы в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе устанавливаются настоящим Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации о налогах и сборах, обязательны к уплате на территориях этих субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи. Местные налоги и сборы вводятся в действие и прекращают действовать на территориях городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя в соответствии с настоящим Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации.

При установлении местных налогов представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, если эти элементы налогообложения не установлены настоящим Кодексом. Иные элементы налогообложения по местным налогам и налогоплательщики определяются настоящим Кодексом.

Представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, могут устанавливаться особенности определения налоговой базы, налоговые льготы, основания и порядок их применения.

При установлении местных сборов представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, ставки сборов, а также могут устанавливаться льготы по уплате сборов, основания и порядок их применения.

5. Федеральные, региональные и местные налоги и сборы отменяются настоящим Кодексом.

6. Не могут устанавливаться федеральные, региональные или местные налоги и сборы, не предусмотренные настоящим Кодексом.

7. Настоящим Кодексом устанавливаются специальные налоговые режимы, которые могут предусматривать федеральные налоги, не указанные в статье 13 настоящего Кодекса, определяются порядок установления таких налогов, а также порядок введения в действие и применения указанных специальных налоговых режимов.

Специальные налоговые режимы могут предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов, указанных в статьях 13 - 15 настоящего Кодекса.

Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации и представительные органы муниципальных образований в случаях, порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, вправе устанавливать по специальным налоговым режимам:

виды предпринимательской деятельности, в отношении которых может применяться соответствующий специальный налоговый режим;

ограничения на переход на специальный налоговый режим и на применение специального налогового режима;

налоговые ставки в зависимости от категорий налогоплательщиков и видов предпринимательской деятельности;

особенности определения налоговой базы;

налоговые льготы, а также основания и порядок их применения.

1.1 Сущность и принципы построения налоговой системы РФ

Налогообложение – это закрепленная действующим законодательством процедура установления, взимания и уплаты налогов и сборов. Эта процедура в Российской Федерации регламентируется законодательством о налогах и сборах, представляющим собой упорядоченную систему норм и правил, содержащихся в законах и регулирующие отношения в сфере налогообложения.

Основным документом в законодательстве о налогах и сборах является Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ), состоящий из двух частей. Первая часть НК РФ вступила в действие 1 января 1999 г., вторая – двумя годами позже.

Согласно статье 1 НК РФ законодательство о налогах и сборах состоит из Налогового Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законах о налогах и сборах. В целом законодательство о налогах и сборах Российской Федерации можно представить как трехуровневую иерархическую систему, состоящую из:

  • федерального законодательства, включающего в себя Налоговый кодекс РФ и принимаемые в соответствии с ним нормативно-правовые акты на федеральном уровне;
  • регионального законодательства. В соответствии с НК РФ субъекты РФ вправе принимать нормативно-правовые акты, касающиеся региональных налогов и сборов;
  • нормативно-правовых актов органов местного самоуправления, которые регулируют порядок начисления и уплаты местных налогов и сборов.

Нормы, устанавливаемые законодательством о налогах и сборах нижестоящего уровня, должны приниматься во исполнение и не противоречить нормам вышестоящего уровня и Налоговому Кодексу РФ.

Налоговый Кодекс устанавливает (ст. 2 НК РФ):

  • 1) виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;
  • 2) основания возникновения и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов;
  • 3) принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов РФ и местных налогов и сборов;
  • 4) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;
  • 5) формы и методы налогового контроля;
  • 6) ответственность за совершение налоговых правонарушений;
  • 7) порядок обжалования актов налоговых органов и действий их должностных лиц.

В соответствии со статьей 7 НК РФ если международным договором Российской Федерации, установлены иные правила, чем в НК РФ, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.

Совокупность налогов и сборов, взимаемых с плательщиков в порядке и на условиях, определенных НК РФ представляет собой налоговую систему.

Налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (ст. 8 НК РФ).

Сбор – обязательный взнос, который взимается за оказание законно установленных услуг или предоставление определенного права (разрешения).

Необходимость налоговой системы вытекает из функциональных задач государства. Структура и организация налоговой системы страны характеризуют уровень ее государственного и экономического развития.

Формирование налоговой системы РФ проходило в несколько этапов:

1 этап (1991–1993) – принятие закона об основах налоговой системы РФ.

2 этап (1994–1998) – характеризуется внесением большого количества изменений и дополнений, что, безусловно, создавало нестабильность налоговой системы.

3 этап (1998–наше время) – этап введения в действие единого документа по налогам (НК РФ части 1 и 2).

В современную налоговую систему РФ входят четыре блока:

  • система налогов и сборов РФ;
  • система налоговых правоотношений;
  • система участников налоговых правоотношений;
  • нормативно-правовая база сферы налогообложения.

Функции налогов

Более полно сущность налоговой системы раскрывается в функциях налогов.

    Фискальная функция заключается в обеспечении государства за счет налоговых поступлений финансовыми ресурсами, необходимыми для покрытия его расходов.

Регулирующая (экономическая) функция. Она заключается в воздействии налогов на общественно-экономические отношения в государстве.

С помощью регулирующей функции осуществляется:

  • 1) регулирование спроса и предложения на товары (работы, услуги);
  • 2) выравнивание доходов бюджетов отдельных субъектов РФ.
  • Воспроизводственная функция заключается в существовании налогов, за счет которых осуществляется воспроизводство природных ресурсов (например, НДПИ, водный налог, земельный налог и т.п.).
  • Контрольная функция состоит в том, что в процессе налогообложения появляется возможность сопоставления фактических налоговых поступлений в бюджеты различных уровней с заранее запланированными показателями.
  • Принципы построения налоговой системы

    Условием оптимального использования функций налогов являются принципы налогообложения. Принципы налогообложения – это сущностные, базисные положения, касающиеся целесообразности и оценки налогов как экономического явления.

    Классическими принципами построения налоговой системы (по А. Смиту) являются:

    • принцип справедливости, который предполагает всеобщность обложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам;
    • принцип определенности, заключающийся в том, что сумма, способ и время платежа должны быть точно и заранее известны налогоплательщику;
    • принцип удобства – налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика;
    • принцип экономии – сокращение издержек взимания налогов.

    Принципы построения налоговой системы в Российской Федерации определены Конституцией РФ и НК РФ (ст. 3 ч. 1 НК РФ):

    • Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
    • Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер.
    • Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физического лиц или места происхождения капитала.
    • Налоги и сборы должны иметь экономическое основание.
    • Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации.
    • Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, не предусмотренные НК РФ.
    • Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

    Качество налоговой системы можно оценить по следующим критериям: сбалансированность государственного бюджета; эффективность и рост производства; стабильность цен; эффективность социальной политики; полнота и своевременность уплаты налогов.

    Все принципы, лежащие в основе налога, можно объединить в три группы: юридические, организационные, экономические принципы.

    К правовым относятся принципы: обязательности; отрицания обратной силы закона; законности; экономической целостности; приоритетности налогового законодательства.

    К экономическим относятся принципы: эффективности налогообложения, заключающийся в минимизации издержек государства по взиманию налога; прогнозирования налогообложения; нейтральности, предполагающей, что налог должен способствовать созданию конкурентной среды; справедливости.

    К организационным принципам относятся: универсализация налогообложения, обеспечивающая одинаковые требования для всех плательщиков; удобство уплаты налогов; исчерпывающий перечень налогов; гармонизация, учитывающая международные нормы и правила.

    Классификация налогов и сборов

    Классификация налогов – это группировка налогов, обусловленная их назначением, методами взимания, источниками уплаты, характером применяемых ставок и др. признаками.

    Действующие в Российской Федерации налоги и сборы можно классифицировать по нескольким признакам (рисунок 1.1).

    Рисунок 1.1 – Типовая классификация налогов и сборов в РФ

    Рассмотрим подробно представленную на рисунке 1.1 классификацию налогов.

    1. По уровню управления

    Федеральные налоги вводятся федеральными органами власти; действуют в обязательном порядке на всей территории РФ; являются источником доходов, как правило, федерального бюджета РФ.

    Налоги федерального уровня могут перечисляться в пропорциональной величине: часть – в федеральный бюджет, часть – в нижестоящие бюджеты с целью оказания последним финансовой поддержки. Например, в соответствии со ст. 284 Налогового кодекса РФ, налог на прибыль организаций является федеральным, взимается по ставке 20 %, из которой 2 % перечисляются в федеральный бюджет, а остальные 18 % – в бюджет субъекта РФ, где функционирует фирма-налогоплательщик.

    К федеральным налогам относятся:

    • 1) налог на добавленную стоимость (НДС);
    • 2) акцизы;
    • 3) налог на доходы физических лиц (НДФЛ);
    • 4) налог на прибыль организаций;
    • 5) водный налог;
    • 6) сбор за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов;
    • 7) налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ);
    • 8) государственная пошлина.

    Кроме того, существуют два вида обязательных страховых взносов федерального значения, перечисляемых в государственные внебюджетные фонды РФ:

    • 1) страховые взносы, перечисляемые работодателями за своих работников:
      • в Пенсионный фонд РФ (ПФР) – на цели обязательного пенсионного страхования;
      • в Фонд социального страхования РФ (ФСС РФ) – на цели обязательного социального страхования;
      • в фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС) – на цели обязательного медицинского страхования.

      Указанные взносы взимаются с 01.01.2010 г. вместо Единого социального налога (ЕСН), отмененного с 01.01.2010 г.;

    • 2) взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний («взносы на травматизм»).

    Среди федеральных налогов особое место занимают специальные налоговые режимы, которые предусматривают особый порядок исчисления и уплаты налогов, в том числе замену нескольких налогов одним (единым налогом).

    К специальным налоговым режимам в Российской Федерации относятся:

    • 1) упрощенная система налогообложения (УСН);
    • 2) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД);
    • 3) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей в виде единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН);
    • 4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;
    • 5) патентная система налогообложения (ПСН, с 1 января 2015 года).

    Региональные налоги (налоги субъектов РФ) вводятся органами власти конкретного субъекта РФ только на территории конкретного субъекта РФ и являются источником доходов бюджетов субъектов РФ.

    Важно, что органы власти субъектов РФ вправе ввести на своей территории только те налоги и сборы, которые разрешены НК РФ.

    Региональные налоги (налоги субъектов РФ) включают:

    • 1) налог на имущество организаций;
    • 2) транспортный налог;
    • 3) налог на игорный бизнес.

    Основные правила взимания налогов субъектов РФ определяют федеральные власти в НК РФ. Власти субъектов РФ могут изменять или дополнять эти правила, но лишь в пределах, установленных НК РФ.

    Налоговым кодексом РФ региональных сборов не предусмотрено.

    Местные налоги и сборы вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах. Местные налоги перечисляются исключительно в местные бюджеты.

    К местным налогам относятся:

    • 1) земельный налог;
    • 2) налог на имущество физических лиц;
    • 3) торговый сбор (введен с 1 января 2015 года Федеральным законом от 29.11.2014 № 382-ФЗ).

    2. По способу взимания налога

    Прямые налоги взимаются с конкретного налогоплательщика – юридического или физического лица (например, налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций, транспортный налог, НДФЛ, земельный налог и т.п.).

    Косвенные налоги входят в цену готовой продукции (товаров, работ, услуг) и, как следствие, увеличивают ее. Так как косвенные налоги входят в цену, их фактическим плательщиком является покупатель, но перечисляет их в бюджет продавец за счет части выручки, полученной от покупателя. К косвенным налогам относятся НДС и акцизы.

    3. Источники уплаты налога

    К налогам, включаемым в себестоимость готовой продукции (товаров, работ, услуг) относятся земельный налог, водный налог, НДПИ (т.е. налоги на пользование природными ресурсами), а также страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, включая «взносы на травматизм».

    К налогам, относимым на выручку от реализации готовой продукции (товаров, работ, услуг), которые увеличивают ее величину, относятся НДС и акцизы.

    На прибыль, оставшуюся в распоряжении организации до налогообложения прибыли, относится налог на прибыль организаций.

    К налогам, взимаемым за счет доходов физических лиц, относится НДФЛ.

    На прочие расходы, не включаемые в себестоимость готовой продукции, товаров, работ, услуг, относятся налоги, учитываемые в составе прочих расходов организации. Например, налог на имущество организаций, государственная пошлина, уплачиваемая фирмой при судебных разбирательствах и т.п.

    4. В зависимости от применяемых ставок

    Фиксированные налоги характеризуются такими налоговыми ставками, величина которых не зависит от изменения величины налоговой базы (например, НДС, налог на прибыль организаций, НДФЛ, налог на имущество организаций и др.).

    Прогрессивные налоги характеризуются такими налоговыми ставками, величина которых увеличивается по мере увеличения налоговой базы, например: акцизы (чем выше доля спирта в спиртосодержащей продукции, тем выше ставка акциза, и наоборот).

    Элементы налога

    Законодательное основание является важнейшим принципом налога. Каждый установленный налог характеризуется несколькими обязательными параметрами – элементами налога. Выделяют существенные и факультативные элементы налога.

    Существенные элементы – элементы налога, без которых налоговое обязательство и порядок его исполнения не могут считаться определёнными.

    Факультативные элементы – элементы, отсутствие которых не влияют на определённость налога.

    В соответствии со ст. 17 НК РФ налог считается установленным, если определены налогоплательщики и элементы налогообложения.

    1. Субъект налога (налогоплательщик) – это тот, кто обязан уплачивать налог в бюджет государства. Налогоплательщиками могут являться: юридические лица, физические лица, индивидуальные предприниматели. К субъектам налоговых правоотношений относятся налоговые агенты – это лица, на которых возложена обязанность по исчислению, удержанию у налогоплательщиков и перечислению налогов в соответственный бюджет.
    2. Объект налогообложения (объект налога) – это то, что облагается налогом.
    3. Налоговая база – это величина, которая фактически облагается конкретным налогом, и по отношению к которой производится исчисление налога.
    4. Ставка налога – это величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.
    5. Налоговый период – это отрезок времени (месяц, квартал, год), по завершении которого рассчитывается и уплачивается налог. Налоговый период может состоять из нескольких промежуточных отчетных периодов, по итогам которых исчисляются и уплачиваются промежуточные авансовые платежи.
    6. Порядок исчисления и сроки уплаты налога, предоставления отчетности показывает, кто и в каком порядке должен исчислять и уплачивать конкретный налог.

    Основным факультативным элементом налога являются налоговые льготы.

    Можно выделить пять групп налоговых льгот по элементам налога, представленные на рисунке 1.2.

    Рисунок 1.2 – Виды налоговых льгот по элементам налога в соответствии с НК РФ

    Также существуют льготы, не привязанные к элементам налогов – это специальные налоговые режимы, которые предусматривают особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов.

    Извините, доступ к дальнейшему материалу закрыт в демо-версии.

    ← предыдущая следующая → Наверх © ФГБОУ ВПО Уфимский государственный нефтяной технический университет
    Институт дополнительного профессионального образования
    Уфа 2015

    Федеральным законом РФ от 29.07.2004 г. № 95-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации о налогах и сборах» внесены изменения в части первую и вторую НК РФ.

    Виды налогов и сборов в Российской Федерации

    Напомним, что согласно ст. 32.1 Федерального закона РФ от 05.08.2000 г. № 118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах» статьи 12-15 части первой НК РФ, устанавливающие систему налогов и сборов в Российской Федерации, вводятся в действие со дня признания утратившим силу Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации».

    До признания утратившим силу указанного Закона состав налогов в РФ определяется статьями 19, 20, 21 Закона об основах налоговой системы.

    С 1 января 2005 года Закон РФ от 27.12.1991 г. № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» утрачивает силу.

    И виды налогов в РФ с 01.01.2005 г. определяются статьями 13, 14, 15 НК РФ.

    Поэтому изменения в системе налогов и сборов мы будем рассматривать, сравнивая статьи 13-15 НК РФ в новой редакции и статьи 19-21 Закона об основах налоговой системы.

    С 1 января 2005 года к федеральным налогам и сборам относятся :

    9) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

    Таким образом, с 01.01.2005 г. из системы федеральных налогов и сборов исключены:

    – сбор за использование наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний;

    – сборы за выдачу лицензий и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции.

    С 1 января 2005 года к региональным налогам относятся :

    Таким образом, из системы региональных налогов и сборов исключается лесной доход.

    С 1 января 2005 года к местным налогам относятся:

    Таким образом, с 01.01.2005 г. из системы местных налогов и сборов исключаются:

    – регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью.

    (В настоящее время фактически данный сбор уже не действует.

    При госрегистрации в качестве индивидуальных предпринимателей физические лица уплачивают государственную пошлину).

    Специальные налоговые режимы

    Новая редакция ст. 18 НК РФ устанавливает 4 специальных налоговых режима.

    Специальные налоговые режимы устанавливаются НК РФ и применяются в случаях и порядке, которые предусмотрены НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах.

    Специальные налоговые режимы могут предусматривать особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов, предусмотренных статьями 13-15 НК РФ.

    К специальным налоговым режимам относятся :

    1) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);

    3) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

    4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

    Льготы по налогам и сборам

    Ст. 56 НК РФ установлен порядок установления и отмены льгот по налогам и сборам.

    Льготы по федеральным налогам и сборам устанавливаются и отменяются Налоговым кодексом РФ.

    Льготы по региональным налогам устанавливаются и отменяются НК РФ и (или) законами субъектов Российской Федерации о налогах.

    Льготы по местным налогам устанавливаются и отменяются НК РФ и (или) нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга о налогах).

    Обязанности банков по исполнению поручений на перечисление налогов и сборов

    Согласно п. 2 ст. 60 НК РФ поручение на перечисление налога или решение о взыскании налога исполняется банком в течение одного операционного дня, следующего за днем получения такого поручения или решения.

    С 01.01.2005 г. при предъявлении в обособленное подразделение банка, не имеющее корреспондентского счета (субсчета), физическим лицом поручения на перечисление налога, течение срока для исполнения банком поручения на перечисление налога продлевается на время доставки в установленном порядке такого поручения организацией связи федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области связи, в обособленное подразделение банка, имеющее корреспондентский счет (субсчет), но не более чем на пять операционных дней.

    Налог на доходы физических лиц

    С 1 января 2005 года с 6 до 9 процентов увеличивается налоговая ставка по НДФЛ в отношении доходов от долевого участия в деятельности организаций, полученных в виде дивидендов.

    Соответствующие изменения внесены в п. 4 ст. 224 НК РФ.

    Налог на прибыль организаций

    С 1 января 2005 года сумма налога на прибыль организаций будет зачисляться в два бюджета – федеральный и бюджеты субъектов Российской Федерации.

    В настоящее время налог на прибыль зачисляется в три бюджета – федеральный, региональный и местный.

    Соответственно, изменяется и процентное соотношение распределения суммы налога на прибыль по бюджетам.

    Налоговая ставка устанавливается в размере 24 процентов.

    – сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 6,5 процента, зачисляется в федеральный бюджет;

    – сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 17,5 процента, зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации.

    Налоговая ставка налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков.

    При этом указанная налоговая ставка не может быть ниже 13,5 процента.

    С 01.01.2005 г. с 6 до 9 процентов увеличивается ставка налога на прибыль, применяемая к налоговой базе, определяемой по доходам, полученным в виде дивидендов от российских организаций российскими организациями и физическими лицами – налоговыми резидентами Российской Федерации.

    Единый налог на вмененный доход

    С 1 января 2005 года переводу на уплату ЕНВД подлежит предпринимательская деятельность по распространению и (или) размещению наружной рекламы.

    При этом физическим показателем по данному виду деятельности признается площадь информационного поля печатной и (или) полиграфической наружной рекламы (в квадратных метрах), площадь информационного поля световых и электронных табло наружной рекламы (в квадратных метрах).

    Площадь информационного поля печатной и (или) полиграфической наружной рекламы – площадь нанесенного изображения;

    площадь информационного поля световых и электронных табло наружной рекламы – площадь светоизлучающей поверхности;

    распространение и (или) размещение наружной рекламы – деятельность организаций или индивидуальных предпринимателей по доведению до потребителей рекламы рекламной информации путем предоставления и (или) использования средств наружной рекламы (щитов, стендов, плакатов, световых и электронных табло и иных стационарных технических средств), предназначенной для неопределенного круга лиц и рассчитанной на визуальное восприятие.

    Законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации вправе до 1 января 2005 года принять законы субъектов Российской Федерации, определяющие порядок введения единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, и значения коэффициента К2 в отношении предпринимательской деятельности по распространению и (или) размещению наружной рекламы.

    С 01.01.2005 г. увеличиваются размеры базовой доходности по всем видам предпринимательской деятельности, подлежащим переводу на уплату ЕНВД.

    Для исчисления суммы единого налога в зависимости от вида предпринимательской деятельности используются следующие физические показатели, характеризующие определенный вид предпринимательской деятельности, и базовая доходность в месяц:

    (для сравнения в крайнем правом столбце приведены размеры базовой доходности, действующие в настоящее время)

    Виды предпринимательской деятельности

    Калинин Евгений

    Согласно информации Агентства по страхованию вкладов, на 1 марта 2020 г. в банках было открыто 5,9 млн счетов физических лиц на сумму свыше 1 млн руб. 1 Представляется, что информация о количестве счетов не учитывает ситуации, когда физическое лицо разместило в нескольких банках вклады, размер каждого из которых составляет меньше 1 млн руб., но при этом их общая сумма превышает данный показатель. При таком подходе, который будет применяться в целях налогообложения с 2021 г., количество счетов на сумму свыше 1 млн руб. превышает 5,9 млн счетов. Это дает общее представление о числе физлиц, чьи доходы в виде процентов по вкладам (счетам) с будущего года подпадут под налогообложение.

    Налогообложение процентов по вкладам с 2021 г. (Федеральный закон от 1 апреля 2020 г. № 102-ФЗ) затронет интересы как обычных граждан, так и состоятельных, включая инвесторов, аккумулирующих денежные средства на счетах в ожидании «точки входа» на фондовый рынок в связи с падением рынков, а также лиц, которые в рамках второго этапа «амнистии капитала» перевели денежные средства в российские банки.

    Обложение НДФЛ процентов по вкладам и процентов по остаткам на счетах идентично, поэтому далее для краткости будет использоваться один термин – «вклад».

    Действующая редакция п. 1 ст. 214.2 НК РФ предусматривает, что проценты по вкладам (остаткам на счетах) в рублях облагаются НДФЛ по ставке 35% только в том случае, если ставка по договору превышает ключевую ставку Банка России (сейчас она составляет 6%) на 5 процентных пунктов (т.е. если процентная ставка превышает 11%), а проценты по вкладам (остаткам на счетах) в валюте облагаются НДФЛ по ставке 35%, только если ставка по договору превышает 9% годовых. В настоящее время банки не устанавливают таких высоких ставок по вкладам в рублях или в валюте, что приводит к отсутствию налогообложения процентных доходов.

    Изменения (в т.ч. в ст. 214.2 НК РФ), вступающие в силу с 1 января 2021 г., предполагают взимание НДФЛ с процентов по всем вкладам (остаткам по счетам), если сумма процентов по всем остаткам на счетах одного налогоплательщика превышает необлагаемую сумму процентов, рассчитанную как произведение 1 млн руб. и ключевой ставки Банка России на 1 января налогового периода (на 1 января 2020 г. – 6,25%). То есть в 2020 г. необлагаемая сумма процентов могла бы составлять 62,5 тыс. руб. Следовательно, в отличие от действующего регулирования, когда фактически НДФЛ не уплачивается, с 2021 г. увеличится число налогоплательщиков, уплачивающих указанный налог с процентов по вкладам и остаткам по счетам.

    Практический вывод из сказанного заключается в том, что проценты по вкладам будут облагаться НДФЛ (с учетом необлагаемой суммы) в следующих случаях.

    Во-первых, если сумма всех вкладов налогоплательщика в одном или нескольких банках превышает 1 млн руб.

    Предположим, в 2021 г. размер вклада налогоплательщика составляет 1,1 млн руб., процентная ставка банка по вкладу – 4,5%. Сумма процентов по вкладу за 2021 г. в таком случае составит 49,5 тыс. руб. (1,1 млн руб. х 4,5%).

    В ближайшее время Банк России планирует понизить ключевую ставку до 4,5% годовых, поэтому мы презюмируем, что такая ставка будет действовать и на 1 января 2021 г. Тогда сумма необлагаемых процентов составит 45 тыс. руб. (1 млн руб. х 4,5%). Следовательно, часть процентов в размере 4500 руб. (49 500 руб. – 45 000 руб.) будет подлежать обложению НДФЛ.

    Следует обратить внимание, что налогообложение процентов по вкладу (с учетом необлагаемой суммы процентов) возникает даже в том случае, если процентная ставка по вкладу в банке совпадает с ключевой ставкой Банка России, но при этом размер вклада в банке превышает 1 млн руб.

    Во-вторых, если процентная ставка по вкладу превышает учетную ставку Банка России на 1 января отчетного года при условии, что сумма вклада является крупной.

    Допустим, в 2021 г. размер вклада налогоплательщика составляет 900 тыс. руб., процентная ставка банка по вкладу – 5,5%. Таким образом, размер процентов по вкладу за 2021 г. составит 49,5 тыс. руб.

    Как отмечалось, с учетом презумпции о ключевой ставке Банка России на 1 января 2021 г. в размере 4,5% годовых сумма необлагаемых процентов составит 45 тыс. руб. Следовательно, часть процентов в размере 4500 руб. (49 500 руб. – 45 000 руб.) будет подлежать обложению НДФЛ. Важно учитывать, что налогообложение процентов по вкладу (с учетом необлагаемой суммы процентов) состоится даже в том случае, если сумма вклада меньше 1 млн руб., но при этом процентная ставка по вкладу больше ключевой ставки Банка России.

    Исходя из этого, некорректным, на мой взгляд, является Разъяснение Минфина РФ от 2 апреля 2020 г. «Об уплате НДФЛ с процентных доходов по вкладам» о том, что «налог не затронет людей, у которых сбережения не превышают 1 миллион рублей».

    В-третьих, при открытии вклада на срок более года и снижении ключевой ставки Банка России на 1 января последующего года (последующих лет) при условии, что сумма вклада является крупной. Тогда возможна ситуация, когда в одном году налогооблагаемого дохода не появится, а в следующем– после снижения ключевой ставки Банка России – такой доход возникнет автоматически, поскольку процентная ставка по вкладу остается неизменной в условиях снижения ключевой ставки Банка России (подробнее см. предыдущий пункт).

    Еще один вывод заключается в том, что государство наконец определилось с тем, кого считать средним классом, чтобы «безболезненно» взимать налоги.

    Существуют многочисленные определения понятия «средний класс». Иной раз представляется, что данное понятие, как «вечно ускользающий хитрый Джо», трудноуловимо. Но теперь в споре об этом поставлена «неуверенная» точка – средний класс был «оцифрован»: фактически к этой когорте отнесены обладатели свободных денежных средств в размере свыше 1 млн руб. Это, на мой взгляд, важно для понимания налоговой политики государства и дальнейшего развития налогообложения физических лиц в текущей турбулентной экономической ситуации, предполагающей возможность усиления налогообложения в будущем.

    С 1 января 2021 г. ставка НДФЛ по доходам в виде процентов будет снижена с 35% до 13% для всех налогоплательщиков – как налоговых резидентов, так и нерезидентов. Полагаю, это пусть и небольшой, но положительный момент изменений. Однако с течением времени в условиях глобального экономического кризиса государство может счесть столь значительное снижение ставки на доходы людей, которых оно, не задумываясь, отнесло к среднему классу, необоснованным. Поэтому налоговая ставка на доходы в виде процентов по вкладам не выглядит устойчивой и в ближайшие годы может быть повышена.

    В среднем НДФЛ по процентам по вкладам (остаткам на счетах) может составить менее 1 п.п. То есть если сейчас ставка по вкладу в среднем составляет 6%, реальная доходность по нему с учетом НДФЛ по ставке 13% составит 5,22%. Это снижает привлекательность вкладов и их способность хотя бы частично компенсировать инфляцию. Чтобы нивелировать данный эффект, законодатель снизил налоговую ставку и ввел необлагаемую сумму процентов. Изменения снижают доходность вкладов, но пока (до резкого ухудшения экономической ситуации) не являются критичными, поскольку вклады рассматриваются как консервативный способ сбережений, который и ранее редко когда позволял обогнать инфляцию.

    Как и до изменений, у налогоплательщиков не будет обязанности подавать налоговую декларацию (3-НДФЛ) в связи с получением процентов по вкладам или остаткам на счетах. Это, полагаю, также стоит оценивать положительно. Дробление вкладов и их размещение в различных банках не приведет к снижению налогового бремени, поскольку в налоговой базе суммируются проценты по всем вкладам (остаткам на счетах) налогоплательщика во всех банках.

    В налоговой базе не будут учитываться проценты по вкладам (остаткам на счетах) в рублях, если ставка не превышает 1% годовых. Следовательно, средства на «зарплатных» (текущих) счетах и вкладах до востребования не будут подпадать под налогообложение. При этом важно обратить внимание, что законодатель пресек «игру против рубля» путем конвертации рублей в иностранную валюту и перевода на счет под низкий (менее 1%) процент годовых с тем, чтобы избежать НДФЛ (такая тактика на практике может использоваться при аккумулировании средств в валюте, в т.ч. для последующего инвестирования в ценные бумаги в удобный момент). Дело в том, что рассматриваемое освобождение от НДФЛ распространяется только на вклады (остатки на счетах) в рублях, но неприменимо к вкладам (остаткам на счетах) в валюте.

    Изменения, вносимые в п. 3 ст. 214.2 и п. 6 ст. 228 НК РФ, предполагают, что расчет НДФЛ осуществляется налоговым органом на основе сведений о суммах выплаченных физическим лицам процентов, которые будут представляться банками до 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом (годом). При этом основанием для уплаты этого налога является налоговое уведомление, полученное от налоговых органов. Налоговые органы будут направлять физическим лицам уведомления после окончания календарного года, в котором физическим лицом получены процентные доходы. Срок направления уведомлений не установлен, и это позволяет налоговым органам достаточно свободно относиться к исполнению их обязанности по рассылке уведомлений, что создает риск нарушения прав налогоплательщиков. Физические лица обязаны уплатить НФДЛ на основе уведомлений не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (годом).

    Таким образом, впервые налогоплательщики будут обязаны уплатить НДФЛ с процентного дохода, полученного ими в 2021 г., в 2022 г. – до 1 декабря 2022 г. – на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.

    Если физическое лицо открывает вклад в 2021 г. и проценты по вкладу выплачиваются в конце срока вклада в 2022 г., то в 2021 г. у физлица отсутствует процентный доход и, как следствие, НДФЛ не уплачивается (см. Разъяснение Минфина от 2 апреля 2020 г.).

    С процентов по вкладу, выплаченных в 2020 г., НДФЛ не уплачивается, поскольку данным налогом процентный доход физлица будет облагаться с 2021 г. (письмо ФНС России от 21 апреля 2020 г. № БС-3-11/3162@).

    На мой взгляд, важно учесть следующую особенность долгосрочных открываемых в 2020 г. вкладов, проценты по которым выплачиваются по окончании срока. Изменения, внесенные в НК РФ, не предусматривают особенностей налогообложения таких вкладов. Это означает, что проценты за весь период, на который был открыт долгосрочный вклад, включая 2020 г., подлежат обложению НДФЛ по ставке 13% по окончании срока такого вклада.

    Например, вклад открыт в 2020 г. сроком на три года с выплатой всех процентов в конце срока вклада. Несмотря на то что новые правила налогообложения процентов будут действовать с 2021 г., в данном случае проценты за весь срок вклада (включая проценты за 2020 г.) будут выплачены только в 2023 г. Поскольку НК РФ не предусматривает специальных правил налогообложения процентов для рассматриваемой ситуации, в 2023 г. проценты за весь срок вклада (в т.ч. за 2020 г.) будут облагаться НДФЛ по ставке 13%.

    Ни в НК РФ, ни во внесенных в него изменениях не разъясняется, что делать налогоплательщику, который не получил уведомления или получил его, но в нем процентный доход отражен некорректно (например, отражена лишь часть процентного дохода или доход, отсутствующий в отчетном налоговом периоде, в т.ч. доход за прошлые налоговые периоды). Также не урегулирован порядок обжалования уведомлений, в которых указаны некорректные суммы налогов. Для сравнения: по общему правилу, если налогоплательщик не получил налогового уведомления для уплаты имущественных налогов (налог на имущество, земельный, транспортный), он обязан самостоятельно уведомить налоговый орган о наличии у него объектов налогообложения. В противном случае ему грозят санкции (п. 2.1 ст. 23 НК РФ).

    В связи с этим в текущей экономической ситуации не исключено формирование противоречивой судебной практики, которая может сформулировать аналогичную обязанность налогоплательщика – хотя она прямо не закреплена в НК РФ – применительно к рассматриваемой ситуации (процентам по вкладам и остаткам на счетах).

    Для устранения риска возникновения спорных ситуаций полагаю необходимым внести дополнительные изменения в НК РФ. С практической точки зрения, во избежание негативных последствий налогоплательщикам рекомендуется самостоятельно контролировать получение уведомления от налогового органа и расчет НДФЛ на проценты по вкладам и остаткам на счетах и заблаговременно уплатить единый налоговый платеж на основании п. 1 ст. 45.1 НК РФ, если у них возникнут обоснованные сомнения в том, что они получат налоговое уведомление в срок.

    Кроме того, если физлицо получит уведомление, в котором отражена некорректная сумма налогов, рекомендуется незамедлительно связаться с налоговой инспекцией для прояснения ситуации, а также подать декларацию, в которую включены данные налогоплательщика о размере процентного дохода, и приложить копии выписок по счету.

    Кроме того, п. 2 ст. 52 НК РФ предусматривает ограничение на глубину расчета имущественных налогов физлиц. Так, налоговый орган исчисляет имущественные налоги не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления. В рассматриваемой ситуации (т.е. применительно к процентному доходу по вкладам и остаткам на счетах) такое ограничение отсутствует.

    Думается, на практике это может вызвать споры с налоговыми органами, и налогоплательщикам-физлицам придется защищать их права в суде. На текущем этапе вероятность положительного исхода спора для налогоплательщика представляется средней, что также чревато появлением противоречивой практики.

    В связи с этим представляется целесообразным распространить предусмотренное п. 2 ст. 52 НК РФ трехлетнее ограничение на глубину расчета налогов на рассматриваемую ситуацию. Во избежание негативных последствий налогоплательщикам также рекомендуется самостоятельно контролировать получение уведомления от налогового органа и расчет НДФЛ на проценты по вкладам и остатки по счетам и заблаговременно уплатить единый налоговый платеж на основании п. 1 ст. 45.1 НК РФ, если у них возникают обоснованные сомнения в своевременном получении налогового уведомления.

    Отдельно отмечу, что изменения отменяют льготы и вводят обложение НДФЛ по ставке 13% купонов корпоративных облигаций – независимо от даты выпуска (до 1 января 2017 г. или после), а также процентов по государственным и муниципальным облигациям.

    от 20 ноября 2007 года N 03-05-05-02/72

    [О полномочиях законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ и представительных органов муниципальных образований по установлению дифференцированных налоговых ставок и налоговых льгот, в частности, на территории игорной зоны, включающей в себя части территорий нескольких субъектов РФ]

    Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел ваше письмо от 15 октября 2007 года N 55-13-03/458 по вопросу о полномочиях законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и представительных органов муниципальных образований по установлению дифференцированных налоговых ставок и налоговых льгот, в частности, на территории игорной зоны, включающей в себя части территорий нескольких субъектов Российской Федерации, и сообщает следующее.

    В соответствии с частью 6 статьи 9 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" порядок реализации прав, предоставленных субъектам Российской Федерации законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, в игорных зонах, включающих в себя части территорий нескольких субъектов Российской Федерации, определяется на основании соглашения, заключаемого между органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.

    Вместе с тем полномочия законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и представительных органов муниципальных образований по установлению региональных и местных налогов определены Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - Кодекс). Согласно статье 12 и пункту 2 статьи 53 Кодекса налоговые ставки и налоговые льготы, основания и порядок применения налоговых льгот по региональным и местным налогам определяются соответственно законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации и представительными органами муниципальных образований в порядке и пределах, которые предусмотрены Кодексом.

    Льготами по налогам и сборам в соответствии с пунктом 1 статьи 56 Кодекса признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. Поскольку Кодексом не определено обобщенное понятие "категория налогоплательщиков", исходя из его сущности следует, что в каждой конкретной категории налогоплательщиков отражаются наиболее общие признаки и существенные свойства, характерные только для соответствующей группы налогоплательщиков, например, для организаторов азартных игр, которые являются юридическими лицами, зарегистрированными в установленном порядке на территории Российской Федерации (часть 1 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ).

    Пунктом 3 статьи 56 Кодекса предусмотрено, что льготы по региональным и местным налогам устанавливаются и отменяются Кодексом и (или) соответственно законами субъектов Российской Федерации о налогах, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга о налогах).

    Полномочия законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и представительных органов муниципальных образований по налогу на имущество организаций, транспортному и земельному налогам предусмотрены главами 28, 30 и 31 части второй Кодекса, а по налогу на имущество физических лиц - Законом Российской Федерации от 9 декабря 1991 года N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц".

    Так, статьями 356 и 372 Кодекса установлено, что законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации вправе определять налоговые ставки по транспортному налогу и налогу на имущество организаций в пределах, установленных соответственно главами 28 и 30 Кодекса, а также предусматривать налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.

    Вместе с тем статьей 361 Кодекса определен порядок установления налоговых ставок по транспортному налогу в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства, которые могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов Российской Федерации, но не более чем в пять раз. Установление дифференцированных налоговых ставок допускается исключительно в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом срока полезного использования транспортных средств.

    Пунктом 2 статьи 380 Кодекса допускается установление дифференцированных налоговых ставок по налогу на имущество организаций в зависимости от категорий налогоплательщиков и (или) имущества, признаваемого объектом налогообложения, в том числе в отношении организаторов азартных игр и (или) имущества, используемого для осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр.

    Следовательно, главами 28 и 30 Кодекса не предоставлено право законодательным (представительным) органам государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливать дифференцированные налоговые ставки по транспортному налогу и налогу на имущество организаций по территориальному признаку. По такому признаку также не предусмотрено статьей 56 и указанными главами Кодекса установление налоговых льгот по вышеназванным налогам.

    Пунктом 2 статьи 387 Кодекса предусмотрено, что, устанавливая земельный налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяют налоговые ставки в пределах, установленных главой 31 Кодекса. При установлении земельного налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) могут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.

    Согласно пункту 2 статьи 394 Кодекса представительные органы муниципальных образований вправе устанавливать дифференцированные налоговые ставки по земельному налогу в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.

    Исчерпывающий перечень категорий земель в Российской Федерации в зависимости от их целевого назначения устанавливается федеральным законом (статья 7 Земельного кодекса Российской Федерации). Поскольку в указанный перечень не включены земельные участки, расположенные в игорных зонах, установление для таких земельных участков дифференцированных налоговых ставок по земельному налогу главой 31 Кодекса не предусмотрено.

    Определение вида разрешенного использования земельных участков в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации и Градостроительным кодексом Российской Федерации осуществляется на основании правил землепользования и застройки территорий муниципальных образований, разработанных соответствующими органами местного самоуправления.

    Таким образом, установление дифференцированных налоговых ставок по земельному налогу в отношении земельных участков, расположенных в игорной зоне, возможно лишь в зависимости от вида разрешенного использования земельных участков при условии определения его органами местного самоуправления. По вопросу правомерности установления органами местного самоуправления вида разрешенного использования в отношении земельных участков, расположенных в игорной зоне, рекомендуется обращаться в Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости.

    В силу пункта 1 статьи 3 Закона Российской Федерации от 9 декабря 1991 года N 2003-1 представительные органы местного самоуправления могут определять дифференциацию ставок налога на имущество физических лиц в установленных пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости, типа использования, целевого назначения и по иным критериям. Органы местного самоуправления вправе устанавливать налоговые льготы по указанному налогу и основания для их использования налогоплательщиками (физическими лицами, которые являются собственниками имущества, признаваемого объектом налогообложения).

    По вопросу о полномочиях законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации по установлению пониженной ставки налога на прибыль организаций в отношении прибыли, полученной организациями при реализации инвестиционного проекта на территории игорной зоны, сообщаем следующее.

    В силу пункта 1 статьи 284 главы 25 "Налог на прибыль организаций" Кодекса налоговая ставка налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков, но не ниже 13,5 процента.

    Вместе с тем обращаем внимание, что при установлении налога, в частности, налоговых ставок и налоговых льгот, следует соблюдать основополагающие принципы законодательства о налогах и сборах, в том числе: всеобщности и равенства налогообложения; необходимости учета фактической способности налогоплательщика к уплате налога; недопустимости налогов, имеющих дискриминационный характер и препятствующих реализации гражданами своих конституционных прав или нарушающих единое экономическое пространство Российской Федерации; налоги должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.

    Помимо этого при принятии решения о снижении ставки налога на прибыль организаций в отношении прибыли, полученной организациями при реализации инвестиционного проекта на территории игорной зоны, полагаем целесообразным учитывать сложившуюся судебную практику, в частности, Определения Верховного Суда Российской Федерации от 7 июня 2006 года N 59-Г06-9, от 28 июня 2006 года N 16-Г06-15, от 17 мая 2006 года N 44-Г06-7.

    ДЕПАРТАМЕНТ ПО ФИНАНСАМ, БЮДЖЕТУ И КОНТРОЛЮ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

    от 15 октября 2007 года N 55-13-03/458

    О направлении вопросов об установлении дифференцированных
    налоговых ставок и налоговых льгот на территории игорной зоны

    Анализ регионального и местного законодательства о налогах и сборах, действующего на территории Краснодарского края и Ростовской области показал, что в указанных субъектах Российской Федерации установлены различающиеся налоговые ставки и налоговые льготы.

    При выработке, в целях реализации пункта 6 статьи 9 Закона 244-ФЗ, согласованной налоговой политики в игорной зоне на территории Краснодарского края и Ростовской области органы государственной власти субъектов Российской Федерации столкнулись с рядом вопросов:

    1. Статьей 12 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), пунктом 2 статьи 53 НК РФ определено, что налоговые ставки по региональным и местным налогам устанавливаются соответственно законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в пределах, установленных НК РФ.

    Вправе ли законодательные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, представительные органы муниципальных образований устанавливать дифференцированные ставки по территориальному признаку, в частности, на территории игорной зоны по налогу на имущество организаций, транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц и земельному налогу?

    2. В соответствии со статьей 12 НК РФ законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, представительными органами муниципальных образований законодательством о налогах и сборах в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения.

    Согласно пункту 1 статьи 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

    Вправе ли законодательные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, представительные органы муниципальных образований устанавливать налоговые льготы по территориальному признаку, в частности, на территории игорной зоны по налогу на имущество организаций, транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц и земельному налогу?

    3. Статьей 284 НК РФ субъектам Российской Федерации предоставлено право понижать для отдельных категорий налогоплательщиков ставку налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации до 13,5 процента.

    Вправе ли законодательные органы государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливать пониженную ставку, в отношении прибыли, полученной организациями при реализации инвестиционного проекта на территории игорной зоны?

    Дополнительно обращаем внимание, что невозможность дифференцирования налоговых ставок и льгот по территориальному признаку, не позволит проводить единую налоговую политику в игорной зоне на территории Краснодарского края и Ростовской области, а также учесть особые условия осуществления предпринимательской деятельности в игорной зоне без изменения условий взимания региональных (местных) налогов на всей территории соответствующего субъекта Российской Федерации (муниципального образования).

    Учитывая вышеизложенное, в соответствии с пунктом 1 статьи 34.2 НК РФ просим вас разъяснить порядок применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах с целью разрешения вышеуказанных вопросов.

    Электронный текст документа

    подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

    Читайте также: