В чем суть данной шкалы исчисления ндфл

Опубликовано: 01.05.2024


Старший экономист-консультант «Что делать Консалт»

С 1 января 2021 года утверждена повышенная ставка НДФЛ – 15 % в отношении доходов свыше 5 миллионов рублей. В статье Оксаны Смолановой вы узнаете об особенностях применения прогрессивной ставки НДФЛ, которые необходимо учитывать налоговым агентам.

Определение налоговой базы

Федеральным законом от 23.11.2020 № 372-ФЗ введены в НК РФ понятия «основная налоговая база» и «совокупность налоговых баз».

Совокупность налоговых баз – это сумма налоговых баз, которые указаны в пункте 2.1 статьи 210 НК РФ . Для налоговых резидентов РФ в неё входят доходы:

  • от долевого участия, в том числе в виде дивидендов иностранной организации, которые физлицо признало в декларации;
  • в виде выигрышей участников азартных игр и лотерей;
  • по операциям с ценными бумагами и производными финансовыми инструментами;
  • по операциям РЕПО, предметом которых являются ценные бумаги;
  • по операциям займа ценных бумаг;
  • по операциям с ценными бумагами и производными финансовыми инструментами, которые учитываются на ИИС;
  • полученные участниками инвестиционного товарищества;
  • в виде сумм прибыли КИК;
  • иные доходы, которые считаются основной налоговой базой ( пп. 9 п. 2.1 ст. 210 НК РФ ).

К основной налоговой базой относятся следующие виды доходов: зарплата, отпускные, больничные, матпомощь, вознаграждение по ГПД и другие доходы, выплачиваемые работникам.

Пороговое значение и прогрессивную ставку НДФЛ необходимо применять в отношении совокупности баз.

Наряду с этим, в соответствии с абзацем 4 пункта 1 статьи 224 НК РФ , прогрессивная шкала не применяется к следующим доходам:

1) облагаемым по ставке 13 % доходам ( п. 1.1 ст. 224 НК РФ ):

  • от продажи имущества (за исключением ценных бумаг) и (или) доли (долей) в нём;
  • в виде стоимости имущества (за исключением ценных бумаг), полученного в порядке дарения;
  • подлежащим налогообложению доходам, полученным в виде страховых выплат по договорам страхования и выплат по пенсионному обеспечению;

2) облагаемым по ставке 35 % согласно пункту 2 статьи 224 НК РФ ;

3) облагаемым по ставке 9 % согласно пункту 5 статьи 224 НК РФ ;

4) облагаемым по ставке 30 % согласно пункту 6 статьи 224 НК РФ .

Вышеперечисленные доходы не учитываются при расчёте порогового значения 5 миллионов рублей.

Порядок применения ставки НДФЛ 15 %

Ставка НДФЛ 15 % применяется, когда доходы физлица, облагаемые по ставке 13 % и уменьшенные на вычеты, превысят 5 миллионов рублей. Налоговые вычеты применяются в прежнем порядке ( ст. 210 , п. п. 1, 1.4 ст. 225 НК РФ).

Если налоговая база с начала года превысит 5 миллионов рублей, то НДФЛ определяется следующим образом:

650000 руб. (5 млн руб. x 13 %) + 15 % с разницы между общей суммой доходов и 5 млн руб.

В случае если на момент уплаты НДФЛ в бюджет порог не превышен, то налоговый агент перечисляет сумму без особенностей. А если налог оказался больше, то следует отдельно уплатить:

  • налог в части, которая меньше или равна 650000 рублей;
  • налог, сумма которого больше 650000 рублей и который относится к части базы свыше 5 миллионов рублей.

Переходный период в 2021-2022 гг.

Пунктом 3 статьи 2 Закона от 23.11.2020 № 372-ФЗ в период до 2023 года при расчёте НДФЛ с доходов резидентов лимит 5 миллионов рублей и прогрессивную шкалу ставок необходимо применять отдельно к каждой налоговой базе. С 2023 года при расчёте НДФЛ повышенная ставка уже будет определяться к совокупности налоговых баз, за исключением доходов от долевого участия в виде дивидендов.

Морозов Дмитрий Александрович, советник государственной гражданской службы РФ 1 класса, разъясняет : «Установленная в Законе № 372-ФЗ возможность применения повышенной ставки НДФЛ (15 %) в отношении каждой налоговой базы, а не совокупности всех баз применяется исключительно к порядку исчисления и уплаты НДФЛ налоговыми агентами. В 2021 и 2022 годах они должны сравнивать каждую из указанных налоговых баз с лимитом 5 миллионов рублей (к примеру, отдельно зарплату и отдельно дивиденды), а НДФЛ считать по повышенной ставке, только если какая-либо из них превысит этот лимит».

Если же по итогам года у конкретного работника сумма девяти налоговых баз, для которых предусмотрено применение ставки 15 %, в совокупности превысит 5 миллионов рублей (пусть даже все такие доходы получены у одного налогового агента), то налоговый орган пересчитает НДФЛ по повышенной ставке и направит физическому лицу уведомление на уплату налога. Ведь общий порядок расчёта НДФЛ, закреплённый в Налоговом кодексе, применяется начиная с 01.01.2021.

Если в 2021 году физлицо получает доход от нескольких налоговых агентов — от каждого в пределах 5 миллионов рублей, но в сумме получится более 5 миллионов рублей, то НДФЛ с суммы превышения совокупной налоговой базы над 5 миллионами рублей уплачивается таким физическим лицом самостоятельно до 1 декабря 2022 года на основании направленного налоговым органом налогового уведомления об уплате налога ( п. 6 ст. 228 НК РФ ). Сумма НДФЛ с налоговой базы в пределах 5 миллионов рублей исчисляется, удерживается и перечисляется в бюджет каждым из налоговых агентов, исходя из выплачиваемых им сумм дохода.

Рассмотрим пример. Сотрудник получает зарплату 2 миллиона рублей в месяц. В январе и феврале 2021 года налоговый агент удержит НДФЛ по 260000 рублей (2 млн руб. × 13 %). В марте доход превысил 5 миллионов рублей. Соответственно, налоговый агент применит прогрессивную шкалу ставок и удержит НДФЛ:

  • 130 тыс. руб. (1 млн руб. × 13 %) – по ставке 13 % с части зарплаты за март в пределах дохода в 5 миллионов рублей, рассчитанного с начала года;
  • 150 000 руб. (1 млн руб. × 15 %) – налог по повышенной ставке 15 % с части зарплаты за март, которая превысила доход в 5 миллионов рублей с начала года.

Начиная с зарплаты за апрель и последующие месяцы налоговый агент удержит НДФЛ по повышенной ставке 15 %. НДФЛ с зарплаты за апрель составит 300000 рублей (2 млн руб. × 15 %).

Если налоговый агент ошибётся с расчётом налога по комбинированной ставке (650000 руб. плюс 15 % с превышения пороговой величины доходов), то за первый квартал 2021 года его не будут штрафовать и начислять пени. Для этого налоговый агент должен самостоятельно перечислить в бюджет недостающие суммы до 1 июля следующего года.

НДФЛ и дивиденды

Налоговую базу по дивидендам нужно как до 2023 года, так и после определять отдельно и к ней применять прогрессивную шкалу ставок ( п. 3 ст. 214 НК РФ ).

Например, при выплате работнику зарплаты 4 миллионов рублей и дивидендов 1,5 миллиона рублей считайте НДФЛ по 13 % отдельно с зарплаты — 520000 рублей (4 млн руб. x 13 %), отдельно с дивидендов — 195000 рублей (1,5 млн руб. x 13 %). Неважно, что суммарно доходы больше 5 миллионов рублей (пример рассмотрен в типовой ситуации по НДФЛ, «Главная книга» ).

НДФЛ с доходов нерезидентов

Ставка НДФЛ для доходов нерезидентов по-прежнему составляет 30 %. Сохранились и ставки 15 % и 5 % для отдельных видов доходов ( п. 3 ст. 224 НК РФ ). Прогрессивное налогообложение по ним не применяется. Однако доходы нерезидентов, которые раньше облагались по ставке 13 %, теперь облагаются по прогрессивной шкале ( п. 3.1 ст. 224 НК РФ ). К таким доходам относятся:

  • доходы высококвалифицированных специалистов (в общем случае с зарплатой свыше 2 миллионов рублей в год);
  • доходы иностранцев, работающих по патенту;
  • доходы переселенцев в рамках госпрограммы;
  • доходы иностранцев, имеющих статус беженцев или получивших временное убежище;
  • доходы экипажей судов, плавающих под российским флагом.

К вышеперечисленным доходам нерезидентов, не превышающим в совокупности 5 миллионов рублей в год, применяется ставка НДФЛ 13 %; с суммы, превышающей 5 миллионов рублей — 15 %.

Прогрессивная ставка НДФЛ в отчётности по НДФЛ

Налоговые агенты, которые выплачивали физическим лицам доходы, облагаемые по разным ставкам, разделы 1 и 2 расчёта 6-НДФЛ обязаны заполнить для каждой из ставок налога ( п. 4.2 Порядка, утверждённого Приказом ФНС России от 15.10.2020 № ЕД-7-11/753 ). При выплате доходов свыше 5 миллионов рублец нужно заполнить разделы 1 и 2 отдельно:

  • для доходов до 5 миллионов рублей включительно и налога с них по ставке 13 %;
  • доходов сверх 5 миллионов рублей и налога с них по ставке 15 %.

Приказом Минфина России от 12.10.2020 № 236н для НДФЛ в части суммы налога, превышающей 650000 рублей, относящейся к части налоговой базы, превышающей 5 миллионов рублей, установлен отдельный КБК — 000 101 02080 01 0000 110.

Кроме того, разъяснение порядка заполнения расчёта по новой форме 6-НДФЛ (с примерами) в отношении доходов, облагаемых по повышенной налоговой ставке, содержится в Письме ФНС России от 01.12.2020 № БС-4-11/19702@ .

Таким образом, порядок расчёта, уплаты и заполнения отчётности по НДФЛ имеет ряд особенностей и нюансов, которые необходимо учитывать налоговым агентам начиная с 2021 года.

В преддверии голосования за «новую» Конституцию российский президент в своем обращении к гражданам России объявил, что со следующего года ставка НДФЛ повысится с 13 до 15% на часть дохода физического лица, превышающую 5 млн руб. в год налогооблагаемого дохода (то есть с учетом всех вычетов).

По мнению президента, плоская должна быть шкала налогообложения доходов или прогрессивная, не имеет никакого отношения к справедливости, просто «сейчас с учетом нового качества администрирования, внедрения здесь цифровых технологий появилась возможность распределять налоговую нагрузку более дифференцировано и направлять дополнительные финансовые поступления на решение конкретных, значимых для общества задач».

С учетом такого заявления можно предположить, что, как и в случае с налогообложением вкладов, обойдется без введения тотального декларирования для тех, кто получает доходы от лиц, обязанных подавать данные в налоговую службу: поскольку данные источниками выплаты подаются в электронном виде, программа сама их обработает, рассчитает налог и направит в электронный кабинет налогоплательщика уведомление об уплате (для этого может быть установлено, что уведомление на бумаге не подается тем, кто получил более 5 млн руб. за год). То есть механизм, порядок и сроки уплаты (до 1 декабря года, следующего за отчетным) скорей всего будут такие же, как и по вкладам – см. Федеральный закон от 01.04.2020 № 102-ФЗ.

Региональные бюджеты, куда сейчас зачисляется НДФЛ, эти деньги в свободное распоряжение не получат – они будут «окрашены», т.е. учитываться и использоваться целевым образом. По-видимому, зачисляться допсредства будут на спецсчет в федеральном бюджете. Соответственно, отпадает аргумент неравномерного распределения дополнительных доходов по регионам, который выдвигался ранее противниками прогрессивной шкалы.

Можно сказать, что мы видим один из первых результатов действия принятой, но еще не вступившей в силу "новой" Конституции, согласно ст. 75.1 которой "В Российской Федерации создаются условия для устойчивого экономического роста страны и повышения благосостояния граждан, для взаимного доверия государства и общества, гарантируются защита достоинства граждан и уважение человека труда, обеспечиваются сбалансированность прав и обязанностей гражданина, социальное партнерство, экономическая, политическая и социальная солидарность".

Прогрессивка или регрессивка?

Обращает на себя внимание совпадение ставки для крупных доходов и объявленные ставки для выплат дивидендов и процентов в «транзитные юрисдикции», такие как Кипр, а также сроков их введения. Выглядит это как случайность, но часто случайности неслучайны - об этом ниже.

В связи с этим нельзя не сказать о подарке президента резидентам - о возможности российским налоговым резидентам, получающим доходы от контролируемых ими иностранных компаний, перейти на своего рода патентную систему налогообложения, заплатив фиксированный налог в размере 5 млн руб. Президент объяснил это необходимостью избавиться от сложного, громоздкого и запутанного порядка исчисления налога (другими словами – налоговой отчетности) в таких случаях. Тем самым, уверен президент, "мы дадим стимул к развитию современного, ответственного бизнеса, причем именно в российской юрисдикции".

Для тех, кто получает значительные (с учетом ставки 15% - 35 млн руб. или $0,5 млн) доходы от КИК, это будет означать снижение налоговой нагрузки, т.е. регрессивное налогообложение.

Завидные послабления на фонд оплаты труда получат и вечно грозящие сменить резидентство IT-компании (еще один повод юристам задуматься на фоне обнуления права, не пора ли переквалифицироваться если не в управдомы, то в айтишники)).

Выходит, что те, кто получает «повышенные» доходы исключительно из российских источников, будут облагаться «прогрессивно», а те, кто получает высокие доходы от иностранных источников или легко может к ним переметнуться – регрессивно. То есть на самом деле шкала ставок прогрессивно-регрессивная. А все почему? А потому, что первых государство может проконтролировать, а дотянуться до вторых пока не удается. По этой же причине, кстати, отменяется со следующего года и ЕНВД для малого и среднего бизнеса. Знакомо это нам и по ответственности за однодневки - платить за них приходится не тому, кто их намеренно создает и использует, а кто, покупая товар, "не проявил должной осмотрительности", то есть был неосторожен, заключая сделку. Почему так? Опять же потому, что настоящих налоговых выгодоприобретателей инспекции и следователи не могут (или не хотят) искать. И не спрашивайте про справедливость. Как сказал президент, поясняя на примере повышения собираемости после введения в 2001 г. плоской шкалы НДФЛ, «справедливость здесь абсолютно ни при чем».

Хорошо живёт народ —

И дерут с него в итоге

Если речь идет лишь об освобождении от отчетности, а не о налоговой индульгенции, то для использования "патента" должен быть установлен порог в 35 млн руб., но пока о нем ничего не сказано. Какое-то обьяснение можно найти в объявленном еще в конце марта повышении ставки на выплачиваемые из России в некоторые юрисдикции проценты и дивиденды до 15%, которое позволяет изъять часть дохода сразу же на выходе из страны, у источника выплаты.

Кто выиграл и кто проиграл при новом налогово-социальном раскладе? Не пострадали бюджетники, включая армию чиновников и силовиков, выиграли коррупционеры и олигархи, использующие офшоры. Можно сказать, что в "зоне налогового поражения" оказался верхний слой среднего класса - те, кто получает от 5 млн до 35 млн руб., ведь получая больше, во многих случаях все же есть смысл затеваться с КИКами, чтобы сэкономить на налогах. Хотелось бы лучше понимать социальный профиль этих "пораженцев" - кто они? Рискну предположить, что тот самый человеческий капитал, внедряющий различного рода инновации в экономическую жизнь общества. Ирония судьбы: при технократическом правительстве прогресс в нашей стране ударил другой своей стороной именно по тем, кто его двигает.

Поддержать семью

Введение 15-процентной ставки – это первый этап введения прогрессивного налогообложения доходов в России, можно сказать, эксперимент (90-е не в счет), поскольку 60 млрд - не слишком заметная для консолидированного бюджета сумма. Не исключено, что в дальнейшем порог и ставка могут изменяться. В какую сторону – покажет время, как любит говорить известный публичный персонаж.

Понятно, что все фракции Госдумы уже готовы проголосовать за озвученные поправки во имя социальной справедливости и даже еще добавить повышенные ставки (кстати, если в декабре 2019 г. за введение прогрессивной шкалы высказывались 69% опрошенных ЦСР, то в мае 2020 уже меньше - 61%).

Названная сумма вполне соответствует общераспространенным в России представлениям о доходах "богатых" (было бы интересно сравнить ее с другими странами и с налогом, который в итоге будет исчислен в них с такой же суммы). Но цивилизованное, настоящее прогрессивное налогообложение – это обложение не физических лиц, а домохозяйств. В странах, где оно введено, оно существует в виде семейного налогообложения. Вряд ли справедливо, да и допустимо тоже вряд ли, когда одинаковое налоговое бремя с «высоких» доходов несет лицо, проживающее в одиночку, и тот, кто получает такой же доход, но содержит других. Очевидно, что платежеспособность и избыточный доход у них разные. А научная доктрина считает допустимым повышенное налогообложение именно избыточного (создающего возможности для накоплений и демонстративного потребления), а не свободного (дискреционного) дохода, покрывающего обычные потребности – такие как нормальное, а не символическое питание, одежда, жилье, обучение, лечение, отдых (про необлагаемый прожиточный минимум я даже не говорю). Подробнее см.: С.Г. Пепеляев. Гражданин как субъект финансово-правовых отношений : диссертация . кандидата юридических наук: 12.00.02 / МГУ им. М. В. Ломоносова. - Москва, 1991. - 219 с.

При подготовке законопроекта необходимо предусмотреть, что превышение дохода в 5 млн руб. должно рассчитываться не по физлицу, а по домохозяйству, т.е. у супругов доход должен быть сложен и разделен на два. Тем более, что все нажитое во время брака согласно ГК и СК формирует общую собственность. И тем более, что базы ЗАГСов сейчас в руках ФНС. Поэтому если лицо состоит в браке, у супругов их совместный доход должен облагаться по повышенной ставке только при превышении 10 млн руб. Для кого-то это станет еще одним аргументом, чтобы зарегистрировать брак, а у ФНС появится больше взаимозависимых лиц в базе. В общем, одни плюсы)).

И по-хорошему надо еще учесть наличие детей и других иждивенцев. Например, Конституция обязывает содержать нетрудоспособных родителей. Иначе получается, что их интересы и потребности не учитываются, а деньги собираются на цели хотя и общественно важные, но не настолько, чтобы лишать людей первичных индивидуальных прав.

Кстати, действующее российское законодательство содержит множество примеров, когда при налогообложении позитивно учитывается "семейное" положение. Например, консолидированная группа налогоплательщиков по налогу на прибыль организаций.

Благотворительность по принуждению?

Между тем, общеизвестна и общепризнана неэффективность государственных расходов. Именно поэтому президент уделил в своем обращении особое внимание этому вопросу: "И конечно, здесь нужно исключить любую бюрократию. Выработать эффективный механизм в прямом диалоге с гражданским обществом. Но полагаю, что ключевой принцип очевиден. Решения об использовании этих средств, этих денег, должны быть прозрачными и абсолютно открытыми, пользоваться безусловным доверием. Моральное право принимать эти решения имеют только врачи, общественные деятели, люди, которые всю жизнь посвятили помощи больным детям, работе в некоммерческих, благотворительных организациях, делом доказали свою порядочность, имеют непререкаемый авторитет и безупречную репутацию. Нужно создать такой механизм".

Надо сказать, что много лет президент выступал против целевых налогов. Пример такого федерального целевого налога мы имеем в виде взимаемых на основании НК РФ страховых взносов в пенсионный, медицинский и социальный внебюджетные государственные фонды. Результат известен - средств ПФР не хватает, идет постоянный трансфер из федерального бюджета. То есть целевой характер отнюдь не гарантирует финансирование всех реальных потребностей. А ведь задача поставлена сейчас однозначно: "Помощь должна дойти до каждого ребёнка, до каждой семьи, которая столкнулась с такой бедой".

Контроль за крупными расходами

Экономисты полагают, что повышенная ставка коснется 100 тыс. человек в стране. Эта цифра очевидно "не бьется" с объемами элитного жилья, автомобилей и других признаков роскоши, требующих значительных расходов (а значит, и доходов) не только на приобретение, но и на содержание. Видимо, надо вспомнить, что одним из элементов прогресивного налогообложения традиционно выступает контроль за крупными расходами. К сожалению, в этой части наша супертехнологичная налоговая служба не преуспела и даже не выказывает намерений как-то продвигаться. Почему? Мое скромное мнение - потому что это невыгодно чиновникам, депутатам и полковникам. Вот кто главная закулисная клиентелла нашей главной сервисной службы. Они же - патроны-покровители всей системы.

Так что же это на самом деле?

По изложенным выше причинам пока не могу назвать повышение НДФЛ на 2% налогообложением. Налогообложение построено на принципе всеобщности. Помните, "каждый обязан уплачивать законно установленные налоги и сборы". А здесь мы видим скорей изъятие по принципу "берем с кого можем". Метод рэкетиров из тех самых "лихих 90-х", от которых так старательно отмежевывается нынешняя власть.

Пожалуй, один из самых значимых и трудных вопросов при расчете заработной платы – это исчисление и удержание НДФЛ.

И от того, насколько корректно будут отражены операции по его учету зависит:

- в первую очередь – расчеты с сотрудниками,

- во вторую очередь – формирование отчетности.

Или наоборот, кому как нравится.

Предлагаю познакомиться, или для кого-то вспомнить, со стандартными возможностями программы 1С: Зарплата и управление персоналом ред. 3.1 (1С: Зарплата и кадры государственного учреждения ред.3.1), которые помогут нам в решении этой сложной задачи.

Что необходимо сделать бухгалтеру, чтобы проверить правильность исчисления НДФЛ?

После того, как завершено начисление заработной платы за месяц следует себя проверить: а все ли документы учтены для НДФЛ?

Для этого воспользуемся документом Перерасчет НДФЛ. Если все расчеты в базе проведены корректно, то документ НЕ будет заполнен.

Для демонстрации поведения данного документа введем документ Премия уже после проведения документа Начисление заработной платы.

1.jpg

Далее заполним вышеупомянутый документ.

2.jpg

3.jpg

В данной ситуации мы наблюдаем, что программа обнаружила, что следует доначислить налог. Поэтому нам необходимо пересчитать налог на доходы физических лиц в документе начисления заработной платы.

4.jpg

5.jpg

В программе довольно большой перечень отчетов, которые помогаю пользователю для анализа проведенных расчетов.

6.jpg

Первый отчет, который заслуживает нашего внимания – Сводная справка 2-НДФЛ.

С её помощью можно проверить исчисление налоговой базы и самого налога арифметически, путем нахождения разницы между суммой дохода и вычетов, предоставленных сотрудникам и умножения налоговой базы на ставку соответственно.

7.jpg

Если присутствует разница, между исчисленным налогом в базе, и суммой налога, полученной расчетным путем – следует найти сотрудников, по которым допущены ошибки.

Также данный отчет автоматически нам представит информацию по тем сотрудникам, у которых суммы удержанного и перечисленного налога не равны исчисленным. Для этого необходимо немного до настроить отчет, а точнее подключить «флажки».

8.jpg

Итак, посмотрим, как выглядит данная форма при подключенных флажках.

9.jpg

В моем примере эти суммы отличаются по той простой причине, что еще не проведена выплата за последний месяц.

После проведения выплаты, данный отчет будет выглядеть вот так.

10.jpg

И еще один вариант данного отчета.

11.jpg

Напомню, почему важно добиваться того, чтобы суммы исчисленного, удержанного и перечисленного налога должны быть равны – именно на этих данных строится формирование отчетов 2-НДФЛ, 6-НДФЛ и взаиморасчеты с сотрудниками.

Для получения более детальной информации по возможным ошибкам воспользуемся другим отчетом. В нем также можно подключить возможность цветового выделения несоответствий между интересующими нас показателями, как было показано выше.

12.jpg

Следующий отчет покажет движения по документам-основаниям. При его формировании мы получим детальную информацию по каким документам еще не проведена выплата дохода сотруднику.

13.jpg

Для анализа получения дохода по датам можно воспользоваться одноименным отчетом. Он особенно ценен при заполнении отчета 6-НДФЛ.

14.jpg

Еще один полезный отчет, который поможет при анализе взаиморасчетов с сотрудниками.

15.jpg

Ну и напоследок скажу о том, что этими отчетами следует пользоваться ДО выплаты сотрудникам заработной платы.

Также следует обратить внимание на такой момент – при формировании ведомости на выплату заработной платы – сравните суммы исчисленного НДФЛ по полному своду и сумму НДФЛ к перечислению из ведомости. Если в течение месяца не было каких-либо межрасчетных выплат, то эти суммы должны быть равны между собой.

16.jpg

Для сравнения прикладываю вам «красивый» вариант.

17.jpg

Обращаю ваше внимание, что в статье рассмотрен вариант без деления выплат по статьям финансирования. На практике нужно учитывать еще и этот нюанс.

Желаю с легкостью считать заработную плату и НДФЛ.

Если возникли вопросы – звоните по телефону 8 (3852) 66-88-79.

Кучерена Анастасия

Несмотря на то что у введения прогрессивной шкалы налогообложения в РФ по примеру западных стран много сторонников, долгие годы законопроекты, связанные с изменением налоговой системы, не претерпевали изменений. Прогрессивный налог ассоциируется, как правило, с понятием политико-экономической справедливости: чем меньше зарабатывает налогоплательщик, тем меньший доступ к благам он имеет, и тем, соответственно, ниже должен быть налог на его доходы.

Такая «простая арифметика» не всем пришлась по душе. Стоит напомнить о первом вестнике введения прогрессивной шкалы в конце 2020 г. Тогда для обеспеченных россиян уже начал действовать налог в 15%, если заработок превышает 5 млн руб. в год. Налогом облагается не весь доход, а лишь та его часть, которая превышает указанную сумму. Получается, что такой подход затрагивает не столько очень состоятельных граждан, сколько немногочисленный российский средний класс (который на Западе считается опорой экономики).

Прогрессивную шкалу критикуют и за то, что ее введение может вновь привести к расширению теневой доли бизнеса: предприниматели будут либо избегать «белой» финансовой отчетности, либо начнут массово выводить бизнес за рубеж – туда, где налоговые условия окажутся более комфортными.

Проектом поправок в ст. 224 ч. 2 НК РФ, внесенным в Госдуму 10 марта, предусмотрена новая концепция налогообложения (законопроект № 1126364-7). В частности, налогоплательщиков, доход которых составляет менее 204 тыс. руб. в год, предлагается освободить от уплаты НДФЛ; тем, чей ежегодный доход составляет от 204 тыс. руб. до 5 млн руб., оставить ставку в 13%, а при доходе от 5 до 10 млн руб. – установить НДФЛ 15%. Для налогоплательщиков, чей доход превышает 10 млн руб. в год, предлагается ввести фиксированную ставку – 1,3 млн руб. плюс 25% НДФЛ, а свыше 100 млн руб. – 35% НДФЛ + налоговая ставка 23,8 млн руб.

Согласно пояснительной записке цель законопроекта – заставить «раскошелиться» обладателей сверхвысоких доходов, а 14% налогоплательщиков, чей доход в месяц не превышает 17 тыс. руб., позволить сэкономить порядка 21 тыс. руб. в год.

Данное предложение действительно могло бы увеличить приток капитала в государственную казну на 9%, однако ежегодная инфляция все сильнее размывает понятие «среднего класса» российских граждан, и НДФЛ даже в 15% может существенно ударить по ним. Кроме того, учитывая профицит госбюджета в последние годы, а также то, что средства Фонда национального благосостояния, размер которого по разным оценкам достигает от 13 до 18 трлн руб., практически не расходуются, возникает закономерный вопрос: обоснованно ли введение прогрессивного налога сейчас, когда страна только выходит из «коронавирусного локдауна»?

Авторы законопроекта, однако, посчитали, что введение прогрессивной ставки именно в это время целесообразно, но уже сделали поправку: собрать налоги просто, а вот равномерно распределить их по регионам – увы, нет. К тому же у некоторых регионов (в частности, Северной Осетии, Ненецкого автономного округа, Ингушетии, Амурской обл. и г. Севастополя) бизнес в это время по уровню дохода снизился до показателей 2008 г., когда в мире разразился экономический кризис. Так, Северная Осетия – Алания «усугубила» финансовые убытки предпринимателей в период коронавирусного локдауна с 2 млн руб. в 2019 г. до 3 млрд руб. в 2020 г. И если в конце 2020 г. обещали доход от дополнительно полученных налогов направлять в фонды для лечения тяжелобольных детей, то в современной редакции проекта поправок данное предложение отсутствует. Полагаю, включить данную норму в ст. 224 Налогового кодекса РФ целесообразно с точки зрения социальной повестки – это реальная поддержка названных фондов.

Будет законопроект рассмотрен на государственном уровне или так и останется проектом, пока не известно – Правительство РФ в заключении законопроект не поддержало, указав, что предусмотренные им изменения «способны привести к нарушению устойчивости и стабильности правового регулирования налоговых правоотношений».

Представляется, что предлагаемые законодателем меры были бы более эффективными в случае снижения и других налогов для граждан – например, НДС.

В то же время утверждать, что прогрессивная шкала налогообложения неэффективна для российской экономики, на мой взгляд, нельзя – государство должно быть в общем плане к этому готово. Налоги не предназначены «забирать последнее у беднейших и передавать богатейшим», а перспективы обсуждаемого законопроекта видятся таковыми. Но еще важнее, что государство, к сожалению, вновь не ставит целями выравнивание сильнейшего экономического расслоения и формирование «среднего» устойчивого класса граждан.

Куда будут направлены вновь приобретенные 9% прибыли (а это миллиарды рублей): в бюджет или внебюджетные фонды? Кто в таком случае станет выгодоприобретателем и как новации отразятся на налогоплательщиках, требующих прозрачности налоговой базы и расходования бюджетных средств? Ответы на эти вопросы экспертное сообщество получит, полагаю, в ближайшем будущем, когда станет окончательно ясно, будут приняты данные поправки в НК к рассмотрению Госдумой или нет.

Работодатели – организации и ИП, использующие труд наемных работников, приобретают обязанность налогового агента по НДФЛ. Исчисление, удержание и перечисление налога должно производиться вовремя и в полном объеме, согласно нормам НК РФ. Между тем до сих пор многие бухгалтеры затрудняются определить, в чем различия между исчисленным и удержанным НДФЛ. Причина кроется в формулировках статей НК, согласно которым между исчисленным и удержанным налогами различий ничтожно мало.

Вместе с тем в отчетности по НДФЛ чаще всего показатели эти не равны между собой. Нюансы использования понятий «исчисленный налог» и «удержанный налог», заполнения налоговых отчетных форм рассматриваются в материале статьи.

Исчисленный и удержанный налог на доходы

Чтобы разобраться, в чем различия между двумя суммами НДФЛ, рассмотрим каждое понятие по отдельности.

Исчисленный НДФЛ. Во исполнение обязанностей налогового агента работодатель, прежде чем выплатить сотруднику заработную плату, обязан произвести расчет налога на доходы с этой суммы. Налог рассчитывается с учетом вычетов и впоследствии перечисляется в государственный бюджет.

Удержанный НДФЛ. Исчислив налог, работодатель производит еще одну операцию – удерживает рассчитанную сумму из заработной платы сотрудника.

Исчисляют налог, согласно законодательству, в момент начисления заработной платы и приравненных к ней сумм, а удержанный налог представляет собой величину, остающуюся у работодателя с целью последующей передачи ее в бюджет. Удержать налог ранее даты фактического получения дохода физлицом невозможно.

Показатели связаны между собой: налог нужно сначала исчислить, затем удержать, после чего следует его перечисление.

Действующее законодательство предусматривает исчисление налога не позднее последней даты месяца начисления дохода. Если исчисленный налог был удержан в один и тот же период, то показатели на конец этого периода совпадут. Однако так бывает далеко не всегда. Исчисленный и удержанный подоходный налоги отдельными строками отражаются в формах налоговой отчетности, данные которых подлежат сверке:

  • 2-НДФЛ;
  • 6-НДФЛ.

Разница между двумя значениями может возникать при отражении их в указанных формах по правилам налогового законодательства. Например: показатели по исчисленному и удержанному НДФЛ (стр. 040 и 070 ф. 6-НДФЛ) не равны между собой, если заработная плата, начисленная в отчетном квартале, выдавалась в следующем месяце, приходящемся на новый квартал. В квартальном отчете по строке удержания будет нулевое значение либо значение, меньшее исчисленного (разъяснения из письма налоговой службы №БС-4-11/8609 от 16/05/16 г.).

Обратите внимание, что контрольные соотношения для шестой формы не содержат обязательного равенства для строк 040 и 070 (письмо налоговой службы №БС-4-11/3852 от 10/03/16 г.).

Кстати говоря! Перечисленный НДФЛ – это сумма, которая фактически была перечислена в госбюджет по итогам месяца.

Когда показатели совпадают

Совпадения исчисленного и удержанного НДФЛ наблюдаются в определенных случаях:

  1. Отпускные выплаты. По мнению налоговой службы (письмо ФНС №БС-4-11/13984@ от 01/08/16 г. и ряд других) суммы отпускных, которые начислялись, но не выплачивались, не включаются в отчетность по ф. 6-НДФЛ в периоде начисления. Они будут включены в расчет в периоде выплаты. Соответственно, в периоде выплаты отпускных сумм исчисленный и удержанный налоги по ним в форме 6-НДФЛ будут совпадать.
  2. Больничные выплаты в части, облагаемой налогом, отражаются аналогично отпускным, как и дивиденды: в периоде фактической выплаты. Исчисленный и удержанный налоги по суммам, выплаченным в определенном периоде, будут в отчетных формах идентичны.
  3. Отпускные могут быть получены сотрудником в виде компенсации, если отпуск он не использовал и написал заявление на увольнение. В последний день работы он получит сумму компенсации. Исчисленный и удержанный налоги в форме 6-НДФЛ в периоде увольнения по этому сотруднику будут совпадать (Письмо ФНС №БС-3-11/2094@от 11/05/16 г.).
  4. Заработная плата получена работниками в том же периоде, что и начислена. Соответственно, исчисленный и удержанный НДФЛ по этому периоду будут совпадать (письмо налоговой службы от №БС-4-11/6420@ от 05/04/17 г.). Такая ситуация нередко возникает в последний рабочий день года, когда проводится начисление и выплата заработной платы. Заметим, что по рекомендации фискальных органов, уплату в бюджет таких сумм следует произвести в первый рабочий день следующего года (НК РФ ст. 6.1-7).

Когда налог удержан не полностью

Налоговый агент в определенных ситуациях не имеет возможности удержать налог у физлица. В этом случае организация извещает о невозможности исчислить и удержать налог гражданина и ФНС – до 1 марта следующего за получением дохода года.

Такой налог отражается по стр. 080 уже рассматриваемой нами шестой формы. Она используется, например, если налоговый агент сделал физлицу подарок, при этом других доходов в денежной форме у этого физлица нет. Эта строка заполняется также, если физлицо получило материальную выгоду, но денежных выплат в его адрес налоговый агент не осуществлял, либо они недостаточны для покрытия задолженности по налогу.

Нельзя включать в расчет по стр. 080 суммы «переходящего» НДФЛ с зарплаты, которая будет выплачена в месяце, следующем за отчетным. Этот неудержанный налог отразится в следующем отчетном периоде. Если ошибочная форма уже сдана, придется подавать уточненный расчет 6-НДФЛ.

Если у работодателя возможность исполнить обязанность налогового агента по НДФЛ была, налог не удержан и не перечислен в бюджет, на него может быть наложен штраф в размере 20% от неудержанной и неперечисленной суммы (НК РФ, ст. 123).

Читайте также: