Типичные ошибки аудита по ндфл

Опубликовано: 27.04.2024

Библиографическая ссылка на статью:
Абляметова М.А., Грекова В.А. Типичные ошибки и нарушения в учете денежных средств, выявляемые в ходе аудита, и пути их решения // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2017/04/80988 (дата обращения: 23.04.2021).

Особенности денежных средств как объектов бухгалтерского учета и аудита, могут быть выявлены лишь исходя из их экономической сути и с учетом понятий, выработанных экономической наукой в течение последних веков. В этом контексте следует отдельно акцентировать внимание на научных подходах к дефиниции денег и денежных средств, синтезировав многолетние исследования ученых, направленные на изучение этих терминов на макро- и микроэкономическом уровнях. Эта необходимость вызвана, как тесной взаимосвязью макро- и микроэкономики, как отдельных экономических наук, так и самих категорий денег и денежных средств.

Деньги – это одно из самых грандиозных открытий человечества на протяжении его существования. Являясь наиболее весомым фактором стабильного функционирования рыночной экономики, деньги напрямую влияют на стабильность экономического развития страны, способствуя максимальному использованию мощностей предприятий, полной занятости населения и тому подобное. Именно эффективно действующая денежная система и платформа, на которой держится весь круговорот доходов и расходов, как экономики страны на макроуровне, так и экономики предприятий на микроуровне.

Деньги являются наиболее мобильным и ценным ресурсом предприятия, поэтому аудит их наличия и движения дает возможность выявить резервы рационального использования, новые тенденции, изменения источников поступления и направлений расходования, маневрировать средствами с наибольшей эффективностью.

Аудит денежных средств дает возможность детализировать сводные данные по источникам их поступления и расходования, определить целесообразность расходования, структуру и динамику в расходовании денег, их влияние на эффективность хозяйствования. А также в ходе аудиторской проверки могут быть выявлены всевозможные ошибки и нарушения при ведении учёта денежных средств, которые непосредственно ведут к искажению бухгалтерской отчётности предприятия.

В своей монографии И.И. Сахарцева отмечает, что «целью аудита операций с денежными средствами является получение достаточных доказательств уверенности в эффективности их использования, достоверности отражения и раскрытия информации в соответствии с действующими принципами и утверждениями (качественными аспектами) представление финансовой отчетности, подтверждения финансовой эластичности и достаточности свободных денежных средств для дальнейшей непрерывной деятельности предприятия» [1, с.65].

Основной целью аудита денежных средств является предоставление аудитором обоснованному выводу о законности, достоверности, целесообразности кассовых операций, операций на счетах в банках, операций с средств в пути, операций с денежными документами, операций с эквивалентами денежных средств [2].

Отметим, что выбор методов и техники проведения аудита зависит от различных факторов, в частности, от особенности работы предприятия, интенсивности кассовых операций, формы ведения бухгалтерского учета, объема документооборота и тому подобное.

Основными методическими приемами во время аудита денежных средств является:

- проверка документов по форме, сути и содержанию;

- арифметическая, логическая, экспертная, встречная проверка;

- прием взаимного контроля операций и документов;

- оценка документов по данным корреспондирующих счетов, опросов.

Особое внимание аудитора должно быть сосредоточено на правильности оформления кассовых документов. Во время исследования отчета кассира и приложенных к нему документов аудитор сопоставляет номера последних приходных и расходных кассовых ордеров с записями в журнале регистрации для проверки в полноте учета последних кассовых операций. Результаты проверки правильности и своевременности оформления кассовых документов оформляют с помощью рабочего документа аудитора.

Учитывая указанное, для проверки соблюдения целевого использования денежных средств аудитор сверяет данные отчетов кассира, кассовой книги, выписок банка, расходных и приходных кассовых ордеров, а также другие документы, которые отражают расходование наличных по назначению [3, с. 322]. По результатам проверки устанавливают факты нецелевого использования наличных и выясняют их причины.

Во время проверки оприходования поступлений наличности осуществляется анализ кассовых оборотов поступления наличных из банка. Оприходование должно быть полным и своевременным, что подтверждается сверкой данных кассовой книги, банковских выписок (по суммам и датам денежных средств, полученных со счетов в банке), приходных кассовых ордеров (по суммам и датам денежных средств) и др.

В процессе аудита денежных средств в кассе проверяется соблюдение порядка выдачи предприятиями наличных под отчет (соблюдение требований, установленных сроков представления в бухгалтерию авансовых отчетов и своевременности возврата неиспользованных остатков авансовых сумм, целевое их расходование).

На практике, зачастую, возникают ошибки и нарушения в учёте денежных средств в ходе проведения кассовых и расчётных операций, выявленные при аудиторской проверке. Рассмотрим типичные ошибки по учёту денежных средств представленные в таблице 1.

Таблица 1 – Типичные ошибки и нарушения по ведению бухгалтерского учёта движения денежных средств, и пути их решения

Объектами аудита денежных средств на текущем счете в банке и банковских операций являются: наличие у предприятия текущих и других счетов в банках; законность операций, которые осуществляются на этих счетах; правильность документального оформления банковских операций; полнота и соответствие уплаченных средств по выставленным счетам; соответствие сумм, указанных в выписках банка суммам, отраженным в первичных документах; достоверность и целесообразность осуществления банковских операций; правильность отражения банковских операций на бухгалтерских счетах [3, с.324].

Факт нарушений выясняют по результатам проверки отчетов кассира, расходных кассовых ордеров, авансовых отчетов подотчетных лиц и приложенных к ним подтверждающих документов. Денежные средства, которые не возвращены своевременно подотчетным лицом в кассу предприятия, арифметически добавляются к остатку наличности в кассе за каждый день.

Типичными нарушениями, которые выявляются во время аудита денежных средств, являются нарушения, представленные на рисунке 1.


Рисунок 1. Типичные нарушения, выявляемые в ходе аудита денежных средств.

Во время аудита необходимо удостовериться в наличии всех выписок банка со счетов предприятия. Если окажется, что определенное количество выписок в делах предприятия отсутствует, необходимо получить в банке заверенные копии. Достоверность выписок определяют, как по их внешним признакам (наличие необходимых реквизитов, подписей, штампов банка и тому подобное), так и встречной проверки, на всех выписках должен быть штамп банка. Исправления в выписках удостоверяется подписью главного бухгалтера и гербовой печатью. Встречной проверке обязательно подлежат выписки с подчистками и исправлениями, не подтвержденными банком.

Важно проверить полноту и достоверность банковских выписок и приложенных к ним документов. Полноту устанавливают по их нумерации по страницам и переносом остатка средств на счете.

Остаток средств на конец периода в предыдущей выписке банка должен равняться остатку средств на начало периода в следующей выписке. Кроме того, следует убедиться, что все осуществленные через банк операции являются достоверными и подтверждены соответствующими документами. Бывают случаи, когда их подделывают или прикладывают не полностью, что дает возможность, применяя неправильную корреспонденцию счетов, скрывать в учете злоупотребления на определенные суммы.

Выводы.

Итак, целью аудита операций с денежными средствами является получение достаточных доказательств уверенности в эффективности их использования, достоверности отражения и раскрытия информации в соответствии с действующими принципами и утверждениями представления финансовой отчетности, подтверждения достаточности свободных денежных средств для дальнейшей деятельности предприятия.

Библиографический список

  1. Сахарцева И. И. Теоретико-методологические аспекты формирования программ аудита: [Монография] / И.И. Сахарцева. – К. : Кондор, 2005. – 374 с.
  2. Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»
  3. Ясишена В. В. Сущность денежных потоков предприятий, и их классификация / У. В. Ясишена // Экономический анализ. – 2008. – № 2 (18). – С. 321-324.


Количество просмотров публикации: Please wait

Когда руководству предприятия необходимо проверить документацию, касаемую его деятельности, на достоверность и соответствие требованиям, указанным в законодательстве, проводится независимая проверка — аудит. Для некоторых компаний это обязательная процедура, проходить которую нужно ежегодно.

Аудиторская деятельность в РФ регулируется ФЗ от 30.12.2008Г. №307 (закон «Об аудиторской деятельности»).

Цели и задачи аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности

Цель данного аудита — сформировать мнение специалиста по аудиту о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности фирмы и, кроме того, выяснить, соответствует ли ведение бухучета нормам законодательства нашей страны.

Вопрос: Является ли аудиторское заключение частью бухгалтерской отчетности?
Посмотреть ответ

Выделяют следующие задачи аудита бухотчетности:

  • выяснить, соответствуют ли отчетность и ее показатели нормам законодательства и учетной политике компании;
  • выяснить, насколько полно отражаются в документации все хозяйственные операции;
  • проверить, как организованы и функционируют системы внутреннего контроля компании;
  • проверить, во всех ли формах бухгалтерской отчетности показатели совпадают и соответствуют реальным.

Вопрос: Как отразить в учете организации (акционерного общества) штрафные санкции за непредставление аудиторского заключения? Организация не провела в установленный срок обязательный аудит годовой бухгалтерской отчетности.
Согласно постановлению о наложении административного штрафа за непредставление аудиторского заключения на организацию наложен штраф в размере 5 000 руб.
Для целей налогового учета доходов и расходов применяется метод начисления.
Посмотреть ответ

Методы, которыми пользуются специалисты при аудите бухгалтерской отчетности, аналогичны методам аудиты в целом. К ним относятся:

  • фактический контроль (наблюдение, инвентаризация, экспертные оценки);
  • документальный (изучение важных бумаг компании по форме и содержанию);
  • расчетно аналитический (статистические расчеты, экономический анализ).

Какие компании должны проходить аудит обязательно

Аудит бухгалтерской отчетности может быть обязательным и инициативным. Первый может быть только внешним, то есть проводиться независимыми экспертами фирм, специализирующихся на аудите, или индивидуальными аудиторами, не работниками аудируемой компании.

Фирмы, которые должны подвергаться процедуре обязательного аудита, названы в ФЗ от 30.12.2008г. №307 (закон «Об аудиторской деятельности»). К данным предприятиям относятся:

  • компании с организационно-правовой формой ОАО;
  • компании, чьи ценные бумаги допущены к организованным торгам;
  • фирмы с определенным видом деятельности (сюда относятся кредитные, клиринговые, страховые, компании-участники рынка ценных бумаг, микрофинансовые, СРО, кооперативы, организаторы азартных игр и т.д.);
  • компании, которые имеют объем выручки свыше 400 млн рублей или сумму активов больше 60 млн рублей (за год, предшествующий отчетному) и т.д.

Подробный список можно увидеть в ст. 5 ФЗ №307 «Об аудиторской деятельности».

Инициативный аудит может осуществляться в определенных случаях, таких как: кредитование в банках, необходимость принятия участия в тендерах, желание руководителей фирм уменьшить налоговые риски, проверка квалификации бухгалтерского отдела, подготовка отчета для потенциального инвестора.

Порядок проведения аудита бухгалтерской отчетности

Аудит проходит в несколько этапов:

  1. Традиционно первый этап — это планирование и подготовка к проверке. Аудитор изучает деятельность компании, составляет план работы, запрашивает необходимые документы. На этом же этапе между аудиторской фирмой и объектом проверки заключается договор.
  2. Далее начинается сбор доказательств и анализ данных, полученных для проверки. Изучается список всех запрошенных документов. Если это необходимо, то опрашиваются сотрудники компании, иногда и в письменной форме. Данные группируются, подвергаются систематизации. Аудитор делает заключение о достоверности бухгалтерской отчетности.
  3. Руководителю аудируемой компании сообщается заключение — мнение о достоверности бухгалтерской финансовой отчетности. Формируется и выдается на руки заключение аудитора, что и является непосредственной целью проверки. Кроме того, некоторые фирмы составляют аудиторский отчет, где в подробностях описывают ход проверки, все выявленные недочеты и другую информацию, которая может пригодиться руководству проверяемой компании для улучшения качества работы бухгалтерского отдела.

Какие документы проверяют

В ходе проверки аудиторы запрашивают большой список документов, в который входят:

  • бухотчетность (к ней относятся 2 важных бумаги: бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах компании, но они сопровождаются массой других документов — последние указаны ниже);
  • налоговые декларации;
  • первичная документация;
  • уставные документы;
  • разрешения, лицензии и многое другое.

Проверяется, правильно ли заполнены бумаги, соответствуют ли они утвержденным формам, соблюдены ли сроки подачи (деклараций), заверены ли документы подписями главного бухгалтера и руководителя и т.д.

К СВЕДЕНИЮ! Если проводится аудит по спецзаданию, то в такой ситуации проверяется только та документация, которая относится к конкретной задаче.

Результат

Итак, в конце проверки компания получает отчет и аудиторское заключение. Форма, в которой будет предоставляться информация, а также ее получатели, должны быть прописаны заранее в договоре с аудиторской фирмой. Отчет, он же письменная информация, — документ конфиденциальный. Как правило, он содержит следующую информацию:

  • методы, которыми аудитор пользуется при проверке;
  • рекомендации по изменениям в учетной политике, которые могут повлиять на финансовую отчетность организации;
  • предложения по корректировке отчетности компании;
  • другие моменты, на которые руководителю организации нужно обратить внимание (сюда можно отнести ошибки в ведении внутреннего контроля, ситуации необоснованных действий руководства).

В отчете прописываются выявленные нарушения и возможные варианты их исправлений. Как правило, это оформляется в виде сводной таблицы.

ВНИМАНИЕ! К отчету должны быть обязательно приложены копии бухгалтерской отчетности за текущий год и самое главное — заключение аудитора.

Заключение аудитора

Это официальный документ, который содержит мнение эксперта-аудитора о достоверности бухотчетности проверяемой компании. Именно его следует предоставлять в органы статистики вместе с бухгалтерской отчетностью.

О структуре и информации, которая должна быть внесена в заключение аудитора, подробно написано в ст. 6 ФЗ №307, упомянутого ранее.

Коротко о том, что должен содержать документ:

  • название «Аудиторское заключение»;
  • сведения о том, кому адресован документ (акционеры АО, участники ООО и т.д.);
  • информацию об аудируемом лице;
  • информацию об аудиторе, проводящем проверку;
  • список документов (бухотчетности), который проверялся аудитором, с обозначением срока, когда они были составлены;
  • мнение аудитора о достоверности информации, указанной в проверенных документах;
  • результаты проверки;
  • дату, когда было составлено заключение.

Заключение может предоставляться только тому лицу, с кем был заключен договор.

Типичные ошибки и нарушения

Приведем список распространенных нарушений, которые могут быть выявлены в течение проверки:

  • расходы и доходы отражены неправильно;
  • реквизиты бухгалтерской отчетности заполнены неверно или не полностью;
  • неверно рассчитаны суммы налогов;
  • показатели разных форм отчетности противоречат другу;
  • размер уставного капитала отличается от того, что прописан в уставе;
  • арифметические ошибки при расчетах;
  • формальное проведение инвентаризации, проведение ее с ошибками и др.

Ответственность за непроведение

Помимо этого, на протяжении 3 рабочих дней с даты выдачи заключения компания обязана внести информацию об итогах проведенного аудита в Единый федеральный реестр о фактах деятельности юридических лиц.

Сам факт непроведения аудита не влечет за собой наказание. Административная ответственность наступает в случаях, описанных ниже. Наказание возможно только для тех организаций, которые обязаны проходить обязательный аудит бухгалтерской отчетности.

Инициатор штрафа Причина Статья Штраф
ФНС При выездной проверке обнаружилось отсутствие аудиторского заключения на протяжении необходимых сроков хранения (от 5 лет). Ч.1. ст. 15.11 КоАП РФ От 5 до 10 тыс. рублей для должностных лиц.
Росстат Если в данный орган на протяжении необходимого периода не было предоставлено аудиторское заключение. 19.7 КоАП РФ От 300 до 500 рублей для должностных лиц и от 3 тыс. рублей до 5 тыс. рублей — для юрлиц.
Банк России В течение необходимого срока на сайте АО не было выложено аудиторское заключение. Ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ От 30 тыс. до 50 тыс. рублей или отстранение от работы на 1-2 года для должностных лиц. Для юрлиц — от 700 тыс. до 1 млн рублей.

Сумма штрафа может быть снижена по решению суда, если имели место какие-либо исключительные обстоятельства, повлекшие за собой административное правонарушение.

Характеристика целей, задач проведения проверки налога на доходы физических лиц. Изучение основных нормативных документов, регулирующих порядок исчисления и уплаты налога. Анализ типичных ошибок и нарушений, которые выявляются в ходе аудиторской проверки.

Рубрика Бухгалтерский учет и аудит
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 04.11.2014
Размер файла 22,5 K
  • посмотреть текст работы
  • скачать работу можно здесь
  • полная информация о работе
  • весь список подобных работ

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И АУДИТА

по дисциплине «Аудит налогообложения»

На тему: «Аудит начисления и уплаты налога

на доходы физических лиц (НДФЛ)»

Проф., к.э.н.__________В.А. Клячин

1. Цель и задачи аудита

Целью проведения проверки налога на доходы физических лиц является проверка правильности расчета налоговой базы, правомерности предоставления льгот и полноты отражения в декларации сумм исчисленного и уплаченного налога.

При проведении аудита налога на доходы физических лиц основными задачами являются:

проверка правильности формирования налоговой базы;

проверка правомерности применения налоговых льгот;

проверка правильности применения налоговых ставок;

проверка правильности расчета суммы налога, подлежащей уплате в бюджет;

проверка правильности заполнения форм отчетности по НДФЛ.

2. Перечень основных нормативных документов, регулирующих порядок исчисления и уплаты налога

Аудит налога на доходы физических лиц осуществляется на базе следующих нормативных документов:

Гражданский кодекс РФ.

Налоговый кодекс РФ (гл.23 «Налог на доходы физических лиц», ч.II).

Федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (ред. от 28.11.2011).

Приказ ФНС РФ от 17.11.2010 N ММВ-7-3/611@ (ред. от 06.12.2011) "Об утверждении формы сведений о доходах физических лиц и рекомендаций по ее заполнению, формата сведений о доходах физических лиц в электронном виде, справочников" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 24.12.2010 N 19368)

3. Источники информации для аудита

Основными источниками информации при проведении аудита налога на доходы физических лиц являются следующие документы, наличие которых отмечается в рабочем документе аудитора:

1. Положения по оплате труда.

2. Правила внутреннего трудового распорядка.

3. Положение о премировании.

4. Приказ (распоряжение) о приеме на работу (ф. Т-1).

5. Приказ (распоряжение) о предоставлении отпуска (ф. Т-6.)

6. Личная карточка (ф. Т-2).

7. Табель учета использования рабочего времени и расчета заработной платы (ф.Т-12).

8. Расчетно-платежная ведомость (ф, Т-49).

9. Расчетная ведомость (ф. Т-53).

10. Лицевой счет (ф. Т-54).

11. Договоры подряда, гражданско-правовые договоры.

12. Авансовые отчеты.

13. Регистры бухгалтерского учета.

14. Сводные ведомости распределения заработной платы (по видам, шифрам затрат и др.)

15. Ведомости по расчету НДФЛ.

16. Документы, подтверждающие право на получение льгот.

17. Справка о доходах физического лица.

18. Налоговые карточки по учету доходов и налога на доходы физических лиц (ф. 1-НДФЛ).

19. Журналы ордера.

20. Справки о доходах физического лица (ф. 2-НДФЛ).

21. Платежные поручения.

22. Выписки банка.

4. Основные направления аудита

Рассмотрим порядок проверки НДФЛ по следующим элементам.

1. Проверка субъектов налогообложения

Налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ, а также физические лица, получающие доходы от источников в РФ, не являющиеся налоговыми резидентами РФ.

В соответствии со ст. 207 НК РФ налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Период нахождения физического лица в РФ не прерывается на периоды его выезда за пределы РФ для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения.

Независимо от фактического времени нахождения в РФ налоговыми резидентами РФ признаются российские военнослужащие, проходящие службу за границей, а также сотрудники органов государственной власти и органов местного самоуправления, командированные на работу за пределы РФ.

2. Проверка объектов налогообложения

Объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками:

1)от источников в РФ и (или) от источников за пределами РФ, - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами РФ;

2)от источников в РФ, - для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ.

3. Проверка налоговой базы

При проверке данного элемента необходимо руководствоваться в первую очередь ст. 210 «Налоговая база» НК РФ, а также ст. 208, 211-215.

При проверке определении налоговой базы необходимо помнить, что доход может быть получен следующими основными способами:

• наличными деньгами - через кассу организации;

• безналичным путем - при перечислении на личные счета граждан;

• в натуральной форме - ТМЦ или в виде выполненных для граждан работ пли оказанных для них услуг, а также в вице материальных и социальных благ, оказываемых гражданам предприятием, и в виде разницы между рыночными ценами и ценами реализации товаров, работ, услуг;

• в виде материальной выгоды - по банковским вкладам или договорам страхования, а также по заемным средствам, выданным гражданам.

При определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные от источников в Российской Федерации.

Следует помнить, что ст. 217 НК РФ определяются доходы, освобождаемые от налогообложения.

При получении дохода в виде оплаты труда датой фактического получения налогоплательщиком такого дохода признается последний день месяца, за который ему был начислен доход за выполненные трудовые обязанности в соответствии с трудовым договором (контрактом).

Налоговая база определяется отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки.

Для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка, установленная в размере 13%, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных ст. 218 - 221 НК РФ, с учетом особенностей гл. 23 НК РФ.

Если сумма налоговых вычетов в налоговом периоде окажется больше суммы доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка, установленная в размере 13%, подлежащих налогообложению за этот же налоговый период, то применительно к этому налоговому периоду налоговая база принимается равной нулю. На следующий налоговый период разница между суммой налоговых вычетов в этом налоговом периоде и суммой доходов, подлежащих налогообложению, не переносится, если иное не предусмотрено НК РФ.

Для доходов, в отношении которых предусмотрены иные налоговые ставки, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению. При этом налоговые вычеты, предусмотренные ст. 218 - 221 НК РФ, не применяются.

Доходы (расходы, принимаемые к вычету в соответствии со ст. 218 - 221 НК РФ) налогоплательщика, выраженные (номинированные) в иностранной валюте, пересчитываются в рубли по курсу ЦБ РФ, установленному на дату фактического получения доходов (на дату фактического осуществления расходов).

4. Проверка налогового периода

При организации проверки необходимо помнить, что в соответствии со ст. 216 «Налоговый период» НК РФ налоговым периодом признается календарный год.

Проверка налоговых вычетов

При проверке удержаний по налогу на доходы физических лиц аудитор должен убедиться в правильности предоставления работникам соответствующего налогового вычета. Особое внимание аудитор должен уделить стандартным налоговым вычетам, поскольку они касаются большей части налогоплательщиков. Стандартные налоговые вычеты предоставляются в размере 3000 руб. и 500 руб. за каждый месяц налогового периода отдельным критериям налогоплательщиков, указанным в ст. 218 НК РФ.

Независимо от предоставления указанных стандартных вычетов работникам организации, имеющим детей, предоставляется стандартный налоговый вычет на их содержание в размере 1400 руб. за каждый месяц налогового периода на каждого ребенка в возрасте до 24 лет.

Указанный налоговый вычет удваивается, в случае если ребенок в возрасте до 18 лет является ребенком-инвалидом, а также в случае если учащийся очной формы обучения, аспирант, ординатор, студент в возрасте до 24 лет является инвалидом I или II группы.

Вдовам (вдовцам), одиноким родителям, опекунам или попечителям, приемным родителям налоговый вычет производится в двойном размере.

Налогоплательщикам, имеющим право более чем на один стандартный налоговый вычет, предоставляется максимальный из них.

6. Проверка налоговых ставок

Налог на доходы физических лиц взимается по разным ставкам, поэтому аудитору необходимо проверить правильность применения соответствующих ставок для исчисления налога.

Налоговая ставка устанавливается в размере 13%, если иное не предусмотрено ст. 224 НК РФ.

Налоговая ставка устанавливается в размере 35% в отношении следующих доходов:

стоимости любых выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг, в части превышения размеров, указанных в п. 28 ст. 217 НКРФ;

страховых выплат по договорам добровольного страхования в части превышения размеров, указанных в п. 2 ст. 213 НК РФ;

процентных доходов по вкладам в банках в части превышения суммы, рассчитанной исходя из действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ, в течение периода, за который начислены проценты, по рублевым вкладам (за исключением срочных пенсионных вкладов, внесенных на срок не менее шести месяцев) и 9% годовых по вкладам в иностранной валюте;

суммы экономии на процентах при получении налогоплательщиками заемных (кредитных) средств в части превышения размеров, указанных в п. 2 ст. 212 НК РФ, за исключением доходов в виде материальной выгоды, полученной от экономии на процентах за пользование налогоплательщиками целевыми займами (кредитами), полученными от кредитных и иных организаций РФ и фактически израсходованными ими на новое строительство либо приобретение на территории РФ жилого дома, квартиры или доли (долей) в них, на основании документов, подтверждающих целевое использование таких средств.

Налоговая ставка устанавливается в размере 30% в отношении всех доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами РФ.

Налоговая ставка устанавливается в размере 9% в отношении доходов:

• от долевого участия в деятельности организаций, полученных в виде дивидендов;

• в виде процентам по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным до 1 января 2007 г., а также по доходам учредителей доверительного управления ипотечным покрытием, полученным на основании приобретения ипотечных сертификатов участия, выданных управляющим ипотечным покрытием до 1 января 2007 г.

7. Проверка порядка исчисления налога и сроков уплаты

Сумма налога при определении налоговой базы исчисляется как соответствующая налоговой ставке, установленной ст. 224 НК РФ, процентная доля налоговой базы.

Общая сумма налога исчисляется по итогам налогового периода применительно ко всем доходам налогоплательщика, дата получения которых относится к соответствующему налоговому периоду.

Исчисление сумм налога производится нарастающим итогом с начала налогового периода по итогам каждого месяца применительно ко всем доходам, в отношении которых применяется налоговая ставка, в размере 13%,начисленным налогоплательщику за данный период, с зачетом удержанной в предыдущие месяцы текущего налогового периода суммы налога. Сумма налога применительно к доходам, в отношении которых применяются иные налоговые ставки, исчисляется налоговым агентом отдельно по каждой сумме указанного дохода, начисленного налогоплательщику.

При проверке правильности удержания налога с дохода, полученного наличными деньгами, необходимо сличить фактически выданную сумму по кассе с лицевым счетом плательщика и налоговой карточкой. Налог на доходы, полученные безналичным путем, проверяется путем сличения фактически выданной суммы по кассе с лицевым счетом плательщика и налоговой карточкой.

При проведении аудита налогообложения необходимо проверить расчеты с работниками организации по суммам, выданным им под отчет на административно-хозяйственные и операционные расходы, а также на служебные командировки.

В соответствии с действующим законодательством организации обязаны ежегодно не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, представлять в налоговый орган по месту своей регистрации сведения о доходах физических лиц и суммах начисленных и удержанных налогов по форме, утвержденной ФНС России.

8. Проверка заполнения и представления финансовой отчетности и налоговых деклараций

Справки о доходах физического лица (ф. 2-НДФЛ) заполняется в соответствии с Приказом ФНС РФ от 17.11.2010 № ММВ-7-3/611@ "Об утверждении формы сведений о доходах физических лиц и рекомендаций по ее заполнению, формата сведений о доходах физических лиц в электронном виде, справочников" (ред. от 06.12.2011).

Сведения в электронном виде в налоговые органы ФНС России представляются в виде ХМL -файлов.

Справки представляются налоговыми агентами по каждому физическому лицу, получившему доходы от данного налогового агента, отдельно по каждой ставке налога.

Все суммовые показатели в справке отражаются в рублях и копейках через десятичную точку, за исключением сумм налога. Суммы налога исчисляются и отражаются в полных рублях. Сумма налога менее 50 копеек отбрасывается, а 50 копеек и более округляются до полного рубля.

В справке заполняются все показатели, если иное не указано в разд. III Рекомендаций.

Типичные ошибки и нарушения

налог доход проверка аудиторский

Выявленные в ходе проверки ошибки и нарушения фиксируются в рабочей документации аудиторов, и определяется их количественное влияние на показатели бухгалтерской отчетности.

Анализ аудиторской практики свидетельствует, что типичными ошибками, которые выявляются в ходе проверки расчетов с бюджетом по НДФЛ, являются следующие:

- отсутствуют: Правила внутреннего трудового распорядка организации, Положение по оплате труда, коллективный договор, трудовые договоры, положения о премировании, письменные заявления работников по установленной форме на стандартные налоговые вычеты (соответствующие документы: свидетельство о рождении ребенка - для детей в возрасте до 18 лет; справка учебного заведения - для учащихся дневной формы обучения; справка органа попечительства и надзора - для детей, опекуном которых является работник организации) и т. д.;

- ошибочные действия, допущенные при сборе и обработке данных, на основании которых рассчитывается налог;

- неверное определение налогооблагаемой базы;

- арифметические ошибки, описки и пропуски при расчете налоговой базы;

- неправильное применение налоговых станок;

- неправомерное применение налоговых вычетов;

- ошибки автоматизированной обработки информации, возникающие как при вводе информации в компьютерную программу учета, так и непосредственно при использовании программного обеспечения: при обработке, хранении и передаче данных (повторный ввод, потеря данных, неточное округление);

- несвоевременное исполнение налоговых обязательств;

- неправильное заполнение строк налоговой декларации при условии полного и правильного отражения произведенных операций в регистрах бухгалтерского учета;

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Сущность, порядок уплаты и история возникновения налога на доходы физических лиц, его экономическое обоснование и роль в пополнении бюджета. Основные этапы и предпосылки проведения аудита данного налога на предприятии, анализ и оформление результатов.

курсовая работа [44,8 K], добавлен 26.02.2014

Экономическая сущность налога на доходы физических лиц. Порядок расчета и ставки. Формы регистров налогового учета агентов. Порядок исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц в ОАО "Курский хладокомбинат". Совершенствование налогового учета.

курсовая работа [90,0 K], добавлен 26.03.2015

Налоговые ставки, применяемые для исчисления и удержания налога на доходы физических лиц. Введение учета расчетов по НДФЛ организацией - налоговым агентом, порядок предоставления отчетности. Обязанности налогового агента. Сроки уплаты удержанного налога.

контрольная работа [49,8 K], добавлен 11.11.2014

Исследование порядка исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц в Российской Федерации. Изучение теоретических основ учета расчётов по налогу на доходы физических лиц. Характеристика особенностей их отражения в бухгалтерском учете предприятия.

дипломная работа [699,6 K], добавлен 18.11.2013

Понятие и основные законодательные и нормативные документы, регулирующие начисление и уплату водного налога. Планирование аудита начисления и уплаты водного налога: составление общего плана и программы аудита. Аудиторское заключение по итогам проверки.

курсовая работа [42,7 K], добавлен 16.12.2011


Необходимость правильного формирования экономическими субъектами налоговых обязательств перед бюджетом обусловила широкое распространение на рынке аудиторских услуг налогового аудита, представляющего собой выполнение аудиторской организацией специального аудиторского задания по рассмотрению бухгалтерских и налоговых отчетов экономического субъекта с целью выражения мнения о степени их достоверности и соответствия нормам действующего законодательства. Вопрос проверки правильности исчисления и уплаты налога от доходов физических лиц является одним из наиболее актуальных для руководства и собственников организации.

Целью аудита расчетов с бюджетом по налогу на доходы физических лиц является выражение мнения аудитора о достовернос­ти сальдо по счету 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Расчеты по налогу на до­ходы физических лиц» в финансовой (бух­галтерской) отчетности, проверку законнос­ти процедур по НДФЛ.

При проведении аудита НДФЛ следует:

  • провести анализ порядка ведения ана­литического и синтетического учета расчетов по налогу;
  • оценить правильность формирования налоговой базы согласно стандартам действующего законодательства:
  • выявить правильность определения сумм, неподлежащих налогообложению по НДФЛ;
  • оценить выплаты, которые были неправомерно исключены;
  • оценить в налоговой и бухгалтерской отчетности отражение налоговых обязательств перед бюджетом;
  • проанализировать оценку своевременности и полноты уплаты в бюджет налога.

Процесс осуществления проверки правильности исчисления налога на доходы физических лиц включает анализ таких документов, как:

  • главная книга или оборотно-сальдовая ведомость;
  • регистры бухгалтерского учета по счетам 70, 68 субсчет «Расчеты по налогу на доходы физических лиц»;
  • реестры по НДФЛ;
  • ведомости по начислению заработной платы;
  • трудовые договора;
  • штатное расписание;
  • кадровые приказы;
  • приказы по определенным видам удержаний и начислений;
  • коллективный договор или положение о премировании;
  • налоговые карточки;
  • прочие документы, которые подтверждают применение нало­говых вычетов.

При аудите расчетов с бюджетом по налогу на доходы физических лиц используются такие нормативные документы, как:

  1. Гражданский кодекс РФ.
  2. Налоговый кодекс РФ (гл. 23 «Налог на доходы физических лиц», ч. II).
  3. Закон РФ от 06 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском уче­те» (с дополнениями и изменениями).

Базовыми источниками информации при осуществлении аудита НДФЛ являются те документы, на­личие которых отмечается в рабочем документе проверяющего (таблица 1) [7, с. 147-148].

Таблица 1 – Источники информации для аудита расчетов по НДФЛ

п/п

Документ

Наличие

(нет/да)

Ответственный

за ведение, инициалы

Примеча-

ние

Положение по оплате труда

Правила внутреннего трудового

Положение о премировании

Приказ (распоряжение) о приеме на

Приказ (распоряжение) о предоставлении

Личная карточка (ф. Т-2)

Табель учета использования рабочего

времени и расчета заработной платы

Расчетно-платежная ведомость (ф. Т-49)

Расчетная ведомость (ф. Т-53)

Лицевой счет (ф. Т-54)

Договоры подряда, гражданско-правовые

Регистры бухгалтерского учета

Сводные ведомости распределения

Ведомости по расчету НДФЛ

Документы, подтверждающие право на

получение льгот: справка врачебно-трудо-

вой экспертной комиссии, удостоверение участника ликвидации аварии на Черно-

быльской АЭС, книжка Героя РФ и т.п.

Справки о доходах физического лица

Налоговые карточки по учету доходов и

налога на доходы физических лиц

Справки о доходах физического лица

Проверка правильности исчисления НДФЛ осуществляется в 3 этапа.

1 этап - ознакомительный. Проверяющим рассматриваются следующие факторы: существующие объекты налогообложения; соот­ветствие применяемого предприятием порядка налогообложения нормам работающего законодательства; уровень потенциальных налоговых нарушений и обязательств. В процессе этого этапа ведется определение ключевых фак­торов, которые влияют на налоговые показатели; анализ правовых актов, которые регулируют социально-трудовые отношения; анализ документооборота и изучение функций (полномо­чий) служб, которые ответственны за исчисление и уплату налогов.

2 этап - основной. Этот этап предполагает проведение углубленной про­верки участков, на которых выявлены ошибки (недостатки): правильности определения налогооблагаемой базы по НДФЛ по видам доходов: доходов, которые получены от источников в России и за ее пределами. Также на данном этапе проводится проверка доходов, которые получены в натуральной форме; проверка доходов, которые получены в виде материальной выгоды; аудит присутствия докумен­тов, которые подтверждают право применения налоговых вычетов, в том числе стандартных, имущественных и профессиональных. Ведется аудит правильности определения налоговой базы с учетом налоговых вычетов; правильности определения доходов, которые не подлежат налогообложению; правильности применения налоговых ставок; аудит налоговой отчетности; проверка расчета налоговых последствий для предприятия в случаях некорректного применения правил налогового законодательства; проверка представления и разработки рекомендаций по совершенствованию системы внутреннего контроля правильности исчисления налога.

3 этап – заключительный. Данный этап предусматривает следующие операции:

  • процедура анализа осуществления программы аудита;
  • классификацию выявленных нарушений и ошибок;
  • обобщение итогов аудита;
  • оформление результатов налоговой проверки по НДФЛ. Все операции ведутся с использованием определенных тестов, которые утверждены внутрифирменными стандартами ауди­торской компании.

При выявлении недочетов в корреспонденции счетов по уче­ту расчетов с бюджетом по НДФЛ, проверяющий может составить следующую таблицу [5, с. 154].

Таблица 2 - Проверка правильности корреспонденции счетов по счету 68

Содержание

хозяйственной

операции

По данным ауди­руемого лица

По данным аудитора

Замечания

аудитора

Проверяющий сопоставляет данные расчетно-платежных ведомо­стей с аналитическими данными по учету расчетов с бюджетом по НДФЛ, удержанному с работников предприятия. В случае выплаты дивидендов аудитор выявляет правильность удержания налога на доходы. В итоге проверяющий дает оценку полноты и правильности заполнения налоговых карточек по учету доходов и НДФЛ

Рассмотрим более подробно порядок процедуры аудита расчетов с бюджетом по налогам на доходы физических лиц по ключевым элементам.

1. Аудит субъектов налогообложения. Налогоплательщиками налога на НДФЛ призна­ются физические лица, которые являются налоговыми резидентами РФ, а также физические лица, которые получают доходы от источников в РФ, которые не являются налоговы­ми резидентами РФ.

2. Аудит объектов налогообложения. Объектом налогообложения признается доход, который получен на­логоплательщиками:

a) от источников в РФ и (или) от источников за ее пределами, — для физических лиц, которые явля­ются налоговыми резидентами РФ;

b) от источников в РФ, — для физических лиц, которые не являются налоговыми резидентами РФ.При аудите определения налоговой базы следует помнить, что доход может быть получен такими способами, как:

3. Аудит налоговой базы. При аудите этого элемента следует руководствоваться в основную очередь ст. 210 «Налоговая база» НК РФ, а также ст. 208, 211-215.

При аудите определения налоговой базы следует помнить, что доход может быть получен такими способами, как:

  • наличными деньгами — через кассу предприятия;
  • безналичным способом — при перечислении на личные счета граж­дан;
  • в натуральном виде — ТМЦ или в форме выполненных для граждан работ (оказанных для них услуг), а также в форме социальных и ма­териальных благ, которые оказываются гражданам организацией, и в форме разницы между рыночными ценами и цена­ми реализации товаров (работ, услуг);
  • в форме материальной выгоды — по банковским вкладам или до­говорам страхования, а также по заемным средствам, которые выданы гражданам.

4. Аудит налогового периода. При проведении проверки следует учитывать, что в соответ­ствии со ст. 216 «Налоговый период» НК РФ налоговым периодом является календарный год.

5. Аудит налоговых вычетов. При аудите удержаний по НДФЛ аудитор обязан убедиться в правильности предоставления работающим соответствующего налогового вычета. Главное внимание проверяющий обязан уделить стандартным налоговым вычетам, так как они касаются основной части налогоплательщиков. Стандартные налого­вые вычеты предоставляются в размере 3000, 500, 1400, 3000, 6000 и 12000 руб. за каждый месяц налогового периода определенным категориям граждан, указанным в ст. 218 НК РФ.

6. Проверка налоговых ставок НДФЛ исчисляется по различным ставкам, поэтому проверяющему следует проверить правильность применения соответствующих ставок для взимания налога.

  1. Налоговая ставка устанавливается в размере 13%, если другое не предусмотрено ст. 224 НК РФ.
  2. Налоговая ставка устанавливается в размере 35% в отношении таких доходов, как:
  • стоимость любых призов и выигрышей, получаемых в проводи­мых играх, конкурсах и прочих мероприятиях в целях рекламы товаров (работ и услуг), в части превышения размеров, указан­ных в п. 28 ст. 217 НК РФ;
  • процентные доходы по вкладам в банках, налоговая база по которым определяется в соответствии со ст. 214.2 НК РФ и которые находятся на территории Российской Федерации
  • суммы экономии на процентах, которые превышают размеры утвержденные п. 2 ст. 212 НК РФ, при получении налогоплательщиками кредитных (заемных) средств;
  • доходы, выраженные в виде платы за использование денежных средств членов кредитного потребительского кооператива (пайщиков), а также проценты за использованные сельскохозяйственным кредитным потребительским кооперативом средства, которые привлекаются в форме займов от ассоциированных членов сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива или членов сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива. Налоговая база определяется в соответствии со ст. 214.2.1 НК РФ

7. Проверка порядка исчисления налога и сроков уплаты. Сумма налога при определении налоговой базы выплачивается как соответствующая налоговой ставке, которая установлена ст. 224 НК РФ.

Итоговая сумма налога являет собой сумму, которая получается в результате сложения сумм налога, исчисленных в соответствии с п. 1 ст. 225 НК РФ.

Общая сумма налога выявляется по итогам налогового периода применительно ко всем доходам налогоплательщика, дата получения которых относится к соответствующему налоговому периоду.

Сумма налога исчисляется в полных рублях. Сумма налога меньше 50 копеек отбрасывается, а 50 копеек и больше округляются до полно­го рубля.

В соответствии с существующим законодательством предприятия обязаны ежегодно не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, представлять в налоговый орган по месту своей регистрации данных о доходах физических лиц и суммах, которые начислены и удержаны по форме, утвержденной ФНС РФ.

Например, программа аудита может быть представлена следующим образом (таблица 3).

Таблица 3 - Программа аудита расчетов по НДФЛ

п/п

Перечень аудиторских

процедур

Рабочие документы

аудитора

Оценка организации учета расчетов по налогу на доходы физических лиц и аудит оформления первичных документов

Приказы о приеме на работу, табель учета использования рабочего времени, коллективный договор, личные карточки, перемещение, премирование, увольнение

Проверка соблюдения правильного оформления расчетно-платежных документов

Расчетно-платежные ведомости, расходные кассовые ордера, табель учета рабочего времени

Аудит правильности определения дохода для целей налогообложения по налогу на доходы физических лиц

Расчетно-платежные ведомости, личные карточки, сведения о доходах работников, подаваемые в налоговые органы

Проверка обоснованности предоставления налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц и удержаний из заработной платы

Расчетно-платежные ведомости, личные карточки, сведения о доходах работников, подаваемые в налоговые органы

Проверка при исчислении налога на доходы физических лиц правомерности применения вычетов

Личные карточки, заявления работников на предоставление вычетов

Аудит соответствия применяемых ставок налога на доходы физических лиц главе 23 НК РФ

Расчетно-платежные ведомости, личные карточки, сведения о доходах работников, подаваемые в налоговые органы

Проверка правильности отражения оборотов по счетам главной книги с аналогичными показателями синтетического учета и тождественности показателей регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности

Главная книга, журнал-ордер (сч.70 и сч.68), налоговые декларации по налогу на доходы физических лиц

В ходе аудиторской проверки расчетов с бюджетом по налогу на НДФЛ могут быть выявлены следующие типовые нарушения:

  • основанием для начисления заработной платы являются приказы о зачислении, увольнении и табель учета рабочего времени, подписанные руководителем учреждения; в приказах по личному составу отсутствуют подписи ознакомленного лица;
  • трудовые договора принимаются к учету без подписанных актов выполненных работ;
  • начисление и выплата премий проводится по списку без приказа руководителя; документы, послужившие основанием для начисления заработной платы, не гасятся штампом «Получено» или «Оплачено» с указанием даты;
  • при уходе в отпуск или увольнении не проводится расчет в записке-расчете о предоставлении отпуска (увольнении) и расчетные ведомости не подписываются исполнителем и главным бухгалтером;
  • больничные листки не нумеруются в хронологическом порядке с начала года;
  • не заполнена справка о заработной плате и сумма причитающегося пособия, лист подписи исполнителя;
  • не указывается номер расчетно-платежной ведомости, в которую больничный лист включен для начисления;
  • не ведется аналитический учет расчетов по исполнительным листам по каждому получателю с указанием фамилии, номера, даты и срока действия исполнительного лица, суммы удержаний на налоговой карточке.

Все эти нарушения приводят к неточному определению налогооблагаемой базы для расчета НДФЛ и нарушению действующего законодательства.

Характеристика предприятия.

Полное наименование: Общество с ограниченной ответственностью "Солнечногорская управляющая компания"

Форма собственности: частная собственность

Организационно-правовая форма: Общество с ограниченной ответственностью

Юридический адрес: Солнечногорск г., Обуховская ул., дом 9

Административный округ: Центральный Федеральный округ

ФИО руководителя: Ковалев Алексей Николаевич

ФИО главного бухгалтера: Зайцева Елена Викторовна

Вид экономической деятельности: строительство зданий и сооружений (код по ОКВЭД 45.2).

План и программа аудита. Типичные ошибки

Таблица 1. Оценка внутреннего контроля

Кто отвечает за налоги и сборы на проверяемом экономическом субъекте

Имеется ли утвержденная приказом учетная политика в области налогообложения

Какое подразделение отвечает за расчеты по налогам и сборам

Какие федеральные налоги должен платить проверяемый экономический субъект

Какие региональные налоги должен платить проверяемый экономический субъект

Какие местные налоги должен платить проверяемый экономический субъект

Какие сборы должен платить проверяемый экономический субъект

Когда наступает обязанность по уплате налога на доходы физических лиц

Когда исполнена обязанность по уплате налога на доходы физических лиц

Что является объектом по уплате налога на доходы физических лиц

Каков состав налоговой базы по налогу на доходы физических лиц

Каков налоговый период налога на доходы физических лиц

Каковы налоговые ставки налога на доходы физических лиц, применяемые к данному экономическому субъекту

Каков порядок исчисления налога на доходы физических лиц у проверяемого экономического субъекта

Имеется ли налоговое освобождение у проверяемого экономического субъекта

Имеется ли отсрочка у проверяемого экономического субъекта

Имеется ли рассрочка у проверяемого экономического субъекта

Имеется ли налоговый кредит у проверяемого экономического субъекта

Таблица 2. Уровень существенности для целей аудита

Отчет о прибылях и убытках (форма 2)

Общая стоимость имущества

Оборотные активы 1318

Рентабельность (убыточность) = 802/7290 = 0,11

Уровень существенности для формы 2: min 158,97 max 317,94

Уровень существенности для баланса: min 170,16 max 340,3

Округленные уровни для формы 2: min 127,176 max 254,352

для баланса: min 136,128 max 272,24

Таблица 3. Общий план аудита

Наименование аудируемого лица

ООО "Солнечногорская управляющая компания"

25 часов, 5 дней

Руководитель аудиторской группы

Состав аудиторской группы

Ф.И.О. лица, составившего документ

Дата составления документа

Ф.И.О. лица, проверившего документ

Дата проверки документа

Планируемый аудиторский риск

Планируемый уровень существенности

Планируемые виды работ

Планирование аудита: ознакомление с условиями договора, составление плана ожидаемых работ, разработка программ, сметы, договора

Аудит учредительных документов: устава, договора, свидетельства о регистрации, установление учредителей, размера уставного капитала, размера доли каждого участника, организационно-правовой формы, цели деятельности, наличия лицензий. Наличие изменений к уставу, их регистрация. Органы управления, наличие принятых решений, правильность оформления

Наличие и соответствие законодательству документов, подтверждающих право на осуществление предпринимательской деятельности

Наличие, правильность оформления и соблюдение принятой на учетный год политики

Аудит расчетов по оплате труда

Аудит расчетов взносов во внебюджетные фонды (ЕСН)

Аудит расчетов с бюджетом по налогу на доходы физических лиц

Аудит составления годовой отчетности

Оформление отчета результатов аудиторской проверки с рекомендациями

Обсуждение результатов проверки с заказчиком, подписание акта приемки-сдачи работ

Таблица 5. Программа аудита расчетов по налогу на доходы физических лиц в ООО "Солнечногорская управляющая компания"

Наименование аудируемого лица

ООО "Солнечногорская управляющая компания"

Руководитель аудиторской группы

Состав аудиторской группы

Ф.И.О. лица, составившего документ

Дата составления документа

Ф.И.О. лица, проверившего документ

Дата проверки документа

Планируемый аудиторский риск

Планируемый уровень существенности

Перечень аудиторских процедур по разделам аудита

Рабочие документы аудитора

Проверка правильности формирования налоговой базы по видам дохода и даты фактического получения доходов, в том числе: доходы от источника в Российской Федерации доходы от источников за пределами Российской Федерации

Приказ об учетной политики в целях налогообложения, регистры бухгалтерского и налогового учета, приказы о приеме на работу, приказы о предоставлении отпусков, личные карточки сотрудников

Проверка правильности определения налоговой базы и даты фактического получения доходов в натуральной форме

Приказ об учетной политики в целях налогообложения, регистры бухгалтерского и налогового учета, приказы о приеме на работу, приказы о предоставлении отпусков, личные карточки сотрудников

Проверка наличия документов, подтверждающих право применения налоговых вычетов, в том числе стандартных и профессиональных

Приказы о приеме на работу, личные карточки сотрудников, расчетные ведомости, ведомости по расчету НДФЛ, документы, подтверждающие право на предоставление льгот (специальное удостоверение инвалида, удостоверение участника ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС и т.д.)

Проверка правильности определения налоговой базы с учетом налоговых вычетов

Приказы о приеме на работу, личные карточки сотрудников, расчетные ведомости, ведомости по расчету НДФЛ, документы, подтверждающие право на предоставление льгот

Проверка правильности определения доходов, не подлежащих налогообложению

Положения по оплате труда, правила внутреннего трудового распорядка, положение о премировании, табель учета использования рабочего времени и расчета заработной платы, справки о доходах физического лица, ведомости по расчету НДФЛ

Проверка правильности применения налоговых ставок

Ведомости по расчету НДФЛ, личные карточки сотрудников, документы, подтверждающие право применения налоговых льгот

Проверка правильности исчисления, соблюдения порядка и сроков уплаты налога организацией как налоговым агентом

Ведомости по расчету НДФЛ, платежные поручения, выписки банка

Проверка заполнения и представления финансовой отчетности и налоговых деклараций

Ведомости по расчету НДФЛ, платежные поручения, выписки банка, справки о доходах физического лица, налоговые карточки по учету доходов и налога на доходы физических лиц, журналы-ордера

В ходе проведения аудита были выявлены несколько ошибок:

· Неправильное заполнение строк справки о доходах физического лица (Зайцевой Е.В.) и отсутствие подписи на документе;

· В заявлении на предоставление налоговых вычетов на содержание ребенка (от Башиной Ю.С.) неправильно указана статья НК РФ, которая регламентирует предоставление таковых вычетов, и отсутствуют дата и подпись на документе ;

· В платежном поручении №37 на оплату задолженности по НДФЛ за январь 2012 не указаны: сумма перечисляемых денежных средств и отсутствуют расчетные счета плательщика и получателя.

Анализ аудиторской практики свидетельствует, что типичными ошибками, которые выявляются в ходе проверки расчетов с бюджетом по НДФЛ являются следующие:

· отсутствуют: Правила внутреннего трудового распорядка организации, Положение по оплате труда, коллективный договор, трудовые договоры, Положение о премировании, письменные заявления работников по установленной форме на стандартные налоговые вычеты (соответствующие документы: свидетельство о рождении ребенка - для детей в возрасте 18 лет; справка учебного заведения - для учащихся дневной формы обучения; справка органа попечительства и надзора - для детей, опекуном которых является работник организации);

· ошибочные действия, допущенные при сборе и обработке данных, на основании которых рассчитывается налог;

· неверное определение налогооблагаемой базы;

· арифметические ошибки, описи и пропуски при расчете налоговой базы;

· неправильное применение налоговых ставок;

· неправомерное применение налоговых вычетов;

· ошибки автоматизированной обработки информации, возникающие как при вводе информации в компьютерную программу учета, так и непосредственно при использовании программного обеспечения: при обработке, хранении и передаче данных (повторный ввод, потеря данных, неточное округление);

· несвоевременное исполнение налоговых обязательств;

· неправильное исполнение строк налоговой декларации при условии полного и правильного отражения произведенных операций в регистрах бухгалтерского учета;

Читайте также: