Справедливость ндфл в россии

Опубликовано: 15.05.2024

Прежде всего хочу поздравить всех российских налогоплательщиков с появлением мотивировочной части постановления окружного суда по делу "Кузбассконсервмолоко". С вынесением этого постановления благополучно завершилось самое первое и потому знаковое дело о налоговой реконструкции при применении ст. 54.1 НК РФ, которое мы обсудили сразу после появления решения суда первой инстанции. В отличие от апелляционного суда кассация не стала твердить бессмысленную мантру "ах новелла-новелла, новелла-новелла. ", хотя ее постановление в мотивировочной части менее содержательно, чем решение первой инстанции, и по существу ничего нового не содержит.

Вели дело юристы даже не регионального управления, а центрального аппарата налоговой службы. Не помогло им первое и пока последнее письменное разъяснение налогового законодательства, подписанное самим министром финансов, ставшее в начале этого года предметом повышенного внимания общественности. Вряд ли поможет и жалоба в Верховный суд, если все же сподобятся подать. Надеюсь, что ФНС сделает правильные выводы и учтет их при подготовке очередного письма о применении 54.1.

Впрочем, ближе к теме. 8 июля по итогам состоявшегося ранее (23 июня) обращения к гражданам России Президент поручил Правительству к 24 июля обеспечить внесение в налоговое законодательство изменений, касающихся «установления налоговой ставки по налогу на доходы физических лиц в размере 15 процентов в отношении превышающей 5 млн. рублей в год части дохода физического лица, определив при этом виды доходов, к которым применяется указанная налоговая ставка».

К этому же сроку, согласно президентскому поручению, Правительство должно обеспечить внесение в Налоговый кодекс изменений в части «предоставления физическим лицам – налоговым резидентам Российской Федерации права уплачивать налог на доходы физических лиц в отношении доходов, полученных от источников за пределами Российской Федерации, в фиксированном размере 5 млн. рублей без декларирования таких доходов».

Специалисты и неспециалисты гадают, что бы значили эти поручения. Совсем скоро все станет понятно, потому что дата определена, скорей всего, сроком завершения весенней сессии Госдумы, а это значит, что уже на следующей неделе мы увидим, как в один из принятых в первом чтении налоговых законопроектов вносится внушительный пакет поправок ко второму чтению, позволяющий «обеспечить» выполнение высочайшего поручения. Например, в законопроект о введении люфта для УСН, который почему-то относят к помощи МСП. Так принимался антиковидный 102-ФЗ от 01.04.2020, да и многие другие законы тоже.

Погадаем и мы в эти купальные дни о том, что суждено российскому налогоплательщику.

Вызывает антирес (нет, не технический прогресс – о нем мы уже подробно так поговорили) указание Президента на то, что при введении в законодательство 15-процентной ставки надо определить виды доходов, к которым она будет применяться. Но тут мы гадать не будем, лучше просто помечтаем.

Как известно, страховыми взносами облагаются выплаты, связанные с оплатой труда работников, а также доходы индивидуальных предпринимателей и лиц, занимающихся частной практикой, от их деятельности. Обложение таких выплат и доходов страховыми взносами в совокупности с обложением этих же сумм налогом на доходы физических лиц создает чрезвычайно высокую налоговую нагрузку: чтобы работодателю выдать сотруднику 100 рублей на руки, 50 рублей налогами надо отдать государству.

А что, если повышенная ставка будет применяться только к «нетрудовым» доходам – таким как дивиденды, проценты по вкладам и тому подобные доходы с капитала? То есть к таким доходам, которые у источника выплаты или их получателя не облагаются помимо НДФЛ еще и страховыми взносами. Если так, то это многое меняет, господа!

КИКи в поручении не упоминаются, налоговая индульгенция по цене 5 млн руб. годовых обещана российским налоговым резидентам – физлицам в отношении доходов, полученных от источников за рубежом, причем без необходимости декларировать такие доходы. По всей видимости, это "спецрежим" для тех, кто имеет доходные активы и/или развивает бизнес за рубежом. Дотянуться до этих доходов государство по-прежнему не может: ни контроль КИКов, ни обмен информацией не помогают, издержки слишком велики, а процедуры утомительны.

Те, кто с помощью офшорных схем снижает нагрузку на дивиденды от российских предприятий, заплатит 15% сразу при выплате на Кипр и другие подобные транзитные юрисдикции. Ну а для тех, кто благоразумно выбрал более респектабельную юрисдикцию, остается призрак фактического получателя доходов.

Вроде все логично и красиво. И даже оригинально: в Англии, Италии и так далее есть что-то подобное для нерезидентов (статус non domicile), а у нас придумали то же для резидентов делать.

Все хорошо, если бы не одно но: чаще всего активы за рубежом приобретены на выведенные из России без уплаты (или почти без уплаты) налогов капиталы. Вот вам и еще одна амнистия от государства!

А если не выводили через офшоры, пытаясь доморощенными способами экономить, например, дробя бизнес, а потом вложили сэкономленное здесь же в производство, никаких поблажек. Почему? «Потому что можем взять».

По мнению Президента, заменив сложную отчетность по КИКам твердым разовым платежом, "мы дадим стимул к развитию современного, ответственного бизнеса, причем именно в российской юрисдикции". То есть заплатил государству такую своего рода пошлину и можешь считать, что ведешь бизнес в российской юрисдикции, то есть под защитой российского государства? Интересные времена наступают.

С другой стороны, если граждане на улицах маски все равно не носят, лучше отменить городской маскарад, чтоб не подрывать авторитет власти, уж какой есть.

Контур.Бухгалтерия — 14 дней бесплатно!

Кадровый учет и отчеты по сотрудникам, зарплата, пособия, командировочные и удержания в удобном бухгалтерском веб-сервисе
Попробовать

С заработной платы сотрудников платится прямой налог на доходы физических лиц (НДФЛ). Работодатели становятся налоговыми агентами и удерживают подоходный налог с зарплаты, направляя деньги в федеральный бюджет. Расскажем о правилах расчета и перечисления налога, льготах и налоговых вычетах.

С каких доходов платится налог

Платите налоги, взносы в несколько кликов в сервисе Контур.Бухгалтерия! Получить бесплатный доступ на 14 дней

Налог платится не только с зарплаты. В налогооблагаемую базу попадают все поощрения, премии и другие дополнительные выплаты, в том числе материальная выгода и доходы, которые работник получил в натуральной форме. Налог рассчитывается так:

  • суммируем все доходы сотрудника;
  • вычитаем из этой суммы официальные расходы;
  • с полученного остатка взимаем налог 13, 15 или 30 %.

От НДФЛ освобождаются некоторые виды доходов, которые перечислены в ст. 217 НК РФ. Это государственные пособия (кроме пособия по безработице), пенсии, вознаграждения донорам, полученные алименты, суммы единовременной помощи и другие выплаты. С 2021 года этот список пополнился компенсациями, отдельно выделена компенсация проезда в отпуск и обратно для работников из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

Процентная ставка подоходного налога в 2021 году



Ставка налога зависит от статуса налогоплательщика: является работник резидентом или нет. Резидентом признается тот, кто более 183 дней легально находится в России и не выезжает за ее пределы в течение этого срока. В 2021 году действовало осбое правило — статус резидента получали и те, кто провел в России от 90 до 182 дней. Иначе налогоплательщик признается нерезидентом. Будьте внимательны: в течение года статус вашего сотрудника может меняться.

Стандартная налоговая ставка для резидентов составляет 13 %, для нерезидентов — 30 %.

Дополнительно ставки налога варьируются в зависимости от вида полученного дохода. Так, зарплата облагается по ставке 13 %, а доход от экономии на процентах или победы в конкурсе (на сумму приза свыше 4 000 рублей) — по ставке 35 %.

Также с 1 января 2021 года появилась новая ставка по НДФЛ — 15 %. Ей облагаются доходы резидентов и нерезидентов, которые превысили 5 млн рублей. То есть часть дохода в пределах 5 млн рублей облагается по ставке 13 % (650 000 рублей), а далее по ставке 15 %.

Повышенная ставка не применяется к доходам резидентов:

  • от продажи любого личного имущества (кроме ценных бумаг);
  • в виде стоимости имущества (кроме ценных бумаг), полученного в подарок;
  • в виде страховых выплат по договорам страхования и пенсионного обеспечения.

Что такое НДФЛ?

НДФЛ — это налог на доходы физических лиц. Именно так расшифровывается данная аббревиатура. На текущий момент этот налог считается главным типом прямых налогов. Им облагаются люди, получающие доходы на территории Российской Федерации или находящиеся за ее пределами от российских источников.

В соответствии с Налоговым Кодексом РФ налогоплательщиками НДФЛ являются:

1. Граждане, пребывающие на территории РФ более 183 дней на протяжении последующих 12 месяцев.

2. Лица, получающие доход на территории РФ при любом их местонахождении.

Признание физического лица налогоплательщиком осуществляется не в рамках календарного года, а на протяжении 183 дней с момента прибытия в страну. А наличие гражданства РФ не является обязательным условием для уплаты НДФЛ.

Стоит отметить, что краткосрочные выезды за границу РФ до 6 месяцев не останавливают период его пребывания в России. Среди них:

  • Военная служба за рубежом.
  • Образовательная деятельность.
  • Командировки.
  • Отпуска.
  • И другие.

В качестве подтверждения о сроках пребывания на территории России могут выступать:

  • Сведения о постоянной или временной регистрации по месту проживания.
  • Отметки в паспорте о пересечении государственной границы.
  • Данные табелей учета рабочего времени.
  • Миграционная карта.

Налоговые вычеты

Перед расчетом налога нужно вычесть из суммы доходов налоговые вычеты — льготы, которые предоставляются работникам. Вычеты положены работникам, которые купили квартиру, потратили деньги на обучение или лечение, а также гражданам с детьми и участникам боевых действий. Среди самых популярных вычетов:

  • 1400 рублей — стандартный налоговый вычет на первого и второго ребенка и 3000 рублей на третьего и каждого последующего (подробнее о вычетах на детей читайте здесь);
  • 500 рублей — стандартный вычет для героев СССР и РФ, участникам ВОВ, блокадникам, инвалидам с детства и инвалидам 1 и 2 группы, а также некоторым другим категориям граждан (если у работника есть право на несколько стандартных вычетов, он может использовать только один, суммировать можно только вычеты на детей);
  • имущественный вычет покупателю жилья на территории РФ предоставляется на основании заявления, налоговой декларации и документов, которые подтверждают покупку или уплату процентов по ипотеке. Его можно получить один раз в жизни, а сумма ограничена фактическими затратами или 2 млн рублей при единовременной покупке/строительстве имущества и 3 млн рублей при ипотеке (подробнее см. ст. 220 НК РФ);
  • социальный вычет по расходам на обучение или лечение взрослого или ребенка, а также по некоторым другим расходам предоставляется на основании заявления и документов, подтверждающих расходы (подробнее см. ст. 219 НК РФ);
  • профессиональные налоговые вычеты получают предприниматели, адвокаты, нотариусы при подтверждении расходов в их предпринимательской или адвокатской деятельности (подробнее см. ст. 221 НК РФ).

Пример. Зарплата сотрудника — 50 000 рублей. Он отец трех несовершеннолетних детей. На первых двух вычет составит 1400 + 1400 = 2800 рублей, на третьего еще 3000 рублей, итого 5800 рублей.

База для исчисления налога составит: 50 000 — 5 800 = 44 200 рублей. С этой суммы необходимо посчитать НДФЛ и перечислить в бюджет.

Кто обязан подавать декларацию 3-НДФЛ

Это должны делать:

  • физические лица из числа ИП (пп. 1 п. 1 ст. 227 НК РФ);
  • практикующие нотариусы и адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также иные лица, осуществляющие частную практику (пп. 2 п. 1 ст. 227 НК РФ);
  • лица, получившие доход от физических лиц или организаций (не являющимися налоговыми агентами) по договору найма, трудовому договору и по договору гражданско-правового характера, включая договор аренды любого имущества (пп. 1 п. 1 ст. 228 НК РФ).
  • лица, получившие доходы от продажи имущества, находившегося в собственности менее минимального срока владения, а также от реализации имущественных прав (переуступка права требования) (пп. 2 п. 1 ст. 228 НК РФ);
  • лица, являющиеся резидентами и получившие доход от источников за пределами РФ (пп. 3 п. 1 ст. 228 НК РФ);
  • лица, получившие иные доходы, которые не удержал налоговый агент (пп. 4. п. 1 ст. 228 НК РФ);
  • лица, получившие выигрыш в лотерею, в азартных играх в сумме до 15 000 руб. (пп. 5 п. 1 ст. 228 НК РФ).

Полный перечень лиц, обязанных представить налоговую декларацию, приведен в статьях 227 и 228 НК РФ.

Расчет и удержание подоходного налога с зарплаты

Платите налоги, взносы в несколько кликов в сервисе Контур.Бухгалтерия! Получить бесплатный доступ на 14 дней

Обязанность работодателя — рассчитать, удержать и уплатить налог в бюджет. Порядок действий прописан в ст. 226 НК РФ.

Исчисление налога происходит ежемесячно нарастающим итогом, с зачетом удержанных ранее сумм. Последний день месяца считается днем получения зарплаты (неважно, рабочий это день, выходной или праздничный). В обычном и самом простом случае НДФЛ удерживают один раз в месяц при расчете зарплаты в последний день месяца. Работодатель удерживает рассчитанный налог, только после этого из зарплаты вычитаются другие удержания — алименты, погашение кредита и пр.

Если сумма вычетов превышает налогооблагаемую базу в этом месяце, то по расчетам нарастающим итогом с начала года НДФЛ в месяце может быть нулевым или отрицательным. Тогда излишне удержанный налог можно зачесть в следующем месяце или вернуть работнику по его заявлению. Перенос стандартных и социальных вычетов с одного месяца на другой возможен только в пределах календарного года. А вот излишек имущественных вычетов переносится на новый год, и тогда работник должен написать новое уведомление о праве на вычет.

Перечисление налога

Платите налоги, взносы в несколько кликов в сервисе Контур.Бухгалтерия! Получить бесплатный доступ на 14 дней

Подоходный налог перечисляют в бюджет в следующие сроки:

  • если организация выплачивает зарплату наличными — перечисляем налог в день получения денег в банке;
  • если организация выплачивает зарплату безналично — перечисляем налог в день перевода средств на карты сотрудников;
  • если организация выплачивает зарплату из других источников (например, из выручки, не снимая деньги с банковского счета) — перечисляем налог на следующий день после выдачи дохода;
  • если организация перечисляет материальную выгоду и доходы в натуральной форме — перечисляем налог на следующий день после его удержания.

Иногда подоходный налог в течение месяца перечисляется несколькими платежами из-за разных типов выплат. Удержанный подоходный налог перечисляют по реквизитам той налоговой службы, где организация состоит на учете. Обособленные подразделения перечисляют НДФЛ по реквизитам налоговой, в которой они зарегистрированы.

Граждане, которые платят НДФЛ самостоятельно на основании декларации 3-НДФЛ, перечисляют налог не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Для чего нужен НДФЛ?

Как и большинство налогов, уплачиваемых населением страны, денежные средства от доходов каждого человека направляются в федеральный бюджет. В последующем они рассредоточиваются по различным социальным нуждам и направлениям. Среди них:

  • Охрана экологии и окружающей среды.
  • Содержание дорожно-транспортной сети.
  • Общественный порядок, безопасность и национальная оборона.
  • Здравоохранение, физическая культура и спорт.
  • Развитие и содержание жилищного хозяйства.
  • Развитие науки, образования, организация учебного процесса в государственных учреждениях.
  • И множество других сфер.

Штрафы за нарушения по НДФЛ

Действия работодателя должны соответствовать требованиям закона и укладываться в заявленные временные рамки, иначе не избежать штрафов и пеней:

  • если работодатель не удержал или не перечислил подоходный налог без законных оснований, его ждет штраф — 20% от суммы неперечисленного налога;
  • при уклонении от уплаты НДФЛ в крупных размерах нарушителю может грозить штраф в 100-300 тысяч рублей или штраф в размере зарплаты за 1-2 года, лишение права занимать определенные должности на 3 года и даже арест на 6 месяцев или лишение свободы на срок до 2 лет.

Рассчитывайте НДФЛ автоматически и перечисляйте налог с помощью веб-сервиса Контур.Бухгалтерия. Здесь вы можете легко вести учет, начислять зарплату, формировать и отправлять отчетность, а еще пользоваться поддержкой наших экспертов. Первый месяц работы в сервисе — бесплатен.

В каких случаях не надо сдавать декларацию 3-НДФЛ

От налога на доходы и обязанности подавать налоговую декларацию полностью освобождены граждане, которые продали объект недвижимости (квартиру, дом, комнату, землю), находящемся в собственности более минимального срока.

С 1 января 2021 года изменились условия освобождения от уплаты НДФЛ при продаже недвижимости. Минимальный срок владения имуществом сократили с 5-ти до 3-х лет, если объект недвижимости (комната, квартира, жилой дом или доля в указанном имуществе) является единственным жилым помещением, находящимся в собственности налогоплательщика (включая совместную собственность супругов). При этом не учитывается жилье, которое приобрели в течение 90 календарных дней до даты государственной регистрации перехода к покупателю права собственности на проданное жилое помещение от налогоплательщика (Федеральный закон от 26.07.2019 № 210-ФЗ).

До 2021 года минимальный срок владения недвижимостью составлял 3 года, но Федеральный закон от 29.11.2014 № 382-ФЗ ввел ст. 217.1 НК РФ, которая повысила этот срок с 3-х до 5-ти лет для имущества, которое было приобретено после 1 января 2021 года.

Трехлетний минимальный предельный срок владения объектом недвижимости был сохранен только для случаев, если право собственности на продаваемый объект недвижимости получено:

  • в порядке наследования или по договору дарения от физического лица, признаваемого членом семьи или близким родственником;
  • в результате приватизации;
  • в результате передачи имущества по договору пожизненного содержания с иждивением.

С 1 января 2021 года к этим условиям добавилась продажа единственного объекта недвижимости (комнаты, квартиры, жилого дома). Во всех остальных случаях минимальный срок владения недвижимостью составит 5 лет.

После продажи имущества налоговые органы в следующем году пришлют вам уведомление о необходимости сдать декларацию 3-НДФЛ, независимо от срока владения квартирой. Дело в том, что налоговый орган видит только дату отчуждения имущества без подробных нюансов сделки, он обязан предупредить вас о возможной необходимости подачи декларации.

Сделать это можно через личный кабинет налогоплательщика на сайте налоговой.

Полный текст:

  • Аннотация
  • Об авторе
  • Список литературы
  • Cited By

Аннотация

оссийской Федерации с 2021 г. было объявлено Президентом Российской Федерации В. В. Путиным в ходе обращения к гражданам 23 июня 2020 г. Вопрос о возвращении к прогрессивному налогообложению поднимался в научном сообществе неоднократно, и одним из аргументов в его пользу было представление о прогрессивном налогообложении как о более справедливом, нежели пропорциональное. Вместе с тем, как следует из слов В. В. Путина, главной целью введения налоговой прогрессии является изыскание средств на финансирование определенных проектов, но не достижение справедливости. Однако поставленная Президентом задача не исключает необходимости исследовать вопрос справедливости прогрессивного налогообложения и научного обоснования предлагаемых изменений, что делает выбранную тему актуальной.

В статье рассматривается сущность «справедливого налогообложения» на основании теорий справедливости Джона Ролза и Амартии Сена и принципов налогообложения. Анализируется на предмет налоговой справедливости Федеральный закон от 23.11.2020 № 372-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части налогообложения доходов физических лиц, превышающих 5 млн руб. за налоговый период», предполагающий введение комбинированной налоговой ставки к доходам, превышающим 5 млн руб. в год, а также исследуется вопрос о перспективах дальнейшего изменения налогообложения доходов физических лиц в Российской Федерации с точки зрения достижения справедливости. Методологическая база исследования основана на принципах диалектического подхода. Применялись общенаучные методы познания: анализ, синтез, обобщение, индукция.

На основании принципов налогообложения и нескольких подходов к трактовке справедливости заключено, что прогрессивное налогообложение более справедливо, чем действовавшее по 2020 г. включительно пропорциональное. Сформулированы и обоснованы предложения по изменениям в НК РФ, направленные на усиление справедливости налогообложения: интенсификация прогрессивности налогообложения (с учетом поправок, вступающих в силу с 1 января 2021 г.) и введение не облагаемого налогом на доходы физических лиц «минимального дохода».

Ключевые слова

Об авторе

Юлгушева Лилия Шамилевна, кандидат экономических наук, старший консультант

Мясницкая ул., д. 48, пом. 1, г. Москва, 07078

Список литературы

1. Аристотель. Этика. — М., 2010. — 496 с.

2. Вехи экономической мысли. Т. 4 : Экономика благосостояния и общественный выбор / сост. и общ. ред. А. П. Заостровцева. — СПб., 2004. — 560 с.

3. Винницкий И. Е. Роль справедливости и законности в обеспечении целостности и устойчивости системы принципов права // История государства и права. — 2011. — № 13. — С. 14–17.

4. Глуховский Я. Ю. Принцип справедливости в налогообложении: прошлое и настоящее // Современные проблемы теории налогового права (The modern problems of tax law theory) : материалы Международной научной конференции. Воронеж, 4–6 сентября 2007 г. / под ред. М. В. Карасевой. — Воронеж : ВГУ, 2007. — 504 с.

5. Демин А. В. О соразмерности налогообложения // СПС «КонсультантПлюс».

6. Еременко Е. А. Концепция справедливости в налогообложении и ее влияние на совершенствование национальной налоговой системы : дис. . канд. экон. наук : 08.00.10. — М., 2017. — 162 с.

7. Кашин В. А. О налогообложении доходов граждан // Финансы. — 2012. — № 8.

8. Князев Ю. К. Справедливость и экономика // Общество и экономика. — 2012. — № 1.

9. Краснова И. А. Флорентийское общество во второй половине XIII — XIV в.: гранды и пополаны, «добрые» купцы и рыцари. — М. ; СПб. : Центр гуманитарных инициатив, 2018. — 494 с.

10. Кучеров И. И. Справедливость налогообложения и ее составляющие (правовой аспект) // Финансовое право. — 2009. — № 4. — С. 24–28.

11. Манушин Д. В. Уточнение сути налогового противоречия и меры по его ослаблению в условиях кризиса: борьба с теневой экономикой и переход на справедливые правила налогообложения // Международный бухгалтерский учет. — 2018. — № 1–2. — С. 103–120.

12. Мониторинг социально-экономического положения и социального самочувствия населения. Апрель 2020 / под ред. Л. Н. Овчаровой. — М. : НИУ ВШЭ, 2020.

13. Муромцев С. А. Определение и основное разделение права. — М. : Тип. А. И. Мамонтова и Ко, 1879. — 240 с.

14. Напсо М. Б. Налоговые новации в контексте реализации принципов налогообложения // Современное право. — 2020. — № 4. — С. 67–73.

15. Ожегов С. И. Словарь русского языка. — Изд. 18-е, стер. / под ред. члена-корреспондента АН СССР Н. Ю. Шведовой. — М. : Русский язык, 1986. — 797 с.

16. Пепеляев С. Г. Подоходный налог — принципы и структура. — М. : Аудиторская фирма «Контакт», 1993.

17. Печерская Н. В. Современный дискурс справедливости: Джон Ролз или Майкл Уолзер? // Общественные науки и современность. — 2001. — № 2. — С. 77–88.

18. Платон. Государство. — М., 2016. — 448 с.

19. Рол Д. Теория справедливости / науч. ред. В. В. Целищев ; пер. с анг. В. В. Целищева при участии В. Н. Карповича и А. А. Шевченко. — Новосибирск : Изд-во Новосибирского университета, 1995. — 534 с.

20. Свирщевский А. Подоходный налог. — М. : Тип. А. И. Мамонтова и Ко, 1886. — 257 с.

21. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. — М., 1935. — Т. 2. — 684 с.

22. Соколов А. А. Теория налогов. — М., 2003. — 506 с.

23. Химичева Н. И., Беликов Е. Г. Принцип справедливости в правовом регулировании налогообложения доходов физических лиц // Налоги. — 2016. — № 2. — С. 45–48.

24. Чиркин В. Е. Социальная справедливость как фактор устойчивого развития общества (конституционные вопросы) // Актуальные проблемы экономики и права. — 2017. — Т. 11. — № 1. — С. 89–97.

Почему России пора всерьез задуматься о прогрессивном налогообложении.

В конце 2020 года желающие смогут в числе прочего отметить 20-летие действия плоской шкалы НДФЛ. Все эти годы в обществе, СМИ и властных коридорах с разной степенью интенсивности, но с завидной регулярностью (с традиционным обострением в виде законопроектов авторства парламентской оппозиции перед выборами в Госдуму) обсуждается идея введения (возврата) прогрессивной шкалы НДФЛ.

Не стал исключением и едва начавшийся 2020 год. Только в феврале тема сначала прозвучала в интервью министра финансов, предложившего вернуться к разговору в 2024 году, а затем из уст руководителя аналитического управления ФНС, повторившего в сопровождении расчетов привычный перечень аргументов "против" (мол, плоская шкала легко администрируется, прогрессия предоставит несправедливые преимущества "теневому" сектору, а выпадающие из-за нулевой ставки на низкие доходы бюджета дополнительные сборы повышенной ставкой с высоких доходов компенсировать не удастся).

Казалось бы, эта песня уже слегка поднадоела. Но на самом деле еще в начале января мы были как никогда близки к введению прогрессивного НДФЛ в параметрах "1 или 1,5 необлагаемых МРОТ/мес." и "16 % или даже 18% НДФЛ на доходы сверх необлагаемого минимума". Эти меры всерьез рассматривались в рамках подготовки текста послания президента Федеральному собранию. А раз так, давайте в очередной раз обсудим тему во всем многообразии не вполне очевидных фактов и реальных аргументов "за" и "против".

Четыре вопроса про прогрессивную ставку

Начнем с оценки заявленных выше аргументов. Тезис о том, что плоская шкала легко администрируется, был хорош в начале века, но сегодня слабо вяжется с имиджем технологически совершенной налоговой службы, неоднократно заверявшей, что в состоянии проадминистрировать любую самую изысканную шкалу НДФЛ.

При этом не менее 20 млн россиян действительно получают зарплаты и прочие трудовые или предпринимательские доходы в тени, не отягощенные НДФЛ и взносами во внебюджетные фонды, и введение прогрессивной шкалы лишь увеличит разрыв в налоговой нагрузке между ними и их работодателями/клиентами, с одной стороны, и легальным сектором экономики, с другой.

Наконец, третий тезис является производной от конкретной шкалы и в качестве самостоятельного аргумента рассматриваться не может.

Впрочем, это лишь начало дискуссии. Для того чтобы составить свое мнение о целесообразности прогрессивной шкалы НДФЛ, неплохо обсудить как минимум еще четыре вопроса.

Первый — о справедливости и эффективности прогрессивной шкалы, а заодно — о том, чье именно мнение о ней следует спрашивать.

Второй — о том, а нет ли у нас по факту прогрессивного налогообложения доходов уже сейчас.

Третий — об экономических последствиях изменения налоговой нагрузки на доходы.

И четвертый — о роли НДФЛ в бюджетной системе и о влиянии введения прогрессивной шкалы на положение разных субъектов Федерации.

Прогрессивная шкала эффективна

С первым вопросом все предельно просто. Если считать налоги платой за производимые государством общественные блага, ценой общественного договора, становится очевидным, что даже плоская шкала (не говоря о прогрессивной) обложения доходов не имеет ничего общего со справедливостью, — понятно, что, чем ниже уровень доходов, тем в среднем выше в абсолютном выражении потребление общественных благ (будь то государственный детский сад или дотируемый из бюджета проезд на общественном транспорте, не говоря о мерах социальной поддержки и проч.).

Что не отменяет тезиса об эффективности прогрессивной шкалы — как из банального соображения о том, что не стоит гонять деньги туда-обратно сначала в виде налога со, скажем, первых 10–15 тыс. руб./ мес., а затем — в виде дотаций и проч. На более сложном уровне мало кто из экономистов будет спорить с тезисом о том, что умеренное сокращение разрыва доходов в обществе (в том числе за счет перехода к прогрессивной шкале НДФЛ) напрямую коррелирует со способностью экономики и ее человеческого капитала к более высоким темпам экономического роста.

А потому введение умеренной прогрессии в отношении реально высоких доходов (напр., свыше 500 тыс. руб./ мес., например, по ставке в 15–17 % представляется вполне разумным. Только вот обсуждать его нужно не со всем обществом в целом (которое завсегда одобрит повышенное обложение доходов наиболее состоятельной части своих соотечественников), а как раз с теми, кто эти дополнительные 2–4 % будет платить. А если еще и найти способ в дальнейшем говорить им спасибо за повышенные налоговые обязательства, наше движение в нормальном направлении развития человечества может оказаться куда более успешным, чем ранее.

Ответ на второй вопрос находится в категории "удивительное рядом". Желающие разобраться в нем самостоятельно могут изучить смежный по отношению к НДФЛ вопрос исчисления взносов в три внебюджетных фонда (ПФР, ФОМС и ФСС), которые взимаются в общем случае с работодателя с фонда оплаты труда.

Нам же для целей настоящей статьи достаточно констатировать, что изначально задуманная как страховая по своей природе система финансирования фондов эволюционировала таким образом, что страховым можно условно считать объем взносов с первых, скажем условно, 100 тыс. руб. трудовых доходов в мес. по совокупной ставке в 30 %, в то время как дополнительная (с 2012 г. для ПФР и с 2015 г. в ФОМС) нагрузка в размере 15,1 % является ничем иным по своей природе, как подоходным налогом (ибо никак не влияет ни на размер пенсии, ни на объем и цену помощи по полису ОМС).

А потому прогрессивная шкала обложения доходов (правда, только трудовых доходов) у нас уже давно действует, доходя примерно до 24 % c доходов выше условно 100 тыс. руб./мес.

Но есть и риски

Следующий вопрос следует анализировать, имея в виду следующее. Структура экономики такова, что ⅔ ее контролируется государством. А потому любое увеличение налоговой нагрузки на ФОТ (будь то в виде роста НДФЛ или роста взносов в фонды — что есть сообщающиеся сосуды), которое распределится между работником и работодателем, во второй своей части приведет:

в бюджетной сфере — к отнесению нагрузки на источник финансирования, а именно — на расходы бюджета;

в компаниях с госучастием — к уменьшению дивидендов в пользу бюджета;

в естественных монополиях — к увеличению тарифов;

в сжимающемся частном секторе — к нагрузке на прибыль предпринимателя с сокращением и без того не блестящих ресурсов для реинвестирования.

Ну и, конечно, одновременно не стоит забывать, что рост нагрузки на ФОТ никак не будет способствовать выводу из тени доходов тех самых минимум 20 млн россиян, упомянутых выше.

И, наконец, последнее.

НДФЛ — первый или второй по значимости в зависимости от субъекта источник доходов региональных бюджетов. Прогрессивная шкала — это не только (и не столько) высокие ставки на высокие доходы, но прежде всего — низкие или нулевые ставки на низкие доходы. Так вот, в приводившихся выше параметрах условный (сверхдотационный) Дагестан потеряет порядка 30 % своих доходов от НДФЛ, условная Ульяновская область (просто дотационная) — порядка 5 %, условный Пермский край (слегка профицитный в последнее время усилиями ставшего впоследствии федеральном министром губернатора) — порядка 2 %.

А сверхпрофицитная Москва не потеряет ничего, только приобретет.

Значит, вводя прогрессивную шкалу, нужно одновременно продумывать еще и сверхсложный механизм не только компенсации потерь потерпевшим субъектам (это как раз несложно, было бы из чего), но и изъятия "излишков" у выигравших, которые, по мнению большей части страны (да и федералов), и без того зажрались. Как показал опыт последней подковерной дискуссии (в рамках которой превышение ставки над исходными 13 % предполагалось направлять в федеральный бюджет и затем перераспределять), задача оказалась непосильной.

Что надо сделать?

Резюмируя сказанное, можно предположить, что прогрессивный НДФЛ у нас рано или поздно появится. Но, чтобы сделать этот шаг разумным и эффективным, начать стоит вовсе не с него, а с ряда куда более простых вещей.

Для начала привести в соответствие со временем и технологическими возможностями налогового администратора процедуры получения налоговых вычетов по НДФЛ на образование и медицину, которыми сейчас пользуются не более 5 % имеющих на это право налогоплательщиков, потому что это процедура, заставляющая нас предоставлять для обоснования этого права государству информацию (о расходе, о получателе платежа и его праве на занятие такой деятельностью, о родственных связях — в случае понесения расхода за родственников), которая у него и так имеется в полном объеме (от родственных связей до учета расходов и лицензий на медицинскую и образовательную деятельность).

В идеале в конце года налогоплательщик вместе с формой 2-НДФЛ должен получать сводку доступных к вычету расходов и возможность одним действием реализовать свое право на вычет. При этом сам размер вычета (сейчас 50 тыс. руб. и 120 тыс. руб. в год по большинству расходов) следует значительно поднять (бюджетный профицит в помощь), а в долгосрочной перспективе право на вычет можно ограничить кругом налогоплательщиков с доходами не выше определенного минимума (как сейчас сделано по стандартному налоговому вычету на детей).

Далее снизить нагрузку на ФОТ примерно до 20 %, сохранив и усилив при этом страховой характер взносов (то есть ограничив базу первыми, предположим, 100 000 руб. ФОТ в мес.) и признав оставшуюся часть этих взносов (ту, с которой сейчас берется солидарная 10 %-ная ставка тарифа в ПФР и в полном объеме тариф в ФОМС) налогом на доходы.

Снижение должно привести к дальнейшей легализации теневых доходов — хотя одним снижением (и выравниванием нагрузки со стоимостью обнала) дело не решишь, снижение уровня социальных гарантий для уклонистов тоже должно появиться на повестке. До тех пор, пока, к примеру, за "теневых" сотрудников (примерно 17 млн чел по стране) взносы в ФОМС будут платить региональные бюджеты (а значит, их законопослушные соседи), и это никак не будет отражаться на объеме покрытия по ОМС, стимулы оставаться в тени сохранятся.

И закончить — спокойным обсуждением крайне умеренного роста ставки НДФЛ на реально высокие доходы (от 6 или даже 12 млн руб./год) с той категорией населения, которая эти доходы получает. В формате, например, глубоких социологических исследований. Уверен, что при разумной постановке государством вопроса эта категория налогоплательщиков спокойно и добровольно примет на себя повышенные налоговые обязательства из тех самых "солидарных" соображений, которые у нас так привыкли навязывать в ультимативном порядке.

С 2021 года в России появится прогрессивная шкала налогообложения доходов. Это значит, что с ростом дохода будет увеличиваться ставка НДФЛ. При доходах более 5 000 000 Р в год она составит 15% с суммы превышения. Новая ставка коснется не всех доходов, есть исключения. А для 2021 и 2022 годов действуют переходные правила.

Вот кому придется платить больше и куда должны пойти эти деньги.

Для какого налога повышается ставка

Ставка повышается для налога на доходы физических лиц, НДФЛ. Это тот налог, что удерживают из зарплаты, платят при продаже имущества и возвращают с помощью вычетов.

Обычная ставка для НДФЛ — 13%. Это для большинства доходов резидентов. Налог с материальной выгоды или призов может составить 35%, с процентов по облигациям с ипотечным покрытием — 9%. А нерезиденты платят НДФЛ по ставке 15% с дивидендов, 30% — с других доходов и 13% — в некоторых случаях, например если они граждане ЕАЭС или высококвалифицированные специалисты.

Повышение ставки касается того НДФЛ, что начисляется по ставке 13% с обычных доходов, например зарплат или подработок на общей системе.

Каких доходов касается повышение ставки

В налоговом кодексе появилось новое понятие: совокупность налоговых баз. Это те виды доходов, что учитываются при расчете превышения. В общем порядке пороговое значение в 5 000 000 Р применяется именно к совокупности налоговых баз, а не к каждому доходу отдельно. Но в 2021 и 2022 годах применяется особое правило.

Для резидентов в совокупность налоговых баз войдут такие доходы:

  1. Основная налоговая база — например зарплата и вознаграждение по гражданско-правовым договорам, а также доход ИП на ОСНО.
  2. От долевого участия, в том числе в виде дивидендов иностранной организации, которые признаны в декларации.
  3. В виде выигрышей в азартных играх и лотереях.
  4. По операциям с ценными бумагами и производными финансовыми инструментами.
  5. По операциям РЕПО, предметом которых являются ценные бумаги.
  6. По операциям займа ценных бумаг.
  7. По операциям с ценными бумагами и производными финансовыми инструментами, которые учитываются на ИИС.
  8. Полученные участниками инвестиционного товарищества.
  9. В виде сумм прибыли контролируемой иностранной компании.

Перечень доходов для нерезидентов содержится в п. 2.2 ст. 210 НК РФ в редакции 2021 года. В отличие от резидентов, в их доходах будет учитываться продажа имущества и подарки.

Считать эти базы нужно отдельно.

Как считать НДФЛ по новым правилам

С 2021 года к одним и тем же доходам нужно применять две ставки НДФЛ:

  1. если доход за год меньше или равен 5 000 000 Р — 13%;
  2. если доход больше 5 000 000 Р за год — 650 000 Р плюс 15% с суммы превышения.

То есть повышение ставки касается не всей суммы дохода, а только превышения.

А если доход за год меньше 5 000 000 Р , то вообще ничего не меняется. Под действие закона попадут только те, кто зарабатывает больше 417 тысяч в месяц. В России таких людей совсем немного: по разным оценкам, около 1%. Хотя было бы здорово, если бы больше россиян зарабатывали такие суммы — и тогда пусть даже их коснулось бы повышение ставки.

Например, Егор зарабатывает 80 000 Р в месяц. В год — 960 000 Р . Повышение ставки его не касается.

Анна зарабатывает 250 000 Р . Ее доход за год — 3 000 000 Р . Ставка НДФЛ для Анны составит 13%, как обычно.

Виктор зарабатывает 430 000 Р в месяц. Это 5 160 000 Р в год. Его доход превышает 5 млн, поэтому НДФЛ надо считать так: 650 000 Р + (5 160 000 Р − 5 000 000 Р ) × 15% = 674 000 Р .

Без повышения ставки Виктор заплатил бы 670 800 Р , то есть повышение НДФЛ при зарплате 430 000 Р в месяц составит 3200 Р за год, или 267 Р в месяц.

В 2021 и 2022 годах для расчета превышения налоговыми агентами будет учитываться не совокупность налоговых баз, а каждая отдельно. При соблюдении лимита по каждой из них повышенная ставка не применяется. С этой формулировкой не все понятно. Например, сможет ли налоговая потом сама начислить НДФЛ по повышеной ставке, если совокупность баз окажется больше 5 млн рублей? Эта формулировка может означать, что налоговым агентам немного упростят расчеты, а доплачивать налог все равно придется на основании уведомлений. Но доначислений по ставке 15% в таком случае вполне может и не быть, потому что ничего в законе на это не указывает. Пока разъяснения на этот счет ясности не внесли.

При расчете налоговой базы будут учитываться вычеты. То есть к доходу сначала применят вычеты на детей, за лечение, покупку квартиры или расходы по бизнесу ИП, а уже потом сравнят налоговую базу с 5 000 000 Р . Например, если зарплата за год составит 6 000 000 Р , но в том же году есть право на вычет в размере 2 000 000 Р при покупке жилья, налоговая база будет меньше лимита — и ставка не повысится.

Считать налог в основном будут налоговые агенты — те организации и ИП, что должны удерживать НДФЛ при выплате дохода. Чаще всего это работодатели, иногда доход нужно декларировать самим. Каждый налоговый агент сможет учесть только свою часть доходов, а не общую сумму. Зарплата на одном месте работы может быть меньше 5 000 000 Р , а на нескольких — больше.

Если зарплата от нескольких работодателей

Если есть доход из нескольких источников, каждый налоговый агент удерживает налог только со своей части, не учитывая совокупности налоговых баз в целом по налогоплательщику. Например, две компании платят по 3 000 000 Р . Они удерживают НДФЛ по ставке 13%, хотя общий доход за год больше 5 000 000 Р .

Потом налоговая получит информацию обо всех выплатах, обобщит ее, посчитает превышение и начислит НДФЛ по повышенной ставке. Сумму к доплате укажут в налоговом уведомлении — заплатить ее нужно будет до 1 декабря следующего года.

Для уплаты НДФЛ по ставке 15% ввели отдельный КБК — 182 1 01 02080 01 1000 110.

Если налоговый агент ошибется в расчетах, то за первый квартал 2021 года его не накажут штрафом и пенями. Но при условии, что до 1 июля недоимка будет погашена.

К этому закону еще немало вопросов, поэтому наверняка будут дополнительные разъяснения. Например, непонятно, будут ли отдельно считаться налоговые базы, которые входят в одну группу «Иные доходы»: зарплата и доходы от предпринимательства. От этого зависит расчет налога за 2021 и 2022 годы.

Какие доходы не учитываются

При расчете совокупной налоговой базы у резидентов не учитываются доходы от крупных сделок:

  1. Продажи имущества, кроме ценных бумаг, — например участка или квартиры.
  2. Подарков в виде имущества, например машины или доли в доме.
  3. Страховых выплат по договорам страхования и пенсионного обеспечения.

При продаже квартиры за 6 000 000 Р повышенная ставка не применяется. Если тетя подарила участок за 8 000 000 Р , ставка для резидентов тоже составит 13% — без повышения.

Куда пойдут деньги

Обычно НДФЛ распределяется между бюджетами и идет на обычные расходы: ЖКХ, больницы, спорт, дороги, культуру.

Но налог по повышенной ставке будет собираться и тратиться отдельно. Эти суммы планируют использовать на конкретную цель: как дополнительное финансирование для лечения детей с редкими и опасными заболеваниями.

Всего за 2021 год таким способом планируется получить около 60 млрд рублей. Этого могло бы хватить примерно на 375 уколов препарата «Золгенсма» — самого дорогого лекарства в мире, которое спасает жизни детям со спинальной мышечной атрофией. Сейчас на это лекарство собирают деньги родители и благотворительные фонды, а медлить с лечением нельзя.

За три года дополнительный доход от НДФЛ может составить 190 млрд рублей. Если повышение налога и правда пойдет на такие благородные цели, получится, что самые богатые люди страны принудительно скинутся на лечение детей — и будут отдавать ничтожную часть своего дохода. При зарплате 1 000 000 Р в месяц дополнительный налог составит около 1% от совокупного годового дохода. То есть из заработанного миллиона нужно отдать около 10 тысяч для спасения чьей-то жизни.

Как будут тратиться эти деньги, дойдут ли они до регионов и конкретных людей, удастся ли детям получить реальную помощь — это другой вопрос. Хочется надеяться, что процесс финансирования из нового источника будет простым и понятным.

Читайте также: