Проблемы ндфл в россии

Опубликовано: 05.05.2024

Сейчас уже никто не отрицает тот факт, что чрезмерно высокие налоги - это негативное явление, порождающее спад производства, снижение предпринимательской активности, трудовой и инвестиционной инициативы, а также массовое стремление предпринимателя и населения к сокрытию доходов, усиление социальной напряженности инфляционных процессов в обществе.

Такая ситуация отражает современную действительность России, когда дефицит государственного бюджета требует постоянного роста доходных источников путем увеличения налоговых поступлений. В этом, в частности, заключается одна из основных трудностей установления более или менее оптимальных границ колебания налоговых ставок в нашей стране Чибисова А. В. О налоге на доходы физических лиц / А. В. Чибисова // Налоговый вестник. 2008. №6. С. 9. Существует множество точек зрения как усовершенствовать систему налогообложения доходов населения. Кроме того большинство авторов выделяют разные проблемы НДФЛ.

Наиболее существенные из них приведены в таблице 3.7

Проблемы НДФЛ и пути их решения

1. Уход высокообеспеченной части населения от уплаты налога.

Кроме учета доходов необходимо установить действенный контроль за соответствием крупных расходов на потребление фактически получаемым доходам.

Позволит уменьшить сокрытые доходы от налогообложения, но приведет к увеличению расходов государства на осуществление контроля.

2. Неравномерность налоговой нагрузки, в результате применения единой пропорциональной ставки.

Ввести прогрессивную систему налогообложения, при которой большую часть налога собирать с населения с более высокими доходами.

Позволит дифференцировать налогообложение доходов, имеющих различные источники формирования, а так же установить стандартный налоговый вычет, обеспечивающий удовлетворение минимальных потребностей населения в условиях инфляционной экономики, но приведет к несоблюдению принципа налоговой справедливости.

3. Нерациональное движение денежных потоков в связи с удерживанием налогов с доходов, выплачиваемых за счет бюджетных средств.

Уменьшение заработной платы работникам бюджетных учреждений на сумму налоговых изъятий.

Позволит устранить искусственно созданный перераспределительный процесс налоговых сумм, но приведет к негодованию налогоплательщиков, работающих в других сферах жизнедеятельности.

4. Действующий порядок уплаты налога (Зачисление НДФЛ не по месту регистрации налогоплательщика, а по месту регистрации налогового агента).

Налог зачислять в бюджет по месту регистрации (жительства) налогоплательщика.

- увеличить доходы местных бюджетов;

- упростить процедуру получения вычетов;

- повысить мотивацию налогоплательщиков и их ответственность за благосостояние своего региона,

- к возникновению у налогоплательщиков трудностей с определением места получения бюджетных услуг и критериев резидентства, особенно в случаях работы вахтовым методом;

- для налоговых агентов основные трудности будут связаны с учетом сведений о регистрации работников, подачей сведений в налоговые органы с детализацией информации, а также увеличением количества платежных поручений, предъявляемых банку.

- казначейству для реализации данного новшества понадобится определение принципов, на основании которых будет производиться расщепление сумм налога, а также определение системы возврата налога, уплаченного в бюджет другого муниципалитета.

- территориальные налоговые органы столкнутся с проблемой создания системы персонифицированного учета налогоплательщиков, что сопряжено с открытием и ведением лицевых счетов по каждому налогоплательщику

Рассмотрим некоторые проблемы НДФЛ более детально:

1. Проблема «перекладывания» налоговой нагрузки на малоимущие слои населения в результате применения единой ставки НДФЛ 13 %.

Действующее в настоящее время налогообложение доходов физических лиц обладает существенными недостатками, как с точки зрения социальной справедливости, так и прогрессивного регулирования экономики. Она не отвечает требованиям справедливого налогообложения равным налогом равного дохода. Кроме того, она не обеспечивает реализацию фискальных задач данного налога, поскольку снижена ставка налога на высокие доходы отдельных категорий населения. Главная идея установления единой 13 процентной налоговой ставки состояла в легализации нетрудовых доходов получаемых от предпринимательской деятельности и использования собственности зажиточной части населения.

Следовательно, действующий механизм налогообложения доходов физических лиц является по существу реакцией налоговых органов на свою неспособность выявлять и облагать налогом высокие доходы отдельных граждан - налогоплательщиков. Действующая система налогообложения должна быть преобразована так, чтобы, выполняя свою фискальную роль, подоходный налог с физических лиц не перекладывал налоговую нагрузку на малоимущие слои общества, уровень доходов которых не превышает прожиточный минимум.

Экономика нашей страны еще не стабилизировалась, сохраняется тенденция роста цен, способствующая инфляционным процессам. Как следствие деформированной экономики, резко дифференцированы доходы населения не только по социальным группам, но и по регионам. Однако налоговое законодательство не учитывает дифференциацию доходов населения. «Чтобы проводить реформы в социальной сфере по западному образцу, необходимо первоначально повысить уровень доходов основной массы населения своей страны до западного уровня. Реформаторы забыли, что по уровню доходов на душу населения мы отстаем от ведущих стран Запада в 10-15 раз, а во многих важных сферах, например, таких, как наука, образование, медицина, - в 20-30 раз и более» Дорофеева Н. А. Налоговое администрирование / Н. А. Дорофеева. - М. : Дашков и К, 2010. - 296 с..

Нынешний крайне низкий уровень доходов основной массы населения является сегодня главным сдерживающим фактором проведения социальных реформ по западной модели. Многие ученые полагают, что экономические преобразования должны начинаться с реформы доходов населения. Одним из направлений рыночных экономических преобразований является перенесение центра тяжести налогообложения с производства на доходы физических лиц. Поэтому основной упор в системе налогообложения делается на труд, а более точно -- на фонд оплаты труда, включая налоги на доходы физических лиц и обязательные отчисления в социальные фонды.

Необходима налоговая система, направленная на решение следующих задач: обеспечение максимального удовлетворения потребностей малоимущих слоев населения в товарах и услугах первой необходимости; перераспределение доходов и изъятие неоправданно высоких нетрудовых доходов в государственную казну Гончаренко Л. И. Налоговый потенциал: факторы формирования и развития / Л. И. Гончаренко, Л. П. Павлова // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2011. № 6. С. 20-24..

Эти изменения позволят реализовать принцип справедливости налогообложения доходов физических лиц и существенно повысить поступления в бюджетную систему страны за счет налога на доходы физических лиц. Думается, что пришло время в принципе изменить систему поддержки отдельных слоев населения, и делать это не через налоговые льготы, а через пенсии и пособия. Перед налогами должны быть равны все - и пенсионер, и предприниматель, и президент.

2. Подоходный налог с суммы жалованья, выплачиваемого из бюджетных средств работникам бюджетных сфер деятельности является экономически необоснованным. Платеж в виде подоходного налога с жалованья работников бюджетных сфер деятельности (за исключением коммерческих доходов) не может быть классифицирован как собственно налог. Работники бюджетных сфер, в том числе и военнослужащие, получая не заработную плату, а жалованье от государства, лишены возможности приращивать его в зависимости от качества и количества вложенного труда. Коммерческая деятельность в данном случае не рассматривается. Здесь налог теряет свое сущностное содержание, т. е. перестает быть производным от величины стоимости, созданной в производстве. Взимание этого налога представляет собой искусственно созданный перераспределительный процесс. Налогооблагаемой базой по подоходному налогу с работников бюджетных сфер является жалованье, выплачиваемое из бюджета.

В бюджете эти средства формируются в основном за счет налоговых изъятий. Жалованье по своей экономической сущности не относиться к категории «заработная плата» - объективно порождаемой распределением вновь созданной стоимости и являющейся той отправной основной, при распределении которой возникают финансовые отношения.

Только в составе этих финансовых отношений могут складываться налоговые отношения. В противном случае получается, что мы берем налог с сумм, сформированных в бюджете в основном теми же налогами. Вышеназванное несоответствие (в отношении подоходного налога с работников бюджетных сфер) может быть устранено за счет уменьшения жалованья на сумму налоговых изъятий Нестеров С. Е. Изменения в главе 23 "Налог на доходы физических лиц" НК РФ / С. Е. Нестеров // Оплата труда в бюджетном учреждении: бухгалтерский учет и налогообложение. 2010. № 9. С. 23-25..

3. Много споров ведется о проблеме изменения принципа уплаты налога. Существуют определенные плюсы перехода на уплату НДФЛ по месту жительства, как для субъектов Федерации, так и для налогоплательщиков. Для первых это, безусловно, пополнение бюджета.

Особенно остро стоит вопрос для регионов, где миграция рабочей силы очень высокая, вследствие чего бюджеты недополучают большие суммы налога. Для налогоплательщиков главным преимуществом является упрощение процедуры предоставления налоговых вычетов.

В настоящий момент вычеты предоставляются из того бюджета, куда поступил НДФЛ, вследствие чего временной промежуток между подачей декларации для подтверждения права на вычет и поступлением денежных средств на счет налогоплательщика часто превышает все допустимые нормы и составляет минимум полгода.

Кроме этого, сторонники данной реформы НДФЛ надеются, что получение социальной поддержки населением из того же бюджета, в который поступает налог на доходы физических лиц, проживающих в данном регионе, повысит мотивацию налогоплательщиков и их ответственность за благосостояние региона.

Тем не менее, у данного предложения больше недостатков, чем преимуществ. Для населения основным минусом будет являться желание реформаторов расширить число налогоплательщиков НДФЛ за счет пенсионеров. Данное предложение однозначно вызовет негодование в обществе.

Кроме этого, трудности у налогоплательщиков могут быть связаны с определением места получения бюджетных услуг и критериев резидентства, особенно в случаях работы вахтовым методом и др.

В общем, как отмечают разработчики проекта, для изменения принципа уплаты НДФЛ необходимо внести поправки и дополнения в НК РФ, нормативные акты Федеральной налоговой службы России, Бюджетный кодекс РФ, законодательство о банковской деятельности и пенсионное законодательство.

Хотя Минфин и Счетная палата в целом дали положительные отзывы, но представляется, что в настоящее время разработчики данного проекта просто не найдут средств для реализации данной идеи.

Тем более что вслед за переводом подоходного налога на уплату по месту жительства созреет необходимость перевода его в разряд региональных, а возможно, и местных налогов Виговский Е. В. Реформирование налогового законодательства. Налог на доходы физических лиц / Е. В. Виговский // Финансы и статистика. 2010. № 3. С. 34-38..

Несмотря на все разногласия, касающиеся проблем НДФЛ, не подлежит сомнению тот факт, что рано или поздно придет время кардинальных изменений в порядке налогообложения доходов граждан. В настоящее время база для значительных изменений еще не подготовлена.

Поэтому единственным выходом из данной ситуации остается постепенное реформирование, заключающееся в приведении налога в соответствие с современными реалиями: необходим пересмотр размеров ряда вычетов, совершенствование и упрощение процедуры их предоставления.

Что касается других перспектив реформирования, то необходимо помнить, что, с одной стороны, должны быть учтены интересы налогоплательщиков, а с другой стороны это не должно привести к сокращению платежей в бюджет. В Российской Федерации реформирование налога на доходы физических лиц отстает от принципа справедливости в налогообложении, и об этом свидетельствует следующее (см. рис. 3.6.)

В связи с этим возникает необходимость развивать налог на доходы физических лиц, стремиться к его совершенствованию и всеобщей полезности.

Рис. 3.6. Показатели, определяющие недостаточное соответствие

реформирования НДФЛ принципу справедливости в налогообложении

Как один из налогов, НДФЛ напрямую зависит от налоговой политики нашего государства.

Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов разработаны Минфином России в рамках цикла подготовки проекта федерального бюджета на очередной период и являются одним из документов, которые необходимо учитывать в процессе бюджетного проектирования, как при планировании федерального бюджета, так и при подготовке проектов бюджетов субъектов Российской Федерации.

Помимо решения задач в области бюджетного планирования основные направления налоговой политики позволяют участникам налоговых отношений определить ориентиры в налоговой сфере на трехлетний период, что должно способствовать стабилизации и определенности условий ведения экономической деятельности на всей территории Российской Федерации Основные направления налоговой политики на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов, подготовленные Министерством финансов Российской Федерации (одобрено Правительством РФ 20.05.2010) [электронный ресурс] // Консультант Плюс. ВерсияПроф..

Несмотря на то, что основные направления налоговой политики не являются нормативным правовым актом, этот документ представляет собой основание для внесения изменений в законодательство о налогах и сборах, которые разрабатываются в соответствии с предусмотренными в нем положениями.

Такой порядок приводит к увеличению прозрачности и прогнозируемости налоговой политики государства.

Особое значение настоящий документ приобретает в условиях мирового финансового кризиса и разработки приоритетов социально-экономического развития Российской Федерации в среднесрочной перспективе, комплекса мер, направленных на повышение устойчивости российской экономики.

В трехлетней перспективе 2011 - 2013 годов приоритеты Правительства Российской Федерации в области налоговой политики остаются такими же, как и ранее - создание эффективной налоговой системы, сохранение сложившегося к настоящему моменту налогового бремени.

Таким образом, Основные направления налоговой политики составлены с учетом преемственности ранее поставленных базовых целей и задач.

Так как налог на доходы физических лиц претерпел значительные изменения в 2010 году, то в налоговой политике на 2011 год особого его реформирования не предусмотрено, поэтому рассмотрим основные изменения налога за 2010 год (см. табл. 3.8).


Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 29.09.2016 2016-09-29

Статья просмотрена: 2858 раз

Библиографическое описание:

Корбанова, Л. Р. Проблемы развития и реформирования налога на доходы физических лиц / Л. Р. Корбанова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 19 (123). — С. 459-463. — URL: https://moluch.ru/archive/123/33966/ (дата обращения: 18.05.2021).

Данная статья посвящена исследованию особенностей финансовых отношений, складывающейся между государством и гражданами представляется важным направлением развития налогообложения доходов физических лиц. Основные проблемы развития налога на доходы физических лиц автор принимает в разработке направлений, помогающих решить проблемы формирования доходов бюджета. Рассмотрение данной темы представляет особый интерес, так как за последние годы роль налога на доходы физических лиц и его влияние на уровень жизни населения в России изменилась, встал острый вопрос о реформировании данного налога в целях соблюдения справедливости и равенства в налогообложении доходов населения.

В случае если налоговая система страны в области налогообложения доходов граждан не сбалансирована, а население чувствует несправедливость в сфере распределения налоговой нагрузки между различными слоями, то это побуждает его искать различные способы уклонения от уплаты причитающихся налогов. В этот момент времени в минимизации налоговых платежей заинтересованы как работники организации, так и сами предприниматели, и компании. Возникает симбиоз, при котором две различные по своим интересам группы сходятся в своих планах снизить налоговые платежи. Если одни стремятся минимизировать платежи по налогу на доходы физических лиц, то другие не только заинтересованы в снижении перечисления сумм налога, но и в уменьшении страховых платежей во внебюджетные фонды.

Поэтому вопросы, касающиеся исчисления и взимания налога на доходы физических лиц, а также путей и способов его минимизации, становятся весьма актуальными и значимыми.

В России, как и в большинстве стран мира, налог на доходы с физических лиц является один из главных источников доходной части бюджета. Следует отметить, что это — прямой налог на совокупный доход физического лица, включая доходы, полученные от использования капитала. Значение налога на доходы физических лиц для региональной казны велико, он зачисляется в бюджет региона и является одним из основных источников дохода.

По мнению Майбурова И. А. «Налог на доходы физических лиц — основной вид прямых налогов. Исчисляется в процентах от совокупного дохода физических лиц за вычетом документально подтверждённых расходов, в соответствии с действующим законодательством» [2].

М. Н. Соболев писал, что «Налог на доходы физических лиц представляет собой наиболее совершенную форму обложения в финансовой системе, потому что он охватывает чистый доход общества — тот основной источник, из которого платятся вообще все налоги».

По мнению Трошина А. В., налог на доходы физических лиц — это обязательный налог, который вычитается с доходов. Его платят в государственную казну только те лица, кто трудоустроен официально. Налогоплательщиками могут являться как граждане России, так и других стран. Но ставка может быть разной, она зависит от вида дохода, а также от налогового статуса физического лица [6].

По мнению ряда авторов, налог на доходы физических лиц можно квалифицировать как представляющую собой совокупность обложения доходов граждан. Обобщая имеющиеся точки зрения авторов по определению понятия налога на доходы физических лиц, можно сделать вывод, что налог на доходы физических лиц, как совокупность обложения доходов, имеющих обязательный характер. Экономическую сущность налога на доходы физических лиц и его назначение можно оценить, уяснив место этого налога в налоговой системе государства и самой налоговой системы в экономической жизни государства.

Налог на доходы физических лиц является одним из самых важных элементов налоговой системы любого государства. Налог на доходы физических лиц имеет огромное значение для налоговой системы государства и выполняет фискальную, регулирующую и социальную функцию налогообложения. Налог на доходы физических лиц занимает одну позицию в консолидированный бюджет с налогом на прибыль. Поэтому рассмотрим значение данного налога в формировании доходов бюджетов Российской Федерации.

О значении налога на доходы физических лиц свидетельствуют данные о наиболее крупных налоговых поступлениях в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации за период с 2013 по 2015 год, представленные в таблице 1.

Доля налога на доходы физических лиц вналоговых доходах вконсолидированный бюджет Российской Федерации за 2013–2015гг. всоответствии со статистическими данными, млрд. руб. [5]

Год

Доходвсего

Налог на доходы физических лиц

Доля,%

Налог на прибыль организаций

Доля,%

Динамика налоговых платежей за рассматриваемый период была незначительной, и доля налога на доходы физических лиц в доходах консолидированного бюджета Российской Федерации составляла от 18,14 % до 17,04 %, в среднем не превышая долю налога на прибыль организаций, доля которой составила от 33,20 % до 32,82 %. Как видно из таблицы, максимальную долю в доходах бюджетов субъектов Федерации поступления от налога на доходы физических лиц занимали в 2013 году. В целом за период с 2013 по 2015 год наблюдался спад поступлений от в абсолютном выражении. Кроме того, в последние годы его доля в сформированных налоговых доходах повышалась. За рассматриваемый период поступления от налога на доходы физических лиц формировали доходную часть консолидированного бюджета РФ на четверть, что подтверждает высокую фискальную значимость данного налога в формировании доходной базы бюджетов субъектов Российской Федерации.

Кроме того, невысокие темпы роста поступлений указывают на крайне низкую степень реализации фискального потенциала налога. В период с 2013–2015 годов темпы роста поступлений от налога на доходы физических лиц начали увеличиваться, что может быть обусловлено в том числе существенным снижением численности безработных. В совокупности с выявленной ранее значимостью налога на доходы физических лиц в формировании бюджетов субъектов Российской Федерации стратегически важной является реформа, направленная как на повышение фискальной функции налога, так и на повышение его собираемости.

Структура поступлений налога на доходы физических лиц по уровням бюджетной системы Российской Федерации за период с 2013 по 2015 год в соответствии со статистическими данными, представленные в таблице 2.

Структура поступлений налога на доходы физических лиц по уровням бюджетной системы Российской Федерации за период 2013–2015гг., млрд. руб. [5]

Период

Доход вконсолидированныйбюджетсубъекта РФ

из него -в доходыместных бюджетов

Поступление от налога на доходы физических лиц вконсолидированный бюджет субъекта Российской Федерации

Доля%

из него— поступление от налога на доходы физических лиц вместные бюджеты

Доля,%

Динамика налоговых платежей за рассматриваемый период была незначительной, и доля налога на доходы физических лиц в доходах консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации составляла от 29,68 % до 29,02 %, в среднем снижая долю поступления от налога на доходы физических лиц в местные бюджеты, которые составляют от 69,96 % до 66,37 % от общего поступления налога на доходы физических лиц. Максимальную долю в доходах бюджетов субъектов Федерации поступления от налога на доходы физических лиц занимали в 2015 году. В целом за период с 2013 по 2015 год наблюдался рост поступлений от налога на доходы физических лиц в абсолютном выражении.

Начиная с 2015 года в РФ проходит существенное реформирование в сфере исчисления и уплаты налога на доход физических лиц, его порядок декларирования. Причины этого многообразны. В частности, высокая налоговая нагрузка на предприятия в условиях экономического кризиса вынуждает осуществлять часть выплат персоналу так называемыми «черными» деньгами, то есть не обложенными налогом на доход физических лиц и страховыми взносами. Этот факт оказывает влияние на величину пенсии физического лица и снижает уровень достатка в семье в тот период, когда возможности получения высокого дохода сомнительны. Кроме того, много лет в РФ не применяется прогрессивная шкала налога на доход физических лиц, которая существует во многих странах Европы и США.

Кроме того, экономический кризис привел к снижению заработной платы в целом по стране и к росту безработицы. При этом социальные и имущественные вычеты не увеличиваются на фоне роста цен как на продукты питания, так и на жилье. Поэтому сегодня расходы на содержание ребенка постоянно растут, затраты на приобретение жилья также существенно увеличиваются, что не может остаться незамеченным для бюджета каждой семьи.

С 2016 года компаниям предстоит ежеквартально сдавать новый вид отчетности: расчет по НДФЛ — форма 6-НДФЛ. Такие изменения в главу 23 Налогового кодекса РФ внесли законодатели (п. 1 ст. 80 НК РФ в новой редакции). Устанавливается обязанность налоговых агентов ежеквартально отчитываться о суммах удержанного налога на доходы физических лиц по форме 6- налог на доходы физических лиц. Сроки подачи такой формы — 30 апреля, 30 июля, 30 октября (ежеквартальные отчеты) и 1 апреля года, следующего за отчетным (годовая отчетность). Также был изменен срок представления формы 2- налог на доходы физических лиц с указанием невозможности удержать налог на доходы физических лиц в полном размере; теперь такую форму необходимо будет подать в налоговые органы не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом.

Таким образом, государство повышает уровень контроля за начислением и уплатой НДФЛ организациями. Это безусловно повысит бухгалтерскую дисциплину в отношении соблюдения сроков удержания и перечисления НДФЛ в бюджет государства.

Автором рассмотрены основные проблемы развития налога на доходы физических лиц, которые влияют на благосостояние граждан [3]:

а) Достижение оптимального соотношения между экономической эффективностью и социальной справедливостью налога. Он прежде связан с потреблением, и в той или иной мере он может его стимулировать либо минимизировать. Данная проблема наиболее сложна, так как на общих этапах развития экономики ставится выбор приоритета между социальной справедливостью и экономической эффективностью налога, в соответствии с чем и выбирается шкала налогообложения.

б) Низкий уровень доходов населения нашей страны по сравнению с развитыми странами. Особенно остро стоит проблема в периоды экономического кризиса, когда заработную плату уменьшили у большинства граждан до прожиточного минимума.

в) Применяемые вычеты по налогу на доходы физических лиц. Для налогоплательщика они играют значимую роль в минимизации облагаемых доходов и уменьшении сумм уплачиваемых налогов. Вычет — это часть дохода, которая не облагается налогом. Проблема заключается в том, что не выполняется их основная функция — регулирующая. Большинство граждан не знают о том, что имеют право на ежегодный возврат денежных средств из бюджета государства, а достигается это путем предоставления им налоговых вычетов.

г) Система контроля налоговых органов за чрезмерными доходами физических лиц практически отсутствует. Налоговые органы РФ не могут обеспечить 100 %-ю собираемость налогов, так как сама налоговая система недостаточно развита и требует реформирования. В российской практике наблюдается массовое укрывательство от налогов людей, имеющих достаток выше среднего, особенно при сдаче в аренду собственного имущества, незарегистрированной частной практике по образовательной деятельности.

д) Проблема выбора ставок налога на доходы физических лиц. Актуальность решения этой проблемы можно объяснить тем, что именно Налог на доходы физических лиц в основном определяет величину налогового бремени граждан. В данное время активно ведутся дискуссии по вопросу, связанному со справедливостью принятых ставок по налогу на доходы физических лиц. В настоящий момент в России действует 13 %-ная плоская ставка, введенная еще в 2001 г. Государственной Думой Федерального Собрания РФ, был предложен законопроект, где рассматривается прогрессивная ставка налогообложения, которая существовала до 1 января 2001 г. Прогрессивная ставка налогообложения — это налоговая ставка, которая возрастает прежде всего по мере роста дохода.

Таким образом, можно сделать вывод, что обозначенные тенденции изменения налога на доходы физических лиц направлены на усиление фискальной роли налога в условиях необходимости финансирования растущих государственных расходов, содействие экономическому росту с учетом прогнозируемых кризисных явлений в экономике, а также на стимулирование социально значимых расходов физических лиц. Освобождение от налогообложения отдельных видов доходов, а также увеличение размеров и расширение возможностей использования налоговых вычетов в определенной степени способствуют повышению социальной роли налога, однако, ни в предыдущие периоды, ни в ближайшие годы не планируется принятие мер, направленных на реализацию важной для налога на доходы физических лиц функции распределения национального дохода и сглаживания социального неравенства..

Налог на доходы физических лиц непосредственно затрагивает интересы всех без исключения слоев экономически активного населения страны. Данный налог носит ярко выраженный социальный характер и обладает большими возможностями воздействия на уровень реальных доходов населения, и тем самым на уровень их жизни, посредством системы льгот, ставок налогообложения, позволяя регулировать личные доходы населения. Также налог на доходы физических лиц может регулировать существующий уровень дифференциации доходов населения, уровень налоговой нагрузки на бедное население.

По результату исследования автором предложены мероприятия для решения проблем развития налога на доход физических лиц:

1) Предоставление льгот по налогу на доходы физических лиц. К мероприятию относится расширение перечня доходов, освобождаемых от обложения налогом на доходы физических лиц;

2) Определение возможностей применения прогрессивной шкалы налогообложения с учетом роста доходов налогоплательщика. Кроме того, целесообразно дифференцировать стандартные вычеты по субъектам РФ;

3) Систематизация перечня доходов, освобождаемых от обложения, а также устранение имеющихся неточностей и противоречий, приводящих к неоднозначному толкованию норм;

4) Совершенствование применения имущественных налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц;

5) Увеличение размеров налоговых вычетов. Применяемые налоговые вычеты практически не выполняют свою стимулирующую роль, так как они не учитывают региональные особенности ценообразования;

Рассмотренные изменения направлены на упрощение механизма исчисления и уплаты и, как следствие, на повышение роли в налоговых доходах бюджетов.

Последовательная реализация сформулированных предложений и рекомендаций позволит создать необходимые условия для повышения эффективности и справедливости налогообложения доходов физических лиц на современном этапе РФ.

Инициативу ввести вычет или даже полную компенсацию подоходного налога для людей с низкими зарплатами предложил глава банка ВТБ Андрей Костин. Такой вариант подходит, например, для малоимущих россиян с большим числом детей, считает он. Схожие программы стимулирования занятости существуют в США, напомнил Костин.

Фото: Кирилл Кухмарь/ТАСС

Фото: Кирилл Кухмарь/ТАСС

Программу банкир сравнил с выплатами на детей в пять и десять тысяч рублей от государства во время пандемии, указав, что подобные меры нужны на более регулярной основе. "Это меры стимулирования экономики, которые вывели бы нас на 3-4% роста ВВП в год, потому что эти темпы роста не могут нас устраивать сегодня", - подчеркнул Костин.

"А вот "детские" выплаты легко трансформировать в налоговый капитал или просто сделать постоянными для малодоходных слоев населения, возможно, и без привязки к детям. Тогда региональные бюджеты будут при своих, а вот федеральный должен выделить порядка 0,5-1 трлн рублей, в зависимости от формата льготы", - отмечает Табах. По его словам, получив деньги, люди с низкими доходами их тратят и тратят в России - соответственно, создают спрос на товары и услуги, что положительно влияет на занятость и ВВП. Собственно, именно поэтому детские выплаты оказались столь удачными, говорит экономист.

Сейчас число работников с зарплатой около 14 тысяч рублей составляет 6,4% работающих (или 4,5 млн человек), напоминает он. Совокупный НДФЛ, который они платят, - 200 млрд рублей в год. "Такая сумма как дополнительная поддержка потребительского спроса не способна дать резкий толчок экономическому росту в стране. Не стоит забывать, что потребительские предпочтения малоимущих граждан тяготеют к товарам первой необходимости, а не к высокотехнологичным дорогостоящим покупкам, рост которых оказывает гораздо больший мультипликативный эффект на экономику", - говорит Пискунов.

Фото: iStock

Фото: iStock

При этом менее 25 тысяч рублей (что также сложно назвать высокой зарплатой) получают 30% работающих (это уже примерно 22 млн человек). Освобождение от НДФЛ людей с такой зарплатой привело бы к увеличению потребительского спроса на 1,3 трлн рублей в год, оценивает Пискунов. Однако сложно представить ситуацию, когда от подоходного налога освобождается сразу треть всех занятых в экономике, сомневается он.

Замглавы Совета безопасности, председатель "Единой России" Дмитрий Медведев предложил пойти дальше и обсудить возможность введения гарантированного минимального дохода от государства для всех граждан независимо от рода деятельности и социально-экономического положения. Дискуссия о такой мере как универсальном средстве от бедности и для поддержки экономики ведется в мире уже несколько лет и сильно будоражит умы (сама возможность регулярных выплат от государства человеку просто по факту его существования представляется довольно радикальной).

В Кремле предложение Медведева еще не обсуждали, говорил пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков. Россиянам же в целом такое предложение по душе, продемонстрировал ранее опрос компании HeadHunter. За безусловный базовый доход высказывались 62% опрошенных, против - 20%. Сторонники видели в безусловном доходе возможность повысить уровень жизни и освободить время для образования и творчества, противники - стимул для нежелания работать и фактор для разгона инфляции.

В российских условиях, скорее, можно говорить об унификации пособий и расширении числа их получателей, а не о базовом доходе, считает Антон Табах. "В целом в России нет проблемы с рабочими местами вообще - есть проблемы с их качеством и с работой в отдельных регионах, а также уровнем зарплат. Именно поэтому стимулирование качественных рабочих мест и снижение налогов на бедных выглядит более разумным и соответствующим текущему уровню развития нашего общества и экономики", - уверен эксперт.


Нынешнее поколение будет ездить бесплатно

Минтранс допускает бесплатный проезд в общественном транспорте при условии платного проезда по большинству дорог на личных автомобилях. Внедрить такую систему рассчитывают к 2035 году. Об этом говорится в проекте транспортной стратегии минтранса, о которой на днях сообщил РБК.

Позднее министерство подтвердило эту информацию. Пока документом предполагается, что с 2025 года в России станет платным проезд по дорогам регионального значения, а к 2035 году плата будет взиматься со "всех категорий пользователей дорог", включая дорожную сеть городских агломераций. Станет ли платным проезд на личном автомобиле по всем видам дорог, не уточняется.

Пока что проект транспортной стратегии находится на стадии обсуждения, а его окончательную версию внесут на рассмотрение правительства только в феврале 2021 года.


Дмитрий Медведев, председатель "Единой России":

"Предлагается обсудить так называемую идею минимального гарантированного дохода граждан. Здесь имеется в виду неприкосновенность той минимальной суммы средств, которая выплачивается государством человеку независимо от рода его деятельности, социально-экономического положения. Такие модели существуют в целом ряде других государств".

Пакистан видит драйвер роста экономики в строительстве социального жилья. Программа "Новый Пакистан", запущенная в октябре 2018 года, предполагает возведение 5 млн домов для бедных за пять лет. Огромный масштаб строительства должен привести к появлению 6 млн новых рабочих мест по 40 направлениям промышленности и сферы услуг. Сейчас в стране строится около 250 тыс. домов в год.

Фото: iStock

Фото: iStock

В Индии "официальным" беднякам полагается государственная помощь в виде субсидий на продукты и топливо. В 2013 году была инициирована самая масштабная программа помощи - из бюджета выделили 24 млрд долларов на пособия для бедных, этой суммы должно было хватить малоимущим на покупку 5 кг крупы в месяц. В этом году власти Индии выделили 22 млрд долларов для поддержки бедных слоев населения в условиях коронавируса. В частности, двум третям населения было выделено 10 кг риса и пшеницы, фермеры получили 2 тыс. рупий, а вдовы - 1 тыс. рупий.

В США действуют разнообразные программы борьбы с нищетой, охватывающие не менее 15-20% населения. Поддержка предоставляется по двум критериям: надо быть бедным и принадлежать к одной из субсидируемых категорий (инвалиды, ветераны войны, неполные семьи с маленькими детьми). Пособие по безработице составляет максимум 49% от среднего заработка человека на последнем месте работы и не более 2700 долларов в месяц. Выплат на детей в привычном для нас виде в США не существует, помощь оказывается целевая, конкретной нуждающейся семье, причем не всегда деньгами. Это могут быть также продуктовые карточки, бесплатные школьные завтраки и обеды, налоговые послабления. Однако на фоне пандемии правительство пошло на беспрецедентные меры - до 22 мая населению выплатили пособия на 260 млрд долл. Многие выплаты носили разовый характер, а пособия по безработице в 600 долларов выплачивали до конца июля.

В августе Трамп подписал закон о приостановке сбора налога на зарплаты до конца года. Он коснется всех американцев, которые зарабатывают менее 100 тысяч долларов в год. Кроме того, в США сохраняется система продовольственных талонов для малоимущих граждан, введенная еще в 1939 году. Эти талоны используют более 46 млн американцев, получая по 115 долларов на каждого или по 255 долларов на семью. Средства могут быть израсходованы на покупку товаров, некоторые сети питания принимают их в качестве оплаты за специальное питание для бедняков. Но карта не сработает, если человек попытается приобрести, например, не предусмотренные программой соцзащиты сигареты или спиртное.

Уже почти 60 лет используются продуктовые карточки на Кубе. Правительство тратит на продовольственные субсидии свыше 1 млрд долларов в год, зато жители страны платят всего 12% от реальной стоимости продуктов питания. Каждый кубинец с рождения приписан к бодеге - продуктовой лавке, где товары распределяются по символическим ценам. Предъявив там специальную книжечку (либрета, как называют ее на Кубе), граждане могут ежемесячно получать по субсидированным ценам 3 кг риса, пакет макаронных изделий, 2 кг сахара, 0,5 кг бобов, 0,5 л соевого масла, пакет кофе, соль, пять яиц и немного куриного мяса, а также по 80 г хлеба на человека в день. Прожить только на либрету сложно - выдаваемых продуктов хватает примерно на две недели. Тем не менее карточки являются серьезным подспорьем для большой части населения, да и стоят они недорого - всего доллар в месяц на человека.

Продуктовыми карточками могут расплачиваться и жители Великобритании. Талонная система была введена из-за дефицита продовольствия после Второй мировой войны. Программу закрыли в 1954-м, а в 2014 году восстановили, заменив ими денежные выплаты малоимущим.

В Испании соцзащита здесь не так развита, как, например, в Германии. Есть пособия по безработице, временной нетрудоспособности, уходу за ребенком. Долгое время нетрудоустроенные граждане пользуются скидками на проезд в транспорте, покупку товаров в магазинах, могут бесплатно обучиться новой специальности. Кроме того, есть своеобразное "поощрение" в виде премии для работодателей, трудоустроивших тех, кто не работал более двух лет. А сдающий беднякам жилье собственник может быть освобожден от уплаты налога на него. Коронавирус подстегнул правительство принять другие меры: с 29 мая введена система выплаты гарантированного минимального дохода для малоимущих. Около 850 тыс. испанских семей получили право на 500-1000 евро в месяц из расчета на каждого человека - это примерно 2,3 млн испанцев, половина из которых имеет доход менее 310 евро в месяц. На выполнение программы власти готовы потратить 3,5 млрд евро.

Фото: iStock

Фото: iStock

Идея поддержать граждан дополнительным доходом без обязательств не нова. Так, в 2017-2018 гг. в Финляндии был проведен эксперимент: 2000 случайным образом отобранных безработных получали от правительства по 560 евро в месяц. Доход был гарантирован независимо от того, найдут участники программы работу или нет.

Эксперименты с безусловным доходом проводились также в Нидерландах, Канаде, Монголии, Иране и Кении. В последней он рассчитан на 12 лет, участникам и сейчас выплачивается по 22 доллара в месяц. А в конце августа этого года трехлетний эксперимент по выплате жителям безусловного дохода в 1200 евро анонсировала Германия. Эта сумма немногим больше уровня бедности по немецким меркам. Сторонники социальной программы считают, что базовый доход снизит неравенство в доходах и улучшит благосостояние людей, обеспечив им больше финансовой уверенности. Впрочем, финский опыт показал, что на уровень безработицы базовый безусловный доход не повлиял, участники эксперимента лишь стали испытывать меньше стресса.

Кому положены и как подтвердить

Уже можно подавать декларацию в налоговую инспекцию и возвращать налог, уплаченный за прошлый год. При этом многие люди имеют право сразу на несколько вычетов, но сложно разобраться, какие нужны документы и как все оформить.

В этой статье я сделала подборку основных типов вычетов: кому положены, в какой сумме и как их подтвердить.

О чем расскажу в статье:

  • Что такое вычеты
  • Типы вычетов
  • Изменения в вычетах с 2021 года
  • Имущественные вычеты
  • Стандартные налоговые вычеты
  • Социальные налоговые вычеты
  • Инвестиционные налоговые вычеты
  • Профессиональные налоговые вычеты

Что такое вычеты

Почти все мы платим НДФЛ — с зарплаты и других доходов. Если вы потратились на лечение, учебу, купили квартиру или пополнили индивидуальный инвестиционный счет (ИИС), то имеете право на вычет — возврат части уплаченного НДФЛ. Вычет можно получить двумя способами:

  1. Государство вернет часть налогов, которые вы заплатили раньше. Для этого нужно будет подать в налоговую инспекцию декларацию и документы, подтверждающие право на вычет.
  2. Через работодателя. Нужно предоставить уведомление на вычет из налоговой, и на этом основании работодатель перестанет удерживать налог при выплате заработной платы на некоторое время.

Получить вычет могут только те, у кого есть официальный доход, с которого платится НДФЛ по ставке 13%. Еще нужно быть резидентом РФ — проживать в России не менее 183 дней в календарном году. В 2020 году можно было стать резидентом, если прожить в стране 90 дней. Для этого нужно подать заявление в инспекцию до 30 апреля 2021 года. Нерезиденты воспользоваться вычетом не могут.

Чем раньше подать декларацию по итогам года, тем быстрее вернут деньги из бюджета.

Срок подачи декларации — до 30 апреля следующего года. Это касается только тех, кто обязан задекларировать свои доходы: например, если человек сдавал в аренду имущество или продал квартиру, которая находилась в собственности менее минимального срока владения — трех или пяти лет в зависимости от ситуации.

А те, кто хочет просто воспользоваться налоговым вычетом, например вернуть 13% от сумм за обучение или лечение, могут подать декларацию в течение трех лет с того года, как оплатили расходы. А вычетом на покупку жилья можно воспользоваться и спустя три года, и через десять лет после покупки — ограничений по срокам для этого вычета нет.

Какие бывают типы вычетов

По доходам за 2020 год можно воспользоваться следующими видами вычетов:

  1. Стандартные — вычеты на детей и те, что получают инвалиды и отдельные категории людей.
  2. Социальные — на обучение, лечение, благотворительность и прочие.
  3. Инвестиционные — по доходам от операций с ценными бумагами и ИИС.
  4. Имущественные — вычеты при покупке жилья и продаже имущества.
  5. Профессиональные — вычеты для ИП, физлиц, работающих по гражданско-правовым договорам, и людей, которые занимаются частной практикой, например нотариусов.

По доходам, которые получили с 2021 года, можно будет также воспользоваться новыми видами вычетов. О них мы расскажем в отдельных статьях.

Т⁠—⁠Ж теперь в приложении

Что изменилось в вычетах в 2021 году

26 января 2021 года первое чтение в Госдуме прошел законопроект, который упростит процедуру получения некоторых вычетов: воспользоваться вычетом можно будет «в один клик». Это новшество коснется, скорее всего, вычетов на лечение и обучение, имущественного вычета при покупке жилья, расходов на уплату процентов по ипотеке, а также инвестиционных вычетов по операциям на ИИС. Но пока этот закон не принят, продолжает действовать старый порядок.

До 2021 года применять вычеты можно было ко всем доходам, которые облагаются по ставке 13%, кроме дивидендов. С 2021 года доходы физлиц разделяются на налоговые базы — неосновную и основную:

  1. К неосновной налоговой базе относятся доходы, перечисленные в подп. 1—8 п. 2.1 и подп. 1—7 п. 2.2 ст. 210 НК РФ. Например, это прибыль от продажи ценных бумаг или выигрыш в лотерее.
  2. Основная налоговая база — все остальные доходы, которые облагаются по ставке 13 или 15%. Например, зарплата или проценты по вкладам.

К доходам из основной налоговой базы вычеты можно будет применять свободно, из неосновной — только три вычета:

  1. Вычет на долгосрочное владение ценными бумагами. Если акция или облигация находилась в собственности инвестора более трех лет, то с дохода от ее продажи он не платит НДФЛ.
  2. Вычет на доходы от ИИС типа Б : при купле-продаже ценных бумаг на таком счете резидент освобождается от уплаты налога с прибыли.
  3. Вычет при переносе убытков на будущие периоды. Применяется к доходам по операциям с ценными бумагами и производными финансовыми инструментами, если ранее по ним на брокерском счете инвестор получил убыток.

Но эти новшества нужно будет учитывать при заявлении вычетов на расходы, которые были в 2021 году, то есть при подаче декларации в начале 2022 года. Пока же отчитываемся перед налоговой за 2020 год в старом порядке — только по тем доходам, которые облагаются по ставке 13%.

Имущественные налоговые вычеты

Имущественные вычеты может получить человек, который совершал операции с недвижимостью. В частности:

  1. продавал имущество;
  2. покупал жилье: дома, квартиры, комнаты и прочее;
  3. строил жилье, включая покупку земельного участка для этой цели.

Полный перечень операций, по которым можно получить имущественный вычет, а также порядок их предоставления прописан в статье 220 НК РФ.

Рассмотрю вычеты, которые вызывают больше всего вопросов.

При покупке квартиры в новостройке или на вторичном рынке можно воспользоваться вычетом по расходам на приобретение жилья.

Если квартиру приобретать в ипотеку, то государство вернет еще больше: кроме вычета на жилье можно воспользоваться и вычетом на проценты.

Кому положены. Вычет может получить человек, который приобрел квартиру и заплатил за нее полностью или частично. От расходов будет зависеть сумма вычета. По квартирам, которые получены по наследству или подарены, получить вычет нельзя: за них приобретатель ничего не платил.

Получить вычет можно только после того, как оформлен правоустанавливающий документ на квартиру.

В случае новостройки — когда дом сдан и подписан акт приема-передачи.

На вторичном рынке — свидетельство о праве собственности или выписка из ЕГРН.

Если квартира приобретена в браке, то она считается совместной собственностью. Не важно, на кого оформлена квартира, кто за нее платил, — вычет могут получить оба супруга.

Размер вычета на покупку квартиры. Вычет можно получить на сумму расходов на квартиру, но не более 2 000 000 Р . Допустим, квартира стоит 3 000 000 Р , вычет предоставят на сумму 2 000 000 Р . То есть вернуть из бюджета можно: 2 000 000 Р × 13% = 260 000 Р .

Неиспользованный остаток вычета можно перенести на другой объект. Например, человек приобрел квартиру за 1 500 000 Р и воспользовался вычетом в той же сумме. При покупке другой квартиры он имеет право на вычет 500 000 Р .

Если квартиру приобрели супруги, то вычеты могут быть распределены между ними по заявлению в любых пропорциях независимо от того, на кого оформлена квартира и кто за нее платил.

Например, в заявлении о распределении вычета можно указать, что на долю жены приходится 80% вычета, а на долю мужа — 20%. Заявление о распределении вычета можно подать в инспекцию только один раз — до того, как супруги начнут получать вычет. Изменить пропорцию потом нельзя. Каждый из супругов может воспользоваться максимальным вычетом в 2 000 000 Р .

Распределять вычет имеет смысл, только когда цена квартиры ниже 4 000 000 Р . Если она дороже, каждому дадут вычет с 2 000 000 Р , то есть сумма к возврату — 260 000 Р на человека.

Кроме того, распределять вычет нужно, только если второй супруг тоже хочет получить вычет по этой квартире. Если такого желания второй супруг не изъявляет, то вычет получит только один супруг, без заявления о распределении вычета.

При покупке квартиры в новостройке в вычет можно включить сумму расходов на отделку: они не увеличат общую сумму вычета, а войдут в лимит — 2 000 000 Р .

Например, квартира стоит 1 800 000 Р , а расходы на отделку — 300 000 Р . Размер вычета — 2 000 000 Р , то есть к возврату за счет вычета будет 260 000 Р . Для получения вычета важно, чтобы в договоре, по которому приобретается квартира, было указано, что квартира без отделки.

Размер вычета на проценты, уплаченные банку. Если для покупки квартиры брали ипотечный кредит в банке, то можно получить вычет и на проценты, уплаченные банку. Максимальная сумма вычета по процентам — 3 000 000 Р . То есть из бюджета можно вернуть: 3 000 000 Р × 13% = 390 000 Р .

Неиспользованный остаток вычета на проценты нельзя переносить на другие объекты. Он дается только на один объект. То есть неиспользованный остаток вычета просто сгорит.

Например, при приобретении квартиры в ипотеку банку были уплачены проценты на сумму 1 800 000 Р . Эта сумма была заявлена к вычету. При покупке в ипотеку другой квартиры воспользоваться остатком вычета — 1 200 000 Р — уже не получится.

Вычет на проценты также можно распределять между супругами по их заявлению. При этом не важно, на кого оформлен кредитный договор и кто платит банку. В отличие от вычета на покупку квартиры, заявление можно писать каждый год и перераспределять проценты.

Проверьте, сколько вам вернут при покупке квартиры, в нашем калькуляторе:

Документы. Воспользоваться вычетом можно двумя способами:

  1. Предоставить налоговой инспекции декларацию и подтверждающие документы. Декларацию нельзя подать в год покупки квартиры — только в последующие. После проверки декларации и подтверждения вычета инспекция вернет налог.
  2. Оформить вычет у работодателя. В этом случае можно заявить вычет в том же году, когда была приобретена квартира. Но чтобы работодатель перестал удерживать налог, надо получить в налоговой уведомление о праве на вычет. Для получения уведомления в инспекцию необходимо представить заявление и пакет документов.

Если квартира в новостройке, то в инспекцию необходимо представить такие документы:

  1. Копию акта о передаче квартиры.
  2. Копию договора о приобретении квартиры или прав на нее.
  3. Копии платежных документов: квитанций, платежек из банка, расписок и других.

Если квартира куплена на вторичном рынке, то подтвердить право на вычет можно такими документами:

  1. Копией свидетельства о регистрации права или копией выписки из ЕГРН.
  2. Копией договора о приобретении квартиры.
  3. Копией акта приема-передачи, если в договоре не зафиксирован этот момент.
  4. Копиями платежных документов.

Для получения вычета на проценты, уплаченные банку, представляются такие документы:

  1. Копия кредитного договора.
  2. Справка банка о размере уплаченных по кредиту процентов.
  3. Копии платежных документов.

Если вычет заявляется супругами, то необходимо представить заявление о распределении вычета.

Нюансы, о которых мы писали в Т⁠—⁠Ж:

Если квартира находилась в собственности пять лет, а в определенных случаях — три года, при ее продаже не нужно платить налог и подавать декларацию.

Если продать квартиру раньше этого срока, то придется отчитаться перед налоговой инспекцией. Что касается налога, либо его можно уменьшить, либо его совсем может не быть — если воспользоваться имущественным вычетом.

Кому положены. Вычетом могут воспользоваться продавцы квартир. Им также можно воспользоваться при продаже долей, жилых домов, комнат, включая приватизированные жилые помещения, садовых домов или земельных участков или доли в этом имуществе.

Вычет в размере доходов, полученных от продажи квартиры, но не более 1 000 000 Р . Вычет можно применять, если нет документов о расходах.

Например, человек купил квартиру в 2020 году, а в 2021 году продал ее за 3 000 000 Р . Документы, подтверждающие расходы на покупку квартиры, не сохранились. Если воспользоваться вычетом в 1 000 000 Р , то сумма налога составит: (3 000 000 Р − 1 000 000 Р ) × 13% = 260 000 Р . Экономия составит: 1 000 000 Р × 13% = 130 000 Р .

При продаже квартиры, которая находится в общей долевой или совместной собственности, вычет в 1 000 000 Р распределяется между совладельцами квартиры пропорционально их доле. Либо это делается по договоренности между совладельцами долей, не выделенных в натуре.

Если в течение года человек продал несколько квартир, то общая сумма вычета составит 1 000 000 Р , а не по 1 000 000 Р за каждую квартиру.

Вычет на продажу квартиры, в отличие от вычета на покупку квартиры, можно применять неограниченное количество раз. То есть его можно использовать хоть каждый год.

Вычет в размере документально подтвержденных расходов на покупку квартиры. Когда все документы на руках, лучше применить этот вычет.

Допустим, квартира куплена в 2020 году за 2 000 000 Р и есть документы, подтверждающие расходы. А в 2021 году квартиру продали за 3 000 000 Р . В этом случае сумма налога составит: (3 000 000 Р − 2 000 000 Р ) × 13% = 130 000 Р .

Чтобы посчитать, какой налог нужно заплатить при продаже квартиры, воспользуйтесь нашим калькулятором:

Документы. Для применения вычета 1 000 000 Р нужно подать в инспекцию декларацию и приложить к ней копию договора купли-продажи.

Если доход от продажи квартиры уменьшать на расходы, которые были при покупке этой квартиры, то дополнительно нужно представить копии документов по предыдущей сделке:

  1. Договора, по которому была приобретена квартира, — купли-продажи или участия в долевом строительстве.
  2. Расписок.
  3. Квитанций из банка.
  4. Других документов о расходах.
  5. Акта-приема передачи, если квартира приобреталась по ДДУ.

Стандартные налоговые вычеты

Кому положены. Стандартные налоговые вычеты делятся на две категории: вычеты на себя и на детей.

Вычеты на себя. Вычет предоставляется определенным категориям физлиц. Например, инвалидам с детства, инвалидам первой и второй групп, «чернобыльцам», родителям и супругам военнослужащих, погибших при исполнении военных обязанностей, и другим. Перечень лиц, которые могут претендовать на стандартный налоговый вычет, есть в законе.

Вычет на ребенка (на детей). Эти вычеты предоставляются обоим родителям. На вычет также могут претендовать усыновители, опекуны, попечители, приемные родители. Важно, чтобы ребенок находился на их обеспечении.

Вычет предоставляется с месяца, в котором родился ребенок, и до конца того года, в котором он достиг 18 или 24 лет, если продолжает учиться очно.

Размер — 500 Р или 3000 Р за каждый месяц года. Размер вычета зависит от категории налогоплательщика. Например, людям, которые получили инвалидность вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, каждый месяц положен вычет 3000 Р . Инвалиды с детства могут претендовать на вычет 500 Р ежемесячно.

Если человек имеет право воспользоваться несколькими вычетами на себя, то ему будет предоставлен максимальный из них. Так, если инвалид-«чернобылец» также и инвалид с детства, то ему будет предоставлен вычет 3000 Р .

Почему НДФЛ никто не отменял?

Дело в том, что ЕНП – это не новый налог и не освобождение от НДФЛ, а лишь способ его уплаты. Его смысл в том, что можно частично или полностью заплатить подоходный налог добровольным авансом, еще до того, как ФНС пришлет налоговое уведомление на уплату (ч. 6 ст. 228 НК).

Как это работает? Например, вы получили подарок по дарственной. Или банк рефинансировал вам кредит и тем самым освободил от части долга. Так или иначе, это доход и с него нужно уплатить НДФЛ. Но вы не намерены ждать, пока ФНС насчитает налог и пришлет уведомление, и решили заплатить его авансом добровольно – теперь у вас есть такое право.

Но запомните: этот механизм не распространяется на налоги, которые у вас должен удерживать налоговый агент. Например, работодатель – ваш налоговый агент, он как и раньше, «откусывает» вам от зарплаты 13 процентов налога, и переводит их в бюджет, в это схеме ничего не поменялось (ч. 1 ст. 226 НК).

Впрочем, некоторым все же удается не платить налоги.

Зарплата до вычета НДФЛ — это как

При заключении трудового договора сотрудник должен быть ознакомлен со всеми начислениями, которые будут ему выплачиваться, и их размером:

  • окладом;
  • премиями (за результат работ);
  • надбавками (за квалификацию, условия работы и др.).

Именно из этих выплат будет складываться заработная плата работника. Так почему же мы получаем к выплате меньшую сумму. ЗП до вычета НДФЛ — это как?

Из заработной платы удерживается НДФЛ (глава 23 НК РФ). Компания, выплачивающая вам заработную плату, является налоговым агентом. То есть именно на нее возложена обязанность удержать НДФЛ и перечислить его в бюджет. Именно поэтому вы получаете заработную плату, с которой уже удержан налог.

Кто не платит НДФЛ?

Итак, мы выяснили, на что идут 13 процентов от зарплаты – на уплату подоходного налога. Это обязательно, отказаться от его уплаты нельзя. Хотя некоторым все же удается. И законно, и незаконно. Среди них:

  1. Граждане, не имеющие доходов. Нет доходов – нет и налогов, все просто!
  2. Граждане, работающие неофициально. Тот же случай, что выше. С тем лишь отличием, что у первых нет дохода фактически, а у вторых – только формально, их работодатели не выполняют функции налоговых агентов и не передают сведения в ФНС, поэтому у налоговиков и нет претензий.
  3. Предприниматели и самозанятые. В отличие от первых двух категорий, третья платит налоги от своего дохода, но не НДФЛ. Например, для ИП существуют разные налоговые режимы. Самый распространенный – это УСН, он предусматривает уплату 6% от дохода. Похожая ситуация у самозанятых. Вместо НДФЛ самозанятый платит НПД в размере 4-6% (ст. 10 ФЗ № 422 от 27.11.2018). И касается это только профессионального или предпринимательского дохода, если деньги получены от иных источников – они также платят НДФЛ 13%.
  4. Граждане, получающие доходы, которые освобождены от НДФЛ. Тут тоже все просто. Есть много видов дохода, с которых налоги не взимаются.

Социальный налоговый вычет

Льгота работодателем предоставляется в размере денежных средств, израсходованных на:

  • лечение;
  • обучение;
  • уплату дополнительных взносов на накопительную пенсию;
  • расходы на добровольное страхование: пенсионное и жизни.

Для его получения у работодателя необходимо получить уведомление в налоговой инспекции по вашему месту жительства. Сделать это можно, написав заявление и предоставив подтверждающие расходы документы (договор на обучение, лечение, добровольное страхование, платежные документы) в ИФНС. Сделать это можно лично в инспекции, направив почтовым направлением или через личный кабинет налогоплательщика.

Уменьшение базы, с которой исчисляется налог, будет произведено на сумму, указанную в уведомлении.

С чего не взимается НДФЛ?

В соответствии со ст. 217 НК, существует 83 вида доходов, необлагаемых подоходным налогом. В их числе:

  • пособие беременным, выплаты на ребенка и иная госпомощь;
  • пенсии;
  • алименты;
  • доход от дарения недвижимости и ТС между близкими родственниками;
  • наследство;
  • доходы от продажи овощей и фруктов, выращенных дома без привлечения наемного труда;
  • стипендии;
  • доходы, полученные в качестве возмещения судебных расходов;
  • субсидии и прочие.

Как-либо оформлять освобождение не нужно, все это происходит автоматически, без вашего участия – налоговая просто ничего не начисляет на эти доходы.

Стандартный налоговый вычет

По такому основанию предусмотрено уменьшение налоговой базы по льготе «на себя» и «на детей». Уменьшение будет применяться ежемесячно на установленную в статье 218 НК РФ фиксированную сумму. При этом льгота «на себя» будет предоставляться весь год независимо от дохода, а льгота на ребенка до тех пор, пока ваш доход не достигнет 350 000 рублей с начала года.

6000 (опекуны и попечители)

Как вернуть или уменьшить сумму налога?

Даже если вы работаете официально, у вас нет возможности скрыть от государства свою зарплату и она – единственный ваш доход, не расстраивайтесь. Есть еще один способ, как не платить 13% от зарплаты. По крайней мере, частично. И имя ему – налоговый вычет. Это такая специальная льгота, которая уменьшает налоговую базу по НДФЛ (сумму дохода, на который начисляется налог), тем самым снижая сумму самого налога.

Работает это так: представим, ваша зарплата – 60 тыс. рублей, а сумма предоставленного вычета – 15 тыс. рублей. 60 — 15 = 45 тыс. рублей. Вот только на эти деньги будет рассчитываться налог, остальные 15 тыс. от него освобождены.

Вычеты бывают разные:

  • Стандартный (ст. 218 НК). Включает уйму категорий граждан (от чернобыльцев до родителей с детьми), для каждой из которых предусмотрен свой вычет. Например, если у вас есть 1 ребенок – вам положено 1400 руб. вычета ежемесячно.
  • Социальный (ст. 219 НК). Предоставляется в сумме расходов потраченных на благотворительность, на переводы в НПФ (не более 120 тыс. руб./год), на медицинскую помощь (без ограничений по сумме), на образовательные услуги (не более 50 тыс. руб./год) и ряд других трат.
  • Имущественный (ст. 220 НК). Предоставляется единожды лицам, которые получили доход от продажи или понесли крупные расходы на покупку имущества – недвижимости, транспорта и прочего. Сумма вычета зависит от вида дохода или расхода и купленного/проданного имущества. Например, при продаже квартиры – 1 млн руб., а при покупке – уже 2 млн!

Использовать вычет можно через обращение в налоговую, путем подачи декларации. Тогда ФНС рассчитает и вернет часть излишне уплаченного налога на ваш счет в банке.

Второй способ – через работодателя. В этом случае, перед тем как высчитать 13 процентов от зарплаты, бухгалтерия сначала посчитает вычет. В итоге из вашей зарплаты НДФЛ будет удержан в меньшей сумме. Или совсем не будет удержан – все законно и просто!

Стандартные вычеты НДФЛ на двоих детей

Стандартный вычет на ребенка установлен подпунктом 4 пункта 1 статьи 218 Налогового кодекса. Работодатель – налоговый агент предоставляет его работнику путем уменьшения налоговой базы по НДФЛ на величину вычета в каждом месяце налогового периода.

Стандартные налоговые вычеты уменьшают только сумму дохода, облагаемую налогом по ставке 13%. Если доход работника облагается по другой налоговой ставке (например, 13% в отношении к дивидендам), то сумму этого дохода на стандартные вычеты не уменьшают. Поэтому важен раздельный учет доходов.

Размеры детских вычетов

Налоговый вычет на ребенка за каждый месяц календарного года составляет:

  • 1400 рублей — на первых двух детей;
  • 3000 рублей — на третьего и каждого последующего ребенка;
  • 12 000 рублей — на каждого ребенка в случае, если ребенок в возрасте до 18 лет является ребенком-инвалидом, или учащегося очной формы обучения, аспиранта, ординатора, интерна, студента в возрасте до 24 лет, если он является инвалидом I или II группы.

Вычета больше чем дохода

Может получиться так, что вычет по НДФЛ больше начисленной зарплаты. Как быть в такой ситуации разъясняет Минфин России в письме от 02.03.2020 г. № 03-04-06/15364.

Ответ: вычет нужно предоставить, даже если дохода не хватает.

Если сумма вычетов больше облагаемых доходов, то база для расчета НДФЛ равна нулю (п. 3 ст. 210 НК). Значит, налог тоже будет нулевым. Сумму превышения вычетов над доходами можно переносить с одного месяца на другой, но только в течение года.

Все нарастающим итогом

НДФЛ считается не помесячно, а на каждую дату получения дохода нарастающим итогом по всем доходам с начала года.

В течение каждого месяца налоговые вычеты будут суммироваться, и только после этого на заработную плату начисляется налог.

Значит, появившийся в течение года за счет превышения вычетов над текущими доходами излишне удержанный НДФЛ до конца года может быть погашен налогом со следующих доходов.

Пример. Как рассчитать зарплату, если доход за месяц меньше вычета
Иванов А.А. работает механиком на . У него двое несовершеннолетних детей, поэтому ему положен стандартный вычет 2800 рублей (1400 х 2).
Зарплата Иванова – 30 000 руб. Январь и февраль он отработал полностью. НДФЛ за эти месяцы — 7072 руб. ((30 000 х 2 – 5600) ×13%). В марте Иванов по семейным обстоятельствам был в отпуске за свой счет, поэтому его зарплата составила всего 2500 руб.

Получается, в марте у него вычетов больше, чем дохода. Значит, НДФЛ нужно считать с 54 100 руб. (62 500 – (2800 × 3). НДФЛ равен 7033 руб. (54 100 × 13%). Но с начала года бухгалтер удержал больше – 7072 руб. Поэтому в марте сотрудник получит на руки полностью 2500 руб. Возник излишне удержанный НДФЛ.

В апреле Иванов отработал весь месяц. Доход нарастающим итогом – 92 500 руб. Вычеты составят 11 200 руб. (2800 × 4 мес.). Налоговая база — 81 300 руб. (92 500 – 11 200). Сумма НДФЛ — 10569 руб. Ранее бухгалтер удержал из зарплаты 7072 руб., значит, осталось вычесть 3536 руб. (10 569 – 7033). На руки за апрель работник получит 26 464 руб. То есть, остаток мартовского вычета в размере 300 рублей «перешел» на апрель.

Таким образом, возникший излишне удержанный НДФЛ работодатель может зачесть в счет подлежащего удержанию налога в следующих месяцах этого календарного года или вернуть работнику по его заявлению.

Если налог не будет зачтен из-за отсутствия дохода или возвращен, то по итогам года работник может обратиться в налоговую инспекцию за возвратом НДФЛ самостоятельно. Для этого ему нужно подать в ИФНС декларацию 3-НДФЛ и документы:

  • справку 2-НДФЛ;
  • копии свидетельств о рождении всех детей;
  • заявление о возврате переплаты налога на его банковский счет.

Если в месяце нет дохода

Может также возникнуть вопрос, нужно ли предоставить «детский» вычет за месяцы, в которых у работника не было доходов, облагаемых НДФЛ по ставке 13%.

Чиновники отмечают, что все зависит от того, возобновились ли доходы в текущем году. Если возобновились, то вычеты за «бездоходные» месяцы можно предоставить. Если же доходы отсутствуют по 31 декабря включительно, то и вычетов в этом году уже не будет.

Если в налоговом периоде у сотрудника вообще не было доходов, облагаемых НДФЛ по ставке 13%, то стандартные налоговые вычеты не предоставляют. Пример: сотрудница, находящаяся в отпуске по уходу за ребенком до полутора или трех лет.

Предельная величина дохода для получения детского вычета

Важно отметить, что детский вычет применяют только до того момента, пока доход работника, облагаемый налогом по ставке 13%, не превысит 350 000 рублей. Начиная с месяца, в котором доход работника превысит 350 000 рублей, этот налоговый вычет не применяют.

Обратите внимание: не все доходы работника входят в этот годовой лимит. Не учитываются суммы дохода, которые не облагаются НДФЛ, в частности:

  • суммы суточных, не превышающие 700 рублей на территории России и 2 500 рублей в загранкомандировке;
  • суммы материальной помощи, не превышающие 4 000 руб.;
  • дополнительные взносы работодателя, но не более 12 000 руб. в год.

Пример. Как предоставлять детские вычеты с учетом ограничения доходов

Работник Петров имеет 2 детей в возрасте 4 и 8 лет. Следовательно, ему должен быть предоставлен налоговый вычет в размере 1400 руб. на каждого ребенка.

Месячный оклад– 36 000 руб. В январе-июле ежемесячный доход работника, облагаемый налогом, составит: 36 000 руб. – 2800 руб. = 33 200 руб.

Доход Петрова превысит 350 000 руб. в октябре: 36 000 руб. × 10 мес. = 360 000 руб.

Значит, начиная с октября, работнику не предоставляют «детский» вычет. Начиная с октября ежемесячный доход, облагаемый налогом, составит 36 000 руб.

Обратите внимание: если сотрудник работает в организации не с начала года, то вычет предоставляют с учетом дохода, который он получил по прежнему месту работы. Работник должен представить в бухгалтерию справку о доходах 2-НДФЛ с предыдущего места работы.

Имущественный налоговый вычет

Данная льгота предоставляется при приобретении жилья. Она предоставляется в размере:

  • суммы, израсходованной на покупку жилья, но не более 2 млн руб. (пп. 1 п. 3 ст. 220 НК РФ);
  • уплаченных по договору ипотеки процентов, но не более 3 млн руб. (п. 4 ст. 220 НК РФ).

Чтобы уменьшить базу по НДФЛ по этому основанию, необходимо также получить уведомление в ИФНС, написав заявление и предоставив документы (договор купли-продажи квартиры, акт приема-передачи квартиры, договор ипотеки, платежные документы).

Если вычет по НДФЛ больше начисленной зарплаты, то работодатель предоставит его в размере, не превышающем начисленную заработную плату. При этом сумма исчисленного налога будет равна нулю. Остаток суммы, израсходованной на покупку жилья, перейдет на следующий год. Для его получения будет необходимо вновь получить уведомление о праве на него в ИФНС.

Профессиональный налоговый вычет

Эта льгота предусмотрена для тех, кто выполняет работы по гражданско-правовым договорам либо получает авторское вознаграждение за изобретение новых промышленных моделей и образцов, создание произведений в области литературы, музыки, архитектуры, изобразительного искусства.

Предоставляется она в размере произведенных расходов (ст. 221 НК РФ). Для получателей авторских вознаграждений при невозможности подтверждения произведенных расходов в п. 3 ст. 221 НК РФ установлены нормативы уменьшения базы по НДФЛ в процентах к доходу.

Читайте также: