Понижение ндфл в 2020

Опубликовано: 04.05.2024

За январь-апрель 2020 года консолидированные региональные бюджеты были исполнены с суммарным положительным балансом в 261 млрд руб. Тем не менее устойчивость региональной бюджетной конструкции находится под угрозой. В апреле 2020 года собственные доходы регионов под влиянием падения нефтяных цен и режима самоизоляции сократились почти на 30% по сравнению с апрелем 2019 года. Поступления от налога на совокупный налог уменьшились на 40%, что отражает последствия приостановки малого бизнеса. Одновременно расходы регионов в апреле 2020 года выросли (год-к-году) на 24,5%, в основном из-за двукратного увеличения расходов на здравоохранение. Лидером по темпам увеличения расходов стал Москва. По оценкам НИУ ВШЭ, по итогам 2020 года можно ожидать падение собственных доходов регионов на 12-15%. По оценке экспертов, поддержка регионов из федерального центра в 2020 году – при предположении, что регионы-доноры в состоянии самостоятельно решить большую часть бюджетных проблем – должна составить не менее 1 трлн руб.

Рис. 1. Доходы, расходы и баланс консолидированных региональных бюджетов за январь-апрель 2011–2020 гг., в % к ВВП


Источник: Минфин РФ, расчёты Института "Центр развития" НИУ ВШЭ.

За первые четыре месяца 2020 года доходы консолидированных региональных бюджетов сократились по сравнению с соответствующим периодом 2019 года на 1,2%; сокращение собственных (за вычетом трансфертов из федерального бюджета) доходов составило 6%; соответственно, трансферты из федерального бюджета выросли на 30%. Влияние нынешнего кризиса,

Рис. 2. Отношение собственных доходов регионов в апреле 2020 г., в % к апрелю 2019 г.


Источник: Минфин РФ, расчёты Института "Центр развития" НИУ ВШЭ. На рисунке показаны регионы с наиболее существенным падением собственных доходов.

вызванного пандемией и падением цен на нефть, на региональную экономику в полной мере проявилось в апреле 2020 года. Доходы консолидированных региональных бюджетов за этот месяц сократились по сравнению с апрелем 2019 года более чем на 20%, собственные доходы регионов – почти на 30%. Поступления налога на прибыль уменьшились за апрель на 29%, поступления от наиболее устойчивого к кризису НДФЛ – на 19% (в целом за январь-апрель 2020 г. по отношению к аналогичному периоду предыдущего года поступления НДФЛ выросли на 3%). Поступления от налога на совокупный налог рухнули в апреле 2020 года (г/г) на 40%, что свидетельствует об остановке многих предприятий малого бизнеса; поступления налога на имущество сократились на 44%; поступления от акцизов выросли на 15% (результат перераспределения акцизов на моторное топливо в пользу регионов).

Масштабы снижения собственных доходов существенно различаются по регионам. Как видно из рис. 2, Москва также относится к регионам, в которых снижение собственных доходов в апреле 2020 года было более резким, чем по России в целом. Ряд регионов, в которых имело место существенное сокращение собственных доходов (в частности, ЯНАО, Республика Коми, Сахалинская область, Татарстан, Башкортостан), относятся к нефте- и газодобывающим. В них сокращение бюджетных доходов непосредственно связано с падением мировых цен на углеводороды. Такие развитые в экономическом отношении регионы, как Московская и Свердловская области, также столкнулись в апреле с существенным сокращением собственных доходов. В то же время в основном нефтедобывающем российском регионе – ХМАО – собственные доходы в апреле выросли на 28% (судя по бюджетной отчетности, такой рост связан с перерасчетами налога на прибыль за 2019 г.), а в Тюменской области – сократились всего 11%. Поэтому типизировать регионы по масштабам падения собственных доходов достаточно сложно.

Рис. 3. Отношение поступлений налога на прибыль в апреле 2020 г., в % к апрелю 2019 г.


Источник: Минфин РФ, расчёты Института "Центр развития" НИУ ВШЭ. На рисунке показаны регионы с наиболее существенным падением налога на прибыль.

В среднем по России поступления наиболее важного для регионов налога – на прибыль, как уже было отмечено, сократились в апреле 2020 г. по отношению к апрелю 2019 г. на 29% (чуть меньше, чем собственные доходы в целом). Изменение поступлений по налогу на прибыль чрезвычайно дифференцировано по регионам.

Если рассчитанный на основе апрельских данных коэффициент вариации такого показателя, как изменение собственных доходов, составлял 25%, то аналогичный показатель, рассчитанный для налога на прибыль, равнялся уже 69%.

Между списками регионов на рис. 2 и 3 немало пересечений. Из рис. 3 видно, что в апреле текущего года целый ряд регионов потерял свыше 50% поступлений налога на прибыль. Одновременно в восьми регионах сокращение поступлений этого налога в апреле было меньше 10%, а в 17 регионах они превысили показатели апреля 2019 г. К этим регионам относятся в частности ХМАО, Республика Саха, Ленинградская, Тверская, Воронежская области. Это может быть связано с перерасчетом налога за 2019 г.

Наконец, заметим, что масштабы увеличения трансфертов из федерального бюджета в апреле 2020 г. (г/г) практически не коррелируют с глубиной падения собственных доходов регионов.

Расходы региональных бюджетов в январе-апреле 2020 г. выросли по сравнению с соответствующим периодом 2019 г. на 18%. В апреле 2020 г. увеличение расходов бюджетов составило (год к году) 24,5%.

Лидирует по масштабам увеличения апрельских расходов Москва, самый мощный в финансовом отношении регион, где расходы выросли на 67%. Но как видно из данных рис. 4, рост бюджетных расходов трудно связать со статусом региона-донора или с другими экономическими показателями.

Рис. 4. Регионы с наибольшими темпами роста расходов в апреле 2020 г., в % к апрелю 2019 г.


Источник: Минфин РФ, расчёты Института "Центр развития" НИУ ВШЭ.

Увеличение расходов консолидированных региональных бюджетов в апреле 2020 г. происходило в основном за счет дополнительного финансирования здравоохранения.

Как видно из рис. 5, расходы на здравоохранение в апреле 2020 г. по отношению к апрелю 2019 г. выросли в два раза и составили 210 млрд руб.

Опережающими темпами росли расходы на управление – прирост составил 34%. Темпы роста расходов на национальную экономику и социальную политику в регионах примерно соответствовали темпам роста суммарных расходов. Судя по данным рис. 5, в регионах была проведена реструктуризация расходов: сократились расходы на культуру, СМИ, расходы на обслуживание долга. Последнее связано со льготами по бюджетным кредитам, предоставленными федеральным центром.

Увеличение расходов на здравоохранение в апреле крайне неравномерно распределено по регионам.

Как видно из рис. 6, целый ряд регионов увеличил расходы на здравоохранение в апреле 2020 г. в 3-5 раз. Такой рост можно расценивать как индикатор того, что до начала эпидемии коронавируса эти расходы были недостаточны.

Рис. 5. Темпы роста отдельных видов расходов региональных бюджетов в апреле 2020 г., в % к апрелю 2019 г.


Источник: Минфин РФ, расчёты Института "Центр развития" НИУ ВШЭ.

За январь-апрель 2020 г. положительный баланс консолидированных региональных бюджетов составил 261 млрд руб. (за январь-апрель 2019 г. профицит составлял 952 млрд руб.). В апреле 2020 г. консолидированные региональные бюджеты были исполнены уже с дефицитом 80 млрд руб. На 2020 г. регионы получили дополнительные полномочия по перераспределению расходов, увеличению размера дефицита и государственного долга. Сейчас преждевременно говорить о том, как эти возможности будут использованы, но более сильные в экономическом отношении регионы смогут прибегнуть к дешевым и долгосрочным, по сравнению с банковскими кредитами, облигационным заимствованиям.

Рис. 6. Регионы с наибольшими темпами роста расходов на здравоохранение в апреле 2020 г., в % к апрелю 2019 г. (апр. 2019 = 100%)


Источник: Минфин РФ, расчёты Института "Центр развития" НИУ ВШЭ.

Прогнозировать развитие бюджетного кризиса в 2020 г. на региональном уровне достаточно сложно. Очевидно, что под влиянием резкого падения цен на нефть и пандемии регионы столкнутся одновременно с существенным падением собственных доходов и необходимостью увеличивать социальные расходы, расходы на здравоохранение и поддержку отдельных секторов экономики.

По гипотезе аналитиков НИУ ВШЭ, экономическая ситуация в регионах в оставшиеся месяцы 2020 г. будет постепенно улучшаться. Тем не менее в соответствии с базовым прогнозом Института "Центр развития", регионы в 2020 г. могут потерять 12-15% собственных доходов, или порядка 1,4-1,7 трлн руб. Примерно половина этих потерь придется на регионы-доноры. Даже если предположить, что помощь для компенсации снижения собственных доходов понадобится только регионам-реципиентам, потребность в дополнительных трансфертах из федерального бюджета в 2020 г. составит примерно 700-800 млрд руб. Кроме того, должны быть профинансированы дополнительные расходы регионов, прежде всего на здравоохранение и социальную защиту (возможно, за счет частичного перераспределения региональных расходов). С учетом этого потребность в дополнительных расходах федерального центра на поддержку регионов может превысить 1 трлн руб.

Подпишитесь на нашу рассылку, и каждое утро в вашем почтовом ящике будет актуальная информация по всем рынкам.

АО «Открытие Брокер» (далее – Брокер) будет производить расчет налога на доходы физических лиц (далее – НДФЛ) за 2020 год с доходов по операциям с ценными бумагами и производными финансовыми инструментами (фьючерсами, опционами) до начала первого торгового дня Московской биржи – 04.01.2021 года[1].

Удержание НДФЛ за 2020 год с доходов по операциям с ценными бумагами и производными финансовыми инструментами (фьючерсами, опционами) будет производиться Брокером в период с 11 по 31 января 2021 года (включительно) из суммы остатка рублёвых денежных средств на любом брокерском счёте клиента (портфеля), в том числе из суммы гарантийного обеспечения. Наличие денежных средств на брокерских счетах клиента будет контролироваться Брокером ежедневно. Если в течение вышеуказанного периода Брокер не сможет удержать НДФЛ из-за отсутствия рублёвых денежных средств на счетах клиента, то в соответствии с п. 14 ст. 226.1 НК РФ Брокер направит извещение в налоговый орган по месту своей постановки на учёт со сведениями о начисленной, но не удержанной сумме налога по каждому клиенту (налогоплательщику).

В этом случае, в соответствии со ст. 228 НК РФ, клиентам будет необходимо произвести уплату неудержанного налога самостоятельно в срок до 1 декабря 2021 года. Уплата налога должна будет производиться на основании уведомления, направленного клиенту (налогоплательщику) налоговым органом (п.6 статьи 228 НК РФ). В этом случае налоговую декларацию предоставлять в налоговые органы не требуется.

Однако, если у клиента в 2020 году были другие доходы, при получении которых не был удержан налог налоговыми агентами (доходы по операциям на валютном рынке Московской биржи, доходы от продажи недвижимости и пр.), был получен доход от источников, находящихся за пределами Российской Федерации (дивиденды иностранных компаний и пр.), или он хочет воспользоваться налоговыми вычетами, то ему необходимо до 30 апреля 2021 года подать в налоговый орган по месту регистрации налоговую декларацию за 2020 год по форме №3-НДФЛ.

В этом случае в налоговой декларации должны быть указаны все полученные в налоговом периоде доходы, источники их выплаты, налоговые вычеты, суммы налога, удержанные всеми налоговыми агентами и суммы налога, подлежащие уплате (доплате) или возврату по итогам налогового периода.

Сумма налога, исчисленная к доплате исходя из налоговой декларации, должна быть уплачена в бюджет в срок не позднее 15 июля 2021 года.

Обращаем Ваше внимание: удержание НДФЛ за 2020 год налоговым агентом возможно только в течение января 2021 года. Если клиент заинтересован в том, чтобы Брокер удержал полную сумму НДФЛ, то ему необходимо обеспечить наличие на брокерском счёте свободного остатка денежных средств в сумме, достаточной для удержания налога.

Кроме того, обращаем внимание, что в соответствии с положениями ст. 226.1 НК РФ из остатка денежных средств, учитываемых на индивидуальном инвестиционном счёте (ИИС), удержание НДФЛ по операциям, осуществлённым по иным брокерским договорам, производиться не будет.

Также напоминаем, что в соответствии со ст. 210 НК РФ при определении финансового результата от сделок с ценными бумагами, номинированными в иностранной валюте, доходы и расходы налогоплательщика определяются в рублях РФ по официальному курсу ЦБ РФ на дату фактических расчётов по совершённым сделкам.

Для получения информации о предварительном расчёте НДФЛ клиенты могут воспользоваться разделом «Налоговый калькулятор» личного кабинета

Зачёт расходов (затрат) по зачисленным ценным бумагам

Если в течение 2020 года клиент продал через Брокера ценные бумаги, которые зачислялись со счёта регистратора или от другого депозитария/брокера, то для учёта этих затрат клиент имеет право в срок до 25 декабря 2020 года (включительно) представить в любой офис Брокера заполненное заявление (по форме приложения №2 к Регламенту) и полный комплект оригиналов или нотариально заверенных копий необходимых документов, подтверждающих расходы на приобретение этих ценных бумаг. В случае отсутствия у Брокера до указанного срока документов, подтверждающих расходы на приобретение ценных бумаг, налоговая база по НДФЛ будет рассчитана без учёта понесённых расходов. В этом случае клиент имеет право самостоятельно обратиться в налоговый орган по месту своей регистрации для оформления вычета по произведенным расходам путём предоставления налоговой декларации с приложением подтверждающих документов.

Проверить, учтены ли Брокером расходы на приобретение ценных бумаг, можно в личном кабинете:

для проданных ценных бумаг — в разделе «Налоги»;

для непроданных ценных бумаг — в разделе «Балансовая стоимость ЦБ» (столбец «Цена в валюте расчётов»).

Вниманию клиентов-нерезидентов РФ

Если клиент не является гражданином Российской Федерации (или имеет второе гражданство, кроме РФ), но претендует на расчёт и уплату НДФЛ по ставке 13% для налоговых резидентов РФ, то ему следует в срок до 25 декабря 2020 года представить в любой офис Брокера документы, подтверждающие фактическое время пребывания на территории РФ в 2020 году, которое не должно быть менее 183 календарных дней в течение последних 12 месяцев.

При отсутствии у Брокера вышеуказанных документов НДФЛ будет рассчитан и удержан по ставкам для налоговых нерезидентов РФ (30% для всех доходов кроме дивидендов; 15% – для дивидендов).

Клиенты-нерезиденты РФ, фактически находящееся в Российской Федерации от 90 до 182 календарных дней включительно в течение периода с 1 января по 31 декабря 2020 года, могут предоставить в налоговый орган по месту постановки на учет по месту жительства (месту пребывания,) заявление в произвольной форме для признания их налоговым резидентом Российской Федерации в налоговом периоде 2020 года.

Заявление должно обязательно содержать фамилию, имя, отчество (при его наличии) и идентификационный номер налогоплательщика - физического лица и должно быть представлено в налоговый орган не позднее 30 апреля 2021 года.

Одновременно с подачей заявления клиент вправе обратиться в налоговый орган по месту постановки на учет по месту жительства (месту пребывания), за возвратом суммы НДФЛ, представив соответствующую налоговую декларацию по форме №3-НДФЛ.

Обращаем ваше внимание: с 01.01.2020 вступили в силу изменения в главу 23 НК РФ, касающиеся постановки на учёт в налоговых органах, а также предоставления налоговой декларации для физических лиц - иностранных граждан, лиц без гражданства, не являющихся индивидуальными предпринимателями и не имеющих на территории Российской Федерации места жительства (места пребывания), принадлежащих им недвижимого имущества и (или) транспортных средств, а также не состоящих на учёте в налоговых органах.

Указанные категории налогоплательщиков, получающие доходы от организаций (индивидуальных предпринимателей), являющихся источниками выплаты доходов, при получении которых не был удержан налог указанными организациями (индивидуальными предпринимателями) и сведения о которых предоставлены указанными организациями (индивидуальными предпринимателями) в налоговые органы в порядке, установленном п. 5 Ст. 226 и п. 14 Ст. 226.1 НК РФ, обязаны:

- самостоятельно исчислить суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет.

- представить в налоговый орган по месту своего учёта соответствующую налоговую декларацию.

Указанные изменения применяются к сведениям, представляемым налоговыми агентами в соответствии с п. 2 ст. 230 НК РФ (в ред. ФЗ от 29.09.2019 N 325-ФЗ) после 01.01.2020.

Сальдирование прибыли/убытков предыдущих периодов и финансовых результатов, полученных у разных брокеров

При расчёте налоговой базы по итогам налогового периода Брокер не учитывает суммы убытков, полученных клиентом за предыдущие налоговые периоды.

Зачёт убытков по операциям с обращающимися ценными бумагами и/или с обращающимися финансовыми инструментами срочных сделок, полученных в предыдущих налоговых периодах, с доходами по итогам 2020 года осуществляется клиентом (налогоплательщиком) самостоятельно. Для этого клиенту необходимо обратиться в налоговый орган по месту своей регистрации посредством подачи налоговой декларации.

Сальдирование финансовых результатов по операциям с ценными бумагами и /или срочными сделками по итогам налогового периода, полученных у разных брокеров, также производится клиентом самостоятельно посредством подачи налоговой декларации в налоговые органы по месту своей регистрации.

Возврат излишне удержанного налога

С 25 января 2021 года в личном кабинете, в разделе «Отчёты и налоги» будет представлена актуальная информация о размере исчисленного и удержанного НДФЛ.

В случае наличия суммы НДФЛ к возврату из бюджета клиент вправе обратиться к Брокеру за возвратом излишне удержанного налога. Для этого в личном кабинете в разделе «Отчёты и налоги» на вкладке «Налоги» необходимо выбрать год, за который будет осуществлён возврат, и нажать на кнопку «Вернуть» (напротив суммы к возврату).

Возврат НДФЛ производится Брокером в течение трёх месяцев с момента получения заявления. Налог возвращается на брокерский счёт в пределах суммы, указанной в разделе «Отчёты и налоги».

По всем возникающим вопросам просьба обращаться в Управление клиентского обслуживания. Наши специалисты всегда готовы вам помочь.

Обращаем Ваше внимание: Возврат налога, в связи с перерасчетом НДФЛ по итогам 2020 года, в соответствии с приобретенным клиентом-нерезидентом РФ статуса налогового резидента РФ, производится только налоговым органом, в котором клиент поставлен на учет по месту жительства (месту пребывания), при подаче налогоплательщиком налоговой декларации за 2020 год. Вместе с декларацией необходимо предоставить документы, подтверждающие статус налогового резидента РФ в этом налоговом периоде.

[1] По итогам расчета и до начала удержания НДФЛ, а именно в период с 04.01 по 10.01.2021 год, клиент не сможет воспользоваться денежными средствами в размере рассчитанной суммы НДФЛ, для совершения сделок в указанный период.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Налоговые изменения 2021


Уже за 2019 год по НДФЛ нужно будет отчитываться в новые сроки и по новым правилам.

Новые сроки сдачи годовой отчетности по НДФЛ

До 2020 г. крайним сроком сдачи годовой формы 6-НДФЛ и справок 2-НДФЛ было 1 апреля следующего года. Но теперь у бухгалтеров будет меньше времени на подготовку деклараций: их нужно будет сдать не позднее 1 марта года, следующего за отчетным.

При этом сроки сдачи форм 6-НДФЛ за квартал, полугодие и 9 месяцев не меняются. Эту форму нужно подать в ИФНС не позднее последнего дня следующего месяца после отчетного периода.

Также не меняются сроки и для справок 2-НДФЛ с признаком 2 о неудержанном НДФЛ: сдаем их не позднее 1 марта следующего года (п. 5 ст. 226 НК).

Отчетный период

Крайний срок отправки в 2020 г.

6-НДФЛ

2-НДФЛ

Электронная отчетность по НДФЛ

Помимо сроков изменились также требования к налоговым агентам, которые подавали отчетность в бумажном виде. Ранее отчитываться по НДФЛ в электронной форме необходимо было только тем, кто выплачивал доход 25 и более сотрудникам.

Теперь требование подавать электронную отчетность установлены уже для тех организаций и ИП, у кого выплаты доходов приходятся на 10 и более физлиц. Если нарушить это требование, грозит штраф — 200 руб. (ст. 119.1 НК). Право подавать отчет на бумаге сохранили только работодатели, которые выплачивали вознаграждение 9 и менее людям.

Изменения для организаций с обособленными подразделениями

Ранее организации были обязаны платить НДФЛ за каждое подраздление, и за каждое сдавать форму 6-НДФЛ и справки 2-НДФЛ (п. 7 ст. 226 и п. 2 ст. 230 НК). Причем даже если компания и несколько обособленных подразделений находятся на территории, подведомственной одной инспекции.

Теперь в случае если несколько подразделений находятся на территории одного муниципального образования, отчитываться за все подразделения и платить НДФЛ можно только из одного (п. 7 ст. 226 НК РФ). Для этого организации нужно подать заявление в ИФНС, где указать подразделение, которое будет отчитываться. Чтобы отчитываться по новым правилам уже в следующем году, уведомить инспекцию нужно до 1 января. А вот в течение года поменять подразделение уже не получится.

Напоминаем, что обособленным подразделением компании будет считаться любое подразделение, адрес которого отличается от адреса компании в ЕГРЮЛ.

Уведомить налоговую о его создании надо в течение месяца после того, как компания начала вести деятельность через новое подразделение — иначе ждет штраф в 200 руб. (п. 1 ст. 126 НК РФ).

2-НДФЛ все еще сдаем

Долгое время ходили слухи, что 2-НДФЛ и 6-НДФЛ объединят в один отчет, который будет содержать сведения из формы 6-НДФЛ и справок 2-НДФЛ. Однако в последние изменения эти планы не вошли. Возможно, эти изменения вступят в силу в 2021 г.

Списанная задолженность может не облагаться НДФЛ

С 1 января 2020 г. списанная задолженность не облагается НДФЛ, если выполняется два условия:

  1. физлицо не является взаимозависимым по отношению к компании и трудового договора с ним не было в течение всего периода наличия долга;
  2. списание долга — это не материальная помощь и не встречное исполнение обязательства перед физлицом. Например, долг списывают не в счет оплаты за работы или услуги, оказанные физлицом.

Такие правила закреплены в п. 62.1 ст. 217 НК РФ.

Когда можно не платить НДФЛ при продаже жилья

Доходы от продажи жилого помещения не будут облагаться НДФЛ, если физлицо владело им три года.

Льготу смогут использовать те, кто реализует единственное жилье. Ее также можно будет применить, когда физлицо сначала приобрело новое жилье, а потом продало старое. Но должно соблюдаться следующее условие: новый объект приобрели в течение 90 дней до того, как по старому объекту зарегистрировали переход права собственности к покупателю.

Например, человек в июле купил новую квартиру, а в августе продал старую, которой владел более трех лет. С дохода от продажи НДФЛ платить не понадобится (пп. 4 п. 3 ст. 217.1 НК РФ).


Старший экономист-консультант «Что делать Консалт»

С 1 января 2021 года утверждена повышенная ставка НДФЛ – 15 % в отношении доходов свыше 5 миллионов рублей. В статье Оксаны Смолановой вы узнаете об особенностях применения прогрессивной ставки НДФЛ, которые необходимо учитывать налоговым агентам.

Определение налоговой базы

Федеральным законом от 23.11.2020 № 372-ФЗ введены в НК РФ понятия «основная налоговая база» и «совокупность налоговых баз».

Совокупность налоговых баз – это сумма налоговых баз, которые указаны в пункте 2.1 статьи 210 НК РФ . Для налоговых резидентов РФ в неё входят доходы:

  • от долевого участия, в том числе в виде дивидендов иностранной организации, которые физлицо признало в декларации;
  • в виде выигрышей участников азартных игр и лотерей;
  • по операциям с ценными бумагами и производными финансовыми инструментами;
  • по операциям РЕПО, предметом которых являются ценные бумаги;
  • по операциям займа ценных бумаг;
  • по операциям с ценными бумагами и производными финансовыми инструментами, которые учитываются на ИИС;
  • полученные участниками инвестиционного товарищества;
  • в виде сумм прибыли КИК;
  • иные доходы, которые считаются основной налоговой базой ( пп. 9 п. 2.1 ст. 210 НК РФ ).

К основной налоговой базой относятся следующие виды доходов: зарплата, отпускные, больничные, матпомощь, вознаграждение по ГПД и другие доходы, выплачиваемые работникам.

Пороговое значение и прогрессивную ставку НДФЛ необходимо применять в отношении совокупности баз.

Наряду с этим, в соответствии с абзацем 4 пункта 1 статьи 224 НК РФ , прогрессивная шкала не применяется к следующим доходам:

1) облагаемым по ставке 13 % доходам ( п. 1.1 ст. 224 НК РФ ):

  • от продажи имущества (за исключением ценных бумаг) и (или) доли (долей) в нём;
  • в виде стоимости имущества (за исключением ценных бумаг), полученного в порядке дарения;
  • подлежащим налогообложению доходам, полученным в виде страховых выплат по договорам страхования и выплат по пенсионному обеспечению;

2) облагаемым по ставке 35 % согласно пункту 2 статьи 224 НК РФ ;

3) облагаемым по ставке 9 % согласно пункту 5 статьи 224 НК РФ ;

4) облагаемым по ставке 30 % согласно пункту 6 статьи 224 НК РФ .

Вышеперечисленные доходы не учитываются при расчёте порогового значения 5 миллионов рублей.

Порядок применения ставки НДФЛ 15 %

Ставка НДФЛ 15 % применяется, когда доходы физлица, облагаемые по ставке 13 % и уменьшенные на вычеты, превысят 5 миллионов рублей. Налоговые вычеты применяются в прежнем порядке ( ст. 210 , п. п. 1, 1.4 ст. 225 НК РФ).

Если налоговая база с начала года превысит 5 миллионов рублей, то НДФЛ определяется следующим образом:

650000 руб. (5 млн руб. x 13 %) + 15 % с разницы между общей суммой доходов и 5 млн руб.

В случае если на момент уплаты НДФЛ в бюджет порог не превышен, то налоговый агент перечисляет сумму без особенностей. А если налог оказался больше, то следует отдельно уплатить:

  • налог в части, которая меньше или равна 650000 рублей;
  • налог, сумма которого больше 650000 рублей и который относится к части базы свыше 5 миллионов рублей.

Переходный период в 2021-2022 гг.

Пунктом 3 статьи 2 Закона от 23.11.2020 № 372-ФЗ в период до 2023 года при расчёте НДФЛ с доходов резидентов лимит 5 миллионов рублей и прогрессивную шкалу ставок необходимо применять отдельно к каждой налоговой базе. С 2023 года при расчёте НДФЛ повышенная ставка уже будет определяться к совокупности налоговых баз, за исключением доходов от долевого участия в виде дивидендов.

Морозов Дмитрий Александрович, советник государственной гражданской службы РФ 1 класса, разъясняет : «Установленная в Законе № 372-ФЗ возможность применения повышенной ставки НДФЛ (15 %) в отношении каждой налоговой базы, а не совокупности всех баз применяется исключительно к порядку исчисления и уплаты НДФЛ налоговыми агентами. В 2021 и 2022 годах они должны сравнивать каждую из указанных налоговых баз с лимитом 5 миллионов рублей (к примеру, отдельно зарплату и отдельно дивиденды), а НДФЛ считать по повышенной ставке, только если какая-либо из них превысит этот лимит».

Если же по итогам года у конкретного работника сумма девяти налоговых баз, для которых предусмотрено применение ставки 15 %, в совокупности превысит 5 миллионов рублей (пусть даже все такие доходы получены у одного налогового агента), то налоговый орган пересчитает НДФЛ по повышенной ставке и направит физическому лицу уведомление на уплату налога. Ведь общий порядок расчёта НДФЛ, закреплённый в Налоговом кодексе, применяется начиная с 01.01.2021.

Если в 2021 году физлицо получает доход от нескольких налоговых агентов — от каждого в пределах 5 миллионов рублей, но в сумме получится более 5 миллионов рублей, то НДФЛ с суммы превышения совокупной налоговой базы над 5 миллионами рублей уплачивается таким физическим лицом самостоятельно до 1 декабря 2022 года на основании направленного налоговым органом налогового уведомления об уплате налога ( п. 6 ст. 228 НК РФ ). Сумма НДФЛ с налоговой базы в пределах 5 миллионов рублей исчисляется, удерживается и перечисляется в бюджет каждым из налоговых агентов, исходя из выплачиваемых им сумм дохода.

Рассмотрим пример. Сотрудник получает зарплату 2 миллиона рублей в месяц. В январе и феврале 2021 года налоговый агент удержит НДФЛ по 260000 рублей (2 млн руб. × 13 %). В марте доход превысил 5 миллионов рублей. Соответственно, налоговый агент применит прогрессивную шкалу ставок и удержит НДФЛ:

  • 130 тыс. руб. (1 млн руб. × 13 %) – по ставке 13 % с части зарплаты за март в пределах дохода в 5 миллионов рублей, рассчитанного с начала года;
  • 150 000 руб. (1 млн руб. × 15 %) – налог по повышенной ставке 15 % с части зарплаты за март, которая превысила доход в 5 миллионов рублей с начала года.

Начиная с зарплаты за апрель и последующие месяцы налоговый агент удержит НДФЛ по повышенной ставке 15 %. НДФЛ с зарплаты за апрель составит 300000 рублей (2 млн руб. × 15 %).

Если налоговый агент ошибётся с расчётом налога по комбинированной ставке (650000 руб. плюс 15 % с превышения пороговой величины доходов), то за первый квартал 2021 года его не будут штрафовать и начислять пени. Для этого налоговый агент должен самостоятельно перечислить в бюджет недостающие суммы до 1 июля следующего года.

НДФЛ и дивиденды

Налоговую базу по дивидендам нужно как до 2023 года, так и после определять отдельно и к ней применять прогрессивную шкалу ставок ( п. 3 ст. 214 НК РФ ).

Например, при выплате работнику зарплаты 4 миллионов рублей и дивидендов 1,5 миллиона рублей считайте НДФЛ по 13 % отдельно с зарплаты — 520000 рублей (4 млн руб. x 13 %), отдельно с дивидендов — 195000 рублей (1,5 млн руб. x 13 %). Неважно, что суммарно доходы больше 5 миллионов рублей (пример рассмотрен в типовой ситуации по НДФЛ, «Главная книга» ).

НДФЛ с доходов нерезидентов

Ставка НДФЛ для доходов нерезидентов по-прежнему составляет 30 %. Сохранились и ставки 15 % и 5 % для отдельных видов доходов ( п. 3 ст. 224 НК РФ ). Прогрессивное налогообложение по ним не применяется. Однако доходы нерезидентов, которые раньше облагались по ставке 13 %, теперь облагаются по прогрессивной шкале ( п. 3.1 ст. 224 НК РФ ). К таким доходам относятся:

  • доходы высококвалифицированных специалистов (в общем случае с зарплатой свыше 2 миллионов рублей в год);
  • доходы иностранцев, работающих по патенту;
  • доходы переселенцев в рамках госпрограммы;
  • доходы иностранцев, имеющих статус беженцев или получивших временное убежище;
  • доходы экипажей судов, плавающих под российским флагом.

К вышеперечисленным доходам нерезидентов, не превышающим в совокупности 5 миллионов рублей в год, применяется ставка НДФЛ 13 %; с суммы, превышающей 5 миллионов рублей — 15 %.

Прогрессивная ставка НДФЛ в отчётности по НДФЛ

Налоговые агенты, которые выплачивали физическим лицам доходы, облагаемые по разным ставкам, разделы 1 и 2 расчёта 6-НДФЛ обязаны заполнить для каждой из ставок налога ( п. 4.2 Порядка, утверждённого Приказом ФНС России от 15.10.2020 № ЕД-7-11/753 ). При выплате доходов свыше 5 миллионов рублец нужно заполнить разделы 1 и 2 отдельно:

  • для доходов до 5 миллионов рублей включительно и налога с них по ставке 13 %;
  • доходов сверх 5 миллионов рублей и налога с них по ставке 15 %.

Приказом Минфина России от 12.10.2020 № 236н для НДФЛ в части суммы налога, превышающей 650000 рублей, относящейся к части налоговой базы, превышающей 5 миллионов рублей, установлен отдельный КБК — 000 101 02080 01 0000 110.

Кроме того, разъяснение порядка заполнения расчёта по новой форме 6-НДФЛ (с примерами) в отношении доходов, облагаемых по повышенной налоговой ставке, содержится в Письме ФНС России от 01.12.2020 № БС-4-11/19702@ .

Таким образом, порядок расчёта, уплаты и заполнения отчётности по НДФЛ имеет ряд особенностей и нюансов, которые необходимо учитывать налоговым агентам начиная с 2021 года.

Налоговая нагрузка – один из главных показателей, по которым вычисляется определенный минимум по уплате взносов в бюджет. Если предприятие по результатам деятельности не «дотянуло» до минимума в своей сфере, то это может стать поводом для выездной проверки налоговиками. Федеральная налоговая служба на своем сайте опубликовала новые значения налоговой нагрузки по видам экономической деятельности за 2021 год – рассмотрим, что поменялось и как вычислить свою налоговую нагрузку.

Что такое налоговая нагрузка

Этот термин обозначает долю выручки, уплаченную предприятием в бюджет. Зачастую по значению данного коэффициента налоговая инспекция понимает, достаточно ли честно ведется бизнес. ФНС рассчитывает средние значения нагрузки по каждому виду деятельности и публикует таблицы с коэффициентами.

Также значение налоговой нагрузки используют банки, когда принимают решение о выдаче кредита или обслуживании компании. Если размер выплат в бюджет от общего оборота по счету меньше, чем установленный законом, то бизнес считается недобросовестным.

Безопасные значения налоговой нагрузки в 2021 году

Данные значения меняются каждый год и публикуются ФНС в соответствии с данными статистической отчетности. Ниже представлена таблица с коэффициентами, которыми руководствуются налоговики в 2020 году.

До середины 2021 года налоговики используют показатели за 2019-й, и только к середине года будут рассчитаны новые данные, собранные за 2020 год. Ниже представлена таблица с актуальными коэффициентами, которыми сейчас руководствуется ФНС.

Налоговая нагрузка, %

Справочно: фискальная нагрузка по СВ, %

Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство, рыбоводство – всего

растениеводство и животноводство, охота и предоставление соответствующих услуг в этих областях

лесоводство и лесозаготовки

Добыча полезных ископаемых — всего

добыча топливно-энергетических полезных ископаемых — всего

добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических

Обрабатывающие производства – всего

производство пищевых продуктов, напитков, табачных изделий

производство текстильных изделий, одежды

производство кожи и изделий из кожи

обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели, производство изделий из соломки и материалов для плетения

производство бумаги и бумажных изделий

деятельность полиграфическая и копирование носителей информации

производство кокса и нефтепродуктов

производство химических веществ и химических продуктов

производство лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях

производство резиновых и пластмассовых изделий

производство прочей неметаллической минеральной продукции

производство металлургическое и производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования

производство машин и оборудования, не включенные в другие группировки

производство компьютеров, электронных и оптических изделий

производство электрического оборудования

производство прочих транспортных средств и оборудования

производство автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов

Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха - всего

производство, передача и распределение электроэнергии

производство и распределение газообразного топлива

производство, передача и распределение пара и горячей воды; кондиционирование воздуха

Если предприятие занимается несколькими видами деятельности, то нужно ориентироваться на значения налоговой нагрузки для того, который указан основным. В случае, когда компания перешла на работу в другой отрасли, необходимо своевременно вносить данные об этом в ЕГРЮЛ. Если деятельность предприятия не попадает ни под один из видов, указанных в списке выше, то нужно искать значения для ближайшего по своей отрасли.

Как посчитать налоговую нагрузку

В первую очередь нужно понимать, что именно брать для расчета. Согласно последним указаниям налоговиков:

  • выручка берется без акцизных сборов и НДС;
  • страховые взносы исключаются из расчета;
  • доход берется из строки 2110 годового отчета о финансовых результатах;
  • в сумму налогов включается уплаченный НДФЛ.

Коэффициент налоговой нагрузки вычисляется по формуле:

Налоговая нагрузка = Сумма уплаченных налогов / Доходы * 100.

Пример расчета

Из налоговой декларации машиностроительного предприятия следует, что компания за прошлый год выплатила налоги на сумму 850 000 руб. При этом страховые взносы составили 330 000 руб. Выручка компании – 9,5 млн. руб. (без НДС). Рассчитаем имеющуюся налоговую нагрузку:

850 000 / 9 500 000 * 100 = 8,94.

Нагрузка по страховым взносам равна:

330 000 / 9 500 000 * 100 = 3,47.

Теперь нужно сравнить полученные величины со средними отраслевыми. Для машиностроения общая нагрузка равна 9,9, а по страховым взносам – 4,4. Можно подвести итог, что данное предприятие платит меньше налогов, чем компании в среднем в этой отрасли предпринимательства. Поэтому бизнес находится под пристальным вниманием фискалов – предприятие может быть включено в план выездных проверок налоговой или потребуется объяснение с ФНС.

Формулы расчетов для разных видов налогообложения

Налоговая инспекция рассчитывает нагрузку для каждого предприятия отдельно, в зависимости от типа налогообложения и разновидности налогов. Рассмотрим подробнее методы вычисления для каждого частного случая.

Для организаций на ОСНО

Налоговая нагрузка = (Сумма НДС к уплате в бюджет + Сумма налога на прибыль, посчитанная к уплате) / Выручка * 100,

  • сумма НДС берется из стр. 40, разд. 1 декларации НДС;
  • величина налога – из стр. 180, лист 2 декларации на прибыль;
  • выручка – из стр. 2110 бухгалтерской отчетности.

Для индивидуальных предпринимателей на ОСНО

Налоговая нагрузка = НДФЛ / Общая сумма налогооблагаемого дохода * 100,

  • НДФЛ берется из стр. 40, разд. 1 декларации 3-НДФЛ;
  • величина дохода – из стр. 60, разд. 2 декларации 3-НДФЛ.

Для индивидуальных предпринимателей и организаций на УСН

Налоговая нагрузка = Сумма перечисленного налога / Сумма полученного дохода * 100,

  • сумма налога берется из стр. 133, разд. 2.1.1, 2.1.2 и стр. 273, 280, разд. 2.2 декларации по УСН;
  • сумма доходов – из стр. 113, разд. 2.1.1, 2.1.2 и стр. 213, разд. 2.2 декларации по УСН.

Для индивидуальных предпринимателей и организаций на ЕСХН

Налоговая нагрузка = Сумма исчисленного налога / Сумма полученных доходов * 100,

  • величина налога берется из стр. 50, разд. 2 декларации по ЕСХН;
  • сумма дохода берется из стр. 10, разд. 2 декларации по ЕСХН.

Если у предприятия есть обязанности по уплате транспортного, водного и земельного налогов, акцизным сборам, НДПИ, пользованию ресурсами, то они тоже включаются в подсчет.

Нагрузка по НДС

Для компаний, использующих этот вид налога, фискальная служба рассчитывает также удельный вес вычетов по следующей формуле:

Удельный вес вычетов = Общая сумма вычетов / Общая сумма начисленного НДС * 100%,

  • сумма вычетов берется из строки 190, разд. 3 декларации НДС;
  • сумма НДС – из строки 118, разд. 3 декларации НДС.

Если результат вычислений больше 89%, то предприятие будет отнесено к группе риска, поэтому стоит перед каждой подачей декларации проверять удельный вес вычетов по НДС. В случае превышения лучше перенести часть вычетов на будущее либо оставить как есть и подготовить ответы на вопросы налоговиков и подтверждающие документы.

Нагрузка по НДФЛ

Вычисление налоговой нагрузки по НДФЛ определяется по формуле:

Налоговая нагрузка по НДФЛ = Исчисленный НДФЛ / Общая сумма доходов от этой деятельности * 100%.

Налоговая инспекция потребует объяснений, если полученное значение будет слишком низким. Для юридических лиц важным показателем здесь будет динамика выплат, ФСН обратит пристальное внимание на компанию, если:

  • Суммы НДФЛ уменьшились относительно прошлых периодов более чем на 10% по итогам квартала или года.
  • По размеру НДФЛ было выявлено, что на предприятии выплачиваются заработные платы ниже среднего уровня по региону.
  • Также просматриваются суммы страховых взносов – не снизились ли они при том же самом количестве сотрудников.

Как контролировать налоговую нагрузку

Налоговики при составлении плановых проверок в первую очередь включают в нее компании:

  • работающие с отрицательными показателями доходности;
  • с большой долей вычетов по НДФЛ или НДС;
  • с заниженным уровнем нагрузки по основным взносам, соответствующим выбранной системе налогообложения;
  • с долгами по оплате налогов;
  • с уменьшенными относительно прошлых годов объемами взносов в бюджет;
  • применяющие необоснованные льготы на уплату налогов.

Все эти факторы ведут к тому, что фискальная служба начинает сомневаться в «добросовестности» предприятия и на имя руководителя отправляется официальный запрос с требованием объяснить несоответствия. Если ответ будет невнятным или не соответствующим реальному положению дел, то не избежать проверки.

С другой стороны, анализ обязан проводиться и внутри предприятия для своевременного обнаружения проблем с налоговой политикой и выявления ее нерациональности. В этом случае можно будет выполнять ряд мер, корректирующих налогооблагаемую базу с планированием налоговой нагрузки. Этим может заниматься лично руководитель или главный бухгалтер под контролем владельца бизнеса.

Нужно будет внимательно следить, чтобы налоговая нагрузка не была меньше более чем на 1% среднестатистической по отрасли. Коэффициент может быть больше указанного ФНС, но это будет означать, что предприятие переплачивает налоги. Чтобы спланировать нагрузку по взносам в бюджет, нужно:

  • проверить текущий требуемый уровень налоговой нагрузки;
  • спланировать нагрузку по каждому виду налогов и по предприятию в целом;
  • определить методы, которыми можно будет достигнуть намеченный результат;
  • контролировать выполнение задания и периодически самостоятельно делать расчеты.
  • Своевременная смена налоговой политики позволит избежать выездной проверки налоговиками.

Как объяснить низкую налоговую нагрузку

Практически у каждого недавно открывшегося предприятия уровень будет ниже требуемого по законодательству. Обычно фискальные службы учитывают дату создания компании при каждой проверке документов, но может понадобиться дополнительно предоставить разъяснения в ФНС.

Сложнее будет тем компаниям, которые работают не один год, и за последнее время налоговая нагрузка уменьшилась. В этом случае чаще всего причиной указывается деятельность по нескольким ОКВЭД – налоговики часто используют для просчетов только основной вид экономической деятельности, поэтому данные могут быть завышены. В этом случае можно:

  • сменить основной ОКВЭД и сообщить в фискальную службу, что и раньше работали по нему – законодательно это не запрещено;
  • самостоятельно посчитать налоговую нагрузку отдельно по каждому виду деятельности компании.

Пересчет нагрузки может быть полезен и в плане проверки – включили ли в расчет налоговой нагрузки НДФЛ. Об этом налоге в ФНС нередко забывают, и в итоге получается завышенный показатель.

Если все значения рассчитаны правильно, то предприятие может объяснить свой заниженный коэффициент налоговой нагрузки так:

  • осуществляется не только производственная деятельность, но есть и инвестиционные вложения;
  • много усилий направлено на развитие производственной (или торговой) сети;
  • началось осваивание нового вида деятельности (подойдет для компаний, работающих уже несколько лет).

Можно также указать налоговикам данные из статистики по конкретному региону и отрасли, что за данный период были объективные причины ухудшения дел. Это может быть упадок в сфере деятельности бизнеса или в смежной сфере, где находятся главные покупатели и т. д. Например, часто указываются такие объективные обстоятельства уменьшения налоговой нагрузки:

  • снижение объемов продаж продукции;
  • сильное повышение стоимости сырья у поставщиков;
  • рост административных расходов, заработных плат сотрудников, других издержек.

Все данные необходимо подкреплять отчетами из прошлых периодов, где все было в порядке и налоговая нагрузка была выше. Тогда будет видно, что компания действительно в данное время столкнулась с проблемами, которые потянули за собой уменьшение перечислений в бюджет.

Некоторые послабления для клиентов банков

До конца сентября 2020 года предусмотрены некоторые послабления для юридических лиц в качестве меры поддержки бизнеса в посткарантинный период. Они касаются клиентов банков – теперь организации с налоговой нагрузкой менее 0,9% от оборота не будут считаться подозрительными, как это было раньше. Предельная граница доли налоговых платежей от суммы оборота по счету может составлять минимум 0,5%.

Главными критериями, по которым банки определяют благонадежность своих клиентов, теперь являются:

  • Минимальная налоговая нагрузка – временно от 0,5%, с начала октября вернется к докризисным 0,9%.
  • Отсутствие в списке у компании-клиента банка покупателей или поставщиков из списков 550-П и 639-П, уличенных в нарушении законодательства.

Наличие платежей, которые свидетельствуют о реальности деятельности бизнеса. Например, оплата со счета предприятия за воду, интернет, канцтовары, аренду офиса, телефон, зарплаты и других социальных взносов сотрудникам, страховых взносов, НДФЛ и т. д.

Достаточно частые снятия наличности или вывод средств с корпоративной карты через займы физическим лицам, в том числе руководителю.

Все эти меры направлены на отслеживание компаний, которые занимаются «отмыванием» денег. Поэтому чем реальнее траты и поступления на счет предприятия, тем благонадежнее бизнес в глазах банков.

Читайте также: