Отмена штрафа за несвоевременную уплату ндфл

Опубликовано: 01.05.2024

Несвоевременная уплата НДФЛ

Налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня, следующего за днем выплаты налогоплательщику дохода (п. 6 ст. 226 НК РФ). При выплате доходов в виде пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком) и в виде оплаты отпусков они также обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее последнего числа месяца, в котором производились такие выплаты.

Штраф предусмотрен за несвоевременное перечисление НДФЛ налоговым агентом в бюджет. Размер штрафа — 20% от суммы налога, не перечисленной в срок (ст. 123 НК РФ, Письмо Минфина России от 19.03.2013 № 03-02-07/1/8500). При этом не имеет значения время, на которое была пропущена уплата НДФЛ. Размер штрафа будет рассчитан со всей суммы НДФЛ, не перечисленной вовремя. Он может быть уменьшен по решению налогового органа и (или) суда.

Конституционный суд РФ указал, что налоговый агент может быть освобожден от ответственности за несвоевременное перечисление НДФЛ в бюджет, если:

  • не исказил налоговую отчетность;
  • уплатил налог и пени до момента, когда узнал об обнаружении налоговым органом несвоевременной уплаты налога или о назначении выездной проверки;
  • при перечислении соответствующих сумм произошла техническая или иная ошибка, которая носила непреднамеренный характер.

Об этом сказано в Постановлении от 06.02.2018 № (направлено Письмом ФНС России от 09.02.2018 № СА-4-7/2548 для использования в работе налоговым органам, приведено в п. 2 Обзора практики Конституционного Суда РФ за 1 квартал 2018 года).

Если Вы удержали НДФЛ, но не перечислили (несвоевременно перечислили) его в бюджет, то Вам начислят пени помимо штрафа (п. 1 ст. 75 НК РФ). Порядок определения пени разъяснен в Письме Минфина России от 01.08.2017 № 03-02-07/1/48936.

Таким образом, срок за просрочку исполнения обязанности по уплате налога исчисляется, начиная со следующего дня за днем уплаты налога, установленным законодательством о налогах и сборах.

Несвоевременная уплата страховых взносов

Ответственность установлена, если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, которые предусмотрены статьями 129.3 и 129.5 НК РФ. Штраф за перечисленные нарушения составляет 20% неуплаченной суммы налога (сбора, страховых взносов).

В названном документе арбитры пришли к выводу, что бездействие налогоплательщика, выразившееся исключительно в неперечислении в бюджет указанной в налоговой декларации суммы налога (сбора), не образует состава правонарушения, установленного ст. 122 НК РФ. В этом случае с налогоплательщика подлежат взысканию только пени.

Минфин РФ уточнил, что такое разъяснение, данное в целях обеспечения единообразных подходов к разрешению споров, возникающих при применении п. 1 ст. 122 НК РФ, является актуальным, когда страховые взносы были правильно исчислены и отражены в расчетах, представленных в налоговые органы. Иными словами, штрафа по статье 122 НК РФ не будет, если сумма страховых взносов исчислена верно и отражена в расчете, представленном в налоговую инспекцию.

Таким образом, к плательщику страховых будет применена ответственность только в виде пени за несвоевременную уплату правильно исчисленных и отраженных в отчетности страховых взносов. Порядок определения пени будет таким же, как для НДФЛ.

Некорректное заполнение 6-НДФЛ

За ошибки, недостоверные сведения в расчете по форме могут взыскать штраф в размере 500 руб. (п. 1 ст. 126.1 НК РФ). По мнению ФНС России, любые заполненные реквизиты расчета, не соответствующие действительности, могут считаться недостоверными сведениями. Оштрафовать могут за ошибки:

  • в персональных данных налогоплательщика,
  • кодах доходов и вычетов,
  • суммовых показателях (п. 3 Письма ФНС России от 09.08.2016 № ГД-4-11/14515).

В то же время, налоговые органы могут снизить штраф, если ошибки не привели к уменьшению суммы НДФЛ, которую нужно уплатить в бюджет, или нарушению прав граждан (подп. 3 п. 1 и п. 4 ст. 112 НК РФ, п. 3 Письма ФНС России от 09.08.2016 № ГД-4-11/14515).

Если ошибки в поданном расчете выявлены самостоятельно, то рекомендуем представить в налоговый орган уточненный расчет. Сделать это нужно прежде, чем вы узнаете, что налоговый орган обнаружил в расчете недостоверные сведения. В таком случае можно избежать штрафа по пункту 1 статьи 126.1 НК РФ (п. 2 ст. 126.1 НК РФ).

Автор: Данченко С.П., эксперт журнала

В силу самых разных причин налоговые агенты нередко перечисляют НДФЛ в бюджет позже установленного срока. Согласно действующим нормам кроме пени в этом случае налоговики начисляли еще и штраф за несвоевременный НДФЛ – 20 % от неперечисленной суммы, – что выливалось в весьма ощутимые потери налогового агента. Но с 2019 года ситуация изменится – штрафа можно будет избежать. Подробности – в нашем материале.

Уплата НДФЛ позже срока = пени + штраф.

Действующая редакция ст. 123 НК РФ устанавливает для налоговых агентов ответственность за неправомерное неудержание и неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный НК РФ срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом: штраф в размере 20 % от суммы, подлежащей удержанию или перечислению.

На практике данная норма наиболее широко применяется в отношении налоговых агентов по НДФЛ в случае перечисления сумм налога позже установленных сроков. Получается, что если налоговый агент перечислил сумму НДФЛ позже установленного срока, но сделал это сам независимо от требований налогового органа, а также уплатил пени, то ему ответственности все равно не избежать: при выездной налоговой проверке ему будет начислен штраф за несвоевременную уплату налога. При этом штраф за несвоевременный НДФЛ будет начислен независимо от того, на какое время был задержан платеж и по какой причине.

Еще в Письме Минфина России от 04.04.2017 № 03-02-08/19755 было сказано, что НК РФ не предусмотрено освобождение налогового агента от ответственности в зависимости от срока неправомерного неисполнения им установленной обязанности по удержанию и перечислению суммы налога в бюджетную систему РФ. Что же касается причины, по которой НДФЛ не был уплачен в установленный срок, финансисты отмечают, что отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения согласно пп. 2 п. 1 ст. 109 НК РФ является обстоятельством, исключающим привлечение этого лица к ответственности за совершение налогового правонарушения. При применении налоговой санкции судом или налоговым органом, рассматривающим дело, учитываются обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения, или обстоятельства, смягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения (ст. 111 и 112 НК РФ).

Но на практике ни отсутствие умысла в совершении налогового правонарушения, ни совершение налогового правонарушения впервые, ни тяжелое финансовое положение налогового агента, ни какие-либо другие причины не принимались налоговыми органами в качестве обстоятельств, исключающих или смягчающих вину в данном случае. Это связано с принципиальным подходом контролирующих органов к рассматриваемому вопросу: источником перечисления налоговым агентом сумм НДФЛ в бюджетную систему РФ являются суммы денежных средств, удерживаемые у налогоплательщиков (Письмо Минфина России от 15.10.2012 № 03-02-07/1-253).

В Письме от 15.03.2018 № 03-04-05/16172 представители Минфина прямо указали, что налоговый агент перечисляет не свои денежные средства, а денежные средства, удержанные непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате. Соответственно, не перечислив в установленный срок НДФЛ, налоговый агент незаконно пользуется денежными средствами налогоплательщиков, что недопустимо.

При этом на практике налоговики пытались применить ст. 123 НК РФ и в случае своевременной уплаты НДФЛ в бюджет, но с ошибками в платежном поручении, например при уплате НДФЛ обособленным подразделением организации. Хотя согласно правовой позиции ВАС налоговый агент признается исполнившим свои обязательства перед бюджетной системой РФ в случае исчисления, удержания и перечисления налога на соответствующий счет Федерального казначейства (Постановление Президиума ВАС РФ от 23.07.2013 № 784/13 по делу № А06-9384/2011). Также Президиум ВАС пришел к выводу о том, что неправильное указание в платежных документах кода ОКАТО не ведет к образованию недоимки и не может рассматриваться как основание для начисления сумм пеней, поскольку налог в бюджетную систему РФ налоговым агентом перечислен в установленный срок. Аналогичная позиция отражена в Определении ВС РФ от 10.03.2015 № 305-КГ15-157 по делу № А40-19592/14. Соответственно, указание реквизитов организации вместо указания реквизитов ее обособленного подразделения не является основанием для признания обязанности по уплате налога в бюджетную систему РФ неисполненной.

В Письме ФНС России от 24.11.2017 № ГД-4-11/23852 однозначно сказано, что НК РФ не предусматривает ответственности за ненадлежащее исполнение налоговым агентом своих обязанностей, в частности за нарушение порядка перечисления удержанного НДФЛ. Следовательно, если налоговым агентом НДФЛ был удержан и перечислен своевременно и в полном объеме, у налогового органа не имеется оснований для привлечения его к налоговой ответственности в соответствии со ст. 123 НК РФ. Данная позиция нашла свое отражение еще в Постановлении ВАС РФ от 24.03.2009 № 14519/08.

При этом налоговики напоминают, что нарушение порядка перечисления налога приводит к трудностям идентификации налоговым органом платежей, а также сложностям для самого налогового агента при уточнении оснований, типа и принадлежности платежа. С этим трудно не согласиться.

Последняя инстанция – Конституционный суд.

Сложившаяся ситуация не могла устроить налоговых агентов, и они обращались в суд. Но суды принимали сторону налоговиков, указывая, например, что обстоятельств, объективно препятствовавших своевременному исполнению обязанности по перечислению удержанного НДФЛ в бюджет, налоговым агентом не приведено и судами не установлено, в связи с чем штраф за несвоевременный НДФЛ по ст. 123 НК РФ начислен правомерно (Определение ВС РФ от 19.12.2016 № 305-КГ16-17454 по делу № А40-189421/2015). И это несмотря на то, что налоговый агент в данном случае при отсутствии ошибок в представленных расчетах по НДФЛ самостоятельно погасил задолженность в бюджет по НДФЛ и уплатил пени.

Последней инстанцией в данном споре оставался Конституционный суд, в который и обратился налоговый агент (Постановление КС РФ от 06.02.2018 № 6-П). Он оспорил конституционность п. 4 ст. 81 и ст. 123 НК РФ.

Согласно п. 4 ст. 81 НК РФ если уточненная налоговая декларация представляется в налоговый орган после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности в случаях:

представления уточненной налоговой декларации до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки по данному налогу за данный период, при условии, что до представления уточненной налоговой декларации он уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени;

представления уточненной налоговой декларации после проведения выездной налоговой проверки за соответствующий налоговый период, по результатам которой не были обнаружены неотражение или неполнота отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибки, приводящие к занижению подлежащей уплате суммы налога.

По мнению налогового агента (ОАО), положения п. 4 ст. 81 и ст. 123 НК РФ противоречат ст. 19, 46 и 55 Конституции РФ, поскольку позволяют освобождать налогового агента от налоговой ответственности (штрафа) за несвоевременное перечисление в бюджет удержанных им сумм НДФЛ лишь в том случае, если он представит уточненную налоговую отчетность. Поскольку же при изначально правильно составленной отчетности это условие исполнить нельзя, освобождением от налоговой ответственности за такую просрочку могут пользоваться лишь налоговые агенты, представившие недостоверную налоговую отчетность.

Кроме этого, ОАО указывало на то, что штраф по ст. 123 НК РФ не зависит от срока просрочки уплаты НДФЛ и факта самостоятельного устранения задолженности до окончания налогового периода с уплатой пеней в возмещение ущерба казне.

Принимая во внимание расхождения в понимании положений п. 4 ст. 81 и ст. 123 НК РФ, имеющие место в судебной практике, Конституционный суд пришел к выводу, что эти положения в их взаимосвязи и с учетом их места в системе правового регулирования не должны толковаться как лишающие налогового агента, допустившего просрочку в уплате НДФЛ, который был правильно исчислен им в представленном налоговому органу расчете, права на освобождение от налоговой ответственности. При этом КС РФ установил следующие условия:

налоговый агент уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени до момента, когда ему стало известно об обнаружении налоговым органом факта несвоевременного перечисления удержанного налога или о назначении выездной налоговой проверки;

отсутствие доказательств, указывающих на то, что несвоевременное перечисление налоговым агентом в бюджет сумм налога носило преднамеренный характер, не было результатом его упущения (технической или иной ошибки).

Данный вывод был очень важен для налоговых агентов, поскольку, во-первых, он обязывает законодателя устранить расплывчатость приведенных налоговых норм, а во-вторых, дает налоговому агенту, который обратился в Конституционный суд, возможность пересмотреть решения суда, вынесенного ранее, по вновь открывшимся обстоятельствам со ссылкой на данное постановление КС РФ. Таким образом, конституционно-правовой смысл взаимосвязанных положений п. 4 ст. 81 и ст. 123 НК РФ, выявленный Конституционным судом, является общеобязательным, что исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.

ОАО использовало свой шанс и отсудило у налоговиков всю сумму штрафа, которая была ранее начислена по ст. 123 НК РФ (Решение Арбитражного суда г. Москвы от 19.07.2018 по делу № А40-189421/15-108-1542).

Штрафа можно избежать: условия установлены.

В целях реализации Постановления КС РФ № 6-П, которым взаимосвязанные положения п. 4 ст. 81 и ст. 123 НК РФ признаны не противоречащими Конституции РФ в той мере, в какой они не препятствуют освобождению от налоговой ответственности за несвоевременное перечисление в бюджет сумм НДФЛ налоговых агентов, не допустивших искажения налоговой отчетности, если они самостоятельно (до момента, когда им стало известно об обнаружении налоговым органом факта несвоевременной уплаты налога или о назначении выездной налоговой проверки) уплатили необходимые суммы налога и пени, а несвоевременное перечисление ими в бюджет соответствующих сумм явилось результатом технической или иной ошибки и носило непреднамеренный характер, законодатель внес изменения в НК РФ.

28.12.2018 был опубликован Федеральный закон от 27.12.2018 № 546-ФЗ[1]. Начало действия документа – 28.01.2019.

Статья 123 НК РФ дополнена п. 2, согласно которому налоговый агент освобождается от ответственности, предусмотренной названной статьей, при одновременном выполнении следующих условий:

налоговый расчет (расчет по налогу) представлен в налоговый орган в установленный срок;

в налоговом расчете (расчете по налогу) отсутствуют факты неотражения или неполноты отражения сведений и (или) ошибки, приводящие к занижению суммы налога, подлежащей перечислению в бюджетную систему РФ;

налоговым агентом самостоятельно перечислены в бюджетную систему РФ сумма налога, не перечисленная в установленный срок, и соответствующие пени до момента, когда ему стало известно об обнаружении налоговым органом факта несвоевременного перечисления суммы налога или о назначении выездной налоговой проверки по такому налогу за соответствующий налоговый период.

Внесенная норма позволяет налоговому агенту избежать штрафа в 20 % от не перечисленной в установленный срок суммы НДФЛ, но при выполнении ряда условий:

отчетность по НДФЛ, в частности расчет по форме 6-НДФЛ, корректна и представлена в установленный срок;

сумма налога уплачена налоговым агентом самостоятельно до активизации налогового органа по данному вопросу;

пени рассчитаны самим налоговым агентом и уплачены в бюджет.

Безусловно, данные новшества убирают дискриминацию в отношении налоговых агентов и уравнивают их в правах с налогоплательщиками: теперь за пропуск сроков перечисления НДФЛ в бюджет нужно будет уплатить только пени при выполнении прочих условий.

В заключение отметим, что ст. 123 НК РФ применяется не только в отношении налоговых агентов по НДФЛ, но и в отношении налоговых агентов по НДС и по налогу на прибыль (ст. 174, 287, 310 НК РФ). Соответственно, на них также распространяется действие новой нормы: НК РФ не предусматривается различное применение ст. 123 НК РФ в зависимости от конкретного налога, по которому совершено соответствующее налоговое правонарушение (Письмо Минфина России от 15.10.2012 № 03-02-07/1-253).

[1] «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации».

Последняя инстанция – Конституционный суд.

Последней инстанцией в данном споре оставался Конституционный суд, в который и обратился налоговый агент (Постановление КС РФ от 06.02.2018 № 6-П). Он оспорил конституционность п. 4 ст. 81 и ст. 123 НК РФ.

Согласно п. 4 ст. 81 НК РФ если уточненная налоговая декларация представляется в налоговый орган после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности в случаях:

представления уточненной налоговой декларации до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки по данному налогу за данный период, при условии, что до представления уточненной налоговой декларации он уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени;

представления уточненной налоговой декларации после проведения выездной налоговой проверки за соответствующий налоговый период, по результатам которой не были обнаружены неотражение или неполнота отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибки, приводящие к занижению подлежащей уплате суммы налога.

По мнению налогового агента (ОАО), положения п. 4 ст. 81 и ст. 123 НК РФ противоречат ст. 19, 46 и 55 Конституции РФ, поскольку позволяют освобождать налогового агента от налоговой ответственности (штрафа) за несвоевременное перечисление в бюджет удержанных им сумм НДФЛ лишь в том случае, если он представит уточненную налоговую отчетность. Поскольку же при изначально правильно составленной отчетности это условие исполнить нельзя, освобождением от налоговой ответственности за такую просрочку могут пользоваться лишь налоговые агенты, представившие недостоверную налоговую отчетность.

Это важно знать: Оплата НДФЛ в 2020 году: сроки уплаты

Кроме этого, ОАО указывало на то, что штраф по ст. 123 НК РФ не зависит от срока просрочки уплаты НДФЛ и факта самостоятельного устранения задолженности до окончания налогового периода с уплатой пеней в возмещение ущерба казне.

Принимая во внимание расхождения в понимании положений п. 4 ст. 81 и ст. 123 НК РФ, имеющие место в судебной практике, Конституционный суд пришел к выводу, что эти положения в их взаимосвязи и с учетом их места в системе правового регулирования не должны толковаться как лишающие налогового агента, допустившего просрочку в уплате НДФЛ, который был правильно исчислен им в представленном налоговому органу расчете, права на освобождение от налоговой ответственности. При этом КС РФ установил следующие условия:

налоговый агент уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени до момента, когда ему стало известно об обнаружении налоговым органом факта несвоевременного перечисления удержанного налога или о назначении выездной налоговой проверки;

отсутствие доказательств, указывающих на то, что несвоевременное перечисление налоговым агентом в бюджет сумм налога носило преднамеренный характер, не было результатом его упущения (технической или иной ошибки).

Данный вывод был очень важен для налоговых агентов, поскольку, во-первых, он обязывает законодателя устранить расплывчатость приведенных налоговых норм, а во-вторых, дает налоговому агенту, который обратился в Конституционный суд, возможность пересмотреть решения суда, вынесенного ранее, по вновь открывшимся обстоятельствам со ссылкой на данное постановление КС РФ. Таким образом, конституционно-правовой смысл взаимосвязанных положений п. 4 ст. 81 и ст. 123 НК РФ, выявленный Конституционным судом, является общеобязательным, что исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.




Что говорит закон

Штрафа можно избежать: условия установлены.

В целях реализации Постановления КС РФ № 6-П, которым взаимосвязанные положения п. 4 ст. 81 и ст. 123 НК РФ признаны не противоречащими Конституции РФ в той мере, в какой они не препятствуют освобождению от налоговой ответственности за несвоевременное перечисление в бюджет сумм НДФЛ налоговых агентов, не допустивших искажения налоговой отчетности, если они самостоятельно (до момента, когда им стало известно об обнаружении налоговым органом факта несвоевременной уплаты налога или о назначении выездной налоговой проверки) уплатили необходимые суммы налога и пени, а несвоевременное перечисление ими в бюджет соответствующих сумм явилось результатом технической или иной ошибки и носило непреднамеренный характер, законодатель внес изменения в НК РФ.

28.12.2018 был опубликован Федеральный закон от 27.12.2018 № 546-ФЗ[1]. Начало действия документа – 28.01.2019.

Статья 123 НК РФ дополнена п. 2, согласно которому налоговый агент освобождается от ответственности, предусмотренной названной статьей, при одновременном выполнении следующих условий:

налоговый расчет (расчет по налогу) представлен в налоговый орган в установленный срок;

в налоговом расчете (расчете по налогу) отсутствуют факты неотражения или неполноты отражения сведений и (или) ошибки, приводящие к занижению суммы налога, подлежащей перечислению в бюджетную систему РФ;

налоговым агентом самостоятельно перечислены в бюджетную систему РФ сумма налога, не перечисленная в установленный срок, и соответствующие пени до момента, когда ему стало известно об обнаружении налоговым органом факта несвоевременного перечисления суммы налога или о назначении выездной налоговой проверки по такому налогу за соответствующий налоговый период.

Внесенная норма позволяет налоговому агенту избежать штрафа в 20 % от не перечисленной в установленный срок суммы НДФЛ, но при выполнении ряда условий:

отчетность по НДФЛ, в частности расчет по форме 6-НДФЛ, корректна и представлена в установленный срок;

сумма налога уплачена налоговым агентом самостоятельно до активизации налогового органа по данному вопросу;

пени рассчитаны самим налоговым агентом и уплачены в бюджет.

Безусловно, данные новшества убирают дискриминацию в отношении налоговых агентов и уравнивают их в правах с налогоплательщиками: теперь за пропуск сроков перечисления НДФЛ в бюджет нужно будет уплатить только пени при выполнении прочих условий.

Это важно знать: Нужно ли сдавать 6 НДФЛ если нет работников и начислений

[1] «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации».

Санкция для плательщиков

Имейте в виду: неосведомленность человека о том, что он обязан отчислить НДФЛ, не освобождает от ответственности. Налоговый орган может предъявить не только штраф, но и недоимку + пени.

Более того: при умышленном нарушении (например, незаконное уменьшение налоговой базы) санкция возрастет до 40%. К таким случаям обычно относят:

ПРИМЕР

  • несвоевременное перечисление в казну подоходного налога (п. 19 постановления Пленума ВАС № 57; начислят только пени);

Спасаемся от штрафа за задержку НДФЛ: «уточненка» нужна не всегда

Налоговый агент перечислил удержанный из зарплаты НДФЛ с опозданием, но до того, как налоговики назначили выездную проверку или узнали о факте несвоевременного перечисления налога. Не по злому умыслу или халатности, а из-за технической ошибки. Исправился, уплатив недостающую сумму налога и пени. Однако «уточненки» по годовой отчетности по НДФЛ не подавались, так как налог изначально был исчислен правильно. Из постановления Конституционного суда РФ следует, что штрафовать налогового агента в такой ситуации неправомерно.

Постановление Конституционного суда РФ от 06.02.2018 № 6-П

Обстоятельства спора

Инспекторы обнаружили, что компания как налоговый агент перечисляла удержанные суммы НДФЛ с опозданием. Нарушение срока перечисления налога стало основанием для привлечения работодателя к налоговой ответственности на основании статьи 123 Налогового кодекса РФ.

Организация оспорила штраф за несвоевременное перечисление НДФЛ в суде. Главный аргумент — она самостоятельно выявила и устранила ошибки (то есть уплатила налог) задолго до окончания налогового периода и подачи годовой отчетности по НДФЛ. К тому же, налог перечислялся в бюджет с опозданием по техническим причинам.

Решения арбитражных судов

Арбитражные суды и Верховный суд отказались поддержать организацию, указав на следующее. Согласно статье 123 Налогового кодекса РФ, ответственность устанавливается за неправомерное неудержание или неперечисление (неполное удержание или перечисление) в установленный срок сумм налога. Отсутствие задолженности по НДФЛ на момент окончания проверяемого периода не является основанием для освобождения от штрафа.

Согласно подпункту 1 пункта 4 статьи 81 Налогового кодекса РФ, налоговый агент может быть освобожден от налоговой ответственности при одновременном соблюдении двух условий. Во-первых, если он представил уточненную налоговую декларацию до момента, когда он узнал об обнаружении налоговым органом неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки по данному налогу. Во-вторых — до представления «уточненки» заплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени.

Решение Конституционного суда РФ

Компания дошла до Конституционного суда. В своей жалобе ее представители высказали мнение, что положения пункта 4 статьи 81 и статьи123 Налогового кодекса РФ во взаимосвязи противоречат Конституции РФ. Обоснование — оспариваемые нормы позволяют освобождать налогового агента от штрафа лишь в том случае, если он представит уточненную отчетность. Вместе с тем, при изначально правильно составленной отчетности это условие выполнить нельзя. Получается, что освобождением от налоговой ответственности за такую просрочку могут пользоваться только те налоговые агенты, которые представляют недостоверную отчетность. То есть такое положение вещей заведомо толкает на скользкий путь и не дает выбраться из замкнутого круга.

Признать оспариваемые нормы противоречащими основному закону страны высокий суд отказался. Вместе с тем в вердикте присутствует оговорка о том, что оспариваемые положения «не должны толковаться как лишающие налогового агента, допустившего просрочку в уплате НДФЛ, который был правильно исчислен им в представленном налоговому органу расчете, права на освобождение от налоговой ответственности, если он уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени до момента, когда ему стало известно об обнаружении налоговым органом факта несвоевременного перечисления удержанного налога или о назначении выездной налоговой проверки, притом что отсутствуют доказательства, указывающие на то, что несвоевременное перечисление налоговым агентом в бюджет сумм налога носило преднамеренный характер, не было результатом его упущения (технической или иной ошибки)».

Проще говоря, Конституционный суд РФ признал, что наличие «уточненки» для освобождения от штрафа необязательно. Если НДФЛ правильно исчислен в представленном расчете, налоговый агент может быть освобожден от ответственности при соблюдении следующих условий. Первое — он самостоятельно (до момента, когда стало известно об обнаружении налоговым органом факта несвоевременной уплаты налога или о назначении выездной проверки) уплатил необходимые суммы налога и пени. Второе — несвоевременное перечисление налога носило непреднамеренный характер (связано с технической или иной ошибкой).

Это важно знать: Уплата НДФЛ при продаже имущества физическим лицом

Смягчающие обстоятельства

Обстоятельства бывают классическими (традиционными) и нетипичными.

Это обстоятельства, которые встречаются наиболее часто. К ним относится следующее:

  • Ранее предприниматель не привлекался к налоговой ответственности. Вот пример прецедента по отмене судом решения налоговой по этой причине. Впрочем, прецедентным российское право не является, поэтому решение вопроса на этом основании ложится на суд.
  • Отсутствие злого умысла или невозможность его доказать.
  • Раскаяние за содеянное, признание собственной вины, понимание всей серьезности ситуации.
  • Добросовестность владельца компании в отношении уплаты других налоговых взносов (данное обстоятельство может выступить как смягчающее, но не будет являться гарантией того, что наказание смягчат или отменят, поскольку данная добросовестность должна быть нормой).
  • Признание компании банкротом.
  • Плохое финансовое состояние предпринимателя, наличие других долгов, угроза банкротства.
  • Отсутствие в компании штатного сотрудника, ответственного за бухгалтерскую работу. Обстоятельство смягчает вину не в том случае, если в компании просто не позаботились о его наличии, а по более веской причине. Например, сотрудник находится в отпуске, на больничном или уволился, а на его место еще не найдена замена. Это обстоятельство тоже нельзя считать в полной мере оправданием, но снизить размер штрафа суд может.
  • Статус бюджетного учреждения.
  • Статус градообразующего предприятия.
  • Ведение социальной или благотворительной деятельности, поставка продуктов питания и других видов материальных благ государственным учреждениям (школам-интернатам, детским домам и прочим).

Данный список довольно условен, поскольку нестандартные обстоятельства потому и нестандартны. Эта информация была собрана на основе реальных судебных дел, по итогам которых произошло смягчение приговора.

  • Если налогоплательщику выставлен слишком большой штраф относительно суммы неуплаты, это может служить смягчающим обстоятельством, поскольку он несоразмерен тяжести нарушения, которая вменяется налогоплательщику. Но говорить о несоразмерности имеет смысл, если к моменту судебного заседания налог был уплачен.
  • Важно обратить внимание на время просрочки. Если срок пропуска выплаты налога незначителен (от 1 до 10 дней), можно рассчитывать на лояльность.
  • Если налогоплательщик самостоятельно нашел и скорректировал ошибки, это может служить смягчающим обстоятельством. В этой ситуации обычно оценивается общая ответственность и исполнительность налогоплательщика. Если по остальным налоговым взносам у него наблюдается переплата, это может служить смягчающим обстоятельством.
  • Если налогоплательщик не представил в инспекцию документы по запросу, специалисты обращают внимание на дополнительные факторы. Например, не был ли объем затребованных документов избыточен? Также выясняются причины утраты документов: если они были утеряны в результате технического сбоя, пожара или иной форс-мажорной причины, это будет квалифицировано как смягчающее обстоятельство.

Кроме того, есть и индивидуальные причины, среди которых наличие у налогоплательщика инвалидности, серьезной болезни или его нахождение в преклонном возрасте.

Несвоевременная уплата НДФЛ

Налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня, следующего за днем выплаты налогоплательщику дохода (п. 6 ст. 226 НК РФ). При выплате доходов в виде пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком) и в виде оплаты отпусков они также обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее последнего числа месяца, в котором производились такие выплаты.

Конституционный суд РФ указал, что налоговый агент может быть освобожден от ответственности за несвоевременное перечисление НДФЛ в бюджет, если:

  • не исказил налоговую отчетность;
  • уплатил налог и пени до момента, когда узнал об обнаружении налоговым органом несвоевременной уплаты налога или о назначении выездной проверки;
  • при перечислении соответствующих сумм произошла техническая или иная ошибка, которая носила непреднамеренный характер.

Об этом сказано в Постановлении от 06.02.2018 № (направлено Письмом ФНС России от 09.02.2018 № СА-4-7/2548 для использования в работе налоговым органам, приведено в п. 2 Обзора практики Конституционного Суда РФ за 1 квартал 2020 года).

Таким образом, срок за просрочку исполнения обязанности по уплате налога исчисляется, начиная со следующего дня за днем уплаты налога, установленным законодательством о налогах и сборах.

Проверить штрафы в налоговой инспекции по фамилии онлайн

Онлайн-проверка налогов физических лиц доступна несколькими способами:

    Через официальный сайт ФНС России;


Чтобы узнать о налогах или задолженностях с помощью сайта ФНС, необходимо зайти в личный кабинет налогоплательщика. В разделе «Начислено» будет показана информация о начисленных налогах. В этом же разделе их можно оплатить. Узнать задолженности можно в разделе «Переплата/задолженность».

  • С помощью портала Госуслуги, воспользовавшись функцией «Узнай свою задолженность»;


  • На официальном сайте ФССП.

  • Онлайн проверка штрафов в налоговой на сайте Федеральной службы судебных приставов находится в разделе «Сервисы». Чтобы проверить штрафы, выберите подраздел «Банк данных исполнительных производств» и заполните анкету в поиске по физическим лицам.

    Несвоевременная уплата страховых взносов

    Ответственность установлена, если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, которые предусмотрены статьями 129.3 и 129.5 НК РФ. Штраф за перечисленные нарушения составляет 20% неуплаченной суммы налога (сбора, страховых взносов).

    В названном документе арбитры пришли к выводу, что бездействие налогоплательщика, выразившееся исключительно в неперечислении в бюджет указанной в налоговой декларации суммы налога (сбора), не образует состава правонарушения, установленного ст. 122 НК РФ. В этом случае с налогоплательщика подлежат взысканию только пени.

    Минфин РФ уточнил, что такое разъяснение, данное в целях обеспечения единообразных подходов к разрешению споров, возникающих при применении п. 1 ст. 122 НК РФ, является актуальным, когда страховые взносы были правильно исчислены и отражены в расчетах, представленных в налоговые органы. Иными словами, штрафа по статье 122 НК РФ не будет, если сумма страховых взносов исчислена верно и отражена в расчете, представленном в налоговую инспекцию.

    Таким образом, к плательщику страховых будет применена ответственность только в виде пени за несвоевременную уплату правильно исчисленных и отраженных в отчетности страховых взносов. Порядок определения пени будет таким же, как для НДФЛ.

    С какой суммы уплачивается налог

    Налогооблагаемой базой, которую необходимо уплачивать, является, согласно ст. 210 НК РФ, любой доход и выгода по данным ст. 212. Выгода – это те средства, которые лицо могло получить за счет оборота от задержанной оплаты за дни просрочки.

    Штраф за несвоевременную уплату НДФЛ

    Важно! Доходы, полученные за границей, также являются объектом налогообложения.

    Теперь штраф за уплату НДФЛ позже срока можно избежать. Компаниям больше не придется идти на уловку — подавать уточненную 6-НДФЛ, чтобы не платить штраф. Поможет постановление Конституционного суда от 06.02.2018 № 6-П.

    001.jpg

    Как налоговики находят просрочку НДФЛ?

    Если компания задерживает уплату НДФЛ, налоговая начисляет штраф мгновенно (ст. 123 НК). Даже один день пропуска платежа чиновники считают основанием для штрафа.

    Для начисления штрафа, инспекторы используют данные формы 6-НДФЛ и карточки расчетов с бюджетом. В строке 120 формы 6-НДФЛ вы показываете дату, не позже которой нужно перечислить НДФЛ. В строке 140 — сумму, которая должна поступить в бюджет. Из нее налоговики вычитают возвращенный НДФЛ из строки 090.

    Если компания перечислила НДФЛ позже даты из строки 120 налоговая видит просрочку в карточке расчетов с бюджетом. Ее ведет отдел по учету начислений и платежей в налоговой. Инспектор отдела камеральных проверок вносит сведения об уплаченных налогах на основании платежек компании.

    002.jpg

    Какую уловку раньше использовали компании, чтобы избежать штрафа?

    Раньше, чтобы избежать штрафа, компании подавали уточненную форму 6-НДФЛ. Перед сдачей уточненки организация перечисляла пени и недостающую сумму налога, если была недоимка.

    Если бухгалтер успевал это сделать до того, как налоговики нашли ошибку или назначили выездную проверку, компания могла избежать штрафа (подп. 1 п. 4 ст. 81 НК). Суд поддерживал такой подход компаний.

    Постановление ВАС от 18.03.2014 № 18290/13. В этом деле компания — налоговый агент заменила в исходном отчете техническую информацию, даже не налог. Тем не менее ее освободили от штрафа за просрочку уплаты налога.

    Неоднозначная судебная практика после решения ВАС

    После выхода постановления ВАС судьи принимали решения как в пользу компаний — налоговых агентов, так и в пользу инспекторов.

    Реквизиты постановления

    Доводы судей

    Суд выиграла налоговая инспекция

    Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 30.10.2017 № Ф01-4709/2017 по делу № А29-246/2017

    Отсутствие задолженности по НДФЛ на дату составления акта проверки не освобождает от штрафа за уплату НДФЛ позже срока. Суд не освободил компанию от штрафа.

    Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 21.12.2016 по делу № Ф27-1017/2016

    Компания признала свою вину и компенсировала потери бюджета, уплатив пени. Суд уменьшил штраф в 2 раза.

    Суд выиграла компания

    Постановление Арбитражного суда Московского округа от 08.02.2017 № Ф05-22322/2016 по делу № А40-81345/2016

    Компания до сдачи первичного отчета уплатила налог и пени. Это свидетельствует о добросовестном поведении. Суд освободил компанию от штрафа.

    Постановление Арбитражного суда Московского округа от 07.10.2016 № Ф05-14968-2016 по делу « А40-14266/2016

    Конституционный суд упростил работу бухгалтера

    Нужно ли подавать уточненный отчет, чтобы налоговый агент получил освобождение от штрафа за просрочку налога? По мнению Конституционного суда, избежать штрафа можно, даже если компания гасит недоимку и платит пени до подачи первичного отчета. Иначе она имеет менее выгодное положение, чем организация, которая допустила ошибки в отчете и подала уточненку (постановление Конституционного суда от 06.02.2018 № 6-П).

    003.jpg

    После постановления Конституционного суда № 6-П проблем с НДФЛ станет меньше. Не придется тратить время на поиск погрешностей в 6-НДФЛ, которых может и не быть, на подготовку уточненки.

    Конституционный суд обязал всех применять постановлении № 6-П. Если вдруг ваш налоговый инспектор попытается начислить штраф, покажите ему пункт 2 данного постановления.

    Штраф за ошибку в СЗВ-М можно снять полностью

    СЗВ-М указывают код отчетного месяца. Компании часто ошибаются в коде периода — вместо месяца, за который сдают отчет, ставят месяц, в котором его отправляют. Например, в отчете за март вместо кода 03 ставят код 04. Штраф за такое нарушение можно оспорить через суд полностью.

    Компания заметила ошибку в коде отчетного периода, когда крайний срок сдачи отчета уже прошел. Бухгалтер направил новый отчет уже с правильным кодом, а в ответ ПФР выписал штраф 500 руб. по каждому человеку в отчете (ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ). Получилось 48 тыс. руб. Компания оспорила штраф, но суд первой инстанции сначала только снизил его размер. А «апелляция» отменила штраф в полной сумме.

    Аргументы, работающие в суде для защиты компании:

    • сведения за конкретный месяц фонд уже получал ранее. Поэтому об опоздании речи не идет;
    • первоначальный отчет с ошибкой в поле для номера отчетного периода был представлен с кодом «исхд»;
    • организация представляла возражения на акт проверки с пояснениями, почему исправила ошибку.

    Верховный суд с этими доводами полностью согласен (определение Верховного суда от 22.01.2018 № 301-КГ17-20650).

    Если вы неправильно указали код периода в СЗВ-М, попробуйте отменить штраф до суда. Для этого подготовьте возражения. Возможно, ПФР учтет ваши объяснения, снизит размер штрафа или отменит его. Тогда вам не придется обращаться в суд.

    Если это не поможет, подавайте иск к ПФР. Право оспорить штраф в суде дает статья 18 Закона № 27-ФЗ.В исковом заявлении требуйте отменить штраф полностью. Суд может смягчить наказание максимально. В любом случае вы сможете как минимум снизить штраф.

    Дальше надо понять, как отчитываться за месяц, который указали по ошибке, например, если по ошибке указали код месяца 04, а надо было 03. Если после ваших возражений фонд исправил код отчетного периода с 04 на 03, направьте в ПФР новый отчет за апрель с кодом «исхд».

    Если фонд отказался принять правку, посмотрите, поменялся ли у вас в апреле состав работников и подрядчиков. Если нет, то ничего исправлять не нужно. У вас получится, что вы заранее отчитались за апрель. Это не ошибка.

    Если в апреле пришли новые работники, то сдайте дополняющую СЗВ-М. В строке «Отчетный период» поставьте 04, в строке «Тип формы» — «доп». Если кто-то уволился в марте, то сдайте на них отменяющую СЗВ-М за апрель. В строке «Отчетный период» поставьте 04, а в строке «Тип формы» — «отмн». Так как вы исправляете данные за апрель, отменяющую и дополняющую формы безопаснее сдать не позднее 15 мая.

    часа в сутки
    7 дней в неделю

    Команда «Первого БИТ» ежедневно решает сотни задач и вопросов Клиентов.

    Попробуйте сопровождение у профессионалов «Первого БИТа» бесплатно!

    Если вы нуждаетесь в консультации и помощи квалифицированных специалистов, эксперты «Первого БИТа» помогут вам в решении любых задач.

    В случае нарушения сроков уплаты НДФЛ возможно наложение взыскания со стороны надзорных органов. Каков штраф за несвоевременную уплату НДФЛ? Можно ли каким-то образом повлиять на размер штрафа? На эти вопросы будут представлены ответы в данной статье.

    Что такое налог на доходы физических лиц?

    Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) – это прямой налог в Российской Федерации, исчисляющийся в процентах от общего дохода физического лица (за исключением тех доходов, которые налогами не облагаются).

    • налог взимается только с дохода;
    • налог исчисляется в процентах;
    • не все доходы физического лица подлежат исчислению, удержанию, уплате НДФЛ.

    С каких доходов производить уплату НДФЛ?

    Законодательство, а именно Глава 23 Налогового Кодекса РФ, даёт понятное разъяснение всем аспектам, связанным с налогом на доходы физических лиц (НДФЛ).

    Итак, НДФЛ – это прямой налог в Российской Федерации, исчисляющийся в процентах от общего дохода физического лица (за исключением тех доходов, которые налогами не облагаются).

    Согласно ст. 207 НК РФ плательщиками НДФЛ являются физические лица:

    · нахождение на территории РФ более 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев

    С каких доходов не производится уплата НДФЛ?

    Согласно ст. 217 НК РФ исчислению, удержанию и, соответственно, уплате НДФЛ не подлежат следующие доходы:

    · пособие по беременности и родам

    · бесплатное жильё, коммунальные услуги, топливо или денежное возмещение

    · натуральное довольствие или денежное возмещение

    · компенсация за неиспользованный отпуск

    · стоимость билетов в обе стороны на всех видах транспорта, услуги аэропортов, комиссионные сборы, провоз багажа

    · найм жилого помещения

    · получение и регистрация загран.паспорта

    · обмен валюты, чеков

    · питание (до 700 рублей на территории РФ и до 2500 рублей за пределами РФ)

    · средства индивидуальной защиты (СИЗ)

    · добровольное медицинское страхование (ДМС)

    · адресная помощь малоимущим и социально незащищённым гражданам, выделенная из разного уровня бюджетов

    · материальная помощь работникам

    · возмещение стоимости лекарственных препаратов работникам, членам их семей, бывшим работникам

    Сотрудница ООО «АБВ» Миронова М.М. находится в отпуске по уходу за ребёнком до достижения им возраста 3 лет, получая при этом пособие в размере 57 рублей. Данный доход, согласно налоговому законодательству Российской Федерации, не подлежит исчислению, удержанию и уплате НДФЛ.

    Срок уплаты НДФЛ в бюджет РФ в 2021 году

    Обязательство Сроки
    Предоставление налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (3-НДФЛ) до 30 апреля следующего года
    Уплата НДФЛ до 15 июля следующего года

    Петров П.П. продал автомобиль в декабре 2018 года. Налоговую декларацию он обязан предоставить до 30 апреля 2021 года, а произвести уплату налога до 15 июля 2021 года.

    Штраф за несвоевременную уплату НДФЛ

    За несвоевременное предоставление налоговой декларации и несвоевременную уплату НДФЛ предусмотрены следующие санкции:

    Правонарушение Штраф Нормативный акт
    Непредоставление налоговой декларации 5% не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации (расчета по страховым взносам), за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1 000 рублей. п. 1 ст. 119 НК РФ
    Неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений Штраф в размере 20% от неуплаченной суммы налога п. 1 ст. 122 НК РФ
    Неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия), совершенные умышленно Штраф в размере 40% от неуплаченной суммы налога п. 3 ст. 122 НК РФ

    Срок уплаты НДФЛ в бюджет РФ для налогового агента

    Согласно со ст. 226 НК РФ обязаны исчислять, удерживать у физического лица (налогоплательщика) и уплачивать в бюджет определённую сумму налога следующие контрагенты:

    • организации, зарегистрированные в Российской Федерации;
    • предприниматели (обязаны уплачивать как за себя лично, так и за наёмных работников);
    • практикующие частным образом нотариусы;
    • адвокаты, организовавшие частные адвокатские кабинеты или консультации;
    • обособленные подразделения компаний, головные офисы которых зарегистрированы в иностранных государствах, но подразделения расположены на территории Российской Федерации.

    Контрагенты в обязательном порядке производят исчисление налога, затем производится удержание и уплата налога в бюджет, т.е. налогоплательщик (работник) даже не получает исчисленную сумму на руки.

    В Российской Федерации (ст. 224 НК РФ) принят единый налог на заработную плату налоговых резидентов и составляет 13% (в данной статье не рассматриваются иные ставки НДФЛ). Уплата налога происходит следующим образом:

    · социальный (ст. 219 НК РФ)

    В ООО «АБВ» сотрудникам заработная плата выплачивается 2 раза в месяц – 10 и 25 числа. Зарплата за март выплачена 25 марта и 10 апреля. Налог в бюджет необходимо перечислить не позднее 11 апреля, т.к. уплата налога на доходы физических лиц производится за тот календарный месяц, за который была выплачена заработная плата.

    Ответственность налогового агента за неуплату НДФЛ

    В законодательстве Российской Федерации содержится информация и рисках неправомерного неудержания или неперечисления налога в пользу бюджета, которые влекут за собой следующие штрафные санкции:

    Снижение штрафа за неуплату НДФЛ

    • получения акта от налоговых органов о выявленном правонарушении;
    • получения акта выездной или камеральной проверки, где выявлены нарушения в налогообложении по НДФЛ.

    В ходатайстве необходимо мотивировать нарушение по уплате НДФЛ или предоставления налоговой декларации. Таким обоснованием могут выступать:

    • отсутствие умышленного правонарушения;
    • материальные трудности;
    • личные обстоятельства, препятствующие своевременной сдаче декларации и уплаты НДФЛ;
    • действия непреодолимой силы: стихийное бедствие и т.д.

    Наличие смягчающих обстоятельств может привести к смягчению наказания.

    Вопросы и ответы

    1. Можем ли мы быть уверены, что ходатайство позволит смягчить наказание?

    Ответ: Уверенным в этом быть нельзя, но надеяться на смягчение наказания со стороны ИФНС вполне возможно.

    1. Могут ли ИФНС назначить штраф не юридическому лицу, а физическому?

    Ответ: Штраф будет назначен в зависимости от объекта, нарушившего налоговое законодательство.

    Читайте также: