Ндфл с пособий компенсаций мер социальной поддержки по пно

Опубликовано: 14.05.2024

socialnaya-podderzhka-2021-goda-kakie-vyplaty-mozhno-poluchit

Финансовое положение многих россиян заставляет рассчитывать на различную поддержку от государства, с связи с низкой заработной платой и долговых обязательств по кредитам, или по другим причинам. В этой статье вы узнаете на какие выплаты можно рассчитывать в 2021 году, кому они полагаются и как их получить. Список периодически будет обновляться, в зависимости от появления новых видов государственной поддержки.

Какие выплаты можно получить семьям с детьми в 2021 году

Семьям, в которых уже есть дети или только собираются появиться на свет, полагается различного вида финансовая поддержка.

1. Пособие по беременности и родам.

Эту господдержку все знают как «декретные», и выплачиваются они только женщинам, которые выходят в этот самый декретный отпуск. Рассчитывать на декретные могут:

  • Работающие — получают выплату в размере 100% среднего заработка ;
  • Безработные (уволенные в связи с ликвидацией организации) — получают 300 рублей;
  • Обучающиеся очно — получают выплату в размере стипендии;
  • Военнослужащие — получают выплату в размере денежного довольствовия.Что касается документов для оформления пособия, то вам понадобятся:
  • Сведения о застрахованном лице;
  • Заявление о назначении пособия;
  • Больничный лист при бумажной форме, или номер при электронной;
  • Справка о доходах для расчёта размера пособия.

materinskij-kapital-v-2021-godu

2. Материнский капитал.

Этот вид государственной поддержки появился в 2007 году для стимулирования рождаемости в стране. До 2020 года сертификат на маткапитал можно было получить только при рождении второго ребёнка. С января 2020 года поддержку можно получить и на первого, и на второго ребёнка.

Также на этот вид поддержки могут рассчитывать и те, в чьей семье появился третий, четвёртый или пятый ребёнок. Но при условии, что они ранее не пользовались этим видом господдержки.

С 2021 года пенсионный фонд автоматически формирует электронный документ и направляет на страницу личного кабинета мамы на портале Госуслуги после того, как будет оформлено свидетельство о рождении ребёнка.

  1. Первый ребёнок — 483 881 р. 83 копейки.
  2. Второй ребёнок — 639 431 р. 83 копейки.

3. 10 000 рублей на школьника

Данная выплата единоразовая и будет осуществлена в середине августа в качестве поддержки родителям, которым необходимо собрать своих детей в школу. Сумма в 10 000 рублей выдаётся на каждого ребёнка школьного возраста, в том числе и на тех, кто в 2021 году пойдёт в первый класс.

Подробнее об этом читайте здесь — Открыть .

4. Поддержка детей растущих в неполной семье.

Родители, вынужденные по тем или иным причинам воспитывать детей в одиночку, могут рассчитывать на ежемесячную выплату в размере 5650 рублей с 1 июля 2021 года.

Для этого необходимо подать заявление через Госуслуги, подтвердив свое положение:

  • Разведены, второй родитель по решению суда должен платить алименты, но не платит;
  • Второй родитель умер;
  • Финансовое положение родителя — одиночки плачевное.

5. Единоразовое пособие при рождении ребёнка.

Если у вас в семье произошло пополнение, то вы можете рассчитывать на выплату в размере 18 886 рублей. Для этого необходимо быть официально трудоустроенным гражданином.

Пособие выплачивает Фонд Социального страхования (ФСС), т.е. заявление нужно подать по месту работы. Для получения необходимо подать заявление в течении 6 месяцев после рождения ребёнка, собрав следующие документы:

  1. Сведения о застрахованном лице;
  2. Заявление о назначении пособия;
  3. Справку о том что второй родитель не получал данного пособия. Выдаётся в месте работы второго родителя;
  4. Свидетельство о расторжении брака (при наличии данного факта)
  5. Документальное подтверждение совместного проживания с ребёнком (если в разводе).

6. Пособие по уходу за ребёнком до 1,5 лет.

Данную поддержку родители называют просто «Детские». Размер выплаты составляет не менее 7082 рублей на ребёнка.

Заявление подаётся по месту работы.

Пособие по безработице в 2021 году.

Потерявшие работу граждане могут рассчитывать на государственную поддержку и получать выплату в размере от 1500 до 12 130 рублей. Для этого необходимо встать на учёт в центр занятости. Сделать это можно на портале Госуслуги. Инструкция — Открыть .

Меры поддержки семьям с детьми

Минимальный размер пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет с 1 июня 2020 года составляет 6752 руб.

Таким образом, размер пособия на первого ребенка для неработающих родителей приравнивается к размеру пособия на второго и последующих детей.

Если у работающих родителей 40% трудового дохода составляет меньше 6752 рублей (заработная плата – менее 16,5 тыс. рублей), то для них размер пособия будет также увеличен. Для остальных начисление пособия не поменяется – оно будет рассчитываться как 40% от средней зарплаты, но не более 27 984,66 рублей.

Для перерасчета пособия гражданам никуда обращаться не нужно - все перерасчеты проходят в беззаявительном порядке. Выплаты за июнь будут произведены в повышенном размере.

5000 рублей в течение апреля-июня семьям, воспитывающим детей до 3 лет. Пособие будет назначено на каждого ребенка до 3 лет в семье.

Если заявление подано в период с 1 июля по 1 октября 2020 года, то выплата придет только один раз, но семья получит сразу 15 тыс. рублей на ребенка.

Мера поддержки носит временный характер, назначение выплат происходит только до 1 октября 2020 года.

Для получения выплаты родителям достаточно подать заявление через портал Госуслуг или в личном кабинете на сайте Пенсионного фонда.

Ежемесячные выплаты на первого ребенка
Семьи, чей среднедушевой доход менее 2 прожиточных минимумов на каждого, могут получать пособие в размере одного регионального прожиточного минимума на ребенка. Размер пособия – порядка 12 тыс. рублей в среднем по стране. Если на момент обращения за пособием гражданин официально зарегистрирован как безработный, доход по прошлому месту работу не учитывается при расчете доходов семьи.
Если выплата была назначена и подошел срок продления, то с 1 апреля по 1 октября 2020 года пособие на первого ребенка продлеваются автоматически, без обращения в органы соцзащиты.

Ежемесячная выплата на второго ребенка
Семьи, чей среднедушевой доход менее 2 прожиточных минимумов на каждого, могут получать пособие в размере одного регионального прожиточного минимума на второго ребенка до достижения им 3 лет. Выплаты назначаются из средств материнского капитала.
Если выплата была назначена и подошел срок продления, то с 1 апреля по 1 октября 2020 года пособие на второго ребенка продлеваются автоматически, без обращения в органы соцзащиты.

Семьи, чей среднедушевой доход ниже прожиточного минимума, могут получать пособие на каждого ребенка от 3 до 7 лет включительно. Размер пособия составит 50% от регионального прожиточного минимума на ребенка. В среднем по стране это 5500 рублей.

Выплата начнется на месяц ранее запланированного изначально срока - не и с июля, а с 1 июня.

Выплата устанавливается сразу на год.

Назначение выплат начнется с июня, а начисление - с 1 января 2020 года. То есть, если в семье на 1 января 2020 года был ребенок в возрасте от 3 до 7 лет, то семья получит деньги и за первые 5 месяцев 2020 года тоже – в среднем 33 тысячи рублей с учетом июньской выплаты.
Если 3 года исполнилось в период с января по июнь, то семья получит доплату за время с момента достижения ребенком возраста 3 лет в 2020 году до назначения выплаты.

Для того, чтобы получать это пособие, семье необходимо подать заявление онлайн через портал госуслуг или лично – через отделения соцзащиты, МФЦ. Если один из родителей официально признан безработным к моменту обращения за пособием, то его доходы по прошлому месту работы не будут учитываться при определении нуждаемости.

Единовременная выплата по 10 тыс. рублей назначается на детей от 3 до 16 лет.

Выплата будет начисляться с 1 июня 2020 года.

Подать заявление можно до 1 октября дистанционно через портал Госуслуг, а также лично в отделениях Пенсионного фонда или в МФЦ по месту жительства. При дистанционной подаче заявления дополнительных справок и документов от родителей не требуется.

Заявление рассматривается в течение 5 рабочих дней с момента регистрации. Перечисление выплаты – в течение 3 рабочих дней после рассмотрения заявления, но не раньше 1 июня 2020 года.

Обратиться за выплатой могут родители или опекуны ребенка, при этом опекуны смогут оформить единовременную выплату при личном обращении в клиентскую службу ПФР (при себе необходимо иметь паспорт и документ об установлении опеки (попечительства) и назначении заявителя опекуном (попечителем).

Часто задаваемые вопросы

Нужно ли предоставлять справки о доходах?

Нет, справки о доходах предоставлять не требуется. Выплата назначается независимо от доходов.

У меня трое детей: 4,7 и 12 лет. Я могу получить выплату на каждого?

Да, единовременная выплата назначается на каждого ребенка в возрасте от 3 до 16 лет.

Моему ребенку исполнилось 16 лет 11 мая. Я могу получить выплату?

Да, если 16-летие наступает в период действия указа, то родители имеют право на получение единовременной выплаты.

Моему ребенку исполняется 3 года исполнится 30 июня. Я могу получить выплату?

Да, вы можете получить выплату, подав заявление в период с 30 июня до 1 октября – то есть, в период, когда ваш ребенок попадает в возрастную категорию, на которую распространяется действие указа.

Мой ребенок родился в сентябре. 29 сентября ему исполнится 16 лет. Могу ли я получить выплату?

Да, на момент принятия указа ваш ребенок не достиг 16-летнего возраста, поэтому вы праве обратиться за выплатой.

Моему ребенку исполняется 3 года в июне. Я могу получить и ежемесячную на детей до 3 лет, и единовременную выплату на детей от 3 до 16 лет?

Да, вы можете подать заявление и на получение ежемесячной выплаты по 5 тысяч рублей на детей до 3 лет, а с июня – и на получение единовременной выплаты на детей от 3 до 16 лет. На каждую из этих мер поддержки потребуется подавать отдельное заявление, сделать это можно до 1 октября 2020 года.

Влияет ли выплата на получение других мер социальной помощи? Нет, эта единовременная выплата не облагается налогом и не учитывается при назначении других мер социальной поддержки.

Меры поддержки безработных

Минимальное пособие

На 3 месяца - май-июль- минимальное пособие увеличивается в 3 раза - до 4 500 рублей.

Тем, кто уже получает минимальное пособие, перерасчет будет сделан автоматически. Дополнительно обращаться в службу занятости не требуется.

Пособие в минимальном размере получают граждане, которые:
– впервые ищут работу (не состояли ранее в трудовых отношениях);
– не работали больше года или не состояли в трудовых ;
– были уволены за нарушения.

Доплата на детей

В течение июня-августа все безработные граждане, имеющие детей, могут получать пособие в увеличенном размере.

На каждого несовершеннолетнего ребенка назначается дополнительно по 3 тыс. рублей.

Если безработными зарегистрированы оба родителя, то доплата назначается одному из них.

Никаких дополнительных действий для получения выплат предпринимать не надо. Центры занятости самостоятельно проверят все ранее поданные заявления на постановку на учет в качестве безработных и назначат дополнительные выплаты.

Пособие для индивидуальных предпринимателей

Индивидуальным предпринимателям, прекратившим свою деятельность после 1 марта,
предусматривается пособие по безработице в максимальном размере - 12 130 рублей на 3 месяца, начиная с июня, но не позднее, чем до 1 октября.

Для получения пособия необходимо зарегистрироваться в качестве безработного.

Для тех, кто уже зарегистрирован, пособие, начиная с июня, будет автоматически пересчитано, при этом общий период выплаты пособия - 3 месяца.

Продление пособия

Для тех официально зарегистрированных безработных, кто не нашел работу, предусмотрено продление сроков выплаты пособия на 3 месяца, но не позднее чем до 1 октября 2020 года.

При продлении гражданин получает те же выплаты, что и в основной период получения пособия, но не меньше установленного на момент переназначения минимального пособия и не больше установленного максимального.

Для продления обращаться в службу занятости не требуется. Центры занятости назначат продление самостоятельно.

!Обратите внимание! Перерасчет пособий и переназначение выплат проводятся в течение 2 недель. Еще 3 рабочих дня требуется на перечисление средств банковскими организациями.
Граждане, уже получающие пособие, должны получить перерасчет до 1 июля. Те, у кого срок выплаты пособия по безработице истек к моменту вступления постановления Правительства в силу, также получат средства до 1 июля.
Если к 1 июля перерасчет не проведен, необходимо обратиться в центр занятости по месту жительства или на горячую линию Роструда 8 (800) 707 88 41.

Максимальный размер пособия по безработице увеличен в 1,5 раза. Ранее максимальный размер пособия по безработице составлял 8 тыс. рублей, а с апреля он увеличен до уровня минимального размера оплаты труда - до 12 130 рублей.

Исключаются трудовые доходы безработных из расчета доходов семьи при обращении за мерами соцподдержки. Если на момент обращения за пособием гражданин официально зарегистрирован как безработный, доход по прошлому месту работу не учитывается.

Для безработных граждан теперь доступнее:
– государственная социальная помощь, включая социальный контракт;
– ежемесячные денежные выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого и второго ребенка;
– субсидия на оплату жилищно-коммунальных услуг;
– бесплатные социальные услуги;
– ежемесячные денежные выплаты на детей в возрасте от 3 до 7 лет;
– единовременная выплата на детей от 3 до 16 лет.

Начал действовать порядок, позволяющий гражданину подать заявление для постановки на учет в качестве безработного и оформить пособие по безработице онлайн через портал “Работа в России”.

Гражданину достаточно заполнить заявление и резюме на сайте, чтобы органы занятости начали поиск подходящих вакансий. Новый порядок исключает необходимость предоставления копии трудовой книжки, приказа об увольнении и справки о среднемесячном заработке от предыдущего работодателя. Информацию о прежнем месте работы и уровне оплаты труда, а также достоверность данных в заявлении, центры занятости будут уточнять путем межведомственного взаимодействия.

Если гражданин лишился работы после 1 марта и встал на учет в качестве безработного, то вне зависимости от стажа и уровня дохода на предыдущем месте работы, размер пособия по безработице будет установлен в максимальном размере 12130 рублей на апрель-июнь с доплатой на каждого несовершеннолетнего ребенка по 3 тыс. рублей. Далее размер пособия будет зависеть от стажа и уровня дохода по предыдущему месту работы.

Если в семье есть дети, то на каждого ребенка на апрель, май, июнь 2020 года будет назначена дополнительная выплата по 3 тыс. рублей. Если в семье с несовершеннолетними детьми один или оба родителя, лишившиеся работы после 1 марта, признаны безработными, то на каждого ребенка будет назначена доплата по 3 тыс. рублей одному из родителей. Пособие в размере 12130 рублей и доплату в размере 3 тысяч рублей на каждого несовершеннолетнего ребенка безработные будут получать в апреле, мае и июне 2020 года с момента получения статуса безработного в центре занятости. Далее размер пособия будет зависеть от стажа и уровня дохода по предыдущему месту работы.

Меры поддержки людям с инвалидностью

Предусмотрено автоматическое продление ранее установленной группы инвалидности, в том числе для детей-инвалидов, на шесть месяцев, если срок очередного переосвидетельствования наступает в период с 1 марта до 1 октября 2020 года. Программы реабилитаций также будут продлены на полгода. Сохраняются все ранее рекомендованные реабилитационные мероприятия, включая обеспечение ТСР.

Гражданам, которым медицинскими организациями все же были или будут оформлены направления на получение инвалидности, освидетельствование будет проходить без их личного участия. Назначение и выплата пенсий будут осуществляться ПФР на основании сведений реестра без дополнительных заявлений.

До 1 октября 2020 года справки о степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний будут оформлять и выдавать без личного посещения бюро МСЭ. Аналогично, без личного посещения бюро МСЭ, будет приниматься и программа реабилитации пострадавшего.

Решения о степени утраты профессиональной трудоспособности будут выносить на основании документов, выданных лечебными учреждениями.

Предусмотрено автоматическое продление ранее установленных процентов утраты профессиональной трудоспособности на шесть месяцев тем гражданам, которым ранее была определена степень утраты трудоспособности и срок очередного переосвидетельствования наступает в период с 1 марта по 1 октября 2020 г. включительно. Программа реабилитации также будет продлеваться на полгода вместе с ранее рекомендованными реабилитационными мероприятиями, включая обеспечение ТСР. Справка, подтверждающая факт установления степени утраты профессиональной трудоспособности, и программа реабилитации будут направляться гражданам заказным почтовым отправлением.

Сведения об установлении степени утраты профессиональной трудоспособности будут в трехдневный срок в форме электронного документа с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия направляться в ФСС России.

Меры поддержки людям пожилого возраста

Необходимо сообщить своему работодателю о желании остаться дома. Установлен временный порядок выдачи больничных листов для работающих граждан старше 65 лет, соблюдающих режим самоизоляции. Работодателю достаточно подать сведения в ФСС. Специалисты фонда оформят больничный лист. От гражданина никаких действий не требуется. Оплата придет на седьмой день после оформления больничного листа. Для оплаты больничного средства ФСС выплачиваются сотруднику напрямую. Средства работодателя при оплате таких больничных не задействованы.

Какие выплаты положены переболевшим коронавирусом в России

На денежную поддержку от государства могут прежде всего рассчитывать медицинские работники, которые контактировали непосредственно с заболевшими ковидом. Причем в этот перечень входят не только врачи, но и младший и средний медперсонал, а также водители скорой помощи.

Однако в конце января 2020 года правительство вынесло постановление, согласно которому COVID-19 был включен в список опасных болезней. Учитывая этот факт, появились и новые сферы, в которых возможны выплаты по коронавирусу за работу в условиях распространения инфекции. Но это не страховые компенсации, а стимулирующие надбавки за работу в опасных условиях. Потому размеры таких компенсаций рассчитываются отдельным образом.

Обычному россиянину, перенесшему инфекцию, такие страховки не положены.

Выплаты медикам

Эта категория граждан находится в особой зоне риска. Потому президентский указ определил особые гарантии для медиков в случае, если они заражаются ковидом. В том числе предусмотрена компенсация временной нетрудоспособности и выплаты по инвалидности.

Суммы при этом определяются на региональном уровне.

Пособия заболевшим коронавирусом медикам не положены, если болезнь протекала в легкой форме либо бессимптомно. Также вид и размер компенсаций зависит от того, как человек перенес заболевание. То есть, если вследствие болезни возникли серьезные осложнения, то можно получить страховку.

Список таких осложнений утвержден правительством. В него входят 16 патологий, которые могут возникнуть на фоне ковида. Среди них в том числе токсическое поражение печени, сепсис, пневмония, почечная недостаточность. Но если в перечне нет болезни, диагностируемой у работника, то компенсацию не дают.

Выплаты пенсионерам

Хотя эта категория граждан считается самой уязвимой, специальные страховки им не полагаются. Однако государство разработало для них специальные меры поддержки.

Так, работающим пенсионерам полагается оплачивать больничный в размере заработной платы. При этом все оформление документов возлагается на работодателя. Больничный можно не оформлять только в том случае, если сотрудник был переведен на удаленный формат работы.

Выплаты работающим гражданам

Предназначены дополнительные выплаты гражданам, которые находятся в зоне риска. Это работники социальной сферы, МВД, МЧС, ФСИН, Росгвардии.

Выплаты положены учителям и сотрудникам дошкольных учреждений в связи с особыми условиями работы. Что касается военнослужащих, то доплата полагается тем, кто по долгу службы вынужден контактировать с заболевшими либо оказывал им первую медпомощь.

Гражданам других профессий компенсации не полагаются. Заболевшие ковидом могут рассчитывать лишь на стандартные начисления по листку временной нетрудоспособности. Другие субсидии могут быть назначены по особому распоряжению властей региона.

Компенсация донорам крови

Неплохие выплаты полагаются донорам крови. Если человек, переболевший коронавирусом , сдает кровь, то он может получить до 5 тысяч рублей в зависимости от количества сданного материала.

Кровь доноров содержит антитела, необходимые для разработки лекарственных средств. Поэтому компенсация оплачивается в особом порядке.

Сумма выплат

Основная категория, которым положены компенсационные выплаты, – медицинские работники. Для них по президентскому указу в 2021 году установлены следующие страховые суммы:

  • При временной потере трудоспособности в случае, если болезнь протекала в тяжелой либо средней форме (диагноз должен быть подтвержден лабораторно) – 68 811 руб.
  • Утрата трудоспособности с присвоением третьей группы инвалидности – до 68 813 руб., второй группы - до 1 376 226 руб., первой группы - до 2 064 339 руб.

Если ковид привел к летальному исходу, а работник заразился инфекцией на рабочем месте, то родственникам выплатят единовременное пособие. Ее размер отличается в регионах, но средняя сумма варьируется в пределах от 1 до 4 миллионов рублей.

Соцработники, находящиеся в зоне риска, могут рассчитывать на доплаты от 25 до 35 тысяч рублей.

В ряде регионов предусмотрены субсидии льгот ным категориям граждан, переболевшим ковидом. Сколько будут начислять в данном случае, зависит от течения заболевания.

Как получить выплаты переболевшим коронавирусом

Если дело касается стимулирующих выплат, то эти деньги перечисляются за счет федерального бюджета. Это значит, что компенсации должны перечисляться работникам вместе с зарплатой. В случае, если деньги не были выплачены, то можно подать жалобу на портале госуслуг в соответствующем разделе.

С президентской страховкой дело обстоит несколько сложнее. Для ее получения необходим следующий алгоритм действий:

  1. Медорганизация должна немедленно уведомить работодателя заболевшего сотрудника и ФСС о наступлении страхового случая.
  2. Работодатель в тот же день обязан создать комиссию для расследования выявленного случая. В нее обязательно должны входить представители ФСС. Заболевшего сотрудника в это время отправляют на больничный.
  3. В течение суток комиссия расследует случай и результаты передает в ФСС.
  4. Если результаты расследования показали, что сотрудник заразился ковидом на рабочем месте, а не в магазине, транспорте, ином месте, то подготавливаются документы для выплаты единовременной суммы.
  5. Деньги должны быть выплачены на следующий же день после получения акта от комиссии.

Что касается страхования жизни, то процедура получения компенсации не так проста. Необходимо предоставить доказательства, что медработник действительно получил инвалидность или умер вследствие заражения инфекцией на рабочем месте. Потому масштабность и сроки расследований другие.

Прежде всего выплаты предназначены для медработников, но есть и компенсации для специалистов, работающих в зоне риска. Чтобы узнать, положена ли страховка, лучше обратиться в региональную администрацию или непосредственно в Фонд социального страхования.


13 июля Верховный Суд РФ рассмотрел кассационную жалобу гражданки, с которой нижестоящие инстанции взыскали жилищно-коммунальную выплату в качестве неосновательного обогащения (Определение № 78-КГ20-21-КЗ).

Переплата образовалась из-за переезда в другой регион

5 февраля 2015 г. Центр социальной поддержки населения г. Мурманска назначил Маргарите Монаховой как ветерану подразделений особого риска пожизненную ежемесячную жилищно-коммунальную выплату. В свою очередь, женщина обязалась сообщать учреждению обо всех изменениях, влияющих на право получения соцподдержки, в том числе о переезде в другой регион.

В январе 2016 г. Маргарита Монахова продала свою квартиру в Мурманске и зарегистрировалась по новому месту жительства в г. Санкт-Петербурге.

25 февраля 2016 г. отдел соцзащиты населения администрации Московского района г. Санкт-Петербурга запросил в Центре социальной поддержки населения г. Мурманска социальное дело Маргариты Монаховой и справку с указанием срока прекращения выплат. В том же письме отдел соцзащиты проинформировал мурманское учреждение о новом месте жительства гражданки.

27 февраля 2016 г. женщина обратилась МФЦ Санкт-Петербурга с заявлением о предоставлении полагающихся ей как ветерану подразделений особого риска мер социальной поддержки по месту жительства, и ей была назначена ежемесячная жилищно-коммунальная выплата с 1 февраля того же года.

В письме от 11 марта 2016 г. мурманский центр соцподдержки сообщил санкт-петербургскому отделу соцзащиты, что Маргарита Монахова получала ежегодную оплату дополнительного отпуска, а также ежемесячные денежные компенсации на приобретение продовольственных товаров и в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием. С 1 апреля учреждение прекратило перечислять указанные выплаты. Дополнительно за 2016 г. Маргарите Монаховой была начислена ежегодная компенсация за вред здоровью

В сентябре 2018 г. центр соцподдержки принял решение о прекращении предоставления Монаховой ежемесячной жилищно-коммунальной выплаты «задним числом» – с 1 марта 2016 г. При этом фактически деньги перечислялись ей по август 2018 г. включительно.

В начале и конце октября 2018 г. центр направил Маргарите Монаховой одинаковые письма с требованием о возврате необоснованно полученной ежемесячной жилищно-коммунальной выплаты за период с 1 марта 2016 г. по 31 августа 2018 г. в размере 65 тыс. руб. В декабре 2018 г. учреждение обратилось с досудебной претензией о возврате данной суммы.

В январе 2019 г. Маргарита Монахова направила жалобу в Министерство социального развития Мурманской области. По ее мнению, переплата возникла из-за того, что специалисты центра ненадлежаще исполнили свои обязанности, поскольку, узнав о ее переезде, не прекратили перечислять выплату.

Министерство провело проверку и в феврале того же года сообщило заявительнице, что ее вины в переплате за период постоянного проживания в Санкт-Петербурге нет, однако, поскольку деньги получены необоснованно, их необходимо вернуть в областной бюджет.

Три инстанции посчитали переплату неосновательным обогащение

Тогда же, в феврале 2019 г., центр соцподдержки обратился в Московский районный суд г. Санкт-Петербурга с иском о взыскании с Маргариты Монаховой переплаты как неосновательного обогащения. Суд удовлетворил исковые требования в полном объеме.

Первая инстанция посчитала, что после снятия с регистрационного учета по месту жительства в Мурманске ответчик утратила право на получение мер соцподдержки на территории этого города. При этом о перемене места жительства центру соцподдержки она не сообщила и более двух лет получала ежемесячную жилищно-коммунальную выплату без законных оснований. В связи с этим суд пришел к выводу, что полученные в спорный период денежные средства являются неосновательным обогащением.

При этом суд не стал применять п. 3 ст. 1109 ГК РФ, согласно которому не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки. Эта выплата, по мнению суда, была для ответчика не источником средств к существованию, а мерой соцподдержки. Тот факт, что центр должен проверять обоснованность назначенных выплат, не снимает с гражданина обязанность сообщать об изменении своего места жительства, подчеркнула первая инстанция.

Решение устояло в апелляции и кассации, поэтому Маргарита Монахова обратилась в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда.

ВС обратил внимание на действия центра соцподдержки

Изучив обстоятельства дела, Суд пришел к выводу, что нижестоящие инстанции неверно истолковали и применили материальное право, а также существенно нарушили процессуальные нормы.

Так, пояснил ВС, суды пришли к неправильному выводу о том, что полученная в спорный период выплата не являлась для ответчика источником средств к существованию, и на этом основании необоснованно отказали в применении п. 3 ст. 1109 ГК. По смыслу указанной нормы возврату не подлежат те суммы, которые предназначены для удовлетворения «необходимых потребностей» гражданина и возвращение которых поставит его в трудное материальное положение, отметила судебная коллегия.

При этом входящая в систему мер соцподдержки граждан, подвергшихся воздействию радиации, компенсация расходов на оплату жилья и коммунальных услуг призвана обеспечить надлежащий уровень жизни и необходимый достаток, то есть по правовой природе относится к средствам существования гражданина, посчитал Верховный Суд.

Высшая инстанция согласилась с тем, что переезд гражданина на новое место жительства за пределами Мурманской области является основанием для прекращения социальной поддержки со стороны данного региона. Об изменении места жительства ответчик действительно обязана была сообщить в мурманский центр соцподдержки в 14-дневный срок с момента наступления данного обстоятельства. Вместе с тем, подчеркнул ВС, центр также обязан самостоятельно получать соответствующие сведения и проверять представленную гражданами информацию, в том числе в ходе межведомственного взаимодействия.

Иными словами, пояснил Верховный Суд, законодательство не позволяет взыскивать с физических лиц денежные средства – в данном случае ежемесячную жилищно-коммунальную выплату – в качестве неосновательного обогащения, если переплата обусловлена поведением уполномоченных госорганов или органов местного самоуправления и не связана с противоправными действиями данного гражданина. Только в случае установления недобросовестных действий последнего, направленных на получение мер социальной поддержки без установленных законом оснований, полученные в результате таких действий суммы подлежат взысканию по правилам ст. 1102 ГК.

При этом, добавил ВС, поскольку добросовестность гражданина по требованиям о взыскании ежемесячной жилищно-коммунальной выплаты презюмируется, суду следовало возложить бремя доказывания обратного на центр соцподдержки.

Суждение нижестоящих инстанций о том, что обязанность центра проверять обоснованность выплат не снимает с гражданина обязанности по предоставлению сведений об изменении места жительства, а также что неисполнение ответчиком такой обязанности указывает на ее недобросовестность, свидетельствует о несоблюдении требований ст. 67 ГПК РФ об оценке доказательств и формальном подходе судов к рассмотрению дела, подытожил ВС.

На этом основании дело было направлено на новое рассмотрение в первую инстанцию иным составом суда.

Адвокаты выразили надежду, что подход ВС скорректирует правоприменительную практику и защитит права социально уязвимых категорий граждан

В комментарии «АГ» адвокат АП Волгоградской области Юлия Севастьянова обратила внимание на то, что в данном определении ВС использовал несколько позиций, выработанных Конституционным Судом РФ: «Это особо важно в свете нередкого игнорирования практики КС судами общей юрисдикции».

Кроме того, добавила она, Верховный Суд, используя расширительное толкование закона, отнес компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг к средствам существования гражданина. Данный вывод поможет гражданам, находящимся в социально уязвимом положении, защитить свои права и по иным категориям дел, считает адвокат.

«Нельзя обойти вниманием критический подход ВС относительно суждения нижестоящих инстанций о том, что обязанность проводить проверки обоснованности назначенных выплат не снимает с их получателя обязанности по предоставлению сведений об изменении места жительства. Верховный Суд справедливо указал, что неисполнение этой обязанности не может автоматически указывать на недобросовестность поведения получателя выплат. Добросовестность гражданина по требованиям о взыскании ежемесячной жилищно-коммунальной выплаты презюмируется, поэтому бремя доказывания обратного возлагается на истца», – отметила Юлия Севастьянова. Эту позицию ВС можно использовать не только «чернобыльцам», но и иным категориям получателей различных видов материальной помощи от государства, полагает эксперт.

Адвокат АК «Гражданские компенсации» Марина Сомова указала, что ​Верховный Суд четко дал понять: госструктуры, у которых имеются необходимые информационные ресурсы, должны исполнять свои обязанности. «Надеюсь, это определение побудит суды тщательнее анализировать обстоятельства дела и доказательства относительно граждан, пользующихся мерами соцподдержки, и ликвидирует уклон, направленный на экономию бюджетных средств», – добавила эксперт.

​По ее мнению, также крайне важно, что ВС определил правовую природу спорных платежей и отнес их к средствам существования получателей мер социальной поддержки. «Такая ясность, очевидно, внесет определенные коррективы в правоприменительную практику», – подытожила Марина Сомова.

Ответы на вопросы по теме: "Налог на пособие на погребение". Если вы не нашли ответ на свой вопрос или необходимо уточнить данные на 2020 год, то обратитесь к дежурному юристу.


Статья 10. Социальное пособие на погребение

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ) в статью 10 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 г.

Статья 10. Социальное пособие на погребение

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 19 декабря 2016 г. N 444-ФЗ в пункт 1 статьи 10 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2018 г.

1. В случае, если погребение осуществлялось за счет средств супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего, им выплачивается социальное пособие на погребение в размере, равном стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, указанному в пункте 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, но не превышающем 4000 рублей, с последующей индексацией один раз в год с 1 февраля текущего года исходя из индекса роста потребительских цен за предыдущий год. Коэффициент индексации определяется Правительством Российской Федерации.

В районах и местностях, где установлен районный коэффициент к заработной плате, этот предел определяется с применением районного коэффициента.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 138-ФЗ в пункт 2 статьи 10 настоящего Федерального закона внесены изменения, распространяющиеся на правоотношения, возникшие с 1 января 2012 г.

2. Выплата социального пособия на погребение производится в день обращения на основании справки о смерти:


органом, в котором умерший получал пенсию;

организацией (иным работодателем), которая являлась страхователем по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством по отношению к умершему на день смерти либо по отношению к одному из родителей (иному законному представителю) или иному члену семьи умершего несовершеннолетнего на день смерти этого несовершеннолетнего;

органом социальной защиты населения по месту жительства в случаях, если умерший не подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти и не являлся пенсионером, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 154 дней беременности;

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА

8 800 350 84 37

территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации, в котором был зарегистрирован в качестве страхователя умерший на день смерти либо зарегистрирован в качестве страхователя один из родителей (иной законный представитель) или иной член семьи умершего несовершеннолетнего на день смерти этого несовершеннолетнего.

3. Социальное пособие на погребение выплачивается, если обращение за ним последовало не позднее шести месяцев со дня смерти. Размер социального пособия на погребение определяется в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Выплата социального пособия на погребение производится соответственно за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации.

Из федерального бюджета возмещаются Пенсионному фонду Российской Федерации расходы, связанные с выплатой социального пособия на погребение умерших неработавших пенсионеров, досрочно оформивших пенсию по предложению органов службы занятости (в случае, если смерть пенсионера наступила в период получения досрочной пенсии до достижения им возраста, дающего право на получение соответствующей пенсии).

Информация об изменениях:

Статья 10 дополнена пунктом 4 с 7 марта 2018 г. — Федеральный закон от 7 марта 2018 г. N 56-ФЗ

4. Информация о выплате социального пособия на погребение размещается в Единой государственной информационной системе социального обеспечения. Размещение и получение указанной информации в Единой государственной информационной системе социального обеспечения осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 10 настоящего Федерального закона

Как отразить в учете пособие на погребение

Пособие на погребение – это компенсация расходов родственников умершего или иных лиц, за чей счет осуществлялось погребение, вид социальной государственной поддержки. Его выплата регламентируется ФЗ №8 от 12/01/96 г. Бухгалтерский учет таких расходов зависит от того, кому оно было выплачено. В налоговом учете пособие не признается расходами организации. Подробнее о том, как бухгалтеру учесть пособие на погребение, рассказывается в нашем материале.

Кто несет расходы

Финансирует выплату пособия фонд соцстрахования. К работодателю за получением выплаты заявители обращаются в двух случаях:

  • умерший работал в этой организации;
  • заявитель работает в этой организации, и ему положено пособие за умершего несовершеннолетнего.

Впоследствии ФСС эти суммы компенсирует.

Бухгалтер должен на основании предоставленных документов начислить гражданину, понесшему похоронные расходы фактически, пособие. Его размер в текущем году составляет с 1 февраля — 5946,47 рубля. В районах, где применяется районный коэффициент, при расчете следует учитывать и его значение.

Пособие выплачивается немедленно в тот же день, когда гражданин обратился за ним. Важным моментом можно считать срок обращения за пособием – не позднее 6 месяцев с момента печального события. Если срок пропущен, а выплата уже сделана, рассчитывать на компенсацию со стороны Фонда расходов, понесенных организацией, нельзя (п. 2,3 ст. 10 ФЗ №8).

Федеральным законом установлен перечень компенсируемых похоронных услуг:

  1. Документарное оформление погребения.
  2. Гроб и его доставка вместе с предметами для погребения.
  3. Перевозка на место похорон или кремации.
  4. Погребение или кремация.

Если эти услуги были оказаны похоронной службой бесплатно, пособие не выдается, поскольку расходы фактически понесены не были (ст. 9-1, 2, 5 ФЗ №8).

В этом случае организация должна компенсировать затраты уже похоронной службе.

На заметку! Пособие, кроме организаций, выплачивает также: ПФР – если умерший находился на заслуженном отдыхе; ФСС – если речь идет об ИП, уплачивающем взносы в Фонд, или о родителях умершего ребенка, предпринимателях, на тех же условиях; органы соцзащиты – если умерший не достиг пенсии и не работал, или умер новорождённый.

Облагается ли пособие на погребение страховыми взносами?

Если погребение осуществлялось за счет средств супруга, родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение, им выплачивается социальное пособие на погребение. Выплата производится организацией, которая являлась страхователем по ОСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством по отношению к умершему на день смерти.

Данная выплата не облагается страховыми взносами, поскольку осуществляется в пользу физлиц, не состоящих в трудовых отношениях с организацией.

Вместе с тем выплаченные пособия на погребение отражаются по строке 090 «Социальное пособие на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня услуг по погребению» Приложения 3 расчета по страховым взносам.

Об обложении НДФЛ и страховыми взносами социального пособия

Автор: Телегус А. В., к. э. н., доцент, завкафедрой налогов и налогообложения Приволжского института повышения квалификации ФНС РФ, член палаты налоговых консультантов РФ

Работнику учреждения выплачивается социальное пособие за счет средств ФСС в связи со смертью его несовершеннолетнего ребенка. Облагается ли указанное пособие НДФЛ и страховыми взносами?

В соответствии с п. 1 ст. 10 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее – Федеральный закон № 8-ФЗ) в случае, если погребение осуществлялось за счет средств супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего, им выплачивается социальное пособие на погребение в размере, равном стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, приведенному в п. 1 ст. 9 Федерального закона № 8-ФЗ, но не превышающем 4 000 руб.

При этом п. 2 ст. 10 Федерального закона № 8-ФЗ определено, в частности, что выплата социального пособия на погребение производится в день обращения на основании справки о смерти организацией (иным работодателем), которая являлась страхователем по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством по отношению к одному из родителей умершего несовершеннолетнего на день смерти несовершеннолетнего.

Согласно п. 1 ст. 217 НК РФ освобождаются от обложения НДФЛ государственные пособия, за исключением пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком), а также иные выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством. Также в силу пп. 1 п. 1 ст. 422 НК РФ не подлежат обложению страховыми взносами государственные пособия, выплачиваемые по законодательству РФ.

С учетом изложенного указанное социальное пособие на погребение не облагается НДФЛ и страховыми взносами.

Налоговый орган по результатам камеральной налоговой проверки расчета по форме 6-НДФЛ за девять месяцев 2017 года, представленного казенным учреждением, начислил пени в связи с несвоевременной уплатой НДФЛ в размере, не превышающем 100 руб. Бухгалтер учреждения уплатил указанную сумму за счет собственных средств. Однако налоговый орган отказался зачесть данный платеж в качестве погашения задолженности по начисленной сумме пени, поскольку оплата произведена физическим лицом. Правомерны ли действия налогового органа?

С 30.11.2016 согласно абз. 4 п. 1 ст. 45 НК РФ уплата налога может быть произведена за налогоплательщика иным лицом. На основании п. 8 ст. 45 НК РФ указанное правило применяется также в отношении сборов, пеней, штрафов и распространяется на налоговых агентов.

Таким образом, за налогового агента сумму начисленных ему пеней по НДФЛ вправе уплатить иные лица, под которыми в силу абз. 5 п. 2 ст. 11 НК РФ понимаются организации и (или) физические лица. При этом налоговое законодательство не содержит специальных норм, направленных на регулирование отношений между налоговым агентом и иным лицом при исполнении последним обязанности по уплате налога, пеней и штрафов за налогового агента.

Учитывая изложенное, физическое лицо – бухгалтер вправе уплатить за налогового агента – казенное учреждение сумму пени по НДФЛ, а налоговый орган обязан учесть данную сумму в качестве погашения соответствующей задолженности.

Учреждение в I – III кварталах 2017 года производило начисление и выплату заработной платы работникам, при этом удерживая и перечисляя в бюджет НДФЛ. Отчеты по форме 6-НДФЛ за указанные периоды 2017 года представлялись в налоговый орган. В связи с тяжелой экономической ситуацией начиная с 01.10.2017 все работники учреждения находятся в административном отпуске, какие-либо начисления и выплаты в пользу физических лиц в IV квартале 2017 года не производились. Необходимо ли учреждению представлять в налоговый орган расчет по форме 6-НДФЛ за 2017 год?

На основании с п. 2 ст. 230 НК РФ налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета расчет сумм НДФЛ, исчисленных и удержанных налоговым агентом, за I квартал, полугодие, девять месяцев не позднее последнего дня месяца, следующего за соответствующим периодом, за год – не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме, форматам и в порядке (далее – Порядок), которые утверждены ФНС.

В силу положений п. 1, 2 ст. 226, п. 1 ст. 24, ст. 216 НК РФ организация, производившая в 2017 году в пользу физических лиц выплаты, подлежащие обложению НДФЛ, признается налоговым агентом.

Согласно Порядку расчет по форме 6-НДФЛ составляется нарастающим итогом за I квартал, полугодие, девять месяцев и год. При этом в разд. 1 указываются обобщенные по всем физическим лицам суммы начисленного дохода, исчисленного и удержанного налога нарастающим итогом с начала налогового периода по соответствующей налоговой ставке (п. 3.1 Порядка).

Вместе с тем исходя из разъяснений ФНС в разд. 2 расчета по форме 6-НДФЛ за соответствующий отчетный период отражаются те операции, которые произведены за последние три месяца отчетного периода.

Таким образом, применительно к рассматриваемой ситуации учреждению необходимо представить расчет по форме 6-НДФЛ за 2017 год, продублировав в нем данные по разд. 1 расчета за девять месяцев 2017 года, при этом разд. 2 расчета не заполняется.

Согласно Закону Санкт-Петербурга от 22.11.2011 № 728-132 «Социальный кодекс Санкт-Петербурга» отдельным категориям медицинских и социальных работников государственных учреждений социального обслуживания населения за счет бюджетных средств установлена ежегодная компенсационная выплата в размере 0,4 базовой единицы. Облагаются ли страховыми взносами суммы указанных компенсаций работникам?

Минфином в п. 2 Письма от 05.10.2017 № 03-15-06/64946 применительно к рассматриваемой ситуации разъяснено, что, поскольку на целевое назначение упомянутой выплаты в Законе Санкт-Петербурга № 728-132 не указано, она не может быть признана компенсационной и, следовательно, подлежит обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке.

Читайте также: