Начислили пени по ндфл но недоимки нет

Опубликовано: 06.05.2024

Содержание

  • Что такое пени?
  • Кто рассчитывает пени?
  • За какие дни начисляются пени?
  • Формула для расчета
  • КБК для перечисления пеней в 2020 и 2021 годах
  • В каком случае можно не платить?
  • Онлайн-калькулятор пеней
  • Инструкция по использованию калькулятора пеней

Руководители бизнеса и бухгалтеры, даже самые добросовестные, вынуждены иногда платить пени. Что это такое, почему их нужно платить, как рассчитать пени и какие дни включать в расчет, — расскажем в статье. А еще вы сможете бесплатно рассчитать пени с помощью нашего онлайн-калькулятора.

Что такое пени

Пени по налогам и взносам — это штрафные санкции за просрочку или неполную (частичную) уплату налогов или взносов. Можно сказать, что это вид неустойки за невыполнение обязательств по уплате налогов, также они начисляются за неуплату коммунальных платежей или алиментов, поставок по договору. Но нас в этой статье интересуют налоговые пени, их назначение, расчет и уплата регламентированы в ст. 75 НК РФ.

У налоговых платежей есть строгие сроки. При нарушении сроков налоговая служба начисляет пени, которые будут расти до полной уплаты налога. Чтобы остановить рост пеней, скорее заплатите налоги или взносы. Пеня составляет процент от неуплаченной суммы, и начисляется за каждый день просрочки платежа. Для их расчета нужно знать ключевую ставку Центробанка на момент нарушения.

Кто рассчитывает пени

Если налогоплательщик или работодатель вовремя не перечислил налог или взносы, ему начисляются пени. Чтобы уплатить пени, придется дождаться требования из ИФНС, которая сама должна установить факт неуплаты и начислить пени.

Если налогоплательщик увидел недоимку по налогу и планирует ее закрыть, нужно действовать в таком порядке:

  • рассчитайте сумму пеней самостоятельно;
  • уплатите сумму недоимки и пеней;
  • отправьте уточненную декларацию.

В таком случае налогоплательщик избежит штрафа (см. п. 1 и п. 4 ст. 81 НК РФ). Если вы сначала отправите уточненку и только потом заплатите недоимку и пени, налоговая назначит штраф.

За какие дни начисляются пени

Первым днем начисления пеней считается следующий день после окончания срока уплаты налога или взносов. Последний день начисления пеней зависит от того, в какую дату возникла недоимка:

  • до 27 декабря 2018 года — день уплаты налогов, взносов не включается в количество дней просрочки (Письма Минфина России от 05.07.2016 N 03-02-07/2/39318, ФНС России от 06.12.2017 N ЗН-3-22/7995@);
  • после 28 декабря 2018 года — включайте день погашения недоимки в количество дней просрочки (п. 3, 7 ст. 75 НК РФ).

Если вы начисляете пени по взносам на страхование от несчастных случаев, количество дней просрочки в любом случае считается со дня, следующего за сроком уплаты, до дня уплаты взноса включительно (п. 3 ст. 26.11 Закона N 125-ФЗ).

Как рассчитать пени

Размер пеней зависит от ставки рефинансирования (или ключевой ставки Центробанка). Сумма рассчитывается по-разному для ИП и организаций, а также зависит от числа дней просрочки. Все ИП с любым числом дней просрочки и организации с просрочкой до 30 дней включительно рассчитывают пени от 1/300 ставки рефинансирования. Такого же порядка придерживаются организации с любым периодом просрочки по взносам на травматизм. Для других налогов и взносов это применимо, если недоимка возникла до 1 октября 2017 года.

Если просрочка организации составила 31 день и больше, ставка повышается до 1/150 от ключевой. Рассчитывайте пени так:

    Сначала исчисляем пени за первые 30 дней просрочки:

Если в период просрочки ставка рефинансирования менялась, рассчитывайте пени отдельно за дни, в которых действовали разные ставки.

Как рассчитать пени по авансовым платежам

Порядок расчета пеней по авансам аналогичен расчету пени по налогу. Но учитывайте, что количество дней просрочки нужно считать со дня, следующего за сроком уплаты авансового платежа и до наиболее ранней из двух дат:

  • дата фактической уплаты платежа;
  • установленная дата уплаты налога за налоговый период или авансового платежа за отчетный период.

Начисленную сумму пеней можно уменьшить. Если налог за налоговый период оказался меньше суммы авансов в течение этого периода, пени надо пересчитать исходя из суммы, которая не превышает налог. Аналогичный порядок действует при низком авансовом платеже по итогам отчетного периода.

КБК для перечисления пеней в 2020 и 2021 годах

Платите пени вместе с суммой недоимки или после уплаты всей суммы налога (взноса). Для этого оформите отдельное платежное поручение с использованием следующих КБК:

  • Пенсионное страхование — 182 1 02 02010 06 2110 160
  • Медицинское страхование — 182 1 02 02101 08 2013 160
  • Страхование по нетрудоспособности и материнству — 182 1 02 02090 07 2110 160
  • Страхование на травматизм — 393 1 02 02050 07 2100 160
  • Налог на прибыль в фед. бюджет — 182 1 01 01011 01 2100 110
  • Налог на прибыль в рег. бюджет — 182 1 01 01012 02 2100 110
  • НДС — 182 1 03 01000 01 2100 110
  • Налог по имуществу, кроме ЕСГС — 182 1 06 02010 02 2100 110
  • Налог по имуществу, входящему в ЕСГС — 182 1 06 02020 02 2100 110
  • НДФЛ (и ИП «за себя») — 182 1 01 02020 01 2100 110
  • УСН «доходы» — 182 1 05 01011 01 2100 110
  • УСН «доходы-расходы» и минимальный налог — 182 1 05 01021 01 2100 110
  • ЕНВД — 182 1 05 02010 02 2100 110

Когда можно не платить пени

В некоторых случаях пени не начисляются. Например, когда счет налогоплательщика заблокирован или деньги арестованы по постановлению суда. Или когда при расчете налогов или взносов бизнесмен руководствовался постановлением суда.

Как рассчитать пени на онлайн-калькуляторе

Рассчитайте пени с помощью нашего бесплатного калькулятора. Расчеты займут меньше минуты.

Инструкция по использованию калькулятора пеней

В левой части калькулятора укажите форму собственности — ИП или юрлицо, а также сумму задолженности, с которой начислялись пени. Затем укажите последний срок уплаты налога или взноса (в который вам не удалось уложиться) и фактический срок уплаты недоимки. Примите решение, будете ли вы включать день уплаты недоимки в расчет пеней (напоминаем, включить этот день в расчеты — наименее рискованный вариант с точки зрения возможных претензий налоговой).

Остается только нажать кнопку “Рассчитать” - и вы увидите результат в правой части калькулятора. После всех расчетов вы сможете распечатать результат прямо из калькулятора, нажав появившуюся кнопку “Напечатать”.

Легко ведите учет, начисляйте зарплату, автоматически формируйте отчетность и отправляйте ее онлайн. Сервис напомнит о важных задачах и датах, обновляется автоматически, доступен из любого места, где есть интернет. Протестируйте возможности Контур.Бухгалтерии бесплатно в течение 14 дней.

РАСХОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ОБОСНОВАНЫ

Расходы, произведённые организацией, должны отвечать следующим требованиям:

  • расходы должны быть обоснованы;
  • расходы должны быть документально подтверждены;
  • расходы должны быть произведены для деятельности, направленной на получение дохода.

Эти требования являются обязательными для принятия произведённых расходов в уменьшение доходов. Если расход не соответствует хотя бы одному из перечисленных требований, то такой расход для целей налогообложения не учитывается 1 .

Поэтому любые погрешности в оформлении первичных документов, малейшие сомнения в квалификации затрат – все это, по мнению налоговых органов, является веским основанием для того, чтобы убрать их (эти затраты) из расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль либо не принять к вычету НДС.

И очень часто налогоплательщики не готовы отстаивать свои интересы в суде. Рассмотрим алгоритм действий налогоплательщика, когда он имеет на руках решение налогового органа по факту проведения выездной проверки о том, что он необоснованно получил налоговую выгоду в виде уменьшения налоговой базы по налогу на прибыль, а также необоснованных вычетов по НДС и не намерен оспаривать выводы проверяющих.

ОТРАЖЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ В БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЁТЕ

Моделируем ситуацию

По итогам выездной налоговой проверки организации доначислены налог на прибыль в сумме 70 000 руб., НДС - 63 000 руб., а также соответствующие пени в сумме 5 000 руб. и штраф в сумме 80 000 руб. Причиной для доначисления налогов послужило мнение проверяющих о неправомерном включении в состав расходов стоимости маркетинговых услуг (из-за их документальной неподтверждённости) на сумму 350 000 руб., принятие к вычету «входного» НДС со стоимости данных услуг в сумме 63 000 руб. Организация не стала конфликтовать с проверяющими и согласилась, что данные расходы необоснованно уменьшили налогооблагаемую прибыль.

В проверяемом периоде (в 2013 г.) бухгалтерские записи выглядели так:

Дт 26 Кт 60 – 350 000 рублей – признаны расходы в виде стоимости оказанных маркетинговых услуг;
Дт 19 Кт 60 – 63 000 рублей – принят к учёту «входной» НДС;
Дт 68-НДС Кт 19 – 63 000 рублей – принят к вычету НДС со стоимости маркетинговых услуг;
Дт 60 Кт 51 – оплачены маркетинговые услуги.

В бухгалтерском учёте основанием для отражения суммы недоимки, пени и штрафа по результатам налоговой проверки является решение налогового органа. В нём уже указаны сведения о сумме задолженности по налогам, размер пеней и штрафных санкций. Пени, указанные в решении налогового органа, рассчитаны на момент его принятия. Решение налогового органа вступает в силу через один месяц с даты его вручения 2 .

Однако налогоплательщик вправе добровольно исполнить данное решение полностью или частично до вступления его в силу 3 . Если налогоплательщик не собирается обжаловать данное решение вообще или будет обжаловать его в какой-то части, то в целях снижения суммы пеней ему лучше уплатить недоимку (соответствующую часть недоимки) как можно раньше. Возникшая в этом случае на лицевом счёте налогоплательщика переплата по налогам закроется после вступления в силу решения налогового органа.

В нашем примере организация согласилась с выводами налоговиков, и поэтому она может отразить результаты проверки, не дожидаясь вступления в силу решения налоговой инспекции. Документальным основанием для исправительных бухгалтерских записей будет являться бухгалтерская справка.

Рассмотрим пошаговый алгоритм отражения недоимки по налогам и налоговых санкций за проверяемый период.

Шаг 1. Отражаем в бухгалтерском учёте суммы недоимки и штрафа на момент получения решения налогового органа.

Доначисленные суммы налога на прибыль организация отражает по дебету счёта 99 «Прибыли и убытки» и кредиту счёта 68 «Расчёты по налогам и сборам» 4 .

НДС не может быть принят к вычету, так как факт осуществления маркетинговых услуг не подтверждён и налогооблагаемую базу по налогу на прибыль данная сумма не уменьшает 5 . В бухгалтерском учёте данная сумма будет отнесена к прочим расходам. Поэтому необходимо отразить постоянное налоговое обязательство 6 :

Дебет 99, субсчёт «ПНО», Кредит 68, субсчёт «Расчёты по налогу на прибыль».

Шаг 2. Уплачиваем недоимку по налогам на основании решения налогового органа.

Шаг 3. Отражаем в бухгалтерском учёте сумму пеней на дату погашения недоимки. Так как в день перечисления недоимки в бюджет обязанность по уплате налога считается исполненной 7 , то «доначисляем» себе пени за период с даты решения по акту проверки по дату уплаты недоимки и прибавляем эту сумму к сумме пеней, указанной в решении. Пени рассчитываются с применением 1/300 ставки рефинансирования, установленной Банком России 8 . (В нашем случае эта сумма условно составит 350 рублей.)

Сумму причитающихся к уплате пеней по налогам учитываем по дебету счёта 99 «Прибыли и убытки» в корреспонденции с кредитом счёта 68 «Расчёты по налогам и сборам» 9 . Пени рассматриваем в качестве «иных аналогичных обязательных платежей, причитающихся за счёт прибыли» 10 .

Шаг 4. После вступления в силу решения по акту проверки, в сроки, установленные в требовании, уплачиваем пени и штраф.

Сведём все перечисленные действия в таблицу.

Следует отметить, что на практике вплоть до настоящего времени налоговая инспекция не осуществляет в текущем режиме проверки представляемых организациями документов, которые связанны с исчислением, удержанием и перечислением НДФЛ. Соответственно инспекция не определяет задолженности организаций по перечислению НДФЛ, рассчитывая это сделать при проведении выездной налоговой проверки.

В дальнейшем по результатам выездной налоговой проверке инспекция предъявляет проверяемой компании претензии относительно нарушения ею порядка исчисления, удержания и перечисления НДФЛ, как следствие, предлагает уплатить пени. Например, инспекция начисляет пени за несвоевременное исполнение обязанности по перечислению в бюджет НДФЛ, удержанного проверяемой компанией как налоговым агентом с выплат физическим лицам.

Между тем подобные претензии налогового органа по начислению пеней можно оспорить в досудебном (судебном) порядках по следующим основаниям:

    Следует отметить, что системный анализ положений части первой НК РФ, устанавливающих процедуры выявления налоговыми органами недоимки, ее взыскания и обеспечения взыскания, позволяет делать вывод, что право налогового органа требовать от налогоплательщика уплаты налога, пени и штрафа может быть реализовано только с учетом соответствующих ограничительных сроков.

В частности, правила статей 69 и 70 НК РФ предусматривают различные предельные сроки направления налоговым органом требований об уплате налога (сбора, пени, штрафа) в зависимости от того, была ли соответствующая задолженность установлена по результатам налоговой проверки (камеральной либо выездной) или была выявлена «при других обстоятельствах».

В связи с этим для разрешения вопроса о праве налогового органа требовать уплаты налога, пени и штрафа, прежде всего, необходимо устанавливать обстоятельства образования соответствующей задолженности:

  • неуплата налогоплательщиком самостоятельно исчисленных сумм налогов;
  • обнаружение налоговым органом нарушений, повлекших неуплату организацией налогов, в результате проведения налоговых проверок.
  • Важно учитывать, что несвоевременное перечисление организацией НДФЛ не может быть квалифицировано как нарушение, которые инспекция может выявить исключительно в ходе выездной налоговой проверки в силу следующего.

    Налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах начисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации за этот налоговый период НДФЛ ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом (пункт 2 статьи 230 НК РФ).

    При этом обязанность по перечислению удержанных сумм НДФЛ исполняется налоговым агентом в сроки, предусмотренные пунктом 6 статьи 226 НК РФ, а именно:

    • не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода;
    • не позднее дня перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета налогоплательщика либо по его поручению на счета третьих лиц в банках;
    • не позднее дня, следующего за днем фактического получения налогоплательщиком дохода (для доходов, выплачиваемых в денежной форме);
    • не позднее дня, следующего за днем фактического удержания исчисленной суммы налога (для доходов, полученных налогоплательщиком в натуральной форме либо в виде материальной выгоды).
  • Таким образом, установленный главой 23 НК РФ порядок перечисления организацией, выступающей в качестве налогового агента, сумм НДФЛ, а также представление организацией в инспекцию сведений об удержанных суммах налога (справки формы 2-НДФЛ и др.) позволяет налоговому органу вы

    являть все обстоятельства не перечисления либо неполного перечисления организацией НДФЛ вне рамок выездной налоговой проверки.

    Иными словами, инспекции еще до назначения выездной налоговой проверки должно быть известно обо всех фактах несвоевременного перечисления компанией сумм НДФЛ, в том числе за охватываемый указанной выездной проверкой период.

    Следовательно, в подобных случаях налоговая инспекция обязана принимать предусмотренные налоговым законодательством меры, направленные на обеспечение поступления в бюджет задолженности по НДФЛ, непосредственно после поступления в налоговый орган сведений об удержанных суммах налога, в том числе:

    При этом непринятие налоговым органом своевременных мер по взысканию с организации пеней, начисленных на сумму задолженности по НДФЛ, в ситуации истечения давностных сроков взыскания налоговой задолженности и пеней, не может быть устранено посредством начисления и предъявления к уплате таких пеней уже по результатам выездной налоговой проверки.

    Таким образом, применительно к рассматриваемой ситуации вменение налогоплательщику по результатам выездной проверки в обязанность уплатить пени по НДФЛ является незаконным, поскольку не соответствует порядку обеспечения уплаты налогов, пени и штрафа (статьи 46, 47, 70 НК РФ), изложенному в части первой НК РФ.

    При этом вышеизложенная позиция нашла отражение в судебно-арбитражной практике (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 № 17259/11 и др.).

    Мы, как практикующие налоговые юристы, всегда окажем профессиональную помощь при обжаловании в досудебном (судебном) порядках результатов проведенной в отношении вашей компании выездной налоговой проверки.

    Автор: Данченко С.П., эксперт журнала

    В силу самых разных причин налоговые агенты нередко перечисляют НДФЛ в бюджет позже установленного срока. Согласно действующим нормам кроме пени в этом случае налоговики начисляли еще и штраф за несвоевременный НДФЛ – 20 % от неперечисленной суммы, – что выливалось в весьма ощутимые потери налогового агента. Но с 2019 года ситуация изменится – штрафа можно будет избежать. Подробности – в нашем материале.

    Уплата НДФЛ позже срока = пени + штраф.

    Действующая редакция ст. 123 НК РФ устанавливает для налоговых агентов ответственность за неправомерное неудержание и неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный НК РФ срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом: штраф в размере 20 % от суммы, подлежащей удержанию или перечислению.

    На практике данная норма наиболее широко применяется в отношении налоговых агентов по НДФЛ в случае перечисления сумм налога позже установленных сроков. Получается, что если налоговый агент перечислил сумму НДФЛ позже установленного срока, но сделал это сам независимо от требований налогового органа, а также уплатил пени, то ему ответственности все равно не избежать: при выездной налоговой проверке ему будет начислен штраф за несвоевременную уплату налога. При этом штраф за несвоевременный НДФЛ будет начислен независимо от того, на какое время был задержан платеж и по какой причине.

    Еще в Письме Минфина России от 04.04.2017 № 03-02-08/19755 было сказано, что НК РФ не предусмотрено освобождение налогового агента от ответственности в зависимости от срока неправомерного неисполнения им установленной обязанности по удержанию и перечислению суммы налога в бюджетную систему РФ. Что же касается причины, по которой НДФЛ не был уплачен в установленный срок, финансисты отмечают, что отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения согласно пп. 2 п. 1 ст. 109 НК РФ является обстоятельством, исключающим привлечение этого лица к ответственности за совершение налогового правонарушения. При применении налоговой санкции судом или налоговым органом, рассматривающим дело, учитываются обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения, или обстоятельства, смягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения (ст. 111 и 112 НК РФ).

    Но на практике ни отсутствие умысла в совершении налогового правонарушения, ни совершение налогового правонарушения впервые, ни тяжелое финансовое положение налогового агента, ни какие-либо другие причины не принимались налоговыми органами в качестве обстоятельств, исключающих или смягчающих вину в данном случае. Это связано с принципиальным подходом контролирующих органов к рассматриваемому вопросу: источником перечисления налоговым агентом сумм НДФЛ в бюджетную систему РФ являются суммы денежных средств, удерживаемые у налогоплательщиков (Письмо Минфина России от 15.10.2012 № 03-02-07/1-253).

    В Письме от 15.03.2018 № 03-04-05/16172 представители Минфина прямо указали, что налоговый агент перечисляет не свои денежные средства, а денежные средства, удержанные непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате. Соответственно, не перечислив в установленный срок НДФЛ, налоговый агент незаконно пользуется денежными средствами налогоплательщиков, что недопустимо.

    При этом на практике налоговики пытались применить ст. 123 НК РФ и в случае своевременной уплаты НДФЛ в бюджет, но с ошибками в платежном поручении, например при уплате НДФЛ обособленным подразделением организации. Хотя согласно правовой позиции ВАС налоговый агент признается исполнившим свои обязательства перед бюджетной системой РФ в случае исчисления, удержания и перечисления налога на соответствующий счет Федерального казначейства (Постановление Президиума ВАС РФ от 23.07.2013 № 784/13 по делу № А06-9384/2011). Также Президиум ВАС пришел к выводу о том, что неправильное указание в платежных документах кода ОКАТО не ведет к образованию недоимки и не может рассматриваться как основание для начисления сумм пеней, поскольку налог в бюджетную систему РФ налоговым агентом перечислен в установленный срок. Аналогичная позиция отражена в Определении ВС РФ от 10.03.2015 № 305-КГ15-157 по делу № А40-19592/14. Соответственно, указание реквизитов организации вместо указания реквизитов ее обособленного подразделения не является основанием для признания обязанности по уплате налога в бюджетную систему РФ неисполненной.

    В Письме ФНС России от 24.11.2017 № ГД-4-11/23852 однозначно сказано, что НК РФ не предусматривает ответственности за ненадлежащее исполнение налоговым агентом своих обязанностей, в частности за нарушение порядка перечисления удержанного НДФЛ. Следовательно, если налоговым агентом НДФЛ был удержан и перечислен своевременно и в полном объеме, у налогового органа не имеется оснований для привлечения его к налоговой ответственности в соответствии со ст. 123 НК РФ. Данная позиция нашла свое отражение еще в Постановлении ВАС РФ от 24.03.2009 № 14519/08.

    При этом налоговики напоминают, что нарушение порядка перечисления налога приводит к трудностям идентификации налоговым органом платежей, а также сложностям для самого налогового агента при уточнении оснований, типа и принадлежности платежа. С этим трудно не согласиться.

    Последняя инстанция – Конституционный суд.

    Сложившаяся ситуация не могла устроить налоговых агентов, и они обращались в суд. Но суды принимали сторону налоговиков, указывая, например, что обстоятельств, объективно препятствовавших своевременному исполнению обязанности по перечислению удержанного НДФЛ в бюджет, налоговым агентом не приведено и судами не установлено, в связи с чем штраф за несвоевременный НДФЛ по ст. 123 НК РФ начислен правомерно (Определение ВС РФ от 19.12.2016 № 305-КГ16-17454 по делу № А40-189421/2015). И это несмотря на то, что налоговый агент в данном случае при отсутствии ошибок в представленных расчетах по НДФЛ самостоятельно погасил задолженность в бюджет по НДФЛ и уплатил пени.

    Последней инстанцией в данном споре оставался Конституционный суд, в который и обратился налоговый агент (Постановление КС РФ от 06.02.2018 № 6-П). Он оспорил конституционность п. 4 ст. 81 и ст. 123 НК РФ.

    Согласно п. 4 ст. 81 НК РФ если уточненная налоговая декларация представляется в налоговый орган после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности в случаях:

    представления уточненной налоговой декларации до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки по данному налогу за данный период, при условии, что до представления уточненной налоговой декларации он уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени;

    представления уточненной налоговой декларации после проведения выездной налоговой проверки за соответствующий налоговый период, по результатам которой не были обнаружены неотражение или неполнота отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибки, приводящие к занижению подлежащей уплате суммы налога.

    По мнению налогового агента (ОАО), положения п. 4 ст. 81 и ст. 123 НК РФ противоречат ст. 19, 46 и 55 Конституции РФ, поскольку позволяют освобождать налогового агента от налоговой ответственности (штрафа) за несвоевременное перечисление в бюджет удержанных им сумм НДФЛ лишь в том случае, если он представит уточненную налоговую отчетность. Поскольку же при изначально правильно составленной отчетности это условие исполнить нельзя, освобождением от налоговой ответственности за такую просрочку могут пользоваться лишь налоговые агенты, представившие недостоверную налоговую отчетность.

    Кроме этого, ОАО указывало на то, что штраф по ст. 123 НК РФ не зависит от срока просрочки уплаты НДФЛ и факта самостоятельного устранения задолженности до окончания налогового периода с уплатой пеней в возмещение ущерба казне.

    Принимая во внимание расхождения в понимании положений п. 4 ст. 81 и ст. 123 НК РФ, имеющие место в судебной практике, Конституционный суд пришел к выводу, что эти положения в их взаимосвязи и с учетом их места в системе правового регулирования не должны толковаться как лишающие налогового агента, допустившего просрочку в уплате НДФЛ, который был правильно исчислен им в представленном налоговому органу расчете, права на освобождение от налоговой ответственности. При этом КС РФ установил следующие условия:

    налоговый агент уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени до момента, когда ему стало известно об обнаружении налоговым органом факта несвоевременного перечисления удержанного налога или о назначении выездной налоговой проверки;

    отсутствие доказательств, указывающих на то, что несвоевременное перечисление налоговым агентом в бюджет сумм налога носило преднамеренный характер, не было результатом его упущения (технической или иной ошибки).

    Данный вывод был очень важен для налоговых агентов, поскольку, во-первых, он обязывает законодателя устранить расплывчатость приведенных налоговых норм, а во-вторых, дает налоговому агенту, который обратился в Конституционный суд, возможность пересмотреть решения суда, вынесенного ранее, по вновь открывшимся обстоятельствам со ссылкой на данное постановление КС РФ. Таким образом, конституционно-правовой смысл взаимосвязанных положений п. 4 ст. 81 и ст. 123 НК РФ, выявленный Конституционным судом, является общеобязательным, что исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.

    ОАО использовало свой шанс и отсудило у налоговиков всю сумму штрафа, которая была ранее начислена по ст. 123 НК РФ (Решение Арбитражного суда г. Москвы от 19.07.2018 по делу № А40-189421/15-108-1542).

    Штрафа можно избежать: условия установлены.

    В целях реализации Постановления КС РФ № 6-П, которым взаимосвязанные положения п. 4 ст. 81 и ст. 123 НК РФ признаны не противоречащими Конституции РФ в той мере, в какой они не препятствуют освобождению от налоговой ответственности за несвоевременное перечисление в бюджет сумм НДФЛ налоговых агентов, не допустивших искажения налоговой отчетности, если они самостоятельно (до момента, когда им стало известно об обнаружении налоговым органом факта несвоевременной уплаты налога или о назначении выездной налоговой проверки) уплатили необходимые суммы налога и пени, а несвоевременное перечисление ими в бюджет соответствующих сумм явилось результатом технической или иной ошибки и носило непреднамеренный характер, законодатель внес изменения в НК РФ.

    28.12.2018 был опубликован Федеральный закон от 27.12.2018 № 546-ФЗ[1]. Начало действия документа – 28.01.2019.

    Статья 123 НК РФ дополнена п. 2, согласно которому налоговый агент освобождается от ответственности, предусмотренной названной статьей, при одновременном выполнении следующих условий:

    налоговый расчет (расчет по налогу) представлен в налоговый орган в установленный срок;

    в налоговом расчете (расчете по налогу) отсутствуют факты неотражения или неполноты отражения сведений и (или) ошибки, приводящие к занижению суммы налога, подлежащей перечислению в бюджетную систему РФ;

    налоговым агентом самостоятельно перечислены в бюджетную систему РФ сумма налога, не перечисленная в установленный срок, и соответствующие пени до момента, когда ему стало известно об обнаружении налоговым органом факта несвоевременного перечисления суммы налога или о назначении выездной налоговой проверки по такому налогу за соответствующий налоговый период.

    Внесенная норма позволяет налоговому агенту избежать штрафа в 20 % от не перечисленной в установленный срок суммы НДФЛ, но при выполнении ряда условий:

    отчетность по НДФЛ, в частности расчет по форме 6-НДФЛ, корректна и представлена в установленный срок;

    сумма налога уплачена налоговым агентом самостоятельно до активизации налогового органа по данному вопросу;

    пени рассчитаны самим налоговым агентом и уплачены в бюджет.

    Безусловно, данные новшества убирают дискриминацию в отношении налоговых агентов и уравнивают их в правах с налогоплательщиками: теперь за пропуск сроков перечисления НДФЛ в бюджет нужно будет уплатить только пени при выполнении прочих условий.

    В заключение отметим, что ст. 123 НК РФ применяется не только в отношении налоговых агентов по НДФЛ, но и в отношении налоговых агентов по НДС и по налогу на прибыль (ст. 174, 287, 310 НК РФ). Соответственно, на них также распространяется действие новой нормы: НК РФ не предусматривается различное применение ст. 123 НК РФ в зависимости от конкретного налога, по которому совершено соответствующее налоговое правонарушение (Письмо Минфина России от 15.10.2012 № 03-02-07/1-253).

    [1] «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации».

    Программа ФНС начисляет пени тем, кто платит вовремя

    Как теперь заполнять платежки?

    У компаний появляются странные пени. Инспекторы объясняют, что так работает новая программа, и советуют по-другому заполнять платежки. Соглашаться ли на это и как обнулить долги, узнаете из статьи.

    Пени появились из-за того, что инспекции переходят на новую программу АИС «Налог-3». В программе инспекции платежи по налогу должны привязываться к их начислению. К примеру, ежемесячный платеж по налогу на прибыль нужно перечислить 28 июня. Для налоговиков это дата начисления платежа. Если программа по каким-то причинам не сможет привязать платежку компании к начислению, то с 29 июня она автоматически рассчитает пени. Почему так происходит?

    Налоговики сообщают: платежи не сопоставляются с начислениями, потому что в поле 107 платежки стоит не тот код. В этом поле компании ставят код периода. К примеру, для ежемесячных авансов по прибыли бухгалтеры указывали код месяца — «МС». По ежеквартальным платежам ставили «КВ».

    Инспекторы выдают разные версии, как заполнять поле 107, чтобы платежи сопоставились с начислениями. Например, в платежке на ежемесячные авансы по прибыли за май вместо «МС» некоторые налоговики рекомендуют ставить «КВ.01». По НДФЛ инспекторы иногда советуют указывать не «МС», а конкретную дату — срок уплаты налога.

    «Платежки теперь заполнять по-новому?»

    Правила, по которым компании заполняют платежки, не изменились (утв. приказом Минфина от 12.11.2013 № 107н ). В поле 107 нужно указать код, который обозначает периодичность уплаты. Например, если авансы по налогу на прибыль компания перечисляет ежемесячно, нужно указать «МС». То же самое относится к взносам. Это нам подтвердили в ФНС.

    Другой вариант — попробовать поставить код, который рекомендуют ваши инспекторы. Но вряд ли налоговики могут дать вам гарантию, что в этом случае не появятся недоимки и пени. Как действовать, если из-за неверного кода возникнет задолженность, читайте дальше.

    Пени появляются не только по ежемесячным платежам. Они могут образоваться, например, когда программа должна учесть сразу несколько платежек. К примеру, компания сдала декларацию по упрощенке. Программа должна учесть три авансовых платежа и налог, перечисленный по итогам года. Здесь также не исключены сбои.

    Безопаснее проверять, правильные ли коды и цифры вы поставили. Пока в программе сбои, это не гарантирует стопроцентную защиту от недоимки и пеней. Но неправильный код и даже неверный номер месяца в поле 107 могут привести к дополнительной путанице, и платеж не зачтут как уплаченный. Какой код ставить в ближайших платежах смотри в таблице

    Платеж Срок уплаты Что указать в поле 107
    Платежи в июне
    Взносы в налоговую за май 17 июня (перенос с 15 июня) МС.05.2019
    НДС — 1/3 платежа за I квартал 25 июня КВ.01.2019
    Третий ежемесячный авансовый платеж по налогу на прибыль во II квартале, если компания платит авансы исходя из прибыли за предыдущий квартал 28 июня МС.06.2019
    Аванс по налогу на прибыль за май, если компания платит авансы исходя из фактически полученной прибыли 28 июня МС.05.2019
    НДФЛ с зарплаты за май Срок зависит от дня зарплаты МС.05.2019
    Платежи в июле
    НДФЛ с отпусков и больничных за июнь 1 июля (перенос с 30 июня) МС.06.2019
    Взносы в налоговую за июнь 15 июля МС.06.2019
    НДС — 1/3 платежа за II квартал 25 июля КВ.02.2019
    ЕНВД за II квартал 25 июля КВ.02.2019
    Аванс по налогу на упрощенке за полугодие 25 июля КВ.02.2019
    Первый ежемесячный авансовый платеж по налогу на прибыль в III квартале, если компания платит авансы исходя из прибыли за предыдущий квартал 29 июля (перенос с 28 июля) МС.07.2019
    Аванс по налогу на прибыль за II квартал, если компания платит авансы исходя из прибыли за предыдущий квартал 29 июля (перенос с 28 июля) КВ.02.2019
    Аванс по налогу на прибыль за II квартал, если компания платит авансы поквартально 29 июля (перенос с 28 июля) КВ.02.2019
    Аванс по налогу на прибыль за июнь, если компания платит авансы исходя из фактически полученной прибыли 29 июля (перенос с 28 июля) МС.06.2019
    Аванс по налогу на имущество за II квартал Срок устанавливают в региональном законе КВ.02.2019
    НДФЛ с зарплаты за июнь Срок зависит от дня зарплаты МС.06.2019
    НДФЛ с отпускных и больничных за июль 31 июля МС.07.2019

    Если вы указали в поле 107 платежки неверный код, сначала посмотрите выписку операций по расчету с бюджетом. Увидите, что появились недоимка и пени, — напишите заявление об уточнении платежа. Тогда налоговики обнулят пени.

    В законе не сказано, в какой срок инспекторы должны принять решение об уточнении платежа. Минфин считает, что в данном случае действует такой же срок, как при зачете налогов. Поэтому уточнить платеж налоговики должны в течение 10 рабочих дней с даты получения заявления компании или со дня подписания акта сверки, если ее проводили ( письмо Минфина от 31.07.2008 № 03-02-07/1-324 ). Затем в течение пяти рабочих дней налоговики должны уведомить компанию об уточнении платежа ( п. 7 ст. 45 НК ).

    Читайте также: