Как уклоняться от ндфл

Опубликовано: 11.05.2024

Содержание

  1. Как вернуть или уменьшить деньги с налогообложения
  2. Кто не платит НДФЛ
  3. С чего не взимается НДФЛ
  4. Как вернуть 13%
  5. Заключение

Многие из нас получают вполне официальную заработную плату, даже несмотря на то, что очень много людей так и продолжают обходиться «серой зарплатой», подрабатывая в сфере услуг, торговли и так далее.

Этому есть множество причин, основная из которых – это нежелание отдавать часть своего заработка в виде налогов. Их, конечно, можно понять, ведь с нынешним уровнем жизни каждая копейка на счету, а тут вас заставляют отдавать не понятно на что целых 13 процентов от кровно заработанных средств.

Да, эти деньги может и пойдут на развитие здравоохранения, качественные дороги и образование, поддержку нашей армии и так далее, однако нам почему-то до сих пор не видны результаты этих работ, а посему становится неясно, какой смысл в уплате налогов.

В этой статье я расскажу вам, как не платить НДФЛ с зарплаты или хотя бы снизить его нагрузку на свой кошелёк, чтобы можно было вместо помощи бюджету государства купить себе что-то полезное на оставшиеся финансы.

Как вернуть или уменьшить деньги с налогообложения

На самом деле сделать это проще простого, особенно если у вас в силу каких-то жизненных обстоятельств появляется на это полное право. Причём вам даже не нужно заниматься этим, так как все обязанности возьмёт на себя работодатель, который и вычитает с вашей зарплаты те самые 13%.

К таким видам послабления относятся различного рода официальные вычеты, как детские, так и вовсе не связанные с рождением или воспитанием ребёнка. Единственное, что вам нужно предпринять, это обратиться в налоговую со всем необходимым пакетом документов, который подтвердит ваше право на вычет.

Что касается стандартного уменьшения налоговой нагрузки, то этим может воспользоваться каждый работник, если сумма вычета не будет превышать 400 рублей и пока совокупный доход за год трудового стажа не превысит 20 тысяч рублей.

Герои Российской Федерации и СССР могут рассчитывать на сумму покрупней, а именно на 500 рублей с теми же самыми условиями. А вот работники, у которых на обеспечении находится несовершеннолетний ребёнок он же иждивенец, могут недодать уже 600 рублей, если их суммарный годовой доход не превысит 40 000.

Это если говорить о смягчении обязанности, так как НДФЛ необходимо платить всем официально трудоустроенным гражданам России, независимо от того, в какой должности они находятся и с чего получают свой доход.

Поэтому, даже если вы получаете дополнительный заработок с дивидендов, которые у вас имеются после инвестирования средств во что-либо и взносов или при сдачи квартиры в аренду по договору вы имеете законную прибыль, то вы никак не сможете уйти от своей обязанности вносить в государственный бюджет часть своей прибыли.

Кто не платит НДФЛ

Никто. Однако, если у вас есть ребёнок, тогда некоторая часть суммы перестаёт облагаться налогом. Проще это будет объяснить на вполне жизненном примере.

Допустим, у вас есть один ребёнок, которого вы и ваша вторая половинка обеспечиваете всем необходимым. В таком случае с вас не возьмут лишнюю 1000 рублей, а вот если вы родитель-одиночка, то можете оставить при себе не одну, а целых две тысячи.

Кроме того, покупая жилую площадь при ипотеке, оплачивая учёбу в вузе своему чаду или обращаясь к платной медицинской помощи, у вас всегда будет возможность вернуть те самые 13%, как это прописано в Налоговом Кодексе Российской Федерации.

Таким образом, если у вас всё получилось, и вы нигде не нарушили правила возврата, то можно сказать вы совсем и не платите никакие налоги, но только тогда, когда ваш случай попадает под условия возврата средств.

С чего не взимается НДФЛ

Помимо этого существуют несколько пунктов, которые автоматически вас огораживают от каких-либо поборов со стороны государства, о которых мы сейчас подробно поговорим.

Сюда входят и оплата больничного листа, и пособия за рождение ребёнка. Вообще, любые пособия ни в коем случае не облагаются никаким налогообложением, причём это правило закреплено на государственном уровне.

Также хочется отметить тот факт, что граждане Российской Федерации уплачивают именно 13% со своей заработной платы, а вот личности, у которых нет российского гражданства, обязаны отдавать в казну уже 30% от своего дохода.

Как вернуть 13%

Существую разные жизненные обстоятельства, которые дают вам право воспользоваться данной поблажкой. Например, строительство дома или его приобретение.

В таком случае вы должны собрать пакет документов, в который входят заявление о предоставлении вычета, свидетельство о регистрации права, разумеется, договор купли-продажи или строительства жилого помещения, ипотечный договор, платёжные документы, например, чеки, различные квитанции и так далее, чтобы вы смогли доказать, что именно вы за всё платили и прочее.

Более подробно со списком можно ознакомиться на официальном сайте налоговой, где вы отыщите для себя всю необходимую информацию, а также узнаете обо всех нововведениях, которые недавно вступили в силу.

В итоге, вы не только узнаете о своих правах, но и с пользой для своего семейного бюджета воспользуетесь ими, чтобы сэкономить лишнюю копейку и потратить её на что-то более практичное или нужное вам.

А вообще, старайтесь не проделывать шутки с уплатой налогов, так как легальных путей уйти от этого практически не существует, за исключением тех, о которых я вам сегодня поведал.

А вот нелегальные могут не только привести к тому, что с вас взыщут ещё больше, чем вы бы заплатили, но и посадят в тюрьму, как это часто бывает с недобросовестными руководителями разных организаций, которые планируют или уже ушли от своих юридических обязанностей.

Об этом я, кстати, уже рассказывал в одной из своих статей, где раскрывал различные способы махинации, предпринятые фирмами для того, чтобы укрыться от налогообложения.

Можете ознакомиться с этой информацией для общего развития, но ни в коем случае не пытайтесь повторить это со своей компанией, так как тогда последствия для вас и сотрудников вашего предприятия могут совсем не обрадовать.

Заключение

В итоге, мы выяснили, как легально смягчить налоговую нагрузку на гражданина РФ и при каких условиях вы можете оформить вычет, либо вообще освобождаетесь от права уплаты налогов.

Надеюсь, вы нашли то, что искали и остались довольны полученными данными, собранными с различных достоверных источников. Всего вам доброго и до новых встреч!


Налоги для ИП зависят от системы налогообложения. Предпринимателям доступны общая система налогообложения и пять спецрежимов: упрощенка, самозанятость, патент, вмененка и сельхозналог. От выбора режима зависит, как платит налоги ИП.

Разберемся, сколько налогов и когда придется платить по каждому режиму и что будет, если уклоняться от оплаты.

В чем особенности. Общая система налогообложения подходит любому ИП, вот только не каждый захочет ее выбрать. На ОСНО много налогов: НДФЛ, НДС, налог на имущество. Плюс придется сдавать больше отчетности, чем ИП на спецрежимах.

Кому подходит. Предпринимателям, чьи контрагенты платят НДС: например, оптовым торговцам и участникам госторгов.

Когда и сколько платить. На ОСНО каждый налог рассчитывают и платят отдельно.

    НДФЛ — 13% от дохода, полученного предпринимателем. Налог платят трижды в год: до 15 июля, 15 октября и 15 января.

НДС от выручки за продажу товаров, оказание услуг, выполнение работ. Ставка может быть 0%, 10% или 20% в зависимости от вида деятельности. Налог нужно платить каждый месяц до 25 числа.

  • Налог на имущество, в частности, на недвижимость составляет 0,1-2% от стоимости актива. Его платят до 1 декабря следующего года, например, в 2020 году — за 2019 год.
  • В чем особенности. Упрощенка — самый универсальный налоговый режим, который подходит большинству предпринимателей. На нем невысокий налог и минимум отчетов.

    Кому подходит. Всем, кроме микрофинансовых организаций, ломбардов, инвестфондов, а также бизнеса по добыче полезных ископаемых и производству подакцизных товаров. Еще количество сотрудников не может превышать 100 человек, годовой оборот — 150 млн рублей.

    Когда и сколько платить. Упрощенная система налогообложения бывает двух видов: «Доходы» и «Доходы минус расходы». В первом случае вы платите 6% со всех заработанных денег, во втором — вычитаете из доходов расходы на ведение бизнеса, с разницы платите 15%. Это стандартные ставки, но в некоторых регионах они ниже для отдельных видов деятельности.

    Применяя упрощенку, вы раз в квартал вносите авансовые платежи. Налог по итогам года платите до 30 апреля следующего года.

    В чем особенности. Для работы нужно купить патент — разрешение на ведение определенного вида деятельности, он действует от одного месяца до года. Плата за патент — и есть сам налог.

    Для каждого направления бизнеса и региона — свой патент. Если, например, предприниматель планирует ремонтировать компьютеры в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, то ему нужно два патента.

    Кому подойдет. Работать на ПСН могут только предприниматели, которые занимаются деятельностью из специального списка. Например, среди них — ветеринарные услуги, ремонт квартир, сдача недвижимости в аренду и многое другое. Региональные власти могут расширять список и добавлять в него новые виды деятельности.

    Еще на ПСН есть ограничения по количеству сотрудников и годовому доходу: не более 15 человек и максимум 60 млн рублей в год.

    Когда и сколько платить. Вы платите фиксированную сумму вне зависимости от реального дохода. Если патент действует от шести до 12 месяцев, то за него платят двумя платежами: треть суммы — в первые три месяца, остаток — до окончания срока действия патента.

    Если же вы покупаете патент на срок менее полугода, то перечисляете деньги одним платежом до истечения срока его действия.

    Кому подходит. Предприниматели, предоставляющие бытовые услуги, например, ателье, парикмахерским, кафе и столовым, таксистам, владельцам хостелов, баз отдыха, коммерческой недвижимости под аренду. Список видов деятельности для ЕНВД строго ограничен.

    Когда и сколько платить . Ставка — 15% от нормативного, то есть вмененного дохода. Его рассчитывают и устанавливают региональные власти отдельно для каждого вида деятельности — вы платите фиксированную сумму.

    Налог перечисляете ежеквартально до 25 числа того месяца, который следует за отчетным кварталом.

    В чем особенности. Похожий на упрощенку спецрежим, который подходит для работающих в сфере сельского хозяйства.

    Кому подходит. Предпринимателям, которые разводят скот, выращивают картошку, собирают клубнику или владеют пасекой. Важное условие — минимум 70% выручки вы получаете от продажи собственной сельхозпродукции.

    Когда и сколько платить . ИП платят два налога: ЕСХН и НДС. Для расчета ЕСХН из доходов вычитают расходы, с получившейся разницы высчитывают 6%. За полугодие налог перечисляют до 25 июля, по итогам года — до 31 марта следующего года.

    Как и на общей системе налогообложения НДС платят каждый месяц до 25 числа. Но от него можно отказаться, если доход за три месяца превысил 70 млн рублей.

    Кому подойдет. Людям, которые работают на себя: фрилансерам, мастерам-ремесленникам, рукодельницам. Но есть несколько ограничений.

      Только производство и реализация собственной продукции, продажа своих услуг или работ.

    Нельзя перепродавать чужую продукцию, торговать маркированными и подакцизными товарами, вести посредническую и агентскую деятельность.

    Нельзя нанимать работников: нужно все делать своими силами или привлекать специалистов на аутсорсе.

    Лимит дохода — до 2,4 млн рублей в год.

    Когда и сколько платить. Ставка налога зависит от типа клиентов. Платеж пришел от частного лица — перечисляете 4%, компания или ИП заплатили на расчетный счет — 6%. Налог перечисляют раз в месяц до 25-ого числа. Есть еще и налоговые вычеты, уменьшающие сумму налога к уплате.


    Все, кто ведут предпринимательскую деятельность, обязаны платить налоги и сдавать отчетность. За нарушения предусмотрены штрафы и даже уголовная ответственность.

    Не зарегистрировали бизнес. Если предприниматель работает без ИП, то ему грозит наказание.

    Получение выручки без постановки на учет — 10% от полученного без статуса ИП дохода, но не менее 40 000 ₽.

    Наказание за работу без лицензии, если она требуется — либо штраф до 300 000 ₽ или в сумме двухлетнего заработка, либо до 480 часов обязательных работ или до полугода ареста.

    Не заплатили налоги. Если налоги индивидуального предпринимателя не уплачены полностью или частично, то штраф — 20% от суммы налога. Налоговики смогли доказать, что неоплата умышленная — 40%.

    Не сдали отчетность вовремя. Штраф за каждый месяц просрочки — 5% от неоплаченного налога по несданной декларации. Минимум — 1000 ₽, максимум — 30% от налога.

    Неправильно рассчитали налоги. Если предприниматель нарушил правила бухучета и это привело к занижению налога, то его оштрафуют на 20% от суммы, минимальный штраф — 40 000 ₽.

    ИП неправильно рассчитал доходы и расходы, не сохранил первичные документы или некорректно внес данные в регистры бухучета, но налоги не уменьшились — 10 000 ₽ за первое нарушение. Сделал так дважды за год — 30 000 ₽.

    Уклонялся от налогов. Налоговики или следствие могут доказать, что ИП умышленно уклонялся от налогов. Например, вносил в декларацию ложную информацию, чтоб занизить доходы и заплатить меньше.

    За это более суровое наказание по усмотрению ФНС:

    • штраф — 100 000-300 000 ₽ или в размере заработка за один-два года;
    • до одного года принудительных работ;
    • до полугода ареста;
    • до одного года лишения свободы.

    Какие налоги обязаны платить самозанятые?

    Единственный налог, который платят самозанятые, — налог на профессиональный доход (НПД). Он похож на упрощённую систему налогообложения для предпринимателей, но отличается ставкой:

    4% — за доходы от работы с физическими лицами;

    6% — за доходы от работы с юридическими лицами или ИП.

    Самозанятые платят НПД, если их годовой доход составляет не больше 2,4 млн рублей. Если превысить лимит, нужно оформить ИП. А если самозанятый уже работает как ИП ( да, так тоже можно ), то нужно выбрать другой налоговый режим.

    Иногда самозанятые должны платить НДФЛ как обычные физические лица. Это правило относится к доходам:

    по трудовому договору;

    от бывших работодателей, на которых вы работали меньше двух лет назад;

    госслужащих, кроме сдачи квартиры в аренду;

    от продажи имущества.

    Закон не запрещает платить часть налогов как самозанятым, а часть — как физическим лицам. Но есть видов деятельности, при работе по которым нельзя быть самозанятым. К ним относятся:

    работы по договорам поручения, комиссии или агентских договоров;

    продажи товаров с обязательной маркировкой или акцизами;

    продажи недвижимости и транспортных средств;

    работы по договору простого товарищества;

    курьерской доставки без онлайн-кассы;

    добычи и продажи полезных ископаемых;

    перепродажи товаров (сфера ритейла).

    Также не могут быть самозанятыми адвокаты, нотариусы, арбитражные управляющие, нотариусы и медиаторы.

    Пример . Евгений оформился как самозанятый и занимается юридическими услугами. Чтобы больше зарабатывать, он решил предлагать клиентам банковские услуги по агентскому договору. В мае Евгений привёл в банк трёх клиентов, банк перечислил ему 10 тыс. рублей на счёт .

    Евгений внёс продажу в приложении «Мой налог» и отправил чек в банк. А через неделю получил уведомление от налоговой, что статуса самозанятого у него больше нет. Это из-за того, что самозанятым запрещено представлять чужие интересы в бизнесе .

    Когда нужно платить налог на профессиональный доход?

    Ежемесячно — не позднее 25 числа месяца. В текущем месяце уплачивается налог за предыдущий. Например, налог за май нужно уплатить не позднее 25 июня. Но если на 25 число выпадает праздник или выходной, тогда срок уплаты переносится на следующий рабочий день.

    Приложение «Мой налог» присылает уведомления со сроком и суммой следующего платежа

    Если вы только зарегистрировались в качестве самозанятого, первый налоговый период считают со дня регистрации и до конца следующего месяца. Например, при постановке на учет в июне уплатить налог нужно до 25 августа.

    Что будет, если не платить налог с доходов самозанятого?

    По закону налоговая инспекция вправе проверить доходы самозанятого, доначислить неуплаченные налоги и выписать штраф. Он составит 20% от суммы, которую вы должны были уплатить, но скрыли от налоговой. Штраф может вырасти до 100%, если вы снова уклонитесь от уплаты налогов в течение полугода с последнего нарушения.

    На практике ситуация не так однозначна. Сами по себе инспекторы не видят никакие поступления на карты физических лиц и предпринимателей. Чтобы изучить доходы самозанятого, они обязаны проводить налоговую проверку. Но есть одна проблема: чтобы проверить самозанятого, инспектор должен запросить разрешение у центрального аппарата ФНС.

    Важно : без веских причин и подозрений на сокрытие крупных доходов межрайонные инспекции это точно не сделают. Но не платить налоги всё равно плохо: кто знает, вдруг через месяц ФНС разрешит проверять всех самозанятых без разбора.

    С самозанятыми ИП ситуация другая. Налоговая вправе самостоятельно проводить камеральные и выездные проверки предпринимателей, поэтому шанс получить штраф за уклонение от уплаты налогов становится выше.

    Что делать, если доход в течение года превысил 2,4 млн рублей?

    Если календарный год ещё не закончился, а доход уже превысил 2,4 млн рублей, самозанятость автоматически прекращается. Физические лица платят НДФЛ, а ИП выбирают новый налоговый режим.

    Вот формы заявления:

    Важно : в заявлениях на УСН и ЕСХН в графе «Код признака налогоплательщика» нужно указать «3». Так налоговая поймёт, что вы переходите с другого налогового режима.

    Подсказки по заполнению заявления есть прямо на бланке

    Если не написали заявление или не уложились в 20 дней, произойдёт страшное — ИП автоматически перейдёт на общую систему налогообложения. Тогда со всех поступлений свыше 2,4 млн рублей придётся платить 13% НДФЛ.

    Пример . Самозанятый юрист Евгений заработал с января по май 2021 года 3 млн рублей, но не успел подать заявление на УСН. За 2,4 млн он заплатил налог на профессиональный доход, а за остальной доход пришлось платить НДФЛ — 600 тыс. × 13% = 78 тыс. рублей. А если бы Евгений успел перейти на УСН «Доход», заплатил бы всего 600 тыс. × 6% = 36 тыс. рублей. В два раза меньше!

    После того, как самозанятость аннулируют, снова перейти на НПД или другой налоговый режим можно только с 1 января следующего года.

    Как добровольно платить взносы в ПФР, чтобы накопить трудовой стаж?

    Самозанятые вправе не платить страховые и пенсионные взносы. Но если вы планируете накопить трудовая стаж и подстраховаться пенсией, вы можете платить взносы в ПФР добровольно.

    Откройте экран «Прочее».

    Выберите раздел «ПФР».

    Нажмите «Подать заявление», затем — «Перейти».

    Снова нажать «Подать заявление».

    Заявление формируется автоматически по информации, которая уже есть у налоговой

    Когда заявление обработают и примут, в приложении появится раздел «Платежи ПФР». С помощью него вы сможете платить взносы в пенсионный фонд. Это работает как для самозанятых физлиц, так и для ИП с налогом на профессиональный доход.

    Стаж начисляется пропорционально уплаченной сумме — заплатить можно от 1 рубля. Чтобы получить полный год страхового стажа, за 2021 год нужно уплатить 32 448 рублей, за 2022 — уже 34 445 рублей.

    Как добровольно платить взносы в ФСС, чтобы оформлять больничные и декрет?

    Страховые взносы помогут получить социальные гарантии от государства, например, больничные или декретные выплаты. Но добровольно платить взносы в ФСС могут только самозанятые ИП: физическим лицам такая возможность недоступна.

    Чтобы перечислять страховые взносы, нужно зарегистрироваться в системе социального страхования. Подать заявление в ФСС можно через МФЦ или специальную страницу на Госуслугах . Заявление рассматривают не дольше двух рабочих дней.

    Можно подать заявление электронно или записаться на приём в местное отделение ФСС

    Размер взносов в ФСС всегда фиксированный. Он зависит от размера МРОТ в текущем году. Например, сейчас взносы составляют 2,9% от МРОТ. В 2021 году это 4 451,62 рублей. Платить можно как одним платежом, так и несколькими в течение года.

    Важно : внести нужно полную сумму взносов за год. Если внести меньше, ФСС просто вернёт деньги и не покроет расходы предпринимателя на больничный или декрет.

    Чтобы получить страховые выплаты, нужно обратиться в отделение ФСС по месту регистрации. Сделать это нужно не позднее шести месяцев после выхода с больничного или декрета. Но не раньше следующего года. Например, если уплатили взносы 25 октября 2021 года, получить выплаты можно только с 1 января 2022 год а.

    Как убедить партнёров, что им не придётся платить налоги за вас?

    Не все юридические лица и предприниматели хотят работать с самозанятыми. Некоторые опасаются, что самозанятый аннулирует чек, внесет неверную сумму или не заплатит налоги. Это создаст лишние риски бизнесу: в лучшем случае придётся уплатить НДФЛ, в худшем — штрафы и ограничения от банков.

    В действительности всё не так страшно. Есть несколько советов, которые помогут заказчикам не беспокоиться за работу с самозанятыми. Вот несколько основных правил, которые обязательно нужно рассказать вашим заказчикам:

    Нужно периодически проверять статус самозанятого. Для этого налоговая разработала специальный сервис . Пока партнёр числится самозанятым, можно смело переводить ему деньги и ждать чек. Если самозанятый утратил статус, придётся перезаключать договор как с физическим лицом или прекратить сотрудничество.

    Для работы с самозанятым подойдёт типовой гражданско-правовой договор, например, договор оказания услуг или универсальный договор-счёт-акт.

    В договоре должны быть прописаны статус самозанятого, обязанность самозанятого выдавать чеки и вовремя сообщать о снятии с режима НПД, а также то, что заказчик не платит НДФЛ и страховые взносы за физлицо.

    После каждой оплаты самозанятый должен сформировать чек в приложении «Мой налог» и отправлять его в установленный срок.

    Чтобы ваши партнёры знали правила работы с самозанятыми, дайте им почитать нашу статью «Как принять на работу самозанятого» — в ней собраны все тонкости работы с самозанятыми и советы, как обезопасить себя от проблем с недобросовестными физлицами.

    Изображение: гравюра по рис. П. Брейгеля "Обыватель"

    Сегодня, 27 сентября, прошел вебинар, организованный Федеральной налоговой службой РФ, он был посвящен урегулированию налоговых споров. Однако содержание выступления не совсем соответствовало его названию. Роман Якушев, начальник Управления досудебного урегулирования налоговых споров при фискальном органе, посвятил вебинар раскрытию самых популярных схем «уклонистов» от уплаты государственных сборов. Очевидно, с точки зрения ФНС РФ, урегулирование налоговых споров включает в себя то, как бизнес не должен вести себя с инспекцией.

    Как повлияло на налогоплательщиков введение ст. 54.1 НК РФ?

    Роман Якушев особое внимание обратил на ст. 54.1 Налогового кодекса (НК) РФ, введенную в нормативный акт в 2017 году. Она регулирует пределы прав налогоплательщиков по исчислению суммы обязательных взносов (как в пользу ФНС РФ, так и в пользу страховых фондов). Введение этой статьи позволило фискальному органу:

    однозначно определить, каких налогоплательщиков следует считать добросовестными, а каких – нет;

    придерживаться принципа невиновности налогоплательщика, выписывая штрафы, пени только в том случае, если физическое лицо, предприниматель или организация умышленно занизили налоговую базу;

    определить ряд ситуаций, когда можно выявить формальное, а не реальное исполнение сделок;

    обезопасить добросовестных налогоплательщиков, если они сотрудничали с недобросовестными контрагентами, от претензий со стороны государственных структур.

    Начальник Управления досудебного урегулирования налоговых споров подчеркнул, что самые частые конфликты между налогоплательщиками и фискальным органом возникают как раз из-за занижения базы по государственным сборам. По ст. 54.1 НК РФ привлекаются лица, которые:

    причинили ущерб бюджету любого уровня;

    умышленно совершали налоговые правонарушения;

    намеренно исказили налоговую отчетность или факт совершения хозяйственной деятельности;

    создали причинно-следственную связь между своими действиями и убытками бюджета.

    ФНС РФ стало сложнее привлекать налогоплательщиков к ответственности, поскольку налоговая инспекция вынуждена фактически проводить тщательное расследование в отношении каждого, кто вызывает подозрения по уклонению от уплаты платежей в бюджет.

    Легальное уменьшение налоговой базы

    Роман Якушев напомнил, как законно уменьшить налоговые платежи и получить льготы или вычеты:

    компания или бизнесмен обязаны фактически совершить сделку;

    должно быть соответствие между реально выполненной сделкой и той, что прописана в договоре;

    соглашение между контрагентами должно преследовать реальную деловую цель (обмен товаром, оказание услуги, выполнение работы), а не цель в виде налоговой экономии;

    сделка должна быть совершена в надлежащей форме, однако не допускается отклонение документов, подтверждающих факт сделки, если по мнению контрагента или налогового органа они оформлены неправильно (приоритет содержания).

    В иных случаях ФНС РФ имеет право привлечь налогоплательщика к ответственности по ст. 54.1 НК РФ.

    Самые распространенные схемы «уклонистов» от уплаты налогов

    Начальник Управления досудебного урегулирования налоговых споров рассказал о самых распространенных схемах «уклонистов» от уплаты государственных сборов. Он указал на то, что льготные налоговые режимы были придуманы для малого бизнеса, чтобы создать равные конкурентные условия для всех участников делового оборота.

    «Дробление» бизнеса

    Роман Якушев указал на официальную позицию ФНС РФ при поиске налогоплательщиков, в отношении которых есть подозрения в «дроблении» бизнеса. Критериями «дробления» будут выступать:

    Отсутствие самостоятельности при принятии решений у одной или нескольких из организаций или предпринимателей, входящих в одну «группу» с основным налогоплательщиком. Они не нанимают сотрудников самостоятельно, не определяют направления развития бизнеса, не выбирают, с какими контрагентами сотрудничать.

    Отсутствие четкой дифференциации лиц, участвующих в договорных отношениях.

    «Дробление» бизнеса произошло с единственной целью – уменьшить налоговые платежи в бюджет.

    Единый деловой процесс фактически выполняется несколькими компаниями или предпринимателями.

    У всех юридических и физических лиц, входящих в искусственную «группу», обнаруживается единое контролирующее лицо.

    ФНС РФ научилась выявлять такую схему, проверяя бизнес на соответствие следующим признакам:

    в руках у одного руководителя фактический контроль над бухгалтерской отчетностью и расчетными счетами;

    хозяйственные операции всех компаний и предпринимателей учитываются в едином центре;

    наличие общих деловых партнеров;

    заключение безвозмездных сделок внутри группы;

    общая контрольно-кассовая техника, помещения, склады и другие активы;

    наличие общих сотрудников и их формальное перераспределение между структурами группы.

    В качестве примеров расследования со стороны ФНС РФ начальник Управления досудебного урегулирования налоговых споров привел следующие случаи.

    Случай № 1 . Предприниматель 1 владел магазином розничной торговли, ночным клубом и рестораном. В последнем для целей учета использовался режим единого налога на вмененный доход (ЕНВД). Все помещения, в которых ведется бизнес Предпринимателя 1, принадлежат ему на праве собственности. Чтобы не потерять право использования ЕНВД, он просит подконтрольное ему лицо зарегистрироваться как предприниматель в налоговой инспекции. После этого Предприниматель 2 стал арендатором помещений Предпринимателя 1.

    Фискальный орган очень быстро вычислил схему «дробления» бизнеса. Когда представители ФНС РФ спросили Предпринимателя 2, на каком режиме налогообложения он работает, тот не смог ничего ответить. Также фиктивный бизнесмен не нес никаких расходов на содержание помещений, не контролировал сделки, а сотрудники не заметили, что у них поменялись рабочие функции после смены работодателя.

    Случай № 2. Предприниматель занимался продажей табачных изделий в розницу. Поскольку рынок его сбыта расширялся, а терять льготы упрощенной системы бизнесмену не хотелось, он решил создать юридическое лицо. В итоге и организация, и предприниматель смогли сохранить право на «упрощенку».

    ФНС РФ также смогла быстро вычислить «уклониста». Фискальный орган обратил внимание, что компания и предприниматель торгуют табачными изделиями под единым названием магазина. Предприниматель безвозмездно передавал товар для его последующей реализации фирме. Все поставки до магазинов, формально принадлежащим юридическому лицу, были сделаны на автомобилях бизнесмена. И у предпринимателя, и у организации были общие сотрудники.

    Искусственные условия деятельности для получения налоговых льгот

    Спикер не стал вдаваться в теорию, объясняя, что такое искусственные условия деятельности. Чтобы все было понятно, Роман Якушев сразу перешел к практике.

    Случай № 1. Компания Z указывала в декларации расходы и доходы на приобретение гранитных изделий, хотя на своем сайте указывала, что является их производителем. Она заключала договоры с «нереальными контрагентами». При этом юридические лица, согласившиеся на сделку с налогоплательщиком, должны были отправлять деньги не на счет компании, а на счет гранитного карьера.

    После опроса сотрудников фирмы выяснилось, что они фактически сами занимались производством гранитных изделий. Гранитный карьер соответственно поставлял им необработанный материал, а компания Z таким образом оплачивала поставки.

    Случай № 2. Компания Х была зарегистрирована как охранная организация. Она заключила сделки с «нереальными контрагентами» для ремонта устройств сигнализации и для химчистки формы сотрудников. Впоследствии ФНС РФ выяснила, что ремонт оборудования и стирка формы были обязанностями сотрудников. Также налоговая инспекция обратила внимание на акты приема, где химчистка получала намного большее количество формы охранников, чем их работало в компании Х на самом деле.

    Создание нелегальных схем с иностранными компаниями для избегания двойного налогообложения

    Эксперт также рассказал, как раскрываются схемы «уклонистов», которые работают с иностранными компаниями. В первую очередь налоговая инспекция обращает внимание на то, может ли иностранная организация:

    самостоятельно распоряжаться своей прибылью;

    принимать самостоятельные решения по развитию бизнеса;

    совершать системные транзакции не только с одним российским контрагентом;

    уплачивать налог на прибыль в государстве, в котором она зарегистрирована, или применять льготы на территории РФ.

    При соответствии вышеназванным критериям сделка с зарубежной фирмой считается не «схемной», а реальной.

    Привлечение третьих лиц для сделок, которые фактически могли совершаться налогоплательщиком самостоятельно

    Роман Якушев указал, что эта схема особенно распространена в сфере строительного подряда. Заказчик нанимает огромное количество подрядчиков и субподрядчиков, которые фактически не допускаются к работе. Компания фактически лишь работает с одной организацией. Наем остальных необходим лишь для получения налоговых выгод. Заказчик поручает работы компаниям, которые могут выполняться представителями другой организации в полном объеме (достаточное количество сотрудников и оборудования).

    Также бывают ситуации, когда генеральный подрядчик нанимает субподрядчиков для выполнения работ, которые не были предусмотрены в основном договоре с заказчиком, чтобы получить необоснованные налоговые вычеты.

    Доклад на конференции "Налоговое право в решениях Конституционного суда РФ", 20 - 28 апреля 2021 г. Вы можете принять участие в конференции, оставив комментарий к этому докладу и к докладам других участников конференции. Программа конференции по этой ссылке.

    Два постановления КС РФ - от 4 марта 2021 г № 5-П «По делу о проверке конституционности части первой статьи 159 Уголовного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина В.В. Калугарова» и от 22.07.2020 № 38-П по жалобе гр. М.А. Литвинова - заставили задуматься о том, что же на самом деле составляет общественную опасность налоговых преступлений.

    Вопрос об объекте общественной опасности – основа разграничения преступного и непреступного поведения, поскольку ответ предполагает выделение сущностных признаков преступного посягательства.

    Общественную опасность уклонения от уплаты налогов криминологи традиционно видят в непоступлении денежных средств в бюджетную систему.

    Вывод, казалось бы, незыблем. Раз налоговое право – это про то, кто и как должен платить налоги, а платить их нужно для того, чтобы наполнить бюджет, следовательно, недостаток средств в бюджете из-за уклонения от платежей – это и есть та самая общественно-опасная ситуация. Уголовное право своими методами борется за то, чтобы такую опасность снизить, если уж не исключить. Борется за наполнение бюджета.

    Убедительности этой позиции придает и авторитет ВС РФ: уже в трех постановлениях, посвященных налоговым преступлениям, он обращает внимание судов на то, что общественная опасность уклонения от уплаты налогов и сборов заключается в непоступлении денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации.

    Исходя из такого понимания общественной опасности, при конструировании составов налоговых преступлений и при расследовании дел об уклонениях от уплаты налогов гипертрофированное значение придается самому факту непоступления (неплатежа) средств в бюджет. И хотя составы налоговых преступлений предполагают определенный набор криминообразующих признаков, их общее понимание подвержено «корректирующему» воздействию устоявшегося господствующего мнения о том, в чем общественная опасность проявляется.

    Но такое понимание общественной опасности не служит тому, чтобы указать на суть именно преступного деяния в налоговой сфере. Непоступление средств в бюджет – это следствие и налоговых преступлений, и иных правонарушений, ответственность за которые установлена НК РФ.

    А раз общественная опасность всех налоговых деликтов видится в одном и том же, то правоохранители подвергаются искушению применять жесткие меры по всему фронту налоговых правонарушений, как можно шире. От этого, как им кажется, правопорядок только крепнет.

    Как следствие, раз деньги в бюджет не уплачены, то «нюансы» не так уж и важны, полагают некоторые из них. Можно, например, не слишком прислушиваться к доводам защиты о том, что состав преступления отсутствует, поскольку при достоверности всех цифровых показателей речь идет лишь об ошибочном применении льготы и т.п.

    Есть научная, и практическая задача пересмотреть подходы, сложившиеся в 90-х годах под воздействием двух основных факторов: катастрофической неспособности государства наполнить бюджет (отсюда – спрос на репрессию, восполняющую интеллектуальную и организационную немощь) и неспособности молодой науки налогового права уверенно противостоять этому спросу.

    В настоящее время и спрос на репрессию поубавился (организационные и технические возможности налоговых органов несравнимо увеличились. Сейчас ФНС РФ обладает всеми эффективными инструментами контроля и взыскания недоимки.), и наука накопила знаний. Понимание общественной опасности налоговых преступлений должно трансформироваться вместе с трансформацией налоговой системы и не выступать тормозом преобразований.

    Общественная опасность – объективное свойство преступления. Она лежит вне сознания, но может быть определена, познана.

    Выводить общественную опасность из текста соответствующей статьи УК – значит переворачивать процесс познания с ног на голову. Напротив, сначала надо определить, в чем общественная опасность состоит, а затем на этой основе конструировать состав преступления.

    Познание общественной опасности деяния лежит вне уголовного права, во всяком случае в отношении налогообложения. Только в рамках налогово-правовых исследований должен быть определен тот объект вредоносного воздействия, который не может быть защищен средствами самого налогового права, так что для предотвращения общественно-опасных последствий необходимо прибегнуть к уголовно-правовым (крайним) мерам.

    Рецепция уголовным правом этих обращений возможна, если предложенный отраслевыми специалистами объект преступного деяния и сущность общественно-опасных последствий адекватны, т.е. сопоставимы/сравнимы по значимости с теми, что уже защищены уголовным законом.

    Речь здесь не идет о количественных показателях, суммовом подсчете вреда. Это вторичная характеристика преступного деяния – степень общественной опасности. В налоговом праве эта вторичность явно видна: преступлением может быть уклонение от налога на сумму в несколько миллионов рублей, тогда как миллиардная недоимка может не повлечь уголовного преследования.

    Как говорится, не в деньгах счастье. Не в них и уголовное горе.

    Процесс уплаты налогов – многостадийный. Он включает учет фактов хозяйственной жизни (оформляющих их первичных документов) в регистрах бухгалтерского и налогового учета, формирование налоговой базы, составление документов налоговой отчетности и представление их налоговому органу, фактическую уплату налога.

    Давно прошли времена, когда можно было уклониться от налогообложения простым отказом от уплаты исчисленной суммы налога. Да и раньше такое деяние рассматривалось как форма сопротивления государственной власти, а не собственно «антибюджетное» проявление.

    Сейчас же при наличии информации об объеме налоговой задолженности у государства есть все необходимые и эффективные инструменты, помогающие добиться погашения недоимки без возбуждения уголовного дела (речь не идет об уголовном преследовании за сокрытие имущества, за счет которого может быть погашена налоговая задолженность).

    Следовательно, лицо, которое представило в налоговый орган налоговую декларацию, заполненную правильно и точно, но налог по тем или иным причинам не уплачивает или даже отказывается от самой уплаты налога, большой общественной опасности не представляет и уклонения от налогообложения (в современном понимании) не совершает.

    Действительно опасными действиями, за которые может быть предусмотрено уголовное наказание, является умышленное сокрытие от налоговых органов необходимой информации об объекте обложения и других элементах исчисления налога. Только так возникает реальная возможность уклониться от налогообложения.

    Непосредственным объектом преступного посягательства выступает нормальная работа налоговых органов, которые в отсутствие должных сведений от налогоплательщика существенно затруднены в исполнении контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечислению) в бюджетную систему РФ налогов и сборов (п. 1 ст. 30 НК РФ)[1].

    Ущерб финансовым интересам государства – опосредованное следствие таких действий.

    Объектом налоговых преступлений, суть которых - обманные действия налогоплательщика, следует считать деятельность налоговых органов по установлению индивидуальных обязательств налогоплательщика.

    В финансовом праве давно признано, что налогов не должно собираться больше, чем это необходимо для покрытия бюджетных расходов. Следовательно, вред от непоступления средств в бюджетную систему состоит в задержке бюджетного финансирования из-за дефицита средств, необходимости заимствований и, следовательно, дополнительных расходов и т.п.

    Смысл бюджета как раз и состоит в организации расходования средств на публичные нужды. Ущерб обществу наносится не тем, что государство не получает средств, а тем, что общественно-полезные расходы не могут быть понесены.

    Но функция бюджета далеко не всегда нарушается из-за того, что отдельные налогоплательщики уклонились от исполнения своих обязанностей. Бюджет может быть профицитный, могут быть накоплены значительные резервы и др.

    Следовательно, «непоступление средств в бюджетную систему» - это гипотеза общественной опасности, теоретическое допущение, предположение.

    На практике, конечно, никто не задается целью выяснить обстоятельства общественной опасности в конкретном случае уклонения (его бюджетные последствия). Но сам факт, что вполне обосновано можно говорить о наличии «теоретической» и «фактической» общественных опасностях, лишний раз заставляет усомниться в правильности выбора «непоступления средств» в качестве объекта общественной опасности, поскольку она должна быть несомненна и очевидна каждому.

    В доктрине уголовного права идею о том, что суть налоговых преступлений состоит в обмане налогоплательщиком налоговых органов, развивали криминологи, работавшие в довоенный период, в частности проф. Н.Г. Полянский, крупный специалист в области уголовного права и процесса.

    Налоговые преступления в УК РСФСР 1926 и УК союзных республик относились к преступлениям против порядка управления. «Они все в глазах законодателя являются деяниями, приводящими «к нарушению правильной деятельности органов управления или народного хозяйства» и «сопряженными» с «препятствованием их деятельности»; однако ими нарушается деятельность различных органов управления и вносятся затруднения в различные отрасли их деятельности, а именно: налоговые деликты касаются деятельности финансового ведомства и вносят затруднения в его деятельность по обложению граждан и взиманию с них налогов»[2].

    Такой же позиции придерживался член-корреспондент АН РФ проф. А.Н. Трайнин[3].

    Из нескольких составов налоговых преступлений, содержащихся в УК РСФСР 1926 года, в УК РСФСР 1960 года сохранился лишь один – ст. 82 «Уклонение от уплаты налогов в военное время». Он включался в главу 1 «Государственные преступления». Объяснить усеченный набор налоговых деликтов можно, видимо, направленностью политики КПСС на поэтапную отмену налогов в стране.

    Однако экономические преобразования 80-х годов привели к тому, что в 1986 г. в УК включили ст. 162.1 «Уклонение от подачи декларации о доходах, а в 1992 г. - ст. 162.2 «Сокрытие доходов (прибыли) и иных объектов налогообложения» и ст. 162.3 «Противодействие или неисполнение требований налоговой службы в целях сокрытия доходов (прибыли) или неуплаты налогов». Все эти статьи содержались в главе 6 «Хозяйственные преступления» (в дальнейшем – «Преступления в сфере экономической деятельности»).

    Название 22-ой главы УК РФ в данном случае не определяет объект посягательства, а указывает лишь на сферу деятельности.

    Объект посягательства может быть разный, не обязательно – непосредственно бюджет. Это прямо следовало из ст. 162.3, устанавливающей ответственность за противодействие налоговым органам.

    Уклонение от уплаты налогов часто сопряжено с подделкой официальных документов, штампов, печатей, бланков, на что обращает внимание ВС РФ[4]. Ответственность за эти деяния предусмотрена ст. 327 УК РФ, включенной в главу 32 «Преступления против порядка управления».

    В этой же главе установлена ответственность за похищение акцизных марок (ч. 3 ст. 325), изготовление, сбыт и использование их подделок (ст. 327.1) – преступления, напрямую связанные с налогами и имеющее непосредственным следствием недополучение средств бюджетом.

    При этом крупный ущерб государству выступает квалифицирующим признаком (ч. 5 ст. 327.1).

    Поскольку статьи УК, предотвращающие «бюджетоопасные» деяния, рассредоточены по разным главам Кодека, можно ли говорить о каком-то осознанном подходе законодателя к выражению позиции о сути и предмете их общественной опасности? Можно ли по месту налоговой статьи в той или иной главе УК делать вывод об объекте преступного посягательства?

    Мой ответ – нет. Напротив, анализ самих общественных отношений, для защиты которых от преступных посягательств устанавливаются уголовные составы, поможет ответить на этот вопрос. И найти решение – задача тех, кто глубоко разбирается, прежде всего, в этих отношениях. В данном случае - в налоговом праве.

    4 марта 2021 г. КС РФ принял постановление, которое может существенно снизить накал налоговых страстей в уголовно-правовой сфере[5]. Хотя сюжет дела ненов[6], в данном случае Суд четко связал общественную опасность, необходимую для криминализации деяний, с фактом обмана или злоупотребления доверием должностных лиц налоговых органов.

    При самостоятельном, т.е. без участия налогового органа, исчислении подлежащей уплате суммы налога не исключены ни добросовестное заблуждение налогоплательщика, ни ошибки в расчетах. Не исключены ошибки и при исчислении налогов специалистами налоговых органов.

    Налоговые органы обладают множеством правовых возможностей для контроля представленных налогоплательщиком документов.

    Камеральные проверки – форма текущего документального контроля – нацелены на своевременное выявление ошибок в налоговой отчетности. Эта форма контроля призвана смягчать для налогоплательщиков последствия от неправильного применения ими налогового закона.

    Размер налоговых обязательств также может быть пересмотрен в рамках выездной налоговой проверки. Достаточны для минимизации потенциального вреда, пишет КС РФ, и правовые механизмы, закрепленные в налоговом и гражданском законодательстве.

    КС РФ аргументировал свою позицию достаточно широко и разносторонне. Его вывод о недопустимости криминализации деяний, приведших к образованию недоимок, но не сопряженных с обманом налоговых органов и потому не имеющих адекватной общественной опасности преступления, можно распространить на широкий набор случаев. Он не касается исключительно тех ситуаций, когда налоговый вычет применяется по решению налогового органа.

    Следует учесть и позицию, высказанную ФНС РФ в п. 24 широко известного письма от 10 марта 2021 г. № БВ-4-7/3060@ «О практике применения статьи 54.1 Налогового кодекса Российской Федерации».

    Подчеркивается, что в случае, когда налогоплательщик совершил методологическую или правовую ошибку, но при этом не было допущено искажение в учете (отчетности) стоимостных, количественных и(или) иных параметров, характеризующих спорные операции и их экономическую суть, то его действия, повлекшие неуплату или неполную уплату налога в результате такой ошибки, подлежат квалификации по пункту 1 статьи 122 НК, а не по пункту 3 данной статьи, устанавливающей ответственность за умышленные деяния.

    Этот вывод непосредственно касается налоговых преступлений, которые совершаются только умышленно. Умышленность же ФНС РФ связывает с обманом, совершенным посредством искажения объективных данных о фактически совершенных операциях.

    [1] См. об этом также: В.М. Зарипов. Рекомендации ФНС и Следственного комитета России по доказыванию умысла: предложения по доработке. // Налоговед, 2017, № 10, с.29-39.

    [2] Полянский Н.Г. Налоговые преступления по УК Азербайджанской ССР. – Напечатано по отдельному оттиску из «Изв. прав. фак. АГУ». – Баку: - Из-во АГУ. – 1929; Ваш налоговый адвокат. Консультации, рекомендации /Под ред. С.Г. Пепеляева. – Вып. 1(3)—М.: ФБК-ПРЕСС, 1998, с. 154-200.

    [3] Трайнин А.Н. Уголовное право. Часть особенная. – 1927. С. 104-105.

    [4] См. п. 9 Постановления пленума ВС РФ от 26 ноября 2019 г. № 48.

    [5] Постановление КС РФ от 4 марта 2021 г № 5-П «По делу о проверке конституционности части первой статьи 159 Уголовного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина В.В. Калугарова»

    [6] В 2020 г. КС РФ рассматривал дело о привлечении к уголовной ответственности лица, воспользовавшегося льготой без права на нее – Постановление от 22.07.2020 № 38-П по жалобе гр. М.А. Литвинова.

    Читайте также: