Грант облагается ндфл и страховыми взносами

Опубликовано: 15.04.2024

Бокова Н. С.

эксперт Контур.Школы по налоговому учету

Интересные письма: как в бухучете отражать субсидии и нетипичные расходы, связанные с пандемией, и какие налоги платить с материальной помощи

Коронавирус: как отражать неспецифические расходы и субсидии в бухучете и отчетности

Информация Минфина России № ПЗ-14/2020

В период пандемии хозяйствующие субъекты понесли значительные дополнительные расходы. Со стороны государства многие получили помощь в виде субсидий. Разберем, как их учитывать.

Расходы

  • Расходы по обычным видам деятельности по ПБУ 10/99:
  • по проведению тестирования работников на наличие коронавирусной инфекции и иммунитет к ней;
  • по дезинфекции рабочих помещений;
  • по обеспечению связи с работниками, которые работают удаленно;
  • по доставке работников, работающих на своих рабочих местах, до места работы и обратно в период действия режима повышенной готовности в связи с распространением новой коронавирусной инфекции. Неважно, провела эти мероприятия сама организация или привлекла специализированные компании.
  • Прочие расходы по ПБУ 10/99:
  • отчисления в страховые фонды и заработная плата за время «президентских» и региональных нерабочих дней;
  • оплата вынужденного простоя из-за приостановления деятельности организации в связи с коронавирусной инфекцией;
  • штрафы и выплаты за нарушение санитарно-эпидемиологического законодательства и требований во время действия режима повышенной готовности;
  • невозмещенные расходы по несостоявшимся служебным командировкам работников организации;
  • расходы на благотворительность, связанные с предотвращением инфекции, в т.ч. приобретение для медицинских учреждений специализированного оборудования, обеспечение бесплатным питанием граждан старше 65 лет.
  • МПЗ по ПБУ 5/01:
  • средства индивидуальной защиты, в том числе маски, перчатки, защитные очки, защитные экраны, др.;
  • санитарно-гигиенический инвентарь и приспособления: дозаторы для жидкого мыла, санитайзеры, бактерицидные лампы, др.;
  • медицинские изделия для диагностики и лечения, например, аптечки, тесты, др.;
  • дезинфицирующие средства.

Важное условие: такие объекты не должны учитываться в бухучете в качестве основных средств.

  • В составе основных средств по ПБУ 6/01: приобретение медицинского и санитарно-гигиенического оборудования, приборов, приспособлений в связи с распространением новой коронавирусной инфекции.
  • НМА по ПБУ 14/2007: затраты на приобретение НМА, а именно прав на программные средства, приобретение (создание) которых связано с работой в условиях пандемии.

Организации, которые освобождены от налоговых платежей за II квартал 2020 года, в части налога на прибыль вправе уменьшить величину расхода по налогу в соответствии с ПБУ 18/02, а по иным налогам — в уменьшение соответствующих расходов по ПБУ 10/99.

Государственная помощь, субсидии, бюджетные кредиты

Организации, имеющие право на господдержку, учитывают поступления по ПБУ 13/2000 или по мере их фактического поступления, или если выполняются следующие условия:

  • есть уверенность, что условия предоставления этих средств организацией будут выполнены;
  • есть уверенность, что указанные средства будут получены.

Господдержка списывается в периоде признания затрат. Средства относятся на увеличение финансового результата, если получены на финансирование расходов прошлых отчетных периодов.

Раскрытие информации о государственной помощи:

  • коммерческие организации — в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах;
  • НКО — в отчете о целевом использовании средств.

Комментарий: Минфин предоставил исчерпывающие комментарии по расходам в условиях пандемии и по средствам господдержки. Учитывайте в работе.

Материальная помощь работникам — что с НДФЛ и страховыми взносами?

Письмо ФНС России от 24.07.2020 № БС-4-11/11908@

Налоговая служба разъяснила, как правильно платить НДФЛ и страховые взносы с материальной помощи своим работникам.

Не облагается материальная помощь:

  • своим работникам, а также бывшим своим работникам, уволившимся в связи с выходом на пенсию по инвалидности или по возрасту, в пределах 4 000 руб. за налоговый период (п. 28 ст. 217 НК РФ);
  • каждому родителю в пределах 50 000 руб. на каждого ребенка в течение первого года после его рождения (усыновления) (п. 8 ст. 217 НК РФ).

Выплаты, превышающие эти лимиты, облагаются НДФЛ на общих основаниях.

Страховые взносы

Налоговики настаивают на том, что страховыми взносами не облагаются только те выплаты, которые перечислены в пп. 3 п. 1 ст. 422 НК РФ. Таких выплат немного:

  • выплаты в связи с чрезвычайными ситуациями, в связи со смертью члена (членов) семьи работника, а также в сумме не более 50 000 руб. на каждого ребенка в течение первого года после рождения (усыновления) ребенка.

Кроме того, на основании пп. 11 п. 1 ст. 422 НК РФ не облагается:

  • материальная помощь своим работникам, не превышающая 4 000 руб. на одного работника за расчетный период.

Прослеживается параллель необлагаемых выплат в виде материальной помощи НДФЛ и страховыми взносами. По мнению налоговой службы, все остальные выплаты в виде материальной помощи облагаются страховыми взносами на обязательное пенсионное, медицинское страхование и по ВНиМ в общем порядке (п. 1 ст. 420 НК РФ). Страховыми взносами облагается, например, материальная помощь, выплаченная к отпуску, на лечение, при выходе на пенсию и т.п.

Комментарий: обратите внимание, что материальная помощь, оказанная лицам, которые не являются работниками организации, не облагается страховыми взносами, поскольку такие выплаты не признаются объектом обложения (ст. 420 НК РФ).

Грант страховые взносы

Компания не начисляла страховые взносы на гранты и на единовременные пособия молодым специалистам. Проверяющие из ФСС посчитали, что это нарушение, и доначислили взносы, пени и наложили штраф.

Кассационный суд не согласился с контролерами и отменил решение фонда. Судьи пояснили, что Федеральный закон от 24.07.09 № 212-ФЗ облагает страховыми взносами выплаты в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров (ч. 1 ст. 7). В статье 9 Федерального закона от 24.07.09 № 212-ФЗ приводится перечень сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами. К ним относятся все виды социальных пособий, денежных компенсаций и поощрительных выплат, которые напрямую не связаны с выполнением трудовых функций.

Суд отметил, что грант — это денежные средства, передаваемые безвозмездно и безвозвратно на проведение конкретных научных исследований на условиях грантодателя (ст. 2 Федерального закона от 23.08.96 № 127-ФЗ «О науке и государственно-технической политике»). В рассматриваемом случае грантополучателями стали победители конкурса, которые являются физическими лицами. Грантодателем выступает администрация города.

Получатели не являются работниками грантодателя. Денежная сумма гранта на счет работодателя (проверяемой организации) не поступала. Он не распределял ее в качестве вознаграждения своим работникам в рамках трудовых отношений. В отношении такой выплаты заявитель не является плательщиком страховых взносов. Получение грантов работниками не предполагает выполнение с их стороны каких-либо работ или услуг для работодателя.

Таким образом, гранты в рассматриваемом случае предоставляются работникам не на основании трудового, гражданско-правового или авторского договора. Они не относятся к выплатам, которые являются основанием для обеспечения пособиями по обязательному социальному страхованию. Следовательно, суммы в виде грантов, полученные физическими лицами, не облагаются страховыми взносами в ПФ РФ, ФСС РФ, ФФОМС и ТФОМС.

В отношении единовременных пособий, которые выплачиваются молодым специалистам, суд отметил следующее. Не подлежат обложению страховыми взносами все государственные пособия. В том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию (п. 1 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.07.09 № 212-ФЗ). С учетом приведенной нормы единовременные пособия, выплаченные страхователем молодым специалистам, являются государственными пособиями. То есть они относятся к не облагаемым страховыми взносами выплатам, заключил суд.

Проверяющие из фонда указывали, что освобождаться от обложения взносами могут только прямо поименованные в законе выплаты. Действительно, закон предусматривает закрытый перечень сумм, не подлежащих обложению. Однако это не означает, что гранты и выплаты молодым специалистам являются формой оплаты труда. Напротив, получение работниками этих средств не предполагает выполнение с их стороны каких-либо работ или услуг для работодателя. Соответственно, они не являются стимулирующими выплатами и не связаны с достижениями на работе.

Кроме того, ФСС указывает, что полученные средства напрямую обусловлены трудовыми отношениями с организацией-работодателем. Без трудовых договоров работники не получили бы и соответствующих выплат. Но сам факт наличия трудовых отношений между работодателем и работником не делает автоматически все выплаты, производимые в пользу последнего, оплатой его труда.

Решения судов по похожим спорам

Обоснованность сделанного выше вывода подтверждается обширной судебной практикой. В частности, постановлениями ФАС Западно-Сибирского от 25.07.12 № А46-12587/2011, АС Поволжского от 25.05.16 № Ф06-8286/2016, Центрального от 21.04.16 № Ф10-1023/2016 округов и др.

В пользу плательщиков взносов принято и постановление Президиума ВАС РФ от 14.05.13 № 17744/12. Судьи пояснили, что выплаты социального характера в любом случае не могут являться стимулирующими. Они не зависят от квалификации работников, количества и условий выполнения самой работы. Отсюда следует: они не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд), в том числе и потому, что не предусмотрены трудовыми договорами.

НДФЛ и страховые взносы с доходов иностранца

В последнее время работодатели все чаще и чаще нанимают специалистов-иностранцев. А бухгалтерам приходится разбираться с порядком исчисления страховых взносов и НДФЛ с их доходов. Ведь налоговые ставки зависят от времени пребывания в России, миграционного статуса работника, срока на который заключен трудовой договор с иностранцем и даже от размера предполагаемого дохода. Разберемся, как и на выплаты каким работникам надо начислять налоги и взносы.

НДФЛ

Налогом облагаются доходы всех иностранных граждан вне зависимости от миграционного статуса (п. 1 ст 207 НК РФ). Исчислять и удерживать НДФЛ поручено организации-работодателю как налоговому агенту.

Для того чтобы понять, какую ставку налога начислять, нужно сначала разобраться, является ли он налоговым резидентом. Напомним, что работник, вне зависимости от гражданства, будет считаться налоговым резидентом, если находится в России не менее 183 дней в течение последних 12 месяцев. Причем дни приезда и отъезда из страны тоже учитываются (письмо ФНС России от 5 марта 2013 г. № ЕД-3-3/743@ "По вопросу определения налогового статуса физического лица"). Налоговое резидентство сотрудника определяется каждый раз при получении им дохода. Если бухгалтер посчитал дни нахождения работника в России за последний год и их оказалось меньше 183, то нужно начислить налог по ставке 30%, а вот если работник в общей сложности пробыл в России больше полугода, то ставка уже будет 13%.

СПРАВКА

Когда же наберется нужное количество дней, бухгалтер должен сделать пересчет начисленного ранее налога и вернуть излишне удержанную сумму. Но здесь есть одно условие. Пересчитывать налог бухгалтер может только за последний год.

ПРИМЕР

Возвратить переплаченный налог сотрудник может сам, подав заявление о возврате, налоговую декларацию по форме № 3 НДФЛ и документы, подтверждающие статус налогового резидента. Несколько лет назад на таком порядке настаивал Минфин России (письмо Минфина России от 16 мая 2011 г. № 03-04-06/6-108, письмо Минфина России от 28 апреля 2011 г. № 03-04-06/6-102, письмо Минфина России от 14 апреля 2011 г. № 03-04-05/6-256). Но сейчас в некоторых случаях он разрешает поступать иначе. Если сотрудник получил статус налогового резидента, и этот статус уже не изменится в течение года (то есть в текущем налоговом периоде он находится в России уже 183 дня и более), то все доходы сотрудника, полученные с начала года, облагаются по ставке 13%. А организация, в свою очередь, руководствуется п. 3 ст. 226 НК РФ и начисляет НДФЛ нарастающим итогом с начала года по ставке 13%. Суммы налога, которые были удержаны с зарплаты иностранца до истечения 183 дней и облагались по ставке 30% должны быть зачтены при определении налоговой базы нарастающим итогом по всем суммам доходов работника (письмо ФНС России от 9 июня 2011 г. № ЕД-4-3/9150 "О порядке возврата налога иностранным гражданам", письмо ФНС России от 5 сентября 2011 г. № ЕД-2-3/738@ "О рассмотрении обращения", письмо ФНС России от 21 сентября 2011 г. № ЕД-4-3/15413@ "О возврате налога", письмо Минфина России от 15 ноября 2012 г. № 03-04-05/6-1301, письмо Минфина России от 5 апреля 2012 г. № 03-04-05/6-443, письмо Минфина России от 10 февраля 2012 г. № 03-04-06/6-30). Если налог по итогам отчетного периода был зачтен не полностью, то возврат переплаты сотрудник уже должен попросить у своей территориальной налоговой инспекции (письмо Минфина России от 3 октября 2013 г. № 03-04-05/41061).

Особые случаи:
ВКС

Высококвалифицированные специалисты (далее – ВКС) – это отдельная категория работников. Их опыт, навыки и достижения в той или иной области высоко ценятся и хорошо оплачиваются. Для таких сотрудников государство предусмотрело льготу – НДФЛ взимается по ставке 13% вне зависимости от сроков пребывания в России (п. 3 ст. 224 НК РФ).

Сотрудник признается ВКС, если его предполагаемый годовой доход составит не менее 2 млн руб. (подп. 3 п. 1 ст. 13.2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", далее – Закон № 115-ФЗ).

Из этого правила есть исключения: для преподавателей и научных работников, приглашенных для занятия научно-исследовательской или преподавательской деятельностью годовая зарплата должна составлять не менее 1 млн руб., а также для специалистов, привлеченных резидентами промышленно-производственных, туристско-рекреационных и портовых особых экономических зон (подп. 1 п. 1 ст. 13.2 Закона № 115-ФЗ). Такое же правило недавно было установлено и для специалистов, привлекаемых организациями, осуществляющими деятельность в области информационных технологий (ст. 1 Федерального закона от 23 июня 2014 г. № 164-ФЗ). При этом компания, привлекающая IT-специалиста, должна иметь государственную аккредитацию на осуществление деятельности в области информационных технологий.

Выплаты вахтовым работникам-нерезидентам

Доходы вахтовых сотрудников облагаются так же, как и других: по ставке 13% у налоговых резидентов и 30% для нерезидентов. Но есть несколько нюансов. На вахте работодатель оплачивает проживание и зачастую питание своим работникам. А считается ли это доходом для целей налогообложения, и если да, то облагается ли налогом? Минфин России разъяснил этот вопрос (письмо Минфина России от 28 июня 2013 г. № 03-04-06/24677).

ТК РФ предусматривает обязанность работодателя обеспечить вахтовых работников помещением для проживания или компенсировать им расходы по найму жилого помещения (абз. 3 ст. 297 ТК РФ). Такие выплаты носят компенсационный характер и аналогичны возмещению по найму помещения для командированных сотрудников. А такие выплаты освобождаются от обложения НДФЛ. И доходы иностранных работников – не исключение (абз. 12 п. 3 ст. 217 НК РФ).

А вот насчет оплаты питания позиция Минфина России не такая лояльная. Возмещение сотрудников расходов на питание считается его доходом в натуральной форме (подп. 1 п. 2 ст. 211 НК РФ). А значит, и подлежит обложению НДФЛ в общеустановленном порядке: 13% для резидентов и 30% для нерезидентов.

Страховые взносы

В отличие от НДФЛ, для расчета и начисления страховых взносов на доходы сотрудника-иностранца количество проведенных дней в России не важно. Самое главное – это какой миграционный статус у работника: постоянно проживающий, временно проживающий или временно прибывающий. Рассмотрим по отдельности начисление взносов для каждого варианта.

НАША СПРАВКА

Постоянно проживающий иностранный гражданин – лицо, получившее вид на жительство.

Временно проживающий иностранный гражданин – лицо, получившее разрешение на временное проживание.

Временно пребывающий иностранный гражданин – это лицо, прибывшее в Россию на основании визы или в порядке, не требующем ее получения, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание (ст. 2 Закона № 115-ФЗ).

Если у сотрудника статус постоянно или временно проживающего, то взносы в ПФР, ФФОМС и ФСС начисляются в стандартном порядке (ч.1 ст. 58.2 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", далее Закон № 212-ФЗ; п.1 ст. 22.1, ст. 33.1 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", далее – Закона № 167-ФЗ):

  • 22% в ПФР, 5,1% в ФФОМС и 2,9% в ФСС, если доход с начала года нарастающим итогом не превысил установленного предела. Для 2014 года установлен максимальный порог в 624 тыс. руб. (Постановление Правительства РФ от 30 ноября 2013 г. № 1101 "О предельной величине базы для начисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с 1 января 2014 г.")
  • 10% в ПФР с дохода, превысившего установленный порог.

Если с первыми двумя категориями иностранных работников все достаточно просто, то насчет взносов с выплат временно пребывающим сотрудникам есть несколько нюансов.

Правила уплаты взносов в ПФР такие же как и для временно проживающих (п. 1 ст. 7, п. 2 ст. 22.1 Закона № 167-ФЗ, п. 15 ч. 1 ст. 9 Закона № 212-ФЗ):

  • ставка 22% с доходов в пределах лимита и 10% с доходов сверх установленного лимита;
  • работник должен работать в России;
  • с сотрудником должен быть заключен или бессрочный трудовой договор, или один или несколько договоров в совокупности на срок не менее шести месяцев в течение одного года.

Если с работником был заключен один срочный трудовой договор на срок менее шести месяцев, а потом продлен или заключен второй, причем так, что в общей сложности получится более полугода в течение календарного года, то взносы нужно начислять с даты заключения первичного договора (письмо Минтруда России от 27 февраля 2013 г. № 17-4/342, письмо Минтруда России от 29 августа 2013 г. № 17-3/1436). Такие корректировки нужно внести в предоставляемую в ПФР отчетность (по форме РСФ-1), но пени за неуплаченные ранее суммы начисляться не будут (письмо Минтруда России от 27 февраля 2013 г. № 17-4/342).

Взносы в ФФОМС и ФСС сейчас платить не нужно. Но в настоящее время в Госдуме находится на рассмотрении законопроект, предусматривающий обязанность организаций отчислять взносы на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством с выплат временно пребывающих иностранных граждан, если с ними заключен трудовой договор на неопределенный срок или же не менее шести месяцев в общей сложности в течение календарного года (Законопроект № 577906-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу о распространении на иностранных граждан обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" 1 ). Однако на ВКС эти поправки не распространяются. Планируется, что положения законопроекта вступят в силу с 1 января 2015 года.

Взносы с ВКС

Так же как и с НДФЛ, обложение выплат ВКС страховыми взносами имеет свои особенности.

На выплаты постоянно и временно проживающим ВКС организация должна начислять взносы в ПФР по ставке 22% в пределах установленного порога и 10% сверх этой суммы.

Такие же правила, как и для российских граждан, действуют и в отношении взносов в ФСС – они начисляются по ставке 2,9% с выплат ВКС. А на взносах в ФФОМС организации-работодатели могут сэкономить – их перечислять с доходов работников не нужно.

Что касается временно прибывающих ВКС то с их выплат ни взносы в ПФР, ни в ФФОМС, ни в ФСС начислять не нужно.

Материалы по теме:

Миграционная политика в РФ: противоречия в теории и практике

Миграционная политика в РФ: противоречия в теории и практике
4 февраля 2014 года состоялось специальное заседание Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека на тему "Об обеспечении прав иностранных граждан в ходе процедур экстрадиции, депортации, выдворения и получения убежища в Российской Федерации", на котором среди прочего были рассмотрены вопросы противоречий между российским и международным законодательством, а также между сложившейся практикой осуществления миграционной политики в нашей стране.

"Оплата труда в государственном (муниципальном) учреждении: бухгалтерский учет и налогообложение", 2018, N 12

Получение грантов - достаточно распространенная тема в учреждениях науки, образования, культуры и искусства и др. Однако на протяжении вот уже нескольких лет между государственными (муниципальными) учреждениями, предоставляющими физическим лицам (коллективу физических лиц) условия для выполнения научных и культурных проектов, и внебюджетными фондами ведутся споры по вопросу обложения сумм выплачиваемых грантов страховыми взносами. В данной статье рассмотрим две позиции по этой теме.

Поговорим также о порядке обложения НДФЛ сумм выплачиваемых грантов.

О порядке выплаты грантов

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 23.08.1996 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" гранты - это денежные и иные средства, передаваемые безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории РФ, на проведение конкретных научных исследований на условиях, предусмотренных грантодателями.

Кроме того, гранты выплачиваются деятелям культуры и искусства, спортсменам и иным лицам. Гранты могут выплачиваться различными способами:

  1. грантодателем непосредственно грантополучателям (физическим лицам, коллективам физических лиц);
  2. грантодателем грантополучателю (государственному (муниципальному) учреждению);
  3. грантодателем грантополучателям (физическим лицам, коллективам физических лиц), но не напрямую, а через организацию (юридическое лицо), предоставляющую грантополучателям условия для выполнения научных и культурных проектов. В таких случаях между грантодателем - российской или международной организацией, грантополучателями - физическими лицами (коллективом физических лиц) и юридическим лицом может быть заключен трехсторонний договор, по условиям которого грантодатель предоставляет грант через юридическое лицо. Последний принимает на свой счет грант и по поручению (заявлению) грантополучателя осуществляет платежи и выдает наличные денежные средства в соответствии с перечнем допускаемых расходов. Физические лица, объединившиеся в научный (творческий) коллектив (грантополучатели), могут состоять с этим юридическим лицом в трудовых отношениях, а могут и не состоять.

Акцент в данной статье сделаем именно на последнем способе выплаты грантов.

Налог на доходы физических лиц

Начнем рассматривать тему с этого налога, поскольку обложение грантов НДФЛ, как правило, не вызывает вопросов.

Согласно п. 1 ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, которые получены им как в денежной, так и в натуральной форме или право на распоряжение которыми у него возникло. При этом ст. 217 НК РФ установлен перечень доходов, освобождаемых от обложения НДФЛ. В соответствии с п. 6 названной статьи освобождаются от обложения НДФЛ суммы, получаемые налогоплательщиками в виде грантов (безвозмездной помощи), предоставленных для поддержки науки и образования, культуры и искусства в РФ международными, иностранными и (или) российскими организациями по перечням таких организаций, утверждаемым Правительством РФ.

В настоящее время действуют два таких Перечня:

  • утвержденный Постановлением Правительства РФ от 15.07.2009 N 602;
  • утвержденный Постановлением Правительства РФ от 28.06.2008 N 485.

В первом из названных Перечней перечислены 27 российских организаций - грантодателей, при получении грантов (их частей) от которых физические лица - грантополучатели освобождены от уплаты НДФЛ.

Российские организации - грантодатели

Благотворительный фонд "Благое дело", г. Нижний Новгород

Благотворительный фонд "Милосердие", г. Москва

Благотворительный фонд содействия кадетским корпусам имени Алексея Йордана, г. Москва

Фонд инфраструктурных и образовательных программ, г. Москва

Некоммерческая благотворительная организация "Благотворительный фонд В. Потанина", г. Москва

Некоммерческий фонд содействия сохранению и развитию культурного, научного, духовного и природного наследия Евразии, г. Москва

Некоммерческая организация "Российский фонд культуры", г. Москва

Некоммерческая организация "Благотворительный фонд культурных инициатив (Фонд Михаила Прохорова)", г. Норильск

Региональный общественный фонд содействия отечественной науке, г. Москва

Российский гуманитарный научный фонд, г. Москва

Российский фонд фундаментальных исследований, г. Москва

Фонд некоммерческих программ Дмитрия Зимина "Династия", г. Москва

Фонд поддержки образования и науки (Алферовский фонд), г. Санкт-Петербург

Фонд поддержки российского учительства, г. Москва

Фонд наследия Егора Гайдара, г. Москва

Международный Фонд Технологий и Инвестиций, г. Москва

Фонд инновационных научно-образовательных программ "Современное естествознание", г. Москва

Фонд "Русский мир", г. Москва

Некоммерческая организация Благотворительный фонд "Искусство, наука и спорт", г. Москва

Некоммерческое партнерство по развитию международных исследований и проектов в области энергетики "Глобальная энергия", г. Москва

Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, г. Москва

Всероссийская общественная организация "Русское географическое общество", г. Санкт-Петербург

Российский научный фонд, г. Москва

Некоммерческая организация "Всемирный фонд природы", г. Москва

Федеральное государственное бюджетное учреждение "Центр развития образования и международной деятельности ("Интеробразование")", г. Москва

Федеральное агентство по делам молодежи (в части грантов, предоставляемых по итогам Всероссийского конкурса молодежных проектов, а также конкурса молодежных проектов Северо-Кавказского федерального округа), г. Москва

Образовательный фонд "Талант и успех" (в части грантов Президента Российской Федерации, предоставляемых для поддержки лиц, проявивших выдающиеся способности и поступивших в образовательные организации высшего образования на обучение по очной форме по программам бакалавриата и программам специалитета за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов), г. Сочи

Второй документ содержит аналогичный Перечень международных организаций - грантодателей. Этот список покороче, он насчитывает 13 позиций.

Международные организации - грантодатели

Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры

Организация Объединенных Наций по промышленному развитию

Комиссия Европейских сообществ

Совет государств Балтийского моря

Совет Министров Северных стран

Международное агентство по атомной энергии

Организация Черноморского экономического сотрудничества

Программа ООН по окружающей среде

Программа развития ООН

Детский фонд ООН

Фонд "Евримаж" при Совете Европы

Объединенный институт ядерных исследований

Межгосударственный фонд гуманитарного сотрудничества государств - участников Содружества Независимых Государств

Таким образом, если грант получен от одной из названных выше организаций, у физического лица не возникает налогооблагаемый доход, причем неважно, каким образом получен грант: непосредственно от организации-грантодателя либо от организации, которая получила и распределила между физическими лицами сумму гранта (Письма Минфина России от 16.07.2018 N 03-04-06/49533, от 07.03.2018 N 03-04-05/14530, от 28.03.2018 N 03-04-06/19786).

Если грант получен от организации, не указанной в данном списке, доход должен облагаться НДФЛ (Письмо Минфина России от 09.02.2018 N 03-15-06/8221).

Ключевой вывод. В случае если физические лица получают гранты от организаций (российских, международных), включенных в специальные перечни, суммы таких грантов не облагаются НДФЛ. В иных случаях выплачиваемые гранты подлежат обложению данным налогом.

Страховые взносы

Позиция 1. Со страховыми взносами все сложнее. Чиновники заняли позицию, не выгодную для работодателей: если организация производит выплаты физическим лицам, которые состоят с ней в трудовых отношениях или заключили гражданско-правовые договоры на выполнение работ, оказание услуг, суммы таких выплат (компенсация трудозатрат грантополучателя) независимо от источника их финансирования, в том числе за счет средств гранта, подлежат обложению страховыми взносами. А поскольку в ст. 422 НК РФ, в которой перечислены суммы, освобождаемые от обложения страховыми взносами, не предусмотрено такое основание, как выплата денежных средств за счет грантов, эти суммы подлежат обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке.

Чиновники также уточняют, что уплата страховых взносов с данных выплат не может осуществляться за счет средств физических лиц, получающих выплаты за счет средств гранта. Иными словами, если учреждение перечисляет грант (часть гранта) своему работнику либо исполнителю по договору гражданско-правового характера, страховые взносы с этой суммы надо уплачивать не за счет гранта, а за счет других источников.

Их выводы строятся на следующем: в соответствии с п. 1 ст. 420 НК РФ объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в частности, в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам, предмет которых - выполнение работ, оказание услуг.

Учитывая, что согласно пп. 1 п. 1 ст. 419 НК РФ плательщиками страховых взносов являются лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (в частности, организации), у организации, осуществляющей данные выплаты, возникает обязанность по исчислению с них и уплате страховых взносов.

В случае если выплаты за счет средств гранта производятся организацией или непосредственно грантодателем в пользу грантополучателя - физического лица, который не состоит в трудовых отношениях и не заключил гражданско-правовые договоры на выполнение работ, оказание услуг с организацией или грантодателем, по мнению чиновников, объектом обложения страховыми взносами такие суммы не признаются.

Данная позиция изложена, в частности, в Письмах Минфина России:

  • от 21.09.2018 N 03-15-06/67684;
  • от 05.09.2018 N 03-15-05/63535;
  • от 16.07.2018 N 03-04-06/49533;
  • от 06.07.2018 N 03-15-06/47190;
  • от 03.04.2017 N 03-15-06/19483.

Позиция 2. Существует и альтернативная точка зрения: платежи юридического лица, предоставляющего грантополучателям условия для выполнения проектов, в пользу грантополучателей не являются выплатой вознаграждения за оказанные услуги или выполненные работы. Соответственно, такие выплаты не являются объектом обложения страховыми взносами. Основания для вывода следующие:

  • источником выплаты грантов в соответствии с условиями трехстороннего договора является организация-грантодатель, а не юридическое лицо, предоставляющее грантополучателю условия для выполнения проекта, на который выдается грант. Иными словами, юридическому лицу средства грантов не принадлежат, а находятся в его временном распоряжении;
  • выплаченные юридическим лицом в пользу грантополучателей денежные средства не предусмотрены условиями трудовых договоров, не относятся к выплатам, связанным с выполнением работниками трудовых обязанностей;
  • грантополучатели не оказывают услуги и не выполняют работы в интересах юридического лица, а последнее не начисляет выплаты и иные вознаграждения в их пользу.

В частности, такие выводы сделаны:

  • в Постановлении АС УО от 01.11.2018 по делу N А47-2236/2018;
  • в Постановлении АС СЗО от 10.08.2017 по делу N А26-4144/2016;
  • в Определении ВС РФ от 26.03.2015 N 305-КГ15-1084;
  • в Определении ВС РФ от 18.08.2016 N 306-КГ16-10328.

Данная позиция сформировалась среди арбитров достаточно давно и с течением времени не менялась. Справедливости ради отметим, что все названные выше решения судов вынесены в период действия Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", утратившего силу с 01.01.2017. В настоящее время порядок обложения страховыми взносами регулируется налоговым законодательством, но с учетом того, что почти все формулировки названного выше Закона продублированы в НК РФ, можно предположить, что судьи и дальше будут придерживаться данного мнения.

Какие же выводы можно сделать из вышесказанного? Считаем, в случае, если получателем гранта является:

  • непосредственно физическое лицо, которое не состоит в трудовых отношениях и не заключило гражданско-правовых договоров на выполнение работ, оказание услуг с организацией или грантодателем, - суммы выплат за счет гранта не должны облагаться страховыми взносами;
  • государственное (муниципальное) учреждение, которое впоследствии производит за счет гранта выплаты работникам, - есть все основания утверждать, что эти выплаты осуществляются в рамках трудовых отношений, соответственно, с указанных сумм должны быть уплачены страховые взносы;
  • физические лица (коллективы физических лиц), заключившие трехсторонний договор с грантодателем и организацией, предоставляющей условия для выполнения проектов, - при получении денежных средств через эту организацию (неважно, являются ли физические лица работниками данной организации) высок риск того, что взносы на суммы грантов будут доначислены.

Если организация все же выберет выгодный для нее альтернативный вариант, она должна быть готова к тому, что право не начислять страховые взносы ей придется отстаивать в суде. В этом случае она должна подстраховаться и запастись доказательствами того, что выплачиваемые суммы не являются оплатой труда работников или вознаграждением за оказанные физическими лицами услуги.

В частности, судьи неоднократно разъясняли, что сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда.

Таким образом, если среди грантополучателей есть физические лица, состоящие в трудовых отношениях с юридическим лицом, через которое перечисляются денежные средства, разумным было бы иметь доказательства того, что эти физические лица участвуют в проекте в нерабочее время (например, на этот период у них оформлен очередной или административный отпуск, работник переведен на неполное рабочее время и т.д.).

Выплата материальной помощи работнику не связана с исполнением служебных функций, но производится в рамках трудовых отношений, оформленных договором. Предоставление помощи носит разовый социальный характер либо осуществляется в обычной форме по инициативе руководителя.

Обложение сумм страховыми взносами на ОПС, ОМС, предупреждение травматизма зависит от назначения выплат и размера выдаваемой помощи. Перечень случаев освобождения от уплаты взносов установлен в ст. 422 НК РФ. Положения Кодекса не меняют порядок по исчислению взносов по материальной помощи, имевший место до 2021 года (

Выплата матпомощи по инициативе работодателя

Наиболее распространенными случаями выплат материальной помощи являются назначение материальной помощи на усмотрение работодателя. Предоставление суммы носит адресный характер, предусматривающий оформление в каждом конкретном случае. Перечень оснований оговаривается в колдоговоре, положении об оплате труда либо ином внутреннем акте. Во избежание споров с ИФНС в положениях о предоставлении помощи необходимо закрепить порядок обращения, основания, суммы, перечень оправдательных документов.

Условия предоставления помощи:

  • Сумма материальной помощи, выплачиваемая по распоряжению руководителя в пределах 4 000 рублей, не облагается взносами. Величина суммы свыше лимита облагается в обычном порядке.
  • При назначении материальной помощи, не облагаемой взносами в пределах лимита, не имеет значение количество траншей в рамках одного приказа или число выплат по нескольким распоряжением работодателя. Размер денежной суммы и стоимостной оценки неденежной формы помощи определяется нарастающим итогом в течение календарного года.
  • Предельная необлагаемая величина в 4 000 рублей не зависит от количества отработанных лицом месяцев в расчетном периоде.

Предоставление матпомощи не носит обязательного характера и является выплатой на основании добровольного решения руководителя либо иного лица, уполномоченного распоряжаться средствами предприятия. Размер суммы не ограничивается законодательством, за исключением позиции налогообложения.

Надо ли платить НДФЛ и взносы на обязательное страхование

Если руководитель организации принимает решение о выделении денежной компенсации сотруднику при различных жизненных обстоятельствах, бухгалтер задается вопросом, какими налогами облагается материальная помощь в 2021 году и есть ли какие-то ограничения по суммам и срокам. Для этого следует обратиться к ст. 217 и ст. 422 НК РФ.
В качестве расчетного периода для НДФЛ и страховых взносов установлен один календарный год. Этот период учитывается при определении лимитов сумм, освобождаемых от налогообложения. К суммам материальной помощи, не облагаемым налогами в 2021 году в России, относятся рассмотренные ниже.

Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как правильно отразить матпомощь в бухучете. Используйте эти инструкции бесплатно.

Единовременные выплаты работникам в связи с особыми причинами

Отдельно законодательством оговорен перечень оснований предоставления единовременной матпомощи, при которых освобождение возникает вне зависимости от размера суммы (пп. 3 п. 1 ст. 422 НК РФ). Возникновение особых социальных причин требуется подтверждать документально.

Основания выплаты матпомощиДополнительные условия
Ущерб в результате стихийного бедствия, террористического акта и других чрезвычайных обстоятельствВыплата производится с целью компенсации финансового ущерба или нанесения вреда здоровью. К видам помощи относится выдача предметов в натуральной форме, оговоренные приказом
Смерть близкого родственникаРассматриваются родственники, считающиеся близкими в соответствии с СК РФ – супруги, родители, дети и приравненные к ним. При определенных условиях (совместном проживании) к членам семьи причисляются братья и сестры
Рождение ребенка, усыновление, назначение опекиВыплата производится каждому родителю или приравненному к нему лицу. Помощь предоставляется в пределах 50 000 рублей на каждого ребенка при обращении в течение года после возникновения события

Пример определения базы для начисления страховых взносов ⇓

Работница К. ООО «Вымпел» получила от предприятия в феврале текущего года матпомощь к отпуску в размере 7 500 рублей. В мае т.г. работнице была предоставлена единовременная выплата 35 000 рублей в связи с рождением ребенка. При определении базы для обложения взносами помощь при рождении ребенка не учитывается в связи с выплатой по иному основанию. Обложению подлежит 3 500 рублей – часть суммы помощи к отпуску, превышающая 4 000 рублей.

В связи со смертью родственника

Если выплата носит единовременный характер, то в соответствии с вышеуказанными нормами НК РФ НДФЛ и страховые взносы с материальной помощи в связи со смертью близкого родственника в 2021 г. не начисляются. В соответствии с письмом Минтруда №17-3/В-538 от 09.11.2015) к близким родственникам относят:

  • супругов;
  • родителей;
  • детей, в т. ч. усыновленных.

Если организация выделяет денежную компенсацию в связи с кончиной иных родственников (сестры, брата, бабушки, дедушки и т. д.), суммы, превышающие 4000 руб., облагаются налогами.

Единовременный характер помощи, предоставляемой по социальным причинам

При издании приказа и выплатах по причинам, оговоренным в пп. 3. п. 1 ст. 422 НК РФ, требуется уделить внимание единовременному характеру предоставления помощи. Под единовременной выплатой понимают расчетные операции, совершенные по одному приказу. В случае осуществления выплат частями по разным приказам освобождение при последующей выдаче или перечислении средств будет распространяться на сумму, не превышающую 4 000 рублей.

Пример обложения взносов сумм, выплаченных разными частями ⇓

Предприятие ООО «Новость» по состоянию на начало года имело положение колдоговора о выплате помощи при рождении ребенка в размере 25 000 рублей. В марте возникло основание для выплаты работнице М., что было произведено в указанной сумме согласно распоряжения руководителя. В июне коллектив пересмотрел условия договора, увеличив сумму помощи в связи с рождением ребенка до 35 000 рублей. Работнице М. была произведена доплата в сумме 10 000 рублей. Поскольку сумма была перечислена частями на основании разных приказов, на выплату в размере 6 000 рублей было произведено начисление взносов, несмотря на то, что указанная сумма не превышает лимита в 50 000 рублей в соответствии с пп. 3. п. 1 ст. 422 НК РФ.

При рождении ребенка

В этом случае действует лимит в размере 50 000 руб. в год. Каждый родитель вправе получить денежные средства в связи с рождением или усыновлением ребенка (письмо Минфина №03-15-06/29546 от 16.05.2017). Если доходы были выплачены в первый год после наступления события, то НДФЛ и страховые взносы с материальной помощи при рождении ребенка в 2021 году не начисляются на сумму 50 000 руб. (п. 8 ст. 217, подп. 3 п. 1 ст. 422 НК РФ). Суммы сверх этого лимита облагаются в общеустановленном порядке.

Документальное оформление предоставления матпомощи

Во избежание недоразумений с органами контроля предприятию необходимо выполнить основное условие документального оформления – подтвердить основание выплаты. При оформлении потребуется:

  • Наличие заявления, представленного работником с указанием причин потребности в материальной помощи. Заявление составляется в свободной форме типового делового письма. Назначение помощи по инициативе работодателя не требует наличия заявления.
  • Приложение справок, свидетельств, подтверждающих причину обращения работника. В качестве документов прилагаются копии свидетельства о рождении, смерти, решения суда, справки МЧС и прочие формы.
  • Издание приказа руководителя с указанием основания предоставления помощи. Форма приказа произвольная с обязательным упоминанием сторон, назначения расчетной операции, предоставляемой суммы.

Приказ издается кадровым органом, подписывается руководителем, заявителем и передается в бухгалтерию для проведения расчетов. Хранение документа осуществляется в течение длительного срока одновременно с другими кадровыми приказами, касающимися расчетов с работниками.

Кроме личного обращения работника за матпомощью практикуются случаи составления служебной записки непосредственным руководителем лица. Альтернативный вариант возможен при отсутствии работника по уважительной причине.

При обращении за помощью к руководителю не требуется предоставления справок с места работы супруга о получении им сумм. Осуществление выплат производится независимо от помощи семье, получаемой из другого источника.

Когда надо платить взносы на травматизм

От отчислений на травматизм освобождены те же категории денежных выплат, что не облагаются страховыми взносами, а именно:

  • суммы в размере 4000 руб. в течение расчетного периода;
  • при рождении или усыновлении ребенка (в пределах 50 000 руб.);
  • в связи с кончиной близкого родственника;
  • для возмещения ущерба от стихийных бедствий, терактов и других чрезвычайных обстоятельств.

Во всех других случаях отчисления на травматизм производятся в общепринятом порядке.

Если у вас остаются вопросы на тему того, материальная помощь облагается страховыми взносами или нет в 2021 году (по травматизму), то обратитесь к ст. 20.2 закона №125-ФЗ, где перечислены все категории доходов, освобождаемых от начисления взносов.

Выплаты, произведенные уволенным сотрудникам

Возможность получения материальной помощи возникает не только у числящихся в штате работников, но и у лиц, прекративших трудовые отношения. Ряд предприятий поддерживает сотрудников, уволенных по выходу на пенсию или в связи с инвалидностью. Необходимость начисления взносов возникает в зависимости от срока издания приказа:

  • При назначении помощи в момент действия трудового договора начисленные суммы подлежат обложению, кроме установленных случаев освобождения.
  • Предоставление помощи уволенному лицу не является основанием для начисления взносов в связи с отсутствием необходимости страхования работника.

В аналогичном порядке производятся отчисления на предупреждение несчастных случаев на производстве. Если лицо не состоит в трудовых отношениях, предприятие не должно осуществлять страхование по программам ФСС.

В сумме 4000 рублей

Любые выплаты, не относящиеся к трудовым доходам, регламентируются внутренним нормативным актом компании. Так, список тех, кому положена материальная помощь на работе раз в год, определяется приказом. Размер поощрения и причины выделения денежной компенсации не ограничиваются законодательством. Ограничению подлежат лишь суммы, освобождаемые от налогов. Так, для каждого работника налогообложение и страховые взносы с материальной помощи 4000 руб. в 2021 г. отсутствуют вне зависимости от причины выплат. Иными словами, 4000 руб. — лимит, действующий для каждого работника в течение одного расчетного периода.

Учетные записи при оформлении начисления и выплаты матпомощи

В учете предприятия начисление сумм помощи производятся за счет разных источников. Использование прибыли предшествующих периодов допускается с одобрения учредителей, при принятии решения которых соблюдается кворум. Выплата сумм осуществляется безналичным расчетом либо наличными средствами через кассу. Реже встречаются случаи предоставления помощи в натуральной форме.

Назначение операцииДебет счетаКредит счета
Начисление матпомощи штатному сотруднику91/273
Представление матпомощи уволенному работнику либо члену семьи лица91/276
Начисление взносов91/269
Выплата матпомощи73, 7650, 51

Вопрос № 1. За счет каких источников осуществляется предоставление матпомощи в организациях бюджетного финансирования?

Предоставление матпомощи работникам бюджетной сферы осуществляется при наличии финансирования по статье расходов либо за счет внебюджетных источников.

Вопрос № 2. Предоставляется ли матпомощь при отсутствии внесения положения в колдоговор или иной внутренний документ предприятия об основаниях выдачи?

При отсутствии утвержденных положений о предоставлении матпомощи работодатель должен ориентироваться на условия НК РФ.

Такая помощь предоставляется, если:

  • страхователь прекратил свою деятельность в день обращения застрахованного лица за пособиями;
  • у страхователя нет возможности выплатить пособия в связи с недостаточностью денежных средств на его счетах в кредитных организациях и применением очередности списания денежных средств со счета;
  • нет возможности установить местонахождение страхователя и его имущества, на которое может быть обращено взыскание (при наличии вступившего в за- конную силу решения суда об установлении факта невыплаты пособий застрахованному лицу).

Бесплатную помощь оказывает территориальный орган ФСС, в котором состоит на учете (или состоял до прекращения деятельности) страхователь, не выплативший пособие.

Застрахованное лицо вправе обратиться за оказанием бесплатной помощи в территориальный орган Фонда через своего уполномоченного или законного представителя.

Читайте также: