Доля ндфл в бюджете рф 2020

Опубликовано: 25.04.2024

Налоговая служба опубликовала данные по итогам работы за 2020 год. Из показателей следует, что поступления в бюджет сократились, с другой стороны, без учета НДПИ в казну поступило больше средств, чем годом ранее. Редакция журнала «Расчет» внимательно изучила данные работы Службы чтобы узнать, какие налоги показали рост, а какие – сокращение.

В середине февраля Налоговая служба подвела итоги года. Как и предполагалось ранее, количество налоговых поступлений в консолидированный бюджет сократилось на 7,6% по сравнению с показателями 2019 года, в абсолютном выражении в бюджет поступило 21,01 трлн рублей, из которых «в федеральный бюджет – 10,98 трлн рублей (минус 12,9%); в консолидированные бюджеты субъектов – 10,03 трлн рублей (минус 0,9%)», – говорится в сообщении пресс-службы ФНС России (цитата по ТАСС).

Примечательно, что без учета налога на добычу полезных ископаемых поступления в консолидированный бюджет, наоборот, выросли на 2,6% и составили 17,2 триллиона рублей. В ФНС отметили, что увеличения налоговых сборов удалось достичь за счет улучшения эффективности налогового администрирования. Впрочем, рост показали не все налоги. Так, поступления от НДС составили 4,27 триллиона рублей, в сравнении с показателями 2019 года прирост равен 0,3%. Значительно выросли поступления НДФЛ: на 7,5% (в абсолютным значении – 4,25 трлн руб.).

В сообщении ФНС России отмечается (цитата по сайту nalog.ru):

Прирост НДФЛ на 4 процентных пункта превышает темп роста фонда заработной платы. В государственные внебюджетные фонды поступило 7,2 ­трлн рублей, что на 2,3% больше уровня 2019 года.

А вот налог на прибыль показал отрицательные значения, в бюджет бизнес перечислил 4,02 триллиона рублей, что на 11,6% меньше показателя 2019 года.

Поддержка бизнеса

В Налоговой службе отметили, что объем задолженности плательщиков не изменился в сравнении с 2019 годом, показатель DTI (объем долга к доходам) составил 6,5%. В минувшем году налоговое ведомство провело на 35% зачетов больше, чем годом ранее, сумма таких операций составила 123,6 миллиарда рублей. Инспекторы предоставили в семь раз больше отсрочек по уплате налогов, чем в 2019 году – на сумму 28,1 миллиарда рублей. И, наконец, на сумму более 52 миллиардов рублей COVID-отсрочек дали предпринимателям. Эти действия ревизоров позволили существенно, на 160%, сократить число блокировок счетов компаний.

Контрольные мероприятия

Как следует из данных, обнародованных ведомством, количество ревизий составило 6 000.

Напомним, что во время пандемии в России действовал мораторий на проведение налоговых контрольных мероприятий. Однако сокращение числа ревизий не повлияло на сумму доначислений.

В ФНС России отметили (цитата по сайту nalog.ru):

Контрольные мероприятия дополнительно принесли в бюджет почти 300 миллиардов рублей. При этом более половины (158 млрд руб.) обеспечены аналитической работой.

В сообщении Службы, опубликованном на сайте nalog.ru, уточняется, что в 2020 году число жалоб от коммерсантов сократилось на 17,4%, а рассмотренных – на 14,8%

Отказ от ЕНВД

ФНС России сообщила и о процедуре миграции коммерсантов с ЕНВД на другие режимы налогообложения. Так, по данным Службы, на середину февраля 99% компаний и индивидуальных предпринимателей уже поменяли систему расчета и уплаты налогов. До 31 марта 2021 года территориальные налоговые органы должны провести адресную работу с теми организациями и ИП, кто так и не определился, на каком режиме налогообложения будет работать дальше. Таких, по данным ФНС, всего 18 000 из 1,3 миллиона коммерсантов уже сделали свой выбор.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ БУХГАЛТЕРА

Полная информация о правилах учета и налогах для бухгалтера.
Только конкретный алгоритм действий, примеры из практики и советы экспертов.
Ничего лишнего. Всегда актуальная информация.

Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

COVID в регионах

За январь-июнь 2020 г. консолидированные региональные бюджеты были исполнены с суммарным дефицитом в 214 млрд руб., при том, что в течение 2011–2019 гг. полугодовой баланс региональных бюджетов всегда был положительным. Доходы регионов за первое полугодие 2020 г. составили 6,3 трлн руб. (прирост по отношению к 2019 г. на 2,1%). Кризис не мог не сказаться на собственных (налоговых и неналоговых) доходах регионов – они сократились на 7% (г/г). Одновременно трансферты из федерального бюджета выросли почти на 60% (!). Расходы региональных бюджетов увеличились в первом полугодии 2020 г. на 19%, в том числе расходы на здравоохранение – на 85%. Около половины российских регионов в первом полугодии 2020 г. исполнили бюджеты с дефицитом. По нашим оценкам, по итогам года регионы могут недополучить 7–8% собственных доходов. Потребность в дополнительной поддержке из федерального центра можно оценить в 550–600 млрд руб.

За первое полугодие 2020 г. доходы консолидированных региональных бюджетов составили 6,3 трлн руб. (12,3% ВВП, см. рис. 1), прирост по сравнению с соответствующим периодом 2019 г. составил 2,1%. Под влиянием экономического кризиса налоговые и неналоговые доходы регионов сократились на 7% (г/г); одновременно трансферты из федерального бюджета выросли на 57%, так что их доля в доходах бюджета составила 22% (в кризисном 2009 г. было 25%).

Рис. 1. Доходы, расходы и баланс консолидированных региональных бюджетов за январь-июнь 2011–2020 гг., в % к ВВП

Доходы, расходы и баланс консолидированных региональных бюджетов за январь-июнь 2011–2020 гг., в % к ВВП

Источник: Минфин РФ, расчёты Института "Центр развития" НИУ ВШЭ

Поступления НДФЛ за первое полугодие 2020 г. по сравнению с первым полугодием 2019 г. практически не изменились. Зато существенно снизились поступления по другим основным видам налогов. Поступления по налогу на прибыль уменьшились на 14%, по налогу на совокупный доход – на 11,5%, по налогам на имущество – на 7,2%. Поступления от акцизов выросли на 3% под влиянием перераспределения акцизов на моторное топливо в пользу регионов. Анализ динамики доходов становится более содержательным при раздельном рассмотрении показателей за первый и второй кварталы 2020 г.

Рис. 2. Доля трансфертов из федерального бюджета в общем объеме доходов консолидированных бюджетов регионов за первое полугодие в 2011–2020 гг

Доля трансфертов из федерального бюджета в общем объеме доходов консолидированных бюджетов регионов за первое полугодие в 2011–2020 гг

Источник: Минфин РФ, расчёты Института "Центр развития" НИУ ВШЭ

Таблица 1. Доходы региональных бюджетов в первом и втором кварталах 2019 и 2020 гг. (млрд руб., %)

2019

Январь/март

2019

Апрель/июнь

2020

Январь/март

2020

Апрель/июнь

I кв. 2020/

I кв. 2019, %

II кв. 2020/

II кв. 2019, %

Источник: Минфин РФ, расчёты Института "Центр развития" НИУ ВШЭ

Из данных таблицы 1 следует, что поступления по налогу на прибыль в первом квартале 2020 г. по сравнению с 2019 г. практически не изменились, но во втором квартале упали на 27%. Поступления по НДФЛ в первом квартале 2020 г. выросли на 12% (г/г), во втором квартале снизились на 10% – в итоге это привело к тому, что за полугодие эти поступления не изменились. Масштабы снижения собственных доходов в первом полугодии 2020 г. существенно различаются по регионам. Как видно из рис. 3, ряд регионов, в которых имело место существенное сокращение собственных доходов (в частности, ЯНАО, республики Коми, Татарстан, Башкортостан), относятся к нефте- и газодобывающим. Сокращение бюджетных доходов в них непосредственно связано с падением мировых цен на углеводороды. Более детально типизировать регионы по масштабам падения собственных доходов достаточно сложно.

В 19 регионах собственные доходы выросли по сравнению с уровнями 2019 г.; в ЦФО к ним относятся Владимирская, Воронежская, Тверская и Смоленская области. Масштабы увеличения трансфертов из федерального бюджета в первом полугодии 2020 г. сильно дифференцированы по регионам и достаточно слабо коррелируют с глубиной падения собственных доходов регионов. (Коэффициент корреляции равен (-0,46)).

Рис. 3. Темп роста собственных доходов регионов в первом полугодии 2020 г. (г/г), в %

Темп роста собственных доходов регионов в первом полугодии 2020 г. (г/г), в %

Источник: Минфин РФ, расчёты Института "Центр развития" НИУ ВШЭ. Показаны регионы с падением собственных доходов более существенным, чем по России в среднем.

Рис. 4. Темпы роста трансфертов из федерального бюджета в первом полугодии 2020 г. (г/г), в %

 Темпы роста трансфертов из федерального бюджета в первом полугодии 2020 г. (г/г), в %

Источник: Минфин РФ, расчёты Института "Центр развития" НИУ ВШЭ. Показаны регионы с ростом трансфертов более чем в 2 раза.

Как видно из рис. 4, в числе регионов с наибольшими темпами прироста трансфертов из федерального бюджета входят как регионы с существенным падением собственных доходов (ЯНАО, Пермский край, Татарстан, республика Коми), так и вполне благополучные развитые в экономическом отношении Московская область и г. Санкт-Петербург. Окончательные выводы о структуре трансфертов из федерального бюджета регионам делать преждевременно. Судя по полугодовой структуре, дополнительная помощь регионам была оказана через механизм предоставления дотаций различных видов. В частности, регионам были предоставлены дотации на оснащение коечного фонда медицинских организаций для оказания медицинской помощи больным новой коронавирусной инфекцией в объеме 68,2 млрд руб.

Таблица 2. Структура трансфертов из федерального бюджета регионам в 2011–2019 гг. в первом полугодии 2020 г., в %

2011

2012

2013

2014

2015

2016

2017

2018

2019

1-е п/г 2020

Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности

Источник: Минфин РФ, расчёты Института "Центр развития" НИУ ВШЭ.

Расходы региональных бюджетов в январе-июне 2020 г. выросли по сравнению с соответствующим периодом 2019 г. на 19%, по регионам эти темпы варьируются в достаточно широких пределах. Лидером по темпам роста расходов выступает г. Москва с темпом прироста расходов 36%. Зато в Мурманской области расходы выросли всего на 2%, а в Калининградской области и Чукотском АО сократились на 4 и 1% соответственно.

Увеличение расходов консолидированных региональных бюджетов в первом полугодии 2020 г. происходило в основном за счет дополнительного финансирования здравоохранения.

Как видно из рис. 5, расходы на здравоохранение в первом полугодии 2020 г. выросли на 85% (г/г). Темпы роста большинства остальных видов расходов примерно соответствовали среднему показателю роста расходов. Расходы на обслуживание долга сократились на 8,5% под влиянием мер по реструктуризации задолженности региональных бюджетов.

Рис. 5. Темпы роста отдельных видов расходов региональных бюджетов в январе-июне 2020 г. (г/г), в %

Темпы роста отдельных видов расходов региональных бюджетов в январе-июне 2020 г. (г/г), в %

Источник: Минфин РФ, расчёты Института "Центр развития" НИУ ВШЭ

За январь-июнь 2020 г. дефицит консолидированных региональных бюджетов составил 214 млрд руб. Дефицитное исполнение региональных бюджетов за первое полугодие наблюдается впервые с 2011 г. С дефицитом исполнили бюджет 48 регионов. Самые большие в абсолютном выражении объемы дефицита были в Москве и Московской области (160 и 55 млрд руб. соответственно). Однако за бюджетную устойчивость этих регионов волноваться не следует, поскольку они финансируют дефицит преимущественно за счет остатков на бюджетных счетах. В менее благополучных регионах финансирование осуществляется за счет банковских и бюджетных кредитов.

По соотношению бюджетного дефицита и собственных доходов лидерами в первом полугодии 2020 г. были Хакассия, Архангельская область, Республика Татарстан и Московская область. В 2020 г. регионы получили дополнительные полномочия по перераспределению расходов, увеличению размера дефицита и государственного долга. Сейчас преждевременно говорить о том, как эти возможности будут использованы, но очевидно, что более сильные в экономическом отношении регионы смогут прибегнуть к дешевым и долгосрочным по сравнению с банковскими кредитами облигационным заимствованиям. К настоящему моменту облигации в 2020 г. разместили г. Санкт-Петербург, Свердловская область, Республика Саха.

Прогнозировать развитие бюджетного кризиса в 2020 г. и его влияния на региональные бюджеты достаточно сложно. Очевидно, что под влиянием резкого падения цен на нефть и пандемии регионы столкнулись одновременно с существенным падением собственных доходов и необходимостью увеличивать социальные расходы, а также расходы на здравоохранение и поддержку отдельных секторов экономики. Умеренно оптимистический прогноз развития экономики в 2020 г. предполагает, что макроэкономическая ситуация во втором полугодии будет лучше по сравнению со вторым кварталом предыдущего года.

Рис. 6. Соотношение бюджетного дефицита и собственных доходов регионов в первом полугодии 2020 г., в %

Соотношение бюджетного дефицита и собственных доходов регионов в первом полугодии 2020 г., в %

Источник: Минфин РФ, расчёты Института "Центр развития" НИУ ВШЭ.

При таком сценарии, основанном на среднегодовой цене на нефть 40 долл./барр., потери собственных доходов регионов составят около 800 млрд руб. 1 . Если предположить, что потери собственных доходов будут компенсированы только регионам-реципиентам, потребность в дополнительных трансфертах из федерального бюджета составит 350–360 млрд руб. Кроме того должны быть профинансированы дополнительные расходы регионов, прежде всего на здравоохранение и социальную защиту. С учетом этого потребность в расходах федерального центра на поддержку регионов в течение 2020 г. можно оценить в 550–600 млрд руб.

Подпишитесь на нашу рассылку, и каждое утро в вашем почтовом ящике будет актуальная информация по всем рынкам.

Отправьте заявку на услугу и получите скидку 3%

Есть вопросы? Поможем! (812) 385-05-33 ежедневно с 9:00 до 18:00

Какие налоги повысились в 2019 году?

Какие налоги повысятся с 2020 года?

Рост поступлений налогов и их собираемость

2.jpg

Увеличение объема собираемости налогов напрямую связано с совершенствованием системы администрирования ИФНС. Ее реорганизация началась в 2013-м и с тех пор ежегодный прирост фискальных доходов составляет не менее 25%. Эффективность работы ИФНС обеспечивает использование следующих инструментов:

  • Автоматизированные системы контроля (АСК). С их помощью отслеживают возмещение и законность вычетов по НДС. АСК-1 заработала в 2013 г. Она позволила быстро и точно выявлять неправомерное возмещение НДС. АСК-2 запущена в 2015-м и нацелена на выявление незаконных вычетов.
  • Введение крупных штрафных санкций. Пени и штрафы за просрочку платежей, недоимки, неверно рассчитанные суммы налогов к уплате в 2019 году на порядок выше тех, что применялись еще 5 лет назад. Один из самых эффективных методов борьбы с неплатежами – это блокировка расчетного счета на двукратную сумму задолженности. Счет при этом не работает до 10 дней. Даже, если долг перекрыт раньше, банк счет активирует только по истечении этого срока.
  • Судебное взыскание задолженности. Более 70% решений выносится в пользу ИФНС. Таким пробюджетным подходом бизнес обязан именно инициативе ФНС. Если до 2015 г. суды старались выносить решения таким образом, чтобы не увеличивать нагрузку на бизнес, и лояльно снижали штрафные санкции, то теперь строго соблюдаются интересы госбюджета. Налоговики строго придерживаются порядка досудебного урегулирования спора, пытаясь получить причитающиеся им платежи без суда.
  • Система управления поведением налогоплательщиков. Открытость информации о результатах проверок, постоянный контроль за движением по счетам, встречные запросы документов и т.д. – все это побуждает честно платить предписанные законом сборы и взносы.
  • Продуктивное сотрудничество ИФНС и Центробанка. Реструктуризация банковской системы, внедрение современных платежных систем, эффективный обмен информацией между налоговиками и банками гарантирует прозрачность всех сделок. ИФНС видит все движения по счетам. Такое право закреплено за ней в ст. 86 НК РФ, и банки обязаны передавать данные инспекторам абсолютно по всем сделкам. Выявить расхождения по налоговой базе, указанной в декларации, и складывающейся из сведений о движении по расчетному счету, инспекторам несложно. Для этого даже не нужно запрашивать подтверждающие документы.
Применение всех вышеперечисленных инструментов обусловило стабильный рост собираемости налогов в РФ. В нижеследующей таблице отражены поступления в консолидированный бюджет за 2018-2019 гг.

3.jpg

Падение собираемости зафиксировано только по двум позициям: имущественные налоги и акцизы. Снижение первых объясняется ликвидацией налога на движимое имущество юридических лиц и изменением базы по расчету платежа на недвижимость - с 01.01.2019 г. по кадастровой стоимости. Причиной падения акцизных сборов является их стабильное увеличение. Многие компании и предприниматели прекратили реализацию алкогольной и табачной продукции, отдав предпочтение более дешевым и стабильным товарным направлениям.

Налоговая нагрузка на бизнес

4.jpg

Основными причинами закрытия стали:

  • Увеличение НДС с 18 до 20% в 2019 году.
  • Отмена сниженных тарифов на страховые взносы для упрощенцев, патентщиков и вмененщиков.
  • Внедрение обязательной ККТ.
  • Падение спроса по причине снижения покупательской способности.
  • Отсутствие мер по улучшению делового климата.
Предпринимателям в целях компенсации затрат на бюджетные выплаты приходится поднимать отпускные цены и снижать издержки. Речь идет об отказе от целых направлений деятельности, сокращении штата, снижении фонда оплаты труда. В итоге рентабельность бизнеса снижается до критического уровня и редко превышает ключевую ставку ЦБ.

Налоговая нагрузка по видам экономической деятельности

Данная таблица применяется в 2019 году (обновлена в мае 2019 г.).

Вид экономической деятельности (согласно ОКВЭД-2)

Стремительное падение нефтегазовых доходов и дополнительных нефтегазовых доходов не компенсирует относительно небольшой рост ненефтегазовых доходов.

Москва, 25 фев - ИА Neftegaz.RU. В 2020 г. доля нефтегазовых доходов бюджета России сократилась до 28% с 39,3% в 2019 г.

Об этом сообщается в аналитической записке Счетной палаты о ходе исполнения федерального бюджета и бюджетов внебюджетных фондов за 2020 г.

Нефтегазовая игла

Доходы от нефти и газ в бюджете России чрезвычайно важны.
Предусмотрено даже деление на нефтегазовые доходы (в тч, дополнительные нефтегазовые) и остальные (ненефтегазовые) доходы.
Не в каждой стране есть такое деление доходов госбюджета.

В 2019 г. нефтегазовые доходы составляли около 7,924 руб/год, в 2020 г. - около 5,235 трлн руб/год.
То есть сократилась не только доля, но и объем нефтегазовых доходов.
Для любознательных напомним, что в 2018 г. нефтегазовые доходы вообще составили немыслимые ныне 9,018 трлн руб/год.
За 2 года доходы бюджета РФ от нефтегаза сократились почти на 3,8 трлн рублей!
Это очень много, если учесть, что экономика страны пока сидит на нефтегазовой игле.
Восполнить такое падение доходов госбюджета в нынешней ситуации невозможно.

Не порадовали и дополнительные нефтегазовые доходы (доходы с цены выше 42 долл США/баррель, шли в ФНБ по бюджетному правилу).
Вместо дохода 2,334 трлн. руб оказался убыток более 320 млрд рублей.
В 2018 г. дополнительные нефтегазовые доходы составили - более 4, 261 трлн руб/год, в 2019 г. - почти 2,957 трлн руб/год.
Это тоже невосполнимо.

Падение доходов было ожидаемо, поскольку отчеты Счетной палаты за 3 квартала 2020 г. уже семафорили об этом.
Тогда нефтегазовые доходы упали на 35,9% от 13,216 трлн рублей, что составило 64,2% от прогнозируемого на 2020 г. объема.

Нефтегазовые доходы федерального бюджета формируются:

  • от уплаты налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) в виде углеводородного сырья (нефть, газ горючий природный из всех видов месторождений углеводородного сырья,газовый конденсат из всех видов месторождений углеводородного сырья);
  • от уплаты вывозных таможенных пошлин на нефть сырую;
  • от уплаты вывозных таможенных пошлин на газ природный;
  • от уплаты вывозных таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти;
  • от уплаты акциза на нефтяное сырье, направленное на переработку;
  • от уплаты налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья (НДД).

Причины, можно сказать, объективные:

  • падение цен на нефть,
  • снижение добычи в рамках Венского соглашения ОПЕК + ,
  • снижение объемов экспорта природного газа,
  • пандемия коронавируса.

Счетная палата уточнила, что цена на нефть сорта Urals в апреле 2020 г. достигла исторического минимума (16,3 долл. США/барр.).

В целом за 2020 г. цена сложилась более чем на 1/3 ниже, чем в 2019 г. - 41,4 против 63,9 долл.
США/барр.

Есть и другие причины, связанные с изменением налогового и таможенного законодательства в рамках продолжения налогового маневра:

  • повышение ставки НДПИ и снижение ставки вывозной таможенной пошлины,
  • введение возвратного акциза на нефтяное сырье, направленное на переработку,
  • введение налога на дополнительный доход (НДД) от добычи углеводородного сырья.
По сравнению с 2019 г. доля ненефтегазовых доходов бюджета в 2020 г. увеличилась на 11,3 п.п.

В 2019 г. показатель составлял 60,7% в 2019 г.

Справочно

Базовые показатели бюджета России на 2020 г:

  • 42,4 долл США/барр - цена отсечения за 1 баррель нефти сорта Urals;
  • 67-68 руб/долл США - прогноз по курсу валюты США;
  • 3% - уровень инфляции;
  • 112,863 трлн рублей - объем ВВП;
  • 20,379 трлн рублей - доход в госбюджете РФ;
  • 2,334 трлн. руб - дополнительные нефтегазовые доходы ;
  • 19,503 трлн. рублей - расходы в госбюджете;
  • 876,052 млрд. рублей - профицит госбюджета (что составляет 0,9-1% ВВП);
  • 64,4 млрд. долл США - уровень внешнего долга;
  • 3,323 трлн рублей - секретная часть расходов в госбюджете;
  • более 50 руб/л - стоимость бензина с 1 января;
  • 12 130 рублей - минимальный размер оплаты труда;
  • ≈ 40 тыс руб. - уровень средней заработной платы по РФ.

Сколько приносит подоходный налог субъектам федерации?

Чиновники вовсю обсуждают отмену подоходного налога. Ну согласитесь, абсолютно несправедливо взимать с нашего МРОТ ещё 13%. Тем более, когда МРОТ – это фактически минимальная гарантия оплаты труда, которой должно хватать на покрытие прожиточного минимума человека. Во многих странах минимальные зарплаты освобождены от подоходного налога – это одна из мер поддержки самых бедных граждан.

Но вот в чём заковыка. Наш МРОТ – это не просто цифра в вакууме, а реальная зарплата, которую в месяц получают представители многих профессий. Кассиры, охранники, воспитатели, медсестры. Это маленькие, но белые зарплаты, которые платятся во многих профессиях. У тех, кто получает зарплаты «в чёрную» расклад примерно такой же – налоги платятся только с белой части.


Сколько подоходного налога получают регионы?

Отменив подоходный налог с МРОТ, государство попросту лишится миллиардов региональных доходов. О какой сумме идёт речь? Давайте посмотрим.

Для дальнейшего анализа мы будем использовать данные Федерального казначейства об исполнении консолидированных бюджетов субъектов РФ в 2018 году.

Налог на доходы физических лиц – это налог, который платится в региональные бюджеты. В 2018 году суммарные поступления от него составили 3,65 трлн рублей. При этом суммарно доходы всех бюджетов субъектов составили 14,3 трлн рублей – заметьте это более четверти всех поступлений…и это огромные деньги регионального масштаба. Из них 3,46 трлн рублей – это НДФЛ уплаченный через налоговых агентов, т.е. в подавляющем большинстве через наших работодателей.

По регионам ситуация различается, но не слишком сильно – в основном доля подоходного налога в бюджете субъектов варьируется от 10 до 30%.

Наиболее высока доля НДФЛ в столичных бюджетах. Так, в 2018 году поступления в бюджет Санкт-Петербурга от подоходного налога составили 256,9 млрд рублей или 38,3% всех доходов, а в Москве – 943,3 млрд рублей – 36% всех доходов. На третьем месте – Мурманская область с долей доходов в 33,3%.

какой подоходный налог поступает в регионы инфографика @groshblog журнал ГРОШ

Меньше всего НДФЛ поступает в бюджеты бедных регионов. В Ингушетии всего лишь 8% от всех доходов, в Чечне – 10,2%, в республике Тыва – 10,8%. Это связано и с низкими зарплатами в регионах, и с тем, что бизнес предпочитает регистрироваться в других местах.

Большие поступления от НДФЛ связаны не только с тем, что в столицах выше зарплаты. Причина в том, что согласно пункту 7 статьи 226 НК РФ сегодня весь НДФЛ платится работодателем не по месту жительства работника, а по месту регистрации компании или её подразделения в налоговом органе. Поскольку подавляющая доля бизнеса, особенно крупного, регистрируется в Москве и Петербурге, то и подоходный налог с работника, который вполне может трудиться где-нибудь в Нижневартовске, будет платиться в Москве или Петербурге.


Сколько налогов потеряет бюджет?

Представим, что НДФЛ действительно отменят для зарплат меньше МРОТ и не будут повышать налог для более высокооплачиваемых работников. Согласно Росстату и данным о распределении населения по уровню доходов, в 2018 году со среднедушевыми доходами до 15 тысяч рублей месяц в стране было 26,2% населения. Таким образом, только за счёт них можно смело отсечь четверть от 3,6 трлн рублей доходов – почти триллион рублей.

Потери отдельных регионов могут быть огромны. Например, согласно базе данных ЕМИСС, распределение населения Ингушетии по доходам выглядело так: 15,9% населения имеют доход до 7000 рублей, 17,7% – от 7000 до 10000 рублей, ещё 21% от 10 000 до 14 000 рублей и так далее. МРОТ в регионе в 2018 году составлял 11 163 рубля. Таким образом, более 33% населения региона (у которых доход менее 10 тысяч рублей) уже освободили бы от НДФЛ.

Тем временем в республике Тыва доходами менее 10 тысяч рублей могут похвастаться целых 40,3% населения, в Карачаево-Черкесской республике 28,5%, в Марий Эл – 26,5% населения. Согласится ли государство освободить столько человек от подоходных налогов? Сильно сомневаюсь, особенно учитывая тот факт, что львиная доля потерь за этих работников дорого обойдется не только республиканскому бюджету, но и Москве.

Читайте также: