Встречная проверка у ип на енвд

Опубликовано: 23.04.2024

В ходе или после завершения налоговой проверки выездного или камерального типа у инспекторов может появиться необходимость в дополнительной информации о деятельности обследуемого налогового субъекта, имеющей отношение к его партнерам или иным структурам. В подобных ситуациях может потребоваться проведение их встречной проверки.

Понятие «встречная проверка» удалено из содержания НК РФ (01.01.2007), но на практике подобное название сохранилось для процедуры запрашивания у предприятий сведений и документов, относящихся к конкретным сделкам, для подтверждения достоверности сведений, предоставляемых проверяемым юридическим лицом (ст.93 НК РФ).

Цели проведения встречной проверки

Главной задачей при проведении ФНС встречной проверки является определение подробностей и деталей по некоторой совершенной сделке, по полученной в результате ее проведения выручке. У сотрудника НС могут возникать сомнения в правомерности сделки или сокрытии фактического размера полученного дохода, что могло привести к недоначислению налога на НДС и прибыль.

Мероприятие проводится также в случаях, если:

  • у специалиста ФНС возникают подозрения по ведению в отчетности компании двойной документации, неоприходованию полученных товаров или поступлений от реализации;
  • выявлены недостоверные факты или поддельные документы;
  • отсутствуют соглашения с иными компаниями или же данные по реализации продукции (услуг, работ) неверно оформлены (нечеткие подписи, оттиски печатей и штампов; исправления; подчистки);
  • определены расхождения в формах отчетности предприятия, в отражении контрагентами операций по товарообмену и взаимозачету.

Целью проводимой процедуры является:

  • удостоверение в подлинности документов, законности их использования и ведения;
  • подтверждение существования организации-контрагента и факта проведения хозяйственной операции налогоплательщиком;
  • сверка данных финансовых операций, осуществляемых проверяемой организацией и ее партнерами.

К сведению! Представители налоговой службы при подготовке к проведению проверок используют информацию из различных баз данных, включая информационный ресурс ФНС, в котором указываются компании, связываемые с рисками неуплаты налогов, имеющие обороты более 100 млн руб. или контрагенты которых имеют налоговые нарушения. Сведения из базы данных доступны только для работников НС (приказ ФНС РФ № ММВ-8-2/42, 24.06.2011).

Процедура проведения встречной проверки

В любое время при осуществлении налоговой проверки (выездной, камеральной), в том числе на этапе подготовки решения по полученным результатам, члены комиссии имеют право инициирования встречной проверки. Комиссии разрешено затребовать у предприятия-контрагента или третьих лиц сведения, касающиеся хозяйственной деятельности рассматриваемой организации.

При проведении мероприятия у партнера проверяемой компании, заранее не уведомляемого, запрашиваются необходимые сведения и документы, но физическое присутствие представителей НС на его территории не предусматривается.

Этап 1. Предусматривает взаимодействие территориальных налоговых подразделений, когда в ИФНС по месту регистрации партнеров проверяемой организации, по которым предусматривается требование встречных документов, направляется поручение. В отправленном письме указывается перечень документов и причина необходимости их предоставления.

Этап 2. Подразделение ФНС, получившее поручение, в срок до 5 дней выставляет требование о предоставлении данных подведомственному ему (территориально) налогоплательщику.

Этап 3. В такой же срок (до 5 дней) получившая запрос организация должна уведомить об отсутствии запрашиваемой информации, если требуемых сведений у организации нет, или осуществить их передачу в НС лично, заказным почтовым отправлением или через кабинет налогоплательщика на сайте НС, заверив электронной подписью.

Этап 4. После сверки полученных данных с имеющимися в проверяемой организации инспекторами составляется акт мероприятия с указанием результатов в виде обнаруженных нарушений (при наличии) и их размеров, который прилагается к акту налоговой проверки.

Обнаруженные расхождения между информацией проверяемого предприятия и его контрагента рассматриваются с позиции их влияния на налогооблагаемую базу.

Если облагаемая налогами сумма уменьшилась, то документы используются для доказательства наличия правонарушения со стороны налогоплательщика. Если в итоге возникают также вопросы о неблагонадежности организации-партнера, то в отношении последнего будет предпринята камеральная, а при необходимости и выездная проверки.

Действующим законодательством период по организации встречной проверки и исследуемые налоговые периоды не ограничиваются. Не существует ограничений и в отношении числа повторных проверок (встречных) по уже изученным видам налогов или по уже рассмотренным ранее налоговым периодам. Ограничение в отношении срока камеральных, выездных ревизий не имеет отношения к дополнительным контрольным мероприятиям НС, в числе которых проверки встречные, которые могут проводиться и после указанного периода.

К сведению! Запрос у компании-партнера сведений в рамках проведения процедуры не является полноценной налоговой ревизией для организации, от которой запрошены встречные документы. На подобные ситуации не распространяется ограничение по срокам процедуры и не предусмотрены специальные сроки для запроса сведений. При поступлении запроса на документ, ликвидированный в связи с окончанием срока его хранения, следует указать в ответе данный факт с приложением подтверждения (акта об уничтожении).

Нормативная база для выполнения встречной проверки

Налоговый Кодекс РФ (ст. 87) служит основанием для начала встречной проверки, проводимой в рамках налоговой проверки (выездной, камеральной, повторной). Процедура представляет собой вариант дополнительных мероприятий, решение о необходимости проведения которых может приниматься по итогам проверок (ст. 101 НК РФ).

Условия назначения и порядок ведения мероприятия определяются положениями НК РФ (ст. 31, 93, 94, гл.14). Срок для его назначения определен в 10 дней приказом НС № БГ-3-03/461 (27.12.2007).

Право требования документов проверяемого налогоплательщика и его партнеров сотрудниками НС отражено в ст. 93 НК, так же как и применение санкций (штраф) при отказе в предъявлении сведений или нарушении срока для их предоставления (ст. 93, 129).

Документы, запрашиваемые при встречной проверке

Утвержденного законодательно перечня документов, запрашиваемых при встречной проверке, не существует. Но обычно запрашиваются документы, отражающие хозяйственные и финансовые взаимоотношения обследуемого предприятия с его партнерами (соглашения, накладные, счета, акты).

Количество и характер запрашиваемых документов зависит от типа мероприятия. К примеру, при камеральной проверке дополнительные сведения будут затребованы, если:

  • компания использовала льготу по налогу;
  • на возмещение из бюджета заявлен налог (по декларации по НДС);
  • организацией направлено уточнение на повышение размера убытка или снижение суммы налога через 24 месяца после первоначальной сдачи декларации;
  • обнаружены несоответствия в декларации (по НДС).

Предприятие, подготавливающее документы по запросу, может запросить увеличение срока по их предоставлению, если ему не хватает отведенного периода (5 дней) для подготовки всего объема информации. В тексте письма обязательно должна указываться дата, к которой запрошенные данные будут готовы. От предприятия-ответчика требуются только документы, его деятельность в данной ситуации не рассматривается.

К сведению! Сотрудник НС не может запрашивать документы, которые могут быть предоставлены другими государственными структурами (к примеру, подтверждение отсутствия долга по страховым взносам, кадастровые паспорта и справки о кадастровой стоимости объектов недвижимости, выписки из государственных реестров). Полный перечень запрещенных к требованию инспекторами НС документов (153 ед.) определен правительственным распоряжением № 724 (19.04.2016).

Елена Желенкова

Автор: Елена Желенкова главный бухгалтер-консультант

Елена Желенкова

Автор: Елена Желенкова
главный бухгалтер-консультант

Любой предприниматель, независимо от вида деятельности и размера бизнеса, сталкивается с налоговыми проверками. Несмотря на то, что в НК РФ для проверки ИП не предусмотрены отдельные процедуры, специфика бизнеса и применение льготных налоговых режимов подразумевают множество особенностей подготовки к визиту инспекторов.

Что и как проверяют инспекторы, за что штрафуют и как собственнику обезопасить свой бизнес в самых угрожающих условиях, читайте в нашей публикации.

Виды проверок предпринимателей

Действия сотрудников ИФНС нацелены прежде всего на увеличение поступающих в бюджет налогов, а соответственно, на повышение эффективности налоговых проверок. Поэтому главная задача индивидуального предпринимателя – предугадать и максимально уменьшить возможные убытки, которые влечет за собой налоговая проверка любого вида.

Камеральная проверка ИП

Камеральная проверка ИП – по сути регулярная процедура, которая осуществляется, как только предприниматель в очередной раз сдал отчетность. Главный интерес для инспекторов представляют соблюдение формы декларации, точность расчетов и подлинность указанных сведений. Не останутся без внимания налоговиков законность применения ставок, обоснованность льгот и др.

Если сотрудники ИФНС своевременно получат отчетность с корректными показателями, вряд ли они будут требовать пояснения и начислять штрафы.

Специалисты 1С-WiseAdvice знают, на что именно обращают внимание сотрудники ИФНС в ходе камеральной проверки. Показатели для деклараций анализируются с учетом всех рисков и возможных потерь для бизнеса, наши бухгалтеры всегда увязывают бухгалтерский учет с налоговым. Вся отчетность клиента тщательно перепроверяется по сотне контрольных соотношений. Таким образом, у инспекторов не возникает претензий на камеральных проверках.

Выездная проверка ИП

Выездные проверки ИП – большая редкость, но именно по результатам визита инспекторов выписывается большинство штрафов.

Поскольку ИП на спецрежимах часто используются в группе компаний именно в целях сокращения налоговой нагрузки – о чем в ФНС прекрасно знают – интерес к предпринимателям со стороны налоговиков в последние годы повысился. Распространенные схемы снижения налогового бремени с участием ИП детально известны сотрудникам инспекций – они любыми способами стараются вычислить существующую взаимосвязь между организациями.

Если в ходе предпроверочного анализа инспекторам удастся ее установить, скорее всего, выездная проверка нагрянет к юрлицу, которое оптимизирует налоги с помощью ИП. Поэтому особое значение в бухгалтерии таких компаний приобретает грамотная налоговая оптимизация с использованием ИП.

Чтобы правильно адаптировать ИП в структуре бизнеса, не обойтись без услуг консалтинга. Специалисты 1C-WiseAdvice окажут всестороннюю экспертную поддержку и ответят на следующие вопросы:

  • Какой вид деятельности ИП подойдет конкретно под структуру вашего бизнеса?
  • На кого зарегистрировать ИП?
  • Какая система налогообложения будет выгодна конкретному ИП?

Формы выездных проверок ИП

Формы выездных проверок зависят от интересующей налоговиков сферы экономической деятельности ИП.

В ходе комплексных проверок инспекторы проверяют корректность расчетов налоговых выплат в бюджет. В этом случае гости из ФНС знакомятся со всей налогооблагаемой деятельностью за определенный период работы. Предприниматель обязан предоставить все документы, имеющие отношение к хозяйственной деятельности за интересующий отрезок времени.

Выборочная или тематическая проверка предназначена для сравнения данных из деклараций с реальной ситуацией по бизнесу в целом. Инспекторы могут контролировать отдельные виды деятельности ИП и охватывать, например, только расчеты с поставщиками, подакцизный товарооборот и т.п.

Проверку может спровоцировать конкретная сделка, которую проверяют инспекторы. Причем главным объектом внимания налоговиков будет не деятельность ИП, а бизнес контрагента. Однако в этом случае у предпринимателя также могут потребовать документы, касающиеся рассматриваемой сделки – в рамках встречной проверки. Следовательно, экономическая деятельность ИП также становится предметом исследования ИФНС. А это значит, что принимать во внимание всевозможные риски в бухгалтерском и налоговом учете необходимо перманентно, а не только после того, как инспекторы сообщат о своем скором визите.

Эксперты 1C-WiseAdvice знают, как избавить клиентов от излишнего внимания контролирующих органов. Наш подход во многом является «зеркальным отражением» методик, используемых государственными органами для отбора компаний на плановые и внеплановые проверки. Это происходит благодаря внутренней автоматизации и регулярному внутреннему аудиту работы наших сотрудников. Такой риск-ориентированный подход позволяет избежать интереса со стороны ИФНС, а соответственно, и доначислений, штрафов и пеней.

Особенности проведения выездных проверок ИП

Предприниматель не должен забывать, что полномочия гостей из налоговой указаны в решении о проверке. Любая просьба или требования, не зафиксированные данным документом, приравниваются к превышению полномочий инспектором.

1С-WiseAdvice разработала уникальную технологию оперативной обработки первичной документации «Процессинг», которая гарантирует своевременную подготовку документации, соответствующую требованиям налогового законодательства. Запатентованная технология 1C-WiseAdvice – в отличие от штатной бухгалтерии, которая не способна обеспечивать оперативный контроль за состоянием первичных документов, – позволяет готовить истребуемые в рамках выездных проверок документы максимально быстро.

Не стоит ограничивать и доступ к имуществу и объектам налогообложения, которые используются в предпринимательской деятельности. Это может сыграть против вас: не видя реальной картины, инспекторы начислят налоги, исходя из собственных данных (п. 3 ст. 91 НК РФ).

Кроме истребования документов и осмотра, налоговики могут организовать:

  • выемку предметов и документации, подтверждающих нарушение (ст. 94 НК РФ);
  • инвентаризацию, в ходе которой убедятся (или не убедятся) в достоверности предоставленных данных (п. 13 ст. 89 НК РФ);
  • привлечение эксперта, который при необходимости документально оформит свои выводы (ст. 95 НК РФ);
  • вызов и допрос свидетелей, а если понадобится – пригласить переводчика (ст. 90 и 97 НК РФ).

Таким образом, выездная проверка может обернуться не только колоссальными убытками, но и не самым приятным приключением для ваших сотрудников и партнеров, что не может не сказаться на репутации компании. Лучше вычислить и устранить недочет, способный создать подобные проблемы, еще на этапе начальной организации и ведения бухгалтерского и налогового учета.

Особенности проверок ИП на спецрежимах

Вид деятельности и регион ее ведения, объем доходов, количество сотрудников и площадь помещения, в котором реализуется товар или оказывается услуга, влияет на право ИП воспользоваться спецрежимом налогообложения: УСН, ЕНВД или патент (ПСН).

Правомерность использования того или иного льготного режима сотрудники ИФНС проверяют особенно тщательно. Поэтому лучше не экономить на привлечении экспертов к заполнению деклараций и не давать поводов для требования пояснений и назначения выездной проверки. Убытки из-за выплат недоплаченных налогов, пеней и штрафов несопоставимы со стоимостью консалтинговых услуг.

Проверка ИП на УСН

Главная цель, с которой инспекторы обращают внимание на ИП с упрощенной системой налогообложения, – выявить неправомерность применения данного спецрежима. Если налоговики смогут подтвердить свои подозрения в неправомерности использования «упрощенки», предприниматель будет выплачивать все налоги, которые ему насчитают в рамках общей системы налогообложения, включая пени.

Форму налоговой декларации по УСН и порядок ее заполнения регулирует приказ ФНС России от 26.02.2016 № ММВ-7-3/99@.

Проверка ИП на ЕНВД

Чтобы применение ЕНВД не обернулось для ИП доначислениями и штрафами, необходимо ежемесячно контролировать соответствие условий, прежде всего документально подтвержденных, указанному режиму. А при возникновении потенциальных рисков – вовремя перейти на УСН или общий режим налогообложения.

Применять ЕНВД можно только по тем видам деятельности, которые установлены на территории вашего населенного пункта. В Москве «вмененка» не применяется ни по одному из видов деятельности с 2012 года.

Форма декларации по «вмененке», порядок ее заполнения и формат представления регламентируется Приказом ФНС России от 26.06.2018 № ММВ-7-3/414@.

Как снизить налоговые риски при проверке ИП

(базовые принципы грамотной налоговой оптимизации с использованием ИП):

  1. Соблюдайте среднюю по отрасли налоговую нагрузку.
  2. Не отражайте в отчетности убытки на протяжении нескольких налоговых периодов. Если это неизбежно в вашем случае, заранее приготовьте обоснование полученных убытков.
  3. Следите за темпом роста ваших расходов в сравнении с доходами, рост расходов не должен превышать рост доходов.
  4. Выплачивайте заработную плату работникам не ниже средней по вашему виду деятельности.
  5. Если вы на «упрощенке» – старайтесь не приближаться к предельному уровню доходов, дающих право на применение УСН, особенно несколько налоговых периодов подряд.
  6. Следите за уровнем рентабельности вашего бизнеса, он не должен отличаться от средней по отрасли.
  7. Старайтесь избегать заключения договоров с контрагентами-перекупщиками, посредниками. Заключайте договоры напрямую с производителями.
  8. Вовремя и максимально полно отвечайте на запросы налоговой и предоставляйте пояснения.
  9. Сдавайте отчетность вовремя.
  10. Не препятствуйте проведению проверки, даже если налоговая сочтет нужным осмотреть имущество ИП.

Мы готовим аргументированные ответы на запросы и требования в ходе налоговых проверок ИП, даем пояснения. Наши специалисты не отказываются от возможности свести к минимуму потери предпринимателя даже в самых безнадежных ситуациях. Хотя те, кто доверил свой учет и отчетность нам, в подобные ситуации не попадают.



Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Индивидуальный предприниматель, применяющий систему налого­обложения в виде ЕНВД:

  • не обязан вести первичный учет;
  • обязан хранить первичные учетные документы в течение срока, определяемого на основании ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», только в случае, если он ведет ­бухгалтерский учет;
  • в случае отказа в представлении фактически имеющихся у него документов со сведениями о проверяемом налогоплательщике на основании законного требования налогового органа может быть привлечен к ответственности на основании п. 2 ст. 126 НК РФ.

Обоснование вывода:

Ведение предпринимателем первичного учета

При решении вопроса о необходимости ведения бухгалтерского учета индивидуальные предприниматели должны руководствоваться нормами Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее - Закон № 402-ФЗ) (п. 4 ч. 1 ст. 2 указанного закона).

Так, на основании п. 1 ч. 2 ст. 6 Закона № 402-ФЗ индивидуальные предприниматели, применяющие систему налогообложения в виде ЕНВД, ведущие учет физических показателей, характеризующих определенный вид предпринимательской деятельности для целей главы 26.3 НК РФ, могут не вести бухгалтерский учет, что подтверждают, например, ­письма Минфина России от 02.03.2015 № 03-11-11/10791, от 24.10.2014 № ­03-11-11/53885, от 31.01.2013 № 03-11-10/1925.

Согласно ч. 1 ст. 9 Закона № 402-ФЗ каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Прямых норм, освобождающих индивидуальных предпринимателей, применяющих систему налогообложения в виде ЕНВД, от обязанности по оформлению фактов хозяйственной жизни первичными учетными документами, Закон № 402-ФЗ не содержит. Однако отсутствие такой обязанности, на наш взгляд, вытекает из системной взаимосвязи п. 1 ч. 2 ст. 6 и ч. 2 ст. 1 Закона № 402-ФЗ, которая определяет бухгалтерский учет как формирование документированной систематизированной информации об объектах, предусмотренных Законом № 402-ФЗ, в соответствии с требованиями, установленными Законом № 402-ФЗ, и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности. Иными словами, освобождение индивидуальных предпринимателей от ведения бухгалтерского учета предполагает среди прочего их освобождение от формирования документированной информации о фактах хозяйственной жизни (ч. 1 ст. 5 Закона № 402-ФЗ), то есть от оформления первичных учетных документов.

Таким образом, на наш взгляд, нормы Закона № 402-ФЗ не требуют от индивидуальных предпринимателей, применяющих систему налогообложения в виде ЕНВД, вести первичный учет. Не обязывают данную категорию налогоплательщиков оформлять первичные учетные документы и нормы НК РФ.

Выраженная позиция является нашим экспертным мнением. Официальных разъяснений и материалов арбитражной практики по данному вопросу нами не обнаружено.

Хранение предпринимателем первичных учетных документов

В силу ч. 1 ст. 29 Закона № 402-ФЗ первичные учетные документы подлежат хранению экономическим субъектом, к которому относятся и индивидуальные предприниматели (п. 4 ч. 1 ст. 2 Закона № 402-ФЗ), в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации ­государственного архивного дела, но не менее пяти лет после отчетного года.

Прямых исключений из данного требования для предпринимателей, не ведущих бухгалтерский учет, не установлено.

В то же время ч. 2 ст. 7 Закона № 402-ФЗ устанавливает, что в случае, если индивидуальный предприниматель ведет бухгалтерский учет в соответствии с Законом № 402-ФЗ, он сам организует хранение документов бухгалтерского учета. Из данной нормы, по нашему мнению, прослеживается взаимосвязь обязанности по хранению документов бухгалтерского учета, к которым относятся и первичные учетные документы (ст. 29 Закона 402-ФЗ), с фактом ведения предпринимателем бухгалтерского учета.

Об отсутствии обязанности по хранению предпринимателями, применяющими систему налогообложения в виде ЕНВД и не ведущими бухгалтерский учет, первичных учетных документов свидетельствует и то обстоятельство, что в отношении них не ясен порядок отсчета минимального срока хранения документов, установленный ч. 1 ст. 29 Закона № 402-ФЗ: если предприниматель не формирует на основании первичных документов бухгалтерскую отчетность, какой год считать отчетным?

Таким образом, на наш взгляд, индивидуальный предприниматель, применяющий систему налогообложения в виде ЕНВД, обязан хранить первичные учетные документы только в случае, если он принял решение о ведении бухгалтерского учета.

Учитывая, что первичные учетные документы не являются единственно возможным основанием для ведения учета физических показателей, необходимых для расчета суммы ЕНВД, считаем, что у предпринимателя в данном случае не возникает обязанности по хранению первичных учетных документов и на основании подп. 8 п. 1 ст. 23 НК РФ (дополнительно смотрите постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2015 № 13АП-27819/14).

Выраженная позиция является нашим экспертным мнением. Официальных разъяснений и материалов арбитражной практики по данному вопросу нами не обнаружено.

Привлечение предпринимателя к ответственности

В соответствии с п. 1 ст. 93.1 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика ­сбора, налогового агента), эти документы (информацию).

Основанием для представления указанных документов (информации) является соответствующее требование, направленное налоговым органом, которое лицо обязано исполнить в течение пяти дней со дня его получения или в тот же срок сообщить, что не располагает истребуемыми документами (информацией) (подп. 4, 5 ст. 93.1 НК РФ).

Согласно п. 6 ст. 93.1 НК РФ отказ лица от представления истребуемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную ст. 126 НК РФ.

Так, за непредставление в установленный срок налоговому органу сведений о налогоплательщике, отказ лица представить имеющиеся у него документы, предусмотренные НК РФ, со сведениями о налогоплательщике по запросу налогового органа либо представление документов с заведомо недостоверными сведениями, если такое деяние не содержит признаков нарушения законодательства о налогах и сборах, предусмотренного ст. 135.1 НК РФ, влечет взыскание штрафа с индивидуального предпринимателя в размере десяти тысяч рублей (п. 2 ст. 126 НК РФ, смотрите также постановления Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2015 № 17АП-6064/15, Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2015 № 13АП-30254/14, информацию УФНС России по Владимирской области от 24.03.2014 «Ответственность за непредставление документов и несообщение информации в налоговые органы»). Положения п. 2 ст. 126 НК РФ в приведенной редакции применяются в отношении документов, срок представления которых в налоговые органы наступил после 05.12.2014 (ч. 6 ст. 5 Федерального закона от 04.11.2014 № 347-ФЗ), что, как мы поняли, и имеет место в рассматриваемом случае.

Таким образом, непредставление истребуемых налоговым органом первичных учетных документов со сведениями о налогоплательщике, в отношении которого проводится налоговая проверка, может повлечь за собой взыскание с индивидуального предпринимателя штрафа в ­размере десяти тысяч рублей (смотрите также п. 3, 4 ст. 114 НК РФ).

Как следует из буквального толкования п. 2 ст. 126 НК РФ, лица, у которых истребуются документы в порядке, установленном ст. 93.1 НК РФ, могут быть привлечены к ответственности только за непредставление фактически имеющихся у них документов со сведениями о налогоплательщике.

В связи с этим полагаем, что бездействие лица, выразившееся в непредставлении по требованию налогового органа документов со сведениями о налогоплательщике в связи с их отсутствием, не образует состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена п. 2 ст. 126 НК РФ.

Аналогичный вывод представлен в постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2015 № 09АП-22573/15: п. 2 ст. 126 НК РФ предусматривает налоговую ответственность налогоплательщика только в случае непредставления по запросу налогового органа имеющихся у налогоплательщика информации либо документов, которые налогоплательщик обязан представить налоговому органу согласно положениям НК РФ. Лицо не может быть привлечено к ответственности за непредставление документов, которые у него отсутствуют.

Отказ же в представлении фактически имеющихся документов со сведениями о проверяемом налогоплательщике на основании законного требования налогового органа может повлечь за собой привлечение предпринимателя к ответственности на основании п. 2 ст. 126 НК РФ при наличии его вины (ст. 106 НК РФ).

Выраженная позиция является нашим экспертным мнением. Официальных разъяснений по данному вопросу нами не обнаружено.

С 1 января 2021 года ФНС возобновила проверки, направленные на выявление нарушений в порядке применения ККТ. Ранее из-за пандемии на них действовал мораторий. Налоговая предупредила сразу: информация о нарушениях, полученная в период приостановки контроля за соблюдением «кассового» законодательства, проигнорирована не будет.

В марте стало известно о том, что Минфин совместно с ФНС готовят поправки, чтобы усилить контроль за продавцами на розничных рынках и тем самым пресечь практику уклонения от применения касс.

Каким рискам подвергают себя предприниматели, которые до сих пор торгуют без кассы, и можно ли избежать санкций за неприменение ККТ?

Покупатели на стороне налоговой

Одна из целей Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ прописана прямо в его тексте — это защита интересов граждан, организаций, прав потребителей. У покупателей есть инструмент для охраны своих прав — это бесплатное мобильное приложение «Проверка кассового чека в ФНС России» для iOS и Android.

С помощью приложения потребитель может проверить, отправлен ли чек в ФНС, и сообщить в госорганы о нарушении. Проверить чек можно двумя способами:

  • вручную ввести дату и время покупки, тип операции, номер и сумму чека, номер ФН, фискальный признак документа;
  • отсканировать QR-код на чеке, и проверка произойдет автоматически.

Эксперт сервиса Контур.ОФД Олеся Москалева подтверждает, что часть проверок налоговая проводит именно с подачи самих покупателей:

Со стороны налоговой стало больше проверок исполнения 54-ФЗ. К нам как оператору фискальных данных приходят запросы такого типа: в связи с камеральной проверкой деклараций или контрольными мероприятиями в отношении налогоплательщика, в связи с административным расследованием, в связи с проведением контроля и надзора по сигналу о некорректности данных чека, поступившему через мобильное приложение ФНС. Можно сделать вывод, что потребители тоже активно защищают свои интересы, и гражданский контроль действительно работает.

В феврале 2021 года ФНС анонсировала специальный сервис для хранения электронных чеков.

ФНС ищет нарушителей

Помимо гражданского контроля у налоговой есть другие способы следить за соблюдением 54-ФЗ:

  • мониторинг и анализ расчетов и полноты учета выручки;
  • наблюдение за использованием ККТ, в том числе удаленно;
  • контрольные закупки;
  • проверка правильности учета денег при расчетах через ККТ.

На своем сайте ФНС регулярно публикует итоги кассовых проверок. Например, в семи из десяти рязанских кафе и ресторанов посетителям выдавали пречеки, а не кассовые чеки. Пречеки с суммой заказа печатает чековый принтер, который не является онлайн-кассой, таким образом, налоговая не получила достоверные сведения о расчетах и имеет право наказать нарушителей.


Подключите онлайн-кассу в комплекте с сервисом Контур.ОФД, кассовой программой и сервисом для учета товаров Контур.Маркет! Для продуктовой и непродуктовой розницы, ресторанов, кофеен, салонов, мастерских и т.д .

Также известны итоги проверок в Башкортостане, когда в 100 % случаев выявилось, что компании-продавцы либо не выбивали кассовый чек, либо торговали без онлайн-кассы. ФНС подчеркнула, что большинство нарушений было обнаружено благодаря потребителям, которые проявили «сознательную гражданскую позицию» и сообщили о правонарушениях продавцов в налоговые органы..

Как ФНС наказывает за отсутствие кассы и чека

За неприменение кассы минимальный размер штрафа для ИП составляет 10 000 руб., а для юрлица — 30 000 руб. Размер штрафа зависит от количества денег, которые нарушитель получил от клиента «мимо кассы». ИП придется выплатить от ¼ этой суммы, юрлицу — от ¾. При неоднократных нарушениях торговлю могут приостановить на срок до 90 суток (п. 2 и п. 3 ст. 14.5 КоАП РФ).

За невыдачу кассового чека налоговая вынесет предупреждение или выпишет штраф: для ИП — 2 000 руб., для юрлица — 10 000 руб. (п. 6 ст. 14.5 КоАП РФ).

Всего в упомянутой статье административного кодекса перечислены санкции за 15 типов нарушений торговыми организациями, операторами фискальных данных, производителями ККТ.

Можно ли избежать штрафа за неприменение ККТ

Если добровольно сообщить в ФНС, что не применили кассу, санкций можно избежать (примечание к ч. 15 ст. 14.5 КоАП РФ), но последнее слово всегда за налоговой.

Условия «амнистии» следующие:

1. Вы устранили нарушение самостоятельно до того, как налоговая его обнаружила.

2. Эпизод относится к пунктам 2, 4 или 6 ст. 14.5 КоАП РФ:

  • пункт 2 – о неприменении ККТ;
  • пункт 4 – об ошибках при использовании либо регистрации кассы;
  • пункт 6 – о ненаправлении покупателю кассового чека или бланка строгой отчетности.

3. Нарушение нельзя назвать многократным.

4. Представленной в налоговую информации достаточно для фиксации факта нарушения.

Чтобы устранить нарушение, приобретите и подключите кассу. Далее сформируйте на кассе чек коррекции, в котором будут отражены все проведенные без кассы расчеты. Затем сообщите в налоговую о том, что создали такой чек.

Если продолжать работать без кассы, за руку может поймать не только ФНС, но и любой покупатель. Чем дольше предприниматель работает без кассы, тем выше становится сумма возможного штрафа, ведь он рассчитывается исходя из неучтенной в кассе выручки.

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Елена Желенкова

Автор: Елена Желенкова главный бухгалтер-консультант

Елена Желенкова

Автор: Елена Желенкова
главный бухгалтер-консультант

Любой предприниматель, независимо от вида деятельности и размера бизнеса, сталкивается с налоговыми проверками. Несмотря на то, что в НК РФ для проверки ИП не предусмотрены отдельные процедуры, специфика бизнеса и применение льготных налоговых режимов подразумевают множество особенностей подготовки к визиту инспекторов.

Что и как проверяют инспекторы, за что штрафуют и как собственнику обезопасить свой бизнес в самых угрожающих условиях, читайте в нашей публикации.

Виды проверок предпринимателей

Действия сотрудников ИФНС нацелены прежде всего на увеличение поступающих в бюджет налогов, а соответственно, на повышение эффективности налоговых проверок. Поэтому главная задача индивидуального предпринимателя – предугадать и максимально уменьшить возможные убытки, которые влечет за собой налоговая проверка любого вида.

Камеральная проверка ИП

Камеральная проверка ИП – по сути регулярная процедура, которая осуществляется, как только предприниматель в очередной раз сдал отчетность. Главный интерес для инспекторов представляют соблюдение формы декларации, точность расчетов и подлинность указанных сведений. Не останутся без внимания налоговиков законность применения ставок, обоснованность льгот и др.

Если сотрудники ИФНС своевременно получат отчетность с корректными показателями, вряд ли они будут требовать пояснения и начислять штрафы.

Специалисты 1С-WiseAdvice знают, на что именно обращают внимание сотрудники ИФНС в ходе камеральной проверки. Показатели для деклараций анализируются с учетом всех рисков и возможных потерь для бизнеса, наши бухгалтеры всегда увязывают бухгалтерский учет с налоговым. Вся отчетность клиента тщательно перепроверяется по сотне контрольных соотношений. Таким образом, у инспекторов не возникает претензий на камеральных проверках.

Выездная проверка ИП

Выездные проверки ИП – большая редкость, но именно по результатам визита инспекторов выписывается большинство штрафов.

Поскольку ИП на спецрежимах часто используются в группе компаний именно в целях сокращения налоговой нагрузки – о чем в ФНС прекрасно знают – интерес к предпринимателям со стороны налоговиков в последние годы повысился. Распространенные схемы снижения налогового бремени с участием ИП детально известны сотрудникам инспекций – они любыми способами стараются вычислить существующую взаимосвязь между организациями.

Если в ходе предпроверочного анализа инспекторам удастся ее установить, скорее всего, выездная проверка нагрянет к юрлицу, которое оптимизирует налоги с помощью ИП. Поэтому особое значение в бухгалтерии таких компаний приобретает грамотная налоговая оптимизация с использованием ИП.

Чтобы правильно адаптировать ИП в структуре бизнеса, не обойтись без услуг консалтинга. Специалисты 1C-WiseAdvice окажут всестороннюю экспертную поддержку и ответят на следующие вопросы:

  • Какой вид деятельности ИП подойдет конкретно под структуру вашего бизнеса?
  • На кого зарегистрировать ИП?
  • Какая система налогообложения будет выгодна конкретному ИП?

Формы выездных проверок ИП

Формы выездных проверок зависят от интересующей налоговиков сферы экономической деятельности ИП.

В ходе комплексных проверок инспекторы проверяют корректность расчетов налоговых выплат в бюджет. В этом случае гости из ФНС знакомятся со всей налогооблагаемой деятельностью за определенный период работы. Предприниматель обязан предоставить все документы, имеющие отношение к хозяйственной деятельности за интересующий отрезок времени.

Выборочная или тематическая проверка предназначена для сравнения данных из деклараций с реальной ситуацией по бизнесу в целом. Инспекторы могут контролировать отдельные виды деятельности ИП и охватывать, например, только расчеты с поставщиками, подакцизный товарооборот и т.п.

Проверку может спровоцировать конкретная сделка, которую проверяют инспекторы. Причем главным объектом внимания налоговиков будет не деятельность ИП, а бизнес контрагента. Однако в этом случае у предпринимателя также могут потребовать документы, касающиеся рассматриваемой сделки – в рамках встречной проверки. Следовательно, экономическая деятельность ИП также становится предметом исследования ИФНС. А это значит, что принимать во внимание всевозможные риски в бухгалтерском и налоговом учете необходимо перманентно, а не только после того, как инспекторы сообщат о своем скором визите.

Эксперты 1C-WiseAdvice знают, как избавить клиентов от излишнего внимания контролирующих органов. Наш подход во многом является «зеркальным отражением» методик, используемых государственными органами для отбора компаний на плановые и внеплановые проверки. Это происходит благодаря внутренней автоматизации и регулярному внутреннему аудиту работы наших сотрудников. Такой риск-ориентированный подход позволяет избежать интереса со стороны ИФНС, а соответственно, и доначислений, штрафов и пеней.

Особенности проведения выездных проверок ИП

Предприниматель не должен забывать, что полномочия гостей из налоговой указаны в решении о проверке. Любая просьба или требования, не зафиксированные данным документом, приравниваются к превышению полномочий инспектором.

1С-WiseAdvice разработала уникальную технологию оперативной обработки первичной документации «Процессинг», которая гарантирует своевременную подготовку документации, соответствующую требованиям налогового законодательства. Запатентованная технология 1C-WiseAdvice – в отличие от штатной бухгалтерии, которая не способна обеспечивать оперативный контроль за состоянием первичных документов, – позволяет готовить истребуемые в рамках выездных проверок документы максимально быстро.

Не стоит ограничивать и доступ к имуществу и объектам налогообложения, которые используются в предпринимательской деятельности. Это может сыграть против вас: не видя реальной картины, инспекторы начислят налоги, исходя из собственных данных (п. 3 ст. 91 НК РФ).

Кроме истребования документов и осмотра, налоговики могут организовать:

  • выемку предметов и документации, подтверждающих нарушение (ст. 94 НК РФ);
  • инвентаризацию, в ходе которой убедятся (или не убедятся) в достоверности предоставленных данных (п. 13 ст. 89 НК РФ);
  • привлечение эксперта, который при необходимости документально оформит свои выводы (ст. 95 НК РФ);
  • вызов и допрос свидетелей, а если понадобится – пригласить переводчика (ст. 90 и 97 НК РФ).

Таким образом, выездная проверка может обернуться не только колоссальными убытками, но и не самым приятным приключением для ваших сотрудников и партнеров, что не может не сказаться на репутации компании. Лучше вычислить и устранить недочет, способный создать подобные проблемы, еще на этапе начальной организации и ведения бухгалтерского и налогового учета.

Особенности проверок ИП на спецрежимах

Вид деятельности и регион ее ведения, объем доходов, количество сотрудников и площадь помещения, в котором реализуется товар или оказывается услуга, влияет на право ИП воспользоваться спецрежимом налогообложения: УСН, ЕНВД или патент (ПСН).

Правомерность использования того или иного льготного режима сотрудники ИФНС проверяют особенно тщательно. Поэтому лучше не экономить на привлечении экспертов к заполнению деклараций и не давать поводов для требования пояснений и назначения выездной проверки. Убытки из-за выплат недоплаченных налогов, пеней и штрафов несопоставимы со стоимостью консалтинговых услуг.

Проверка ИП на УСН

Главная цель, с которой инспекторы обращают внимание на ИП с упрощенной системой налогообложения, – выявить неправомерность применения данного спецрежима. Если налоговики смогут подтвердить свои подозрения в неправомерности использования «упрощенки», предприниматель будет выплачивать все налоги, которые ему насчитают в рамках общей системы налогообложения, включая пени.

Форму налоговой декларации по УСН и порядок ее заполнения регулирует приказ ФНС России от 26.02.2016 № ММВ-7-3/99@.

Проверка ИП на ЕНВД

Чтобы применение ЕНВД не обернулось для ИП доначислениями и штрафами, необходимо ежемесячно контролировать соответствие условий, прежде всего документально подтвержденных, указанному режиму. А при возникновении потенциальных рисков – вовремя перейти на УСН или общий режим налогообложения.

Применять ЕНВД можно только по тем видам деятельности, которые установлены на территории вашего населенного пункта. В Москве «вмененка» не применяется ни по одному из видов деятельности с 2012 года.

Форма декларации по «вмененке», порядок ее заполнения и формат представления регламентируется Приказом ФНС России от 26.06.2018 № ММВ-7-3/414@.

Как снизить налоговые риски при проверке ИП

(базовые принципы грамотной налоговой оптимизации с использованием ИП):

  1. Соблюдайте среднюю по отрасли налоговую нагрузку.
  2. Не отражайте в отчетности убытки на протяжении нескольких налоговых периодов. Если это неизбежно в вашем случае, заранее приготовьте обоснование полученных убытков.
  3. Следите за темпом роста ваших расходов в сравнении с доходами, рост расходов не должен превышать рост доходов.
  4. Выплачивайте заработную плату работникам не ниже средней по вашему виду деятельности.
  5. Если вы на «упрощенке» – старайтесь не приближаться к предельному уровню доходов, дающих право на применение УСН, особенно несколько налоговых периодов подряд.
  6. Следите за уровнем рентабельности вашего бизнеса, он не должен отличаться от средней по отрасли.
  7. Старайтесь избегать заключения договоров с контрагентами-перекупщиками, посредниками. Заключайте договоры напрямую с производителями.
  8. Вовремя и максимально полно отвечайте на запросы налоговой и предоставляйте пояснения.
  9. Сдавайте отчетность вовремя.
  10. Не препятствуйте проведению проверки, даже если налоговая сочтет нужным осмотреть имущество ИП.

Мы готовим аргументированные ответы на запросы и требования в ходе налоговых проверок ИП, даем пояснения. Наши специалисты не отказываются от возможности свести к минимуму потери предпринимателя даже в самых безнадежных ситуациях. Хотя те, кто доверил свой учет и отчетность нам, в подобные ситуации не попадают.

Читайте также: