Что проверяет налоговая при енвд у ооо

Опубликовано: 16.04.2024

Справочная / Всё про налоги

Критерии налогового риска. Как предупредить выездную налоговую проверку

Проверки — головная боль для предпринимателя: они грозят штрафами и доначислениями налогов. В статье разберем, какие бывают виды проверок, можно ли их предупредить и как понять, что вы рискуете внезапной встречей с сотрудниками налоговой.

Для чего проводят налоговые проверки?

Предприниматели намеренно занижают показатели, чтобы уменьшить налоги. Налоговая изучает сведения о налогоплательщиках и ищет тех, кто её обманывает. Ей помогают разные программы, например для поиска нарушений по НДС — АСК-НДС.

Какие бывают виды налоговых проверок?

Основных видов два: камеральная и выездная.

  1. Камеральная проверка проходит каждый раз после сдачи декларации — и обычно незаметно. Инспектор изучает сведения о компании в своём кабинете. Если возникают вопросы, он присылает предпринимателю требование о предоставлении пояснений или документов.
  2. Выездная проверка проходит у предпринимателя «в гостях». Сотрудники налоговой изучают предприятие, смотрят документы, беседуют с руководителем и его сотрудниками. Предприниматели обычно боятся именно таких «налоговых мероприятий».

Выездная проверка — тщательное исследование, которое занимает много времени. Все компании проверить невозможно. Поэтому налоговая выбирает самых подозрительных налогоплательщиков. Она следует определённым критериям, о которых мы расскажем ниже.

Можно ли избежать выездных проверок?

Налоговая не тратит время на компании, которые ведут себя законопослушно. Если честно платить налоги и сдавать отчётность без ошибок — вряд ли вами заинтересуются.

Предпринимателям, которые только начали вести бизнес, тоже не о чём переживать. С новой компании пока что нечего взять. Да и зачем налоговой торопиться: срок давности по налоговым нарушениям — три года. Инспекторам выгоднее искать нарушения сразу за несколько лет.

На 100% от проверок не застрахован никто. Чтобы подсчитать риск «нарваться» на выездную проверку, изучите приказ ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@. В приложении №2 к этому приказу перечислены критерии, которые помогают предпринимателям самим себя проверить.

Критерии налогового риска

Для всех ИП и ООО

  1. Низкая налоговая нагрузка. Её считают по простой формуле: сумму уплаченных налогов делят на выручку и умножают на 100%. Полученный результат сравнивают со средними показателями по конкретной отрасли. Эти данные в открытом доступе можно найти на сайте налоговой. Если результат заметно ниже среднеотраслевого, то вы на один шаг ближе к налоговой проверке.

К примеру, у вас небольшая гостиница. За год выручили 1 200 000 руб., заплатили 140 000 налогов. Налоговая нагрузка = (140000/1200000)*100% = 11,6%. Это выше средней налоговой нагрузки по сфере гостиничного бизнеса: она составляет 9,5%. Поэтому беспокоиться не о чем.

  • Игнорирование обращений налоговых органов. Если в ходе камеральной проверки налоговая выявит ошибки в отчетности или обнаружит противоречия в представленных документах, она отправляет в компанию запрос. По регламенту ответ или пояснения направляют в надзорный орган в течение 5 рабочих дней. Если компания не отвечает, возможно, её больше нет. Чтобы выяснить, так ли это, налоговая инициирует выездную проверку.
  • Неоднократное «перемещение» налогоплательщика между налоговыми органами. Это касается компаний, которые в течение календарного года дважды меняют свое местонахождение. Налоговые органы интерпретируют смену адреса как стремление избежать проверок.
  • Уровень зарплат сотрудников ниже среднего по отрасли в вашем регионе. Среднеотраслевые данные можно посмотреть на сайте Росстата. Почему этот фактор так важен? Он может означать, что компания платит часть зарплаты в конверте, поэтому экономит на налогах и взносах за сотрудников.
  • Неоднократное приближение показателей компаний, работающих на спецрежимах, к их предельным значениям. Этот критерий справедлив для компаний и ИП на спецрежимах: УСН, ЕНВД и ЕСХН. Если компания в течение года как минимум пару раз приближается к предельным значениям менее чем на 5%, для налоговой это повод присмотреться к деятельности компании. Предельные показатели по спецрежимам УСН и ЕНВД указаны в ст. 346.12, 346.13 и 346.26 НК РФ. Мы приводили их в статьях об УСН и ЕНВД.

    Например, компания платит налог ЕСХН. Она обязана получать не меньше 70% доходов от сельскохозяйственной деятельности. Весь год её доход держится на уровне 70-75%. Налоговая подозревает, что компания уже потеряла право применять режим и занижает свои доходы от других видов деятельности. Инспектор проверяет её по остальным критериям и обнаруживает, что зарплата сотрудников ниже средней по отрасли, точнее, вся — по МРОТ. Он рассчитывает возможные доначисления и предоставляет план проверки руководителю. В офисе предпринимателя раздаётся стук в дверь.

    Для УСН «Доходы минус расходы» и ОСНО

    1. Отражение в отчетности убытков в течение нескольких налоговых периодов. Критический показатель — два и более календарных лет. У надзорного органа может сложиться впечатление, что это делается искусственно, чтобы обойтись без уплаты налогов. -- только для основы и усн расходы
    2. Опережающий темп роста расходов над доходами. Что в этом криминального — спросит предприниматель? А оснований для подозрений хватает: ведь существуют способы специально завысить расходы или снизить доходы. И все это с целью заплатить поменьше налогов. Если расходы у вас растут, будьте готовы к тому, что налоговая отправит письмо с требованием пояснений.
    3. Суммы расходов практически равны суммам доходов, полученным за календарный год. Это пункт касается индивидуальных предпринимателей. Он является сигналом к тому, Если сумма расходов максимально приближается к суммам доходов, у налоговиков есть все основания полагать, что предприниматель подгоняет сумму для снижения величины налога. -- опять для расходов

    Для плательщиков НДС

    1. Отражение в отчетности значительных сумм налоговых вычетов по НДС. По этому критерию проверяются компании, работающие на общей системе налогообложения (ОСНО). Почему он так важен? Иногда предприниматели злоупотребляют фиктивными сделками с поставщиками товаров и услуг ради увеличения размера вычета. Тревожный показатель — 89% и более, у налоговой есть все основания для начала проверки.
    2. Построение деятельности через заключение договоров с цепочкой контрагентов без наличия разумных экономических или иных причин. Иначе говоря, компания работающая в цепочке поставщиков-покупателей, связанных между собой, и проводящая достаточно крупные суммы денег имеет все признаки компании-однодневки. Подробнее они перечислены в Постановлении пленума Высшего арбитражного суда России от 12.10.2006 №53.
    3. Ведение деятельности с высокими налоговыми рисками. Налоговая разделяет плательщиков на три категории: с низкими, средними и высокими рисками. Высокий риск означает, что компания похожа на однодневку: возможно, она участвует в схемах по уменьшению НДС. Критерии налоговая приводит на сайте, в п. 12 Приложения №2. Среди них, например отсутствие информации о компании и отказ руководителя от общения.

    Иметь дело с проблемными контрагентами — тоже плохо. Налоговая будет подозревать, что вы участвуете в схемах. Поэтому проверяйте компанию перед тем, как заключать сделку.

    Светлана Валюнина

    Автор: Светлана Валюнина главный бухгалтер-консультант 1С-WiseAdvice

    Светлана Валюнина

    Автор: Светлана Валюнина
    главный бухгалтер-консультант 1С-WiseAdvice

    Специальные налоговые режимы дают послабления в части налогов и отчетности, но не освобождают от налоговых проверок. Организации на спецрежимах проверяют так же тщательно, как и организации на общей системе налогообложения.

    Если при проверке компании на общей системе налоговики уделяют пристальное внимание НДС и налогу на прибыль, то на спецрежимах (УСН, ЕНВД) инспекторов прежде всего интересует, правомерно ли компания применяет льготный режим и правильно ли считает единый налог по упрощенке, налог на «вмененке» и единый сельхозналог.

    Срок выездной проверки «спецрежимников» стандартный – 2 месяца, но его в некоторых случаях могут продлить.

    Подробнее о том, как проходят проверки организаций на спецрежимах, и о самых частых претензиях налоговиков читайте в нашей статье.

    Инспекторы ищут необоснованную налоговую выгоду

    Специальные налоговые режимы, а особенно «упрощенку», часто используют для того чтобы уйти от налогов. Для этого крупные фирмы применяют схему дробления бизнеса, когда компанию формально делят на несколько более мелких и переводят их на льготный режим. Также ИП на УСН 6% или на патенте используют для вывода денег. ФНС знает об этих схемах, поэтому проверяет «спецрежимников» с особым пристрастием, если есть повод подозревать незаконную налоговую экономию.

    Пример № 1. Компания, которая реализует моторное топливо, выкупила имущество в собственность через специально созданные фирмы на УСН, чтобы не платить налог на имущество. Кроме того, компания еще и снижала налог на прибыль, т.к. арендовала у этих фирм имущество по завышенной стоимости. Налоговики раскрыли схему, оштрафовали компанию и доначислили налоги на несколько миллионов рублей.

    Здесь пострадала основная компания, но в судебной практике есть случаи, когда наказывают и самого спецрежимника.

    Пример № 2. Выездную проверку провели в отношении даже не фирмы, а простого предпринимателя на патентной системе. Он якобы оказывал услуги ремонта и техобслуживания транспорта, а на самом деле сделки были нереальными, и через него просто выводили наличность, в сумме «набежало» больше 20 млн руб. Все эти деньги предпринимателю вменили как доход, не связанный с патентной деятельностью. Доначисленный НДФЛ, пени и штрафы в общей сложности составили 3,5 млн руб.

    Таких примеров можно привести очень много. Проверить могут кого угодно, и невозможно предсказать, какое звено цепочки пострадает, поэтому нужно осознанно подходить к созданию новых юрлиц и ИП в структуре вашего бизнеса.

    Кого проверят в первую очередь

    Справедливости ради нужно отметить, что есть фирмы на спецрежимах, которые налоговая не трогает годами. Это не значит, что ими вообще не интересуются. Просто при камеральных проверках деклараций УСН, ЕНВД, ЕСХН инспекторы не находят ничего подозрительного, и деятельность фирмы не вызывает вопросов.

    В план выездных проверок УСН и других спецрежимов в первую очередь попадут компании, которые приближаются к пороговым значениям показателей, дающих право применять льготный налоговый режим. Это прописано в Общедоступных критериях самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, утвержденных Приказом ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@.

    Еще очень важный критерий: если у налогового органа имеются сведения об участии «спецрежимника» в схемах ухода от налогообложения или схемах минимизации налоговых обязательств, и (или) если результаты проведенного анализа финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика свидетельствуют о повышенной вероятности совершения налоговых правонарушений.

    В группу риска фирма попадает, если приблизилась к пороговым значениям меньше чем на 5%, например:

    • при лимите доходов для «упрощенцев» в 150 млн руб. доход фирмы составил 145 млн руб.

    • при ограничениях торговой площади на ЕНВД 150 квадратными метрами площадь магазина – 145 метров;
    • число сотрудников – 98 при ограничениях для спецрежимов в 100 человек;
    • доход от сельскохозяйственной деятельности на ЕСХН 69% при допустимом минимуме в 70% и т.д.

    В группе риска также компании, которые часто «мигрируют» между налоговыми инспекциями, т.е. встают на учет то в одной, то в другой.

    Налоговая проверка УСН

    Придя с проверкой к «упрощенцу», налоговики проверят, правомерно ли применяется УСН и соответствует ли организация критериям по доходам, стоимости основных средств, числу сотрудников, участию других юрлиц в уставном капитале.

    Проверка налогоплательщика на УСН «Доходы» пройдет проще, потому что в этом случае налоговики не будут проверять расходы, кроме расходов на страховые взносы. Но вот доходы проверят тщательно на предмет реальности сделок. Инспекторы будут выяснять, действительно ли ИП или ООО оказывали услуги и поставляли товары контрагентам, соблюден ли порядок признания доходов и правильно ли рассчитан налог.

    Для тех, кто на УСН «Доходы минус расходы», проверка будет сложнее, потому что будут проверять расходы: обоснованы ли они, соблюден ли порядок признания расходов, есть ли подтверждающие документы.
    Если у налоговой инспекции есть сведения об участии фирмы в незаконных налоговых схемах, проверять ее будут еще тщательнее.

    Например, с целью оптимизации НДС бизнес раздробили на два юрлица. Одно на общей системе – для контрагентов, которым нужен НДС, второе на УСН – для тех, кому не нужен. В таком случае налоговая объединит выручку по этим двум юрлицам, начислит налоги по общей системе налогообложения, а также пени и штрафы.

    Проблемы при проверке могут возникнуть и у организаций на «упрощенке», которые имеют обособленные подразделения. По правилам организации с филиалами не могут применять упрощенную систему налогообложения. Проанализировав деятельность компании и подразделений, налоговики могут признать обособленное подразделение филиалом, лишить фирму права на применение УСН и доначислить налоги. Как подстраховаться, чтобы этого не произошло, мы рассказали здесь.

    Мы имеем разносторонний опыт прохождения проверок с множеством клиентов, а обо всех изменениях и веяниях узнаем первыми. Столкнувшись с проблемой с одним клиентом, проводим «профилактику» у всех остальных.

    Налоговая проверка ЕНВД

    Здесь налоговая инспекция также в первую очередь проверит, правомерно ли налогоплательщик применяет ЕНВД, и соответствует ли ограничениям по виду деятельности, количеству сотрудников, участию юрлиц в уставном капитале, физическим показателям.

    Если организация указывает в декларации заниженный физический показатель, чем есть на самом деле (площадь торгового помещения, количество грузовиков, число сотрудников и т.д.), чтобы платить меньше налогов или вовсе не потерять право на спецрежим, проверяющие это выявляют, лишают права на ЕНВД и штрафуют.

    В зоне риска предприятия, которые, занимаясь розничной торговлей на ЕНВД, поставляют товары ИП и юрлицам. На ЕНВД можно торговать только в розницу. Если налоговики увидят оптовые сделки, то переквалифицируют их в сделки на общей системе или «упрощенке» и доначислят налог. Но из-за того, что грань между оптовой и розничной торговлей размыта, проверяющие и налогоплательщики часто видят ситуацию по-разному.

    ЕНВД часто совмещают с общей системой или УСН, поэтому налоговики также проверят, правильно ли ведется раздельный учет, как распределяются доходы и расходы.

    Налоговая проверка ЕСХН

    Инспекторы проверят, соответствует ли предприниматель или организация критериям применения ЕСХН и соблюдена ли минимальная доля сельхозвыручки.

    По закону доля должна быть не меньше 70%, причем сельхозпродукцией признается только та продукция, которая есть в Перечне из Постановления Правительства РФ от 25.07.2006 № 458. Кроме того, инспекторы проверят обоснованность расходов, которые уменьшают налогооблагаемую базу.

    Что еще проверяют на спецрежимах

    Независимо от того, какой режим налогообложения использует налогоплательщик, проверка затронет:

    • другие налоги, которые он платит: земельный, транспортный, водный и т.д.;
    • обоснованность применения налоговых льгот;
    • НДФЛ, страховые взносы и отчетность по ним и т.д.

    Нельзя с точностью предугадать, придут ли к вам налоговики и как глубоко они будут копать, но можно заранее сделать все, чтобы не вызывать повышенного интереса контролеров.

    Мы знаем, на что обращает внимание налоговая, и стараемся устранить самые малейшие «зацепки», обеспечивая нашим клиентам режим «невидимки».

    Комиссаров Андрей

    Руководитель коллегии адвокатов
    "Комиссаров и партнеры"

    специально для ГАРАНТ.РУ

    Еще одна не менее важная проверка, осуществляемая органами исполнительной власти – это налоговая проверка. ФНС России проверяет соблюдение юридическими лицами и ИП законодательства о налогах и сборах.

    Порядок проведения налоговых проверок урегулирован главой 14 НК РФ, посвященной налоговому контролю.

    Существует два типа проверок: камеральные (без выезда, проводимые в налоговом органе) и выездные (с визитом по месту нахождения организации).

    При камеральной налоговой проверке налоговый орган анализирует изначально имеющиеся в распоряжении у налогового органа документы в отношении налогоплательщика, налоговые декларации, а также документы, предоставленные налогоплательщиком по запросу проверяющего.

    Камеральная проверка проводится в течение трех месяцев и не требует специального решения руководителя налогового органа о ее проведении.

    Если камеральная проверка выявляет ошибки, несоответствия или противоречия в документах, проверяющий запрашивает у налогоплательщика пояснения и требует исправления нарушений. Организация в свою очередь может возражать, подкрепляя свои пояснения по факту допущенных ошибок документами бухгалтерского учета. Если по итогам проверки все же будет установлен факт нарушения налогового законодательства, налоговый орган составит акт проверки.

    Выездная проверка проводится на основании решения руководства налогового органа непосредственно в помещении по месту нахождения проверяемой организации.

    Предметом проверки является правильность исчисления и уплаты одного или нескольких налогов за определенный период (не более трех лет ранее предшествующего налогового периода).

    Выездная проверка проводится в двухмесячный срок (в исключительных случаях не более четырех месяцев, в особо исключительных случаях – не более шести месяцев).

    Течение срока проверки может быть приостановлено в связи с истребованием документов, назначением экспертизы, переводом документов на русский язык, получением информации от иностранных органов. В этом случае действия налогового органа на территории проверяемого юридического лица прекращаются и последнему возвращаются все запрошенные подлинники документов (не считая изъятых в ходе выемки).

    Повторная выездная проверка проводится в случаях, если вышестоящий налоговый орган примет решение проверить качество ранее проведенной проверки вашей организации или в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларацией по проверяемом налогу с суммой налога в размере меньше ранее заявленного.

    Налоговый орган имеет право:

    • проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика;
    • производить осмотр производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий налогоплательщика;
    • истребовать документы, необходимые для проверки (при этом требование о представлении документов передается руководителю или уполномоченному представителю организации лично под расписку);
    • производить выемку документов при наличии оснований полагать, что документы, относящиеся к предмету проверки, могут быть сокрыты от проверяющих, подменены, изменены или уничтожены, например, при отказе в предоставлении документов (выемка производится только на основании отдельного мотивированного постановления);
    • вызвать любое физическое лицо, которому могут быть известны обстоятельства, имеющие значение для целей проверки, в качестве свидетеля для дачи показаний;
    • при воспрепятствовании доступу проверяющих на территорию или в помещения налогоплательщика составить акт и самостоятельно определить сумму налога, подлежащую уплате;
    • производить фото- и видеосъемку при проведении осмотра, копировать документы;
    • привлекать специалистов, обладающих специальными знаниями и навыками, для участия в осмотре и иных действиях по осуществлению налогового контроля;
    • истребовать у вашего контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика эти документы (информацию);
    • вскрывать помещения или иные места, где могут находиться подлежащие выемке документы и предметы при отказе лица, у которого производится выемка добровольно дать доступ к документам;
    • привлекать экспертов для разъяснения вопросов, требующих специальных познаний в науке, искусстве, технике или ремесле (экспертиза назначается на основании отдельного постановления, при этом налогоплательщик вправе заявить отвод эксперту, предлагать кандидатуры экспертов, ставить вопросы перед экспертом, присутствовать во время проведения экспертизы, знакомиться с результатами экспертизы, давать объяснения и представлять возражения на заключения эксперта, просить о назначении дополнительной или повторной экспертизы).

    Налоговый орган не имеет права:

    • истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если их представление не предусмотрено законом;
    • проводить более одной выездной проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период;
    • проводить в отношении одного налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение года (за исключением особых случаев);
    • проводить выездные налоговые проверки за период, за который проводится налоговый мониторинг;
    • без участия понятых проводить осмотр территорий, помещений налогоплательщика, а также осмотр документов и предметов;
    • требовать нотариального удостоверения копий документов, представляемых в налоговый орган;
    • истребовать у проверяемого лица документы, ранее представленные в налоговые органы при проведении камеральных или выездных налоговых проверок;
    • производить выемку документов и предметов в ночное время;
    • ставить перед привлеченным экспертом вопросы, выходящие за пределы специальных познаний эксперта;
    • привлекать в качестве понятых сотрудников ФНС;
    • причинять неправомерный вред проверяемому и его имуществу.

    Краткий порядок действий при появлении проверяющих из ИФНС в вашем офисе.

    • Пригласите вашего юриста или адвоката для того, чтобы он оказал вам юридическое сопровождение в ходе проверки.
    • Попросите проверяющего предъявить служебное удостоверение и решение о проведении проверки.
    • Предоставьте проверяющим возможность ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов, являющихся предметом проверки.
    • Выдайте проверяющим истребуемые документы лично (через представителя) либо по почте заказным письмом, в электронной форме или через личный кабинет налогоплательщика в течение 10 дней.
    • Если вы не имеете возможности представить истребуемые документы в установленный срок, то вам необходимо в течение одного дня письменно уведомить проверяющих о невозможности представления в указанные сроки документов с объяснением причин, и о сроках, в течение которых вы можете представить истребуемые документы. Напомню, что непредставление в установленный срок в налоговые органы документов и (или) иных сведений влечет взыскание штрафа в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ в соответствии со ст. 126 НК РФ.
    • Проверьте наличие у проверяющего постановления о производстве выемки, если таковая производится.
    • Проверьте правильность содержания протокола выемки и описей к нему (там должно содержаться точное указание наименования, количества и индивидуальных признаков предметов, а по возможности – стоимость предметов).

    Последствия проверки

    По итогам проверки составляется акт.

    В случае если вы не согласны с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих, то в течение одного месяца со дня получения акта налоговой проверки вам необходимо представить в налоговый орган письменные возражения по указанному акту с приложением документов, подтверждающих ваши доводы (при наличии).

    Далее руководитель налогового органа принимает решение по факту допущенных нарушений налогового законодательства, выявленных в результате проверки. Срок принятия решения составляет 10 дней.

    На рассмотрение материалов налоговой проверки руководителем налогового органа вызывается сам налогоплательщик, который может давать свои пояснения по всем обстоятельствам, связанным с вменяемым ему нарушениями.

    В результате рассмотрения материалов проверки налоговый орган устанавливает, имело ли место налоговое правонарушение, имеются ли основания для привлечения налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения, а также смягчающие и отягчающие вину обстоятельства.

    По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель налогового органа может назначить дополнительные мероприятия по налоговому контролю для получения дополнительных доказательств (на срок не более одного месяца) либо вынести решение о привлечении к ответственности налогоплательщика или об отказе в привлечении к ответственности.

    В решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения указываются размер выявленной недоимки и пеней, а также размер штрафа, указываются срок, в течение которого налогоплательщик вправе обжаловать решение, порядок обжалования решения. Решение вступает в силу по истечении одного месяца со дня его вручения проверяемому лицу.

    Если проверяющие нарушили вышеописанные правила рассмотрения материалов налоговой проверки, например не обеспечили налогоплательщику возможности присутствовать при рассмотрении материалов проверки, возможности давать объяснения, решение о привлечении к ответственности может быть отменено вышестоящим налоговым органом.

    В случае неисполнения в добровольном порядке решения налогового органа о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение нарушения, налоговые органы вправе обратиться в суд.

    В следующей части я расскажу об особенностях проверки, проводимой полицией, а о том, что нужно знать и как действовать, если пришли проверяющие из прокуратуры и Роспотребнадзора, читайте в моих предыдущих авторских колонках.

    Любые сделки взаимозависимых лиц фискалы считают схемой

    Почему простое товарищество могут признать фиктивным

    Когда фискалы попытаются переквалифицировать розницу в опт

    • Внутренние документы налоговиков
    • Налоговые схемы
    • Дробление бизнеса

    В распоряжении «ПНП» оказался обзор схем уклонения от налогообложения, выявленных контролерами одного из региональных управлений ФНС. Документ посвящен применению специальных налоговых режимов. По нашему мнению, анализ данного обзора может быть интересен и читателям из других субъектов страны. Ведь налоговые проверки везде проводятся по единой методике.

    Проверяющие традиционно ищут опт в рознице

    Розничных торговцев, применяющих ЕНВД, традиционно пытаются обвинить в оптовых продажах. С тем, чтобы доначислить налоги по общей системе.

    Так, при проверке одной из компаний, применявшей ЕНВД, налоговикам показалось подозрительным, что договоры розничной купли-продажи заключались в письменной форме, тогда как обычаи делового оборота предполагают устную. Такие договоры имели все признаки договоров поставки – оговаривался ассортимент товаров и срок их поставки, применялась безналичная форма расчетов. Покупателями выступали юрлица и предприниматели. Кроме того, отпуск товара оформлялся товарной накладной со склада, что нехарактерно для договоров розничной купли-продажи.

    В результате контролеры решили, что компания осуществляет оптовую торговлю под видом розничной с целью формального соблюдения условий для применения ЕНВД. Подозрения налоговиков подтвердил и тот факт, что приобретенные у компании товары покупатели использовали в своей предпринимательской деятельности (см. схему 1).

    Схема 1. Подмена оптовых продаж розничными


    По мнению проверяющих, основным критерием, позволяющим отличить розничную торговлю от оптовой, является конечная цель использования приобретаемого покупателем товара. Так, по договору розничной купли-продажи продавец обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью (п.1 ст.492 ГКРФ). А по договору поставки продавец обязуется передать в обусловленный срок производимые или закупаемые им товары для использования в предпринимательской деятельности (ст.506 ГКРФ).

    Кроме того, ревизоры указали, что отгрузка товара производилась регулярно и в объемах, исключающих возможность его использования в личных целях. Следовательно, налогоплательщику было известно, что товар продавался не в розницу, не для личного или семейного использования, а для использования в предпринимательской деятельности, поэтому налоговая выгода необоснованна.

    По нашему мнению, приведенные аргументы не могут однозначно свидетельствовать о попытке компании замаскировать оптовую реализацию под розницу. Например, в постановлении Президиума ВАСРФ от 05.07.11 №1066/11 указано, что НК РФ не устанавливает для налогоплательщиков обязанности осуществлять контроль за последующим использованием покупателем приобретенных им товаров. Также розничные продажи могут осуществляться и в безналичном порядке.

    Посему основным критерием, позволяющим отличить розничную торговлю от оптовой, является не конечная цель использования покупателем товара, а способ его реализации. Розничные продажи осуществляются через объекты стационарной или нестационарной торговой сети (подп. 6, 7 п. 2 ст. 346.26 НК РФ) по договору розничной купли-продажи (устному или письменному).

    При этом реализация больших партий товара также не является критерием переквалификации розничных продаж в оптовые. Так, по мнению судей Волго-Вятского округа, вид и объем реализованных товаров, периодичность их продажи мелкими партиями однозначно не свидетельствуют о реализации товаров в магазине по договорам поставки (постановление от 06.10.11 №А28-9139/2010).

    Налоговики учатся разоблачать схемы с «каскадной» упрощенкой

    УФНС в своем обзоре обращает внимание подведомственных инспекторов на случаи, когда один и тот же выгодоприобретатель начинает «жонглировать» юрлицами на упрощенке, меняя их в договорных отношениях с реальными контрагентами по мере достижения каждым лимита по выручке. В качестве примера приводится следующая ситуация.

    Предприниматель, применяющий УСН, заключил с заказчиком договор подряда на строительство зданий на сумму, значительно превышающую лимит выручки для данного спецрежима (60 млн рублей в год – п.4.1 ст. 346.13 НК РФ). Когда выручка ИП приблизилась к предельному значению, он зарегистрировал компанию, также применяющую УСН. И эта компания подписала договор подряда с этим же заказчиком.

    Несмотря на то что у общества отсутствовало свидетельство СРО о допуске к строительным работам, в договоре имелась ссылка на свидетельство, выданное предпринимателю. С момента подписания договора вся выручка поступала исключительно на счет компании, а не ИП. А когда новая компания достигла лимита выручки, ИП открыл еще одну. В результате общая стоимость выполненных работ по всем договорам подряда составила сумму, изначально предусмотренную контрактом с предпринимателем.

    УФНС отмечает, что, собирая доказательства по подобным схемам, инспектору необходимо выяснить, способны ли были зависимые компании вести деятельность самостоятельно. В частности, имелись ли у них транспортные средства и строительная техника, офисное помещение и персонал. Также желательно выяснить судьбу денег, поступавших на счета таких «каскадных» компаний. Доказать, что эти деньги в реальности получил организатор схемы, в данном случае – ИП. Цель всех этих действий – доначисление организатору схемы налогов по общей системе.

    Соответственно, организатору схемы, чтобы защититься от подобных претензий, разумно не допускать прямой взаимозависимости, а также обеспечить «каскадные» компании офисными помещениями, персоналом и основными средствами. К примеру, в постановлении Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 29.11.10 №А27-3272/2010 арбитры признали правомерность применения УСН. Поскольку каждая из компаний обладала трудовыми и материальными ресурсами, что позволяло им независимо друг от друга осуществлять уставную деятельность. Кроме того, для того, чтобы доначислить налоги по общей системе, контролеры должны доказать факт ведения бизнеса только одним субъектом предпринимательской деятельности (постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 29.10.10 №А27-388/2010).

    Договор простого товарищества позволяет получить дополнительную экономию при дроблении

    Следующая описанная в обзоре ситуация интересна тем, что инспекторы наконец-то решили взяться на практике за договоры простого товарищества. До сих пор, судя по их же подборкам выявленных схем и судебной практике, налоговики не так уж и часто обвиняли компании в минимизации налогов с помощью договора о совместной деятельности.

    Инспекторы выяснили, что упрощенец, торговавший ГСМ, заключил договор простого товарищества со своим родственником – ИП на упрощенке (см. схему 2). Однако участие второго товарища в деятельности носило исключительно документальный характер – все дела вел лично организатор схемы. Он руководил закупкой и реализацией товара, вел учет доходов и расходов. У партнера же отсутствовали материальные и трудовые ресурсы для ведения предпринимательской деятельности.

    Схема 2. Совместная деятельность упрощенцев


    Кроме того, контролеры выяснили, что проверяемый предприниматель самостоятельно осуществлял управление расчетным счетом взаимозависимого лица. Примечательно, что расчетные счета обоих предпринимателей были открыты в одном банке.

    В результате налоговики пришли к выводу, что предприниматели осуществляли деятельность как единая организация, а договор простого товарищества был заключен исключительно ради получения необоснованной выгоды. Чтобы иметь возможность признавать своей выручкой лишь прибыль от торговли, а не весь доход. Причем не по правилам статьи 346.16 НК РФ, ограничивающей состав расходов упрощенцев, а в соответствии с главой 25 (письмо МНС России от 06.10.03 №22-2-16/8195-ак185).

    С таким выводом можно поспорить. Договор простого товарищества не обязывает каждого участника непосредственно участвовать в хозяйственной деятельности. Один из товарищей может отвечать за коммерческую сторону и ведение дел, второй – предоставлять материальные ресурсы, опыт и деловую репутацию. То есть ограничиваться пассивным участием. Однако налоговики не доказали, что участие второго ИП в договоре было фиктивным.

    Дробление как способ занизить физические показатели для ЕНВД

    В обзоре налоговики обращают внимание подчиненных, что компании могут дробиться для целей перевода бизнеса не только на УСН, но и на ЕНВД. Это связано не только с попыткой избежать различных ограничений по применению спецрежима, но и с возможностью занизить физические показатели, формирующие вмененную налоговую базу.

    Так, чиновники УФНС приводят пример, как одной из компаний удалось с помощью дробления занизить площадь торгового зала. Инспекторы выявили, что в группу компаний входит более 20 взаимозависимых лиц, которые зарегистрированы по тому же юридическому адресу, что и налогоплательщик. Каждая из компаний осуществляет розничную продажу конкретной группы товаров. Для этого каждое общество арендует у налогоплательщика торговый зал, площадь которого составляет менее 150 кв. м (подп.6 п.2 ст.346.26 НКРФ).

    По мнению контролеров, арендные отношения в данном случае фиктивны. На самом деле компания самостоятельно осуществляет торговлю через магазин площадью более 150 кв. м. Следовательно, не имеет права на ЕНВД.

    В частности, контролеры отметили, что в магазине имеется только один вход, торговые площади не обособлены друг от друга, существует возможность свободного перемещения покупателей по торговому залу. Кассиры работают по совместительству в разных юрлицах группы компаний. Помимо этого на одной полке магазина находятся товары разных юрлиц. На основании указанных обстоятельств проверяющие сочли, что магазин представляет собой единый объект и ни одна из его зон не является самостоятельной торговой точкой. При этом они сослались на судебную практику по подобным спорам (постановления Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 21.07.11 №А03-11928/2010, от16.08.11 №А03-11929/2010).

    На наш взгляд, у компании есть шансы защититься в суде, если ей удастся представить доказательства того, что все арендаторы самостоятельно вели торговлю на арендованных площадях. Тем более что формально налоговики сами отметили, что все компании имеют обособленную контрольно-кассовую технику, собственное штатное расписание. В подобных условиях суды могут поддержать налогоплательщика (постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 06.09.11 №А55-26757/2010).

    Аренда персонала попрежнему подозрительна

    Не обошлось в обзоре и без традиционных претензий к аутстаффингу. В ходе проверки фискалы выяснили, что компания, уплачивающая налоги по общей системе, арендовала специалистов у взаимозависимого упрощенца. Проверяющие заподозрили в этом попытку вывести часть прибыли на льготный режим и платить меньше страховых взносов.

    Дело в том, что эта компания на УСН, помимо предоставления в аренду специалистов в области строительства, собственно строительством и занималась. Поэтому имела право уплачивать страховые взносы по пониженным тарифам (подп.8 п.1 ст.58 Федерального закона от 24.07.09 №212-ФЗ).

    Упрощенец поставлял проверяемой компании высокооплачиваемых строителей. Эти расходы в полном объеме учитывались при исчислении налога на прибыль (подп.19 п.1 ст.264 НКРФ). При этом компания, применяющая УСН, уплачивала налог по ставке 6 процентов.

    Доказать наличие необоснованной налоговой выгоды налоговики попытались традиционно: указали, что проверяемая компания и упрощенец находятся на одной территории, а у последнего нет больше никаких контрагентов. Кроме того, у участников сделок были единая бухгалтерия и кадровая служба. А в результате аренды персонала фактическое место деятельности, трудовые функции работников и их распорядок дня не изменились. Кроме того, налоговики указали, что у контрагента не имелось собственных основных средств для осуществления строительной деятельности, на основании ведения которой были заявлены льготы по взносам.

    В результате фискалы заявили, что затраты на аренду персонала экономически не обоснованы и документально не подтверждены (п.1 ст.252 НКРФ). Помимо этого, проверяющие упирали на дублирование функций, поэтому доначислили компании страховые взносы исходя из сумм вознаграждений, указанных в договорах оказания услуг.

    Слабым местом доказательной базы в этой ситуации является то, что руководителями компании и ее контрагента являлись разные лица, численность сотрудников упрощенца не приближалась к предельному значению (подп.15 п.3 ст.346.12 НКРФ). То есть помимо этих косвенных признаков взаимозависимости у налоговиков нет никаких доказательств наличия необоснованной выгоды.

    В подобной ситуации большинство судов встает на сторону компаний. Например, в постановлении Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 11.06.10 №А27-19855/2009 указано, что взаимозависимость и аффилированность налогоплательщика и его контрагента не являются основанием для доначисления налогов. Нужны более веские доказательства недобросовестности.

    Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
    «Клерк» Рубрика Интервью


    Когда проверят упрощенца и физлицо? Из-за чего не дадут вычет? Как глубоко проверяет АСК НДС-2? Как инспекторы защищают свой план проверок перед УФНС? Как переводить дивиденды участнику ООО, чтобы не было проблем? Об этом и другом наш автор Марат Самитов беседовал с налоговым инспектором, который, естественно, пожелал остаться неназванным.

    Как проверяют соблюдение 54-ФЗ о применении онлайн-касс?

    Как проверяют НДФЛ и страховые взносы?

    Часто ли и как проверяют ЕНВД?

    На ЕНВД тоже можно много чего найти.

    Будет ли проверка, если на УСН (доходы минус расходы) налог платить в размере 1%?

    Часто ли проверяют земельный, транспортный налог?

    Реально ли получить вычет по НДФЛ и как тщательно проверяют декларации у физических лиц?

    Бывает, что приходится формально отказать, т.к. налогоплательщика не могут вызвонить или не оставил контактный телефон, а нужно донести какие-то документы. А у инспектора сроки. И без этих документов начальник отдела не согласует вычет.

    Если вычеты на кв., а\м, проверяют через налоговую базу. Если налогоплательщик проживал в другом регионе, туда направят запрос, получал ли он там вычет.

    По вычетам еще бывали косяки с 2-НДФЛ. Например, налогоплательщик не отражал в декларации все места работы за налоговый период

    Вызовут ли на комиссию по легализации заработной платы, если организация не выплачивает зарплату и НДФЛ?

    Насколько глубоко налоговый инспектор может проследить цепочку поставщиков, используя АСК НДС-2?

    Какие факторы сыграют решающую роль, для того чтобы налоговый инспектор выдал заключение о целесообразности проведения налоговой проверки?

    — все признаки из концепции планирования, в налоговой программе они считаются автоматизировано: низкая налоговая нагрузка, убытки, большая доля вычетов по НДС, низкая заработная плата, для упрощенцев выручка близкая к 150 млн, большие суммы расходов, много посредников-перекупщиков, частая смена юридического адреса, игнорирование требований налоговой, низкая рентабельность фирмы, проблемные поставщики;

    — запросы в регистрирующие органы;

    Сколько раз в год можно начислить дивидендов 100% участнику ООО УСН ДОХОДЫ 6%? Есть ли риски при получении их наличными через корп.карты данным лицом?

    Что является для ИФНС веским основанием на получение сведений из банков по проводимым операциям по счетам физлица? Могут ли банки сами сдавать налоговой своих клиентов из-за поступления доходов, подлежащих налогообложению (например, выплаты по суд.решениям в виде неустоек, штрафов по ЗоЗПП) если с них не был удержан НДФЛ?

    Истребованию выписок должен предшествовать анализ сведений, содержащихся в информационных ресурсах налоговых органов, информации, полученной при проверках других налогоплательщиков. И только в случае, если эти данные будут свидетельствовать о том, что гражданин скрывает свои доходы от налогообложения, можно говорить о получении выписки по счетам. Поэтому массового направления таких запросов в банки ожидать не следует.

    Как изменить мнение Минфина о расчете 1% дополнительного взноса в ПФ для УСН доходы минус расходы от общего дохода без учета расходов?

    Как налоговый инспектор доказывает отсутствие поставок ТМЦ или выполнения работ (услуг) от «проблемного» контрагента?

    Доказательствами будут результаты каждого из мероприятий, но рассматривать их будут в совокупности.

    При официальной ликвидации все фирмы налоговая проверяет?

    А если фирму будут банкротить?

    Для отдела урегулирования задолженности, которые занимались банкротством, делали финансовый анализ отчетности предприятия и писали выводы.

    Читайте интервью с офицером в отставке УБЭП о самом важном во взаимоотношениях с сотрудниками надзорных органов.

    Читайте также: