Земельный налог в республике башкортостан 2020 год льготы

Опубликовано: 26.03.2024

С 1 января 2021 с транспортным и земельным налогом надо работать по-другому. Отменены декларации, изменён срок уплаты авансов и установлены новые правила взаимодействия с ИФНС по льготам и расчёту налога.

  • Отчётность и уплата налогов
  • Как подтвердить льготы по транспортному и земельному налогам
  • Сообщение об исчисленной сумме налога
    • В расчётах ошиблись вы
    • В расчётах ошиблась налоговая
    • Налоговая не прислала сообщение

Отчётность и уплата налогов

С 1 января 2021 года декларации по транспортному и земельному налогам отменили. За 2020 год и будущие периоды отчитываться не нужно (п. 9 ст. 3 Федерального закона от 15.04.2019 № 63-ФЗ). Налоговая продолжит принимать уточнённые декларации за более ранние периоды в стандартном порядке.

Также теперь сроки уплаты земельного и транспортного налогов сделали одинаковыми по всей России. С учётом выходных даты следующие:

  • налог по итогам 2020 года — не позднее 1 марта 2021 года;
  • авансовый платёж за I квартал 2021 года — 30 апреля 2021 года;
  • авансовый платёж за II квартал 2021 года — 2 августа 2021 года;
  • авансовый платёж за III квартал 2021 года — 1 ноября 2021 года.

Авансовые платежи не перечисляйте, если они отменены в регионе.

Заявление на льготу по транспортному и земельному налогам

Из-за отмены декларации изменился порядок получения льгот по земельному и транспортному налогам. Теперь организации должны подавать в ИФНС только заявление о предоставлении налоговой льготы.

Чтобы узнать, есть ли у вас льготы по земле и транспорту, изучите НК РФ, региональные законы и местные нормативные акты. В этом поможет раздел «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам» на сайте ФНС.

Как заполнить заявление

Форма заявления утверждена Приказом ФНС России от 25.07.2019 № ММВ-7-21/377@. Она одинакова для земельного и транспортного налогов.

На титульном листе укажите код налогового органа и данные своей организации: наименование, ИНН и КПП, контактный телефон. Выберите, каким способом хотите получить результаты рассмотрения заявления: 1 — лично в налоговой, 2 — по почте, 3 — по ТКС.

Для льгот по транспортному налогу предназначен раздел 5. Отдельный раздел заполните по каждому транспортному средству. Укажите код вида транспорта (01 — автомобиль, 02 — грузовик, 03 — автобус и т.д.), марку, госномер и период действия льготы.

В поле 5.5 укажите код вида льготы из приложения № 1 к Порядку заполнения.

В поля 5.6.1 и 5.6.2 впишите дату и номер регионального закона. В поле 5.6.3 укажите его статью, пункт, подпункт и абзац. Формат заполнения по клеткам следующий:

  • 1-4 для номера статьи;
  • 5-8 для номера части;
  • 9-12 для номера пункта;
  • 13-16 для номера подпункта;
  • 17 — 20 для номера абзаца;
  • 21-24 для прочих реквизитов.

Пустые клетки заполните нулями.

Если прикладываете подтверждающие документы, запишите информацию о них в поля 5.7.1–5.7.5.

Пример. ООО «ТрансКом» зарегистрировано в Москве. Компания занимается пассажирскими перевозками на автобусах. Такая деятельность подпадает под льготу, установленную подп. 1 п. 1 ст. 4 Закона г. Москвы от 09.07.2008 № 33. Раздел 5 надо заполнить так:


Для льгот по земельному налогу используйте раздел 6. Порядок заполнения практически полностью аналогичен транспортному. В поле 6.1 укажите кадастровый номер участка, в поле 6.2 — период действия льготы, в поле 6.3 — код льготы из Приложения № 2 к Порядку. Далее заполните форму данными нормативного документа, вводящего льготу, и реквизиты подтверждающих документов.

Пример. ООО «Плодородие» работает в Москве и имеет статус государственного научного центра РФ. Земельный участок, используемый организацией в своей научной деятельности, подпадает под льготу на основании пп. 13 п. 1 ст. 3.1 Закона г. Москвы от 24.11.2004 № 74. Раздел 6 заполняется так:


Листы с информацией о льготе заполняются отдельно по каждому льготируемому объекту. КПП указывается по месту нахождения объекта, поэтому код на листе информации может отличаться от кода на титульном листе (письмо ФНС России от 03.02.2020 № БС-4-21/1599@).

Прилагать к заявлению подтверждающие документы не обязательно, но при желании налогоплательщик может это сделать (п. 3 ст. 361.1, п. 10 ст. 396 НК РФ). Если их не приложить, налоговики запросят подтверждение льготы у госорганов и других источников. Если там они не смогут получить их самостоятельно, то все равно обратятся за документами к вам.

Когда и куда подать

Срок подачи заявления не установлен, но сделать это следует до даты уплаты налога, чтобы у ИФНС были все сведения для проверки поступившей суммы. Заявление о льготе за 2020 год налоговая рекомендовала подать в первом квартале 2021 года.

Налоговый орган рассмотрит заявление в течение максимум 60 дней, после чего сообщит, можете ли вы воспользоваться льготой (п. 3 ст. 361.1, п. 10 ст. 396 НК РФ).

Что будет, если не заявить льготу

Если не подать заявление на льготу, то ИФНС не учтёт её при проверке уплаченной суммы налога и подготовке сообщения об исчисленной инспекцией сумме. Это значит, что придётся доплатить налог или всё же подать в ИФНС пояснение и заявление на льготу. В последнем случае у организации будет 10 рабочих дней на подготовку документов.

В течение 10 рабочих дней нужно будет подать в налоговую заявление на льготу и подтверждающие её документы. Заявление рассмотрят и решат, правомерно ли применение льготы. Если нет — придется доплатить налог, пени и, возможно, штраф по ст. 122 НК РФ. В следующем разделе подробнее о том, как действовать при расхождении расчётов с налоговой.

Сообщение об исчисленной сумме налога

Второе следствие отмены деклараций по транспорту и земле — появление сообщений об исчисленной инспекцией сумме налога. В этом документе ИФНС сообщает организации, сколько она должна была заплатить по данным налоговой (п. 4 и 5 ст. 363, п. 5 ст. 397 НК РФ).

Платить налог на основании сообщения не получится, так как НК РФ разрешает направлять его в течение полугода после истечения срока перечисления платежа. Поэтому считать и платить налоги придётся самостоятельно, а сообщение можно использовать для проверки себя.

Сверьте сумму из сообщения с фактически уплаченной. Если они совпадают, то поводов для беспокойства нет. Если же они отличаются, перепроверьте свои расчёты и данные, указанные ИФНС. В зависимости от того, кто допустил ошибку, выберите порядок действий.

В расчётах ошиблись вы

Если верны данные сообщения, а налог уплачен в большей сумме — возникла переплата, которую можно вернуть или зачесть (ст. 78 НК РФ). Если уплачено меньше, чем причитается по данным ИФНС, то нужно погасить недоимку и заплатить пени.

В расчётах ошиблась налоговая

Сумма, рассчитанная налоговой, может оказаться завышенной. В этом случае представьте в ИФНС пояснения (документы), которые подтвердят, что вы заплатили правильно. НК РФ даёт на это 10 рабочих дней, но налоговая должна рассмотреть ваши данные, даже если срок подачи нарушен (письмо ФНС России от 13.08.2019 № АС-4-21/16019@).

Ответ на пояснения поступит в течение месяца со дня, когда инспекция их получит. Если ИФНС согласна с представленными данными, она уточнит сообщение. Если не согласна — направит требование об уплате налога.

Требование выставят автоматически, если налог уплачен в меньшей сумме, чем указано в сообщении, а пояснения (документы) от налогоплательщика не поступили. Такое требование можно обжаловать в вышестоящем налоговом органе или суде.

Налоговая не прислала сообщение

Если налог уплачен, а до 1 сентября сообщение от ИФНС не поступило, это может значить, что у неё нет данных о земельном участке или транспортном средстве. В таком случае надо уведомить о них отдельно (п. 2.2 ст. 23 НК РФ).

Для этого в любую инспекцию направляется сообщение об объекте налогообложения и копии подтверждающих документов. Форма сообщения утверждена Приказом ФНС России от 25.02.2020 № ЕД-7-21/124@. Сообщение подается один раз до 31 декабря года, в котором должна была поступить информация от ИФНС.

Штраф за непредставление сообщения о наличии объекта налогообложения — 20 % от неуплаченной суммы налога. Исключение — когда сведения об объекте налогообложения уже подавались в ИФНС в составе заявления на льготу или когда сумма налога к уплате равна нулю.

  • Новая декларация по налогу на имущество за 2020 год. Что учесть и как заполнить
  • Налоговая снова требует включать в декларацию сведения о движимом имуществе
Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

от 17 ноября 2005 года N 2/6

Об установлении земельного налога

(с изменениями на 3 июля 2020 года)

В соответствии с главой 31 Налогового кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 4 Устава городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Совет городского округа город Уфа Республики Башкортостан решил:

(преамбула в ред. решения Совета городского округа г. Уфа Республики Башкортостан от 11.09.2019 N 44/8)

1. Ввести земельный налог на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан.

Налогоплательщики, объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, отчетный период, порядок исчисления и уплаты и другие элементы налогообложения определяются главой 31 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).

(в ред. решения Совета городского округа г. Уфа Республики Башкортостан от 22.10.2012 N 10/4)

Настоящим решением в соответствии с Кодексом определяются ставки земельного налога (далее - налог), порядок и сроки уплаты налога, авансовых платежей по налогу, налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление величины налогового вычета для отдельных категорий налогоплательщиков.

2. Установить налоговые ставки в следующем порядке:

2.1. В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации:

- 0,18 процента от кадастровой стоимости земельного участка в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства (за исключением земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, используемых в предпринимательской деятельности);

(в ред. решений Совета городского округа г. Уфа Республики Башкортостан от 30.05.2018 N 26/5, от 20.11.2019 N 47/2)

- 0,3 процента от кадастровой стоимости земельного участка в отношении земельных участков:

отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;

не используемых в предпринимательской деятельности, приобретенных (предоставленных) для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или огородничества, а также земельных участков общего назначения, предусмотренных Федеральным законом от 29 июля 2017 года N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";

(в ред. решения Совета городского округа г. Уфа Республики Башкортостан от 11.09.2019 N 44/8)

ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.

2.2. В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации 1,5 процента от кадастровой стоимости земельного участка в отношении прочих земельных участков.

(пп. 2.2 в ред. решения Совета городского округа г. Уфа Республики Башкортостан от 03.11.2015 N 52/2)

(п. 2 в ред. решения Совета городского округа г. Уфа Республики Башкортостан от 20.11.2013 N 25/4)

3. Исключен с 1 января 2013 года. - Решение Совета городского округа г. Уфа Республики Башкортостан от 22.10.2012 N 10/4.

4. Установить следующий порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу:

1) организации уплачивают авансовые платежи по налогу не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

(в ред. решения Совета городского округа г. Уфа Республики Башкортостан от 28.01.2015 N 41/7)

Не уплачивают авансовые платежи по налогу в течение налогового периода крестьянские (фермерские) хозяйства, сельскохозяйственные предприятия, садоводческие и огороднические некоммерческие товарищества.

(в ред. решений Совета городского округа г. Уфа Республики Башкортостан от 22.10.2012 N 10/4, от 11.09.2019 N 44/8)

Организации уплачивают налог по итогам налогового периода не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом;

(в ред. решения Совета городского округа г. Уфа Республики Башкортостан от 28.01.2015 N 41/7)

2) исключен. - Решение Совета городского округа г. Уфа Республики Башкортостан от 26.11.2014 N 37/3.

4.1. Освободить от уплаты авансовых платежей по налогу в 2020 году:

1) организации, соответствующие следующим условиям:

- основной вид деятельности которых в соответствии с кодами Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, содержащимися по состоянию на 1 марта 2020 года в Едином государственном реестре юридических лиц, соответствует Перечню отраслей экономики, наиболее уязвимых в условиях распространения новой коронавирусной инфекции, согласно приложению N 3 к настоящему решению.

Освобождение от уплаты авансовых платежей организаций, указанных в настоящем подпункте, применяется в отношении земельных участков, используемых для осуществления видов деятельности, указанных в приложении N 3 к настоящему решению;

3) бюджетные, автономные, казенные учреждения, в том числе органы местного самоуправления, финансируемые из бюджета городского округа город Уфа Республики Башкортостан.

(п. 4.1 в ред. решения Совета городского округа г. Уфа Республики Башкортостан от 03.07.2020 N 63/2)

5. Исключен с 1 января 2018 года. - Решение Совета городского округа г. Уфа Республики Башкортостан от 24.05.2017 N 11/11.

6. Освободить от налогообложения детские оздоровительные учреждения, независимо от источников финансирования, в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на эти учреждения функций.

Налоговые льготы, установленные настоящим пунктом, не распространяются на земельные участки (части, доли земельных участков), сдаваемые в аренду.

(п. 6 в ред. решения Совета городского округа г. Уфа Республики Башкортостан от 22.10.2012 N 10/4)

7. Установить, что налоговая база уменьшается на величину кадастровой стоимости 600 квадратных метров площади земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении, для категорий налогоплательщиков:

- Герои Социалистического Труда;

- ветераны военной службы;

- родители (усыновители, опекуны, попечители), имеющие детей-инвалидов;

- физические лица, имеющие трех и более несовершеннолетних детей;

- дети в многодетных семьях (имеющих трех и более детей) в возрасте до 18 лет, а также лица из числа указанных лиц в возрасте до 24 лет, обучающиеся по очной форме обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, имеющих лицензию на осуществление образовательной деятельности;

- дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа указанных лиц в возрасте до 24 лет, обучающиеся по очной форме обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, имеющих лицензию на осуществление образовательной деятельности.

Налоговый вычет, установленный пунктом 7 настоящего решения, не предоставляется в случае, если налогоплательщик воспользовался налоговым вычетом согласно пункту 5 статьи 391 Кодекса.

Уменьшение налоговой базы (налоговый вычет) производится в отношении одного земельного участка, не используемого в предпринимательской деятельности, по выбору налогоплательщика, из земельных участков:

занимаемых домами индивидуальной жилой застройки;

Указ Президента №УП-6029 до 31 декабря 2020 года продлил льготу по земельному налогу для некоторых категорий субъектов предпринимательства. На практике возникли вопросы: как правильно заполнить уточненный Расчет земельного налога предприятиям–сельхозтоваропроизводителям?

ГНК опубликовал подробную инструкцию об этом, а buхgalter.uz постарался изложить ее еще более доходчиво.

Напомним, что в соответствии с №УП-5996 от 18 мая 2020 года освобождение от уплаты земельного налога было предоставлено:

  • субъектам малого предпринимательства;
  • рынкам и торговым комплексам, кинотеатрам, предприятиям общепита и общественного транспорта, спортивно-оздоровительным заведениям, юрлицам, занятым пассажирскими перевозками, оказывающим бытовые услуги и сдающим в аренду помещения, в том числе – для банкетов.

Чтобы применить льготу предприятиям, у которых есть земли сельхозназначения, а также сельскохозяйственным товаропроизводителям – за орошаемые и неорошаемые земли, занятые плодоовощеводческой продукцией (овощи, бахча, фрукты, виноградники), нужно предоставить уточненный Расчет налога.

I. Расчет земельного налога по землям сельскохозяйственного назначения

При расчете налога с земельных участков сельхозназначения ежемесячная его сумма определяется исходя из годовой суммы земельного налога, отраженной в графе 6 строки 050 Расчета, разделенной на 12 месяцев.

С учетом применения льготы по №УП-5996 и продлением ее срока до 31 декабря 2020 года ( №УП-6029 ) ежемесячная сумма земельного налога умножается на 5 месяцев (январь–май 2020 года). Далее из этой суммы в уточненном Расчете необходимо отразить сумму земельного налога, подлежащую уплате в бюджет за 2020 год
:

  • 30% – в графе 6 строки 0501 Расчета;
  • 70% – в графе 6 строки 0502 Расчета.

Предприятие, у которого имеются земли сельскохозяйственного назначения, в 2020 году начислило земельный налог в размере 16 625 000 сум. 1/12 часть этой суммы составила 1 385 416,67 сум.

Далее нужно вычислить показатель налога за период январь–май 2020 года – 6 927 083,33 сум. (1 385 416 х 5) и отразить:

  • 30% этой суммы (2 078 125 сум.) – в графе 6 строки 0501 Расчета;
  • 70% этой суммы (4 848 958,33 сум.) – в графе 6 строки 0502 Расчета.

Показатели строк из Расчета земельного налога:



Ежемесячная сумма налога при расчете земельного налога с орошаемых земель, занятых плодоовощеводческой продукцией (овощи, бахча, фрукты, виноградники), и неорошаемых земель определяется исходя из годовой суммы, отраженной в графе 5 строки 060 Расчета, разделенной на 12 месяцев.

Ежемесячная сумма земельного налога умножается на 5 месяцев (январь–май 2020 года). Далее из этой суммы в уточненном Расчете нужно отразить сумму земельного налога, подлежащую уплате в бюджет за 2020 год
:

  • 30% – в графе 5 строки 0601 Расчета;
  • 70% – в графе 5 строки 0602 Расчета.

Предприятие – сельхозтоваропроизводитель в 2020 году по орошаемым землям начислило земельный налог в размере 1 405 057, 35 сум. 1/12 часть этой суммы составила 117 088,11 сум.

Далее нужно вычислить показатель налога за период январь–май 2020 года – 585 440,56 сум. (117 088 х 5) и отразить:

  • 30% этой суммы (175 632, 17 сум.) – в графе 5 строки 0601 Расчета;
  • 70% этой суммы (409 808, 39 сум.) – в графе 5 строки 0602 Расчета.


Показатели строк из Расчета земельного налога:


Таким образом, рассчитанная за июнь–декабрь 2020 года сумма земельного налога будет уменьшена в связи с применением льготы.

земельный налог

Земля

Земельный налог в РФ имеет свои особенности начисления и оплаты. Данные нормы зафиксированы в законодательных актах и предусматривают налогообложение для физических и юридических лиц. В данной статье рассмотрены изменения и нововведения по данному налогу в 2020 году.

Содержание статьи:

Сроки оплаты и особенности

земельный налог

Порядок и временные промежутки для оплаты земельного налога в 2020 году установлены законами РФ. Многие граждане интересуются: платить ли земельный налог по-старому либо ситуация кардинально изменилась? По новым правилам последний срок оплаты должен быть не познее 1 февраля (дата следующего налогового периода, календарный год).

Основное отличие от других видов налогообложения состоит в том, что земельный налог регулируют органы муниципальной власти. Именно они могут издавать нормативные акты, которые определяют срок и порядок уплаты земельного налога. Заплатить сумму земельного налога необходимо по месту расположения земельных участков.

Внимание! Региональные чиновники могут отменять обязанности по внесению авансовых платежей, вводить льготы по земельному налогу и прочее.

С 1 января 2020 года видоизменяется статья 374 НК РФ. Законодатели четко разделили различные объекты для налогообложения по порядку расчета земельного налога (по среднегодовой и по кадастровой стоимости). Новая редакция статьи подразумевает, что для оплаты земельного налога на основе кадастровой стоимости не имеет значения, учтена ли недвижимость на балансе организации.

Налоговые ставки земельного налога устанавливаются на базе нормативных документов правового характера и регулируются представителями органов муниципальной власти. Кадастровый земельный налог не может превышать 0,3% относительно следующих участков:

  • отнесенных к объектам сельскохозяйственного значения;
  • занятых под потребности жилищного фонда объектами инфраструктуры;
  • не задействованных в предпринимательской работе, приобретенных для личного использования (хозяйство, садоводство и т.д.).

В остальных случаях стоимость земельного налога будет составлять до 1,5% от кадастровой стоимости. При наличии льготы по земельному налогу (может быть предоставлена по заявлению), конкретная ставка пересматривается в налоговой. При этом сроки оплаты земельного налога будут одинаковы для разных случаев.

Кто начисляет налог

земельный налог

В новом году отсутствует обязанность граждан представлять в налоговую специальные декларации по земельному налогу. Однако налогоплательщики все равно должны самостоятельно определить сумму налоговых выплат. Это связывают с тем, что ответственный орган посылает сообщение об исчислении выплат только после установленного срока для оплаты. Иными словами, сообщение с высчитанной суммой от налоговой плательщик получит уже после истечения срока, за который он должен был выполнить уплату земельного налога (касается авансовой части).

Внимание! Сообщение об исчислении налоговых выплат будет направлено гражданину в течение 10 дней после его составления, но не позже 6 месяцев после налогового периода.

То есть направление специальных сообщений не отменит в новом году необходимость в самостоятельном порядке высчитывать и заплатить земельный налог для физических и других лиц. Фактическая цель сообщения от налоговой – просто проинформировать плательщика налогов о собственных расчетах органов, и предупредить о дополнительном взыскании (при необходимости).

Сообщение из налоговой

Налоговая будет отправлять сообщение об исчисленной сумме налога на базе имеющейся информации, документальных подтверждений. В сообщении будут зафиксированы следующие параметры земельного налога для юридических и других лиц:

  • объект для обложения налогом;
  • налоговая база;
  • определенный период;
  • ставка;
  • конечная сумма.

Соответствующее сообщение будет передано организации либо частному лицу в электронной форме через оператора документооборота либо с помощью «Личного кабинета». При невозможности реализовать данный способ сообщение перенаправляется по почте с помощью заказного письма. При выборе данной формы отправки уведомление будет считаться полученным со стороны адресата по истечении 6 дней с момента отправки. В случае с юридическими лицами иногда практикуется вариант личной передачи письма руководителю конкретной организации под расписку.

Условия пересчета налога

условия перерасчета налога

На протяжении 10 суток после получения сообщения о налоге на земельный участок, человек имеет право предоставить в налоговую пояснения либо другие документы. Различные бумаги могут подробнее объяснить правильность личного исчисления, полноту оплаты. Специальные справки помогут доказать, почему была применена сниженная налоговая ставка, льготы либо имеется факт освобождения от оплаты.

Важно! Указанный срок в 10 дней не является строгим. Даже по прошествии данного периода налоговая должна будет в обязательном порядке рассмотреть все пояснения, справки и предоставленные документы. Если будут присутствовать правовые основания для пересчета – сделать его в порядке, установленном законом.

Налоговый орган имеет право рассматривать пояснения на протяжении одного месяца. Данный срок может продлиться еще на 1 месяц, если у чиновников возникает необходимость получения дополнительной информации или подтверждающих документов.

В аналогичный срок плательщика налогов должны проинформировать о результатах рассмотрения его документации. Если будет выяснено, что предыдущий расчет налоговой был неверен – субъекту направят новое сообщение с уточнениями по сумме. Такой процесс займет еще 10 дней с момента составления. В итоговом сообщении о необходимой сумме земельного налога для работающего населения и пенсионеров будет обновленная информация, а предыдущее стоит считать недействительным.

Если в конце проведенной перепроверки налоговая выявит недоимку, то гражданину либо организации будет направлено требование об уплате налогов. Подобные действия следует совершить в строго установленный срок. По законодательству он составляет не более 3 месяцев (также допускается срок в 1 год, если у гражданина обнаружена минимальная недоплата – менее 500 рублей).

Чтобы защитить права граждан, допускается прямое обращение в налоговые органы за соответствующей выпиской на любом этапе разбирательства. Орган обязан представить документы, которые подтверждают особенности формирования сообщения. На их основе гражданин имеет право обжаловать действия (либо бездействие) налоговой по факту рассмотрения предоставленных ним пояснительных бумаг и документации. Такие действия возможны, если не была проведена тщательная проверка справок, которые связаны с уточнением общей суммы налога.

С 2020 года законодательством предусмотрены некоторые изменения в оплате земельного налога. Они касаются объектов налогообложения и особенностей сообщения информации. Конкретные ставки по тарифам и льготы для разных категорий граждан стоит уточнять в органах муниципальной власти своего региона.

Земельный налог уплачивает каждый собственник земельного участка в обязательном порядке, как и имущественный налог. Ставки, порядок уплаты и льготы по налогу определяются муниципальными властями территорий самостоятельно. Законодательно регулируется главой 31 НК РФ.

Налог на землю — последние изменения 2021 года

  1. Если сумма налога после перерасчета получилась больше уплаченных в предыдущих периодах, то сумму оплаты оставят прежней (ст. 52 НК РФ).
  2. Теперь рост налога ограничен 10% в год по сравнению с предыдущим. Кроме земель на которых находится долгострой (п. 17 ст. 396 НК РФ).
  3. Увеличился список льготников, которым положен вычет 6 соток на один земельный участок, а именно многодетным семьям имеющим трех и более детей до 18 лет.
  4. В случаях изменения ВРИ, категории земли, а также площади новая кадастровая стоимость теперь учитывается с момента внесения сведений в ЕГРН (ст. 391 НК РФ).
  5. Теперь получить льготу станет проще. Для этого не нужно сдавать документы, подтверждающие право на льготу, а достаточно просто заполнить заявление, с указанием реквизитов правоустанавливающего документа.
  6. В расчете налога будут применены новые данные кадастровой оценки земель (не во всех регионах).

Кому нужно платить налог на землю

Оплата земельного налога регулируется статьей 388 НК РФ. Где сказано, что налог на землю оплачивают все лица, которые владеют участком на правах собственности:

  • пользования без срока;
  • пожизненного наследуемого владения.

Земельный налог не подлежит оплате, если участок земли:

  • находится на праве безвозмездного пользования (ст. 24 ЗК РФ );
  • переданы по договору аренды.

Некоторым категориям граждан интересует вопрос — «Платят ли налог на землю пенсионеры, инвалиды 2 группы, несовершеннолетние дети, ветераны труда?». Да, но для них существуют федеральные и местные льготы, способствующие уменьшить земельный налог до нуля.

Льготы земельного налога в 2021 году

Существенно снизить расчет налога могут льготы. Поскольку земельный налог является местным, то и перечень региональных льготников определяется властями территорий, на которых находятся земли. Точный перечень категорий, пользующихся льготой по уплате налога и в каком размере, можно уточнить:

  • в территориальном налоговом органе того муниципалитета, где земельный участок числится;
  • в справочной информации о льготах по имущественным налогам (инструкция, как найти расположена ниже).

К федеральным льготам относятся:

  • герои Советского Союза и России;
  • люди имеющие инвалидность;
  • ветераны велико отечественной войны;
  • участники чернобыльской катастрофы;
  • пенсионеры;
  • физлица обладающие правом на социальные льготы и имеющие 3 и более детей.

Согласно пункта 7 статьи 395 Налогового кодекса РФ освобождены от налога на земли:

  • используемые для сохранения и развития традиционных промыслов,
  • хозяйствования и образа жизни малочисленные коренные народы Севера, Сибири, а также Дальнего Востока России.

Чтобы получить полагающееся уменьшение или освобождение от уплаты налога, необходимо обратиться в налоговую инспекцию с заявлением о предоставлении льготы. Вместе с заявлением потребуется предоставить пакет документов, которыми можно подтвердить льготу (пункт 10 статьи 396 НК РФ).

Налоговый вычет за земельный участок

Есть возможность не платить налог, если площадь земельного участка равно или меньше 600 кв. метров. Эта льгота распространяется не на всех, уменьшить налоговую базу земельного налога на 6 соток можно всем попадающим в список категорий лиц, согласно п. 5 ст. 391 НК РФ.


Льготу необходимо подтвердить документально. Сроки подачи регулируются законодательными актами регионов.

Как определяется налоговая база по земельному налогу

В основе расчета земельного налога лежит кадастровая стоимость участка, взятая по состоянию на начало года уплаты. Для рядовых граждан высчитывает размер налога налоговая инспекция. В уведомлении мы видим наименование объекта, кадастровую стоимость, ставку налога и итоговую сумму к уплате.

Узнать кадастровую оценку можно на официальном сайте Росреестра по кадастровому номеру участка или точному адресу из пошаговой инструкции.

Что же поменялось с наступлением 2021 года? Существенным изменением стало установление и увеличение кадастровой стоимости земли, приближаясь к рыночной, что сказалось на росте налога.

Ставка земельного налога для физических лиц в 2021 году

Ставка земельного налога определяются нормативными актами местных властей или законами Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя и не могут быть больше:

0,3 % для:

  • участков садоводства и огородничества, кроме использующихся в целях коммерции;
  • земель сельскохозяйственного назначения;
  • участков под многоквартирным домом, поделенных на всех жильцов по долям, пропорционально площади квартиры к общей дома;
  • участков с инженерными сетями, а также для государственных нужд.

1,5 % — для остальных.

Как посмотреть налоговую ставку и льготы в своем регионе рассчитывая налог на недвижимость?

Зайдите на официальный сайт ФНС и следуйте инструкции:


Налоговый кодекс допускает применение дифференцированной ставки, зависящей от категории земли и разрешенного его использования.

Повышающий коэффициент

Согласно п. 16 ст. 396 НК РФ, если участок предоставлен или приобретен физическим лицом под строительство индивидуального жилого дома (ИЖС) и дом не построен в течении 10 лет с момента регистрации, то к исчислению налога применяется повышенный коэффициент 2. Только после того, как жилье будет построено и зарегистрировано, ставка станет в обычном размере равное 1.

Как рассчитать налог на землю: формула и примеры

Для расчета земельного налога по кадастровой стоимости применяется единая формула (ст. 396 НК):

ЗН = НБ × Д × НС × К, где

  • НБ — налоговая база, определяется из ходя кадастровой стоимости земельных участков;
  • Д — размер доли, при долевой собственности;
  • НС — налоговая ставка;
  • К — коэффициент времени владения участком (при этом за полный месяц будет принят тот, в котором право возникло до 15 числа или прекращено после 15 числа. И совсем не учитывается месяц, в котором право возникло после 15 числа или прекращено до 15 числа).

Важно! Статьёй 52 НК РФ установлено, что налог рассчитывается до целого числа, применяя правило округления.


В собственности Соколенко Ю.В. имеется земельный участок в Ленинградской области г. Приозерск. Его кадастровая стоимость — 867 459 рублей.

Расчёт земельного налога:

Ставка налога для этого участка земли — 0,3.

ЗН = 867 459 × 0,3 % = 2602 руб.

Гражданин К. купил и оформил в собственность участок земли под садоводство и огородничество 13 марта 2019 года в Московской области. Тогда за месяцы владения будет взят период с марта по декабрь, то есть 10 месяцев. Кадастровая стоимость участка составляет 1 244 000 рубля.

Расчёт земельного налога:

Налоговая ставка по региону — 0,3.

Коэффициент владения участком: K = 10 /12 = 0,8333

ЗН = 1 244 000 × 0,3 % × 0,8333 = 3110 рублей.

Гражданка Ф. продала участок земли 10 февраля 2018 года за 385 000 рублей. Поскольку сделка по отчуждению права произошла до 15 числа месяца, то он не будет участвовать в расчете причитающегося к уплате налога. Поэтому можно учитывать только 1 месяц (январь).

Расчёт налога:

Налоговая ставка — 0,3. Коэффициент владения участком: K = 1 /12 = 0,083

ЗН = 385 000 × 0,3 % × 0,083= 96 руб.

Калькулятор земельного налога

Правильность расчета земельного налога можно проверить на официальном сайте Федеральной налоговой службы. Среди электронных сервисов есть очень удобный онлайн калькулятор земельного налога.

Результат вашего расчета не всегда может совпадать с мнением налоговой инспекции. Такая ситуация может возникать при допущенной ошибке или неучтенных льготах. Чтобы восстановить справедливость, необходимо обратиться в орган ФНС с заявлением, составленном в двух экземплярах. К заявлению обязательно приложите документы, согласно которым станет понятна ваша позиция.

Налоговый орган обязан рассмотреть заявление и документы и принять решение об отказе или изменении суммы налога. Отказ должен быть аргументирован и выдан в письменном виде. Если вы настойчиво стоите на своей позиции, обратитесь в суд.

Видео: Налог на землю — рассказывает начальник отдела УФНС России

Остались вопросы? Узнайте, как решить именно Вашу проблему! Напишите прямо сейчас нашему консультанту онлайн. Или звоните нам по телефонам:

Читайте также: