Запрос налоговой о движении денежных средств

Опубликовано: 22.04.2024


С 1 июля 2014 года вступили в силу поправки в ст. 86 НК РФ, которые обязали банки сообщать в налоговую инспекцию информацию об открытии или о закрытии счета, изменении его реквизитов не только организациями и предпринимателями, но и физическими лицами, которые не являются предпринимателями. Это же касается и открытия или закрытия вкладов (п. 1 ст. 86 НК РФ).

К реквизитам счета или вклада относятся следующие сведения: Ф.И.О. физического лица или ИП, для организации – полное наименование; сам номер расчетного счета или вклада клиента; наименование банка, в котором открыт счет и корреспондентский счет самого банка; БИК; ИНН лица; КПП.

Изменения коснулись и п. 2 ст. 86 НК РФ, где закреплена возможность получения сведений о наличии счетов, вкладов в банке и об остатках денежных средств на счетах, вкладах, выписки по операциям на счетах и по вкладам. Ранее порядок запроса и выдачи такой информации был прописан только для организаций и ИП. Перечисленные сведения предоставлялись налоговым органам в случаях проведения мероприятий налогового контроля в отношении этих организаций и ИП. А также при:

  • вынесении решения о взыскании налога;
  • принятии решения о приостановлении операций по счетам организации или ИП;
  • приостановлении переводов электронных денежных средств или отмене приостановления операций по счетам, отмене приостановления переводов электронных денежных средств (п. 2 ст. 86 НК РФ).

С 1 июля 2014 года получение рассматриваемой информации возможно при проведении налоговых проверок и в порядке истребования сведений, предусмотренном ст. 93.1 НК РФ.

Таким образом, законодатель сузил количество оснований для направления запросов налоговыми органами. Понятие налогового контроля шире, чем налоговая проверка, которая является одним из его видов (ст. 82 НК РФ). Последняя четко ограничена по времени – камеральная проверка проводится в течение трех месяцев с момента представления налоговой декларации (ст. 88 НК РФ). Выездная проверка не может продолжаться более двух месяцев, в исключительных случаях срок может быть продлен до шести месяцев. Не могут проводиться выездные проверки чаще двух раз в год без специального решения руководителя ФНС России. Налоговая инспекция не может дважды проверять правильность уплаты одного и того же налога за один и тот же период (ст. 89 НК РФ). Предметом налоговых проверок является точность исчисления и своевременность уплаты налогов.

Статья 93.1 НК РФ предусматривает истребование документов (информации) о налогоплательщике или информации о его конкретных сделках. Такое истребование проводится в ходе налоговой проверки или, если вне проведения налоговых проверок возникает обоснованная необходимость получения информации относительно конкретной сделки.

Это значит, что налоговая инспекция может запросить сведения о движении и остатках денежных средств на счетах организации, ИП и физического лица и в том случае, если проводит проверку деятельности контрагента этой фирмы, ИП или лица, сведения о котором имеются у гражданина. Следует отметить, что НК РФ не обозначает круг ситуаций, за рамками которых истребование указанных документов было бы неправомерным. Однако есть судебный акт, в котором суд отметил, что, поскольку налоговая инспекция, по итогам проведения камеральной проверки, не обнаружила ошибок в декларации налогоплательщика, она не имела права запрашивать дополнительные сведения и документы у контрагента налогоплательщика (Постановление ФАС Уральского округа от 21 мая 2009 г. № Ф09-3209/09-С3 по делу № А50-17601/2008).

Не будет ли получение такой информации нарушением конституционных прав граждан? Напомним, что ст. 23 Конституции РФ закрепляет право каждого на неприкосновенность частной жизни, а ст. 24 Конституции РФ говорит о недопустимости сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия.

В Определении КС РФ от 9 июня 2005 г. № 248-О Суд дал понятие неприкосновенности частной жизни: оно означает предоставленную человеку и гарантированную государством возможность контролировать информацию о самом себе, препятствовать разглашению сведений личного характера. В понятие "частная жизнь" включается та область жизнедеятельности человека, которая касается только его и не подлежит контролю со стороны общества и государства, если она носит непротивоправный характер.

Рассматривая запрос Лангепасского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа о проверке конституционности п. 2 ст. 14 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ "О судебных приставах", КС РФ пришел к выводу о том, что из конституционных гарантий неприкосновенности частной жизни, личной тайны и недопустимости распространения информации о частной жизни лица без его согласия вытекает право каждого на сохранение в тайне сведений о его банковских счетах и банковских вкладах. Со стороны банков следует соответствующая обязанность хранить банковскую тайну (Постановление КС РФ от 14 мая 2003 г. № 8-П*(239)). Однако, в этом же постановлении Суд указал, что законодатель вправе обязать банк предоставить государственным органам и их должностным лицам сведения, составляющих банковскую тайну, но в пределах и объеме, необходимых для соблюдения Конституции РФ и иных законов, включая публичные интересы и интересы других лиц.

Действительно, согласно ст. 26 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. № 395-I
"О банках и банковской деятельности" (далее – Закон о банках), информация об открытии счетов или вкладов, совершения различных операций по счетам, а также информация о наличии или отсутствии денежных средств на счетах является охраняемой законом банковской тайной. И эта же статья предусматривает исключение – предоставление налоговым органам подобной информации в отношении юридических лиц, ИП и физических лиц в установленном законодательством о налогах и сборах порядке.

КРАТКО

Реквизиты решения: Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 13 декабря 2012 г. № А67-1604/2012 по требованию о признании недействительным решения налогового органа.

Доводы заявителя (банка): представление банком документов по запросу налогового органа является нарушением банковской тайны.

Суд решил: Принимая во внимание положения ст. 26 Закона о банках, разъяснения КС РФ, суд указал, что режим банковской тайны не является препятствием для использования соответствующих сведений налоговыми органами, поскольку согласно ст. 102 НК РФ полученные сведения о налогоплательщике составляют налоговую тайну, не подлежат разглашению, имеют специальный режим хранения и доступа. Представление банком документов по запросу налогового органа не является нарушением банковской тайны, так как сведения передаются государственному органу, также сохраняющему тайну в отношении представленных сведений.

Таким образом, само получение налоговыми органами информации, составляющей банковскую тайну, вполне легально. Более того, НК РФ закрепляет, что любые сведения о налогоплательщике, полученные налоговым органом, составляют налоговую тайну (ст. 102 НК РФ). Эта же статья предусматривает некоторые исключения из этого правила, например, когда такая информация находится в общем доступе или представляет собой сведения о налоговых правонарушениях, идентификационном номере налогоплательщика (ИНН) и т.п.

Налоговая тайна не подлежит разглашению, а налоговые органы обязаны ее соблюдать и обеспечивать ее сохранение (пп. 8 п. 1 ст. 32 НК РФ). Налогоплательщики, в свою очередь, имеют право требовать соблюдения и сохранения налоговой тайны (пп. 13 п. 1 ст. 21 НК РФ). За разглашения налоговой тайны для сотрудников налоговых органов предусмотрена как административная, так и уголовная ответственность. В рамках административной ответственности инспектора налоговой службы, получившего доступ к такой информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей, могут оштрафовать на сумму от 4000 до 5000 рублей (ст. 13.14 КоАП). В рамках уголовной ответственности преследуется незаконное разглашение или использование сведений, составляющих налоговую или банковскую тайну, без согласия их владельца лицом, которому она стала известна по службе (ст. 183 УК РФ). Это преступление наказывается либо штрафом до 120 тыс. руб. с лишением права занимать определенные должности до трех лет, либо исправительными работами до двух лет, либо принудительными работами до трех лет, либо лишением свободы до трех лет (ч. 2 ст. 183 УК РФ). Если такие действия повлекли за собой крупный ущерб или были совершены из корыстных побуждений, наказание составит штраф до 200 тыс. руб. с лишением права занимать определенные должности на срок до трех лет, либо принудительные работы на срок до пяти лет, либо до пяти лет лишения свободы (ч. 3 ст. 183 УК РФ). А если разглашение этих сведений повлекло за собой тяжкие последствия, то сотруднику налоговой инспекции грозят принудительные работы на срок до пяти лет или лишение свободы на срок до семи лет (ч. 4 ст. 183 УК РФ).

Законодатель предусмотрел и определенную защиту от произвола налоговых органов при получении рассматриваемой информации. Налоговая инспекция может обращаться в банки только с мотивированными запросами (п. 2 ст. 86 НК РФ).

Исходя из письма ФНС России от 30 августа 2006 г. № САЭ-6-06/870@ "О мотивированных запросах налоговыми органами банков", мотивированным рекомендуется считать запрос, представленный налоговым органом банку по одному или нескольким из перечисленных оснований. Указанное письмо, и приказ ФНС России от 25 июля 2012 г. № ММВ-7-2/518@, который определяет форму и порядок направления запросов в банки, устанавливали шесть оснований, дублируя положения предыдущей редакции п. 2 ст. 86 НК РФ:

  • проведение мероприятий налогового контроля;
  • решение о взыскании налога;
  • приостановление операций по счетам;
  • приостановление переводов электронных денежных средств;
  • отмена приостановления операций по счетам организации, индивидуального предпринимателя;
  • отмена приостановления переводов электронных денежных средств.

Действующее на сегодняшний день письмо ФНС России от 29 мая 2014 г. № ЕД-4-2/10322@ "О запросах в банки с 01.07.2014 и об ответственности банков с 02.05.2014" предусматривает два основания для указания в запросах – проведение в отношении лица налоговой проверки и истребование у лица документов или информации в соответствии со ст. 93.1 НК РФ, что также повторяет положения п. 2 ст. 86 НК РФ, но уже в новой редакции.

В отношении физических лиц были предприняты дополнительные меры, чтобы оградить их от неправомерного и необоснованного доступа к личной информации. Как п. 2 ст. 86 НК РФ, так и письмо ФНС России от 29 мая 2014 г. предусматривают, что в отношении физических лиц налоговый орган имеет право подавать запросы только с согласия руководителя вышестоящего налогового органа или руководителя (заместителя руководителя) ФНС России. В рекомендациях, утвержденных рассматриваемым письмом, имеется специальная строка, в которой указывается информация о согласии на направление запроса в банк, а именно вид, дата и номер, наименование налогового органа, должность и Ф.И.О. лица, согласовавшего направление запроса в банк.

БЛАНК

Рекомендации по заполнению налоговыми органами мотивировочной части запросов в банк, в случаях проведения налоговых проверок либо истребования документов (информации) в соответствии со ст. 93.1 НК РФ.

Следует отметить, что при всех указанных мерах, нигде не установлена обязанность налоговых органов уведомлять о предпринимаемых действиях того субъекта, в отношении которого запрашиваются сведения. При проведении налоговых проверок ситуация ясна – субъект "по умолчанию" в курсе проходящих проверок, так как ему вручается решение о проведении проверки и именно он предоставляет те или иные документы. При истребовании информации (документов) в порядке ст. 93.1 НК РФ, которое может проходить за рамками налоговой проверки, субъект остается неосведомленным о том, что в отношении него поступил такого рода запрос налоговой инспекции.

Запрос налогового органа может быть подан как на бумажном носителе, так и в электронной форме. Банки обязаны ответить в течение трех дней со дня получения такого запроса (п. 2 ст. 86 НК РФ). За непредоставление запрашиваемой информации или предоставление информации с нарушением указанного срока банк будет оштрафован на 20 тыс. руб. в соответствии со ст. 135.1 НК РФ.

Запрос на бумажном носителе вручается налоговым органом представителю банка под расписку, при этом на втором экземпляре запроса ставится отметка банка о получении и этот экземпляр остается у налогового органа. Другой способ подачи запроса на бумажном носителе – почтовое отправление заказным письмом с уведомлением о вручении. Такой запрос представляется в банк на бланке налогового органа, с подписью руководителя этого органа и заверенный печатью. Датой получения для запроса, врученного под расписку представителю банка будет дата, указанная в расписке (отметке) представителя банка о принятии запроса. Для запроса, направленного в банк заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, – дата, указанная в уведомлении о вручении.

В электронной форме запрос подается с помощью Федерального информационного ресурса "Банк-Обмен". Данный ресурс был создан в соответствии с приказом ФНС России от 29 ноября 2011 г. № ММВ-7-6/901@ с целью реализации положения Банка России от 29 декабря 2010 г. № 365-П. "Банк-Обмен" и является внутренней системой обмена данными между ФНС России и банками. При отправлении запроса через этот ресурс, документ формируется в электронном виде и отправляется в банк, после чего распечатывается бумажный экземпляр запроса, который подшивается в дело налогоплательщика. Моментом получения банком запроса будет считаться дата и время в подтверждении банком получения запроса.

Таким образом, получение с 1 июля 2014 года налоговыми органами всех сведений, касающихся ведения банковских счетов и вкладов в отношении физического лица не является нарушением Конституции РФ и иных федеральных законов, а распространение этой информации сотрудниками налоговых органов без согласия лица незаконно и подлежит административной или уголовной ответственности. Система запросов налоговых органов в банки кардинально не изменилась, был расширен перечень предоставляемой информации и введен особый способ ее получения в отношении физических лиц, требующий специального согласия руководителя налогового органа. Такая система согласования призвана защитить персональные данные граждан о счетах и операциях по этим счетам от неправомерного получения и использования. В свете рассмотренных положений, сведения некоторых СМИ о возможной утечке информации и предполагаемых злоупотреблениях сотрудниками налоговых органов представляются сомнительными и необоснованными.


Узнать чужие банковские реквизиты можно, но только в определенном случае.

Чужие счета

Взыскатель при наличии у него исполнительного листа с неистекшим сроком предъявления к исполнению вправе обратиться в налоговый орган с заявлением о представлении этих сведений.

Обратиться за получением указанных сведений взыскатель может в любой территориальный налоговый орган, в том числе в ИФНС (либо УФНС) по месту своего нахождения.

При обращении в налоговый орган с запросом о получении информации о счетах должника для подтверждения своих прав на получение указанной информации необходимо одновременно предъявить подлинник или заверенную в установленном порядке (нотариусом или судом, выдавшем взыскателю исполнительный лист) копию исполнительного листа с неистекшим сроком предъявления к исполнению.

В случае представления в налоговый орган копии исполнительного листа, заверенной уполномоченным должностным лицом организации, являющейся взыскателем, одновременно предъявляется подлинник исполнительного листа.

Надлежаще оформленный запрос может быть направлен по почте (при необходимости получения подтверждения о получении адресатом — заказным письмом с уведомлением), либо предъявлен в налоговый орган лично (через уполномоченного представителя — по доверенности).

При предъявлении взыскателем лично в налоговый орган подлинника исполнительного лица налоговый орган после документального фиксирования факта его наличия возвращает подлинник исполнительного листа взыскателю.

Во всех остальных случаях направления запроса с приложением копии исполнительного листа, заверенной уполномоченным должностным лицом организации-взыскателя, налоговый орган будет проверять достоверность полученной копии исполнительного листа (путем направления соответствующего запроса в суд, выдавший этот исполнительный лист).

Налоговые органы представляют запрошенные сведения в течение 7 дней со дня получения запроса.

Разъяснения по этому вопросу, в частности, даны в Письме Минфина от 26.11.2008 № 03-02-07/2-207, а также в письме ФНС № СА-4-9/14444@ от 24.07.2017.

Свои счета

  • гражданин (физлицо) имеет право на получение от госорганов, органов местного самоуправления информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы;
  • организация имеет право на получение от госорганов, органов местного самоуправления информации, непосредственно касающейся прав и обязанностей этой организации, а также информации, необходимой в связи с взаимодействием с указанными органами при осуществлении этой организацией своей уставной деятельности.
При этом установлено, что обладатель информации, в данном случае ФНС, которая осуществляет полномочия обладателя информации от имени РФ, вправе разрешать или ограничивать доступ к информации, определять порядок и условия такого доступа, а также при осуществлении своих прав обязана соблюдать права и законные интересы иных лиц, ограничивать доступ к информации, если такая обязанность установлена федеральными законами.

В силу положений статьи 84 и статьи 102 НК сведения о налогоплательщике с момента постановки на учет в налоговом органе являются налоговой тайной, которая не подлежит разглашению налоговыми органами, их должностными лицами, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

Порядок доступа к конфиденциальной информации налоговых органов утвержден приказом МНС России от 03.03.2003 № БГ-3-28/96.

В соответствии с пунктом 11 Порядка запрос о предоставлении конфиденциальной информации оформляется и направляется в письменном виде на бланках установленной формы.

При направлении запросов по ТКС подпись заявителя подтверждается электронной цифровой подписью.

Обратиться за получением сведений о своих банковских счетах заявитель может в любой территориальный налоговый орган, в том числе по месту своего нахождения (жительства (пребывания)).

При обращении с запросом заявителю необходимо принять во внимание тот факт, что сведения о счетах (вкладах) физических лиц представляются банками в налоговые органы с 1 июля 2014 года. Информацией о ранее открытых физлицами счетах в банках (если такие счета не закрывались либо по ним не было изменений) налоговые органы не располагают. Также налоговые органы не располагают информацией о движении денежных средств по счетам. Такую информацию заявитель может запросить у банка, в котором открыт счет.

К запросам документов по сделкам или иным операциям, направляемым ФНС в адрес различных компаний и ИП, все давно привыкли. Подобные меры давно и активно используются фискальным органом как средство дополнительного контроля за правомерностью льгот по НДС, возврату налога и обеспечению прозрачности бизнеса в целом.

Типичная ситуация: ФНС присылает в адрес фирмы требование о предоставлении документов по сделке, проведенной такого-то числа, с указанным контрагентом и даже с указанием номера платёжного поручения и суммы с точностью до копейки.

Вариантов реакции, обычно, бизнесмены рассматривают лишь два:

  1. Представить все документы и надеяться, что бухгалтер ничего не напутал, а сам руководитель не поставил лишнюю подпись не там, где надо.
  2. Отказаться от предоставления документов и получить приличный штраф, а в дальнейшем – еще и доначисление налогов со штрафными, опять же, санкциями.

Но есть и третий вариант. Дерзкий, смелый, но совершенно законный: Выяснить правомерность и основания столь серьезных действий налоговой службы.

Предупреждение: Разовое неисполнение поручения ФНС о высылке документов влечет штраф в 5000 рублей. Повторное – уже в 20 000 рублей. Притом ФНС может почти одновременно вынести несколько постановлений разом – ведь «повторным» считается нарушение, совершенное в течение одного года.

Где кончается закон?

Нет-нет, мы ни в коей мере не оспариваем право налоговой требовать документы и иную информацию. Но первое, что должно вас смутить – откуда у ФНС столь обширный перечень конфиденциальной коммерческой информации, включая нюансы сделки, номера платежных поручений и точные суммы. Ах, им это предоставил банк! А на каком основании?!

Обычно ФНС направляет в банк запрос о движении средств по счету. Банк, не особо вникая в основания его направления, принимает требование «под козырек» и в течение трех дней «сливает» всю необходимую информацию ФНС. Обычная практика. Когда запросов десятки, а квалификация работников банка не позволяет им в достаточной мере владеть знаниями законодательства.

Основания к таким действиям ФНС прописаны в законе – ч. 2 ст. 86 НК РФ устанавливает исчерпывающий перечень случаев, когда ФНС имеет право подать запрос в банк о движении средств.

В их числе:

  • Проведение налоговой проверки любого вида (камеральной или выездной);
  • Истребование документов у налогоплательщика в рамках ст. 93.1 НК РФ, то есть тоже в рамках налогового контроля и проведения проверочных мероприятий, проводимых на основании решения руководителя (или его заместителя) территориального налогового органа;
  • Запрет на совершение операций по счету, наложенный в рамках мероприятий налогового контроля.

Налоговики же подходит к исполнению требований ст. 86 НК РФ формально. В банк уходит запрос, по которому ФНС, ссылаясь на эту статью, просит предоставить сведения о счетах и движении средств по ним, а затем и в адрес юридического лица или ИП, по счетам которого что-то налоговикам не понравилось.

Что делать бизнесу, если ФНС требует документы?

Можно просто отдать им все необходимое и дело с концом. Но если у вас все в порядке с этой сделкой, то почему бы немного не напомнить и банкам, и налоговой службе о необходимости соблюдения закона?

Сразу после получения запроса от налоговой службы с излишне детально раскрытыми сведениями по сделке, можно:

В очень большом числе случаев ФНС не оформляет материал проверки, а работает «вслепую» - пачками запрашивая данные о движении средств по счетам, а из них выбирая не попавшие в отчетность или же подозрительные операции. Банки же не утруждают себя перепиской по каждому запросу ФНС, число которых может достигать от пары десятков до нескольких сотен в месяц. Им проще выполнить все, тем самым «подставив» клиента под проверку.

Эти действия ФНС можно безо всякого стеснения обжаловать в вышестоящую налоговую службу, а затем и в суд на случай отказа или игнорирования жалобы. Но суда дело не дойдет, поскольку вышестоящие инстанции ФНС достаточно активно реагируют на нарушения подчинённых им управлений или отделов.

Примеры из судебной практики см. в Постановлении ФАС Дальневосточного Округа от 15.02.2012 г. № Ф03-6511/2011.

Примечание: Порядок взаимодействия с налогоплательщиком в рамках проверочных мероприятий прописан в ст. 93.1 ГК РФ. Вкратце – любой запрос налоговой в адрес ИП или компании должен быть осуществлен на основании решения о проведении проверочных мероприятий. Просто так, «для сведения», ФНС не вправе запрашивать какие-либо документы, но вправе потребовать «информацию» - любые сведения, которые вы можете изложить письменно. И запрашивает сведения только та налоговая, в которой поставлен на учет налогоплательщик.

А что же банк?

Идеально, если этот запрос будет направлен после обжалования незаконных действий ФНС или даже наложенных за непредставление документов штрафов.

Для банков всех уровней реакция ЦБ РФ на подтвержденный факт утечки информации клиента будет очень и очень неприятной, что навсегда отучит как минимум одно служебное поколение банковских клерков слепо исполнять немотивированные запросы ФНС.

Помощь юристов и защита своих прав

Помните, что играть с огнем стоит лишь в случаях, когда ваша бухгалтерская отчетность и сделки не вызовут нареканий со стороны ФНС. В ином случае вежливо щёлкнутая по носу налоговая служба в следующий раз принципиально для вас организует проведение налоговой проверки по всем правилам и уже на законном основании потребует подтвердить ту или иную операцию. Требовать соблюдать закон можно лишь самому не нарушая его…

Дополнительную консультацию по любым вопросам, касающимся налогообложения или защиты интересов компании при проведении налоговых проверок, вы можете получить у наших специалистов.

Сообщать налоговой о ваших счетах стало проще. Но если не сообщить или просрочить, за это будут штрафовать.

Что нужно знать владельцам счетов за границей

Самое важное, чтобы спать спокойно:

  1. Вы должны сообщить налоговой о том, что открыли или закрыли счет в другой стране. На это есть месяц, а потом будет штраф.
  2. Сообщать нужно специальным уведомлением — не в произвольной форме.
  3. Проще всего подать уведомление через личный кабинет налогоплательщика.
  4. До 1 июня следующего года нужно сдавать отчет о движении денег по счетам и вкладам за рубежом. Но не всем.
  5. ИП и фирмы отчитываются о движении денег каждый квартал.
  6. Из-за нарушений валютного законодательства можно потерять до 100% дохода. Это кроме штрафа за отчеты и уведомления.

Что это за приказ

Если у человека или компании есть счет в другой стране, об этом нужно сообщить налоговой. О счетах в России рассказывать не нужно, потому что информацию передают банки. А вот о счетах в иностранных банках должен сообщить сам владелец счета. На это у него есть 30 дней. Сообщать нужно о том, что счет открылся, закрылся или у него изменились реквизиты. Так работает закон о валютном контроле. Сообщать о счетах — это обязанность.

Если сообщить о счете позже, то это нарушение, за которое штрафуют: людей — на 1500 рублей, а фирмы — на 100 000. Причем штраф выпишут, даже если сообщить, но не по правилам. А если совсем никак не сообщать, то, когда узнают, оштрафуют на 5000 рублей. Компаниям вообще не поздоровится: им светит 1 000 000 рублей штрафа.

Как правильно сообщать о счетах за границей

Есть четыре способа сообщить налоговой, что вы открыли или закрыли счет в банке за пределами России. Или если у вас изменились реквизиты, причем не только счета, но и любого вклада.

Лично. Уведомление нужно принести в налоговую по месту жительства. Если постоянной прописки нет, тогда по месту временной регистрации. Если и ее нет — то по месту расположения вашей недвижимости. А когда и недвижимости нет, можно сообщить в любую налоговую. Не подходят только те, которые занимаются регистрацией бизнеса.

Через представителя. Допустим, сами вы приехать не можете, тогда уведомление за вас подает кто-то из родственников. Но при условии, что вы заранее сделали ему доверенность. Форма и сроки при этом не меняются.

В личном кабинете на nalog.ru. Теперь уведомления об иностранных счетах можно подать через интернет и вообще никуда не ходить. Заполняете форму, подписываете бесплатной неквалифицированной подписью — и все, ваша обязанность перед страной выполнена.

Отчет о движении денег по счетам за границей

Налоговая хочет знать не только о том, что у вас есть счет в иностранном банке, но и о том, сколько там денег. Для этого есть отдельный отчет — о движении денежных средств.

Начиная с 2015 года резиденты должны сдавать такие отчеты до 1 июня следующего года. Это тоже можно сделать через личный кабинет, лично и почтой. В отчете нет информации о каждой операции, но должно быть написано, сколько денег у вас было в начале года, сколько пришло, ушло и осталось. Отдельно по каждой валюте.

штраф за опоздание с отчетом по счетам за границей

Я гражданин РФ, но почти не бываю в России. Мне нужно сообщать что-то в налоговую?

Заметьте, вы можете быть резидентом, но уведомление и отчет при этом не подавать. Достаточно прожить за границей больше 183 дней именно за календарный год. К примеру, если в 2017 году вы больше полугода прожили за рубежом и ничего не подавали о своих счетах, вы не нарушили закон. И если в 2018 году будет так же, спокойно открывайте вклады и не рассказывайте о них налоговой: вам за это ничего не будет. Это федеральный закон, который работает с 2018 года.

Налоговый и валютный резидент — это не одно и то же. Их определяют по-разному. Не перепутайте, когда будете считать дни в загранпаспорте.

Еще не нужно сообщать о счетах, которые были закрыты до конца 2014 года. Это касается всех.

Я ничего не предоставлял. Что теперь делать?

С апреля 2016 года срок давности по таким нарушениям — два года. Вас все еще могут оштрафовать в течение двух лет после того срока, когда вы должны были отчитаться, но не отчитались. Чем больше просрочка, тем выше штраф.

По движениям средств за 2018 год нужно отчитаться до 1 июня 2019 года.

Зачем налоговой эта информация

Налоговая хочет знать о ваших счетах и доходе, который вы получаете. Так она сможет проверить, все ли налоги вы заплатили. Может быть, вы сдаете недвижимость за границей, а в российский бюджет ничего не платите. Или у вас вклад в швейцарском банке, а налогов нет. А может, вы продаете ценные бумаги или вообще совершаете операции, которые запрещены.

Все это налоговая хочет разузнать, чтобы что-нибудь вам доначислить. Штрафы за непредставление уведомлений — это еще цветочки. Иногда в российский бюджет придется заплатить 100% дохода, который вы получили в иностранном банке.

С валютным законодательством все строго. Прежде чем открывать счет за границей или заключать договор в долларах, лучше проконсультироваться с экспертом или хотя бы в отделе валютного контроля своего банка.

Вступление в силу изменений в ФЗ № 173 "О валютном регулировании" внесло коррективы в отношения между налоговой службой и вкладчиками, открывающими счета у зарубежных брокеров. До начала 2020 года налоговиков можно было оповещать только в случае открытия банковского счета за границей. Нововведения касаются брокерских счетов, открытых после 01.01.2020.

О чем нужно уведомить налоговую, работая с брокером?

Начиная с января 2020 года владелец брокерского счета обязан уведомлять ФНС об открытии счета, смене реквизитов, движении средств. Дополнительно инвестор заполняет 3-НДФЛ. Переводить документы с иностранного языка на русский можно без нотариальной заверки, хотя по необходимости сотрудники налоговой службы могут ее запросить.

Подаем в налоговую

Ранее резиденты РФ сообщали в ФНС только о счетах, которые открыты в заграничных банках. Даже если банк и брокер - одна организация, от оповещения налоговой это не освобождало. Нововведения обязывают оповещать о счетах в банках, других финансовых организациях за границей. Под финансовыми организациями понимают компании, привлекающие средства для хранения и управления, инвестирования и разных сделок.

Справка: если резидент РФ заводит счет у иностранного брокера, налоговые службы хотят об этом знать. Если меняются реквизиты либо счет закрывается, об этом также следует своевременно сообщить. Дополнительно нужен отчет о движении средств за прошлый год.

Уведомление об открытии счета

Освобождаются от уведомления налоговой владельцы счета, открытого до начала 2020 года. Известить налоговиков следует в течение месяца с момента открытия либо закрытия счета. Формы уведомлений доступны на официальном сайте ФНС. Документы подаются лично, через представителя, по почте (заказным письмом), из "Личного кабинета налогоплательщика".

Уведомление о смене реквизитов счета

О смене реквизитов счета у иностранного брокера также требуется сообщить в налоговую службу. Срок - 1 месяц с момента внесения изменений. Форма та же, что указана выше.

Отчет о движении денежных средств

Уведомление в налоговую отправляется до 1 июня следующего года. Начинать с отчета за 2020 год. Первый раз отчетные документы сдаются до 01.06.2021. Если в отчетном году счет закрывается, уведомлять о движении средств нужно за период с 1 января в отчетном году до даты закрытия. Подается документ параллельно с уведомлением о закрытии счета. Форма отчета включает сведения о сумме на начало года, поступлениях и списаниях в течение года, остатке.

Отчет о движении средств не нужен при двух условиях:

  1. Брокер находится в стране, которая обменивается с Россией финансовой информацией (полный список на сайте налоговой).
  2. Изменения суммы за год не более 600 тыс. рублей.

Что будет, если не подавать уведомления и отчеты?

За несоблюдение указанных в ФЗ № 173 норм взимаются штрафы. Их размеры и порядок исчисления прописаны в статье 15.25 КоАП РФ. 20 июля 2020 года в данную статью (как и в 173-ФЗ) были внесены изменения и дополнения, закрепленные Федеральным законом № 218-ФЗ.

В соответствии с законом нарушением считается:

  1. Несоблюдение сроков подачи информации об открытии или закрытии брокерского счета, а также передача данных с нарушением формы уведомления. К нарушителям применяются штрафы в таком размере:
  • 1 000–1 500 рублей физическим лицам;
  • 5 000–10 000 рублей должностным лицам;
  • 50 000–100 000 рублей юрлицам.
  1. Отсутствие уведомления об открытии/закрытии зарубежного счета или об изменениях в его реквизитах. Штрафные санкции накладываются в сумме:
  • 4 000–5 000 рублей на граждан;
  • 40 000–50 000 рублей на должностных лиц;
  • 800 000–1 000 000 рублей на юрлиц.
  1. При несоблюдении правил налоговой отчетности, которая установлена законодательно, нарушители также подвергаются административным наказаниям. К данному пункту относят нарушения сроков хранения отчетности, а также неуведомление сторон о движениях на брокерских счетах. Резиденты получают такие штрафы:
  • 2 000–3 000 рублей, если речь идет о физлице;
  • 4 000–5 000 выплатят те, кто находился при исполнении должностных обязанностей;
  • 40 000–50 000 - юрлица.
  1. Если нарушены сроки подачи отчетности о движениях на брокерском счету. Размер штрафных санкций напрямую зависит от количества просроченных дней:
  • не более 10 календарных дней:
    • граждане - 300–500 рублей,
    • должностные лица - 500–1 000,
    • юрлица - 5 000–15 000 рублей;
  • от 10 суток до месяца:
    • физлица -1 000–1 500,
    • при должности - 2 000–3 000;
    • юридические резиденты - 20 000–30 000;
  • более чем на 30 дней:
    • физические представители - 2 500–3 000;
    • должностные лица - 4 000–5 000;
    • юрлица - 40 000–50 000.
  1. Резидент, который "забыл" отчитаться в ФНС в течение 90 календарных дней, получит такую сумму административного наказания:
  • 2 500–3 000 - граждане;
  • 4 000–5 000 - должностные представители;
  • 40 000–50 000 - юридические резиденты.

При повторном совершении одного из перечисленных выше правонарушений, кроме пункта 4 списка, к налоговым резидентам применяются дополнительные штрафные санкции:

  • физические лица обязаны будут уплатить 10 000 рублей;
  • граждане, находящиеся при исполнении должностных обязанностей, выплатят 12 000–15 000;
  • юридические лица - 120 000–150 000 рублей.

Повторное нарушение сроков подачи отчетности, независимо от количества просроченных дней, приведет к применению административного наказания в таких пределах:

  • граждане заплатят 20 000 рублей;
  • должностные лица - 30 000–40 000;
  • юрлица - 450 000–600 000.

Отчетность подается по результатам прошедшего календарного периода до 1 июня следующего года.

Способы уведомления налоговой

Уведомить ФНС нужно до 30 апреля следующего за отчетным года. В 2020 году ввиду пандемии срок подачи декларации за прошлый год продлили до 30 июля, но налоги нужно заплатить до 15 июля.

Декларацию можно подавать лично, посетив офис ФНС, либо через МФЦ. Более удобный способ - взаимодействовать с госструктурами онлайн. Можно скачать специальное приложение, чтобы сформировать отчет для отправки в налоговую либо заполнить 3-НДФЛ непосредственно в "Личном кабинете" на сайте ФНС.

Уведомления и отчеты представляются лично, заказным письмом и через "Личный кабинет". Первые два варианта требуют знания адреса филиала. Третий вариант подразумевает распечатку бланка с заполненными сведениями, проставление личной подписи, сканирование и отправку на электронный адрес.

В распоряжении госструктур есть масса инструментов, позволяющих контролировать финансовые операции на счетах, достоверность представленных налогоплательщиками данных. Те, кто хочет сэкономить на налогах, рискуют в обозримом будущем столкнуться в лучшем случае со штрафами. Поэтому опытные инвесторы, работающие с зарубежными брокерами, рекомендуют минимизировать внимание со стороны ФНС путем своевременной отправки любой отчетности.

Подпишитесь на нашу рассылку, и каждое утро в вашем почтовом ящике будет актуальная информация по всем рынкам.

Читайте также: