Закон украины о системе налогообложения

Опубликовано: 25.03.2024

Группы, виды и формы налогообложения предприятий, организаций. Оптимизация и принципы налогообложения. Как выбрать общую или упрощенную систему налогообложения бизнеса. Изменения в Налоговый Кодекс Украины согласно налоговой реформе.

  1. Системы налогообложения в Украине
  2. Упрощенная или общая система налогообложения субъектов малого предпринимательства: оцениваем преимущества и недостатки
  3. Переход на упрощенную систему налогообложения
  4. Налоговое законодательство. Налоговый Кодекс
  5. Стоимость юридических услуг в сфере налогообложения бизнеса
  6. Какие налоги платит юридическое лицо в Украине:
    1. НДС
    2. Налог на прибыль
    3. Акцизный налог
    4. Единый налог
    5. ЕСВ
    6. Налог на репатриацию
    7. Рентная плата

Видео путеводитель

Системы налогообложения в Украине

Система налогообложения - совокупность налогов, сборов, других обязательных платежей в бюджеты и взносов в государственные целевые фонды, взимаемых в установленном Налоговым кодексом порядке.

В Украине устанавливаются общегосударственные и местные налоги и сборы.

К общегосударственным относятся:

  • налог на прибыль предприятий;
  • налог на доходы физических лиц;
  • налог на добавленную стоимость;
  • акцизный налог;
  • экологический налог;
  • рентная плата;
  • пошлина.

К местным налогам относятся:

  • налог на имущество;
  • единый налог.

К местным сборам относятся:

  • сбор за места для парковки транспортных средств;
  • туристический сбор.

В Украине наряду с общей системой налогообложения, действует упрощенная система налогообложения, учета и отчетности.

Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности - особый механизм взимания налогов и сборов, устанавливающий замену уплаты отдельных налогов и сборов, , на уплату единого налога в порядке и на условиях, определенных Налоговым Кодексом, с одновременным ведением упрощенного учета и отчетности.

Юридическое лицо или физическое лицо - предприниматель может самостоятельно избрать упрощенную систему налогообложения, если такое лицо соответствует требованиям, установленным Налоговым Кодексом, и регистрируется плательщиком единого налога.

Плательщики единого налога освобождаются от обязанности начисления, уплаты и представления налоговой отчетности по таким налогам и сборам:

  1. налог на прибыль предприятий;
  2. налог на доходы физических лиц в части доходов (объекта налогообложения), полученных в результате хозяйственной деятельности плательщика единого налога первой - четвертой группы (физического лица) и обложенных единым налогом;
  3. налога на добавленную стоимость по операциям по поставке товаров, работ и услуг, место поставки которых находится на таможенной территории Украины, кроме налога на добавленную стоимость, уплачиваемого физическими лицами и юридическими лицами, избравшими ставку единого налога, определенную подпунктом 1 пункта 293.3 статьи 293 НКУ (3% +НДС), а также уплачиваемого плательщиками единого налога четвертой группы;
  4. налога на имущество (в части земельного налога), кроме земельного налога за земельные участки, которые не используются плательщиками единого налога первой - третьей групп для осуществления хозяйственной деятельности и плательщиками единого налога четвертой группы для ведения сельскохозяйственного товаропроизводства;
  5. рентной платы за специальное использование воды плательщиками единого налога четвертой группы.

Упрощенная или общая система налогообложения субъектов малого предпринимательства: оцениваем преимущества и недостатки

Физическое лицо – предприниматель, упрощенная система налогообложения

Преимуществом является простота учета. Требования к упрощенцам установлены НКУ.

Ставки фиксированного налога невысоки.Ставки единого налога для плательщиков первой группы устанавливаются в процентах к размеру прожиточного минимума для трудоспособных лиц, установленного законом на 1 января налогового (отчетного) года, второй группы - в процентах к размеру минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января налогового (отчетного) года.

Фиксированные ставки единого налога устанавливаются сельскими, поселковыми, городскими советами или советами объединенных территориальных общин для физических лиц - предпринимателей, осуществляющих хозяйственную деятельность, в зависимости от вида хозяйственной деятельности, из расчета на календарный месяц:

1) для первой группы плательщиков единого налога - в пределах до 10 процентов размера прожиточного минимума;

2) для второй группы плательщиков единого налога - в пределах до 20 процентов размера минимальной заработной платы.

Процентная ставка единого налога для плательщиков третьей группы устанавливается в размере:

1) 3 процента дохода - в случае уплаты налога на добавленную стоимость;

2) 5 процентов дохода - в случае включения налога на добавленную стоимость в состав единого налога.

Предприниматель – упрощенец не освобождается от уплаты единого социального взноса, предусмотренного Законом Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» в размере не ниже минимального (22% от минимальной заработной платы).

Физическое лицо – предприниматель, общая система налогообложения

Предприниматель – неупрощенец является плательщиком подоходного налога по ставке, определенным в пункте 167.1 статьи 167 Налогового Кодекса Украины (18%).

Безусловным плюсом является то, что налогом облагается чистый доход, за вычетом документально подтвержденных затрат от предпринимательской деятельности физического лица.Следует отметить, что к таким затратам относятся только те, которые непосредственно связанны с хозяйственной деятельностью предпринимателя. Перечень таких затрат установлен п.177.4 ст.177 НКУ.

Не включаются в состав расходов предпринимателя:

  • расходы, не связанные с осуществлением хозяйственной деятельности таким физическим лицом - предпринимателем;
  • расходы на приобретение, самостоятельное изготовление основных средств и расходы на приобретение нематериальных активов, подлежащих амортизации;
  • расходы на приобретение и содержание основных средств двойного назначения;
  • документально не подтвержденные расходы.

Ставки ЕСВ для предпринимателя – неупрощенца такие же, как и для единщика. Однако базой для начисления ЕСВ в данном случае будет чистый, облагаемый налогом доход. При этом, минимальный размер отчислений установлен на том же уровне, что и для единщиков.

Самым негативным моментом для этой системы налогообложения является необходимость оплачивать подоходный налог авансом ежеквартально.

Авансовые платежи по налогу на доходы физических лиц рассчитываются налогоплательщиком самостоятельно в соответствии с фактическими данными, указанными в Книге учета доходов и расходов, каждого календарного квартала и уплачиваются в бюджет до 20 числа месяца, следующего за каждым календарным кварталом (до 20 апреля, до 20 июля и до 20 октября). Авансовый платеж за четвертый календарный квартал не рассчитывается и не уплачивается. Если результатом расчета авансового платежа за соответствующий календарный квартал является отрицательное значение, то авансовый платеж за такой период не уплачивается.

К минусам можно отнести также необходимость использования регистраторов расчетных операции (РРО) в соответствии с Законом Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг».

Физические лица - предприниматели обязаны вести Книгу учета доходов и расходов и иметь подтверждающие документы о происхождении товара. Форма Книги учета доходов и расходов и порядок ее ведения утверждены Приказом Министерства доходов и сборов.

ФЛП на общей системе налогообложения подают годовую налоговую декларацию в течение 40 календарных дней, которые наступают за последним днем отчетного года.

Юридическое лицо, упрощенная система налогообложения

Компания с объемом годовой выручки до 5 млн. гривен может избрать один из двух вариантов единого налога:

  • 3% от выручки + НДС;
  • 5% от выручки.

Юридические лица – единоналожники также не освобождаются от уплаты единого социального взноса. Размер ЕСВ составит 22% от фонда оплаты труда.

Основной минус этого варианта налогообложения очевиден: базой налогообложения является весь объем выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг), не уменьшенный на стоимость затрат производства. Поэтому такой способ налогообложения, при всей своей простоте, может быть выгоден лишь для очень ограниченного круга представителей малого бизнеса.

Юридическое лицо, общая система налогообложения

Если субъект малого предпринимательства – юридическое лицо избрало общую систему налогообложения, то кроме налога на прибыль он может являться также плательщиком таких налогов, как НДС, земельный налог, акцизный налог, экологический налог, рентная плата.

Базовая ставка налога на прибыль составляет 18%.

Налогообложению подлежит чистая прибыль, уменьшенная на сумму затрат, однако некоторые из видов затрат не учитываются при определении размера облагаемой налогом прибыли или учитываются лишь частично.

Что касается единого социального взноса, то он составит 22% фонда оплаты труда.

Таким образом, ни один из описанных способов налогообложения не имеет однозначного преимущества над другими. Экономически самым выгодным остается фиксированный налог, оплачиваемый физическим лицом – предпринимателем. Однако в этом случае есть ограничения по видам деятельности, годовому объему выручки и количеству наемных сотрудников.

Переход на упрощенную систему налогообложения

Для избрания или перехода на упрощенную систему налогообложения субъект хозяйствования подает в контролирующий орган заявление.

Заявление подается по выбору налогоплательщика, одним из следующих способов:

  1. лично налогоплательщиком или уполномоченным на это лицом;
  2. направляется по почте с уведомлением о вручении и с описью вложения;
  3. средствами электронной связи в электронной форме с соблюдением условия относительно регистрации электронной подписи подотчетных лиц в порядке, определенном законодательством;
  4. государственному регистратору как приложение к заявлению о государственной регистрации, подаваемого для проведения государственной регистрации юридического лица или физического лица - предпринимателя . Электронная копия заявления, изготовленная путем сканирования, передается государственным регистратором в контролирующий орган одновременно со сведениями заявления о государственной регистрации на проведение государственной регистрации юридического лица или физического лица - предпринимателя согласно Закону Украины "О государственной регистрации юридических лиц, физических лиц - предпринимателей и общественных формирований "

Зарегистрированные в установленном порядке физические лица - предприниматели, которые до окончания месяца, в котором произошла государственная регистрация, подали заявление об избрании упрощенной системы налогообложения и ставки единого налога, установленной для первой или второй группы, считаются плательщиками единого налога с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором произошла государственная регистрация.

Зарегистрированные в установленном законом порядке субъекты хозяйствования, которые в течение 10 дней со дня государственной регистрации подали заявление об избрании упрощенной системы налогообложения и ставки единого налога, установленной для третьей группы, которая не предусматривает уплату налога на добавленную стоимость, считаются плательщиками единого налога со дня их государственной регистрации.

Субъект хозяйствования, который является плательщиком других налогов и сборов, может принять решение о переходе на упрощенную систему налогообложения путем подачи заявления в контролирующий орган не позднее чем за 15 календарных дней до начала следующего календарного квартала. Такой субъект хозяйствования может осуществить переход на упрощенную систему налогообложения один раз в течение календарного года

Налоговое законодательство. Налоговый Кодекс

Налоговое законодательство Украины состоит из Конституции Украины; Налогового Кодекса; Таможенного кодекса Украины и других законов по вопросам таможенного дела в части регулирования правоотношений, возникающих в связи с налогообложением пошлиной операций по перемещению товаров через таможенную границу Украины; действующих международных договоров, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины и которыми регулируются вопросы налогообложения; нормативно-правовых актов, принятых на основании и во исполнение Налогового Кодекса и законов по вопросам таможенного дела; решений Верховной Рады Автономной Республики Крым, органов местного самоуправления по вопросам местных налогов и сборов, принятых по правилам, установленным Налоговым Кодексом.

Если международным договором, согласие на обязательность которого предоставлено Верховной Радой Украины, установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены Налоговым Кодексом, применяются правила международного договора.

Налоговый кодекс Украины является основным кодифицированным актом в сфере налогообложения и регулирует отношения, возникающие в сфере взимания налогов и сборов, в частности определяет исчерпывающий перечень налогов и сборов, взимаемых в Украине, и порядок их администрирования, плательщиков налогов и сборов, их права и обязанности, компетенцию контролирующих органов, полномочия и обязанности их должностных лиц во время администрирования налогов, а также ответственность за нарушение налогового законодательства.

Общегосударственные, местные налоги и сборы, взимание которых не предусмотрено Налоговым Кодексом, уплате не подлежат.

Основные принципы налогового законодательства Украины

  • всеобщность налогообложения - каждое лицо обязано уплачивать установленные законодательством налоги и сборы, плательщиком которых оно является соответствии с положениями Налогового Кодекса;
  • равенство всех плательщиков перед законом, недопущение любых проявлений налоговой дискриминации - обеспечение одинакового подхода ко всем налогоплательщикам независимо от социальной, расовой, национальной, религиозной принадлежности, формы собственности юридического лица, гражданства физического лица, места происхождения капитала;
  • неотвратимость наступления определенной законом ответственности в случае нарушения налогового законодательства;
  • презумпция правомерности решений плательщика налога в случае, если норма закона или другого нормативно-правового акта, изданного на основании закона, или если нормы разных законов или разных нормативно-правовых актов допускают неоднозначную (множественную) трактовку прав и обязанностей налогоплательщиков или контролирующих органов, в результате чего есть возможность принять решение в пользу как налогоплательщика, так и контролирующего органа;
  • фискальная достаточность - установление налогов и сборов с учетом необходимости достижения сбалансированности расходов бюджета с его поступлениями;
  • социальная справедливость - установление налогов и сборов в соответствии с платежеспособностью налогоплательщиков;
  • экономичность налогообложения - установление налогов и сборов, объем поступлений от уплаты которых в бюджет значительно превышает расходы на их администрирование;
  • нейтральность налогообложения - установление налогов и сборов способом, который не влияет на увеличение или уменьшение конкурентоспособности налогоплательщика;
  • стабильность - изменения в любые элементы налогов и сборов не могут вноситься позднее чем за шесть месяцев до начала нового бюджетного периода, в котором будут действовать новые правила и ставки. Налоги и сборы, их ставки, а также налоговые льготы не могут изменяться в течение бюджетного года;
  • равномерность и удобство уплаты - установление сроков уплаты налогов и сборов, исходя из необходимости обеспечения своевременного поступления средств в бюджеты для осуществления расходов бюджета и удобства их уплаты плательщиками;
  • единый подход к установлению налогов и сборов - определение на законодательном уровне всех обязательных элементов налога.
Поиск юридических услуг в сфере налогообложения бизнеса


На Украине отдельными законодательными актами урегулированы отношения, складывающиеся относительно уплаты налогов, предусмотренных Законом о системе налогообложения, и относительно уплаты единого налога, предусмотренного Указом и Законом о поддержке малого предпринимательства.

Это дает основания считать, что на Украине внедрены две самостоятельные системы налогообложения: обычная и упрощенная.

Обычная система внедрена Законом о налогообложении и конкретными законами о налогах, сборах (обязательных платежах), обязывающим налогоплательщиков взимать общегосударственные и местные налоги, предусмотренные статьями 13, 14 указанного Закона.

Упрощенная система внедрена Указом Президента Украины «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства» и закреплена в Законе о поддержке малого предпринимательства, суть которой, в соответствии со статьей 11 этого Закона, заключается в замене уплаты предусмотренных обычной системой налогообложения налогов уплатой единого налога

Коллегия судей Высшего административного суда Украины, рассмотрев в судебном заседании в порядке кассационного производства административное дело по иску Малого предприятия «Л» к Управлению Пенсионного фонда Украины в г. Глухове — о признании недействительным решения по кассационной жалобе Малого предприятия «Л» на определение Харьковского апелляционного хозяйственного суда от 10 января 2006 года, установила следующее.

В марте 2005 года Малое предприятие фирма «Л» обратилось в Хозяйственный суд Сумской области с иском к Управлению Пенсионного фонда Украины в г. Глухове — о признании недействительным решения № 384 о применении финансовых санкций за доначисление органом Пенсионного фонда Украины или страхователем сумм, своевременно не исчисленных и не уплаченных страховых взносов от 23 декабря 2004 года, и требования об уплате долга № 92 от 23 декабря 2004 года.

Исковые требования обосновывались тем, что в соответствии с Указом Президента Украины от 28 июня 1999 года № 746/99 «О внесении изменений в Указ Президента Украины от 3 июля 1998 года № 127/98 «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства», субъекты малого предпринимательства, уплачивающие единый налог, не являются плательщиками сбора на обязательное государственное пенсионное страхование.

Решением Хозяйственного суда Сумской области от 29 сентября 2005 года иск удовлетворен, признано недействительным решение № 384 о применении финансовых санкций и начисление пени за неуплату (неперечисление) или несвоевременную уплату (несвоевременное перечисление) страхователями страховых взносов, в том числе доначисленных страхователями или органом Пенсионного фонда на общую сумму 4167,64 грн. Признано недействительным требование ответчика № 92 от 23 декабря 2004 года об уплате долга в сумме 6343,83 грн.

Вышеупомянутое решение мотивировано тем, что истец не является плательщиком сбора на общеобязательное государственное пенсионное страхование, поскольку является плательщиком единого налога, установленного Указом Президента Украины «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства».

Определением Харьковского апелляционного хозяйственного суда от 10 января 2006 года апелляционная жалоба Управления Пенсионного фонда Украины в г. Глухове удовлетворена, отменено решение Хозяйственного суда Сумской области от 29 сентября 2005 года и принято новое решение, которым в иске отказано.

Определение суда апелляционной инстанции мотивировано следующим.

Указ Президента Украины «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства» № 727/98 от 3 июля 1998 года распространяет свое действие на налоговые правоотношения, он является специальным нормативным правовым актом, определяющим порядок отношений с бюджетами и государственными целевыми фондами субъектов малого предпринимательства, избравших упрощенную систему налогообложения в виде уплаты единого налога. При этом статья 6 Указа № 727/98 устанавливает льготы, одной из которой является освобождение от уплаты сбора на обязательное государственное пенсионное страхование субъекта малого предпринимательства только в сфере его предпринимательской деятельности. Отношения по общеобязательному государственному пенсионному страхованию урегулированы специальным законодательством. В частности, Законом Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании», Законом Украины «О сборе на обязательное государственное пенсионное страхование».

Статьей 1 Закона Украины «О сборе на обязательное государственное пенсионное страхование» определяются плательщики сбора на обязательное государственное пенсионное страхование. В частности, плательщиками сбора являются субъекты предпринимательской деятельности независимо от форм собственности, их объединения, бюджетные, общественные и другие учреждения и организации, объединения граждан и другие юридические лица, а также физические лица — субъекты предпринимательской деятельности, использующие труд наемных работников. Объектом налогообложения для указанного круга субъектов являются фактические расходы на оплату труда работников.

Закон Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» регулирует отношения, возникающие между субъектами системы общеобязательного государственного пенсионного страхования, определяет ставки, механизм взыскания и льготы относительно уплаты сбора на обязательное государственное пенсионное страхование. Действие других нормативно-правовых актов может распространяться на эти отношения лишь в случаях, предусмотренных указанным Законом, или в части, не противоречащей ему (часть 1 статьи 5 Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании»).

Согласно пункту 1 статьи 14 указанного Закона, юридические и физические лица, избравшие особый способ налогообложения, являются страхователями (работодателями) для лиц, работающих у них на условиях трудового договора (контракта) или других условиях, предусмотренных законодательством, либо по договорам гражданско-правового характера.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 8 Заключительных положений Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» до вступления в силу закона о направлении части страховых взносов в накопительный фонд страховые взносы, перечисляемые в солидарную систему, уплачиваются страхователями и застрахованными лицами на условиях и в порядке, определенных этим Законом, и в размерах, предусмотренных Законом Украины «О сборе на обязательное государственное пенсионное страхование» для соответствующих плательщиков сборов.

Статьей 18 Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» установлено, что страховые взносы не включаются в состав налогов, других обязательных платежей, составляющих систему налогообложения. На эти взносы не распространяется налоговое законодательство. Законодательством не могут устанавливаться льготы по начислению и уплате страховых взносов или освобождению от их уплаты.

Учитывая вышеуказанное и положение части 1 статьи 19 упомянутого Закона, все плательщики независимо от форм собственности и хозяйствования, а также от избранной системы налогообложения обязаны начислять на суммы фактических расходов на оплату труда работников и пособия по временной нетрудоспособности страховые взносы в размере 32 % и уплачивать их в установленные сроки и в полном объеме.

Учитывая вышеизложенное, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что спорные правоотношения регулировались Законом Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» и Законом Украины «О сборе на общеобязательное государственное пенсионное страхование», нормы которых не устанавливают льгот относительно освобождения от уплаты сбора для субъектов предпринимательской деятельности, перешедших на упрощенную систему налогообложения.

Не соглашаясь с определением Харьковского апелляционного хозяйственного суда от 10 января 2006 года, Малое предприятие «Л» обратилось с кассационной жалобой, в которой просит определение Харьковского апелляционного хозяйственного суда от 10 января 2006 года отменить, а решение Хозяйственного суда Сумской области от 29 сентября 2005 года оставить в силе.

Заслушав доклад судьи Высшего административного суда Украины, исследовав материалы дела и доводы кассационной жалобы коллегия судей пришла к выводу, что кассационная жалоба подлежит частичному удовлетворению на следующих основаниях.

Как установлено по делу судами первой и апелляционной инстанций, Малое предприятие фирма «Л», согласно свидетельству от 23 декабря 2003 года № 1804000212 о праве уплаты единого налога субъектом малого предпринимательства — юридическим лицом, находится на упрощенной системе налогообложения и является плательщиком единого налога в 2004 году.

16—20 декабря 2004 года ответчиком была проведена проверка истца относительно правильности полноты начисления, своевременности уплаты страховых взносов на обязательное государственное пенсионное страхование и других платежей в Пенсионный фонд за период с 1 апреля 2001 года по 16 декабря 2004 года, о чем составлен акт № 90 от 20 декабря 2004 года. По результатам проверки истцу за период 2004 года были доначислены страховые взносы по ставке 32 % на фонд оплаты труда в сумме 16 051,17 грн. Решением начальника Управления Пенсионного фонда Украины в Глуховском районе № 384 от 23 декабря 2004 года о применении финансовых санкций за доначисление органом Пенсионного фонда Украины или страхователем сумм своевременно не исчисленных и не уплаченных страховых взносов к истцу применены финансовые санкции в размере 4167,64 грн.

Согласно требованию № 92 от 23 декабря 2004 года об уплате долга, Управление Пенсионного фонда Украины в г. Глухове требовало от истца уплатить недоимку по страховым взносам в сумме 6343,83 грн в 10-дневный срок со дня получения требования.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Указа Президента Украины «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства» упрощенная система налогообложения, учета и отчетности вводится для субъектов малого предпринимательства, физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без создания юридического лица, и в трудовых отношениях с которыми, включая членов их семей, на протяжении года находятся не более 10 лиц и объем выручки которых от реализации продукции (товаров, работ, услуг) за год не превышает 500 тыс. грн.

Статьей 6 Указа, которым внедрена упрощенная система налогообложения, предусмотрен перечень обязательных платежей, которые не уплачиваются субъектом малого предпринимательства — плательщиком единого налога. К их числу отнесен сбор на обязательное государственное пенсионное страхование.

Указ Президента Украины «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства» принят в соответствии с пунктом 4 раздела XV «Переходные положения» Конституции Украины, и он действует до вступления в силу закона, принятого Верховным Советом Украины, по этим вопросам. 22 ноября 2000 года вступил в силу Закон от 19 октября 2000 года «О государственной поддержке малого предпринимательства», которым определены правовые основы государственной поддержки субъектов малого предпринимательства, и одним из основных направлений такой поддержки предусмотрено внедрение упрощенной системы налогообложения, бухгалтерского учета и отчетности в порядке, установленном законодательством Украины (статьи 5, 11).

На Украине отдельными законодательными актами урегулированы отношения, складывающиеся относительно уплаты налогов, предусмотренных Законом о системе налогообложения, и относительно уплаты единого налога, предусмотренного Указом и Законом о поддержке малого предпринимательства.

Это дает основания считать, что на Украине внедрены две самостоятельные системы налогообложения: обычная и упрощенная.

Обычная система внедрена Законом о налогообложении и конкретными законами о налогах, сборах (обязательных платежах), обязывающими и налогоплательщиков взимать общегосударственные и местные налоги, предусмотренные статьями 13, 14 указанного Закона.

Упрощенная система внедрена Указом Президента Украины «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства» и закреплена в Законе о поддержке малого предпринимательства, суть которой, в соответствии со статьей 11 этого Закона, заключается в замене уплаты предусмотренных обычной системой налогообложения налогов уплатой единого налога.

Внедрение упрощенной системы налогообложения является экономическим вопросом, который до этого не был урегулирован законами Украины.

Указанным Указом субъектам малого предпринимательства предоставлено право самостоятельно избирать способ налогообложения доходов по единому налогу, установлена ставка единого налога, определена база и объекты налогообложения, сроки и порядок уплаты единого налога и круг лиц, на которых действие Указа не распространяется.

Замена уплаты обычных налогов уплатой единого налога в соответствии со статьей 5 Закона о поддержке малого предпринимательства является одним из направлений государственной поддержки малого предпринимательства наряду, в частности, с установлением системы льгот для указанных налогоплательщиков. Это означает, что указанная замена не является ни льготой в налогообложении, ни освобождением от уплаты налогов.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона Украины «О сборе на обязательное государственное пенсионное страхование», нормами которого руководствовался суд апелляционной инстанции, определено, что сбор на обязательное государственное пенсионное страхование плательщики сбора платят в Пенсионный фонд Украины в порядке, определенном законодательством Украины.

Следовательно, вышеприведенной правовой нормой определено, что уплата сбора может происходить не только в порядке, определенном Законом Украины «О сборе на обязательное государственное пенсионное страхование», но и в порядке, определенном другими нормативно-правовыми актами Украины.

В соответствии с абзацем 7 пункта 2 вышеупомянутого Указа отделения Государственного казначейства Украины на следующий день после поступления средств перечисляют суммы единого налога, в частности, в Пенсионный фонд Украины в размере 42 %.

Указ Президента Украины «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства» усматривается коллегией судей одним из актов, которыми определен механизм уплаты сбора на обязательное государственное пенсионное страхование, путем проведения отчислений из сумм единого налога в Пенсионный фонд Украины.

В соответствии с Законом о поддержке малого предпринимательства плательщиком единого налога может быть лицо, признаваемое налогоплательщиком в обычной системе налогообложения.

Частью 11 указанного Закона установлено, что для субъектов малого предпринимательства в порядке, установленном законодательством Украины, может применяться упрощенная система налогообложения бухгалтерского учета и отчетности, которая, в частности, предусматривает замену уплаты установленных законодательством налогов и сборов (обязательных платежей) уплатой единого налога.

Согласно изложенному, коллегия судей пришла к выводу, что истец уплачивает сбор на общеобязательное пенсионное страхование в составе сумм единого налога.

В соответствии с частью 2 статьи 3 Закона Украины «О сборе на обязательное государственное пенсионное страхование» плательщики, определенные пунктами 1, 2 и 3 статьи 1 этого Закона, обязаны зарегистрироваться в органах Пенсионного фонда Украины. Коммерческие банки при открытии соответствующих банковских счетов обязаны требовать информацию от таких плательщиков относительно указанной регистрации.

В материалах дела отсутствуют документы в подтверждение наличия или отсутствия обстоятельства регистрации истца в органах Пенсионного фонда Украины. При таких обстоятельствах ссылки суда первой инстанции о том, что истец не является плательщиком сбора, видятся коллегии судей преждевременными.

Частью 4 статьи 71 КАС Украины определено, что субъект властных полномочий должен предоставить суду все имеющиеся у него документы и материалы, которые могут быть использованы как доказательства в деле. В случае невыполнения этой обязанности суд истребует названные документы и материалы. Указанное требование судами первой и апелляционной инстанций не соблюдены.

Судами предыдущих инстанций надлежащим образом не исследовалось перечисление средств из уплаченных сумм единого налога в Пенсионный фонд Украины, обстоятельство регистрации истца, этим обстоятельствам не предоставлена соответствующая правовая оценка.

При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций должны были руководствоваться именно нормами Кодекса административного судопроизводства Украины и истребовать доказательства поступления или непоступления средств на счета Пенсионного фонда Украины из сумм, которые поступили от уплаты единого налога и регистрации истца, в Управлении Пенсионного фонда Украины в г. Глухове.

С учетом указанного судебные решения по делу подлежат отмене, а дело — передаче на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

При новом рассмотрении дела следует надлежащим образом оценить доказательства, имеющие значение для разрешения спора по сути, всесторонне и полно проверить доводы, на которых основываются требования и возражения сторон, и, учитывая указанные выше обстоятельства и требования законодательства, принять законное и обоснованное судебное решение.

Руководствуясь статьями 220, 221, 227 КАС Украины, коллегия судей постановила:

— кассационную жалобу Малого предприятия «Л» удовлетворить частично;

(Определение Высшего административного суда Украины от 17 мая 2006 года. Председательствующий — Харченко В.В. Судьи — Бердник И.С., Васильченко Н.В., Карась А.В., Костенко Н.И.)

Предприниматель, работающий в Украине, может выбрать одну из двух систем налогообложения: общую или упрощенную. Первая основывается на налоге с чистого дохода. Это значит, что предприниматель платит некоторый процент от прибыли, определяемой как разница между всеми доходами (выручкой) и расходами. При этом общая система не предполагает никаких ограничений по видам деятельности, количеству наемных работников, сумме годового дохода.

Фискальный механизм под названием упрощенная система налогообложения Украина ввела, чтобы снизить налоговую нагрузку на малый бизнес. По условиям этой системы отдельные платежи заменяются единым налогом. Его размер может рассчитываться по фиксированной ставке или исходя из суммы выручки. Большим преимуществом системы является упрощенный режим отчетности. Однако есть и минус: чтобы стать «единщиком», нужно соответствовать целому ряду жестких требований.

Так, заявление о применении упрощенной системы налогообложения примут только если физическое / юридическое лицо:

  • является резидентом Украины;
  • не имеет налогового долга;
  • занимается разрешенным видом предпринимательской деятельности;
  • отвечает критериям одной из четырех групп единого налога.

Подробнее: группы единого налога в Украине

Все субъекты хозяйствования, работающие по упрощенной системе налогообложения, разделены на четыре группы. Первые две доступны исключительно ФЛП, третья – как физическим, так и юридическим лицам. Четвертая, наименее многочисленная группа единого налога ограничивается предприятиями – производителями сельскохозяйственных товаров.

Налоговый кодекс четко прописывает требования к каждой из групп. Но поскольку абсолютное большинство предпринимателей, которые платят единый налог в Украине, принадлежат к 1-3 группам, далее сосредоточимся на них.


*Из общего количества наемных работников исключаются лица:

  • пребывающие в декретном отпуске;
  • мобилизованные на военную службу.

То есть де-юре сотрудников может быть больше, чем предписывает Налоговый кодекс, но фактический штат должен соответствовать действующим нормам.

Итак, 1 группа единого налога – это ФЛП, чей годовой доход ограничивается 300 тысячами гривен. Они занимаются торговлей или работают в сфере обслуживания без наемного персонала. В 2018 году максимальная ставка единого налога для таких предпринимателей составляет 176,20 грн. Сбор взимается независимо от наличия дохода по итогам отчетного месяца. Точный размер налоговой ставки по каждому виду деятельности определяет местный совет.

Тот же орган решает, сколько будут платить предприниматели которым присвоена 2 группа единого налога. Сюда входят ФЛП с годовым оборотом менее 1,5 миллиона гривен, занимающиеся производством, торговлей, ресторанным бизнесом. Они имеют право оказывать почти все возможные услуги, кроме:

  • производства, реализации ювелирных изделий;
  • организации сделок с недвижимостью.

Вышеуказанные виды деятельности разрешены только третьей группе «единщиков» и облагаются налогом по ставке 5%.

В 2018 году максимальный размер единого налога для предпринимателей, принадлежащих ко второй группе, составляет 744,60 грн. При этом речь также идет о фиксированной ставке.

3 группа единого налога отличается от двух предыдущих тем, что налоговый сбор зависит от выручки. Нет дохода – налог не взимается. Ставку можно выбрать самостоятельно. Так, если физическое или юридическое лицо регистрируется как плательщик НДС, ставка составляет 3% от дохода, если нет – 5%. Предприниматели третьей группы единого налога вправе привлекать сколько угодно наемных сотрудников и заниматься любым видом деятельности. Впрочем, есть ряд исключений.

Какими видами деятельности не может заниматься плательщик единого налога

Налоговый кодекс Украины приводит список услуг, которые нельзя осуществлять на условиях упрощенной системы налогообложения независимо от группы единого налога. «Единщикам» запрещено:

  • организовывать азартные игры, лотереи, пари;
  • проводить валютные операции;
  • производить, продавать подакцизные товары;
  • добывать, реализовывать драгметаллы, драгоценные камни, полезные ископаемые;
  • заниматься финансовым посредничеством;
  • управлять предприятиями;
  • оказывать услуги почты, связи;
  • торговать антиквариатом, предметами искусства;
  • организовывать гастрольную деятельность;
  • заниматься аудитом;
  • проводить технические исследования;
  • осуществлять брокерскую деятельность в сфере страхования;
  • сдавать в аренду земельные участки площадью свыше 0,2 га, жилые помещения площадью свыше 100 м2, нежилые помещения площадью свыше 300 м2.

Что (не) считается доходом «единщика»

Этот вопрос актуален для всех групп единого налога. Размер полученного дохода является одним из главных факторов, определяющих, есть ли у предпринимателя право на льготы, предусмотренные упрощенной системой налогообложения. Кроме того, эта информация позволяет рассчитать сумму единого налога для предпринимателей третьей группы.

Контролировать свой годовой оборот важно еще и потому, что превышение допустимого уровня дохода может иметь неприятные последствия: ФЛП 1-3 групп придется заплатить 15% от суммы превышения, юридическим лицам 3 группы – двойную ставку единого налога.

Разобраться с тем, что считается доходом «единщика», а что – нет, поможет следующая таблица:


Отчетность плательщиков единого налога

Предприниматели первой, второй, четвертой групп отчитываются ежегодно. Налоговый кодекс обязывает их подать налоговую декларацию не позднее, чем через 60 дней после окончания календарного года. (4 группа единого налога предоставляет отчетность до 20 февраля текущего года).

«Единщики» третьей группы единого налога подают отчет ежеквартально – в течение 40 дней после окончания квартала. Если «дедлайн» приходится на выходной или праздничный день, крайний срок подачи смещается на следующий рабочий день.

Декларацию по единому налогу можно подавать через налоговую. Еще один вариант – воспользоваться электронной или обычной почтой.

Если сдавать отчет в налоговой будет не сам предприниматель, а например, бухгалтер, у последнего должна быть официальная доверенность от ФЛП.

Почтовое сообщение возможно только через Укрпочту. Отправлять отчет нужно за 5 дней до крайнего срока подачи декларации. При этом важно оформить письмо как ценное, заказав услугу уведомления о вручении.

Кроме декларации по единому налогу плательщик также обязан вовремя подать отчетность по НДС, единому социальному взносу, налогу на доходы физлиц, а также прочим сборам, предусмотренным действующим законодательством.

Сроки уплаты единого налога для различных групп


Предприниматели 1-2 групп единого налога, не использовавшие наемный труд, освобождаются от уплаты единого налога за период отпуска или болезни длительностью 1 календарный месяц.

Как оплатить единый налог

Проще всего это сделать по интернету. Во-первых, не нужно подстраиваться под график работы банка. Во-вторых, можно заранее просмотреть размер комиссии. В-третьих, весь процесс занимает чуть больше минуты. Никаких очередей, не говоря уже о проволочках, чреватых начислением пени.

Так, чтобы оплатить единый налог с помощью EasyPay, достаточно:

  1. выбрать территориальное управление Государственной казначейской службы;
  2. указать группу единого налога;
  3. заполнить данные о плательщике (ФИО, ИНН, номер мобильного телефона);
  4. указать отчетный период, сумму налога;
  5. ввести реквизиты банковской карты (номер, срок действия, CVV-код);
  6. получить квитанцию об оплате.

Итак, разобраться в особенностях упрощенной системы налогообложения не так сложно, как кажется на первый взгляд. Главное – внимательно изучить требования к «единщикам», проанализировать предлагаемые условия и правильно выбрать группу единого налога. Дальше дело за малым. Нужно лишь соблюдать правила и аккуратно вести отчетность. А со своевременной уплатой единого налога поможет EasyPay.

8 февраля 2021, 07:01

Как правильно платить налоги ФЛПам (ФОПам) в 2021 году: объяснение

Как правильно платить налоги ФЛПам (ФОПам) в 2021 году и что следует знать о едином налоге: ставки, суммы, сроки и способы уплаты, штрафы, налоговые каникулы – далее в материале.

Предприниматели на упрощенной системе налогообложения платят единый налог (ЕН). На первой и второй группе – ежемесячно, на третий – раз в квартал, если получают доход. Стоит заметить, что ставка налога зависит от группы, поэтому подробнее о каждой группе налогообложения.

ЕН для первой — третьей группы

Первая группа: физические лица – предприниматели, не использующие труд наемных лиц, осуществляют исключительно розничную продажу товаров с торговых мест на рынках и/или осуществляют хозяйственную деятельность по предоставлению бытовых услуг населению.

Вторая группа: предприниматели, осуществляющие хозяйственную деятельность по предоставлению услуг, в том числе бытовых, плательщикам единого налога и/или населению, производство и/или продажу товаров, деятельность в сфере ресторанного хозяйства.

Ставка

  • Оплачивается фиксированная сумма ежемесячно;
  • В течение года сумма не меняется;
  • Платить ФЛПам нужно даже за месяцы, когда доход не получали.

Первая группа – до 10% от прожиточного минимума. По состоянию на 2021 год сумма составляет 227 гривен. Также, с января по май первую группу освободили от уплаты фиксированного платежа по ЕН.

Вторая группа –до 20% от минимальной зарплаты. По состоянию на начало 2021 года минимальная заработная плата составляет 6 тысяч гривен, поэтому единый налог соответственно – 1,2 тысячи гривен в месяц.


Налоги для ФЛП 2021 / Инфографика 24 канала

Сроки

Когда платить ЕН?

Оплатить ЕН нужно до двадцатого числа включительно согласно пункту 295.1 НКУ. Если двадцатое число (последний день уплаты) приходится на выходной день, то оплатить можно в последний рабочий день, следующий перед выходным. Также можно оплатить ЕН заранее, за год до декабря месяца, на больше – невозможно.

Платить ли ЕН, если зарегистрировал ЧП посреди месяца?

Если, к примеру, вы зарегистрировали ЧП 24 января, то первый раз налог будете платить в феврале. Поскольку, восемь дней, в течение которых вы были предпринимателем в январе, вы считаетесь ФЛП на общей системе, и в случае получения дохода должны оплатить из этой суммы НДФЛ.

Что делать в случае закрытия СПД?

В случае закрытия ФЛП, единый налог нужно будет оплатить за весь последний месяц предпринимательства, даже если у госрегистратора зарегистрировал прекращение деятельности первого числа месяца согласно с пунктом 295.8 НКУ.

По каким счетам платить ЕН

Как оплатить ЕН?

Оплатить ЕН можно с предпринимательского личного счета или наличными через кассу банка.

Где узнать счет для оплаты ЕН?

Счет для оплаты можно узнать на сайте ГНС, в кабинете плательщика в разделе "Состояние расчетов с бюджетом" или уточнить в своей налоговой.

Что указывать в платеже?

В платежи обязательно указывается ФИО предпринимателя, его налоговый номер, наименование и счет получателя, в назначении платежа – период, за который платите взнос.

Штраф и задолженность

Если просрочили или вообще не заплатили единый налог, кроме задолженности, придется заплатить штраф и пеню.

Штраф

Размер штрафа — 50% месячного платежа по единому налогу:

  • первая группа — 109,45 гривен;
  • вторая группа — 600 гривен.

Пеня начисляется по-разному, в зависимости от того, кто обнаружил задолженность и в какой срок.

  • Обнаружил ФЛП. Согласно с подпунктом 129.1.3, пунктом 129.4 НКУ пеню насчитывают из расчета 100% учетной ставки НБУ, действующей на каждый день просрочки и в том случае, если истек девяносто один календарный день от последнего дня уплаты налога.
  • Обнаружила налоговая. Согласно с подпунктом 129.1.1, пунктом 129.3 НКУ налоговая определит размер штрафа, и на его сумму начислит пеню за каждый день просрочки уплаты с первого рабочего дня после окончания срока уплаты и до даты уплаты задолженности и штрафа. Стоит отметить, что согласно абзацу 1 пункту 129.4 НКУ пеня начисляется исходя из 120% годовых учетной ставки НБУ, действующей на каждый такой день.

Недоплата. Согласно с пунктом 131.2 НКУ если есть недоимка по ЕН, то при уплате налога эта сумма будет зачтена в счет погашения долга, затем — в счет погашения штрафа и пени.

Налоговые каникулы

Налоговые каникулы — это установленный законом срок, в течение которого определенные группы предприятий освобождаются от уплаты отдельных видов налогов и налогов в целом. Так называемые налоговые каникулы для первой и второй группы могут быть в случае отпуска или болезни сроком на один календарный месяц.

Отпуск. Для того чтобы освободиться от ЕН на один календарный месяц в связи с отпуском следует написать заявление на имя начальника налоговой, указав в ней продолжительность отпуска, которая должна составлять не менее календарного месяца.

Больничный. Согласно с подпунктом 298.3.2 НКУ, если ФЛП болел в течение тридцати дней или дольше, у него имеется больничный, то имеет право освободиться от налогов на срок одного месяца. Для этого нужно только подать заявления в ДФС с копией больничного.

ЕН для 3 группы

Третья группа: физические лица — предприниматели, которые не используют труд наемных лиц или количество лиц, что состоят с ними в трудовых отношениях не ограничено и юридические лица, субъекты хозяйствования любой организационно-правовой формы.

Ставка

На третьей группе платят единый налог, только если получали предпринимательский доход.

Ставка единого налога:

  • 3% от дохода платят ФЛП — плательщиков НДС;
  • 5% от дохода платят неплательщики НДС.

Сроки

Когда платить ЕН? Раз в квартал в течение 10 дней после последнего дня подачи декларации по ЕН. Если последний день уплаты приходится на выходной, то ФЛП должны перечислить налог позже в рабочий день, следующий перед ним. Десятидневный период рассчитывается от фактического последнего дня подачи декларации по ЕН, а не перенесенного.

Штраф за задолженность

Согласно с пунктом 126.1 НКУ размер штрафа за неуплату или просрочку по единому налогу зависит от того, насколько ФЛП задержал платеж. Если:

  • менее тридцати дней — штраф 10% от суммы задолженности по ЕН;
    более тридцати дней — 20% от суммы долга.

Пеня. Пеня начисляется по тем же правилам, что и для первой и второй группы.

Доходы, облагаемые по повышенной ставке

Повышенная ставка единого налога для предпринимателей составляет 15%.

Превышение максимального размера годового дохода

Вторая группа. По состоянию на 2021 год предприниматель может максимум получить доход в размере 5004000 гривен.

Третья группа. По состоянию на 2021 год предприниматель может максимум получить дохода в размере 7002000 гривен. Если сумма будет больше, то ФЛП должен будет заплатить 15% налога с суммы превышения и перейти на общую систему.

Суммы неденежного дохода

Если вы ФЛП и работаете на упрощенной системе, то вариант расчета на бартерной основе, электронными деньгами, векселями и так далее – невозможен. Имеется в виду, что все предоставленные услуги должны быть обложены и уплачены по ставке 15%.

Доход от запрещенных видов деятельности

Нужно учитывать ряд видов деятельности, запрещенных на упрощенной системе. Например, вы решили заняться производством вин на продажу, но КВЭД 11.02 (продажа вин) запрещен на едином налоге.

Доход от видов деятельности, не внесенных в реестр плательщиков единого налога

На упрощенной системе можно заниматься только теми видами деятельности, которые внесли в реестр плательщиков ЕН. Здесь действует принцип: сначала регистрируем КВЭД, потом начинаем получать за ним доход.

Доход на первой и второй группе, полученный от деятельности, что запрещена на этих группах

Например, на первой группе разрешено торговать на рынках, однако оптовой торговлей заниматься нельзя. То есть КВЭДы, связанные с оптовой торговлей под запретом. Также, к примеру, на второй группе нельзя зарегистрировать КВЭД 68.31, а на третей можно.

01 января 2019 Пригодится для: Предприниматели ОС

Как считать прибыль, платить налоги и сдавать отчётность.


Предприниматель может работать только на одной из двух систем налогообложения: общей или упрощённой.

В отличие от упрощёнки, на общей системе нет ограничений по видам деятельности, количеству сотрудников, годовому обороту и можно работать по бартеру. А ещё на упрощённой системе облагается налогом вся выручка предпринимателя, а на общей — только то, что осталось после оплаты расходов на ведение деятельности.

И вам может быть выгодно работать на ОС Общая система налогообложения , если есть много подтверждённых расходов — на аренду, горючее, оплату поставщикам, зарплату работникам, рекламу, связь.

Как предпринимателю стать общесистемщиком

Когда будете регистрироваться предпринимателем, вас автоматически зарегистрируют на общую систему, не нужно подавать дополнительные заявления.

А если переходите с единого налога на общую систему, не позднее 10 календарных дней до начала квартала подайте в свою налоговую заявление об отказе от упрощёнки. Специальной формы нет, пишите в произвольной.

На общую систему можно попасть и в наказание за нарушение правил работы на упрощённой: если превысили объём дохода или получили доход по запрещенному для ЕН Единый налог или вашей группы КВЭДу. В этом случае вы должны сами перейти на общую систему, или налоговая аннулирует вам регистрацию плательщика ЕН, когда обнаружит нарушение, а это может произойти и задним числом.

Какие налоги и сборы платить

Предприниматели на общей системе с чистого дохода рассчитывают и уплачивают:

  • НДФЛ Налог на доходы физических лиц — 18%;
  • военный сбор — 1,5%;
  • единый социальный взнос — 22%.

Если необходимо — платят:

  1. НДС Налог на добавленную стоимость — на общей системе обязательно регистрироваться плательщиком НДС, если за последние 12 месяцев выручка от деятельности превысила 1 млн грн. Но вы можете зарегистрироваться и по желанию, если выручка меньше.
  2. Акцизный налог — если торгуете алкоголем, сигаретами, бензином и другими акцизными товарами.
  3. Налог на землю, если владеете земельными участками и паями.
  4. Налог на недвижимость, если владеете жилой и нежилой недвижимостью.
  5. Налоги за наёмных работников — НДФЛ, военный сбор, ЕСВ Единый социальный взнос .

Как считать чистый доход

На общей системе облагаются не все деньги, которые заработал предприниматель, а только то, что осталось после оплаты расходов на ведение деятельности.

Действует принцип: доход минус расходы. По итогам квартала надо суммировать доходы и вычесть расходы на ведение хоздеятельности. Разница, которая получится, и есть чистый доход. С него рассчитывается НДФЛ, военный сбор, ЕСВ (п. 177.2 НКУ).

Предприниматель в третьем квартале изготовил и продал продукцию на 95 тыс. грн.

На закупку материалов потратил 37 тыс. грн, на аренду помещения 15 тыс. грн, на электроэнергию 7 тыс. грн и на зарплату работникам 22 тыс. грн.

Всего расходы составили 81 тыс. грн.

А чистый доход — 14 тыс грн = 95 тыс. – 81 тыс.

Суммы для расчёта чистого дохода берём из книги учёта доходов и расходов, которую обязаны вести предприниматели на ОС.

В книгу учёта записывают:

  1. Наличные и безналичные поступления за день и доход в натуральной форме (например, если вам заплатили продукцией или вы получили её по бартеру).
  2. Расходы на ведение хоздеятельности, но только те, которые непосредственно связаны с получением дохода и по которым есть первичные документы: затраты на аренду, зарплаты сотрудникам, покупку товара (полный перечень расходов, на которые предпринимателю-общесистемщику разрешено уменьшить доход, чтобы посчитать свой чистый доход, приведён в п. 177.4 НКУ).

А ещё реквизиты накладных и актов на купленный товар, продукты, а также работы и услуги.

Как платить НДФЛ

НДФЛ рассчитывается ежеквартально, платежи за первый, второй и третий кварталы называются авансовыми, уплатить их надо после окончания квартала.

Последний день уплаты:

  • 19 апреля — за І квартал;
  • 19 июля — за ІІ квартал;
  • 19 октября — за ІІІ квартал.

Как считать: суммировать доходы и вычесть предпринимательские расходы за квартал и с суммы, которая получится, уплатить 18% НДФЛ.

Расходов за квартал может быть больше, чем доходов, а чистый доход со знаком минус, тогда авансовый платёж по НДФЛ вы не уплачиваете.

Платёж по НДФЛ за IV квартал не вносят отдельно. А подсчитывают чистый доход за год, рассчитывают с неё налог и вычитают из этой суммы уже уплаченные авансовые платежи.

Уплачивают налог после подачи годовой декларации о доходах.

Срок уплаты — в течение 10 календарных дней после последнего дня подачи декларации (п. 57.1 НКУ).

За 2020 год окончательную сумму НДФЛ, с учётом уплаченной в течение года суммы авансовых платежей, надо уплатить в 2021 году (до 19 февраля).

Уплата НДФЛ не переносится, и если последний день уплаты — выходной или праздничный день, уплатить налог нужно в последний рабочий день перед выходным.

Если вышла переплата по НДФЛ, её зачтут в счёт будущих периодов.

Переплату можно и вернуть. Напишите в налоговую заявление, укажите счёт, на который хотите получить деньги. Специальной формы заявления нет. Правда, есть риск, что налоговая может провести документальную проверку и проверить, была ли переплата.

По закону не платить НДФЛ и не подавать декларацию о доходах могут только мобилизованные предприниматели. Правда, только если в течение 10 дней после демобилизации успели подать заявление в налоговую.


Когда ФЛП платят НДФЛ и военный сбор

Военный сбор

Военным сбором облагаются те же суммы дохода, что и НДФЛ. Ставка ВС Военный сбор — 1,5% от чистого дохода.

Авансовые платежи не перечисляют, а платят один раз по итогам года после подачи декларации о доходах, в те же сроки, что и НДФЛ.

Непредпринимательские доходы

Если получаете не только предпринимательские доходы по зарегистрированным КВЭДам, они облагаются налогами отдельно, как доход физлица.

Как отчитываться перед налоговой

В начале года предприниматели на общей системе подают декларацию об имущественном состоянии и доходах за прошедший год. Заполняют приложение Ф2, показывают:

  • доходы и расходы за отчётный год;
  • авансовые платежи по НДФЛ в разрезе кварталов;
  • расчёт НДФЛ и ВС за год.

Если не вели деятельность и не получали доход, всё равно подаёте «нулевую» декларацию.

На подачу декларации отводится 40 дней после окончания года: с 1 января по 9 февраля (пп. 49.18.5 НКУ). Когда последний день сдачи отчётности выпадает на выходной, он переносится на следующий рабочий день.

Новозарегистрированные предприниматели сначала подают декларацию о доходах за квартал, в котором начали работать на общей системе, а затем уже как все — раз в год. То же касается предпринимателей, которые перешли с упрощённой системы на общую.

Например, ФЛП Физическое лицо — предприниматель зарегистрировался в июне 2020 года. Первую декларацию о доходах он подаёт за II квартал до 10 августа 2020 года. Декларацию за год — до 9 февраля 2021 года.

Если получали доход как физлицо, его тоже надо задекларировать в той же декларации, но отдельно от предпринимательских доходов.

Единый социальный взнос

Этот взнос обязателен к уплате раз в квартал. Ставка ЕСВ 22% от чистого дохода, который также облагается НДФЛ и ВС (п. 2 ч. 1 ст. 7 ЗУ № 2464).

Так, если заработали чистый доход за II квартал 98 тыс. грн, надо уплатить 21560 грн ЕСВ.


Как предпринимателю платить ЕСВ за себя

Максимальный размер базы начисления ЕСВ — 70845 грн 15 минимальных зарплат. за месяц в 2020 году.

Может так случиться, что денег заплатить всю сумму взноса нет, а последний день уплаты вот-вот наступит, тогда есть возможность внести авансовый платёж в минимальном размере — 22% от минимальной зарплаты, т. е. 1039,06 грн в месяц, или 3117,18 грн в квартал.

Но в конце года обязательно нужно внести доплату (консультация в ЗІР, подкатегория 301.09) до или в день подачи отчёта, то есть до 10 февраля следующего года.

Если чистый доход за год 500 тыс. грн, а авансовые платежи по ЕСВ за три квартала платили по 3117,18 грн, за три квартала — 9351,54 грн, доплатить надо 100 648,46 грн = (500 тыс. × 22%) /100 – 3117,18 × 3 кв.

Если за квартал доход не получали или предпринимательские расходы превысили доходы и вы в минусе, всё равно нужно уплатить минимальную сумму ЕСВ —3117,18 грн в квартал.

Отчёт по ЕСВ

Отчётность по взносу надо подать до 10 февраля. ФЛП на общей системе заполняют таблицу № 1 отчёта Д5.

В отчёте чистый доход вы разобьёте на количество месяцев, за которые получили доход. Если были общесистемщиком весь год, поделите на 12. Если зарегистрировались ФЛП не с начала года, то чистый доход вам надо делить на количество месяцев работы на ОС.

Дальше: чистый доход за каждый месяц умножьте на 22%, получите ЕСВ за каждый месяц, и подбейте общую сумму за год.


Отчёт по ЕСВ у предпринимателя

Если вы что-то недоплатили в течение года в виде авансовых взносов, то надо уплатить недостающую сумму ЕСВ (консультация в ЗІР, подкатегория 301.04.02).

Не уплачивают ЕСВ и не подают по нему отчётность предприниматели — пенсионеры по возрасту, лица с инвалидностью. А ещё ФЛП, мобилизованные на военную службу, но только если нет работников, и после демобилизации в течение 10 дней подали заявление в налоговую и копию военного билета.

Использование РРО

Предприниматели на ОС обязаны использовать кассовый аппарат, если принимают оплаты наличными, платёжными картами, чеки, жетоны.

Если имеете дело только с безналом, РРО Регистратор расчётных операций (кассовый аппарат). вам не нужен.

Работать без кассового аппарата можно, если ваш вид деятельности указан в Перечне № 1336 и годовой объём таких операций не превышает 500 тыс. грн. Но надо вести расчётную книжку и книгу учёта расчётных операций.

Штрафы по налогам и отчётности

Занизили чистый доход и недоплатили налоги, а налоговая обнаружила это во время проверки. Тогда налоговики самостоятельно определят сумму НДФЛ и помимо недоплаты вам выставят штраф — 25% от этой суммы. Если такую же ошибку фискалы найдут в следующие три года, оштрафуют уже на 50% от суммы недоплаты по НДФЛ.


Кто может проверить деятельность предпринимателя

Просрочили уплату НДФЛ или не перечислили авансовый платёж по налогу. Штраф составит (п. 126.1 НКУ):

  • 10% от неуплаченной суммы, если задержали уплату на 30 календарных дней включительно со дня срока уплаты;
  • 20% от неуплаты, если задержке больше 30 календарных дней с крайнего дня уплаты.

Ещё за задержку уплаты больше чем на 90 дней надо заплатить пеню в размере 100% годовых учётной ставки НБУ за каждый день просрочки начиная с 91-го дня.

Не подали декларацию о доходах или подали, но с опозданием — заплатите штраф 170 грн за каждое нарушение, а повторно в течение года за те же нарушения — 1020 грн.

Админштраф за это — от 51 до 136 грн, а в случае повторного нарушения — от 85 до 136 грн.

Неуплата ЕСВ. Штраф — 20% неуплаченных или несвоевременно уплаченных сумм взноса и пеня — 0,1% суммы недоплаты ЕСВ за каждый день просрочки оплаты.

Могут применить и административные санкции по ст. 165 1 КоАП в зависимости от размера недоплаты:

— за задолженность до 5100 грн оштрафуют на 680–1360 грн ;
— долг больше 5100 грн — штраф от 1360 до 2040 грн ;

За повторное нарушение этот штраф составит уже от 2550–5100 грн От 150 до 300 необлагаемых минимумов доходов граждан. .

Читайте также: