Является ли решение суда актом государственного органа для налогового учета

Опубликовано: 23.04.2024

17 сентября Тринадцатый арбитражный апелляционный суд вынес постановление по делу № А56-50884/2017, которым отказал в пересмотре вступившего в законную силу судебного акта относительно налогового спора по вновь открывшимся обстоятельствам из-за появления в связанном уголовном деле о неуплате налогов экспертного заключения в пользу налогоплательщика.

По результатам налоговой проверки МИ ФНС России № 16 по г. Санкт-Петербургу привлекла ООО «РИА “Панда”» к ответственности за налоговое правонарушение в 2017 г. Так, налогоплательщику была доначислена недоимка по НДС и налогу на прибыль за 2013–2014 гг. в размере 1,2 млн руб., а также соответствующие суммы пени и штрафа по п. 1 ст. 122 НК РФ. Организация оспорила решение налогового органа в суде, но все три судебные инстанции отказались удовлетворять ее заявление.

В ходе расследования уголовного дела, возбужденного по признакам преступления, предусмотренного п. «б» ч. 2 ст. 199 УК РФ, в отношении генерального директора ООО «РИА “Панда”», было проведено исследование документов общества. Следствие планировало установить размер НДС, неправомерно принятого к вычету в 2013–2014 гг., и не исчисленного и не уплаченного обществом суммы налога на прибыль в связи с неправомерным исчислением расходов в целях уменьшения налоговой базы. По результатам исследования было составлено заключение специалиста экспертно-криминалистического отдела от 16 мая 2018 г. Согласно ему сумма неправомерно принятого к вычету НДС составила 279 млн руб., а сумму не исчисленного и не уплаченного налога на прибыль нельзя было установить.

Тогда общество обратилось в суд с заявлением о пересмотре вступившего в законную силу судебного акта по делу об оспаривании решения ФНС по вновь открывшимся обстоятельствам. По мнению общества, поскольку сумма недоимки по НДС по заключению эксперта-криминалиста была меньше начисленной по решению налогового органа, данное обстоятельство является основанием для пересмотра на основании п. 1 ч. 2 ст. 311 АПК РФ. Арбитражный суд впоследствии отменил решение суда первой инстанции.

В апелляционной жалобе налоговая инспекция просила отменить решение суда и отказать в удовлетворении заявления о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам, ссылаясь на нарушение норм процессуального права.

В рамках судебного разбирательства по делу общество заявило ходатайство об отложении рассмотрения апелляционной жалобы для ознакомления с материалами дела, однако апелляция отклонила его в связи с отсутствием предусмотренных ст. 158 АПК РФ оснований.

Налогоплательщик также ходатайствовал о приобщении к материалам дела заключения специалиста экспертно-криминалистического отдела Управления криминалистики ГСУ СК РФ по г. Санкт-Петербургу, заключения эксперта ФБУ «Северо-Западный региональный центр судебной экспертизы» Министерства юстиции РФ, уведомления следователя об ознакомлении с экспертизами и заявления представителя потерпевшего (инспекции) об отказе от ознакомления с материалами уголовного дела. Данное ходатайство общества также было отклонено апелляционной инстанцией.

Изучив обстоятельства дела № А56-50884/2017, апелляционная инстанция отметила, что при пересмотре судебных актов по новым или вновь открывшимся обстоятельствам последние должны быть существенными, т.е. способными повлиять на выводы суда при принятии соответствующего судебного акта согласно разъяснениям п. 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 30 июня 2011 г. № 52.

Со ссылкой на п. 1 ч. 2 ст. 311 АПК РФ вторая инстанция добавила, что существенным для дела обстоятельством может быть признано указанное в заявлении вновь обнаруженное обстоятельство, которое не было и не могло быть известно заявителю, неоспоримо свидетельствующее о том, что если бы оно было известно, то это привело бы к принятию другого решения (п. 5 Постановления № 52).

Ссылаясь на вышеуказанные нормы и п. 12 Постановления Пленума ВАС РФ от 4 апреля 2014 г. № 23, апелляция сочла, что заключение эксперта не имеет для суда заранее установленной силы и подлежит оценке наряду с другими доказательствами. «Суд оценивает доказательства, в том числе заключение эксперта, исходя из требований ч. 1 и 2 ст. 71 Кодекса. При этом по результатам оценки доказательств суду необходимо привести мотивы, по которым он принимает или отвергает имеющиеся в деле доказательства (ч. 7 ст. 71, п. 2 ч. 4 ст. 170 АПК РФ). Заключение эксперта по результатам проведения судебной экспертизы, назначенной при рассмотрении иного судебного дела, а равно заключение эксперта, полученное по результатам проведения внесудебной экспертизы, не могут признаваться экспертными заключениями по рассматриваемому делу. Такое заключение может быть признано судом иным документом, допускаемым в качестве доказательства в соответствии со ст. 89 АПК РФ (п. 13 Постановления № 23). Таким образом, заключение специалиста от 16 мая 2018 г., составленное в рамках уголовного дела и полученное заявителем от адвоката, не является вновь открывшимся обстоятельством, а является новым письменным доказательством», – указано в апелляционном постановлении.

Правомерность действительных налоговых обязательств заявителя, как пояснил апелляционный суд, являлась предметом рассмотрения судами трех инстанций. На основании оценки представленных в материалы дела доказательств с учетом доводов сторон подтверждена обоснованность доначисленных сумм налогов и соответствующих пени и штрафов. «Факты, на которые ссылается заявитель, свидетельствуют о представлении новых доказательств, имеющих отношение к обстоятельствам, уже исследованным судом. Согласно п. 6 Постановления № 52 судам необходимо иметь в виду, что обстоятельства, определенные п. 2 и 3 ч. 2 ст. 311 АПК РФ, в связи с открытием которых пересматривается судебный акт, должны быть установлены вступившим в законную силу приговором суда», – отмечено в постановлении.

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд отметил, что следственные действия по уголовному делу не завершены, факты и обстоятельства, а также лицо, совершившее преступление, в рамках уголовного дела не установлены, приговор суда либо иной акт, поименованный в абз. 2 п. 6 Постановления № 52, не вынесен. В этой связи апелляция отменила решение суда первой инстанции и отказала в удовлетворении заявления общества.

По мнению адвоката АП г. Москвы Алины Емельяновой, тот факт, что на момент вынесения итогового судебного акта по делу выводы специалиста относительно размера налогов не были известны заявителю, не означает безусловной квалификации этого факта как вновь открывшегося обстоятельства. «В п. 5 Постановления Пленума ВАС РФ № 52 от 30 июня 2011 г. указывается критерий существенного для дела обстоятельства – оно “не было и не могло быть известно заявителю”. Это подразумевает в том числе то, что заявитель принял все разумные и достаточные меры для доказывания своей позиции по делу, однако на момент представления доказательств существовали такие обстоятельства, на которые он объективно не мог сослаться в силу отсутствия осведомленности о них. Полагаю, что заявитель, будучи убежденным в неправильном исчислении размера требований налоговых органов, не был лишен возможности ходатайствовать о проведении финансово-экономической экспертизы. Однако, как следует из судебных актов по делу, судебная экспертиза по вопросу проверки правильности исчисления суммы налогов в рамках арбитражного дела не проводилась», – пояснила эксперт.

В этой связи адвокат согласилась с апелляционной инстанцией в том, что заключение специалиста, полученное в рамках расследования уголовного дела, в рассматриваемом случае является новым письменным доказательством. «Финансово-экономическое заключение содержит позицию специалиста по вопросу, который уже был исследован судами (установление обоснованного размера требований налоговых органов)», – резюмировала Алина Емельянова.

Партнер АБ «КРП» Виктор Глушаков отметил, что суд апелляционной инстанции прав лишь формально. «Подобное заключение эксперта, полученное в рамках расследования уголовного дела, не является вновь открывшимся обстоятельством по смыслу действующего процессуального закона. Опять же формально суд вправе отклонить данное заключение, так как оно действительно является новым доказательством, которое заявитель пытается приобщить в материалы дела за рамками рассмотрения дела в суде первой инстанции. Однако, по моему мнению, указанное формальное соответствие закону не означает законность решения, принятого судом апелляционной инстанции. Очевидно, что вопрос размера ответственности по данному делу является не разрешенным», – отметил адвокат. По его мнению, нельзя руководствоваться исключительно формальным подходом в случае, когда имеются доказательства обратного.

«Допускаю, что мои коллеги могут оппонировать, указывая на то, что следовало бы дождаться, пока экспертное заключение получит оценку в приговоре суда. Действительно, подобное заставит по-иному воспринимать данный вывод. Однако к моменту вынесения судебного акта в уголовном деле смысл в отмене судебного решения уже может быть утрачен», – предостерег Виктор Глушаков.


Высший Арбитражный Суд РФ в Решении от 09.04.2009 № ВАС-2199/09 указал, что Налоговый кодекс РФ не содержит норм, обязывающих налоговые органы предоставлять налогоплательщику материалы проверки, в том числе в качестве приложения к акту налоговой проверки. Приведенная позиция ВАС РФ уже нашла свое отражение в судебных актах арбитражных судов1. Однако является ли это основанием для вывода о том, что налоговые органы вправе оставлять налогоплательщика в неведении относительно доказательств, на которых основаны их претензии и обвинения?

Налоговые инспекции в своих решениях по итогам проверок делают выводы на основании документов, полученных в ходе проверки от третьих лиц по многочисленным запросам, и не всегда текст этих документов приведен (полностью или частично процитирован) в акте налогового органа. Зачастую в акте указаны только реквизиты документа, на основании которого проверяющими сделан тот или иной вывод. Поэтому для подготовки мотивированных возражений по акту проверки налогоплательщику (его представителю) необходимы документы, которые легли в основу выводов о доначислении налогов, пени и штрафов.

По нашему мнению, в процессе подготовки возражений по акту налоговой проверки налогоплательщик вправе ознакомиться с материалами проверки и запросить у налогового органа копии необходимых для этого документов.

Это право налогоплательщика вытекает из положений части 2 статьи 24 Конституции РФ, подпункта 7 пункта 1 статьи 21 и пункта 6 статьи 100 НК РФ, а также пунктов 3 и 8 статьи 8 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

НалогопАПК РФ о праве на ознакомление с материалами проверки:

• Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону, законности принятия оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, лежит на налоговом органе (ч. 1 ст. 65 и ч. 5 ст. 200 АПК РФ).
• Каждое лицо, участвующее в деле, должно раскрыть доказательства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений перед другими лицами, участвующими в деле, до начала судебного заседания (ч. 3 ст. 65 АПК РФ).
• Лица, участвующие в деле, вправе ссылаться только на те доказательства, с которыми другие лица, участвующие в деле, были ознакомлены заблаговременно (ч. 4 ст. 65 АПК РФ).лательщик вправе ознакомиться с материалами проверки.

Налоговым кодексом РФ предусмотрено право налогоплательщика в случае несогласия с выводами и предложениями проверяющих и фактами, изложенными в акте налоговой проверки, представить в налоговый орган письменные возражения по указанному акту (подп. 7 п. 1 ст. 21 и п. 6 ст. 100), которые рассматриваются руководителем (заместителем руководителя) налогового органа (п. 1 ст. 101 НК РФ). Данное право – гарантия защиты налогоплательщика.

Право на представление письменных возражений по акту проверки, очевидно, включает в себя право на заблаговременное (до стадии рассмотрения материалов проверки) ознакомление с выявленными налоговым органом в ходе проверки фактами и документами, на основании которых проверяющими сделаны выводы о наличии в действиях налогоплательщика состава налогового правонарушения. Непредоставление налогоплательщику этой возможности лишает его права на полное и объективное исследование обстоятельств дела и оснований предъявляемых ему претензий, а также на подготовку мотивированных письменных возражений по акту выездной налоговой проверки.

Право налогоплательщика на ознакомление с собранными в ходе проверки документами (информацией) на стадии рассмотрения материалов выездной налоговой проверки прямо предусмотрено пунктом 4 статьи 101 НК РФ. Право налогоплательщика на ознакомление с указанными документами (информацией) заблаговременно, до стадии рассмотрения материалов проверки, предусмотрено частью 2 статьи 24 Конституции РФ и пунктом 3 статьи 8 Федерального закона РФ от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

Согласно части 2 статьи 24 Конституции РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом. В части 1 статьи 15 Конституции РФ закреплено положение о высшей юридической силе и прямом действии Конституции РФ, которое означает, что все конституционные нормы имеют верховенство над законами и подзаконными актами, охватывают не только нормотворческую, но и правоприменительную деятельность. В силу непосредственного действия нормы части 2 статьи 24 Конституции РФ любая затрагивающая права и свободы гражданина информация должна быть ему доступна.

Положения данной нормы применимы и к налогоплательщику. Как указал Конституционный Суд РФ в пункте 2.4 Определения от 12.07.2006 № 267-О, из части 2 статьи 24 Конституции РФ вытекает «право налогоплательщика знать, в чем его обвиняют, и представлять возражения на обвинения поэтому при определении процессуальных прав налогоплательщика при производстве дела в налоговых органах законодатель не может не предоставить ему право знать о появившихся у налогового органа претензиях, заявлять возражения против них».

В развитие приведенной выше конституционной нормы (ч. 2 ст. 24) пунктом 3 статьи 8 Федерального закона РФ от 27.07.2006 № 149-ФЗ определено: «…организация имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления информации, непосредственно касающейся прав и обязанностей этой организации, а также информации, необходимой в связи с взаимодействием с указанными органами при осуществлении этой организацией своей уставной деятельности». При этом информация, затрагивающая права и обязанности заинтересованного лица, предоставляется ему бесплатно (п. 8 ст. 8 Закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ).

С учетом изложенного можно сделать следующие выводы. В случае несогласия с фактами, отраженными в акте налоговой проверки, налогоплательщик имеет право на ознакомление со всеми документами, которые могут иметь отношение к оспариваемым фактам, в том числе и с приложениями к акту налоговой проверки. Отказ налогового органа обеспечить налогоплательщику возможность ознакомиться с материалами проверки нарушает его права и законные интересы и незаконен, так как препятствует получению налогоплательщиком полной информации по результатам налоговой проверки, возможности ее исследования и представлению соответствующих возражений2.

В соответствии с пунктом 14 статьи 101 НК РФ несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных НК РФ, может служить основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом. Президиум ВАС РФ в Постановлении от 12.02.2008 № 12566/07 указал, что к таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, представить объяснения, в том числе и письменные возражения, в соответствии с пунктом 6 статьи 100 НК РФ.

Отказ в выдаче налогоплательщику копий документов либо отказ в обеспечении возможности ознакомиться иным образом с документами (при наличии соответствующего официального запроса со стороны налогоплательщика), полученными налоговым органом в ходе проверки, или непредоставление возможности ознакомления с этими документами, по нашему мнению, является нарушением существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, поскольку лишает налогоплательщика права представить возражения (объяснения). Следовательно, в силу пункта 14 статьи 101 НК РФ такой отказ – безусловное основание для признания судом решения налогового органа недействительным.

В последнее время налоговые органы при отказе налогоплательщику в ознакомлении с материалами проверки на стадии подготовки письменных возражений ссылаются на то, что эти документы содержат сведения, составляющие коммерческую, банковскую и налоговую тайну, и не подлежат разглашению. Однако оснований для такой позиции у налоговых органов нет – сведения о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения не составляют налоговой тайны в силу подпункта 3 пункта 1 статьи 102 НК РФ.

В дополнение стоит заметить, что право налогоплательщика ознакомиться с указанными документами предусмотрено законодательством Российской Федерации как на стадии рассмотрения материалов выездной налоговой проверки (п. 4 ст. 101 НК РФ), так и в рамках судебного разбирательства – в Арбитражном процессуальном кодексе РФ

1 См.: Определение ВАС РФ от 30.07.2009 № ВАС-9405/09, Постановление ФАС ЗСО от 19.08.2009 № Ф04-5070/2009(13190-А03-49).

2 См., например: Постановление ФАС УО от 04.05.2009 № Ф09-2653/08-С3.

ДОКУМЕНТЫ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ КАДАСТРОВОГО УЧЕТА И (ИЛИ) РЕГИСТРАЦИИ ПРАВ

В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон № 218-ФЗ) государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления , за исключением установленных Законом № 218-ФЗ случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном Законом № 218-ФЗ порядке.

Форма заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав (ссылка на форму) и требования к его заполнению, а также требования к формату такого заявления и представляемых с ним документов в электронной форме утверждены приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 № 920.

Порядок представления заявления и документов:

Заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представляются в орган регистрации прав в порядке, установленном приказом Минэкономразвития России от 26.11.2015 № 883:

в форме документов на бумажном носителе:

- посредством личного обращения в орган регистрации прав, к уполномоченному лицу органа регистрации прав при выездном приеме, через МФЦ;

- посредством почтового отправления с объявленной ценностью при его пересылке, описью вложения и уведомлением о вручении;

в форме электронных документов и (или) электронных образов документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральным законом:

- с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», посредством единого портала государственных и муниципальных услуг (функций), или официального сайта, или иных информационных технологий взаимодействия с органом регистрации прав.

Заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы в форме документов на бумажном носителе посредством личного обращения представляются независимо от места нахождения объекта недвижимости в подразделение органа регистрации прав или многофункциональный центр согласно перечню подразделений органа регистрации прав и многофункциональных центров, который опубликован на официальном сайте .

Заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы в форме документов на бумажном носителе посредством почтового отправления направляются в подразделение органа регистрации прав согласно перечню подразделений органа регистрации прав, который опубликован на официальном сайте.

В случае представления заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов посредством почтового отправления:

подлинность подписи заявителя на заявлении должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке, а также в нотариальном порядке удостоверена доверенность, подтверждающая полномочия представителя заявителя;

сделка с объектом недвижимости должна быть нотариально удостоверена;

доверенность, подтверждающая полномочия лица, совершившего сделку, должна быть нотариально удостоверена, если подлежащая государственной регистрации сделка с объектом недвижимого имущества или сделка, на основании которой подлежит государственной регистрации право либо ограничение права и обременение объекта недвижимости, совершена представителем, действующим на основании доверенности;

к заявлению дополнительно прилагаются копия документа, удостоверяющего личность физического лица (правообладателя, стороны или сторон сделки, а также представителя данных лиц, если заявителем является представитель), и копия документа, удостоверяющего личность физического лица - представителя юридического лица (если правообладателем, стороной или сторонами сделки являются юридические лица).

Документы, прилагаемые к заявлению

К заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие документы:

документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель);

документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;

иные документы, предусмотренные Законом № 218-ФЗ и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.

Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 Закона № 218-ФЗ и требованиям принятых в соответствии с Законом № 218-ФЗ нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено Законом № 218-ФЗ или иными федеральными законами.

Заявитель вправе представить по собственной инициативе для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы, которые в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» представляются в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

При представлении заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав посредством личного обращения физическое лицо предъявляет документ, удостоверяющий его личность, а представитель физического лица - также нотариально удостоверенную доверенность, подтверждающую его полномочия, если иное не установлено федеральным законом. (В случае, если полномочия представителя органа государственной власти или органа местного самоуправления подтверждаются доверенностью, составленной на бланке данного органа и заверенной печатью и подписью руководителя данного органа, нотариальное удостоверение такой доверенности для ее представления вместе с соответствующим заявлением о государственной регистрации прав не требуется.)

За государственную регистрацию прав взимается государственная пошлина в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (статья 17 Закона № 218-ФЗ).

Представление документа, подтверждающего внесение государственной пошлины за осуществление государственной регистрации прав, вместе с заявлением о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав не требуется. Заявитель вправе представить такой документ по собственной инициативе.

При этом орган регистрации прав обязан возвратить заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и документы, прилагаемые к нему, без рассмотрения, если информация об уплате государственной пошлины за осуществление государственной регистрации прав по истечении пяти дней с даты подачи соответствующего заявления отсутствует в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах и документ об уплате государственной пошлины не был представлен заявителем (статья 25 Закона № 218-ФЗ).

Основания для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав

В соответствии с частью 2 статьи 14 Закона № 218-ФЗ основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются:

акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости;

договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки;

акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;

свидетельства о праве на наследство;

вступившие в законную силу судебные акты;

акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;

межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ;

схема размещения земельного участка на публичной кадастровой карте при осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, образуемого в целях его предоставления гражданину в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом от 01.05.2016 № 119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости;

наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе.

Требования к документам

Документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРН.

Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено Законом № 218-ФЗ, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.

Тексты документов, представляемых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав в форме документов на бумажном носителе, должны быть написаны разборчиво, наименования юридических лиц - без сокращения с указанием их мест нахождения. Фамилии, имена и при наличии отчества физических лиц, адреса их мест жительства должны быть написаны полностью.

Если представленные в форме документов на бумажном носителе заявление и документы имеют подчистки либо приписки, зачеркнутые слова и иные не оговоренные в них исправления, либо такие документы исполнены карандашом, имеют серьезные повреждения, которые не позволяют однозначно истолковать их содержание, то орган регистрации прав обязан возвратить такие заявление и документы, прилагаемые к нему, без рассмотрения.

Необходимые для осуществления государственной регистрации прав документы в форме документов на бумажном носителе, выражающие содержание сделки, являющейся основанием для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения права и обременения недвижимого имущества, представляются:

не менее чем в двух экземплярах-подлинниках, один из которых возвращается правообладателю, второй помещается в реестровое дело, если такая сделка совершена в простой письменной форме;

не менее чем в двух экземплярах, один из которых (подлинник) возвращается правообладателю, если такая сделка совершена в нотариальной форме или право на основании такой сделки возникло до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (т.е. до 31.01.1998).

Межевой план, технический план, акт обследования, карта-план территории представляются в орган регистрации прав исключительно в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера.

Иные необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы в форме документов на бумажном носителе (за исключением актов органов государственной власти, актов органов местного самоуправления, а также судебных актов, установивших права на недвижимое имущество, и заявлений) представляются не менее чем в двух экземплярах, один из которых (подлинник) после осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав должен быть возвращен заявителю.

Копии актов органов государственной власти, актов органов местного самоуправления в форме документов на бумажном носителе, а также судебных актов, установивших права на недвижимое имущество, в форме документов на бумажном носителе представляются для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав в одном экземпляре, который после сканирования при выдаче документов после осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав возвращается заявителю.

Заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав в форме документа на бумажном носителе представляется в единственном экземпляре-подлиннике.

Если документы представляются для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав в форме электронных документов, электронных образов документов такие документы представляются:

в форме электронных документов, если Законом № 218-ФЗ предусмотрено, что такие документы при их представлении в форме документов на бумажном носителе должны быть представлены в подлиннике (один экземпляр таких документов должен быть подлинником), в том числе если такие документы выражают содержание нотариально удостоверенной сделки;

в форме электронных документов или электронных образов документов, если Законом № 218-ФЗ предусмотрено, что такие документы при их представлении в форме документов на бумажном носителе могут быть представлены в виде копии без представления подлинника.

Документы, представляемые в форме электронных документов, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и подписываться усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченных на то лиц, сторон договора или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц в установленных законодательством Российской Федерации случаях.

Документы, представляемые в форме электронных образов документов, должны быть подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью лиц, подписавших такие документы на бумажном носителе, или лиц, которые в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации уполномочены заверять копии таких документов в форме документов на бумажном носителе.

Сформированный комплект документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и представляемых в форме электронных документов, электронных образов документов, должен быть подписан усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя.

ДОКУМЕНТЫ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ПРАВА НА ОСНОВАНИИ ДОГОВОРА КУПЛИ-ПРОДАЖИ ОБЪЕКТА НЕЖИЛОГО НАЗНАЧЕНИЯ

ДОКУМЕНТЫ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ НА ОБЪЕКТ ДОЛЕВОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

ДОКУМЕНТЫ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ ЗАСТРОЙЩИКА НА ЖИЛОЕ (НЕЖИЛОЕ) ПОМЕЩЕНИЕ, НАХОДЯЩЕЕСЯ В МНОГОКВАРТИРНОМ ДОМЕ, НЕ ЯВЛЯЮЩЕЕСЯ ПРЕДМЕТОМ ДОГОВОРА УЧАСТИЯ В ДОЛЕВОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ

Юридическая консультация по налоговому праву

Похожие темы по налоговому праву

  • Обжалование решения налоговой
  • Получить ИНН по временной регистрации
  • Порядок взыскания налога
  • Порядок регистрации индивидуального предпринимателя
  • Как получить налоговый вычет за лечение?
  • Порядок закрытия ООО
Показать еще 2

Порядок обжалования налогового акта

Любой гражданин России (дальше РФ) может (имеет право) потребовать пересмотр исполнительного акта налоговой службы через судебные органы власти, в случае ущемления прав, по мнению соискателя. При положительном решении суда, действие чиновников нивелируется. Оспорить можно даже порядок взыскание налога, особенно если он был неправильным. Существуют нормы, регламентируемые законодательством РФ, о предоставлении жалоб в государственные службы:

В письменном виде подается заявление с указанием причины.

Жалобы предоставляются не позже 90 дней с момента нарушения гражданского права (есть исключения).

Сроки подачи заявлений можно увеличить, по уважительным причинам.

Существует вероятность отзыва жалобы по желанию истица (данное действие лишает последнего прав для повторной подачи в дальнейшем).

Любое из решений об обжаловании действий со стороны налоговой службы, возможно, оспорить, в случае несогласия, подав апелляцию не позже одного года после рассмотрения заявления соискателя. Государственные исполнительные органы обязаны рассмотреть заявление на протяжении одного месяца с момента подачи.

По решению суда, срок, возможно, увеличить на пятнадцать дней, необходимых для сбора документов, дополнительной инспекции и т.п. О продлении сообщается соискателю на протяжении трех суток, посредством письменной корреспонденции.

Процедуры рассмотрения

Истец вправе приостановить исполнение постановлений государственных органов власти, законодательно решение предусматривает порядок обжалования актов налоговых органов. Государственные инстанции исполнительной власти имеют право (не обязываются), удовлетворять желание соискателя дать «обратный ход» рассматриваемому делу.

Решение судебной коллегии о прекращении работы сотрудника гарантированно будет принято по причинам необходимых доказательств нарушения законов РФ. Остальные решения судебных инстанций об аннулировании действий государственной налоговой службы не всегда в пользу соискателя, рассматриваются в законодательно регламентируемом порядке.

Результаты по жалобе истицу сообщаются не позже трех суток на момент принятия последней. Органы судебной исполнительной власти по факту рассмотрения жалоб от гражданина РФ вправе:

  • Не удовлетворять заявление соискателя.
  • Отменять решения органов ИФНС РФ.
  • Прервать производство по принятому процессу.
  • Поменять решение, принять новое.

Регламентируемый законодательно порядок обжалования действий налоговых органов не устанавливает какие-то более конкретные требования по факту решений суда по рассмотрению претензий от граждан РФ.

Апелляции и жалобы

В случае неудовлетворения принятыми решениями о прекращении или отказе в жалобе на действия ИФНС, возможно подать претензию в вышестоящие судебные органы государственной власти. Необходимо это сделать до того, как принятое ранее судебное решение вступило в силу. Обычно не позже десяти суток после рассмотрения дела.

Также советуем почитать статью о том, как получить налоговый вычет за лечение. Мы уверенны в том, что вы сможете почерпнуть для себя массу информации.

Апелляция подается посредством тех же государственных органов власти, которые вынесли неудовлетворительное для соискателя решение. Далее она переправляется в вышестоящие инстанции не позже трех суток, на момент подачи иска. Представленная апелляция рассматривается не позже, чем через тридцать суток после получения, с принятием соответствующего акта-решения.

Регламентируемый порядок обжалования решения налогового органа в себя включает следующие:

  • Не удовлетворять апелляцию.
  • Аннулировать решение суда.
  • Поменять решение суда на свое усмотрение.

Подача апелляции в вышестоящие инстанции исполнительной законодательной власти России приостанавливает предыдущие судебные решения на срок обжалования, до момента принятия нового решения. В случае неудовлетворительного заключения по предмету поданной жалобы, ранее вынесенное постановление вступает в силу с момента последней проверки другим органом исполнительной власти.

Случаи изменения решения подразумевают исполнение вынесенных постановлений, со времени рассмотрения апелляции.

Примеры обжалования

Не всегда удается обжаловать постановление ИФНС РФ в вышестоящих судебных органах. Так гражданка А на решение органов ИФНС РФ от 25 апреля 2016 года получила отказ в удовлетворении искового заявления в Череповецком муниципальном суде Вологодской области. Женщина была освобождена от занимаемой должности по причине правовых нарушений, неуплаты налогов в полном объеме.

Гражданкой А была отправлена апелляция в вышестоящие органы судебной исполнительной власти. Выполнение принятого заключения было приостановлено на время рассмотрения дела по удовлетворению искового заявления, предусматривающее типовой порядок обжалования актов налоговых органов.

Вторичное предоставление искового заявления — не дало результата, апелляция гражданки А не удовлетворилась. Гражданка не стала давать дальнейший ход делу, согласившись с принятым заключением. Суд рассмотрел обоснованность предыдущего заключения судебной инстанции в рамках предоставленных доводов, возражений от гражданки А.

Сделав соответствующий вывод, что судебное постановление принято в соответствии с действующим законом РФ, реальным обстоятельством дел, возражением со стороны налоговой власти. Руководствуясь базовыми нормами Гражданского Кодекса РФ по иску гражданки А от 25 апреля 2016 года Череповецкий суд в Вологодской области принял заключение не удовлетворять жалобу.

Мало кто знает, что при покупке квартиры можно сделать возврат подоходного налога. Наши юристы вам в этом помогут.

Данный факт еще раз доказывает, не всегда возможно изменить, отменить судебные постановления исполнительной власти в вышестоящих инстанциях без наличия дополнительных факторов. Рациональнее не усложнять жизнь, не тратить время, нервы и денежные средства, согласившись с первоначальным судебным постановлением, если последнее вынесено на законных основаниях.

Удовлетворение апелляции

Но нельзя сказать, что подача заявлений, жалоб в вышестоящие инстанции не дает результата — это не совсем так. Порядок обжалования решения налогового органа знает некоторое количество удовлетворений заявлений на обжалование судебных решений, принятых районными и городскими властями.

К примеру, апелляция на судебное действие от гражданина Р. по факту постановления Красносулинского муниципального суда Ростовской области, от 30.03.2016 года была полностью удовлетворена, с отменой принятого ранее судом заключения. Межрайонная ИФНС РФ № 21 по Ростовской области обратилась с административным иском к гражданину Р. в местный суд.

О взыскании накопившейся задолженности по законным налоговым выплатам на доходы физических лиц, по причине бездействия последнего. Также неполучения законодательно установленных отчислений муниципальными службами ИФНС. Районный орган государственной судебной власти удовлетворил заявление от налоговой службы.

На что гражданином Р. было предоставлено апелляционное заявление в вышестоящую инстанцию исполнительной власти. Оно было удовлетворено судебной коллегией, предыдущее решение суда приостановлено, далее отменено.

Профессиональная юридическая помощь

Разнообразие, некоторая сложность законодательства РФ вызывает сомнения в принятых решениях у знакомых с юриспруденцией людей. По этой причине помощь профессионального специалиста в законодательной сфере будет не лишней.

Если хотите стать предпринимателем, готовьтесь частенько посещать налоговую.

Видео-блог Адвоката Мугина А.С.

Подписывайтесь на мой канал в Telegram

Я расскажу о последних новостях и публикациях.
Читайте меня, где угодно. Будьте всегда в курсе главного!



Взыскание задолженности дело не простое и получение положительного решения суда зачастую вовсе не означает получение присужденного. Одним из безусловных преимуществ спора о взыскании с государственного и муниципального казенного учреждения является то, что в случае выигрыша дела в суде конечный результат, а именно взыскание задолженности, будет достигнут.

Сейчас хочу поделиться особенностями предъявления исполнительного листа в казначейство, речь пойдет об условиях и порядке обращения взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Получив решение арбитражного суда о взыскании задолженности с бюджетного учреждения, некоторые сталкиваются с вопросом куда отправлять исполнительный лист.

Предъявление исполнительного листа должнику в случае взыскания денежных средств с бюджета отличается от общего порядка.

Передача гражданам и организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации во исполнение решений судов, порядок и условия исполнения судебных актов устанавливаются бюджетным законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 1 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).

К слову, лично мне не совсем понятно, почему в данном пункте оставлены без внимания индивидуальные предприниматели. Представляется, что на индивидуальных предпринимателей законодательство применяется по аналогии.

Бюджетным законодательством, устанавливающим условия и порядок исполнения решения арбитражного суда, является Бюджетный кодекс Российской Федерации (далее – БК РФ), а конкретно глава 24.1 БК РФ, собственно это установлено п. 3 ст. 239 БК РФ, где прямо указано, что обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 БК РФ.

Более того, служба судебных приставов не может обращать взыскание на средства бюджетов системы Российской Федерации, за исключением установленных БК РФ случаев (так называемый, иммунитет бюджетов).

Соответственно и предъявление исполнительного листа осуществляется в порядке, установленном БК РФ.

Для начала обозначу перечень документов, которые необходимы для того, чтобы получить деньги по исполнительному листу.

Во-первых, это сам исполнительный документ – исполнительный лист или судебный приказ(поскольку взыскание средств бюджета по судебному приказу крайне редко, в дальнейшем буду говорить только об исполнительном листе).

Думаю не стоит говорить, что исполнение арбитражного решения о взыскании средств бюджета производится на основании исполнительного листа, отвечающего обязательным требованиям к исполнительным документам, установленным ст. 13 Федерального закона «Об исполнительном производстве».

Во-вторых, обратите внимание, в соответствии со ст. 242.1 БК РФ к исполнительному листу должна быть приложена копия решения арбитражного суда, на основании которого выдан соответствующий исполнительный лист.

Как сказано в БК РФ копия судебного акта, читаем решения, должна быть надлежащим образом заверена судом. Соответственно копия решения должна быть прошита и заверена печатью и подписью судьи. Кроме того, на копии решения должна стоять отметка о вступлении в силу решения.

Поскольку арбитражный суд, направляет свои решения сторонам по почте, соответственно направляет их без отметки о вступлении в законную силу, то не забудьте позаботиться о том, чтобы одновременно с получением исполнительного листа у вас было соответствующее решение суда с отметкой, для этого одновременно с ходатайством о выдаче исполнительного листа попросите выдать и решение.

Наконец, для предъявления исполнительного листа необходимо к нему приложить заявление взыскателя с указанием реквизитов банковского счета взыскателя, на которые необходимо перечислять подлежащие взысканию денежные средства.

Если заявление подписывается представителем взыскателя (то есть любым лицом, действующим на основании доверенности), то к заявлению также необходимо приложить соответствующую доверенность, либо ее нотариальную копию.

Условия исполнения судебных актов

Что касается условий исполнения судебных актов, то здесь стоит напомнить, что предъявлен исполнительный лист может быть также только в установленные сроки.

По общему правилу этот срок составляет три года с момента вступления в силу соответствующего решения суда. Об исключениях из общего правила, а также о перерыве срока предъявления исполнительного документа к исполнению, кому интересно, можно прочитать в ст.ст. 21 и 22 Федерального закона «Об исполнительном производстве».

Бюджетный кодекс устанавливает четыре основания для возврата взыскателю документов, поступивших на исполнение, это:

– непредставление какого-либо из вышеуказанных документов (исполнительный лист, копия решения суда, заявление, доверенность);

– несоответствие все тех же вышеуказанных документов требованиям ГПК РФ, АПК РФ и Федеральному закону «Об исполнительном производстве»;

– нарушение срока предъявления к исполнению исполнительного листа;

– отзыв исполнительного документа взыскателем.

При наличии одного из вышеуказанной оснований, соответствующий орган возвращает без исполнения все поступившие документы взыскателю в течение пяти рабочих дней со дня их поступления. При этом вам должно быть указано на причины возврата.

Так куда подавать исполнительный лист?

Действующим законодательством предусмотрена возможность направления исполнительного листа судом должнику. Для меня очевидно, что если хочешь чтобы что то было сделано хорошо, сделай это сам.

Для начала необходимо определиться с кого взыскиваются средства. Как определить ответчика, в частности, по государственному контракту я ранее рассказывал.

Если денежные средства взыскиваются с Российской Федерации за счет казны Российской Федерации (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств федерального бюджета), документы направляются для исполнения в Министерство финансов Российской Федерации.

Если денежные средства взыскиваются с субъекта Российской Федерации за счет казны субъекта Российской Федерации (также за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств бюджета субъекта Российской Федерации) – документы направляются для исполнения в финансовый орган субъекта Российской Федерации.

Соответственно, если денежные средства взыскиваются с муниципального образования за счет казны муниципального образования (также за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств бюджета муниципального образования), документы направляются для исполнения в финансовый орган муниципального образования.

Если исполнительный лист предусматривает обращение взыскания на средства федерального бюджета по обязательствам федерального казенного учреждения – должника, то документы направляются в орган Федерального казначейства по месту открытия должнику как получателю средств федерального бюджета лицевого счета.

Исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства бюджета Российской Федерации по денежным обязательствам его казенного учреждения, вместе с вышеуказанным документами подается в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевого счета казенного учреждения субъекта Российской Федерации.

И, наконец, если исполнительный лист предусматривает обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам казенного учреждения – должника, документы подаются в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевого счета муниципального казенного учреждения.

Определившись с должником, вы поймете куда отправлять исполнительный лист.

Порядок исполнения исполнительного листа

Оплата по исполнительному листу производится в течение трех месяцев со дня поступления исполнительных документов на исполнение.

Случаи, в которых исполнение судебного акта может быть приостановлено, описаны в ст. 39 Федерального закона «Об исполнительном производстве».

Не буду приводить здесь порядок взаимоотношений государственных и муниципальных органов, а скажу лишь, вкратце, исполнение судебных актов осуществляется за счет денежных средств, предусмотренных на эти цели законом (решением) о бюджете, а для казенных учреждений – . Если в бюджете не хватает денежных средств для исполнения решения суда, в бюджет вносятся соответствующие изменения.

А теперь важный момент, на который я уже как то обращал внимание.

Если вы спорите с казенным учреждением, то необходимо помнить, что по долгам учреждения собственник несет субсидиарную ответственность (см. ст. 120 ГК РФ).

Поэтому бывает целесообразно привлекать к участию в процессе собственника учреждения в качестве соответчика и просить суд взыскать с собственника учреждения в субсидиарном порядке.

Так вот в случае предъявления судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджета по денежных обязательствам федеральных или муниципальных казенных учреждений бывает, что лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов для полного исполнения исполнительного документа не достаточно.

Конечно органы, осуществляющие полномочия главного распорядителя средств бюджета должны обеспечить выделение лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов, и в случае каких либо нарушений со стороны учреждения-должника приостанавливается осуществление всех операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, только, как вы понимаете, на вашем счете от этого денег не прибавиться.

Соответственно при наличии в решении арбитражного суда фразы о том, что в случае отсутствия денежных средств у учреждения – взыскать с собственника, вы обеспечиваете себя тем, что решение суда будет исполнено в течение трех месяцев за счет собственника учреждения.

Если вам понравилась настоящая статья подписывайтесь на рассылку статей.

С наилучшими пожеланиями,
Адвокат Мугин Александр С.

Читайте также: