Взыскание налога во внесудебном порядке

Опубликовано: 22.04.2024

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Налоговые штрафы


Согласно п. 1 ст. 30 НК РФ и ст. 6 Закона РФ от 21.03.1991 № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» налоговые органы осуществляют контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, в том числе за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджет налогов и сборов, соответствующих пеней, штрафов, процентов. На контролеров возложены обязанности по применению мер принудительного исполнения обязанности по уплате налогов.

В силу п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик должен самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога (если иное не предусмотрено налоговым законодательством), что подразумевает добровольное перечисление денежных средств в счет уплаты соответствующих налогов по собственной инициативе и в сумме, исчисленной самостоятельно. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения налогоплательщиком названных обязанностей инспекция направляет ему требование об уплате налога. Именно с этого момента начинается этап принудительного исполнения обязанности по уплате налога.

Вручение требования как начало процедуры принудительного исполнения обязанности по уплате налога

Недоимка – сумма налога, которую организация не уплатила в установленный законодательством срок (п. 2 ст. 11 НК РФ). Право налогового органа взыскивать недоимку с налогоплательщика предусмотрено ст. 31 НК РФ.

При наличии недоимки и в соответствии с решением налогового органа налогоплательщику выставляется требование об уплате налога.

Требованием признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (ст. 69 НК РФ). Документ содержит сведения о сумме задолженности по налогу (размере пеней, начисленных на момент направления требования), сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по его уплате, которые применяются в случае его неисполнения.

По общему правилу п. 2 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику в течение 20 дней с даты вступления в силу соответствующего решения.

К сведению: решение о привлечении к ответственности (об отказе в привлечении к ответственности) за совершение налогового правонарушения вступает в силу по истечении одного месяца со дня вручения лицу, в отношении которого оно было вынесено (п. 9 ст. 101 НК РФ).

В силу п. 4 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты его получения, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

Напомним, что срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если он не установлен в календарных днях. При этом рабочим считается день, который не признается в соответствии с законодательством РФ выходным и (или) нерабочим праздничным (п. 6 ст. 6.1 НК РФ).

Если налогоплательщик не исполнит обязанность по уплате налога в установленный срок, то по его окончании осуществляется внесудебное (бесспорное), а затем и судебное взыскание недоимки.

Внесудебное взыскание (бесспорное) недоимки

  • из денежных средств на банковском счете налогоплательщика;
  • за счет его имущества.
Взыскание посредством списания средств с банковского счета

Из положений ст. 46 НК РФ следует, что неисполнение обязанности по уплате налога влечет принудительное исполнение такой обязанности путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика на счетах в банках.

Сначала налоговый орган выносит решение о взыскании. Оно принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Иными словами, срок равен двум месяцам с момента истечения времени, отведенного налоговым законодательством для добровольного исполнения налогоплательщиком требования об уплате налога.

Решение о взыскании доводится до сведения налогоплательщика – организации или индивидуального предпринимателя в течение шести дней после его вынесения. На основании п. 3 ст. 46 НК РФ в случае невозможности вручения налогоплательщику под расписку или передачи иным способом, свидетельствующим о дате его получения, решение о взыскании направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней со дня направления заказного письма.

Затем на основании данного документа налоговики направляют в банк, в котором открыты счета налогоплательщика, поручение на перечисление сумм налога в бюджет. Оно должно содержать указание на те банковские счета, с которых должно быть произведено перечисление налога, и сумму, подлежащую перечислению. При этом взыскание налога может осуществляться как с рублевых расчетных (текущих), так и с валютных счетов (при недостаточности средств на рублевых).

По установленным правилам поручение на перечисление налога банк исполняет не позднее одного операционного дня, следующего за днем получения им указанного поручения (не позднее двух операционных дней, если взыскание налога производится с валютных счетов).

Если в день получения банком поручения на счете недостаточно денежных средств или они отсутствуют, то поручение исполняется по мере поступления денежных средств на эти счета не позднее одного операционного дня, следующего за днем каждого такого поступления на счет.

К сведению: поручение налогового органа подлежит безусловному исполнению кредитной организацией в очередности, установленной гражданским законодательством РФ. Из содержания п. 2 ст. 855 ГК РФ следует: очередность списания средств в уплату налогов зависит от того, списываются они в добровольном или принудительном порядке. Так, платежи в бюджет, осуществляемые по поручениям налоговых органов (то есть в принудительном порядке), подлежат исполнению банком в третью очередь, а платежи по налоговым обязательствам, производимые на основании платежных распоряжений налогоплательщика (в добровольном порядке), – в пятую. Данный вывод основан на правовой позиции ВС РФ, изложенной в Определении от 21.03.2016 № 307-КГ16-960, и поддержан контролирующими органами – письма ФНС России от 11.07.2016 № ГД-4-8/12408, Минфина России от 17.05.2016 № 03-02-07/2/28207.

Как указал Пленум ВАС (п. 54 Постановления от 30.07.2013 № 57), вывод о недостаточности или отсутствии денежных средств на банковских счетах может быть сделан налоговым органом только на основании данных о состоянии всех известных ему счетов налогоплательщика.

Для получения указанных сведений и обеспечения в последующем возможности взыскания средств с соответствующих счетов инспекция вправе на основании п. 2 ст. 76 НК РФ вынести решения о приостановлении операций по известным ей счетам (но не ранее вынесения решения о взыскании налога). Получив данное решение, банк в силу п. 5 ст. 76 НК РФ обязан сообщить в налоговый орган в электронной форме сведения об остатках денежных средств на счете, операции по которому приостановлены.

Если поручения на перечисление суммы налога в бюджет предъявляются одновременно к нескольким счетам, то совокупная сумма налога, указанная в этих поручениях, не должна превышать сумму подлежащего взысканию налога.

Взыскание за счет имущества налогоплательщика

Данное решение исполняют судебные приставы на основании постановления налогового органа о взыскании налоговой задолженности за счет имущества налогоплательщика (вынесенного в течение трех дней с момента принятия решения о взыскании) (абз. 2 п. 1, п. 4 ст. 47 НК РФ). Взыскание может быть обращено на любое движимое и недвижимое имущество налогоплательщика в очередности, установленной п. 5 ст. 47 НК РФ.

К сведению: налоговый орган вправе перейти к принудительному взысканию налога за счет иного имущества налогоплательщика только после принятия надлежащих мер по взысканию налога за счет его денежных средств (п. 55 Постановления Пленума ВАС РФ № 57). В связи с этим невынесение инспекцией решения о взыскании налога за счет денежных средств в установленный срок и непринятие мер к его исполнению по общему правилу исключают возможность вынесения решения о взыскании налога за счет иного имущества налогоплательщика.

Решение о взыскании налога за счет имущества принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит.

Взыскание в судебном порядке

Обратите внимание: названные сроки может восстановить суд, если арбитры сочтут причины, по которым они были пропущены, объективными.

Таким образом, в судебном порядке взыскание недоимки производится, если пропущен срок принятия решения о взыскании налога:

  • из денежных средств на счетах налогоплательщика – организации или индивидуального предпринимателя в банках и его электронных денежных средств;
  • за счет его имущества.
В первом из указанных случаев заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Во втором – в течение двух лет после истечения срока его исполнения.

На основании изложенного порядок взыскания с налогоплательщика недоимки регламентирован нормами налогового законодательства и имеет конкретные сроки, по истечении которых налоговая инспекция утрачивает право на взыскание налоговой задолженности.

Утрата права на взыскание недоимки

Суды, в свою очередь, указывают: пропуск налоговым органом сроков взыскания недоимки препятствует списанию с налогоплательщика числящихся в карточках лицевых счетов сумм задолженности по налогам и не дает права списать их в силу положений ст. 59 НК РФ. Однако утрата инспекцией возможности взыскания задолженности перед бюджетом не означает, что налогоплательщик исполнил свои обязанности по уплате платежей в бюджет в соответствии со ст. 45 НК РФ (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2015 № 09АП-57139/2014 по делу № А40-131455/14).

Согласно п. 1 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных ст. 59 НК РФ. Так, пп. 4 п. 1 данной статьи определено, что одним из этих оснований является принятие судебного акта.

К сведению: в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскать недоимку в связи с истечением установленного срока взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, налоговая задолженность признается безнадежной к взысканию (п. 2.4 Порядка списания недоимки, признанной безнадежной к взысканию).

Судебный акт после вступления в законную силу является основанием для исключения инспекцией соответствующих записей из лицевого счета налогоплательщика, согласно данным которого проводится сверка расчетов с бюджетом. Вывод об утрате налоговым органом возможности взыскания налогов (как и пеней, штрафов) в связи с истечением установленного срока их взыскания может содержаться в судебном акте по любому налоговому делу, в том числе и в мотивировочной части акта. Соответствующие записи должны быть исключены налоговым органом из лицевого счета налогоплательщика немедленно после вступления такого судебного акта в силу.

В отсутствие же судебного акта, подтверждающего утрату налоговым органом возможности взыскания налога, недоимка не признается безнадежной к взысканию, даже если налоговым органом пропущены установленные НК РФ сроки взыскания налога.

О разрешенных законом действиях налогоплательщика и обязательствах налоговиков

Дело в том, что исходя из толкования пп. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ, инициировать соответствующее судебное разбирательство вправе не только налоговый орган, но и налогоплательщик, в том числе путем подачи в суд заявления о признании сумм, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными к взысканию. Причем такое право не ограничено каким-либо сроком, в том числе сроком исковой давности (Постановление АС ДВО от 21.09.2016 № Ф03-4261/2016 по делу № А59-684/2016).

Причиной обращения с заявлением в судебные органы может явиться ситуация (весьма распространенная), связанная с действиями инспекции, выразившимися в выдаче справки об исполнении обязанности по уплате налогов (равно как и справки о состоянии расчетов с бюджетом) без отражения информации о невозможности взыскания недоимки в принудительном порядке.

К сведению. Подпунктом 10 п. 1 ст. 32 НК РФ предусмотрено, что налоговый орган обязан предоставлять налогоплательщику по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам и справки об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов на основании данных налогового органа.

Как показывает анализ арбитражной практики, контролеры зачастую отказывают налогоплательщику в требовании указать в справке данный факт. При формировании справки налоговый орган руководствуется положениями Приказа ФНС России от 21.07.2014 № ММВ-7-8/378@, утвердившего ее форму и порядок ее заполнения. Нормы данного документа не предусматривают информацию об утрате возможности взыскания числящейся за налогоплательщиком задолженности перед бюджетом в принудительном порядке, поскольку срок их взыскания истек.

При рассмотрении споров аналогичного характера суды отмечают: названный приказ, не предусматривающий наличие информации об утрате возможности взыскания в принудительном порядке числящейся за налогоплательщиком задолженности перед бюджетом, не может служить препятствием к выдаче справки с отражением в ней реального состояния расчетов по налоговым платежам. Иное означает указание неполной информации о задолженности, числящейся за налогоплательщиком, что нарушает его право на достоверную информацию, необходимую ему для реализации прав в предпринимательской деятельности.

АС ДВО в Постановлении от 10.11.2016 № Ф03-5079/2016 со ссылкой на правовую позицию, изложенную в Постановлении Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57, также отметил следующее. Наличие или отсутствие задолженности перед бюджетом является одним из критериев успешности предпринимательской деятельности налогоплательщика, его добросовестности и финансовой стабильности. Данная справка представляет собой официальный документ, прямо предусмотренный Налоговым кодексом для выдачи налогоплательщику.

Исходя из необходимости соблюдения баланса частных и публичных интересов и отражения в предоставляемых инспекцией налогоплательщику по его запросу документах объективной информации справки должны содержать не только сведения о задолженности, но и информацию об утрате налоговым органом возможности принудительного взыскания соответствующих сумм в связи с истечением установленного срока их взыскания.

Неполная информация о недоимке затрагивает право организации на достоверную информацию, необходимую ей для осуществления своих прав и законных интересов, в том числе в предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность по уплате налогов налогоплательщик исполняет либо самостоятельно, либо в принудительном порядке. Процедура принудительного взыскания недоимки состоит из нескольких этапов, первым из которых является выставление инспекцией в адрес налогоплательщика требования об уплате налога. Если документ не будет исполнен в установленный срок, то налоговики вправе вынести решение о взыскании недоимки за счет денежных средств на банковских счетах налогоплательщика. Оно может быть принято не позднее двух месяцев после истечения срока, указанного в требовании об уплате налога. Если налоговики пропустят данный срок, то есть время для судебного взыскания недоимки: шесть месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах или при отсутствии информации о таких счетах налог может быть взыскан за счет имущества налогоплательщика в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, в течение года после окончания срока исполнения требования, в случае пропуска которого у инспекции будет два года для обращения в судебные органы.

Однако и по истечении указанных сроков у налогоплательщика на его лицевом счете будет числиться задолженность по налогу, признать которую безнадежной можно лишь в суде. И только после вступления судебного акта в силу соответствующие записи должны быть исключены налоговым органом из лицевого счета налогоплательщика. А до этого момента налоговый орган в предоставляемой налогоплательщику по его запросу справке об исполнении обязанности по уплате налогов (равно как и в справке о состоянии расчетов с бюджетом) должен указать не только сведения о задолженности, но и информацию об утрате инспекцией возможности принудительного взыскания недоимки в связи с истечением установленного срока ее взыскания.

повышение юридических знаний

Взыскание налога во внесудебном (бесспорном) порядке, установленном ст. 46, 47 НК РФ.На первом этапе производится взыскание налога за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках и его электронных денежных средств (ст. 46 НК РФ). Далее осуществляется взыскание налога, сбора, а также пеней и штрафов за счет иного имущества налогоплательщика (ст. 47 НК РФ).Как отмечено в Постановлении Президиума ВАС РФ от 08.02.2011 N 8229/10, предусмотренные ст. 46, 47 НК РФ меры принудительного взыскания налоговой задолженности за счет денежных средств на счетах в банках и за счет иного имущества налогоплательщика-организации представляют собой последовательные этапы единого внесудебного порядка взыскания налоговой задолженности.В Постановлении Президиума ВАС РФ от 29.11.2011 N 7551/11 по делу N А03-10725/2010 указано, что вынесение налоговым органом решения о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика, минуя стадию взыскания налога за счет денежных средств на счетах в банках, является несоблюдением установленного НК РФ порядка бесспорного взыскания обязательных платежей. До взыскания налогов за счет иного имущества налоговый орган должен реализовать процедуру, предусмотренную ст. 46 НК РФ, после чего вправе перейти к изъятию и реализации имущества налогоплательщика. Статьи 45 — 47 НК РФ не предусматривают возможности принятия решения о взыскании налогов за счет имущества налогоплательщика, минуя стадию взыскания налога за счет средств на банковских счетах.Таким образом, налоговый орган обязан сначала реализовать свое право на взыскание налогов за счет средств налогоплательщика на банковских счетах.Сразу хотелось бы отметить, что с 01.01.2007 срок на взыскание налога не является не подлежащим восстановлению, в случае пропуска которого суд отказывал в удовлетворении требований налогового органа.В настоящее время в случае пропуска срока на внесудебное взыскание (бесспорное взыскание) налога, установленного ст. 46, 47 НК РФ, налоговый орган вправе обратиться с соответствующим заявлением в суд:- в силу п. 3 ст. 46: в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога;- в силу п. 1 ст. 47 НК РФ: в течение двух лет со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога.При этом пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления на взыскание недоимки в суд может быть восстановлен судом.Взыскание налога в порядке, установленном ст. 46 НК РФ. Согласно ст. 46 НК РФ решение о взыскании налога за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках и его электронных денежных средств принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. Решение о взыскании доводится до сведения налогоплательщика в течение шести дней после вынесения указанного решения. Поручение налогового органа на перечисление налога направляется в банк. Банк исполняет поручение налогового органа не позднее одного операционного дня, следующего за днем получения им указанного поручения, если взыскание налога производится с рублевых счетов, и не позднее двух операционных дней, если взыскание налога производится с валютных счетов, если это не нарушает порядка очередности платежей, установленного гражданским законодательством Российской Федерации.В связи с этим отметим четыре важных момента:1) срок для принятия решения о взыскании налога за счет денежные средств на счетах налогоплательщика в банках ст. 46 НК РФ определен как не позднее двух месяцев после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога. Этот двухмесячный срок является пресекательным. Налоговый орган после истечения данного срока не вправе принимать решение о взыскании;2) о вынесении решения о взыскании налога налогоплательщик должен быть проинформирован налоговым органом. Ненаправление налогоплательщику решения о взыскании влияет на законность решения, принятого по ст. 46 НК РФ. Однако несвоевременное направление налогоплательщику решения о взыскании не освобождает последнего от обязанности уплатить законно установленные налоги (см., например, Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 12.10.2010 по делу N А11-15811/2009);3) в Постановлении ФАС Поволжского округа от 23.06.2009 по делу N А57-186/2009 указано, что налоговое законодательство не содержит запрета на повторное выставление инкассового поручения в случае закрытия расчетного счета налогоплательщика. Однако законодательство о налогах и сборах не предусматривает такого процессуального действия, как перевыставление налоговым органом ранее выставленных инкассовых поручений путем направления в банк новых (см., например, Постановление ФАС Центрального округа от 26.03.2012 по делу N А48-1919/2011). Аналогичная позиция содержится в Постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 09.08.2010 по делу N А32-54085/2009-33/908. Определением ВАС РФ от 28.02.2011 N ВАС-16837/10 отказано в передаче дела N А32-54085/2009-33/908 в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора данного Постановления. Таким образом, налоговый орган не вправе перевыставлять либо направлять в банк повторные инкассовые поручения;4) в ст. 46 НК РФ не установлен срок для направления поручения в банк. Как указано в Определении ВАС РФ от 04.08.2011 N ВАС-9580/11 по делу N А51-14451/2010, положения п. 4 ст. 46 НК РФ не предусматривают пресекательного срока для выставления инкассовых поручений. Пункт 3 ст. 46 НК РФ определяет срок для вынесения решения о взыскании задолженности за счет денежных средств, направление в банк спорных инкассовых поручений за пределами месячного срока не может выступать основанием для признания действий налогового органа по принудительному взысканию налоговой задолженности. В то же время НК РФ не предусмотрено выставление платежных поручений налоговым органом после принятия решения об обращении взыскания на иное имущество налогоплательщика (см., к примеру, Постановление ФАС Поволжского округа от 27.08.2010 по делу N А12-909/2010).Взыскание налога в порядке, установленном ст. 47 НК РФ. В силу п. 7 ст. 46 НК РФ при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика либо его электронных денежных средств или при отсутствии информации о счетах налогоплательщика либо информации о реквизитах его корпоративного электронного средства платежа, используемого для переводов электронных денежных средств, налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика в соответствии со ст. 47 НК РФ.Согласно ст. 47 решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика производится по решению руководителя налогового органа путем направления на бумажном носителе или в электронной форме в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Об исполнительном производстве». Исполнительные действия должны быть совершены и требования, содержащиеся в постановлении, исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня поступления к нему указанного постановления.Отметим два важных момента:1) пунктом п. 7 ст. 46 НК определены условия, только при наличии которых налоговый орган вправе взыскать налог за счет имущества налогоплательщика;2) срок для принятия решения о взыскании за счет имущества налогоплательщика ст. 47 НК РФ определен как в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Этот срок является пресекательным. Налоговый орган после истечения данного срока не вправе принимать решение о взыскании.Подводя итог, отметим, что определение сроков взыскания налогов во внесудебном (бесспорном) порядке производится путем соотнесения сроков, установленных ст. 46, 47, 69, 70 НК РФ, в следующей последовательности: срок на направление требования об уплате налога, исчисляемый либо со дня выявления недоимки (три месяца), либо с даты вступления в силу решения по результатам налоговой проверки (10 дней); 8-дневный срок на добровольное исполнение требования; два месяца (п. 3 ст. 46 НК РФ) либо один год (абз. 3 п. 1 ст. 47 НК РФ) на принятие решения о взыскании задолженности, исчисляемые по истечении срока исполнения требования.Также следует обратить внимание, что срок направления решения о взыскании за счет имущества для исполнения судебному приставу-исполнителю установлен как три дня с момента вынесения такого решения. Данный срок должен соблюдаться налоговым органом. Постановлением от 22.09.2011 ФАС Центрального округа отправил дело N А35-10852/2010 на новое рассмотрение, обязав суд первой инстанции проверить соблюдение налоговым органом срока предъявления судебному приставу-исполнителю для принудительного исполнения. При этом суд сослался на п. 12 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации».

Долгополов О.И. О сроках взыскания налога // СПС КонсультантПлюс. 2012.

Юридическая консультация по налоговому праву

Похожие темы по налоговому праву

  • Обжалование решения налоговой
  • Порядок обжалования налогового акта
  • Получить ИНН по временной регистрации
  • Порядок регистрации индивидуального предпринимателя
  • Как получить налоговый вычет за лечение?
  • Порядок закрытия ООО
Показать еще 2

Порядок взыскания налога

Налоговый кодекс РФ установил порядок взыскания налога и сроки их уплаты. Казалось бы, если последовательно выполнять условия и платить, то проблем — не возникнет. Однако возникают вопросы:

  • почему платить именно столько?
  • правильно ли начислен платеж?

Истина рождается в судебном порядке.

Имущество, на которое нужно платить налоги:

  • транспорт (п. 3 ст. 363 НК);
  • земля (ст. 397 НК);
  • имущество (ст. 409 НК).

Когда физ. лица должны успеть заплатить налог?

Граждане должны уплатить налоги, накопленные за 2015 год до 1 декабря 2016 года. За время до 2015 года, платежи следовало оплатить до 1 октября года, последующего за прошедшим годом.

Как происходит взыскание платежей с граждан?

На взыскание налогов с граждан направляется уведомление фискального органа.

Когда должно быть направлено уведомление? Закон отводит для этого – 30 дней до наступления срока платежа (п. 2 ст. 52 Налогового кодекса).

Для взыскания налогов с физических лиц отводится не больше, чем 3 налоговых периода до календарного года, когда направлено уведомление. Основание – п. 4 ст. 357 НК.

В какой налоговой службе сделать платеж?

Платите по месту, где находится транспортное средство, земля, дом, иной объект для обложения платежом – п. 2 ст. 409 НК.

Алгоритм оплаты платежей

Закон отводит один месяц (с момента получения уведомления от инспекции) для оплаты налога. Если только в уведомлении не прописан иной срок. Основание – письмо ФНС от 11 января 2016 г. № БС-4-11/48@, п. 6 ст. 58 НК.

Не все налогоплательщики соглашаются добровольно погасить долги.

Наивно полагать, что о задолженности по налогам забудут. Кодексом предусмотрены санкции для тех, кто надеялся уклониться от уплаты платежей.

Когда придется заплатить штраф?

Не успели или просто не захотели сделать вовремя платеж? Готовьтесь к оплате пени – ст. 75 пункт 1 НК.

Размер пени = сколько налога недоплачено в срок х дни просрочки х 1/300 ставки рефинансирования, установленной Центробанком.

Инспекция отслеживает срок уплаты. Если возникают проблемы — вышлет уведомление на уплату недоимку и пени.

Нужно уложиться в 8 дней, с тех пор, как получили требование погасить сумму, указанную в уведомлении. Исключение: иной срок, указанный в требовании (п. 4 ст. 69 Налогового кодекса);

Процедура взыскания налогов включает оплату штрафов

  • общее правило: размер штрафа – 20 % от невыплаченной суммы задолженности;
  • исключение: если Налоговая служба докажет, что платеж не платился с умыслом, штраф вырастет до 40 процентов (ст. 122 НК).

Помните, порядок взыскания задолженности означает: нет доказательств, что вы не платили налог, значит, ответственности за неуплату не существует.

Налоговая должна представить документы:

  • налог исчислен согласно закону;
  • направила уведомление и требование, есть подтверждения, что уведомление вручено.

Нет смысла игнорировать необходимость заплатить налог. Взыскание налога в судебном порядке будет следующим этапом работы с нежелающими людьми оплатить долги в бюджет по своей воле.

Взыскание налога в судебном порядке для тех, кто не является предпринимателями

Взыскание налога в судебном порядке для тех, кто не является предпринимателями

    Суд принимает исковое заявление о взыскании неуплаченных сумм.

Налоговая инспекция подает исковое заявление о взыскании долга с физ. лица.

  • 6 месяцев составляет срок исковой давности по взысканию налогов с момента, как истечет срок для исполнения требования оплатить долги (п. 2 ст. 48 НК).
  • Вы задолжали в бюджет более 3 тысяч рублей? Исковое заявление о взыскании последует от инспекции согласно абз. 4 п. 1 ст. 48 Налогового кодекса.
  • Условия для судебного разбирательства:

    • прошло три года со дня, как нужно было выполнить самое раннее требование выплатить долг;
    • размер долга выше 3 тысяч рублей;
    • 6 месяцев со дня, когда общая сумма неуплаченных долгов превысила 3 тысячи рублей, есть у налоговиков для обращения в суд (абз. 2 п. 2 ст. 48 НК);

    Долг не превысил три тысячи рублей. Если задолженность не погашали три года, происходит принудительное взыскание налога. Условие, по которому производится принудительное взыскание налога: инспекция подает в суд, когда с момента истечения срока в три года пройдет 6 месяцев (абз. 3 п. 2 статьи 48 НК).

    Алгоритм взыскания

    • Начинает действовать порядок принудительного взыскания налогов. За ходом исполнения решения суда следят приставы. Действия приставов описаны в Законе об исполнительном производстве.
    • Оповестить директора компании, что его сотрудники не платят добросовестно. В этом поможет фискальный орган. Оповещение работодателя направлено на принудительное взыскание налоговой задолженности. Организация, где получаете зарплату, пособия, иные платежи получит исполнительный документ от фискального органа. Такой порядок принудительного взыскания налогов установлен письмом ФНС № ГД-4-8/18401@ от 21 октября 2015 г. Для взыскания задолженности по налогам инспектора выезжают на предприятия для встречи с руководителем, проведения разъяснительных бесед с работниками, уклоняющимися от уплаты.

    Почему налоговые сотрудники прибегают к такому способу для взыскания задолженности по налогам, чтобы настоять на уплате долгов? Полагают, что осведомленность работодателя, что работник задолженность не платит, простимулирует сотрудника заплатить долги.

    Как происходит взыскание задолженности с юридических лиц?

    Уплата платежей с юридических лиц происходит самостоятельно. Если взносы с юридических лиц не уплачены, налоговая служба использует способы взыскания налогов:

    • согласно ст. 46 НК, если налог не уплачен или уплачен не полностью, то платеж с юридических лиц взыскивается принудительно. Обращается взыскание на деньги на счете или электронные деньги предприятия;
    • на основе решения инспекции о списании в бюджет средств со счета компании принимается налоговое поручение;
    • Кодекс отводит два месяца на принятие решения о взыскании с момента, как закончится срок, указанный в требовании уплатить платеж. Нарушение срока означает, что решение можно не исполнять;
    • если закончился срок принятия решения — инспекция подает иск в суд. На подачу иска есть 6 месяцев, с момента, как закончится срок исполнения требования для выплаты налога с юридических лиц (п. 3 ст. 46 НК);
    • деньги списываются с лицевых счетов компании, если на расчетном счете их недостаточно. Списать можно не больше 5 млн. рублей.

    Какой срок давности взыскания налога?

    Какой срок давности взыскания налога

    Чтобы выяснить, какой срок давности взыскания налога для юридических лиц и физ. лиц обращаемся к Налоговому кодексу. А именно к п.п. 4.1 п. 1 ст. 59.

    Напишет пристав постановление, что производство закончено? Долг спишут. Неисполненные документы пристав обратно вернут в инспекцию по Закону об исполнительном производстве;

    Срок взыскания налоговой задолженности — должен превысить 5 лет с момента образования долга. Сумма долгов не выше, чем требования к должнику по Закону о банкротстве.

    Решение принимается налоговой службой в месте, где налогоплательщик поставлен на учет;

    Когда долг списывается для юридических лиц и граждан? Срок взыскания налоговой задолженности, который просуществовала больше 5 лет списывается, если суд примет решение прекратить дело о банкротстве, поскольку средств на возмещение суд. расходов — недостаточно.

    Какой порядок взыскания и возврата налога?

    Обращаемся к ст. 231 НК. В ней прописан порядок взыскания и возврата налога.

    • если налоговый агент удержал излишнюю сумму, то на основании письменного заявления плательщика ее надлежит вернуть;
    • срок для возврата – три месяца с момента получения заявления налогоплательщика;
    • платеж возвращается из суммы, которую должен уплатить этот налогоплательщик и иные плательщики налога, из доходов которых удерживается платеж;
    • возврат происходит безналичным способом. Каждый день просрочки возврата — начисление пени;
    • если налоговый агент отсутствует, налогоплательщик подает заявление о возврате платежа в налоговую инспекцию одновременно с предоставлением налоговой декларации за соответствующий период.

    У вас возникли разногласия с налоговой службой? Обращайтесь на сайт «33 Юриста.ру». Опытные юристы анализируют проблему, найдут оптимальное решение в сложившейся ситуации, помогут выиграть спор, минимизировать расходы.

    Все налогоплательщики (физические лица, юридические лица и индивидуальные предприниматели) обязаны уплачивать установленные законом налоги и сборы в бюджет (ст. 23 Налогового кодекса РФ). Несмотря на статью 45 Налогового кодекса РФ, которая содержит норму, устанавливающую самостоятельное исполнение налогоплательщиком возложенной на него обязанности по уплате налогов в установленный законом срок, в случае неоплаты того или иного налога, либо его частичной оплаты, образуется налоговая недоимка. Вам так же может быть полезна статья: «Принудительное взыскание начисленной задолженности по вступившему в силу, но не исполненному налогоплательщиком в добровольном порядке решению налогового органа».

    Недоимка – это сумма налога или сбора, не уплаченная в установленный законом срок. Налоговые органы наделены правом взыскания недоимки по налогам и сборам, а также задолженности по пеням и штрафам с организаций и индивидуальных предпринимателей во внесудебном порядке, на основании собственного решения. Взыскание недоимки осуществляется принудительно за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика, а при их недостаточности или отсутствии – за счет иного имущества налогоплательщика. В данной статье речь пойдет об основаниях и порядке взыскания налоговой недоимки во внесудебном порядке.

    В ходе проведения налоговых проверок (камеральных (ст. 88 Налогового кодекса РФ) и выездных (ст. 89 Налогового кодекса РФ)), а также по результатам мероприятий налогового контроля, проверяющим должностным лицом выявляется надлежащее или ненадлежащее исполнение налогоплательщиком обязанностей по уплате налогов. По результатам проверки в случае ненадлежащего исполнения обязанностей, выносится решение, в котором указывается размер выявленной недоимки (п. 8 ст. 101 Налогового кодекса РФ).

    Важно! Согласно п.9 ст. 101 Налогового кодекса РФ решение о привлечении к ответственности, либо об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения вступает в силу по истечении одного месяца со дня вручения лицу, в отношении которого оно было вынесено.

    В силу пункта 4 статьи 69 Налогового кодекса РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение 8 дней с даты его получения, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в налоговом требовании. При этом срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если он не установлен в календарных днях. При этом рабочим считается день, который не признается в соответствии с законодательством РФ выходным или нерабочим праздничным (п. 6 ст. 6.1 Налогового кодекса РФ). Если налогоплательщик не исполнит обязанность по уплате налога в установленный срок, то по его окончании осуществляется внесудебное (бесспорное), а затем и судебное взыскание недоимки. Так же о принудительном взыскании налоговыми органами задолженности по налогам с налогоплательщиков читайте в нашей статье: «Сроки давности для выявления и взыскания налоговой недоимки».

    Взыскание налога во внесудебном (бесспорном) порядке, установлен ст. 46, 47 Налогового кодекса РФ. Из положений ст. 46 Налогового кодекса РФ следует, что неисполнение обязанности по уплате налога влечет принудительное исполнение такой обязанности путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика на счетах в банках.

    Недоимка по налогам — основание взыскания во внесудебном порядке

    Юридические лица уплачивают налоги в основном путем сдачи платежных поручений на перечисление налогов банкам, обслуживающим их счета. Налогоплательщики обязаны сдать в банк такое поручение не позднее наступления срока платежа. Если на день платежа на счете налогоплательщика достаточно средств для выполнения платежного поручения, то его обязанность по уплате налога считается исполненной с момента предъявления в банк поручения на перечисление денежных средств с его счета в банке на соответствующий счет Федерального казначейства для зачисления налога в бюджет. Физическое лицо уплачивает налоги наличными денежными средствами, налог и сбор считается уплаченным с момента внесения денежной суммы в банк. Как упоминалось ранее, при неуплате (частичной уплате) налогов и сборов в бюджет в установленные сроки, образуется недоимка. Сумма соответствующих пеней и штрафов, не уплаченных в установленный законом срок, также образует налоговую задолженность. Наличие недоимки для налогового органа – главное основание для применения к организации процедуры принудительного взыскания недоимки, установленной Налоговым кодексом РФ. По данному вопросу в Постановлении Президиума ВАС РФ от 08.02.2011г. № 8229/10 отмечается, что меры принудительного взыскания налоговой задолженности за счет денежных средств на счетах в банках и за счет иного имущества налогоплательщика-организации, предусмотренные ст. 46, 47 Налогового кодекса РФ, представляют собой так называемые последовательные этапы единого внесудебного порядка взыскания налоговой задолженности.

    Вынесение налоговым органом решения о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика, минуя стадию взыскания налога за счет денежных средств на счетах в банках, является несоблюдением установленного Налоговым кодексом РФ порядка бесспорного взыскания обязательных платежей (см. Постановление Президиума ВАС РФ от 29.11.2011г. № 7551/11 по делу № А03-10725/2010).

    Прежде чем перейти на стадию взыскания налога за счет иного имущества налогоплательщика-должника, налоговая должна реализовать процедуру, предусмотренную ст. 46 Налоговым кодексом РФ, после чего вправе перейти к изъятию и реализации имущества налогоплательщика (см. ст. 45-47 Налогового кодекса РФ).

    Недоимка по налогам — процессуальный порядок взыскания во внесудебном порядке

    Процессуальный порядок взыскания налоговой недоимки во внесудебном порядке выглядит следующим образом. Прежде всего, налоговая инспекция, на учете которой состоит налогоплательщик, не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки направляет требование об уплате налога. Срок направления требования – 10 дней с даты вступления в силу соответствующего решения. Требование об уплате налога содержит следующие сведения:

    — о сумме задолженности по налогу, размеру пеней, начисленных на момент направления требования;

    — о сроке уплаты налога, установленного Налоговым кодексом РФ;

    — о сроке исполнения требования;

    — о мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые могут быть применены в случае неисполнения требования налогоплательщиком.

    Требование об уплате налога должно быть исполнено налогоплательщиком в течение 10 календарных дней с момента его получения. Если юридическое лицо не уплатит налог в срок, установленный в требовании, тогда руководитель налогового органа (или его заместитель) не позднее двух месяцев после его истечения, должен принять решение о взыскании налога. Решение о взыскании налога (или сбора) налоговики направляют налогоплательщику не позднее 6 дней после его принятия. В течение 1 месяца со дня принятия решения, налоговый орган направляет его в банк, в котором открыты счета налогоплательщика, а также поручение на списание с этих счетов и перечисление сумм налога в бюджет. Поручение налогового органа – это распоряжение налоговой инспекции, направляемое в банк на списание и перечисление в соответствующие бюджеты необходимых денежных средств со счета налогоплательщика, в котором указываются счета организации-налогоплательщика, с которых нужно перечислить налог, и сумма, подлежащая перечислению. Взыскание налога может быть произведено с рублевых счетов, а при недостаточности средств – с валютных.

    Важно! Взыскание налога с валютных счетов производится в сумме, эквивалентной сумме платежа в рублях по курсу ЦБ РФ, установленному на день продажи валюты.

    При взыскании средств, находящихся на валютных счетах, налоговый орган одновременно с поручением на перечисление налога направляет второе поручение банку на продажу валюты, находящейся на счете налогоплательщика, в срок не позднее следующего дня. Банк должен исполнить поручение налогового органа не позднее одного дня, следующего за днем его получения, при условии, что взыскание налога производится с рублевых счетов. При взыскании с валютных счетов – не позднее двух операционных дней. Разумеется, данные сроки соблюдаются, когда это не нарушает порядок очередности платежей, установленный гражданским законодательством РФ. Поручение налогового органа подлежит безусловному исполнению кредитной организацией в очередности, установленной гражданским законодательством РФ. Из содержания пункта 2 статьи 855 Гражданского кодекса РФ следует, что очередность списания денежных средств в счет уплаты налогов зависит от того, списываются они в добровольном и принудительном порядке. Так, платежи в бюджет, осуществляемые по поручениям налоговых органов (в принудительном порядке), подлежат исполнению банком в третью очередь, платежи по налоговым обязательствам, производимые на основании платежных распоряжений налогоплательщика (в добровольном порядке), — в пятую. Данный вывод изложен в Определении Верховного Суда РФ от 21 марта 2016 года № 307-ГК16-960, и поддержан контролирующими органами – Письмо ФНС России от 11 июля 2016 года № ГД-4-8/12408, Письмо Минфина России от 17 мая 2016 года № 03-02-07/2/28207.

    Если на день получения банком поручения налогового органа отсутствует необходимая денежная сумма, банк исполняет поручение налогового органа по мере поступления денежных средств:

    — не позднее одного операционного дня, следующего за днем каждого такого поступления на рублевые счета;

    — не позднее двух операционных дней, следующих за днем каждого такого поступления на валютные счета.

    Решение о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, открытым в банке, принимается руководителем налогового органа (или его заместителем), а затем направляется в банк по месту открытия счетов (расчетных, валютных и др.) налогоплательщика. Исполнение решения налогового органа о взыскании недоимки может быть обеспечено путем приостановления операций по счетам организации-налогоплательщика в банке. И если поручение налогового органа выставлено на один счет, по остальным счетам операции приостанавливаются. В этом и заключается смысл инкассового поручения. Если на счетах организации-должника недостаточно денежных средств, либо у налогового органа отсутствует информация о таких счетах, то взыскание недоимки по налогам, а также пеней и штрафов осуществляется за счет иного имущества налогоплательщика-недоимщика. Взыскание осуществляется в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, с учетом сумм, которые уже взысканы налоговым органом со счетов организации-налогоплательщика. Руководитель налогового органа (или его заместитель) принимает решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика. Такое решение оформляется в форме постановления. Решение о взыскании налога за счет имущества организации-налогоплательщика может быть принято в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

    Важно! На постановление о взыскании налога, подписанное руководителем (или его заместителем) и заверенное гербовой печатью налогового органа, необходимо получить санкцию прокурора.

    После этого в течение трех дней решение направляется в службу судебных приставов для исполнения. В случае, когда налоговый орган производил арест имущества организации-налогоплательщика, в службу судебных приставов передается копия протокола ареста имущества и копия акта описи (см. ст. 77 Налогового кодекса РФ).

    Приказом ФНС России и Министерства юстиции РФ от 25.07.2000г. № ВГ-3-10/ 265/215 утвержден порядок взаимодействия налоговых органов и служб судебных приставов органов юстиции субъектов РФ по принудительному исполнению постановления налоговых органов и иных исполнительных документов.

    Приказ № ВГ-3-10/ 265/215 устанавливает перечень документов, которые налоговая инспекция направляет судебному приставу-исполнителю одновременно с постановлением, а именно сведения об имуществе организации (в том числе дебиторской задолженности), реализация которой, по мнению налогового органа, даст наибольший эффект. Помимо этого, судебному приставу-исполнителю представляются сведения:

    — о лицах, ответственных за финансово-хозяйственную деятельность организации;

    — фактические адреса, телефоны головной организации и ее структурных подразделений;

    — информация о кассовых аппаратах и местах их установки.

    При исполнении действий по взысканию налога за счет иного имущества налогоплательщика, судебные приставы-исполнители обязаны действовать в соответствии с Федеральным законом от 02.10.2007г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве». Как и любой другой исполнительный документ, постановление налогового органа должно быть исполнено приставом в течение двух месяцев со дня его поступления в территориальную службу судебных приставов. Алгоритм исполнения требований постановления налогового органа по взысканию налога за счет иного имущества налогоплательщика, осуществляется в общем порядке, установленном 229-ФЗ. Приняв к исполнению постановление налогового органа, судебный пристав-исполнитель в течение трех дней со дня его поступления, выносит постановление о возбуждении исполнительного производства. В данном постановлении устанавливается пятидневный срок для добровольного погашения задолженности. Ели должник не исполнит требования добровольно, долг взыскивается в принудительном порядке, и при необходимости судебный пристав-исполнитель вправе назначить оценку имущества должника и реализовать его. Средства, полученные от реализации имущества должника, направляются на погашение налоговой задолженности, а также расходов на оплату единого исполнительского сбора который равен 7 % от взыскиваемой суммы, а также расходов по совершению исполнительных действий, штрафов, наложенных на должника за неисполнение исполнительного документа в добровольном порядке. В случае отсутствия должника и его имущества по месту нахождения, указанному в исполнительном документе налогового органа, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о розыске должника и его имущества. При взыскании налога за счет имущества налогоплательщика, не являющегося денежными средствами, обязанность по его уплате считается исполненной с момента реализации этого имущества и погашения задолженности налогоплательщика за счет вырученных средств.

    Тема 9. КОНТРОЛЬ ИСПОЛНЕНИЯ ОБЯЗАННОСТИ ПО УПЛАТЕ НАЛОГА ИЛИ СБОРА

    Вопрос 1. УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, ИЗМЕНЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ ОБЯЗАННОСТИ ПО УПЛАТЕ НАЛОГА ИЛИ СБОРА

    Статья 44 НК РФ регулирует процедуру возникновения, изменения и прекращения обязанности по уплате налога или сбора. Для этого необходимо наличие определенных оснований, установленных НК РФ. Обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается:

    1) с уплатой налога и (или) сбора налогоплательщиком или плательщиком сбора;

    2) со смертью физического лица налогоплательщика или с признанием его умершим в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации; задолженность по имущественным налогам умершего лица либо лица, признанного умершим, погашается наследниками в пределах стоимости наследственного имущества, в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации для оплаты наследниками долгов наследодателя;

    3) с ликвидацией организации-налогоплательщика после проведения всех расчетов с бюджетной системой Российской Федерации в соответствии со ст. 49 НК РФ;

    4) с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора.

    Задолженность по имущественным налогам умершего лица либо лица, признанного умершим, погашается в пределах стоимости наследственного имущества.

    Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налогов досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога — основание для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога. Взыскание налога с организаций производится в бесспорном порядке, если обязанность по уплате налога основана на изменении налоговым органом юридической квалификации сделок, заключенных налогоплательщиком с третьими лицами, или юридической квалификации статуса и характера деятельности налогоплательщика, а взыскание налога с физического лица — в судебном порядке.

    Обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога при наличии достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика, а при уплате налогов наличными денежными средствами — с момента внесения денежной суммы в счет уплаты налога в банк или кассу органа местного самоуправления либо организацию связи федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области связи.

    Налог не признается уплаченным в случае отзыва налогоплательщиком или возврата банком налогоплательщику платежного поручения на перечисление суммы налога в бюджет (внебюджетный фонд), а также если на момент предъявления налогоплательщиком в банк поручения на уплату налога этот налогоплательщик имеет иные неисполненные требования, предъявленные к счету, которые в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации исполняются в первоочередном порядке, и налогоплательщик не имеет достаточных денежных средств на счете для удовлетворения всех требований.

    Обязанность по уплате налога также считается исполненной после вынесения налоговым органом или судом в порядке, установленном ст. 78 НК РФ, решения о зачете излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов.

    Сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пенями штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном ст. 78 НК РФ.

    Вопрос 2. ВНЕСУДЕБНЫЙ ПОРЯДОК ВЗЫСКАНИЯ НЕДОИМОК

    Недоимка — сумма налога или сбора, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок. Налоговые органы наделены правом взыскания недоимок по налогам (сборам) и задолженности по пеням и штрафам с организаций и индивидуальных предпринимателей во внесудебном порядке, т.е. самостоятельно, на основании собственного решения. Взыскание недоимки осуществляется принудительно за счет денежных средств, находящихся на счетах в банке, а при их недостаточности или отсутствии информации у налогового органа о таких счетах — за счет иного имущества налогоплательщика-недоимщика.

    Согласно налоговому законодательству, налогоплательщики-юридические лица уплату налога осуществляют преимущественно путем сдачи соответствующим банкам платежных поручений на перечисление налогов в бюджет. Они обязаны сдать в банк такое поручение не позднее наступления срока платежа. Если на день платежа на счете налогоплательщика — достаточный остаток денежных средств для выполнения платежного поручения, то его обязанность по уплате налога считается исполненной с момента предъявления в банк поручения на перечисление денежных средств с его счета в банке на соответствующий счет Федерального казначейства для зачисления соответствующих сумм в бюджетную систему Российской Федерации.

    При неуплате (неполной уплате) в бюджет налогов (или сборов) в установленные сроки образуется недоимка. Сумма соответствующих пеней и штрафов, не уплаченных в срок, также образует налоговую задолженность.

    Наличие недоимки для налогового органа — основание для применения к организации процедуры принудительного взыскания налоговой задолженности, установленной НК РФ.

    При внесудебном порядке взыскания недоимки налоговый орган, в котором налогоплательщик состоит на учете, прежде всего направляет налогоплательщику требование об уплате налога. Требование об уплате налога, пеней, штрафа, процентов - документ, которым налоговый орган уведомляет налогоплательщика о наличии у него недоимки, задолженности по пеням, штрафам, процентам, начисленным в соответствии с гл. 9 НК РФ, и необходимости уплатить их в установленный срок (п. п. 1, 8 ст. 69 НК РФ).

    По общему правилу налогоплательщик должен исполнить требование (т.е. погасить задолженность) в течение восьми рабочих дней с даты его получения. Более продолжительный срок инспекция может установить, указав его в требовании (п. 6 ст. 6.1, абз. 4 п. 4 ст. 69 НК РФ).

    Выставление требования означает, что налоговый орган начал процедуру принудительного взыскания налога, пеней, штрафа, процентов (абз. 3 п. 1, п. 8 ст. 45 НК РФ). Если налогоплательщик не погасит задолженность по требованию, инспекция вправе будет взыскать ее в бесспорном порядке или через суд (абз. 2 п. 2, п. 8 ст. 45, абз. 1 п. 3, п. п. 9, 10 ст. 46, абз. 3 п. 1, п. 8 ст. 47 НК РФ).

    Решение о взыскании недоимки, пеней, штрафов, процентов за счет денежных средств налогоплательщика на банковских счетах выносит руководитель налогового органа или его заместитель.

    В решении налоговый орган указывает, в частности:

    - сведения о требовании об уплате налога, пеней, штрафа, процентов которое направлено налогоплательщику и не исполнено им;

    - сумму задолженности организации или индивидуального предпринимателя, которая должна быть взыскана.

    Срок вынесения инспекцией решения о взыскании - два месяца после истечения срока исполнения требования об уплате задолженности (п. 3 ст. 46 НК РФ).

    Если инспекция пропустила срок вынесения решения о взыскании, то за взысканием недоимки, пеней, штрафов, процентов она должна обращаться в суд. Это прямо указано в п. 3, пп. 5 п. 11 ст. 46 НК РФ.

    Однако при принятии судом обеспечительных мер в соответствии с положениями гл. 8 и ч. 3 ст. 199 АПК РФ, например при обжаловании налогоплательщиком решения по проверке, налоговый орган не вправе взыскать задолженность.

    Решение о взыскании доводится до сведения налогоплательщика в течение шести рабочих дней с момента вынесения (п. 6 ст. 6.1, абз. 2 п. 3 ст. 46 НК РФ). Инспекция должна передать его так, чтобы можно было установить дату получения решения (абз. 3 п. 3 ст. 46 НК РФ). Так, по нашему мнению, точную дату можно установить, если инспекция:

    1) вручает решение налогоплательщику или его представителю под расписку (абз. 3 п. 3 ст. 46 НК РФ);

    2) направляет решение налогоплательщику по телекоммуникационным каналам связи (абз. 2 п. 4 ст. 31 НК РФ).

    3) направляет решение заказным письмом по фактическому адресу налогоплательщика.

    Направление решения заказным письмом по почте по юридическому адресу предусмотрено, если иным способом инспекции не удалось передать его налогоплательщику (п. 5 ст. 31, абз. 3 п. 3 ст. 46 НК РФ). В этом случае оно считается полученным через шесть рабочих дней со дня отправки (п. 6 ст. 6.1, абз. 3 п. 3 ст. 46 НК РФ).

    После вынесения решения о взыскании недоимки, пеней, штрафов, процентов с банковских счетов налогоплательщика налоговый орган оформляет поручение на списание и перечисление задолженности. Инспекция направляет его для исполнения в банк, в котором открыты счета организации или индивидуального предпринимателя (п. п. 2, 4 ст. 46 НК РФ, п. 1.3 ч. 1 Информации Банка России).

    Поручения на списание и перечисление задолженности могут быть выставлены на один или несколько счетов налогоплательщика в банке. Это зависит от размера задолженности и суммы денежных средств на счете.

    Поручение на списание и перечисление задолженности налоговый орган оформляет:

    1) на бумажном носителе;

    2) в электронной форме.

    В первую очередь поручение на списание и перечисление задолженности налоговый орган выставляет на рублевые расчетные счета организации или индивидуального предпринимателя (п. 5 ст. 46 НК РФ).

    Поручение налогового органа на списание суммы задолженности с банковского счета налогоплательщика подлежит безусловному исполнению банком, которому оно адресовано (п. 4 ст. 46 НК РФ).

    Банк перечисляет денежные средства в бюджет в указанный срок, если средств на счете достаточно для погашения задолженности по налогам, пеням, штрафам, процентам. Если же их недостает, банк сообщает об этом налоговому органу (п. 3.1 ст. 60 НК РФ).

    Поручение налогового органа помещается банком в картотеку. Это означает, что его оплата производится по мере поступления денег на расчетный счет (абз. 2 п. 6 ст. 46 НК РФ, п. 2.10 Положения).

    В данном случае инспекция вправе взыскать оставшуюся сумму с валютных счетов, а также за счет электронных денежных средств (абз. 2 п. 5, п. 6.1 ст. 46 НК РФ). Если их также окажется недостаточно для погашения задолженности, инспекция вправе принять решение о взыскании за счет иного имущества (п. 7 ст. 46, п. 1 ст. 47 НК РФ).

    Читайте также: