Взаимодействие налоговых органов с органами загс

Опубликовано: 23.04.2024

Федеральная налоговая служба в целях реализации представления органами, осуществляющими регистрацию актов гражданского состояния, в налоговые органы сведений, предусмотренных пунктом 3 статьи 85 Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс), в электронной форме (пункт 6 статьи 10 Федерального закона от 27.07.2010 № 229-ФЗ), сообщает следующее.

Согласно пункту 11 статьи 85 Кодекса порядок представления сведений в налоговые органы в электронной форме определяется соглашением взаимодействующих сторон.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 15.11.1997 № 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" государственная регистрация актов гражданского состояния производится органами записи актов гражданского состояния, образованными органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Вопросы образования и деятельности органов записи актов гражданского состояния на территориях субъектов Российской Федерации решаются субъектами Российской Федерации самостоятельно на основании Федерального закона № 143-ФЗ.

Органы местного самоуправления муниципальных образований, в том числе органы местного самоуправления сельских поселений, на территориях которых отсутствуют органы записи актов гражданского состояния, образованные в соответствии с Федеральным законом № 143-ФЗ, законом субъекта Российской Федерации могут наделяться полномочиями на государственную регистрацию актов гражданского состояния.

В связи с изложенным ФНС России полагает целесообразным заключить соглашения между управлениями ФНС России по субъектам Российской Федерации (далее - управления ФНС России) и соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В случае невозможности заключения соглашения с указанными органами - с органами ЗАГС субъектов Российской Федерации.

В соглашениях следует отразить информацию об уровне представления сведений в электронной форме. ФНС России рекомендует предусмотреть региональный уровень представления сведений.

Вместе с тем в случае представления сведений органами ЗАГС на местный уровень управлениям ФНС России необходимо организовать передачу сведений ЗАГС территориальными налоговыми органами без обработки поступивших сведений в управления ФНС России (либо в ФКУ "Налог-Сервис" ФНС России) не позднее следующего рабочего дня, следующего за днем представления сведений органами ЗАГС.

Эта передача обусловлена тем, что сведения ЗАГС, принятые на региональном уровне (без внесения в БД ЕГРН), должны быть направлены на федеральный уровень с использованием СГДС. На федеральном уровне осуществляется прием, обработка и доведение полученной из органов ЗАГС информации до всех территориальных налоговых органов, в которых указанные лица состоят на учете. На местном уровне осуществляется прием, обработка полученных с федерального уровня сведений, а также выполнение учетных действий на основании этих сведений в установленном порядке.

Указанный порядок разработан в целях предотвращения присвоения множественных ИНН, сокращения действий налоговых органов по направлению запросов в ФБД ЕГРН для выяснения наличия ИНН и иных постановок на учет в других налоговых органах физических лиц, в отношении которых представлены сведения органами ЗАГС, а также направлению сведений о рождении (смерти) указанных лиц в такие налоговые органы.

Кроме того, соглашением следует определить сроки представления сведений, не превышающие срока, установленного пунктом 3 статьи 85 Кодекса.

Одновременно сообщается, что по информации ФГУП ГНИВЦ ФНС России соответствующее программное обеспечение будет доработано до 04.06.2013, опытную эксплуатацию которого запланировано провести в налоговых органах всех субъектов Российской Федерации. В период опытной эксплуатации управлениям ФНС России совместно с органами ЗАГС необходимо организовать осуществление контроля правильности и полноты представляемых органами ЗАГС сведений о фактах рождения и смерти физических лиц.

Получайте свежие нормативные акты в удобном формате!
Загрузите бесплатное приложение «Нормативные акты для бухгалтера» для Windows!

Библиографическая ссылка на статью:
Засимова Н.В. Сотрудничество ФНС с другими государственными органами при формировании доказательной базы по фактам налоговых правонарушений // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2018. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2018/12/16366 (дата обращения: 12.04.2021).

Научный руководитель: Беловицкий Константин Борисович

кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономическая безопасность»

Российский технологический университет

Введение

Одной из важнейшей составляющих государственного бюджета Российской Федерации являются налоговые поступления. Данные поступления дают возможность финансировать многие программы и проекты – здравоохранение, образование, социальные пособия нуждающимся гражданам. Главной проблемой на пути достижения поставленных финансовых показателей бюджета является проблема достижения эффективности проведения контрольных мероприятий и борьба с незаконным уменьшением налоговых поступлений в государственный бюджет.

Актуальность

Борьба с преступными посягательствами на отношения, связанные с формированием доходной части бюджета является приоритетным направлением деятельности в правоохранительной системе. Основным действенным средством в борьбе с налоговыми правонарушениями, связанных с неуплатой налогов, а также побуждение к их уплате в добровольном порядке выступает механизм привлечения к уголовной ответственности, основанный на принципе неотвратимости наказания.

При написании данной статьи автором были использованы методы и материалы исследования:

- изучение налогового законодательства РФ;

- изучение структуры правоохранительных органов и их задачи в обеспечении соблюдения налогового законодательства;

- анализ собранной информации, сравнение источников информации;

Работа была написана с использованием общедоступных материалов правового характера, а также с приведением статистических данных за определенный период, для отражения динамики налоговых правонарушений.

Новизна данной темы заключается, в том, что на данном этапе сотрудничество налоговых и правоохранительных органов не всегда признается эффективным, нет определенного документа, отвечающего за разделения полномочий данных органов в ходе предупреждения, выявления и пресечения налоговых правонарушений.

Цель работы состоит в изучении процесса формирования доказательной базы налоговыми органами по фактам налоговых правонарушений взаимодействуя с другими государственными органами: СК, МВД России.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- определить субъект налоговой безопасности РФ;

- рассмотреть мероприятия, которые проводят налоговые органы в целях формирования доказательной базы по фактам налоговых правонарушений;

- определить порядок взаимодействия налоговых органов и ОВД при проведении контрольных мероприятий;

- распределение полномочий налоговых и правоохранительных органов при выявлении и расследовании налоговых преступлений.

Основной субъект налоговой безопасности РФ

Налоговый контроль – главная задача налоговых органов

Основным субъектом налоговой безопасности Российской Федерации выступает Федеральная налоговая служба (ФНС России) – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов. Федеральная налоговая служба осуществляет свою деятельность также и через свои территориальные органы.

В соответствии со ст. 82 гл. 14 НК РФ - Налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов законодательства о налогах и сборах.

Налоговый контроль осуществляется должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, плательщиков страховых взносов, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах.

Целью налогового контроля является предупреждение и выявление налоговых правонарушений, а также привлечение лиц к ответственности, нарушивших налоговое законодательство.

В соответствии со ст. 87 гл. 14 НК РФ – налоговые органы проводят следующие виды налоговых проверок налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов [2]:

1) камеральные налоговые проверки;

2) выездные налоговые проверки.

Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

Выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. Решение о проведении выездной налоговой проверки выносит налоговый орган по месту нахождения организации, или по месту жительства физического лица, или по месту нахождения обособленного подразделения иностранной организации, признаваемой налоговым резидентом Российской Федерации.

Сравнение выездной налоговой проверки и камеральной налоговой проверки

1. Выездная налоговая проверка

Субъект – налоговые органы всех уровней;

Объект – совокупность финансово-хозяйственных операций за период, не превышающий 3 лет;

Основание для проведения – решение руководителя налогового органа;

Место проведения – по месту нахождения налогоплательщика;

Проверяемые налоги – налоги, указанные в решении о проведении проверки;

Используемые мероприятия - мероприятия установленные НК РФ; привлечение сотрудников ОВД;

Категории проверяемых налогоплательщиков – юридические лица и ИП.

2. Камеральная налоговая проверка

Субъект – территориальные налоговые органы;

Объект – совокупность финансово-хозяйственных операций только за отчетный период;

Основание для проведения – специального решения не требуется;

Место проведения – по месту нахождения налогового органа;

Проверяемые налоги – налог, по которому предоставлены декларации;

Используемые мероприятия – мероприятия, не связанные с нахождением на территории налогоплательщика;

Категории проверяемых налогоплательщиков – все налогоплательщики.

Исходя из выше сказанного налоговым органам необходимо сотрудничество с правоохранительными органами, для повышения эффективности борьбы с налоговыми правонарушениями. Главной задачей налоговых органов является учет и контроль налоговых поступлений, а также выявление, предупреждение, пресечение налоговых правонарушений. Следует заметить, что налоговые органы не вправе проводить оперативно-розыскные мероприятия в отношении нарушителей налогового законодательства, без которых выявление преступлений не столь эффективно.

Взаимодействие налоговых и правоохранительных органов

Под взаимодействием налоговых и правоохранительных органов в сфере противодействия налоговым преступлениям следует понимать согласованную совместную деятельность государственных органов специальной компетенции по осуществлению мероприятий, основанных на законодательных актах, направленных на выявление, пресечение, предупреждение, расследование налоговых преступлений. [5, с. 192]

Порядок взаимодействия ОВД и налоговых органов при организации и проведении выездных налоговых проверок установлен приказом МВД России №495 [4]

Несомненным остается тот факт, что совместная работа проверяющих – должностных лиц налоговых органов и ОВД органов значительно расширяет возможности и результативность проведения выездной налоговой проверки. Сотрудники ОВД дополняют объем проведения налоговых проверок собственной практикой, наработанной при расследовании налоговых преступлений.

Динамика налоговых поступлений подтверждает эффективность применяемых инструментов налогового администрирования, по итогам 2013 года достигнут трехпроцентный прирост налоговых поступлений в консолидированный бюджет Российской Федерации (11,3 трлн руб.), на 3.7% выросли поступления в федеральный бюджет (5,4 трлн руб.). В пользу роста эффективности и качества контрольных мероприятий говорят и результаты судебных споров с налогоплательщиками – предприятиями. Если в 2010 года только 41 % оспариваемых сумм рассматривался в пользу бюджета, то по итогам 2015 года уже более 70%.

Очевидно, что данных показателей удалось достичь в первую очередь за счет выездных налоговых проверок и привлечения в ряде случаев сотрудников ОВД к проводимым мероприятиям.

Инициировать привлечение сотрудников органов внутренних дел для участия в выездных налоговых проверках, проводимыми налоговыми органами, рекомендуется прежде всего в целях качественного и полного сбора доказательственной базы по нарушениям налогового законодательства и для дальнейшего расследования налоговых правонарушений.

Например, если налогоплательщик отказывается по непонятным и необъективным причинам представить в налоговый орган запрашиваемые документы либо если имеются основания полагать, что указанные документы могут быть сокрыты или уничтожены, то налоговые органы (в том числе силами сотрудников ОВД) вправе осуществить выемку данных документов.

В общем виде можно представить распределение полномочий налоговых и правоохранительных органов следующим образом:

Таблица 1 – Распределение полномочий налоговых и правоохранительных органов при выявлении и расследовании налоговых преступлений

ФНС России

СК

МВД России

Выявление налоговых преступлений. Направление материалов налоговых проверок в СК в случаях (п.3 ст.32 НК РФ):

  • в отношении налогоплательщика принято решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;
  • налогоплательщику на основании данного решения направлено требование об уплате налога, сбора;
  • суммы недоимки, пеней и штрафов не уплачены (не перечислены) в полном объеме в течении 2 месяцев со дня истечения сроков, установленных в требовании;
  • размеры недоимки позволяют предполагать совершения налогового преступления.

В течении 10 дней со дня выявленных обстоятельств.

Предварительное следствие. Расследование уголовных дел о налоговых преступлениях (подп. «а» п.1 ч.2 ст.151 УПК РФ)

Выявление налоговых преступлений при участии в выездных налоговых проверках (пп.1, 2 ст. 36 НК РФ)

Выявление налоговых преступлений самостоятельно и направление материалов в налоговые органы

Необходимость участия сотрудников ОВД в выездных налоговых проверках подтверждается мотивированным запросом налогового органа. Мотивированный запрос может быть направлен в органы внутренних дел в процессе проведения выездной налоговой проверки, а также перед началом проверки, если на то есть основания.

Основаниями для направления мотивированного запроса являются:

* наличие у налогового органа данных, свидетельствующих о возможных нарушениях налогового законодательства, и необходимости проверки указанных данных с привлечением сотрудников ОВД;

* назначение выездной (повторной выездной) налоговой проверки на основании материалов о нарушениях законодательства о налогах и сборах, направленных органами внутренних дел в налоговый орган;

* необходимость привлечения сотрудников органа внутренних дел для участия в проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля (выемка документов, проведение исследования, опроса, осмотра помещений);

* противодействие проверяющим органам их законной деятельности, а также обеспечение мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья проверяющих лиц.

Следует отметить, что направление материалов налоговой проверки в следственные органы не нарушает прав и интересы налогоплательщиков, поскольку не предрешает выводы следственных органов касательно возбуждения уголовного дела и не возлагает какие-либо обязанности на следственные органы. При этом ФНС России рекомендует направлять материалы в тот следственных орган, на территории которого располагается налоговый орган, обнаруживший факты, позволяющие предполагать совершение нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления. [3]

Общее управление процессом выездной налоговой проверки осуществляет руководитель проверяющей группы – сотрудник налогового органа. Однако при этом должны быть созданы все условия, обеспечивающие самостоятельность выбора средств и методов проведения контрольных мероприятий как должностными лицами налоговых органов, так и сотрудниками ОВД, которых привлекают к выездной налоговой проверке.

Основные направления предстоящей или проводимой проверки вырабатываются и согласовываются должностными лицами налогового органа и сотрудниками ОВД на рабочем совещании, которое проводится либо до начала, либо в ходе проверки.

Одним из ключевых соглашений, принятых в целях развития информационного сотрудничества между налоговыми, следственными органами и органами внутренних дел, является приказ МВД России, ФНС России, СК России от 3 сентября 2013 г. №ММВ-7-4/306/61/663@ «О создании межведомственных групп».

Создание данных групп направлено на обеспечение эффективного сотрудничества налоговых органов, следственных органов и органов внутренних дел по вопросам выявления, предупреждения, документирования, пресечения и расследования нарушения налогового законодательства, противоправных действий при государственной регистрации и банкротстве юридических лиц, имеющих признаки уголовных преступлений; освещение в средствах массовой информации сведений о привлечении к уголовной ответственности лиц, совершивших налоговые преступления, в том числе преступления в сфере незаконного возмещения НДС, неправомерных действий при миграции налогоплательщиков, государственной регистрации юридических лиц, реализации процедуры банкротства, а также иные результаты взаимодействия налоговых органов, следственных органов Следственного комитета РФ и органов внутренних дел.

Информационный обмен ФНС России с налоговыми и правоохранительными органами иностранных государств организует ФНС России на основании международных договоров (соглашений) и взаимном сотрудничестве между налоговыми или правоохранительными органами – в части предоставления сведений о налогоплательщиков этим органам, а также конвенций и договоров об избежание двойного налогообложения.

Руководство Следственного комитета РФ уже не один год выдвигает на передний план следующие задачи:

- оперативно и качественно расследовать налоговые преступления, выявлять наиболее сложные схемы уклонения от уплаты налогов и сборов, от поступления которых в бюджетную систему напрямую зависит выполнение социальных программ – посредством сотрудничества с ФНС РФ;

- активно использовать в целях распределения налоговых преступлений полномочия органов дознания, межведомственных рабочих групп.

Заключение

Проанализировав представленную информацию, можно подвести итоги, что складывающаяся практика взаимодействия налоговых, правоохранительных и следственных органов не всегда эффективна. И требует тщательных доработок, а также документальное закрепление правовых аспектов.

В тоже время налоговым органам просто необходимо сотрудничество с правоохранительными органами, так как при формировании доказательной базы по фактам налоговых правонарушений налоговые органы не всегда вправе применить те или иные меры и методы, вот и получается, что привлечение правоохранительных органов к контрольным мероприятиям открывает больше возможностей по выявлению, предупреждению, пресечению налоговых правонарушений.

Одна из проблем взаимодействия между структурами была решена в 2014 году – практически в полном объеме возвращен прежний порядок возбуждения уголовных дел по налоговым преступлениям. Теперь поводом для возбуждения уголовного дела могут быть материалы, направленные не только налоговыми органами, но и органами, осуществляющими оперативно розыскную деятельность. В 2015-2016 г. существенно повысился уровень выявления налоговых преступлений, а соответственно увеличились объемы поступающих средств в государственный бюджет – данный факт можно считать положительным результатом изменения.

Еще один способ «для повышения эффективности борьбы с налоговыми преступлениями, необходимо восстановить в органах МВД РФ сокращенную численность подразделений по борьбе с налоговыми преступлениями, а также создать в органах ЭБ и ПК МВД РФ подразделения, которые будут проводить финансово-экономические экспертизы по экономическим и налоговым преступлениям». [1]

Библиографический список

  1. Беловицкий К.Б. Влияние деятельности органов МВД РФ на налоговую безопасность РФ // Экономика и предпринимательство – 2015 № 12-1 (65-1). С. 906
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 03.08.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 03.09.2018).
  3. Письмо Федеральной налоговой службы России «О порядке применения положений пункта 3 статьи 32 НК РФ» от 29 декабря 2011 г. № АС-4-2/22500;
  4. Приказ МВД России “Об утверждении порядка взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений” от 30.06.2009 (ред. от 12.11.2013) N 495, ФНС России N ММ-7-2-347;
  5. Соловьев И.Н., Моисеенко М.А., Поветкина Н.А. Выявление налоговых преступлений: комплексное исследование – Москва: Проспект, 2018 – 192 с.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Правительством Российской Федерации, в связи с распространением коронавирусной инфекции, предпринят ряд мер, направленных на стабилизацию неблагоприятной экономической ситуации.

В данной статье мы разберем основные изменения относительно налоговых проверок и мероприятий налогового контроля в условиях кризиса и распространения инфекции.

Мораторий на назначение ВНП, и не только.

Итак, отвечая на главный вопрос бизнеса относительно назначения выездных налоговых проверок и сроков их приостановления, сообщаем, что вынесение решений о проведении ВНП, проведение назначенных ВНП (запрет на проведение всех мероприятий налогового контроля, проводимых в рамках таких проверок), а также течение сроков ВНП приостановлено до 31 мая 2020 года включительно.

При этом ФНС России в письме от 09.04.2020 № СД-4-2/5985@ разъясняет, что приостановление течения сроков ВНП распространяется на сроки:

  • проведения и приостановления ВНП;
  • составления и вручения акта ВНП;
  • представления возражений на акт ВНП;
  • рассмотрения материалов ВНП и проведения дополнительных мероприятий налогового контроля;
  • составления и вручения дополнения к акту ВНП;
  • представления возражений на дополнение к акту ВНП;
  • составления акта, предусмотренного статьей 101.4 НК РФ, представления на него возражений, а также рассмотрения дела о соответствующем налоговом правонарушении.

Однако, на данный момент налоговыми органами активно проводится аналитическая работа, предпроверочный анализ налогоплательщиков, а также камеральные налоговые проверки, в рамках которых направляются требования о предоставлении документов (информации) и пояснений, заменяющие такие мероприятия, как налоговые комиссии и допросы свидетелей.

Ответы на требования и порядок взаимодействия с налоговыми органами.

Срок представления налогоплательщиками документов, пояснений и иных сведений по требованиям налоговиков увеличен на двадцать рабочих дней. Срок представления документов и пояснений на требования, направляемые в рамках камеральной проверки деклараций по НДС увеличен на десять рабочих дней.

Однако следует учитывать, что данное увеличение срока предоставляется только при условии получения налогоплательщиком требования с 1 марта до 31 мая 2020 года включительно.

Также до 31 мая 2020 года налоговым органам запрещено проведение вне рамок ВНП мероприятий налогового контроля, связанных с непосредственным контактом с налогоплательщиками.

Кроме того, предусмотрена возможность обеспечения участия налогоплательщика в рассмотрении дел о налоговых правонарушениях с использованием телекоммуникационных каналов связи, а также каналов видеоконференцсвязи, то есть без необходимости посещения налоговой инспекции. Для использования такой возможности налогоплательщику необходимо представить в налоговый орган до даты рассмотрения дела о налоговом правонарушении копии документов, удостоверяющих личность и полномочия лиц, планирующих принять участие в рассмотрении.

Проверки валютного законодательства.

В соответствии с п. 4 Постановления Правительства РФ от 02.04.2020 № 409 «О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики» до 31 мая 2020 года приостановлено проведение налоговыми органами проверок соблюдения валютного законодательства Российской Федерации.

Исключение составляют случаи, когда по таким проверкам выявлены нарушения, срок давности привлечения к ответственности за которые истекает до 1 июня 2020 года. В таких случаях проведение проверок будет продолжаться только в части таких нарушений.

Дополнительные мероприятия налогового контроля.

В случае если в качестве дополнительного мероприятия налогового контроля назначено проведение допросов свидетелей, вместо проведения допроса в текущей ситуации налоговики могут истребовать у свидетеля документы (информацию). Состав информации в данном случае не ограничивается информацией о конкретных сделках, поэтому проверяющие направят свидетелю перечень отдельных вопросов.

Ответственность за нарушения налогового законодательства.

Кроме того, вышеуказанным Постановлением Правительства установлен мораторий на применение налоговые санкций за совершение налоговых правонарушений, ответственность за которые предусмотрена статьей 126 НК РФ, совершенных в период с 1 марта 2020 года до 31 мая 2020 года включительно. Производство по таким нарушениям не осуществляется.

Таким образом, в области налогового законодательства наблюдается ряд значительных послаблений для бизнеса в период распространения коронавирусной инфекции, но при этом остается открытым вопрос усиления налогового контроля после стабилизации экономической ситуации.

Поэтому имеет смысл использовать данный период для проведения профилактических мер, направленных на снижение налоговых рисков.

Источники:

  • Приказ ФНС России от 20.03.2020 № ЕД-7-2/181@;
  • Постановление Правительства РФ от 02.04.2020 № 409 «О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики»;
  • Письмо ФНС России от 09.04.2020 № СД-4-2/5985@ «О постановлении Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 № 409».

Контакты

Если хотите первым получать наши публикации и материалы, подписывайтесь на телеграмм канал BLOGFISCAL

Федеральная нотариальная палата запустила в работу новый сервис Единой информационной системы нотариата, обеспечивающий постоянный электронный доступ нотариусов к Единому государственному реестру ЗАГС.

Запуск единой базы ЗАГС ждали почти год. В конце декабря 2017 года Президент РФ Владимир Путин подписал Федеральный закон № 408-ФЗ, в соответствии с которым все нотариусы России смогут получать необходимые для совершения нотариальных действий сведения о гражданском состоянии заявителей напрямую из соответствующего электронного реестра ЗАГС. Еще в момент анонсирования разработки реестра Федеральная нотариальная палата, представители органов ЗАГС и разработчик проекта — Федеральная налоговая служба — договорились об обеспечении нотариусов доступом к сведениям реестра, как только он будет запущен в работу.

До сих пор базы ЗАГСов были разрознены — в каждом регионе они велись отдельно, причем могли использоваться совершенно разные программы. Поэтому взаимодействие нотариусов с органами ЗАГС в оперативном цифровом формате осуществлялось лишь в отдельных субъектах РФ, где были заключены соответствующие соглашения между нотариальной палатой региона и местным представительством ЗАГС. В остальных случаях запрос сведений о гражданском состоянии заявителей происходил посредством направления письменных запросов от нотариусов, ответ на которые приходилось ждать значительное количество времени. Дополнительные трудности возникали, когда требовалась проверка записи акта гражданского состояния, сделанной в другом регионе.

С запуском с октября этого года Единого государственного реестра ЗАГС ситуация кардинально изменилась. Благодаря единой базе данных, которая содержит в себе всю информацию о населении страны начиная с 1926 года, нотариусы получили возможность оперативной проверки таких юридически значимых сведений, как дата рождения, смена ФИО гражданина, факт состояния в браке или его расторжения, наличие родства, дата смерти и др. Такие данные играют принципиальную роль при оформлении наследственных прав, удостоверении сделок, требующих учета интересов второго супруга, детей. Об этом прекрасно осведомлены мошенники, которые нередко используют поддельные свидетельства о смерти, а также документы, подтверждающие их родство с умершим, для незаконного присвоения себе наследственного имущества. Особенно популярна такая схема в отношении выморочного имущества, которое по закону должно поступить в распоряжение государства. Еще чаще встречаются случаи, когда один из супругов пытается распорядиться недвижимостью, нажитой в браке, намеренно скрывая при этом свое семейное положение и уходя, таким образом, от необходимости получения согласия на сделку второго супруга. Негативные последствия заключения такой сделки отражаются прежде всего на ни в чем не повинных приобретателях недвижимого имущества.

«Оперативный доступ нотариуса к сведениям о семейном положении заявителя, его родстве с теми или иными лицами позволит пресечь мошеннические схемы с использованием поддельных документов и не допустить незаконного присвоения чужого имущества», — рассказывает президент Федеральной нотариальной палаты Константин Корсик.

С учетом того, что ежегодно увеличивается спрос на нотариальное удостоверение сделок с недвижимым имуществом из-за дополнительных гарантий безопасности сделки, запуск единого реестра ЗАГС, к которому нотариус получил доступ, играет особую роль для стабильности гражданского оборота в стране. По итогам 2017 года количество договоров по отчуждению жилой недвижимости, оформленных у нотариуса, выросло более чем в 1,5 раза. Аналогичный прирост наблюдается и в отношении нотариального удостоверения договоров отчуждения земельных участков.

На данный момент новый сервис нотариата функционирует в тестовом режиме, но уже в ближайшие дни все нотариусы России смогут пользоваться сервисом на постоянной основе по аналогии с другими ресурсами в рамках системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ).

«Быстрый обмен данными с органами ЗАГС будет осуществляться в рамках СМЭВ, которая позволяет нотариусам предоставлять услуги в режиме „одного окна“, избавляя граждан от необходимости самим собирать необходимые данные по инстанциям, и значительно ускорить ряд регистрационных процедур. Электронные возможности нотариата не только серьезным образом ускоряют и облегчают для граждан и бизнеса многие процессы, но и закладывают основы для дальнейшего развития электронного документооборота в стране», — отмечает президент ФНП Константин Корсик.

Напомним, что на сегодняшний день в рамках СМЭВ нотариат активно взаимодействует с Федеральной налоговой службой, направляя в электронном виде документы на регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также получая необходимые выписки из Единого государственного реестра юридических лиц и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей. В ближайших планах — наладить взаимодействие нотариата посредством СМЭВ с Федеральной службой судебных приставов (ФССП России) в рамках соглашения между Федеральной нотариальной палатой и ФССП России, а также с Министерством внутренних дел РФ в части проверки подлинности документов, удостоверяющих личность гражданина, его представителя, уполномоченного представителя юридического лица.

Обращение налогового органа к следственным органам прямо предусмотрена статьей 32 Налогового кодекса РФ. Кроме того взаимодействие налоговых и следственных органов предусмотрено в рамках уголовно-процессуального законодательства.

Взаимодействие налоговых и правоохранительных органов

Наиболее частым случаем, когда налоговым органам приходиться активно взаимодействовать с правоохранительными органами является выявление налоговой инспекцией существенной недоимки по налогам, сборам и страховым взносам, имеющей признаки налогового преступления, предусмотренного статьями 198 и 199 Уголовного кодекса РФ.

В территориальном органе Следственного комитета России полученные материалы должны быть зарегистрированы как сообщение о преступлении , поскольку содержат документированную информацию о неуплате налогов или сборов в размерах, предусмотренных статьями 198 , 199 УК РФ.

От налогового органа в следственные органы также может поступать следующая информация о:

  • сокрытии имущества от описи и ареста,
  • непредоставлении сведений о местонахождении имущества, в том числе неотражении данных об имуществе в бухгалтерских документах организации, неправильном указании его местонахождения.
  • фиктивной передаче правомочий по владению, пользованию, распоряжению объектами собственности,
  • сокрытии имущества у третьих лиц, переоформлении имущества на третьих лиц.

Не позднее 10 дней с даты поступления материалов налоговый орган уведомляет правоохранительный орган, направивший материалы, о принятом по ним решении:

  1. о назначении выездной налоговой проверки (с указанием срока начала ее проведения) или о планируемом проведении камеральной налоговой проверки (с указанием планируемого срока начала ее проведения);
  2. об отказе в проведении мероприятий налогового контроля (с указанием оснований данного отказа).

В случае если материалы, направленные правоохранительным органом в налоговый орган, свидетельствуют о нарушениях законодательства о налогах, сборах и страховых взносах, влекущих уголовную ответственность, налоговый орган одновременно с уведомлением о принятом решении о назначении выездной налоговой проверки направляет в полицию запрос об участии сотрудников полиции в выездной (повторной выездной) налоговой проверке.

В рамках проведения совместных мероприятий с налоговой инспекцией сотрудники полиции имеют право реализовывать весь комплекс прав, предусмотренных статьями 12 , 13 федерального закона "О полиции" и в общем случае проводить весь комплекс оперативно-розыскных мероприятий, предусмотренных федеральным законом № 144-ФЗ от 12.08.1995 года "Об оперативно-розыскной деятельности".

Материалы правоохранительных органов не всегда могут привести к налоговой проверке. Основанием для отказа налогового органа в проведении мероприятий налогового контроля по материалам, предоставленным правоохранительным органом может быть:

  1. отсутствие в предоставленных правоохранительным органом материалах документально подтвержденных фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства о налогах и сборах;
  2. наличие обстоятельств, препятствующих проведению выездной налоговой проверки, если период деятельности организации или физического лица, в котором, согласно материалам дела были совершены налоговые правонарушения, ранее был проверен налоговым органом по соответствующим видам налогов (за исключением случаев реорганизации и ликвидации организации), а также если материалы дела свидетельствуют о налоговых правонарушениях, совершенных в период времени, превышающий три календарных года, предшествующих году, в котором может быть вынесено решение о проведении проверки);
  3. наличие обстоятельств, препятствующих проведению камеральной налоговой проверки, если период деятельности организации или физического лица, в котором, согласно материалам дела, были совершены налоговые правонарушения, выходит за рамки срока проведения камеральной налоговой проверки.
    Подробнее:
  • Об уголовной ответственности по налоговым статьям
  • Доследственная проверка налогоплательщика

О формах документов для взаимодействия между ФСС РФ и страхователями с 02.05.2021 года

Об учете запасов с 2021 года

Об учете запасов с 2021 года

О составлении самозанятыми лицами договоров, счетов и актов для работы с организациями и предпринимателями

О составлении самозанятыми лицами договоров, счетов и актов для работы с организациями и предпринимателями

Читайте также: