Взаимодействие банков и налоговых органов

Опубликовано: 26.03.2024

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Банки

В отношениях между банками и налоговиками нередко возникают определенные сложности, связанные с предоставлением информации о фирмах — клиентах кредитных организаций. Накануне ФНС внесла ясность в вопрос об истребовании у банков сведений, необходимых для осуществления налогового контроля.

Недоступность «тайны»

В статье 26 Закона от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности» прописано, что кредитная организация имеет право выдавать справки по операциям и счетам организаций либо самим вкладчикам, либо судам. Список получателей сведений дополняет Счетная палата, таможня, судебные приставы и правоохранительные органы. Тем не менее основная масса запросов, отправляемых в банковские организации, поступает от налоговиков.

Однако любые сведения, которые компания представляет в кредитную организацию для открытия счета и обеспечения его дальнейшей функциональности, составляют банковскую тайну. В связи с этим порядок получения сведений строго регламентирован. Представитель налогового органа вправе истребовать у банка необходимую информацию о деятельности проверяемой фирмы по конкретным сделкам (п. 1 ст. 93.1 НК). Причем, согласно пункту 2 статьи 86 Налогового кодекса, инспекторы имеют право потребовать у кредитной организации выдачу информации лишь в трех конкретных случаях:

— в случаях проведения мероприятий налогового контроля у проверяемых организаций (индивидуальных предпринимателей);

— после вынесения решения о взыскании налога;

— в случае принятия решений о приостановлении операций или об отмене приостановления операций по счетам организации (индивидуального предпринимателя).

Требуется уведомление

Для получения информации о проверяемом предприятии налоговики должны предъявить банку письменный запрос об истребовании необходимой документации. Запросы о предоставлении справок о наличии счетов в кредитной организации и об остатках денежных средств на счетах, а также о предоставлении выписок по операциям на счетах налоговики должны направлять в банки по строго определенным формам (приказ ФНС от 5 декабря 2006 г. № САЭ-3-06/829). При этом должен быть четко указан пакет запрашиваемых документов. И если инспекция потребует информацию, которая не отображена в письменном требовании, кредитная организация вправе отказать в предоставлении данных о налогоплательщике, говорит юрист компании «Право» Надежда Симонова:

— Вся информация, необходимая налоговикам, должна быть указана в запросе. В противном случае банк не обязан ее рассекречивать. Это касается и случаев, когда в письменном запросе не указаны все необходимые реквизиты, либо он предъявлен не по установленной форме — в этом случае кредитно-финансовая организация также не обязана выдавать сведения о вкладчике.

Как сказано в разъяснительном письме ФНС от 11 октября 2007 г. № ШТ-6-06/774, банк не обязан исполнять требование налогового органа, оформленное по форме, отличной от утвержденной. Согласно статье 86 Налогового кодекса, такой запрос не может быть признан требованием о предоставлении информации о наличии счета в банке, об остатках денежных средств на счетах, либо заявкой о предоставлении выписок по операциям на счетах.

Режим взаимодействия

В пункте 3 статьи 86 Налогового кодекса

установлено, что порядок предоставления банками информации по запросам налоговых органов устанавливается Минфином по согласованию с Центробанком. На сегодняшний день порядок предоставления банками информации утвержден приказом ФНС от 30 марта 2007 г.

Требование вручается представителю банка под расписку либо отправляется по почте заказным почтовым письмом с уведомлением о вручении (приказ № САЭ-3-06/829). При этом документ должен быть заверен печатью инспекции и подписан руководителем налогового органа либо его заместителем.

Однако кредитная организация имеет право предоставить информацию лишь по определенной процедуре, указанной налоговиками в запросе. Поэтому, в случае если контролеров интересуют данные по конкретной сделке проверяемой фирмы, помимо требования банку понадобятся сведения, позволяющие идентифицировать сделку среди всех операций компании. В любом случае ревизоры направляют письменное поручение об истребовании документов о деятельности проверяемой организации напрямую в банк.

Стоит учесть, что ни Налоговый кодекс, ни приказ ФНС № САЭ-3-06/829, ни другие документы не предусматривают обязанность инспекторов направлять запросы через налоговый орган по месту учета банка. Поэтому такое мнение представителей кредитной организации ошибочно, говорит юрисконсульт компании «Право» Дмитрий Матвеенков:

— Подобные претензии не обоснованы. Эта позиция банка свидетельствует о банальном незнании закона и, естественно, не снимает с него ответственности.

Ответственность банка

Кредитные организации обязаны незамедлительно реагировать на запросы налоговиков об истребовании необходимой документации и предоставлять контролерам необходимую информацию в 5-дневный срок. Многие представители банков сетуют на столь жесткие рамки. Они ссылаются на то, что изъятие, сбор и выдача информации требуют более длительного времени, утверждает менеджер банка «Евро-стандарт» Николай Федоров:

— При этом в установленный срок входит не только вычленение необходимых данных из всего объема информации, но и сама доставка пакета документов налоговикам. И если банк задерживается, он обязан за несколько дней до истечения срока известить инспекторов об этом факте. Что порой просто невозможно в силу различного рода причин.

Если налоговики выдали запрос по установленным требованиям и без различного рода нарушений, то просрочка в передаче сведений, как и отказ банковской организации предоставить выписки по операциям и счетам, влекут за собой ответственность в виде взыскания штрафа в размере 10 тысяч рублей (п. 1 ст. 35 НК).

А если банк предоставит информацию о проверяемом лице без соответствующих запросов, это будет являться нарушением прав вкладчика, убеждена юрист Татьяна Демьянова:

— В таком случае выходит, что данные достались налоговикам незаконным путем. Поэтому, разумеется, такие сведения не смогут применяться как доказательство вины налогоплательщика.

Фирма вправе обжаловать в суде факт разглашения банковской тайны, если налоговики станут ссылаться на то, что сведения предоставлены банком. Ведь кредитные организации гарантируют своим клиентам неразглашение информации об операциях, о счетах и вкладах. И все служащие банка обязаны хранить данные о клиентах в секрете, если это не противоречит законодательству (ст. 26 закона № 395-1).

Гражданский кодекс предусматривает, что в случае разглашения кредитной организацией сведений, составляющих банковскую тайну, клиент, чьи права были нарушены, вправе потребовать возмещения понесенных по этой причине убытков (п. 3 ст. 857 ГК). В том числе руководители пострадавшей организации могут требовать компенсации морального ущерба, говорит юрисконсульт компании «Юридическая поддержка» Виктор Иванов.

За незаконное разглашение сведений без согласия на это их владельца, лицу, которому такая информация была доверена или стала известна в связи с его местом работы, грозит уголовная ответственность (ст. 183 УК). Минимальное наказание за это преступление штраф в размере 120 тысяч рублей. При этом сумма будет востребована с зарплаты либо другого дохода ответчика за период равный одному году. Помимо этого нарушитель лишается возможности занимать определенные должности, констатирует старший юрисконсульт Департамента налогов и права компании «Русский инвестиционный клуб консалтинг» Наталья Шарошкина:

— На него налагается запрет заниматься определенным видом деятельности на срок до 3 лет. Типы ограничений рассматриваются судом в каждом конкретном случае.

Однако в силу того, что право на конфиденциальность информации было нарушено, представителю банка, разгласившему сведения, также может грозить лишение свободы на срок до 3 лет (п. 2 ст. 183 УК). Если суд сочтет, что разглашение банковской тайны повлекло за собой тяжкие последствия, сотрудник может быть заключен и на срок до 10 лет (п. 4 ст. 183 УК).

1.Обязанности банков по отношению к налоговым органам.
I. Информационное обеспечение:
1. Банк обязан сообщить об открытии или о закрытии счета, об изменении реквизитов счета организации (индивидуального предпринимателя) на бумажном носителе или в электронном виде в налоговый орган по месту своего нахождения в течение пяти дней со дня соответствующего открытия, закрытия или изменения реквизитов такого счета.
2. Банки обязаны выдавать налоговым органам справки о наличии счетов в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, выписки по операциям на счетах организаций (индивидуальных предпринимателей) в соответствии с законодательством Российской Федерации в течение пяти дней со дня получения мотивированного запроса налогового органа.
II. Взыскание налога, сбора, а также пеней, штрафа за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) – организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента – организации, индивидуального предпринимателя в банках.

2.Процедура взыскания налогов пеней и штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщиков.
1. Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) – организации или индивидуального предпринимателя, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) – организации или индивидуального предпринимателя.
2. Поручение налогового органа на перечисление сумм налога в бюджетную систему Российской Федерации направляется в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) – организации или индивидуального предпринимателя, в течение одного месяца со дня принятия решения о взыскании и подлежит безусловному исполнению банком в очередности, установленной гражданским законодательством Российской Федерации.
3. Поручение налогового органа на перечисление налога должно содержать указание на те счета налогоплательщика (налогового агента) – организации или индивидуального предпринимателя, с которых должно быть произведено перечисление налога, и сумму, подлежащую перечислению.
Взыскание налога может производиться с рублевых расчетных (текущих) счетов, а при недостаточности средств на рублевых счетах – с валютных счетов налогоплательщика (налогового агента) – организации или индивидуального предпринимателя.
Взыскание налога с валютных счетов налогоплательщика (налогового агента) – организации или индивидуального предпринимателя производится в сумме, эквивалентной сумме платежа в рублях по курсу Центрального банка Российской Федерации, установленному на дату продажи валюты.
Не производится взыскание налога с депозитного счета налогоплательщика (налогового агента), если не истек срок действия депозитного договора.
4. Поручение налогового органа на перечисление налога исполняется банком не позднее одного операционного дня, следующего за днем получения им указанного поручения, если взыскание налога производится с рублевых счетов, и не позднее двух операционных дней, если взыскание налога производится с валютных счетов, если это не нарушает порядок очередности платежей, установленный гражданским законодательством Российской Федерации.
При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика (налогового агента) – организации или индивидуального предпринимателя в день получения банком поручения налогового органа на перечисление налога такое поручение исполняется по мере поступления денежных средств на эти счета не позднее одного операционного дня, следующего за днем каждого такого поступления на рублевые счета, и не позднее двух операционных дней, следующих за днем каждого такого поступления на валютные счета, если это не нарушает порядок очередности платежей, установленный гражданским законодательством Российской Федерации.
3. Основания, при котором запрос, предоставляемый налоговыми органами в банки считается мотивированным рекомендуемый запросом.
Для получения необходимых справок налоговым органом в банк представляется мотивированный запрос.
Мотивированным рекомендуется считать запрос, представленный налоговым органом банку по одному или нескольким из следующих оснований:
а) проведение в отношении налогоплательщика выездной налоговой проверки, камеральной налоговой проверки;б) проведение в отношении налогоплательщика мероприятий налогового контроля, вызванных фактичес¬ким отсутствием налогоплательщика по адресу, указанному в учредительных документах;в) проведение в отношении налогоплательщика мероприятий налогового контроля, вызванных непред-ставлением налогоплательщиком в установленные сроки отчетности, предусмотренной законодательством о налогах и сборах; г) осуществление иных целей и задач налогового контроля.

При проведении мероприятий налогового контроля большое значение имеют взаимоотношения налоговых органов и банков. Каковы обязанности банков? О чем должен информировать банк налоговые органы?

Публикация

Налоговые органы вправе контролировать выполнение кредитными организациями установленных Налоговым кодексом РФ обязанностей, а также получать доступ к информации, составляющей банковскую тайну в пределах, необходимых для осуществления такого контроля.

Право налоговых органов получать необходимую информацию для проведения контроля определено Налоговым кодексом РФ, Законом о валютном регулировании и валютном контроле и Законом о налоговых органах Российской Федерации.

Определены следующие обязанности банков:

1. Исполнение поручений на перечисление налогов и сборов. Статья 60 НК РФ определяет обязанности банков по исполнению поручений на перечисление налогов и сборов. Поручение налогоплательщика или налогового органа исполняется банком в течение одного операционного дня, следующего за днем получения такого поручения, если не предусмотрено иное. При этом плата за обслуживание по указанным операциям банком не взимается.

При невозможности исполнить поручение налогоплательщика или налогового органа в установленный срок в связи с отсутствием денежных средств на корреспондентском счете, банк обязан в течение дня, следующего за днем истечения установленного срока исполнения поручения, сообщить о неисполнении поручения налогоплательщика в налоговый орган по месту нахождения банка и налогоплательщику, а о неисполнении (частичном исполнении) поручения налогового органа – в налоговый орган, который направил это поручение, и в налоговый орган по месту нахождения банка (его обособленных подразделений).

Неоднократное нарушение указанных обязанностей в течение одного календарного года является основанием для обращения налогового органа в Центральный банк РФ с ходатайством об аннулировании лицензии на осуществление банковской деятельности.

Нарушение банком срока исполнения поручения согласно ст. 133 НК РФ влечет взыскание штрафа в размере 1/150 ставки рефинансирования Центрального банка РФ, но не более 0,2 % за каждый календарный день просрочки.

2. Представление в налоговый орган копий поручений налогоплательщиков на перечисление налогов в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства, оформленных на бумажном носителе. Банк должен предъявить копию платежного поручения в течение пяти дней со дня получения требования налогового органа.

3. Сообщение об открытии и закрытии счетов налогоплательщиков. Статья 86 НК РФ устанавливает обязанность банков сообщать об открытии или о закрытии счетов клиентов, об изменении реквизитов счета организации на бумажном носителе или в электронном виде в налоговый орган по месту своего нахождения в течение пяти дней со дня соответствующего открытия, закрытия или изменения реквизитов такого счета.

4. Выдача налоговым органам справки о наличии счетов в банке и об остатках денежных средств на счетах, выписки по операциям на счетах организаций. Справки должны быть выданы в течение пяти дней со дня получения мотивированного запроса налогового органа.

Справки о наличии счетов и об остатках денежных средств на счетах, а также выписки в банке могут быть запрошены налоговыми органами в случаях проведения мероприятий налогового контроля у этих организаций. Информация может быть запрошена налоговым органом после вынесения решения о взыскании налога, а также в случае принятия решений о приостановлении операций или об отмене приостановления операций по счетам организации.

5. Приостановление операций по счетам налогоплательщика в банках в соответствии с решением налогового органа. Порядок приостановления операций по счетам налогоплательщика в банках определен ст. 76 НК РФ.

Приостановление операций по банковскому счету означает прекращение банком всех расходных операций по данному счету, кроме определенных случаев. Приостановление операций по счету не распространяется на платежи, очередность исполнения которых в соответствии с гражданским законодательством приоритетна по отношению к исполнению обязанности по уплате налогов и сборов, а также на операции по уплате налогов (авансовых платежей), сборов, соответствующих пеней и штрафов в бюджетную систему Российской Федерации.

В первую очередь производится списание по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счета для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о взыскании алиментов.

Во вторую очередь – списание по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности.

В третью очередь – списание по платежным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), а также по отчислениям в ПФР, ФСС РФ и фонды обязательного медицинского страхования.

Кроме того, банки вправе списывать с заблокированного счета налогоплательщика страховые взносы и штрафные санкции по ним.

Минфин России в своих письмах от 20.07.09 № 03-02-07/1-371, 08.07.09 № 03-02-07/1-350 разъяснил, что в случае приостановления операций по счету налогоплательщика банк не вправе осуществлять расходные операции по данному счету, в том числе перечисление денежных средств на выплату заработной платы, за исключением платежей, на которые не распространяется приостановление операций по счету налогоплательщика в банке.

Приостанавливаться будут не все операции по счету, а только в пределах суммы, указанной в решении налогового органа. Если сумма на счете превышает сумму задолженности, то этот "остаток" налогоплательщик может использовать по своему усмотрению. Если денежных средств на банковском счете организации недостаточно для исполнения решения о взыскании, то счет блокируется полностью (письмо Минфина России от 09.07.08 № 03-02-07/1-268).

Приостановление операций налогоплательщика-организации по его валютному счету в банке означает прекращение банком расходных операций по этому счету в пределах суммы в иностранной валюте, эквивалентной сумме в рублях, указанной в решении о приостановлении операций налогоплательщика-организации по счетам в банке, по курсу Центрального банка РФ, установленному на дату начала действия приостановления операций по валютному счету указанного налогоплательщика.

Решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке принимается руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, направившим требование об уплате налога, пеней или штрафа в случае неисполнения налогоплательщиком-организацией этого требования.

Дата начала приостановления операций по счетам налогоплательщика в банке определяется датой получения банком решения налогового органа о приостановлении таких операций (письмо Минфина России от 21.09.09 № 03-02-07/1-434).

Банк обязан сообщить в налоговый орган об остатках денежных средств налогоплательщика-организации на счетах в банке, операции по которым приостановлены, не позднее следующего дня после дня получения решения этого налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке.

Приостановление операций по счетам налогоплательщика-организации в банке отменяется решением налогового органа не позднее одного дня, следующего за днем получения налоговым органом документов (их копий), подтверждающих факт взыскания налога, пеней, штрафа.

В случае, если общая сумма денежных средств налогоплательщика-организации, находящихся на счетах, операции по которым приостановлены на основании решения налогового органа, превышает указанную в этом решении сумму, то налогоплательщик вправе подать в налоговый орган заявление об отмене приостановления операций по своим счетам в банке с указанием счетов, на которых имеется достаточно денежных средств для исполнения решения о взыскании налога.

При наличии решения о приостановлении операций по счетам организации банк не вправе открывать этой организации новые счета.

6. Информирование налоговой инспекции о нарушениях, выявленных банками, в ходе проверки соблюдения порядка работы с денежной наличностью организаций.

Невыполнение должностным лицом учреждения банка обязанностей по контролю за соблюдением организациями или их объединениями правил ведения кассовых операций влечет наложение административного штрафа в размере от 2 000 до 3 000 руб.

Если в ходе проверки представители банка обнаружили факты нарушения компанией порядка ведения кассовых операций или правил работы с денежной наличностью, то банк обязан проинформировать налоговые органы о выявленных нарушениях. Для этого он направляет в налоговый орган по месту учета данной организации экземпляр справки о результатах проверки соблюдения организацией порядка работы с денежной наличностью.

На основании полученного документа налоговый орган рассматривает обстоятельства дела и при необходимости составляет протокол об административном правонарушении (правонарушениях), а также определяет меры административной ответственности.

Организация, нарушившая порядок работы с денежной наличностью или порядок ведения кассовых операций, и ее должностные лица привлекаются к административной ответственности. На организацию налагается административный штраф в размере от 40 000 до 50 000 руб., на ее должностных лиц – от 4 000 до 5 000 руб.

Действующие в сфере налогов документы в основном возлагают совершение определенных действий на налогоплательщика.

Обязанности банковских учреждений по осуществлению налогового контроля

В отдельных ситуациях предусматривается особый субъект, именуемый налоговым агентом.

Однако бывают и случаи, когда обязанности возлагаются на лицо, не имеющее отношения к внесению сумм в бюджет налогоплательщиком. Примером таких организаций выступают банки, на которые распространяются определенные требования в ходе осуществления налогового контроля.

Порядок действий этих организаций определен в ст. 86 НК. Первая обязанность банка, которая связана с налоговым контролем, связана с процедурами открытия и закрытия счетов, а также депозитов и изменением любых реквизитов.

Если в кредитное учреждение обращается лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность, либо представительство зарубежной неправительственной организации, то на него возлагается задача проверить наличие присвоенного ИНН и документы о внесении сведений о клиенте в соответствующий реестр.

При обращении частных нотариусов или адвокатов проверке подлежат соответствующие документы, подтверждающие налоговый учет.

Кроме того, банки должны направлять в налоговую инспекцию по месту своего расположения соответствующую информацию в 3-дневный срок с момента проведения любой из указанных операций. Течение этого периода начинается со следующего дня после выполнения владельцем счета подконтрольных действий.

Обязанности банков, связанные с осуществлением налогового контроля, дополняются необходимостью удовлетворения запроса налоговой инспекции, касающегося информации о счетах, вкладах, а также депозитах клиента. Она может включать как данные о текущих остатках сумм, так и об осуществленных расчетах. Документы должны направляться в течение 3-х дней.

Лица, в отношении которых налоговые органы могут запрашивать информацию

Обязанности банков, связанные с осуществлением налогового контроля, связаны со следующими субъектами:

  • организации;
  • индивидуальные предприниматели;
  • Физические лица, не относящиеся к ИП. Среди них выделяются частные нотариусы и адвокаты, осуществляющие деятельность посредством адвокатского кабинета;
  • управляющие товарищи, на которых соответствующим соглашением возложены обязанности по налоговому учету и распоряжению аккумулированными денежными средствами.

Обязанности банков по информированию относятся к счетам как корпоративных, так и частных клиентов.

Порядок сообщения банком фактов, связанных со счетами

Правила формирования и направления в налоговые органы предполагают предоставление следующих данных:

Положением ЦБ N 311-П утвержден порядок предоставления соответствующей информации. Согласно закону, документы могут направляться только в электронной форме.

Технические требования к реализации процесса обмена установлены указанным положением ЦБ.

Кредитная организация и налоговая инспекция обязаны обеспечить безопасность передаваемых данных, чтобы соблюсти банковскую и налоговую тайны.

Форма сообщения банка о счетах

В отношении каждого события, о котором банк обязан сообщать в налоговую инспекцию, предусмотрена отдельная форма. Все они установлены приказом ФНС.

Если речь идет об открытии или закрытии счета, то используется одна и та же форма. Такое сообщение содержит код лица, который обозначает категорию налогоплательщика.

Форма сообщения об изменении реквизитов счета предусматривает уведомление об одной из следующих ситуаций:

  • о новом номере счета;
  • о размещении счета в другом подразделении кредитной организации. Если речь идет о случаях, которые предполагают смену БИК и КПП банковского подразделения, либо переименование, не связанных с реорганизацией, то ответственные лица могут не направлять эти сведения;
  • если происходит смена управляющего товарища в инвестиционном товариществе. Если это физлицо меняет фамилию, имя или отчество, данные направлять не нужно. Аналогичное правило действует в отношении юридических лиц, если их новое наименование не связано с реорганизацией.

Форма уведомления, касающаяся изменения реквизитов КЭСП, наряду с указанными выше, выше предполагает передачу данных о новом номере «электронных денег».

Остальные формы дублируют требования, которые касаются вопросов заполнения.

Указанным выше приказом регламентируется и формат, использующийся для направления документов. К нему предъявляются следующие технические требования:

  • формат файлов должен соответствовать стандарту XML, с определенной кодировкой;
  • имя, присвоенное файлу, должно иметь буквенно-цифровое значение, где каждый символ обозначает определенный параметр.

Выполнение запроса, направленного налоговым органом

Если открытие счетов и вкладов должно сопровождаться автоматическим сообщением в налоговый орган, то данные, предусмотренные ч.2 ст. 86 НК, могут направляться только на основании запроса, переданного налоговым органом.

Контролирующие внесение обязательных платежей структуры могут запросить следующие документы:

  • справки о наличии счетов налогоплательщика, включая данные об остатках средств на них на текущую дату;
  • выписки, которые содержат информацию о движениях денег на счетах и вкладах;
  • справки со сведениями об остатках электронных денежных средств и переводах последних.

Основные требования

1. Требования к юридической стороне запроса.

Закон устанавливает ряд ограничений, касающихся оснований подачи запроса. Он должен быть мотивирован. Это требование считается соблюденным в следующих случаях:

  • если обращение касается организации, ИП, частного нотариуса или адвоката. При этом, оно должно быть связано с проверками этого клиента банка либо с проверками контрагента держателя счета. Кроме того, такие запросы считаются допустимыми в случае взыскания налога, а также приостановления операций по счетам, либо отмены последнего;
  • в случае, если счет принадлежит физическому лицу, не являющемуся ИП, то возможности налоговиков более ограничены. В отношении этого клиента должна осуществляться налоговая проверка либо проверка его контрагента. Подача запроса потребует согласия руководителя вышестоящей инспекции, либо должностного лица, занимающего должность не ниже заместителя руководителя ФНС;
  • мотивированным считается обращение налогового органа, действующего на основании иностранного запроса. При этом, такой порядок должен предусматриваться условиями международного договора;
  • если речь идет об иностранных компаниях, либо ликвидированных и реорганизованных российских юрлицах, то обращение может подаваться в рамках проверки их контрагента.

2. Требования к технической стороне.

Согласно ст. 86 НК, обращения налоговых инспекций должны направляться в электронной форме. Необходимо, чтобы они соответствовали всем техническим параметрам, изложенным в приказе ФНС.

3. Требования к банкам при ответе на запросы.

Банкам дается 3 дня на предоставление запрошенных данных. Как и само обращение, ответ направляется в электронном виде.

Требования к содержанию и форме необходимых справок подробно изложены в приказе ФНС. Любое отклонение от требований этого акта может быть приравнено к невыполнению банком соответствующих обязанностей.

Как и в случае с сообщениями, направляемыми по инициативе кредитной организации, информационный обмен должен гарантировать безопасность банковской и налоговой тайны.

Банками в налоговых правоотношениях признаются коммерческие

банки и другие кредитные организации, имеющие лицензию ЦБ РФ (ст. 11

НК РФ). Как видим, налоговое законодательство использует термин

«банк» широко, а именно как любая кредитная организация.

банковское законодательство признает коммерческие банки лишь одной из

разновидностей кредитных организаций2.

Перечисляя в ст. 25 НК РФ участников налоговых правоотношений,

законодатель не упоминает банки. Это серьезное упущение. Банк выступает в налоговых правоотношениях в трех лицах: во-первых, как налогоплательщик; во-вторых, как налоговый агент и, в третьих, как финансовый посредник между налогоплательщиками и государством.

Банки обеспечивают функционирование системы хранения безналичных денежных средств и осуществление безналичных расчетов в стране. С

эффективным функционированием банковской системы напрямую связано

своевременное и полное доведение налоговых платежей от налогоплательщика до бюджета.

налогоплательщиках с точки зрения налогового контроля. Поэтому помимо общего статуса налогоплательщика и налогового агента банки наделяются специальным налогово-правовым статусом, включающим дополнительные субъективные права и обязанности.

По общему правилу взаимодействия между банками и их клиентами

развиваются на договорной основе в рамках гражданского законодательства и носят частноправовой характер. Однако правоотношения, возникаю1 См.: п. 7 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 № 5 // Вестник ВАС РФ. – 201. – № 7.

2 См.: ст. 1 Федерального закона от 02.12.90 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».

щие между налогоплательщиком и банком по поводу уплаты налогов, являются исключением из этого правила, возникают не из договора, а из императивной нормы налогового законодательства, то есть носят публичноправовой характер.

устанавливает публично-правовые обязанности банков в их отношениях с

налогоплательщиками (Постановление КС РФ от 12.10.98 № 24-П). Государство в лице налоговых и других органов осуществляет контроль за порядком исполнения банками публично-правовых функций.

В другом постановлении КС РФ отметил, что отношения, возникающие между налогоплательщиками и кредитными учреждениями при исполнении последними платежных поручений на списание налоговых платежей, являются налоговыми правоотношениями (Определение КС РФ от

25.07.2001 № 138-П). «Банк при этом действует не как представитель налогоплательщика, – отмечает С. Г. Пепеляев, – а как представитель публичных интересов государства, принимающий от плательщика исполнение

публичной обязанности по уплате налогов»1. Это позволяет охарактеризовать обязанности банка в системе «налогоплательщик – банк – государство» как публично-правовые, совершаемые в пользу общего блага, во всеобщих (публичных) интересах.

«В рамках конституционного обязательства по уплате налогов на налогоплательщика возложена публично-правовая обязанность уплатить законно установленные налоги и сборы, – указал КС РФ, – а на кредитные

учреждения – публично-правовая обязанность обеспечить перечисление

соответствующих платежей в бюджет» (Постановление КС РФ от 12.10.98

№ 24-П). Ответственность за невыполнение этих обязанностей также носит

публично-правовой характер, поскольку наступает не перед клиентом, а

непосредственно перед государством. Характерно, что плата за обслуживание по указанным операциям не взимается, поэтому банк как финансовый посредник не имеет здесь собственных имущественных интересов.

Гражданское правоотношение между клиентом и банком, оформленное договором банковского счета, в данном случае является необходимой предпосылкой для возникновения и развития налогового правоотношения.

Система взаимодействий между налогоплательщиком, банком и государством складывается поэтапно из трех видов правоотношений: за гражданским правоотношением следует налоговое, за налоговым – бюджетное.

На необходимость разграничения налоговых и бюджетных правоотношений с участием банков неоднократно указывалось в юридической литературе. При этом отмечается, что перечисление и зачисление средств,

поступивших в уплату налогов на счет бюджета, осуществляется в рамках

бюджетных отношений; налоговое законодательство регулирует лишь отношения по исполнению платежных поручений налогоплательщиков об1 Налоговое право: Учебник / под ред. С.Г. Пепеляева. – М., 2003. – С. 195.

служивающими их банками и не регулирует вопросов дальнейшего зачисления уплаченных сумм на бюджетные счета1. КС РФ прямо указал: «Налоговые отношения, возникающие между налогоплательщиками и кредитными учреждениями при исполнении последними платежных поручений

на списание налоговых платежей, регулируются налоговым законодательством. Отношения по зачислению средств, поступивших в уплату налогов

на бюджетные счета, являются бюджетными. Таким образом, действующее

налоговое и бюджетное законодательство различают понятия уплаты налога и зачисления налога» (Определение КС РФ от 12.10.98 № 24-П).

Главная обязанность банка как финансового посредника состоит в исполнении поручений налогоплательщиков и налоговых агентов на перечисление налогов и сборов, а также решений налоговых органов о взыскании налогов. При наличии денежных средств на счете налогоплательщика

или налогового агента банки не вправе задерживать исполнение поручений

на перечисление налогов или решений о взыскании налогов в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды). Такие поручения (решения) исполняются банком в порядке очередности, установленной гражданским законодательством, в течение одного операционного дня, следующего за

днем получения поручения (решения) (пп. 1-2 ст. 60 НК РФ).

В отдельную группу можно выделить обязанности банков, связанные

с учетом налогоплательщиков.

вправе открывать счета организациям и индивидуальным предпринимателям только при предъявлении свидетельства о постановке на учет в налоговом органе. Кроме того, банк обязан сообщить об открытии или закрытии счета организации (индивидуального предпринимателя) в налоговый

орган по месту их учета в пятидневный срок со дня соответствующего открытия или закрытия такого счета (п.1 ст. 86 НК РФ). Обязанность по подобному информированию не возникают у банка, открывающего счет организации, которая не подлежит постановке на учет в налоговом органе в

качестве налогоплательщика. Кроме того, речь идет о банковских счетах,

так или иначе используемых для целей налогообложения.

Банки обязаны выдавать налоговым органам справки по операциям и

счетам организаций и индивидуальных предпринимателей в течение пяти

дней после мотивированного запроса налогового органа (п. 2 ст. 86 НК

РФ). При этом они не вправе ссылаться на банковскую и коммерческую

тайну. Запрос налогового органа является мотивированным, если в нем

указано: 1) какие именно сведения следует представить; 2) для какой цели

необходимо представить эти сведения; 3) по каким основаниям налоговый

орган запрашивает соответствующие сведения.

Важнейшим элементом налоговой правосубъектности банков является ответственность за нарушение налогового законодательства, предусмотренная главой 18 НК РФ. Правовая природа этой ответственности ос1 Налоговое право: Учебник / под ред. С. Г. Пепеляева. – М., 2003. – С. 193.

тается неопределенной. Правонарушения банков не отнесены законодателем к налоговым правонарушениям, а выделены в отдельную главу, что не

позволяет квалифицировать ответственность банков как налоговую ответственность. Вместе с тем ответственность банков обособлена и от административной ответственности, поскольку КоАП РФ за правонарушения в сфере финансов предусматривает ответственность не самих банков, а

их должностных лиц.

ее нельзя отнести в силу нормативного и фактического оснований, а также

природы правоотношений, в рамках которых она возникает и развивается.

Попытки интегрировать общеотраслевую финансово-правовую ответственность или выделить некую совершенно новую категорию - банковскую

ответственность - представляются малоубедительными в силу недостаточной аргументации.

На наш взгляд, ответственность банков как финансовых посредников

является административно-правовой по своей природе и поэтому включение ее в НК РФ вряд ли оправданно. НК РФ предусматривает ответственность за следующие виды правонарушений банков.

1) Открытие банком счета организации или индивидуальному предпринимателю без предъявления ими свидетельства о постановке на учет в

налоговом органе, а равно открытие счета при наличии у банка решения

налогового органа о приостановлении операций по счетам этого лица влекут взыскание штрафа в размере 10 тыс. рублей (п. 1 ст. 132 НК РФ).

2) Несообщение банком налоговому органу сведений об открытии или

закрытии счета организацией или индивидуальным предпринимателем

влечет взыскание штрафа в размере 20 тыс. рублей (п. 2 ст. 132 НК РФ).

3) Нарушение банком установленного НК срока исполнения поручения налогоплательщика (плательщика сбора) или налогового агента о перечислении налога или сбора влечет взыскание пени в размере 1/150 ставки рефинансирования ЦБ РФ, но не более 0,2 % за каждый день просрочки

4) Исполнение банком при наличии у него решения налогового органа

о приостановлении операций по счетам налогоплательщика или налогового агента их поручения на перечисление средств другому лицу, не связанного с исполнением обязанностей по уплате налога или сбора либо иного

платежного поручения, имеющего в соответствии с законодательством РФ

преимущество в очередности исполнения перед платежами в бюджет (внебюджетный фонд), влечет взыскание штрафа в размере 20 % от суммы, перечисленной в соответствии с поручением, но не более суммы задолженности (ст.

5) Неправомерное неисполнение банком в установленный срок решения налогового органа о взыскании налога или сбора, а также пени влечет

взыскание пени в размере 1/150 ставки рефинансирования ЦБ РФ, но не

более 0,2 % за каждый день просрочки (п. 1 ст. 135 НК РФ).

6) Создание банком ситуации отсутствия денежных средств на счете

налогоплательщика или налогового агента, в отношении которых в соот142

ветствии со ст. 46 НК РФ в банке находится инкассовое поручение налогового органа, влечет взыскание штрафа в размере 30 % не поступившей в

результате таких действий суммы (п. 2 ст.135 НК РФ).

7) Непредставление банками по мотивированному запросу налогового

органа справок по операциям и счетам организаций или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в установленный срок влечет взыскание штрафа в размере 10

тыс. рублей (ст. 135.1 НК РФ).

Применение мер ответственности не освобождает банк от обязанности

перечислить в бюджеты сумму налога и уплатить пени. В случае неисполнения банком этой обязанности в установленный срок к нему применяются меры по взысканию неперечисленных сумм налога (сбора) и пеней за

счет денежных средств в порядке, аналогичном порядку, предусмотренному ст. 46 НК РФ, а за счет иного имущества - в судебном порядке. Неоднократное нарушение указанных обязанностей в течение одного календарного года является основанием для обращения налогового органа в ЦБ РФ с

ходатайством об аннулировании лицензии на осуществление банковской

Читайте также: