Внешнеторговые бартерные операции учетные и налоговые аспекты

Опубликовано: 22.04.2024

Документ полезен? 0 m n 0

В соответствии с частью 2 статьи 44 Федерального закона "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" и в целях обеспечения защиты экономических интересов Российской Федерации при совершении внешнеторговых бартерных сделок Правительство Российской Федерации ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемые Правила осуществления контроля за внешнеторговыми бартерными сделками и их учета.

2. Реализация полномочий, устанавливаемых в соответствии с настоящим постановлением, осуществляется Федеральной таможенной службой в пределах установленных Правительством Российской Федерации предельной численности и фонда оплаты труда должностных лиц Службы, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных Службе в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.

3. Настоящее постановление вступает в силу по истечении 30 дней после дня его официального опубликования.

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.Медведев


Утверждены
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 22 ноября 2012 г. N 1207

ПРАВИЛА
ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ КОНТРОЛЯ ЗА ВНЕШНЕТОРГОВЫМИ
БАРТЕРНЫМИ СДЕЛКАМИ И ИХ УЧЕТА

I. Общие положения

1. Настоящие Правила устанавливают порядок осуществления учета и контроля сделок, совершаемых при осуществлении внешнеторговой деятельности и предусматривающих обмен товарами, услугами, работами и интеллектуальной собственностью (далее - внешнеторговые бартерные сделки), условиями которых предусмотрен вывоз из Российской Федерации товаров, в том числе являющихся результатом оказанных услуг, выполненных работ, а также предполагающих передачу исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности.

2. Субъектами правоотношений, предусмотренных пунктом 1 настоящих Правил, являются юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, физические лица, имеющие постоянное или преимущественное место жительства на территории Российской Федерации, являющиеся гражданами Российской Федерации или имеющие право постоянного проживания в Российской Федерации либо зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые заключили внешнеторговые бартерные сделки или от имени которых они заключены (далее - российские юридические и физические лица), и таможенные органы.

3. Федеральная таможенная служба обеспечивает осуществление таможенными органами контроля за исполнением российскими юридическими и физическими лицами в сроки, установленные условиями внешнеторговых бартерных сделок, обязанности по обеспечению предусмотренных такими сделками ввоза в Российскую Федерацию равноценных по стоимости товаров, оказания иностранными лицами равноценных услуг, выполнения равноценных работ, передачи равноценных исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности или предоставления права на использование объектов интеллектуальной собственности с подтверждением факта ввоза товаров, оказания услуг, выполнения работ, передачи исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности или предоставления права на использование объектов интеллектуальной собственности соответствующими документами, а также по обеспечению учета внешнеторговых бартерных сделок.

4. Федеральная таможенная служба определяет исходя из мест декларирования соответствующих товаров и мест государственной регистрации российских юридических и физических лиц таможенные органы, к компетенции которых относится осуществление в соответствии с пунктом 3 настоящих Правил контроля за исполнением внешнеторговых бартерных сделок в отношении российских юридических и физических лиц и ведение учета таких сделок (далее - уполномоченный таможенный орган).

5. В целях контроля за внешнеторговыми бартерными сделками и их учета уполномоченный таможенный орган запрашивает в письменном виде у российских юридических и физических лиц следующие документы:

а) документ о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя или документ о государственной регистрации юридического лица;

б) свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;

в) документы, являющиеся основанием для осуществления внешнеторговых бартерных сделок (включая договоры (соглашения, контракты) и дополнения и (или) изменения к ним, доверенности, выписки из протокола общего собрания или иного органа управления юридического лица), а также документы, содержащие сведения о результатах торгов (в случае их проведения), акты государственных органов;

г) документы, подтверждающие исполнение обязательств по внешнеторговой бартерной сделке (передачу или ввоз товаров, выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них).

6. Запрашиваемые документы представляются российскими юридическими и физическими лицами уполномоченному таможенному органу в виде оригиналов или заверенных ими копий. По окончании рассмотрения запрашиваемых документов уполномоченный таможенный орган обязан возвратить российским юридическим и физическим лицам по их требованию оригиналы представленных документов.

В случае изменения сведений, указанных в представленных документах, российские юридические и физические лица обязаны сообщить об этом соответствующему уполномоченному таможенному органу, представив необходимые документы, подтверждающие соответствующие изменения.

7. Для осуществления контроля и учета внешнеторговых бартерных сделок у российских юридических и физических лиц могут быть запрошены только те документы, которые используются субъектами предпринимательской деятельности в том числе для учета своих хозяйственных операций в соответствии с правилами бухгалтерского учета и обычаями делового оборота.

Срок для представления документов по запросу уполномоченного таможенного органа составляет 10 рабочих дней со дня, следующего за днем получения такого запроса.

8. С целью реализации полномочий, предусмотренных настоящими Правилами, Федеральная таможенная служба осуществляет информационное взаимодействие с иными федеральными органами исполнительной власти в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.

9. Федеральная таможенная служба в течение 3 рабочих дней со дня выпуска 1-й партии вывозимых по внешнеторговой бартерной сделке товаров (в том числе если внешнеторговая бартерная сделка предусматривает только одну поставку товаров) в соответствии с заявленной таможенной процедурой направляет в электронном виде соответствующую декларацию на товары по телекоммуникационным каналам связи в уполномоченный таможенный орган.

10. В течение 1 рабочего дня со дня, следующего за днем получения из Федеральной таможенной службы декларации на товары в электронном виде, уполномоченный таможенный орган запрашивает у российских юридических и физических лиц документы, предусмотренные пунктом 5 настоящих Правил. При этом документы, подтверждающие исполнение обязательств по внешнеторговой бартерной сделке, запрашиваются только в отношении обязательств, которые в соответствии с условиями внешнеторговой бартерной сделки на день направления запроса должны быть исполнены.

11. Последующие запросы документов, предусмотренных подпунктом "г" пункта 5 настоящих Правил, направляются уполномоченным таможенным органом российским юридическим и физическим лицам в соответствии со сроками исполнения соответствующих обязательств, предусмотренными условиями внешнеторговой бартерной сделки.

12. Уполномоченный таможенный орган не позднее 15-го числа каждого месяца после получения первых документов, предусмотренных подпунктом "г" пункта 5 настоящих Правил, анализирует представленную информацию, в том числе информацию о сроках исполнения обязательств и сумме стоимости исполненных встречных обязательств по внешнеторговой бартерной сделке, для выявления возможных нарушений законодательства Российской Федерации.

13. Информация о результатах осуществления контроля направляется уполномоченным таможенным органом в Федеральную таможенную службу в порядке, определяемом Службой.

14. В случае непредставления в установленном порядке запрашиваемых документов, а также в случае неисполнения в установленные сроки обязанности по ввозу в Российскую Федерацию равноценных по стоимости товаров, оказанию иностранными лицами равноценных работ, передаче равноценных исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности или предоставлению права на использование объектов интеллектуальной собственности российские юридические и физические лица несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

15. Уполномоченный таможенный орган осуществляет учет внешнеторговых бартерных сделок в документе учета внешнеторговой бартерной сделки (далее - документ учета), формируемом в электронном виде.

16. Документ учета содержит следующие сведения:

а) учетный номер внешнеторговой бартерной сделки и дата оформления документа учета;

б) общие сведения о внешнеторговой бартерной сделке (сведения о сторонах внешнеторговой бартерной сделки, дата договора, номер договора (если имеется), общая сумма сделки (если имеется) и валюта цены сделки, дата завершения исполнения всех обязательств по внешнеторговой бартерной сделке);

в) сведения о таможенном органе, оформившем документ учета;

г) сведения о документах, предусмотренных подпунктом "г" пункта 5 настоящих Правил.

17. Документ учета оформляется уполномоченным таможенным органом не позднее 2 рабочих дней со дня, следующего за днем получения из Федеральной таможенной службы информации о декларации на товары в соответствии с пунктом 9 настоящих Правил, на основании сведений об идентификационном номере налогоплательщика, о наименовании российского юридического или физического лица и номере контракта, заявленных в декларации на товары, с присвоением учетного номера внешнеторговой бартерной сделке и передается в течение 1 рабочего дня, следующего за днем его оформления, в Федеральную таможенную службу в порядке, определяемом Службой.

Форму документа учета и порядок ее заполнения определяет Федеральная таможенная служба.

18. Не позднее 2 рабочих дней со дня, следующего за днем получения от российских юридических и физических лиц документов в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил, в документ учета вносятся сведения об условиях внешнеторговой бартерной сделки, предусмотренные подпунктами "б" и "г" пункта 16 настоящих Правил.

19. Информация об исполнении обязательств по внешнеторговой бартерной сделке вносится в документ учета не позднее 2 рабочих дней со дня, следующего за днем получения от российских юридических и физических лиц соответствующих подтверждающих документов.

20. Не позднее 3 рабочих дней со дня, следующего за днем завершения исполнения всех обязательств по внешнеторговой бартерной сделке либо за днем досрочного расторжения сделки, в документ учета вносится соответствующая запись.

21. Уполномоченный таможенный орган ежемесячно, до 15-го числа календарного месяца, направляет в Федеральную таможенную службу документ учета с актуализированной информацией.

22. Федеральная таможенная служба обеспечивает формирование сводной статистической информации о результатах исполнения внешнеторговых бартерных сделок на основании документов учета, получаемых от уполномоченных таможенных органов.

Бартер – безналичная сделка по схеме «товар-товар». Кроме собственно товара, предметом ее могут стать и услуги, работы, другие объекты. Каждая сторона в ходе такой сделки выступает одновременно как продавец и как покупатель. Для ее осуществления заключается договор бартера.

Бартер и его особенности

Бартерные сделки, без участия денежных средств, совершаются в основном давними постоянными партнерами, уровень делового доверия между которыми высок. Это означает, по сути, взаимозачет обязательств, которые погашаются простым товарным обменом. Бартер, имеющий отношение к экспорту (импорту), не принято пересчитывать на денежный эквивалент.

Бартер может иметь закрытый и открытый характер. В первом случае партнеры заключают двусторонний договор на товарный обмен, обговаривают количество товара или услуг и в определенное время реализуют свои договоренности. Такой договор невозможно продлить, поскольку после завершения обмена все обязательства по нему считаются выполненными.

Во втором случае в сделке участвует несколько фирм, одна из которых производит обмен с другими, в различных количествах и пропорциях к ее собственному товару (услугам). Такие сделки, как правило, растянуты во времени.

Существует и т.н. электронный бартер, когда за подбором наиболее выгодных для себя бартерных предложений бизнесмен обращается к услугам электронных сервисов в сети. Партнер для обмена подбирается автоматически.

Договор бартера может содержать различные условия, согласно которым бартер принимает ту или иную форму. Она будет отличаться от непосредственного обмена товарами и услугами:

  1. Встречные закупки. Не предусматривает прямой обмен товарами и услугами, как и не предусматривает непосредственных денежных расчетов. Партнер принимает у фирмы товар, реализует его как свой. Выручка направляется на закупку другого товара, в котором заинтересована фирма. Такие сделки имеют распространение во внешней торговле.
  2. Встречные поставки. Обмен товарами равной стоимости. К встречным поставкам экономисты относят не просто бартер как элемент встречной торговли, но бартер, растянутый во времени. Например, условия поставки товара для одной из сторон согласованы договором, а для другой – нет. Ответная поставка по бартеру, согласно утвержденным условиям, произойдет позже, условия утверждены дополнением к ранее заключенному соглашению, или новым соглашением. Если разрыв между первым и вторым обстоятельством составляет более 1/2 года, налицо встречная поставка.

На заметку! В практике ВЭД максимальным сроком между поставками по бартеру принято считать шестимесячный срок.

  • Аренда по бартеру. Одна из сторон предоставляет производственные мощности, помещение, а другая сторона – услуги или товар. В качестве услуг может выступать полностью или частично ремонт предоставленных основных средств.
  • Толлинг, или обмен «сырье-товар», договор давальческого сырья. Одна сторона предоставляет сырье, а другая его перерабатывает с последующим возвратом готовой продукции. Давалец оплачивает переработку. Договор может входить в сферу бартерных отношений, когда имеет место товарный взаимозачет (например, в уплату переработчик берет часть продукции, сырья). Вместе с тем оплата может производиться и деньгами.
  • Законодательная основа бартерных сделок

    Бартер, как упоминалось выше, распространен на внешнем рынке, однако и внутренний обмен такого рода имеет место. Прежде всего, бартер, согласно ГК РФ, есть операция мены (гл. 31), а договор именуется договором мены (ст. 567). Согласно ГК, одна сторона передает другой стороне товар в обмен на товар. О деньгах здесь упоминания нет, что логично, ведь речь идет о товарном, бартерном обмене.

    Вместе с тем ГК предлагает считать бартер разновидностью купли-продажи, со ссылкой на правила гл. 30 ГК (каждая из сторон – одновременно и продавец и покупатель). Далее ст. 568 развивает эту мысль, и п. 2 определяет, что в договоре мены может участвовать денежный эквивалент, в случае если «обмениваемые товары признаются неравноценными», и требует погасить разницу в цене.

    ВЭД в отношении бартерных сделок регулирует ФЗ №164 «Об основах госрегулирования ВЭД» от 08/12/2003 г. (гл. 10). В частности он запрещает бартерный обмен в отношении товаров (услуг) или интеллектуальной собственности, которые запрещены к торговле этим же ФЗ, «обычным» путем с использованием денежного эквивалента. Основные положения главы созвучны нормам ГК, о которых шла речь выше.

    Контроль за ВЭД в области бартерных сделок узаконен, со ссылкой на ФЗ, «Правилами осуществления контроля за внешнеторговыми бартерными сделками…» (пост. Прав-ва №1207 от 22/11/12 г.).

    Контроль сделок

    Контроль бартерных сделок возложен на таможенную службу. Он касается товаров, услуг, работ, прав интеллектуальной собственности (как самих по себе объектов собственности, так и прав на их использование).

    ФТС обязана следить, чтобы бартер по ВЭД подтверждался соответствующими документами. Учет таких сделок – тоже обязанность ФТС. Таможня уполномочена запрашивать документы по бартерной сделке, полный перечень которых содержат «Правила» (документ о госрегистрации фирмы или ИП, документы-основания ВЭД по бартерной сделке и пр.).

    Документы могут быть запрошены только те, что использует фирма в своем учете и деловых взаимоотношениях с партнерами. Срок исполнения запроса ФТС – 10 дней. ФТС действует через свой уполномоченный орган на местах, который производит проверку, а затем направляет ее результаты в вышестоящий орган.

    Паспорт бартерной сделки (ПБС)

    ПБС – документ, необходимый при осуществлении внешнеэкономического бартера. Порядок его оформления (зарегистрирован Минюстом, док. №1213 от 17/12/96 г.) был принят исходя из положений правительственного документа №1300 от 31/10/96 г. (п. 5 абз. 2). Он посвящен государственным регулирующим мерам в области бартерных операций применительно к ВЭД.
    Паспорт оформляется в Министерстве внешэкономсвязей после заключения бартерного договора, российской стороной. Получают этот документ за плату.

    ГК РФ (ст. 570) устанавливает общее правило: собственниками предмета бартера (например, товара) компании могут стать одновременно только после получения товара обеими сторонами, если в договоре не обозначено иное. В ситуации, когда компания получила товар по бартеру, а сама еще не отпустила товар на сторону, она не является собственником полученного товара. В договоре должна быть зафиксирована стоимость товара, предназначенного для бартера.

    Налоги рассчитываются исходя из этих показателей. К вычету предъявляется НДС, рассчитанный по учетной стоимости. Если на учет товар поставлен по стоимости ниже договорной, НДС доначисляется и относится на прочие расходы фирмы.

    На ОСНО учет выручки для целей НО по бартеру можно делать и по отгрузке и по оплате:

    1. По отгрузке моментом получения дохода будет день отгрузки и вручения документов на партию покупателю, для расчета.
    2. Кассовый метод датой поступления выручки за товар определяет момент погашения задолженности за поставку. При бартере в качестве «выручки» будет выступать поступивший по договору товар от партнера. Дебиторская задолженность покупателя будет погашена не денежными средствами, а товаром.

    Фирма, отгрузившая товар первой, но еще не получившая товар в ответ, не может признать выручку по отгрузке до полного завершения сделки на сч. 90.

    Целесообразно сделать проводку Дт 45 Кт 43, 41, 10 и др. и дождаться полного завершения сделки. Когда товар по обмену получен, делается проводка Дт 90 Кт 45. Следует отразить взаимозачет по бартеру Дт 60 Кт 62.

    Приходуется поступившая продукция или другие предметы бартера стандартно, в зависимости от вида ценностей: Дт 10, 41 и др. Кт 60.

    Если товар по бартеру получен, а ответная отгрузка еще не произошла, ценности отражаются за балансом на Дт 002, до завершения сделки, а затем оприходовать стандартными проводками. НДС по бартеру можно отразить на счете 19 и предъявить к вычету.

    Пример проводок

    Пусть по договору мены компания А передает компании Б готовую продукцию – 3 автомобильных пылесоса, в обмен на осуществление услуг перевозки. Сумма бартера обозначена в договоре в 7500 руб., стоимость МЦ признана равной стоимости услуг. Стоимость изготовления 3-х пылесосов 3500 руб. Обе компании на ОСНО, в договоре НДС показан в том числе.

    Компания А сделает следующие ниже проводки

    • Дт 45 Кт 43 — 3500 руб. — отгрузка пылесосов.
    • Дт 76/НДС Кт 68 — 1144-07 руб. — начислен НДС на стоимость отгруженного товара по договору (6355-93*18%, 6355-93+1144-07= 7500-00). С 2019 года основная ставка НДС — 20%.

    После того как оказаны услуги перевозки с подписанием документов:

    • Дт 20 Кт 60 — 6355-93 — затраты по перевозке отнесены на основное производство.
    • Дт 19 Кт 60.
    • Дт 68 Кт 19 — 1144-07 руб. — предъявлен и принят к вычету НДС по транспортным услугам.
    • Дт 62 Кт 90 — 7500-00 руб. — отражена выручка от продажи пылесосов (сделка завершена, собственник их теперь компания Б).
    • Дт 90 Кт 45 — 3500-00 руб. — списаны затраты на изготовление пылесосов.
    • Дт 90 Кт 76/НДС — 1144-07 руб. — зафиксирован НДС с реализации.
    • Дт 60 Кт 62 — 7500-00 руб. — отражен взаимозачет.

    Компания Б сделает следующие ниже проводки

    Дт 002 — 7500-00 — при отгрузке пылесосов в его адрес.

    После оказания партнерам услуг по перевозке:

    • Дт 62 Кт 90 — 7500-00 руб., Дт 90 Кт 68 — 1144-07 руб. — зафиксирована выручка, начислен НДС с продажи услуг.
    • Кт 002 — 7500-00 руб., Дт 10 Кт 60 – 6355-93 руб. — пылесосы поставлены на баланс.
    • Дт 19 Кт 60 — 1144-07 руб., Дт 68 Кт 19 — 1144-07 руб. — НДС предъявлен и принят к вычету НДС по поставке товара.
    • Дт 60 Кт 62 — отражен взаимозачет.

    На заметку! Если бы, согласно ГК РФ, в договоре была отражена разница в стоимости, тот, в чей адрес производится доплата, отразил бы ее на Кт 62, при получении на расчетный счет. Тот, кто доплачивает, использовал бы Дт 60, при списании с корреспондирующего ему расчетного счета – Кт 51.

    Бартер — сделка, по которой стороны обмениваются равноценными товарами, а если один из товаров дороже, вторая сторона доплачивает разницу или дает больше своих товаров. Это понятие из практики, в законе его нет.

    Юрий Кочергин

    Мария Алексеева

    Бартер в законе называется меной

    Об обмене между физлицами — статья 567 гражданского кодекса

    В законе нет определения бартерной сделки, но есть глава о договоре мены. Она об обмене между физическими лицами, а вот отдельной статьи для компаний нет, но никто не запрещает компаниям обмениваться товарами, ориентируясь на закон для физлиц.

    По бартеру можно обменивать:

    • товары на товары;
    • товары на услуги;
    • услуги на услуги;
    • интеллектуальную собственность на товары или услуги.

    Иногда бартером называют взаимозачет — это поставка товара на сумму долга. Например, компания А должна компании Б сто тысяч рублей, но вместо денег расплачивается красной икрой: двести банок по 500 рублей — как раз сто тысяч. Отличие взаимозачета в том, что есть денежный долг и нужно оформлять акт взаимозачета.

    Три проблемы бартерных сделок

    С бартерными сделками есть три проблемы: налоги, риск доначисления налогов и сложности с поиском партнеров для обмена.

    С бартерных сделок нужно платить налоги — пункт 2 статьи 154 налогового кодекса

    Налоги. Налогообложение для бартерных сделок не отличается от налогообложения для сделок купли-продажи. И из-за этого смысл бартера может потеряться: обычно компании идут на бартер, когда нет денег, — но полностью в натуральном виде провести сделку не получится, потому что нужно найти деньги на налоги.

    ИП Лососев и ИП Рыбаков работают на упрощенке 6%. У Лососева типография, а у Рыбакова пекарня. Они обмениваются: один получает рекламный банер, а другой трехэтажный торт для промоакции. Сумма сделки — 10 000 рублей.

    Оба должны заплатить налог — 600 рублей, это по 6% с дохода.

    Можно не платить налоги с бартерной сделки, если учесть ее в расходах на бизнес. Так могут делать ИП на упрощенке доходы минус расходы и ООО.


    Расходы для упрощенки 15%

    Доначисление налогов. Налоговая с подозрением относится к бартерным сделкам, потому что компании могут занизить цену товаров и заплатить меньше налогов. Она вправе проверить договор бартерной сделки, и, если докажет, что цена в договоре отличается от рыночной на 20% в любую сторону, доначислит налоги.

    ИП Рыбаков отдает блесны по бартеру за 20 рублей, хотя другие продавцы ставят цену от 90 до 100 рублей. Получается, что цена Рыбакова меньше средней на 79%.

    Сложности с поиском партнеров. Для бартерных сделок нужно найти партнера, отвечающего одновременно двум критериям: у него есть нужный вам товар, и он готов поменять его на ваш товар.

    Если готовы платить налоги и нашли подходящего партнера, нужно заключить договор.

    Пример договора для бартерной сделки

    Шаблон договора бартерной сделки в гугл-документах — чтобы его использовать, нужно создать копию и сохранить в своих документах

    В договоре бартерной сделки указывают:

    • кто обменивается;
    • чем обмениваются. Пишут название товара или услуги, количество и общую стоимость;
    • кто платит за доставку товара. Может платить принимающая или отправляющая сторона;
    • в какой момент переходит право собственности на товар;
    • в какие сроки стороны должны поставить товар.

    И стандартные пункты: номер договора, дата, реквизиты и подписи сторон, форс-мажор, урегулирование споров.



    Важный пункт в договоре бартера — переход права собственности. Выделенная желтым фраза в переводе с юридического значит, что сторона 1 становится владельцем товара стороны 2, когда передает свой товар. Если же свой товар она не передала, то и права собственности на товар другой компании не получает. Даже если товар уже лежит на ее складе.

    В пункте «разрешение споров» можно указать город, в котором компании будут судиться. Например, споры должны передаваться в арбитражный суд города Москвы.

    Дата размещения статьи: 17.11.2015

    На постсоветском пространстве бартер был порожден тотальным отсутствием денежной массы. Бартерные операции в то время были чуть ли не единственным способом для предприятий выжить в сложившихся условиях. Однако и на сегодняшний день в связи с кризисными явлениями нашей экономики тема бартера снова становится актуальной, причем не только для малого и среднего бизнеса, но и для крупных компаний. Особенно это касается хозяйствующих субъектов, которых затронул кризис неплатежей, рост объемов товарных излишков, отсутствие средств на закупку оборудования, расчеты с поставщиками и зачастую на выплату заработной платы своим работникам. Поэтому возникает необходимость снова прибегнуть к бартеру. А почему бы и нет? Использование бартерных схем - это возможность развиваться, расширять ассортимент товаров и услуг, увеличивать производственные мощности. И все это даже при нехватке денежной массы. Это, несомненно, положительные стороны бартера. Но имеются и определенные сложности: налогообложение подобного рода операций требует от бухгалтера внимательности и учета ряда нюансов.

    Бартер (от фр. barater - обменивать) - натуральный товарообмен, при котором одна вещь меняется на другую без денежной оплаты, торговая сделка, осуществляемая по схеме "товар за товар". Пропорция такого обмена устанавливается обменивающимися сторонами и фиксируется в договоре. Сделки, основанные на прямом обмене товарами, называют бартерными . Они регулируются нормами гл. 31 "Мена" ГК РФ. Так, согласно ст. 567 ГК РФ каждая из сторон по договору мены обязуется передать в собственность другой стороне один товар в обмен на другой. При этом к указанному договору применяются правила о купле-продаже гл. 30 ГК РФ, если это не противоречит ст. ст. 567 - 571 ГК РФ и существу мены. То есть каждая из сторон признается продавцом товара, который она обязуется передать, и покупателем товара, который она обязуется принять в обмен.

    Современный экономический словарь / Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева. 6-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2011.

    Следует обратить внимание, что предметом договора мены могут быть только товары. Несмотря на то что положения гл. 31 ГК РФ прямо регламентируют лишь обмен товарами, одна из сторон сделки может не только передавать товар, но также и выполнять работы или оказывать услуги. Это допустимо в силу ст. 421 ГК РФ: регулироваться данные отношения будут не договором мены, а смешанным договором. В связи с тем что Налоговый кодекс предусматривает для них единые правила налогообложения, для удобства и краткости в дальнейшем будем говорить только об обмене товарами.

    НДС при совершении товарообменных (бартерных) операций

    Реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ признается объектом обложения НДС (п. 1 ст. 146 НК РФ). В силу ст. 39 НК РФ реализация представляет собой передачу на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных НК РФ, - на безвозмездной основе.

    Согласно изложенному передача товаров по товарообменной (бартерной) сделке признается реализацией и является объектом обложения НДС.

    Однако следует учесть, что не во всех случаях осуществления бартера налогоплательщик должен уплатить налог в бюджет. Налог не уплачивается, если реализация товаров:

    - не облагается НДС в силу п. 2 ст. 146 НК РФ;

    - освобождается от налогообложения по ст. 149 НК РФ.

    Порядок формирования налоговой базы

    Согласно нормам гражданского законодательства каждая сторона бартерной сделки выступает одновременно как продавцом, так и покупателем (п. 2 ст. 567 ГК РФ). В таком случае происходит двусторонняя передача товара, поэтому каждая из сторон договора должна исчислить НДС.

    При реализации товаров по товарообменным (бартерным) операциям налоговая база устанавливается обеими сторонами как стоимость указанных товаров, исчисленная исходя из цен, определяемых в порядке, аналогичном предусмотренному ст. 105.3 НК РФ (п. 2 ст. 154 НК РФ).

    Обратите внимание, что товары, подлежащие обмену, предполагаются равноценными. Это следует из п. 2 ст. 568 ГК РФ. Обмениваемые товары признаются неравноценными, только если это прямо следует из условий договора или вытекает из согласованного волеизъявления сторон. Содержащиеся в договоре мены или иных документах, являющихся его неотъемлемой частью, данные о неодинаковых ценах (обмениваемые товары могут иметь разную балансовую стоимость) сами по себе не свидетельствуют о неравноценности обмениваемых товаров. В такой ситуации, если в договоре его стороны прямо не оговорили, что обмениваемые товары неравноценны, и из его содержания не следует, что воля сторон была направлена на обмен неравноценными товарами, указанные товары признаются равноценными (п. 7 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 24.09.2002 N 69).

    Соответственно, размер налоговых обязательств будет одинаков для обеих сторон независимо от установленной в договоре цены.

    Момент определения налоговой базы

    В соответствии с пп. 1 и 2 п. 1 ст. 167 НК РФ моментом определения базы по НДС является наиболее ранняя из следующих дат:

    - день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав;

    - день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.

    В случае осуществления товарообменных операций дата их совершения определяется в том же порядке, что и при обычной реализации. Одной из особенностей, которую следует иметь в виду при организации и ведении учета операций по товарообменным договорам, является вероятное (и допустимое) несовпадение сроков передачи товаров сторонам. Вообще стандартный товарообменный договор предполагает передачу имущества обеими сторонами в один день. И после взаимного выполнения своих обязательств стороны одновременно получают права собственности на приобретенные ценности.

    Однако на практике сроки поставки товара в рамках товарообменного договора совпадают не всегда (условие о несовпадении сроков поставки может быть напрямую прописано в договоре мены).

    Так, если бартерная сделка происходит в один день, то этот день признается моментом определения налоговой базы у каждой из сторон (п. 1 ст. 167 НК РФ).

    Если товарообмен осуществляется в разные налоговые периоды, то базу по НДС каждая из сторон должна определить несколько раз: как на дату передачи товара, так и на момент его получения. По сути, передача товара в таком случае одной стороной другой стороне является предоплатой. Как указал Пленум ВАС РФ в п. 15 Постановления от 30.05.2014 N 33, платеж в счет будущей отгрузки признается авансовым даже в том случае, если он произведен в безденежной форме.

    Но насколько правомерным является квалификация товарообменной сделки, приходящейся на разные налоговые периоды, в качестве предварительной оплаты в безденежной форме в счет будущей поставки товара (выполнения работ, оказания услуг)?

    Полагаем, в данной ситуации рассуждения о предоплате как таковой являются не совсем корректными. Подтверждением подобного мнения может служить норма ст. 570 ГК РФ, в соответствии с которой право собственности на обмениваемые товары переходит к сторонам, выступающим по договору мены в качестве покупателей, одновременно после исполнения обязательств передать соответствующие товары обеими сторонами. Исключением из этого правила может являться лишь особый порядок перехода права собственности, закрепленный условиями договора.

    Иными словами, право собственности на полученное имущество переходит только в момент, когда компания, получившая его по товарообменному договору, осуществит отгрузку в адрес передающей организации. Следовательно, и начислить НДС к уплате нужно будет в тот момент, когда право собственности на обмениваемые товары перейдет к контрагенту (то есть наступит сам факт реализации).

    А пока реализация не произошла, у налогоплательщика нет оснований для начисления налога в связи с отсутствием объекта налогообложения.

    Но поскольку все же товарообмен представляет собой безденежную форму расчета (исходя даже из самого определения бартерной операции), а высшие судьи платежи в счет будущей отгрузки в безденежной форме признают авансовыми (в силу сложившейся правовой позиции), налогоплательщику следует взять на вооружение данный подход и придерживаться его, чтобы минимизировать возникновение налоговых рисков.

    Налоговые вычеты

    В силу абз. 2 п. 1 ст. 172 НК РФ принятие к учету полученных товаров является условием для налогового вычета. В соответствии с общими правилами налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг).

    Сделка совершается в один день

    При осуществлении товарообменной операции передающая сторона должна выставить счет-фактуру принимающей стороне, как и при обычной реализации, согласно п. 3 ст. 168, п. 3 ст. 169 НК РФ, а также правилам, установленным Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137, - не позднее пяти календарных дней считая со дня отгрузки товара, не забыв при этом зарегистрировать его в книге продаж (абз. 2 п. 17 Правил ведения книги продаж ).

    Приложение 5 к Постановлению N 1137.

    Принимающая сторона вправе принять к вычету сумму НДС в полном объеме после принятия к учету переданных ей передающей стороной товаров.

    Сделка приходится на разные налоговые периоды

    Если бартерная сделка осуществляется не в один день (передача товара приходится на разные налоговые периоды), тогда сумму исчисленного НДС с аванса принимающая сторона обязана предъявить передающей стороне, выставив "авансовый" счет-фактуру не позднее пяти календарных дней с момента получения предоплаты и зарегистрировав его в книге продаж. При заполнении счета-фактуры в строке 5 необходимо поставить прочерк (абз. 2 пп. "з" п. 1 Правил заполнения счета-фактуры ).

    Приложение 1 к Постановлению N 1137.

    В следующем налоговом периоде, когда произойдет отгрузка товара принимающей стороной (сторона А) в адрес передающей (сторона Б), в момент отгрузки товаров необходимо будет определить налоговую базу (п. 14 ст. 167 НК РФ). При этом сумму НДС, ранее уплаченную с аванса, сторона Б может принять к вычету на основании п. 8 ст. 171 НК РФ.

    Как мы видим, уплаченная сумма "авансового" налога может быть принята к вычету в соответствующих налоговых периодах обеими сторонами:

    - стороной А: при передаче товара стороне Б (п. 12 ст. 171 НК РФ);

    - стороной Б: при отгрузке товара стороне А (п. 8 ст. 171 НК РФ).

    Соответственно, обе стороны начислят и примут к вычету одну и ту же сумму НДС: сторона А, передавшая товар первой, начислит НДС с реализации и примет к вычету налог с предоплаты, а сторона Б начислит налог с полученной предоплаты и примет к вычету НДС при приобретении товара.

    К слову, контролирующие органы долгое время отказывали в вычете стороне, сделавшей предоплату в безденежной форме. Основанием для чиновников служили положения п. 12 ст. 171 НК РФ, согласно которому вычетам у налогоплательщика, перечислившего суммы оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров, подлежат суммы НДС, предъявленные продавцом этих товаров. В соответствии с п. 9 ст. 172 НК РФ данный вычет производится по счетам-фактурам, выставленным продавцами покупателям, документам, подтверждающим фактическое перечисление сумм оплаты (частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров), при наличии договора, предусматривающего перечисление названных сумм.

    Поэтому, как указывал Минфин, при осуществлении предварительной оплаты в безденежной форме вычет НДС производиться не должен, поскольку в данных случаях у стороны, осуществившей предоплату, отсутствует платежное поручение (п. 2 Письма от 06.03.2009 N 03-07-15/39).

    Полагаем, к подобного рода выводам компетентные органы приходили, принимая во внимание также и пп. "д" п. 19 Правил ведения книги покупок , устанавливающий запрет на регистрацию в книге покупок счетов-фактур, полученных на сумму предоплаты при безденежных формах расчетов.

    Приложение 4 к Постановлению N 1137.

    Между тем Конституционный Суд еще в 2001 г. указал, что исчисление подлежащей взносу в бюджет суммы налога не зависит от формы расчетов между продавцом и покупателем, поскольку оно основано на общем правиле определения добавленной стоимости как разницы между стоимостью реализованных товаров (работ, услуг) и стоимостью материальных затрат на их производство и реализацию, не обусловленном какими-либо особенностями отношений между хозяйствующими субъектами (Постановление от 20.02.2001 N 3-П). Немногочисленная судебная практика, касающаяся права на применение вычета НДС с неденежного аванса, представлена решениями также в пользу налогоплательщика (Постановления ФАС СЗО от 19.01.2012 по делу N А05-5313/2011, ФАС УО от 14.09.2011 N Ф09-5136/11 по делу N А07-23024/2010, ФАС ПО от 03.10.2011 по делу N А12-22832/2010).

    Полагаем, точку в рассматриваемых спорах поставил Пленум ВАС РФ, который в п. 23 Постановления N 33 указал, что принять к вычету НДС можно и по неденежному авансу. По мнению высших судей, в гл. 21 НК РФ не говорится о том, что право на вычет НДС с аванса возникает исключительно при уплате цены приобретаемых товаров (работ, услуг) в денежной форме. Соответственно, налогоплательщик не может быть лишен права на вычет налога в случаях, когда предварительная оплата товаров производится им в натуральной форме.

    Конечно, не следует забывать и о том, что в целях формирования единой правоприменительной практики в случае, когда письменные разъяснения Минфина (рекомендации, разъяснения ФНС) по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах не согласуются с решениями, постановлениями, информационными письмами ВАС и ВС РФ, налоговые органы начиная со дня размещения в полном объеме актов и писем судов на их официальных сайтах в сети Интернет либо со дня их официального опубликования в установленном порядке при реализации своих полномочий руководствуются названными актами и письмами судов. Как указывают в этой связи чиновники Минфина России (Письма от 04.06.2015 N 03-04-05/32513, от 07.11.2013 N 03-01-13/01/47571) и ФНС России (Письма от 12.05.2014 N ГД-4-3/8911@ и от 29.01.2014 N ГД-4-3/1430@), постановления Пленума и Президиума ВАС для налоговых органов являются сложившейся судебной практикой, которой им следует руководствоваться.

    С учетом изложенного позиция Пленума ВАС считается ключевой при рассмотрении данного вопроса, а такой подход в отношении права применения вычета НДС в случае предоплаты в безденежной форме - приоритетным.

    Пример 1. Компания А заключила товарообменный договор с Компанией Б. Товар, подлежащий взаимной передаче по договору, признан равноценным, стоимость его составляет 236 000 руб. (с учетом НДС).

    Обмен товарами произведен в один день. Реализация товара облагается по ставке 18%.

    В примере использованы следующие наименования субсчетов по балансовому счету 90 "Продажи":

    - 90-2 "Себестоимость товара";

    В бухгалтерском учете компаний будут сделаны следующие записи:

    Демишева Татьяна Алексеевна

    Бухгалтерский учет экспортных операций и налогообложение таких операций имеет множество особенностей и нюансов. В нашей статье мы рассмотрим общие положения действующего законодательства, регламентирующие операции по экспорту товаров и постараемся разъяснить порядок применения нулевой ставки НДС.

    Вывоз за границу товаров для реализации их за пределами РФ, без обязательств об обратном ввозе, называется экспортом товаров.

    Экспорт фиксируется таможенными органами в момент пересечения товаров таможенной границы РФ и оформляется документами, в соответствии с действующим законодательством.

    Основным нормативным документом, определяющим требования к организациям, осуществляющим валютные операции, и устанавливающим принципы валютного регулирования и контроля является Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».

    Закон № 173-ФЗ определяет:

    • права и обязанности лиц, участвующих во внешнеэкономических операциях,
    • органы валютного регулирования и органы валютного контроля,
    • права и обязанности органов и агентов валютного контроля.

    Вебинары для бухгалтеров в Контур.Школе: изменения законодательства, особенности бухгалтерского и налогового учета, отчетность, зарплата и кадры, кассовые операции.

    Внешнеторговые сделки регулируются, кроме вышеуказанного закона, Федеральным законом от 08.12.2003 N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности».

    Товары помещаются под таможенную процедуру экспорта при соблюдении следующих условий:

    • уплата вывозных таможенных пошлин, если не установлены льготы;
    • соблюдение запретов и ограничений;
    • представление сертификата о происхождении товара в отношении товаров, включенных в сводный перечень.

    Таможенное оформление экспортируемых товаров

    Товары, помещенные под таможенную процедуру экспорта, подлежат таможенному декларированию.

    Таможенное оформление экспортируемых товаров может осуществляться:

    • декларантом, т.е. экспортером,
    • таможенным представителем,
    • иным заинтересованным лицом.

    Подача таможенной декларации сопровождается представлением таможенному органу документов, на основании которых она заполнена.

    Документы могут представляться либо в оригиналах, либо в копиях. Предоставление документов в копиях дает право таможенному органу проверить соответствие копий представленных документов их оригиналам.

    Налогообложение экспортных операций

    Рассматривая экспортные операции, мы будем говорить только о вывозе товаров за пределы или территории России, или территории Таможенного союза.

    Объектом налогообложения по НДС являются операции реализации товаров, работ, услуг на территории России. Поэтому прежде чем говорить о налогообложении НДС необходимо определить место реализации по внешнеэкономическим сделкам (контрактам).

    Согласно ст. 147 НК РФ местом реализации товаров признается место нахождения товаров в момент их отгрузки покупателю.

    Хотите узнать больше? Приходите на дистанционный онлайн-курс по НДС.

    Пример

    Российская организация заключила контракт с украинской организацией, согласно которому она является продавцом товара, ранее приобретенного у итальянской компании, и отгружаемого со склада, находящегося в Италии.

    Во-первых, такая операция не является экспортной операцией.

    Во-вторых, местом реализации, согласно ст. 147 НК РФ будет являться территория Италии, следовательно, выручка для целей налогообложения НДС не облагается.

    Однако, эта выручка попадает под налогообложение налогом на прибыль, поэтому порядок ее определения и пересчета в рубли для целей налогообложения будет зависеть от даты признания дохода, согласно статьям 271 и 39 НК РФ. Если российская организация несет расходы, связанные с осуществлением этой сделки, в России и ей поставщики предъявляют суммы НДС при приобретении расходов, то такие суммы НДС к вычету не принимаются, а, согласно ст. 170 НК РФ, увеличивают стоимость расходов, признаваемых в уменьшение налогооблагаемой базы по прибыли.

    В бухгалтерском учете такая операция реализации товаров должна отражаться транзитом.

    Желательно такое принятие к учету товаров оформить распорядительным документом по организации, в котором определить перечень товаров, учитываемых транзитом (п. 51 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов).

    Можно в учетной политике указать, что товары, приобретаемые за границей и реализуемые без ввоза на территорию России, отражаются по счету 41 «Товары», субсчету «товары за границей» транзитом на основании документов, подтверждающих приобретение товаров.

    Такими документами могут быть документы на оплату иностранной организации — поставщику, инвойсы, перевозочные документы и др.

    В бухгалтерском и налоговом учете их стоимость в валюте и в рублях отражается согласно учетной политике по дате признания расхода на приобретение товара. Например, в учетной политике установили дату признания расхода на приобретение товара, как дату перехода права собственности на товар. Если в контракте с иностранным поставщиком иное не оговорено, то по общему правилу право собственности переходит в момент передачи товара первому транспортировщику. Дата на перевозочном документе, переданном поставщиком в организацию, покажет дату пересчета в рубли. Курс ЦБ РФ на эту дату определит рублевый эквивалент стоимости товаров.

    Выручка от реализации такой поставки будет определена на дату реализации, т.е. переход права собственности на товар к покупателю согласно п.3 ст. 271 НК РФ, на эту же дату необходимо произвести пересчет выручки в рубли, согласно п. 8 ст. 271 НК РФ.

    Если товар в момент отгрузки покупателю находился на территории России, то выручка от реализации товара облагается НДС. Отсюда вывод: экспорт товаров облагается НДС, но согласно ст. 164 НК РФ по нулевой ставке, следовательно, НДС, предъявленный поставщиками товаров, принимается к вычету. Порядок применения вычета НДС по экспортным товарам устанавливается нормами статей 165 и 167 НК РФ.

    Экспорт и НДС

    Условиями контракта может предусматриваться авансирование экспортной поставки покупателем.

    Получение аванса на транзитный валютный счет требует от организации представить в уполномоченный банк, в котором открыт валютный счет:

    • справку о валютных операциях;
    • документы, связанные с проведением валютных операций, указанных в справке о валютных операциях.

    Обратите внимание: справка и документы должны быть представлены не позднее 15 рабочих дней после даты зачисления аванса, указанной в уведомлении уполномоченного банка о ее зачислении на транзитный валютный счет;

    • если сумма обязательств по контракту превышает в эквиваленте 50 тыс. долларов США, то организация обязана, кроме справки, оформить паспорт сделки.

    Обратите внимание: организация может в договоре с уполномоченным банком предусмотреть условие, что банк самостоятельно оформляет справку о валютных операциях и паспорт сделки на основании документов, представленных организацией по соответствующей валютной операции.

    Полученный аванс не включается в налоговую базу по НДС согласно п.1 ст. 154 НК РФ и не учитывается для целей налогообложения прибыли, но для целей бухгалтерского и налогового учета на дату получения аванса в валюте производится пересчет в рубли.

    В дальнейшем выручка от реализации товаров будет признаваться в бухгалтерском учете на основании п. 9 ПБУ 3/2006 в рублях по курсу, действовавшему на дату пересчета в рубли полученного аванса. В налоговом учете в налоговую базу по прибыли выручка на основании п. 8 ст. 271 НК РФ будет признаваться в этой же сумме. Но в налоговую базу по НДС выручка должна пересчитываться на дату отгрузки согласно п.3 ст. 153 НК РФ, т.е. сумма выручки будет признаваться в разных размерах для целей бухгалтерского и налогового учета и для НДС.

    Выручка от реализации товаров, вывезенных с территории России без обязательства обратного ввоза, облагается по нулевой ставке.

    Обратите внимание: подтвердить нулевую ставку необходимо документами, перечисленными в статье 165 НК РФ. Перечень подтверждающих документов зависит от вида реализованных товаров, от договорных отношений, т.е. реализация напрямую или через посредника.

    Перечень документов, подтверждающих применение ставки 0%, является исчерпывающим. Поэтому требования налоговиков о представлении иных документов, не указанных в Налоговом кодексе РФ, являются неправомерными, а решение об отказе в возмещении НДС — незаконным. При рассмотрении таких споров арбитражные суды, как правило, встают на сторону налогоплательщика (Постановления ФАС Московского округа от 03.08.2009 N КА-А40/7259-09, ФАС Поволжского округа от 26.06.2009 N А12-3559/2008).

    На сбор документов компании отводится 180 дней:

    • Если компания успела собрать документы в срок, то НДС по ставке 0% начисляется последним днем квартала, в котором был собран полный пакет документов (п.9 ст.167 НК РФ).
    • Если собрать в срок 180 дней полный пакет подтверждающих документов компании не удалось, то начисляется НДС по ставкам 10% или 18% (на соответствующие товары) на дату отгрузки товаров иностранной организации. Если впоследствии организация соберет полный комплект документов, то она имеет право на возмещение уплаченного НДС после проведения камеральной проверки.

    Вебинары для бухгалтеров в Контур.Школе: изменения законодательства, особенности бухгалтерского и налогового учета, отчетность, зарплата и кадры, кассовые операции.

    Читайте также: