Виды международных налоговых отношений

Опубликовано: 20.04.2024

date image
2015-02-27 views image
680

facebook icon
vkontakte icon
twitter icon
odnoklasniki icon



На экономическую эффективность международной деятельности существенно влияет налогообложение. В национальной системе налогообложения любого государства имеется определенный набор правил налогообложения налогоплательщиков: резидентов, частично осуществляющих деятельность за рубежом как в форме инвестиций, так и непосредственно через открываемые отделения (или филиалы), и нерезидентов – иностранных предпринимателей, ведущих деятельность на территории этого государства путем создания совместных предприятий, дочерних фирм, покупки предприятий у резидентов и т.п. Анализ показывает, что, хотя механизмы функционирования национальных налоговых систем различаются, в сфере налогообложения доходов и капиталов между ними существует определенная унификация. Она может являться либо результатом действия взаимных договоров, заключаемых между странами по вопросам налогообложения доходов и капиталов, либо результатом введения соответствующих правил непосредственно во внутреннее налоговое законодательство страны с учетом международной практики.

Международные налоговые отношения – этоотношения между странами по поводу взаимного регулирования пределов налоговой юрисдикции (сферы применения налогового законодательства) и другим вопросам налогообложения.

Такое регулирование необходимо преимущественно в отношении подоходных налогов, рассчитываемых на основе общей суммы доходов налогоплательщиков, включающей и доходы, полученные из-за рубежа (на основе принципа резидентства), что неизбежно вызывает вторжение в налоговую юрисдикцию другого государства. К основным сферам международных налоговых отношений относятся:

— применение таможенных пошлин и других налогов и сборов, взимаемых при пересечении товарами таможенных границ;

— налогообложение доходов, полученных резидентами из-за рубежа;

— налогообложение доходов нерезидентов, полученных из источников, расположенных на территории страны;

— налогообложение имущества, расположенного за пределами территории страны, и доходов от реализации такого имущества;

— налогообложение наследств и дарений, получаемых из-за рубежа;

— налогообложение международных перевозок, услуг по экспедированию и хранению товаров;

— налогообложение услуг в сфере международных экономических отношений, не относящихся к внешней торговле (банковских, страховых, инвестиционных и т.д.);

— установление иммунитетов и привилегий для дипломатических представительств, консульских учреждений, международных организаций, а также их сотрудников в отношении таможенных пошлин, налогов на доходы и имущество, а также в отношении отдельных видов внутренних налогов на потребление и различного рода сборов;

— сотрудничество налоговых властей по вопросам применения норм международных договоров и применения мер против избежания налогов (международные соглашения о сотрудничестве и взаимной помощи по вопросам соблюдения налогового законодательства).

Заключение, прекращение и приостановление действия международных договоров РФ находятся в ведении РФ.

Понятие международных договоров по налогообложению

Взаимоотношения в области налогов в рамках государства регулируются нормами национального налогового права, но в некоторых ситуациях нормами международного права. Международные договора считаются основной формой, которые общепризнанные системой законодательства.

Принципы и нормы международного договора по налогообложению

Нормы могут содержаться в налоговых договорах, конвенциях, а также в договорах, которые напрямую налогов не касаются.

Нормы подразделяются на:

  • материально-правовые;
  • процессуальные;
  • коллизионные.

Коллизионные нормы назначают, какие материально-правовые нормы какой страны регулируют налоговые отношения. Коллизионные и материально-правовые нормы содержатся в международных договорах и в налоговом законодательстве.

Именно с помощью материально-правовых норм определяются элементы налоговых отношений. Это объясняет власть государства над своей территорией.

Материально-правовые нормы назначают правила по налогообложению. Материально-правовые нормы определяют права и субъекты налоговых отношений.

Материально-правовые нормы чаще всего используются для корректировки норм, к которым отсылают коллизионные.

Нужно помнить, что коллизионные нормы как таковые не регулируют отношения, а направляет в русло правовой системы. Коллизионные нормы с одной стороны показывают многообразие правопорядков разных стран, а с другой их взаимодействие.

Материально-правовые нормы устанавливают налоговые объекты, ставки, льготы по некоторым налогам, а также требования к ним.

Процессуальные нормы регулируют порядок материально-правовых норм. Процессуальные нормы регламентируют налоговый контроль и регулируют начисление налогов. Процессуальные нормы содержатся в Налоговом кодексе Российской Федерации.

В области экономических отношений с другими странами УНИДРУА – Международный институт унификации частного права в Риме, разработал документ, который называется «Принципы международных коммерческих договоров».

УНИДРУА о международная организация, которая занимается подготовкой документов частного права. В состав УНИДРУА входят больше 40 государств, в том числе Россия.

УНИДРУА подготавливает проекты международных договоров, типовых законов, сравнивает нормы частного права и др.

Принципы УНИДРУА могут быть как простые нормы, если страны применяют их добросовестно. Некоторые принципы УНИДРУА используются только случае ссылки на них. Эти принципы могут использоваться странами в качестве указания их в тексте международного договора.

Порядок заключения, выполнения и прекращения международных договоров по налогообложению

Порядок заключения, исполнения и прекращения договоров в России регламентируется Конституцией РФ, ФЗ «О международных договорах РФ» и другие общепризнанные нормы международного права.

Документы о заключении международных договоров попадают на рассмотрение к Президенту и Правительству России.

Срок рассмотрения составляет 1 месяц, по истечении его дается ответ.

Перед тем как предоставить проект о заключении международного договора Президенту оно согласовывается с органами исполнительной власти. Предложение должно состоять из проекта договора, определения его соответствия законопроекту, оценки вероятных экономических результатов.

После принятия решения о заключении договора назначаются лица, которые будут представлять Россию для ведения переговоров. Эти лица имеют определенные полномочия. Если полномочия не даются, то переговоры ведет Президент России.

В соответствии со сроками, указанными в договоре он вступает в силу. Опубликованию подлежат официальные оповещения МИД о введении в силу контракта. Официально принятые договоры публикуют в Собрании законодательства России.

Международные договоры должны добросовестно выполняться в соответствии с нормами права. Правительство и Президент РФ обеспечивают надлежащие выполнение договоров. Исполнительная власть обеспечивает полноценное исполнение обязательств со стороны Российской Федерации.

Если договорные условия нарушаются, то МИД России предоставляет Президенту России проект о урегулировании условия договора.

Прекращение действия договора происходит на основании условия самого договора. Принять решение о прекращении также может Президент России, если на то есть необходимость.

Госдума РФ принимает предложение на рассмотрении выдвигает решение о приостановлении или прекращении действия договора. Затем принятое решение рассматривается в Совете Федерации, после этого оно попадает к Президенту. Он его рассматривает и в случае подписания оно вступает в силу.

Виды и наименования международных договоров по налогообложению

Международные договоры по налогообложению могут именоваться в виде как соглашений, пактов, конвенции, декларации и др.

Существуют многосторонние и двусторонние международные договоры. Двусторонние заключаются между двумя государствами, а многосторонние могут заключаться с 3 и более странами.

Виды международных договоров можно разделить на 4 группы:

1. Соглашений общего характера. Определяют общие подходы к налогообложению стран.

2. Налоговых соглашений. Делятся на многосторонние и двусторонние, которые имеют в свою очередь три подразделения: конвенции – договора рекомендательного характера, по вопросам прямых и косвенных налогов; ограниченные соглашения – распространяются на один вид налога; соглашения об оказании помощи по налогообложению.

3. Соглашений по налоговым вопросам, например, предоставление льгот.

4. Специфических соглашений. По вопросам конкретной международной организации.

Типы международных налоговых соглашений

Международные соглашения подразделяются на типы:

  • Соглашения о взаимодействии в налогообложении, о предоставлении некоторых льгот по налогам.
  • Соглашение об избежании двойного налогообложения.
  • Соглашения в области косвенных налогов, например, о принципах взыскания косвенных налогов.

Направления международных соглашений об избежании двойного налогообложения

Международное двойное налогообложение – это взимание налогов сразу в двух странах с одного налогоплательщика за один объект и один период времени. Такое налогообложение называют еще излишним. Налоговые платежи, объекты и сроки уплаты оказываются идентичными.

Международные конвенции об избежании двойного налогообложения отличают прибыль от бизнеса, особые виды доходов, когда нужно установление особых налоговых режимов. Особые режимы применяются при отдельных видах деятельности. К данным видам относят:

  • перевозки пассажиров и грузов международного масштаба;
  • кредитные международные связи;
  • инвестиционная деятельность;
  • материализация авторских прав;
  • предпринимательская деятельность, осуществляемая заграницей.

Для перевозок такой режим вводится не только для регулировки цен, но и потому, что налоговым службам достаточно сложно определить доход данного перевозчика на территории другой страны.

Для инвестиционной деятельности также существуют особые условия существуют для стимулирования международной активности в данной сфере.

Если бы к данным видам применялись общие режимы, то это могло бы привести к увеличению себестоимости услуг, а также привело бы к дискриминации иностранных инвесторов, кредиторов, а также было бы сложно определить налоговые обязательства.

О финансах и не только…

Международные налоговые отношения — сфера международных экономических отношений, субъектами в которых выступают государства и налогоплательщики.

В условиях глобализации мировой экономики существование национальных границ государств начинает иметь все меньшее значение для ведения коммерческой деятельности. Необходимость открытия новых рынков сбыта, стремление к получению дополнительных прибылей, доступа к ресурсам, технологиям или производственным мощностям приводит к тому, что предпринимательская деятельность перерастает границы одного государства и выходит на международную арену.

На экономическую эффективность международной деятельности существенно влияет налогообложение. В национальной системе налогообложения любого государства имеется определенный набор правил налогообложения налогоплательщиков: резидентов, частично осуществляющих деятельность за рубежом как в форме инвестиций, так и непосредственно через открываемые отделения (или филиалы), и нерезидентов – иностранных предпринимателей, ведущих деятельность на территории этого государства путем создания совместных предприятий, дочерних фирм, покупки предприятий у резидентов и т.п.

Анализ показывает, что, хотя механизмы функционирования национальных налоговых систем различаются, в сфере налогообложения доходов и капиталов между ними существует определенная унификация. Она может являться либо результатом действия взаимных договоров, заключаемых между странами по вопросам налогообложения доходов и капиталов, либо результатом введения соответствующих правил непосредственно во внутреннее налоговое законодательство страны с учетом международной практики.

Заключение большого количества налоговых договоров между странами во всем мире привело к выработке нескольких международно признанных стандартов, которым стремятся следовать страны при подписании соглашений об избежании двойного налогообложения. Возникновение стандартов объясняется главным образом удобством применения таких налоговых договоров, а также тенденцией к унификации подходов различных стран в налогообложении нерезидентов.

В мировой практике существует три стандарта договора об избежании двойного налогообложения (double taxation treaties):

  1. договор, разработанный ООН, обычно заключаемый между развитой и развивающейся страной;
  2. так называемый «многосторонний договор», предназначенный для подписания несколькими странами;
  3. договор, разработанный Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) для двух развитых стран.

Следует также выделить группу договоров, заключаемых США с другими странами и в значительной мере привязанных к американской модели налогообложения доходов и капиталов.

Анализ основных правил налогообложения резидентов и нерезидентов в развитых государствах позволяет выделить основные международные принципы налогообложения доходов и капиталов. К ним относится принцип определения налоговой юрисдикции – по гражданству или по территориальности. Поскольку данный принцип по-разному действует в отношении различных типов доходов, выявляется принцип деления доходов на активные и пассивные. Межстрановые различия в подходах к распространению налоговой юрисдикции на активные и пассивные доходы приводят к двойному налогообложению доходов и капиталов, причем в международной практике налогообложения речь идет прежде всего о юридическом двойном налогообложении.

В качестве следующего принципа выделяют устранение двойного налогообложения как характеристики, присущей совокупности налоговых систем, взаимодействующих через соглашения об избежании двойного налогообложения, а также каждой налоговой системе в отдельности. Если проблема двойного налогообложения решается самим налогоплательщиком с учетом международного законодательства, возникает возможность налогового планирования, результатом которого может являться общее снижение налогового бремени. Под международным налоговым планированием понимается деятельность налогоплательщика, направленная на повышение налоговой эффективности внешнеэкономической деятельности, в особенности при осуществлении иностранных инвестиций, цель которой — избежание двойного налогообложения, общее снижение налогового бремени и максимально возможное отложение момента уплаты налога во времени.

Основополагающий принцип налогообложения в международной практике: принцип распространения налоговой юрисдикции на налогоплательщиков – резидентов и нерезидентов. Государства распространяют свою налоговую юрисдикцию либо на основе принципа гражданства (резидентства), либо на основе принципа территориальности. В соответствии с принципом гражданства налогом могут быть обложены доходы граждан данной страны или компаний, инкорпорированных (т.е. созданных и зарегистрированных в ней) лишь на основе их юридической связи с этой страной.

Международные налоговые отношения — отношения между странами по поводу взаимного регулирования пределов налоговой юрисдикции (сферы применения налогового законодательства) и другим вопросам налогообложения. Такое регулирование необходимо преимущественно в отношении подоходных налогов, рассчитываемых на основе общей суммы доходов налогоплательщиков, включающей и доходы, полученные из-за рубежа (на основе принципа резидентства), что неизбежно вызывает вторжение в налоговую юрисдикцию другого государства.

К основным сферам международных налоговых отношений относятся:

  • применение таможенных пошлин и других налогов и сборов, взимаемых при пересечении товарами таможенных границ;
  • налогообложение доходов, полученных резидентами из-за рубежа;
  • налогообложение доходов нерезидентов, полученных из источников, расположенных на территории страны;
  • налогообложение имущества, расположенного за пределами территории страны, и доходов от реализации такого имущества;
  • налогообложение наследств и дарений, получаемых из-за рубежа;
  • налогообложение международных перевозок, услуг по экспедированию и хранению товаров;
  • налогообложение услуг в сфере международных экономических отношений, не относящихся к внешней торговле (банковских, страховых, инвестиционных и т.д.);
  • установление иммунитетов и привилегий для дипломатических представительств, консульских учреждений, международных организаций, а также их сотрудников в отношении таможенных пошлин, налогов на доходы и имущество, а также в отношении отдельных видов внутренних налогов на потребление и различного рода сборов;
  • сотрудничество налоговых властей по вопросам применения норм международных договоров и применения мер против избежания налогов (международные соглашения о сотрудничестве и взаимной помощи по вопросам соблюдения налогового законодательства).

Регулирование международных налоговых отношений может проводиться странами в одностороннем порядке или на основе двусторонних и многосторонних международных налоговых соглашений. Одностороннее регулирование осуществляется путем издания законодательных актов, определяющих особенности условий налогообложения как для иностранных юридических лиц и иностранных физических лиц на территории данной страны, так и для ее юридических лиц и физических лиц, получающих доходы или осуществляющих деятельность за рубежом. Односторонними мерами по устранению международного двойного налогообложения для национальных граждан и компаний являются различного рода налоговые скидки на сумму уплаченных за рубежом налогов (иностранный налоговый кредит). Эти меры используются странами — экспортерами капитала для облегчения экспорта товаров, услуг и капитала. Наиболее широкое распространение получили двусторонние соглашения об избежании двойного налогообложения на доходы и имущество. Страны-члены Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) практически полностью охвачены сетью таких двусторонних соглашений (некоторые из них заключили между собой дополнительные соглашения об оказании административной и правовой помощи в налоговых вопросах). Страны-участницы Европейского Союза в договорном порядке регулируют обложение и другими видами налогов (например, директивы Совета ЕЭС о единых принципах построения системы НДС). Проблемы международных налоговых отношений находятся в центре внимания таких международных организаций, как ООН (Модельная конвенция ООН), ОЭСР (Модельная конвенция ОЭСР), ГАТТ и Всемирная торговая организация (взимание таможенных пошлин и сборов, ограничения по применению мер нетарифного регулирования), Европейский Союз (отмена таможенных пошлин в торговле между странами ЕЭС, создание общего рынка, унификация систем обложения НДС и других налогов и сборов). Специализированной международной неправительственной организацией, занимающейся проблемами международных налоговых отношений, является международная налоговая ассоциация.

К традиционным проблемам международных налоговых отношений относятся:

  • практические проблемы применения односторонних, двусторонних и многосторонних соглашений об избежании двойного налогообложения;
  • унификация правил исчисления налогооблагаемой прибыли юридических лиц и налогооблагаемых доходов физических лиц, получаемых за пределами страны постоянного пребывания;
  • влияние изменений валютного курса на налогооблагаемый доход (проблема налогообложения курсовых разниц);
  • влияние инфляции на налогообложение и применение методов индексации налогов;
  • устранение налоговых препятствий международному движению капитала и создание условий для международной экономической интеграции;
  • применение налоговых льгот с целью привлечения иностранного капитала;
  • зачет убытков, понесенных в одной стране, для целей налогообложения прибыли в другой стране;
  • избежание дискриминации в национальном и международном налогообложении;
  • унификация внутренних налогов на потребление;
  • трансфертное ценообразование и применение мер против избежания налогов, как при наличии, так и при отсутствии информации о сравнимых рыночных ценах;
  • трактовка постоянного представительства для целей налогообложения;
  • налогообложение интеллектуальной собственности и доходов от ее использования в международных экономических отношениях (налогообложение импорта и экспорта технологий, ноу-хау, патентов и других неосязаемых активов и технической помощи);
  • международные налоговые проблемы, связанные с взаимным участием в капитале и реорганизацией дочерних иностранных предприятий;
  • налоговые проблемы международного сотрудничества развитых и развивающихся стран (применение режима наиболее благоприятствуемой нации, режимов предоставляемых развивающимся странам-пользователям схемой преференций и наименее развитым странам-пользователям схемой преференций, а также предоставление иностранного налогового кредита лицам, получающим доходы из развивающихся стран);
  • стандартизация мер против избежания налогов, применяемых в отношении дивидендов, процентов и роялти, выплачиваемых взаимозависимым лицам;
  • тонкая капитализация и единообразное применение мер против избежания налогов при выплате процентов;
  • налогообложение недвижимого имущества и доходов от его использования и продажи в международных экономических отношениях;
  • устранение международного двойного налогообложения наследств и дарений при различиях методологии налогообложения в стране постоянного проживания донора и стране постоянного проживания реципиента;
  • избежание двойного налогообложения доходов от капитала в международных экономических отношениях при использовании в стране-источнике дохода и стране-регистрации компании (стране постоянного места жительства физического лица) различных методов налогообложения;
  • разграничение понятий «избежание налога» и «уклонение от налогов для целей применения норм национальных налоговых законодательств, международных соглашений об избежании двойного налогообложения, международных соглашений о сотрудничестве и взаимной помощи по вопросам соблюдения налогового законодательства.

К числу новейших проблем международного двойного налогообложения относятся:

  • применение мер против избежания налогов в отношении налогоплательщиков, использующих схемы с участием компаний и международных трастов, учрежденных в офшорных зонах и странах (территориях) с льготными режимами налогообложения;
  • налогообложение компьютерного программного обеспечения и доходов от его реализации (продажи и сдачи в аренду);
  • проблема защиты конфиденциальности информации, передаваемой в рамках международного сотрудничества налоговых властей разных стран;
  • налогообложение доходов от операций с производными финансовыми инструментами;
  • налогообложение инвестиционных фондов и доходов от вложений в такие фонды;
  • налогообложение доходов, полученных от электронной торговли (e-business).

МЕЖДУНАРОДНЫЕ НАЛОГОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ

отношения между странами по поводу взаимного регулирования пределов налоговой юрисдикции (сферы применения налогового законодательства) и другим вопросам налогообложения. Такое регулирование необходимо преимущественно в отношении подоходных налогов, рассчитываемых на основе общей суммы доходов налогоплательщиков, включающей и доходы, полученные из-за рубежа (на основе принципа резидентства), что неизбежно вызывает вторжение в налоговую юрисдикцию другого государства. К основным сферам международных налоговых отношений относятся:

— применение таможенных пошлин и других налогов и сборов, взимаемых при пересечении товарами таможенных границ;

— налогообложение доходов, полученных резидентами из-за рубежа;

— налогообложение доходов нерезидентов, полученных из источников, расположенных на территории страны;

— налогообложение имущества, расположенного за пределами территории страны, и доходов от реализации такого имущества;

— налогообложение наследств и дарений, получаемых из-за рубежа;

— налогообложение международных перевозок, услуг по экспедированию и хранению товаров;

— налогообложение услуг в сфере международных экономических отношений, не относящихся к внешней торговле (банковских, страховых, инвестиционных и т.д.);

— установление иммунитетов и привилегий для дипломатических представительств, консульских учреждений, международных организаций, а также их сотрудников в отношении таможенных пошлин, налогов на доходы и имущество, а также в отношении отдельных видов внутренних налогов на потребление и различного рода сборов;

— сотрудничество налоговых властей по вопросам применения норм международных договоров и применения мер против избежания налогов (международные соглашения о сотрудничестве и взаимной помощи по вопросам соблюдения налогового законодательства). Регулирование международных налоговых отношений может проводиться странами в одностороннем порядке или на основе двусторонних и многосторонних международных налоговых соглашений. Одностороннее регулирование осуществляется путем издания законодательных актов, определяющих особенности условий налогообложения как для иностранных юридических лиц и иностранных физических лиц на территории данной страны, так и для ее юридических лиц и физических лиц, получающих доходы или осуществляющих деятельность за рубежом. Односторонними мерами по устранению международного двойного налогообложения для национальных граждан и компаний являются различного рода налоговые скидки на сумму уплаченных за рубежом налогов (иностранный налоговый кредит). Эти меры используются странами — экспортерами капитала для облегчения экспорта товаров, услуг и капитала. Наиболее широкое распространение получили двусторонние соглашения об избежании двойного налогообложения на доходы и имущество. Страны — члены Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) практически полностью охвачены сетью таких двусторонних соглашений (некоторые из них заключили между собой дополнительные соглашения об оказании административной и правовой помощи в налоговых вопросах). Страны — участницы Европейского Союза в договорном порядке регулируют обложение и другими видами налогов (например, директивы Совета ЕЭС о единых принципах построения системы НДС). Проблемы международных налоговых отношений находятся в центре внимания таких международных организаций, как ООН (Модельная конвенция ООН), ОЭСР (Модельная конвенция ОЭСР), ГАТТ и Всемирная торговая организация (взимание таможенных пошлин и сборов, ограничения по применению мер нетарифного регулирования), Европейский Союз (отмена таможенных пошлин в торговле между странами ЕЭС, создание общего рынка, унификация систем обложения НДС и других налогов и сборов). Специализированной международной неправительственной организацией, занимающейся проблемами международных налоговых отношений, является международная налоговая ассоциация. К традиционным проблемам международных налоговых отношений относятся:

— практические проблемы применения односторонних, двусторонних и многосторонних соглашений об избежании двойного налогообложения;

— унификация правил исчисления налогооблагаемой прибыли юридических лиц и налогооблагаемых доходов физических лиц, получаемых за пределами страны постоянного пребывания;

— влияние изменений валютного курса на налогооблагаемый доход (проблема налогообложения курсовых разниц);

— влияние инфляции на налогообложение и применение методов индексации налогов;

— устранение налоговых препятствий международному движению капитала и создание условий для международной экономической интеграции;

— применение налоговых льгот с целью привлечения иностранного капитала;

— зачет убытков, понесенных в одной стране, для целей налогообложения прибыли в другой стране;

— избежание дискриминации в национальном и международном налогообложении;

— унификация внутренних налогов на потребление;

— трансфертное ценообразование и применение мер против избежания налогов, как при наличии, так и при отсутствии информации о сравнимых рыночных ценах;

— трактовка постоянного представительства для целей налогообложения;

— налогообложение интеллектуальной собственности и доходов от ее использования в международных экономических отношениях (налогообложение импорта и экспорта технологий, ноу-хау, патентов и других не осязаемых активов и технической помощи);

— международные налоговые проблемы, связанные с взаимным участием в капитале и реорганизацией дочерних иностранных предприятий;

— налоговые проблемы международного сотрудничества развитых и развивающихся стран (применение режима наиболее благоприятствуемой нации, режимов предоставляемых развивающимся странам — пользователям схемой преференций и наименее развитым странам — пользователям схемой преференций, а также предоставление иностранного налогового кредита лицам, получающим доходы из развивающихся стран);

— стандартизация мер против избежания налогов, применяемых в отношении дивидендов, процентов и роялти, выплачиваемых взаимозависимым лицам;

— тонкая капитализация и единообразное применение мер против избежания налогов при выплате процентов;

— налогообложение недвижимого имущества и доходов от его использования и продажи в международных экономических отношениях;

— устранение международного двойного налогообложения наследств и дарений при различиях методологии налогообложения в стране постоянного проживания донора и стране постоянного проживания реципиента;

— избежание двойного налогообложения доходов от капитала в международных экономических отношениях при использовании в стране — источнике дохода и стране — регистрации компании (стране постоянного места жительства физического лица) различных методов налогообложения;

— разграничение понятий «избежание налога» и «уклонение от налоговдля целей применения норм национальных налоговых законодательств, международных соглашений об избежании двойного налогообложения, международных соглашений о сотрудничестве и взаимной помощи по вопросам соблюдения налогового законодательства. К числу новейших проблем международного двойного налогообложения относятся:

— применение мер против избежания налогов в отношении налогоплательщиков, использующих схемы с участием компаний и международных трастов, учрежденных в офшорных зонах и странах (территориях) с льготными режимами налогообложения;

— налогообложение компьютерного программного обеспечения и доходов от его реализации (продажи и сдачи в аренду);

— проблема защиты конфиденциальности информации, передаваемой в рамках международного сотрудничества налоговых властей разных стран;

— налогообложение доходов от операций с производными финансовыми инструментами;

— налогообложение инвестиционных фондов и доходов от вложений в такие фонды;

— налогообложение доходов, полученных от электронной торговли (e-business).

МЕЖДУНАРОДНЫЕ НАЛОГОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ

сфера международных экономических отношений, субъектами в которых выступают государства и налогоплательщики. В условиях глобализации мировой экономики существование национальных границ государств начинает иметь все меньшее значение для ведения коммерч. деятельности. Необходимость открытия новых рынков сбыта, стремление к получению дополнит. прибылей, доступа к ресурсам, технологиям или производственным мощностям приводит к тому, что предпринимат. деятельность перерастает границы одного гос-ва и выходит на международную арену. На экономическую эффективность международной деятельности существенно влияет налогообложение. В национальной системе налогообложения любого государства имеется определ. набор правил налогообложения налогоплательщиков: резидентов, частично осуществляющих деятельность за рубежом как в форме инвестиций, так и непосредственно через открываемые отделения (или филиалы), и нерезидентов – иностранных предпринимателей, ведущих деятельность на территории этого государства путем создания совместных предприятий, дочерних фирм, покупки предприятий у резидентов и т.п. Анализ показывает, что, хотя механизмы функционирования национальных налоговых систем различаются, в сфере налогообложения доходов и капиталов между ними существует определенная унификация. Она может являться либо результатом действия взаимных договоров, заключаемых между странами по вопросам налогообложения доходов и капиталов, либо результатом введения соответств. правил непосредственно во внутреннее налоговое законодательство страны с учетом международной практики. Заключение большого количества налоговых договоров между странами во всем мире привело к выработке нескольких международно признанных стандартов, к-рым стремятся следовать страны при подписании соглашений об избежании двойного налогообложения. Возникновение стандартов объясняется гл. обр. удобством применения таких налоговых договоров, а также тенденцией к унификации подходов разл. стран в налогообложении нерезидентов. В мировой практике существует три стандарта договора об избежании двойного налогообложения (англ. double taxation treaties): договор, разработанный ООН, обычно заключаемый между развитой и развивающейся страной; т.н. «многосторонний договор», предназначенный для подписания несколькими странами; договор, разработанный Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) для двух развитых стран. Следует также выделить группу договоров, заключаемых США с др. странами и в значительной мере привязанных к американской модели налогообложения доходов и капиталов. Так как большинство договоров, заключенных и заключаемых Россией, следуют модели договора, разработанной ОЭСР, осн. внимание будет уделено этому стандарту. Анализ осн. правил налогообложения резидентов и нерезидентов в развитых государствах и в России позволяет выделить осн. междунар. принципы налогообложения доходов и капиталов. К ним относится принцип определения налоговой юрисдикции – по гражданству или по территориальности. Поскольку данный принцип по-разному действует в отношении разл. типов доходов, выявляется принцип деления доходов на активные и пассивные. Межстрановые различия в подходах к распространению налоговой юрисдикции на активные и пассивные доходы приводят к двойному налогообложению доходов и капиталов, причем в междунар. практике налогообложения речь идет прежде всего о юридическом двойном налогообложении. В качестве след. принципа выделяют устранение двойного налогообложения как характеристики, присущей совокупности налоговых систем, взаимодействующих через соглашения об избежании двойного налогообложения, а также каждой налоговой системе в отдельности. Если проблема двойного налогообложения решается самим налогоплательщиком с учетом международного законодательства, возникает возможность налогового планирования, результатом к-рого может являться общее снижение налогового бремени. Под междунар. налоговым планированием понимается деятельность налогоплательщика, направленная на повышение налоговой эффективности внешнеэкономич. деятельности, в особенности при осуществлении иностранных инвестиций, цель к-рой: избежание двойного налогообложения, общее снижение налогового бремени и максимально возможное отложение момента уплаты налога во времени. Основополагающий принцип налогообложения в междунар. практике: принцип распространения налоговой юрисдикции на налогоплательщиков – резидентов и нерезидентов. Государства распространяют свою налоговую юрисдикцию либо на основе принципа гражданства (резидентства), либо на основе принципа территориальности. В соответствии с принципом гражданства налогом могут быть обложены доходы граждан данной страны или компаний, инкорпорированных (т.е. созданных и зарегистрированных в ней) лишь на основе их юридической связи с этой страной. В России в отношении граждан действует принцип территориальности, потому что юридическая связь – гражданство – не имеет значения для определения налогового статуса физического лица. Россия распространяет налоговую юрисдикцию на физических лицрезидентов (лиц, пробывших в России больше 183 дней в календарном году, согласно внутреннему законодательству). При этом налоговая юрисдикция распространяется на компании, инкорпорированные в РФ, независимо от места происхождения доходов. Т.о., в отношении налогообложения компаний Россия следует международному принципу резидентства, в отношении физических лиц – принципу территориальности. Общепризнанно, что двойное налогообложение может иметь место лишь в случае конфликтующего распространения налоговых юрисдикций государств. Принципы резидентства или территориальности применяются как в отношении налогоплательщиков, так и в отношении объектов налогообложения. Комплексное применение этих принципов неизбежно ведет к тому, что доход или капитал может быть подвергнут налогообложению более чем один раз. Из анализа действ. российских соглашений, а также типовых моделей международных налоговых соглашений можно сделать вывод о том, что существует норма налогообложения в междунар. практике, уступающая приоритет налоговой юрисдикции стране, обладающей территориальной связью с рассматриваемым доходом, а распространение налоговой юрисдикции по принципу гражданства имеет при этом второстепенный характер. Для устранения двойного налогообложения существует только два решения. Первое основывается на введении в действие национальных законодат. норм, устраняющих двойное налогообложение, второе состоит в заключении междунар. соглашений по вопросам двойного налогообложения. К осн. внутренним методам устранения двойного налогообложения относят: полное исключение дохода, полученного за границей, из налоговой базы (англ. tax exemption), возможность отнесения уплаченного (удержанного) налога на затраты предприятия (англ. tax deduction) и ограниченный налоговый зачет (англ. limited foreign tax credit). Соглашения об избежании двойного налогообложения между странами также позволяют в той или иной степени снизить или полностью устранить эффект двойного налогообложения. Большая часть таких соглашений относится к «общим» налоговым соглашениям, они регулируют налогообложение доходов и капиталов нерезидентов путем установления взаимоприменяемых правил налогообложения разл. видов доходов, а также вводят понятия налоговой «недискриминации» нерезидентов по отношению к компаниям, инкорпорированным в данной стране. Анализ взаимодействия принципов налоговой юрисдикции и разделения доходов на активные и пассивные позволяет сделать след. обобщение. Иностранная компания в зависимости от вида деятельности может иметь след. налоговый статус: если она будет признана резидентом данной страны, то налогообложению в этой стране будут подлежать все ее доходы, включая активные и пассивные; если компания не является резидентом данной страны, но осуществляет деятельность на ее территории через постоянное представительство, то налогами облагаются только доходы, непосредственно связанные с деятельностью данного постоянного представительства; если компания-нерезидент не имеет постоянного представительства, то налогообложению подлежат только ее пассивные доходы от местных источников. Необходимо отметить, что российское налоговое законодательство предусматривает исключение из данного правила, а именно, распространяет действие налога у источника на активные доходы от оказания услуг или выполнения работ на тер. России, что противоречит обычному ограниченному применению принципа территориальности к активным доходам. Критерий постоянного представительства применяется только для определения налогового статуса доходов и капиталов от «активной» коммерч. деятельности. Для определения активной деятельности считается достаточным признак регулярного участия сотрудников компании в ее осуществлении. Для целей налогообложения пассивных доходов (включающих доходы от прироста капиталов), в получении к-рых деятельность сотрудников компании является эпизодической, существенным является критерий налогового источника. С учетом значимости определения категории «постоянное представительство» на основе анализа типовой модели ОЭСР формулируются достаточные признаки постоянного представительства: необходимо наличие активной коммерч. деятельности, т.е. эта деятельность должна быть направлена на извлечение прибыли (напр., постоянная деятельность некоммерческой организации образовывать постоянного представительства не может). Два др. признака данного налогового режима предлагается считать признаками постоянства. Первый из них – постоянство места (так, постоянная деятельность транспортной компании, регулярно осуществляющей поставки в то или иное государство, постоянного представительства не образует). Второй признак – постоянство времени. Именно регулярная деятельность компании может привести к возникновению постоянного представительства. Каждая страна по своим правилам определяет, занимается ли компания деятельностью регулярно или нет. В Российской Федерации при определении регулярности de facto действует правило 30 дней в календарном году. На основе сформулированных междунар. принципов налогообложения (распространение налоговой юрисдикции, деление доходов на активные и пассивные, устранение двойного налогообложения и налоговое планирование) можно сделать вывод о том, что в наст. время активно формируется новое направление в сфере налогообложения – международные налоговые отношения. Причем наиболее явно этот процесс заметен в сфере налогообложения доходов и капиталов. Под налогообложением доходов и капиталов в сфере междунар. налоговых отношений понимают параллельное налогообложение доходов и капиталов лица в рамках налоговых систем двух и более государств, урегулированное нормами междунар. налогового права. Характерным для отношений в сфере междунар. налоговых отношений является то, что для отд. страны национальные налоговые нормы действуют в отношении иностранного объекта налогообложения или иностранного налогоплательщика, а также то, что налогоплательщик подпадает под действие двух или более взаимодействующих между собой налоговых систем. В идеальной ситуации взаимодействие налоговых систем должно быть урегулировано общими соглашениями, заключенными по налоговым вопросам. При этом исключит. особенностью рассматриваемых отношений является то, что налогоплательщик волен сам избирать налоговую юрисдикцию государства, действие крой будет в той или иной мере влиять на его налоговый статус, либо полностью отказаться от деятельности в данной стране

Основа международных налоговых отношений

Основы международных налоговых отношений заложены в международное налоговое право.

Международное налоговое право представлено совокупностью юридических норм и принципов, которые призваны регулировать налоговые отношения в международном масштабе. Подобные нормы включены в акты налогового законодательства некоторых государств, включая международные договора.

Международный договор, касающийся вопросов налогообложения, можно представить в форме соглашения стран или иных субъектов международного права. С их помощью происходит установление взаимных прав и обязанностей в области международных отношений в сфере налогов.

Любой международный договор представляет собой базовый источник международного налогового права. Если рассматривать международные налоговые отношения, то в их составе могут использоваться разнообразные наименования, включая соглашение, договор, пакт, декларация, конвенция и др.

Виды международных соглашений и договоров

Международный договор может иметь многосторонний или двусторонний характер.

В соответствии со статьей 7 российского налогового законодательства, если международный договор РФ, в состав которого включены положения, касающиеся налогообложения и сборов, включает другие правила и нормы, чем те, которые предусматривает НК РФ и принятые в соответствии с ним нормативные правовые акты о налогах и (или) сборах, то необходимо применять правила и нормы международных договоров РФ.

В соответствии с содержанием международные налоговые соглашения могут быть:

  • соглашение, касающееся взаимных налоговых льгот (например, таможенная конвенция, налоговые статьи Ломейских конвенций и др.);
  • соглашения, относящиеся к устранению международного двойного налогообложения;
  • соглашения, касающиеся оказания административно-правовой помощи по налоговым вопросам (например, Нордическая конвенция, принятая в 1972 году, соглашения между США и Канадой, Великобританией, ФРГ и др.).

В число особых групп включены многосторонние соглашения, касающиеся таможенных пошлин и сборов. Примером может быть ГАТТ (Генеральное соглашение о тарифах и торговле).

В состав международных налоговых соглашений необходимо включить соглашения, относящиеся к сотрудничеству и взаимной помощи по проблемам соблюдения законов о налогах и сборах. В условиях современности общее количество работающих соглашений по этим проблемам уже превысило 3 тысячи.

Особенности регулирования двойного налогообложения

В состав многосторонних региональных международных налоговых соглашений можно включить Соглашение между странами Бенилюкса, Налоговую конвенцию государств Андского пакта, директиву Совета ЕС по налоговым вопросам, обладающую обязательной силой для участников этого объединения.

Многосторонними также считаются соглашения государств, которые являются участниками Совета Экономической Взаимопомощи. Они касаются устранения двойного налогообложения доходов и имущества предприятий и физических лиц.

После окончания Первой мировой войны проблемы стандартизации и нормализации международных налоговых соглашений становятся важным предметом обсуждения на мировом уровне. Первоначально их обсуждение происходило на Международной финансовой конференции, которая состоялась в Брюсселе в 1920 году, затем в финансовом комитете Лиги Наций. В процессе действия комитета, которое продолжалось до 1945 года, была осуществлена подготовка нескольких типовых конвенций, которые касались административной и правовой помощи, устранения двойного налогообложения на доходы и капитал и др. Уже с 1954 года в качестве центра международного сотрудничества по проблемам налогов выступает ОЕЭС (с сентября 1961 года ОЭСР). Типовая конвенция об устранении двойного налогообложения доходов и капитала, Типовая конвенция ОЭСР были разработаны налоговым комитетом этой организации. На основе этих документов действует большая часть мировых налоговых соглашений.

Международные соглашения, касающиеся избежания двойного налогообложения, рассматривают все виды налогов на доходы и капитал. Их целью является устранить двойное налогообложение и осуществить борьбу с уклонением от налогов. Чаще всего соглашения включают 4 части:

  1. Перечисление видов налогов и круга лиц, которые охвачены соглашением;
  2. Описание определенных режимов налогообложения, которые устанавливает соглашение для определенных видов доходов, включая предпринимательскую прибыль, дивиденды, проценты, роялти, зарплату и др.
  3. Статьи, регулирующие порядок устранения двойного налогообложения капитала и доходов, сохранение прав на обложение которых предусмотрено для обеих стран-членов соглашения;
  4. Статьи, которые определяют конкретный порядок исполнения соглашения.
Замечание 3

Также предусматриваются статьи, которые регулируют сроки действия и порядок прекращения соглашений, иногда они содержат преамбулу.

Разработка типовых конвенций ОЭСР происходила для регулирования отношений, которые складываются внутри этой группы государств. В них неоправданно предпочтение было отдано принципу обложения в соответствии с местом резидентства получателя дохода, а не в зависимости от места источника дохода. Это обеспечивает только интересы государств, экспортирующих капитал.

В связи с ростом количества развивающихся государств появляется потребность в разработке новой типовой конвенции. Она должна учитывать интересы стран, импортирующих капитал. Генеральным секретарем ООН в 1968 году было принято решение подготовить типовую конвенцию, которая была призвана учесть интересы и развивающихся государств. Так, в 1980 году утвердили проект Типовой конвенции ООН, касающийся налоговых отношений промышленно развитых и развивающихся государств.

Принимая во внимание обострение международных налоговых отношений в это время Генеральный секретарь ООН в 1980 году предлагает сформировать в рамках ООН межправительственный совет по налоговым вопросам.

Читайте также: