В мексике если родственники умерших не платили налоги на могилы тела покойников выкапывали и

Опубликовано: 22.04.2024

Семейный портрет: Нет, дедушка не исхудал, он просто умер.

Ритуал церемонии очистки мертвецов


вечная память родных." title="И
вечная память родных." border=0 vspace=5>

Традиция заключается в том, что родственники покойного достают гроб из захоронения, бережно извлекают труп, обмывают его, осторожно очищают, сушат и наряжают в новые одеяния. Обряду подвергаются умершие всех возрастов, начиная от крошечных детей. Мертвецам не только меняют одежду, но и одевают очки, украшения, некоторым дают «выкурить» сигарету. Пока трупы наряжают и проветривают, гробы ремонтируют или обновляют.

Прикури, дедушка!

На этом церемония не заканчивается. Тораджийцы очень любят фотографироваться со своими мертвецами, они их усаживают или ставят, вокруг трупа живописно размещаются члены семьи и все радостно позируют.

Тораджийцы очень любят фотографироваться со своими мертвецами.

Эти ритуальные действа напоминают вечеринку с мистического Хеллоуина или кадры из фильма про зомби.

История обряда, затерявшаяся в глубине веков

Церемония вскрытия гробов.

Откуда берет начало такой странный обычай неизвестно. Индонезийцы в основном исповедуют ислам. Народ провинции Тана тораджи протестанты, свято чтящие ритуалы язычества и анимизма.

Ну

По найденным остаткам древних гробов, археологи сделали вывод, что такая традиция уже существовала в IX веке. Голландцы, в поисках гвоздики и мускатного ореха, высадились на берега Индонезии еще в конце XIV века, но в горные районы народностей тораджа миссионеры принесли христианство лишь 300 лет спустя.

В очередь на похороны

Прошлое и будущее.

Сама церемония похорон связана с большими затратами и жертвоприношениями. Не в каждой семье найдутся средства на них, потому покойник ждет своей очереди несколько месяцев, а то и лет. Все это время труп находится в обычном жилище или специальном «доме смерти» - тунконан.

Разговор с бабушкой.

Места, где хранят забальзамированные трупы.

В этих церемониальных строениях, крыши которых напоминают лодку или рогатую голову буйвола, хранят забальзамированные трупы, пока семья не накопит достаточно денег на довольно пышные похороны. Родные ухаживают за умершим членом семьи, разговаривают с ним, как с живым, собираются вокруг него на семейные советы, предлагают им пищу, питье.

Они умерли в разное время, и они снова вместе.

В таком доме могут находиться сразу несколько трупов, смерть которых произошла в разные годы.

Экзотическая церемония погребения

И ритуальный буйвол.

Когда все будет готово к похоронам и соберутся родственники с разных уголков страны, начинается церемония, которая длится от трех дней до недели. За это время будут принесены в жертву много свиней и буйволов. Чем больше буйволов будет забито, тем выше статус семьи покойного. На особо пышных похоронах их число доходит до восьмисот. Количество животных должно быть не меньше 24, но гости могут привести собственного буйвола в подарок.

Он остался здесь один.

Существует неписаное правило, что этот «долг» родственники выплачивает в будущем на очередных похоронах. Ритуал забивания свиней и буйволов кровожаден. Если кабанов, привязанных к бамбуковым палкам, убивают мгновенно ударом в сердце, то буйволам перерезают горло и они еще долго мучаются в предсмертных судорогах, заливая все вокруг фонтаном крови.

В гроб кладут любимые вещи усопшего и игрушки для малышей.

Перед погребением в семейном мавзолее, в гроб кладут вещи, которые любил покойный или подарки, в соответствии с жизненным уровнем семьи. Это могут быть: браслет, часы, мобильный телефон или даже алмаз.

После церемонии прощания с мертвецом, жертвоприношений, обильного угощения родственников, ритуальных танцев, христианских молитв, похоронная процессия направляется к семейному склепу. Гроб несут на специальных носилках с крышей в виде тунконана – дома смерти.

Причесали, переодели и снова спать уложили.

Хоронят тораджа умерших на скалистых отвесных склонах, в вырубленных каменных нишах. Такие мавзолеи могут достигать высоты трехэтажного дома. Чем выше, тем богаче семья покойного. Такое захоронение более надежно защищено от разграбления. Нишу для гробов вырубают долго - в течение трех - шести месяцев. Грудных младенцев жители провинции Тана иногда хоронят в дуплах деревьев, объясняя это тем, что они растут, питаясь соками растения.

Идолы тау-тау

Ежегодная традиция народа тораджа.

Скальные захоронения выглядят очень странно и экзотично. Помимо «окон», куда помещается гроб, делаются своеобразные «балкончики», на них выставляются куклы – тау-тау, вырезанные из дерева. Местные жители верят, что в эти скульптуры переселяется душа покойного. Раньше идолы были более примитивны, по ним можно было лишь определить пол умершего.

Оставайся красивой, дорогая.

Сейчас многие из них очень правдоподобны, имеют почти портретное сходство и выглядят жутковато. Стоят такие тау-тау дорого и заказать их могут только самые зажиточные семьи. Часто истуканов воруют, поэтому многие держат прототипов своих родственников в доме. После того, как деревянная копия мертвеца готова, она находится у гроба двенадцать дней до похорон, это время определено для переселения души.

Отец с двумя дочерьми.

Покормить и переодеть.

Через три года в ритуальный день Манене после принесения в жертву буйвола, петуха и кабана, гробы с покойными спускают по специальным приставным лестницам для проведения обряда очищения мертвецов.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Иногда мумии получаются ненамеренно. И зачастую за этим стоит какая-то печальная история, как например, в случае Толлундского человека, которого принесли в жертву соплеменники, или Эци, которого убили в результате засады в горах. Мумии из мексиканского города Гуанахуато — еще один подобный случай.

Мумии обнаружены на кладбище «Пантеон Святой Паулы» в период с 1865 по 1958 годы. На местном некрополе не хватает земли, так что у него было правило: за землю или склеп, занятые усопшими, родственникам необходимо платить налог. Все это осложнилось тем, что в середине XIX века в городе свирепствовала эпидемия холеры. Многих умерших из опасений просто сгружали на «склад», где они хранились словно старый реквизит. Народ подчас умирал целыми семьями, так что заплатить налог на землю было просто некому.

Старые тела эксгумировали, обнаружив, что многие из них очень хорошо сохранились. К ним добавились останки, которые скопились во время эпидемии (и многие из них тоже оказались мумифицированы). В итоге у кладбища Гуанахуато в распоряжении оказалось 111 мумий, 59 из которых теперь выставляются в местном музее.






























Хорошо, что за четыре года вспомнил про дочь !
А так-то мог фото заранее сохранить.

ждём отчёта пожарного инспектора .

Развлекательный, юмористический портал рунета! Ежедневно мы публикуем самые смешные подборки фотографий, приколов, мемов и конечно же девушек! Весь юмор и прочие посты, не носят оскарбительного характера, а публикуется с целью поднятия настроения и саморазвития! Плох тот юморист, который не может посмеяться над собой.

Контент сайта "18+", не нарушающий законодательство РФ. Все материалы взяты из открытых источников и социальных сетей, принадлежат их авторам.

Как у них: Жители Германии, Бразилии, Финляндии, Грузии и Израиля о похоронах

Германия

Ксения Максимова

Похороны в Германии — мероприятие затратное. В среднем они обходятся в 7 тысяч евро. Многое зависит от места захоронения, услуг и атрибутов. По статистике, 60 % усопших хоронят в гробах, а 40 % — кремируют.

Вариант похорон в гробу на кладбище — самый дорогой. Купить место нельзя, его можно только арендовать, заплатив за это пошлину. Обычно такой договор заключается на двадцать лет. По истечении этого срока аренду места можно при желании продлить.

Средняя цена за место на немецком кладбище — 2 400 евро. К этой сумме нужно прибавить ещё 600−800 евро в год на уход за могилой. Чем крупнее населённый пункт, тем дороже. Цены на кладбищах, устроенных при церкви, обычно ниже тех, что указаны в прайс-листах муниципальных кладбищ.

Пожилой отец моего знакомого из Дюссельдорфа уже давно открыл в банке похоронный счёт, на который положил 20 тысяч евро. Он человек верующий, ему важно, чтобы в последний путь его проводили согласно всем церковным канонам. Но всех вопросов деньги не решают. У других знакомых сын покончил жизнь самоубийством, и родителям пришлось изрядно побегать, прежде чем найти усопшему последний приют. Кладбища отказывались принимать самоубийцу, и его в итоге по договорённости похоронили на кладбище еврейской общины. Другого же молодого человека, бросившегося в конце лета под поезд, родителям без пререканий разрешили похоронить в центре самого именитого берлинского кладбища. Правда, пришлось заплатить почти 8 тысяч евро, а заодно забронировать рядом с сыном места и для себя.

Самый скромный вариант — это анонимная кремация, он обойдётся в 2 тысячи. После с прахом можно поступить как угодно. Например, похоронить в земле на кладбище, в специальном лесу, поместить в колумбарий или развеять над морем.

Обычно со дня смерти до похорон проходит шесть-восемь недель

Расходы на похороны становятся в буквальном смысле слова тем самым последним долгом, который предстоит отдать родственникам покойного. По закону эти расходы ложатся на плечи наследников или кровных родственников. Иногда случается, что, например, взрослой женщине сваливается на голову счёт за похороны своего отца, которого она видела три раза в жизни и то в далёком детстве. Родственники могут стать и помехой в процессе проводов в последний путь. Например, 63-летняя жительница Мюнхена уже полгода вынуждена хранить урну с прахом супруга дома. Выяснилось, что у мужчины где-то есть дочь от первого брака, с которой он никаких отношений не поддерживал. Вдова не может разыскать дочь покойного, а без её согласия урну хоронить не разрешают.

Как и везде, похоронный бизнес в Германии чрезвычайно прибыльный и циничный. Интернет-форумы переполнены жалобами родственников, на которых наживаются ушлые агенты. Проблемы те же, что и в России: конкурирующие фирмы наперебой предлагают свои услуги, не успел человек испустить последний вздох, и втюхивают убитым горем близким дорогущие гробы и никому не нужные аксессуары.








Неподъёмные цены на похороны породили в Германии и новую услугу. С недавнего времени здесь появились фирмы, предлагающие организацию похорон в разы дешевле. Такие посредники увозят скончавшегося в своеобразный перевалочный морг, ждут, когда наберётся целая фура тел (это может длиться несколько месяцев), и потом отвозят груз в соседнюю Чехию. Там кремация и последующее захоронение несравненно дешевле.

Другая проблема — со сроками. Похоронить покойного по христианским обычаям, на третий день (и уж тем более по мусульманским — до захода солнца), — просто невозможно. Обычно со дня смерти до похорон проходит шесть-восемь недель. Если очень повезёт, получится уложиться в две-три недели. Дело в бюрократии: быстрее собрать все нужные документы и записаться на похороны не выйдет. Умирают все, поэтому — в очередь!

Румыния

Серджиу Гримальсчи

Крематориев в Румынии нет, хоронят в гробах на кладбище или в склепах. Если кладбище центральное, в Бухаресте или другом крупном городе, то место стоит дорого, в среднем 3−3,5 тысячи евро, а то и дороже. Богатые любят люксовые похороны. Одна моя знакомая узнала, что у неё рак, и хотела позаботиться о хорошей могиле заранее — ей назвали такую сумму, на которую можно было бы купить несколько автомобилей. А чтобы лежать на кладбище Беллу, где покоятся знаменитости, одних финансов мало, нужны ещё и связи. В маленьких городах дешевле, а в селе — вообще бесплатно. Зато купил раз, и больше платить не надо. По-румынски это так и называется — «вечное место».

Место на кладбище можно перепродать, если, например, семья уезжает из региона. Так делают некоторые бедняки, потому что за участок можно получить хорошие деньги. А следующие поколения, чтобы не покупать землю, хоронят этажами. Останки покойника выкапывают, углубляют могилу, делают перезахоронение, а потом накрывают плитой и кладут сверху следующего.

Если родственники перестали ходить на могилу, администрация кладбища её со временем устраняет и продаёт другим. Так освобождается место. В сельской местности, где у многих семей достаточно земли (бывает, что по семь гектаров), хоронят не на кладбище, а на своём участке, где-нибудь в отдалении, под дубом.

Бразилия


Эвелина Гессе

Сами похороны обходятся в сумму от 100 до 4 тысяч евро, в зависимости от качества гроба и прочих аксессуаров. Если денег нет, то усопшего похоронят бесплатно, за счёт государства. Семье нужно просто заявить, что доходы не позволяют оплатить похороны. Так происходит в каждом четвёртом случае. Другой вариант для малообеспеченных — оплатить похороны в рассрочку.

Место на кладбище стоит примерно 45 евро за квадратный метр на три года, в колумбарии — 131 евро на пять лет. В крупных городах цены чуть выше, в мелких — чуть ниже. Через три года за землю снова надо платить или доставать кости и помещать в специальную усыпальницу. Если до останков никому нет дела, то их по истечении этого срока отправят в общую усыпальницу.

Если кладбище переполнено, то администрация сама может через три года попросить «освободить помещение». Также через три года родственники первой степени родства могут потребовать эксгумацию тела для перезахоронения в другом месте или для кремации.

В Сан-Паулу действует такой закон: если человек завещал свои органы на трансплантацию, то его семье не надо будет платить определённые налоги и счета, связанные с его кончиной.

Престижных кладбищ нет. Для состоятельных людей важнее, чтобы члены семьи были похоронены на одном участке. Богатые часто покупают эту землю заранее. Обычно выбирают или то кладбище, которое расположено неподалёку от места, где жил усопший, или то, где похоронены другие члены семьи. Если у скончавшегося были особые пожелания относительно своих похорон (например, развеять пепел над озером Титикака в Перу), это по возможности учитывается.





Норвегия

Андрей Михайлов

В Норвегии места на кладбище распределяет церковь. Место захоронения зависит от того, к какому приходу принадлежал человек и где он жил. Если вдруг семья хочет могилу в неположенном месте, а там места ограничены, нужно отправлять в церковь спецзапрос. При жизни норвежцы платят церковный налог — 2 процента от зарплаты, поэтому расходы на оформление документов не очень большие.

Церемония стоит от 2 тысяч евро. Само место на кладбище покупается на двадцать лет. Но родственникам надо оплачивать уход за могилой. Услуги садовника стоят от 100 евро в год. Через двадцать лет договор можно продлить (это стоит примерно 100 евро в год), иначе место отберут. Кстати, место на кладбище можно зарезервировать для себя и при жизни, это тоже стоит порядка 100 евро в год. Держать свободную могилу можно не дольше двадцати лет. Если у покойного не осталось родственников или он жил на социальное пособие, государство возьмёт на себя все расходы на похороны, включая церемонию.

Финляндия

Анна Грачева

В Финляндии две государственные религии — лютеранство и православие. Если усопший был прихожанином, то его похоронят на том действующем кладбище, лютеранском или православном, где есть место. Пойти в обход этого правила и договориться о месте там, где хотят родственники, не получится: в Финляндии с взятками строго. Все прихожане платят налог на церковь — 1,75 процента от зарплаты в год, — поэтому их отпевают бесплатно. Как правило, в этой же церкви устраиваются

поминки. Это может быть просто кофе и булочки, а может и целый стол, как в России. Количество еды зависит от того, сколько было денег у покойного. Интересно, что родственники ничего не платят за похороны, всё оплачивается из денег умершего. Если у покойного не было сбережений, тогда помогает государство, на похороны выделяется пособие. Родственники за свои деньги приобретают лишь букеты на могилу.

Человека хоронят только после заключения врача. Православные стараются похоронить на третий день, так как гроб в церкви открывают для отпевания. Лютеране иногда хоронят даже через месяц-полтора (ждут, пока съедутся все родственники, чтобы всем всё было удобно), гроб для прощания не открывают.

У моей знакомой умер свёкор.
Она влезла в долги и устроила поминки на 600 человек

Опять же, если умерший состоял в церкви, могилу выкопают бесплатно. Если был атеистом, то придётся эту услугу оплатить. В небольших городах это стоит 250 евро за два места на 25 лет. Вообще же организацией похорон занимаются, как и везде, специальные бюро. Чаще всего стандартный комплект обходится от 750 до 5 тысяч евро.

Отдельная статья расходов — это объявление в газете. Оно стоит от 240 до 2 тысяч евро. И это не просто прихоть родственников. Такая публикация имеет юридическую силу, в ней указана дата смерти. В течение шести месяцев со дня кончины все, у кого есть имущественные претензии к умершему (долги, споры, судебные разбирательства), могут заявить о них нотариусу, чтобы по истечении этого срока, когда будет открываться дело о наследстве, долги умершего вычли из наследства.

Грузия


Эвелина Ментешашвили-Вязовска

В Тбилиси есть 26 ведомственных кладбищ. Если у семьи нет семейной усыпальницы, то нужно обращаться в городскую администрацию. Администрация выделит место, которое нужно будет купить. Такое ведомственное место и сами похороны обойдутся в 250 лари (это примерно 125 евро). Через пятнадцать лет с разрешения санитарной службы здесь можно будет делать новое захоронение. Если умерший относился к категории «социально незащищённых лиц», то все расходы на его похороны берёт на себя мэрия. Крематориев в Грузии пока нет, православная церковь против кремации.

Но есть и дорогие кладбища. Цена за место там начинается от тысячи лари (500 евро). На таких похоронах обычно устраивают богатые поминки, и это отдельная большая статья расходов, ведь приглашают на них человек 150, не меньше.

У моей знакомой, владелицы овощного ларька, умер свёкор. Они приехали в Тбилиси из западной Грузии, там принято устраивать свадьбы и поминки на широкую ногу — такой обычай. Она влезла в долги и устроила поминки на 600 человек. Говорит, на это ушло 10 тысяч долларов. И это не считая ритуальных услуг и надгробия. Потом из-за долгов женщине пришлось продать квартиру. Она очень рассчитывала на денежные взносы друзей и родственников. (У нас принято оказывать материальную помощь семье усопшего.) Но, как ни странно, она не смогла собрать достаточной суммы. Странно, потому что денег обычно набирается столько, что остаётся и на организацию сороковин. В итоге эта женщина продаёт сейчас и свою лавку.

Израиль


Лия гельдман

редактор портала Beinisrael

Все похороны в Израиле организуются через религиозный институт, причём в законодательном порядке и на государственном уровне. Занимаемся ими Хеврат Кадиша (от ивр. «хевра» — «компания», «кадиш» — молитва по умершему). Хеврат Кадиша — это всё равно что компания «РЖД» на рынке российских железных дорог. Они заняли такое место, что все вынуждены к ним обращаться, — даже не знаю, есть ли другие компании, которые

занимаются похоронами. Управляют Хеврат Кадиша религиозные радикалы — у них даже вебсайт не работает по субботам (в Шаббат). К сожалению, они создали взяточную систему, чем ещё раз дали повод светским слоям населения себя ненавидеть и называть «охлей хинам» — «те, кто едят бесплатно», за счёт других граждан, налогов, государства и так далее. Например, они делают выгодные предложения для супругов, хоронящих своих ушедших любимых: «Купите себе землю рядом с супругом, а мы вам за это сделаем скидку». Сам труп в Израиле не кремируют, это не еврейский обряд. Для проведения обряда похорон требуется присутствие на церемонии семи взрослых мужчин. И далее всё по еврейским традициям: семь дней полного траура, сорок дней поминки и так далее.

Усреднённая стоимость похорон составляет порядка 1,5−2 тысяч долларов. Из них 200 долларов — стоимость услуг Хеврат Кадиша, около 1 400−1 500 долларов — памятник (часть этой суммы зачастую покрывает обязательная гражданская страховка), далее 50 долларов на молитву раввину на кладбище, ещё 30 могильщику и 15 за поминальную молитву через месяц.

Филиппины. Один из гробов после снятия крышки.







Учёные из Бристольского университета сделали шокирующее открытие. Исследовав останки людей, умерших в эпоху бронзового века, они пришли к выводу, что им находили полезное применение в быту. Кости покойников почитали как семейные реликвии, передавали их потомкам, а иногда мастерили из них музыкальные инструменты. Фрагменты костей умерших хранили в домах, закапывали под полом и даже выставляли на всеобщее обозрение.

Если вас удивляет хладнокровие, с которым древние предки относились к останкам своих мертвецов, вы, вероятно, не слышали о тех традициях и обрядах, что сохранились в некоторых уголках планеты в наши дни. На их фоне Хэллоуин или какой-нибудь мексиканский День мёртвых покажутся детсадовским утренником.

Фигурки Катрины, главного персонажа Дня мёртвых в Мексике, Гватемале, Никарагуа, Гондурасе, Сальвадоре.

Индонезия: селфи с покойником

На индонезийском острове Сулавеси живёт довольно многочисленный (1,5 млн человек) народ тораджи. Несмотря на официально принятый протестантизм, у него достаточно сильно развиты культ предков и вера в потусторонние силы. К смерти тораджи готовятся с малых лет. Чтобы облегчить покойнику путь в загробную жизнь, ему устраивают пышные похороны с принесением в жертву животных. Они длятся около недели и обходятся семье в кругленькую сумму. А поскольку такие деньги есть не у всех, порой мертвецов держат дома месяцами, копя нужные средства. Раньше их мазали специальными травами, теперь используют формалин или высушивают тела, превращая в мумии.

Тораджи относятся к умершим как к живым: они считают, что человек просто уснул или приболел. С ними беседуют, читают им книги, умывают, приносят еду, которую сами ели за ужином, дарят подарки. Накопив деньги, семья хоронит покойника в склепе, но не прощается с ним. Самое интересное впереди.

Раз в три года аборигены тораджи проводят фестиваль Манене. Усопших достают из склепов, словно новогоднюю ёлку с антресолей, отряхивают от пыли и раскладывают на травке, чтобы просохли. Им заменяют одежду и украшения, причёсывают, проводят косметические процедуры. Подростки делают селфи с прабабушками и прадедушками, которых, возможно, даже не видели живыми, после чего покойников сажают в кресла-каталки и гуляют с ними по деревне, показывая соседям и заезжим туристам. Кульминацией праздника становится семейный обед, где во главе стола восседают они, главные виновники торжества.

Скорбеть и плакать в этот день запрещено. Вдоволь пообщавшись с мертвецами и сделав достаточное количество фоток, аборигены заворачивают тела в погребальные ткани и возвращают их в склепы.

Мадагаскар: танцы с костями

Похожий обычай есть на Мадагаскаре. Праздник, который проводят там, называется Фамадихана, что можно перевести как «переворачивание костей». По словам местных жителей, это вовсе не траурное мероприятие, а праздник уважения и единения семьи. «Встреча с мёртвыми для нас — момент радости», — говорят они.

Встреча происходит через семь лет после смерти человека. Родственники извлекают его высохшее тело из склепа, оборачивают в новый шёлковый саван и кладут на помосте в углу двора. Покойнику рассказывают, какие события произошли в семье и мире с момента его отбытия в мир иной, при этом ритуал общения сопровождается строгими табу: труп нельзя класть на землю, показывать на него пальцем и произносить имя усопшего. А главное — нельзя плакать.

Затем укутанного саваном мертвеца берут на руки, поднимают над головой и начинают ходить с ним, пританцовывая, по кругу двора. Ритуал, на который съезжаются все члены семьи, сопровождается песнями, выступлениями приглашённых артистов и обильным угощением гостей. Завершается церемония у семейного склепа. Всё так же, с песнями и танцами, покойника семь раз обносят вокруг гробницы и кладут внутри склепа уже на новое место в соответствии с иерархией. Склеп запечатывают глиной. А циновку, на которой носили труп, разрывают на части и раздают окружающим. Заполучить кусочек такой ткани считается хорошей приметой.

Фамадихана, Мадагаскар.

Филиппины: советы у мумий

На Филиппинских островах существует множество обрядов с мёртвыми. Покойников хоронят в гробах или склепах, а также отдают их останки на съедение птицам. На севере архипелага принята традиция мумифицировать умерших и собирать всех родственников в одной гробнице. Например, в провинции Бенгет живёт народ ибалои, который уже много сотен лет сохраняет тела предков нетленными в пещерах. Они открыты для посещения: учёные и туристы проявляют к ним большой интерес.

И этот интерес вполне оправдан. Филиппинские мумии уникальны: в отличие от египетских в них сохранены все внутренние органы. Ибалои применяют собственные технологии мумифицирования. Одна из них состоит в том, что человеку перед смертью дают выпить соляной напиток (его рецепт хранится в секрете), который обезвоживает тело. После смерти тело омывают и сажают в сухом и тёплом месте. По истечении месяца оно превращается в мумию. Есть и второй способ, побыстрее. Мертвеца помещают над костром и коптят его. Пара дней — и все жидкости из него выпариваются, тело становится сухим и жёстким.

Ибалои верят, что покойники общаются друг с другом после смерти, а потому кладут близких родственников в пещерах бок о бок. А ещё живые регулярно приходят в ним «в гости», чтобы посоветоваться о чём-то или просто помолиться. Аборигены считают, что покойники обладают особой мудростью.

Один из гробов, после снятия крышки.

Китай: посмертный брак

Китайская цивилизация — одна из древнейших на планете, и её влияние на современный мир трудно переоценить. Но есть в её культурном наследии традиция, которая в XXI веке выглядит довольно жутко.

Согласно представлениям китайцев, человек может обрести счастье только в браке. Причём в загробной жизни ему тоже следует быть женатым. Но как быть, если он умер холостым? Всё просто: поженить его после смерти. Такой ритуал называется «минхунь» («посмертный брак»). Самый простой сценарий — влюблённые не дожили до свадьбы, поэтому церемонию бракосочетания проводят с трупами и хоронят их в одной могиле.

Но чаще бывает, что у умершего молодого холостяка не было никакой невесты, и его родственникам нужно срочно её найти. Они готовы платить. И спрос рождает предложение: в Китае существует рынок мёртвых невест. Родители умерших девушек идут на то, чтобы выкопать останки своих дочерей и переместить их в могилу «жениха», с которым она, возможно, и не была знакома при жизни. За это они получают солидный «выкуп», а сами отдают символическое «приданое». Свадебная церемония проходит как обычно, только вместо живых молодожёнов на ней чествуют их портреты.

Высокий спрос на девичьи трупы приводит к разного рода криминальным историям. Проблемой стала деятельность «чёрных копателей». Они похищают женские тела из могил и продают их. По данным профессора Шанхайского университета Хуана Цзинчуня, который изучал обычай минхунь в провинции Шаньси, цена на останки молодых девушек в 2008-2010 гг. составляла 30-50 тыс. юаней (4 390-7 320 долларов). С тех пор она выросла до 100 тыс. юаней (14 640 долларов).

Бывали случаи, когда молодую покойницу пытались украсть прямо с похорон. А в Яньчуане одна женщина собиралась выкупить у медиков останки 15-летней девочки, которую никто не забирал из морга больницы. Женщина говорила, что ей во сне является призрак её брата, умершего холостяком, и требует себе жену.

Если родителям умершего холостяка не удаётся найти мёртвую «невесту», они пытаются заключить брачный договор с ещё живой женщиной. Некоторые пожилые китаянки соглашаются на это ради ежемесячного содержания, которое обеспечивает им безбедную старость.

Справедливости ради, надо сказать, что обычай минхунь практикуется лишь на небольшой части территории Китая. В основном, конечно, в отдалённой глубинке.


Яномами: поедание праха

У индейцев яномами, проживающих на севере Бразилии и юге Венесуэлы, нет кладбищ, поскольку они им не нужны. Когда кто-то умирает, они проводят ритуал, после которого от покойника ничего не остаётся.

Для начала тело разрисовывают и украшают перьями, в рот кладут жевательный табак. Потом усопшего окружают и начинают кричать на него. Так яномами проявляют злость на духа, который отнял у человека жизнь. Они зовут душу покойного назад, умоляя её вернуться в тело. Когда убеждаются, что душа возвращаться не хочет, мертвеца оплакивают и сжигают. Остывший пепел собирают, кости перемалывают в муку и хранят дома. Время от времени этот прах добавляют в пищу. А в качестве поминальной трапезы всем жителям деревни предлагают плантаны (вид бананов), перемешанные с останками умершего.

Мы раскажем, как покойники превращаются в мумий.

Мумии

Люди никогда не могли смириться с физической смертью. Одним из способов сохранить тело умершего стала мумификация.

Но многие мумии образовались не благодаря труду бальзамировщика, а сами собой, в пустынях, ледниках или торфяных болотах.

Мумии от природы

Для естественной мумификации нужны сухой жаркий климат и хорошая вентиляция, то есть условия, не пригодные для гнилостных бактерий. Лучше всего мумифицируются младенцы и худые люди.

Естественная мумификация происходит так. В первые дни после смерти внутренние органы в теле покойника сгнивают, разжижаются и вытекают, впитываясь в землю. В итоге в трупе остается очень мало жидкости. Если температура высокая и воздух сухой, то тело быстро иссушается и превращается в мумию.

В пустынях находили целые караваны людей и животных, засыпанных песком и мумифицированных. В Китае была обнаружена мумия 50-летней Синь Чжуй - состоятельной матроны времен династии Хань, умершей более 2 тыс. лет назад. Благодаря гробу-матрешке из четырех саркофагов она сохранилась настолько хорошо, что в ее венах даже осталась кровь, суставы двигались, а кожа была эластичной.

Ученые выяснили, что при жизни низенькая Синь Чжуй весила около 130 кг - китайская аристократка злоупотребляла жирной пищей и мало двигалась.

В мексиканском городе Гуанахуато есть целый музей естественных мумий. В середине ХХ века власти Мексики ввели налоги на могилы. Если родственники мертвых не платили налоги, то тела покойников выкапывали. Оказалось, что многие трупы мумифицировались. Сейчас 111 мумий выставлены в музее.

Люди во льду

Труп также может сохраниться и при очень низких температурах. Так произошло с Эци - человеком эпохи неолита, случайно найденным туристами в Тирольских Альпах в 1991 году. Когда Эци был убит, ему было около 45 лет. Он вмерз в лед, который и сохранил тело в сохранности.

"Ледяной человек" был одет в кожаный жилет, набедренную повязку, башмаки, носки из травы, кожаные обмотки вокруг ног, соломенный плащ и шапку из медвежьей шкуры. Кожа его была покрыта татуировками из точек и линий. При нем были медный топор, каменный нож, лук и колчан со стрелами. Ученые обнаружили, что Эци болел болезнью Лайма, а вот зубы у него были совершенно здоровые, без следов кариеса.

Та же история произошла с "принцессой" с плато Укок, найденной на Алтае в кургане эпохи железного века. Ее могила была заполнена льдом. Чтобы достать мумию, археологи осторожно растапливали погребальную камеру несколько дней.

На "Алтайской принцессе", умершей в возрасте 25 лет, были надеты шелковая рубашка, шерстяная юбка, войлочные носки, шуба и парик. Руки ее были покрыты татуировками.

Болотные люди

Очень хорошо мумифицируются тела в торфяных болотах - у таких мумий сохраняются кожа, волосы и внутренние органы.

В торфяниках холодно, мало минералов и кислорода, зато много токсинов и антисептических веществ, что губительно для гнилостных бактерий. Так что в торфяных болотах трупы подвергаются торфяному дублению под действием гумусовых кислот. Из костей при этом вымываются минералы, что делает их похожими на хрящи.

В торфяных болотах Европы обнаружено более тысячи древних трупов. Самый известный из них - человек из Толлунда, Дания. За 2 тыс. лет, что его труп пролежал в болоте, туловище сохранилось не очень хорошо, зато на почерневшем лице видны щетина и морщины.

Египетские мумии

Как известно, искусством мумификации в совершенстве владели древние египтяне. Однако их секреты дошли до нас не полностью. Лучшие мумии изготавливались во времена Нового царства, в то время как античные историки задокументировали процесс бальзамирования уже позднее, когда мастерство египтян несколько подупало.

Как писал Геродот, родственникам умершего египтянина предлагали несколько способов бальзамирования - дорогой, недорогой и совсем дешевый. Богатых египтян бальзамировали, вытаскивая мозг с помощью металлического крюка через ноздри. Остатки мозга растворяли. Затем разрезали живот, вынимали внутренности, а брюшную полость промывали пальмовым вином и наполняли миррой и другими благовониями. На 70 дней тело клали в натровый щелок. После этого обмывали и обматывали тканью.

Мозг выбрасывали, поскольку египтяне не считали его важным органом. Зато остальные внутренности помещали в сосуды и хоронили вместе с мумией.

Трупы людей попроще обрабатывали более грубо: через задний проход впрыскивали кедровое масло, а то и вовсе сок редьки. По прошествии некоторого времени, когда масло разлагало внутренности, всю эту жидкость выливали.

Многие египтяне хранили своих забальзамированных родственников дома и любовались ими. С тех пор прошла не одна тысяча лет, а современные люди до сих пор желают оставить тела умерших родных при себе нетленными.

Мумия в квартире

В 1942 году в одной московской квартире, на улице Мещанской, умерла женщина по имени Ольга. Дело было во время войны, в квартире было холодно, женщина была истощена. Ее младшая сестра Мария не похоронила покойную, не найдя паспорта. А когда нашла, обнаружила, что боится одиночества. И оставила тело, положив его на полку, устроенную поперек комнаты, над входной дверью. Мумию Ольги обнаружили только спустя 20 лет, в 1962 году.

Так же в 1920 году один житель Сицилии не захотел хоронить свою дочь, умершую в двухлетнем возрасте от воспаления легких. Сберечь тело юной Розалии Ломбардо поручили знаменитому бальзамировщику Альфредо Салафия. Он заменил кровь девочки смесью из формалина, спирта, глицерина, солей цинка и салициловой кислоты. Розалию называют самой красивой мумией в мире, так как ее тело сохранилось полностью нетронутым временем.

Страх смерти

А есть люди, которые так боятся смерти, что сами завещают не хоронить свое тело. Самый известный случай - это мумификация в 1758 году богатой англичанки Ханны Безуик. Женщина панически боялась быть погребенной заживо - во время похорон ее брата, "покойник" ожил, что произвело на Ханну ужасное впечатление.

Перед смертью Ханна потребовала от своего врача не предавать ее тело земле и регулярно проверять, не подает ли она признаков жизни. Врач же решил забальзамировать покойницу, введя ей в вены скипидар и сульфид ртути. Мумию он сначала хранил в застекленном шкафу в своем доме, потом стал выставлять на всеобщее обозрение. Со временем тело Ханны переправилось в музей. Лишь спустя 110 лет после смерти женщины ее наконец похоронили, решив, что покойница уже не оживет.

Похожий случай произошел недавно в США. В 2003 году 61-летняя жительница города Цинциннати Йоханна Поуп, чувствуя приближение смерти, попросила своего друга не хоронить ее и пообещала вернуться. После смерти женщины друг усадил ее труп в кресло перед телевизором. Так Йоханна просидела три года, а ее тело мумифицировалось.

Узнавайте самые интересные новости от news.tochka.net на Facebook и Twitter!

Подписывайся на наш Facebook и будь в курсе всех самых интересных и актуальных новостей!

Читайте также: