Участник инвестиционного проекта налоговый кодекс

Опубликовано: 26.03.2024

Налоговый кодекс РФ
С 1 января 2014 года вступили в силу поправки к Налоговому кодексу (НК РФ), в редакции Федерального закона от 30.09.2013 N 267-ФЗ "О внесении изменений в ч. 1 и 2 Налогового кодекса РФ в части стимулирования реализации региональных инвестиционных проектов на территориях Дальневосточного федерального округа и отдельных субъектов РФ".

Так государство выразило готовность решать вопросы развития Дальневосточного региона России с учетом экономических и социальных проблем как накопившихся за долгие годы, так и сложившихся в результате стихийных бедствий 2013 года.

Данные изменения приняты в форме внесения в кодекс главы 3.3. «Особенности налогообложения при реализации региональных инвестиционных проектов» и новых статей, касающихся, в том числе, создания на базе ФНС федерального реестра участников региональных инвестиционных проектов, особенностей налогового контроля за соблюдением условий предоставления налоговых льгот.

Наиболее существенным для бизнеса является вопрос об установлении для участников инвестиционных проектов ставки 0% по налогу на прибыль в части, зачисляемой в федеральный бюджет. В региональные бюджеты, как и ранее, вопрос установления ставки по налогу на прибыль решается в форме региональных законов.

Важным обстоятельством для инвесторов может стать то, что, несмотря на применение нулевой или сниженной ставки по налогу на прибыль, они смогут убытки, полученные в начальных периодах реализации инвестпроекта, учесть при уменьшении налоговой базы последующих периодов на всю сумму полученного ими убытка в течение последующих 10 лет.

Участник проекта вправе воспользоваться льготной ставкой, если доходы от реализации товаров, произведенных в результате реализации проекта, составляют не менее 90% всех учитываемых доходов. Таким образом, инвестиционный проект должен быть реальным и нацеленным преимущественно на производственные, а не услуговые или торговые направления предпринимательской деятельности.

Ограничения на признание региональных инвестиционных проектов льготируемыми

Введено несколько существенных ограничений на признание региональных инвестпроектов льготируемыми по налогообложению с целью ориентации инвесторов на реальный сектор экономики: введены условия обеспечения существенных вложений в производственный сектор и ограничение по видам деятельности, связанным, например, с добычей и реализацией углеводородного сырья и подакцизных товаров.

В целом пока использование таких льгот по новому закону ограничено региональным делением и приоритетом инвесторов дальневосточных регионов.

Законодатель в очередной раз идет по тонкой грани между установлением льгот, носящих индивидуальный и общий характер. Статьей 56 НК запрещено устанавливать нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, имеющие индивидуальный характер.

Тем не менее государство допускает иногда льготы для достаточно узкого круга налогоплательщиков. Так происходит, например, с льготированием участников проекта Сколково, строителей олимпийских объектов, теперь с привлечением инвестиций на Дальний Восток. Аналогичные ситуации нередко возникают и на уровне региональных законов, устанавливающих льготы в областные и республиканские бюджеты для инвесторов в тех или иных очень узких секторах промышленности. Но это вынужденная мера и зачастую общая экономическая обоснованность в этом присутствует.

Как это будет работать в Нижегородской области?


В связи с принятием нового закона возникает и целый ряд вопросов. Так, в нашем регионе с 2004 года действует и активно применяется Закон от 31.12.2004 N 180-З "О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Нижегородской области". У нас достаточно высокий уровень проработанности процедур, обеспечивающих привлечение инвесторов в различных отраслях экономики области. Региональные инвестиционные проекты работают уже не первый год, обеспечивая права российских и иностранных инвесторов, в том числе в форме установления налоговых льгот в региональный бюджет в пределах, установленных федеральным законодателем. Такие проекты имеют статус инвестиционных соглашений, утверждаемых законодательной властью области, а их исполнение курируется на уровне правительства области Министерством инвестиционной политики Нижегородской области.

Но в связи со вступлением с этого года в силу Федерального закона N 267-ФЗ участники таких региональных соглашений не имеют права на вновь установленные льготы федерального уровня, пока Нижегородская область не будет включена в статью 25.8 НК РФ.

Получается, что «региональные инвестиционные проекты» в России будут иметь одно название, но несколько содержаний (понятий): льготируемые по смыслу раздела 3.3. НК ФР и льготируемые в силу соглашений, заключенных по законам субъектов РФ. Представляется, что со временем такое деление должно быть исключено и равенство субъектов предпринимательской деятельности должно быть обеспечено на всей территории России, как это предусмотрено основными принципами конституционного и гражданского законодательства. А поддержка особо депрессивных регионов может осуществляться на уровне бюджетного софинансирования развития экономики и в иных формах.

Как будет осуществляться контроль за применением налоговых льгот

Здесь же возникает и не менее важный вопрос о контроле за применением налоговых льгот для обоих типов региональных инвестиционных проектов.

До 2014 г. вопрос о контроле за выполнением условий инвестиционных соглашений для применения налоговых льгот в НК РФ прямо прописан не был. Типовыми проектами соглашений с инвесторами в Нижегородской области предусмотрены контроль и отчетность инвесторов по экономическим показателям перед Министерством инвестиционной политики.

Но следует отметить, что данная форма контроля носит исключительно договорный характер, является разновидностью государственно-частного партнерства.

Вопросы же правильности налогообложения являются исключительно публичными и контролируются Федеральной налоговой службой России в пределах, установленных налоговым законодательством.

И если ранее контроль за применением льгот осуществлялся налоговыми органами на общих основаниях, то теперь применительно к региональным налоговым проектам, установленным ст. 25.8 Налогового кодекса, установлены отдельные полномочия налоговых органов по показателям деятельности инвесторов при проведении камеральных (п.12 ст.88 НК РФ), выездных (89.2 НК РФ) и трансфертно-ценовых (ст.105.14 НК РФ) налоговых проверок.

Исходя из нынешнего законодательства, применение налоговыми органами таких специальных форм контроля в отношении ранее заключенных регионами инвестиционных соглашений не предусмотрено. Но общие функции налоговых органов и отсутствие прямого запрета на контроль налоговыми органами экономических условий применения льгот не исключают ситуации, когда будут применены новые нормы о контроле к проверке ранее заключенных региональных соглашений. Но это покажет практика применения новых правовых механизмов

Хочется в этой ситуации отметить, что законодателям следовало бы более внимательно относиться к формулировкам и понятиям, используемым в налоговом законодательстве, во избежание двусмысленностей и неясностей, которых и без того слишком много.

В целом же общее движение в сторону поддержки инвестиционной деятельности является безусловно положительным фактором в развитии экономики регионов, и дальнейшее включение других субъектов федерации в перечень инвестиционных регионов позволило бы расширить их привлекательность для вложения средств и снизить отток капиталов за рубеж.

Михаил Першин, к.ю.н., руководитель налоговой практики Timofeev/Cherepnov/Kalashnikov.

Условия региональных инвестиционных проектов (РИП). Требования к проекту

Региональный инвестиционный проект (РИП) - инвестиционный проект, целью которого является производство товаров, при этом РИП не может быть направлен на добычу и/или переработку нефти, природного газа, производство подакцизных товаров и осуществление деятельности, по которой применяется налоговая ставка по налогу на прибыль в размере 0%. Присвоение статуса участника РИП дает право на применение налоговых льгот.

Понятия и основные требования к РИП закреплены в Налоговом кодексе. Региональное законодательство может устанавливать дополнительные требования как к участникам, так и к проектам.

В соответствии с НК РФ (глава 3.3. НК РФ, глава 25 ст. 284.3 НК РФ) РИП должен удовлетворять ряду требований, в том числе:

1. Производство товаров в результате реализации РИП осуществляется:

  1. в одном или нескольких субъектах РФ, утвержденных в НК РФ (в т. ч. Республика Тыва, Забайкальский край, Магаданская область и пр., далее – поименованные регионы)
  2. в одном или нескольких субъектах РФ, имеющих соответствующую нормативно-правовую базу

Объем инвестиций

Срок осуществления инвестиций

≥ 50 млн руб. без НДС

в течение 3 лет со дня включения организации в реестр участников РИП

за период с 1 января 2016 г. до 1 января 2019 г.

≥ 500 млн руб. без НДС

в течение 5 лет со дня включения организации в реестр участников РИП

за период с 1 января 2016 г. до 1 января 2021 г.

Требования к составу капвложений

При этом законодатель предусматривает возможность сопоставления цены сделки с рыночной для определения объема вложений.

3. Каждый региональный проект реализуется единственным участником

Получение статуса участника РИП

Требования к участнику РИП

В соответствии с НК РФ, участником РИП может быть признана организация, соответствующая одному из двух перечней требований:

Перечень требований для получения статуса участника РИП, в соответствии с НК РФ

Таким образом, получение статуса участника РИП возможно как при включении в Реестр участников РИП, так и без него, но только для «депрессивных» регионов.

Получение статуса без включения в Реестр

Для получения статуса необходимо соблюдение следующих требований:

  • признана налоговая прибыль от реализации товаров в рамках РИП
  • выполнено требование к минимальному объему капитальных вложений
  • в налоговый орган направлено заявление о применении налоговой льготы с указанием объемов и сроков капитальных вложений, наименования производимых товаров

Заявление должно быть направлено не позднее даты предоставления налоговой декларации, в которой заявлены налоговые льготы по РИП. Организация считается получившей статус участника начиная с налогового периода, в котором одновременно соблюдены все перечисленные условия.

Включение в Реестр участников РИП

Документы для заявления

Для включения в реестр участников РИП организация направляет в уполномоченный орган заявление о включении в реестр с приложением следующих документов:

  • учредительные документы, удостоверенные в установленном порядке;
  • копия документа, подтверждающего факт внесения записи о государственной регистрации организации в ЕГРЮЛ;
  • копия свидетельства о постановке организации на учет в налоговом органе;
  • инвестиционная декларация (с приложением инвестиционного проекта);
  • иные документы, подтверждающие соответствие требованиям к региональным инвестиционным проектам и/или их участникам, установленным настоящим Кодексом и/или законами соответствующих субъектов Российской Федерации.

Сроки рассмотрения

Налоговым кодексом предусмотрен следующий порядок рассмотрения заявлений организаций:

Порядок рассмотрения заявлений организаций предусмотренный налоговым кодексом

Включение организации в реестр производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором было принято соответствующее решение.

Внесение изменений в Реестр

В соответствии со ст. 25.12 НК РФ в сведения, содержащиеся в Реестре участников РИП, и в инвестиционную декларацию можно вносить изменения.

При этом должны соблюдаться следующие требования:

  • обосновывается необходимость изменений;
  • не изменяется цель РИП;
  • снижение общего объема финансирования не более чем на 10% от изначально заявленного;
  • не допускается изменение графика ежегодного объема инвестиций, если это приведет к невозможности реализации РИП с соблюдением установленных требований;
  • РИП должен продолжать соответствовать всем предъявляемым к нему требованиям (НК РФ и региональное законодательство).

Прекращение статуса участника РИП и последствия

Статус участника «реестрового» РИП прекращается на основании следующих причин:

  • Заявления участника РИП о прекращении статуса участника РИП - со дня, указанного в заявлении;
  • Вступившее в силу решение по результатам налоговой проверки, выявившей несоответствие РИП и/или его участника требованиям - со дня включения организации в реестр (для «внереестровых» РИП – с начала налогового периода, в котором выявлено несоответствие);
  • Внесение в ЕГРЮЛ записи о том, что организация - участник РИП находится в процессе ликвидации, - со дня, следующего за днем внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ;
  • Прекращение деятельности участника РИП в результате реорганизации в форме слияния, разделения, присоединения к другому юридическому лицу или преобразования - со дня, следующего за днем внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ;
  • Вступившее в законную силу решение арбитражного суда о признании должника банкротом - со дня, следующего за днем вступления в законную силу такого решения.

Обратим внимание, что в случае прекращения статуса по решению налоговой проверки, для «реестровых» РИП пересчет налоговых обязательств производится с начала периода, когда участник РИП стал применять льготы, сумма налога подлежит восстановлению и уплате в бюджет за весь период пользования льготными ставками. Дополнительно производится начисление и уплата пеней. В остальных случаях пересчет производится только если не было выполнено требование к объему капитальных вложений.

П.1 ст.284.3 НК РФ

Налогоплательщик — участник регионального инвестиционного проекта, указанный в подпункте 1 пункта 1 или пункте 2 статьи 25.9 настоящего Кодекса (далее в настоящей статье также — участник), при условии, что доходы от реализации товаров, произведенных в результате реализации регионального инвестиционного проекта, составляют не менее 90 процентов всех доходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу в соответствии с настоящей главой, без учета доходов в виде положительных курсовых разниц, предусмотренных пунктом 11 части второй статьи 250 настоящего Кодекса, вправе применять к налоговой базе налоговые ставки в размерах и порядке, которые предусмотрены настоящей статьей. (В редакции Федерального закона от 18.07.2017 № 168-ФЗ )

П.2 ст.284.3 НК РФ

Налоговая ставка, предусмотренная пунктом 1.5 статьи 284 настоящего Кодекса, применяется:

пп.1 в течение десяти налоговых периодов начиная с налогового периода, в котором в соответствии с данными налогового учета была получена первая прибыль от реализации товаров, произведенных в результате реализации регионального инвестиционного проекта, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Налоговая ставка в соответствии с настоящим подпунктом применяется участниками региональных инвестиционных проектов, удовлетворяющих требованию, установленному подпунктом 1 пункта 1 статьи 25.8 настоящего Кодекса;

пп.2 в течение периода применения пониженной налоговой ставки налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, в соответствии с подпунктом 2 пункта 3 настоящей статьи. Налоговая ставка в соответствии с настоящим подпунктом применяется участниками, для которых законами субъектов Российской Федерации установлена пониженная налоговая ставка налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, в соответствии с подпунктом 2 пункта 3 настоящей статьи;

пп.3 в течение периода применения пониженной налоговой ставки налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, в соответствии с подпунктом 3 пункта 3 настоящей статьи. Налоговая ставка в соответствии с настоящим подпунктом применяется участниками, для которых законами субъектов Российской Федерации установлена пониженная налоговая ставка налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, в соответствии с подпунктом 3 пункта 3 настоящей статьи.

П.3 ст.284.3 НК РФ

Размер налоговой ставки налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, устанавливается законами субъектов Российской Федерации с учетом следующих ограничений:

пп.1 для участников региональных инвестиционных проектов, удовлетворяющих требованию, установленному подпунктом 1 пункта 1 статьи 25.8 настоящего Кодекса, законами субъектов Российской Федерации может быть установлена пониженная налоговая ставка налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, в размере, не превышающем 10 процентов в течение пяти налоговых периодов начиная с налогового периода, в котором в соответствии с данными налогового учета была получена первая прибыль от реализации товаров, произведенных в результате реализации регионального инвестиционного проекта, и в размере не менее 10 процентов в течение следующих пяти налоговых периодов;

пп.2 размер налоговой ставки налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации для участников может быть понижен до 10 процентов начиная с налогового периода, в котором в соответствии с данными налогового учета была получена первая прибыль от реализации товаров, произведенных в результате реализации регионального инвестиционного проекта, и заканчивая отчетным (налоговым) периодом, в котором разница между суммой налога, рассчитанной исходя из ставки налога в размере 20 процентов, и суммой налога, исчисленного с применением пониженных налоговых ставок налога, установленных законами субъектов Российской Федерации в соответствии с настоящим подпунктом и пунктом 1.5 статьи 284 настоящего Кодекса, определенная нарастающим итогом за указанные отчетные (налоговые) периоды, составила величину, равную объему осуществленных в целях реализации инвестиционного проекта капитальных вложений, определяемому в соответствии с пунктом 8 настоящей статьи.

При этом законами субъектов Российской Федерации срок применения пониженной налоговой ставки для всех или отдельных категорий участников может быть сокращен по сравнению со сроком применения пониженной налоговой ставки, установленным настоящим подпунктом;

пп.3 размер налоговой ставки налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации для участников, указанных в пункте 2 статьи 25.9 настоящего Кодекса, может быть понижен до 0 процентов начиная с налогового периода, в котором в соответствии с данными налогового учета была получена первая прибыль от реализации товаров, произведенных в результате реализации регионального инвестиционного проекта, и до окончания срока действия специального инвестиционного контракта, но не позднее 2025 года включительно.

П.4 ст.284.3 НК РФ

В случае, если законами субъектов Российской Федерации в соответствии с абзацем первым подпункта 2 пункта 3 настоящей статьи для участников региональных инвестиционных проектов, удовлетворяющих требованию, установленному подпунктом 1 пункта 1 статьи 25.8 настоящего Кодекса, установлены пониженные налоговые ставки, такие участники обязаны в заявлении о включении в реестр участников региональных инвестиционных проектов указать сведения о выбранном порядке применения налоговых ставок по налогу на прибыль организаций с учетом особенностей, предусмотренных подпунктом 1 пункта 2 и подпунктом 1 пункта 3 настоящей статьи, либо с учетом особенностей, предусмотренных подпунктом 2 пункта 2 и подпунктом 2 пункта 3 настоящей статьи.

П.5 ст.284.3 НК РФ

В случае, если налогоплательщик — участник регионального инвестиционного проекта, удовлетворяющего требованиям, установленным абзацем вторым подпункта 4 пункта 1 статьи 25.8 настоящего Кодекса, не получил прибыль от реализации товаров, произведенных в результате реализации регионального инвестиционного проекта, в течение трех налоговых периодов начиная с налогового периода, в котором такой налогоплательщик был включен в реестр участников региональных инвестиционных проектов, сроки, предусмотренные пунктами 2 и 3 настоящей статьи, начинают исчисляться с четвертого налогового периода считая с того налогового периода, в котором он был включен в реестр участников региональных инвестиционных проектов.

П.6 ст.284.3 НК РФ

В случае, если налогоплательщик — участник регионального инвестиционного проекта, удовлетворяющего требованиям, установленным абзацем третьим подпункта 4 пункта 1 статьи 25.8 настоящего Кодекса, не получил прибыль от реализации товаров, произведенных в результате реализации регионального инвестиционного проекта, в течение пяти налоговых периодов начиная с налогового периода, в котором такой налогоплательщик был включен в реестр участников региональных инвестиционных проектов, сроки, предусмотренные пунктами 2 и 3 настоящей статьи, начинают исчисляться с шестого налогового периода считая с того налогового периода, в котором он был включен в реестр участников региональных инвестиционных проектов.

П.7 ст.284.3 НК РФ

Налогоплательщики — участники региональных инвестиционных проектов, удовлетворяющих требованиям, установленным абзацем вторым подпункта 4 пункта 1 статьи 25.8 настоящего Кодекса, утрачивают право на применение налоговых ставок в размерах и порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, начиная с 1 января 2027 года.

П.8 ст.284.3 НК РФ

В целях применения налоговых ставок в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 и подпунктом 2 пункта 3 настоящей статьи учитывается определяемый в соответствии с пунктами 3, 4 и 5 статьи 25.8 настоящего Кодекса объем капитальных вложений, осуществленных за период:

не превышающий трех лет со дня включения организации в реестр участников региональных инвестиционных проектов, либо за период с 1 января 2016 года до 1 января 2019 года по выбору налогоплательщика, при условии, что инвестиционной декларацией предусмотрено осуществление капитальных вложений в объеме от 50 миллионов до 500 миллионов рублей;

не превышающий пяти лет со дня включения организации в реестр участников региональных инвестиционных проектов, либо за период с 1 января 2016 года до 1 января 2021 года по выбору налогоплательщика, при условии, что инвестиционной декларацией предусмотрено осуществление капитальных вложений в объеме не менее 500 миллионов рублей.

При определении объема капитальных вложений в целях настоящего пункта не учитываются затраты на приобретение амортизируемого имущества, ранее учитываемого в составе объектов амортизируемого имущества.

(Статья введена — Федеральный закон от 30.09.2013 № 267-ФЗ ; в редакции Федерального закона от 23.05.2016 № 144-ФЗ )

Статья 284.3-1. Особенности применения налоговой ставки к налоговой базе, определяемой налогоплательщиками - участниками региональных инвестиционных проектов, для которых не требуется включение в реестр участников региональных инвестиционных проектов

1. Налогоплательщик - участник регионального инвестиционного проекта, указанный в подпункте 2 пункта 1 статьи 25.9 настоящего Кодекса (далее также в настоящей статье - участник), применяет налоговые ставки в размерах, предусмотренных настоящей статьей:

ко всей налоговой базе, определяемой в соответствии с настоящей главой, в случае, если доходы от реализации товаров, произведенных в рамках реализации инвестиционного проекта, в отношении которого установлен статус регионального инвестиционного проекта, составляют не менее 90 процентов всех доходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу в соответствии с настоящей главой (без учета доходов в виде положительной курсовой разницы, предусмотренных пунктом 11 части второй статьи 250 настоящего Кодекса);

к налоговой базе от деятельности, осуществляемой в рамках реализации инвестиционного проекта, который имеет статус регионального инвестиционного проекта, при условии ведения раздельного учета доходов (расходов), полученных (понесенных) от деятельности, осуществляемой в рамках реализации указанного инвестиционного проекта, и доходов (расходов), полученных (понесенных) при осуществлении иной деятельности.

При этом выбранный способ определения налоговой базы должен быть закреплен в учетной политике и не подлежит изменению в течение срока действия статуса участника регионального инвестиционного проекта.

2. Если иное не предусмотрено настоящей статьей, налоговая ставка, предусмотренная пунктом 1.5-1 статьи 284 настоящего Кодекса, применяется участниками в течение срока, не превышающего десяти налоговых периодов, начиная с налогового периода, в котором впервые одновременно соблюдены следующие условия:

1) в соответствии с данными налогового учета признана прибыль от реализации товаров, произведенных в результате реализации регионального инвестиционного проекта;

2) налогоплательщиком - участником регионального инвестиционного проекта выполнено требование к минимальному объему капитальных вложений, установленное подпунктом 4.1 пункта 1 статьи 25.8 настоящего Кодекса;

3) налогоплательщик - участник регионального инвестиционного проекта обратился в налоговый орган с заявлением о применении налоговой льготы, указанным в пункте 1 статьи 25.12-1 настоящего Кодекса.

2.1. Если разница между суммой налога, рассчитанной исходя из ставки налога в размере 20 процентов, и суммой налога, исчисленного с применением пониженных налоговых ставок налога, установленных законами субъектов Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи и пунктом 1.5-1 статьи 284 настоящего Кодекса, определенная нарастающим итогом начиная с налогового периода, указанного в абзаце первом пункта 2 настоящей статьи, превысит величину, равную объему осуществленных капитальных вложений, указанных в заявлении, предусмотренном пунктом 1 статьи 25.12-1 настоящего Кодекса, то последним налоговым периодом применения налоговой ставки, предусмотренной пунктом 1.5-1 статьи 284 настоящего Кодекса, и пониженных налоговых ставок, установленных законами субъектов Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, будет являться период, в котором возникло это превышение. Сумма указанного превышения подлежит уплате в бюджет по итогам налогового периода в общеустановленном порядке.

В случае, если налогоплательщик - участник регионального инвестиционного проекта применил положения, предусмотренные пунктом 4 статьи 342.3-1 настоящего Кодекса, то последним налоговым периодом применения налоговой ставки, предусмотренной пунктом 1.5-1 статьи 284 настоящего Кодекса, и пониженных налоговых ставок, установленных законами субъектов Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, будет являться налоговый период, предшествующий календарному году, в котором в соответствии с пунктом 4 статьи 342.3-1 настоящего Кодекса коэффициент Ктд принимается равным 1.

3. Налоговая ставка налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, может быть установлена в размере от 0 до 10 процентов в течение пяти налоговых периодов, если иное не предусмотрено пунктом 2.1 настоящей статьи, начиная с налогового периода, в котором в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи начинается применение налоговой ставки, предусмотренной пунктом 1.5-1 статьи 284 настоящего Кодекса, и не может быть менее 10 процентов в течение следующих пяти налоговых периодов, если иное не предусмотрено пунктом 2.1 настоящей статьи.

4. Участники региональных инвестиционных проектов, удовлетворяющих требованиям, установленным абзацем вторым подпункта 4.1 пункта 1 статьи 25.8 настоящего Кодекса, утрачивают право на применение налоговых ставок в размерах и порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, начиная с 1 января 2029 года.

5. Участники региональных инвестиционных проектов, удовлетворяющих требованиям, установленным абзацем третьим подпункта 4.1 пункта 1 статьи 25.8 настоящего Кодекса, утрачивают право на применение налоговых ставок в размерах и порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, начиная с 1 января 2031 года.

"Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", 2014, N 19

С 2014 г. в целях создания благоприятных налоговых условий для осуществления инвестиционной деятельности и поддержки создания новых промышленных предприятий и высокотехнологичных проектов на территории Дальневосточного федерального округа, Забайкальского края, Республики Бурятия и Иркутской области Налоговым кодексом введена новая категория налогоплательщиков - участники инвестиционных проектов.

В чем заключаются особенности обложения налогом на прибыль доходов, полученных в рамках реализации региональных инвестиционных проектов (РИП)? Кто может претендовать на статус участника РИП? Об этом читайте в нашей статье.

Общие положения о РИП

Пунктом 1 ст. 25.8 НК РФ определено, что РИП для целей НК РФ признается инвестиционный проект, целью которого является производство товаров и который удовлетворяет одновременно всем требованиям, установленным в этой норме. Перечислим их.

Во-первых, производство товаров в результате реализации такого инвестиционного проекта осуществляется исключительно на территории одного из следующих субъектов РФ: Республики Бурятия, Республики Саха (Якутия), Республики Тыва, Республики Хакасия, Забайкальского края, Камчатского края, Красноярского края, Приморского края, Хабаровского края, Амурской области, Иркутской области, Магаданской области, Сахалинской области, Еврейской автономной области, Чукотского автономного округа.

Кроме того, данное требование также признается выполненным, если:

  • РИП предусматривает производство товаров в рамках единого технологического процесса на территориях нескольких указанных в пп. 1 п. 1 ст. 25.8 НК РФ субъектов РФ;
  • РИП направлен на добычу полезных ископаемых и соответствующий участок недр частично расположен за пределами территорий, указанных в пп. 1 п. 1 ст. 25.8 НК РФ, субъектов РФ.

Во-вторых, РИП не может быть направлен на следующие цели:

  • добычу и (или) переработку нефти, добычу природного газа и (или) газового конденсата, оказание услуг по транспортировке нефти и (или) нефтепродуктов, газа и (или) газового конденсата;
  • производство подакцизных товаров (за исключением легковых автомобилей и мотоциклов);
  • осуществление деятельности, по которой применяется ставка по налогу на прибыль организаций в размере 0%.

В-третьих, на земельных участках, на которых предполагается реализация такого инвестиционного проекта, не располагаются здания, сооружения, находящиеся в собственности физических лиц или организации, не являющейся участником такого инвестиционного проекта (за исключением подъездных путей, коммуникаций, трубопроводов, электрических кабелей, дренажа и других объектов инфраструктуры).

В-четвертых, объем капитальных вложений, в соответствии с инвестиционной декларацией, не может быть менее:

  • 50 млн руб. в срок, не превышающий трех лет со дня включения организации в реестр участников РИП;
  • 500 млн руб. в срок, не превышающий пяти лет со дня включения организации в реестр участников РИП.

При этом фактический объем капитальных вложений устанавливается на основании цен товаров (работ, услуг), определяемых в соответствии со ст. 105.3 НК РФ без учета НДС.

В-пятых, каждый РИП реализуется единственным участником.

Обратите внимание! Законом субъекта РФ может быть увеличен минимальный объем капитальных вложений, а также установлены иные требования в дополнение к вышеуказанным (п. 5 ст. 25.8 НК РФ).

Требования для получения статуса участника РИП

В соответствии с положениями ст. 25.9 НК РФ налогоплательщиком - участником РИП признается российская организация при соответствии одновременно следующим требованиям:

  • ее государственная регистрация осуществлена на территории субъекта РФ, в котором реализуется РИП;
  • она не имеет обособленных подразделений, расположенных за пределами территории субъекта РФ, в котором реализуется РИП;
  • применяет общую систему налогообложения;
  • не является участником консолидированной группы налогоплательщиков;
  • ранее не была участником РИП и не является участником (правопреемником участника) иного реализуемого РИП;
  • имеет в собственности (в аренде на срок не менее чем до 01.01.2024) земельный участок, на котором планируется реализация РИП;
  • имеет разрешение на строительство, в случае если наличие такого разрешения является обязательным для реализации РИП;
  • не является резидентом особой экономической зоны любого типа.

Обратите внимание! При выполнении вышеперечисленных условий российская организация получает статус участника РИП со дня включения ее в реестр участников РИП в порядке, установленном гл. 3.3 НК РФ .

Порядок ведения реестра участников региональных инвестиционных проектов и состав сведений, содержащихся в реестре, утв. Приказом ФНС России от 23.06.2014 N ММВ-7-3/328@.

Какие организации не могут быть участниками инвестиционного проекта?

Участниками инвестиционного проекта не могут быть некоммерческие организации, банки, страховые организации (страховщики), негосударственные пенсионные фонды, профессиональные участники рынка ценных бумаг, клиринговые организации.

Прекращение статуса участника РИП

Статус участника РИП подлежит прекращению в соответствии с п. 4 ст. 25.12 НК РФ.

Основание для прекращения

Заявление участника РИП о прекращении статуса участника РИП

Со дня, указанного в заявлении

Вступившее в силу решение по результатам налоговой проверки, проведенной в порядке, установленном НК РФ, выявившей несоответствие регионального инвестиционного проекта и (или) его участника требованиям, предусмотренным НК РФ и (или) законодательством субъекта РФ

Со дня включения организации в реестр

Внесение в ЕГРЮЛ записи о том, что организация - участник РИП находится в процессе ликвидации

Со дня, следующего за днем внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ

Прекращение деятельности организации - участника РИП в результате реорганизации в форме слияния, разделения, присоединения к другому юридическому лицу или преобразования

Со дня, следующего за днем внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ

Вступившее в законную силу решение арбитражного суда о признании должника банкротом

Со дня, следующего за днем вступления в законную силу такого решения

Как осуществляется управление инвестиционными проектами?

Управление инвестиционными проектами, претендующими на получение льгот, должно осуществляться с учетом требований законодательства РФ органами государственной власти соответствующих субъектов РФ.

Меры налогового стимулирования

Для участника РИП в качестве мер налогового стимулирования предусмотрены в течение десяти лет реализации инвестиционного проекта:

  • ставка налога на прибыль организаций в части, зачисляемой в федеральный бюджет, в размере 0%;
  • возможность снижения по решению органов государственной власти субъекта РФ ставки налога на прибыль организаций вплоть до ее обнуления в течение первых пяти лет реализации инвестиционного проекта и установления ставки указанного налога не менее 10% в течение последующих пяти лет его реализации.

Особенности применения нулевой ставки по налогу на прибыль

В соответствии с положениями ст. 284.3 НК РФ нулевую ставку участник РИП вправе применять при условии, что доходы от реализации товаров, произведенных в результате реализации РИП, составляют не менее 90% всех доходов, учитываемых при определении базы по налогу на прибыль в соответствии с гл. 25 НК РФ.

Если условия выполняются, нулевая ставка применяется в течение десяти налоговых периодов начиная с налогового периода, в котором в соответствии с данными налогового учета были признаны первые доходы от реализации товаров, произведенных в результате реализации РИП.

При этом в течение пяти налоговых периодов начиная с налогового периода, в котором в соответствии с данными налогового учета были признаны первые доходы от реализации товаров, произведенных в результате реализации РИП, размер налоговой ставки налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов РФ, не может превышать 10%, а в течение следующих пяти налоговых периодов не может быть менее 10%.

Если в соответствии с инвестиционной декларацией объем капитальных вложений участника РИП в течение трех лет со дня включения его в реестр составил 50 млн руб. и более, но при этом в указанном периоде он не получил доходов от реализации товаров, произведенных в результате реализации РИП, вышеуказанные сроки - десять и пять лет - начинают исчисляться с четвертого налогового периода.

Приказ ФНС России от 05.02.2014 N ММВ-7-3/38@ "Об утверждении формы инвестиционной декларации".

Если в соответствии с инвестиционной декларацией объем капитальных вложений участника РИП в течение пяти лет со дня включения его в реестр составил 500 млн руб., но при этом в указанном периоде участник не получил доходов от реализации товаров, произведенных в результате реализации РИП, вышеуказанные сроки - десять и пять лет - начинают исчисляться с шестого налогового периода.

Обратите внимание! Участники РИП, объем капитальных вложений которых в течение трех лет со дня включения в реестр составил 50 млн руб. и более, утрачивают право на применение вышеуказанных льготных ставок начиная с 01.01.2027.

Для остальных участников РИП положения ст. 284.3 НК РФ применяются до 01.01.2029 независимо от даты включения организации в реестр участников РИП (ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 30.09.2013 N 267-ФЗ).

В заключение отметим следующее. Исходя из положений п. 1 ст. 284.3 НК РФ при реализации РИП налогоплательщики вправе осуществлять и иную деятельность, но льготные ставки по налогу на прибыль они применяют только в случае, если доходы от реализации товаров, произведенных в результате реализации РИП, составляют 90% и более от всех доходов, учитываемых при определении базы по налогу на прибыль в соответствии с гл. 25 НК РФ.

Согласно п. п. 1 и 2 ст. 249 НК РФ в целях гл. 25 НК РФ доходами от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав. Если товары произведены в результате реализации РИП, реализуемого с соблюдением всех требований, установленных как НК РФ, так и законодательством субъекта РФ, на территории которого осуществляется реализация этого проекта, то доходы от реализации таких товаров учитываются при определении пропорции, установленной п. 1 ст. 284.3 НК РФ (Письмо Минфина России от 03.03.2014 N 03-03-06/1/8859).

Читайте также: