Теоретические аспекты налогообложения субъектов малого предпринимательства

Опубликовано: 17.04.2024

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 16:16, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является разработка комплекса научных предложений и практических рекомендаций по совершенствованию налогообложения субъектов малого предпринимательства в России В силу поставленной цели намечены главные задачи работы:
1. Дать оценку действующей системе льготного налогообложения малого бизнеса; определить принципы, преимущества и недостатки данных режимов налогообложения;
2. Изучить практику применения специальных режимов налогообложения субъектов малого предпринимательства в РФ (упрощенной системы налогообложения, системы единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности), общего режима налогообложения, выявить их особенности, разработать направления их совершенствования;
3. Проанализировать и обобщить опыт налогообложения субъектов малого предпринимательства в зарубежных странах, определить возможности использования зарубежного опыта в России;
4. Проанализировать результаты взимания минимального налога по упрощенной системе налогообложения, определить целесообразность и перспективность применения данного метода налогообложения;
5. Проанализировать порядок распределения косвенных расходов (на отопление, на освещение, на аренду имущества и др.) для малых предприятий, уплачивающих единый налог на вмененный доход по одному или нескольким видам предпринимательской деятельности в случае применения данными малыми предприятиями упрощенной системы налогообложения в отношении иных видов предпринимательской деятельности

Содержание

Введение
1. Теоретические аспекты налогообложения субъектов малого предпринимательства 7
1.1 Особенности налогообложения субъектов малого предпринимательства в Российской Федерации
1.2 Налоговые льготы, предусмотренные для малого предпринимательства.
1.3 Причины и виды уклонений от уплаты налогов
2. Анализ действующей практики налогообложения, субъектов малого предпринимательства на примере ООО «СтройМак»
2.1 Исследование финансово хозяйственной деятельности предприятия ООО «СтройМак»
2.2 Анализ динамики налоговых платежей предприятия ООО «СтройМак»
2.3 Оценка налоговой нагрузки ООО «СтройМак»
3. Проблемы налогообложения субъектов малого предпринимательства и пути их решения
3.1 Развитие налогового планирования на малых предприятиях
3.2 Альтернативные варианты налогообложения ООО «СтройМак» Заключение
Список использованных источников

Прикрепленные файлы: 1 файл

Содержание.docx

1. Теоретические аспекты налогообложения субъектов малого предпринимательства 7

1.1 Особенности налогообложения субъектов малого предпринимательства в Российской Федерации

1.2 Налоговые льготы, предусмотренные для малого предпринимательства.

1.3 Причины и виды уклонений от уплаты налогов

2. Анализ действующей практики налогообложения, субъектов малого предпринимательства на примере ООО «СтройМак»

2.1 Исследование финансово хозяйственной деятельности предприятия ООО «СтройМак»

2.2 Анализ динамики налоговых платежей предприятия ООО «СтройМак»

2.3 Оценка налоговой нагрузки ООО «СтройМак»

3. Проблемы налогообложения субъектов малого предпринимательства и пути их решения

3.1 Развитие налогового планирования на малых предприятиях

3.2 Альтернативные варианты налогообложения ООО «СтройМак» Заключение

Список использованных источников

Развитие малого предпринимательства в России является одним из важнейших направлений решения экономических и социальных проблем на федеральном и региональном уровне. Малый бизнес занимает особое место в экономике, так как это одна из сил, которая помогает продвигать экономику любой страны. Малый бизнес решает проблему занятости, создает устойчивое экономическое развитие государства. Сегодня малое предпринимательство развито крайне плохо в России. Малый бизнес это всего 12% ВВП России, в то время как в Европе уровень развития малого бизнеса в несколько раз выше. Таким образом, рассматриваемая тема имеет исключительную важность и актуальность в деле обеспечения устойчивого экономического роста в Российской Федерации.

Проблемы малого бизнеса нельзя рассматривать вне общего контекста экономических и социальных преобразований.

Особенности состояния и развития малого бизнеса на нынешнем этапе определяются, прежде всего, результатами экономической политики государства и состоянием соответствующего ей хозяйственного права.

Последние решения по малому бизнесу, принятые высшим руководством страны, носят в основном конструктивный и комплексный характер. Сделан существенный шаг вперед в понимании сути экономических проблем малого бизнеса. Основные формы его поддержки выявлены и обозначены, а приоритеты избраны - изменения в налоговой системе, выделение кредитных ресурсов из федерального бюджета, государственное страхование программ с высокой степенью риска, обеспечение гарантий для иностранных инвестиций, использование опыта и привлечение зарубежных специалистов.

Большое влияние на развитие малого предпринимательства оказывает налогообложение. Определяя объём взимаемых налогов с субъектов малого предпринимательства, государство оказывает воздействие на объем финансовых ресурсов, используемых субъектами малого предпринимательства, на простое или расширенное воспроизводство, на уровень занятости, а также на уровень поступлений налогов в бюджет.

В этой связи изучение проблем налогообложения субъектов малого предпринимательства позволяет проанализировать и оценить влияние налоговой политики государства на субъекты малого предпринимательства и на основе обобщения и анализа опыта налогообложения субъектов малого предпринимательства определить пути решения данных проблем. Необходимость углубления теоретических исследований и практических разработок по налогообложению субъектов малого предпринимательства обуславливает актуальность темы, предопределяет цель и задачи исследования.

Целью исследования является разработка комплекса научных предложений и практических рекомендаций по совершенствованию налогообложения субъектов малого предпринимательства в России В силу поставленной цели намечены главные задачи работы:

1. Дать оценку действующей системе льготного налогообложения малого бизнеса; определить принципы, преимущества и недостатки данных режимов налогообложения;

2. Изучить практику применения специальных режимов налогообложения субъектов малого предпринимательства в РФ (упрощенной системы налогообложения, системы единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности), общего режима налогообложения, выявить их особенности, разработать направления их совершенствования;

3. Проанализировать и обобщить опыт налогообложения субъектов малого предпринимательства в зарубежных странах, определить возможности использования зарубежного опыта в России;

4. Проанализировать результаты взимания минимального налога по упрощенной системе налогообложения, определить целесообразность и перспективность применения данного метода налогообложения;

5. Проанализировать порядок распределения косвенных расходов (на отопление, на освещение, на аренду имущества и др.) для малых предприятий, уплачивающих единый налог на вмененный доход по одному или нескольким видам предпринимательской деятельности в случае применения данными малыми предприятиями упрощенной системы налогообложения в отношении иных видов предпринимательской деятельности

Объектом исследования является действующая система налогообложения субъектов малого предпринимательства в Российской Федерации и пути её совершенствования.

Предметом исследования являются региональные особенности применения общего режима и специальных режимов субъектов малого предпринимательства, направления совершенствования данных режимов налогообложения.

Теоретической основой исследования послужили работы ведущих отечественных и зарубежных ученых и практических работников в области налогообложения субъектов малого предпринимательства. Основу исследования также составили часть 1 и 2 Налогового кодекса РФ, Гражданский кодекс РФ, Федеральные законы РФ, нормативно-правовые документы министерств и ведомств, а также материалы судебной практики по вопросам применения субъектами малого предпринимательства общего режима налогообложения и специальных режимов налогообложения.

Исследование базируется на данных Федеральной налоговой службы Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, Управления Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Свердловской области, Государственного комитета по статистике Российской Федерации. Также были использованные данные бухгалтерской и статистической отчетности субъектов малого предпринимательства.

  1. Теоретические аспекты налогообложения субъектов малого предпринимательства.

1.1 Особенности налогообложения субъектов малого предпринимательства в Российской Федерации.

Под субъектами малого предпринимательства понимаются хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные к малым предприятиям, в том числе к микро предприятиям, и средним предприятиям.

Для того чтобы организация считалась субъектом малого предпринимательства, должны быть выполнены следующие условия: организация должна быть только коммерческой; доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов в уставном капитале организации не должна превышать 25%; доля в уставном капитале, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, так же не должна превышать 25%; средняя численность работников за отчетный период не должна превышать допустимую среднюю численность для соответствующего вида деятельности.

Если организация не будет соответствовать хотя бы одному из условий, она не может быть признана субъектом малого предпринимательства.

Для каждого вида деятельности предусмотрена допустимая средняя численность работников в отчетном периоде. Средняя численность работников определяется в этом случае с учетом всех работников малого предприятия, в том числе работающих по договорам гражданско-правового характера и по совместительству с учетом реально отработанного времени, а так же работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанного юридического лица.

Таким образом, организация с численностью 100 человек, имеющая огромную выручку, сточки зрения законодательства будет относиться к малым предприятиям и вправе претендовать на государственную поддержку.

Если малое предприятие осуществляет несколько видов деятельности (многопрофильное), то оно относится к таковым критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объёме прибыли.

Кроме организаций под субъектами малого предпринимательства понимаются так же физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

Для того чтобы начать предпринимательскую деятельность, субъекту малого предпринимательства необходимо, прежде всего, зарегистрироваться и получить лицензию на отдельные виды деятельности (если выбранный вид деятельности подлежит лицензированию).

В России действуют два вида налоговых режимов для субъектов малого предпринимательства: общий и специальный.

Юридические лица, имеющие статус субъектов малого предпринимательства, могут применять общий режим налогообложения, так же как и предприниматели, в добровольном порядке. Исключение составляют виды деятельности, подлежащие обложению единым налогом на вменённый доход.

Общую систему налогообложения юридические лица вправе применять в отношении, как всех видов деятельности организации, так и отдельных видов в случае, когда по одному из видов деятельности субъект уплачивает ЕНВД.

Можно отметить, что если в отношении индивидуальных предпринимателей законодательство не требует ведения бухгалтерского учёта, то в отношении организаций такое требование является обязательным.

Бухгалтерский учёт обязаны вести все организации независимо от организационно - правовой формы. В настоящее время от обязанности ведения бухгалтерского учёта освобождены только организации, перешедшие на упрощённую систему налогообложения (за исключением учёта основных средств и нематериальных активов), которые ведут учёт доходов и расходов и физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, которые ведут только учёт доходов и расходов в порядке, установленном налоговым законодательством Российской Федерации.

Специальные налоговые режимы введены Федеральным законом от 29 декабря 2001 г. и включены в раздел VIII Налогового кодекса РФ. Они предусматривают особый порядок исчисления и уплаты налогов, в том числе замену совокупности налогов одним налогом.

Специальные налоговые режимы - это особый порядок налогообложения и особый вид федерального налога, переход на исчисление и уплату которых освобождает от обязанности по уплате отдельных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов.

Специальные налоговые режимы получили право на освобождение от налогов:

- для организации - на прибыль организаций, на имущество организаций, а также НДС (кроме НДС при ввозе товаров на таможенную территорию РФ), которые им заменены единым налогом, исчисленным по результатам хозяйственной деятельности за налоговый период;

- для индивидуальных предпринимателей - на доходы физических лиц, на имущество физических лиц а также НДС (за исключением НДС при ввозе товаров на таможенную территорию РФ). Указанные налоги заменены единым налогом, исчисленным по результатам хозяйственной деятельности за налоговый период.

Кроме того, индивидуальные предприниматели уплачивают страховые сборы на обязательное пенсионное страхование.

Все остальные действующие налоги и сборы оплачиваются субъектами в соответствии с общим режимом налогообложения.

Упрощенная система налогообложения.

При переходе организаций и индивидуальных предпринимателей установлены следующие ограничения:

1. Для организаций их доход от реализации за 9 месяцев того года, когда подается заявление о переходе, не должен превышать 11 млн руб. (без НДС).

2. Средняя списочная численность работников организаций и индивидуальных предпринимателей за отчетный (налоговый) период не должна превышать 100 человек.

3. Остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов у организаций, определяемых в соответствии с законом о бух. учете, не должна превышать 100 млн. руб.

Налогоплательщики УСН - организации, в том числе предприятия малого бизнеса, и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие её в установленном порядке.

Объектом налогообложения признаются либо доходы, либо доходы, уменьшенные на величину расходов. Налогоплательщики самостоятельно выбирают объект налогообложения.

К доходам организации для целей налогообложения относят доходы от реализации и внереализационные. При определении объектов налогообложения индивидуальные предприниматели учитывают доходы от предпринимательской деятельности.

Для всех плательщиков единого налога, работающих по УСН, датой получения дохода признается день поступления средств на счета в банках и в кассу, получения иного имущества и имущественных прав.

Расходами признаются обоснованные, экономически оправданные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком; по общему правилу расходами налогоплательщиков признаются затраты после их фактической оплаты.

Налоговая база зависит от выбранного объекта налогообложения. Если объектом являются доходы организации и индивидуальных предпринимателей, то налоговой базой признается денежное выражение этих доходов. Если объектом выбраны доходы, уменьшенные на величину расходов, то налоговой базой признается денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов.


Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 13.04.2020 2020-04-13

Статья просмотрена: 206 раз

Библиографическое описание:

Тухватулина, Л. Р. Налогообложение субъектов малого предпринимательства и пути его совершенствования / Л. Р. Тухватулина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 15 (305). — С. 357-360. — URL: https://moluch.ru/archive/305/68738/ (дата обращения: 18.05.2021).

В статье рассмотрено понятие малого предпринимательства, государственная поддержка и налоговое регулирование субъектов малого предпринимательства, рассмотрены специальные налоговые режимы, применяемые субъектами малого предпринимательства, дана им характеристика с точки зрения преимуществ и недостатков.

Ключевые слова: малое предпринимательство, налогообложение, системы налогообложения.

Развитие экономики любого государства не может быть успешно без оптимального сочетания крупного, среднего и малого предпринимательства. Малое предпринимательство формируют дополнительные рабочие места, насыщают рынок товарами, а также являются крайне чувствительным регулятором в экономике. Сфера малого предпринимательства зачастую является показателем стабильности экономики и направления ее развития.

В России в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого предпринимательства относятся субъекты с численностью персонала до ста человек (включая микропредприятия — до пятнадцати человек), до 800 млн.руб. годового дохода (до 120 млн. — у микропредприятий), а также установлены ограничения по величине активов и участия других юридических лиц в капитале [3].

Малому предпринимательству свойственна высокая мобильность, гибкость и маневренность. Такие организации могут создаваться во всех сферах экономики и достаточно быстро реагировать на неудовлетворенные нужды населения [8].

Прибыль субъектов малого предпринимательства и поступления налоговых доходов в бюджет во многом зависит от режима налогообложения. В случае, если налоговая нагрузка на бизнес будет достаточно высока, то предприниматели могут уйти в теневой бизнес, в результате это повлечёт сокрытие реальных доходов, серые заработные платы, отсутствие пенсионного и медицинского обеспечения работников, сокращение ВВП.

На данный момент в Российской Федерации действуют общий и специальные налоговые режимы. В соответствии с п. 2 ст. 18 НК РФ к специальным налоговым режимам относятся:

1) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);

2) упрощенная система налогообложения;

3) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;

5) патентная система налогообложения;

6) налог на профессиональный доход (в порядке эксперимента) [1].

Выбор оптимальной системы налогообложения приводит к снижению налоговой нагрузки предприятия.

Общий режим налогообложения используют предприниматели и организации, которые по какой-то из причин не могут применять другие системы налогообложения. Это может быть, например, связано с большой численностью сотрудников (более 100 человек) или превышением доступного предела размера дохода (более 800 млн).

При данном режиме налогообложения организации должны вести бухгалтерский и налоговый учет, а также платить такие налоги как: налог на прибыль, налог на доходы физических лиц, налог на добавленную стоимость и другие.

В тоже время применение общего режима налогообложения имеет ряд преимуществ:

− предприниматель может заниматься разными видами деятельности, при этом нет лимита на размер дохода от предприятия;

− есть возможность возмещения НДС из бюджета по разным основаниям;

− нет ограничения на количество привлеченных сотрудников и другие [6].

Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) может использоваться только организациями или индивидуальными предпринимателями, которые занимаются сельскохозяйственной деятельностью, и доля дохода от такой деятельности составляет более 70 %. Ставка налога составляет 6 % от доходов, уменьшенных на величину расходов. К недостаткам данного режима относится необходимость отслеживания доли выручки от реализации собственной сельскохозяйственной продукции в общей выручке организации, а также запрет на производство подакцизных товаров.

Субъектами системы налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции являются организации, признаваемые инвесторами в соответствии с п. 1 ст. 346 НК РФ. Объектом налогообложения признается прибыль, полученная налогоплательщиком в связи с выполнением соглашения (п. 3 ст. 346 НК РФ) [2]. К достоинствам данного режима относится то, что инвестор освобождается от уплаты региональных и местных налогов в соответствии с п. 7 ст. 346.35 НК РФ [2].

В рамках УСН у предпринимателя есть выбор объекта налогообложения:

  1. Доходы. Ставка налога составляет 6 %.
  2. Доходы, уменьшенные на величину расходов. Ставка налога составляет 15 %.

Режим налогообложения с объектом «доходы» является более выгодным для организаций, в которых низкая доля расходов, а с объектом «доходы, уменьшенные на величину расходов» выгоден для организаций с высокой долей расходов. При использовании УСН снижается налоговая нагрузка и объем документации, которую необходимо сдавать в налоговую. К недостаткам данного режима можно отнести: организации не имеют права открывать филиалы и представительства; список расходов по сравнению с ОСНО при расчете налоговой базы ограничен.

Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД) — режим налогообложения, применяемый только в отношении отдельных видов деятельности, отраженных в п 2. ст. 346.26 НК РФ [2].

Главной особенностью ЕНВД согласно п. 4 ст. 346.26 НК РФ, считается что, что при исчислении и уплате налога размер реально полученного дохода не важен. ЕНВД рассчитывается исходя из размера, предполагаемого (вмененного) дохода организации, с учетом различных условий, которые могут повлиять на величину дохода. ЕНВД можно использоваться как самостоятельный режим налогообложения, но и сочетать, например, с УСН. В случае получения убытка перечисление вмененного налога осуществляется в обязательном порядке, т. е. ЕНВД не зависит от фактических результатов деятельности.

Патентная система налогообложения — специальный режим налогообложения, который вправе применять только индивидуальные предприниматели со средней численностью наёмных работников не более 15 человек. При данном режиме налогоплательщик освобождается от уплаты НДС (п.11 ст. 346.43 НК РФ), НДФЛ и налога на имущество в части имущества, используемого при осуществлении видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется ПСН (п. 10 ст. 346.43 НК РФ) [2]. Индивидуальному предпринимателю требуется вести книгу учета доходов и расходов, в связи с чем возникает необходимость ведения первичного учета. К достоинствам данного режима налогообложения относится: налоговая декларация не сдается, срок действия патента ИП может выбрать самостоятельно. ПСН можно сочетать с другими режимами налогообложения. К недостаткам можно отнести, что стоимость патента нельзя уменьшить на сумму страховых взносов на обязательное страхование, как при УСН и ЕНВД.

При УСН и ЕНВД из-за освобождения от уплаты НДС, организации не выставляют счета-фактуры с выделенным НДС, а это лишает контрагентов права возмещения НДС, что делает сотрудничество с первыми невыгодным [5].

Налог на профессиональный доход — специальный режим, предусмотрен для физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, не имеющих работодателя и не привлекающие наемных работников (ст. 2 закона 422-ФЗ) [4]. Налоговая ставка составляет: 4 % — с доходов от физических лиц, 6 % — с доходов от юридических лиц и ИП. Также к преимуществам данного режима относится: освобождение от налоговой и бухгалтерской отчетности (учет доходов ведется в приложении «Мой налог»); отсутствие обязанности уплачивать фиксированные взносы на пенсионное и медицинское страхование.

Пути совершенствования системы налогообложения субъектов малого бизнеса:

  1. Введение ограничения на резкие изменения в налоговом законодательстве в сторону увеличения налоговой нагрузки;
  2. Совершенствование законодательства с целью придания большей прозрачности законам, снижения налоговых ставок;
  3. Доработка законов, направленных на регулирование деятельности налоговой администрации и налогоплательщиков, устранение противоречий налогового и гражданского законодательства
  4. Разработка мер по упрощению ведения учета;
  5. Организаций мероприятий по проведению консультативной и разъяснительной работы налогоплательщикам;
  6. Предоставление льгот инвесторам, которые вкладывают средства в развитие малых предприятий.

Исходя из вышесказанного ясно, что отсутствие изменений в области налогообложения малого предпринимательства, не позволит государству в полном объеме выполнять фискальные функции, а также повышать конкурентоспособность страны в целом за счет повышения мотивации к развитию малого бизнеса.

Итак, налогообложение субъектов малого предпринимательства предусматривает общий и специальные режимы налогообложения. Использование специальных режимов позволяет снизить налоговую нагрузку на организацию, упростить ведение учета и составление отчетности, а также порядок ее предоставления. Совершенствование налогового законодательства позволит повысить мотивацию к предпринимательской деятельности, способствует развитию конкурентоспособной среды, приведет к увеличению налоговых поступлений в бюджет.

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая): от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 28.01.2020) // Справочная правовая система «Консультант плюс»;
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая): от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 27.12.2019, с изм. от 28.01.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.01.2020) // Справочная правовая система «Консультант плюс»;
  3. Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2020) // Справочная правовая система «Консультант плюс»;
  4. Федеральный закон от 27.11.2018 N 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход»// Справочная правовая система «Консультант плюс»;
  5. Перфильева, К. А. Анализ и оценка специальных режимов налогообложения [Текст] / К. А. Перфильева // Молодежь и системная модернизация страны: сборник научных статей 3-й Международной научной конференции студентов и молодых ученых. — 2018. — С. 256–260.
  6. Помазанова, В. В. Особенности налогообложения малого бизнеса [Текст] / В. В. Помазанова, Т. О. Беляева, А. Р. Хаметова // Вопросы экономики и управления. — 2016. — № 4. — С. 59–62.
  7. Сарычева, О. А. Проблемы и пути развития налогообложения малого бизнеса [Текст] / О. А. Сарычева, А. В. Плахов // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. — 2015. — № 2 (7). — C. 236–238.
  8. Тимофеев, В. И. Роль малых и средний предприятий в экономике [Текст] / В. И. Тимофеев // ВУЗ. XXI ВЕК. — 2015. — № 1 (47). — С. 99–112.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

1.1 Экономическое содержание, функции и признаки налогов, принципы налогообложения

Экономическая мысль не выработала до настоящего времени единого толкования понятия налога, независимо от политического и экономического строя общества, природы и задач государства. Ведь необходимость налогов предопределяется непосредственно функциями государства. Как отмечал Ж. Прудон: в сущности, вопрос о налоге есть вопрос о государстве. Теория налога и практика налогообложения развивались вместе с теорией государства и практикой его функционирования. Одновременно налоги были и остаются основообразующими источниками государственных доходов.

Исторические направления основных теоретических представлений сущности налогов приведены на рис. 1.




Теории налогов


Плата граждан государству


Источник доходов государства


Регулятор экономических процессов


Договорная плата


Страховой платеж государству


Средство уравнивания доходов


Покупка гражданами государственных услуг


Добровольные взносы граждан для государственных целей

Рисунок 1. - Исторические направления основных теоретических представлений сущности налогов

Теоретически экономическая сущность налогов заключается в определении источника налогообложения и того влияния, которое оказывает налог на макро и микроэкономические процессы. Впервые экономическая сущность была исследована в работах Давида Риккардо, последователя Адама Смита. Налоги, писал он, составляют ту долю труда и продукта страны, которая идёт на пополнение доходов бюджета и в конечном счете, они всегда уплачиваются из доходов страны. В настоящее время нет единой точки зрения на экономическую сущность налогов. Например, профессор Родионова считает, что экономическая сущность налогов характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами в процессе уплаты налогов. Наиболее распространенной точкой зрения является понимание экономической сущности, как изъятие государством определенной части ВВП в виде обязательного взноса.

В соответствии с Налоговым кодексом под налогом понимается обязательный индивидуально-безвозмездный платеж, взимаемый с юридических и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

Исходя из этого, выделяют следующие характерные черты налога:

1. Обязательный взнос: носит характер принуждения, которое обеспечивается силой государства в лице правоохранительных и налоговых органов;

2. Индивидуальная безвозмездность: характеризуется односторонностью, безэквивалентностью и безвозвратностью налогов. Обязательства по уплате налогов являются односторонними, т.к. в налоговых правоотношениях есть только одна обязательная сторона – налогоплательщик. Государство, получая налоги в бюджет, не принимает на себя каких-либо встречных обязательств перед налогоплательщиком и не должно что-либо сделать в его пользу. В свою очередь налогоплательщик, уплатив налоги, не приобретает дополнительных прав. Налоги безэквивалентны и пользование общественными благами никак не пропорционально сумме уплаченных налогов. Налоги подлежат возврату только в случае их переплаты в бюджет или законно установленной льготы;

Тема: Налогообложение субъектовмалого предпринимательства: проблемы и пути их решения

Введение 3
1.Теоретические основы налогообложения субъектов малого предпринимательства 7
1.1.Экономическая сущность и функция налога 7
1.2.Специфика налогов в контексте деятельности налоговых органов 13
1.3. Характеристика системы налогообложения субъектов малого предпринимательства в Российской Федерации 25
2. Анализ налогообложения субъектов малого предпринимательства на примере ООО «Альтис» в 2014-2016гг. 31
2.1. Характеристика предприятия и анализ финансового состояния 31
2.2. Анализ влияния налогообложения субъектов малого предпринимательства на финансовые показатели его деятельности 43
3. Проблемы налогообложения субъектов малого предпринимательства в Российской Федерации и пути их решения 48
Заключение 65
Список литературы 67
Приложения 71

Введение

Предприятия малого бизнеса являются важной сферой деятельности современной рыночной экономики. С развитием предпринимательства в Российской Федерации стремительно стали создаваться новые рабочие места, произошло оживление на рынке товаров и услуг, появилась возможность у большинства населения страны к поиску самостоятельного источника дохода, снизилась доля социальной нагрузке на расходы бюджетов Российской Федерации.

Основная особенность предприятий малого бизнеса – это деятельность в экономической среде с целью получения прибыли, экономической свободы, реализации товаров и услуг на рынке, гибкости и оперативности в принятии управленческих решений, более низкая потребность в наличии первоначального капитала, а также более высокая оборачиваемость собственного капитала вследствие осуществления финансовой деятельности.

Предприятия малого бизнеса выполняют важную роль, которая заключается в обеспечении населения рабочими местами, насыщение рынка товарами и услугами, выпуске специализированных товаров и услуг, а также удовлетворении нужд крупных предприятий.

Немаловажным является вклад малых предприятий в создание валового внутреннего продукта и в формировании федерального и регионального бюджета страны.

Малый бизнес, по своей сути,является базовой составляющей рыночной экономики, он играет огромную роль в формировании конкурентных, цивилизованных рыночных отношений, которые способствуют лучшему удовлетворению потребностей населения общества в товарах и услугах.

Особенный интерес многочисленных перемен и изменений, которые вписываются в налоговый кодекс Российской Федерации, уделяется малым предприятиям.

Появления нового типа новой экономики многочисленными исследователями поясняется следующими отличительными чертами:

1. Повышение степени благосостояния населения, содействия к смягчению общественной напряженности;

2. Организация вспомогательных рабочих мест и содействие в самозанятости населения;

3. Увеличение конкурентоспособности крупных организаций, путем создание новых товаров и услуг;

4. Эластичность экономической системы посредством своевременного реагирования на перемены рынка.

В связи с этим тема является особенно актуальной в современных экономических условиях развития страны.

Актуальность исследования заключается в том, что процесс организации налогообложения малых предприятий на территории Российской Федерации постоянноизменяется и корректируется. С момента введения налоговой системы в правовую систему Российской Федерации были кардинально изменены как методика, так и способ вычисление налогов разных уровней бюджетов субъектов Российской Федерации (НДС, НДФЛ, налог на прибыль и пр.), многие налоги были вовсе отменены (налог на содержание жилищного фонда, налог с продаж), а также есть новые виды налогов.

Цель дипломной работы является изучение процесса налогообложения на примере конкретного хозяйствующего субъекта малого бизнеса, определение проблем и путей для их решения.

Для достижения поставленной цели определились следующие задачи исследования:

1. Изучение и анализ теоретических основ налогообложения;

2. Анализ и описание налогообложения субъекта малого предпринимательства на примере ООО «Альтис»;

3. Выявление проблем налогообложения субъектов малого предпринимательства в Российской Федерации и определение пути их решения.

Объектом дипломного исследования являетсясистема налогообложениясферы малого и среднего бизнеса.

Предмет дипломного исследования –особенности налогообложения предприятия малого бизнеса (на примере ООО «Альтис»).

В ходе исследования применялись следующие методы:

–метод экспертных оценок.

При написании ВКР использовались следующие источники: нормативно-правовая литература, научная и отраслевая литература, научная литература, финансовый и бухгалтерский учет.

Теоретической базой исследования являются нормативно-правовые акты, анализ научной и отраслевой периодики, анализ научной литературы, связанной с проблемой исследования.

Работа состоит из трех глав.

В первой главе «Теоретические основы налогообложения» рассмотрены основы организации системы налогообложения, нормативно-правовое регулирование налогообложения малого бизнеса в Российской Федерации.В главе поставлен акцент на раскрытие экономической сути налогов и тех функций, которые они выполняют в экономике (пополнение бюджета, выполнение социальных обязательств). Определены сущность и функции налогового органа. Раскрыты особенности системы налогообложения в Российской Федерации.

Во второй главе «Анализ налогообложения субъектов малого предпринимательства на примере ООО «Альтис» представлен подробный анализ финансово-экономических показателей деятельности предприятия, исследуется система налогообложения, оцениваются факторы, влияющие на процесс налогообложения. Делается анализвлияния налогообложения субъектов малого предпринимательства на финансовые показатели его деятельности. Здесь конечно возможна дискуссия о том, необходимы ли малому и среднему бизнесу налоговые каникулы.

В третьей главе «Проблемы налогообложения субъектов малого предпринимательства в Российской Федерации и пути их решения» были изучены основные проблемы, с которыми сталкиваются субъекты малого бизнеса в рамках налогообложения, определены пути их решения. Конечно, данные меры не являются исчерпывающими и можно дискутировать по данному вопросу.

При написании работы использовались различные источники – нормативно-правовые документы, монографии, учебники, периодическая печать. Методологической базой работы стали воззрения Шеремета А.Д., Глазьева С.Ю. и других российских экономистов.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Дата добавления: 2018-05-12 ; просмотров: 291 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агенство по образованию

Уральский государственный экономический университет

Кафедра финансов, денежного обращения и кредита

Налогообложение субъектов малого предпринимательства: проблемы и пути их решения

Введение

  • 1. Теоретические аспекты налогообложения субъектов малого предпринимательства
  • 1.1 Экономическое содержание, функции и признаки налогов, принципы налогообложения
  • 2. Характеристика налоговой системы Российской Федерации
  • 2.1 Особенности налогообложения субъектов малого предпринимательства в Российской Федерации
  • 3. Анализ влияния уровня налогообложения, налоговая нагрузка ООО "АвтоПромСтрой"
  • 3.1 Общая характеристика организации и основных видов ее деятельности
  • 3.2 Анализ финансового состояния ООО "АвтоПромСтрой"
  • 3.3 Анализ структуры налоговых обязательств и налоговой нагрузки предприятия в динамике с 2007 по 2008 год
  • 4. Проблемы налогообложения субъектов малого предпринимательства и пути их решения
  • 4.1 Роль налогового планирования для субъектов малого предпринимательства
  • 4.2 Альтернативные варианты налогообложения ООО "АвтоПромСтрой"
  • Заключение
  • Список литературы
  • Приложение А
  • Приложение Б
  • Приложение В
  • Приложение Г
  • Приложение Д
  • Введение
  • Развитие малого предпринимательства в России является одним из важнейших направлений решения экономических и социальных проблем на федеральном и региональном уровне. Малый бизнес занимает особое место в экономике, так как это одна из сил, которая помогает продвигать экономику любой страны. Малый бизнес решает проблему занятости, создает устойчивое экономическое развитие государства. Сегодня малое предпринимательство развито крайне плохо в России. Малый бизнес это всего 12% ВВП России, в то время как в Европе уровень развития малого бизнеса в несколько раз выше. Таким образом, рассматриваемая тема имеет исключительную важность и актуальность в деле обеспечения устойчивого экономического роста в Российской Федерации.
  • Проблемы малого бизнеса нельзя рассматривать вне общего контекста экономических и социальных преобразований.
  • Особенности состояния и развития малого бизнеса на нынешнем этапе определяются, прежде всего, результатами экономической политики государства и состоянием соответствующего ей хозяйственного права.
  • Последние решения по малому бизнесу, принятые высшим руководством страны, носят в основном конструктивный и комплексный характер. Сделан существенный шаг вперед в понимании сути экономических проблем малого бизнеса. Основные формы его поддержки выявлены и обозначены, а приоритеты избраны - изменения в налоговой системе, выделение кредитных ресурсов из федерального бюджета, государственное страхование программ с высокой степенью риска, обеспечение гарантий для иностранных инвестиций, использование опыта и привлечение зарубежных специалистов.
  • Большое влияние на развитие малого предпринимательства оказывает налогообложение. Определяя объём взимаемых налогов с субъектов малого предпринимательства, государство оказывает воздействие на объем финансовых ресурсов, используемых субъектами малого предпринимательства, на простое или расширенное воспроизводство, на уровень занятости, а также на уровень поступлений налогов в бюджет.
  • В этой связи изучение проблем налогообложения субъектов малого предпринимательства позволяет проанализировать и оценить влияние налоговой политики государства на субъекты малого предпринимательства и на основе обобщения и анализа опыта налогообложения субъектов малого предпринимательства определить пути решения данных проблем. Необходимость углубления теоретических исследований и практических разработок по налогообложению субъектов малого предпринимательства обуславливает актуальность темы, предопределяет цель и задачи исследования.
  • Целью исследования является разработка комплекса научных предложений и практических рекомендаций по совершенствованию налогообложения субъектов малого предпринимательства в России В силу поставленной цели намечены главные задачи работы:
  • 1. Дать оценку действующей системе льготного налогообложения малого бизнеса; определить принципы, преимущества и недостатки данных режимов налогообложения;
  • 2. Изучить практику применения специальных режимов налогообложения субъектов малого предпринимательства в РФ (упрощенной системы налогообложения, системы единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности), общего режима налогообложения, выявить их особенности, разработать направления их совершенствования;
  • 3. Проанализировать и обобщить опыт налогообложения субъектов малого предпринимательства в зарубежных странах, определить возможности использования зарубежного опыта в России;
  • 4. Проанализировать результаты взимания минимального налога по упрощенной системе налогообложения, определить целесообразность и перспективность применения данного метода налогообложения;
  • 5. Проанализировать порядок распределения косвенных расходов (на отопление, на освещение, на аренду имущества и др.) для малых предприятий, уплачивающих единый налог на вмененный доход по одному или нескольким видам предпринимательской деятельности в случае применения данными малыми предприятиями упрощенной системы налогообложения в отношении иных видов предпринимательской деятельности
  • Объектом исследования является действующая система налогообложения субъектов малого предпринимательства в Российской Федерации и пути её совершенствования.
  • Предметом исследования являются региональные особенности применения общего режима и специальных режимов субъектов малого предпринимательства, направления совершенствования данных режимов налогообложения.
  • Теоретической основой исследования послужили работы ведущих отечественных и зарубежных ученых и практических работников в области налогообложения субъектов малого предпринимательства. Основу исследования также составили часть 1 и 2 Налогового кодекса РФ, Гражданский кодекс РФ, Федеральные законы РФ, нормативно-правовые документы министерств и ведомств, а также материалы судебной практики по вопросам применения субъектами малого предпринимательства общего режима налогообложения и специальных режимов налогообложения.
  • Исследование базируется на данных Федеральной налоговой службы Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, Управления Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Свердловской области, Государственного комитета по статистике Российской Федерации. Также были использованные данные бухгалтерской и статистической отчетности субъектов малого предпринимательства.
1. Т еоретические аспекты налогообложения суб ъ ектов малого предпринимательства

1.1 Экономическое содержание, функции и признаки налогов, принципы налогообложения

Экономическая мысль не выработала до настоящего времени единого толкования понятия налога, независимо от политического и экономического строя общества, природы и задач государства. Ведь необходимость налогов предопределяется непосредственно функциями государства. Как отмечал Ж. Прудон: в сущности, вопрос о налоге есть вопрос о государстве. Теория налога и практика налогообложения развивались вместе с теорией государства и практикой его функционирования. Одновременно налоги были и остаются основообразующими источниками государственных доходов.

Исторические направления основных теоретических представлений сущности налогов приведены на рис.1.

Рисунок 1 - Исторические направления основных теоретических представлений сущности налогов []

Теоретически экономическая сущность налогов заключается в определении источника налогообложения и того влияния, которое оказывает налог на макро и микроэкономические процессы. Впервые экономическая сущность была исследована в работах Давида Риккардо, последователя Адама Смита. Налоги, писал он, составляют ту долю труда и продукта страны, которая идёт на пополнение доходов бюджета и в конечном счете, они всегда уплачиваются из доходов страны. В настоящее время нет единой точки зрения на экономическую сущность налогов. Например, профессор Родионова считает, что экономическая сущность налогов характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами в процессе уплаты налогов. Наиболее распространенной точкой зрения является понимание экономической сущности, как изъятие государством определенной части ВВП в виде обязательного взноса.

В соответствии с Налоговым кодексом под налогом понимается обязательный индивидуально-безвозмездный платеж, взимаемый с юридических и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

Исходя из этого, выделяют следующие характерные черты налога:

Обязательный взнос: носит характер принуждения, которое обеспечивается силой государства в лице правоохранительных и налоговых органов;

Индивидуальная безвозмездность: характеризуется односторонностью, безэквивалентностью и безвозвратностью налогов. Обязательства по уплате налогов являются односторонними, т.к в налоговых правоотношениях есть только одна обязательная сторона - налогоплательщик. Государство, получая налоги в бюджет, не принимает на себя каких-либо встречных обязательств перед налогоплательщиком и не должно что-либо сделать в его пользу. В свою очередь налогоплательщик, уплатив налоги, не приобретает дополнительных прав. Налоги безэквивалентны и пользование общественными благами никак не пропорционально сумме уплаченных налогов. Налоги подлежат возврату только в случае их переплаты в бюджет или законно установленной льготы;

Отчуждение денежных средств: предусматривает переход права собственности от налогоплательщика государству;

Направленность на финансирование деятельности государства любого уровня.

Экономическая сущность налогов проявляется через их функции. Рассмотрение вопроса о функциях налога является дискуссионным. Исследования в развитых зарубежных странах показывают, что идет противостояние кейнсианской и неоклассической школы. Теоретические споры ведутся в основном с той ролью, которую играют налоги в экономике их стран. Представители первого направления считают, что налоги - это самый важный инструмент государственной политики, поэтому они выполняют регулирующую роль. Их противники считают, что государственное регулирование должно быть минимальным, а налоги - это только фискальный инструмент. Схематично функции налога приведены на рис.2.

Рисунок 2 - функции налога []

Фискальная функция является основной функцией налога, носит всеобъемлющий характер, распространяется на все физические и юридические лица, которые согласно действующему налоговому законодательству обязаны платить налоги.

Распределительная функция наиболее тесно связана с фискальной функцией, выражающая экономическую сущность налога как особого централизованного, фискального инструмента распределительных отношений. Суть данной функции заключается в том, что с помощью налогов через бюджет и установленные законом внебюджетные фонды государство перераспределяет финансовые ресурсы из производственной сферы в социальную, осуществляет финансирование крупных межотраслевых целевых программ, имеющих общегосударственное значение.

Стимулирующая функция налогов реализуется через систему налоговых ставок и льгот, налоговых вычетов и налоговых кредитов, финансовых санкций и налоговых преференций.

Контрольная функция налогов тесно связана с фискальной и распределительной функциями. Механизм этой функции проявляется, с одной стороны, в проверке эффективности хозяйствования и, с другой стороны, в контроле за действенностью проводимой экономической политики государства.

Однако, в России в настоящее время каждый ученый в числе налоговых функций использует отдельную компоновку из них (Таблица 1).

Таблица 1 - Компоновка функций налогов в России

Точка зрения компоновки функций налогов

1. Распределительная - посредством которой происходит формирование доходной базы бюджета, а затем направление этих доходов в целях выполнения государством своих функций

2. Контрольная - посредством которой оценивается

эффективность каждого налогового платежа и налоговой системы в целом, вносятся изменения в законодательство

Читайте также: