Теоретические аспекты использования и применения упрощенной системы налогообложения

Опубликовано: 26.03.2024

Содержание

Глава 1. Теоретические аспекты упрощенной системы налогообложения

Значение упрощенной системы налогообложения в укреплении экономики субъектов малого предпринимательства

Основные условия перехода на упрощенную систему налогообложения

Преимущества и недостатки упрощенной системы налогообложения в сравнении с обычной системой налогообложения

Глава 2. Особенности взимания акцизов на алкогольную и табачную продукцию

Понятие и значение акцизов на алкогольную и табачную продукцию

Механизм взимания акцизов на алкогольную продукцию

Механизм взимания акцизов на табачную продукцию

Введение

Актуальность темы исследования. В связи со сложившейся экономической ситуацией, в Российской Федерации довольно хорошо развит малый бизнес. Одна из функций налоговой системы заключается в стимулировании развития перспективных отраслей и сфер экономики. Для выполнения этой функции помимо основного режима налогообложения существуют специальные налоговые режимы. Некоторым фирмам более выгодно использовать специальные режимы, чем общий режим налогообложения. Один из наиболее часто используемых специальных режимов - это упрощенная система налогообложения, которая сокращает налоговые расходы и уменьшает затраты времени на ведение учета. Но даже в упрощенной системе налогообложения существуют особенности исчисления налога, которые необходимо учитывать, чтобы фирме не пришлось нести наказание за несоблюдение налогового законодательства.

Актуальность изучения акцизов на алкогольную и табачную продукцию заключается в том, что данная тема исследования обусловлена теоретической и практической значимостью вопросов, касающихся нормативно-правового регулирования акцизного налогообложения операций с денатурированным этиловым спиртом, алкогольной и спиртосодержащей продукцией в Российской Федерации, а также операций с табачной продукцией. Общепринято, что обложение акцизами имеет регулирующую функцию и призвано сдерживать потребление социально вредных товаров.

Степень научной разработанности темы исследования достаточно высокая. Данная проблема исследуется как на законодательном уровне, так и в работах таких авторов, как Лапуста М.Г., Седов В.В., Горфинкель В.Я., Поляк Г.Б., Никитина Л.Н., Худилайнен М.И. и др.

Объект исследования - упрощенная система налогообложения как специальный режим, а также акцизы на алкогольную и табачную продукцию.

Предмет исследования - процесс исчисления единого налога в виде УСНО, а также особенности взимания акцизов на алкогольную и табачную продукцию.

Цель работы - изучение особенностей упрощенной системы налогообложения, а также особенностей взимания акцизов на алкогольную и табачную продукцию.

выявить значение упрощенной системы налогообложения в укреплении экономики субъектов малого предпринимательства;

раскрыть основные условия перехода на упрощенную систему налогообложения;

показать преимущества и недостатки упрощенной системы налогообложения в сравнении с обычной системой налогообложения;

дать характеристику акцизов на алкогольную и табачную продукцию;

определить особенности взимания акцизов на алкогольную и табачную продукцию.

Методы исследования - наблюдение, сравнение, абстрагирование, анализ и синтез.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Во введении определены актуальность, объект, предмет, цель, задачи и методы исследования. В первой главе работы «Теоретические аспекты упрощенной системы налогообложения» будут установлены значение упрощенной системы налогообложения в укреплении экономики субъектов малого предпринимательства, основные условия перехода на упрощенную систему налогообложения, преимущества и недостатки упрощенной системы налогообложения в сравнении с обычной системой налогообложения. Во второй главе будет рассмотрены особенности взимания акцизов на алкогольную и табачную продукцию. В заключении сформулированы основные выводы.

Заключение

В ходе работы были сделаны следующие выводы:

Выявлена сущность упрощенной системы налогообложения. Создание простого и ясного налогового режима, сопровождающегося снижением издержек по ведению учета и предоставлению отчетности, а также налогового бремени, позволило разрешить ряд проблем, стоящих перед российским обществом. Благодаря упрощенной системе налогообложения вместо огромного множества налогов организации или индивидуальные предприниматели теперь могут платить один налог, который так и называется - единый.

Раскрыты основные элементы упрощенной системы налогообложения: налогоплательщики, объект налогообложения, налоговые льготы по УСН, налоговая база по УСН, налоговые ставки, налоговый и отчетный периоды, порядок исчисления налога, отчетность. Отличительной чертой является возможность выбора объекта налогообложения, в зависимости от которого дифференцируются ставки.

Проанализированы условия, при которых может применяться УСН. Ограничивается право перехода на УСН ряда фирм, экономическая деятельность которых обладает специфическими особенностями; все остальные фирмы могут использовать УСН, но при этом налагаются ограничения по трем направлениям, а именно по численности работников, уровню дохода и остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов.

Показаны преимущества и недостатки упрощенной системы налогообложения. Проанализировав размер налоговой нагрузки по данным за предыдущие налоговые периоды и влияние иных факторов, можно принять оптимальное решение по выбору налогового режима для организации, сравнив показатели в рамках УСН с общим режимом налогообложения.

Изучены понятие, значение и особенности взимания акцизов на алкогольную и табачную продукцию. Акцизы - это косвенные налоги, включаемые в цену товара и фактически оплачиваемые покупателями, хотя юридически плательщиками в казну выступают организации, производящие и реализующие товары. Данный налог применяется в основном в отношении тех товаров, производство и реализация которых является сверхрентабельными. К числу облагаемых акцизами относится достаточно ограниченный список товаров, в число которых входят: алкогольная продукция, табачная продукция и горюче-смазочные материалы, акцизное налогообложение автомобилей, применяемое в качестве платежа за пользование и налог на предметы люксового потребления. Налоги на предметы люксового потребления включают в себя акцизы на ювелирные изделия, антиквариат и т.д., однако применение подобных налогов, как правило, малоэффективно с точки зрения доходов бюджета. К тому же, у акцизов есть еще две важнейшие функции. Данный налог направлен на сдерживание потребления вредных для здоровья населения продуктов, таких как алкоголь и табак. С его помощью в ряде стран осуществляется перераспределение доходов наиболее богатой части населения путем введения акцизов на отдельные особо дорогие товары.

Список литературы

1. Налоговый кодекс Российской Федерации // СПС КонсультантПлюс

. Грачева Е.Ю., Соколова Э.Д. Налоговое право. - М: Юриспруденция, 2011. - 389 с.

. Закирова Э.Х. Налоги и налогообложение. - М.: 2011. - с. 27

. Зрелов А.П. - Налоговый контроль, его задачи, формы и содержание согласно Налоговым кодексам Российской Федерации и иных государств - участников СНГ // Налоги и налогообложение. - 2010. № 6. - с. 9-10

. Иконникова О.А. Институт предварительного налогового регулирования // Налоговая политика и практика. - 2010. № 6. - с. 4-5

. Ким В.М. О роли налогообложения малого и среднего предпринимательства // Финансы. - 2011, № 5. - с. 28-30

. Кобзарь-Фролова М.Н. Теоретические и прикладные основы налоговой деликтологии: Монография. М.: ВГНА, 2010. - 129 с.

. Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации, частям первой и второй / Под общ. ред. Ю.Ф. Кваши. - 7-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт-Издат, 2011. -

. Красницкий В.А. Налоговый контроль в системе налогового администрирования. - М.: Финансы и статистика: 2009. - 278 с.

. Кухаренко В.Б., Тютюрюков Н.Н. Налоговые системы зарубежных стран: Учебное пособие. - М.: РАГС, 2010. - 419 с.

. Лапуста М.Г., Старостин Ю.Л. Малое предпринимательство: учеб. пособие. - 2-е изд. - М.: 2009. - с. 5

. Лапшин О.И. Некоторые проблемы осуществления налогового контроля в РФ // Налоги и налогообложение. - 2010, № 5. - с. 13-15

. Налоговое право России: Учебник для вузов / Под ред. Ю.А. Крохиной. - М.: Норма, 2010. - 429 с.

. Налоговый контроль: Научно-практический комментарий положений законодательства о налогах и сборах с обзором судебной практики / Под ред. А.А. Ялбулганова. - М.: 2011. - 397 с.

. Невская М.А., Сибикеев К.В. Малое предпринимательство: взаимоотношения с финансовыми и налоговыми органами. - М.: 2010. - 457 с.

. Никитина Л.Н., Худилайнен М.И. Становление малого бизнеса в России // Инновации. - 2011. - № 9. - С. 23.

. Никитина М.В. Налоговый учет как институт налогового права. - М., 2010. - 229 с.

. Попова Л.В., Дрожжина И.А., Маслов Б.Г. Налоговые системы зарубежных стран: Учебно-методическое пособие. - М.: Дело и Сервис, 2009. - 345 с.

. Попонова Н.А., Нестеров Г.Г., Терзиди А.В. Налоговый контроль: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Эксмо, 2010. - 286 с.

. Развитие малого предпринимательства в России:/С. Н. Авашковский; Москва: 2007,130-133с.

. Рей А. Конкурентные стратегии государства и фирм в экспортно-ориентированном развитии // Вопросы экономики. - 2010. - № 8. - с. 46-51.

. Семенихин В.В. Налоговые проверки. - М.: ГроссМедиа, 2011. - 382 с.

. Сибикеев К.В. Малое предпринимательство. - М.: 2011. - 368 с.

. Тимошенко В.А., Спирина Л.В. Проверки налоговых органов. - М.: 2011. - 78 с.

. Финансовое право: учебник /отв. Ред. Химичева Н.И. - 2-е изд., перераб. И доп. - М.: Юристъ, 2010. с.322

. Чагаев Р.Б. Бюджетная и налоговая реформы в контексте мирового опыта. - М.: 2011. - 179 с.

. Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение: учебник. -М.: ИНФРА-М, 2011.-576 с.

Содержание

Глава 1. Теоретические аспекты упрощенной системы налогообложения

Значение упрощенной системы налогообложения в укреплении экономики субъектов малого предпринимательства

Основные условия перехода на упрощенную систему налогообложения

Преимущества и недостатки упрощенной системы налогообложения в сравнении с обычной системой налогообложения

Глава 2. Особенности взимания акцизов на алкогольную и табачную продукцию

Понятие и значение акцизов на алкогольную и табачную продукцию

Механизм взимания акцизов на алкогольную продукцию

Механизм взимания акцизов на табачную продукцию

Введение

Актуальность темы исследования. В связи со сложившейся экономической ситуацией, в Российской Федерации довольно хорошо развит малый бизнес. Одна из функций налоговой системы заключается в стимулировании развития перспективных отраслей и сфер экономики. Для выполнения этой функции помимо основного режима налогообложения существуют специальные налоговые режимы. Некоторым фирмам более выгодно использовать специальные режимы, чем общий режим налогообложения. Один из наиболее часто используемых специальных режимов - это упрощенная система налогообложения, которая сокращает налоговые расходы и уменьшает затраты времени на ведение учета. Но даже в упрощенной системе налогообложения существуют особенности исчисления налога, которые необходимо учитывать, чтобы фирме не пришлось нести наказание за несоблюдение налогового законодательства.

Актуальность изучения акцизов на алкогольную и табачную продукцию заключается в том, что данная тема исследования обусловлена теоретической и практической значимостью вопросов, касающихся нормативно-правового регулирования акцизного налогообложения операций с денатурированным этиловым спиртом, алкогольной и спиртосодержащей продукцией в Российской Федерации, а также операций с табачной продукцией. Общепринято, что обложение акцизами имеет регулирующую функцию и призвано сдерживать потребление социально вредных товаров.

Степень научной разработанности темы исследования достаточно высокая. Данная проблема исследуется как на законодательном уровне, так и в работах таких авторов, как Лапуста М.Г., Седов В.В., Горфинкель В.Я., Поляк Г.Б., Никитина Л.Н., Худилайнен М.И. и др.

Объект исследования - упрощенная система налогообложения как специальный режим, а также акцизы на алкогольную и табачную продукцию.

Предмет исследования - процесс исчисления единого налога в виде УСНО, а также особенности взимания акцизов на алкогольную и табачную продукцию.

Цель работы - изучение особенностей упрощенной системы налогообложения, а также особенностей взимания акцизов на алкогольную и табачную продукцию.

выявить значение упрощенной системы налогообложения в укреплении экономики субъектов малого предпринимательства;

раскрыть основные условия перехода на упрощенную систему налогообложения;

показать преимущества и недостатки упрощенной системы налогообложения в сравнении с обычной системой налогообложения;

дать характеристику акцизов на алкогольную и табачную продукцию;

определить особенности взимания акцизов на алкогольную и табачную продукцию.

Методы исследования - наблюдение, сравнение, абстрагирование, анализ и синтез.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Во введении определены актуальность, объект, предмет, цель, задачи и методы исследования. В первой главе работы «Теоретические аспекты упрощенной системы налогообложения» будут установлены значение упрощенной системы налогообложения в укреплении экономики субъектов малого предпринимательства, основные условия перехода на упрощенную систему налогообложения, преимущества и недостатки упрощенной системы налогообложения в сравнении с обычной системой налогообложения. Во второй главе будет рассмотрены особенности взимания акцизов на алкогольную и табачную продукцию. В заключении сформулированы основные выводы.

Глава 1. Теоретические аспекты упрощенной системы налогообложения

  • только для ИП
  • для юридических лиц
  • для ИП

Налог на профессиональный доход (НПД, самозанятые) - это специальный налоговый режим для физических лиц, при котором для ведения предпринимательской деятельности не требуется регистрация в качестве ИП.
При этом, индивидуальные предприниматели также вправе перейти на этот режим.

Главные плюсы налогового режима НПД (самозанятые):

Физические лица и индивидуальные предприниматели, применяющие НПД:

  • не платят фиксированные страховые взносы "за себя";
  • не применяют онлайн-кассу;
  • не сдают отчетность;
  • самостоятельно регистрируются в качестве плательщиков НПД без посещения ИФНС;
  • платят налог с доходов, рассчитанный кассовым методом: 6% с поступлений от юрлиц, 4% - от физлиц;
  • Заказчик услуг самозанятого не платит за него страховые взносы и не удерживает НДФЛ в качестве налогового агента.

  • только для физических лиц и ИП;
  • выручка - до 2 400 000 рублей в год;
  • без наемных работников;
  • нельзя совмещать с другими режимами налогообложения (даже общим режимом для физлица, при котором платится НДФЛ);
  • есть виды деятельности, при которых нельзя применять НПД (422-ФЗ, статья 4, пункт 2, 422-ФЗ, статья 6 пункт 2 - подробности далее).

Не вправе применять налоговый режим НПД:
422-ФЗ, статья 4, пункт 2

1) лица, осуществляющие реализацию подакцизных товаров и товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) лица, осуществляющие перепродажу товаров, имущественных прав, за исключением продажи имущества, использовавшегося ими для личных, домашних и (или) иных подобных нужд;

3) лица, занимающиеся добычей и (или) реализацией полезных ископаемых;

4) лица, имеющие работников, с которыми они состоят в трудовых отношениях;

5) лица, ведущие предпринимательскую деятельность в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров, если иное не предусмотрено пунктом 6 настоящей части;

6) лица, оказывающие услуги по доставке товаров с приемом (передачей) платежей за указанные товары в интересах других лиц, за исключением оказания таких услуг при условии применения налогоплательщиком зарегистрированной продавцом товаров контрольно-кассовой техники при расчетах с покупателями (заказчиками) за указанные товары в соответствии с действующим законодательством о применении контрольно-кассовой техники;

7) лица, применяющие иные специальные налоговые режимы или ведущие предпринимательскую деятельность, доходы от которой облагаются налогом на доходы физических лиц, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 15 настоящего Федерального закона;

8) налогоплательщики, у которых доходы, учитываемые при определении налоговой базы, превысили в текущем календарном году 2,4 миллиона рублей.

Не признаются объектом налогообложения доходы:
422-ФЗ, статья 6, пункт 2

1) получаемые в рамках трудовых отношений;

2) от продажи недвижимого имущества, транспортных средств;

3) от передачи имущественных прав на недвижимое имущество (за исключением аренды (найма) жилых помещений);

4) государственных и муниципальных служащих, за исключением доходов от сдачи в аренду (наем) жилых помещений;

5) от продажи имущества, использовавшегося налогоплательщиками для личных, домашних и (или) иных подобных нужд;

6) от реализации долей в уставном (складочном) капитале организаций, паев в паевых фондах кооперативов и паевых инвестиционных фондах, ценных бумаг и производных финансовых инструментов;

7) от ведения деятельности в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или договора доверительного управления имуществом;

8) от оказания (выполнения) физическими лицами услуг (работ) по гражданско-правовым договорам при условии, что заказчиками услуг (работ) выступают работодатели указанных физических лиц или лица, бывшие их работодателями менее двух лет назад;

10) от уступки (переуступки) прав требований;

11) в натуральной форме;

12) от арбитражного управления, от деятельности медиатора, оценочной деятельности, деятельности нотариуса, занимающегося частной практикой, адвокатской деятельности.

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

по курсу «Налогообложение»

по теме: «Упрощенная система налогообложения»

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ПРИМЕНЕНИЯ УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

1.1 Упрощенная система налогообложения как специальный налоговый режим для малого и среднего бизнеса

1.2 Мировой опыт применения упрощенной системы налогообложения

1.3 История развития российской упрощенной системы налогообложения в России

2. АНАЛИЗ ПРИМЕНЕНИЯ СИСТЕМЫ УСН В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

2.1 Упрощенная система налогообложения в РФ на современном этапе и собираемость УСН

2.2 Преимущества и недостатки упрощенной системы налогообложения

3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РОССИИ

3.1 Оптимизация системы УСН

3.2 Пути увеличения собираемости налогов по упрощенной системе налогообложения

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Осуществляемые в нашей стране экономические реформы при всей их непоследовательности и противоречивости явились условием становления и развития малого предпринимательства.

Тема дипломной работы интересна своей актуальностью: опыт ведущих стран современного мира со всей очевидностью доказывает необходимость наличия в любой национальной экономике высокоразвитого и эффективного малого предпринимательского сектора. Поэтому возрождение России невозможно осуществить без соответствующего этому развитию данного сектора экономики, так как именно он является тем локомотивом, который буквально тащит за собой экономическое и социальное развитие.

В системе экономических и социальных отношений большинства государств малый бизнес выполняет сегодня важнейшие функции. В этой сфере производится основная часть валового внутреннего продукта, обеспечивается занятость большинства работающего населения. Малый бизнес содействует развитию научно-технического прогресса, создавая более половины всех инноваций. Наконец, благодаря ему возник и приобрел свой современный вид так называемый «средний класс» – важнейший фактор социально-политической стабильности современного общества.

Уровень развития малого предпринимательства в России сохраняется без существенных изменений с середины 1990-х годов. Вследствие этого не используются значительные потенциальные возможности для роста производства товаров и услуг, занятости и доходов населения, не вовлекаются в экономический оборот имеющиеся значительные ресурсы.

Наиболее важной проблемой, сдерживающей развитие малого бизнеса в РФ, является несовершенство налогового законодательства. В последнее десятилетие у нас много говорится об исключительной важности малого бизнеса для развития экономики, формирования «среднего класса», обеспечения политической и социальной стабильности в обществе. В эти же годы принято немало законов, указов, постановлений и других нормативных актов, направленных на поддержку малого предпринимательства. Однако даже невооруженным глазом видно, что, несмотря на все это жить представителям малого бизнеса в России легче не стало. И самая главная причина этому - непосильные налоги.

Принимая во внимания интересы государства и предпринимателей, определим теперь те критерии, которые позволяют судить об эффективности налоговой системы. Они таковы:

· простота (налог должен уметь рассчитать и уплатить сам предприниматель) и незаметность (лучший налог тот, которого не замечают);

· стабильность и устойчивость (предприниматель не может сам отслеживать изменения в законодательстве);

· синергизм - налоги должны дополнять друг друга для достижения продуктивного сосуществования;

· учет не только фискального, но и прочих интересов государства.

По сути, все недостатки существующей налоговой системы можно свести к трем основным:

· Сложность и запутанность. Фактически не соблюдается норма п. 6 ст. 3 Налогового кодекса РФ, предусматривающая формулировку актов законодательства о налогах и сборах таким образом, чтобы «каждый точно знал, какие налоги и сборы и в каком порядке он должен платить». Сегодня уплата налогов требует от предпринимателя профессиональных знаний по учету и налогообложению либо найма высокооплачиваемых специалистов по бухгалтерскому учету и налогам.

· Чрезмерно высоко налоговое бремя. Очевиден приоритет фискальных интересов государства над всеми остальными.

· Нестабильность законодательства. За последние 12 лет (с 1995 г.) в сфере малого бизнеса оно изменялось несколько раз.

Определенные шаги в направлении его оптимизации все же применяются нашим государством. Один из них – введение специальных налоговых режимов и, в частности, упрощенной системы налогообложения.

Методологической и теоретической основой исследования служат труды отечественных и зарубежных экономистов, нормативно-правовые акты, инструктивные материалы. До начала рыночных преобразований отечественная наука, отражая приоритеты государственной экономической политики, уделяла основное внимание деятельности крупных хозяйствующих субъектов. Незначительное внимание привлекала к себе потребительская кооперация, а в конце 80-х годов – кооперативы нового типа. В 90-х годах малое предпринимательство стало объектом постоянных исследований со стороны ученых и специалистов – практиков. В работах Т. Алимовой, А. Блинова, А. Виленского, А. Игнатьева, А. Крутика, А. Муравьева, П. Мягкова, М. Лапусты, А. Орлова, В. Радаева, С. Савельева и других нашли отражение многие организационные, экономические, социальные и юридические аспекты процесса зарождения и развития малых предприятий, в том числе и аспекты специальных режимов налогообложения и, в частности, упрощенной системы.

Фактологическую базу данного исследования составляют материалы Госкомстата России, периодические экономические издания.

Целью данной работы является анализ упрощенной системы налогообложения в РФ и путей ее развития. На основании цели в работе поставлены задачи проанализировать мировой опыт применения упрощенной системы налогообложения, эволюцию и развитие упрощенной системы налогообложения в российском налоговом законодательстве, достоинства и недостатки упрощенной системы налогообложения и пути ее оптимизации.

Цели и задачи определяют структуру данной дипломной работы, которая состоит из трех частей. В первой части проанализирован мировой опыт применения упрощенной системы налогообложения и развитие упрощенной системы налогообложения как специального режима в российских условиях. Вторая часть посвящена анализу упрощенной системы налогообложения в РФ на современном этапе, здесь также выявляются достоинства и недостатки этой системы. В третьей части сформулированы предложения по улучшению российской системы упрощенного налогообложения.

1.1 Упрощенная система налогообложения как специальный налоговый режим для малого и среднего бизнеса

Малый бизнес представляет собой самый многочисленный слой мелких собственников, которые, в силу своей массовости, определяют социально-экономический, а также, в некоторой степени, и политический климат в стране. Малое предпринимательство принадлежит к самым широким социальным слоям общества и является одновременно, как одним из самых больших производителей, так и одним из самых больших потребителей разнообразных товаров и услуг, образуя при этом самую большую сеть предприятий, непосредственно связанную с массовым потребителем, которая в силу небольших размеров составляющих ее единиц и их управленческой гибкости позволяет быстро и эффективно реагировать на постоянно изменяющуюся конъюнктуру рынка.

Как свидетельствует мировой опыт, эффективность функционирования этой экономической системы может быть достигнута только в том случае, если на всех основных рынках товаров и услуг экспансия крупных производителей уравновешивается необходимым количеством мелких и средних производителей, которые в решающей степени обеспечивают формирование и сохранение конкуренции и препятствуют тенденциям монополизации рынков. Но в то же самое время одной из немаловажных причин успешного развития малого и среднего бизнеса в странах с развитой экономикой является то, что крупный бизнес не только не противопоставляется мелкому, а напротив, культивируется принцип сочетания крупных и малых предприятий: крупные и малые предприятия не противостоят, а взаимодополняют друг друга.

Особый режим налогообложения для малого бизнеса принят в большинстве стран. Для этого существуют различные причины. Прежде всего, малое предпринимательство является важной сферой функционирования экономики. Малые предприятия отличаются большей гибкостью, легче приспосабливаются к изменяющейся конъюнктуре рынка. Поддержка малого предпринимательства позволяет увеличить занятость населения и таким образом улучшить социальную атмосферу в обществе и уменьшить расходы на выплату пособий по безработице. Особенно важным с этой точки зрения является развитие малого предпринимательства при структурной перестройке экономики, когда растет безработица за счет сокращения производства в целых отраслях. Для стран с переходной экономикой поддержка малого бизнеса может быть немаловажной и по политическим причинам - формирование значительного слоя независимых самостоятельных предпринимателей, осознающих свои интересы, простившихся с иждивенческой психологией и заинтересованных в развитии демократических институтов, может улучшить атмосферу в обществе и способствовать рыночной направленности его развития. Упрощение налогообложения и, соответственно, учета позволяет улучшить условия функционирования малого предпринимательства за счет снижения затрат (как финансовых, так и трудовых) на ведение учета и расчет налогов.

Упрощенная система налогообложения (УСНО) - Специальный налоговый режим, предусмотренный Налоговым Кодексом По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Налоги подробнее для налогоплательщиков малого и среднего бизнеса, призванный уменьшить налоговую нагрузку, и упрощение ведения бухгалтерского учёта и налогового учёта.

Налогоплательщики-упрощенцы освобождаются от уплаты налогов:

  • Налога на прибыль;
  • НДС;
  • Налога на имущество;

Предприниматели-упрощенцы освобождаются от НДС, НДФЛ По данной теме мы уже выполнили курсовую работу НДФЛ подробнее .

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Характеристика упрощенной системы налогообложения 410 руб.
  • Реферат Характеристика упрощенной системы налогообложения 250 руб.
  • Контрольная работа Характеристика упрощенной системы налогообложения 210 руб.

Остаются к исчислению налоги, такие как:

  • транспортный налог;
  • земельный налог;
  • НДС, уплачиваемый в таможенные органы;
  • социальные взносы в фонды: ФСС, ПФР.

Если организация принимает работников, то они становятся плательщикам по НДФЛ за работников.

Действие УСН регулируется гл. 26.2 НК.

Объект налогообложения выбирается налогоплательщиком:

  • Доходы;
  • Доходы минус расходы.

Ставки налога:

  • 6 % при объекте обложения «доходы»;
  • 15% при объекте обложения «доходы – расходы».

Если налогоплательщик на системе «доходы» , налог рассчитывается как 6% от доходов. Если налогоплательщик на системе «доходы минус расходы», налог рассчитывается как 15% от разницы между доходами и расходами за период. Если в результате получился убыток, или рассчитанный налог получился меньше суммы 1% от выручки, то уплачивается минимальный налог.

Минимальный налог - это 1% от выручки в налоговом периоде.

Расходы, принимаемые к учету для расчета единого налога, определены в Налоговом Кодексе По данной теме мы уже выполнили контрольную работу Налоги и налоговая Система подробнее в главе « Налог на прибыль» По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Налогообложение подробнее .

Выгоднее применять систему обложения "Доходы минус расходы". Главное, правильно организовать документооборот по расходам организации.

Обязанности налогоплательщиков при УСН

Налогоплательщики-упрощенцы обязаны:

  • соблюдать ведение кассовых операций;
  • использовать ККТ при расчете с населением, также вести документацию, предусмотренную для учета операций с ККТ;
  • отражать доходы и расходы в Книге доходов и расходов организаций и предпринимателей, на основании этих данных рассчитывается единый налог;
  • вести учет внеоборотных активов для организаций;
  • представлять отчетность по налогам, страховым взносам, статистической отчетности, отчетность в экологический фонд.

Переход на УСН или обратно с неё осуществляется в порядке, прописанном в Налоговом Кодексе. Переходить на упрощенную систему налогообложения можно в добровольном порядке. Если организация или индивидуальный предприниматель имеют право перейти на УСН нужно подать в налоговые органы заявление о желании перейти на УСН в срок с 01 октября по 30 ноября текущего года.

Ограничения для перехода на УСН:

  • Численность работников больше 100 человек;
  • Остаточная стоимость основных средств больше 100 млн. руб.

Чтобы перейти на УСН с 2017 года, сумма дохода за 9 месяцев 2016 г. не должна быть больше 60 млн. руб. Новые, открытые в текущем году организации и предприниматели имеют право в 30-дневный срок уведомить налоговые органы о выборе системы налогообложения и объекта налогообложения.

Уплата авансовых платежей по единому налогу налогоплательщиками производится в свою ИФНС и в сроки: До 25 числа следующего месяца, и за год – до 31 марта следующего года.

По единому налогу отчитываются упрощенцы 1 раз в год до 31 марта следующего года.

В Единой декларации по УСН учитываются авансовые платежи, оплаченные в течение года. К уплате остается сумма за 4 квартал.

По итогам года, налогоплательщики-упрощенцы представляют бухгалтерская отчетность в упрощенном варианте (баланс и отчет о прибылях и убытках), в срок до 31 марта следующего года.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 17:02, дипломная работа

Описание

Целью данной работы является анализ упрощенной системы налогообложения в РФ и путей ее развития. На основании цели в работе поставлены задачи проанализировать мировой опыт применения упрощенной системы налогообложения, эволюцию и развитие упрощенной системы налогообложения в российском налоговом законодательстве, достоинства и недостатки упрощенной системы налогообложения и пути ее оптимизации.

Содержание

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ПРИМЕНЕНИЯ УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

1.1 Упрощенная система налогообложения как специальный налоговый режим для малого и среднего бизнеса

1.2 Мировой опыт применения упрощенной системы налогообложения

1.3 История развития российской упрощенной системы налогообложения в России

2. АНАЛИЗ ПРИМЕНЕНИЯ СИСТЕМЫ УСН В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

2.1 Упрощенная система налогообложения в РФ на современном этапе и собираемость УСН

2.2 Преимущества и недостатки упрощенной системы налогообложения

3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РОССИИ

3.1 Оптимизация системы УСН

3.2 Пути увеличения собираемости налогов по упрощенной системе налогообложения

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа состоит из 1 файл

диплом.doc

по курсу «Налогообложение»

по теме: «Упрощенная система налогообложения»

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ПРИМЕНЕНИЯ УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

1.1 Упрощенная система налогообложения как специальный налоговый режим для малого и среднего бизнеса

1.2 Мировой опыт применения упрощенной системы налогообложения

1.3 История развития российской упрощенной системы налогообложения в России

2. АНАЛИЗ ПРИМЕНЕНИЯ СИСТЕМЫ УСН В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

2.1 Упрощенная система налогообложения в РФ на современном этапе и собираемость УСН

2.2 Преимущества и недостатки упрощенной системы налогообложения

3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РОССИИ

3.1 Оптимизация системы УСН

3.2 Пути увеличения собираемости налогов по упрощенной системе налогообложения

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Осуществляемые в нашей стране экономические реформы при всей их непоследовательности и противоречивости явились условием становления и развития малого предпринимательства.

Тема дипломной работы интересна своей актуальностью: опыт ведущих стран современного мира со всей очевидностью доказывает необходимость наличия в любой национальной экономике высокоразвитого и эффективного малого предпринимательского сектора. Поэтому возрождение России невозможно осуществить без соответствующего этому развитию данного сектора экономики, так как именно он является тем локомотивом, который буквально тащит за собой экономическое и социальное развитие.

В системе экономических и социальных отношений большинства государств малый бизнес выполняет сегодня важнейшие функции. В этой сфере производится основная часть валового внутреннего продукта, обеспечивается занятость большинства работающего населения. Малый бизнес содействует развитию научно-технического прогресса, создавая более половины всех инноваций. Наконец, благодаря ему возник и приобрел свой современный вид так называемый «средний класс» – важнейший фактор социально-политической стабильности современного общества.

Уровень развития малого предпринимательства в России сохраняется без существенных изменений с середины 1990-х годов. Вследствие этого не используются значительные потенциальные возможности для роста производства товаров и услуг, занятости и доходов населения, не вовлекаются в экономический оборот имеющиеся значительные ресурсы.

Наиболее важной проблемой, сдерживающей развитие малого бизнеса в РФ, является несовершенство налогового законодательства. В последнее десятилетие у нас много говорится об исключительной важности малого бизнеса для развития экономики, формирования «среднего класса», обеспечения политической и социальной стабильности в обществе. В эти же годы принято немало законов, указов, постановлений и других нормативных актов, направленных на поддержку малого предпринимательства. Однако даже невооруженным глазом видно, что, несмотря на все это жить представителям малого бизнеса в России легче не стало. И самая главная причина этому - непосильные налоги.

Принимая во внимания интересы государства и предпринимателей, определим теперь те критерии, которые позволяют судить об эффективности налоговой системы. Они таковы:

· простота (налог должен уметь рассчитать и уплатить сам предприниматель) и незаметность (лучший налог тот, которого не замечают);

· стабильность и устойчивость (предприниматель не может сам отслеживать изменения в законодательстве);

· синергизм - налоги должны дополнять друг друга для достижения продуктивного сосуществования;

· учет не только фискального, но и прочих интересов государства.

По сути, все недостатки существующей налоговой системы можно свести к трем основным:

· Сложность и запутанность. Фактически не соблюдается норма п. 6 ст. 3 Налогового кодекса РФ, предусматривающая формулировку актов законодательства о налогах и сборах таким образом, чтобы «каждый точно знал, какие налоги и сборы и в каком порядке он должен платить». Сегодня уплата налогов требует от предпринимателя профессиональных знаний по учету и налогообложению либо найма высокооплачиваемых специалистов по бухгалтерскому учету и налогам.

· Чрезмерно высоко налоговое бремя. Очевиден приоритет фискальных интересов государства над всеми остальными.

· Нестабильность законодательства. За последние 12 лет (с 1995 г.) в сфере малого бизнеса оно изменялось несколько раз.

Определенные шаги в направлении его оптимизации все же применяются нашим государством. Один из них – введение специальных налоговых режимов и, в частности, упрощенной системы налогообложения.

Методологической и теоретической основой исследования служат труды отечественных и зарубежных экономистов, нормативно-правовые акты, инструктивные материалы. До начала рыночных преобразований отечественная наука, отражая приоритеты государственной экономической политики, уделяла основное внимание деятельности крупных хозяйствующих субъектов. Незначительное внимание привлекала к себе потребительская кооперация, а в конце 80-х годов – кооперативы нового типа. В 90-х годах малое предпринимательство стало объектом постоянных исследований со стороны ученых и специалистов – практиков. В работах Т. Алимовой, А. Блинова, А. Виленского, А. Игнатьева, А. Крутика, А. Муравьева, П. Мягкова, М. Лапусты, А. Орлова, В. Радаева, С. Савельева и других нашли отражение многие организационные, экономические, социальные и юридические аспекты процесса зарождения и развития малых предприятий, в том числе и аспекты специальных режимов налогообложения и, в частности, упрощенной системы.

Фактологическую базу данного исследования составляют материалы Госкомстата России, периодические экономические издания.

Целью данной работы является анализ упрощенной системы налогообложения в РФ и путей ее развития. На основании цели в работе поставлены задачи проанализировать мировой опыт применения упрощенной системы налогообложения, эволюцию и развитие упрощенной системы налогообложения в российском налоговом законодательстве, достоинства и недостатки упрощенной системы налогообложения и пути ее оптимизации.

Цели и задачи определяют структуру данной дипломной работы, которая состоит из трех частей. В первой части проанализирован мировой опыт применения упрощенной системы налогообложения и развитие упрощенной системы налогообложения как специального режима в российских условиях. Вторая часть посвящена анализу упрощенной системы налогообложения в РФ на современном этапе, здесь также выявляются достоинства и недостатки этой системы. В третьей части сформулированы предложения по улучшению российской системы упрощенного налогообложения.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ПРИМЕНЕНИЯ УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

1.1 Упрощенная система налогообложения как специальный налоговый режим для малого и среднего бизнеса

Малый бизнес представляет собой самый многочисленный слой мелких собственников, которые, в силу своей массовости, определяют социально-экономический, а также, в некоторой степени, и политический климат в стране. Малое предпринимательство принадлежит к самым широким социальным слоям общества и является одновременно, как одним из самых больших производителей, так и одним из самых больших потребителей разнообразных товаров и услуг, образуя при этом самую большую сеть предприятий, непосредственно связанную с массовым потребителем, которая в силу небольших размеров составляющих ее единиц и их управленческой гибкости позволяет быстро и эффективно реагировать на постоянно изменяющуюся конъюнктуру рынка.

Как свидетельствует мировой опыт, эффективность функционирования этой экономической системы может быть достигнута только в том случае, если на всех основных рынках товаров и услуг экспансия крупных производителей уравновешивается необходимым количеством мелких и средних производителей, которые в решающей степени обеспечивают формирование и сохранение конкуренции и препятствуют тенденциям монополизации рынков. Но в то же самое время одной из немаловажных причин успешного развития малого и среднего бизнеса в странах с развитой экономикой является то, что крупный бизнес не только не противопоставляется мелкому, а напротив, культивируется принцип сочетания крупных и малых предприятий: крупные и малые предприятия не противостоят, а взаимодополняют друг друга.

Особый режим налогообложения для малого бизнеса принят в большинстве стран. Для этого существуют различные причины. Прежде всего, малое предпринимательство является важной сферой функционирования экономики. Малые предприятия отличаются большей гибкостью, легче приспосабливаются к изменяющейся конъюнктуре рынка. Поддержка малого предпринимательства позволяет увеличить занятость населения и таким образом улучшить социальную атмосферу в обществе и уменьшить расходы на выплату пособий по безработице. Особенно важным с этой точки зрения является развитие малого предпринимательства при структурной перестройке экономики, когда растет безработица за счет сокращения производства в целых отраслях. Для стран с переходной экономикой поддержка малого бизнеса может быть немаловажной и по политическим причинам - формирование значительного слоя независимых самостоятельных предпринимателей, осознающих свои интересы, простившихся с иждивенческой психологией и заинтересованных в развитии демократических институтов, может улучшить атмосферу в обществе и способствовать рыночной направленности его развития. Упрощение налогообложения и, соответственно, учета позволяет улучшить условия функционирования малого предпринимательства за счет снижения затрат (как финансовых, так и трудовых) на ведение учета и расчет налогов.

В тоже время малое предпринимательство является и проблемой в обществе, в котором распространено уклонение от налогообложения. Если легальный уход от налогов путем использования лазеек в законодательстве в большей степени доступен крупным налогоплательщикам, как юридическим лицам, так и физическим, то уклонение от налогов путем сокрытия выручки, предоставления недостоверной отчетности или не предоставления ее вообще, ведение бизнеса без регистрации свойственны преимущественно именно малому предпринимательству. Причиной этому является не только большая возможность избежать наказания. Уклонение от налогообложения приобретает массовый характер в тех случаях, когда ожидаемый выигрыш от уклонения с учетом вероятности обнаружения нарушений и наказания превышает издержки, связанные с уплатой налогов, включающие в себя кроме собственно налоговых сумм, причитающихся к уплате, еще и издержки по ведению и предоставлению отчетности. Если издержки законопослушания неизменны в определенном промежутке изменения декларируемого дохода от нуля до некоторой суммы и достаточно высоки, они могут приводить к полному отказу от декларирования. Для малых значений дохода они действительно являются чрезмерно высокими. Напротив, если издержки законопослушания возрастают с ростом дохода, они для предприятия становятся аналогичными налогу на доход. Рост издержек законопослушного поведения с ростом дохода может быть обусловлен увеличением источников дохода при увеличении дохода. Но уменьшения издержек законопослушания при малых доходах можно добиться и путем установления упрощенных правил декларирования.

Упрощенные системы учета приводят к снижению этих издержек для налогоплательщика, а также соответствующих административных издержек по проверке применяющих эти методы налогоплательщиков. Снижения уклонения от налогообложения можно добиться еще и за счет того, что признаки, на основании которых рассчитывается вмененный доход может быть сложнее скрыть или исказить, чем те, на которых основывается вычисление налогооблагаемого дохода в соответствии с общепринятым бухгалтерским учетом. В свою очередь снижение уклонения от налогообложения может служить более справедливому распределению налогового бремени.

По состоянию на 01.01.2007 г. в Российской Федерации зарегистрировано 4496,9 тыс. индивидуальных предпринимателей и 3070,7 тыс. организаций, из которых (по данным Госкомстата России) около 880 тыс. являются малыми предприятиями, в то же время, по данным налоговых органов, более половины организаций (в т.ч. малых предприятий) не осуществляют хозяйственную деятельность, не представляют налоговую отчетность или сдают «нулевые» балансы.

Читайте также: