Текущая потребность в обслуживании и погашении внутреннего долга в к налоговым поступлениям бюджета

Опубликовано: 20.04.2024

1. Предельный объем государственного долга субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год и каждый год планового периода, муниципального долга на очередной финансовый год (очередной финансовый год и каждый год планового периода) устанавливается законом (решением) о соответствующем бюджете в рамках ограничений, установленных пунктами 2 и 3 настоящей статьи.

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, представительный орган муниципального образования вправе в целях управления соответствующим долгом утвердить дополнительные ограничения по государственному долгу субъекта Российской Федерации, муниципальному долгу.

Предельный объем государственного долга субъекта Российской Федерации, долга муниципального образования (муниципального долга) в целях настоящего Кодекса означает объем долга субъекта Российской Федерации, объем муниципального долга, который не может быть превышен при исполнении соответствующего бюджета.

2. Предельный объем государственного долга субъекта Российской Федерации не должен превышать утвержденный общий годовой объем доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений.

Для субъекта Российской Федерации, в отношении которого осуществляются меры, предусмотренные пунктом 4 статьи 130 настоящего Кодекса, предельный объем долга не должен превышать 50 процентов утвержденного общего годового объема доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений.

3. Предельный объем муниципального долга не должен превышать утвержденный общий годовой объем доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.

Для муниципального образования, в отношении которого осуществляются меры, предусмотренные пунктом 4 статьи 136 настоящего Кодекса, предельный объем муниципального долга не должен превышать 50 процентов утвержденного общего годового объема доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.

4. Превышение при исполнении соответствующего бюджета установленных настоящей статьей ограничений является нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации и влечет применение мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, предусмотренных настоящим Кодексом.

5. Если при исполнении соответствующего бюджета объем долга субъекта Российской Федерации, муниципального долга превышает предельный объем государственного долга субъекта Российской Федерации, муниципального долга, установленный законом (решением) о соответствующем бюджете, уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления вправе принимать новые долговые обязательства только после приведения объема долга субъекта Российской Федерации, муниципального долга в соответствие с требованиями настоящей статьи.

6. Законом о бюджете субъекта Российской Федерации устанавливается верхний предел государственного внутреннего долга субъекта Российской Федерации, верхний предел государственного внешнего долга субъекта Российской Федерации (при наличии такового) по состоянию на 1 января года, следующего за очередным финансовым годом и каждым годом планового периода, представляющий собой расчетный показатель, с указанием в том числе верхнего предела долга по государственным гарантиям субъекта Российской Федерации.

Решением о местном бюджете устанавливается верхний предел муниципального долга по состоянию на 1 января года, следующего за очередным финансовым годом (очередным финансовым годом и каждым годом планового периода), представляющий собой расчетный показатель, с указанием в том числе верхнего предела долга по муниципальным гарантиям.

Комментарий к статье 107 БК РФ

1. Как говорилось выше (см. комментарий к ст. 92.1 Кодекса), в соответствии с задачей, определенной Бюджетным посланием Президента РФ на 2007 г. по обеспечению сбалансированности бюджетной системы РФ в долгосрочном периоде, Законом 2007 г. N 63-ФЗ установлен целый ряд параметров формирования и исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, соблюдение которых должно обеспечиваться в безусловном порядке. Среди таких ограничений - предельные размеры долга и дефицита бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, расходов на обслуживание долга.

Законом 2007 г. N 63-ФЗ введены более жесткие ограничения по предельным значениям долга и дефицита бюджетов в отношении субъектов РФ и муниципальных образований, имеющих в своих собственных доходах в течение двух из трех последних финансовых лет большую долю безвозмездных поступлений из других бюджетов бюджетной системы РФ. Эти изменения согласуются с положениями Концепции повышения эффективности межбюджетных отношений и качества управления государственными и муниципальными финансами в Российской Федерации в 2006 - 2008 гг., одобренной распоряжением Правительства РФ от 3 апреля 2006 г. N 467-р.

Законодательным (представительным) ОГВ субъектов РФ, представительным органам муниципальных образований предоставлено право в целях управления соответствующим долгом утвердить дополнительные ограничения по государственному долгу субъекта РФ, муниципальному долгу.

Предельный объем государственного долга субъекта РФ на очередной финансовый год (очередной финансовый год и каждый год планового периода) должен быть установлен законом субъекта РФ о бюджете субъекта РФ, а предельный объем муниципального долга - муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования о местном бюджете.

2. Пункт 2 комментируемой статьи устанавливает предельные объемы государственного долга субъектов РФ.

По общему правилу предельный объем государственного долга субъекта РФ не должен превышать утвержденный общий годовой объем доходов бюджета субъекта РФ без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений (в п. 2 ранее действовавшей редакции комментируемой статьи предусматривалось, что не учитывается только финансовая помощь из бюджетов других уровней бюджетной системы РФ).

Для субъектов РФ, в бюджетах которых доля межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) из федерального бюджета в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 60% объема собственных доходов консолидированного бюджета субъекта РФ, установлено более жесткое ограничение. Предельный объем долга такого субъекта РФ составляет 50% утвержденного общего годового объема доходов бюджета субъекта РФ без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений.

3. В пункте 3 комментируемой статьи установлены предельные объемы муниципального долга.

По общему правилу предельный объем муниципального долга не должен превышать утвержденный общий годовой объем доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений (в п. 2 ранее действовавшей редакции комментируемой статьи предусматривалось, что не учитывается только финансовая помощь из бюджетов других уровней бюджетной системы РФ). О дополнительных нормативах отчислений налоговых доходов местных бюджетов см. комментарий к ст. 58 Кодекса.

Более жесткое ограничение установлено для муниципальных образований, в бюджетах которых доля межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов РФ (за исключением субвенций) и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 70% объема собственных доходов местных бюджетов. Предельный объем муниципального долга такого муниципального образования составляет 50% утвержденного общего годового объема доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.

4 - 5. В результате изменений, внесенных Законом 2007 г. N 63-ФЗ, прямо закреплено, что превышение при исполнении соответствующего бюджета предельного объема государственного долга субъекта РФ, муниципального долга является нарушением бюджетного законодательства РФ и влечет применение предусмотренных Кодексом мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства РФ. Несоблюдение предельного объема государственного долга субъекта РФ, муниципального долга предусмотрено в качестве одного из оснований применения мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства РФ в ст. 283 Кодекса. Меры, применяемые к нарушителям бюджетного законодательства, установлены ст. 282 Кодекса.

В случае если при исполнении соответствующего бюджета объем долга субъекта РФ, муниципального долга превышает предельный объем государственного долга субъекта РФ, муниципального долга, установленный законом (решением) о соответствующем бюджете, то в силу п. 5 комментируемой статьи уполномоченный ОГВ субъекта РФ, ОМСУ не вправе принимать новые долговые обязательства до того, пока объем долга субъекта РФ, муниципального долга не будет приведен в соответствие с установленными требованиями. В ст. 112 Кодекса предусмотрено, что уполномоченный государственный орган субъекта РФ, ОМСУ в этих случаях вправе принимать соответствующие долговые обязательства только в целях реструктуризации долга субъекта РФ, муниципального долга.

6. Пункт 6 комментируемой статьи закрепляет требования к установлению в законе субъекта РФ о бюджете субъекта РФ и муниципальном правовом акте представительного органа муниципального образования о местном бюджете параметров, характеризующих предельный объем государственного долга субъекта РФ, муниципального долга:

в законе субъекта РФ о бюджете субъекта РФ устанавливается верхний предел государственного внутреннего долга субъекта РФ и верхний предел государственного внешнего долга субъекта РФ (при наличии такового) по состоянию на 1 января года, следующего за очередным финансовым годом (очередным финансовым годом и каждым годом планового периода), представляющий собой расчетный показатель, с указанием в том числе верхнего предела долга по государственным гарантиям субъекта РФ;

в муниципальном правовом акте представительного органа муниципального образования о местном бюджете устанавливается верхний предел муниципального долга по состоянию на 1 января года, следующего за очередным финансовым годом (очередным финансовым годом и каждым годом планового периода), представляющий собой расчетный показатель, с указанием в том числе верхнего предела долга по муниципальным гарантиям.

Другой комментарий к статье 107 Бюджетного Кодекса РФ

Такого рода показатели устанавливаются соответственно законом субъекта РФ или решением представительного органа местного самоуправления.

Одновременно отмечается, что полномочия представительных органов власти субъекта РФ или муниципального образования по данному вопросу не безграничны. Ограничения касаются следующего. Предельный объем государственного долга субъекта РФ и муниципального долга не должен превышать утвержденный общий годовой объем доходов соответствующего бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений.

Кодексом предусмотрены несколько иные правила установления предельного объема долга (п. 2 и 3) в случаях, если к субъекту РФ или муниципальному образованию применены меры, предусмотренные соответственно п. 4 ст. 130 или п. 4 ст. 136 Кодекса.

В случае превышения при исполнении соответствующего бюджета установленных ограничений применяются меры принуждения за нарушение бюджетного законодательства, предусмотренные БК РФ.

Комментарии и консультации юристов по ст 107 БК РФ

Если у вас возникли вопросы по статье 107 БК РФ, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Леонид Горнин: Несмотря на пандемию, доходы регионов в реальном выражении выросли на 5%. Фото: Михаил Метцель/ТАСС

Более половины регионов увеличили доходы

Тем не менее год был непростым. Уже во втором квартале началось сокращение собственных налоговых и неналоговых доходов консолидированных бюджетов регионов, и по итогам пяти месяцев оно достигало 9%. Несмотря на обострение эпидемиологической ситуации в осенне-зимний период и частичное возвращение ограничительных мер, во второй половине года ситуация с доходами улучшалась, и по итогам года сокращение налоговых и неналоговых доходов составило всего 2%, при этом у 48 регионов отмечалась положительная динамика указанных доходов. Среди них - Чукотский АО, Магаданская, Амурская, Воронежская, Псковская, Тверская, Калининградская и Смоленская области.

Фото: Сергей Бобылев/ТАСС

Фото: Сергей Бобылев/ТАСС

Существенную роль в снижение внес налог на прибыль организаций, поступления которого сократились на 13% (-431 млрд руб.). Наибольшее его снижение отмечалось у регионов, в отраслевой структуре прибыли которых высокая доля нефтегазового сектора, а также добычи и переработки металлов, в то время как в регионах с диверсифицированной экономикой был отмечен прирост поступлений налога на прибыль (22 региона, среди которых Тамбовская, Воронежская, Амурская, Ленинградская и Тверская области). Увеличились поступления НДФЛ (на 8%, или на 297 млрд руб.) и акцизов (на 6%, или на 43 млрд руб.).

Помощь из федерального центра выросла в 1,5 раза

На фоне некоторого снижения собственных налоговых и неналоговых доходов консолидированных бюджетов регионов в 2020 г. добиться увеличения общего объема доходов стало возможным благодаря проведению федеральным правительством в отношении регионов ярко выраженной контрциклической бюджетной политики, одним из инструментов которой стало предоставление финансовой помощи. Ее объем в 2020 г. вырос на 54% (+1,3 трлн руб.), составив 3,8 трлн руб., при этом нецелевая поддержка увеличилась на 41%. На реализацию нацпроектов направлено 815 млрд руб.

Общий объем дополнительной нецелевой финансовой помощи регионам составил 300 млрд руб., что превышает общий объем сокращения налоговых и неналоговых доходов регионов, составивший 194 млрд руб.

Другим инструментом антикризисной политики стали бюджетные кредиты. Так, в декабре Минфин России в декабре предоставил бюджетные кредиты со сроком погашения не позднее 1 июля 2021 года в объеме 224 млрд руб. Эти кредиты были доступны 75 регионам.

Расходы выросли на 15%

Правительственные меры позволили профинансировать социально-значимые обязательства регионов. Обеспечен, в том числе за счет федеральных средств, рост финансирования расходов регионов на 15%. Расходы на оплату труда возросли на 14%, расходы на капитальные вложения возросли на 10%.

Наибольший рост в структуре расходов регионов ожидаемо сложился по здравоохранению - на 72%, расходы на социальную политику возросли на 24%, на физическую культуру и спорт - на 13%, возросли и расходы на дорожное хозяйство - на 11%, национальную экономику - на 8%.

Объем остатков средств на счетах регионов сократился с начала 2020 года (на 27%, или 552 млрд руб.) и вместе с тем составил 1,5 трлн. руб., что создает резерв для финансирования расходов в текущем году.

Уменьшились объемы просроченной кредиторской задолженности на конец года на 19%, составив 21 млрд руб.

С дефицитом бюджет свели в основном сырьевые регионы

В целом бюджеты регионов исполнены с дефицитом в 677 млрд руб., из которых 560 млрд руб., или 83% дефицита, пришлось на 16 регионов с высокой долей ТЭК в структуре доходов, а также на г. Москву, г. Санкт-Петербург и Московскую область. Большинство из этих регионов относятся к числу высокообеспеченных, для которых текущее сокращение доходов не стало критичным. При этом 56% дефицита профинансировано за счет остатков на счетах регионов, а 32% дефицита - за счет предоставленных из федерального бюджета бюджетных кредитов.

Фото: istock

Фото: istock

Долги увеличились, но их структура стала более здоровой.

По итогам 2020 года государственный долг субъектов Российской Федерации увеличился на 383 млрд руб., или на 18%, и достиг 2496 млрд руб. Размер долга муниципальных образований практически не изменился, поскольку основное бремя антикризисных мероприятий регионы взяли на себя.

Следует отметить, что более половины прироста долга регионов (56%) пришлось на практически бесплатные бюджетные кредиты из федерального бюджета. Задолженность перед кредитными организациями за год даже несколько сократилась (на 5,6 млрд руб.), а рост рыночной задолженности пришелся на размещаемые регионами облигации, показывающие доверие кредиторов к региональной власти и позволяющие привлекать финансовые ресурсы на больший срок при меньших расходах на обслуживание долга. Таким образом, несмотря на общий рост государственного долга регионов, его структура улучшилась.

. а долговая нагрузка осталась далека от пика

Показатель долговой нагрузки (соотношение общего размера государственного долга и объема налоговых и неналоговых доходов бюджетов регионов) на 1 января 2021 года составил 27,3%, что существенно ниже максимальных значений, зафиксированных после кризиса 2014 года (36,5%). Таким образом, долговая нагрузка регионов остается на безопасном уровне, который примерно соответствует уровню конца 2012 года.

На что можно рассчитывать

Предпринимаются также меры и по обеспечению устойчивого финансового положения регионов в 2021 г. Так, в целях ускорения доведения в региональные бюджеты целевых трансфертов обеспечено их распределение до начала года законом о бюджете или актами правительства РФ. Всего в 2021 году федеральным бюджетом предусмотрено предоставление 220 целевых межбюджетных трансфертов, из которых парламентом распределены 95%, в том числе все субсидии и субвенции.

Фото: iStock

Фото: iStock

По всем субсидиям и иным межбюджетным трансфертам (за исключением отдельных установленных случаев) до начала года заключены соглашения на 1,4 трлн руб.

Также на 2021 год в федеральном бюджете предусмотрено 100 млрд рублей на частичную компенсацию выпадающих доходов регионов, а исходя из ситуации в экономике, будут рассматриваться вопросы о дополнительной поддержке.

Таким образом, в 2020 г. контрциклическая бюджетная политика Федерации в отношении регионов позволила не только сдержать падение собственных налоговых и неналоговых доходов консолидированных бюджетов регионов, но и обеспечить рост их реального объема. В свою очередь это дало субъектам возможность не только выполнить все социальные обязательства, но и активно участвовать в реализации антикризисных мероприятий по поддержке экономики, населения, а также ускоренного развития системы здравоохранения, сохраняя безопасный уровень государственного долга в целом по бюджетной системе.

Нет времени или сил пройти тест онлайн? Поможем сдать тест дистанционно для любого учебного заведения: подробности.

Вопрос 1. Бюджетная система - это:

  • деятельность органов власти по составлению проекта, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджета;
  • организационные принципы построения бюджетной системы;
  • совокупность действующих на территории страны бюджетов;
  • совокупность юридических норм, определяющих бюджетный процесс.

Вопрос 2. Бюджетная система РФ состоит из:

  • двух уровней;
  • одного уровня;
  • трех уровней;
  • четырех уровней.

Вопрос 3. Бюджетная система ФРГ является:

  • конфедеративной;
  • унитарной;
  • федеративной.

Вопрос 4. Бюджетное устройство - это:

  • деятельность органов власти по составлению проекта, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджета;
  • организация и принципы построения бюджетной системы;
  • совокупность действующих на территории страны бюджетов и внебюджетных фондов;
  • совокупность юридических норм, определяющих бюджетный процесс.

Вопрос 5. Бюджетный процесс в развитых странах имеет:

  • две стадии – рассмотрение и утверждение бюджета;
  • одну стадию - утверждение;
  • три стадии – составление, рассмотрение и утверждение бюджета;
  • четыре стадии – составление, рассмотрение, утверждение и исполнение бюджета.

Вопрос 6. В какой внебюджетный фонд предприятия должны выплачивать два страховых взноса рассчитанных по различным ставкам?

  • социального страхования;
  • такого фонда здесь не указано;
  • территориальный фонд обязательного медицинского страхования;
  • федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

Вопрос 7. В какой форме может формироваться и использоваться страховой фонд?

  • пенсионный фонд;
  • резервный фонд страховщика;
  • фонд материального стимулирования;
  • фонд накопления предприятия.

Вопрос 8. В каком документе определены предельные размеры внутреннего долга РФ на текущий год?

  • в законе о федеральном бюджете на текущий год;
  • в инструкции Минфина;
  • в постановлении правительства;
  • в Указе Президента.

Вопрос 9. В функции Министерства финансов входит:

  • исчисление, полнотой и своевременностью внесения налоговых платежей;
  • контроль за соблюдением налогового законодательства, правильностью осуществление организационной, методической и практической работы по составлению и исполнению бюджета;
  • рассмотрение и утверждение бюджета;
  • утверждение отчета об исполнении бюджета.

Вопрос 10. Внебюджетные фонды развитых стран – это:

  • амортизационные фонды предприятий;
  • благотворительные фонды;
  • общегосударственные и территориальные специальные целевые фонды;
  • фонды малых и средних предприятий;

Вопрос 11. Военные расходы развитые страны финансируют:

  • из благотворительных фондов;
  • из госбюджета;
  • из фондов социального обеспечения.

Вопрос 12. Государственная Дума рассматривает и утверждает:

  • консолидированный бюджет;
  • местные бюджеты;
  • региональные бюджеты;
  • федеральный бюджет.

Вопрос 13. Доходы федерального бюджета являются частью:

  • внебюджетных фондов;
  • децентрализованных финансов;
  • территориальных бюджетов;
  • централизованных финансов.

Вопрос 14. Единая бюджетная классификация используется при составлении, утверждении и исполнении:

  • бюджетов всех уровней;
  • только местных бюджетов;
  • только региональных бюджетов;
  • только федерального бюджета.

Вопрос 15. За счет чего мобилизуются заемные средства РФ на внутреннем рынке в настоящее время?

  • получения кредитов ЦБ РФ;
  • получения налоговых кредитов;
  • размещения акций;
  • размещения долговых ценных бумаг.

Вопрос 16. Из какого бюджета осуществляются расходы на национальную оборону?

  • из всех бюджетов;
  • из местных бюджетов;
  • из региональных бюджетов;
  • из федерального бюджета.

Вопрос 17. К какой из классификаций федерального бюджета относится раздел "национальная оборона" и "национальная безопасность и правоохранительная деятельность"?

  • ведомственная;
  • воспроизводственная;
  • функциональная;
  • экономическая.

Вопрос 18. К какой системе внебюджетные фонды отнесены в Бюджетном кодексе?

  • к бюджетной;
  • к денежной;
  • к кредитной;
  • к распределительной.

Вопрос 19. Какая организация составляет проект бюджета внебюджетных фондов?

  • Министерство экономического развития и торговли;
  • Минфин;
  • Органы управления этих фондов;
  • Правительство.

Вопрос 20. Какие функциональные расходы преобладают в Федеральном бюджете РФ?

  • расходы на культуру, искусство, СМИ;
  • расходы на национальную оборону;
  • расходы на образование;
  • расходы на охрану окружающей среды.

Вопрос 21. Какие вопросы решаются при рассмотрении в Государственной Думе проекта федерального бюджета в первом чтении?

  • основные характеристики федерального бюджета;
  • принятие закона о федеральном бюджете в целом;
  • распределение расходов по министерствам и ведомствам;
  • распределение расходов по подразделам функциональной классификации.

Вопрос 22. Какие задачи позволяет решить рынок государственных ценных бумаг?

  • привлечение инвестиций в промышленность;
  • развитие фондового рынка;
  • размещение свободных денежных средств государства;
  • финансирование бюджетного дефицита.

Вопрос 23. Какие из ниже названных средств могут предоставляться из бюджета на возвратной основе?

  • бюджетные кредиты;
  • дотации;
  • субвенции;
  • субсидии.

Вопрос 24. Какие из перечисленных функций выполняют внебюджетные фонды?

  • распределительную;
  • создание кредитных орудий обращения;
  • статистическую;
  • учетную.

Вопрос 25. Какие из перечисленных функций выполняет государственный кредит?

  • поощрительную;
  • распределительную;
  • стабилизационную;
  • формирования доходов бюджета.

Вопрос 26. Какие методы финансирования дефицита бюджета являются внешними?

  • выпуск государственных ценных бумаг на внутреннем рынке;
  • доходы от приватизации государственного имущества;
  • кредиты международных финансово-кредитных институтов;
  • эмиссия денег.

Вопрос 27. Какие поступления преобладают в доходах федерального бюджета?

  • займы населения;
  • кредиты международных финансово-кредитных организаций;
  • налоговые поступления;
  • неналоговые доходы.

Вопрос 28. Какие поступления преобладают в доходах федерального бюджета РФ?

  • займы населения;
  • кредиты международных финансовых организаций;
  • налоговые доходы;
  • неналоговые доходы.

Вопрос 29. Какие расходы обеспечивают сбалансированное функционирование бюджетной системы?

  • расходы на культуру, искусство, СМИ;
  • расходы на охрану окружающей среды;
  • расходы на сельское хозяйство;
  • финансовая помощь бюджетам других уровней.

Вопрос 30. Какие расходы финансируются из Пенсионного фонда?

  • выплата трудовых пенсий;
  • пособия в связи с болезнью;
  • пособия в связи с рождением ребенка;
  • пособия лицам, потерявшим работу.

Вопрос 31. Какие функции выполняет бюджет государства?

  • наблюдательную функцию
  • перераспределение национального дохода;
  • предупредительную функцию;
  • статистическую функцию.

Вопрос 32. Каким документом регулируется размер дефицита федерального бюджета?

  • Бюджетным кодексом;
  • Гражданским кодексом;
  • Налоговым кодексом;
  • Таможенным кодексом.

Конспект урока

Название предмета и класс: экономика, 11 класс

Номер урока и название темы: урок №10 «Государственный бюджет»

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

  • Понятие государственного бюджета.
  • Сальдо бюджета. Сбалансированный, дефицитный, профицитный бюджет.
  • Консолидированный бюджет. Бюджетная система Российской Федерации.
  • Доходы и расходы государственного бюджета.
  • Источники финансирования дефицита бюджета. Государственный долг.

Глоссарий по теме: государственный бюджет, сальдо бюджета, консолидированный бюджет, доходы государственного бюджета, расходы государственного бюджета, государственный долг, источники финансирования дефицита бюджета.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

В переводе с английского «budget» (бюджет) – это сумка или кошелёк. Словарное определение понятия следующее:

Государственный бюджет – основной финансовый план государства на определённый период времени, объединяющий главные доходы и расходы государства и имеющий силу закона.

Главный финансовый документ действительно имеет силу закона, поскольку разрабатывается Министерством финансов РФ, утверждается и принимается Госдумой РФ, исполняется Правительством РФ, проверяется на исполнение Счётной палатой РФ.

Государственный бюджет состоит из расходной и доходной частей.

Доходная его часть показывает, откуда поступили средства для бюджета. Главный источник доходной части бюджета – это налоги. Именно в этой форме бюджет получает около 75% всех доходов. Кроме того, источниками доходной части являются так называемые неналоговые доходы: доходы от внешнеэкономической деятельности (например, торговля с другими странами); доходы от имущества, принадлежащего государству; поступления из целевых бюджетных фондов (фонды социального страхования, фонд обязательного медицинского страхования, пенсионные фонды); доходы от государственных облигаций. Это так называемые внутренние неналоговые доходы. Не стоит забывать и внешние неналоговые поступления, т.е. средства, которые иностранные государства предоставляют на возвратной основе, по сути являющиеся процентными ссудами.

Расходная часть бюджета показывает, на какие цели направляются собранные государством средства. Государство через бюджет перераспределяет полученные доходы и направляет средства на реализацию государственной экономической политики, а именно на реализацию функций государства как важнейшего социального института и достижение его целей. В нашей стране расходы бюджета направлены на социальное обеспечение, поддержание обороноспособности, правоохранительную деятельность, государственное управление, обслуживание государственного долга, предоставление дотаций предприятиям, развитие инфраструктуры (связь, транспорт, внешнее энергоснабжение и др.).

Бюджетная политика предполагает определённое соотношение между доходной и расходной частями бюджета. Разность между доходами и расходами бюджета называется сальдо.

Бюджет считается сбалансированным, если доходы равны расходам. Сальдо такого бюджета равно нулю.

Дефицитный бюджет имеет отрицательное сальдо. Это значит, что расходы выше доходов.

Бюджет профицитный, если расходы ниже полученных доходов. Профицитный бюджет имеет положительное сальдо.

Бюджетная система РФ – это основанная на экономических отношениях и юридических нормах совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

У бюджета федерации есть определённая иерархия. Государственный бюджет отражает доходы и расходы федеральных органов власти, региональный бюджет — региональных (краевых, областных и т.д.), муниципальный — муниципальных. Свод бюджетов всех уровней называется консолидированным бюджетом.


Рисунок 1 – Консолидированный бюджет

Если же госбюджет испытывает дефицит, то государство вынуждено искать внутренние и внешние источники покрытия бюджетного дефицита.

К внешним источникам финансирования относятся государственные займы. Это могут быть займы у международных организаций, иностранных банков, полученные как на льготных, так и на коммерческих условиях, либо займы у правительств иностранных государств.

Внутренние источники решения вопроса дефицитности бюджета – это, прежде всего, займы внутри страны у фирм и домашних хозяйств посредством выпуска государственных облигаций и эмиссия денег.

Использование каждого названного способа решения бюджетного дефицита имеет свои недостатки, поскольку практически за каждым способом стоит государственный долг.

Государственный долг – это сумма задолженности государства кредиторам по внутренним и внешним обязательствам, включая начисленные по ним проценты. Выплата процентов по задолженности и постепенное погашение основной суммы долга называется обслуживанием долга.

Если государство использует внешние займы, то образуется государственный долг перед иностранными государствами и организациями, и обслуживание долга становится длительным и обременительным процессом, прежде всего, для будущих поколений. Если государство использует внутренние источники решения бюджетного дефицита, например, эмиссию наличных денег, то возникает угроза инфляции. Если инфляция принимает угрожающие размеры, то государство вынуждено сокращать бюджетные расходы. В ситуации выпуска ценных бумаг, т.е. внутреннего займа, образуется государственный долг перед гражданами и предприятиями внутри страны.

Очевидно, что каждый гражданин страны заинтересован в том, чтобы финансовый план государства был рационально составлен и ответственно расходовался.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

1. Определите бюджетное сальдо, принимая во внимание все условия государственной бюджетной политики.


Рисунок 2 – Пример задания практического модуля

Для того, чтобы определить сальдо государственного бюджета – разность между его доходами и расходами – в соответствии с заданными условиями, необходимо следовать следующему алгоритму, решая первую задачу:

1. Из суммы государственных доходов вычесть расходы:

1000 – 900 = 100 ден. ед.

2. Определить сумму, которую государство должно выплачивать, обслуживая государственный долг:

6000 ⋅ 0,05 = 300 ден. ед.

3. Приняв во внимание, что сальдо госбюджета – 100 ден. ед., а на обслуживание долга необходимо 300 ден. ед., получаем:

100 – 300 = –200 ден. ед.

Таким образом, очевидно, что бюджетное сальдо равно –200 ден. ед., что говорит о дефицитном бюджете. Дефицитный бюджет всегда имеет отрицательное сальдо.

Вторая задача решается аналогично:

1. Из суммы государственных доводов вычесть расходы:

1200 – 900 = 300 ден. ед.

2. Определить сумму, которую государство должно выплачивать, обслуживая государственный долг:

6000 ⋅ 0,05 = 300 ден. ед.

3. Приняв во внимание, что сальдо госбюджета – 300 ден. ед., а на обслуживание долга необходимо 300 ден. ед., получаем:

300 – 300 = 0 ден. ед.

Таким образом, очевидно, что бюджетное сальдо равно 0 ден. ед. что говорит о сбалансированном бюджете. Сальдо такого бюджета равно нулю.

Ответ: на рисунке 3.


Рисунок 3 – Пример решения задания практического модуля

2. В таблице представлены доходы государственного бюджета. Распределите перечисленные под таблицей доходы, группируя их по источникам поступления.


Рисунок 4 – Пример задания практического модуля

Для того чтобы корректно выполнить данное задание, необходимо:

  • актуализировать понятие «налоги» (обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, принудительно взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства), акцентируя внимание на том, что налог – это прежде всего принудительный платеж;
  • ответить на вопрос о том, кто осуществляет взносы на социальное страхование. Получив ответ на этот вопрос, станет очевидно, что граждане, осуществляя отчисления на социальное страхование, вносят в определённой степени принудительные платежи;
  • сформулировать определение понятия «приватизация» (форма преобразования собственности, представляющая собой процесс передачи-продажи (полной или частичной) государственной (муниципальной) собственности в частные руки), обратив внимание, что приватизация может предполагать продажу, следовательно, и доход;
  • прибыль от государственных предприятий – это, безусловно, не налог, но доход.

Ответ: на рисунке 5.


Рисунок 5 – Пример решения задания практического модуля

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Королёва Г. Э. Экономика. 10-11 классы: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Г. Э. Королёва, Т. В. Бурмистрова. – М. : Вентана-Граф, 2017. – 192 с. : ил. – С. 140–142.
  2. Шевчук В. А., Шевчук Д. А. Макроэкономика. Конспект лекций. – М. : Высшее образование, 2009. – 145 с. – С. 112–120.

Процессы глобализации мировой экономики набирают обороты. Массированное проникновение транснациональных промышленных и финансовых групп в политическую и экономическую жизнь отдельных государств приводит к революциям и социальным потрясениям. В условиях коренного несовпадения интересов России и крупного международного капитала способность нашей страны противостоять внешним воздействиям, то есть обеспечивать национальную безопасность, выходит на первый план.

Национальная безопасность — это обширное понятие, которое включает в себя обороноспособность, общественную стабильность, экологическую безопасность страны и другие факторы. Остановимся на экономической составляющей национальной безопасности. Главный регламентирующий документ здесь — Государственная стратегия экономической безопасности РФ, которая была утверждена Указом Президента РФ от 29 апреля 1996 года № 608. Согласно ее основным положениям экономическая безопасность — такое состояние развития экономики, при котором создались бы приемлемые условия для жизни и развития личности, социально-экономической и военно-политической стабильности общества и сохранения целостности государства, успешного противостояния влиянию внутренних и внешних угроз.

Именно состояние развития экономики обусловливает все остальные факторы обеспечения национальной безопасности. Оценить уровень экономического развития можно по определенным критериям, наиболее точно отражающим происходящие в стране макроэкономические процессы. Например, используя критерии профессора, членкора РАН С. Глазьева.

Факторы оценки в работах различных экспертов меняются, но сути отраженных в них процессов, безусловно, нет.

Динамика валового внутреннего продукта

Критическим показателем для ВВП в мирное время считается его падение на 30% (Великая депрессия, США, 1929—1933 гг.).

В России же за годы реформ ВВП снизился более чем в 2 раза (это масштабный экономический кризис, сравнимый с военным вмешательством). То есть за первую половину 90-хВВП упал на 50%, а с 1997года по 2004-й его рост составил около 20%. Таким образом, снижение ВВП за прошедшие 15 лет, в общей сложности на 30%, является критическим для экономической безопасности страны. А исходя из темпов его нынешнего роста, прогнозируемых МЭРТ, мы вернемся к уровню ВВП1990 года только в 2007году. Получается, что полтора десятка лет страна хоть и не воевала ни с кем, но сила внутренних разрушений сопоставима с военными действиями на нашей территории. Хотя даже вгоды Великой Отечественной войны ВВП уменьшился всего на 17%.

Доля импорта во внутреннем потреблении

Максимальный критический уровень, по оценкам экспертов, также составляет 30%.

В 2004 году внутренний спрос на 63% покрывался импортом. В 2005 году, по оценке МЭРТ, это будет 50%. Кроме того, импорт продовольствия не должен превышать 25%.

В России за годы реформ производство основных продуктов питания уменьшилось на 30—40%, в том числе мяса и молока — более чем на50%. Недостающий объем внутреннего спроса мы покрываем за счет импорта. Например, Москва на 70%зависит от импорта пищевой продукции.

Россия с ее объемами потребления стала лакомым куском для крупных ТНК. Если посмотреть их ежегодный многомиллиардный прирост прибыли (в большей степени за счет увеличения продаж в России), то можно оценить колоссальную упущенную возможность наших производителей.

Таким образом, и по второму критерию мы, к сожалению, находимся за порогом безопасности. Россия зависит от поставок продуктов питания из-за рубежа. И если они по каким-либо причинам прекратятся, то собственных ресурсов для производства у нас нет.

Экспорт продукции обрабатывающей промышленности

По мнению экспертов, самостоятельная индустриальная держава должна экспортировать не менее 40% товаров обрабатывающей промышленности и 10% высокотехнологической наукоемкой продукции, то есть сырья и товаров первичной переработки в общем объеме экспорта должно быть не больше 50%.

Сейчас в структуре российского экспорта доля топливно-сырьевой продукции составляет примерно 80%.

Стоит отметить, что динамика увеличения сырьевой составляющей в структуре экспорта сохранится ив ближайшие 3 года, несмотря на замедление прироста экспорта нефти в натуральном выражении.

Конкурентоспособны на сегодняшний день только российская военная техника и энергетическое оборудование. Так, на рынке обычных вооружений Россия прочно удерживает второе место (10—11% мирового рынка).

Уровень инвестиций должен обеспечивать простое воспроизводство

В России к 1998 году объем капиталовложений в промышленные активы снизился на 70% по сравнению с 1990 годом, причем в машиностроении и сельском хозяйстве он почти полностью прекратился (85—90%).

Как видно из таблицы, в структуре иностранных инвестиций преобладают прочие кредиты, то есть цель инвестирования в данном случае не ясна. Не факт, что за счет заемного капитала модернизируются российские производственные фонды. Судя по темпам роста промышленности, кредиты используются совершенно для других целей и не участвуют в производственных циклах.

Так что речь идет не столько о количестве привлеченного капитала, сколько об эффективности его использования.

Расходы на научные исследования должны быть не меньше 2% ВВП

В России в 2004 году на научные исследования и разработки гражданского предназначения было выделено 47,2 млрд руб., или 0,2% ВВП. Для сравнения: в СССР в 70-е годы на науку тратилось 4% ВВП.

Пороговое значение подоле новых видов продукции в общем объеме выпуска равно 6%, а у нас оно около 2%. Хотя правительство и заявляет о приоритетах инновационного развития и развитии высокотехнологичных обрабатывающих производств, но на деле это никак не выражалось.

Эксперты подсчитали, что за 10 лет из страны было вывезено интеллектуальной собственности на 400 млрд долларов. Сейчас можно только догадываться о колоссальной прибыли, которую смогли заработать предприимчивые западные коммерсанты на достижениях советской науки и техники.

И по этому критерию российские экономические параметры не выдерживают никакой критики.

Продолжительность жизни населения должна быть не менее 70лет. В России, по оценкам Всемирной организации здравоохранения, она составляет 65 лет, в том числе 72 года у женщин и 58 у мужчин. Среди европейских стран у нас самая короткая продолжительность жизни у мужчин, а женщины обгоняют только Турцию и Молдову (71 год).

Хотелось бы заметить, что все экономические изменения, произошедшие с 1990 года, ничего не улучшили в нашей стране. Напротив, развалить «плановое» промышленное производство удалось, а вот построить новое «рыночное» — нет. Единственное, в чем мы преуспели, так это в темпах добычи и экспорта сырьевых ресурсов. Видимо, это и есть основная цель всех преобразований. По оценкам главы Минфина Алексея Кудрина, объем ВВП России в 2007 году достигнет уровня 1990 года (около 9 триллионов рублей). А что дальше?

Показатели экономической безопасности, разработанные С. Глазьевым

Пороговые значения

1. Объем валового внутреннего продукта:

Читайте также: