Таможенные пошлины в киргизии после вступления в еаэс

Опубликовано: 22.04.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Письмо Минфина России от 28 сентября 2020 г. N 27-01-23/84421 О ввозе транспортных средств для личного пользования из Республики Армения

Рассмотрев коллективное обращение по вопросу ввоза транспортных средств для личного пользования из Республики Армения, Департамент таможенной политики и регулирования алкогольного рынка в пределах своей компетенции сообщает следующее.

В соответствии с пунктами 30 и 31 приложения 3 к Договору от 10 октября 2014 г. о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. (далее - Договор) ставки таможенных пошлин, налогов, установленные приложением 5 к Соглашению о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском, от 18 июня 2010 года (далее - Соглашение), не применяются в Республике Армения в отношении автомобилей легковых и прочих моторных транспортных средств, классифицируемых в товарных позициях 8702, 8703, 8704 21 и 8704 31 товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее соответственно - ТН ВЭД ЕАЭС, ЕАЭС), ввозимых физическими лицами для личного пользования, до начала применения Республикой Армения ставок, установленных Единым таможенным тарифом ЕАЭС (далее - ЕТТ ЕАЭС) в отношении автомобилей легковых и прочих моторных транспортных средств, классифицируемых в товарных позициях 8702, 8703, 8704 21 и 8704 31 ТН ВЭД ЕАЭС.

При этом указанные автомобили, а также автомобили, ввезенные на территорию Республики Армения из третьих стран после подписания Договора, в отношении которых таможенные пошлины, налоги уплачены по ставкам, отличающимся от установленных приложением 5 к Соглашению, в других государствах - членах ЕАЭС, признаются иностранными товарами:

до уплаты таможенных пошлин, налогов в размере разницы уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов и сумм таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате по ставкам, указанным в приложении 5 к Соглашению;

до истечения 3 лет после начала применения Республикой Армения ставок, установленных ЕТТ ЕАЭС в отношении автомобилей легковых и прочих моторных транспортных средств, классифицируемых в товарных позициях 8702, 8703, 8704 21 и 8704 31 ТН ВЭД ЕАЭС.

При ввозе указанных автомобилей на территории других государств - членов ЕАЭС в соответствии с пунктом 33 приложения 3 к Договору в их отношении проводится таможенный контроль, а при необходимости уплаты таможенных платежей - совершаются таможенные операции в порядке, установленном Таможенным кодексом ЕАЭС (далее - ТК ЕАЭС), иными регулирующими таможенные правоотношения международными договорами и другими актами, составляющими право ЕАЭС.

В настоящее время при проведении физическими лицами операций с иностранными товарами для личного пользования применяются положения главы 37 ТК ЕАЭС и решений Евразийской экономической комиссии.

Согласно пунктам 1 и 3 статьи 264 ТК ЕАЭС допускается временный ввоз на таможенную территорию ЕАЭС:

иностранными физическими лицами транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных в государстве, не являющемся членом ЕАЭС, без уплаты таможенных пошлин, налогов на срок не более 1 года;

физическими лицами государств - членов ЕАЭС транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных в государстве, не являющемся членом ЕАЭС, на срок не более 1 года при условии предоставления обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов.

В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 260 ТК ЕАЭС транспортные средства для личного пользования, зарегистрированные в государствах - членах ЕАЭС, при перемещении через таможенную границу ЕАЭС любым способом не подлежат таможенному декларированию.

Транспортные средства, зарегистрированные в государстве - члене ЕАЭС и имеющие статус товаров ЕАЭС, в рамках таможенной территории ЕАЭС перемещаются свободно.

Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 28 апреля 2020 г. N 62 "Об утверждении перечня товаров и ставок, в отношении которых в течение переходного периода Республикой Армения применяются ставки ввозных таможенных пошлин, отличные от ставок Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза" установлена дата начала применения Республикой Армения ставок ввозных таможенных пошлин, установленных Единым таможенным тарифом Евразийского экономического союза в отношении моторных транспортных средств, классифицируемых в товарных позициях 8702, 8703 и 8704 ТН ВЭД ЕАЭС (с 1 января 2020 года).

Вместе с тем в соответствии с правом ЕАЭС транспортные средства, приобретенные до 31 декабря 2019 года и выпущенные в свободное обращение в Республике Армения в период с 1 января по 1 мая 2020 года по "пониженным" ставкам таможенных пошлин, признаются в других государствах - членах ЕАЭС иностранным товаром:

до уплаты таможенных пошлин, налогов в размере разницы уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов и сумм таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате по ставкам, установленным Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 20 декабря 2017 г. N 107 "Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования" (далее - Решение N 107);

до 2 мая 2025 года.

При этом пунктом 35 приложения N 3 к Договору предусмотрена возможность ввоза легковых автомобилей, зарегистрированных на территории Республики Армения и сохранивших статус иностранных товаров, с территории Республики Армения на территории других государств - членов ЕАЭС только лицами, постоянно проживающими в Республике Армения, без уплаты таможенных пошлин, налогов и без внесения обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов. Ввоз и использование на территориях других государств - членов ЕАЭС таких автомобилей иными лицами, а также их отчуждение, передача в пользование, распоряжение на территориях таких других государств - членов ЕАЭС допускаются только при условии их таможенного декларирования в таможенных органах этих других государств и уплаты таможенных пошлин, налогов.

Учитывая изложенное, в случае если транспортное средство было помещено под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления или выпущено в свободное обращение в качестве товара для личного пользования на территории Республики Армения после 10 октября 2014 года и имеет статус иностранного товара, для получения паспорта транспортного средства необходимо осуществить таможенное декларирование таких транспортных средств и уплатить таможенные пошлины, налоги в размере разницы уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов в Республике Армения и сумм таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате по ставкам, указанным в таблице 2 приложения N 2 Решения N 107.

Директор Департамента таможенной политики и регулирования алкогольного рынка Н.А. Золкин

Обзор документа

Если транспортное средство было помещено под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления или выпущено в свободное обращение в качестве товара для личного пользования в Армении после 10 октября 2014 г. и имеет статус иностранного товара, для получения ПТС необходимо задекларировать транспорт и уплатить таможенные пошлины, налоги в размере разницы сумм, уплаченных в Армении, и сумм, подлежащих уплате по ставкам, установленным Решением Совета ЕЭК.

Таможенный союз ЕАЭС – соглашение между странами Евразийского экономического союза, заключенное для создания комфортных условий торговли между государствами-участниками ЕАЭС. Речь, в первую очередь, идет об отмене таможенных платежей и увеличении товарооборота. Однако действуют и другие условия для получения экономических выгод для каждой страны, поддержавшей Таможенный союз. Объем взаимной торговли товарами между государствами – членами Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС) за январь 2021 г., исчисленный как сумма стоимостных объемов экспортных операций государств – членов ЕАЭС во взаимной торговле, составил 4,2 млрд. долл. США, или 103,3% к уровню января 2020 г

Цели Таможенного союза

Содержание

  1. Цели Таможенного союза
  2. Какие страны входят в ЕАЭС?
  3. История создания Таможенного союза
  4. Противоречия в евразийском Таможенном союзе
  5. Практика применения таможенных соглашений
  6. Краткие выводы
  7. Основные вопросы о Таможенном союзе ЕАЭС
  8. «Таможенный кодекс ЕАЭС»

  • увеличение рынка сбыта;
  • стимул для производства качественной конкурентоспособной продукции;
  • защита рынка стран, входящих в ЕАЭС.

Одним словом, главная цель – развитие экономики за счет улучшения условий торговли. Каким образом это достигается в рамках ТС? Объединение позволило:

  • отменить таможенные пошлины, тем самым уменьшив цену товара, а значит, сделав ее более конкурентоспособной;
  • унифицировать методы оценки качества продукции;
  • создать единое таможенное пространство, что позволило ускорить бюрократические процедуры;
  • дать возможность гражданам стран ЕАЭС иметь равные условия трудоустройства.

Какие страны входят в ЕАЭС?

До момента создания Евразийского экономического союза в 2015 году в Таможенный союз входили только три страны – Беларусь, Россия и Казахстан. Эти же страны входили в состав ЕврАзЭС – Евразийского экономического сообщества.

Членство в ЕврАзЭС не значило, что страна-участница должна входить в Таможенный союз. Сейчас правила поменялись. Все государства, которые являются частью ЕАЭС, автоматически становятся участниками Таможенного союза.

Страны Таможенного союза ЕАЭС в 2021 году:

  • Республика Беларусь;
  • Российская Федерация;
  • Республика Армения;
  • Республика Казахстан;
  • Кыргызская Республика.

В ЕАЭС хотели вступить Тунис и Сирия, однако предложение не было реализовано. В начале 2021 года начал обсуждаться вопрос вступления в ЕАЭС Узбекистана.

История создания Таможенного союза

1995 год. 6 января Россия и Беларусь подписали Соглашение о создании Таможенного союза. Чуть позже, 20 января, аналогичное соглашение было подписано в новом составе – Беларусь, Россия и Казахстан. Затем присоединились две другие страны – Таджикистан (1999 год) и Кыргызстан (1996 год).

Создание Таможенного союза произошло после провальной попытки экономического союза стран постсоветского пространства. Полная экономическая интеграция большого количества государств была невозможна, поэтому был инициирован союз только в отношении беспошлинной торговли.

1995-2000 гг. Первые несколько лет ТС улучшил динамику в области торговли, но затем начались проблемы из-за низкого исполнения согласованных решений в рамках единого таможенного союза.

2000 год. Пятью странами-участницами ТС подписан Договор о создании Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). По сути, это была попытка другого подхода к созданию таможенного союза, учитывая предыдущие ошибки. Было официально закреплено, что Россия имеет лидирующее значение. Больше не действовал принцип «одна страна – один голос». России принадлежало 40 голосов из 100 возможных.

Главная цель новой организации – создание единого экономического пространства в Евразии.

2000-2006 гг. ЕврАзЭС не оправдало возложенных ожиданий. Сработали старые грабли – низкое исполнение того, что было написано на бумаге. Таможенные тарифы некоторых стран не совпадали с общими тарифами.

Была попытка создать новое объединение – Единое экономическое пространство России, Беларуси, Казахстана и Украина. Но из-за расхождения во многих вопросах с Украиной проект не был реализован.

2007 год. Реорганизация Таможенного союза. Россия, Беларусь и Казахстан подписали новые документы относительно ТС. Регламент Таможенного союза – создание единой таможенной территории, применение единого таможенного тарифа, унифицированный порядок таможенного регулирования, создание управляющего органа (Комиссия Таможенного союза).

2008-2014 гг. Создан детальный план по развитию ТС. Подписан Таможенный кодекс ТС. Появился единый регламент о безопасности продукции.

2015 г. Создание ЕАЭС. Теперь Таможенный союз действует в рамках этой организации.

В составе экономического союза появляются два новых участника – Армения и Кыргызстан. Они автоматически становятся участниками Таможенного союза.

2016 г. Подписано соглашение о свободной торговле членов ЕАЭС и Вьетнама.

2017 г. Сотрудничество Молдавии и ЕАЭС. Молдавия получает статус наблюдателя в ЕАЭС.

2018 г. Вступление в силу Таможенного кодекса ЕАЭС. Подписание Соглашения между ЕАЭС и КНР.

2019 г. Подписано Соглашение о сотрудничестве с Сингапуром и Сербией.

2020 г. Обсуждение вопроса о вступлении Узбекистана в ЕАЭС.

Противоречия в евразийском Таможенном союзе

Несмотря на то, что Таможенный союз создан для получения общих экономических выгод, каждая страна-участник ЕАЭС стремиться установить наилучшие условия для себя. Поэтому часто возникают противоречия между сотрудничающими государствами.

Основные проблемы ЕАЭС:

  • применение нетарифных ограничений стран-участниц ЕАЭС, которые представляются как санитарные нормы (из-за чего происходят так называемые «продовольственные войны»);
  • неравное распределение таможенных пошлин (доля России – 85,26% с 2020 года);
  • системные изъятия из национального режима в области государственных закупок;
  • недоговоренность в вопросе общего рынка энергоресурсов.

Так, например, между Россией и Беларусью часто возникали споры и разногласия. В 2010 году Беларуси пришлось уступить и повысить тарифы на ввоз легковых машин. Это было невыгодно белорусской стороне, потому что в стране не было автомобильного производства.

На такие же уступки РБ пришлось идти и в легкой промышленности. Беларуси ввела обязательную сертификацию продукции легкой промышленности, из-за чего мелкорозничная торговля понесла убытки.

В 2014 году Россия запретила ввоз около 400 тысяч тонн мяса из Беларуси. А также ужесточила контроль всех товаров, которые пересекали белорусскую границу. Это не входило в соответствие с Таможенным союзом, в котором должны действовать упрощенные правила перевозки грузов. К продовольственным войнам в 2019-2020 годах добавился конфликт, связанный с остановкой поставки нефти в Беларусь.

Противоречия в Таможенном союзе в 2019-2020 гг. также провоцируют геополитические вызовы:

  • санкции против России от США и Европейского союза;
  • конфликт России с Украиной;
  • кризисы на Ближнем Востоке.

Практика применения таможенных соглашений

Несмотря на противоречия внутри ЕАЭС и нереализованность многих планов, закрепленных в документах, есть и реальные действия для развития ТС. Применение таможенных соглашений позволило:

  • упростить бюрократическую процедуру ввоза товаров через границы внутри Таможенного союза;
  • улучшить качество товаров благодаря конкуренции;
  • увеличить товарооборот. Так, например, в Армении товарооборот со странами ЕАЭС в 2019 году превысил два миллиарда долларов;
  • позволить гражданам стран-участниц беспрепятственно работать в любом государстве ЕАЭС.

Все государства, входящие в ЕАЭС смогли нарастить объем внешней торговли. Согласно Докладу Евразийской экономической комиссии, прирост в 2018 году составил:

  • Беларусь – 23,7%;
  • Россия – 22,4%;
  • Казахстан – 21,7;
  • Армения – 32%;
  • Кыргызстан – 24,7%.

Краткие выводы

  1. Таможенный союз ЕАЭС – это соглашение, позволяющее отменить таможенные платежи между странами-участницами, а также активизирующее другие условия для развития экономики государств ЕАЭС. Таможенный союз позволил создать единое таможенное пространство, унифицировать стандарты оценки товаров, сделать равными возможности трудоустройства граждан из стран ЕАЭС.
  2. Основные цели Таможенного союза – увеличение товарооборота, защита рынка стран ЕАЭС, стимул производить конкурентоспособные товары.
  3. Первые таможенные соглашения между Россией, Беларусью и Казахстаном были подписаны еще в 1995 году. Теперь Таможенный союз действует в рамках Евразийского экономического союза.
  4. Страны, входящие в ЕАЭС в 2021 году, – Россия, Беларусь, Казахстан, Армения, Кыргызстан. В разное время вступить в ЕАЭС хотели Тунис, Сирия и Узбекистан.
  5. В ЗТС (зону свободной торговли) с ЕАЭС входят Вьетнам, Иран, Сингапур, Сербия.
  6. Из-за национальных интересов стран-участниц в ЕАЭМ есть много противоречий – неравное распределение таможенных пошлин, вопросы с общим рынком энергоресурсов, неисполнение многих правил, действующих на бумаге.

Основные вопросы о Таможенном союзе ЕАЭС

Какие страны входят в Таможенный союз?

В 2020 году в ЕАЭС входят Беларусь, Россия, Армения, Казахстан, Кыргызстан. Обсуждается вступление Узбекистана. Также заявляли о желании вступить в ЕАЭС Тунис и Сирия.

В каком году Беларусь вступила в Таможенный союз?

Беларусь стояла у истоков создания союза вместе с Россией и Казахстаном. Эти страны в 1995 году подписали соглашение о создании ТС. РБ в ЕАЭС вступила в самом начале объединения – 1 января 2015 года.

Какие главные принципы работы Таможенного союза ЕАЭС?

Главные принципы можно описать «четырьмя свободами» – свобода движения товаров, рабочей силы, капитала и услуг.

Что такое ЕврАзЭС?

ЕврАзЭС – Евразийское экономическое сообщество – вид экономической интеграции стран СНГ. Сообщество было создано в 2000 году. Организация была упразднена после образования ЕАЭС – Евразийского экономического союза в 2015 году.

Какие страны подписали соглашение о зоне свободной торговли с ЕАЭС?

Сербия, Иран, Вьетнам, Сингапур.

Какой орган регулирует работу ЕАЭС?

Регулирующим органом Евразийского экономического союза является Евразийская экономическая комиссия.

Кто является председателем ЕАЭС?

Председатель меняется каждый год. В 2021 году председательствует Беларусь во главе с Александром Лукашенко. В 2019 году – Армения и Никол Пашинян.

«Таможенный кодекс ЕАЭС»

Искоскова М.В — Начальник отдела таможенного законодательства ЕЭК;

Овчинников А.В. — Заместитель начальника отдела ГУОТО и ТК ФТС России; Ковригина Н.Г. – Начальник отдела ГУОТО и ТК ФТС России;

Чижова И.А. — Советник Главного управления федеральных таможенных доходов и тарифного регулирования ФТС
России
Будут рассмотрены наиболее актуальные вопросы в связанные с
вступлением в силу Нового Таможенного кодекса ЕАЭС.

Средняя Азия является частью крупнейшего в мире региона, в который входит более полусотни государств. К Средней Азии относятся многие страны-участницы Советского Союза.



Грузы, доставленные тем или иным способом, растамаживаются по месту прибытия или независимо от места фактического пребывания.

Характеристика стран Средней Азии

В Киргизии развиты промышленная и горно-добывающая отрасли. Россия, а также Китай и Казахстан, являются ее главными торгово-экономическими партнерами.

Казахстан, по сравнению с другими государствами Средней Азии, остается самой богатой и благоустроенной страной. Отсюда Россия импортирует главным образом металлы и металлические изделия, минеральные продукты.

Экономика Узбекистана строится на добыче полезных ископаемых, однако, в Россию импортируются главным образом продукты растительного происхождения и текстиль.

Экономика Таджикистана основана на развитии аграрно-индустриального сектора. Главным образом импортные поставки из Таджикистана состоят из текстиля – 93% и лишь 5% составляют продукты растительного происхождения.

Туркменистан экспортирует продукцию сельского хозяйства и природные ресурсы. Граничит с Каспийским морем.

Афганистан – самая бедная страна из государств Средней Азии. Государство имеет аграрную экономику. В структуре товарооборота с Россией большую часть занимают минеральные продукты и древесина.

Грузоперевозки из Средней Азии



Большая часть стран не имеет выхода к морю, многие из них располагаются в горной местности, что обуславливает выбор способа транспортировки. Зачастую задействуется авиаперевозка грузов. Оттуда, откуда это возможно, товары доставляют наземными видами транспорта. Доставка грузов самолетом обойдется дороже, но зато займет совсем немного времени. Если груз может испортиться в течение нескольких суток или временной фактор играет важную роль по другим причинам, для перевозки используют воздушный транспорт. Так, самолетами перевозится:

бытовая техника и электроника;

опасные и ценные грузы.

Маршрут доставки автомобильным транспортом должен быть тщательно спланирован.

Несколько грузов от разных заказчиков могут быть консолидированы в один контейнер или партию, занимающую полный объем транспортного средства. Таким образом доставляют небольшие партии товаров. Заказчик платит за перевозку не полностью. а в соответствии с объемом груза. Выходит значительно дешевле. Однако из-за особенностей схемы и бюрократических нюансов сама доставка и таможенное оформление занимают больше времени.

Генеральным грузом называется груз, который принадлежит одному заказчику и перевозится отдельным транспортным средством или отдельным контейнером. Таким способом пользуются крупные компании, которые перевозят большие партии товаров. Они полностью оплачивают транспортировку.

Тарифы на перевозку зависят от характера груза, наличия страховки, типа упаковки и других факторов.

Таможенное оформление грузов и товаров из Средней Азии

Особенности таможенного оформления продукции будут в значительной степени зависеть от вида товара и страны, в которой он произведен. Некоторые страны Средней Азии входят в ЕАЭС. Между ними и Россией действует единая таможенная зона, поэтому растаможка товаров, доставляемых из Киргизии и Казахстана, не производится.

С учетом вида транспорта, которым груз будет доставлен в Россию, товары могут оформляться:

в аэропортах (Шереметьево, Внуково, Домодедово и других);

на автомобильных пунктах пропуска;

Груз может оформляться по месту прибытия или на любом таможенном посту. Если места оформления и места нахождения груза совпадают, то он растамаживается на том таможенном посту, который находится на территории СВХ. В то же время фактическое местонахождение груза с недавних пор не имеет принципиального значения, так как задекларировать его можно через региональный ЦЭД.



Срок оформления грузов из Средний Азии стандартен, и процедура занимает до 4 часов, если таможня не обнаружит проблем с грузом и несоответствий в документах. Ряд рисков можно предупредить, если таможенным оформлением будет заниматься профессиональный таможенный брокер . Он заранее проверит документы и укажет на ошибки, поможет дооформить необходимые бумаги, подскажет на каком таможенном посту лучше растаможить тот или иной груз.

Временный ввоз товаров из Средней Азии можно выполнить по Карнету АТА. Это значит, что экспонаты для выставок, реквизит для проведения концертных мероприятии и многое другое можно ввезти по упрощенной схеме без уплаты таможенных платежей.

В отношении развивающихся стран установлены тарифные преференции. А поскольку страны Средней Азии относятся к развивающимся, груз оттуда можно растаможить по нулевой ставке таможенной пошлины при предоставлении сертификата происхождения.

Для растаможки партии товара потребуются:

документы, подтверждающие, что товар оплачен;

инвойс или счет-фактура;

сертификаты и декларации;

бумаги, подтверждающие таможенную стоимость;

платежное поручение, свидетельствующее о своевременной уплате таможенных платежей.

Конечный список документов будет зависеть от кода товара по ТН ВЭД. К примеру, на растительную продукцию дополнительно оформляется фитосанитарный сертификат, на продукцию животного происхождения – ветеринарный сертификат.

Сумма таможенных платежей рассчитывается декларантом с учетом классификационного кода. Сюда входят таможенная пошлина, которая рассчитывается от таможенной стоимости партии товара, НДС и таможенный сбор. Размер последнего зависит от таможенной стоимости.

Обратите внимание! С 1 августа 2020 года тарифы на таможенный сбор были повышены.

Услуги СБ Карго

Компания «СБ Карго» оказывает услуги международной доставки грузов и их таможенного оформления. Наша компания может взять на себя ответственную роль внешнеэкономического агента и выступить участником ВЭД вместо компании заказчика. Таможенные брокеры нашей компании имеют все необходимые лицензии и разрешения, некоторые наши сотрудники прошли аттестацию в IATA, что свидетельствует о высоком уровне профессионализма. В компетенцию таможенного представителя входит:

содействие в проведении сертификации товаров и получении разрешительных документов;

подсчет таможенных платежей и их уплата от лица заказчика;

присутствие при таможенном досмотре;

доказательство таможенной стоимости;

логистическое и экспедиционное сопровождение.

Любые проблемы для нас решаемы. Мы поможем минимизировать финансовые издержки и выполнить множество задач, возникающих в процессе перевозки и таможенного оформления.

Автор материала: Азамат Акенеев, эксперт по экономике и финансам Совета по развитию бизнеса и инвестициям.

Прошло уже без малого три года, как Кыргызстан стал полноправным участником ЕАЭС. В этой статье вы узнаете, какие основные изменения произошли для отечественных налогоплательщиков в связи со вступлением страны в Союз, какие проблемы возникают, и какие изменения ожидаются в будущем.

Основные принципы взаимодействия стран ЕАЭС по вопросам налогообложения, закреплены в Договоре о Евразийском экономическом союзе. В дальнейшем они находят свое отражение в национальных налоговых законодательствах. В период подготовки страны к вступлению в Союз и после официального присоединения в налоговое регулирование и администрирование был внесен ряд изменений, среди наиболее серьезных из которых можно выделить следующие.

Во-первых, функции регулирования импорта/экспорта во взаимной торговле со странами ЕАЭС перешли от Государственной таможенной службы к налоговым органам.

В понятийную часть Налогового кодекса страны были внесены существенные дополнения и изменения: в частности, появились термины «Импорт товаров» и «Законодательство Таможенного союза». Кроме того, была добавлена отдельная глава 40–1 «Налогообложение НДС при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе». Налоговый кодекс Кыргызской Республики (НК КР) также был дополнен следующими нормами:

  • новыми определениями импорта/экспорта товаров, даты постановки на учет импортированных товаров, места поставки товаров и другими;
  • обязанностью налогоплательщиков по уведомлению налоговых органов о предстоящем ввозе товаров, импортируемых из ЕАЭС, о ввозе/вывозе товаров в рамках взаимной торговли;
  • дополнительной системой отчетности по косвенным налогам, включая заявление о ввозе товаров.

В связи с тем, что документооборот между государствами-членами Евразийского экономического союза должен осуществляться в электронном виде, в Кыргызстане была введена новая норма, позволяющая предоставлять декларацию по НДС исключительно в электронном виде.

Для создания конкурентных условий легальному бизнесу и недопущения выпадения доходной части бюджета, в налоговое законодательство введены нормы, связанные с определением и применением минимального уровня контрольных цен на товары, импортируемые на территорию Кыргызской Республики с территории государств-членов ЕАЭС, и установлена административная ответственность за их нарушение.

Проблемы и риски

Одной из основных проблем как для налогоплательщиков, так и для налоговых органов является то, что имплементация норм ЕАЭС в текст Налогового Кодекса КР была произведена не полностью и не всегда в оптимальном порядке. Так в главе 40-1 «Налогообложение НДС при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе» все институты Раздела IX были просто продублированы для операций, связанных с взаимной торговлей в ЕАЭС. С одной стороны, такой подход удобен для налогоплательщиков, деятельность которых связана исключительно с территориями стран ЕАЭС. Но с другой стороны, для налогоплательщиков, осуществляющих торговлю не только со странами ЕАЭС, но и с третьими странами, Налоговый Кодекс превратился в чрезмерно сложный документ, поскольку в соответствии с избранным подходом в ряде случаев различные налоговые последствия наступают от одинаковых операций, но с разными контрагентами, в зависимости от того, являются ли они членами ЕАЭС или нет.

Кроме того, крайне неудачными являются определения таких ключевых терминов, как «экспорт», «импорт», «облагаемый импорт» товаров, что приводит к ряду нежелательных правовых последствий. При действующем определении экспорта, под него подпадают такие процедуры как «временный вывоз», «переработка вне таможенной процедуры», «реэкспорт». Неидентичность определения «места поставки товаров» определению в законодательстве ЕАЭС и, соответственно, в главе 40-1 НК КР, приводит к тому, что одинаковые налоговые правоотношения по аналогичным операциям влекут за собой в отдельных случаях разные налоговые последствия в зависимости от того, была ли операция совершена с участием резидента государства-члена ЕАЭС или нет.

Имеются недостатки и в ряде других определений налоговых терминов в отношении операций по взаимной торговле с ЕАЭС, а также пробелы налогового законодательства ЕАЭС как такового. Например, не описаны:

  • процедура представления отчетности при возврате товаров в случаях, отличных от возврата по причине низкого качества и/или некомплектности товаров;
  • налогообложение операций по товарам, помещаемым под таможенные процедуры транзита, таможенного склада, беспошлинной торговли, свободной таможенной зоны, свободного склада, уничтожения, отказа в пользу государства, специальную таможенную процедуру, переработки на (вне) таможенной территории, переработки для внутреннего потребления, выпуска для внутреннего потребления, реимпорта, а также поставках, осуществляемых в период нахождения под этими процедурами.

Другой постоянной проблемой является то, что в течение первых лет работы в рамках ЕАЭС из-за отсутствия у Кыргызстана опыта в применении мер нетарифного регулирования и отсутствия адекватной системы прослеживаемости перемещения товаров через государственную границу появился неконтролируемый импорт товаров с территории Казахстана с нарушениями налогового законодательства КР в частности ввоз товаров физическими лицами и лицами, работающими на основе добровольного патента, без уплаты косвенных налогов на импорт под видом товаров, предназначенных для личного потребления. Также зафиксированы случаи неправомерного экспорта в Кыргызстан из Казахстана товара, ввезенного ранее в Казахстан с уплатой пониженных ставок таможенных пошлин на границе ЕАЭС возможность которой Казахстан добился от партнеров по ЕАЭС при вступлении в ВТО. Как правило, технология ввоза таких товаров осуществляется по следующим схемам:

  • ввоз товара гражданином Казахстана — продажа товара мелким оптом лицам без налоговой регистрации или лицам, осуществляющим деятельность на основе добровольного патента (ИП), либо, прямо с машин — на рынках КР. При этом для формальной легализации такой реализации по договоренности обеспечивается присутствие лица, имеющего добровольный патент;
  • ввоз товара физическим лицом Кыргызской Республики без налоговой регистрации или предпринимателем, осуществляющим деятельность на основе добровольного патента. Дальнейшая схема реализации товара аналогична;
  • разгрузка товара перед государственной границей — перемещение товара через границу гражданами, проживающими в приграничной полосе — погрузка товара на автомашину с номерами зоны KG. Схема реализации товара аналогична.

Для всех вышеуказанных схем налоговые последствия одинаковы — налог на импорт, как правило, не уплачивается или уплачивается от заниженной в разы стоимости и количества товара. Налог от реализации товара на территории республики не коррелируется с объемами реализации. Неучтенный поток товаров, перемещаемых через кыргызско-казахскую границу, с которых не уплачены, либо уплачены не все налоги, создает недобросовестную конкуренцию для местных товаропроизводителя. Целый ряд отраслей республики по производству и переработке продуктов питания (мукомольная, птицеводство и другие) ощутили данное влияние в полной мере и находятся в состоянии стагнации.

Следует подчеркнуть, что даже если товар ввезен добросовестным налогоплательщиком, ведущим деятельность на основе добровольного патента, который сполна уплатил налог на импорт, то такой налогоплательщик, не являясь плательщиком налога с продаж, подоходного налога и социальных отчислений, других установленных законом платежей и сборов, все равно составляет серьезную конкуренцию импортеру, осуществляющему деятельность в общем режиме налогообложения. При сложившейся системе налогообложения лиц, работающих на основе добровольного патента, невозможно отследить, превысил ли такой налогоплательщик регистрационный порог по НДС или нет.

Ответом Кыргызстана на неконтролируемый ввоз товаров из других стран ЕАЭС стало введение механизма контроля за ввозимыми товарами с привлечением к реализации данного механизма пограничной службы КР. Ключевым документом этого контроля на первом этапе стал талон о прохождении государственного контроля, а с четвертого квартала 2016 года — сопроводительная накладная. Изменение порядка оформления сопроводительной накладной на предварительный до осуществления налогоплательщиком импорта, несколько исправило положение с неконтролируемым ввозом товаров, однако при этом появились и другие проблемы. Так, в соответствии с установленными требованиями, импортер обязан предъявить сотруднику Пограничной службы КР сопроводительную накладную и справку о регистрации в налоговом органе при пересечении границы Кыргызстана. То есть предполагается личное присутствие импортера или его доверенного лица в пунктах пропуска на границе Кыргызстана. Как показала практика, данное требование стало очень затратным для предпринимателя, который занимается импортом на постоянной основе и проживает при этом вдали от пунктов пропуска. Проблема усугубляется, когда перевозчик нанят поставщиком.

Следует отметить, что ведение операций по взаимной торговле с государствами-членами ЕАЭС лицами, работающими на основе добровольного патента, практически исключает возможность исполнения такими лицами обязательств, взятых на себя Кыргызстаном по оформлению и представлению документов, подтверждающих импорт и экспорт товаров, что рано или поздно вызовет предъявление претензий со стороны наших партнеров по ЕАЭС. Пока такие претензии носят частный характер и проявляются на уровне субъектов предпринимательства.

Таким образом, одной из значимых задач на сегодня является обеспечение возможности оформления и предъявления СН в электронной форме.

В целом усилия государства в лице фискальных органов по удержанию темпов поступлений доходов бюджета в целях нивелирования влияния снижения объемов экспортно-импортных операций, как на внешних, так и на внутренних границах ЕАЭС в течение 2015-2017 гu., с одной стороны, позволили поддержать указанные темпы на приемлемом уровне, и с другой стороны, усилили фискальную составляющую в администрировании. В ряде случаев это привело к неправомерному доначислению налогоплательщикам крупных сумм к выплате, к увеличению количества запросов налогоплательщиков по неясным процедурам по исполнению налоговых и таможенных обязательств и росту налоговых споров.

Проводимая в республике политика решения проблемы создания технической и информационной инфраструктуры для работы в рамках ЕАЭС только за счет грантов государств-членов ЕАЭС привела к тому, что к настоящему времени информационная база по взаимной торговле в ЕАЭС формируется несистемно и не может оперативно и адекватно быть настроенной при появлении новых требований к предпринимательской деятельности на территории ЕАЭС.

Фундаментальной проблемой, решение которой служит главным условием решения многих других имеющихся проблем интеграции в части формирования доходов бюджета, является укрепление потенциала Налоговой службы, осуществляющей на сегодня администрирование более чем 60% бюджетных поступлений. Наиболее острым вопросом является несоответствие потенциала данного органа стоящим перед ним задачам, как по взаимоотношениям в ЕАЭС, так и по другим направлениям деятельности. Уже сегодня наблюдается отставание Кыргызстана по соответствию возможностей налогового администрирования к требованиям ЕАЭС, по сравнению с остальными государствами-членами. Также достаточно остро ощущается нехватка налогового персонала соответствующей квалификации.

С учетом масштаба задач, стоящих перед Налоговой службой в предстоящем средне- и долгосрочном периоде, сохранение сложившегося подхода к развитию потенциала ГНС может привести к полной неадекватности имеющейся системы требованиям в ЕАЭС и усложнению условий ведения бизнеса для отечественных субъектов предпринимательства вплоть до невозможности осуществлять полноценную работу на территории ЕАЭС, с одновременным увеличением свободного входа товаров из государств-членов Союза.

Доходы бюджета

За время, прошедшее с момента вступления Кыргызстана в ЕАЭС, итоги пополнения доходной части бюджета за счет налоговых поступлений можно оценить как удовлетворительные. За 2015-2017 годы среднегодовой прирост доходов бюджета превышал среднегодовой темп прироста ВВП.

В I квартале 2018 года поступление налогов увеличилось на 1 млрд 742,6 млн сомов, или на 10,5% по отношению к аналогичному периоду 2017 года. Впечатляющие результаты по итогам I квартала 2018 года продемонстрировала Таможенная служба, обеспечив поступление таможенных платежей в сумме 9,4 млрд сомов. По сравнению с I кварталом 2017 года поступление таможенных платежей увеличилось на 49,0% или на 3,1 млрд сомов.

Приведенные данные свидетельствуют о в целом благополучном с точки зрения формирования доходов бюджета, прохождении адаптационного периода интеграции экономики Кыргызстана в ЕАЭС и нивелировании негативных факторов, влияющих на снижение бюджетных доходов.

В отношении доходов бюджета в течение всего рассматриваемого периода наблюдались следующие основные тенденции.

Изменилась структура налоговых и таможенных поступлений в бюджет вследствие передачи функции администрирования НДС на импорт Налоговой службе. Так, если в предыдущие годы доля доходов, аккумулируемых Налоговой службой, составляла 50-56 процентов в общей сумме доходов ГНС и ГТС, то в 2017 году она составила более 68%.

В 2017 году, по сравнению с 2016 годом, при росте объемов импорта из стран ЕАЭС в размере 119,8% и из третьих стран — 110,8%, собираемость НДС на импорт из этих стран росла опережающими темпами — 125, 6% и 114,5% соответственно, что свидетельствует о росте эффективности администрирования.

Соотношение вышеприведенных показателей свидетельствует о том, что основные усилия администрирования фискальных ведомств в течение периода после вступления в ЕАЭС были направлены на потоки товаров из ЕАЭС, взимание соответствующего НДС на поставки, что повлекло за собой вывод определенной доли данных потоков в легальную сферу.

Дальнейшие действия

Кыргызстану необходимо активно информировать в первую очередь предпринимателей о предстоящих изменениях в налоговое администрирование с целью дать им возможность подготовиться к новым правилам. Глубинные преобразования, которые приведут к полной интеграции Кыргызстана в ЕАЭС еще предстоит завершить. В фискальной сфере необходимо решать вопрос с потерей контроля над частью перемещаемых автомобильным транспортом через казахстанско-кыргызскую границу и ввоза в республику товаров ЕАЭС в нарушение законодательства ЕАЭС без уплаты косвенных налогов, имеющих недобросовестное конкурентное преимущество на внутреннем рынке Кыргызской республики перед товарами местного товаропроизводителя. Основой для решения данных проблем в перспективе будут служить:

  • оформление электронных счетов-фактур на сайте ГНС;
  • усиление контроля за перемещением товаров физическими лицами;
  • работа над минимизацией коррупционных проявлений на пропускных пунктах;
  • сужение поля деятельности для субъектов, осуществляющих деятельность на основе добровольного патента;
  • расширение перечня товаров, подлежащих маркировке в налоговых целях.

Проблемы увеличения административной нагрузки налогоплательщика для добросовестного исполнения налоговых обязательства по взаимной торговле в ЕАЭС необходимо решать:

  • введением электронных счетов-фактур;
  • расширением перечня услуг, оказываемых налогоплательщиком в электронной форме;
  • исключением требования по представлению дополнительного отчета по импортированным товарам через внесение изменений в процедуры и законодательство ЕАЭС;
  • внедрением новых механизмов предоставления разъяснений, информации налогоплательщикам, рассмотрения налоговых споров.

Активизация работы государства по всем направлениям улучшения администрирования налогов, в значимой доле обусловленная требованиями и программами ЕАЭС, предоставила Кыргызстану большой объем информации для мониторинга товарных и финансовых потоков, восприятию позитивного опыта администрирования государств-членов ЕАЭС. Указанный процесс продолжается и приводит в перспективе к повышению прозрачности формирования доходов бюджета, к упорядочению ряда процедур администрирования, повышению налоговой дисциплины и снижению затрат на администрирование субъектов предпринимательства, и в целом — к росту эффективности администрирования налогов.

10 июля в Кыргызстане подписали постановление о снижении размера ставок таможенных пошли на ввозимые автомобили. Почему это может представлять интерес для белорусов? Да потому, что в 2015-м Кыргызстан наряду с Арменией, Беларусью, Казахстаном и Россией стал полноправным членом Евразийского экономического союза и с 1 января 2018 года начал "жить" по ставкам Единого таможенного тарифа ЕАЭС. То есть таможенные пошлины в этой стране и у нас сравнялись в тот момент. Но прошло буквально полгода, и Кыргызстан решил, что ему нужны новые тарифы. Давайте просто сравним таможенные ставки у них и у нас.

Как пояснили в пресс-службе правительства, данное решение направлено на стимулирование ввоза физическими лицами автотранспортных средств с электрическими и гибридными двигателями, сокращение количества автотранспортных средств с повышенным уровнем износа, а также на оперативное регулирование возрастной структуры автомобильного парка страны.

Наверное, каждый белорусский автолюбитель мечтает услышать что-нибудь подобное, но пока приходится платить космические суммы, чтобы пригнать автомобиль из Европы.

Разберемся, насколько изменились таможенные пошлины в Кыргызстане.

Постановлением правительства размеры единой ставки таможенной пошлины и налогов в отношении автотранспорта с бензиновыми и дизельными двигателями снижаются до уровня ставок, действовавших в 2014 году.

Ставки, которые будут действовать до 31 декабря 2019 года включительно, приведены ниже.


К примеру, за автомобиль 2007 года выпуска с двигателем объемом 1,6 л до изменения ставок таможенных пошлин приходилось платить 6560 долларов, а теперь это будет стоить всего 800 долларов. Разница более чем восьмикратная - неплохо, правда?

За автомобиль с 2-литровым мотором 2015 г.в. по ставкам, действовавшим до 25.07.2018, нужно было выложить 5000 долларов, а теперь пошлина составит 2400 долларов.

Ставка таможенных пошлин и налогов на автотранспортные средства с гибридными двигателями теперь составляет от 0,5 до 0,6 доллара за кубический сантиметр, а на электромобили введена нулевая ставка таможенных пошлин и налогов.

Сравним стоимость затрат в двух странах на конкретных автомобилях. В качестве примера возьмем Volkswagen Golf, который неизменно пользуется популярностью у автомобилистов. Рассмотрим машину в возрасте 3-5 лет, поэтому выберем Golf 2014 года выпуска с бензиновым мотором 1.4. Также возьмем авто, которому уже больше 10 лет. Это будет машина помощнее - BMW E90 2007 года с 2-литровым мотором. Третий участник заочного сравнения - новая Honda Accord 2017 г.в. с двигателем 2.4.

Сумма к уплате единой ставки таможенных пошлин и налогов за Volkswagen Golf в Кыргызстане составит 1400 долларов, в то время как в Беларуси за такой же автомобиль придется отдать 2380 евро, или 2700 долларов, то есть почти в два раза больше.



С BMW разница куда внушительнее: в Кыргызстане нужно будет заплатить всего 800 долларов, в РБ - 9600 евро, или 10.900 долларов.



За новую Honda Accord 2017 года в Кыргызстане таможенная пошлина составит 3120 долларов, в Республике Беларусь - 14.880 евро, или 16.900 долларов. То есть к стоимости авто нужно будет добавить сумму, за которую можно купить новый автомобиль в салоне.



Марка Автомобиля Общая сумма таможенной пошлины в Киргизии до 25.07.2018 Общая сумма таможенной пошлины в Киргизии с 25.07.2018
Volkswagen Golf 2014 (1,4 литра) 3360 $ 1400 $
BMW E90 2007 (2 литра) 8200 $ 800 $
Honda Accord 2017 (2,4 литра) 7920 $ 3120 $

Проверить сумму таможенной пошлины можно самостоятельно, с помощью калькулятора таможенных платежей для Кыргызстана и для Беларуси.

Правительство этой центральноазиатской страны предоставило своим гражданам хорошую возможность обновить автопарк через ввоз европейских автомобилей. Беларусь же пока следует по иному пути.

Читайте также: