Свободная экономическая зона налоги

Опубликовано: 22.04.2024

Свободная таможенная зона, таможенная процедура свободная таможенная зона

Свободная таможенная зона – это таможенная процедура (ранее: таможенный режим), применяемая на территории Свободной экономической зоны – СЭЗ, и предусматривающая предоставление зарегистрированным участникам внешнеэкономической деятельности (резидентам) льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин. Резидентами СЭЗ являются зарегистрированные юридические лица и индивидуальные предприниматели, ведущие на данной территории хозяйственную деятельность. Другое название, применимое к свободным экономическим зонам – Особые экономические зоны (ОЭЗ).

Код таможенной процедуры свободная таможенная зона — 78, он указывается при заполнении 1 графы таможенной декларации юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем при электронном таможенном декларировании.

Если товар помещается в свободную таможенную зону в графе 1 нужно указать ИМ 78, а если товар вывозится из свободной таможенной зоны, то указывают ЭК 78.

Пример заполнения Графы 1:

Главная цель СЭЗ – решение задач социально-экономического развития отдельных территорий нашей страны, или отдельных отраслей экономики путем точечного привлечения иностранных инвестиций, технологий, производств. Предприятиям, ведущим свою деятельность на территории СЭЗ, предоставляются налоговые льготы, а также льготы по уплате таможенных пошлин. Ввозимые ими из-за рубежа или с остальной территории Таможенного союза товары освобождаются от применения к ним мер нетарифного регулирования и мер таможенного контроля. В Российской Федерации выделяют 4 вида СЭЗ:

  • Промышленно-производственные;
  • Технико-внедренческие;
  • Туристско-рекреационные;
  • Портовые.

Они располагаются в разных регионах страны: Алтайском крае, Бурятии, Татарстане, Астраханской, Иркутской, Калужской, Липецкой, Московской, Псковской, Самарской, Свердловской, Тверской, Томской, Тульской и Ульяновской областях, а также в Москве, Санкт-Петербурге. Всего на территории России 26 СЭЗ и постоянно идёт работа по открытию новых. В 2019 году общее количество СЭЗ в России приближалось к 27.

Типы льгот

Льготы по налогам и сборам.

Льготы, которые государство предоставляет резидентам СЭЗ, зависят от типа, к которому принадлежит та или иная свободная экономическая зона.

  • Резидентам промышленных и туристических зон разрешается ускоренная амортизация;
  • Резидентам технических СЭЗ разрешается установление пониженных страховых взносов;
  • Операции и услуги резидентов портовых зон не облагаются НДС.

Льготы по уплате таможенных пошлин и сборов не зависят от типа СЭЗ, а зависят от происхождения декларируемых товаров: для иностранных товаров предоставляется один набор льгот по уплате таможенных пошлин и сборов, для товаров Таможенного союза – другие, а для продуктов переработки (товары, полученные в ходе использования иностранных товаров и товаров Таможенного союза) – третьи.

Общие льготы.

  • Для всех резидентов снижена налоговая ставка на прибыль (та ее часть, которая зачисляется в бюджет субъекта РФ);
  • Льготы по транспортному налогу (начинают действовать с момента регистрации транспорта на территории СЭЗ);
  • Освобождение от уплаты земельного налога на срок от 5 до 10 лет (продолжительность зависит от типа зоны);
  • Для резидентов упразднен налог на имущество, если оно приобретено в границах зоны, работает в зоне или создается для беспрепятственной работы в зоне.

Напоминаем: налоговые и таможенные льготы предоставляются только зарегистрированным организациям – резидентам СЭЗ.

Территория свободной экономической зоны

Территория свободной экономической зоны — место, где установлен особый благоприятный режим для ведения коммерческой и иной деятельности, который предусматривает предоставления различных льгот и преференций. Процедуру таможенная зона можно использовать только на территории Свободных экономических зон. Порядок применения таможенной процедуры «Свободной таможенной зоны», а также порядок предоставления льгот по уплате таможенных пошлин регламентируется положениями ТК ЕАЭС и Соглашением между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18 июня 2010 г. «По вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории таможенного союза и таможенной процедуры таможенной зоны». Режим свободной таможенной зоны регламентируется положениями Федерального закона от 22.07.2005 №116-ФЗ (ред. от 18.07.2017) «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», а также соответствующими статьями Налогового кодекса. Территория свободной экономической зоны — зона таможенного контроля и оборудована для этого всем необходимым. За размещаемыми на ней товарами, за их перемещением, осуществляется таможенный контроль.

Содержание процедуры свободной таможенной зоны

Содержание процедуры свободной таможенной зоны, как и условия помещения под процедуру регулируются Соглашением СЭЗ.

Ввоз товаров на территорию СЭЗ иностранных и стран ЕАЭС осуществляется без оплаты ввозных таможенных платежей, сборов, пошлин и НДС.

Ввезённые товары помещаются на территории СЭЗ под процедуру свободной таможенной зоны. При этом осуществляется, например, изготовление и сборка из импортных комплектующих новых товаров или переработка товара на импортном оборудовании. В результате будет получен новый товар, который будет иметь новые свойства и характеристики, его код ТН ВЭД, соответственно, должен отличаться от ввезённого товара.

Вывоз товаров с территории СЭЗ. С территории СЭЗ товары могут быть вывезены в ЕАЭС или другие государства. Платежи при этом уплачиваются.

Ввоз и вывоз товаров на/с территорию СЭЗ

Условия помещения товаров под процедуру свободная таможенная зона

Условия помещения товаров под процедуру свободная таможенная зона обозначены в ТК ЕАЭС. Вот некоторые из них: предназначение товаров — использование резидентами СЭЗ на её территории для коммерческой или иной деятельности предусмотренной, договором об условии функционирования СЭЗ. Товары, предназначенные для размещения в портовых или логистических СЭЗ, могут быть размещены лицами, не являющимися резидентами СЭЗ, но заключившими с ними договор, при этом операции с товарами не должны приводить к смене их кода ТН ВЭД и их характеристик. Иностранные товары не должны попадать под запреты и ограничения, предусмотренные ТК ЕАЭС, например, фрукты, заражённые плодожоркой.

Ни при каких условиях под процедуру не могут быть помещены товары, включённые в утверждённый законодательством, перечень.

Услуги оформления процедуры "Свободная таможенная зона"

Наша компания «Универсальные Грузовые Решения» оказывает услуги участникам внешнеэкономической деятельности по декларированию товаров под таможенной процедурой «Свободная таможенная зона», а также под процедурами «Экспорт» и «Выпуск для внутреннего потребления» (импорт) при дальнейшем вывозе данных товаров с территории СЭЗ. Мы работаем со всеми СЭЗ страны.

Предоставляем услуги участникам ВЭД:

Документы и информация для таможенного оформления товаров
под таможенной процедурой Свободная таможенная зона (ИМ 78) или (ЭК 78)

  1. Список документов для регистрации Юридического лица в таможне (Смотреть)
  2. Список документов для регистрации Индивидуального предпринимателя в таможне (Смотреть)

Мы являемся официальным таможенным представителем – таможенным брокером и внесены в соответствующий реестр Федеральной таможенной службы РФ. Наши таможенные декларанты имеют богатый многолетний опыт по таможенному оформлению товаров под разными таможенными процедурами, в том числе под таможенной процедурой «Свободная таможенная зона». Вы можете доверить нам декларирование товаров любой сложности и любого объема. Все необходимые операции на таможне будут выполнены качественно и точно в срок!

Доверившись нам, вы сможете рассчитывать на:

  • Информационную и правовую поддержку по всем сопутствующим вопросам;
  • Помощь в оформлении товаров под процедурой свободной таможенной зоны;
  • Поддержку при прохождении всех таможенных операций вне зависимости от разновидности и специфики товара;
  • Помощь в решении спорных ситуаций, что бы ни стало причиной их возникновения.

Сроки и стоимость таможенного оформления товаров под таможенной процедурой "Свободная таможенная зона"

Цена или стоимость таможенного оформления товаров под процедурой «Свободная таможенная зона» в нашей компании является одной из самых минимальных, в среднем составляет от 15000 до 25000 рублей. Окончательная цена на услуги таможенного представителя – таможенного брокера в нашей компании зависит от поставленных клиентом задач и наличия включенных услуг СВХ.

Мы уверены, что сделаем Вам наиболее выгодное предложение!

Что такое особая таможенная зона и их виды

Особая экономическая зона (ОЭЗ) – это специально обозначенная территория, в границах которой действуют льготный валютный, таможенный и налоговый режим. Свободная таможенная зона предоставляет своим резидентам определенные преференции в сфере ВЭД. Резидентами СЭЗ могут выступать только зарегистрированные участники внешнеэкономической деятельности.

Таможенные процедуры в свободной экономической зоне обозначаются специальным кодом – 78. В отличие от обычного импорта 40, в соответствующей документации будет указываться импорт 78 и экспорт 78 соответственно.

На данный момент в России функционируют более 30-ти особых экономических зон. Деятельность на их территории регламентируется Федеральным законом 116 «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» от 22 июля 2005 года.

Особые экономические зоны подразделяются на несколько видов в зависимости от функций и экономической отрасли. В России существует четыре типа.

Виды особых экономических зон

Особенности, преимущества и цели свободной экономической зоны

Основной целью создания особых экономических зон является стимулирование экономического развитие региона и государства в целом. Параллельно с этим в ОЭЗ формируются следующие факторы:

  • привлекается больше прямых иностранных инвестиций;
  • создаются новые рабочие места;
  • минимизируются затраты, связанные с таможенными пошлинами;
  • производство становится наиболее приближенным к потребителю;
  • развитие экономического потенциала региона.

В связи с этим, формируется определенный перечень преимуществ для бизнеса в особых экономических зонах:

  • минимизируется влияние бюрократии;
  • большой рынок;
  • особый таможенный режим;
  • более доступные рынки сбыта;
  • покупка земли по льготной стоимости;
  • льготная аренда земли и помещений;
  • отсутствие таможенных пошлин, либо льготы на них;
  • много рабочей силы;
  • налоговые льготы.

Это не полный перечень существующих льгот. В зависимости от вида деятельности и вида экономической зоны они могут отличаться.

Таможенные льготы свободной экономической зоны

Существует общий перечень таможенных преференций, которые действуют в ОЭЗ. Для товаров, растаможенных в ОЭЗ по процедуре ИМ 78 действуют следующие правила.

Для иностранных товаров

  • которые ввозятся на территорию ОЭЗ — не подлежат уплате таможенные пошлины и НДС, либо осуществляется их возврат;
  • которые вывозятся с территории ОЭЗ на территорию РФ – взимаются таможенные пошлины, налоги и акцизы;
  • которые вывозятся с территории ОЭЗ за пределы РФ – ввозные пошлины не взимаются, а вывозные подлежат уплате.

Для российских товаров

  • которые ввозятся на территорию ОЭЗ – с уплатой акциза, но без вывозных пошлин;
  • которые вывозятся с территории ОЭЗ на территорию РФ – взимаются таможенные пошлины, налоги и акцизы;
  • которые вывозятся с территории ОЭЗ за пределы РФ – ввозные пошлины не взимаются, а вывозные подлежат уплате.

Калининградская особая экономическая зона

Калининградская область, во многих отношениях, особая территория России. Данная территория является российским полуэксклавом, то есть территорией, отделенной от основной части государства и окруженная другими странами. В связи с этим, а также из-за прочих исторических и политических факторов, там установлена особая экономическая зона до 2045 года. Однако действие части преференций ОЭЗ истекло 1 апреля 2016.

Калининградская область относится к туристско-рекреационной категории ОЭЗ.

Для резидентов ОЭЗ Калининградской области установлен особый режим налогообложения и другие льготы:

  • налог на прибыль в размере 0% применяется в течение шести налоговых периодов, в последующие шесть – 50% от установленной;
  • налог на имущество организаций – 0% в течение шести лет, с седьмого по двенадцатый 50% от установленной законом ставки;
  • тарифы страховых взносов 7,6% вместо 30%;
  • льготы по земельному налогу;
  • гарантии неизменности аренды за участков течении всего срока действия договора;
  • упрощенный порядок получения земли в аренду;
  • гарантии не повышения налогов.

Деятельность резидентов Особой экономической зоны в Калининградской области регламентируется Федеральным законом № 16 от 10.01.2006 «Об Особой экономической зоне в Калининградской области…».

На территории особой экономической зоны ведется совместное предпринимательство нашего и зарубежного бизнеса. Благодаря действующим льготным, валютным, таможенным и налоговым режимам потенциал роста у данных регионов, гораздо выше, чем если бы данные преференции отсутствовали. Такой подход помогает способствовать развитию бизнеса всех величин в России.

Подпишитесь, и ежемесячно мы будем присылать Вам только полезные и важные материалы и новости в сфере ВЭД.




Финансовый эксперт с высшим экономическим образованием по специальности "Экономист-менеджер". Имею опыт работы в Сбербанке России. Более 7 лет консультирую читателей по финансовым вопросам.

Свободная Экономическая Зона

Существуют различные цели создания таких зон. Это может быть толчок к развитию прилегающих областей, благодаря использованию иностранных инвестиций. Либо наращивание экспортного потенциала государства. Также целью создания свободных экономических зон может быть насыщение внутреннего рынка импортозаменяющими товарами высокого качества или копирование зарубежного опыта в производстве и управлении экономическими объектами.

При выполнении ряда условий, функционирование на территории государства свободных экономических зон ускоряет его интеграцию в международные рыночные отношения, а так же приводят к общему экономическому подъему страны.

Помимо этого свободные экономические зоны могут быть использованы для установления и налаживания внешнеэкономических отношений и государственной политики.

Четыре категории СЭЗ


С точки зрения функционала свободные экономические зоны делятся на следующие категории:

  • Внешнеторговые особые экономические зоны. На их территории осуществляется беспошлиная торговля, а также развитие услуг транспортного и складского характера и производство на экспорт.
  • Технопарки. На данных территориях осуществляется работа в области инноваций и высоких технологий.
  • Комплексные зоны производства. Здесь производятся экспортные товары для широкого потребления, не требующие больших материальных затрат.
  • Оффшоры. На территориях оффшорных зон действуют особые условия в области операций с валютой для нерезидентов.

Причины возникновения особых экономических зон


На территории развитых государств свободные экономические зоны зачастую были организованы, чтобы вдохнуть жизнь в мелкий и средний бизнес районов, где наблюдался экономический спад, а также для сглаживания различий между регионами. Можно сказать, что в данном случае СЭЗ служат инструментом региональной политики.

Выбирая место для создания будущей СЭЗ, как правило опираются на такие показатели, как размер безработицы и уровень дохода на душу населения.

Совсем другие цели преследуются при создании особых экономических зон в развивающихся странах. Здесь главным является фактор привлечения иностранных вложений, а так же улучшения качества производства за счет новых технологий, качественного оборудования и квалифицированных рабочих.

Классификация СЭЗ

Выделяют следующие виды особых экономических зон:

  • Торговые – наиболее старый и простейший вид, существующий примерно с 17 века. Шире всего распространены и индустриальных государствах.
  • Промышленно-производственные – зоны второго поколения, эволюционировавшие из торговых зон, когда помимо товара в них стал ввозится капитал.
  • Технико-внедренческие – зоны третьего поколения, возникшие на рубеже 70-80 годов прошлого века. В данных СЭЗ находятся иностранные и национальные исследовательские предприятия, для которых применяется единая льготная система налогов.
  • Сервисные – зоны, где установлен льготный режим для организаций, работающих в сфере услуг.
  • Комплексные – зоны, образованные с установлением льготного режима ведения хозяйственной деятельности на особых административных территориях.

СЭЗ в мировой экономике


В современной мировой экономике свободные экономические зоны занимают достаточно большую и важную нишу, являясь одновременно важным инструментом государственной политики.

Как правило, главной целью создания особых экономических зон является улучшение уровня благосостояния не только зоны и прилегающих к ней областей, но и государства в целом. Мировая практика демонстрирует, что для достижения целей создания СЭЗ используются одинаковые инструменты, а именно, налоговые и таможенные льготные режимы.

Законодательная база, регулирующая деятельность СЭЗ различается от страны к стране. Также различны и органы управления зонами – к примеру, орган управления СЭЗ на Филиппинах насчитывает представителей семи министерств.

В зависимости от конкретного государства, а точнее, от уровня его экономического развития, меняется и структура вливаемого капитала. В развитых странах преобладает частный капитал, вкладываемый национальными инвесторами, а в развивающихся – вложение частных инвесторов из-за рубежа.

То, на что делается упор в конкретной СЭЗ зависит, как правило, от ресурсов самого государства – к примеру, наличие дешевой рабочей силы.

Однако, несмотря на то, что успешное функционирование СЭЗ приносит положительный эффект национальной экономике, общемировая практика показывает, что помимо плюсов существуют и негативные эффекты.

  • К примеру, в Арабских Эмиратах сложилась ситуация слабой и бюрократизированной системы управления СЭЗ, что привело к снижению эффективности.
  • В Китае можно было наблюдать падение уровня внедряемых иностранных технологий, рост затрат на аренду недвижимости и оплаты труда, бюрократические трудности при создании совместных предприятий, дефицит энергии и сырья.
  • В случае с российскими СЭЗ, можно назвать слабую законодательную базу и невысокий уровень контроля, превратившие СЭЗ в способ ухода от налогов.

СЭЗ в России


Причины развития СЭЗ в России достаточно стандартны. Это и развитие отстающих регионов, и привлечение иностранного и частного национального капитала, и развитие новых технологий, и создание рабочих мест.

В настоящий момент на российской территории действуют 15 зон:

  • Шесть промышленно-производственных: в республике Татарстан («Алабуга»), городах Тольятти, Липецк, Псков («Моглино»), Калуге и Свердловской области («Титановая долина»).
  • Пять технико-внедренческих: в Москве и Московской области («Зеленоград», «Дубна»), Санкт-Петербурге, Томске и республике Татарстан («Иннополис»).
  • Три зоны туристического типа: в республике Бурятия («Байкальская гавань»), Алтайском крае («Бирюзовая Катунь») и Иркутской области («Ворота Байкала»).
  • И одна логистическая зона в городе Ульяновск.

СЭЗ в Китае


В настоящее время продолжается активное наращивание оборотов, а суммарный внешнеторговый объем измеряется в сотнях миллиардов долларов.

Администрация экономических зон, по сути является региональным правительством, со всеми вытекающими из этого правами и обязанностями. Однако, по данным обязательствам они отвечают собственным капиталом.

Ниже приведен список свободных экономических зон, действующих на сегодняшний день на китайской территории.

  • Шеньчжэн, на территории которого находится более двадцати тысяч предприятий, три четверти которых приходится на Гонконг.
  • Чжухай, где действует порядка пяти тысяч предприятий тяжелой промышленности, производства электроники и строительства.
  • Сямэнь, где расположились около четырех тысяч предприятий в области текстильной и пищевой промышленности, а также производства электроники.
  • Шаньтоу, на территории которого реализуются порядка трех тысяч проектов в областях нефтехимии, текстильной промышленности и портовой инфраструктуры.
  • Остров Хайнань, где действует более семи тысяч организаций, суммарных объем инвестиций в которые превышает двадцать миллиардов долларов.

Подводя итоги, можно сказать, что создание особых экономических зон является эффективным экономическим и политическим инструментом, способным значительно оживить экономику конкретного региона, а также государства в целом.

Однако, помимо множества плюсов, данный процесс имеет немало подводных камней.

  1. Во-первых, требуются немалые бюджетные вливания на начальном этапе.
  2. Во-вторых, необходимо создание четко действующего управленческого аппарата, где к минимуму сведены бюрократические издержки, а цель работы администрации заключается в создании благоприятного инвестиционного климата, что, в свою очередь, привлечет иностранных и национальных инвесторов.

Многие предприниматели задумываются о том, чтобы создать предприятие или же перевести имеющийся бизнес в особую экономическую зону (ОЭЗ), привлекательность которой обеспечивается не только предоставляемыми налоговыми и таможенными льготами, но и государственным финансированием инфраструктуры.

В России функционируют 10 промышленно-производственных зон (ОЭЗ ППТ), 6 технико-внедренческих (ОЭЗ ТВТ), 9 туристско-рекреационных (ОЭЗ ТРТ) и одна портовая (ПОЭЗ).

Рис. 1 Классификация и краткая характеристика ОЭЗ

рис1-new.jpg

Примечание: далее в исследовании ОЭЗ туристско-рекреационного типа из-за особой специфики бизнеса рассматриваться не будут.

Преимущества, которые ОЭЗ дает своим резидентам:

Доступ к объектам промышленной, офисной и деловой инфраструктуры

Федеральные и региональные льготы

Режим свободной таможенной зоны

Льготная аренда и возможность выкупа земельного участка

Режим «одного окна», упрощенный порядок получения разрешительной документации

Деятельность ОЭЗ регулируется Федеральным законом №116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» от 22.07.2005 г. В 2018 году в России функционировало 25 ОЭЗ, в которых работало 739 резидентов. С начала деятельности в них было инвестировано более 371 млрд руб., а также создано 37,6 тыс. рабочих мест. В начале 2019 года в Воронежской области была создана еще одна ОЭЗ - «Центр».

Рис. 2. Динамика количества резидентов ОЭЗ за 2014- 2018 гг. (нарастающим итогом), ед.

рис.2.jpg

Требования к резидентам ОЭЗ

Однако не каждое предприятие может получить статус резидента особой экономической зоны и воспользоваться предоставляемыми ей выгодами. Законодательство устанавливает ряд требований, которым нужно соответствовать, чтобы стать резидентом, в числе которых:

рис.3.jpg

  • Осуществление предпринимательской деятельности в одной из приоритетных сфер
Рис. 3. Виды предпринимательской деятельности в разрешенных ОЭЗ

Кроме производства подакцизной продукции (за исключением автомобилей и мотоциклов), а также добычи полезных ископаемых, оптовой и розничной торговли. Банки, страховщики, консалтинговые фирмы и другие поставщики услуг для бизнеса могут осуществлять деятельность в СЭЗ, но не могут быть ее резидентами и пользоваться льготами.

Из трех существовавших ПОЭЗ в России осталась лишь одна ОЭЗ в Ульяновское области, практика показала, что первоначально разрешенные виды деятельности не являются инвестиционно-привлекательными для инвесторов, поэтому ПОЭЗ Ульяновская расширила возможные виды деятельности, включив в их число производство и торговлю.

Исходя из доступности сырья и потребностей региона, большинство ОЭЗ ППТ определяют приоритетные сферы предпринимательской деятельности, которые будут формировать основной состав резидентов. Например, при создании ОЭЗ ППТ «Алабуга» учитывалась перспектива формирования автомобильного кластера, поэтому многие резиденты осуществляют деятельность, связанную с автомобилестроением.

На производство машин и оборудования, различных автокомпонентов ориентирована ОЭЗ ППТ «Липецк», что обуславливается близостью крупнейшего металлургического комбината и делает актуальным выпуск металлоемкой продукции.

Но большинство ОЭЗ ППТ не предъявляют особых требований к профилю деятельности резидентов, поэтому в их числе множество предприятий различных сфер промышленности.

Для ОЭЗ ТВТ характерна расположенность вблизи крупных научных центров, так как высокотехнологичное производство, на которое ориентирована данная категория ОЭЗ, требует привлечения квалифицированных кадров.

  • Требования к организационно-правовой форме
Резидентами промышленно-производственных и портовых ОЭЗ могут быть только коммерческие организации, в то время как в технико-внедренческих ОЭЗ статус резидента могут получить также индивидуальные предприниматели. Унитарные предприятия не могут быть резидентами ОЭЗ.

Кроме того, резиденты ОЭЗ не вправе иметь филиалы и представительства за ее пределами.

Рис. 4. Процесс получения статуса резидента осуществляется по следующим этапам:

рис.4.jpg

Примечание: Для ОЭЗ ТВТ применяется упрощенная процедура получения статуса резидента, если объем инвестиций не превышает 30 млн. руб., то рассмотрение проекта экспертным советом не проводится.

Средний срок, необходимый для получения статуса резидента ОЭЗ, составляет 3 месяца с момента подачи заявки. Однако правительство рассматривает вопрос упрощения процедуры и планирует отменить рассмотрение заявки наблюдательным и экспертным советами, что сократит срок ожидания для резидентов.

  • Минимальный объем инвестиций

Чтобы стать резидентом промышленно-производственной ОЭЗ, объем капитальных вложений должен составить не менее 120 млн руб., из которых не менее 40 млн руб. должны быть инвестированы в течение первых трех лет. Технико-внедренческие ОЭЗ требований к минимальному объему капитальных вложений могут не устанавливать. Резидент портовой ОЭЗ должен инвестировать в капитальное строительство не менее 120-400 млн. рублей (в зависимости от категории проекта), из которых не менее 40 млн руб. вкладываются в течение трех лет после заключения соглашения.

Инвестиции в капитальные вложения включают:

осуществление проектно-изыскательских работ;

техническое перевооружение, модернизацию основных фондов;

приобретение транспортных средств, машин, оборудования, инструментов, инвентаря.

Таким образом, если бизнес удовлетворяет требованиям, которые устанавливаются для получения статуса резидента, встает вопрос выбора ОЭЗ для осуществления деятельности.

Инвестиционная активность резидентов ОЭЗ

Рис. 5. Размер инвестиций резидентов в ОЭЗ в 2014-2018 гг., млрд. руб.

5.jpg

Количество резидентов и объем осуществленных ими инвестиций играют определяющее значение при выборе ОЭЗ, так как неэффективные могут прекратить свою деятельность, из-за чего резиденты могут потерять все льготы. Например, в 2016 году были признаны неэффективными и ликвидированы ПОЭЗ в Хабаровском крае и Мурманской области, после чего правительство ввело мораторий на создание новых ОЭЗ, который был отменен только в августе 2018 года.

Таблица 1. Инвестиционная активность резидентов особых экономических зон в 2018 году

Кол-во резидентов, ед.

Кол-во созданных рабочих мест

Совокупный объем инвестиций, млн руб.

в т.ч. с иностр. участием

Лидерами в привлечении инвестиций являются ОЭЗ промышленно-производственного типа, что объясняется необходимостью существенных капитальных вложений в производство, например:

ОЭЗ ППТ «Алабуга» ( https://alabuga.ru ) является крупнейшей и наиболее успешной ОЭЗ промышленно-производственного типа в России, где резидентам предлагаются две готовые индустриальные площадки: «Синергия» (площадью 2,5 га) и «Синергия-2» (площадью 7,6 га), а также свободные земельные участки, где резиденты могут организовать собственное производство. В числе ключевых резидентов:

Компания «Форд Соллерс Елабуга», специализирующаяся на производстве автомобилей Ford Transit, выпускает 85 тыс. автомобилей в год и инвестировала на территории ОЭЗ 791,3 млн долл;

Компания «Кастамону», специализирующаяся на производстве МДФ и продукции на его основе, выпуск которой составляет 837,2 тыс. куб. м. в год. Инвестиции компании в строительство завода на территории ОЭЗ составили 495,5 млн. долл.

Компания, желающая получить статус резидента ОЭЗ, должна зарегистрироваться в Елабужском районе и предоставить бизнес-план с объемом инвестиций не менее 120 млн. руб.

ОЭЗ ППТ «Липецк» - вторая по объему привлеченных инвестиций ОЭЗ, на территории которой расположены две производственные площадки: Грязинский (площадью 1024 га) и Елецкий (площадью 1274 га) участки, предлагаемые для размещения производств резидентов. Из 62 предприятий, получивших статус резидента ОЭЗ, производственную деятельность осуществляют 23 предприятия, другие резиденты проводят подготовительные работы.

Из ОЭЗ технико-внедренческого типа наибольший объем инвестиций привлекла ОЭЗ «Исток», образованная в 2015 году в Московской области. Эта ОЭЗ полностью финансируется на деньги частных инвесторов и не привлекает бюджетных инвестиций. Приоритетные сферы предпринимательской деятельности в ОЭЗ включают: СВЧ-электронику, лазерное приборостроение, проектирование сложных технических систем, фармацевтику.

Однако, для технико-внедренческих ОЭЗ, где основной капитал формируют квалифицированные специалисты, инвестиции в строительство не являются определяющим показателем. Поэтому при выборе ОЭЗ ТВТ следует обратить внимание на число резидентов и количество созданных ими рабочих мест. И с учетом этих факторов, наиболее развитыми являются:

ОЭЗ «Дубна», в которой зарегистрировано 157 резидентов (по состоянию на 1 октября 2019 г.) осуществляющих деятельность в сферах информационных, био- и медицинских, нано- и ядерно-физических технологий, композитных материалов, проектирования сложных технических систем и в ряде других.

ОЭЗ Технополис «Москва», где зарегистрировано 69 резидентов (по состоянию на 1 октября 2019 г.) и создано почти 6 тысяч рабочих мест в высокотехнологичных сферах деятельности.

Портовая ОЭЗ в России теперь только одна – ПОЭЗ «Ульяновск», и существенных ограничений в отношении видов деятельности в ней не существует. В числе ее резидентов не только предприятия, связанные с ремонтом и обслуживанием самолетов, но и компании, занимающиеся производством и оптовой торговлей упаковочными материалами (ООО «Мегапак»), игрушками и подарочной продукцией (ООО «Элитим») и даже медицинский кластер (АО «НТМ Групп).

Инфраструктурное обеспечение ОЭЗ

Для любого бизнеса важным фактором определения местоположения является возможность доступа к объектам промышленной и транспортной инфраструктуры, а если бизнес начинается с нуля, то возникает необходимость в развитой офисной инфраструктуре. Если же бизнес переводится из другого региона, то актуальны вопрос размещения работников и возможность использования социальной инфраструктуры.

Рис. 6. Наиболее развитые инфраструктуры

Рис.6.jpg

Доступ и подключение к объектам промышленной инфраструктуры на территории ОЭЗ осуществляется бесплатно, так как их финансирование преимущественно проводится из средств федерального и регионального бюджетов.

Таблица 2. Уровень развития инфраструктуры ОЭЗ

Табл.2.jpg

Примечание к таблице: Уровень развития инфраструктуры оценивался исходя из доступности элементов транспортной, промышленной и офисной инфраструктуры.

Близость к основным транспортным артериям ложится в основу создания любой ОЭЗ ППТ, но первоначально это всегда чистый участок, на котором нужно сформировать локальную инфраструктуру, удовлетворяющую требованиям инвесторов. Например, для новой ОЭЗ, которая была создана в этом году в Воронежской области на формирование базовой инфраструктуры из регионального бюджета выделят только 1,4 млрд руб. из почти 2,9 млрд руб. запланированных.

Понятно, что создание объектов инфраструктуры требует больших финансовых затрат, и большинство действующих ОЭЗ начинали свою работу с развития транспортной и промышленной инфраструктуры, а нехватка средств многим не позволила реализовать намеченные проекты. Поэтому некоторые ОЭЗ, представленные в таблице выше, находятся в «красной зоне».

Из числа ОЭЗ ППТ наиболее развита инфраструктура «Алабуги», в которой имеется комплекс офисно-деловых зданий, производственных и складских помещений, а также развитая транспортная и промышленная инфраструктура. Кроме того, ОЭЗ предоставляет резидентам также объекты социальной инфраструктуры, построив для их работников современный коттеджный поселок.

Комфортным условиям не только труда, но также проживания и отдыха для работников предприятий-резидентов, уделяется внимание и в ОЭЗ «Ступино-квадрат», недалеко от которого построен город-спутник «Новое Ступино» с развитой социальной инфраструктурой.

Высокий уровень развития инфраструктуры демонстрирует также «Липецк», где промышленным предприятиям предоставлен доступ ко всем необходимым ресурсам: электро- газо-, тепло- и водоснабжению, водоотведению. Также имеется современный бизнес-центр, развита таможенная и транспортная инфраструктура.

Для ОЭЗ ТВТ важно наличие хорошей офисной инфраструктуры, и здесь лидирует «Дубна», где резидентам предоставляются в аренду земельные участки, расположенные в районах Российский центр программирования (РЦП) и Новая промышленная зона (НПЗ), с подведенными коммуникациями, автомобильными дорогами и инженерными сетями. В ОЭЗ также возведен комплекс современных офисно-деловых зданий общей площадью 52 тыс. кв. м., а также конгресс-центр площадью 11,5 тыс. кв. м.

Таблица 3. Доступность земельных участков в ОЭЗ ТПП для строительства

Читайте также: