Сущность налога это удержание и перераспределение

Опубликовано: 26.03.2024

1.1 Сущность и принципы построения налоговой системы РФ

Налогообложение – это закрепленная действующим законодательством процедура установления, взимания и уплаты налогов и сборов. Эта процедура в Российской Федерации регламентируется законодательством о налогах и сборах, представляющим собой упорядоченную систему норм и правил, содержащихся в законах и регулирующие отношения в сфере налогообложения.

Основным документом в законодательстве о налогах и сборах является Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ), состоящий из двух частей. Первая часть НК РФ вступила в действие 1 января 1999 г., вторая – двумя годами позже.

Согласно статье 1 НК РФ законодательство о налогах и сборах состоит из Налогового Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законах о налогах и сборах. В целом законодательство о налогах и сборах Российской Федерации можно представить как трехуровневую иерархическую систему, состоящую из:

  • федерального законодательства, включающего в себя Налоговый кодекс РФ и принимаемые в соответствии с ним нормативно-правовые акты на федеральном уровне;
  • регионального законодательства. В соответствии с НК РФ субъекты РФ вправе принимать нормативно-правовые акты, касающиеся региональных налогов и сборов;
  • нормативно-правовых актов органов местного самоуправления, которые регулируют порядок начисления и уплаты местных налогов и сборов.

Нормы, устанавливаемые законодательством о налогах и сборах нижестоящего уровня, должны приниматься во исполнение и не противоречить нормам вышестоящего уровня и Налоговому Кодексу РФ.

Налоговый Кодекс устанавливает (ст. 2 НК РФ):

  • 1) виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;
  • 2) основания возникновения и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов;
  • 3) принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов РФ и местных налогов и сборов;
  • 4) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;
  • 5) формы и методы налогового контроля;
  • 6) ответственность за совершение налоговых правонарушений;
  • 7) порядок обжалования актов налоговых органов и действий их должностных лиц.

В соответствии со статьей 7 НК РФ если международным договором Российской Федерации, установлены иные правила, чем в НК РФ, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.

Совокупность налогов и сборов, взимаемых с плательщиков в порядке и на условиях, определенных НК РФ представляет собой налоговую систему.

Налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (ст. 8 НК РФ).

Сбор – обязательный взнос, который взимается за оказание законно установленных услуг или предоставление определенного права (разрешения).

Необходимость налоговой системы вытекает из функциональных задач государства. Структура и организация налоговой системы страны характеризуют уровень ее государственного и экономического развития.

Формирование налоговой системы РФ проходило в несколько этапов:

1 этап (1991–1993) – принятие закона об основах налоговой системы РФ.

2 этап (1994–1998) – характеризуется внесением большого количества изменений и дополнений, что, безусловно, создавало нестабильность налоговой системы.

3 этап (1998–наше время) – этап введения в действие единого документа по налогам (НК РФ части 1 и 2).

В современную налоговую систему РФ входят четыре блока:

  • система налогов и сборов РФ;
  • система налоговых правоотношений;
  • система участников налоговых правоотношений;
  • нормативно-правовая база сферы налогообложения.

Функции налогов

Более полно сущность налоговой системы раскрывается в функциях налогов.

    Фискальная функция заключается в обеспечении государства за счет налоговых поступлений финансовыми ресурсами, необходимыми для покрытия его расходов.

Регулирующая (экономическая) функция. Она заключается в воздействии налогов на общественно-экономические отношения в государстве.

С помощью регулирующей функции осуществляется:

  • 1) регулирование спроса и предложения на товары (работы, услуги);
  • 2) выравнивание доходов бюджетов отдельных субъектов РФ.
  • Воспроизводственная функция заключается в существовании налогов, за счет которых осуществляется воспроизводство природных ресурсов (например, НДПИ, водный налог, земельный налог и т.п.).
  • Контрольная функция состоит в том, что в процессе налогообложения появляется возможность сопоставления фактических налоговых поступлений в бюджеты различных уровней с заранее запланированными показателями.
  • Принципы построения налоговой системы

    Условием оптимального использования функций налогов являются принципы налогообложения. Принципы налогообложения – это сущностные, базисные положения, касающиеся целесообразности и оценки налогов как экономического явления.

    Классическими принципами построения налоговой системы (по А. Смиту) являются:

    • принцип справедливости, который предполагает всеобщность обложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам;
    • принцип определенности, заключающийся в том, что сумма, способ и время платежа должны быть точно и заранее известны налогоплательщику;
    • принцип удобства – налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика;
    • принцип экономии – сокращение издержек взимания налогов.

    Принципы построения налоговой системы в Российской Федерации определены Конституцией РФ и НК РФ (ст. 3 ч. 1 НК РФ):

    • Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
    • Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер.
    • Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физического лиц или места происхождения капитала.
    • Налоги и сборы должны иметь экономическое основание.
    • Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации.
    • Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, не предусмотренные НК РФ.
    • Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

    Качество налоговой системы можно оценить по следующим критериям: сбалансированность государственного бюджета; эффективность и рост производства; стабильность цен; эффективность социальной политики; полнота и своевременность уплаты налогов.

    Все принципы, лежащие в основе налога, можно объединить в три группы: юридические, организационные, экономические принципы.

    К правовым относятся принципы: обязательности; отрицания обратной силы закона; законности; экономической целостности; приоритетности налогового законодательства.

    К экономическим относятся принципы: эффективности налогообложения, заключающийся в минимизации издержек государства по взиманию налога; прогнозирования налогообложения; нейтральности, предполагающей, что налог должен способствовать созданию конкурентной среды; справедливости.

    К организационным принципам относятся: универсализация налогообложения, обеспечивающая одинаковые требования для всех плательщиков; удобство уплаты налогов; исчерпывающий перечень налогов; гармонизация, учитывающая международные нормы и правила.

    Классификация налогов и сборов

    Классификация налогов – это группировка налогов, обусловленная их назначением, методами взимания, источниками уплаты, характером применяемых ставок и др. признаками.

    Действующие в Российской Федерации налоги и сборы можно классифицировать по нескольким признакам (рисунок 1.1).

    Рисунок 1.1 – Типовая классификация налогов и сборов в РФ

    Рассмотрим подробно представленную на рисунке 1.1 классификацию налогов.

    1. По уровню управления

    Федеральные налоги вводятся федеральными органами власти; действуют в обязательном порядке на всей территории РФ; являются источником доходов, как правило, федерального бюджета РФ.

    Налоги федерального уровня могут перечисляться в пропорциональной величине: часть – в федеральный бюджет, часть – в нижестоящие бюджеты с целью оказания последним финансовой поддержки. Например, в соответствии со ст. 284 Налогового кодекса РФ, налог на прибыль организаций является федеральным, взимается по ставке 20 %, из которой 2 % перечисляются в федеральный бюджет, а остальные 18 % – в бюджет субъекта РФ, где функционирует фирма-налогоплательщик.

    К федеральным налогам относятся:

    • 1) налог на добавленную стоимость (НДС);
    • 2) акцизы;
    • 3) налог на доходы физических лиц (НДФЛ);
    • 4) налог на прибыль организаций;
    • 5) водный налог;
    • 6) сбор за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов;
    • 7) налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ);
    • 8) государственная пошлина.

    Кроме того, существуют два вида обязательных страховых взносов федерального значения, перечисляемых в государственные внебюджетные фонды РФ:

    • 1) страховые взносы, перечисляемые работодателями за своих работников:
      • в Пенсионный фонд РФ (ПФР) – на цели обязательного пенсионного страхования;
      • в Фонд социального страхования РФ (ФСС РФ) – на цели обязательного социального страхования;
      • в фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС) – на цели обязательного медицинского страхования.

      Указанные взносы взимаются с 01.01.2010 г. вместо Единого социального налога (ЕСН), отмененного с 01.01.2010 г.;

    • 2) взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний («взносы на травматизм»).

    Среди федеральных налогов особое место занимают специальные налоговые режимы, которые предусматривают особый порядок исчисления и уплаты налогов, в том числе замену нескольких налогов одним (единым налогом).

    К специальным налоговым режимам в Российской Федерации относятся:

    • 1) упрощенная система налогообложения (УСН);
    • 2) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД);
    • 3) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей в виде единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН);
    • 4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;
    • 5) патентная система налогообложения (ПСН, с 1 января 2015 года).

    Региональные налоги (налоги субъектов РФ) вводятся органами власти конкретного субъекта РФ только на территории конкретного субъекта РФ и являются источником доходов бюджетов субъектов РФ.

    Важно, что органы власти субъектов РФ вправе ввести на своей территории только те налоги и сборы, которые разрешены НК РФ.

    Региональные налоги (налоги субъектов РФ) включают:

    • 1) налог на имущество организаций;
    • 2) транспортный налог;
    • 3) налог на игорный бизнес.

    Основные правила взимания налогов субъектов РФ определяют федеральные власти в НК РФ. Власти субъектов РФ могут изменять или дополнять эти правила, но лишь в пределах, установленных НК РФ.

    Налоговым кодексом РФ региональных сборов не предусмотрено.

    Местные налоги и сборы вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах. Местные налоги перечисляются исключительно в местные бюджеты.

    К местным налогам относятся:

    • 1) земельный налог;
    • 2) налог на имущество физических лиц;
    • 3) торговый сбор (введен с 1 января 2015 года Федеральным законом от 29.11.2014 № 382-ФЗ).

    2. По способу взимания налога

    Прямые налоги взимаются с конкретного налогоплательщика – юридического или физического лица (например, налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций, транспортный налог, НДФЛ, земельный налог и т.п.).

    Косвенные налоги входят в цену готовой продукции (товаров, работ, услуг) и, как следствие, увеличивают ее. Так как косвенные налоги входят в цену, их фактическим плательщиком является покупатель, но перечисляет их в бюджет продавец за счет части выручки, полученной от покупателя. К косвенным налогам относятся НДС и акцизы.

    3. Источники уплаты налога

    К налогам, включаемым в себестоимость готовой продукции (товаров, работ, услуг) относятся земельный налог, водный налог, НДПИ (т.е. налоги на пользование природными ресурсами), а также страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, включая «взносы на травматизм».

    К налогам, относимым на выручку от реализации готовой продукции (товаров, работ, услуг), которые увеличивают ее величину, относятся НДС и акцизы.

    На прибыль, оставшуюся в распоряжении организации до налогообложения прибыли, относится налог на прибыль организаций.

    К налогам, взимаемым за счет доходов физических лиц, относится НДФЛ.

    На прочие расходы, не включаемые в себестоимость готовой продукции, товаров, работ, услуг, относятся налоги, учитываемые в составе прочих расходов организации. Например, налог на имущество организаций, государственная пошлина, уплачиваемая фирмой при судебных разбирательствах и т.п.

    4. В зависимости от применяемых ставок

    Фиксированные налоги характеризуются такими налоговыми ставками, величина которых не зависит от изменения величины налоговой базы (например, НДС, налог на прибыль организаций, НДФЛ, налог на имущество организаций и др.).

    Прогрессивные налоги характеризуются такими налоговыми ставками, величина которых увеличивается по мере увеличения налоговой базы, например: акцизы (чем выше доля спирта в спиртосодержащей продукции, тем выше ставка акциза, и наоборот).

    Элементы налога

    Законодательное основание является важнейшим принципом налога. Каждый установленный налог характеризуется несколькими обязательными параметрами – элементами налога. Выделяют существенные и факультативные элементы налога.

    Существенные элементы – элементы налога, без которых налоговое обязательство и порядок его исполнения не могут считаться определёнными.

    Факультативные элементы – элементы, отсутствие которых не влияют на определённость налога.

    В соответствии со ст. 17 НК РФ налог считается установленным, если определены налогоплательщики и элементы налогообложения.

    1. Субъект налога (налогоплательщик) – это тот, кто обязан уплачивать налог в бюджет государства. Налогоплательщиками могут являться: юридические лица, физические лица, индивидуальные предприниматели. К субъектам налоговых правоотношений относятся налоговые агенты – это лица, на которых возложена обязанность по исчислению, удержанию у налогоплательщиков и перечислению налогов в соответственный бюджет.
    2. Объект налогообложения (объект налога) – это то, что облагается налогом.
    3. Налоговая база – это величина, которая фактически облагается конкретным налогом, и по отношению к которой производится исчисление налога.
    4. Ставка налога – это величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.
    5. Налоговый период – это отрезок времени (месяц, квартал, год), по завершении которого рассчитывается и уплачивается налог. Налоговый период может состоять из нескольких промежуточных отчетных периодов, по итогам которых исчисляются и уплачиваются промежуточные авансовые платежи.
    6. Порядок исчисления и сроки уплаты налога, предоставления отчетности показывает, кто и в каком порядке должен исчислять и уплачивать конкретный налог.

    Основным факультативным элементом налога являются налоговые льготы.

    Можно выделить пять групп налоговых льгот по элементам налога, представленные на рисунке 1.2.

    Рисунок 1.2 – Виды налоговых льгот по элементам налога в соответствии с НК РФ

    Также существуют льготы, не привязанные к элементам налогов – это специальные налоговые режимы, которые предусматривают особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов.

    Извините, доступ к дальнейшему материалу закрыт в демо-версии.

    ← предыдущая следующая → Наверх © ФГБОУ ВПО Уфимский государственный нефтяной технический университет
    Институт дополнительного профессионального образования
    Уфа 2015

    Дифференциация доходов в России, ставшая острой проблемой с начала трансформации экономической системы, до сих пор не утратила актуальности. По результатам исследования Росстата, разрыв между доходами крайних децильных групп населения составляет 16-кратную разницу, коэффициент Джини 0,42, по данным же экспертов Credit Suisse, этот показатель достигает 0,84, означая крайне высокую позицию страны по уровню социального неравенства. При общей положительной динамике реальных доходов в России сохраняется тенденция существенного расслоения общества, что противоречит понятию социального государства, препятствует развитию внутреннего рынка, повышению трудовой и предпринимательской активности, формированию среднего класса, создает политическую напряженность в обществе, т.е. становится дестабилизирующим фактором социально-экономического прогресса.

    Неравенство и бедность населения в нашей стране при высоком ресурсном потенциале, в том числе в части трудовых ресурсов, обусловлены механизмом распределения и перераспределения доходов, который закрепляет социальные диспропорции. Низкая результативность политики в области доходов делает очевидной необходимость принципиальных изменений в ее средствах и методах. Среди прочих важным может стать введение прогрессивной шкалы налогообложения доходов физических лиц.

    Прогрессивная система подоходного налогообложения применяется в большинстве развитых стран для преодоления чрезмерного неравенства. Верхний и нижний уровни налога отличаются там, как правило, в 2-8 раз. Например, максимальный подоходный налог в Японии, Франции, Бразилии, Финляндии составляет соответственно 50, 40, 27,5 и 30,5% и применяется к доходам свыше 10 тысяч долларов США в месяц.

    Дифференцированные налоговые ставки применяются и в странах ближнего зарубежья. Например, в Казахстане с 2011г. используется прогрессивная шкала подоходного налога по ставкам 10, 15 и 20%; к 2016г. поэтапно будет введено всеобщее декларирование доходов. Коэффициент фондов за период с 1997 по 2012 годы сократился в 1,8 раза и составил 5,7.

    В России c 2001г. прогрессивное налогообложение доходов (с верхней ставкой 30%) заменено пропорциональным налогом на доходы физических лиц (НДФЛ) по ставке 13%, являющейся одной из самых низких в мире. При этом установленный в нашей стране необлагаемый налогом доход (стандартный налоговый вычет) 400 руб./мес. в 50 раз меньше среднего по Европе. Для сравнения, в Германии необлагаемый подоходным налогом ежемесячный доход равен 638 евро (около 30 000 рублей), а максимальный налог (45%) берется с дохода, превышающего 4 346 евро (примерно 204 000 рублей) в месяц.

    Как известно, переход на пропорциональное налогообложение в России был направлен на ослабление налоговой нагрузки, выведение высоких доходов из «тени» и тем самым увеличение суммы сборов НДФЛ. В частности, по отчетным данным, в Уральском регионе только за первые два года использования пропорционального налога соответствующие поступления увеличились в четыре раза. В то же время в органах власти неоднократно обсуждался вопрос о введении прогрессивных ставок НДФЛ.

    Рациональность сохранения существующей налоговой системы или же установления прогрессивных налогов неоднозначно оценивается как в теоретическом, так и в практическом аспектах. Концептуальным аргументом сторонников прогрессивных налогов является довод о том, что прогрессивная шкала в большей мере соответствует принципу справедливости, чем пропорциональный налог. Социальная направленность налога предполагает перераспределение части доходов тех, кто имеет высокие доходы, вследствие чего для них ценность (предельная полезность) денежной единицы относительно невысока, в пользу малообеспеченных и бедных. Пропорциональный же налог по своей природе антисоциален, поскольку относительно одинаковое бремя несут и налогоплательщики с доходом ниже прожиточного минимума, и с доходом в сотни, тысячи раз превышающим прожиточный минимум. ( Уровень прожиточного минимума, который, согласно данным Минэкономразвития, в 2014 г. составит 8200 рублей, является отдельной «болевой точкой» социальной политики).

    Общественный сектор в целом и налоговая система в частности решают две группы задач: экономической эффективности и социальной справедливости. В краткосрочном периоде еще можно допустить акцентирование одной из групп задач государства в экономике. Однако, в долгосрочном периоде это может стать серьезной угрозой стабильности и экономическому развитию. Кризис на Украине весной 2014 года наглядно подтверждает неприемлемость для большинства населения гигантского неравенства в распределении доходов и отсутствия внятной политики его преодоления.

    Контрдовод сторонников пропорционального налога заключается в том, что именно налог по единой ставке отражает идею равенства и справедливости, так как для всех уровней дохода устанавливается одинаковая пропорция налогового изъятия. При этом абсолютная сумма налога с высоких доходов больше, чем с низких.

    На практике применение пропорционального налога нарушает принцип равенства и, тем более, справедливости. Структура денежных доходов по источникам (заработная плата, социальные трансферты, рента, дивиденды, процент) не одинакова для разных социальных групп. Заработная плата выступает основной, а часто и единственной составляющей дохода для большей части населения страны, т.е. для лиц с невысокими доходами. Заработная плата облагается налогом дважды: сначала с фонда оплаты труда снимается единый социальный налог (или страховые взносы), уровень которого в 2013 г. составил 30%, а затем подоходный налог с заработной платы - 13%. Таким образом, реальная налоговая нагрузка на работника превышает 40%.

    А с таких источников дохода, как дивиденды, предпринимательский доход, банковский процент или аренда собственности налоги составляют 6% - 13%. Вклад под проценты Центробанка вообще не облагается налогом. Но именно у наиболее обеспеченной части населения названные формы дохода преобладают, достигая 70-75% общих денежных поступлений. В результате доходы богатых получают меньшую налоговую нагрузку, по значительно более низкой ставке, чем заработная плата. Таким образом, в реальной экономической практике больше ущемляются доходы от активной трудовой деятельности по сравнению с рентными, процентными и другими доходами. Налоговый механизм «работает» не на сокращение неравенства, что является его социальной функцией, а, напротив, усиливает неравномерность в распределении доходов.

    Сторонники сохранения пропорционального налога предполагают негативные последствия введения прогрессивных налоговых ставок, такие, как противодействие со стороны получателей высоких доходов и поиск возможных вариантов уклонения от выплаты налогов, рост зарплат «в конвертах», отток финансовых средств иностранцев, работающих в России и предпочитающих получать здесь доходы с относительно льготным налоговым вычетом. Отмечается также опасность так называемой "ловушки бедности", вполне возможной при использовании системы прогрессивного налогообложения, т.е. ситуации, при которой повышение дохода фактически нивелируется повышением налога, что ослабляет стимулы к зарабатыванию денег, снижает трудовую, творческую активность.

    Нам представляется, что отмеченные недостатки связаны не с системой прогрессивного налогообложения как таковой, а с условиями ее практической реализации. Налоги должны как можно полнее осуществлять свои функции, в том числе перераспределительную, а не выступать дестабилизирующим фактором экономики. Налог - не наказание, и налогообложение не должно носить конфискационный характер. Необходимо взвешенно определить шаги прогрессии и шкалу налога, исключая резкие изменения уровня налоговых ставок. Более приемлемой в этом плане будет сложная прогрессивная шкала, с повышением ставки налога для суммы, превышающей установленную. В этом случае остающиеся после уплаты налога денежные средства будут возрастать пропорционально доходу. Сумма, облагаемая по данной ставке, должна периодически корректироваться, учитывая рост доходов населения.

    Экономически и социально оправданными представляются разные условия прогрессивного налогообложения доходов от активной экономической деятельности, прежде всего трудовой, и доходов, полученных не в результате личной активности граждан. К таким доходам, например, относятся поступления от сдачи в аренду жилья, процентов по вкладам, лотерейных выигрышей и т.п.

    Следует, наконец, применять прогрессивные ставки НДФЛ к сверхвысоким доходам, определяемым как безусловно чрезмерные. В связи с этим еще более насущной станет проблема декларирования не только доходов, но и расходов богатых граждан.

    Таким образом, прогрессивная система налогообложения доходов физических лиц в принципе представляется как адекватная социально ориентированному хозяйству, способная смягчить дифференциацию доходов в обществе, реализовать идею справедливости. Но действительно эффективной она станет при всестороннем учете ожидаемых позитивных и негативных последствий, «плюсов» и «минусов» перехода к новой системе, обеспечении гибкого, отчасти компромиссного подхода в разработке конкретных технических и правовых параметров налогообложения.

    ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДОХОДОВ

    государственное регулирование доходов посредством фискальной политики.

    ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДОХОДОВ

    вторичное распределение первичных доходов (заработной платы, процента, ренты и прибыли) во время их обложения государственным налогом.

    ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДОХОДОВ

    пересмотр произведенного распределения доходов в добровольном или принудительном порядке за счет бюджета, трансфертов, налогов, сборов.

    ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДОХОДОВ

    Перераспределение доходов - изменение структуры личного распределения доходов с целью улучшения социальной структуры общества и уровня жизни.

    ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДОХОДОВ

    изъятие части доходов у одних лиц с целью их передачи другим лицам или добровольная передача доходов одними лицами другим, более в них нуждающимся. Перераспределение доходов может иметь место в масштабе государства и регионов посредством налогов, в масштабе отраслей - посредством перераспределения средств через бюджет, в масштабе семей - путем распределения общего дохода семьи между ее членами.

    ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДОХОДОВ

    политика, связанная с изменением структуры личного распределения дохода в экономике. Эта политика преследует в основном социальные, а не экономические цели. Основной задачей такой политики является как достижение более равномерного распределения дохода между различными слоями общества, так и обеспечение каждому индивиду по крайней мере минимально приемлемого уровня жизни. Перераспределение дохода между различными слоями населения достигается преимущественно посредством системы прогрессивного налогообложения и разнообразных социальных выплат (субсидий на жилищное строительство, пенсий по старости и т.д.).

    ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДОХОДОВ

    (income redistribution) Использование налогообложения, государственных расходов и контроля для изменения распределения реальных доходов. Налогообложение может быть более или менее прогрессивным. Программы государственных расходов могут быть доступными для всех или целенаправленными, учитывающими степень нуждаемости, с тем, чтобы сконцентрировать помощь среди относительно бедных людей. Контроль может использоваться для изменения распределения доходов: например, регулирование квартирной платы первоначально предназначалось для предотвращения дефицита жилья из-за перехода доходов от квартиросъемщиков к домовладельцам, сдающим квартиры, а законодательство о минимальной заработной плате направлено на помощь низкооплачиваемым рабочим за счет их работодателей. Степень перераспределения доходов через систему налогообложения может быть рассчитана путем сопоставления неравенства в распределении доходов до и после уплаты налогов. Возможности государства перераспределять доходы ограничены тем, чтобы не нанести слишком большого ущерба стимулам, побуждающим зарабатывать доходы, накапливать сбережения и заниматься предпринимательством.

    ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДОХОДОВ

    Правительство является исполнителем пяти основных функций, к-рые относятся к размещению ден. средств и распределению товаров и услуг. Эти функции включают управление законодательной системой, регулирование рыночной деятельности, обеспечение общества товарами и услугами, П.д. и стабилизацию экономики. П.д. посредством налоговой политики и политики регулирования расходов основывается на справедливом утверждении о том, что чем больше соответствия между богатством и доходами, тем лучше для общества. Правительство перераспределяет доходы как посредством выдачи пособий натурой, так и прямой выплатой наличными. Выплата наличными производится лицам при помощи социальных программ страхования и социального обеспечения. Эти выплаты производятся как на основе чьих-либо взносов по данным программам, так и с учетом общественных потребностей. Напр., система социального страхования, на к-рую приходится более 20% расходов федерального правительства США, и выплаты пособий по безработице тесно увязаны с предварительными отчислениями, производимыми в фонд социальных программ получателями пособий. Др. программы, производящие наличные выплаты, такие, как оказание помощи семьям с детьми, находящимися на иждивении, дополнительные доходы, предоставление кредитов для уплаты налогов с трудовых доходов, также используют отчисления от заработанных средств в качестве критерия выплат

    Определимся с понятиями

    Налоговые обязательства — это платеж, взимаемый государственными органами в индивидуальном обязательном и безвозмездном порядке с юридических и физических лиц для финансового обеспечения деятельности государства. Ключевое понятие и виды налогов закреплены на законодательном уровне. Основной нормативный документ, регламентирующий порядок взаимоотношений между государством и налогоплательщиками, — это НК РФ .

    Совокупность всех фискальных обязательств (налогов, сборов, взносов, пошлин и иных налоговых платежей) представляет собой налоговую систему государства. Исчерпывающий перечень фискальных сборов устанавливается на федеральном уровне. Местные и региональные власти не вправе вводить дополнительные виды налогообложения.

    Такое имеют «налоги» понятие; виды и функции фискальных обязательств определяются их ключевым назначением: пополнением доходной части бюджета. То есть основной доход государства — это сборы и взносы граждан и предприятий.

    Налоги: сущность, функции, виды

    Ключевая сущность фискальных платежей заключается в том, что государство взимает часть доходов налогоплательщиков для обеспечения деятельности органов власти.

    1. Фискальная. Заключается в том, что налоговая система является основным источником доходной части государственной казны. Реализация данной функции производится за счет контроля и санкционирования. Остальные функции являются производными от фискальной, то есть направлены на ее реализацию.
    2. Распределительная. Данная функция заключается в перераспределении денежных средств между разными категориями населения. Например, органы власти взимают обязательные платежи с налогоплательщиков и направляют эти средства на поддержку малообеспеченных и незащищенных слоев населения.
    3. Регулирующая. Функция направлена на урегулирование политических и экономических вопросов государства. Иными словами государство разрабатывает такую налоговую политику, которая подразумевает не только всеобщее обложение и изъятие, но и предусматривает право воспользоваться льготами, вычетами, освобождениями и прочими привилегиями.
    4. Контрольная. Позволяет государству контролировать правильность, полноту и своевременность расчетов с бюджетом. Иными словами специально созданная служба непрерывно контролирует полноту и своевременность уплаты обязательных платежей в бюджет. За нарушение (просрочки, недоимки, уклонения) предусмотрены штрафные санкции.

    Все фискальные обязательства имеют сложную классификацию по различным принципам. Далее рассмотрим основные налоги, их виды, сущность и понятие для каждого платежа.

    Классификация налоговых платежей

    Ключевая группировка подразумевает разделение всех фискальных обязательств на три группы:

    1. Федеральные — платежи, условия и нормы налогообложения по которым утверждаются на высшем уровне — Правительством Российской Федерации. Например НДФЛ, налог на прибыль, НДС. Региональные и муниципальные власти не могут ставить дополнительные условия, нормы и порядок налогообложения по таким платежам.
    2. Региональные — обязательства, условия применения которых устанавливаются законодательными властями региона, субъекта, автономной области. Например транспортный сбор.
    3. Местные или муниципальные — это сборы, которые регулируются на уровне муниципальных образований. Например земельный сбор.

    Вторая по значимости группировка — классификация по способу изъятия. Выделяют прямые и косвенные обязательства. К прямым относят те сборы, которые налогоплательщики уплачивают напрямую с полученного дохода, прибыли, имущества. К примеру, НДФЛ, имущественный, земельный, транспортный сбор.

    Косвенные — это надбавка определенного рода, которая включается в стоимость товара, работы или услуги. Например, НДС или акциз.

    Итоги и выводы

    Итак, определим, что такое налоги, их виды и функции, кратко.

    Налоговые обязательства — это обязательные платежи в пользу государства, которые имеют индивидуальный, безвозмездный характер. Выполняют четыре основные функции: фискальную (пополнение бюджета), распределительную (перераспределение средств), регулирующую (утверждение норм и правил налогообложения), контрольную (надзор за полнотой и своевременностью расчетов).

    date image
    2015-10-22 views image
    1762

    facebook icon
    vkontakte icon
    twitter icon
    odnoklasniki icon



    Под налогом, сбором, пошлиной и другими платежами понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определенных законодательными актами.

    Совокупность взимаемых в государстве налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей (далее — налоги), а также форм и методов их построения образует налоговую систему. Объектами налогообложения являются доходы (прибыль), стоимость определенных товаров, отдельные виды деятельности налогоплательщиков, операции с ценными бумагами, пользование природными ресурсами, имущество юридических и физических лиц, передача имущества, добавленная стоимость произведенных товаров и услуг и другие объекты, установленные законодательными актами. В России основы налоговой системы закреплены в Налоговом кодексе РФ.

    Виды и группы налогов

    Налоги бывают двух видов. Первый вид — налоги на доходы и имущество: подоходный налог с физических лиц; налог на прибыль предприятий (корпораций, фирм); налог на социальное страхование и на фонд заработной платы и рабочую силу (так называемые социальные налоги); поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость; налоги на перевод прибыли и капитала за рубеж и др. Они взимаются с конкретного физического или юридического лица, их называют прямыми налогами.

    Второй вид — налога на товары и услуги: налог с продаж, который в большинстве развитых стран в настоящее время заменен налогом на добавленную стоимость (НДС); акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара или услуги); налог на наследство, на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и др. Эти налоги называют косвенными. Они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги. В России примерно одна половина налоговых сборов приходится на прямые налоги, другая — на косвенные.

    Основные налоги

    1. Подоходный налог с физических лиц (налог на личные доходы) является вычетом из доходов (обычно годовых) налогоплательщика — физического лица. Платежи осуществляются в течение года, но окончательный расчет производится в конце его. Налоговые системы разных стран, будучи в основном схожими, имеют свои собственные наборы налоговых ставок и изъятий из налогообложения, налоговых кредитов и сроков выплат. Обычно подоходный налог взимается по прогрессивной ставке, повышающейся по мере роста дохода налогоплательщика. Высшие ставки подоходного налога в развитых странах колеблются от 30 до 70%. Самый высокий уровень подоходного налога — в Швеции. В России минимальная ставка этого налога составляет 12%, максимальную предполагается повысить до 45%.

    В последние десятилетия заметна тенденция понижения ставок подоходного налога в мире. Тем не менее в развитых странах физические лица расходуют весьма существенную часть своего дохода на выплату этого налога. Подоходный налог с физических лиц в этих странах, в отличие от России, является главной составляющей бюджетных доходов.

    2. Налог на прибыль предприятий, организаций (фирм, корпораций) взимается в случае, если они признаются юридическими лицами. Однако для некоторых фирм в мелком бизнесе делается исключение: они признаются юридическими лицами, но налоги платят не они, а их владельцы через индивидуальный подоходный налог.

    Налог на прибыль предприятий (корпоративный налог) составляет основную часть их налоговых выплат. Обложению налогом подлежит прибыль, чистый доход (валовая выручка за вычетом всех расходов и убытков). В России ставка этого налога близка к той, что действует в ведущих развитых странах — до 35%.

    Налогообложение той части прибыли, которая подлежит распределению между акционерами (пайщиками) в виде дивидендов, в разных странах осуществляется по-разному. Полученные дивиденды подпадают под действие подоходного налога с физических лиц, в результате чего одна и та же сумма может дважды облагаться налогом: вначале корпоративным налогом как часть прибыли, а затем подоходным налогом с физических лиц как распределяемая прибыль, которая превращается с точки зрения налогообложения в доход акционеров. В результате возникает так называемое двойное налогообложение. Оно имеет место и в других случаях.




    В зависимости от подхода к двойному налогообложению распределяемой прибыли национальные системы взимания налога на прибыль предприятий можно сгруппировать следующим образом:

    • классическая система, при которой распределяемая часть прибыли облагается вначале налогом на прибыль предприятий, а затем личным подоходным налогом (Бельгия, Нидерланды и Люксембург, США, Швеция, Швейцария, а также Россия);

    • система снижения налогообложения на уровне компании, при которой распределяемая прибыль либо облагается по более низкой ставке корпоративного налога (Австрия, Германия, Япония), либо частично освобождается от налогообложения (Испания, Финляндия);

    • система снижения налогообложения на уровне акционеров, при которой либо акционеры частично освобождаются от уплаты подоходного налога на получаемые ими дивиденды независимо от того, удержан или не удержан корпоративный налог с распределяемой прибыли (Австрия, Дания, Канада, Япония); либо налог, уплаченный компанией с распределяемой прибыли, частично засчитывается при налогообложении акционеров (Великобритания, Ирландия, Франция);

    • система полного освобождения распределяемой прибыли от корпоративного налога на уровне фирмы (Греция, Норвегия) или акционеров (Австралия, Италия, Финляндия).

    3. Социальные взносы (социальные налоги) охватывают взносы предприятий на социальное обеспечение и налоги на заработную плату и рабочую силу. Они представляют собой выплаты, которые осуществляются частично самими работающими, частично — их работодателями. Они направляются в различные внебюджетные фонды: по безработице, пенсионный и т.д. Государство также принимает участие в финансировании этих фондов. Налоги на фонд заработной платы и рабочую силу выплачиваются только работодателями. В России взносы предприятий в государственные внебюджетные фонды составляют около 39,5% от их затрат на заработную плату.

    4. Поимущественные налоги — это налоги на имущество, землю и другую недвижимость, дарения и наследство. Размер этих налогов определяется задачей перераспределения богатства. В некоторых странах такие налоги включаются в акцизные сборы, взимаемые при совершении сделок.

    5. Налоги на товары и услуги, прежде всего таможенные пошлины и сборы, акцизы, налог с продаж и налог на добавленную стоимость. Последний схож с налогом с продаж, при котором всю его тяжесть несет конечный потребитель. Налогоплательщики, которые в процессе работы добавляют стоимость к поступившим в их распоряжение предметам труда, облагаются налогом с этой добавленной стоимости. Но каждый налогоплательщик включает эту сумму в цену своего товара, который движется по цепочке вплоть до конечного потребителя. В России используется несколько упрощенная, так называемая косвенная модель исчисления добавленной стоимости, т.е. не прямо с величины добавленной стоимости, рассчитать которую непросто, а исходя из величины реализации произведенной продукции за минусом закупленных сырья, материалов, полуфабрикатов и т.д.

    Налог на добавленную стоимость взимается в России (по стандартной ставке 20%) и почти во всех развитых странах по основной (стандартной) ставке, которая колеблется, например, в ЕС, вокруг 15%. Однако по некоторым товарам и услугам НДС не взимается, а по другим взимается по повышенной или пониженной ставке. В большинстве регионов России взимается и налог с продаж (по ставке до 5%) с ряда товаров и услуг. В некоторых регионах России начал действовать единый налог на вмененный доход. Его плательщиком является малый бизнес в сфере услуг. Налог уплачивается раз в квартал в размере 20% от предполагаемого будущего налога.

    Читайте также: