Сумма налога исчисляется по итогам налогового периода

Опубликовано: 21.04.2024

Сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответ­ствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

Налогоплательщики-организации исчисляют сумму налога (сумму аван­совых платежей по налогу) самостоятельно.

Налогоплательщики - физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, исчисляют сумму налога (сумму авансовых платежей по налогу) самостоятельно в отношении земельных участков, используемых ими в предпринимательской деятельности.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового пе­риода, определяется как разница между суммой налога и суммами подлежа­щих уплате в течение налогового периода авансовых платежей по налогу.

Налогоплательщики, в отношении которых отчетный период определен как квартал, исчисляют суммы авансовых платежей по налогу по истечении первого, второго и третьего квартала текущего налогового периода как одну четвертую соответствующей налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

В отношении земельного участка (его доли), перешедшего (перешедшей) по наследству к физическому лицу, налог исчисляется начиная с месяца от­крытия наследства.

Налог и авансовые платежи по налогу уплачиваются в бюджет по месту нахождения земельных участков.

Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают на­лог и авансовые платежи по налогу на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.

Налоговые декларации по налогу представляются налогоплательщиками не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Расчеты сумм по авансовым платежам по налогу представляются налого­плательщиками в течение налогового периода не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

Налог на имущество физических лиц

Налогоплательщики

Плательщиками налогов на имущество физических лиц признаются фи­зические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогооб­ложения.

Если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей долевой собственности нескольких физических лиц, налогоплательщи­ком в отношении этого имущества признается каждое из этих физических лиц соразмерно его доле в этом имуществе. В аналогичном порядке определяются налогоплательщики, если такое имущество находится в общей долевой собст­венности физических лиц и предприятий (организаций).

Если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей совместной собственности нескольких физических лиц, они несут рав­ную ответственность по исполнению налогового обязательства. При этом пла­тельщиком налога может быть одно из этих лиц, определяемое по соглашению между ними.

Объект обложения

Объектами налогообложения признаются следующие виды имущества: жилые дома; квартиры; дачи; гаражи; иные строения, помещения и сооружения.

Ставка налога

Ставки налога на строения, помещения и сооружения устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного само­управления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости. Представительные органы местного самоуправления могут определять диффе­ренциацию ставок в установленных пределах в зависимости от суммарной ин­вентаризационной стоимости, типа использования и по иным критериям. Ставки налога устанавливаются в следующих преде­лах:

Стоимость имущества Ставка налога
1 Жилые дома, квартиры, дачи, гаражи стоимостью:
До 300 тыс. руб. 0,1%
От 300 тыс. рублей до 500 тыс. руб. 0,15%
Свыше 500 тыс. руб. 0,3%
2 Здания, строения, сооружения, в том числе встроенно-пристроенные нежилые помещения в жилых домах
до 300 тыс. руб. 0,1%
300 - 500 тыс. руб. 0,3%
свыше 500 тыс. руб. 2,0%

Налог зачисляется в местный бюджет по месту нахождения (регистра­ции) объекта налогообложения.

Льготы по налогу

От уплаты налогов на имущество физических лиц освобождаются сле­дующие категории граждан:

¾ Герои Советского Союза и Герои Российской Федерации, а также лица, на­гражденные орденом Славы трех степеней;

¾ инвалиды I и II групп, инвалиды с детства;

¾ участники гражданской и Великой Отечественной войн, других боевых опе­раций по защите СССР из числа военнослужащих, проходивших службу в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, и бывших партизан;

¾ лица вольнонаемного состава Советской Армии, Военно-Морского Флота, органов внутренних дел и государственной безопасности, зани­мавшие штатные должности в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечествен­ной войны, либо лица, находившиеся в этот период в городах, участие в обороне которых засчитывается этим лицам в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях, установленных для военнослужащих час­тей действующей армии;

¾ лица, получающие льготы в соответствии с Законом РСФСР "О социаль­ной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие ка­тастрофы на Чернобыльской АЭС", а также лица, подвергшихся воздей­ствию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объ­единении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча;

¾ военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы по дос­тижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоя­нию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющими общую продолжительность военной службы 20 лет и более;

¾ лица, принимавшие непосредственное участие в составе подразделений особого риска в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвида­ции аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объ­ектах;

¾ члены семей военнослужащих, потерявших кормильца. Льгота членам се­мей военнослужащих, потерявших кормильца, предоставляется на осно­вании пенсионного удостоверения, в котором проставлен штамп "вдова (вдовец, мать, отец) погибшего воина" или имеется соответствующая за­пись, заверенная подписью руководителя учреждения, выдавшего пенси­онное удостоверение, и печатью этого учреждения. В случае, если ука­занные члены семей не являются пенсионерами, льгота предоставляется им на основании справки о гибели военнослужащего.

Налог на строения, помещения и сооружения не уплачивается:

¾ пенсионерами, получающими пенсии, назначаемые в порядке, установлен­ном пенсионным законодательством Российской Федерации;

¾ гражданами, уволенными с военной службы или призывавшимися на воен­ные сборы, выполнявшими интернациональный долг в Афганистане и других странах, в которых велись боевые действия. Льгота предостав­ляется на основании свидетельства о праве на льготы и справки, выдан­ной районным военным комиссариатом, воинской частью, военным учеб­ным заведением, предприятием, учреждением или организацией Мини­стерства внутренних дел СССР или соответствующими органами Россий­ской Федерации;

¾ родителями и супругами военнослужащих и государственных служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей. Льгота предостав­ляется им на основании справки о гибели военнослужащего либо госу­дарственного служащего, выданной соответствующими государствен­ными органами. Супругам государственных служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей, льгота предоставляется только в том случае, если они не вступили в повторный брак;

¾ со специально оборудованных сооружений, строений, помещений (вклю­чая жилье), принадлежащих деятелям культуры, искусства и народным мастерам на праве собственности и используемых исключительно в каче­стве творческих мастерских, ателье, студий, а также с жилой площади, используемой для организации открытых для посещения негосударствен­ных музеев, галерей, библиотек и других организаций культуры, - на пе­риод такого их использования;

¾ с расположенных на участках в садоводческих и дачных некоммерческих объединениях граждан жилого строения жилой площадью до 50 квадрат­ных метров и хозяйственных строений и сооружений общей площадью до 50 квадратных метров.

Дата добавления: 2016-06-24 ; просмотров: 426 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

«Упрощенцы», применяющие объект налогообложения «доходы минус расходы», вспоминают про минимальный налог один раз в год – в конце налогового периода. О том, в каких случаях уплачивается минимальный налог, как зачесть авансовые платежи при расчете минимального налога, как отразить сумму начисленного минимального налога в бухгалтерском учете, читайте в предложенном материале.

Когда «упрощенцы» обязаны уплатить минимальный налог?

Обязанность уплачивать минимальный налог предусмотрена только для «упрощенцев», выбравших объект налогообложения «доходы минус расходы», поэтому далее речь пойдет лишь об этой части организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСНО.

Порядок исчисления минимального налога установлен ст. 346.18 НК РФ.

Исчислить минимальный налог обязаны все «упрощенцы». Затем необходимо сравнить сумму начисленного в общем порядке налога с суммой минимального налога: уплате в бюджет подлежит больший из них. Таким образом, минимальный налог уплачивается в случае, когда за налоговый период сумма исчисленного в общем порядке налога меньше суммы исчисленного минимального налога.

Налогоплательщик имеет право в следующие налоговые периоды включить сумму разницы между суммой уплаченного минимального налога и суммой налога, исчисленной в общем порядке, в расходы при исчислении налоговой базы, в том числе увеличить сумму убытков, которые могут быть перенесены на будущее.

Напомним основные правила расчета минимального налога:

  • минимальный налог исчисляется только за налоговый период, которым является календарный год;
  • налоговая ставка – 1%;
  • налоговая база – доходы, определяемые в соответствии со ст. 346.15 НК РФ.

Из этого правила есть единственное исключение.

В силу абз. 1 п. 4 ст. 346.20 НК РФ законами субъектов РФ может быть установлена ставка по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСНО, в размере 0% для налогоплательщиков – индивидуальных предпринимателей, впервые зарегистрированных после вступления в силу указанных законов и осуществляющих предпринимательскую деятельность в производственной, социальной и (или) научной сферах, а также в сфере бытовых услуг населению.

Названные налогоплательщики вправе применять налоговую ставку в размере 0% со дня их государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей непрерывно в течение двух налоговых периодов. Минимальный налог, предусмотренный п. 6 ст. 346.18 НК РФ, в данном случае не уплачивается.

Поскольку в ряде субъектов РФ приняты соответствующие законы, индивидуальные предприниматели, удовлетворяющие заявленным требованиям, вправе не уплачивать минимальный налог по итогам налогового периода (письма Минфина России от 27.08.2015 № 03-11-11/49542, от 16.02.2016 № 03-11-11/8498).

Для организаций и индивидуальных предпринимателей, которые не подпадают под исключение, продолжим разговор о минимальном налоге.

Из приведенных выше норм явствует, что минимальный налог подлежит уплате по итогам налогового периода в следующих случаях:

  • когда получен убыток, то есть налогооблагаемая база отсутствует – доходы, учитываемые при УСНО, меньше расходов, учитываемых при УСНО;
  • когда нет ни прибыли, ни убытков, то есть налогооблагаемая база равна нулю – доходы равны расходам;
  • когда есть налогооблагаемая база, но превышение доходов над расходами незначительно.

Проиллюстрируем сказанное конкретными примерами.

Организация, применяющая УСНО с объектом налогообложения «доходы минус расходы», за 2015 год получила следующие результаты (доходы и расходы исчислены по правилам, установленным гл. 26.2 НК РФ):

  • доходы – 5 500 000 руб.;
  • расходы – 5 700 000 руб.

Налоговая ставка – 15%.

Нужно ли в данном случае уплачивать минимальный налог?

Налог, рассчитанный в общем порядке, равен 0 руб., так как получен убыток.

Налоговая база отсутствует: (5 500 000 - 5 700 000) руб.

  • расходы – 5 500 000 руб.
  • Налоговая ставка – 15%.

    Нужно ли в данном случае уплачивать минимальный налог?

    Налог, рассчитанный в общем порядке: (5 500 000 - 5 500 000) руб. x 15% = 0 руб.

    Минимальный налог: 5 500 000 руб. x 1% = 55 000 руб.

    Уплате в бюджет подлежит минимальный налог в сумме 55 000 руб.

    Организация, применяющая УСНО с объектом налогообложения «доходы минус расходы», за 2015 год получила следующие результаты (доходы и расходы исчислены по правилам, установленным гл. 26.2 НК РФ):

    • доходы – 5 600 000 руб.;
    • расходы – 5 500 000 руб.

    Налоговая ставка – 15%.

    Нужно ли в данном случае уплачивать минимальный налог?

    Налог, рассчитанный в общем порядке: (5 600 000 - 5 500 000) руб. x 15% = 15 000 руб.

    Минимальный налог: 5 500 000 руб. x 1% = 55 000 руб.

    Уплате в бюджет подлежит минимальный налог в сумме 55 000 руб.

    Из приведенных примеров видно, что сумма минимального налога фактически не зависит от полученных в результате предпринимательской деятельности финансовых результатов и носит фискальный характер.

    «Упрощенцы» пытались оспорить конституционность п. 6 ст. 346.18 НК РФ, подав жалобу в Конституционный суд (Определение КС РФ от 28.05.2013 № 773-О). По мнению налогоплательщика, оспариваемое законоположение устанавливает обязанность по уплате минимального налога при использовании УСНО, тем самым не учитываются реальные результаты предпринимательской деятельности, возлагается чрезмерное налоговое бремя.

    Но Конституционный суд отказал заявителю, отметив, что оспариваемая норма НК РФ, будучи направленной на создание надлежащей нормативной основы для исполнения налогоплательщиками конституционной обязанности по уплате налога (в данном случае – минимального налога, взимаемого в связи с применением УСНО), сама по себе не может рассматриваться как нарушающая конституционные права заявителя.

    Аналогичного мнения придерживаются представители ФНС в Письме от 24.12.2013 № СА-4-7/23263, напомнив, что переход на УСНО является для налогоплательщика добровольным.

    Таким образом, «упрощенцы», выбравшие объект налогообложения «доходы минус расходы», обязаны по итогам налогового периода исчислить минимальный налог, сравнить его с налогом, исчисленным в общем порядке, и уплатить в бюджет больший из них.

    Где и как рассчитывается минимальный налог?

    Главным и единственным налоговым регистром «упрощенцев» является книга учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, утвержденная Приказом Минфина России от 22.10.2012 № 135н. В этом налоговом регистре расчет минимального налога и его сравнение с налогом, уплачиваемом в общем порядке, не предусмотрены.

    Расчет минимального налога производится в декларации по налогу при УСНО, утвержденной Приказом ФНС России от 04.07.2014 № ММВ-7-3/352@. На момент подготовки данного материала в названную форму никаких изменений так и не внесено.

    «Упрощенцы», применяющие объект налогообложения «доходы минус расходы», заполняют титульный лист, разд. 1.2. и разд. 2.2. Раздел 3 заполняется только в том случае, если «упрощенец» получает средства целевого финансирования.

    Заполнение налоговой декларации начинается с раздела 2.2.


    Минимальный налог за налоговый период рассчитывается при заполнении данного раздела. Сумма исчисленного за налоговый период минимального налога указывается по коду строки 280.

    После того, как заполнен разд. 2.2, переходим к заполнению разд. 1.2 Именно в этом разделе сумма налога, исчисленная в общем порядке, сравнивается с рассчитанным минимальным налогом.


    Особое внимание надо уделить заполнению строк 100, 110 и 120:

    • если сумма налога за налоговый период больше или равна сумме минимального налога, то заполняется либо строка 100, либо строка 110 – в зависимости от размера уплаченных авансовых платежей;
    • строка 110 заполняется при отрицательном значении разницы между суммой исчисленного налога за налоговый период и суммой ранее исчисленных авансовых платежей по налогу, а также при условии, что сумма налога за налоговый период больше или равна сумме минимального налога. Строка 110 заполняется при уплате минимального налога только в том случае, если «упрощенец» должен уплачивать минимальный налог (сумма налога, исчисленного в общем порядке меньше суммы минимального налога) и сумма уплаченных авансовых платежей больше суммы минимального налога;
    • строка 120 заполняется в случае, если по итогам налогового периода сумма исчисленного минимального налога (строка 280 разд. 2.2) больше суммы исчисленного в общем порядке налога за налоговый период (строка 273 разд. 2.2), и при условии, что сумма авансовых платежей меньше суммы минимального налога.

    Таким образом, при уплате минимального налога в бюджет авансовые платежи, уплаченные за девять месяцев налогового периода, уже зачтены при расчете суммы минимального налога к доплате (строка 120) или к уменьшению (строка 110).

    Приведем примеры (цифры условные).

    Организация, применяющая УСНО с объектом налогообложения «доходы минус расходы», имеет следующие показатели:

    • сумма налога за налоговый период – 60 000 руб.;
    • сумма уплаченных авансовых платежей за девять месяцев – 50 000 руб.;
    • сумма минимального налога – 45 000 руб.

    Как заполнить строки 100, 110 и 120 разд. 1.2 в таком случае?

    В данном примере подлежит уплате налог, исчисленный в общем порядке, так как он больше минимального налога: 60 000 руб. > 45 000 руб.

    Доплате за налоговый период подлежит 10 000 руб. (60 000 - 50 000).

    По строке 100 разд. 1.2 указывается 10 000 руб.

    Организация, применяющая УСНО с объектом налогообложения «доходы минус расходы», имеет следующие показатели:

    • сумма налога за налоговый период – 60 000 руб.;
    • сумма уплаченных авансовых платежей за девять месяцев – 90 000 руб.;
    • сумма минимального налога – 75 000 руб.

    Как заполнить строки 100, 110 и 120 разд. 1.2 в этом случае?

    В данном примере подлежит уплате минимальный налог: 75 000 руб. > 60 000 руб.

    Поскольку сумма уплаченных авансовых платежей больше суммы минимального налога (90 000 руб. > 75 000 руб.), заполняется строка 110 разд. 1.2 – по ней указывается 15 000 руб. (90 000 - 75 000).

    В таком случае возникает переплата по налогу, уплачиваемому при УСНО, которую можно зачесть в счет уплаты будущих авансовых платежей или вернуть на расчетный счет.

    Организация, применяющая УСНО с объектом налогообложения «доходы минус расходы», имеет следующие показатели:

    • сумма налога за налоговый период – 60 000 руб.;
    • сумма уплаченных авансовых платежей за девять месяцев – 50 000 руб.;
    • сумма минимального налога – 75 000 руб.

    Как заполнить строки 100, 110 и 120 разд. 1.2 в данном случае?

    В приведенном примере подлежит уплате минимальный налог: 75 000 руб. > 60 000 руб.

    Поскольку сумма уплаченных авансовых платежей меньше суммы минимального налога (50 000 руб.

    © Интернет-проект «Корпоративный менеджмент», 1998–2021

    Остаточная стоимость имущества

    (12 000 000 + 12 000 000 +
    + 12 000 000 + 12 000 000) /
    / 4 = 12 000 000

    1/4 õ (12 000 000 х
    х 2,2%) = 66 000

    (12 000 000 + 12 000 000 +
    + 12 000 000 + 12 000 000 +
    + 0 + 0 + 0) / 7 = 6 857 143

    1/4 õ (6 857 143 х
    х 2,2%) = 37 714

    (12 000 000 + 12 000 000 +
    + 12 000 000 + 12 000 000 +
    + 0 + 0 + 0 + 0 + 0 + 0) /
    / 10 = 4 800 000

    1/4 õ (4 800 000 х
    х 2,2%) = 26 400

    (12 000 000 + 12 000 000 +
    + 12 000 000 + 12 000 000 +
    + 0 + 0 + 0 + 0 + 0 + 0 +
    + 0 + 0 + 0) / 13 =
    = 3 692 308

    (3 692 308 х 2,2%) =
    = 81 231

    Сумма переплаты по налогу – 48 883

    1. Как заполняется декларация в этом случае?

    2. В какой сумме оплачивается налог?

    3. Верно ли, что налог уплачивается, даже если имущества давно нет?

    4. Как производится возврат налога?

    1. В соответствии с Инструкцией по заполнению налоговой декларации по налогу на имущество организаций (налогового расчета по авансовому платежу), утвержденной приказом МНС РФ от 23.03.2004 г. № САЭ-3-21/224, в разделе 2 «Расчет налоговой базы и суммы налога (авансового платежа по налогу) в отношении подлежащего налогообложению имущества российских организаций и иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства», в подразделе «Расчет суммы налога (авансового платежа по налогу)» при представлении налоговой декларации за год по строке 160 отражается значение налоговой базы, рассчитанное как разница значений строк с кодами 140 и 150 данного раздела.

    Строка 190 заполняется также только при представлении налоговой декларации по итогам года.

    По этой строке отражается сумма налога за налоговый период, исчисленная как произведение значений строк с кодами 160 и 180, деленное на 100.

    По строке с кодом 210 , заполняемой только при представлении налоговой декларации по итогам года, отражается сумма авансовых платежей, исчисленных по окончании отчетных периодов (первый квартал, полугодие, 9 месяцев), определяемая как сумма значений строк с кодами 200 разделов 2 (с соответствующими кодами по ОКАТО и налоговыми ставками) налоговых расчетов по авансовым платежам, представленных в течение налогового периода.

    При заполнении раздела 1 «Сумма налога (сумма авансового платежа по налогу), подлежащая к уплате в бюджет по данным налогоплательщика» при представлении налоговой декларации за налоговый период определяем значение строки 030 как разницу между значениями строк 090 и 210.

    В случае, если подсчитанное таким образом значение меньше нуля (как в Вашем примере), то по строке с кодом 030 ставится прочерк.

    По строке с кодом 040 указывается сумма налога, исчисленная к уменьшению по итогам налогового периода, определяемая как разница между суммой налога, исчисленного за налоговый период, и суммами авансовых платежей по налогу, исчисленных в течение налогового периода.

    Строка с кодом 040 заполняется только при представлении налоговой декларации за налоговый период.

    В случае, если подсчитанное значение отрицательно, то значение строки с кодом 040 соответствует модулю указанного отрицательного значения.

    В случае, если подсчитанное значение положительно, то значение по строке 040 принимается равным нулю.

    В Вашем примере значение строки 040 отрицательно, поэтому в строке 030 ставится прочерк, в строке 040 указывается сумма 48 883 руб.

    Пример заполнения декларации по итогам года:

    Раздел 1. Сумма налога (сумма авансового платежа по налогу), подлежащая к уплате в бюджет по данным налогоплательщика

    Значение показателей

    Сумма налога (авансового платежа по налогу), подлежащая уплате в бюджет, руб.

    Сумма налога, исчисленная к уменьшению, руб.

    Раздел 2. Расчет налоговой базы и суммы налога (авансового платежа по налогу) в отношении подлежащего налогообложению имущества российских организаций и иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства»

    Значение показателей

    Среднегодовая (средняя) стоимость имущества за налоговый (отчетный) период

    В том числе среднегодовая (средняя) стоимость необлагаемого налогом имущества за налоговый (отчетный) период

    Значение показателей

    Код налоговой льготы (установленной в виде понижения ставки)

    Сумма налога за налоговый период

    Сумма авансового платежа

    Сумма авансовых платежей, исчисленная за предыдущие отчетные периоды

    Код налоговой льготы (в виде уменьшения суммы налога, подлежащей уплате в бюджет)

    Сумма налоговой льготы (льготы по авансовому платежу), уменьшающей сумму налога (авансового платежа по налогу), подлежащую уплате в бюджет

    2. Поскольку по итогам налогового периода сумма налога в Вашем случае меньше нуля (не заполняется строка 030 раздела 1), налог по итогам налогового периода не уплачивается.

    3. Согласно ст. 374 НК РФ объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.

    Налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения.

    Сумма налога исчисляется по итогам налогового периода как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы, определенной за налоговый период.

    Ст. 382 НК РФ установлено, что сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется как разница между суммой налога, исчисленной в вышеизложенном порядке, и суммами авансовых платежей по налогу, исчисленных в течение налогового периода.

    Поскольку определяется среднегодовая стоимость имущества, то расчет налоговой базы и налога производится по правилам, по которым Вы и привели пример, независимо от того, что во II квартале имущество выбыло.

    4. Согласно ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику.

    Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика без начисления процентов на эту сумму.

    Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа.

    Такое решение выносится в течение пяти дней после получения заявления при условии, что эта сумма направляется в тот же бюджет (внебюджетный фонд), в который была направлена излишне уплаченная сумма налога.

    По заявлению налогоплательщика и по решению налогового органа сумма излишне уплаченного налога может быть направлена на исполнение обязанностей по уплате налогов или сборов, на уплату пеней, погашение недоимки, если эта сумма направляется в тот же бюджет, в который была направлена излишне уплаченная сумма налога.

    Налоговые органы вправе самостоятельно произвести зачет в случае, если имеется недоимка по другим налогам.

    Налоговый орган обязан проинформировать налогоплательщика о вынесенном решении о зачете сумм излишне уплаченного налога не позднее двух недель со дня подачи заявления о зачете.

    Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика.

    В случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, начисленным тому же бюджету, возврат налогоплательщику излишне уплаченной суммы производится только после зачета указанной суммы в счет погашения недоимки (задолженности).

    Заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

    Возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета, в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате.

    При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченного налога, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата.

    Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка РФ, действовавшей на дни нарушения срока возврата.

    Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) (часть вторая). N 117-ФЗ от 05.03.2000 (Список изменяющих документов).

    Статья 382. Порядок исчисления суммы налога и сумм авансовых платежей по налогу

    1. Сумма налога исчисляется по итогам налогового периода как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы, определенной за налоговый период, с учетом особенностей, установленных статьей 385-3 настоящего Кодекса (в ред. Федерального закона от 28 декабря 2016 г. N 464-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 1, ст. 5).

    2. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется как разница между суммой налога, исчисленной в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, и суммами авансовых платежей по налогу, исчисленных в течение налогового периода.

    3. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется отдельно в отношении имущества, подлежащего налогообложению по местонахождению организации (месту постановки на учет в налоговых органах постоянного представительства иностранной организации), в отношении имущества каждого обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс, в отношении каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации, обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс, или постоянного представительства иностранной организации, в отношении имущества, входящего в состав Единой системы газоснабжения, в отношении имущества, налоговая база в отношении которого определяется как его кадастровая стоимость, а также в отношении имущества, облагаемого по разным налоговым ставкам (в ред. Федерального закона от 28 ноября 2009 г. N 284-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 48, ст. 5734; Федерального закона от 2 ноября 2013 г. N 307-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 44, ст. 5646).

    4. Сумма авансового платежа по налогу исчисляется по итогам каждого отчетного периода в размере одной четвертой произведения соответствующей налоговой ставки и средней стоимости имущества (за исключением имущества, указанного в абзацах первом — третьем пункта 24 статьи 381 настоящего Кодекса), определенной за отчетный период в соответствии с пунктом 4 статьи 376 настоящего Кодекса (в ред. Федерального закона от 30 сентября 2013 г. N 268-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 40, ст. 5038).

    5. В случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового (отчетного) периода права собственности на объекты недвижимого имущества, указанные в статье 378-2 настоящего Кодекса, исчисление суммы налога (сумм авансовых платежей по налогу) в отношении данных объектов недвижимого имущества осуществляется с учетом коэффициента, определяемого как отношение количества полных месяцев, в течение которых данные объекты недвижимого имущества находились в собственности налогоплательщика, к количеству месяцев в налоговом (отчетном) периоде, если иное не предусмотрено настоящей статьей (в ред. Федерального закона от 2 ноября 2013 г. N 307-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 44, ст. 5646; Федерального закона от 2 апреля 2014 г. N 52-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 14, ст. 1544).

    Если возникновение права собственности на объекты недвижимого имущества, указанные в статье 378-2 настоящего Кодекса, произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно или прекращение указанного права произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц возникновения (прекращения) указанного права (абзац введен Федеральным законом от 29 декабря 2015 г. N 396-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 1, ст. 16).

    Если возникновение права собственности на объекты недвижимого имущества, указанные в статье 378-2 настоящего Кодекса, произошло после 15-го числа соответствующего месяца или прекращение указанного права произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, месяц возникновения (прекращения) указанного права не учитывается при определении коэффициента, указанного в настоящем пункте (абзац введен Федеральным законом от 29 декабря 2015 г. N 396-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 1, ст. 16).

    5-1. В случае изменения в течение налогового (отчетного) периода качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимого имущества, указанных в статье 378-2 настоящего Кодекса, исчисление суммы налога (сумм авансовых платежей по налогу) в отношении данных объектов недвижимого имущества осуществляется с учетом коэффициента, определяемого в порядке, аналогичном установленному пунктом 5 настоящей статьи (пункт 5-1 введен Федеральным законом от 3 августа 2018 г. N 334-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 32, ст. 5127, вступает в силу с 1 января 2019 года).

    6. Законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации при установлении налога вправе предусмотреть для отдельных категорий налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу в течение налогового периода.

    7. В отношении имущества, налоговая база в отношении которого определяется как его кадастровая стоимость, сумма налога (суммы авансовых платежей по налогу) исчисляется с учетом особенностей, установленных статьей 378-2 настоящего Кодекса (пункт 7 введен Федеральным законом от 2 ноября 2013 г. N 307-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 44, ст. 5646).

    (Статья 382 введена Федеральным законом от 11 ноября 2003 г. N 139-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 46, ст. 4435)

    1. Налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее срока, установленного для подачи налоговых деклараций за соответствующий налоговый период статьей 289 настоящего Кодекса.

    Авансовые платежи по итогам отчетного периода уплачиваются не позднее срока, установленного для подачи налоговых деклараций за соответствующий отчетный период.

    Ежемесячные авансовые платежи, подлежащие уплате в течение отчетного периода, уплачиваются в срок не позднее 28-го числа каждого месяца этого отчетного периода.

    Налогоплательщики, исчисляющие ежемесячные авансовые платежи по фактически полученной прибыли, уплачивают авансовые платежи не позднее 28-го числа месяца, следующего за месяцем, по итогам которого производится исчисление налога.

    По итогам отчетного (налогового) периода суммы ежемесячных авансовых платежей, уплаченных в течение отчетного (налогового) периода, засчитываются при уплате авансовых платежей по итогам отчетного периода. Авансовые платежи по итогам отчетного периода засчитываются в счет уплаты налога по итогам следующего отчетного (налогового) периода.

    2. Российская организация или иностранная организация, осуществляющая деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство (налоговые агенты), выплачивающие доход иностранной организации, удерживают сумму налога из доходов этой иностранной организации, за исключением доходов в виде дивидендов и процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам (в отношении которых применяется порядок, установленный пунктом 4 настоящей статьи), при каждой выплате (перечислении) ей денежных средств или ином получении иностранной организацией доходов, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

    Налоговый агент обязан перечислить соответствующую сумму налога не позднее дня, следующего за днем выплаты (перечисления) денежных средств иностранной организации или иного получения доходов иностранной организацией.

    3. Особенности уплаты налога налогоплательщиками, имеющими обособленные подразделения, устанавливаются статьей 288 настоящего Кодекса.

    4. По доходам, выплачиваемым налогоплательщикам в виде дивидендов, а также процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам, налог, удержанный при выплате дохода, перечисляется в бюджет налоговым агентом, осуществившим выплату, не позднее дня, следующего за днем выплаты.

    Налог с доходов по государственным и муниципальным ценным бумагам, при обращении которых предусмотрено признание доходом, полученным продавцом в виде процентов, сумм накопленного процентного дохода (накопленного купонного дохода), подлежащих налогообложению в соответствии с пунктом 4 статьи 284 настоящего Кодекса у получателя доходов, уплачивается в бюджет налогоплательщиком - получателем дохода в течение 10 дней по окончании соответствующего месяца отчетного (налогового) периода, в котором получен доход, исходя из дат, признаваемых датами получения дохода в соответствии со статьями 271 и 273 настоящего Кодекса.

    5. Вновь созданные организации уплачивают авансовые платежи за соответствующий отчетный период при условии, если выручка от реализации не превышала пять миллионов рублей в месяц либо пятнадцать миллионов рублей в квартал. В случае превышения указанных ограничений налогоплательщик начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором такое превышение имело место, уплачивает авансовые платежи в порядке, предусмотренном пунктом 1 настоящей статьи с учетом требований пункта 6 статьи 286 настоящего Кодекса.

    Комментарии к ст. 287 НК РФ

    Текст комментария: "ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ К ГЛАВЕ 25 НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ" ()
    Авторы: Ю.М. Лермонтов
    Издание: 2012 год

    Как разъяснено в Определении ВАС РФ от 25.03.2011 N ВАС-17750/10, положения статьи 287 НК РФ устанавливают правило о зачете уплаченных авансовых платежей в счет уплаты последующих авансовых платежей и налога на прибыль, исчисленного по итогам налогового периода, основывающееся на методе нарастающего итога.

    Соответственно, в случае, когда налогоплательщиком не было заявлено требования о возврате излишне уплаченного авансового платежа, произведенного по итогам отчетного периода, данный платеж как результат финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика учитывается на дату окончания следующего отчетного и налогового периода.

    Определение окончательного финансового результата и размера налоговой обязанности по налогу на прибыль производится налогоплательщиками в декларации, представляемой по итогам налогового периода не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (пункт 4 статьи 289 НК РФ).

    Суд указал, что налогоплательщик своевременно, 26.03.2007, представил в инспекцию декларацию по налогу на прибыль за 2006 год, указав к уменьшению суммы налога на прибыль, ранее исчисленные и уплаченные в федеральный и краевой бюджеты по итогам отчетных периодов, что и повлекло возникновение у него соответствующей переплаты, юридические основания для возврата которой по итогам его финансово-хозяйственной деятельности возникали с даты представления налоговой декларации за соответствующий год, но не позднее срока, установленного для ее представления в налоговый орган. Соответственно, обращение 09.03.2010 в налоговый орган с заявлением о возврате излишне уплаченного налога на прибыль обществом осуществлено с соблюдением трехлетнего срока, установленного пунктом 7 статьи 78 НК РФ.

    Принимая во внимание указанные обстоятельства, отказ налогового органа, оформленный решением, противоречил положениям действующего налогового законодательства, что позволяло налогоплательщику обратиться в суд за защитой своего нарушенного права предусмотренными законом способами: как с требованием об оспаривании ненормативного правового акта, так и имущественным требованием о возврате излишне уплаченных сумм налога. В этом случае срок на обращение в суд должен исчисляться с момента нарушения прав и законных интересов налогоплательщика, своевременно предпринявшего попытку досудебного урегулирования спора с инспекцией.

    Поскольку налогоплательщик обратился в суд 13.04.2010, его нарушенное право подлежало защите.

    Вопрос начисления пеней на сумму авансовых платежей по налогу на прибыль организаций, уплаченных не в полном объеме или с нарушением установленных сроков уплаты, рассмотрен в письме Минфина России от 19.01.2010 N 03-03-06/1/9.

    Постановлением Пленума ВАС РФ от 26.07.2007 N 47 "О порядке исчисления сумм пеней за просрочку уплаты авансовых платежей по налогам и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование" арбитражным судам даны разъяснения по вопросам о порядке исчисления сумм пеней за просрочку уплаты авансовых платежей по налогам и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, возникающим в судебной практике, в целях обеспечения единообразного подхода к их разрешению.

    Так, в Постановлении Пленума ВАС РФ от 26.07.2007 N 47 разъясняется, что, если по итогам налогового периода сумма исчисленного налога оказалась меньше сумм авансовых платежей, подлежавших уплате в течение этого налогового периода, судам необходимо исходить из того, что пени, начисленные за неуплату указанных авансовых платежей, подлежат соразмерному уменьшению.

    Данный порядок надлежит применять и в случае, если сумма авансовых платежей по налогу, исчисленных по итогам отчетного периода, меньше суммы авансовых платежей, подлежащих уплате в течение этого отчетного периода.

    Письмом Минфина России от 18.10.2007 N 03-02-07/2-168 налоговым органам рекомендовано при применении пункта 3 статьи 58 и статьи 75 НК РФ учитывать вышеуказанное разъяснение Пленума ВАС РФ.

    ФНС России в письме от 13.11.2009 N 3-2-06/127 разъяснила, что НК РФ предусматривает начисление пени на сумму несвоевременно уплаченных авансовых платежей, не устанавливая каких-либо особенностей, а согласно Постановлению N 47 Пленума ВАС РФ пени, начисленные на авансовые платежи, подлежат пересчету, если эти авансовые платежи превысили сумму исчисленных платежей за отчетный период или исчисленного за год налога. При этом механизм пересчета не установлен.

    В настоящее время налоговые органы при начислении пени на авансовые платежи применяют механизм ее расчета, действовавший до 01.01.2007. В частности, пени на суммы ежемесячных авансовых платежей до истечения отчетного периода не начисляются. После представления налоговой декларации за отчетный (налоговый) период пеня начисляется на несвоевременно уплаченные ежемесячные авансовые платежи, не превышающие авансовый платеж, исчисленный исходя из прибыли за последний квартал отчетного (налогового) периода.

    То есть если согласно налоговой декларации за отчетный (налоговый) период сумма исчисленного за последний квартал авансового платежа меньше суммы начисленных ежемесячных авансовых платежей на этот квартал, то налоговый орган производит начисление пени на ежемесячные авансовые платежи за последний квартал отчетного (налогового) периода, принимая их (для расчета пени) в суммах не выше авансовых платежей за этот квартал.

    Если по итогам за отчетный (налоговый) период сумма исчисленного за последний квартал авансового платежа равна или превышает сумму начисленных на этот же квартал ежемесячных авансовых платежей, то начисление пени при несвоевременной их уплате производится исходя из сумм начисленных ежемесячных авансовых платежей, которые налогоплательщик должен был уплатить в течение квартала.

    ФНС России привела следующий пример.

    Ежемесячные авансовые платежи организации на IV квартал 2008 г. составили 1700000 руб. По срокам уплаты 28.10.2008 и 28.11.2008 ежемесячные авансовые платежи в сумме 3400000 руб. уплачены своевременно, платеж по третьему сроку - 28.12.2008 не уплачивался. Согласно налоговой декларации за 2008 г. налог исходя из прибыли за IV квартал исчислен в размере 1600000 руб.

    Для расчета пени ежемесячные авансовые платежи принимаются в сумме не выше 1600000 руб. или соответственно по указанным срокам уплаты: 533333 руб., 533333 руб. и 533334 руб.

    При условии, что по состоянию на 01.10.2008 недоимки по налогу на прибыль организаций не имелось, а уплаченные платежи по срокам 28.10.2008 и 28.11.2008 в размере 3400000 руб. превысили сумму ежемесячных авансовых платежей, принимаемых для расчета пени (1600000 руб.), начисление пени в IV квартале 2008 г. не производится.

    В связи со вступлением в силу с 01.01.2011 Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ изменились сроки перечисления налоговыми агентами сумм налогов, удерживаемых при выплате дохода. Налоговые агенты обязаны перечислять суммы налога не позднее дня, следующего за днем выплаты такого дохода. При этом налог, подлежащий уплате в федеральный бюджет, перечисляется в валюте РФ (абзац 2 пункта 2 статьи 287 и абзац 7 пункта 1 статьи 310 НК РФ).

    Ранее существовало противоречие между нормой абзаца 7 пункта 1 статьи 310 НК РФ и положениями статьи 287 НК РФ в части срока на перечисление налоговым агентом в бюджет налога, удержанного с доходов иностранной организации.

    Управление ФНС России по г. Москве в письме от 14.12.2005 N 20-12/92363 разъясняло, что налоговый агент обязан перечислить сумму налога, удержанного с доходов иностранной организации, в доход федерального бюджета в течение трех дней после дня выплаты (перечисления) денежных средств иностранной организации или иного получения доходов иностранной организацией либо в валюте выплаты дохода, либо в валюте РФ по официальному курсу Банка России на дату перечисления налога.

    Минфин России в письме от 31.12.2009 N 03-08-05 обратил внимание, что обязанность по уплате налога исполняется в валюте Российской Федерации. При этом пересчет суммы налога, исполненной в иностранной валюте, в валюту Российской Федерации осуществляется по официальному курсу Центрального банка Российской Федерации на дату уплаты налога.

    Подпунктом 5 пункта 3 статьи 45 НК РФ установлено, что обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком со дня удержания сумм налога налоговым агентом, если обязанность по исчислению и удержанию налога из денежных средств налогоплательщика возложена в соответствии с НК РФ на налогового агента.

    Учитывая изложенное, при применении вышеуказанных норм НК РФ следует исходить из того, что при уплате суммы налога, исчисленной в иностранной валюте, налоговый агент обязан осуществить пересчет в валюту Российской Федерации по официальному курсу Центрального банка Российской Федерации на дату уплаты налога. Эту же дату следует использовать при заполнении раздела 1 налогового расчета (информации) о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов, форма которого утверждена Приказом МНС России от 14.04.2004 N САЭ-3-23/286@.

    В письме Минфина России от 13.10.2011 N 03-03-06/4/115 указано, что налог на прибыль с доходов, полученных от размещения средств компенсационного фонда, может быть уплачен саморегулируемой организацией не только за счет доходов, полученных от размещения средств компенсационного фонда.

    Читайте также: