Судебная практика по государственной пошлине

Опубликовано: 21.04.2024


13 августа Верховный Суд вынес Определение № 310-ЭС18-781, в котором указал, что отделу МВД достаточно статуса государственного органа для освобождения от уплаты госпошлины.

Поводом к рассмотрению стала кассационная жалоба отдела МВД по Белгородскому району на определение Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25 сентября 2017 г. и постановление Арбитражного суда Центрального округа от 10 ноября 2017 г. по делу № А08-5276/2017.

ПАО «Квадра-Генерирующая компания» обратилось к ОМВД с иском о взыскании задолженности за потребленную тепловую энергию. Решением Арбитражного суда Белгородской области иск удовлетворен частично, с ОМВД взыскана задолженность по договору.

Ответчик не согласился с решением и обратился в суд апелляционной инстанции, который оставил жалобу без движения, указав на необходимость уплатить госпошлину. На что ОМВД обжаловал определение в кассацию, указав, что наличия у него как ответчика по делу статуса государственного органа достаточно для освобождения от уплаты госпошлины.

Кассация оставила определение апелляции без изменения. Суд применил подп. 1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса, а также п. 32 Постановления Пленума ВАС РФ от 11 июля 2014 г. № 46 «О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах».

Свою позицию кассация аргументировала тем, что ОМВД, зарегистрированный в качестве юрлица, в данном случае выступает как потребитель – участник хозяйственного спора в гражданско-правовых отношениях, его участие в арбитражном процессе не обусловлено выполнением отдельных функций госоргана, в связи с чем он не может быть освобожден от уплаты госпошлины.

Рассматривая жалобу, Верховный Суд указал, что вопреки выводам судов апелляционной и кассационной инстанций подп. 1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ в данном случае неприменим, поскольку касается иных органов, под которыми понимаются субъекты, не входящие в структуру и систему органов государственной власти или местного самоуправления, но выполняющие публично-правовые функции.

Суд подчеркнул, что законодательством о налогах и сборах установлено правило, согласно которому наличие у лица процессуальной роли наряду со статусом госоргана или органа местного самоуправления является самостоятельным и достаточным основанием для освобождения от обязанности по уплате госпошлины.

ВС напомнил, что в соответствии с Указом Президента РФ от 15 мая 2018 г. № 215 МВД России входит в структуру федеральных органов исполнительной власти и действует непосредственно и (или) через органы внутренних дел, куда также входят территориальные органы. Их статус утвержден Указом Президента РФ от 21 декабря 2016 г. № 699. На эту же норму указал УОС МВД в официальном ответе на обращение «АГ».

На основании изложенного Суд установил, что ОМВД по Белгородскому району является государственным органом и как ответчик по арбитражному делу имеет право на освобождение от уплаты госпошлины в соответствии со специальной нормой – подп. 1.1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ. Дело направлено в апелляцию для решения вопроса о принятии жалобы ОМВД по основному спору.

Комментируя определение, старший юрист АБ КИАП, адвокат Дмитрий Калиниченко отметил, что оно однозначно закрепило право государственных органов и органов местного самоуправления не уплачивать госпошлину при обращении в суд, даже если обращение не связано с защитой государственных и (или) общественных интересов.

Эксперт пояснил, что в результате параллельного толкования положений НК РФ судебная практика двигалась различными путями: «Встречаются судебные акты, обязывающие госорганы, если они выступают не в защиту государственных и (или) общественных интересов, платить госпошлину (например, определение Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 2 декабря 2010 г. по делу № А21-3211/2010; определение Десятого арбитражного апелляционного суда от 9 апреля 2013 г. по делу № А41-47495/2012)».

Юрист арбитражной практики VEGAS LEX Станислав Матюшов назвал выводы ВС РФ понятными и обоснованными. При этом он считает, что определение не повлияет на практику распределения судебных расходов в делах, где стороной является государственный орган – в таких случаях его освобождение от уплаты госпошлины не влечет освобождение от исполнения обязанности по возмещению судебных расходов.

Эксперты добавили, что аналогичная позиция по данному вопросу была отражена ранее – в Определении ВС РФ от 9 марта 2017 г. № 307-ЭС16-15395 по делу № А21-6452/2015, а также в Постановлении Президиума ВАС РФ от 25 июня 2013 г. по делу № А40-31694/2012.

По мнению Дмитрия Калиниченко, определение ВС РФ нельзя назвать инновационным, но оно в очередной раз направляет правоприменительную практику в русло, предписываемое нормами налогового законодательства.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Госпошлина

Государственная пошлина служит своего рода платой за услуги, оказываемые, в частности, судебными органами физическим и юридическим лицам от имени государства.

В соответствии с п. 1 ст. 333.16 НК РФ государственная пошлина - сбор, взимаемый с вышеуказанных лиц, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных действующем законодательством, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации.

Согласно ст. 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) плательщиками государственной пошлины являются организации и физические лица при обращении их за совершением юридически значимых действий, предусмотренных действующем законодательством, при выступлении ответчиками в судах общей юрисдикции, арбитражных судах или по делам, рассматриваемым мировыми судьями, и если при этом решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты госпошлины.

Различают государственную пошлину простую и пропорциональную. Простая взимается в твердой сумме, пропорциональная в процентном соотношении к соответствующей сумме.

Государственная пошлина взимается:

  • с исковых и иных заявлений и жалоб, подаваемых в суды общей юрисдикции, арбитражные суды и Конституционный Суд РФ;
  • за совершение нотариальных действий нотариусами государственных нотариальных контор или уполномоченными на то должностными лицами органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и консульских учреждений Российской Федерации;
  • за государственную регистрацию актов гражданского состояния и другие юридически значимые действия, совершаемые органами записи актов гражданского состояния;
  • за выдачу документов указанными судами, учреждениями и органами;
  • за рассмотрение и выдачу документов, связанных с приобретением гражданства или выходом из гражданства Российской Федерации, а также за совершение других юридически значимых действий, установленных законодательством.

В соответствии со сложившейся практикой государственная пошлина оплачивается заявителем до подачи заявления и является необходимым приложением к перечню подаваемых в суд заявлений. Согласно ст. 128 Арбитражного процессуального кодекса РФ, если государственная пошлина не уплачена, заявление остается без движения. Факт уплаты государственной пошлины в безналичной форме подтверждается платежным поручением с отметкой банка о его исполнении, в наличной форме - либо квитанцией установленной формы, выдаваемой плательщику банком, либо квитанцией, выдаваемой должностным лицом или кассой органа, в котором производилась оплата. Срок действия платежного документа, подтверждающего уплату госпошлины, законодательно не установлен, в связи с чем, судебная практика связывает его со сроком исковой давности по оплаченному требованию, что представляется правильным, поскольку такой документ лишь подтверждает факт уплаты государственной пошлины за рассмотрение судом конкретного дела в установленном порядке и размере.

Налогоплательщик в соответствии с п. 1 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Данное правило было зафиксировано и судом. Так, согласно п. 18 разъяснений, данных Президиумом Высшего арбитражного суда Российской Федерации в Информационном письме N 91 от 25.05.2005 "О некоторых вопросах, применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации", в соответствии с положениями п. п. 1, 2 и 5 ст. 45, ст. 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации плательщик государственной пошлины обязан самостоятельно, то есть от своего имени, уплатить ее в бюджет, если иное не установлено законодательством о налогах и сборах. Уплата государственной пошлины иным лицом за истца (заявителя) законодательством не предусмотрена.

Таким образом, до недавнего времени оплата госпошлины представителем за представляемого была невозможна. В таких случаях арбитражные суды оставляли заявления без движения. Примером являются следующие судебные акты: ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 26.10.2006 по делу N А06-3150/2-9/05; ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 24.08.2006 по делу N А06-1483/1-6/05.

Однако в настоящее время ситуация поменялась. 29 мая 2007 года Президиумом Высшего Арбитражного Суда РФ было издано Информационное письмо № 118 «Об уплате государственной пошлины российскими и иностранными лицами через представителей». В данном письме было разъяснено, что в силу статьи 59 АПК РФ лица вправе вести свои дела в арбитражном суде через представителей; при этом согласно части 1 статьи 254 Кодекса иностранные лица пользуются процессуальными правами и несут процессуальные обязанности наравне с российским организациями и гражданами.

Следовательно, государственная пошлина может быть уплачена представителем от имени представляемого. Уплата государственной пошлины с банковского счёта представителя прекращает соответствующую обязанность представляемого. В платёжном документе на перечисление суммы государственной пошлины в бюджет с банковского счёта представителя должно быть указано, что плательщик действует от имени представляемого. Уплата государственной пошлины через представителя не является основанием для оставления искового заявления без движения и его последующего возвращения.

2. Уплата госпошлины государственными органами, органами местного самоуправления и иные органами, обратившимися в арбитражный суд.

В соответствии с подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Кодекса прокуроры, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы, обратившиеся в арбитражный суд в предусмотренных законом случаях в защиту государственных и (или) общественных интересов, освобождаются от уплаты государственной пошлины в целом по делу, рассматриваемому судом.

До недавнего времени, в том случае, если государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы, выступающие в суде от имени соответствующего публично-правового образования выступали в судебном процессе в качестве Ответчика, они также не оплачивали госпошлину, например, если подавали апелляционную и кассационную жалобы.

Между тем, в Информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда от 13 марта 2007 г. № 117 «Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации» было разъяснено, что Арбитражный процессуальный кодекс не содержит положений, предусматривающих освобождение государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, выступающих в суде от имени публично-правового образования, от уплаты государственной пошлины при совершении соответствующих процессуальных действий по делам, по которым данные органы или соответствующее публично-правовое образование выступали в качестве ответчика.

К таким делам относятся, в частности, дела об оспаривании нормативных и ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц; дела о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) государственных органов (органов местного самоуправления) либо должностных лиц этих органов; дела о взыскании с публично-правовых образований убытков, возникших в связи с

неполучением организациями оплаты за товары (работы, услуги), предоставленные потребителям бесплатно или по льготным ценам в рамках реализации установленных законом льгот; дела по искам, предъявленным к публично-правовыум образованиям в порядке субсидиарной ответственности по обязательствам созданных ими учреждений.

В определенной степени на принятие данного положения повлияла сложившаяся «нездоровая» ситуация, при которой налоговые органы (руководствуясь внутренней инструкцией) в обязательном порядке обжаловали все судебные акты вплоть до кассационной инстанции. При этом независимо от характера спора, обоснованности своей позиции и наличии правовых оснований. «Бесплатность» процессов сыграла злую шутку.

После принятия Информационного письма № 117 налоговые органы заняли однозначную позицию непринятия данных положений. Со стороны официальных лиц налоговых органов были попытки говорить о необязательности положений данного письма в силу отсутствия прецедетного права в Российской Федерации.

Между тем, данное доводы несостоятельны по следующим причинам:

В соответствии со ст.16 Федерального конституционного закона от 28.04.1995 г. № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» Президиум Высшего Арбитражного Суда рассматривает отдельные вопросы судебной практики и о результатах рассмотрения информирует арбитражные суды. Делается это в виде информационных писем.

Постановления Пленумов Высшего Арбитражного Суда и информационные письма Президиума Высшего Арбитражного Суда публикуются в официальном издании для всеобщего сведения, а также направляются непосредственно арбитражным судам.

Таким образом, на основании вышеуказанных норм можно сделать вывод, что акты судебных органов - постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, в которых на основании обобщения практики применения законов и иных нормативных правовых актов даются разъяснения по вопросам применения конкретных правовых норм, носят общеобязательный и нормативный характер для судов. Данные разъяснения представляют собой обнародование официальной позиции высших судебных инстанций по вопросам судебной практики и направлены на единообразное и правильное применение судами (общей юрисдикции и арбитражными) федерального законодательства.

Поскольку разъяснение по вопросам судебной практики дает высший судебный орган, который осуществляет и надзор за рассмотрением судами конкретных дел, то этот орган, следуя собственному толкованию, должен будет отменять судебные решения, которые противоречат ему.

3. Возврат госпошлины при принятии решения не в пользу государственных органов.

В соответствии с пунктом 47 статьи 2 и пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования" с 01.01.2007 признан утратившим силу пункт 5 статьи 333.40 Кодекса, согласно которому при принятии судом решения полностью или частично не в пользу государственных органов (органов местного самоуправления) возврат заявителю уплаченной государственной пошлины производился из бюджета.

Таким образом, с 01.01.2007 подлежит применению общий порядок распределения судебных расходов, предусмотренный главой 9 АПК РФ, и уплаченная заявителем государственная пошлина в соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ взыскивается в его пользу непосредственно с государственного органа (органа местного самоуправления) как стороны по делу.

4. Взыскание госпошлины при отказе Истца от иска.

В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 333.40 Кодекса при отказе истца от иска в связи с добровольным удовлетворением ответчиком заявленных требований уплаченная истцом государственная пошлина возврату из бюджета не подлежит. Данная норма не может рассматриваться как исключающая применение положений АПК РФ о распределении судебных расходов между лицами, участвующими в деле, и возлагающая на истца бремя уплаты пошлины.

В соответствии со статьей 112, частью 1 статьи 151 АПК РФ при вынесении определения о прекращении производства по делу суд, руководствуясь общим принципом отнесения судебных расходов на стороны пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований (часть 1 статьи 110 АПК РФ), разрешает вопрос о распределении расходов исходя из того, что в рассматриваемом случае требования истца фактически удовлетворены.

Следовательно, если истец отказался от иска из-за того, что ответчик после вынесения определения о принятии искового заявления к производству удовлетворил исковое требование добровольно, арбитражный суд взыскивает с ответчика в пользу истца понесенные последним расходы по уплате государственной пошлины.

5. Оплата госпошлины при обжаловании инкассового поручения.

При подаче заявления о признании не подлежащим исполнению инкассового поручения (распоряжения) налогового органа государственная пошлина уплачивается в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.21 Кодекса и пунктом 2 части 1 статьи 103 АПК РФ исходя из оспариваемой суммы, подлежащей взысканию на основании указанного документа.

Эти и другие нововведения значительно изменили сложившуюся практику уплаты госпошлины при рассмотрении дел арбитражными судами.

В своем большинстве изменения носят не только уточняющий, конкретизирующий характер, но и направлены на защиту прав граждан и юридических лиц при обжаловании актов государственных органов и органов местного самоуправления.

Основания для отсрочки по уплате госпошлины

Актуальность вопроса предоставления органом кадастрового учета и государственной регистрации прав отсрочки по уплате государственной пошлины заинтересованным лицам вызвана, прежде всего, правовой неопределенностью в регулировании соответствующих правоотношений.

Статья 333.16 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) определяет государственную пошлину как сбор, взимаемый с лиц, указанных в статье 333.17 НК РФ, при их обращении в уполномоченные государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам за совершением в отношении них юридически значимых действий, предусмотренных главой 25.3 НК РФ, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации.

Взимание государственной пошлины за осуществление государственной регистрации прав предусмотрено статьей 17 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон о регистрации). Размер государственной пошлины установлен статьей 333.33 НК РФ.

Общий порядок и условия предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налога установлены статьей 64 НК РФ, Порядком изменения срока уплаты налога, сбора, страховых взносов, а также пени и штрафа налоговыми органами, утвержденным приказом ФНС России от 16.12.2016 № ММВ-7-8/683@ (далее – Порядок).

Указанными нормативными актами определены основания для предоставления отсрочки, круг лиц, которые могут претендовать на изменение срока уплаты налогов, перечень документов, необходимых для представления вместе с заявлением об отсрочке уплаты налога.

В соответствии с пунктом 2 статьи 61 НК РФ изменение срока уплаты налога и сбора допускается в порядке, установленном главой 9 НК РФ. Изменение срока уплаты государственной пошлины осуществляется с учетом особенностей, предусмотренных главой 25.3 НК РФ. Положения статьи 333.41 предусматривают, что отсрочка или рассрочка уплаты государственной пошлины предоставляется по ходатайству заинтересованного лица в пределах срока, установленного пунктом 1 статьи 64 НК РФ. Статья 64 НК РФ, в свою очередь, предусматривает, что предоставление отсрочки или рассрочки по уплате налога возможно только при наличии оснований, предусмотренных настоящей статьей. Согласно пункту 2 статьи 64 НК РФ отсрочка или рассрочка по уплате налога может быть предоставлена заинтересованному лицу, финансовое положение которого не позволяет уплатить этот налог в установленный срок, однако имеются достаточные основания полагать, что возможность уплаты указанным лицом такого налога возникнет в течение срока, на который предоставляется отсрочка или рассрочка, при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

–причинение этому лицу ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;

–непредоставление (несвоевременное предоставление) бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств заинтересованному лицу и (или) недоведение (несвоевременное доведение) предельных объемов финансирования расходов до заинтересованного лица – получателя бюджетных средств в объеме, достаточном для своевременного исполнения этим лицом обязанности по уплате налога, а также неперечисление (несвоевременное перечисление) заинтересованному лицу из бюджета в объеме, достаточном для своевременного исполнения этим лицом обязанности по уплате налога, денежных средств, в том числе в счет оплаты оказанных этим лицом услуг (выполненных работ, поставленных товаров) для государственных, муниципальных нужд;

–угроза возникновения признаков несостоятельности (банкротства) заинтересованного лица в случае единовременной уплаты им налога;

–имущественное положение физического лица (без учета имущества, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации не может быть обращено взыскание) исключает возможность единовременной уплаты налога;

–производство и (или) реализация товаров, работ или услуг заинтересованным лицом носит сезонный характер;

–при наличии оснований для предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, установленных таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

Перечень оснований предоставления отсрочки (рассрочки), предусмотренных статьей 64 НК РФ, является исчерпывающим. Из изложенного следует, что в качестве обязательного условия предоставления отсрочки или рассрочки заинтересованному лицу законодатель указал на наличие достаточных оснований полагать, что возможность уплаты данным лицом такого налога возникнет в течение срока, на который предоставляется отсрочка или рассрочка.

При этом отсрочка или рассрочка могут быть предоставлены заинтересованному лицу, не имеющему признаков несостоятельности (банкротства), а также для предотвращения возникновения этих признаков в случае единовременной уплаты им налога. То есть законодателем не предусмотрена возможность предоставления отсрочки или рассрочки заинтересованному лицу, имеющему признаки несостоятельности (банкротства).

К аналогичным выводам пришел Верховный Суд РФ в решении от 25.02.2014 № АКПИ13-1297 «Об отказе в признании недействующим подпункта 3 пункта 5 Методики проведения анализа финансового состояния заинтересованного лица в целях установления угрозы возникновения признаков его несостоятельности (банкротства) в случае единовременной уплаты этим лицом налога, утв. приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 18.04.2011 № 175».

Статьей 63 НК РФ обозначен круг лиц, уполномоченных принимать решения об изменении сроков уплаты налогов, сборов, страховых взносов. Так, органами, уполномоченными принимать решения об изменении сроков уплаты государственной пошлины, являются органы (должностные лица), уполномоченные в соответствии с главой 25.3 НК РФ совершать юридически значимые действия, за которые подлежит уплате государственная пошлина.

Поскольку на территории Омской области органом, уполномоченным на осуществление государственной регистрации прав, является Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (далее – Управление Росреестра), НК РФ возложил именно на Управление Росреестра обязанность принимать решения об изменении сроков уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию прав на территории Омской области.

В свою очередь, Положением об Управлении Росреестра по Омской области, утвержденным приказом Росреестра от 27.01.2016 № П/0027 в редакции от 23.01.2017, которым четко очерчен круг предоставленных полномочий, такие полномочия, как изменение сроков уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию прав Управлению Росреестра по Омской области не предоставлены.

Законом о регистрации установлена специальная норма, регулирующая порядок действий регистрирующего органа в случае неуплаты государственной пошлины за государственную регистрацию прав. Статьей 25 Закона о регистрации установлено, что орган регистрации прав обязан возвратить заявление о государственной регистрации прав и документы, прилагаемые к нему, без рассмотрения, если информация об уплате государственной пошлины за осуществление государственной регистрации прав по истечении пяти дней с даты подачи соответствующего заявления отсутствует в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах и документ об уплате государственной пошлины не был представлен заявителем.

Таким образом, Закон о регистрации предусматривает отсрочку оплаты государственной пошлины за государственную регистрацию прав только на срок пять дней с момента представления заявления о государственной регистрации.

Однако такую отсрочку вряд ли можно считать тем изменением сроков уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию прав, о котором говорит НК РФ.

Отсутствие в Положении об Управлении Росреестра по Омской области таких полномочий как изменение сроков уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию прав порождает правовую неопределенность по вопросу наличия возможности изменения сроков уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию прав как таковой.

Судебная практика разрешения изложенной в настоящей статье проблемы отсутствует, равно как и отсутствуют разъяснения уполномоченных органов о порядке применения положений статьи 63 НК РФ в части изменения сроков уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.

отдела правового обеспечения, по контролю (надзору)

Каким образом можно рассчитать государственную пошлину при обращении в суд?
При обращении в суд с исковым заявлением истец должен самостоятельно рассчитать сумму государственной пошлины. Это важно, чтобы сумма пошлины была рассчитана верно, и уплачена в правильном размере, иначе суд не примет иск.

Также, если истец выигрывает дело, то часто судебные издержки потом взыскиваются с ответчика, и размер государственной пошлины должен быть известен, и указан в тексте иска, и включен в требования к взысканию.

Размер государственной пошлины

Сумма пошлины в денежном выражении будет зависеть от следующих факторов:

  • в какой суд человек идет с исковым заявлением, в арбитражный суд, мировой или же суд общей юрисдикции;
  • в чем заключается предмет иска;
  • какова сумма иска;
  • есть ли у истца право на льготы при оплате суммы пошлины.

Почти все вопросы о размере, расчете государственной пошлины, льготах при ее оплате, порядке уплаты описаны в Налоговом кодексе России, его второй части, они являются нормативной и правовой базой для дальнейших расчетов.

Что такое госпошлина в суд

Государственная пошлина в гражданском процессе представляет собой обязательный сбор в бюджет при обращении граждан в органы государственной власти.

Госпошлина уплачивается при подаче заявлений в следующие судебные органы:

  • Конституционный Суд РФ (КС РФ);
  • Верховный Суд РФ (ВС РФ);
  • Конституционные (уставные) суды субъектов РФ;
  • арбитражные;
  • общей юрисдикции;
  • мировым судьям.

Реквизиты для уплаты нерезидентами госпошлины в суды Казахстана .

Методы для расчета государственной пошлины

Рассмотрим три основных варианта для того, чтобы самостоятельно рассчитать сумму уплачиваемой пошлины, когда человек подает иск:



на сайтах судов есть онлайн калькуляторы для расчета суммы. Например, жители города Москвы могут воспользоваться калькулятором, который расположен на официальном сайте «Суды города Москвы общей юрисдикции». Такие удобные сервисы есть и в других крупных городах, на региональных порталах мировых судей. Для того чтобы узнать о каком-то конкретном суде, его контакты и сайт, можно использовать ГАС «Правосудие». На таких сайтах услуга онлайн калькулятора может быть расположена в главном меню сайта, или в Сервисах. Чтобы воспользоваться сервисом по расчету оплаты нужно следовать всем инструкциям на странице;

  • на юридических сайтах и порталах тоже есть онлайн калькулятор для того, чтобы расчитать госпошлину, принцип работы их аналогичен калькуляторам на сайтах судов. При этом, может быть риск, что калькулятор не обновлен и представлена неактуальная информация, тогда как на официальных сайтах будет проверенные данные;
  • можно сделать расчет суммы пошлины вручную, опираясь на информацию налогового кодекса. Это будет самый длинный и сложный путь, поэтому к нему прибегать стоит в том случае, если нет доступа к официальному сайту суда нужного города.
  • Как оплатить

    Для реализации процедуры оплаты пошлины истец должен получить реквизиты конкретного судебного органа, поскольку квитанции и иные платежные документы не предоставляются. Чтобы получить необходимые данные, нужно перейти на официальный сайт или воспользоваться ресурсом «Госуслуги».

    Оплатить сбор можно следующими способами:

    • обратиться в кассу Сбербанка;
    • воспользоваться терминалом;
    • через Сбербанк-Онлайн;
    • сайт «Госуслуги».

    Сотрудники банка могут самостоятельно предоставить сведения о конкретном судебном органе. Терминалы и онлайн-ресурсы также автоматически включают в базу информацию о реквизитах судебных органов и цели платежа — внесение пошлины.

    Расчет госпошлины при обращении в мировой суд или общей юрисдикции

    Рассмотрим, каким образом рассчитать пошлину, если вы обращаетесь в суд общей юрисдикции или в мировой суд. Расчёты производятся, основываясь на Налоговый кодекс России, а именно статью 333.

    Если подается иск, и он нуждается в оценке имущественного характера

    …то пошлина будет равняться:

    • 4% от цены иска, не меньше четырехсот рублей, если стоимость иска до 20000 рублей;
    • 800 рублей плюс 3% от суммы, которая выше 20000 рублей, если иск на сумму от 20001 рублей до 100000;
    • если иск на сумму свыше 100000 рублей, но менее 200000 рублей, то пошлина будет составлять 3200 рублей и плюс 2% от той суммы, что превышает 100000 рублей;
    • по имущественным искам стоимостью от 200001 до 1000000 рублей пошлина будет составлять 5200 рублей и плюс один процент от суммы, превышающей 200000 рублей;
    • 13250 рублей и плюс пол процента от суммы, которая превышает 1000000 рублей, при этом максимальная величина пошлины должна быть не больше 600000 рублей. Это касается исков на сумму больше одного миллиона рублей.

    Если иск не подлежит оценке

    … то есть он другого, неимущественного характера, то госпошлина будет фиксированной и составит:

    • для граждан физических лиц триста рублей;
    • для юридических лиц 2000 рублей. Если иск касается, оспаривания нормативных актов, то пошлина равна 4500 рублей;
    • для тех, кто подает иск о разводе, государственная пошлина будет равна 600 рублей, по иску о взыскании алиментов па ребенка – 150 рублей, если иск о взыскании алиментов и на себя, и на ребенка, то 300 рублей;
    • если это иск по делам особого производства, то заплатить нужно 300 рублей.

    Как производить расчет, исходя из содержания Налогового кодекса России

    Если в иске есть требования имущественные и неимущественные, то государственная пошлина рассчитывается путем сложения суммы, которая рассчитана для имущественного требования, и суммы, которая рассчитана для неимущественного требования.

    Если подается иск имущественного характера или иск, который должен быть оценен, то его стоимость будет определена в зависимости от того, что именно является предметом иска:

    • размер определенной денежной суммы, которая подлежит взысканию;
    • стоимость имущества;
    • сумма годовой суммы выплаты алиментов по искам об их взыскании;
    • срочные платежи и выдачи в течение трех лет;
    • сумма бессрочных, то есть пожизненных выплат за три года;
    • сумма оставшихся платежей, которые будут прекращены за один год;
    • сумма платежей за пользование имуществом, которое находится в найме, за оставшийся срок действия контракта, но не более трех лет;
    • сумма стоимости недвижимого имущества, при этом не ниже инвентаризационной стоимости. Если нет оценки недвижимости, то не меньше стоимости недвижимости по договору страхования;
    • если иск о праве собственности на недвижимость, которая принадлежит организации, то учитывается балансовая стоимость имущества;
    • если в иске несколько требований, то пошлина будет равна сумме всех требований.

    Важно! Цену иска и сумму пошлины рассчитывает истец, то есть тот человек, который обращается с иском. В ситуации, когда стоимость пошлины и цена иска окажутся несоразмерны стоимости имущества, то суд сам может определить сумму иска. Это касается дел об истребовании имущества.

    Значит, если вы рассчитываете государственную пошлину в мировой суд, то нужно учитывать аналогичные размеры пошлины и но каким правилам должен проходить расчет.

    Неимущественный характер иска

    Если иск в целом не подлежит оценке, содержит неимущественные требования или подается надзорная жалоба, то граждане обязаны уплатить 300 рублей, а организации — 6000 рублей.

    Взыскивая алименты, необходимо заплатить 150 рублей. При том, если суд примет решение о взыскании алиментов, то величина госпошлины увеличится вдвое.

    В бракоразводных делах пошлина обойдется истцу в 600 рублей.

    Ходатайствуя о предоставлении судебного приказа, оплатить пошлину придется в размере половины пошлины, предусмотренной при направлении соответствующего иска.

    При обжаловании в кассационном и апелляционном порядке 150 рублей пошлины оплатит физическое лицо, 3000 рублей — организация.

    Проанализируем иски в административном производстве:

    • при необходимости оспорить ненормативные акты высших органов власти или нормативно-правовые акты органов, гражданин заплатит 300 рублей. Организации в таком случае заплатят 4500 рублей;
    • если возник вопрос оспаривания решений должностных лиц или признания ненормативных правовых актов указанных лиц и госорганов незаконными, пошлина составит 300 рублей для физлиц, юридические лица оплатят 2000 рублей.

    Как рассчитать государственную пошлину при обращении в арбитражный суд

    Размер пошлины при обращении с иском в арбитражный суд определяется также по Налоговому кодексу России. Как и в предыдущем случае, цена иска будет зависеть от его предмета, и кто является истцом.

    Рассмотрим, сколько будет составлять государственная пошлина, если иск является имущественным и нуждается в оценке:

    • если иск на сумму до 100000 рублей, то пошлина равняется 4% от стоимости иска, но не менее двух тысяч рублей;
    • если иск на сумму от 100001 до 200000 рублей, то пошлина равна 4000 рублей и плюс три процента от той суммы, которая больше 100 тысяч рублей;
    • если иск на сумму от 200001 рублей до 1000000 рублей, то пошлина равна семь тысяч рублей плюс 2% от той суммы, которая превышает 200000 рублей;
    • если иск на сумму от 1000000 рублей до 2000000 рублей, то пошлина составит 23000 рублей и плюс один процент от той суммы, которая больше 1000000 рублей;
    • для исков на сумму больше 2000000 рублей пошлина равняется 33000 рублей плюс 05% от суммы, которая больше 2000000 рублей, но она не должна превышать 200 тысяч рублей.

    Для каких исков есть фиксированные суммы пошлины:

    • иски о недействительности сделок, об их аннулировании, изменении, о заключении договора, пошлина равно шесть тысяч рублей;
    • при оспаривании различных актов органов власти в области охраны интеллектуальной собственности, прав на патент и – триста рублей для физических лиц и 2000 рублей для юридических лиц;
    • иски о признании недействительными актов, незаконных решений или действий, о бездействии определенных органов власти или отдельных должностных лиц, пошлина составит 300 рублей для физических лиц, и 3000 рублей для юридических лиц;
    • иски о том, что нужно присудить компенсацию за факт того, было нарушено право на судопроизводство, составляет 300 рублей для физических лиц и 3000 для юридических лиц;
    • иски другого не имущественного характера будут оплачены пошлиной в 6000 рублей.

    По каким правилам происходит расчет по Налоговому Кодексу:

    • Если в иске требования материального и нематериального характера, то госпошлина будет складываться из сумм требования имущественных и не имущественных;
    • если есть иск имущественный и иск, который подлежит оценке, то его цена будет зависеть от предмета иска. Цена будет определена как сумма, которая подлежит взысканию, сумма, оспариваемая и стоимость имущества, указанного в иске.

    Если подается заявление о выдаче судебного приказа, то государственная пошлина будет равна 50% от изначального размера пошлины.

    От чего зависит размер

    Государственная пошлина может выражаться в твердой форме, а может рассчитываться в виде процентов. Порядок определения сбора зависит от типа искового заявления. Документ может носить имущественный характер, неимущественный либо направляться для апелляции. Калькуляция сбора может быть осуществлена только при определении всех характеристик иска и его цены. Если выносится судебный приказ, то пошлина сокращается на 50%.

    Калькулятор госпошлины 2021 - суд общей юрисдикции

    Госпошлина при переводе долга

    Если истец уступил свои требования по договору займа другому лицу, ведение судебного процесса по взысканию долга передается следом. Новый кредитор становится участником процесса, при этом для него обязательны все действия, совершенные предыдущим истцом. Замена истца на правопреемника производится по определению суда. При этом применяются следующие правила начисления госпошлины:

    • если предыдущий истец ранее уплатил госпошлину, его правопреемник не оплачивает ее второй раз;
    • если истец имел льготу по оплате госпошлины, а правопреемник ее не имеет, он должен оплатить госпошлину (пп. 5 п. 1 ст. 333.20 НК РФ);
    • если и предыдущий истец, и правопреемник имеют льготы по госпошлине, ее заплатит ответчик, если он проиграет дело.

    Кроме того, правопреемник может ходатайствовать об отсрочке или рассрочке уплаты госпошлины в случае тяжелого имущественного положения или банкротства.

    В статье приводятся общие нормы законодательства. Для получения ответа на конкретный вопрос обратитесь к юристу – это поможет сохранить деньги и время.

    Каким способом и куда оплатить

    Помните, что обращаясь в суд, не уплатив госпошлину, Вы получите отказ. Кроме самой оплаты пошлины важно предоставить в подтверждение квитанцию об оплате вместе с оригиналом секретарю суда.

    Квитанцию следует заполнять внимательно, верно указывая реквизиты расчетного счета и данные плательщика, чтобы в дальнейшем не столкнуться с тем, что средства не дошли до адресата. Ошибки будут служить основанием для отказа в принятии иска к производству. Кроме того, образцы заполненных квитанций Вы можете найти в интернете.

    Обратите внимание: важно не допустить ошибку в реквизитах квитанции. В зависимости от того, в какой суд будет адресован иск, например районный суд Москвы или городской, стоит заранее узнать всю требуемую информацию в судебном участке или на официальных сайтах в интернете.

    Сейчас существует возможность точно рассчитать госпошлину онлайн при помощи сайтов, которые предлагают услуги калькулятора-счетчика госпошлины. Определив сумму, осуществить оплату можно в отделениях сбербанка, терминалах и банкоматах, через отделения почты или на специализированных веб-ресурсах.

    Когда пошлина оплачена, обязательно возьмите все документы, подтверждающие факт оплаты. Как быстро рассчитать размер госпошлины в суд, смотрите пояснения в следующем видео:

    Облагается ли госпошлиной АДМИНИСТРАТИВНОЕ ИСКОВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ

    «»заявлений об отсрочке (рассрочке) исполнения решений, об изменении способа или порядка исполнения решений, о повороте исполнения решения, восстановлении пропущенных сроков, пересмотре решения, определения или постановления суда по вновь открывшимся обстоятельствам, о пересмотре заочного решения судом, вынесшим это решение;

    Рекомендуем прочесть: В эстонии двойное гражданство

    1. От уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются.

    Консультация юриста по гражданским делам бесплатно

    Бесплатная горячая линия круглосуточно

    Найти судебные решения по фамилии

    ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

    ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    г.Хабаровск 05 июля 2017 года

    Железнодорожный районный суд г.Хабаровска в составе:

    председательствующего судьи – Блажкевич О.Я.,

    при секретаре – Буковском С.Е.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Банка ВТБ 24 (публичное акционерное общество) к ФИО1 о взыскании задолженности по кредитному договору, расходов по оплате государственной пошлины,

    Банк ВТБ 24 (ПАО) обратился в Железнодорожный районный суд с исковым заявлением к ФИО1 о взыскании задолженности по кредитному договору и расходов по оплате государственной пошлины.

    В обоснование заявленных требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ. между Банк ВТБ 24 (ЗАО), который решением общего собрания акционеров изменил название на Банк ВТБ 24 (ПАО), и ФИО1 был заключен кредитный договор №, согласно условиям которого, Банк обязался предоставить Заемщику денежные средства в сумме руб. на срок по ДД.ММ.ГГГГ. с взиманием за пользование кредитом 18,00% годовых, а Заемщик принял на себя обязательство возвратить полученную сумму и уплатить проценты за пользование кредитом. Погашение кредита и начисленных процентов должно было производиться Заемщиком ежемесячно 30 числа каждого календарного месяца.

    Банк исполнил свои обязательства по кредитному договору в полном объеме, в то время как Заемщик свои обязательства по возврату кредита и процентов за пользование кредитом исполнял не добросовестно, систематически допуская просрочку погашения сумм кредитов и процентов за пользование кредитом.

    Поэтому истец просит суд взыскать с ответчика сумму задолженности по кредитному договору № в размере руб., из них: сумма основного долга – руб., сумма задолженности по плановым процентам – руб., задолженность по пени по просроченным процентам – руб., задолженность по пени по основному долгу – руб. Кроме того, просил взыскать с ответчика расходы по оплате государственной пошлине, уплаченные при предъявлении искового заявления в суд, в размере руб.

    Представитель истца ФИО4, действующий на основании доверенности, в судебном заседании на удовлетворении исковых требований в полном объеме настаивал, по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно суду пояснил, что решением общего собрания акционеров Банк ВТБ 24 от 11.09.2014г., Банк ВТБ 24 (ЗАО) изменил свое наименование на Банк ВТБ 24 (ПАО). Поскольку с момента предъявления иска в суд ответчиком денежные средства в счет погашения задолженности по кредитному договору не вносились, что размер исковых требований изменению не подлежит. Кроме того, истец, пользуясь своим правом образования цены иска, снизил размер штрафных санкций до 10% от общей суммы штрафных санкций.

    Согласно выписке по лицевому счету ответчика, им в одностороннем порядке прекращено внесение денежных средств в счет погашения задолженности по кредитному договору в размере установленного ежемесячного аннуитетного платежа. С момента заключения кредитного договора с ответчиком до момента рассмотрения гражданского дела в суде, ответчик условия кредитного договора не оспаривал. Банк свои обязательства по кредитному договору исполнил в полном объеме, ответчик воспользовался заемными денежными средствами, однако нарушил принятое на себя обязательство по возврату заемных денежных средств. Банк ВТБ 24 (ПАО) направлял в адрес ответчика уведомление о досрочном истребовании задолженности, которое ответчик оставил без ответа.

    Просил суд удовлетворить в полном объеме исковые требования Банк ВТБ 24 (ПАО) к ФИО1, взыскать с последнего в пользу истца задолженность по кредитному договору №, образовавшуюся по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. в размере 557 089,33 руб., расходы по оплате государственной пошлины в размере 8 770,89 руб.

    Ответчик ФИО1, извещенный о месте и времени слушания дела в установленном законом порядке, в судебное заседание не прибыл, о причинах неявки суду не сообщил, об отложении слушания дела не просил.

    Дополнительно стороны извещались путем заблаговременного размещения в соответствии со ст. ст. 14 и 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" информации о времени и месте рассмотрения гражданского дела на официальном интернет-сайте Железнодорожного районного суда .

    В соответствии с положениями ст. 233 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть данное гражданское дело в отсутствие не явившегося ответчика в порядке заочного производства.

    Выслушав пояснения представителя истца и изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

    ДД.ММ.ГГГГ. в Банк ВТБ 24 (ЗАО) от ФИО1 поступила Анкета-заявление на получение кредита в ВТБ 24 (ЗАО), в которой последний просил Банк ВТБ 24 (ЗАО) предоставить ему в кредит руб. на срок 120 месяцев. Кроме того, указал о том, что ознакомлен со всеми Условиями и Правилами кредитования Банк ВТБ 24 (ЗАО), равно как ознакомлен с полной стоимостью кредита, и обязался их соблюдать, о чем проставил свои подписи.

    В подтверждение достигнутого соглашения между Банк ВТБ 24 (ЗАО) и ФИО1, 15.07.2015г. был заключен кредитный договор № согласно условиям которого, ФИО1 предоставляется кредит в размере руб. на срок по 15.07.2025г., с уплатой 18% годовых за пользование кредитом; установлен платежный период 30 числа каждого календарного месяца; предусмотрена ответственность Заемщика в виде пени за просрочку исполнения обязательств по кредитному договору в размере 0,1% в день от суммы невыполненных обязательств.

    В соответствие с выпиской по лицевому счету, открытому в Банке ВТБ 24 (ПАО) на имя ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ состоялось перечисление кредита в соответствие с кредитным договором №.

    В результате систематического не исполнения ФИО1 своих обязательств по погашению задолженности по кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ., исходя из расчета исковых требований, представленного суду истцом, у ответчика перед Банк ВТБ 24 (ПАО) по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. включительно, образовалась задолженность в размере руб. Истец, при предъявлении иска в суд, пользуясь своим правом образования цены иска, снизил сумму штрафных санкций до 10% от общей суммы штрафных санкций, поэтому размер задолженности образовавшейся у ФИО1 перед Банк ВТБ 24 (ПАО) составил руб., из них: сумма задолженности по основному долгу – руб., сумма задолженности по плановым процентам – руб., задолженность по пени по просроченным процентам – руб., задолженность по пени по основному долгу – руб.

    Требованием о досрочном возврате задолженности по кредитному договору, Банк ВТБ 24 (ПАО) сообщал ФИО1 об имеющейся у него задолженности перед Банк ВТБ 24 (ПАО) по кредитному договору и о расторжении Банком с ДД.ММ.ГГГГ. в одностороннем порядке кредитного договора.

    Как усматривается из правоустанавливающих документов истец – Банк ВТБ 24 (закрытое акционерное общество) сменил свое название на Банк ВТБ 24 (публичное акционерное общество).

    Согласно справке Отдела адресно-справочной работы УМВД России по Хабаровскому краю от 13.06.2017г., ФИО1 значится зарегистрированным по месту жительства в . Этот же адрес места жительства был им указан в заявлении-анкете и кредитном договоре. Однако судебные извещения о дне и времени судебного разбирательства были возвращены с отметкой почтовой службы «за истечением срока хранения».

    Учитывая, что ст. 118 ГПК РФ, предусматривает обязанность лиц, участвующих в деле, сообщить суду о перемене своего адреса во время производства по делу, то при отсутствии такого сообщения судебная повестка или иное судебное извещение посылаются по последнему известному суду месту жительства или месту нахождения адресата и считаются доставленными, хотя бы адресат по этому адресу более не проживает или не находится.

    Судом были предприняты меры к установлению места нахождения ФИО1: так, в соответствии со справкой ИЦ УМВД России по от 09.06.2017г., ФИО1 по данным оперативно-справочных учетов не значится. Исходя из справки отдела ЗАГС от 02.06.2017г., в архиве отдела запись акта о смерти ФИО1, за период с 01.01.2009г. по 09.06.2017г., отсутствует.

    По известному суду номеру телефона ФИО1 направлялось СМС-извещение о дне и времени рассмотрения настоящего гражданского дела.

    Исходя из изложенного, суд находит действия ответчика, как сознательное уклонение от получения судебного извещения о дне и времени судебного разбирательства, а так же как злоупотребление своими гражданскими правами, с целью затянуть рассмотрение дела.

    В силу положений ст. 168 Гражданского кодекса РФ (далее по тексту – ГК РФ) сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.

    Консультация юриста по гражданским делам бесплатно

    Бесплатная горячая линия круглосуточно

    Найти судебные решения по фамилии

    По смыслу ст. 161 ГК РФ сделки юридических лиц с гражданами должны быть заключены в письменной форме. Согласно ст. 160 ГК РФ сделка в письменной форме должны быть совершена путем составления документа, выражающего ее содержание и подписанного лицом или лицами, совершающими сделку, или должным образом уполномоченными ими лицами. Двусторонние (многосторонние) сделки могут совершаться способами, установленными пунктами 2 и 3 ст. 434 ГК РФ.

    Согласно ст. 420 ГК РФ договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.

    В соответствие со ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной. В силу п. 1 ст. 433 ГК РФ договор признается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта.

    Исходя из положений ст. 435 ГК РФ офертой признается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определено и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившимся договором с адресатом, которым будет принято предложение. Оферта связывает направившее ее лицо с момента ее получения адресатом. Если извещение об отзыве оферты поступило ранее или одновременно с самой офертой, оферта считается неполученной.

    В силу ст. 434 ГК РФ письменная форма договора считается соблюденной, если письменное предложение заключить договор (оферта) принято в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 438 ГК РФ.

    Пунктом 3 ст. 438 ГК РФ установлено, что совершение лицом, получившим оферту, в срок, установленный для ее акцепта, действий по выполнению указанных в ней условий договора считается акцептом, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не указано в оферте. В таком случае форма договора считается соблюденной.

    Согласно ст. 307 ГК РФ в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства возникают из договора.

    В соответствие со ст. 819 ГК РФ по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуется предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее. К отношениям по кредитному договору применяются правила, предусмотренные параграфом 1 Главы 42 ГК РФ.

    Исходя из положений ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства. Согласно ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.

    По смыслу содержания ст. 809 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором займа, займодавец имеет право на получение с заемщика процентов на сумму займа в размерах и в порядке, определенных договором.

    Статьей 810 ГК РФ так же определено, что заемщик обязан возвратить займодавцу полученную сумму займа в срок и в порядке, которые установлены договором займа. Если договором займа предусмотрено возвращение займа по частям, то при нарушении заемщиком срока, установленного для возврата очередной части займа, займодавец вправе потребовать досрочного возврата всей оставшейся суммы займа вместе с причитающимися процентами (ст. 811 ч. 2 ГК РФ).

    В соответствие с ч. 1-3 ст. 812 ГК РФ заемщик вправе оспаривать договор займа по его безденежности, доказывая, что деньги или другие вещи в действительности не получены им от займодавца или получены в меньшем количестве, чем указано в договоре. Если договор займа должен быть совершен в письменной форме (статья 808 ГК РФ), его оспаривание по безденежности путем свидетельских показаний не допускается, за исключением случаев, когда договор был заключен под влиянием обмана, насилия, угрозы или стечения тяжелых обстоятельств. Если в процессе оспаривания заемщиком договора займа по его безденежности будет установлено, что деньги или другие вещи в действительности не были получены от займодавца, договор займа считается незаключенным.

    В силу ст. 330 ГК РФ, неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.

    По смыслу ст. 331 ГК РФ, соглашение о неустойке должно быть совершено в письменной форме независимо от формы основного обязательства. Несоблюдение письменной формы влечет недействительность соглашения о неустойке.

    В соответствие со ст. 333 ГК РФ, в случае если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку.

    В судебном заседании установлено, что кредитный договор № от ДД.ММ.ГГГГ., заключенный между Банк ВТБ 24 (ЗАО) и ФИО1 соответствует требованиям действующего законодательства. По нему соблюдена форма заключения кредитного договора.

    Как установлено в судебном заседании, ответчиком кредитный договор в установленном законом порядке не оспорен. Доказательств, отвечающих принципам относимости, допустимости, достоверности и достаточности, в обоснование своих возражений ответчиком не представлено.

    Так же установлено, что ответчиком нарушены принятые на себя свои обязательства погашения задолженности по кредитному договору, в связи с чем, суд приходит к выводу о том, что у Банка ВТБ 24 (ПАО) возникло право требования от должника всей суммы долга, уплаты процентов за пользование заемными денежными средствами, а так же неустойки.

    Судом проверен расчет заявленной банком неустойки (задолженности по пеням) и её размер, учитывается ее компенсационный характер в гражданско-правовых отношениях и сроки нарушения ответчиком своих обязательств, поэтому, исходя из принципа соразмерности взыскиваемой неустойки объему и характеру правонарушения, суд приходит к выводу о ее обоснованности. Оснований для ее уменьшения у суда не имеется.

    Проверив представленный расчет исковых требований Банка ВТБ 24 (ПАО) к ФИО1, суд находит их математически верными, согласующимися с условиями кредитного договора и материалами дела. Таким образом, с ФИО1 в пользу Банка ВТБ 24 (ПАО) подлежит взысканию задолженность по кредитному договору № в размере руб., из них: сумма задолженности по основному долгу – руб., сумма задолженности по плановым процентам – руб., задолженность по пени по просроченным процентам – руб., задолженность по пени по основному долгу – руб.

    В силу ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, и ч. 2 ст. 401 ГК РФ, в случае ненадлежащего исполнения обязательств, доказать отсутствие своей вины обязан ответчик.

    Отсутствие своей вины в ненадлежащем исполнении обязательства ответчик не доказал, равно как и не представил суду документы, подтверждающие оплату задолженности по кредиту и процентам за пользование кредитом.

    При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований истца.

    В соответствии со ст. 98 ч. 1 ГПК РФ стороне в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. При предъявлении иска в суд истцом была уплачена государственная пошлина в сумме руб. Данные денежные средства подлежат возмещению истцу за счет ответчика.

    Руководствуясь ст.ст.194–199, 233 ГПК РФ, суд

    Исковые требования Банка ВТБ 24 (публичное акционерное общество) к ФИО1 – удовлетворить.

    Взыскать с ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в пользу Банка ВТБ 24 (публичное акционерное общество) задолженность по кредитному договору № от ДД.ММ.ГГГГ в размере по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, расходы по оплате государственной пошлины в размере .

    Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии решения. Заочное решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиками заявления об отмене заочного решения через Железнодорожный районный суд г. Хабаровска, а если такое заявление подано – в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

    Председательствующий судья: О.Я. Блажкевич

    Заочное решение в окончательной форме изготовлено судом 10 июля 2017 года.

    Читайте также: