Степень воздействия потоварного налога на объем продаж зависит от наклонов

Опубликовано: 17.04.2024

Государство устанавливает правила экономического поведения и обеспечивает их соблюдение всеми экономическими субъектами.

Налоги

1. Нетоварные налоги.

К этой группе налогов можно отнести налог на продажи, применявшийся в СССР налог с оборота, а также так называемый акциз.

Непосредственными плательщиками в государственный бюджет этих налогов являются обычно продавцы. Ставки потоварного налога устанавливаются либо в определенном проценте от цены товара, либо в абсолютной сумме (в рублях и копейках) с каждой единицы товара.


S – кривая предложения

D – кривая спроса

Вначале, до введения налога, линия спроса занимала положение D1, а линия предложения - S1. Равновесная цена составляла P1, равновесный объем продаж - Q1.

Допустим теперь, что правительство ввело налог на данный товар в сумме Т руб. на каждую единицу этого товара. Предположим сначала, что налог вносится в госбюджет продавцами.

Это вызовет параллельный сдвиг линии предложения вверх на величину Т. Если ранее производители согласны были предложить на рынке количество товара Q1 по цене P1, теперь они согласятся предложить на рынке то же количество товара, если только цена брутто (с включением налога) будет на Т руб. выше, чем P1. В этом случае производители получат цену нетто (без включения налога), равную прежней цене. Все точки линии предложения переместятся вверх на Т руб. Линия предложения займет положение S2.

Новое равновесие характеризуется тремя величинами: Q2, P + , P - . Объем рынка Q2 будет меньше первоначального Q1. Цена, которую платит покупатель, P + , окажется выше первоначальной P1. Цена, которую фактически получает продавец (без налога), P - , окажется ниже первоначальной. Общая сумма налога, поступающая в госбюджет, будет соответствовать площади прямоугольника P + АВР - .

Обратим внимание на следующий факт. Несмотря на то что весь налог вносится в госбюджет продавцами, часть налогового бремени возлагается на покупателей.

Можно представить себе такую ситуацию, когда потоварный налог непосредственно вносится в госбюджет не продавцами, а покупателями. Предположим, например, что покупатели, придя в магазин, платят за товар цену без потоварного налога и тут же уплачивают налог присутствующему в магазине налоговому инспектору.


В этом случае происходит параллельный сдвиг линии спроса вниз на величину Т

Действительно, если ранее покупатели согласны были приобрести количество товара, скажем, Q2 по цене P1, то теперь они согласятся приобрести то же количество товара, если только его цена без налога будет на Т руб. ниже. Тогда покупатели заплатят цену с включением налога, равную прежней цене.

Новый объем продаж Q , цены P + и P - будут точно такими же, что и в случае, когда налог вносится в бюджет продавцами.

Не имеет никакого значения, кто является непосредственным плательщиком потоварного налога: продавец или покупатель. Результат будет один и тот же. Введение потоварного налога вызывает сокращение равновесного объема рынка, повышение цены, фактически уплачиваемой покупателями, и снижение цены, фактически получаемой продавцами.

Сила воздействия потоварного налога на объем продаж зависит от наклонов линий спроса и предложения.


На рис (а) изображена ситуация, когда и линия спроса, и линия предложения имеют пологие наклоны. Введение потоварного налога, уплачиваемого продавцами, вызывает резкое сокращение продаж (пример: на рынке есть товары-заменитли).

На рис. (б) изображена ситуация, когда линии спроса и предложения имеют крутые наклоны. Введение потоварного налога не вызывает резкого сокращения продаж (например, на рынке нет товаров-заменителей)

2. Потоварноый налог

Изымает так называемый "незаработанного" дохода, который может возникнуть у предприятий в результате благоприятной рыночной конъюнктуры. Основная часть налогового бремени в этом случае оказывается возложенной на потребителей.


Например, неожиданно увеличивается спрос на товар. Правительство решает ввести потоварный налог, что привовит к росту цены на товар, который приведет к снижению спроса.

В долгосрочном периоде цена начнет постепенно снижаться, спрос увеличиваться.

Основными средствами государственного воздействия на тот или иной рынок являются: налоги, субсидии, установление фиксированных цен или фиксир объемов производства товаров.Самыми мягкими и «цивилизованным» средством государственного вмешательства в работу рыночного механизма являются налоги, которые не изменяют условия протекания рыночных процессов и не ограничивают свободу действий рыночных субъектов.

В
ведение поштучного (акцизного) налога, уплачиваемого продавцом, приводит к сокращению равновесного объема рынка, повышению цен, фактически уплачиваемых покупателями, и снижению цен, фактически получаемых продавцами. Рис.3.5. Воздействие на рыночное равновесие потоварного налога

Степень воздействия потоварного налога на объем продаж зави­сит от наклонов линий спроса и предложения (эластичности). Элас­тичность позволяет определить, какую часть налога выплачивают производители, а какую — потребители. Распределение налогового бремени — размещение налога между конечными плательщиками. Распределение косвенных нало­гов (таких, как акцизы или налог на добавленную стоимость) в ос­новном зависит от эластичности спроса и предложения по цене. Если спрос на товар высокоэластичен по цене, всю тяжесть налога несет


Рис. 3.6. Распределение налогового бремени при эластичном спросе по цене (а); при неэластичном спросе по цене (б)

Монополия в экономике

Монополия в широком смысле означает экономическую ситуацию (явление), при которой на рынке отсутствует конкуренция за потребителя между производителями (продавцами) товаров или услуг.

Чистая монополия это такая рыночная ситуация, при которой в отрасли действует только один продавец какого-либо товара или услуги.

1. По признаку наличия специальных прав, полученных от го­сударства в сфере защиты от конкурентов. - Открытая монопо­лия. Представляет собой ситуацию, при которой экспансия одной фирмы превращает ее (хотя бы на определенное время) в единственного постав­щика продукта. Монопольной власти фирна дости­гает, не имея специальных прав.

- Закрытая монополия возникает в том случае, ког­да фирма имеет специальные права, полученные от государства. Она защищена юридическими ог­раничениями и запретами, выдвинутыми государством по отношению к конкурентам (условием получения лицензии; наличием авторского права, патентной защиты; наличием разрешения заниматься данным видом деятельност).

2. По признаку образования и функционирования:

- Естественная монополия - экономическое явление, при котором спрос на благо в определенной отрас­ли в лучшей степени удовлетворяется одной или несколькими фирмами. Конкуренция при этом не­возможна или нежелательна. В основе естествен­ной монополии - особенности технологии произ­водства и обслуживания потребителя. Согласно неоклассической теории, естественные мо­нополии формируются в тех отраслях, где долго­срочные издержки минимизируются при обслу­живании всего рынка одной фирмой. Раздел рын­ка между двумя или тремя фирмами приведет к тому, что масштаб производства каждой фирмы будет неэффективным. Примером естественных монополий являются компании энергетических и коммунальных служб: энергообеспечение (переда­ча электроэнергии, нефти, газа), водоснабжение, канализация, телекоммуникационная связь, же­лезнодорожное сообщение.

- Искусственная (предпринимательская) монополия. В экономической и правовой литературе этим понятием объединяют распространенную ситуацию преобладания на рынке не­скольких фирм, сотрудничающих как единое целое, как правило на основе тайного сговора по ценам реализации товаров, их номенклатуре и объемам сбыта. Установление монополистичес­кого типа рынка поэтому не является следствием устранения конкурентов. Предприятия малого бизнеса успешно формируют неформальные чистые монополии; более крупные и высокотехнологичные организации создают картели.

Рыночное равновесие в условиях монополии.

Процесс выбора оптимального объема производства монополистом, и процесс установления рыночного равновесия в монополизированной отрасли едины (рис 60.). Монополист является фирмой-отраслью (это первая особенность установления равновесия).

Объем производства установится на уровне QМ, соответствующем точке пересечения кривых предельного дохода и предельных издержек (MC = MR). А проекция той же точки на кривую спроса (точка OМ) задаст и равновесную цену PМ. Сама же точка OМ не только отражает ценовой и количественный оптимум для фирмы, но становится и точкой общеотраслевого рыночного равновесия в условиях монополии.


Рис 60. Выбор оптимального размера производства фирмой-монополистом

Второй особенностью монополистического рынка по сравнению с другими типами несовершенной конкуренции является низкая эластичность спроса и соответственно большая крутизна его кривой D. Низкая эластичность спроса на товар фирмы-монополиста объясняется его уникальностью и незаменимостью, отсутствием конкурирующих товаров, на которые мог бы переместиться спрос.

Степень несовершенства рынка возрастает по мере роста неэластичности спроса на продукцию (при совершенной конкуренции спрос абсолютно эластичен, при монополистической конкуренции отличается высокой эластичностью). При монополии степень несовершенства рынка достигает максимального уровня. (недопроизводство товаров, завышение цен, тенденция к постоянному получению экономической прибыли (PМ - ATCМ > 0).

Способом смягчения остроты недопроизводства без нарушения интересов монополиста является ценовая дискриминация. Треугольник OМОМ на рисунке называют «мертвым грузом», поскольку он представляет собой объем производства, пропавшего как для потребителей, так и для монополиста. Кривая предельных издержек МС проходит на этом участке ниже кривой спроса D. т. е. для каждой дополнительной единицы продукции, в интервале от QМ до Q0, в принципе нашелся бы потребитель, готовый заплатить больше, чем составили издержки ее производства.

Монополист был бы рад продать саму по себе QD-ю единицу продукции по цене PD. Но чтобы реализовать весь объем выпущенной продукции (от нулевой до QD-й единицы), общий уровень цен на них пришлось бы снизить с оптимальной величины PМ до PD. А это уже сократило бы прибыль.

Нельзя ли все-таки продавать одну часть продукции по одной, а другую по иной цене? Ценовая дискриминация как раз и предполагает продажу одинаковых товаров и услуг разным покупателям по разным ценам.

Социально-экономические последствия монополии:

Позитивные стороны монополии как экономического явления:

- Крупное производство позволяет лучше использовать эффект масштаба.

- Монополии принадлежит ведущая роль в со­вершенствовании технологии. Получаемая сверхприбыль позволяет финансировать доро­гостоящие НИОКР.

- Монополия может расчленять рынок на разные сектора, предлагая разным группам покупателей дифференцированные цены.

- Монополии в современной экономике несут в себе факторы конкуренции: внутриотраслевой, межотраслевой, национальной, иностранной. В связи с чем стереотип-представление об обязательном паразитировании монополий на достигнутом неприменим для сегодняшнего дня.

- Наличие монопольных структур – показатель состояния зрелости национальной экономики (монополия возникает лишь на достаточно вы­соком этапе экономического развития страны).

2. Негативные проявления экономического поведения предприятия-монополиста:

- Уменьшение натурального объема производства. Монополист создает себе возможность конт­ролировать значение двух параметров - объе­ма выпуска и цены своей продукции. В итоге он производит продукцию в меньших объемах и продает ее по более высокой цене, чем это могли бы делать конкуренты.

- Возможность устанавливать дискриминационные цены.

- Присвоение высоких прибылей за счет искус­ственного повышения цен представляет, по сути, возможность облагать потребителей «ча­стным налогом». В социально-экономическом аспекте это означает усиление неравенства в распределении доходов в обществе.

- Появление Х-неэффективности (X.Лайбенстайн). Достигая чрезмерной власти на рынке, монополия ликвидирует конкурентов, что при­водит к устранению атмосферы постоянной борьбы за потребителя. Господство на рынке устраняет потребность в снижении издержек. Сокращается основа для экономии ресурсов. Значительные средства фирмы начинают тра­тить на люксовые внешние формы своей деятельности.

- В монополиях может отсутствовать целенаправленная работа по минимизации средних издержек производства.

- Монополии могут сдерживать внедрение изобретений. Экономия на масштабах производства защищает их от появления новых конкурентов до тех пор, пока новая технология не даст возможности вести аффективное производство на фирмах меньших размеров.

Закрытые монополии представляют угрозу эф­фективно функционирующему рынку, по­скольку их защищают правовые барьеры, не преодолимые для конкурентов. Меньшие негативные экономические послед­ствия проявляет открытая монополия. Воз­можный приход новых конкурентов ограничивает у них возможность получения сверхприбыли в рамках долгосрочного периода.

Основными барьерами, существующими в монополис­тической отрасли, являются:

1. преимущества крупного производства (вплоть до естественной монополии);

2. легальные барьеры (монопольное владение источниками сы­рья, землей, правами на научно-технические достижения, санк­ционированные государством исключительные права);

3. нечестная конкуренция (демпинг, диктат условий в договорах, некорректная реклама).

Монополизм любой формы нарушает действие рыночных механизмов. Это вынуждает госу­дарство ставить барьеры для развития процес­са монополизации, прежде всего в форме ан­тимонопольного законодательства.

Принципиальные возможности демополизации рынков:

1. Прямое разделение монопольных структур. Разделение ограничивается возможностями разделения высокотехнологичного производства, а также лоббированием властных структур.

2. Иностранная конкуренция. Должна организовываться министерствами осторожно. Из-за непродуманной валютной и таможенной политики она может оказаться избыточно сильной - вместо ограничений злоупот­ребления она уничтожит целые отрасли промышлен­ности.

Создание новых предприятий. Этот путь предпочтителен во всех отношениях. Он утраняет монополию, не уничтожая при этом самого монополиста, как предприятие, К тому же новые предприятия — это всегда рост производства и новые рабочие места.

Олигополия предложения

"Олиго" в переводе с греческого означает "несколько", поэтому, когда на рынке присутствует небольшое количество фирм, их называют олигополиями. В некоторых случаях олигополиями могут называть наиболее крупные фирмы в отрасли. Продукция, которую поставляет на рынок олигополия, идентична продукции конкурентов (например мобильная связь и т.п), либо имеет дифференциацию(например стиральные порошки). При этом, на олигополистических рынках очень редко проявляется ценовая конкуренция. возможности получения прибыли фирмы видят в развитии неценовой конкуренции. Как правило вход на олигополистический рынок новых фирм очень затруднен. В качестве барьеров выступают либо законодательные ограничения, либо необходимость в начальном капитале большого размера. Поэтому в качестве примера олигополии выступает крупный бизнес. Особое значение функционирования олигополий имеет информированность их о рынке. С учетом возможностей конкурентов по расширению производства, каждая фирма опасается необдуманных действий, снижающих долю ее на рынке. Поэтому информированность и входит в число обязательных условий существования. Поведение каждой фирмы на рынке имеет четко-обоснованную логику действий и поэтому называется стратегическим. В течение времени стратегии могут корректироваться, но такие изменения имеют среднесрочный, либо долгосрочный характер.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.


Эта ситуация полностью противоположна предыдущей: из-за низкой цены рынок привлекателен для покупателей (пятеро готовы купить товар), но непривлекателен для продавцов (только трое готовы продавать товар).

Излишки продавцов определить просто: все трое работают на рынке, следовательно излишки продавцов стремятся к площади треугольника ABF.

Излишки покупателей зависят от того, кто именно из них смог купить товар и, как излишки продавцов в предыдущем случае, определяются диапазоном:

от площади треугольника HGK (минимальные излишки)

до площади трапеции CBFJ (максимальные излишки).

Сравнительная статика рынка. Равновесие в мгновенном, коротком и длительном периоде

Сравнение мгновенных состояний называют методом сравнительной статики. При этом обычно сравниваются различные равновесные состояния рынка.

Метод сравнительной статики можно проиллюстрировать анализом сдвига равновесия.

Такой сдвиг показан на рис. 2.6, где линии спроса и предложения имеют "нормальный" (соответственно отрицательный и положительный) наклон. На рис. 2.6,а сдвиг линии спроса приводит к росту равновесной цены с P1 до P2 при одновременном увеличении равновесных объемов с Q1 до Q2- На рис. 2.6,б сдвиг линии предложения влево ведет к повышению равновесной цены при одновременном сокращении равновесного объема.

Хотя метод сравнительной статики не учитывает в явном виде фактор времени, косвенное его включение становится возможным посредством учета различий в скорости приспособления предложения к изменениям в спросе.

Для этого при использовании метода сравнительной статики принято различать три периода:

Первый, в котором все факторы производства рассматриваются как постоянные, называют мгновенным периодом (синонимы: очень короткий, рыночный).

Второй, в котором одна группа факторов рассматривается как постоянная, а другая как переменная, называют коротким периодом.

Третий, в котором все факторы производства рассматриваются как переменные, называют длительным периодом.

1.В мгновенном периоде продавец вообще лишен возможности приспособить объем предложения к объему спроса, поскольку количество производственных ресурсов и интенсивность их использования заданы. Однако тот факт, что продавец обладает фиксированным количеством товара, не означает, что все это количество должно быть обязательно продано независимо от уровня цены. Многое зависит от природы данного товара. Если товар скоропортящийся и не подлежит хранению, линия предложения будет перпендикулярна оси абсцисс. Как видно из рис. 2.7,а, в этом случае равновесная цена определяется исключительно спросом, точнее, совпадает с ценой спроса, тогда как объем продаж однозначно задан объемом предложения и не зависит от функции спроса.


Если товар не подлежит порче и может быть сохранен, то линия предложения может быть представлена состоящей из двух сегментов: одного, имеющего положительный наклон, и второго, представленного вертикальным отрезком (рис. 2.7,6). При цене РEo продавец предложит к продаже весь фиксированный объем товара QK- Точно так же он поступит и в том случае, если цена превысит уровень РEo, например РE1. Однако при цене ниже РEo, например РE2, объем предложения составит QE2 тогда как количество товара в размере QK - QE может быть сохранено до наступления более благоприятной конъюнктуры. Если же хранение избытка затруднено или связано с высокими затратами, не возмещаемыми ожидаемым повышением цены, соответствующее количество товара может быть распродано по бросовым ценам. В качестве примера можно указать на распродажу капусты накануне приближения заморозков.

2.В течение короткого периода неизменными считаются производственные мощности предприятия, но их использование, а значит, и объем продукции могут изменяться за счет изменения объема применения переменных факторов (числа отработанных человеко-дней или человеко-часов, расхода сырья и материалов). Эти изменения, однако, не могут выходить за пределы технической производственной мощности.


В коротком периоде линия предложения (рис. 2.8) также состоит из двух сегментов.

Первый, имеющий положительный наклон, ограничен по оси абсцисс точкой, соответствующей производственной мощности QK- Второй участок кривой предложения представлен вертикальным отрезком, что указывает на невозможность выйти в условиях короткого периода за пределы, ограниченные наличной производственной мощностью.

Вплоть до этой границы равновесный объем и цена определяются пересечением линий спроса и предложения, а за ее пределами, как и в мгновенном периоде, цена определяется спросом, тогда как объем предложения - размером производственных мощностей.


3.В длительном периоде производитель может не только варьировать интенсивность использования производственных мощностей, но и изменять их размеры, а значит, и масштабы производства. На рис. 2.9 представлены три ситуации, возможные в длительном периоде.

В первом случае, когда изменение масштаба производства происходит при неизменных затратах, рост равновесного объема происходит без изменения равновесной цены. Во втором, когда изменение масштаба производства происходит при возрастающих затратах (скажем, за счет роста цен на используемые ресурсы), рост равновесного объема сопровождается и ростом равновесной цены.

В третьем, когда изменение масштаба производства происходит при снижающихся затратах (скажем, за счет снижения цен на используемые ресурсы), рост равновесного объема сопровождается снижением равновесной цены. В дальнейшем все эти три ситуации будут исследованы подробнее.

На рис. 2.10 показано приспособление предложения к изменившемуся спросу в длительном периоде. Здесь S0S0- линия предложения, a D0D0 - линия спроса в коротком периоде. Как видим, спрос и предложение сбалансированы при цене Р0 на уровне полного использования производственной мощности QK. Допустим, что спрос внезапно вырос и представлен теперь линией D1D1, лежащей правее линии D0D0. Поскольку резерв мощности отсутствует, новое равновесие достигается исключительно за счет повышения цены до P1 при сохранении, естественно, прежнего объема продаж QK. В длительном периоде масштаб производства увеличивается за счет ввода новых мощностей и линия предложения смещается в положение S1S1 (при возрастающих затратах). Новое равновесие достигается в точке Е2 при цене Р2 более высокой, чем Р0, но ниже, чем Р1, и объеме производства Q2 большем, чем QK-

Различие ситуаций равновесия, представленных на рис. 2.10, важно при оценке уровней цен на различных рынках. Например, высокие цены на легковые автомашины в России оказываются близкими к равновесным, если рассматривать их с точки зрения короткого периода, когда производственные мощности по выпуску их фиксированы, а коэффициент их использования высок. Однако они представляются завышенными с позиций длительного периода, в течение которого возможен рост мощностей, строительство новых предприятий.

Билет 14.Государственное вмешательство в рыночное ценообразование путем введения налога. Влияние на излишки покупателя и продавца. Чистые потери общества. Графическая трактовка.

Политика налогообложения имеет большое практическое значение для понимания поведения на рынке не только производителя,но и потребителя.Последствия проведения такой политики можно отразить с помощью анализа воздействия на рыночное равновесие потаварных налогов.Потоварные налоги-это такие налоги,которые устанавливаются в фиксированном абсолютном размере на единицу продукции.Проиллюстрируем на примере с потоварным налогом.

Рассмотрим рис. 6.13. Сначала, до введения налога, линия спроса занимала положение D, а линия предложения – S1 Равновесная цена составляла Р1 равновесный объем продаж – Q1



Рис. 6.13. Воздействие на рыночное равновесие потоварного налога, если он уплачивается продавцами

Допустим, правительство ввело налог на данный товар в сумме Т руб. на каждую единицу этого товара. Предположим сначала, что налог вносится в госбюджет продавцами.

Это вызовет параллельный сдвиг линии предложения вверх на величину Т. Если ранее производители согласны были предложить на рынке количество товара Q1, если его цена составит P1 то теперь они согласятся предложить на рынке то же количество товара, если только цена-брутто (с включением налога) будет на Т руб. выше, чем Р1 В этом случае производители получат цену-нетто (без включения налога), равную прежней цене. Это рассуждение применимо к любой точке линии предложения. Поэтому все точки линии предложения переместятся вверх на Т руб. Линия предложения займет положение S2.

Новое равновесие характеризуется тремя величинами: Q2, P + , Р - . Объем рынка Q2 будет меньше первоначального Q1. Цена, которую платит покупатель, Р + окажется выше первоначальной Р1 Цена, которую практически получает продавец (без налога), Р - окажется ниже первоначальной. Общая сумма налога, поступающая в госбюджет, будет равна площади прямоугольника Р + Е2СР - . Обратим внимание на следующий факт. Несмотря на то что весь налог вносится в госбюджет продавцами, часть "налогового бремени" ложится на покупателей.

Если потоварный налог вносится в госбюджет покупателями, то происходит сдвиг параллельно вниз на величину Т линии спроса D. Основная суть модели от этого не меняется.

Сумма уплаченного налога равна произведению равновесного объема на ставку налога.

Степень воздействия потоварного налога на объем продаж зависит от наклонов линий спроса и предложения. На рис. 6.14, а отражена ситуация, когда и линия спроса, и линия предложения имеют пологий наклон. Введение потоварного налога, уплачиваемого продавцами, вызывает резкое сокращение равновесного объема рынка. Предположим, что речь идет в данном случае о бытовой технике коричневого цвета. Для большинства покупателей цвет бытовой техники не имеет решающего значения. Повышение цен на бытовую технику только коричневого цвета вызывает переключение спроса покупателей с продукции данного цвета на традиционную белую бытовую технику. Поэтому линия спроса на бытовую технику коричневого цвета имеет довольно пологий характер. Пологой должна быть и линия предложения, поскольку производители при понижении цен (без налога) на коричневую бытовую технику без особого труда могут сократить ее производство и увеличить выпуск бытовой техники традиционного цвета. Введение налога только на коричневую бытовую технику может привести к полному исчезновению ее с рынка.

На рис. 6.14, б изображена ситуация, когда линии спроса и предложения имеют крутые наклоны. Допустим, что речь идет о железнодорожных вагонах независимо от их цвета. Введение потоварного налога такого же размера, что и в первом случае, вызывает гораздо меньшее сокращение равновесного объема рынка.



Рис. 6.14. Воздействие потоварного налога на равновесный объем рынка в зависимости от наклона линий спроса и предложения

Распределение налогового бремени между покупателями и продавцами зависит от соотношения наклонов линий спроса и предложения, а следовательно, от эластичности спроса и предложения. Линия же предложения, во всяком случае в длительном периоде, имеет весьма пологий наклон.(рис. 6.15, а). Из рисунка видно, что большая часть налогового бремени (Р + - P1) возлагается на покупателей и меньшая часть (P1 - Р - ) - на производителей.

Для сравнения на рис. 6.15, б изображена противоположная ситуация. Можно сделать вывод, что чем больше наклон линии спроса (менее эластичен спрос) и чем меньше наклон линии предложения (более эластично предложение), тем большая часть налога ложится на потребителей и тем меньшая часть налога ложится на производителей.



Рис. 6.15. Распределение налогового бремени между покупателями и продавцами в зависимости от соотношения в наклонах линий спроса и предложения

7. ЗАКОН СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ КАК ФУНДАМЕНТ

Спрос и предложения являются подлинными регуляторами рыночных отношений. Если иногда, в силу каких-либо особых обстоятельств, и возникает необходимость вмешательства иного характера, то в конечном итоге оно может привести к расстройству рыночного механизма. Равновесие, а значит стабильность цен, устанавливается только со временем, да и в этом случае возможны колебания вокруг средних величин. Поэтому закон спроса и предложения имеет статистический характер.

Нередко спрашивают, почему в этом законе учитываются только две переменные величины? Ведь на спрос влияют разные факторы и обстоятельства, вплоть до моды, а предложение существенно зависит от издержек производства. Не следует ли поэтому наряду с издержками учитывать предложение как другой фактор? Подобного рода заявления на первый взгляд кажутся обоснованными, но если бы мы попытались включить различные факторы, влияющие на спрос и предложение, то получили бы весьма сложную и запутанную картину, в которой трудно выделить главное. Все дело, однако, в том, что категории спроса и предложения включают все известные и даже неизвестные нам факторы. Мы можем их анализировать, оценивать их влияние, но это уже дело дальнейшего исследования. Что касается спроса и предложения, то они могут быть зафиксированы точным образом с помощью денежной меры. Все субъективные желания, склонности и ожидания в процессе спроса получают точную меру, тем самым объективизируются и приобретают характер экономических отношений между покупателем и продавцом. Однако это не означает, что все не поддающиеся выражению в деньгах, не имеет значения для человека и общества в целом. То, что невыразимо в деньгах и не имеет цены, не имеет отношения и к закону спроса и предложения.

Другой вопрос касается влияния таких факторов, как издержки, которые безусловно выразимы в деньгах и имеют прямое отношение к предложению товаров. Фактически они всегда подразумеваются при назначении цены, поэтому автоматически учитываются в категории предложения. Тем не менее спрос зависит не только от издержек и предложения вообще.

Как и всякий общественный закон, закон спроса и предложения проходит через сознание людей, по крайней мере его требования всегда ощущаются на рынке. Но это отнюдь не превращает его в некое субъективное желание и предписание, что становится очевидным, если попытаться действовать против требований закона, скажем, при установившемся равновесии цен продавать товар выше или ниже стабильной рыночной цены. В первом случае продавец останется со своим товаром, во втором – разорится. Таким образом, люди могут не знать закона, но жизнь заставляет их выполнять его требования. Задача теории – открыть этот закон, выявить все его требования, с тем, чтобы помочь разумно, целенаправленно руководить экономикой, в частности рыночной.

В нашей литературе много писалось о стихии ранка, его разрушительном характере, возникновении конфликтов между спросом и предложением, ведущих к спадам производства, его депрессии и к кризисам. Спрашивается, могут ли люди при соответствующих условиях оказывать воздействие на закон, использовать его в своих интересах? В ответ часто говорят, что законы действуют с железной необходимостью, из чего делается вывод о бессилии людей и фатальном исходе событий.

Но характер проявления закона спроса и предложения можно изменить, воздействую на его факторы, например, уменьшив предложение и подняв цены на монопольном рынке, что, как мы видели, приведет к расстройству рынка и отрицательно скажется на благосостоянии покупателей. Наоборот, обеспечив свободу конкуренции, можно обеспечить достижение равновесной цены. Именно в этой роли и выступает государства, вводя налоги и принимая специальные юридические законы, препятствующие или, по крайней мере, заметно сдерживающие конкуренцию на рынке.

Таким образом, хотя люди не могут непосредственно отменить, ликвидировать или запретить закон спроса и предложения, они могут влиять на характер его проявления. Однако как бы ни менялся этот характер, сам закон остается незыблемым. Он является фундаментальным законом, который определяет и координирует экономические отношения между продавцом и покупателем на рынке.

Рассматривая вопрос о спросе и предложении, “мы абстрагировались, не принимали во внимание изменения других факторов, влияющих на цены на рынке. Мы предполагали, частности, что на спрос не влияет изменение цен на другие товары. На самом деле такое предположение является упрощением, идеализацией действительного положения дел на рынке, где цены на другие товары не остаются постоянными, а это не может не оказывать воздействия на покупаемый нами товар, например, при заметном повышении цен на кофе люди предпочитают обходиться более дешевым чаем.”/5, c.64/. Не принималось в расчет также изменения доходов населения, что существенно влияет на спрос товаров.

8. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА

Необходимость государственного регулирования возникает не только в связи с несовершенством отдельных рынков (неединственность равновесия, его нестабильность, неполный учет затрат и результатов), но и в связи с необходимостью решения макроэкономических задач (борьба с инфляцией, обеспечение полной занятости, совмещение принципов экономической эффективности и социальной справедливости и ряд других). Такое регулирование может иметь целью стабилизацию равновесия или его сдвиг, приближение к равновесию или, наоборот, отклонение от него. Оно может осуществляться путем прямого контроля за уровнем цен и объемов рынка (установление обязательных государственных цен или рыночных квот), путем использования финансовых инструментов (налогов и дотаций), некоторыми другими методами.

Прежде всего рассмотрим воздействие на рыночное равновесие так называемых потоварных налогов. К этой группе налогов можно отнести налог с оборота, существовавший в бывшем СССР, и частично заменивший акциз, введенный в России с 1992 г.

Непосредственными плательщиками в государственный бюджет таких налогов являются обычно продавцы: Ставки потоварного налога устанавливаются либо в определенном проценте от цены товара, либо в абсолютной сумме (в рублях) с каждой единицы товара.

Рассмотрим рисунок 8. допустим, что правительство ввело налог на данный товар в сумме Т руб. на каждую единицу этого товара. Предположим сначала, что налог вносится в госбюджет продавцами. Сначала, до введения налога, линия спроса занимала положение D1D1, а линия предложения – S1S1. равновесная цена составляла P1, равновесный объем продаж – Q1.

Введение налога вызовет параллельный сдвиг линии предложения вверх на величину Т. Почему? Ранее производители согласны были предложить на рынке количество товара, скажем, Q1, если его цена составит Р1; теперь же они согласятся предложить на рынке то же количество товара, если только цена-брутто (с включением налога) будет на Т руб. выше, чем Р1. в этом случае производители получат цену-нетто (без включения налога), равную прежней цене. Это рассуждение применимо к любой точке линии предложения. Поэтому все точки линии предложения переместятся вверх на Т руб. Линия предложения займет положение S2S2.

Рисунок 8 – Воздействие на рыночное равновесие потоварного
налога при уплате его продавцами

Новое равновесие характеризуется тремя величинами: Q2, Р + , Р - . Объем рынка Q2 будет меньше первоначального Q1. Цена Р + , которую платит покупатель, окажется выше первоначальной Р1. Цена Р - , которую фактически получает продавец (без налога), окажется ниже первоначальной. Общая сумма налога, поступающая в госбюджет, будет равна площади прямоугольника Р + АВР - . Обратим внимание на следующий факт. Несмотря на то что весь налог вносится в госбюджет продавцами, часть налогового бремени ложится на покупателей.

Можно представить себе такую ситуацию, когда потоварный налог вносится в госбюджет не продавцами, а покупателями. Предположим, что покупатели, придя в магазин, платят за товар цену без потоварного налога и тут же уплачивают налог присутствующему в магазине налоговому инспектору. В этом случае происходит параллельный сдвиг линии спроса вниз на Т.

Действительно, если ранее покупатели согласны были приобрести количества товара Q1 при цене Р1, то теперь они согласятся приобрести то же количество товара, если только его цена без налога будет на Т руб. ниже. Тогда покупатели заплатят цену с включением налога, равную прежней цене.

Нетрудно убедиться, что новый объем продаж Q2, цены Р + и Р - будут точно такими же, что и в случае, когда налог вносится в бюджет продавцами. Таким образом, не имеет значения, кто является непосредственным плательщиком потоварного налога: продавец или покупатель. Результат будет один и тот же. Введение потоварного налога вызывает сокращение равновесного объема рынка, повышение цены, фактически уплачиваемой покупателями, и понижение цены, фактически получаемой продавцами.

Степень воздействия потоварного налога на объем продаж зависит от наклонов линий спроса и предложения. Линия спроса и предложения имеют пологий наклон: введение потоварного налога, уплачиваемого продавцами, вызывает резкое сокращение равновесного объема рынка. Предположим, что речь идет в данном случае о красных автомобилях. Для большинства покупателей цвет автомобиля не имеет большого значения. Повышение цен только на красные автомобили вызывает переключение спроса покупателей с красных автомобилей на автомобили другого цвета. Поэтому линия спроса на красные автомобили имеет довольно пологий характер. Пологой должна быть и линия предложения, поскольку производители при понижении цен (без налога) на красные автомобили без особого труда могут сократить их производство и увеличить выпуск автомобилей другого цвета. Введение налога только на красные автомобили может привести к полному исчезновению их с рынка.

Линия спроса и предложения имеют крутые наклоны. Допустим, что речь идет о сельскохозяйственных тракторах.

Введение потоварного налога такого же размера, что и в первом случае, вызывает гораздо меньшее сокращение равновесного объема рынка. Распределение налогового бремени между покупателями и продавцами зависит от соотношения в наклонах линий спроса и предложения. Очевидно, что объем

Спроса на электролампочки мало зависит от их цены. Поэтому линия спроса имеет очень крутой наклон. Линия же предложения, во всяком случае в длительном периоде, имеет весьма пологий наклон. Большая часть налогового бремени возлагается на покупателей и меньшая часть – на производителей. Можно сделать вывод, что чем больше наклон линии спроса и чем меньше наклон линии предложения, тем большая часть налога ложится на потребителей и тем меньшая часть налога ложится на производителей.

Рассмотрим теперь возможность изъятия государством с помощью потоварного налога так называемого «незаработанного дохода», который может возникнуть у предприятий в результате благоприятной рыночной конъюнктуры. На рисунке 9 D1D1 – первоначальное положение линии спроса, IS1, SS1, LS1 - линии предложения в мгновенном, коротком и длительном периодах. Первоначальное равновесие характеризуется равновесны объемом рынка Q1 и равновесной ценой Р1.

Рисунок 9 – Изъятие государством с помощью потоварного налога
»незаработанного дохода»

Предположим, что неожиданно спрос на товар резко возрос, линия спроса заняла положение D2D2. цена в мгновенном периоде возрастет до уровня Р2, а затем по мере увеличения производства данного товара будет снижаться. В длительном периоде цена опустится до уровня Р3, объем продаж возрастет до Q3.

Обратим внимание на то, что сразу после увеличения спроса прибыль предприятий, выпускающих данный товар, резко возрастает. Прирост прибыли в расчете на единицу продукции составляет Р21. именно это увеличение прибыльности и стимулирует расширение производства данного товара.

Но правительство под давлением общественного мнения может отнестись к этой дополнительной прибыли как к «незаслуженному», «незаработанному» доходу и попытаться изъять ее с помощью потоварного налога. Допустим, правительство вводит потоварный налог размером Р21 в расчете на единицу продукции. Вся дополнительная прибыль изымается в бюджет. Но одновременно исчезают и все стимулы к расширению производства данного товара. Линии предложения в коротком и в длительном периодах сдвинутся вертикально вверх на величину налога и займут положения соответственно SS2 и LS2. точка Е2 станет точкой равновесия как в коротком, так и в длительном периоде. Никакого увеличения производства не произойдет. «Справедливость» вроде как бы восторжествовала, но в конечном счете основная часть налогового бремени оказалась возложенной на потребителей.

В ходе выполнения данной работы было установлено, что объем предложения - это количество товара, которое продавцы хотят реализовать за некоторый период на данном рынке. Объем предложения зависит от цены товара и других факторов, важнейшими среди которых являются основные средства производства (физический капитал), доступные производителям технологии, цены переменных производственных ресурсов, т.е. все факторы, определяющие издержки продавцов.

Выявлено, что на уровень предложения влияют следующие факторы: издержки производства, которые в свою очередь зависят от наличия производственных мощностей и природных ресурсов, от наличия квалифицированной рабочей силы, природно-климатических условий и т.д.; уровень налогов и дотаций; перспективы развития отрасли; технологические возможности производителя.

Шкала предложения отражает зависимость между объемом предложения товара и его ценой при условии неизменности прочих факторов. Кривая предложения, будучи графическим изображением шкалы предложения, обычно является возрастающей, показывая тем самым, что с ростом цены увеличивается и объем предложения.

Рынок находится в состоянии равновесия, когда цена устанавливается на уровне, при котором объем спроса равен объему предложения. При ценах ниже равновесной имеет место избыточный спрос (или дефицит), означающий превышение объема спроса над объемом предложения. При ценах выше равновесной существует избыточное предложение (излишек), означающее превышение объема предложения над объемом спроса Значение углового коэффициента и положение кривой предложения определяются главным образом издержками производства, которые в свою очередь определяются технологией и стоимостью производственных ресурсов. Технологическое усовершенствование, сокращая издержки производства, будет, как правило, сдвигать кривую предложения вправо, вызывая снижение равновесной цены и рост объема выпуска. То же будет происходить и при снижении стоимости одного из производственных ресурсов.

Эластичность предложения по цене, или эластичность предложения, представляет собой процентное увеличение объема предложения, отнесенное к процентному увеличению цены. Эластичность предложения больше или равна нулю; она равна нулю, когда кривая предложения вертикальна, и бесконечна, когда кривая предложения горизонтальна.

Эластичность предложения, как правило, выше в долгосрочном периоде, чем в краткосрочном. Это означает, что сдвиг кривой предложения приводит к большому изменению цены и малому изменению количества (объема предложения) в краткосрочном периоде и к меньшему изменению цены и большему изменению количества в долгосрочном периоде.

Государство воздействует на рынок, во-первых, с помощью налогов, которые оно устанавливает на продаваемые товары, во-вторых, с помощью установления максимальных или даже фиксированных цен на некоторые товары и в первую очередь на предметы первой необходимости.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Гальперин В. М., Игнатьев С. М., Моргунов В. И. Микроэкономика: В 2-х т./ Общая редакция В. М. Гальперина. СПб.: Экономическая школа. 1998. Т.1. с.66

Зубко Н. М. Экономическая теория/ Н. М. Зубко, А. М. Зубко. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: «НТЦ АПН», 2001.с.142

Макконелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика: Пер. с 13-го анг. изд. – Москва, 2001г. с. 78

Основы экономической теории. Политэкономия: Учебник/ Под ред. Д-ра экон. наук, проф. Д. Д. Москвина. – М.: Эдиториал УРСС, 2001. с. 118

Рузавин Г. И., Мартынов В. Т. Курс рыночной экономики./ Под ред. Г. И. Рузавина. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1994. с. 58

Экономическая теория (политэкономия): Учебник/ Под ред акад. В. И. Видяпина, акад. Г. П. Журавлевой. – М.: ИНФРА-М, 1997. с.110

Экономическая теория: Учебник для вузов/ Н. В. Сумцова, Л. Г. Орлова, В. В. Пранович и др.; Под ред. Н. В. Сумцовой, Л. Г. Орловой. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2000. с. 387

1. Предложение товара. Закон предложения - - - - - - - - - - - - - - - - 5

2. Детерминанты предложения - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 8

3. Взаимодействие спроса и предложения. Частичное
равновесие - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 12

4. Ценовая эластичность предложения - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 16

5. Совокупное предложение и факторы,
на него влияющие - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 20

6. Влияние государства и монополий на рынок - - - - - - - - - - - - 23

7. Закон спроса и предложения как фундамент рыночной
экономики - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 29

8. Государственное регулирование рынка - - - - - - - - - - - - - - - - 32

Список использованных источников - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 39

Министерство образования РФ

Саратовский государственный технический университет

Институт бизнеса и делового администрирования

Основными инструментами государственного регулирования рынка являются:

  • налоги;
  • дотации;
  • фиксированные цены.

Наиболее цивилизованным инструментом государственного регулирования рынка считаются налоги, поскольку они не ограничивают свободу действий экономических агентов и, следовательно, не нарушают функционирования рыночных процессов.

Влияние налогов на рынок можно рассмотреть, например, на введении акцизного налога. Условно возьмем два варианта:

а) налог уплачивают продавцы;

б) налог уплачивают покупатели.

Начнем с первого варианта. Предположим, что введенный налог на каждую единицу блага составил Т р. Допустим, что до введения налога линия спроса занимала положение D1D1, а линия предложения – S1S1. Равновесная цена составляла Р1; равновесный объем продаж – Q1(рис. 5.1).

В результате введения налога произойдет сдвиг линии предложения вверх на величину Т, ибо для получения той же суммы выручки продавец будет согласен продать данное благо за цену, которая выше прежней на величину Т р. Линия предложения займет положение S2S2. На рынке устанавливается новое равновесие, при котором объем продаж сократится с Q1 до Q2, ценадля покупателей повысится с Р - до Р + . Общая сумма налога, поступающая в госбюджет, будет равна площади прямоугольника Р + АВР - . Налог, согласно условию этого варианта, уплачивают продавцы, но бремя налога распределяется между продавцами и покупателями. Взнос продавцов равен площади прямоугольника P1CBP - , а взнос покупателей – P + ACP1.


Рис. 5.1. Воздействие на рыночное равновесие акцизного налога при уплате его продавцами

Второй вариант. Акцизный налог вносят в госбюджет покупатели. Покупатели будут согласны купить тот же объем блага, если его цена без налога будет на Т р. ниже. В таком случае покупатели заплатят цену с включением налога, равную прежней цене. В результате линия спроса переместится вниз на Т (рис. 5.2). Новый объем продаж Q2, цены Р + и Р - будут аналогичными варианту, когда налог вносят продавцы. Следовательно, не играет роли тот факт, кто выступает непосредственным плательщиком налога – продавцы или покупатели. Из рис. 5.2 мы видим, что и пропорции в распределении налогового бремени между продавцами и покупателями остаются теми же, что и при уплате налога продавцами.


Рис. 5.2. Воздействие на рыночное равновесие акцизного налога при уплате его покупателями

Распределение налогового бремени между продавцами и покупателями зависит от соотношения в наклонах линий спроса и предложения. Чем больше наклон линии спроса и чем меньше наклон линии предложения, тем большая часть налогового бремени приходится на покупателей и тем меньшая – на продавцов (рис. 5.3а). Из рис. 5.3а видно, что взнос покупателей равен площади прямоугольника Р + АСР1; а взнос продавцов – P1CBP - . На рис. 5.36 иллюстрируется противоположное положение, когда булыная часть налогового бремени ложится на продавцов и меньшая – на покупателей.


Рис. 5.3. Воздействие акцизного налога на равновесный объем рынка в зависимости от наклонов линий спроса и предложения

Рассмотрим влияние государственного регулирования рынка посредством дотаций.

Дотация – это отрицательный налог, или «налог наоборот». Дотация устанавливается или в процентах к цене блага, или в абсолютной сумме на единицу блага. Дотации, как правило, получают производители, но могут получать и потребители.

Предположим, что линия спроса и линия предложения вначале занимали положения соответственно D1D1 и S1S1. Равновесный объем продаж был равен Q1; а равновесная цена – P1(рис. 5.4).


Рис. 5.4. Воздействие на рыночное равновесие потоварной дотации

Допустим, что введена дотация из госбюджета производителям данного блага размером V р. на каждую единицу. В результате произойдет сдвиг линии предложения вниз на V р., поскольку дотация продавцам будет равнозначна снижению их издержек. Ранее производители были согласны продать объем блага, если цена без дотации будет на V р. ниже P1. В этом случае объем продаж возрастет до Q2, цена для покупателей понижается до Р - , цена, получаемая производителями, повышается до Р + .

Как и при налогообложении, полученная дотация не полностью поступает в распоряжение производителей. Им достанется только ее часть, другая часть поступит в бюджет покупателей.

Аналогичным будет результат и в случае, когда дотацию получают покупатели. Отличие состоит только в сдвиге на ту же величину V р. линии спроса, а не линии предложения.

Менее пригодным средством государственного воздействия на рынок является установление государством фиксированных цен, ибо это затрагивает действие рыночных механизмов, модифицируя процесс достижения равновесного состояния.

Установление государством фиксированных цен. Здесь в распоряжении государства имеются два способа:

а) установление верхнего («потолка») предела цен;

б) установление нижнего («пола») предела цен.

Максимально верхняя граница цены (так называемая «социально низкая цена») – это цена ниже цены равновесия. Она устанавливается с целью защиты интересов малоимущих потребителей данного блага.

Установление верхнего предела цены приводит к дефициту данного блага, поскольку объем спроса превышает объем предложения. Более того, «потолок» цен превращает этот дефицит в хронический, в результате общество вынуждено прибегать к рационированию неценовыми способами (карточки, очереди и т. п.). Чтобы купить дефицитное благо, покупатели согласны заплатить дополнительную цену, создавая тем самым условия для возникновения «черного рынка».

Другим способом государственного регулирования цен выступает установление нижнего предела («пола») цен, т. е. цен выше равновесного уровня.

Фиксированные цены, превышающие цены равновесия, устанавливаются чаще всего с целью государственной поддержки некоторых отраслей экономики (например, сельского хозяйства, новых наукоемких отечественных производств) и нередко при этом дополняются ограничениями во внешней торговле. На рис. 5.5 мы видим, что и при верхнем, и при нижнем пределе цен объем продаж будет ниже равновесного объема QЕ. В первом случае будет продано Q′Q единиц блага, во втором – Q″s.

Читайте также: