Ставка налога с учетом корректировки

Опубликовано: 22.04.2024

Фирма, применяющая ОСНО, уплачивает в бюджет в том числе и налог на прибыль. С текущего года он рассчитывается по новым правилам, обязательным к применению для всех налогоплательщиков на ОСНО. Расскажем, как применяется формула текущего налога на прибыль в связи с произошедшими изменениями и какая сумма отражается теперь в отчете о финансовых результатах.

Как регламентируется расчет текущего налога на прибыль

Расчету налога на прибыль законодатель уделяет серьезное внимание. Правила, по которым происходит исчисление налога, содержит ПБУ 18/02. Изменения в этот документ внес Минфин приказом от №236н от 20/11/18. Налог на прибыль отражается в бухгалтерской отчетности, в отчете о финансовых результатах, поэтому его форма тоже была изменена приказом Минфина №61н от 19/04/19.

Напомним, что налог на прибыль юрлиц прямой, иначе говоря, напрямую зависящий от конечных финансовых результатов работы за отчетный период. Он начисляется на величину прибыли, представляющую собой разницу доходов и расходов, которая и является объектом налогообложения.

Важно! Налогообложение определяется правилами гл. 25 НК РФ.

Причина такого пристального внимания к исчислению налога очевидна: в бюджетной системе страны он является одним из главных доходообразующих факторов. Налог на прибыль одинаково важен для федерального и региональных бюджетов.

Основное отличие от прежней редакции ПБУ состоит в следующем: текущий налог на прибыль исчисляется в соответствии с Налоговым кодексом. Ранее он рассчитывался исходя из прибыли по бухгалтерским данным, скорректированной на величину отложенных налоговых обязательств, активов, постоянных налоговых обязательств, активов.

Теперь берутся за основу только нормы НК РФ. Разница между бухгалтерским и налоговым учетом при расчете налога на прибыль сведена к нулю.

В ПБУ18/02 задекларированы два варианта, по которым можно определить величину налога:

  • по данным БУ;
  • по данным, отраженным в налоговой декларации.

Каким бы способом исчисления ни пользовался налогоплательщик, величина текущего налога на прибыль должна равняться сумме, вписанной в налоговую декларацию.

Обратите внимание! По группе консолидированных налогоплательщиков (КГН) налог отражается на отдельном счете, в целом по группе. Этот счет расчетов с участниками консолидированной группы ведется в БУ ответственного участника КГН (ПБУ 18/02 п. 22).

Общий алгоритм расчета текущего налога на прибыль и регламентирующие его документы мы разобрали. Выясним теперь, как применять формулу расчета текущего налога на прибыль и отражать сумму в отчете о финансовых результатах.

Формула и пример расчета

Для расчета налога на прибыль (НПР) применяется простая формула:

где Нб — налоговая база, а Нс — налоговая ставка. Основная налоговая ставка составляет суммарно 20%: 3% — в федеральную казну и 17% — в бюджет региона.

Наиболее важно определить правильно налоговую базу.

Нб = доходы – расходы.

  1. Признание доходов регламентируется статьями НК РФ: 249, 250, 251.
  2. Признание расходов регламентируется статьями НК РФ: 253, 265, 270.

В них указан перечень доходов и расходов от реализации, а также внереализационного характера, включаемых в налоговую базу; перечислены затраты и поступления, не учитываемые при подсчете налоговой базы.

Пример: пусть доходы от продажи собственной продукции с НДС 20% составили 2160000 руб. Кроме того, получено арендных платежей на сумму 360 000 руб., в том числе НДС 20%. Расходы на производство составили 800000 руб. Заработная плата с отчислениями взносов составила 200000 руб. Амортизационные отчисления — 30000 руб. Рассчитаем налоговую базу.

  • 2160000 / 1,2 = 1800000 руб. (без НДС) – от реализации своей продукции.
  • 360 000 / 1,2 = 300000 руб. (без НДС) – от аренды помещения.

Всего доходов (1800000 + 300000) = 2100000 руб. Расходы: 800000 + 200000 + 30000 = 1030000 руб.

Нб = 2100000 – 1030000 = 1070000 руб. Налог на прибыль (НПР): В федеральный бюджет — 1070000 * 3% = 32100 руб. В региональный бюджет — 1070000 * 17% = 181900 руб. Итого: 181900 + 32100 = 214000 руб.

Можно воспользоваться расчетом по бухгалтерским данным. В общем случае формула расчета текущего налога на прибыль выглядит так: НПР = +/- Условный расход (доход) +/- разница ПНР и ПНД +/- Изменение ОНА +/- Изменение ОНО. Рассмотрим смысл формулы, используя пояснения и расчеты.

Основа равенства – это условный расход по налогу на прибыль. Исчисляется умножением прибыли до налогообложения на ставку налога (если получен убыток, имеется в виду условный доход).

Пусть по данным бухгалтерского учета прибыль до налогообложения — 1500000 рублей. Условный расход будет равен 1500000*20% = 300000 руб. (берется со знаком +).

Постоянный налоговый доход (ПНД, берется со знаком -) и постоянный налоговый расход (ПНР, берется со знаком +) – такими терминами заменены прежние – «постоянные налоговые активы» (ПНА) и «постоянные налоговые обязательства» (ПНО).

Пусть сумма ПНД и ПНР за период + 3000 руб. Размер этого показателя для формулы 3000 * 20% = 600 руб.

Аналогично рассчитываются и изменения по отложенным налоговым активам, обязательствам. Увеличение отложенных активов (ОНА) берется со знаком +, поскольку налог текущего периода они увеличивают. Увеличение отложенных налоговых обязательств (ОНО), напротив, уменьшают текущий налог и учитывается как отрицательное.

Соответственно, уменьшение ОНА по периоду берется со знаком минус, а уменьшение ОНО – с плюсом. Пусть бухгалтерские расчеты показывают суммарно временную разницу ОНА за период + 6000 руб. По ОНО данных нет. В расчет добавится еще 6000*20% = 1200 руб. НПР = 300000 + 600 + 1200 = 301800 руб. – сумма текущего налога на прибыль.

На заметку! Региональные власти могут ввести пониженные ставки для соответствующей части налога. Могут применяться льготные ставки для некоторых налогоплательщиков, прочие ставки (от 9 до 30% для отдельных видов операций и плательщиков).

Как отражают текущий налог на прибыль в учете

Ведение корректного учета является залогом того, что налогооблагаемая прибыль по НУ и по БУ совпадут. Приведенная формула БУ текущего налога на прибыль представляет собой сумму данных на бухгалтерских счетах. Правильность отражения налога в бухучете можно проконтролировать.

Условный расход (доход) отражают на отдельном субсчете счета 99. Для контроля данных сверяются с оборотом по этому субсчету. Для контроля ПНД и ПНР также открывают отдельный субсчет по счету 99. Отрицательная разница между оборотами субсчета показывает ПНД, а положительная – ПНР.

ОНА представляет собой разницу дебетового и кредитового оборота по счету 09, по ОНО такую же информацию дает счет 77.

Текущий налог на прибыль отражается в отчете о финансовых результатах по строке 2410.

Подготовлен новый бланк отчета о финансовых результатах, который будет актуален начиная с отчетности за 2020 год. В нем, кроме привычного текущего налога на прибыль, учитывается так называемый отложенный налог на прибыль. По мысли законодателя, это суммарное изменение ОНО и ОНА, кроме операций, не включаемых в расчет бухгалтерской прибыли. Отложенный и текущий налог на прибыль в новом бланке составляют сумму налога на прибыль за период.

ЧАСТЬ 2. ОСОБЕННАЯ

Раздел 14. ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ

Глава 61. НАЛОГОВЫЕ СТАВКИ

Статья 503. Базовые налоговые ставки на земли сельскохозяйственного назначения

1. Базовые ставки земельного налога на земли сельскохозяйственного назначения устанавливаются в расчете на один гектар и дифференцируются по качеству почв.

2. На земли степной и сухостепной зон устанавливаются следующие базовые налоговые ставки земельного налога пропорционально баллам бонитета:

Базовая налоговая ставка (тенге)

3. На земли полупустынной, пустынной и предгорно-пустынной зон устанавливаются следующие базовые налоговые ставки земельного налога пропорционально баллам бонитета:

Базовая налоговая ставка (тенге)

Статья 504. Базовые налоговые ставки на земли сельскохозяйственного назначения, предоставленные физическим лицам

Базовые налоговые ставки на земли сельскохозяйственного назначения, а также земли населенных пунктов, предоставленные физическим лицам для ведения личного домашнего (подсобного) хозяйства, садоводства и дачного строительства, включая земли, занятые под соответствующие постройки, устанавливаются в следующих размерах:

1) при площади до 0,50 гектара включительно - 20 тенге за 0,01 гектара;

2) на площадь, превышающую 0,50 гектара, - 100 тенге за 0,01 гектара.

Статья 505. Базовые налоговые ставки на земли населенных пунктов (за исключением придомовых участков)

Действие пункта 1 было приостановлено до 1 января 2020 г., в период приостановления данный пункт действовал в редакции статьи 43-1 Закона РК от 25.12.17 г. № 121-VI

В пункт 1 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 27.12.19 г. № 291-VI (см. стар. ред.)

1. Базовые налоговые ставки на земли населенных пунктов (за исключением придомовых участков) устанавливаются в расчете на один квадратный метр площади в следующих размерах:

Категория населенного пункта

Базовые налоговые ставки на земли населенных пунктов, за исключением земель, занятых жилищным фондом, в том числе строениями и сооружениями при нем (тенге)

Базовые налоговые ставки на земли, занятые жилищным фондом, в том числе строениями и сооружениями при нем (тенге)

города областного значения

города районного значения

города областного значения

города районного значения

Остальные города областного значения

85 процентов от ставки, установленной для областного центра

Остальные города районного значения

75 процентов от ставки, установленной для областного центра

При этом категории населенных пунктов устанавливаются в соответствии с классификатором административно-территориальных объектов, утвержденным уполномоченным государственным органом, осуществляющим государственное регулирование в области технического регулирования.

2. Придомовые земельные участки подлежат налогообложению по следующим базовым налоговым ставкам:

В подпункт 1 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 28.12.18 г. № 210-VI (введены в действие с 1 января 2019 г.) (см. стар. ред.)

1) для городов республиканского значения, столицы и городов областного значения:

при площади до 1000 квадратных метров включительно - 0,20 тенге за 1 квадратный метр;

на площадь, превышающую 1000 квадратных метров, - 6,00 тенге за 1 квадратный метр.

По решению местных представительных органов ставки налога на земельные участки, превышающие 1000 квадратных метров, могут быть снижены с 6,00 до 0,20 тенге за 1 квадратный метр;

2) для остальных населенных пунктов:

при площади до 5 000 квадратных метров включительно - 0,20 тенге за 1 квадратный метр;

на площадь, превышающую 5 000 квадратных метров, - 1,00 тенге за 1 квадратный метр.

По решению местных представительных органов ставки налогов на земельные участки, превышающие 5 000 квадратных метров, могут быть снижены с 1,00 тенге до 0,20 тенге за 1 квадратный метр.

Придомовым земельным участком считается часть земельного участка, относящегося к землям населенных пунктов, предназначенная для обслуживания жилого дома (жилого здания) и не занятая жилым домом (жилым зданием), в том числе строениями и сооружениями при нем.

Статья 506. Базовые налоговые ставки на земли промышленности, транспорта, связи, обороны и иного несельскохозяйственного назначения (далее - земли промышленности), расположенные вне населенных пунктов

1. Базовые налоговые ставки на расположенные вне населенных пунктов земли промышленности устанавливаются в расчете на один гектар в следующих размерах пропорционально баллам бонитета:

Базовая налоговая ставка (тенге)

Базовая налоговая ставка (тенге)

2. Земли, предоставленные для нужд обороны, за исключением земель, временно используемых другими землепользователями в соответствии с земельным законодательством Республики Казахстан, подлежат налогообложению по ставкам, установленным пунктом 1 настоящей статьи.

3. Земли, предоставленные для нужд обороны, временно не используемые для нужд обороны и предоставленные для сельскохозяйственных целей другим землепользователям, подлежат налогообложению по ставкам, установленным статьей 503 настоящего Кодекса, с учетом условий пункта 1 статьи 510 настоящего Кодекса.

4. Земли предприятий железнодорожного транспорта, занятые защитными лесными насаждениями вдоль магистральных железных дорог, облагаются налогом по ставкам, установленным статьей 503 настоящего Кодекса, с учетом условий пункта 1 статьи 510 настоящего Кодекса.

Статья 507. Налоговые ставки на земли промышленности, расположенные в черте населенных пунктов

1. Земли промышленности (включая шахты, карьеры), за исключением земель, указанных в пункте 3 настоящей статьи и в статье 509 настоящего Кодекса, облагаются налогом по базовым ставкам, установленным статьей 505 настоящего Кодекса, с учетом условий пункта 1 статьи 510 настоящего Кодекса.

2. Базовые ставки на земли промышленности (включая шахты, карьеры), за исключением земель, указанных в пункте 3 настоящей статьи и в статье 509 настоящего Кодекса, могут быть снижены решениями местных представительных органов. Общее снижение ставок налога на указанные земли с учетом снижения, предусмотренного пунктом 1 статьи 510 настоящего Кодекса, не должно превышать 30 процентов базовой ставки.

3. Земли промышленности, расположенные в черте населенного пункта, занятые аэродромами, облагаются налогом по базовым ставкам, установленным статьей 506 настоящего Кодекса, с учетом условий пункта 1 статьи 510 настоящего Кодекса.

Земли промышленности, расположенные в черте населенного пункта, занятые аэропортами, за исключением земель, занятых аэродромами, облагаются налогом по базовым ставкам, установленным статьей 505 настоящего Кодекса, с учетом условий пункта 1 статьи 510 настоящего Кодекса.

Для целей настоящего Кодекса под аэродромом понимается земельный участок, специально подготовленный и оборудованный для обеспечения взлета, посадки, руления, стоянки и обслуживания воздушных судов.

Статья 508. Налоговые ставки на земли особо охраняемых природных территорий, лесного фонда и водного фонда

1. Земли особо охраняемых природных территорий, лесного фонда и водного фонда, используемые в сельскохозяйственных целях, облагаются земельным налогом по базовым ставкам, установленным статьей 503 настоящего Кодекса, с учетом условий пункта 1 статьи 510 настоящего Кодекса.

2. Земли особо охраняемых природных территорий, лесного фонда и водного фонда, предоставленные физическим и юридическим лицам в пользование для иных целей, помимо сельскохозяйственных, подлежат налогообложению по ставкам, установленным статьей 506 настоящего Кодекса, с учетом условий пункта 1 статьи 510 настоящего Кодекса.

Статья 509. Налоговые ставки на земельные участки, выделенные под автостоянки (паркинги), автозаправочные станции, занятые под казино, а также не используемые в соответствующих целях или используемые с нарушением законодательства Республики Казахстан

1. Земли населенных пунктов, выделенные под автозаправочные станции, подлежат налогообложению по базовым ставкам на земли населенных пунктов, установленным в графе 3 таблицы статьи 505 настоящего Кодекса, увеличенным в десять раз.

Земли других категорий, выделенные под автозаправочные станции, подлежат налогообложению по базовым ставкам на земли населенных пунктов, установленным для земель близлежащего населенного пункта в графе 3 таблицы статьи 505 настоящего Кодекса, увеличенным в десять раз. При этом местным представительным органом определяется близлежащий населенный пункт, базовые ставки на земли которого будут применяться при исчислении налога.

По решению местного представительного органа ставки налога могут быть уменьшены, но не менее установленных статьей 505 настоящего Кодекса.

2. Земли населенных пунктов, занятые под казино, подлежат налогообложению по базовым ставкам на земли населенных пунктов, установленным статьей 505 настоящего Кодекса, увеличенным в десять раз.

Земли других категорий, занятые под казино, подлежат налогообложению по базовым ставкам на земли населенных пунктов, за исключением земель, занятых жилищным фондом, в том числе строениями и сооружениями при нем, установленным для земель близлежащего населенного пункта статьей 505 настоящего Кодекса, увеличенным в десять раз.

Базовые ставки на земли населенного пункта, которые применяются при исчислении налога, устанавливаются местным представительным органом.

По решению местного представительного органа ставки налога могут быть уменьшены, но не менее установленных статьей 505 настоящего Кодекса.

3. Земли населенных пунктов, выделенные под автостоянки (паркинги), подлежат налогообложению по базовым ставкам на земли населенных пунктов, установленным в графе 3 таблицы статьи 505 настоящего Кодекса.

Земли других категорий, выделенные под автостоянки (паркинги), подлежат налогообложению по базовым ставкам на земли населенных пунктов, установленным для земель близлежащего населенного пункта в графе 3 таблицы статьи 505 настоящего Кодекса. При этом местным представительным органом определяется близлежащий населенный пункт, базовые ставки на земли которого будут применяться при исчислении налога.

По решению местного представительного органа базовые ставки налога на земли, занятые под автостоянки (паркинги), могут быть увеличены, но не более чем в десять раз. Увеличение ставок, предусмотренное настоящим пунктом, производится в зависимости от категорий автостоянок (паркингов), устанавливаемых местным представительным органом.

При этом запрещается понижение или повышение ставок земельного налога индивидуально для отдельных налогоплательщиков.

В пункт 4 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 28.10.19 г. № 268-VI (см. стар. ред.)

4. По земельным участкам, предназначенным для строительства объектов и не используемым в соответствующих целях или используемым с нарушением законодательства Республики Казахстан, базовые ставки налога, установленные статьями 505, 506 и 507 настоящего Кодекса и настоящей статьей, кроме ставок, указанных в строках 23 - 26 таблицы статьи 505 настоящего Кодекса, увеличиваются в десять раз с даты вручения уполномоченным органом по контролю за использованием и охраной земель письменного предупреждения собственнику или землепользователю о необходимости использования земельного участка по назначению и (или) устранения нарушения законодательства Республики Казахстан.

Порядок выявления земельных участков, не используемых в соответствующих целях или используемых с нарушением законодательства Республики Казахстан, для целей части первой настоящего пункта и пункта 5 настоящей статьи определяется центральным уполномоченным органом по управлению земельными ресурсами по согласованию с уполномоченным органом.

5. Местные представительные органы на основании предложений местных исполнительных органов имеют право повышать базовые ставки земельного налога, установленные статьей 503 настоящего Кодекса, на земли сельскохозяйственного назначения, не используемые в соответствии с земельным законодательством Республики Казахстан, не более чем в десять раз.

По земельным участкам сельскохозяйственного назначения, не используемым в соответствии с земельным законодательством Республики Казахстан, базовые ставки налога, повышенные в соответствии с положениями настоящего пункта, применяются с даты вручения уполномоченным органом по контролю за использованием и охраной земель письменного предупреждения собственнику или землепользователю о необходимости использования земельного участка по назначению и (или) устранения нарушения законодательства Республики Казахстан.

6. Порядок представления в налоговые органы сведений по земельным участкам, указанным в пунктах 4 и 5 настоящей статьи, уполномоченным органом по контролю за использованием и охраной земель определяется уполномоченным органом.

Статья 510. Корректировка базовых налоговых ставок

1. Местные представительные органы на основании проектов (схем) зонирования земель, проводимого в соответствии с земельным законодательством Республики Казахстан, имеют право понижать или повышать ставки земельного налога не более чем на 50 процентов от базовых ставок земельного налога, установленных статьями 504, 505 и 506 настоящего Кодекса.

При этом запрещается понижение или повышение ставок земельного налога индивидуально для отдельных налогоплательщиков.

Действие части третьей было приостановлено с 1 января 2018 г. до 1 июня 2018 г., в период приостановления данная часть действовала в редакции статьи 43-1 Закона РК от 25.12.17 г. № 121-VI

Такое решение о понижении или повышении ставок земельного налога принимается местным представительным органом не позднее 1 декабря года, предшествующего году его введения, и вводится в действие с 1 января года, следующего за годом его принятия.

Решение местного представительного органа о понижении или повышении ставок земельного налога подлежит официальному опубликованию.

Положения части первой настоящего пункта не распространяются на земельные участки, указанные в статье 509 настоящего Кодекса.

2. При исчислении земельного налога к соответствующим ставкам коэффициент 0 применяют следующие плательщики:

1) юридические лица, определенные пунктом 3 статьи 290 настоящего Кодекса и пунктом 1 статьи 291 настоящего Кодекса;

2) организации, осуществляющие деятельность на территориях специальных экономических зон, - по земельным участкам, расположенным на территории специальной экономической зоны и используемым при осуществлении приоритетных видов деятельности, указанных в статье 708 настоящего Кодекса, с учетом положений, установленных главой 79 настоящего Кодекса;

3) организации, реализующие инвестиционный приоритетный проект, - по земельным участкам, используемым для реализации инвестиционного приоритетного проекта, с учетом положений, установленных статьей 712 настоящего Кодекса;

3. При исчислении налога к соответствующим ставкам коэффициент 0,1 применяют следующие плательщики:

1) оздоровительные детские учреждения - по земельным участкам, используемым ими в деятельности таких детских оздоровительных учреждений по оздоровлению детей;

2) государственные предприятия, основным видом деятельности которых является выполнение работ по противопожарному устройству лесов, борьбе с пожарами, вредителями и болезнями лесов, воспроизводству природных биологических ресурсов и повышению экологического потенциала лесов, - по земельным участкам, используемым ими в данной деятельности;

3) государственные предприятия рыбовоспроизводственного назначения - по земельным участкам, используемым ими в деятельности по воспроизводству рыбы;

4) лечебно-производственные предприятия при психоневрологических и туберкулезных учреждениях;

5) технологические парки - по земельным участкам, используемым для осуществления основного вида деятельности, предусмотренного Предпринимательским кодексом Республики Казахстан.

Положения настоящего подпункта вправе применять технологические парки, соответствующие одновременно следующим условиям:

такие технологические парки созданы в соответствии с законодательством Республики Казахстан в области государственной поддержки индустриально-инновационной деятельности;

50 и более процентов голосующих акций (долей участия) таких технологических парков принадлежат национальному институту развития в области технологического развития;

6) некоммерческие организации, определенные в соответствии с пунктом 1 статьи 289 настоящего Кодекса, за исключением религиозных объединений и некоммерческих организаций, указанных в пункте 4 статьи 289 настоящего Кодекса;

7) юридические лица, определенные пунктом 2 статьи 290 настоящего Кодекса, - по земельным участкам, используемым при осуществлении видов деятельности, указанных в пункте 2 статьи 290 настоящего Кодекса.

4. Положения подпункта 1) пункта 2 и подпунктов 4) и 6) пункта 3 настоящей статьи не применяются в случаях предоставления земельного участка и (или) его части (вместе с находящимися на нем зданиями, строениями, сооружениями либо без них) по договору имущественного найма (аренды), передачи в пользование на иных основаниях или использования их в коммерческих целях, за исключением случая, когда доход от такого предоставления земельного участка и (или) его части по договору имущественного найма (аренды), передачи в пользование на иных основаниях зачисляется в государственный бюджет.

При применении положений части первой настоящего пункта:

плательщики налога обязаны вести раздельный учет объектов налогообложения;

размер земельного налога по части земельного участка определяется по удельному весу площади такой части участка к общей площади всего земельного участка.

Примеры нарушений, повлекших корректировку налоговой базы при применении положений пункта 4, пункта 5 статьи 33 Налогового кодекса.

Пример 1. Учредителем белорусской организации одновременно зарегистрирована фирма на территории Российской Федерации, где данный учредитель также является учредителем и директором. Белорусской организацией в адрес российской фирмы осуществляется поставка товара и оказание услуг по капитальному ремонту и модернизации техники. В ходе проверки собраны доказательства, подтверждающие занижение стоимости товара и услуг, которые фактически напрямую были реализованы и оказаны реальным покупателям резидентам Российской Федерации. Соответственно, разница в стоимости аккумулировалась на счетах российской фирмы для покрытия текущих расходов и формирования незначительной прибыли с целью демонстрации устойчивого финансового положения данной организации перед заказчиками и налоговыми органами Российской Федерации, а остальная часть – «обналичивалась» и использовалась учредителем белорусской организации для собственных целей и выплаты зарплаты «в конвертах». Определена разница в стоимости, на которую увеличена выручка от реализации товаров (работ, услуг).

Пример 2. Проверяемым субъектом неправомерно списана на затраты стоимость услуг индивидуальных предпринимателей по поиску покупателей для реализации товаров, которые одновременно состояли в трудовых отношениях и числились в штате организации менеджерами по продажам. Доказано, что якобы найденные индивидуальными предпринимателями покупатели товаров и ранее покупали у организации аналогичные товары, а на самом деле поиск покупателей и заключение договоров по реализации товаров осуществляли они же, как штатные менеджеры.

Пример 3. Проверяемым субъектом неправомерно списаны на затраты бухгалтерские услуги индивидуального предпринимателя (далее – ИП), который раннее, до дня госрегистрации ИП, как физическое лицо состоял в трудовых отношениях и числился в штате организации в должности бухгалтера. Стоимость оказанных бухгалтерских услуг в качестве ИП, которые выполнялись в течение четырех последних дней декабря месяца, превысила выплачиваемую ранее заработную плату в 84 раза, причем в месяце оказания услуг было проведено всего 3 бухгалтерских проводки по отражению своих же услуг.

При этом установлено, что никаких существенных изменений в организации работы и оказании бухгалтерских услуг не произошло, объемы выполняемых работ не увеличились, квалификация индивидуального предпринимателя не повышалась. Кроме того, в период оказания бухгалтерских услуг в качестве ИП, указанное физическое лицо числилось штатным сотрудником в должности главного бухгалтера с 8 часовым рабочим днем еще в 5 организациях. А из 12 оказанных проверяемому субъекту услуг, перечисленных в отчете о выполненных работах (услугах), нашла свое подтверждение только одна.

Кроме того, завышались затраты за счет различных услуг оказанных индивидуальными предпринимателями, являющимися одновременно работниками ООО, которые фактически не оказывались.

С учетом собранных доказательств в ходе проверки проведена корректировка налоговой базы по НДС и налогу на прибыль.

Пример 11. Одним из видов деятельности проверяемого субъекта, применяющего общеустановленную систему налогообложения, являлась сдача техники в аренду, как с экипажем, так и без него. Вместе с тем, при проведении проверки установлены факты, когда в состав выручки от реализации товаров (работ, услуг) проверяемая организация не включила стоимость фактически оказанных ею услуг по предоставлению техники в аренду с экипажем. Такие сделки документально оформлялись как услуги, оказываемые аффилированной организацией (далее – подконтрольный субъект). Выручка от реализации услуг отражалась подконтрольной организацией, применяющей УСН, в то время как затраты, учитываемые при налогообложении, аккумулировались проверяемым субъектом. Учитывая совокупность собранных доказательств, подтверждающих выполнение услуг проверяемым субъектом, откорректирована выручка от реализации товаров (работ, услуг).

Налоговая нагрузка – один из главных показателей, по которым вычисляется определенный минимум по уплате взносов в бюджет. Если предприятие по результатам деятельности не «дотянуло» до минимума в своей сфере, то это может стать поводом для выездной проверки налоговиками. Федеральная налоговая служба на своем сайте опубликовала новые значения налоговой нагрузки по видам экономической деятельности за 2021 год – рассмотрим, что поменялось и как вычислить свою налоговую нагрузку.

Что такое налоговая нагрузка

Этот термин обозначает долю выручки, уплаченную предприятием в бюджет. Зачастую по значению данного коэффициента налоговая инспекция понимает, достаточно ли честно ведется бизнес. ФНС рассчитывает средние значения нагрузки по каждому виду деятельности и публикует таблицы с коэффициентами.

Также значение налоговой нагрузки используют банки, когда принимают решение о выдаче кредита или обслуживании компании. Если размер выплат в бюджет от общего оборота по счету меньше, чем установленный законом, то бизнес считается недобросовестным.

Безопасные значения налоговой нагрузки в 2021 году

Данные значения меняются каждый год и публикуются ФНС в соответствии с данными статистической отчетности. Ниже представлена таблица с коэффициентами, которыми руководствуются налоговики в 2020 году.

До середины 2021 года налоговики используют показатели за 2019-й, и только к середине года будут рассчитаны новые данные, собранные за 2020 год. Ниже представлена таблица с актуальными коэффициентами, которыми сейчас руководствуется ФНС.

Налоговая нагрузка, %

Справочно: фискальная нагрузка по СВ, %

Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство, рыбоводство – всего

растениеводство и животноводство, охота и предоставление соответствующих услуг в этих областях

лесоводство и лесозаготовки

Добыча полезных ископаемых — всего

добыча топливно-энергетических полезных ископаемых — всего

добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических

Обрабатывающие производства – всего

производство пищевых продуктов, напитков, табачных изделий

производство текстильных изделий, одежды

производство кожи и изделий из кожи

обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели, производство изделий из соломки и материалов для плетения

производство бумаги и бумажных изделий

деятельность полиграфическая и копирование носителей информации

производство кокса и нефтепродуктов

производство химических веществ и химических продуктов

производство лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях

производство резиновых и пластмассовых изделий

производство прочей неметаллической минеральной продукции

производство металлургическое и производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования

производство машин и оборудования, не включенные в другие группировки

производство компьютеров, электронных и оптических изделий

производство электрического оборудования

производство прочих транспортных средств и оборудования

производство автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов

Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха - всего

производство, передача и распределение электроэнергии

производство и распределение газообразного топлива

производство, передача и распределение пара и горячей воды; кондиционирование воздуха

Если предприятие занимается несколькими видами деятельности, то нужно ориентироваться на значения налоговой нагрузки для того, который указан основным. В случае, когда компания перешла на работу в другой отрасли, необходимо своевременно вносить данные об этом в ЕГРЮЛ. Если деятельность предприятия не попадает ни под один из видов, указанных в списке выше, то нужно искать значения для ближайшего по своей отрасли.

Как посчитать налоговую нагрузку

В первую очередь нужно понимать, что именно брать для расчета. Согласно последним указаниям налоговиков:

  • выручка берется без акцизных сборов и НДС;
  • страховые взносы исключаются из расчета;
  • доход берется из строки 2110 годового отчета о финансовых результатах;
  • в сумму налогов включается уплаченный НДФЛ.

Коэффициент налоговой нагрузки вычисляется по формуле:

Налоговая нагрузка = Сумма уплаченных налогов / Доходы * 100.

Пример расчета

Из налоговой декларации машиностроительного предприятия следует, что компания за прошлый год выплатила налоги на сумму 850 000 руб. При этом страховые взносы составили 330 000 руб. Выручка компании – 9,5 млн. руб. (без НДС). Рассчитаем имеющуюся налоговую нагрузку:

850 000 / 9 500 000 * 100 = 8,94.

Нагрузка по страховым взносам равна:

330 000 / 9 500 000 * 100 = 3,47.

Теперь нужно сравнить полученные величины со средними отраслевыми. Для машиностроения общая нагрузка равна 9,9, а по страховым взносам – 4,4. Можно подвести итог, что данное предприятие платит меньше налогов, чем компании в среднем в этой отрасли предпринимательства. Поэтому бизнес находится под пристальным вниманием фискалов – предприятие может быть включено в план выездных проверок налоговой или потребуется объяснение с ФНС.

Формулы расчетов для разных видов налогообложения

Налоговая инспекция рассчитывает нагрузку для каждого предприятия отдельно, в зависимости от типа налогообложения и разновидности налогов. Рассмотрим подробнее методы вычисления для каждого частного случая.

Для организаций на ОСНО

Налоговая нагрузка = (Сумма НДС к уплате в бюджет + Сумма налога на прибыль, посчитанная к уплате) / Выручка * 100,

  • сумма НДС берется из стр. 40, разд. 1 декларации НДС;
  • величина налога – из стр. 180, лист 2 декларации на прибыль;
  • выручка – из стр. 2110 бухгалтерской отчетности.

Для индивидуальных предпринимателей на ОСНО

Налоговая нагрузка = НДФЛ / Общая сумма налогооблагаемого дохода * 100,

  • НДФЛ берется из стр. 40, разд. 1 декларации 3-НДФЛ;
  • величина дохода – из стр. 60, разд. 2 декларации 3-НДФЛ.

Для индивидуальных предпринимателей и организаций на УСН

Налоговая нагрузка = Сумма перечисленного налога / Сумма полученного дохода * 100,

  • сумма налога берется из стр. 133, разд. 2.1.1, 2.1.2 и стр. 273, 280, разд. 2.2 декларации по УСН;
  • сумма доходов – из стр. 113, разд. 2.1.1, 2.1.2 и стр. 213, разд. 2.2 декларации по УСН.

Для индивидуальных предпринимателей и организаций на ЕСХН

Налоговая нагрузка = Сумма исчисленного налога / Сумма полученных доходов * 100,

  • величина налога берется из стр. 50, разд. 2 декларации по ЕСХН;
  • сумма дохода берется из стр. 10, разд. 2 декларации по ЕСХН.

Если у предприятия есть обязанности по уплате транспортного, водного и земельного налогов, акцизным сборам, НДПИ, пользованию ресурсами, то они тоже включаются в подсчет.

Нагрузка по НДС

Для компаний, использующих этот вид налога, фискальная служба рассчитывает также удельный вес вычетов по следующей формуле:

Удельный вес вычетов = Общая сумма вычетов / Общая сумма начисленного НДС * 100%,

  • сумма вычетов берется из строки 190, разд. 3 декларации НДС;
  • сумма НДС – из строки 118, разд. 3 декларации НДС.

Если результат вычислений больше 89%, то предприятие будет отнесено к группе риска, поэтому стоит перед каждой подачей декларации проверять удельный вес вычетов по НДС. В случае превышения лучше перенести часть вычетов на будущее либо оставить как есть и подготовить ответы на вопросы налоговиков и подтверждающие документы.

Нагрузка по НДФЛ

Вычисление налоговой нагрузки по НДФЛ определяется по формуле:

Налоговая нагрузка по НДФЛ = Исчисленный НДФЛ / Общая сумма доходов от этой деятельности * 100%.

Налоговая инспекция потребует объяснений, если полученное значение будет слишком низким. Для юридических лиц важным показателем здесь будет динамика выплат, ФСН обратит пристальное внимание на компанию, если:

  • Суммы НДФЛ уменьшились относительно прошлых периодов более чем на 10% по итогам квартала или года.
  • По размеру НДФЛ было выявлено, что на предприятии выплачиваются заработные платы ниже среднего уровня по региону.
  • Также просматриваются суммы страховых взносов – не снизились ли они при том же самом количестве сотрудников.

Как контролировать налоговую нагрузку

Налоговики при составлении плановых проверок в первую очередь включают в нее компании:

  • работающие с отрицательными показателями доходности;
  • с большой долей вычетов по НДФЛ или НДС;
  • с заниженным уровнем нагрузки по основным взносам, соответствующим выбранной системе налогообложения;
  • с долгами по оплате налогов;
  • с уменьшенными относительно прошлых годов объемами взносов в бюджет;
  • применяющие необоснованные льготы на уплату налогов.

Все эти факторы ведут к тому, что фискальная служба начинает сомневаться в «добросовестности» предприятия и на имя руководителя отправляется официальный запрос с требованием объяснить несоответствия. Если ответ будет невнятным или не соответствующим реальному положению дел, то не избежать проверки.

С другой стороны, анализ обязан проводиться и внутри предприятия для своевременного обнаружения проблем с налоговой политикой и выявления ее нерациональности. В этом случае можно будет выполнять ряд мер, корректирующих налогооблагаемую базу с планированием налоговой нагрузки. Этим может заниматься лично руководитель или главный бухгалтер под контролем владельца бизнеса.

Нужно будет внимательно следить, чтобы налоговая нагрузка не была меньше более чем на 1% среднестатистической по отрасли. Коэффициент может быть больше указанного ФНС, но это будет означать, что предприятие переплачивает налоги. Чтобы спланировать нагрузку по взносам в бюджет, нужно:

  • проверить текущий требуемый уровень налоговой нагрузки;
  • спланировать нагрузку по каждому виду налогов и по предприятию в целом;
  • определить методы, которыми можно будет достигнуть намеченный результат;
  • контролировать выполнение задания и периодически самостоятельно делать расчеты.
  • Своевременная смена налоговой политики позволит избежать выездной проверки налоговиками.

Как объяснить низкую налоговую нагрузку

Практически у каждого недавно открывшегося предприятия уровень будет ниже требуемого по законодательству. Обычно фискальные службы учитывают дату создания компании при каждой проверке документов, но может понадобиться дополнительно предоставить разъяснения в ФНС.

Сложнее будет тем компаниям, которые работают не один год, и за последнее время налоговая нагрузка уменьшилась. В этом случае чаще всего причиной указывается деятельность по нескольким ОКВЭД – налоговики часто используют для просчетов только основной вид экономической деятельности, поэтому данные могут быть завышены. В этом случае можно:

  • сменить основной ОКВЭД и сообщить в фискальную службу, что и раньше работали по нему – законодательно это не запрещено;
  • самостоятельно посчитать налоговую нагрузку отдельно по каждому виду деятельности компании.

Пересчет нагрузки может быть полезен и в плане проверки – включили ли в расчет налоговой нагрузки НДФЛ. Об этом налоге в ФНС нередко забывают, и в итоге получается завышенный показатель.

Если все значения рассчитаны правильно, то предприятие может объяснить свой заниженный коэффициент налоговой нагрузки так:

  • осуществляется не только производственная деятельность, но есть и инвестиционные вложения;
  • много усилий направлено на развитие производственной (или торговой) сети;
  • началось осваивание нового вида деятельности (подойдет для компаний, работающих уже несколько лет).

Можно также указать налоговикам данные из статистики по конкретному региону и отрасли, что за данный период были объективные причины ухудшения дел. Это может быть упадок в сфере деятельности бизнеса или в смежной сфере, где находятся главные покупатели и т. д. Например, часто указываются такие объективные обстоятельства уменьшения налоговой нагрузки:

  • снижение объемов продаж продукции;
  • сильное повышение стоимости сырья у поставщиков;
  • рост административных расходов, заработных плат сотрудников, других издержек.

Все данные необходимо подкреплять отчетами из прошлых периодов, где все было в порядке и налоговая нагрузка была выше. Тогда будет видно, что компания действительно в данное время столкнулась с проблемами, которые потянули за собой уменьшение перечислений в бюджет.

Некоторые послабления для клиентов банков

До конца сентября 2020 года предусмотрены некоторые послабления для юридических лиц в качестве меры поддержки бизнеса в посткарантинный период. Они касаются клиентов банков – теперь организации с налоговой нагрузкой менее 0,9% от оборота не будут считаться подозрительными, как это было раньше. Предельная граница доли налоговых платежей от суммы оборота по счету может составлять минимум 0,5%.

Главными критериями, по которым банки определяют благонадежность своих клиентов, теперь являются:

  • Минимальная налоговая нагрузка – временно от 0,5%, с начала октября вернется к докризисным 0,9%.
  • Отсутствие в списке у компании-клиента банка покупателей или поставщиков из списков 550-П и 639-П, уличенных в нарушении законодательства.

Наличие платежей, которые свидетельствуют о реальности деятельности бизнеса. Например, оплата со счета предприятия за воду, интернет, канцтовары, аренду офиса, телефон, зарплаты и других социальных взносов сотрудникам, страховых взносов, НДФЛ и т. д.

Достаточно частые снятия наличности или вывод средств с корпоративной карты через займы физическим лицам, в том числе руководителю.

Все эти меры направлены на отслеживание компаний, которые занимаются «отмыванием» денег. Поэтому чем реальнее траты и поступления на счет предприятия, тем благонадежнее бизнес в глазах банков.

12 апреля Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда вынесла Определение № 306-ЭС20-20307 по делу № А72-18565/2019, в котором прояснила вопрос корректировки налоговой базы по налогу на прибыль на выявленные ошибки прошлых налоговых периодов.

В декларации по налогу на прибыль за 2018 г. ООО «Евроизол» заявило расходы на 99 тыс. руб., отразив их как корректировку налоговой базы на выявленные ошибки (искажения), относящиеся к прошлым налоговым периодам, которые привели к излишней уплате налога. Данная сумма расходов являлась безнадежной к взысканию суммой задолженности перед налогоплательщиком со стороны общества «ТД Порфирит-Урал», сведения о котором были исключены из ЕГРЮЛ в 2016 г.

По результатам камеральной проверки уточненной налоговой декларации ИФНС России по Засвияжскому району г. Ульяновска отказалась привлекать общество к ответственности за совершение налогового правонарушения, доначислив ему недоимку по налогу на прибыль почти на 20 тыс. руб. Основанием для отказа в признании рассматриваемой суммы затрат в 2018 г. и доначисления налога послужил вывод налогового органа о том, что безнадежную к взысканию задолженность следовало списать еще в 2016 г. при ликвидации контрагента и учесть ее в том же налоговом периоде для целей налогообложения. Поэтому, заключили налоговики, неправомерно отражение этой суммы в налоговой декларации за 2018 г. Впоследствии региональное УФНС России поддержало решение инспекции.

Налогоплательщик оспорил решение ИФНС в арбитражном суде, который удовлетворил его заявление. Первая инстанция сочла, что в силу п. 1 ст. 54 НК РФ общество было вправе учесть в 2018 г. расходы, относящиеся по периоду своего возникновения к 2016 г., поскольку допущенная ошибка (искажение) в определении периода учета расходов не привела к неуплате налога и не имела негативных последствий для казны.

В дальнейшем апелляция отменила это решение и отказала в удовлетворении требований общества. Вторая инстанция указала на отсутствие всей совокупности условий, предусмотренных п. 1 ст. 54 НК, при которой расходы, не учтенные в предыдущих налоговых периодах, могут быть учтены при исчислении налога на прибыль за текущий период. По мнению апелляционного суда, в рассматриваемом случае не было выполнено условие об излишней уплате налога за 2016 г., поскольку в указанном налоговом периоде общество понесло убыток свыше 20 млн руб. и не уплачивало в бюджет налог в связи с отсутствием прибыли. Окружной суд поддержал постановление апелляции.

В кассационной жалобе в Верховный Суд общество сослалось на существенные нарушения норм материального права судами апелляционной и кассационной инстанций.

Судебная коллегия по экономическим спорам ВС напомнила, что по общему правилу, установленному в абз. 2 п. 1 ст. 54 НК, ошибки (искажения) в исчислении налоговой базы, относящиеся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, исправляются за период, в котором они были совершены. Согласно п. 1 ст. 81 НК при обнаружении налогоплательщиком в поданной им в инспекцию декларации недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы уплачиваемого налога, он вправе внести необходимые изменения в данный документ и представить уточненную налоговую декларацию.

С 1 января 2009 г., отметил Суд, в абз. 3 п. 1 ст. 54 НК РФ закреплено право налогоплательщика произвести перерасчет налоговой базы и суммы налога за налоговый (отчетный) период, в котором ошибки (искажения) были выявлены, если они привели к излишней уплате налога. Из содержания пояснительной записки к проекту этих поправок следовало, что они направлены на совершенствование регулирования отдельных вопросов налогового администрирования касательно регламентации контрольных полномочий налоговых органов. Соответственно, пояснил ВС, правила перерасчета налоговой базы в периоде выявления ошибки (искажения) должны толковаться и применяться таким образом, чтобы исключать формальное возникновение недоимок при отсутствии неблагоприятных материальных последствий для государства в результате допущенных при исчислении налогов ошибок.

Они также должны обеспечить уменьшение административного бремени, возлагаемого на налогоплательщиков в связи с устранением таких ошибок (искажений), и эффективность работы налоговых органов, поскольку необходимость подачи уточненных деклараций по каждому факту исправления в соответствии с ранее действовавшим регулированием влекла бы за собой проведение отдельных камеральных налоговых проверок в каждом из этих случаев. При этом судебная практика исходит из правомерности перерасчета в текущем налоговом периоде налоговой базы, если ранее допущенные ошибки не имеют негативных последствий для казны. Исправление их не посредством подачи уточненной декларации за предыдущий налоговый период, а путем отражения исправленных сведений в текущей налоговой декларации также допускается судами.

Верховный Суд добавил, что вопреки выводам апелляции и кассации возможность перерасчета налоговой базы не ограничивается только случаями получения налогоплательщиком положительного финансового результата в периоде возникновения ошибки и не обусловливается излишней уплатой налога исключительно в этот период, поскольку такие ограничения не вытекают ни из буквального содержания абз. 3 п. 1 ст. 54 НК, ни из телеологического толкования этой нормы.

Со ссылкой на Постановление Президиума ВАС РФ от 16 ноября 2004 г. № 6045/04 Суд пояснил, что невключение расходов в налогооблагаемую базу в периоде, в котором они возникли, могло привести в этом периоде либо к завышению налогооблагаемой прибыли и переплате налога на прибыль, либо к занижению убытка. В первом случае неправильный учет повлек бы излишнюю уплату налога, что компенсирует занижение налога в следующем периоде, во втором – увеличилась бы сумма убытка, на которую в силу права налогоплательщиков на перенос накопленного убытка уменьшалась бы налогооблагаемая прибыль последующих налоговых периодов.

«Следовательно, вне зависимости от финансового результата деятельности налогоплательщика (прибыль или убыток), полученного в периоде возникновения ошибки (искажения), для целей применения абз. 3 п. 1 ст. 54 Налогового кодекса значение имеет влияние допущенной ошибки (искажения) на состояние расчетов с бюджетом в этом и (или) последующих периодах – до периода, в котором налогоплательщиком заявлен перерасчет. В данном случае, как указывалось налогоплательщиком и не опровергнуто налоговым органом при рассмотрении дела в судах трех инстанций, увеличение убытка за 2016 г. (208 430 096 руб.) на сумму вновь выявленных расходов (99 458 руб.) не могло привести к неуплате налога за названный налоговый период, и с учетом установленного ст. 283 Налогового кодекса права налогоплательщика на перенос накопленного убытка должно повлечь за собой излишнюю уплату налога в 2017–2018 гг., что свидетельствует о соблюдении налогоплательщиком условий, указанных в абз. 3 п. 1 ст. 54 Налогового кодекса», – отмечено в определении.

Экономколлегия добавила, что налоговым органом в нарушение ч. 5 ст. 200 АПК РФ не доказано наличие у общества по итогам 2016–2017 гг. неуплаченных сумм налога на прибыль. В ходе судопроизводства по делу ИФНС также не оспаривалось соблюдение обществом положений п. 2.1 ст. 283 Налогового кодекса, ограничивающих с 1 января 2017 г. по 31 декабря 2021 г. предельный объем переносимого убытка (не более 50% налоговой базы). Доказательства, которые бы позволяли утверждать о нарушении нормы в связи с включением в налоговую базу 2018 г. расходов, ошибочно неучтенных в предшествующих налоговых периодах, в материалах дела также отсутствуют. Таким образом, ВС отменил судебные акты апелляции и кассации, оставив в силе решение первой инстанции.

Старший партнер юридической фирмы INTELLECT Роман Речкин позитивно оценил позицию Верховного Суда. По его словам, только такой подход позволяет установить размер действительных налоговых обязательств налогоплательщика. «Поскольку спор связан с исчислением налога на прибыль организаций, размер которого должен определяться экономически, исходя из финансового результата, с учетом реального дохода и реальных затрат налогоплательщика, искусственная корректировка экономических показателей налогоплательщика по формальным основаниям недопустима. Как справедливо отметила Коллегия, такая корректировка в любом случае повлечет искажение действительных налоговых обязательств налогоплательщика», – отметил он.

При этом эксперт подчеркнул, что абз. 3 п. 1 ст. 45 НК истолкован Судом расширительно: «Формально норма дает налогоплательщику право произвести перерасчет налоговой базы и суммы налога в периоде выявления ошибок только “в случае невозможности определения периода совершения ошибок (искажений)”, однако в данном деле контрагент исключен из ЕГРЮЛ в 2016 г. – т.е. период совершения ошибки, очевидно, известен».

Кроме того, по словам Романа Речкина, позиция ВС РФ значима еще и потому, что Судебная коллегия подтвердила право налогоплательщика выбрать способ исправления ошибок (искажений) либо посредством подачи уточненной декларации за предыдущий налоговый период (с последствием в виде повторной камеральной проверки), либо путем отражения исправленных сведений в текущей налоговой декларации.

Адвокат АП г. Москвы Марина Дарьина отметила, что ВС РФ фактически разрешил перенести убыток прошлых лет на будущий налоговый период. «При этом нужно учитывать тот факт, что требования ст. 54 НК РФ к возможности учета ошибок (искажений), выявленных за прошлые налоговые периоды, не являются столь жесткими по сравнению с требованиями ст. 283 НК РФ, которые предъявляются к налогоплательщику при переносе убытков прошлых лет», – подчеркнула она.

По мнению эксперта, судебный акт ВС разрешает налогоплательщику в том числе переносить убыток прошлых лет более доступным способом, следуя требованиям ст. 54 НК РФ, а не норме, отвечающей за перенос убытков, указав, что переносимая сумма является ошибкой (искажением). «Из чего следует данный вывод? Суды трех инстанций не уделили должного внимания раскрытию обстоятельств выявления налогоплательщиком факта ошибки (искажения) в исчислении налоговой базы в виде безнадежной к взысканию суммы задолженности перед налогоплательщиком. То есть не исследован и не доказан момент обнаружения налогоплательщиком факта ошибки, момент, когда сумма задолженности перед ним стала безнадежной к взысканию. Суды также не стали выяснять, является ли это ошибкой либо данная сумма могла быть выявлена обществом при соблюдении определенных обстоятельств. При анализе обстоятельств дела ВС РФ ссылался на соответствующее постановление ВАС РФ и даже на пояснительную записку к законопроекту, что делается им довольно редко и говорит о наличии пробела в судебной практике при разрешении подобных ситуаций», – отметила Марина Дарьина.

Читайте также: