Статистика и аналитика федеральная налоговая служба

Опубликовано: 14.07.2024

За восемь месяцев этого года поступления администрируемых службой доходов в консолидированный бюджет за восемь месяцев 2020 года составили: налог на прибыль - 2,7 трлн рублей, НДС - 2,6 трлн рублей, НДФЛ - 2,5 трлн рублей, НДПИ - 2,6 трлн рублей. При этом поступления по ненефтегазовым доходам за этот период снизились на 2,6%. По НДС они сохраняются почти на уровне прошлого года - поступило 2,6 трлн рублей, что на 1,4% меньше.

Открывая заседание, глава ФНС России Даниил Егоров отметил, что за этот период из-за пандемии и введенных в связи с ней ограничений сильно изменилась среда, в которой работает ведомство, но служба адаптировалась к новым условиям и в полной мере осуществляет свои функции. "Несмотря на ряд ограничений в администрировании по контрольной и судебной работе, задолженности, динамика поступлений налогов сохранилась на соответствующем уровне", - сообщил он.

Одновременно с постепенной отменой ограничительных мер и восстановлением бизнес-активности начал постепенно сокращаться разрыв между динамикой поступлений текущего и прошлого годов. По итогам января-августа поступления снизились на 12% и составили 13,2 трлн рублей, тогда как в июне и августе - на 17 и 14% соответственно. Поступления в федеральный бюджет составили 5,36 трлн рублей.

Несмотря на непростую экономическую ситуацию, страховые взносы демонстрируют положительную динамику - поступило 4,56 трлн рублей - на 2% больше, чем в прошлом году, а по НДФЛ - 2,5 трлн рублей с 2,6% роста. При этом поступления НДФЛ отражают постепенное восстановление уровня доходов граждан. Так, в апреле и мае они снизились на 19% и 14%. С июня же фиксируется рост поступлений: в июне - на 2,8%, в июле - на 6,1%, в августе - на 14,5%.

О восстановлении деловой активности также свидетельствуют данные АСК ККТ. Начала восстанавливаться выручка: в июле + 3,7% по сравнению с мартом, а в августе + 4%.

С учетом моратория на проведение проверок во II квартале 2020 года за I полугодие 2020 года их количество снизилось на 65%: с 4,9 до 1,7 тыс. Сумма поступлений по контрольно-аналитической работе снизилась на 15% - до 135 млрд рублей. При этом поступления по аналитической работе выросли на 4,5% - до 64 млрд рублей. 48% от них были уплачены вне рамок налоговых проверок - плательщики уточнились добровольно.

В связи с пандемией было приостановлено взыскание задолженности, что сказалось на росте долга на сумму более 300 млрд рублей. Показатель DTI незначительно вырос, по сравнению с 6,1% на 1 января 2020 года, составив 7,5% на 1 августа. "За счет этой меры удалось обеспечить почти полностью бесконфликтные отношения с налогоплательщиками в период активной фазы ограничений деловой активности. Приоритет был отдан мягким мерам урегулирования долга", - подчеркнул Даниил Егоров.

Руководитель ФНС России также рассказал о других мерах поддержки, которые были оказаны налогоплательщикам в связи с пандемией. Так, 2,2 млн компаний с 7,5 млн работников получили субсидии на сохранение численности работающего персонала - 90,9 млрд рублей. 293 тыс. компаний с 1 млн сотрудников получили 11,6 млрд рублей субсидий на дезинфекцию и профилактику. 2 млн субъектов МСП из пострадавших отраслей и социально ориентированных некоммерческих организаций были освобождены от уплаты налогов и взносов за II квартал 2020 года - на 75 млрд рублей по уже поданным декларациям. Компаниям были предоставлены отсрочки на 30 млрд рублей, а рассрочки - на сумму более 25 млрд рублей.

Фото: Александр Астафьев/POOL/ТАСС

Фото: Александр Астафьев/POOL/ТАСС

Для оперативного взаимодействия с бизнесом, мониторинга экономики и доходов бюджета были созданы ситуационные центры. В них поступило более 20 тыс. обращений. Эта информация позволила правительству выработать необходимые решения по поддержке налогоплательщиков.

Урегулировать вопросы о предоставлении рассрочек и отсрочек помогли долговые центры. Адресно взаимодействуя с налогоплательщиками, попавшими в сложную финансовую ситуацию, специалисты помогают им урегулировать задолженность и уплатить налоги по согласованному графику. С апреля 2019 года долговые центры работают в Волгоградской, Вологодской, Калининградской, Мурманской, Саратовской, Ульяновской областях, Республике Башкортостан, Удмуртской Республике и Приморском крае. Даниил Егоров сообщил, что после 1 октября 2020 года такие центры будут созданы еще в девяти регионах.

В условиях режима ограничений количество рассмотренных жалоб по налоговым спорам снизилось на 17,2%. При этом была организована система ежедневного сбора информации о любых обращениях, связанных с вопросами предоставления мер государственной поддержки. "Полученная информация использовалась для решения вопросов об изменении отдельных параметров и правил мер поддержки в режиме онлайн. В дальнейшем мы используем этот опыт при решении ключевой задачи досудебного блока - развитии обратной связи с источником возникновения спора", - отметил глава ФНС.

Фото: Александр Астафьев / POOL / ТАСС

Фото: Александр Астафьев / POOL / ТАСС

Он также рассказал о развитии ЕГР ЗАГС, куда из региональных информационных систем было загружено более 77 млн записей всех типов, зарегистрированных в 2006-2018 гг. Это составляет 99,94 % от планового показателя конвертации, установленного Минюстом России. Также к системе в полном объеме были подключены органы соцзащиты населения субъектов РФ для выплат на детей в возрасте от 3 до 7 лет. Они могут запрашивать необходимые сведения в режиме "запрос-ответ" через СМЭВ.

В завершение Даниил Егоров напомнил, что ЕНВД прекращает действовать с 1 января 2021 года. Подавать заявление о прекращении применения этого режима не нужно - плательщики будут автоматически сняты с учета. Однако до конца 2020 года им следует выбрать альтернативный налоговый режим. Если организация или предприниматель не сделают этого самостоятельно, то будут переведены на общий режим налогообложения. Выбрать наиболее подходящий режим поможет специальный сервис на сайте ФНС России.

Такая форма контроля как налоговый мониторинг в 2019 году продолжает оставаться привилегией для нескольких десятков крупных компаний. Однако он с каждым годом расширяется и охватывает всё большее число организаций. Рассказываем на основании официальных данных ФНС России, в чём преимущества налогового мониторинга для компаний, согласившихся на него.

Статистика и цифры

Подведены итоги налогового мониторинга ФНС России в 2017 году.

C:\Users\Вова\Desktop\БУХГУРУ\январь 2019\ВЕБ Результаты налогового мониторинга статистика на 2019 год\nalogovyj-monitoring.jpg

По официальным данным, благодаря проведению налогового мониторинга затраты бизнеса на сопровождение налоговых проверок в 2017 году сократились на 1/3.

А именно, 21 компания, которая перешла на налоговый мониторинг и обеспечила доступ проверяющих к своим учетным системам, благодаря такому способу взаимодействия с ФНС сократила трудозатраты на сопровождение налоговых проверок на 30%. В частности, экономия по пеням составила 31,2 млн рублей.

На 93% снизилась сумма начисленных пеней по сравнению с предыдущими периодами, так как мотивированное мнение налоговых органов освобождает от пеней.

  • среднее количество уточненных налоговых деклараций снизилось на 9%;
  • количество требований о представлении пояснений и документов сократилось на 54%;
  • среднее количество документов, представленных по требованию, уменьшилось на 77%.

Сумма уточненных обязательств в рамках налогового мониторинга увеличилась в 13 раз, что составило 177 млн рублей. В том числе, по мотивированным мнениям сумма уточненных налоговых обязательств выросла в 9 раз, или на 68 млн рублей.

С 2016 года налоговые органы выпустили 30 мотивированных мнений. Совокупная сумма налога по урегулированным налоговым позициям составила более 23 млрд рублей.

Всего в 2017 году компании, работающие в рамках налогового мониторинга, заплатили 607 млрд рублей налогов.

Для сравнения: в 2016 году эта цифра составляла 474 млрд рублей, т. е. рост – 28,1%.

Суть мониторинга

Налоговый мониторинг введен с 1 января 2016 года. Традиционные проверки он заменяет на онлайн-взаимодействие с налоговым органом.

В итоге, удаленный доступ к информационным системам компании и его бухгалтерской и налоговой отчетности позволяет:

  • оперативно согласовывать подходы к налогообложению без суда;
  • консультироваться о совершенных и планируемых сделках.

Для ФНС налоговый мониторинг – это стратегическое направление. Такая форма налогового контроля максимально учитывает специфику бизнеса и отрасли.

За последние 3 года крупнейшие налогоплательщики уже успели оценить привлекательность такой модели налогового администрирования.

Участники налогового мониторинга в зависимости от собственной технической подготовленности могут выбрать способ взаимодействия с Налоговой службой. В итоге:

  • 36% участников предоставляют доступ в учетную систему организации;
  • 25% обеспечивают доступ в аналитическую витрину данных, где организация публикует информацию для налогового органа;
  • 39% организаций обмениваются информацией по ТКС.

Доступ к данным системы бухгалтерского и налогового учета обеспечивает:

  • сверку данных этих учетов;
  • проверку документов-оснований для отражения каждой операции в учете;
  • непрерывность и хронологическую последовательность всех транзакций в режиме реального времени.

Также преимущество в том, что налоговый мониторинг позволяет компании быстрее урегулировать все спорные и неопределенные налоговые позиции. При этом налоговый период (год) закрывается в течение 9 месяцев последующего периода, тогда как при камеральных и выездных проверках средний срок налогового контроля превышает 5 лет.

Собрала сайты со статистикой и исследованиями, которыми пользуюсь, когда ищу фактуру для статей.

4. Единая информационная система в сфере госзакупок — цены, товары, распределение по ведомствам и регионам.

6. Министерство финансов — макроэкономика и предпринимательская активность.

20. Центробанк — инфляция и курсы валют, а еще статистика по банковскому сектору, рынку ценных бумаг, страхованию.

Файл дополняется коллективно, надеюсь, дойдем до 100:

37. Дом.рф — аналитика по жилищному строительству и ипотечному кредитованию.

38. Мосбиржа — статистика по брокерским счетам, ИИС, участникам торгов.

39. «Фаостат» — статистика по сельскому хозяйству со всего мира.

42. НАФИ — аналитика, прогнозы, опросы о финансах, недвижимости, ИТ-технологиях и бизнесе.

44. Worldometers — главные цифры о мире.

45. «Гарант» – законодательная база и судебная практика.

46. ЕМИСС – официальные федеральные показатели разных ведомств (всех ведомств в одном месте).

Отдаю в Google-доке с доступом на комментирование, чтобы можно было коллективно дополнять. Не злоупотребляйте, пожалуйста.


Спасибо за подборку, думаю это будет полезно не только журналистам, а вообще всем!


Спасибо. Очень полезный материал


По теме вопрос: сейчас вовсю публикуют статистику смертей от COVID-19, а есть где-то статистика смертности по всем причинам?




Очень круто, спасибо!


Спасибо автору 😍🔥 Очень полезный список!


Премного благодарен за подборку



Мы еще собираем статистику найма в России: кто увольняет, кто отзывает офферы, кто, наоборот, растет. Для публикаций в масштабе вселенной не очень актуально, но в рамках кризиса из-за COVID-19 — очень



Добрый, а в каком виде есть данные? Как они собираются - верифицируются. Насколько им можно доверять? Заранее благодарствую. Практически первый незнакомый ресурс.


Шикарно.
А кто нибудь знает прямую ссылку на федеральный бюджет?

И ещё - региональные бюджеты обязательны к публикации, где их искать?


Не хватает инфы по ретроспективе и прогнозу погоды для построения рек моделей


Светлана, спасибо!
Жаль, конечно, что у Яндекса исследования достаточно старые, но в других источниках есть и новые труды)

Налоговая статистика .

Консолидированный бюджет РФ по видам налогов в 2018 г.



Динамика роста поступления налоговых доходов в консолидированный бюджет РФ .

Увеличение поступления налогов за 2013 – 2017 на 53,11% (или – при очищении данного показателя от процента инфляции – на 19,9%) произошло при росте ВВП за тот же период на 1,2%.


Динамика налоговых поступлений на макроуровне зависит от трёх ключевых групп причин: влияния экономических факторов, изменения налогового законодательства и налогового администрирования. В 2017 г. рост налоговых доходов был обусловлен увеличением цен на нефть (НДПИ) лишь частично (на 40%). В оставшейся части рост происходил:

1) на 19% – за счёт увеличения заработной платы (НДФЛ), оживления потребительского спроса (НДС), увеличения прибыли организаций,

2) на 25% – в результате изменения налогового законодательства, ограничения списания убытков при определении налоговой базы по налогу на прибыль, индексации акцизов;

3) на 14% (390 млрд р.) – за счёт повышения эффективности налогового контроля.


За январь – май 2018 г. новые возможности цифрового налогового контроля позволили увеличить поступление налогов в сравнении с таким же периодом 2017 г. дополнительно ещё на 90 млрд р. (т.е. рост эффективности – 55%) .

Рост поступлений по основным налогам.



Эффективность налогового контроля.

Количество выездных проверок за 2012 г. составило 58 тыс., за 2017 – 20,2 тыс., за 2018 – 14,2 тыс. В I квартале 2019 г. выездными проверками охвачено 2,7 тыс. налогоплательщиков. В сравнении с показателем аналогичного периода прошлого года (4,1 тыс.) произошло сокращение на 36%. Данный показатель озвучен также и при подведении итогов работы налоговых органов за 10 мес. 2019 г. По отношению к 2012 г. произошло уменьшение количества выездных проверок более, чем в 5 раз.

Взыскания при данной форме налогового контроля в первом квартале 2019 г. выросли на 10% и составили 48 млрд р. (17,7 млн р. на 1 проверку).


В 2018 г. налогоплательщики вне налоговых проверок уточнили свои обязательства на 80 млрд р.; из них исключение разрывов, выявленных АСК НДС-2, составило 12,4 млрд р. За первый квартал 2019 г. данный показатель уточнений на основании АСК НДС-2 составил 29 млрд р. Поступления по результатам аналитической работы, то есть без проведения проверок, выросли за 10 мес. 2019 г. почти в два раза в сравнении с аналогичным периодом прошлого года.

Доля сомнительных вычетов за 4 кв. 2017 г. снизилась до 1%, в то время как в 1 кв. 2016 г. она составляла 8%.

Налоговый разрыв по НДС самый низкий в мире – 0,9%.

Более половины дополнительных поступлений в бюджет идёт за счёт согласительных процедур с налогоплательщиками и устранения ими выявленных нарушений путем уточнения деклараций.

В 2017 г. разработана карта рисков, включающая в себя основные профили поведения подконтрольных субъектов, а также критерии их расчета и выявления; разработан порядок отбора налогоплательщиков для проверки (12 критериев на сайте ФНС). В рамках проекта создания реестра рисков совершенствуется система оценки рисков проведения выездной проверки с учетом отраслевой специфики деятельности и средних показателей (налоговой нагрузки, рентабельности, размера вычетов по НДС и т.д.). Информация о выявленных рисках и их уровне будет отражаться в личных кабинетах налогоплательщиков, будет также рассчитываться портрет налогоплательщика за три года .

Обжалование решений, действий, бездействия налоговых органов.

В 1 кв. 2019 г. число жалоб на решения по выездным проверкам снизилось пропорционально уменьшению количества самих проверок на 42%, на 11,4% сократилось число последующих обращений в суды.

За 10 мес. 2019 г. указанные показатели увеличились и составили, соответственно, 47,3 % и 20 %.

Ниже приведены результаты рассмотрения налоговых споров в арбитражных судах, сформированные на основании статистических данных Судебного департамента и портала Право.ру.


Эффективность взыскания.

Размер совокупной налоговой задолженности (с м. сайт ФНС, раздел “Структура задолженности“) на 1 июля 2019 г. равен 1 951,1 млрд р., что составляет 8,1 % от прогнозируемых налоговых доходов консолидированного бюджета РФ за 2019 г.

Эффективность принудительного взыскания увеличилась на 20,26% (на 1 июля 2019 г. взыскано 664 млрд р. в сравнении с аналогичным показателем за тот же период 2017 г. , который составлял 535,5 млрд р.). По отношению к доначисляемой задолженности фактически взыскивается 67% (+ 2 п.п. к 2018 г.).

На 1 августа 2019 г. показатель debt to income (отношения задолженности к поступлениям), который используется для оценки эффективности управления долгом, составил 7 % (это минимальное значение за пять лет) .

Некоторые выводы по 2018 г.

В 2018 г. за счёт повышения эффективности налогового контроля увеличились поступления налоговых доходов на 390 млрд р. Это 1,82% от размера консолидированного бюджета страны. Добровольное уточнение налоговых обязательств налогоплательщиками произведено на 80 млрд р. В рамках 14,2 тыс. выездных проверок начислено 308 млрд.р.

В вышестоящие налоговые органы в рамках обязательной досудебной процедуры подано 20,16 тыс. жалоб; количество обращений в суд – около 6 тыс, т.е. меньше в 3,36 раз. С учетом переходящего остатка судами рассмотрено 12,1 тыс. дел об оспаривании решений, действий (бездействия) налоговых органов.

К сожалению, статистика арбитражных судов не содержит показателя – какое количество в общем объеме дел, рассмотренных по главе 24 АПК РФ, составляли именно дела об оспаривании решений о привлечении к налоговой ответственности.

При условии корректности судебной статистики сумма оспариваемых требований составляла 1,918 млрд р., т.е. 0,62% от размера доначислений за 2018 г. Судами признано незаконным доначисление 17% оспариваемых сумм (324 млн р.), т.е. 0,105% от размера доначислений . Данный показатель соответствует данным ФНС.

Показатель 0,1% назван в отчете о работе ФНС за 2018 г. по строке «доля решений налоговых органов, признанных судом недействительными, в общем количестве решений налоговых органов, вынесенных по результатам налогового контроля».

Если же взять за расчетную единицу среднее доначисление по 1 проверке в 2017 – 2018 г. в размере 18,7 млн р., допустить, что все 6 тыс. обращений были об оспаривании решений по выездной проверке, по которым жалобы налогоплательщиков в досудебном порядке были оставлены без удовлетворения в полном объеме, то максимальная сумма оспаривания должна была бы составить 112,2 млрд р. При показателе удовлетворения требований по суммам в 17% максимальная оспоренная сумма – около 19 млрд р. Однако официальная судебная статистика дает показатель, который меньше в 58 раз.

Впечатляющие расхождение, которое свидетельствует либо о неверности статистического учёта либо о том, что налогоплательщики не могут эффективно использовать судебную защиту. Через соотношение размера доначислений по выездным проверкам и сумм претензий, признанных недействительными, мы пытались задуматься о значении и влиянии судов на практику применения налогового законодательства. Думается, что проблема заключается в формировании статистических данных.

Так, например, при оценке эффективности судебной работы ФНС за 2017 г. указывается, что налогоплательщикам удалось признать недействительным доначисление 20% от оспариваемых сумм в 238,6 млрд.р. (что составляет 47,7 млрд.р. или 0,22% от налоговых доходов консолидированного бюджета страны за 2018 г.). Такую оценку дает профессор департамента налоговой политики и таможенно-тарифного регулирования Финансового университета при Правительстве РФ Мороз В.В. (см. «Налоговый контроль и необходимость его совершенствования» / Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Противодействие налоговой преступности» (Москва, 31 мая 2018 года), с.45).

Иные меры повышения эффективности налогового контроля .

1. ФНС реализуются проекты « обеления » проблемных отраслей через саморегулирование участников рынка: создана Ассоциация добросовестных участников рынка АПК (8 тыс.участников); для повышения прозрачности рынка технической эксплуатации и клининга запущен Реестр добросовестных фасилити-операторов (181 участник на 1 .09.19). Поступление НДС от участников в первом квартале 2019 увеличилось в 2,5 раза в сравнении с аналогичным периодом прошлого года и составило 2 млрд р.

2. Количество компаний с признаками недействующих организаций ( однодневок ), данные о которых, содержащиеся в ЕГРЮЛ, не соответствуют действительности, составляет не более 150 тыс. (4%). За период с 2013 г. произведена чистка реестра и уменьшение количества таких компаний более, чем в 10 раз.


Это стало возможным благодаря автоматической обработке значительного числа компаний по рисковым критериям (непредоставление отчетности, нахождение по адресу массовой регистрации, массовые участники и руководители) с последующей их оценкой в ручном режиме.

Регистратору было предоставлено право проверки достоверности сведений о компании как на этапе регистрации, так и в последующем с внесением в реестр сведений о недостоверности данных при неподтверждении компанией своего присутствия и предоставления корректных сведений в течение 6 месяцев. Руководители и участники недействующих компаний ограничены в праве создавать другие компании, приобретать доли участия или становиться их руководителями. Аналогичные меры предлагается принять в отношении ИП (регистратору д.б. предоставлено право прекращения статуса ИП с предварительным уведомлением, если тот не сдает отчетность или имеет налоговую задолженность).

При уклонении от уплаты налогов с использованием компаний-однодневок даётся оценка действиям лиц, создавших фиктивные организации и использовавших их в целях транзита и обналичивания денежных средств, на предмет наличия признаков преступлений по ст. 172 , 173.1 и 173.2 УК РФ (предусматривающих ответственность за незаконную банковскую деятельность, за незаконное создание организации через подставных лиц, использование документов данных лиц).

3. Реализуются проекты маркировки товаров , прослеживания импортируемых товаров , интегрируются информационные системы налоговых и таможенных органов, осуществляется реформа ККТ и перевод малого бизнеса на онлайн кассы, введен специальный режим « налог на профессиональный доход » .

4. Реформирована система администрирования крупнейших налогоплательщиков (это более 3000 компаний, обеспечивающих 51% налоговых доходов), которые администрируются экстерриториально по отраслевому признаку в 8 межрегиональных и 12 межрайонных инспекциях. Такой подход позволит создавать «волновой эффект» на отрасль, а также применять единую судебную практику по важным методологическим отраслевым вопросам.

5. Расширяется круг компаний, контролируемых в форме налогового мониторинга. В 2017 г. это было 26, на 28.03.2019 – 44 компании, на которые приходится 12,25% налоговых поступлений. Критериям, позволяющим перейти на мониторинг (выручка и активы – 3 млрд р., сумма налогов – 300 млн р.), соответствуют 1905 российских компаний, а 687 из них максимально готовы к такому переходу. С 2020 г. планируют перейти на данную форму налогового контроля 48 крупнейших компаний и в последующем – значительное число компаний с государственным участием.

Налоговый мониторинг позволяет инспекциям оперативно осуществлять мониторинг всех операций налогоплательщика с просмотром сканов первичных документов. Анализ запросов налогоплательщиков (19 за 2017), поданных для получения мотивированного мнения ФНС, позволяет выделить среди основных категорий вопросы о налоговых последствиях совокупности сделок, экономика которых неочевидна, и вопросы по последовательно совершенным операциям , в которых могут быть усмотрены признаки злоупотребления, предусмотренные ст. 54. 1 НК РФ. С 2016 по 2018 года налоговые органы выпустили 30 мотивированных мнений, совокупная сумма налога по урегулированным позициям составила более 23 млрд р.

Развитие налогового мониторинга будет происходить за счёт разработки единой системы выявления и оценки рисков, развития инструментов по согласованию налоговой базы, а также внедрения стандартного файла налогового аудита. Такой файл позволит автоматически тестировать и проверять полноту учетных данных, прослеживать хронологию каждой операции и наличие документов-оснований по ней.

6. В 2015 г. для России вступила в силу Конвенция о взаимной административной помощи по налоговым делам. Запущена система автоматического обмена информацией с компетентными органами иностранных государств, в 2018 г. получены сведения о финансовых счетах из 58 юрисдикций, страновых отчётов – из 38 юрисдикций. На основе информации, полученной от иностранных юрисдикций за 2015 – 2017 г. , во время проверок доначислено более 65 млрд р. Ещё 24,6 млрд р. – налог на прибыль с доходов КИК, полученный в результате самостоятельного декларирования бизнесом.

Глава ФНС Даниил Егоров заявил, что собирается сделать рынок максимально белым за счёт внедрения новых технологий надзора. В приоритете налоговой «тройка» цифровых инструментов. Благодаря им бизнес в России будет работать на 100% легально.


Конь первый уже в работе – налоговый мониторинг

Новая форма контроля и взаимодействия заменит традиционные проверки – у ФНС будет удалённый доступ к информационным системам налогоплательщика, его бухгалтерской и налоговой отчётности. Такое сотрудничество с проверяющим ведомством позволит предотвращать спорные ситуации ещё в момент планирования операций и сделок (ст. 105.26 НК РФ).

Согласно информации Федеральной налоговой службы, несколько десятков крупных компаний уже стали участниками налогового мониторинга. Среди них «Роснефть», «Газпромнефть», «Лукойл», «Аэрофлот», «Мегафон», МТС, Wildberries.


«Система классического налогового контроля при общении с крупнейшими налогоплательщиками не оправдывает себя, её нужно менять, – заявляет руководитель ФНС России Даниил Егоров. – Налоговый мониторинг – именно та модель, которую мы предлагаем».

По словам нового руководителя службы, работа в системе налогового мониторинга – это новый уровень контроля бизнеса. В том числе благодаря открытому диалогу и мероприятиям по предотвращению ошибок и спорных ситуаций.

Периоды и налоги, которые вошли в налоговый мониторинг:

  • один календарный год;
  • все налоги, сборы и страховые взносы.

Критерии отбора участников налогового мониторинга:

  • сумма начисленных налогов – более 300 млн руб.;
  • объём полученных доходов – от 3 млрд руб.;
  • стоимость активов – свыше 3 млрд рублей.

По запросу организации-участника проверяющий орган предоставляет мотивированное мнение, насколько правильно компания отразила сделку и её результат с точки зрения налогового законодательства. Такие рекомендации также формируются по инициативе ФНС, если нарушение обнаружено им самостоятельно. Если компания с позицией налоговой службы не согласна, проводится взаимосогласительная процедура, которая длится один месяц.

При этом налоговый мониторинг предусматривает работу с электронными документами.

Как устроен новый механизм контроля? Рассмотрим на простом примере.

Каждый день вы решаете задания по математике. В конце дня в 18.00 вы оставляете тетрадь на большом столе в гостиной. В 19.00 за него садится ваша мама и проверяет выполненное задание. Если есть замечания – она оставит примечания на полях или позовёт и обратит внимание на ошибки. Если возникли трудности с решением сложной задачи – вы можете обсудить её вместе. Но если вдруг вы не согласны с замечаниями – обосновываете свою позицию и приходите к общему мнению.

Преимущества этого способа взаимодействия с ФНС:

  • отсутствуют камеральные и выездные проверки (с определёнными исключениями);
  • период проведения проверки короче (один год вместо трёх лет);
  • участникам не начисляют штрафы и пени;
  • у компаний есть возможность получить мотивированное мнение по сложным вопросам.

Конь второй на подходе – маркировка

https://www.chessbaron.co.uk/gallery/X3018/X3018_6_lg_lg.jpg

Код идентификации наносится на каждый товар. Обязанность внести данные в информационную систему маркировки лежит на производителе и импортёре. Вся информация о товаре и операции с ним отражаются в системе Честный ЗНАК. Отслеживают переход права собственности на товар, перемещение внутри организации государством не наблюдают.

Участник оборота формирует электронный универсальный передаточный документ и подписывает его усиленной электронной подписью в случае:

  • передачи или приёмки маркированных товаров с переходом права собственности;
  • в рамках агентских договоров или комиссии.

Затем документ в течение 3 рабочих дней направляется в информационную систему мониторинга.

Сроки обязательной маркировки по товарам разные. По обуви последний раз была заявлена дата 1 марта, затем её перенесли на 1 июля. Детали можно узнать на сайте оператора.

Сейчас у Правительства нет планов переносить сроки снова. Даже несмотря на пандемию и упадническое настроение представителей бизнеса.

Рассмотрим на примере, как работает маркировка товара.

Вы – производитель обуви. Изготовив новенькую пару, вы должны подробно описать её характеристики – цвет, модель, размер, вид материала – и занести данную информацию в систему маркировки Честный ЗНАК. Далее вы продаёте товар оптовому продавцу, а он в свою очередь – розничному. Коды маркировки в системе переходят от продавца покупателю. Последний выставляет нашу пару обуви на витрину и вешает ценник. В этот же день в магазин приходит покупатель. Не отходя от витрины, клиент считывает QR-код в мобильном приложении Честный ЗНАК, сверяет все характеристики с реальной вещью и уходит с покупкой домой. А при продаже на кассе информация о том, что товар выбыл из оборота, передаётся в ФНС РФ и систему маркировки.

Конь третий пока в проекте – прослеживаемость товаров

Этот механизм контроля обеспечит учёт не штучной единицы, как в случае с маркировкой, а партии товаров, перечень которых будут утверждать постановлением Правительства РФ.

Основные характеристики проекта:


Александр Егоричев, заместитель руководителя ФНС РФ, в интервью журналу «Налоговая политика и практика» (№3, март 2020) поясняет:

«Новый вид контроля по своей сути максимально приближен к порядку и процедурам, используемым при проведении камеральной налоговой проверки. Он будет осуществляться на основе налоговой декларации по НДС, в которой отражены сведения об операциях по реализации и приобретению товаров, подлежащих прослеживаемости; отчёта об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости; иных документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа; документов, содержащих реквизиты товаров, подлежащих прослеживаемости. В случае выявления несоответствий налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика эти документы и пояснения в порядке, установленном НК РФ».

В перспективе информация о товарах будет отслеживаться с помощью электронных универсальных передаточных документов через операторов ЭДО. Соответствующие поправки в приказ Минфина России №174н уже разрабатываются.

Рассмотрим на примере, для чего нужна прослеживаемость товаров.

ООО «Романда» завезла из Республики Казахстан 100 штук стиральных машин. По документам она должна продать ровно 100 штук и отразить данные операции в налоговой декларации, а, следовательно, уплатить НДС с каждой продажи. ФНС документы компании проверит и убедится в том, что все завезенные вещи были проданы внутри страны. То есть ни одна «машина» с товаром не уйдет в тень.

Как видите, ФНС движется к цифровизации стремительным курсом. В статье я отразила далеко не всех электронных помощников, на которых делают ставку в налоговой службе. С одной стороны, работа предстоит масштабная – большие данные требуют создания эффективных онлайн-сервисов. С другой – экономика страны наконец-то станет прозрачной. А что из этого всего выйдет, время ещё покажет.

Awards 2020

Не понятно, чем по сути отличается маркировка от прослеживаемости товаров? Особенно на приведенных примерах. Значит каждую пару обуви отслеживаем отдельно, а стиралки партией? Но даже если товар партией привезли, то реализовывать все равно будут поштучно.

Систему вроде единую планировали делать: Маркировки и прослеживаемости товаров. Т.е. мы произведенный товар маркируем, а затем все его движение отслеживаем от производителя/импортера до конечного покупателя. Так?

Да, все верно. При маркировке товар отслеживается поштучно. Заносится в систему и при перепродаже переходит в собственность от одного владельца другому до момента конечной продажи на кассе или другом событии (например, выбытие товара в связи с использованием для нужд предприятия). Процесс непростой, в одной статье не объяснишь.

Что касается прослеживаемости, отслеживается вся партия товара. При этом в отчетной декларации НДС указывается номер партии проданного товара, таким образом складывается вся цепочка. В дальнейшем планируется отслеживание с помощью универсального передаточного документа, в котором будет столбец для указания номера партии товара по каждой позиции. При этом, как заявляют представители ФНС, товары по маркировке и по прослеживаемости пересекаться не будут (то есть это разные виды товаров). Более подробно о прослеживаемости в своей статье расскажет Губаева Рушана.

Оператор системы один https://crpt.ru/, но процессы разные. И в том, и в другом случае отслеживаем товар. Только в случае с маркировкой поштучно, а с прослеживаемостью - партию товара.

Татьяна, как известно, налоговый мониторинг - это средство контроля правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов, сборов, страховых взносов.

Из НК ясно, что это средство доступно лишь крупному бизнесу, едва ли больше 1-2 тысяч компании России смогут похвастаться объемом доходов 3+ млрд.руб.

А есть ли инструменты эффективного и быстрого/легкого/дистанционного контроля за налогоисчислением всех прочих компаний в России?

Может быть у Вас есть статистика, какую долю налогов в бюджет приносят те, кто не подпадает под критерии «пригодности» для налогового мониторинга?

Сейчас налоговый орган еще сам "учится" работать с новой формой контроля. Поэтому выставлены такие высокие критерии к участникам. Но в планах у представителей ФНС РФ - снижение данных критериев. Более подробно об этом можно почитать в интервью с начальником управления налогового мониторинга М.А. Крашенинниковой.

Что касается данных инструментов для прочих компаний, то здесь компаниям доступны только консультации на горячую линию ФНС РФ и письменные разъяснения через сайт налогового органа.

По статистике не скажу, специально такую информацию не искала.

Татьяна, спасибо за статью! Появилось несколько вопросов, может вам встречались ответы на них, при написании статьи.

А в каком виде предполагается это взаимодействие? Сотрудник ФНС будет онлайн следить за правильностью оформления и прямо по факту указывать на ошибки, просто периодически будет «заглядывать на огонек» (например, по просьбе организации-участника) или подали декларацию, и мониторинг начался?

Будет ли требоваться от организаций предоставление бумажных копий электронных документов или с электронными документами ФНС будет взаимодействовать напрямую в информационной системе организации? А если оригинал в бумаге, а в системе хранится его копия?

Совсем? То есть даже если это было явное нарушение или оно предположим выявлено не первый раз?

Яков, спасибо за вопросы!

Все зависит от способа взаимодействия. Наиболее распространенными являются три способа раскрытия информации налоговикам. Организация предоставляет доступ: к копии базы данных в онлайн-режиме; либо к аналитической витрине данных; либо к архиву документов организации. Компании выбирают один из этих способов в зависимости от того, какую учетную систему они используют. При онлайн-доступе к базе данных инспекторы ежедневно анализируют регистры и к моменту приема декларации уже понимают, на основании каких операций сформировался тот или иной показатель в декларации и какие первичные документы необходимо проанализировать. Если налоговики получают доступ к аналитической витрине или к архиву, то все регистры и документы компания представляет им после сдачи налоговой отчетности. В этих случаях ревизоры изучают показатели в декларации, сопоставляя их с данными аналитических регистров и первички.

В ФНС планируют постепенно отказаться от контроля в виде доступа к архиву документов и перейти исключительно к контролю через использование витрины данных и предоставление онлайн доступа.

При этом налоговый мониторинг предусматривает работу с электронными документами. Будет ли требоваться от организаций предоставление бумажных копий электронных документов или с электронными документами ФНС будет взаимодействовать напрямую в информационной системе организации? А если оригинал в бумаге, а в системе хранится его копия?

Истребуемые документы (информация), пояснения могут быть представлены в налоговый орган лично или через представителя, направлены по почте заказным письмом или переданы в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.

Налоговый мониторинг помогает избегать компаниям явных нарушений - организация может обратиться в ФНС за мотивированным мнением относительно той или иной сделки, так же как и ФНС может обратиться к компании и указать на некоторые риски по сделке.

В случае, если нарушение выявлено не в первый раз - здесь вы имеете ввиду невыполнение указаний ФНС? В таком случае, на мой взгляд, процедура налогового мониторинга может завершиться.

В некоторых ситуациях налоговая прекращает налоговый мониторинг, не дожидаясь, пока год придет к концу. Основания для этого таковы:

  • предприятие не соблюдает регламентированных условий касательно информвзаимодействия, что делает дальнейший НМ невозможным;
  • компания допускает предоставление неточных данных;
  • руководство организации отказывается предъявить работникам инспекции нужные документы и делает подобное не единожды (более двух раз).

Читайте также: