Соглашение об избежании двойного налогообложения с чехией

Опубликовано: 25.03.2024

Двойное налогообложение

Точно так же, как при иммиграции стоит учитывать уровень личных налогов, при размещении инвестиций за рубежом одним из самых важных моментов является вопрос корпоративного налогообложения. Особенно если речь идет о международных бизнесах. Приведем перечень иностранных государств, имеющих с Российской Федерацией соглашения (договоры, конвенции) об избежании двойного налогообложения:

Австралия, Австрия, Азербайджан, Албания, Армения, Белоруссия, Бельгия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Вьетнам, Германия, Дания, Египет, Израиль, Индия, Индонезия, Иран, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Казахстан, Канада, Катар, Кипр, Киргизия, Китай, КНДР, Корея, Кувейт, Португалия, Ливан, Люксембург, Македония, Малайзия, Мали, Марокко, Молдова, Монголия, Намибия, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Польша, Румыния, Сирия, Словакия, Словения, США, Таджикистан, Туркменистан, Турция, Узбекистан, Украина, Филиппины, Финляндия, Франция, Хорватия, Чехия, Швейцария, Швеция, Шри-Ланка, ЮАР, Югославия (Сербия и Черногория), Япония.

А теперь приведем список стран (и дату заключения соответствующего договора об избежании двойного налогообложения с Россией), которые являются наиболее востребованными у российских бизнесменов и инвесторов.

Бельгия
Конвенция между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Бельгия об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество от 16.06.1995

Болгария
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Болгария об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество от 08.06.1993


Великобритания
Конвенция между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и прирост стоимости имущества от 15.02.1994
Подробности инвестиционной иммиграции в Великобританию

Германия
Соглашение между Российской Федерацией и Федеративной Республикой Германия об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество от 29.05.1996

Ирландия
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Ирландии об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы от 29.04.1994

Испания
Конвенция между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Испания об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и капитал от 16.12.1998

Италия
Конвенция между Правительством Российской Федерации и Правительством Итальянской Республики об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал и предотвращении уклонения от налогообложения от 09.04.1996

Канада
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Канады об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество от 05.10.1995

Кипр
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Кипр об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от 05.12.1998

Рекомендуем прочитать: иммиграция на Кипр - способы переезда

США
Договор между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от 17.06.1992

Франция
Конвенция между Правительством Российской Федерации и Правительством Французской Республики об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогов и нарушения налогового законодательства в отношении налогов на доходы и имущество от 26.11.1996

Хорватия
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Хорватия об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество от 02.10.1995

Чехия
Конвенция между Правительством Российской Федерации и Правительством Чешской Республики об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от 17.11.1995

Швейцария
Соглашение между Российской Федерацией и Швейцарской Конфедерацией об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от 15.11.1995

Консультации по оптимизации личного и корпоративного налогообложения можно получить на личных консультациях в офисе компании «Элма Глобал» в Москве и в представительстве в Санкт-Петербурге.

Наши телефоны: +7 (962)937-26-73 - в Москве, +7 (812) 920-36-52 в Санкт-Петербурге, +7 (918) 448-4922 в Краснодаре,
записывайтесь на консультацию, пишите нам письмо.

2006 - 2021 © Данный материал защищен законом об авторском праве РФ. Допускается копирование в онлайн изданиях при условии сохранения html-форматирования и при наличии гиперссылки на страницу-источник.


ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ





С 01.01.2021 г. в России началось применение многосторонней Конвенции от 24.11.2016 г. по выполнению мер, относящихся к налоговым соглашениям, в целях противодействия размыванию налоговой базы и выводу прибыли из-под налогообложения (Base Erosion and Profit Shifting – BEPS) (в международной практике Multilateral Instrument, «MLI», «Конвенция»). Также вступают в силу изменения в ряде соглашений об избежании двойного налогообложения («СОИДН»).

Россия завершила внутренние процедуры для вступления в силу норм MLI, и c 01.01.2021 г. Конвенция начинает действовать в отношении 34 стран с учетом ряда ограничений. С основными изменениями Вы можете ознакомиться в нашем обзоре.

Также вносятся изменения в СОИДН с рядом стран, а именно с Кипром, Люксембургом, Мальтой и Нидерландами. Данные юрисдикции традиционно используются для вывода за рубеж доходов, полученных в России. Напомним, что 25.03.2020 г. Президент РФ В.В.Путин во время телеобращения к россиянам озвучил необходимость пересмотра СОИДН с этими юрисдикциями. Подробнее мы сообщали об этом ранее.

Текущий статус СОИДН

По состоянию на январь 2021 г. подписаны и ратифицированы Протоколы об изменениях СОИДН с Кипром и Люксембургом. Однако со стороны Люксембурга не все национальные процедуры были пройдены в 2020 году. Аналогичный протокол с Мальтой подписан, но ратификация еще не окончена.

Что касается СОИДН с Нидерландами, то существует вероятность, что оно будет денонсировано. Минфин России провел переговоры с министерством финансов Нидерландов на предмет введения изменений, аналогичных СОИДН с вышеуказанными юрисдикциями. Однако переговоры не увенчались успехом и в данный момент запущен процесс денонсации СОИДН.


Напомним, что речь идет об увеличении налога у источника до 15% в отношении дивидендов и процентов, за некоторым исключением. Изменения не коснутся лицензионных платежей (роялти) и ряда других выплат.

Пониженная ставка в 5% на дивиденды сохраняется для следующих категорий бенефициарных собственников дохода:

  • страховое учреждение или пенсионный фонд, или
  • компания, чьи акции котируются на зарегистрированной фондовой бирже, при условии, что
    • не менее 15% голосующих акций находятся в свободном обращении, и
    • она прямо владеет не менее 15% капитала компании, выплачивающей дивиденды, в течение 365 дней;
  • Правительство или политическое подразделение, или местные органы власти, или
  • Центральный Банк.

Процентные доходы будут облагаться по ставке 5%, в случае если бенефициарный собственник является банком или одним из вышеназванных лиц, включая публичные компании. Пониженная ставка будет также применяться к следующим категориям ценных бумаг, которые котируются на зарегистрированной фондовой бирже:

  • государственные облигации;
  • корпоративные облигации;
  • внешние облигационные займы (евроооблигации).

Вступление изменений в силу

Таким образом, с 01.01.2021 г. применение льгот по СОИДН с 34 странами возможно только при выполнении условий MLI. При этом льготы в отношениях с Кипром и Мальтой (несмотря на не пройденную ратификацию, Протокол действует временно) применяются в ограниченном объеме с учетом изменений, внесенными Протоколами, а также с учетом MLI. Изменения в СОИДН с Люксембургом вступят в силу только с 2022 года, если все национальные процедуры ратификации будут пройдены в течение этого года.

В отношении остальных стран, включая Люксембург, применяются положения СОИДН в текущей редакции. Изменения в СОИДН с Нидерландами, если таковые будут, начнут действовать не ранее 2022 г.

Чем может помочь SCHNEIDER GROUP?

Мы следим за развитием событий и будем своевременно информировать Вас об этом. Эксперты налоговой практики смогут проконсультировать Вас по возникающим вопросам. По нашему мнению, на данном этапе целесообразно будет:

  • оценить возможные последствия изменений и рассмотреть варианты по минимизации их влияния,
  • рассмотреть возможность выплаты дивидендов/процентов в текущем году,
  • рассмотреть возможные варианты изменения корпоративной структуры владения.

Подтверждение суммы налога, уплаченного в России

Украинское предприятие уплатило в России налог с доходов, полученных из источников этого государства. Какой документ должно представить украинское предприятие для подтверждения суммы уплаченного налога?

Согласно требованиям п. 13.5 ст. 13 Налогового кодекса Украины для получения права на зачисление налога, уплаченного в России, украинское предприятие обязано получить от налогового органа России подтверждение о сумме уплаченного налога, а также о базе и/или объекте налогообложения.

В соответствии с установленным в России порядком если иностранная организация, которая не осуществляет свою деятельность на ее территории через постоянное представительство, получает доходы с источником происхождения в России, то налог на прибыль удерживается и перечисляется в российский бюджет налоговым агентом, который выплачивает такой доход. Налоговый агент обязан представить в налоговый орган по месту своего нахождения Налоговый расчет о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов (далее — Налоговый расчет) по форме, утвержденной приказом № САЭ-3-23/286@. Если иностранная организация осуществляет деятельность в России через постоянное представительство, то сумма налога на прибыль, уплаченного в этом государстве, отражается в Налоговой декларации по налогу на прибыль иностранной организации (далее — Декларация). Декларация представляется в налоговый орган по месту поставноки на учет иностранной организации по форме, утвержденной приказом № БГ-3-23/1.

Фактическая уплата иностранной организацией налога на прибыль (доходы) подтверждается платежным поручением.

Законодательство России не содержит специальной нормы, предусматривающей дополнительное подтверждение налоговыми органами России информации, указанной в Декларации или Налоговом расчете.

Однако иностранная организация может обратиться в налоговый орган России по месту постановки на учет этой организации или налогового агента с целью получения подтверждения сведений о полученной прибыли (доходе) и фактически уплаченном (удержанном) налоге для предоставления такого подтверждения в налоговый орган иностранного государства, резидентом которого является эта иностранная организация.

В таком случае указанное подтверждение осуществляется налоговым органом России на основании письменного запроса иностранной организации с приложением к нему копий Декларации или Налогового расчета, а также платежного поручения, подтверждающего сумму фактически уплаченного налога.

Налоговый орган сверяет предоставленные сведения с информацией, имеющейся в его распоряжении, и при их идентичности, а также при условии фактического поступления в бюджет уплаченной (удержанной) суммы налога осуществляет подтверждение уплаты налога путем удостоверения подписью руководителя (заместителя руководителя) этого налогового органа и гербовой печатью на каждой странице раздела 1 Декларации или разделов 1 и 2 Налогового расчета.

Таким образом, подтверждение суммы уплаченного налога осуществляется налоговым органом России на основании письменного запроса иностранной организации с приложением к нему копий Декларации или Налогового расчета, а также платежного поручения, подтверждающего сумму фактически уплаченного налога.

Устранение двойного налогообложения возможно только при наличии соответствующего действующего международного договора

Установлены ли законодательством Украины методы по устранению двойного налогообложения, если с соответствующей страной нет действующего договора об избежании двойного налогообложения?

В соответствии с положениями ст. 13 Налогового кодекса Украины суммы налогов и сборов, уплаченные за пределами Украины, засчитываются при расчете налогов и сборов в Украине по правилам, установленным этим Кодексом (п. 13.4 ст. 13).

Для юридических лиц устранение двойного налогообложения (зачисление уплаченных за таможенной границей Украины сумм налога) осуществляется при условии предоставления письменного подтверждения налогового органа другого государства факта уплаты такого налога, а также при наличии действующего международного договора Украины об избежании двойного налогообложения доходов (п. 13.5 ст. 13 и п. 161.6 ст. 161 Налогового кодекса Украины).

Для устранения двойного налогообложения физических лиц существует аналогичное условие, касающееся необходимости представления соответствующих подтверждающих документов и наличия действующего международного договора (п. 13.5 ст. 13 и п. 170.11 ст. 170 Налогового кодекса Украины).

Для устранения двойного налогообложения применяется метод зачета

В чем состоит метод зачета для устранения двойного налогообложения в Украине?

Доходы, полученные резидентом Украины (кроме физических лиц) из источников за пределами Украины, учитываются при определении его объекта и/или базы налогообложения в полном объеме (п. 13.1 ст. 13 Налогового кодекса Украины).

В соответствии с положениями п. 161.4 ст. 161 Налогового кодекса Украины суммы налога на прибыль, полученную из иностранных источников, которые уплачены субъектами хозяйствования за рубежом, засчитываются при уплате ими налога в Украине.

Размер зачтенных сумм налога из иностранных источников в течение налогового периода не может превышать сумму налога, подлежащую уплате в Украине таким плательщиком налога в течение такого периода (п. 161.5 ст. 161 этого Кодекса).

Для физических лиц в соответствии с пп. 170.11.1 п. 170.11 ст. 170 Налогового кодекса Украины в случае если источник выплат любых налогооблагаемых доходов является иностранным, сумма такого дохода включается в общий годовой налогооблагаемый доход плательщика налога — получателя, который обязан представить годовую налоговую декларацию, и облагается налогом по ставкам, определенным п. 167.1 ст. 167 этого Кодекса. Согласно нормам международных договоров, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины, плательщик налога может уменьшить сумму годового налогового обязательства на сумму налогов, уплаченных за рубежом. Сумма такого уменьшения указывается в годовой налоговой декларации.

Сумма налога с иностранного дохода плательщика налога — резидента, уплаченного за пределами Украины, не может превышать сумму налога, рассчитанную на базе общего годового налогооблагаемого дохода такого плательщика налога в соответствии с законодательством Украины (пп. 170.11.4 п. 170.11 ст. 170 Налогового кодекса Украины).

Не подлежат зачету в уменьшение налоговых обязательств как плательщиков налога на прибыль предприятий, так и плательщиков налога на доходы физических лиц следующие налоги, уплаченные в других странах: налог на капитал/имущество и прирост капитала; почтовые налоги; налоги на реализацию (продажу); другие косвенные налоги независимо от того, подпадают они под категорию подоходных налогов или облагаются отдельными налогами согласно законодательству иностранных государств (п. 161.6 ст. 161 и пп. 170.11.3 п. 170.11 ст. 170 Налогового кодекса Украины).

На Гонконг, Макао и Тайвань не распространяются положения Соглашения с Китайской Народной Республикой об избежании двойного налогообложения

Украинское предприятие заключило контракт с предприятием, зарегистрированным на Тайване. Распространяются ли на Тайвань положения Соглашения между Правительством Украины и Правительством Китайской Народной Республики об избежании двойного налогообложения?

Соглашение между Правительством Украины и Правительством Китайской Народной Республики (далее — КНР) об избежании двойного налогообложения и предупреждении налоговых уклонений относительно налогов на доходы и имущество (далее — Соглашение) распространяется на налоги на доходы и имущество, указанные в ст. 2 Соглашения, которые взимаются согласно налоговому законодательству Украины и КНР.

Для целей Соглашения термин «Китай» означает КНР, и при применении в географическом значении означает всю территорию КНР, включая ее территориальное море, где применяется китайское законодательство по налогообложению, и любую территорию за пределами территориального моря, где КНР имеет суверенные права на разведку и разработку ресурсов морского дна и его недр, и ресурсов близлежащих вод в соответствии с международным законодательством.

С учетом вышеизложенного Соглашение не распространяется на территории с отдельным законодательным полем, которые имеют самостоятельную налоговую систему и на которые не распространяются законы КНР по налогообложению. К таким территориям, в частности, относятся Гонконг, Макао и Тайвань.

Применение положений украинско-французской конвенции об избежании двойного налогообложения

В п. 3 ст. 10 украинско-французской конвенции об избежании двойного налогообложения установлено условие, касающееся внесения минимальной суммы инвестиции в размере 5 млн. французских франков. Как выполнить это условие, учитывая то, что в настоящее время французской валютой является евро?

В соответствии с п. 3 ст. 10 Конвенции между Правительством Украины и Правительством Французской Республики об избежании двойного налогообложения (далее — Конвенция) дивиденды, которые выплачиваются компанией, являющейся резидентом Украины, подлежат налогообложению только во Франции, если такими дивидендами фактически владеет одна или несколько компаний, являющихся резидентами Франции, и если:

  • эта или эти компании вместе владеют прямо или опосредованно по меньшей мере 50% капитала компании, выплачивающей дивиденды, и общая сумма их инвестиций в эту компанию составляет не менее 5 млн. французских франков или их эквивалента в украинской валюте;

  • их инвестиция в компанию, выплачивающую дивиденды, гарантируется или страхуется государством Франция, ее центральным банком или любым лицом, действующим от имени Франции.

Курсы пересчета европейских национальных валют в евро были зафиксированы на момент введения евро. Один евро равен 6,55957 французских франков. Соответственно 5 млн. французских франков приблизительно равны 762 245,086 евро (5000 000 : 6,55957).

Следовательно, льготы, предусмотренные пп. «а» п. 3 ст. 10 Конвенции, применяются при наличии надлежащих оснований при выполнении условия внесения в уставный капитал украинской компании инвестиции, общая сумма которой составляет не менее 762 245,086 евро или их эквивалента в украинской валюте.

Возврат излишне удержанного в России налога на доходы

Украинское предприятие уплатило в России налог на доход, полученный из источников в России, который в соответствии с положениями украинско-российского соглашения об избежании двойного налогообложения не подлежит налогообложению в России. Как возвратить излишне удержанный налог?

В соответствии с п. 2 ст. 312 Налогового кодекса РФ возврат ранее удержанного налога по выплаченным иностранным организациям доходам, в отношении которых международными договорами России, регулирующими вопросы налогообложения, предусмотрен особый режим налогообложения, осуществляется при условии представления следующих документов:

заявления на возврат удержанного налога по форме, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов;

подтверждения того, что указанная иностранная организация на момент выплаты дохода имела постоянное местонахождение (была резидентом) в том государстве, с которым Россия имеет международный договор (соглашение), регулирующий вопросы налогообложения. Это подтверждение должно быть заверено компетентным органом соответствующего иностранного государства;

копии договора (или другого документа), в соответствии с которым выплачивался доход иностранному лицу, и копии платежных документов, подтверждающих перечисление суммы налога, подлежащего возврату, в бюджетную систему России.

Формы заявлений иностранных организаций на возврат сумм налогов, удержанных у источника выплаты в России, утверждены приказом № БГ-3-23/13, Инструкция по заполнению этих форм — приказом № БГ-3-23/259.

Возврат удержанного налога осуществляется налоговым органом по месту взятия на учет налогового агента в валюте России после подачи заявления и других вышеуказанных документов в порядке, установленном ст. 78 Налогового кодекса РФ.

Таким образом, для получения права на возврат удержанного в России налога на доход украинское предприятие должно подать в налоговый орган России по месту регистрации налогового агента, выплатившего этот доход, заявление по утвержденной в России форме, справку о подтверждении статуса налогового резидента Украины, утвержденную приказом № 173, и другие вышеуказанные документы. Возврат удержанного налога будет осуществлен в валюте России на расчетный счет украинского предприятия в течение месяца с даты получения налоговым органом России указанного заявления.

Налогообложение доходов физического лица — резидента России в виде роялти

Подлежат ли обложению налогом на доходы физических лиц доходы физического лица — резидента России в виде роялти с учетом норм ст. 12 Соглашения между Правительством Украины и Правительством РФ об избежании двойного налогообложения доходов и имущества и предупреждении уклонений от уплаты налогов?

Согласно пп. 162.1.2 п. 162.1 ст. 162 Налогового кодекса Украины плательщиком налога является физическое лицо — нерезидент, получающее доходы из источника их происхождения в Украине.

В соответствии с положениями пп. «а» пп. 14.1.54 п. 14.1 ст. 14 Налогового кодекса Украины доход в виде роялти, выплаченный резидентом Украины и полученный нерезидентом, — это доход с источником его происхождения из Украины.

Согласно положениям пп. 170.10.1 п. 170.10 ст. 170 Налогового кодекса Украины доходы с источником их происхождения в Украине, начисляемые (выплачиваемые, предоставляемые) в пользу нерезидентов, облагаются налогом по правилам и ставкам, определенным для резидентов (с учетом особенностей, определенных некоторыми нормами раздела ІV Налогового кодекса Украины для нерезидентов).

В соответствии с пп. 170.3.1 п. 170.3 ст. 170 Налогового кодекса Украины роялти облагаются налогом по правилам, установленным для налогообложения дивидендов, по ставкам, определенным п. 167.1 ст. 167 этого Кодекса (15 и/или 17%).

Налоговый агент, начисляющий (выплачивающий, предоставляющий) налогооблагаемый доход в пользу плательщика налога, обязан удержать налог из суммы такого дохода за его счет, используя ставку налога, определенную ст. 167 Налогового кодекса Украины.

Положениями п. 3.2 ст. 3 Налогового кодекса Украины определено: если международным договором, согласие на обязательность которого дано Верховной Радой Украины, установлены иные правила, нежели предусмотренные этим Кодексом, применяются правила международного договора.

Пунктом 1 ст. 12 Соглашения между Правительством Украины и Правительством РФ об избежании двойного налогообложения доходов и имущества и предупреждении уклонений от уплаты налогов (далее — Соглашение) установлено, что доходы от авторских прав и лицензий (роялти), возникающие в одном Договорном Государстве и выплачиваемые резиденту другого Договорного Государства, могут облагаться налогом в этом другом Государстве.

При этом согласно п. 2 ст. 12 Соглашения такие доходы могут также облагаться налогом в Договорном Государстве, в котором они возникают, и в соответствии с законодательством этого Государства, но уплачиваемый налог не может превышать 10% общей суммы доходов.

Положения п. 1 и 2 ст. 12 Соглашения не могут трактоваться как предоставляющие плательщику налога право выбора, в каком именно из двух Договорных Государств будет осуществляться налогообложение полученного дохода в виде роялти. Этими двумя пунктами устанавливается компромиссное решение двух государств, которое обусловливает налогообложение роялти в стране-резиденции, но оставляет стране — источнику дохода в виде роялти право налогообложения таких доходов, если это предусмотрено ее налоговым законодательством, но это право ограничивается установленной предельной ставкой (в данном случае — 10%).

Право на использование положений международного договора предоставляется нерезиденту при условии предоставления им справки о подтверждении его резидентства в соответствии с требованиями ст. 103 Налогового кодекса Украины.

В случае непредоставления нерезидентом справки о подтверждении статуса налогового резидента указанные доходы, полученные нерезидентом с источником их происхождения в Украине, подлежат налогообложению согласно законодательству Украины по вопросам налогообложения без учета положений международного договора (п. 103.10 ст. 103 этого Кодекса).

Расчет налоговых обязательств по налогооблагаемому доходу плательщика налога, начисленного у источника его выплаты, осуществляется налоговым агентом (п. 168.3 ст. 168 этого Кодекса).

С учетом вышеизложенного резидент Украины при выплате роялти в пользу резидента России обязан удержать налог в размере 10% общей суммы роялти, который уплачивается при наличии письменного подтверждения, выданного компетентным органом России о том, что указанное лицо является резидентом России и на него распространяется действие Соглашения. При отсутствии такого подтверждения указанные доходы в виде роялти подлежат налогообложению по ставке 15 и/или 17%.

♦ Для справки

  • термин «устранение двойного налогообложения» используется в нормах Налогового кодекса Украины;
  • термин «избежание двойного налогообложения» — в международных договорах.

В апреле 2020 года В.В. Путин в своем обращении анонсировал пересмотр положений договора в связи с оттоком капитала из страны.

03 августа 2020 года Минфин РФ объявил о начале денонсации договора с Кипром об избежании двойного налогообложения.

Немного истории

Итак, чем был выгоден договор бизнесу? Еще десять лет назад можно было практически беспрепятственно вывести деньги из России на Кипр. Скажем, проценты по займам, которые уплачивались от лица российской компании в пользу кипрской компании, облагались налогом у источника по ставке 0%. Дивиденды, уплачиваемые в пользу материнской кипрской компании, облагались налогом у источника по ставке 5 %. Далее кипрская компания распределяла полученный доход в пользу своих акционеров — юридических лиц, зарегистрированных в классических оффшорных зонах (Панама, Белиз и др.). После этого оффшорная компания перечисляла своим бенефициарам средства на их личные счета, открытые в зарубежных банках. Таким образом, российские бенефициары выводили заработанные средства за рубеж при минимальной налоговой нагрузке.

Эта отработанная схема впервые дала сбой в 2011 году, когда ВАС по делу № А27‑7455/2010 выступил на стороне налоговой инспекции и обязал ОАО «Северный Кузбасс» доплатить в бюджет 144 млн рублей, признав дивидендами проценты, уплаченные в пользу кипрской компании.

Это был первый звоночеко том, что налоговая инспекция всерьез решила перекрыть отток российских капиталов на Кипр.

Развитие событий

ФНС России стала широко применять понятие«фактическое право на доход».Налоговая инспекция, не имея права ограничить или запретить предпринимателям пользоваться льготами, тем не менее фактически заблокировала для них вышеописанные схемы налоговой оптимизации.

Согласно пункту 2 статьи 7 НК РФ, лицом, имеющим фактическое право на доходы, признается лицо, которое в силу прямого и (или) косвенного участия в организации, контроля над организацией либо в силу иных обстоятельств имеет право самостоятельно пользоваться и (или) распоряжаться доходом, полученным этой организацией.

В 2014 году Минфин берет на вооружение зарубежную концепцию кондуитной компании, то есть компании, которая не имеет фактического права на доход, а создана исключительно для того, чтобы пользоваться льготами договора об избежании двойного налогообложения.В Письме № 03-00-РЗ/16236 от 09.04.2014 даются следующие ориентиры для проверяющих лиц. Так, кондуитная компания может иметь следующие особенности:

-Компания перечисляет всю сумму дивидендов или процентов, полученных из России,иной компании.

- Компания, предоставившая заем российскому юридическому лицу, сама получила его от третьих лиц.

- Компания, которая зарегистрированана территории государства-партнера, получающая доходы от авторских правот источниковвРФ по сублицензионному договору, по соглашению направляет их компании, которая зарегистрирована в стране, не имеющей с Россией соглашения об избежании двойного налогообложения.

В 2017 году ФНС выпускает письмо № СА-4-7/9270, в котором перечисляет все признаки кондуитной компании, а именно:

  • отсутствие самостоятельности принятия решений директорами иностранных компаний;
  • отсутствие полномочий по распоряжению доходом;
  • наличие персонала, офиса, общехозяйственных затрат;
  • неполучение экономической выгоды от дохода (неиспользовании в предпринимательской деятельности);
  • отсутствие коммерческих рисков в отношении активов;
  • наличие юридических и фактических обязательств по дальнейшему перечислению дохода;
  • системность транзитных платежей.

Признавая компанию кондуитной, налоговая инспекция применяет сквозной подход, устанавливает в качестве получателя дохода бенефициара или же оффшорную компанию и доначисляет налоги.

Сабстенс как решение проблемы

Налоговые инспекции при поддержке судов сделали проблематичным применение договоров об избежании двойного налогообложения. Многие предприниматели приняли новые правила игры и начали активно создавать т.н.сабстенс — экономическую составляющую деятельности своих кипрских предприятий. Они арендовали офисы, нанимали специалистов и др. К сожалению, мы не можем сказать, что эти попытки существенно снижают риск доначисления налогов.Скорее наоборот,ониповысят общую предвзятость налоговой инспекции и судебных органов к кипрским предприятиям в составе холдинга.

В 2019 году группа «Полимертепло»попыталась отстоять самостоятельность своей кипрской компании. Некоторые основания для этого имелись: при компании действовал консультационный совет, состоящий из высококвалифицированных иностранных специалистов. Тем неменее Верховный суд отказал в рассмотрении дела в Судебной коллегии по экономическим спорам, тем самым поставив точку в долгих разбирательствах «Полимертепла»с налоговой инспекцией. Компании было отказано в применении пониженной льготной ставки, и предприятию пришлось доплатить налоги в бюджет.

К апрелю 2020 года сложилась ситуация, когда мало кто из специалистов порекомендовал бы применять старые схемы по выводу денег из России. И объявление о намерении пересмотреть, а затем и денонсировать договор, — это логичный шаг. Россия отходит от приоритета норм международного права и демонстрирует отсутствие желания международного сотрудничества.

Начало денонсации

Как быть бизнесменам, которые хотят воспользоваться льготами в 2020 году? С какого момента они лишатсяправа воспользоваться льготами, предоставленными договором?

Согласно условиям самого соглашения, любое государство может прекратить действие соглашения, направив уведомление другой стороне по дипломатическим каналам. Соглашение будет считаться прекратившим свое действие с первого января следующего года. Вопрос о том, можно ли будет в 2021 году воспользоваться льготами договора применительно к прибыли, полученной за 2020 год, остается открытым. Однако, если компания планирует перечислять дивиденды за 2020 год, то, вероятно, имеет смысл перечислить дивиденды по итогам первого полугодия в самое ближайшее время.

Чего ожидать в будущем?

Россия уже предложила Нидерландам пересмотреть условия соглашения об избежании двойного налогообложения. Вероятно, будут денонсированы договоры с Люксембургом и Мальтой.

Как быть бизнесу?

Прежде всего, стоит отметить, что денонсация договора с Кипром вовсе не стала неожиданностью для российских бизнесменов. Однако Кипр как юрисдикция для создания иностранной компании все еще может быть привлекательной. Низкая налоговая нагрузка, наличие значительного количества русскоязычных резидентов, относительно невысокая стоимость обслуживания компании — все это продолжает вызывать интерес предпринимателей. Поэтому если вдруг на Кипре имеется компания, то срочно закрывать ее совершенно необязательно.

Однако корпоративную структуру можно и нужно периодически пересматривать, и сейчас именно тот момент, когда сделать это весьма желательно.

Пути развития холдинга с иностранными компаниями

Очевидным вариантом решения проблемы может стать поиск более подходящей юрисдикции для регистрации зарубежной компании. Можно присмотреться к Гонконгу в качестве юрисдикции.

В 2016 году Россия и Гонконг подписали договор об избежании двойного налогообложения. Это было сделано в разгар борьбы с оттоком капитала, то есть в какой-то мере можно рассчитывать на то, что договор не будет денонсирован в ближайшее время. Полученные гонконгской компанией дивиденды не облагаются налогом в Гонконге, также в Гонконге нет налога у источника на дивиденды, которые распределяет гонконгская компания своим зарубежным акционерам.

Договор сГонконгом предоставляет право применить пониженную ставку налога у источника при условии, что процент владения дочерней компании составляет 15 % и более. В данном случае налог у источника составит 5 %. При этом размер вложения в уставный капитал дочерней компании не оговаривается. Такие условия даже лучше, чем предоставлял практически денонсированный договор с Кипром.

К сожалению, ФНС будет продолжать применять концепцию фактического права на доход, и все вышеописанные риски будут сохраняться и в случае открытия гонконгской компании.

Россия предложила владельцам кипрских компаний (и не только кипрских) возможность редомицилировать компании на остров Октябрьский или остров Русский.Это может быть неплохим выходом из сложившейся ситуации. Однако минусов в таком решении может быть больше, чем плюсов. Самый очевидный — это повышение юрисдикционных рисков. Проще говоря, далеко не все бизнесмены готовы держать свои средства только в одной стране.

На просторах интернета встречается совет не делать ничего, а посмотреть, как будут развиваться события. Этот совет не так уж плох, если предприниматель готов свернуть деятельность своих зарубежных компаний на неопределенный срок.

На данный момент очевидно одно: любые схемы оптимизации налогообложения нужно применять предельно аккуратно, учитывая все особенности бизнеса.

P . S . Пока материал готовился, Минфин РФ и республика Кипр сумели прийти к соглашению. Согласно официальным данным, стороны договорились повысить ставку по налогу у источника до 15% в отношении дивидендов и процентов. Изменения не коснутся публичных компанийю Дополнительный протокол пока не опубликован, и его текст в свободном доступе отсутствует.

Хорошо ли это для бизнеса? Сложно сказать. Эксперты полагают, что можно будет применять т.н. "сквозной подход", Это означает, что налог у источника будет рассчитываться согласно ставкам, которые применялись бы, если бы получателем средств было физическое лицо-бенефициар холдинга или же компания, которая имеет фактическое право на доход. Такая практика уже начала формироваться. Другое дело, что экономить на налогах так, как раньше, уже не представляется возможным. В каком-то смысле повышение налоговых ставок по налогу у источника равносильно денонсации договора.

Российская Федерация запустила процедуру денонсации соглашения об избежании двойного налогообложения с Республикой Кипр. На этот шаг наша страна пошла в рамках выполнения указа президента о налогообложении доходов в виде дивидендов, переводимых на счета за рубежом, по ставке 15%. Власти заверили, что дополнительные доходы, которые бюджеты разных уровней получат от пересмотра этих соглашений, направят на выплаты семьям с детьми, безработным и временно нетрудоспособным лицам. Между тем Кипр возмущён действиями РФ и пригрозил «негативом» на перспективу, однако в очереди на пересмотр правил игры и другие офшорные территории.

Как сообщили NEWS.ru в пресс-службе Министерства финансов РФ, «в ходе переговоров Кипр выдвинул свои предложения, проанализировав которые Минфин России пришёл к заключению, что, по сути, они размывают и делают недостижимым предполагаемый российской стороной эффект от принимаемых мер по поддержке национальной экономики и социальных программ, а также будут способствовать безналоговому выводу с территории Российской Федерации через кипрскую юрисдикцию значительных финансовых ресурсов российского происхождения».


Сергей Лантюхов/NEWS.ru

Для выполнения поручения Президента РФ о налогообложении доходов в виде дивидендов и процентов, выплачиваемых с территории Российской Федерации в Республику Кипр (РК) по ставке 15%, Минфин России 3 августа сего года начинает процедуру денонсации соглашения, — сообщили нашему изданию в пресс-службе ведомства.

Чиновники уточнили, что «принимая во внимание тесные экономические и исторические связи между двумя государствами, российская сторона формулировала свои варианты компромиссного решения данного вопроса и предложила оперативно в течение этой недели провести очные переговоры на Кипре с тем, чтобы выйти на решение, но получила отказ».

Любопытно, что сразу же вслед за этой новостью кипрское Министерство финансов заявило о том, что оно, дескать, не получало уведомления российских партнёров о запуске процедуры денонсации соглашения об избежании двойного налогообложения и полагает, что это решение будет иметь негативные последствия для обеих стран.

Правда, при этом она добавила, что в «таком» случае налогообложение выйдет из-под действия соглашения и будет регулироваться произвольно различными налоговыми органами, что «не будет содействовать уверенности инвесторов».

Более того, киприоты поспешили заверить, что остров вообще первоначально предлагал продлить действие соглашения, «но предложение не было принято российской стороной».


AP Photo/Petros Karadjias/ТАСС

Между тем заместитель министра финансов РФ Алексей Сазанов, выступая на федеральных каналах накануне заявил буквально следующее:

К сожалению, сегодня надо признать, что переговоры не дали результата. Реструктурирование своих холдинговых структур через Кипр, конечно, станет невыгодным. И выгоднее будет всё переводить это обратно в Россию. Мы сейчас будем совершенствовать законодательство в части административных районов, с тем чтобы сделать эти юрисдикции более привлекательными для перевода соответственно структур холдинговых в Россию обратно, — проинформировал он (причём, видимо, россиян, а не киприотов).

Напомним, что ещё 25 марта президент Путин выступил с обращением к россиянам в связи с пандемией коронавируса и предложил ряд мер, в том числе экономического характера. В частности, он заявил, что все выплаты доходов в виде процентов и дивидендов, уходящие из России за рубеж, в офшорные юрисдикции, должны облагаться адекватным налогом — не менее 15% (столько взимается с физических лиц-нерезидентов в России). С этой целью он поручил скорректировать соглашения об избежании двойного налогообложения с некоторыми странами, начиная с тех, через которые проходят значительные ресурсы российского происхождения.

К слову, за время действия российско-кипрского соглашения этой юрисдикцией воспользовались многие российские компании. По разным оценкам, на Кипр было выведено в 2018 году более 1,4 трлн рублей, в 2019 — более 1,9 трлн.


Nikolay Gyngazov/Global Look Press

Очевидно, что существующее налоговое соглашение с РК предусматривает весьма привлекательные условия с точки зрения налогообложения. Ставку при выплате дивидендов на Кипр можно снизить до 5 или 10%, а на проценты по займам — до 0%. Это более чем в два раза меньше, чем соответствующая ставка у нас в РФ (13–15%).

Внесём ясности

Итак, почему же Кипр вдруг перестал быть интересен и выгоден российскому бизнесу и истеблишменту? Здесь речь, конечно, идёт скорее о том, что в ситуации выпадающих доходов бюджета из-за низких цен на нефть Россия решила пересмотреть свои действующие соглашения. Очевидно, что у данной меры в первую очередь фискальное значение, объяснила NEWS.ru эксперт по офшорным зонам и партнёр налогового департамента Deloitte Наталья Кузнецова.

Теперь, по её суждению, помимо Кипра, следующими в очереди на соответствующие изменения соглашений стоят Мальта и Люксембург.

Специалист уточнила, что «поскольку соглашения об избежании двойного налогообложения являются межгосударственными договорами, рациональность такого шага оценивать нужно не с точки зрения бизнесменов или предпринимателей, одним словом, налогоплательщиков, а с точки зрения интересов государства».

Для государства основной интерес в пересмотре соглашений — возможность достаточно просто собрать дополнительные налоги у источника выплаты в России. Практическая польза данного решения лежит на поверхности: возможность собрать дополнительные доходы в бюджет на замену выпадающим нефтяным доходам.


Наталья Кузнецова

партнёр налогового департамента Deloitte

Однако, поясняет партнёр налогового департамента Deloitte, хотя главный интерес государства в данной ситуации — возможность пополнить бюджет за счёт увеличивающихся сборов налогов на выплаты доходов в пользу компаний на Кипре, параллельно Россия пытается активно работать над развитием особого налогового режима в специальных административных районах (острова Русский и Октябрьский).


Сергей Булкин/NEWS.ru

В частности, в результате денонсации договора об избежании двойного налогообложения, о которой объявил Минфин РФ сегодня, мы можем увидеть увеличение количества компаний, заинтересованных в переводе бизнеса из-за рубежа в Россию, в специальные административные районы, — подчеркнула Кузнецова.

В свою очередь экономист Любовь Чайковская из РЭУ им. Плеханова считает, что выгода России в разрыве с Кипром обусловлена желанием заставить крупный бизнес размещать капиталы непосредственно в российских банках, а также необходимостью инвестирования в российскую экономику и в большей мере в национальные проекты.

Кипр нам стал неинтересен?

Кипр уже давно перестал быть «стратегически» интересен, полагает президент Национального института системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП) Владимир Буев. Особенно, напоминает экономист, «когда в 2013 году за антикризисную помощь ЕС в размере 10 млрд евро Кипр согласился изъять 9,9% от суммы всех депозитных вкладов в местных банках».

По сути это была неприкрытая конфискация, грабёж. Россияне за один день потеряли тогда несколько миллиардов евро — прямые потери, не считая косвенных.


Владимир Буев

президент Национального института системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП)

По мнению главы НИСИППа, рациональность шага РФ также в том, что ещё в том же 2013 году Кипр взял на себя обязательство обмениваться информацией с российскими налоговыми органами. После этого для многих российских компаний данный остров перестал быть интересен как непрозрачная офшорная зона и многие повыводили оттуда деньги, отметил он.

И наконец, в кои-то веки государство в лице президента, инициировавшего это решение несколько месяцев назад, решило действовать не в интересах бизнеса и истеблишмента, а в интересах общества и ради наполнения казны. Если решение с Кипром и другими офшорами будет доведено до конца, у представителей бизнес-элиты исчезнет возможность выводить из-под налогообложения в РФ значительную часть своих доходов.


Сергей Беспалов

ведущий научный сотрудник Центра публичной политики и государственного управления ИОН РАНХиГС

При этом Беспалов заметил, что «ставка налога на дивиденды, переводимые на счета за рубежом, и повышенного НДФЛ сравняются и составят по 15%».

Yandex news

Добавить наши новости в избранные источники

Читайте также: