Снижение акцизов на нефтепродукты

Опубликовано: 23.04.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Письмо Минфина России от 25 января 2019 г. № 06-04-11/4503 Об установлении на плановый период 2020 и 2021 гг. нормативов распределения в местные бюджеты доходов от уплаты акцизов на автомобильный и прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые на территории РФ

Министерство финансов Российской Федерации в связи с поступающими обращениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросу установления на плановый период 2020 и 2021 годов нормативов распределения в местные бюджеты доходов от уплаты акцизов на автомобильный и прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые на территории Российской Федерации (далее - акцизы на нефтепродукты), сообщает.

Согласно пункту 3.1 статьи 58 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны установить дифференцированные нормативы отчислений в местные бюджеты от акцизов на нефтепродукты, исходя из зачисления в местные бюджеты не менее 10 процентов налоговых доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации от указанного налога.

Размеры указанных дифференцированных нормативов отчислений в местные бюджеты устанавливаются исходя из протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения соответствующих муниципальных образований, органы местного самоуправления которых решают вопросы местного значения в сфере дорожной деятельности. При расчете данных нормативов помимо протяженности автомобильных дорог общего пользования могут учитываться виды покрытий автомобильных дорог в порядке, определяемом законом субъекта Российской Федерации.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 30.11.2016 N 409-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 409-ФЗ), с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 28.11.2018 N 456-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", акцизы на нефтепродукты зачисляются в бюджеты субъектов Российской Федерации в 2020 году по нормативу 66,6%, в 2021 году - по нормативу 74,9 процента.

Частью 3 статьи 4 Федерального закона N 409-ФЗ также установлено, что в 2020 - 2024 годах при определении в соответствии с пунктом 3.1 статьи 58 Бюджетного кодекса Российской Федерации дифференцированных нормативов отчислений в местные бюджеты от акцизов на нефтепродукты учитываются поступления в бюджеты субъектов Российской Федерации от указанных акцизов исходя из норматива 58,2 процента.

В соответствии с частью 4 статьи 2 Федерального закона от 29.11.2018 N 459-ФЗ "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" (далее - Федеральный закон N 459-ФЗ) в 2020 году в бюджеты субъектов Российской Федерации в целях формирования дорожных фондов субъектов Российской Федерации подлежат зачислению 87,4% доходов от уплаты акцизов на нефтепродукты и в целях реализации национального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги" - 12,6%) от указанных доходов, в 2021 году соответственно 77,7% и 22,3 процента.

Размер поступлений доходов от уплаты акцизов на нефтепродукты в целях формирования дорожных фондов субъектов Российской Федерации расчетно соответствует размеру доходов от акцизов на нефтепродукты, зачисляемых в бюджеты субъектов Российской Федерации в 2020 и 2021 годах по нормативу 58,2% (58,2/66,6*100 = 87,4 и 58,2/74,9*100 = 77,7).

Нормативы распределения доходов от акцизов на нефтепродукты в бюджеты субъектов Российской Федерации на плановый период 2020 и 2021 годов в целях формирования дорожных фондов субъектов Российской Федерации установлены в таблице 1 приложения 3 к Федеральному закону N 459-ФЗ.

В целях реализации требований, установленных пунктом 3.1 статьи 58 Бюджетного кодекса Российской Федерации, органам государственной власти субъекта Российской Федерации рекомендуется предусмотреть в законодательных (нормативных правовых) актах субъектов Российской Федерации методику (порядок) расчета дифференцированных нормативов отчислений в местные бюджеты от акцизов на нефтепродукты, исходя из зачисления в местные бюджеты не менее 10 процентов налоговых доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации от указанного налога, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации в целях формирования дорожных фондов субъектов Российской Федерации.

Нормативы распределения доходов от акцизов на нефтепродукты в местные бюджеты на плановый период 2020 и 2021 годов в целях формирования муниципальных дорожных фондов должны быть установлены в законе о бюджете субъекта Российской Федерации на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов, исходя из установленных в таблице 1 приложения 3 к Федеральному закону N 459-ФЗ нормативов распределения доходов от акцизов на нефтепродукты в бюджеты субъектов Российской Федерации на плановый период 2020 и 2021 годов в целях формирования дорожных фондов субъектов Российской Федерации.

При этом обязательство субъектов Российской Федерации по распределению доходов от уплаты акцизов на нефтепродукты, поступающих в бюджет субъекта Российской Федерации в целях реализации национального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги", в местные бюджеты законодательством не предусмотрено.

Зачисление поступлений от уплаты акцизов на нефтепродукты в местные бюджеты должно осуществляться в 2020 и 2021 годах по следующим кодам классификации доходов бюджетов Российской Федерации, установленным Порядком формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуры и принципов назначения, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 08.06.2018 N 132н (в редакции приказа Министерства финансов Российской Федерации от 30.11.2018 № 245н):

1 03 02231 01 0000 110 - Доходы от уплаты акцизов на дизельное топливо, подлежащие распределению между бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами с учетом установленных дифференцированных нормативов отчислений в местные бюджеты (по нормативам, установленным Федеральным законом о федеральном бюджете в целях формирования дорожных фондов субъектов Российской Федерации);

1 03 02241 01 0000 110 - Доходы от уплаты акцизов на моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, подлежащие распределению между бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами с учетом установленных дифференцированных нормативов отчислений в местные бюджеты (по нормативам, установленным Федеральным законом о федеральном бюджете в целях формирования дорожных фондов субъектов Российской Федерации);

1 03 02251 01 0000 110 - Доходы от уплаты акцизов на автомобильный бензин, подлежащие распределению между бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами с учетом установленных дифференцированных нормативов отчислений в местные бюджеты (по нормативам, установленным Федеральным законом о федеральном бюджете в целях формирования дорожных фондов субъектов Российской Федерации);

1 03 02261 01 0000 110 - Доходы от уплаты акцизов на прямогонный бензин, подлежащие распределению между бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами с учетом установленных дифференцированных нормативов отчислений в местные бюджеты (по нормативам, установленным Федеральным законом о федеральном бюджете в целях формирования дорожных фондов субъектов Российской Федерации).

Л.В. Горнин

Обзор документа

- как на плановый период 2020 и 2021 гг. устанавливаются нормативы распределения в местные бюджеты доходов от уплаты акцизов на автомобильный и прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые в России;

- по каким КБК нужно зачислять поступления от уплаты акцизов на нефтепродукты в местные бюджеты.

Повышение акцизов на топливо происходит практически каждый год. Это естественный процесс, который позволяет увеличить поступления в бюджет, за счет спроса на эту продукцию. Рост акцизов на бензин происходит за счет принятия закона и подписания его Президентом. Принятые акцизы на бензин с 1 января 2019 года влияют на общую стоимость топлива. Повышение акцизов на бензин в 2019 году пока не планируется, но это временное «затишье». Увеличение акцизов в 2019 году запланировано в несколько этапов, примерно 5-10% до 2021 года. Зная, какой акциз на бензин с 1 января 2019 года предусмотрен, можно понимать изменение цен на рынке, предугадывать его повышение.

Кто повышает акцизы на бензин в России

Акциз относится к косвенному налогу, который действует только в производственной сфере. Список нефтяной продукции ограничен, но позволяет государству регулировать их производство, сбыт и потребление. Повышение этого платежа запускает цепную реакцию, которая приводит к увеличению цен на рынке, даже на продукты питания. Поэтому правительству важно сохранять влияние в этой области, чтобы исключить резких или стремительных скачков.

Акцизы на бензин с 1 января 2019 года не изменились

Любые новости о повышении цен на бензин часто приводит к панике, ведь они составляют 12% от конечной цены, предусмотренной для потребителя. Это косвенный налог, предусмотренный действующим законодательством, который направляется в федеральный бюджет. Платеж осуществляют юридические лица, занимающиеся покупкой сырья и продажей готовой продукции. Но по факту эту разницу платит конечный потребитель. Продавец всегда закладывают любые финансовые колебания в финальную стоимость.

Налог предусмотрен в случае продажи топлива. С его помощью Правительство регулирует оборот бензина в стране и сдвигает стоимость. Делается это обычно с целью повысить приток средств в бюджет, чтобы сократить его дефицит. Это может происходить и потому, что пошлина используется в качестве регулирующего инструмента на рынке.

Акцизы на бензин с 1 января 2019 года

Акциз на бензин представляет собой косвенный налог, который взымается с предпринимателей и организаций. Он взымается на одном уровне с НДС, и за счет изменений его ставки регулируется цена и потребление продукции высокого спроса. Обязанность его рассчитывать и вносить в бюджет, лежит на самом плательщике. Специфика акциза на топливо:

  1. Действия производителя относительно прямогонного бензина облагаются налогом, но в стоимость конечного продукта такие платежи не закладываются.
  2. Оплачивать акциз на топливо можно отдельным субъектом или совместно несколькими участниками.
  3. В качестве объекта налогообложения выступает реализация продукции, получение или перемещение товара, передача его другому лицу, в том числе и на безвозмездной основе, использование в качестве натуральной оплаты.
  4. Двойное налогообложение за закупку сырья и сбыт готовой продукции исключается, за счет перерасчета его самим предприятием. Но такое разрешено делать далеко не во всех случаях.
  5. Цена устанавливается из расчета на одну тонну продукции. В среднем в год подорожание осуществляется в пределах 5-7%.

Акциз на топливо в 2019 году остался без изменений, согласно принятой редакции Федерального закона № 301. Увеличение его размера предусмотрено только в начале 2021 года. Сегодняшние показатели предусмотрены с прошлого года. К примеру, на бензин для автомобиля 13100 руб. за тонну, за дизельное топливо 5665 руб.

Рост акцизов на бензин будет постепенным до 2021 года

Акцизы на нефтепродукты с 1 января 2019 года

Продукты, произведенные из нефти, причисляются к подакцизной категории товара. Поэтому их выпуск облагается налогом. Отличительной их особенностью является сложный химический путь получения. Косвенным налогом облагается любая продукция, произведенная из нефти. Это автомобильное масло, керосин, дистилляторы и другое. В 2019 году на нефтепродукты сохраняется уровень акциза, предусмотренный для предыдущего года. Начисляется он при транспортировке готовой продукции своему филиалу для продажи, дальнейшей обработки или использования в собственных целях. Формула, по которой вычисляется коэффициент:

А = НБ х НС – НВ, где:

  • А – акциз;
  • НБ – налоговая база;
  • НС – налоговая ставка;
  • НВ – налоговый вычет.

Рассчитывать акциз на нефть должно само предприятие, которое занимается производством. Фискальные послабления со стороны правительства направляются на сдерживание рыночных цен на бензин и другую продукцию, предусмотренные для покупателя.

Налогом облагается вся продукция, произведенная из нефти

Расчет акциза на прямогонный бензин

Поднятие ставки на бензин, дизельное топливо и другие производные нефти, не единственный пункт, предусмотренный принятым Федеральным законом №301. Также правительство утвердило изменения механизмы вычисления ставки на прямогонный бензин. В новой редакции размер определяется по следующей формуле:

Апб= ПТ х Спб – В, где:

  • Апб – Акциз прямогонного бензина;
  • ПТ – подакциз товара (количество измеряется в тоннах);
  • С пб – ставка прямогонного бензина;
  • В – вычеты (предусмотренные статье 200 НК РФ).

Рост планируется поэтапным, примерно на 5-10% каждый последующий период. Такая динамика направлена на стабилизацию рынка. Отчетным периодом, в который производитель рассчитывает акциз составляет 1 календарный месяц. Как и в другие периоды, плательщики имеют право получить налоговый вычет. С его помощью снижается размер налогового обязательства. Срок оплаты сохранился без изменений, и внести нужную сумму плательщик должен до 25 числа.

Повышение акцизов на топливо планируется поэтапно

Акциз на топливо в 2019 году практически остается без изменений, так как правительство планирует его повышение в несколько этапов. Это позволит избежать резких скачков цен. Применяются поправки каждый год, и предусмотрены акцизы в твердом виде или процентном соотношении. Ставки регулируются относительно класса бензина и дизельного топлива. Индексация проводится с учетом прогнозируемых потребительских цен.

Суть налогового маневра в нефтяной отрасли заключается в следующем:

- в период с 2019 по 2024 год будет происходить поэтапное снижение и отказ от акцизов на вывоз нефти и ГСМ за рубеж (в 2024 году ставка акциза должна быть равна 0, за исключением отдельных видов нефтепродуктов);

- в период с 2019 по 2021 год будет осуществляться повышение ставок НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых), с сохранением действующих льгот и преференций;

- для предприятий, производящих и реализующих ГСМ на внутреннем рынке, будет введен обратный акциз на топливо, что должно устранить риски повышения оптовых и розничных цен;

- предполагается введение дополнительных мер поддержки для реализации ГСМ в пределах страны и замедления ценового роста.

Налоговый манёвр в нефтяной отрасли запускает отмену экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты. Параллельно с началом текущего года стартовало увеличение НДПИ на добычу нефти и попутного нефтяного газа, которое продлится до 2021 года. Такие меры в Госдуме объяснили желанием «навести порядок в системе предоставления различного рода льгот и преференций».

Ожидания от «наведения порядка» в системе льгот для нефтяников тоже оборачиваются далеко не так радужно. Так, 10-летние вычеты НДПИ были одобрены для «Роснефти» и «Газпром нефти». От первой компании федеральный бюджет будет ежегодно недополучать 46 млрд рублей, от второй – 13,5 млрд рублей.

Суммарно нефтяные гиганты получили льготы в размере около 600 млрд рублей. Чтобы компенсировать выпадающие доходы, Министерство финансов хочет увеличить налог на добычу нефти и попутного нефтяного газа.

Выходит, что льготы для отдельных нефтяных компаний придётся выплачивать всем остальным компаниям. Представители нефтяной промышленности уже сейчас обращаются с жалобами на Минфин, аргументируя своё недовольство прямым нарушением закона «О защите конкуренции».

"Повышение НДПИ автоматом влечет за собой рост внутренних цен на нефть. А это приведет к росту цены топлива на автомобильных заправках. Почему в этом году уже заметно росли цены на бензин — как раз из-за увеличения стоимости нефти внутри страны. И, вдобавок, из-за роста акцизов", — говорит Геннадий Шмаль (Президент Союза нефтегазопромышленников России).

В нефтяной отрасли налоговый маневр напрямую связан с вопросами ценообразования в нефтяной промышленности. Документ вступил в силу с 1 января 2019 г. и рассчитан на 6 последующих лет: за это время в планах правительства внести серьезные изменения в расчет экспортной таможенной пошлины и налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Так, планируется постепенно снижать экспортную пошлину сырой нефти до полной отмены и в то же время повышать НДПИ. Целей у законодательных изменений несколько:

во-первых, добиться более выгодного экспорта нефти и нефтепродуктов , а во-вторых, достичь роста цен на нефть для переработки на внутреннем рынке.

В США администрация Трампа поддерживает свои нефтяные компании. Прошла налоговая реформа, был снижен налог на прибыль корпораций с 35 до 21%, но именно нефтяные компании получили беспрецедентные льготы. Многие из них не платили вообще налогов в прошлом году , такие компании, как Chevron, Halliburton, получили налоговые льготы из бюджета .

В прошлом году США впервые стали экспортером газа и нефти с 1949г. (стали больше экспортировать чем импортировать), то есть они вошли на мировой рынок и очень сильно потеснили конкурентов за счет агрессивной поддержки государством своих нефтяных компаний.

Если раньше можно было продавать сырье , то сейчас это становится невозможно . Компании уходят в сложные, но наиболее доходные производства – в нефтехимию, нефтепереработку и газохимию. К примеру, Saudi Aramco более 40% своей выручки получает от нефте- и газохимии . Но развивать эти отрасли она может именно благодаря тому, что государство оставляет компании средства на развитие.

Смысл маневра в том, чтобы в России было невыгодно производить бензин, а было выгодно сырую нефть отдавать на Запад , чтобы там производили бензин и продавали его нам сюда, потому что у нас в результате этих действий повышают себестоимость сырой нефти и снижают пошлины на экспорт.

31 октября прошлого года были зафиксированы цены на бензин, а с 1 января в полтора раза увеличили налоговую нагрузку на нефтепереработку. Сюда вошло всё: и налог на добычу полезных ископаемых, то есть налоговый маневр, и повышение акцизов в полтора раза, и рост НДС, и рост тарифов на перевозку и бензина, и, естественно, сырой нефти – все вместе. Это сделало все нефтеперерабатывающие заводы в России нерентабельными, все до единого . Все 37 крупных заводов и все 22 мелких нефтеперерабатывающих завода – все стали убыточными.

Механизм экспортных пошлин, созданный в России в начале 2000-х годов, подразумевал высокие тарифы на сырую нефть и низкие пошлины на все продукты нефтепереработки, независимо от глубины переработки нефти. За счет разницы в ставках экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты компании нефтеперерабатывающего сектора получали большую субсидию из федерального госбюджета и, как следствие, наращивали первичную переработку нефти, поскольку это – наименее затратный способ получить данную субсидию. На протяжении последних 15 лет глубина переработки нефти в России оставалась на уровне 70-75% и только в 2017 году достигла 80%, в то время как во всех развитых странах она достигает 90-95%. С 2006 по 2011 годы объем первичной переработки нефти в России увеличился на 19,9%, а объем реализации нефтепродуктов за рубежом вырос на 36,3% в основном за счет мазута, доля которого в суммарном экспорте нефтепродуктов достигла 55%. При этом в Европе и США мазут используется лишь в качестве сырья для дальнейшей переработки и получения светлых нефтепродуктов .

Повышение НДПИ автоматически влечет за собой рост внутренних цен на нефть и нефтепродукты. Так, с января 2017 года по октябрь 2018 года розничные цены на бензин марки АИ-95 выросли на 18,6%. Представители бизнеса отмечают, что налоговая реформа лишает НПЗ таможенной субсидии, поскольку выравниваются экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты. Как следствие, снижается чистая рентабельность нефтепереработки. С 2014 по 2016 гг. средняя рентабельность НПЗ сократилась более чем в 3 раза.

«Газпромнефть» реализует на внутреннем рынке около 70% нефтепродуктов, и, в случае еще большего сокращения рентабельности НПЗ, компания может изменить структуру сбыта и переориентироваться на экспорт нефтепродуктов в близлежащие страны.

Добыча и переработка нефти крупнейшими компаниями России.

Повышение акцизов на топливо происходит практически каждый год. Это естественный процесс, который позволяет увеличить поступления в бюджет, за счет спроса на эту продукцию. Рост акцизов на бензин происходит за счет принятия закона и подписания его Президентом. Принятые акцизы на бензин с 1 января 2021 года влияют на общую стоимость топлива. Повышение акцизов на бензин в 2021 году пока не планируется, но это временное «затишье». Увеличение акцизов в 2019 году запланировано в несколько этапов, примерно 5-10% до 2021 года. Зная, какой акциз на бензин с 1 января 2021 года предусмотрен, можно понимать изменение цен на рынке, предугадывать его повышение.

Существенное повышение

Увеличения акцизов на бензин в 2021 году избежать не удастся. Чиновники планируют применять разные механизмы, чтобы предупредить значительный рост стоимости топлива на розничном рынке. Повышение акцизных платежей вызвано необходимостью пополнять местные бюджеты. По словам представителей власти, собранные средства будут тратиться на ремонт дорог и развитие транспортной инфраструктуры.

Неудовлетворительное состояние дорог и другие проблемы часто вызваны недостатком средств в местном бюджете. На дорожные работы обычно не выделяются деньги из федеральной казны. Увеличение поступлений финансов в местные бюджеты откроет новые возможности для восстановления дорожного покрытия и развития инфраструктуры, включая строительство мостов и развязок, новых магистралей и др.


Динамику изменения ставок акцизов в 2018-2019 году можно посмотреть в таблице:

Ставка до июня 2021 г.Ставка после снижения в 2021 г.Ставка в 2021 г.
Бензин 5 класс11213 руб.8213 руб.12314 руб.
Средние дистилляты8662 руб.6665 руб.9241 руб.
Дизельное топливо7665 руб.5665 руб.8541 руб.

Указанную сумму нужно будет платить за каждую тонну топлива. В среднем акцизные платежи подняли в 1,5 раза.

Какие товары являются подакцизными

Этиловый спирт и продукция, которая содержит более 9% такого спирта. Исключение составляют лекарства, а также ветеринарные препараты в емкостях не более 100 мл. Еще одно исключение — парфюмерно-косметические средства с долей этилового спирта до 80% включительно (при наличии пульверизатора — до 90% включительно), разлитые во флаконы до 100 мл., а также парфюмерно-косметическая продукция с долей этилового спирта до 90% включительно, разлитая в емкости до 3 мл. включительно.

Кроме того, под акцизы подпадает алкогольная продукция, пиво, табачные изделия (в том числе предназначенные для потребления путем нагревания), легковые автомобили и мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.с.), дизельное топливо, моторные масла, автомобильный и прямогонный бензин, бензол, параксилол, ортоксил, авиационный керосин, природный газ, а также электронные системы доставки никотина и жидкости для них.

Кто повышает акцизы на бензин в России

Акциз относится к косвенному налогу, который действует только в производственной сфере. Список нефтяной продукции ограничен, но позволяет государству регулировать их производство, сбыт и потребление. Повышение этого платежа запускает цепную реакцию, которая приводит к увеличению цен на рынке, даже на продукты питания. Поэтому правительству важно сохранять влияние в этой области, чтобы исключить резких или стремительных скачков.

Любые новости о повышении цен на бензин часто приводит к панике, ведь они составляют 12% от конечной цены, предусмотренной для потребителя. Это косвенный налог, предусмотренный действующим законодательством, который направляется в федеральный бюджет. Платеж осуществляют юридические лица, занимающиеся покупкой сырья и продажей готовой продукции. Но по факту эту разницу платит конечный потребитель. Продавец всегда закладывают любые финансовые колебания в финальную стоимость.

Налог предусмотрен в случае продажи топлива. С его помощью Правительство регулирует оборот бензина в стране и сдвигает стоимость. Делается это обычно с целью повысить приток средств в бюджет, чтобы сократить его дефицит. Это может происходить и потому, что пошлина используется в качестве регулирующего инструмента на рынке.


Кто платит акцизы

Юридические лица, индивидуальные предприниматели (ИП), импортеры и экспортеры, которые совершают операции, облагаемые акцизами. На практике в роли плательщиков акцизов выступают производители, переработчики и импортеры подакцизной продукции. Перекупщики не платят акцизы.
Обратите внимание: организации и ИП, совершающие облагаемые акцизами операции, не вправе перейти на упрощенную систему налогообложения и уплату единого сельхозналога.

Бесплатно заполнить платежку в сервисе, где действующие КБК и другие реквизиты подставляются автоматически

Подорожание топлива

Несложно спрогнозировать, как поднятие акцизов на бензин в 2020 году повлияет на цены на заправках. Дело в том, что в среднем на 65% стоимость топлива состоит из налогов. Кстати, это объясняет, почему скачки цен на нефтепродукты на мировом рынке не отражаются на ценниках на заправках.

В эту цифру входят не только акцизные платежи, но и НДС, а также другие налоги. Учитывая изменения налогового законодательства и поднятие НДС до 20%, практически все автомобилисты готовятся к подорожанию топлива.

По мнению экспертов, стоимость бензина вырастает от 7% до 15%. На примере одной машины можно посчитать, насколько вырастут расходы на топливо. Если человек владеет легковым автомобилем, который в среднем потребляет 9 л на 100 км, и проезжает за год 20 тыс. км, он будет тратить почти на 6 тыс. рублей больше за 12 месяцев. При условии, что бензин подорожает на 3 рубля (6,6%).

Сумма не критическая, если разбить ее на месяцы или недели, но расходы коммерческих компаний, которые занимаются перевозками и доставкой различных товаров и сырья существенно вырастут. Чтобы это компенсировать, они будут поднимать стоимость услуг и реализуемых товаров, а значит, повышение акцизов почувствуют не только автомобилисты, но и люди, которые и вовсе не имеют машины. Расчеты приведены по самым оптимистичным прогнозам. Другая ситуация сложится, если цена бензина вырастет на 15%.

Такой скачок заметят все граждане России без исключения.

Вечное бремя. Кому на самом деле выгодно сохранять транспортный налог?

Когда власти хотят повысить акциз на топливо, любимое прикрытие — отмена транспортного налога. Мы это не проходили в 2013 году, и вот опять.

Отменить транспортный налог с 2021 года предложил депутат Госдумы Андрей Барышев. Это уже третья инициатива, касающаяся реформирования этого налога, высказанная в ГД за минувшее лето, и одна из самых живучих идей за последние десять лет — аналогичные предложения возникают наверху каждый год, однако ситуация не меняется. Якобы в наших интересах: в случае его отмены нам придется платить еще больше. Но так ли это?

Как считается транспортный налог?

В России под обложение транспортным налогом попадают автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы, машины на гусеничном ходу, морские, речные и воздушные суда. Некоторые категории транспортных средств освобождаются от уплаты этого налога. Например, это легковые автомобили, оборудованные для использования инвалидами, или же сельхозтехника.

Ставка налога зависит от мощности двигателя: чем он мощнее, тем больше приходится платить за каждую лошадиную силу. Например, базовая ставка на легковые автомобили в Москве начинается с 12 рублей за л. с. для двигателей мощностью до 100 л. с. и доходит до 150 рублей за каждую.

Как потопали, так и полопали?

«Полная замена транспортного налога доходами от продажи топлива (акцизом) приведет к более справедливому распределению бремени покрытия расходов, связанных с развитием дорожной инфраструктуры в стране», — пишет депутат-единорос Барышев в пояснительной записке к законопроекту.

Более справедливой выглядит схема платить государству не за факт владения имуществом, а за интенсивность его использования.

«Расходы» — болезненное слово в эпоху коронавируса. Из-за пандемии доходы граждан и компаний резко упали, личный транспорт используется реже, чем в предыдущие годы: отчасти из-за локдауна, отчасти опять-таки из-за падения доходов. А транспортный налог, будь добр, уплати.

В такой ситуации более справедливой выглядит схема платить государству не за факт владения имуществом, а за интенсивность его использования: чаще пользуешься машиной — больше покупаешь бензина — больше платишь государству. Именно в этом логика отказа от транспортного налога в пользу повышения акциза на топливо. Почему же власть так держится за транспортный налог?

Резкое уменьшение спроса на энергосырье вынудило российские власти пойти на беспрецедентные меры по защите внутреннего рынка топлива и поддержку отечественного производителя. Впервые в истории России был запрещен импорт нефтепродуктов, а также вдвое уменьшены нормативы обязательной продажи топлива на бирже для нефтяных компаний. Кроме того, президент России поручил правительству до 15 июня проработать вопрос о переносе уплаты акцизов с нефтеперерабатывающих заводов на розничной сегмент. Данная инициатива уже вызвала оживленную дискуссию в экспертном сообществе, вполне вероятно, что и в самом кабинете министров эта тема будет обсуждаться весьма бурно, поскольку мнение Минфина, как всегда, не совпадает с точкой зрения Минэнерго и нефтяных компаний.

В настоящее время доля акциза в стоимости топлива составляет по разным оценкам от 18 до 30%, налог этот взимается с НПЗ. Сейчас доходы российских нефтеперерабатчиков резко упали из-за падения цен на нефть, а также применения демпферного механизма. Напомним, что с 1 января 2019 г. в рамках налогового маневра в России введен отрицательный акциз на перерабатываемую нефть — он выплачивается правительством РФ нефтеперерабатывающим заводам. Формула отрицательного акциза также включает демпфирующую надбавку для бензина и дизельного топлива, которые продаются в России. Выплачивая нефтяным компаниям обратный акциз на нефть и демпфер по нефтепродуктам, российские власти стимулировали компании поставлять нефтепродукты на отечественный рынок.

В марте мировая конъюнктура сложилась так, что российские НПЗ вместо получения налогового вычета по акцизу на нефть вынуждены стали сами платить в федеральный бюджет. Поскольку при цене нефти меньше $42 за баррель демпфер начинает действовать в обратную сторону, то есть как дополнительный налог, и уже нефтяным компаниям приходится платить бюджету за низкую стоимость нефти. Кстати, именно этот демпфер сделал российский рынок нефтепродуктов в условиях падения спроса на нефть и нефтепродукты во всем мире премиальным. Благодаря этому правительству пришлось вводить запрет на импорт нефтепродуктов.

Вместе с тем маржинальность НПЗ из-за дополнительного налогообложения стремительно падает, поэтому президент инициировал рассмотрение вопроса о переносе уплаты акцизов с нефтеперерабатывающих заводов на АЗС.

Стоит отметить, что вопрос о снятии с НПЗ косвенных налогов звучал с завидной регулярностью и в 2016, и в 2019 годах. Более того, в 2003 году эту идею даже реализовывали, тогда в течение нескольких месяцев акцизы платились в розничном сегменте, но потом от данной практики решили отказаться из-за ее неэффективности.

Однако сейчас форма работы налоговых органов и форма финансовой отчетности АЗС существенно изменились. Министр энергетики РФ Александр Новак в своем недавнем интервью изданию «Газета.ru» заявлял, что перенос уплаты акциза с оптового звена на розничное избавит АЗС от возможности совершать махинации с топливом. По его словам, с такой инициативой выступил ряд крупных компаний.

Очевидно, что Минэнерго и нефтяники в этот беспрецедентный кризис, связанный с падением спроса, больше всего волнует проблема увеличения маржинальности отечественных НПЗ. В тоже время у Минфина стоит задача обеспечить собираемость налогов, поэтому фискальное ведомство против возврата к такому порядку взимания акцизов. Подчиненные Силуанова продолжают бояться повторения негативного опыта 2003 года и считают, что это значительно усложнит администрирование, а также приведет к учащению случаев уклонения от уплаты налогов. «В текущих условиях, когда дефицит бюджета может превысить 4 трлн рублей, бюджет не может себе позволить новых выпадающих доходов. Поэтому наша позиция по этому вопросу не изменилась», — цитирует ТАСС мнение Минфина.

У опрошенных «НиК» отраслевых экспертов и участников рынка нет единой позиции по вопросу возможного переноса уплаты акцизов с нефтеперерабатывающих заводов на розничный сегмент. Многие поддерживают такой шаг, отмечая, что он скажется положительно и на заводах, и на АЗС, но есть и скептические оценки возможного налогового переноса. Однако все отмечают, что такая мера улучшит положение НПЗ и не повлияет на стоимость топлива.

Генеральный директор ООО «ИнфоТЭК-КОНСАЛТ» Тамара Канделаки положительно оценивает возможность реализации данной инициативы президента РФ:

«Сейчас акцизы платят НПЗ, но это не является занятием заводов. Акцизы — это налог, который должен платить конечный потребитель, по сути, налог на роскошь»,

Она рассказала, что ранее действительно был опыт сбора с акцизов на АЗС, но он был отрицательный для Минфина: «Тогда налоговые службы не могли собрать с заправок акцизы в том же размере, что и с НПЗ. Из-за этого его отменили. Но с 2003 года очень многое изменилось. Сейчас розница более чем прозрачна. Все кассы находятся в облаке, потому собирать акцизы возможно. Говорили, что данный переход будет сложно администрировать, но в налоговой службе много сотрудников, они способны решить данную задачу. Для заводов это хорошо, это полезная инициатива», — указала Канделаки.

Она также считает, что на цены для конечного потребителя перенос уплаты акцизов на АЗС никак не повлияет: «Заводы немножко сэкономят, поскольку они перестанут отвлекать какие-то средства на выплату акцизов. Но ценообразование с этим никак не будет связано, поскольку акциз все равно платим мы с вами, поэтому ничего не поменяется. Вот если бы акциз опустили, мы бы с вами это почувствовали», — заметила эксперт.

По ее словам, перевод уплата акцизов на АЗС означает, что данный налог из оптовой цены переводят в розницу: «Оптовые партии топлива будет продаваться без акциза. При этом, однако, непонятно, как будет происходить акцизное налогообложение мелкого опта. Для дизельных топлив — это существенные объемы», — подчеркнула Канделаки.

Исполнительный директор «НААНС-МЕДИА», доцент кафедры международной коммерции РАНХиГС при Президенте РФ Тамара Сафонова отметила, что сложившийся в течение последнего месяца рост оптовых цен на топливо требует корректирующих мероприятий действующего порядка налогообложения в отрасли. Она напомнила, что последние изменения в налогообложении вносились в 2018–2019 годах, когда цены на нефть находились в коридоре $60-80 за баррель: «В целом реализация инициативы по переносу акциза на АЗС является долгожданной для рынка. Для НПЗ акциз утяжеляет стоимость в дополнение к демпферу, а для АЗС уплата акциза — это возможность ещё больше укрепиться в сфере ритейла компаниям, которые реализуют качественную продукцию и работают «в белую», — заявила эксперт. По ее словам, акциз будет оказывать непосредственное влияние на цену моторного топлива: каждое увеличение акциза линейно изменит стоимость топлива на заправке.

Президент Российского топливного союза Евгений Аркуша подчеркнул, что перенос уплаты акцизов на конечного продавца продукции означает, что данный налог будут платить не только АЗС, но и нефтебазы, а также те компании, которые осуществляют поставки крупным промпредприятиям: «Те, кто поставляет конечному потребителю, должны будут платить акцизы. Я считаю, что это неэффективная и необоснованная мера. В 2003 году такие попытки уже были сделаны, но через полгода уплату акциза на АЗС отменили, потому что администрировать и собирать налоги оказалось намного сложнее. Очень сложный документооборот по всей цепочке начисления акцизов, потом уплата. Было выявлено много недобросовестных трейдеров, которые пытались обойти необходимость уплаты акцизов и пускали топливо в оборот без него и т. д.», — рассказал эксперт.

Он считает, что для конечного продавца — АЗС — уплата акцизов будет не совсем удобна, потому что им придется привлекать большие оборотные средства на оплату данного налога и как результат брать дополнительные кредиты:

«У нас есть большое количество госконтрактов с отсрочкой платежа, доходящих до полугода. Товар отгружен и за него нужно платить еще и акциз.

Такая же ситуация была и у заводов, которые пролоббировали данное поручение президента к правительству. Однако крупный завод и небольшая сеть АЗС — это большая разница по финансовым возможностям. Поэтому я считаю, что перенос уплаты акцизов на АЗС — это решение необоснованное и неэффективное. Оно повлечет только ухудшение ситуации на топливном рынке. Для НПЗ это будет послабление, для всех остальных — большое осложнение во всех отношениях. Особенно для тех служб, которые администрируют налог. Им придется вводить дополнительные документооборот и систему контроля. Но большая разница — контролировать около 30 крупных НПЗ или 30 тысяч конечных продавцов топлива», — заявил Аркуша.

Управляющий партнёр компании «Петролеум Трейдинг» Максим Дьяченко, напротив, уверен, что, с точки зрения цепочки поставок перенос уплаты акцизов с нефтеперерабатывающих заводов на розничной сегмент — это логичное решение: «В настоящее время акциз составляет порядка 30% от стоимости нефтепродуктов. Если его убрать, то, соответственно, на 30% надо меньше оборотных средств для всей цепочки поставок нефтепродуктов. Акциз будет уплачиваться АЗС только после того, как они реализовали топливо, что существенно снизит издержки на финансирование товарооборота у производителей, трейдеров и у АЗС.

При этом на конечных потребителях это никаким образом не отразится, просто поменяется момент уплаты. На цены это может повлиять только с той точки зрения, что снизятся затраты у АЗС и за счет этого они могут давать покупателям скидки.

30% от стоимости — это существенно, поэтому розничный сегмент сможет брать меньше кредитов и станет более финансово устойчивым», — рассказал эксперт.

По его словам, главное возражение, которое существует — это возможные проблемы с администрированием и со сбором этого налога, но надо понимать, что с 2003 года прошло 17 лет, и работа налоговых органов за этот период существенно изменилась, появились онлайн-кассы и т. д.: «На мой взгляд, в текущих технологиях с точки зрения прозрачности налогообложения система готова к успешному администрированию сбора акцизов на АЗС. Что касается злоупотребления собственниками автозаправочных станций, то АЗС — это такой актив, который нельзя быстро закрыть, как ларек. Рынок сформирован, сети АЗС работают много лет, они, как правило, относятся к крупнейшим налогоплательщикам регионов, которые постоянно находятся в налоговом мониторинге. Если у них снизятся затраты на покупку нефтепродуктов на 30%, то раз в квартал оплачивать акцизы будет интересно и самим участникам рынка. У них появится дополнительная выручка, за счет которой они успеют сделать дополнительный товарооборот. Поэтому перенос уплаты акцизов благоприятно скажется и на рынке, и проблем с администрированием не будет», — пояснил Дьяченко.

Он также подтвердил, что существую поставки с отложенными платежами, которые потребуют дополнительных средств: «Если АЗС выигрывает тендеры и заправляют клиентов с предоставлением отсрочек платежа, то по таким контрактам действительно потребуется дополнительное финансирование, но вопрос, какой объем этих контрактов. В любом случае, это будет с лихвой компенсировано дополнительными оборотными средствами от взимания акцизов раз в квартал», — считает эксперт.

Совладелец саратовской сети АЗС GP Vympel Екатерина Славкина предположила, что очередное нововведение отрицательно скажется на розничном сегменте рынка топлива, потому что форма изменений налоговой системы, скорее всего, приведет к негативным последствиям: «Я поддерживаю точку зрения, что администрирование и собираемость акцизов ухудшится», — заявила эксперт. При этом она подчеркнула, что пока не понятно, какие финансовые последствия для АЗС повлечет за собой эта мера: «Если нужно будет акцизы уплачивать в аванс за счет оборотных средств АЗС, то, конечно, это станет новым финансовым бременем, которое ляжет на заправки, если же это будет постоплата, то для АЗС это будут дополнительные денежные средства.

Все будет зависеть от конечной редакции нововведения, но пока никаких изменений не хотелось бы. Есть только желание просто прийти в себя и спокойно вести бизнес»,

Она уточнила, что розничный бизнес по продаже топлива к пострадавшим отраслям не относится, но при этом АЗС фактически находятся в положении останавливающейся отрасли в связи с отсутствием товара: «Спрос упал, даже повышение маржинальности не перекрывает возросших операционных расходов в связи с падением спроса. Вынужденного простоя в связи с карантином у нас не было, однако, определенные финансовые лишения мы понесли и продолжаем нести, как и остальные российские предприниматели. Плюс сейчас в Саратовской области еще и усугубилась ситуация в связи с дефицитом топлива и завышенными оптовыми ценами, которые не транслируются в розничные», — сообщила Славкина.

Консультант VYGON Consulting Евгений Тыртов напомнил, что сегодня НПЗ выплачивает акциз на весь объем отгруженной продукции, независимо от того, были ли реализованы указанные объемы конечному потребителю: «Особенно актуальной эта проблема стала в текущей ситуации резкого падения спроса на моторные топлива, когда значительные объемы произведенного топлива остаются в запасах и не находят конечного потребителя, тем самым принося убытки НПЗ. Перенос уплаты акциза позволяет решить эту проблему. Минусом такой системы является усложнение администрирования, поскольку контролировать несколько десятков НПЗ гораздо проще, чем десятки тысяч АЗС», — отметил эксперт в своем комментарии.

Он также отметил, что сейчас акциз уже заложен в потребительские цены, но уплачивается на этапе отгрузки топлива с НПЗ, поэтому перенос уплаты акциза на АЗС не повлияет на цены для конечных потребителей. Тырнов считает, что перенос уплаты акциза не окажет существенного влияния на внутренний рынок. Но система администрирования усложнится, поскольку потребуются меры по контролю от этапа отгрузки моторных топлив с НПЗ до реализации конечным потребителям, включая все перепродажи:

«Несмотря на это, профильные ведомства уже накопили достаточный опыт администрирования, чтобы обеспечить бесперебойную работу всей системы.

Так, например, уже работает система возвратных акцизов для авиакеросина, прямогонного бензина и ароматики, также потребовавшая ввода контроля за реализацией нефтепродуктов», — резюмировал эксперт. ​

Стоит отметить, что пока в правительстве будет решаться вопрос о переносе уплаты акцизов в розничный сегмент, по данным отчета агентство Argus Media, ряд российских НПЗ летом может быть остановлен. «При сохранении низких цен на нефть до конца года с мая маржа переработки резко снизится, а летом может стать отрицательной. Это может закончиться остановкой отдельных НПЗ. Ухудшение экономики переработки вкупе с падением спроса повлечет за собой снижение объемов переработки нефти и изменение структуры выпуска продукции», — сообщает агентство.

В Argus Media сообщили, что в первом квартале маржа переработки в России была высокой — $28 на тонну, однако, по году она может снизиться до минус $3 на тонну. «Выплаты федерального бюджета по демпферу и обратному акцизу на нефть должны были составить почти 330 млрд рублей в 2020 году. Вместо этого компании должны будут перечислить в бюджет свыше 600 млрд рублей. Это в два раза больше, чем компании получили из бюджета по итогам прошлого года — 303 млрд рублей», — отмечается в отчете. Поэтому меры поддержки нефтеперерабатывающих заводов будут совсем не лишние.

Екатерина Вадимова

Читайте также: