Система налоговых льгот должна включать экологические фонды

Опубликовано: 21.04.2024

1.1 Сущность и принципы построения налоговой системы РФ

Налогообложение – это закрепленная действующим законодательством процедура установления, взимания и уплаты налогов и сборов. Эта процедура в Российской Федерации регламентируется законодательством о налогах и сборах, представляющим собой упорядоченную систему норм и правил, содержащихся в законах и регулирующие отношения в сфере налогообложения.

Основным документом в законодательстве о налогах и сборах является Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ), состоящий из двух частей. Первая часть НК РФ вступила в действие 1 января 1999 г., вторая – двумя годами позже.

Согласно статье 1 НК РФ законодательство о налогах и сборах состоит из Налогового Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законах о налогах и сборах. В целом законодательство о налогах и сборах Российской Федерации можно представить как трехуровневую иерархическую систему, состоящую из:

  • федерального законодательства, включающего в себя Налоговый кодекс РФ и принимаемые в соответствии с ним нормативно-правовые акты на федеральном уровне;
  • регионального законодательства. В соответствии с НК РФ субъекты РФ вправе принимать нормативно-правовые акты, касающиеся региональных налогов и сборов;
  • нормативно-правовых актов органов местного самоуправления, которые регулируют порядок начисления и уплаты местных налогов и сборов.

Нормы, устанавливаемые законодательством о налогах и сборах нижестоящего уровня, должны приниматься во исполнение и не противоречить нормам вышестоящего уровня и Налоговому Кодексу РФ.

Налоговый Кодекс устанавливает (ст. 2 НК РФ):

  • 1) виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;
  • 2) основания возникновения и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов;
  • 3) принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов РФ и местных налогов и сборов;
  • 4) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;
  • 5) формы и методы налогового контроля;
  • 6) ответственность за совершение налоговых правонарушений;
  • 7) порядок обжалования актов налоговых органов и действий их должностных лиц.

В соответствии со статьей 7 НК РФ если международным договором Российской Федерации, установлены иные правила, чем в НК РФ, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.

Совокупность налогов и сборов, взимаемых с плательщиков в порядке и на условиях, определенных НК РФ представляет собой налоговую систему.

Налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (ст. 8 НК РФ).

Сбор – обязательный взнос, который взимается за оказание законно установленных услуг или предоставление определенного права (разрешения).

Необходимость налоговой системы вытекает из функциональных задач государства. Структура и организация налоговой системы страны характеризуют уровень ее государственного и экономического развития.

Формирование налоговой системы РФ проходило в несколько этапов:

1 этап (1991–1993) – принятие закона об основах налоговой системы РФ.

2 этап (1994–1998) – характеризуется внесением большого количества изменений и дополнений, что, безусловно, создавало нестабильность налоговой системы.

3 этап (1998–наше время) – этап введения в действие единого документа по налогам (НК РФ части 1 и 2).

В современную налоговую систему РФ входят четыре блока:

  • система налогов и сборов РФ;
  • система налоговых правоотношений;
  • система участников налоговых правоотношений;
  • нормативно-правовая база сферы налогообложения.

Функции налогов

Более полно сущность налоговой системы раскрывается в функциях налогов.

    Фискальная функция заключается в обеспечении государства за счет налоговых поступлений финансовыми ресурсами, необходимыми для покрытия его расходов.

Регулирующая (экономическая) функция. Она заключается в воздействии налогов на общественно-экономические отношения в государстве.

С помощью регулирующей функции осуществляется:

  • 1) регулирование спроса и предложения на товары (работы, услуги);
  • 2) выравнивание доходов бюджетов отдельных субъектов РФ.
  • Воспроизводственная функция заключается в существовании налогов, за счет которых осуществляется воспроизводство природных ресурсов (например, НДПИ, водный налог, земельный налог и т.п.).
  • Контрольная функция состоит в том, что в процессе налогообложения появляется возможность сопоставления фактических налоговых поступлений в бюджеты различных уровней с заранее запланированными показателями.
  • Принципы построения налоговой системы

    Условием оптимального использования функций налогов являются принципы налогообложения. Принципы налогообложения – это сущностные, базисные положения, касающиеся целесообразности и оценки налогов как экономического явления.

    Классическими принципами построения налоговой системы (по А. Смиту) являются:

    • принцип справедливости, который предполагает всеобщность обложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам;
    • принцип определенности, заключающийся в том, что сумма, способ и время платежа должны быть точно и заранее известны налогоплательщику;
    • принцип удобства – налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика;
    • принцип экономии – сокращение издержек взимания налогов.

    Принципы построения налоговой системы в Российской Федерации определены Конституцией РФ и НК РФ (ст. 3 ч. 1 НК РФ):

    • Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
    • Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер.
    • Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физического лиц или места происхождения капитала.
    • Налоги и сборы должны иметь экономическое основание.
    • Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации.
    • Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, не предусмотренные НК РФ.
    • Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

    Качество налоговой системы можно оценить по следующим критериям: сбалансированность государственного бюджета; эффективность и рост производства; стабильность цен; эффективность социальной политики; полнота и своевременность уплаты налогов.

    Все принципы, лежащие в основе налога, можно объединить в три группы: юридические, организационные, экономические принципы.

    К правовым относятся принципы: обязательности; отрицания обратной силы закона; законности; экономической целостности; приоритетности налогового законодательства.

    К экономическим относятся принципы: эффективности налогообложения, заключающийся в минимизации издержек государства по взиманию налога; прогнозирования налогообложения; нейтральности, предполагающей, что налог должен способствовать созданию конкурентной среды; справедливости.

    К организационным принципам относятся: универсализация налогообложения, обеспечивающая одинаковые требования для всех плательщиков; удобство уплаты налогов; исчерпывающий перечень налогов; гармонизация, учитывающая международные нормы и правила.

    Классификация налогов и сборов

    Классификация налогов – это группировка налогов, обусловленная их назначением, методами взимания, источниками уплаты, характером применяемых ставок и др. признаками.

    Действующие в Российской Федерации налоги и сборы можно классифицировать по нескольким признакам (рисунок 1.1).

    Рисунок 1.1 – Типовая классификация налогов и сборов в РФ

    Рассмотрим подробно представленную на рисунке 1.1 классификацию налогов.

    1. По уровню управления

    Федеральные налоги вводятся федеральными органами власти; действуют в обязательном порядке на всей территории РФ; являются источником доходов, как правило, федерального бюджета РФ.

    Налоги федерального уровня могут перечисляться в пропорциональной величине: часть – в федеральный бюджет, часть – в нижестоящие бюджеты с целью оказания последним финансовой поддержки. Например, в соответствии со ст. 284 Налогового кодекса РФ, налог на прибыль организаций является федеральным, взимается по ставке 20 %, из которой 2 % перечисляются в федеральный бюджет, а остальные 18 % – в бюджет субъекта РФ, где функционирует фирма-налогоплательщик.

    К федеральным налогам относятся:

    • 1) налог на добавленную стоимость (НДС);
    • 2) акцизы;
    • 3) налог на доходы физических лиц (НДФЛ);
    • 4) налог на прибыль организаций;
    • 5) водный налог;
    • 6) сбор за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов;
    • 7) налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ);
    • 8) государственная пошлина.

    Кроме того, существуют два вида обязательных страховых взносов федерального значения, перечисляемых в государственные внебюджетные фонды РФ:

    • 1) страховые взносы, перечисляемые работодателями за своих работников:
      • в Пенсионный фонд РФ (ПФР) – на цели обязательного пенсионного страхования;
      • в Фонд социального страхования РФ (ФСС РФ) – на цели обязательного социального страхования;
      • в фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС) – на цели обязательного медицинского страхования.

      Указанные взносы взимаются с 01.01.2010 г. вместо Единого социального налога (ЕСН), отмененного с 01.01.2010 г.;

    • 2) взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний («взносы на травматизм»).

    Среди федеральных налогов особое место занимают специальные налоговые режимы, которые предусматривают особый порядок исчисления и уплаты налогов, в том числе замену нескольких налогов одним (единым налогом).

    К специальным налоговым режимам в Российской Федерации относятся:

    • 1) упрощенная система налогообложения (УСН);
    • 2) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД);
    • 3) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей в виде единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН);
    • 4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;
    • 5) патентная система налогообложения (ПСН, с 1 января 2015 года).

    Региональные налоги (налоги субъектов РФ) вводятся органами власти конкретного субъекта РФ только на территории конкретного субъекта РФ и являются источником доходов бюджетов субъектов РФ.

    Важно, что органы власти субъектов РФ вправе ввести на своей территории только те налоги и сборы, которые разрешены НК РФ.

    Региональные налоги (налоги субъектов РФ) включают:

    • 1) налог на имущество организаций;
    • 2) транспортный налог;
    • 3) налог на игорный бизнес.

    Основные правила взимания налогов субъектов РФ определяют федеральные власти в НК РФ. Власти субъектов РФ могут изменять или дополнять эти правила, но лишь в пределах, установленных НК РФ.

    Налоговым кодексом РФ региональных сборов не предусмотрено.

    Местные налоги и сборы вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах. Местные налоги перечисляются исключительно в местные бюджеты.

    К местным налогам относятся:

    • 1) земельный налог;
    • 2) налог на имущество физических лиц;
    • 3) торговый сбор (введен с 1 января 2015 года Федеральным законом от 29.11.2014 № 382-ФЗ).

    2. По способу взимания налога

    Прямые налоги взимаются с конкретного налогоплательщика – юридического или физического лица (например, налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций, транспортный налог, НДФЛ, земельный налог и т.п.).

    Косвенные налоги входят в цену готовой продукции (товаров, работ, услуг) и, как следствие, увеличивают ее. Так как косвенные налоги входят в цену, их фактическим плательщиком является покупатель, но перечисляет их в бюджет продавец за счет части выручки, полученной от покупателя. К косвенным налогам относятся НДС и акцизы.

    3. Источники уплаты налога

    К налогам, включаемым в себестоимость готовой продукции (товаров, работ, услуг) относятся земельный налог, водный налог, НДПИ (т.е. налоги на пользование природными ресурсами), а также страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, включая «взносы на травматизм».

    К налогам, относимым на выручку от реализации готовой продукции (товаров, работ, услуг), которые увеличивают ее величину, относятся НДС и акцизы.

    На прибыль, оставшуюся в распоряжении организации до налогообложения прибыли, относится налог на прибыль организаций.

    К налогам, взимаемым за счет доходов физических лиц, относится НДФЛ.

    На прочие расходы, не включаемые в себестоимость готовой продукции, товаров, работ, услуг, относятся налоги, учитываемые в составе прочих расходов организации. Например, налог на имущество организаций, государственная пошлина, уплачиваемая фирмой при судебных разбирательствах и т.п.

    4. В зависимости от применяемых ставок

    Фиксированные налоги характеризуются такими налоговыми ставками, величина которых не зависит от изменения величины налоговой базы (например, НДС, налог на прибыль организаций, НДФЛ, налог на имущество организаций и др.).

    Прогрессивные налоги характеризуются такими налоговыми ставками, величина которых увеличивается по мере увеличения налоговой базы, например: акцизы (чем выше доля спирта в спиртосодержащей продукции, тем выше ставка акциза, и наоборот).

    Элементы налога

    Законодательное основание является важнейшим принципом налога. Каждый установленный налог характеризуется несколькими обязательными параметрами – элементами налога. Выделяют существенные и факультативные элементы налога.

    Существенные элементы – элементы налога, без которых налоговое обязательство и порядок его исполнения не могут считаться определёнными.

    Факультативные элементы – элементы, отсутствие которых не влияют на определённость налога.

    В соответствии со ст. 17 НК РФ налог считается установленным, если определены налогоплательщики и элементы налогообложения.

    1. Субъект налога (налогоплательщик) – это тот, кто обязан уплачивать налог в бюджет государства. Налогоплательщиками могут являться: юридические лица, физические лица, индивидуальные предприниматели. К субъектам налоговых правоотношений относятся налоговые агенты – это лица, на которых возложена обязанность по исчислению, удержанию у налогоплательщиков и перечислению налогов в соответственный бюджет.
    2. Объект налогообложения (объект налога) – это то, что облагается налогом.
    3. Налоговая база – это величина, которая фактически облагается конкретным налогом, и по отношению к которой производится исчисление налога.
    4. Ставка налога – это величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.
    5. Налоговый период – это отрезок времени (месяц, квартал, год), по завершении которого рассчитывается и уплачивается налог. Налоговый период может состоять из нескольких промежуточных отчетных периодов, по итогам которых исчисляются и уплачиваются промежуточные авансовые платежи.
    6. Порядок исчисления и сроки уплаты налога, предоставления отчетности показывает, кто и в каком порядке должен исчислять и уплачивать конкретный налог.

    Основным факультативным элементом налога являются налоговые льготы.

    Можно выделить пять групп налоговых льгот по элементам налога, представленные на рисунке 1.2.

    Рисунок 1.2 – Виды налоговых льгот по элементам налога в соответствии с НК РФ

    Также существуют льготы, не привязанные к элементам налогов – это специальные налоговые режимы, которые предусматривают особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов.

    Извините, доступ к дальнейшему материалу закрыт в демо-версии.

    ← предыдущая следующая → Наверх © ФГБОУ ВПО Уфимский государственный нефтяной технический университет
    Институт дополнительного профессионального образования
    Уфа 2015

    Благотворительная организация — это НКО, которая создана для благотворительной деятельности в интересах общества в целом или отдельных категорий лиц. Благотворительный фонд — это одна из форм такой организации.

    Здесь рассказывается, как создать благотворительный фонд.

    Читатель нашего форума ранее делился проблемами, с которыми ему пришлось столкнуться при регистрации фонда в Минюсте.

    Налоговый вычет на негосударственное пенсионное обеспечение

    Что такое негосударственные пенсионные фонды, программа софинансирования пенсии и почему они пока не востребованы, AllKredits уже рассказывал в материале: «Негосударственный пенсионный фонд: что это и зачем он нужен?».

    Теперь о самих вычетах, которые можно получить в том случае, если плательщик имеет договоры:

    • Негосударственного пенсионного обеспечения с НПФ;
    • Добровольного пенсионного страхования;
    • Страхования жизни – при условии, что контакт заключен не менее чем на 5 лет.

    Как и предыдущие льготы, эту можно получить не только в свою пользу, но и в пользу родителей, супруга и детей. А максимальной суммой вычета остается 120 000.

    Налоговые льготы за благотворительность

    Налоговые льготы для компаний, оказывающих благотворительную помощь, были предусмотрены и раньше. Например, денежную помощь религиозным организациям можно включить в состав внереализационных расходов.

    Правда, передача должна быть напрямую, разъяснила ФНС в письме от 04.02.2021 № СД-4-3/[email protected]

    В прошлом году льготы еще расширили с целью снижения издержек компаний и ИП, осуществляющих безвозмездную передачу имущества, используемого для предупреждения и предотвращения распространения, а также диагностики и лечения коронавируса.

    Налоговыми льготами участники форума «Клерка» интересовались в теме «Благотворительность уменьшает или нет налог на прибыль?».

    Налоговый вычет на лечение

    Льготы на лечение тоже существуют и не только у тех, кто владеет «заветными» корочками ветерана боевых действий или пенсионным удостоверением. Более того, получить вычет можно не только «на себя», но и за услуги оказанные детям, родителям или супругу.


    Правда, получение такой льготы возможно только в том случае, если лечебное учреждение внесено в утвержденный Правительством перечень. Помимо этого, в наличии должны быть чеки и квитанции.

    Пороговая сумма составляет все те же 120 000 рублей, но может быть увеличена, если оплачивалось дорогое лечение, например, пересадка органов или протезирование.

    Помощь физлицам

    Согласно п. 8.2 ст. 217 НК не облагаются НДФЛ доходы физлиц, полученные в виде благотворительной помощи, оказываемой в соответствии с законодательством РФ о благотворительной деятельности зарегистрированными в установленном порядке российскими и иностранными благотворительными организациями.

    Этим вопросом интересовались участники форума в теме «Надо ли платить НДФЛ при оказании благотворительной помощи».

    А вот тут обсуждали благотворительность (а по факту спонсорскую помощь) в адрес ИП: «Благотворительная помощь-доход?».

    Благотворительность и налоги

    Что считается благотворительной деятельностью? Все ли пожертвования относятся к благотворительным и при каких условиях предприятие, помогающее гражданам или организациям, вправе применять льготы по налогообложению? Законодательство о благотворительности Законодательство о благотворительной деятельности состоит из соответствующих положений Конституции РФ, Гражданского кодекса РФ, федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» и иных федеральных законов и законов субъектов РФ. Участники благотворительной деятельности Участниками (сторонами) благотворительной деятельности являются благотворители (юридические лица) или добровольцы (граждане) и благополучатели (граждане и юридические лица, в интересах которых осуществляется благотворительная деятельность). Что такое благотворительность В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 11.08.95 №135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (далее — Закон №135-ФЗ) под благотворительной понимается такая добровольная деятельность предприятия, в результате которой оно бескорыстно (т.е. безвозмездно) передает гражданам или юридическим лицам денежные средства, имущество, предоставляет услуги либо оказывает другую поддержку. Договоры, связанные с оформлением отношений по оказанию благотворительной помощи, по своей юридической природе являются безвозмездными. Признаки благотворительной деятельности Чтобы к благотворительной деятельности было отнесено финансирование организаций, необходимо выполнение следующих условий: — предприятие-получатель финансовой помощи не должно быть коммерческой организацией, не должно относиться к политическим партиям и движениям; — у получателя помощи не должно возникать каких-либо обязанностей перед благотворителем взамен на оказанную им помощь; — финансовые средства организация-получатель должна использовать строго по назначению, а отчет об их использовании представить организации-благотворителю.
    ПАМЯТКА: Благотворители не несут ответственности за нецелевое использование перечисленных ими средств Цели осуществления благотворительной деятельности Благотворительностью признаются пожертвования на строго определенные цели, перечисленные в ст. 2 Закона №135-ФЗ: — социальная поддержка граждан; — подготовка населения к преодолению последствий стихийных бедствий и катастроф, к предотвращению несчастных случаев; — помощь пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических и промышленных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, жертвам репрессий, беженцам и вынужденным переселенцам; — укрепление мира, дружбы и согласия между народами, предотвращение социальных, национальных, религиозных конфликтов; — повышение престижа и роли семьи в обществе; — защита материнства и детства; — содействие образованию, науке, культуре, искусству, просвещению, духовному развитию личности; — профилактика и охрана здоровья граждан, а также пропаганда здорового образа жизни; — помощь учреждениям физической культуры и массового спорта; — охрана природы, защита животных; — содержание зданий, которые имеют историческую и культурную ценность, а также мест захоронения и ряд других. ПАМЯТКА: Передача имущества в порядке спонсорства не является благотворительной деятельностью. Спонсорский вклад признается платой за рекламу, а спонсор и спонсируемый, соответственно, рекламодателем и рекламораспространителем. В связи с этим спонсорская и благотворительная помощь имеют разные цели. Статьей 423 ГК РФ предусмотрено, что организация, оказывающая благотворительную помощь, не должна получать плату или иное встречное предоставление за исполнение своих «благих» намерений. Между тем, по мнению автора, жертвующие на благотворительные цели все-таки получают «скрытую» рекламу, т.к. благотворительная деятельность способствует поднятию престижа предприятия, что, в свою очередь, расширяет круг потребителей. Обратите внимание! Благотворительность может заключаться не только в передаче денежных средств, продуктов питания, одежды и других предметов первой необходимости, но и в обучении и трудоустройстве инвалидов или, например, в предоставлении бесплатной юридической помощи, в организации спортивных секций для детей и т.д. Благотворительные организации Понятие благотворительной организации приведено в ст. 6 Закона №135-ФЗ. Благотворительная организация — это некоммерческая организация (НКО), созданная специально для ведения благотворительной деятельности в интересах общества в целом или отдельных категорий лиц, но не для получения прибыли. Такая организация не может быть государственной или муниципальной, ее учредителями могут выступать только физические и (или) юридические лица. Статус «благотворительная организация» присваивается регистрирующими органами субъекта РФ. Благотворительная организация может быть зарегистрирована только в следующих организационно-правовых формах: — общественная организация; — фонд; — учреждение. ПАМЯТКА: Благотворительная организация создается в форме учреждения, если ее учредителем является благотворительная организация Для того чтобы сделать благотворительный взнос или пожертвование, не нужно согласия получателя. В соответствии с ГК РФ такие сделки являются односторонними, их письменная форма не является обязательной. Для доказательства передачи средств в целях благотворительности данные о получателе и благотворителе должны быть указаны в первичном документе — в приходном ордере, акте приемки-передачи и тому подобном. Некоммерческие организации должны составлять отчеты о том, как они распоряжаются пожертвованиями для контроля осуществления благотворительной деятельности. Эта обязанность предусмотрена ст. 19 Закона №135-ФЗ. Очень важно! Не все организации, оказывающие благотворительные пожертвования на указанные Законом №135-ФЗ цели, относятся к благотворительным. Для получения статуса «благотворительная организация» Законом-135-ФЗ установлены специальные критерии и требуется регистрация. Налогообложение благотворительных пожертвований Налог на прибыль
    До 2002 года фирмы могли до 5% своей прибыли направлять на благотворительность. Эти расходы уменьшали налогооблагаемую базу. С 2002 года, с вступлением в силу главы 25 Налогового кодекса РФ, отменены льготы для коммерческих организаций, участвующих в благотворительной деятельности. Компании могут жертвовать средства только за счет чистой прибыли. Если фирма оказывает бесплатные услуги или безвозмездно передает свою продукцию, то расходы, которые при этом возникают, не уменьшают ее платежи в бюджет. Такие разъяснения даны в Письме Минфина России от 12.03.06 №03-03-04/ 2/53. От налога на прибыль могут освободить только те компании, которые жертвуют деньги в одном из трех направлений: культура, наука или здравоохранение. Причем льготу они смогут получить только после того, как соответствующее министерство внесет их в список компаний, которые освобождены от налога.
    Налог на добавленную стоимость
    Не облагается НДС передача товаров (выполнение работ, оказание услуг) безвозмездно в рамках благотворительной деятельности, осуществляемой в соответствии с Законом №35-ФЗ, за исключением подакцизных товаров. Любая иная передача считается безвозмездной и облагается НДС в соответствии со ст.146 НК РФ.
    ПАМЯТКА: НДС фирмы могут не платить, только если они, в соответствии с Законом №135-ФЗ, жертвуют товары, работы или услуги. Обратите внимание! Необходимо выполнить все условия, установленные данным Законом, с тем чтобы безвозмездная передача была признана благотворительностью. Так определено п.п. 12 п. 3 ст. 149 НК РФ. При этом надо обязательно оформить счет-фактуру, т.к. по операциям, освобожденным от обложения НДС согласно ст. 149 НК РФ, все равно выставляется счет-фактура (п.п. 1 п. 3 ст. 169 НК РФ), только сумма НДС не выделяется, а делается надпись «Без налога (НДС)» (п. 5 ст. 168 НК РФ). Вместе с тем налоговики отказываются принимать к вычету налог на добавленную стоимость, который компания заплатила поставщикам товаров (работ, услуг). Необходимо также восстановить НДС по имуществу, передаваемому в рамках благотворительной деятельности, в том случае, если ранее он был принят к вычету из бюджета, и уплатить его в бюджет (п. 3 ст. 170 НК РФ). Налоговый вычет по НДФЛ
    Российский гражданин вправе получить налоговый вычет, если он пожертвует деньги социальным учреждениям: — организациям науки, культуры, образования, здравоохранения и социального обеспечения, которые частично или полностью финансируются из бюджета любого уровня; — физкультурно-спортивным, образовательным и дошкольным учреждениям; — религиозным организациям. Расходы гражданина на благотворительные цели уменьшают (подлежат вычету) его налог на доходы согласно подп. 1 п. 1 ст. 219 НК РФ. Однако сумма налогового вычета не может превышать 25% от годового дохода, который облагают налогом по ставке 13%.
    ПАМЯТКА: Нерезиденты РФ не могут воспользоваться этой льготой, т.к. они платят со своих доходов налог по ставке 30%. Чтобы получить «благотворительный» (социальный) вычет, гражданин должен написать соответствующее заявление в налоговую инспекцию по месту жительства и представить налоговую декларацию за налоговый период, в котором были перечислены пожертвования (п. 2 ст. 219 НК РФ). Чтобы получить налоговый вычет, необходимо документально подтвердить свои расходы. К заявлению нужно приложить: — справку о доходах по форме № 2-НДФЛ; — платежные документы, которые подтверждают, что деньги перечислены на благотворительные цели; — договор о пожертвовании. Договор обычно составляют, если получатель денег должен использовать их строго в определенных целях (ст. 5 Закон №135-ФЗ). Налоговую декларацию с заявлением на вычет можно подать в течение трех лет после налогового периода, в котором пожертвованы деньги. Документом, подтверждающим осуществленные расходы, может служить: — выдаваемая налогоплательщику по его требованию справка организации о произведенных по его заявлению перечислениях на благотворительные цели; — копия платежного поручения с отметкой банка об исполнении. Если денежные средства перечислены непосредственно налогоплательщиком с его банковского счета, произведенные расходы подтверждаются банковской выпиской о перечислении денежных средств на указанные цели. При внесении налогоплательщиком денежных средств наличными суммами в кассу организации, которой оказывается денежная помощь, подтверждающим документом является квитанция к приходному кассовому ордеру с указанием назначения вносимых средств. Обратите внимание! Инспекторы не считают почтовую квитанцию платежным документом. Чтобы доказать, что деньги были зачислены на расчетный счет благотворительной организации, гражданину придется представить контролерам дополнительные бумаги. Налоги получателей благотворительной помощи
    Получатели благотворительной помощи также вынуждены платить с нее налог на прибыль согласно п. 8 ст. 250 НК РФ. Однако если они будут использовать пожертвования только в тех целях, на которые они их получили, то смогут избежать налогообложения. Так сказано в подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ. Если благотворительный фонд передает пожертвование гражданину, последнему придется уплатить с его суммы 13% подоходного налога. Некоторые виды подобных доходов все же освобождены от налога. В частности, гранты для поддержки науки и образования, культуры и искусства (п. 6 ст. 217 НК РФ). Граждане имеют право не платить налог, если они получили грант от одной из 72 организаций, перечень которых установлен Правительством РФ. Цель такого ограничения очевидна — не допустить налоговых злоупотреблений через фиктивные благотворительные фонды. А вот гранты от граждан, как российских, так и иностранных, не подлежат налогообложению. При благотворительных выплатах гражданину налоговой базы по ЕСН не возникает. Единый социальный налог начисляют лишь на заработную плату сотрудников фонда (п. 1 ст. 236 НК РФ).
    Налогообложение благотворительной организации
    В составе годовой бухгалтерской отчетности благотворительным организациям рекомендуется включать Отчет о целевом использовании полученных средств (форма №6). В нем отражаются целевые поступления на содержание организации и ведение уставной (благотворительной) деятельности. Если поступившие средства в рамках благотворительной деятельности используются благотворительной организацией не по целевому назначению, они включаются в состав внереализационных доходов (п. 14 ст. 250 НК РФ) и облагаются налогом на прибыль в общеустановленном порядке по налоговой ставке 24%. Благотворительные организации обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений и предпринимательской деятельности. При отсутствии такого учета у организации, получившей средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения. Благотворительная деятельность не является объектом обложения НДС, но и принять к вычету НДС при осуществлении благотворительной деятельности также нельзя. По окончании налогового периода при получении благотворительных средств, указанных в п. 2 ст. 251 НК РФ, благотворительная организация согласно п. 14 ст. 250 НК РФ должна представить в налоговый орган по месту своего учета «Отчет о целевом использовании имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, полученных в рамках благотворительной деятельности, целевых поступлений, целевого финансирования» в составе декларации по налогу на прибыль организаций.
    Подведем итоги Идеальных налоговых условий для фирм и граждан, которые занимаются благотворительностью, не существует ни в одном государстве мира. Несмотря на это, средства на благотворительность жертвуют до 95% предпринимателей Европы. Система налоговых льгот для благотворительности в России также не проработана. Часть пожертвований достается государству, а не тем, кому они были предназначены. Однако в настоящее время в Правительстве РФ идут обсуждения реформы благотворительности. Предполагается, что фирма или гражданин, которые желают пожертвовать деньги, будут вносить их в капитал благотворительных фондов. Последние — вкладывать средства в ценные бумаги и банки. Соответственно, благотворительные проекты будут осуществлять на проценты от этого капитала. Минфин России готов освободить пожертвования от налогов, в случае если фонд докажет, что занимается только благотворительностью, либо выделит свой коммерческий бизнес в отдельную фирму. Послед-няя, в свою очередь, будет платить все налоги как обычная организация. По мнению Минфина России, такая система позволит не смешивать благотворительность и предпринимательство. Компании-благотворители никаких налоговых послаблений получить не смогут. Цель финансового ведомства — ликвидировать любые лазейки, которые бизнес может использовать для ухода от налогов. обсудить статью Эльмира Багаутдинова, эксперт — налоговый консультант, член Палаты налоговых консультантов России

    Вычет по НДФЛ за благотворительность

    Граждане могут жертвовать благотворительным и религиозным организациям, а также некоторым некоммерческим компаниям денежные средства или имущество.

    За это на основании пп.1 п.1 статьи 219 НК положен социальный налоговый вычет, который предоставляется в размере фактически произведенных расходов, но не более 25 % суммы дохода, полученного в налоговом периоде и подлежащего налогообложению.

    Во всем мире для людей и организаций, часть своей прибыли отдающих на помощь ближним своим, поддержку нуждающихся. Большинство стран имеет разработанное законодательство, регулирующее эту сферу жизни, в том числе включающее определенные налоговые льготы, послабления, особые возможности для людей, решивших отдать часть своей прибыли на благое дело.

    В России до сих пор идет постепенное формирование этой части правовых взаимоотношений между людьми и государством. Благотворители имеют небольшие послабления, но крупных выгодных дополнительных программ, как в некоторых европейских странах, пока нет. Однако в будущем году готовится пересмотр законопроектов о благотворительной деятельности. Один из вопросов, который надеются решить законодатели – улучшение положения меценатов, благотворителей в России.

    Благотворительный фонд помощи детям имени Примакова Е. М. поддерживает участников своих программ и проектов, поэтому наши юристы разъясняют дарителям все нюансы процедуры и рассказывают о возможностях уменьшить сумму, облагаемую налогом, или оформить возврат вычета взносов НДФЛ, снизить НДС, влиять на финансы.

    На какие цели направлена благотворительная деятельность

    1. Оказание материальной поддержки.
    2. Социальная реабилитация граждан, которые не в состоянии своими силами отстоять права в силу сложившейся трудной ситуации.
    3. Помощь после стихийных бедствий и других подобных катастроф.
    4. Оказание помощи пострадавшим после военных действий, национальных конфликтов или репрессий.
    5. Мероприятия, связанные с укреплением связи народов разных стран или людей внутри одного государства.
    6. Формирование устоев роли семьи и семейных ценностей.
    7. Помощь детям-сиротам.
    8. Помощь различным организациям в культурном, научном или связанным с искусством просвещении общества.
    9. Действия по развитию популярности спортивного образа жизни.
    10. Оказание материальной помощи различным детским организациям.
    11. Распространение рекламы, направленной на социальные интересы граждан.
    12. Обеспечение правового образования молодых людей и любых слоев населения.
    13. Поддержание состояние природных значимых объектов.
    14. Охрана животных и природы.
    15. Спонсорство в спорте (налоговые льготы получают и при этом виде поддержки).

    Благотворительностью не считается

    Благотворительность необходимо отличать от других форм безвозмездной передачи имущества, выполнения работ и оказания услуг.

    Во-первых, следует сказать о договоре дарения. Он заключается по правилам, установленным в главе 32 «Дарение» Гражданского кодекса. По этому соглашению одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность (п. 1 ст. 572 ГК РФ). Главным признаком договора дарения, отличающим его от возмездных договоров, служит отсутствие встречного предоставления (постановление Президиума ВАС РФ от 19.12.2006 № 11659/06 по делу № А42-422/2005).

    Дарением также считается:

    • безвозмездная передача имущественного права (требования) к себе или к третьему лицу;
    • безвозмездное освобождение от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом.

    Как видно, объектом дарения выступают либо вещи, либо имущественные права. А вот о деньгах в главе 32 Гражданского кодекса не сказано ни слова. Однако это вовсе не означает, что деньги дарить нельзя. В силу статьи 128 Гражданского кодекса они являются такими же вещами, как, скажем, стол или стул. Выходит, что дарение денег с юридической точки зрения принципиально ничем не отличается от дарения любого другого имущества.

    В то же время безвозмездное выполнение работ или оказание услуг дарением не признается. Более того, подобные соглашения вообще не регламентированы Гражданским кодексом. Благотворительностью же считается не только дарение, но и передача вещи на льготных условиях, а также выполнение работ и оказание услуг. Впрочем, по мнению судей, при передаче денег или имущества в рамках благотворительности следует руководствоваться нормами Гражданского кодекса о дарении (постановление ФАС Московского округа от 06.12.2012 по делу № А40-42066/12-11-389).

    Во-вторых, необходимо упомянуть о пожертвовании. Оно является особыми видом дарения и предполагает безвозмездную передачу только вещей и только в общеполезных целях (п. 1 ст. 582 ГК РФ).

    Пожертвования могут делаться, в частности:

    • гражданам;
    • лечебным и воспитательным учреждениям;
    • учреждениям социальной защиты;
    • благотворительным, научным и образовательным организациям;
    • учреждениям культуры (фондам, музеям и др.);
    • прочим некоммерческим организациям;
    • государству и иным субъектам гражданского права.

    Жертвователь может поставить условие об использовании имущества по определенному назначению (п. 3 ст. 582 ГК РФ). В этом случае лицо, принимающее пожертвование, должно вести обособленный учет операций по использованию пожертвованного имущества.

    В-третьих, отдельно нужно остановиться на спонсорской поддержке. В силу пункта 9 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» спонсор – это лицо, предоставившее средства для:

    • организации и (или) проведения спортивного, культурного или любого иного мероприятия;
    • создания и (или) трансляции теле- или радиопередачи;
    • создания и (или) использования иного результата творческой деятельности.

    Спонсорство отличается от благотворительности тем, что спонсор получает встречное предоставление. На мероприятии или в передаче размещается реклама спонсора. Таким образом, спонсорский договор является возмездным.

    Юлия Юрьева,

    для журнала«Практическая Бухгалтерия»

    Неудобно читать с монитора?

    Обо всем полезном для работы бухгалтера читайте в профессиональной бухгалтерской прессе! Выбрать журнал >>

    Если у Вас есть вопрос — задайте его здесь >>

    Налог на прибыль

    До наступления 2005 года, организации занимающиеся благотворительностью, также получали от этого и прибыль, поскольку перечисленные суммы не облагались налогами. Компании отдавали 5% своего ежегодного дохода. Все средства, поступающие на благотворительность, учитывались как расходы компании, а потому снижалась сумма налога на прибыль. Таким образом, многие организации старались уйти от налогов.

    Имеются определённые нюансы, касаемые налоговых льгот при благотворительности для юридических лиц. На данный момент юридические лица выделяют средства на благотворительность исключительно из чистой прибыли и с этих денег вычетов в бюджет не будет производиться.

    Вычет НДФЛ

    Каждый сотрудник компании может самостоятельно заниматься благотворительностью. В таком случае гражданин может потребовать налоговый вычет, и вернуть какую-то часть своих денежных средств. Но имеются ограничения размеров:

    1. Возвращается сумма не превышающая 13% от тех денег, которые были потрачены лично.
    2. Возвратить можно только ту сумму, которая в год не превышает 13% от уплаченного НДФЛ.

    Чтобы рассчитать вычет, необходимо использовать сумму пожертвования, которая равняется примерно 25% от дохода гражданина в город.

    Благотворительность и льготы: изменения, которые были приняты в Налоговый кодекс РФ в 2021 году

    08.06.2020 года был принят Федеральный закон РФ №172-ФЗ, который предусматривает факт внесения изменений в действующий Налоговый кодекс РФ.

    Кроме налоговых льгот в сфере благотворительности, которые существовали до этого, правительство установило ряд преференций по нескольким видам налогов, в том числе для физических и юридических лиц, которые пострадали от эпидемии COVID-19. Был создан отдельный реестр, в который вошли 24 тыс. некоммерческие организации – им предполагается выделение ряда дополнительных мер по поддержке своего состояния.

    Благотворительность: изменения в Налоговом кодексе РФ

    Согласно новым изменениям не реализационным расходом принято считать факт бесплатной передачи движимого/недвижимого имущества в пользу некоммерческим организациям. В связи с этим лица, которые оплачивают налог на прибыли, имеют право уменьшить налоговую базу на сумму пожертвований. Максимальный размер ограничений – не более 1% от дохода, который был получен в процессе деятельности.

    Обратите внимание!
    Причина таких изменений имеет политический подтекст.
    Государство заинтересовано в том, чтобы привлечь дополнительные ресурсы, а также стимулировать работу благотворительных фондов во время эпидемии COVID-19.

    Такой порядок определения налоговой базы является не закономерным и экономически неоправданным – ранее затраты, связанные с благотворительностью, были отнесены к налоговым льготам и не рассчитывались при определении нагрузки. Также они не были связаны с получением дохода от предпринимательской деятельности.

    Однако власти основывались на том факте, что данная группа расходов не имеет экономического обоснования, поэтому может не использоваться при расчете вычета.

    Налоговые льготы в 2021 году

    В 2021 году физические и юридические лица, которые занимаются благотворительностью, могут рассчитывать на получения следующих налоговых льгот:

    1. Налог на прибыль. До 2005 года в 90% случаев благотворители могли не оплачивать налог на прибыль, сегодня же они имеют право выделять финансовую помощь исключительно из той части денег, которая относится к чистому доходу.
    2. Налог на добавленную стоимость (НДС). Сумма НДС не учитывается при оказании помощи материального характера. Все зависит от частных случаев – например, при осуществлении закупок для предпринимательской деятельности НДС не снимается, а выплачивается юридическим лицом в полном объеме, предусмотренным законом.
    3. НДФЛ. Данный вид вычета доступен для всех физических лиц, которые занимаются благотворительностью в России. По окончанию налогового периода органы налоговой службы принимают пакет документов, на основании которого государство возвращает 13% от тех денег, которые были перечислены в пользу нуждающихся лиц.

    Важно!
    Отдельно стоит сказать о таком процессе, как спонсорство. Данная форма сотрудничества носит возмездный характер, поэтому размер налоговых льгот здесь предусмотрен минимальный. Спонсор не имеет права рассчитывать на вычет по НДС, а также списывать благотворительные деньги, как расходы юридического лица.
    Как получить налоговую льготу

    Участниками благотворительности считаются три категории лиц.

    Благотворители

    – физические/юридические лица, которые бесплатно и на добровольных началах передают денежные средства в пользу поддержки социальных групп, финансирования благотворительных акций, программ и т.д.

    – добровольцы, которые выполняют ряд работ (услуг) в сфере благотворительности в свободное время и на бесплатной основе.

    Благополучатели

    – люди, получающие помощь от благотворителей и волонтеров.

    Список документов, который необходимо подать в орган налоговой службы, меняется в зависимости от ситуации, а также от субъекта, который эти документы подает.

    В обязательном порядке он должен включать декларацию за налоговый период (например, год), справку о полученных доходах по форме 2-НДФЛ, а также документы, которые подтверждают факт благотворительности (договора по оказанию услуг, справки, чеки, выписки из банков). Главная цель здесь – доказать, что деньги (товары, услуги, работы) были переданы/совершены на добровольной и безвозмездной основе. Налоговый вычет можно оформить за три года, которые предшествовали отчетному году.

    Важно!
    Перечисление денежных средств на благотворительность может происходить в нескольких вариантах: через бухгалтерию (по месту работы лица), путем списания денег со счета в банке (или наличными через кассу).
    Через компанию

    Работодатель может списывать деньги на благотворительность с общей суммы доходов работника только после подписания его соглашения в письменном виде. Форма соглашения законодательно не установлено, оно составляется в свободной форме.

    В заявлении следует указать сумму и форму пожертвования, периодичность производимых выплат, реквизиты благотворительного фонда и т.д. В качестве подтверждающих документов выступают платежные поручения от банка.

    При перечислении денег на благотворительность через банковский счет, факт операции должен быть подтвержден путем предъявления выписки о перечислении таких средств. Вместо выписки можно предъявить квитанцию к приходному ордеру. При заполнении документа ПД-4 необходимо указать назначение платежа.

    Опыт зарубежных стран

    Несколько слов стоит сказать и об опыте развитых зарубежных стран в сфере благотворительности. К примеру, в Европе (Германия, Великобритания, Франция) пожертвования в пользу благотворительных фондов, принимают к вычету при определении сумм налога на прибыль. Обычно такой вычет составляет от 10% до 25%.

    Популярной формой льгот является налоговый кредит, но он используется намного реже, чем налоговый вычет. Например, на территории Франции законодательно установлено снижение налога на доход донора на 50% от сумм, потраченных на благотворительность. В Испании сумма пожертвования может достигать 10%, не более. В Великобритании взносы могут быть применены к вычету без ограничений.

    Налоговые льготы для благотворителей: необходимые документы

    Чтобы получить налоговые льготы для предприятий, занимающихся благотворительностью, нужно верно составить официальные бумаги.

    Организациям необходимо оформить следующие документы:

    1. Договор между участниками. Там должно быть указано, что помощь оказывается в целях благотворительности.
    2. Документы, где получатель соглашается на получение даров.
    3. Получатель подтверждает применение дара по назначению (после получения).

    1. Все реквизиты – от кого исходят деньги и кому идут.
    2. Справка о отчислениях с дохода.
    3. Выписка из банка.
    4. Квитанция, свидетельствующая о том, что благотворительная организация получила средства.

    Благотворительный фонд: юридические аспекты

    Благотворительная организация — общее понятие для специально созданных объединений, занимающихся благотворительностью. Согласно закону «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 11.08.1995 № 135-ФЗ благотворительные организации должны быть обязательно некоммерческими, без участия государства или его субъектов. Они могут быть созданы в форме:

    • общественных организаций (объединений) — ст. 6 закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ;
    • фондов — ст. 7 закона № 7-ФЗ;
    • учреждений (если учредитель — благотворительная организация) — ст. 9 закона № 7-ФЗ и пр.

    Благотворительные организации должны вести бухучет и отчетность согласно п. 1 ст. 19 закона № 135-ФЗ. Годовой отчет должен находиться в открытом доступе; также он представляется в орган, принявший решение о госрегистрации такой организации, и в налоговый орган (пп. 2–3 ст. 19 закона № 135-ФЗ).

    Что такое благотворительный фонд (далее — БФ)? Это некоммерческая организация (НКО), которая может быть учреждена гражданами или юрлицами за счет добровольных взносов в благотворительных целях (ст. 7 закона № 7-ФЗ). БФ является собственником имущества, которое передано ему в качестве вкладов учредителями. Цели БФ должны быть прописаны в уставе. Попечительский совет — главный орган БФ.

    Бухгалтерский учёт и отчётность

    Налоговые льготы для фондов и предприятий выдаются только при соблюдении правильного бухгалтерского учета. Если фирма ведет благотворительную деятельность, то нужно вести бухгалтерский учёт, фиксировать все документально. Поскольку суммы являются даром, то необходимо составить договор по благотворительности. Документ составляется в письменной форме. Расходы на подобный вид деятельности в бухгалтерском учёте прописываются как прочие расходы, и используются по дебету счету 91. Финансовая помощь идёт под номером счёта 76.

    Штраф за неуплату транспортного налога

    Налоговые льготы коммерческим организациям выдаются при соблюдении этих же правил.

    Участники благотворительности

    В благотворительной деятельности участвуют благотворители, благополучатели и добровольцы (ст. 5 Закона № 135-ФЗ).

    Благотворителями считаются организации и граждане, которые непосредственно передают имущество, выполняют работы или оказывают услуги. Им разрешено заниматься благотворительностью индивидуально или совместно, с образованием или без образования специальной благотворительной организации (п. 2 ст. 4 Закона № 135-ФЗ).

    Добровольцы – это граждане, которые безвозмездно выполняют работы или оказывают услуги. По сути, они являются посредниками между благотворителями и благополучателями, оказывая помощь, например, в доставке и раздаче благотворительного имущества.

    Благополучателями являются лица, получающие пожертвования от благотворителей и помощь от добровольцев.

    Налоговые льготы
    Для стимулирования отдельных видов экономической активности, поддержки определенных территорий или категорий населения в России широко применяются налоговые льготы. Это ежегодно "обходится" бюджетной системе более чем в 2,5% ВВП выпадающих доходов. В то же время до сих пор не ведется систематическая работа по инвентаризации мер налогового стимулирования, отсутствуют единые подходы к оценке их эффективности.

    Основной функцией налоговой системы традиционно считают фискальную, то есть формирование доходной части бюджета страны или отдельных ее территорий (региона, муниципалитета). Причем российская налоговая система, как подчеркивается в ряде публикаций, является достаточно эффективной в реализации этой функции, что проявлялось как в длительном периоде профицита бюджета в середине 2000-х годов, так и в относительно небольшом бюджетном дефиците в кризисные периоды 2008–2009 гг. и 2014–2016 гг.

    Для стимулирования инвестиций и факторной производительности многие страны применяют налоговые стимулы в рамках своей налоговой политики. В качестве основных аргументов в пользу этого инструмента называются способность налоговых льгот заметно повышать отдачу от инвестиций и сигнализировать об открытости экономики для частных инвестиций, а также их полезность для мобильности капитала. Кроме того, это служит инструментом налоговой конкуренции с другими юрисдикциями. Также считается, что предоставление налоговых льгот – более простое решение, нежели принятие бюджетных программ, направленных на стимулирование деловой активности.

    В то же время налоговые льготы, как и иные освобождения и преференции по налогам и сборам, предусмотренные действующим законодательством, приводят к недополученным бюджетным доходам. Поэтому любые инициативы по налоговому стимулированию должны реализовываться крайне взвешенно и ответственно, а страны, которые испытывают сильные бюджетные ограничения, должны быть особенно осторожны в предоставлении налоговых стимулов во избежание усиления сопутствующих фискальных рисков.

    Примеров относительно успешного предоставления налоговых льгот немного (Коста-Рика, Ирландия, Малайзия, Китай). В большинстве стран эффект от применения налогового стимулирования оказался обратным: широко распространенные налоговые льготы привели к снижению уровня эффективного налогообложения и эрозии налоговых баз, что стало в свою очередь основными фискальными факторами развития кризисных явлений в национальных финансовых системах, особенно это касается стран с низким качеством госуправления. Дело в том, что успешность применения налоговых стимулов зависит от наличия сразу нескольких важных системных факторов: благоприятных макроэкономических условий, стабильности монетарной и налоговой систем, развитой инфраструктуры, мобильного и прозрачного рынка труда, готовности госструктур к партнерскому (взаимовыгодному) сотрудничеству с бизнесом. В противном случае налоговые преференции могут не только подрывать доходную базу бюджета и требовать болезненных налоговых корректировок в виде более высоких налогов на другие субъекты хозяйствования и виды деятельности, сокращения расходов или усиления зависимости от долгового финансирования, но и приводить к серьезным экономическим искажениям, политическим манипуляциям и коррупции.

    В теории налогообложения уже давно сформулированы три принципа оптимальной структуры налогов: эффективность (минимальное налоговое искажение в распределение ресурсов по законам рынка); справедливость (обложение в соответствии со способностью платить налоги); простота (минимальные затраты на администрирование и исполнение налоговых обязательств). Очевидно, что налоговые льготы в целом нарушают эти три принципа оптимального налогообложения, за исключением случаев вмешательства в устранение провалов рынка, налоговой конкуренции за привлечение инвестиционных проектов или формирования налоговых условий для развития экономических агломераций (производственных кластеров). В этой связи наиболее обоснованным налоговым стимулом является установление справедливых и умеренных базовых налоговых ставок.

    В России в настоящее время как на федеральном, так и на региональном уровне существует большое количество налоговых льгот и преференций, при этом общий объем выпадающих доходов бюджетной системы составляет, по оценкам Минфина России, от 2,5 до 2,8% ВВП ежегодно.

    Основной объем налоговых расходов сосредоточен на федеральном уровне – их доля составляет около 85% от общего размера выпадающих доходов бюджетной системы – и в основном касается таких налогов, как налог на прибыль, НДС, налог на добычу полезных ископаемых, НДФЛ. На региональном уровне налоговые расходы в основном формируются благодаря льготам по налогу на имущество.

    Таблица. Распределение налоговых расходов между уровнями бюджетной системы в 2014-2017 гг, млрд рублей

    2014 2015 2016 2017
    Всего налоговые расходы 2190,3 2163,3 2208,8 2448,6
    в том числе:
    налоговые расходы федерального бюджета 1886,5 1835,9 1882,6 2103,0
    налоговые расходы консолидированного бюджета 282,7 302,0 305,8 319,6

    Источник: Минфин России

    В функциональном разрезе доминирующим направлением налоговых льгот является национальная экономика (в среднем 83–85% от всех налоговых расходов), внутри данного раздела наибольший вес имеют воспроизводство минерально-сырьевой базы и сельское хозяйство. В то же время теоретические исследования и эмпирический опыт применения налоговых послаблений указывают, что инвестиции в проекты, неразрывно связанные с конкретным местоположением их реализации (например, инвестпроекты по освоению природных ресурсов или агропромышленные проекты на специально отведенных землях) и не отличающиеся географической "мобильностью", не должны получать специальные налоговые преференции. Более обоснованной формой государственной поддержки их реализации являются бюджетные субсидии.

    Еще одной особенностью российской практики применения налоговых льгот, уже не для бизнеса, а для населения, является их компенсационно-стимулирующий характер. Государство берет на себя часть расходов налогоплательщика на образование, приобретение жилья или медицинское обслуживание, как бы стимулируя потребление отдельных видов социальных услуг или рыночных благ. Напротив, в большинстве развитых стран налоговые льготы предоставляются в виде снижения налоговой нагрузки в обмен на одновременное снижение уровня потребления подобных товаров, работ, услуг. Так, в США гражданам, преимущественно проживающим за пределами страны в течение года и фактически не пользующимся общественными благами или благами с положительными внешними эффектами, финансируемыми из бюджетных средств (например, услугами социальной или транспортной инфраструктуры), предоставлено право исключить из налогооблагаемого по законам США дохода чуть более 100 тыс. долл.

    Будучи прямой альтернативой бюджетным расходам, налоговые льготы в России отличаются преимущественно бессрочным характером, отсутствием адресности, несмотря на формальную нацеленность на решение определенных задач государственной политики, и выведены из-под бюджетного контроля. Как справедливо отмечает Минфин России, подобная практика создает предпосылки для снижения эффективности мер государственной политики, недооценки фактических объемов поддержки того или иного направления, неоптимального распределения ограниченных бюджетных ресурсов и в конечном итоге ведет к прямым потерям общественного благосостояния. В этой связи необходимо обеспечить в рамках бюджетного процесса проведение регулярного мониторинга и оценки эффективности налоговых расходов бюджета.

    На сегодняшний день существует множество исследований, посвященных количественной оценке эффективности налоговых льгот. Но большинство из методик либо не предназначены для всестороннего анализа издержек и выгод, сосредотачиваясь на выявлении отдельных последствий от применения налоговых льгот, либо используют крайне сложное эконометрическое моделирование всех социально-экономических последствий их применения. В силу их сложности и трудоемкости рекомендовать подобные методические подходы для регулярного использования государственными служащими без должной специальной подготовки не представляется целесообразным. Вот почему оценка эффективности налоговых льгот должна сочетать в себе комплексность и всесторонность учета социально-экономических и бюджетных последствий применения налоговых льгот, с одной стороны, и простотой и понятностью алгоритма анализа, с другой.

    На наш взгляд, анализ эффективности налоговых льгот следует осуществлять в два этапа: сначала проверку их соответствия необходимым критериям целесообразности, а затем оценку достаточности показателя результативности их фактического или планового применения, характеризующего эффекты от использования льготы.

    На первом этапе критериями анализа могут быть:

    а) льгота относится к числу налоговых расходов бюджета;

    б) потери доходов бюджета от применения льготы являются существенными (например, больше 100 млн руб. ежегодно);

    в) льгота не носит узкого характера при том, что она применяется в достаточно специфической сфере либо небольшим числом налогоплательщиков по прошествии нескольких лет от начала ее действия. Востребованность льготы рассчитывается как отношение фактического количества ее потребителей к потенциально возможному количеству ее пользователей;

    г) льгота не вызывает сложности администрирования и правоприменения, и/или ее использование не сопровождается злоупотреблениями, и/или ее действие достаточно адресно, и/или имеет соразмерные (низкие) издержки администрирования (издержки администрирования налоговых расходов составляют менее 10% от их общего объема);

    д) для достижения целей, которые преследует льгота, отсутствуют менее затратные альтернативные возможности (например, бюджетные субсидии или реализации проектов на основе государственночастного партнерства).

    Несоответствие вышеперечисленным критериям свидетельствует о недостаточной эффективности льготы, а, значит, она должна быть рекомендована к отмене, либо по крайней мере к разработке предложений по совершенствованию механизма действия льготы (например, для издержек ее администрирования, повышения востребованности льготы и т.п.).

    Результаты анализа на соответствие применяемых сегодня в России налоговых льгот необходимым критериям представлены в приложении. Указанные в нем льготы являются "кандидатами" на отмену.

    На втором этапе (в случае выполнения всех необходимых критериев эффективности) ведомство-куратор льготы либо Минфин России (для общесистемных институциональных льгот, затрагивающих интересы нескольких ведомств) должны провести их оценку на предмет соответствия критериям результативности. В этом случае должна быть проанализирована динамика хотя бы одного показателя (индикатора), на значение которого оказывает влияние рассматриваемая льгота. Очевидно, что цели применения льготы могут быть как социальные (например, повышение доступности социально значимых товаров и услуг для потребителя, поддержка отдельных групп населения, стимулирование занятости отдельных групп населения и т.п.), так и экономические (стимулирование инвестиционной активности, поддержка отдельных видов деятельности, повышение инновационной активности, стимулирование экономического развития определенных территорий и т.п.). Поэтому ведомству-куратору или Минфину необходимо подобрать как минимум один из индикаторов, который наиболее чувствителен к целенаправленному воздействию льготы. Например, это может быть объем потребления отдельных товаров (услуг), охват населения услугами социально значимых организаций, доля расходов населения (или его определенных групп) на социально значимые товары и услуги, доля населения с доходами ниже прожиточного минимума, доля инвестиционных расходов в общих расходах организаций, объем выпуска отдельных видов продукции и т.п.

    При этом достоверность оценки влияния льготы на динамику целевого показателя (индикатора) зависит от соблюдения ряда требований:

    – доступность полной информации о льготе;

    – отсутствие в течение анализируемого периода существенных изменений в законодательстве по порядку применения льготы и расчету налогооблагаемой базы;

    – отсутствие исключительно отрицательной динамики показателя (индикатора) и соответствующих налоговых расходов;

    – отсутствие определяющего влияния иных факторов (помимо налоговой льготы) на динамику значений рассматриваемого показателя (индикатора).

    Формирование механизма оценки эффективности налоговых льгот предполагает ряд мер, в частности, введение в бюджетный процесс процедур регулярного мониторинга и оценки налоговых расходов бюджета; формализацию перечня налоговых расходов, подлежащего ежегодному пересмотру с целью учета изменений нормативных правовых актов, списка государственных программ/проектов и их структуры, а также иных обстоятельств; регламентацию процедуры отмены неэффективных и не соответствующих современным целям государства налоговых льгот; закрепление требований к установлению новых налоговых льгот, в том числе предусматривающих повышение адресности их применения и строгой координации с целями и задачами соответствующих инструментов государственного программно-целевого и проектного управления.

    Получение адекватных результатов применения предлагаемого механизма оценки эффективности налоговых льгот напрямую зависит от остроты таких общесистемных проблем, как высокий уровень коррупции, избыточно волатильный обменный курс, инфляция, неудовлетворительная прозрачность и ритмичность бюджетных расходов, непоследовательность и непредсказуемость государственного управления и других важных институциональных условий.

    Подпишитесь на нашу рассылку, и каждое утро в вашем почтовом ящике будет актуальная информация по всем рынкам.

    Налоговые льготы для резидентов особых экономических зон


    Существуют общие для всех типов особых экономических зон налоговые льготы:

    1. Для резидентов всех типов зон устанавливается пониженная ставка налога на прибыль подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации.
    2. Резиденты освобождаются от уплаты налога на имущество на срок от 5-10 лет в зависимости от зоны с момента постановки имущества на учет при выполнении следующих условий:
    • имущество создано или приобретено в целях ведения деятельности на территории зоны;
    • указанное имущество находится на территории зоны;
    • имущество фактически используется на территории зоны.
    1. Преференции по транспортному налогу устанавливаются субъектами Российской Федерации, на территории которых создаются особые зоны. Для инвесторов льгота по транспортному налогу предоставляется с момента регистрации транспортного средства.
    2. На федеральном уровне инвесторы освобождаются от уплаты земельного налога на 5-10 лет в зависимости от зоны с момента возникновения права собственности на земельный участок, расположенный на ее территории.

    В зависимости от типа зон инвесторам предоставляются дополнительные льготы:

    Вид налога

    Ставка налога с учетом льгот

    Сроки действия льгот

    Основания

    Технико-внедренческие ОЭЗ

    (ОЭЗ «Томск», ОЭЗ «Зеленоград», ОЭЗ «Дубна», ОЭЗ «Санкт-Петербург», ОЭЗ «Иннополис»)

    16

    Тарифы страховых взносов для организаций и индивидуальных предпринимателей, заключивших
    с органами управления особыми экономическими зонами соглашения
    об осуществлении технико-внедренческой деятельности и производящих выплаты физическим лицам, работающим
    в технико-внедренческой особой экономической зоне или промышленно-производственной особой экономической зоне

    Общий объем взносов – 34%

    Наименование

    2011 год

    2012-2017 годы

    2018 год

    2019 год

    ч. 4, 5 ст. 8,
    п. 5 ч. 1, ч. 3

    ст. 58 Федерального закона 212-ФЗ
    от 24.07.2009 г.

    п. 5 ч. 4, ч. 7 ст. 33 Федерального закона № 167-ФЗ
    от 15.12.2001 г.

    Пенсионный фонд Российской Федерации

    8,0 %

    8,0 %

    13,0 %

    20,0 %

    Фонд социального страхования Российской Федерации

    2,0 %

    2,0 %

    2,9 %

    2,9 %

    Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

    2,0 %

    4,0 %

    5,1 %

    5,1 %

    Территориальные фонды обязательного медицинского страхования

    2,0 %

    0,0 %

    0,0 %

    0,0 %

    Всего

    14 %

    14 %

    21%

    28 %

    2

    Налог на прибыль организаций

    2.1

    В части, зачисляемой
    в федеральный бюджет действующая
    ставка- 2 %

    Для резидентов ОЭЗ ставка налога составляет 0 %

    с 1 января 2012 года до 1 января 2018 года

    п.1.2 ст.284 НК РФ

    2.2

    В части, подлежащей зачислению в бюджет субъекта действующая
    ставка- 18%

    Для резидентов ОЭЗ может быть установлена пониженная ставка налога, но не более 13,5 %

    Устанавливается законом субъекта РФ

    п.1 ст. 284 НК РФ

    10 лет с момента регистрации в качестве резидента ОЭЗ

    Закон Томской области
    от 13.03.2006
    № 30-ОЗ

    до 1 января 2016 года

    Закон г. Москвы
    от 05.07.2006
    № 31

    5 лет с момента регистрации в качестве
    резидента ОЭЗ

    Закон Московской области
    от 24.11.2004
    № 151/2004-ОЗ

    На весь период существования ОЭЗ

    Закон Санкт-Петербурга
    от 14.07.1995
    № 81-11

    Законодательство субъекта РФ не сформировано

    Прочие льготы по налогу на прибыль организаций на срок существования особой экономической зоны (49 лет).

    Расходы на научные исследования и опытно-конструкторские разработки (в том числе не давшие положительного результата) признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат.

    п. 2 ст. 262 НК РФ

    3.

    Налог на имущество организаций

    (налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и не могут превышать 2,2 %)

    Резиденты ОЭЗ освобождаются от уплаты налога на имущество, при условии того, что имущество:

    • учитывается на балансе резидента ОЭЗ
    • создано или приобретено в целях осуществления деятельности на территории ОЭЗ
    • используется на территории ОЭЗ
      в рамках соглашения о создании ОЭЗ
    • расположено на территории ОЭЗ

    10 лет с момента постановки имущества
    на учет

    Срок действия льготы может быть продлен законом субъекта РФ

    п. 17 ст. 381 НК РФ

    Управляющие компании ОЭЗ освобождаются
    от уплаты налога на имущество, при условии того, что:

    • недвижимое имущество, указанное в соглашении о создании ОЭЗ учитывается
      на балансе в качестве объектов основных средств
    • создано или приобретено в целях осуществления деятельности на территории ОЭЗ
    • имущество, а также сооружения, являющиеся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, расположено
      на территории ОЭЗ

    10 лет с момента постановки имущества
    на учет

    Срок действия льготы может быть продлен законом субъекта РФ

    п. 23 ст. 381 НК РФ

    4.

    Транспортный налог

    Льгота устанавливается Законом субъекта РФ,
    на территории которого создана ОЭЗ

    Устанавливается Законом субъекта РФ

    ст. 356 НК РФ

    10 лет с момента регистрации в качестве резидента ОЭЗ

    Закон Томской обл. от 04.10.2002
    № 77-ОЗ

    Освобождение от уплаты транспортного налога

    5 лет с момента регистрации ТС

    Закон г. Москвы
    от 09.07.2008 № 33

    Освобождение от уплаты транспортного налога

    (кроме автомобилей легковых, водных
    и воздушных транспортных средств)

    5 лет с момента регистрации ТС

    Закон Московской области
    от 24.11.2004
    № 151/2004-ОЗ

    5 лет с момента регистрации ТС

    Закон Санкт-Петербурга
    от 14.07.1995
    № 81-11

    Законодательство субъекта РФ не сформировано

    5.

    Земельный налог

    (действующая ставка
    1,5 %)

    Освобождение резидентов ОЭЗ от уплаты земельного налога

    (в отношении земельных участков, расположенных в ОЭЗ)

    5 лет с момента возникновения права собственности на каждый земельный участок

    Срок действия льготы может быть продлен законом субъекта РФ

    п. 9 ст. 395 НК РФ

    Промышленно-производственные ОЭЗ

    (ОЭЗ «Алабуга», ОЭЗ «Липецк», ОЭЗ «Тольятти», ОЭЗ «Титановая долина», ОЭЗ «Моглино»)

    1.

    Налог на прибыль организаций

    (в части, зачисляемой
    в федеральный бюджет действующая ставка –

    2 %; в части, подлежащей зачислению в бюджет субъекта действующая
    ставка- 18%)

    Для резидентов ОЭЗ ставка налога в части, подлежащей зачислению в бюджет субъекта, может быть понижена, но не более 13,5 %

    Устанавливается законом субъекта РФ

    Читайте также: