С какими типичными проблемами сталкиваются налоговые консультанты

Опубликовано: 22.04.2024

Библиографическая ссылка на статью:
Литвинова С.А., Сальникова Н.В. Налоговый консалтинг как самостоятельный вид деятельности в современных экономических условиях // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2015/11/59321 (дата обращения: 20.05.2021).

Для экономики 21 столетия характерно возрастающее влияние роли сферы услуг. Одним из важнейших элементов сферы услуг являются консультационные услуги. Профессиональные консультанты в такой период оказывают прямое влияние на принятие важнейших управленческих решений в различных секторах экономики.

Налоговый консалтинг – относительно новое явление для России. Консультирование – это форма оказания услуг, выражающаяся в предоставлении определенной помощи, рекомендаций, советов квалифицированным лицом. Единого определения налогового консультирования нет. Обобщив точки зрения на данное понятие разных экономистов, было сформулировано следующее определение. Налоговый консалтинг – это деятельность независимых от налоговых органов субъектов, предоставляющих заказчику услуги на платной основе по разъяснению налогового законодательства и предоставлению рекомендаций по наиболее оптимальному его применению в конкретной ситуации хозяйствующего субъекта.[1. c.68]

Немаловажным является то, что услуги по налоговому консультированию являются юридической формой и имеют экономическое содержание. Данный факт выделяет налоговый консалтинг как самостоятельный вид предпринимательской деятельности, который отличается от других разновидностей консультирования. Налоговый консультант – это независимый специалист в области налогообложения, оказывающий клиенту на платной основе услуги налогового консультирования. Помимо комплексного владения принципами налогообложения и бухгалтерского учёта, досконального знания действующего законодательства и судебной практики, профессиональный налоговый консультант должен постоянно отслеживать все изменения. Стоит выделять налоговый консалтинг как самостоятельный вид деятельности, близкий, но не совпадающий по предмету и по способам реализации ни с аудитом, ни с юридическим консультированием.

Основоположник налогового консалтинга Франц Финдейзен в 1919 году отмечал постоянное усложнение налогового законодательства, в связи с чем рядовой налогоплательщик нуждается в индивидуальной помощи в своих налоговых делах со стороны профессиональных налоговых консультантов.

Такое консультирование совмещает в себе не только пассивную помощь в виде оказания услуг при выполнении налоговых обязанностей, но и активный предусмотрительный консалтинг с целью оптимизации налогообложения. Ф. Финдейзен писал о необходимости обучения студентов экономических наук в области налогообложения, обращая внимание, что юридических знаний недостаточно для оказания консультационных услуг, в первую очередь налоговому консультанту требуется экономическое образование.

Согласно проекту ФЗ «О налоговом консультировании», внесенному в Государственную Думу в мае 2014 года, деятельность по налоговому консультированию должна осуществляться на следующих принципах:


Рис.1 Принципы налогового консультирования [4]

Проект федерального закона «О налоговом консультировании» направлен на повышение уровня и эффективности взаимодействия налогоплательщиков с налоговыми органами. Характерной особенностью законопроекта является то, что он охватывает консультирование по вопросам применения положений не только законодательства о налогах и сборах, но и регулирования правоотношений налоговых органов Российской Федерации. Законопроект вводит в Российской Федерации институт налоговых консультантов и налоговых консультаций. [2]

Налоговое консультирование как сфера бизнеса возникло в мире в 1960-е годы. Характерной особенностью его на этапе становления было активное внедрение в управленческий консалтинг крупных аудиторских фирм, которые сформировали вектор развития налогового консалтинга. Зарубежный опыт показывает, что налоговое консультирование является для общественной жизни важной сферой деятельности. Однако, некоторые ученые и работники государственной службы настороженно относятся к деятельности налоговых консультантов. Например, когда речь идет о такой функции налоговых консультантов, как помощь по оптимизации налоговой нагрузки и налоговом планировании. Это тормозит законодательное урегулирование правового статуса налоговых консультантов. [3. c.19]

Эффективность налогового консалтинга как отдельного вида деятельности доказана на мировом опыте. Российское налоговое законодательство достигло того витка развития, когда становится необходимым консультационная деятельность. В условиях часто меняющегося законодательства к услугам налогового консультирования обращаются всё больше людей, а налоговые консультанты становятся необходимыми участниками налоговых отношений.

Налоговые консультанты – это не просто специалисты с наличием необходимых компетенций. Их должно отличать способность практического применения компетенций в различных сферах науки, аналитические, мыслительные качества, внимательность и наблюдательность, наличие практического опыта, экономическое мышление и интуиция.

Качественный закон о налоговом консультировании оставил бы на российском рынке консалтинговых услуг в области налогообложения только квалифицированных специалистов, что в дальнейшем способствовало развитию этой сфере.

Поможем вам выявить и минимизировать налоговые риски

Best Lawyers

Лучшие юристы
по налоговому праву

II группа

Налоговое право
Право.ru-300

  • Формирование стратегии взаимодействия с налоговыми органами
  • Помощь при подаче отчетных документов
  • Помощь в организации и проведении аудита
Бесплатная консультация

Заполните простую форму для отправки заявки с сайта либо позвоните нам по телефону. Наши менеджеры ответят на интересующие вас вопросы, расскажут об особенностях услуги, сориентируют по срокам и стоимости выполнения работ. Мы строго придерживаемся принципов честности и конфиденциальности в отношениях с клиентом.

На личной встрече в нашем офисе, удобно расположенном в центре Москвы, у вас будет возможность познакомиться и убедиться в компетенции наших экспертов, детально обсудить все пункты подготовленного коммерческого предложения, актуализировать договор, исходя из особенностей ваших текущих задач.

На протяжении всего периода реализации проекта с вами работает персональный менеджер, который всегда готов проконсультировать по текущим вопросам и задачам. Наша компания отличается дружественным подходом, отсутствием формализма, решением конкретных практических задач, стоящих перед клиентом.

Мы строго соблюдаем наши обязательства и сроки выполнения проекта. Простота, клиентоориентированность, дружественность, эффективность и рациональность подхода позволяют получить максимальное удовлетворение от работы с нами. Оценив уровень профессионализма, клиенты повторно обращаются за консультацией в КСК ГРУПП.

Юридическая консультация по налоговым вопросам и спорам

В рамках налогового консультирования компания КСК ГРУПП помогает среднему и крупному бизнесу безопасно планировать налоговые платежи. Меняются законы, судебная практика, подходы ФНС к проведению проверок, и мы всегда в курсе этих изменений. А значит, предлагаем клиентам только актуальные решения.

Почему именно сейчас налогам нужно уделять особое внимание?

За последние годы практика сильно изменилась: заработали системы АСК «НДС-2» и АИС «Налог-3», работа инспекторов ФНС становится все более качественной, средний «чек» по итогам каждой проверки стабильно увеличивается, а в суде налоговые органы выигрывают более 80% дел.

Налоговые консультации

  • Выявляем и минимизируем налоговые риски, защищаем от налоговых доначислений
  • Помогаем подготовиться к визиту ФНС и сопровождаем налоговые проверки
  • Разрабатываем стратегии выведения компании в правовое поле
  • Оспариваем доначисления в досудебном порядке и в судах

Консультация налогового юриста

Для того чтобы представлять интересы хозяйствующего субъекта во время взаимоотношений с контролирующими органами, необходим эксперт особого профиля. Это опытный налоговый юрист ‒ сотрудник с высшим образованием в области права, имеющий навыки работы в финансовой сфере, разбирающийся в тонкостях гражданско-правовых норм и способный оказать юридическое содействие при проверках, спорах и других вопросах, возникающих в ходе контактов с государственными службами.

Такой специалист имеет более широкую специализацию, чем налоговый адвокат. При консультировании с ним можно получить помощь в ряде важных вопросов.

  • Оформление требования о предоставлении сведений или документации для заказчика от налоговых органов. Это может потребоваться в том случае, когда есть сомнения в правильности составления документации налоговиками или при подготовке документальной базы для дальнейшего разбирательства.
  • Подготовка сотрудников к допросу. Как показывает практика, проведение бесед между представителями налоговых органов и работниками предприятия не всегда проходят в должном ключе. Налоговый юрист, который проведет консультацию непосредственно перед разговором с инспекторами, расскажет, как правильно отвечать на провокационные вопросы, чтобы все показания сотрудников компании совпадали с ее позицией по проблемным темам.
  • Формирование возражений по актам проверок ‒ юрист по налогам понимает, как расставить акценты, что важно указать в жалобах в вышестоящие инстанции, ФНС и т. д. Несмотря на стандартизированный формат таких документов, далеко не каждый бухгалтер или руководитель предприятия сможет правильно обосновать свою позицию при несогласии с актами проверки.
  • Рекомендации, планирование и оценка рисков, решение других задач, непосредственно связанных с начислением и уплатой обязательных платежей хозяйствующим субъектом.
  • Работа по специальным налоговым режимам и т. д. Особенности составления документов при специальном режиме налогообложения могут замедлить работу бухгалтерии. Опытный юрист в такой ситуации поможет оптимизировать процесс ведения документооборота.

Частая сфера, в которой задействованы работающие в крупных городах налоговые юристы (Москва, областные и региональные центры), ‒ это деятельность по возмещению НДС, возврату НДФЛ по вычетам и пр.

В том случае, если у руководства или главного бухгалтера не хватает времени заниматься подобными вопросами, юрист выполнит поставленную задачу в максимально сжатые сроки, соблюдая нормы законодательства и руководствуясь интересами клиента.

Почему вы можете быть уверены в результате

Рейтинги

Качество работы наших экспертов подтверждают своими отзывами крупнейшие российские и западные компании.

Право.ru-300

Эксперт РА

BestLawyers.com

Средний опыт наших специалистов — более 10 лет, многие из них работали в ФНС.

Качество работы наших налоговых юристов подтверждают своими рекомендациями крупные российские и западные компании.

Мы предоставляем не рекомендации, а решения «под ключ».

Например, подробную «дорожную карту» по устранению налоговых рисков, и при необходимости помогаем реализовать ее положения на практике.

Наши юристы ежедневно сопровождают налоговые проверки и взаимодействуют с инспекторами ФНС.

Благодаря этому мы всегда в курсе изменений подходов налоговой службы, и на основе этой информации выстраиваем тактику защиты клиентов.

Свой бизнес: налоговое консультирование

Многие предприятия предпочитают решать некоторые свои вопросы за счёт обращения в сторонние компании. Эта практика называется передачей бизнес-процессов в ведение специальной организации, которая выступает в качестве аутсорсера. Наиболее часто обращаются за помощью в бухгалтерской сфере, это особенно актуально для небольших компаний, которые не могут держать свой штат бухгалтеров; это же касается юристов и налоговых консультантов.

С последними вообще особая ситуация – несмотря на довольно серьёзную задачу, в России правовая база касательно работы налоговых консультантов остаётся непроработанной, сейчас не имеется каких-либо стандартов, правда, в этом направлении ведутся разработки и определённый прогресс есть. Но вот требования рынка намного опережают действия правительства, потребность в налоговых консультантах возникает не только на маленьких предприятиях и у индивидуальных предпринимателей, но и в крупных организациях. Кто-то решается взять в свой штат такого специалиста, но это зачастую оказывается невыгодно, поэтому предложение аутсорсинга в данной сфере является очень перспективным видом бизнеса.

В настоящее время редкий налоговой консультант работает именно по профессии, которая так и прописывается в трудовой книжке. Обычно это юристы или адвокаты без адвокатской лицензии, которые разбираются в налоговых вопросах и зарабатывают этим на жизнь. В любом крупном городе можно найти не одну организацию, которая занимается налоговым консалтингом, но обычно это те фирмы, которые занимают сразу несколько областей, то есть являются многопрофильными. То есть это юридические конторы, для которых налоговой консалтинг – только одно направление деятельности, обычно даже не основное. Есть ещё и частные специалисты (вроде тех же адвокатов), да и любой юрист за нормальную цену готов заняться налоговыми вопросами. Предложение на рынке есть, только не всегда можно найти контору, которая выбрала консалтинг по этому направлению основным (и единственным) направлением своей деятельности, поэтому говорить о действительно качественном и всестороннем решении вопроса не всегда приходится. Фирма, которая нуждается в поддержке налогового консультанта, вполне может столкнуться с ситуацией, когда тот или иной вопрос у специалиста оказывается «непрофильным».

Свой тренинговый центр за 55 000 руб.

В стоимость входят комплект материалов для очного проведения всех программ + 2 дня живого обучения онлайн. Бессрочное право проведения 10 программ. Никаких дополнительных отчислений и платежей. Запуск за 2 дня.

Шансы у новичка на завоевание своей части рынка, безусловно, есть, только нужно сразу ответить на вопросы: чем лучше своё предложение, чем у конкурентов? какова цена на их услуги и почему? насколько качественно конкуренты выполняют свою работу? насколько велик риск того, что появится новая контора, которая предложит более выгодные условия, и если появится, то как с этим бороться? Иными словами, SWOT-анализ в помощь.

В этой сфере очень много тонкостей, разобраться в них всех – достаточно сложная задача, и нужно сразу определиться, есть ли смысл открывать целую контору, работающую только в сфере налогового консультирования, ведь потребители могут быть заинтересованы не в налоговом консалтинге, а в юридической помощи вообще (которая и включает в себя де-факто налоговое консультирование, если анализировать практику многих специалистов). Человек, которые сам является специалистом налогового консультирования и желает на этом зарабатывать, может со спокойной душой устроиться на работу в юридическое агентство, а если есть желание работать исключительно «на себя», то стать частнопрактикующим специалистом с небольшим кабинетом. Трудности есть в любом начинания, свои недостатки и преимущества не всегда очевидны, поэтому прежде чем становиться предпринимателем, нужно оценить рынок, на котором придётся работать. Тут же, на этом этапе, выбирается и формат своей работы.

Пожалуй, бессмысленно в этой статье описывать процесс регистрации субъекта предпринимательской деятельности, человек, который желает открыть контору по налоговому консультированию явно знает в этом вопросе больше, чем какой-то журналист-теоретик. Однако есть предприниматели, которые не собираются заниматься налоговым консультированием самостоятельно, то есть предпочитают открыть фирму и нанять специалистов в неё, чтобы они уже в свою очередь выполняли эту работу. Это относится к тем людям, которые сами не обладают соответствующим образованием и просто хотят открыть своё дело.

Если нет желания работать как индивидуальный предприниматель, то лучше выбрать форму общества с ограниченной ответственностью, в этом случае будет доступна упрощённая система налогообложения, а как следует из названия, и налоговая отчётность по ней гораздо проще, но главное – величина перечислений в пользу государства, которая составляет 6% от доходов или 15% от операционной прибыли. Больше подробностей и консультацию по вопросу, какой тип отчётности выбрать, можно получить у своих же работников, потому что решается этот вопрос в зависимости от формата работы. Нужно также отметить, что такая деятельность подпадает под определение (ОКПД 2) 69.2 Услуги в области бухгалтерского учёта; по проведению финансового аудита; по налоговому консультированию.

Что касается получения специальной лицензии, то тут потребуются сертификаты (и, конечно, дипломы или иные документы о высшем образовании) у сотрудников, которые они получают самостоятельно. Но вот обязательного лицензирования для компании, которая занимается налоговым консультированием, и юридической деятельностью вообще, на настоящий момент не требуется. Выше уже было замечено, что в этом вопросе ведутся какие-то разработки, и можно ожидать, что даже в ближайшее время законодательство изменится, и придётся узаконивать свою деятельность. Однако юристы узнают об этом в первую очередь.

Важный момент в организации своего предприятия – обустройство офиса. Чтобы контора по налоговому консультированию имела достаточно клиентов, располагаться нужно в центральных и деловых кварталах города. Учитывая, что работники немало времени будут проводить на предприятии клиента, проще всё-таки им ездить в определённую точку города, чем расположиться конторе на окраине и ждать, пока к ней приедут клиенты. Первичные переговоры ведутся только в деловых кварталах, располагающаяся тут фирма уже имеет важное преимущество хотя бы за счёт того, что платит за помещение по несколько завышенной арендной ставке, а значит, (в сознании потребителя) представляет собой серьёзную контору. Однако слишком большой офис не требуется, работа действительно по большей части офисная – разбираться в бумагах, назначать встречи, вести переговоры, налоговые консультанты часто будут находиться в разъездах, поэтому слишком большое рабочее пространство – ненужные траты.

Стоимость аренды сильно зависит от множества факторов – репутация бизнес-центра, расположение в городе (да и сам город), первоначальное состояние офиса (и его размеры, конечно же) и так далее и тому подобное. Начинается стоимость аренды за 30-40 м 2 примерно с 25-30 тысяч рублей, но это в небольших городах и не в слишком «хорошем» месте, в городах федерального значения даже за скромное во всех смыслах помещение почти наверняка придётся отдавать в несколько раз больше. Здесь в помощь приходят агенты недвижимости, если предприниматель сам не отказывается от решения своих вопросов чужими силами.

Далее нужно выделить немало средств на непосредственно оборудование офиса. Здесь ничего особенно не требуется, в помещении должна царить рабочая атмосфера, иными словами – это обычный офис, только светлый, приветливый, строгий и минималистично, но со вкусом обустроенный. Если есть какие-либо грамоты, сертификаты, награды и прочие «полуофициальные» бумаги, их можно развесить в комнате переговоров или над головой руководителя (когда нет комнаты переговоров), на клиентов это оказывает очень хороший эффект, доверие растёт, лояльность к компании повышается, уверенность в своём выборе крепнет с каждой такой бумажкой. Из остального, более важного – отделка стен, обустройство технических помещений, ведь уборные нужны, закупка компьютеров и периферийной техники, мебели. При желании в 100 тысяч рублей можно уложиться, если не покупать каждому сотруднику кожаное кресло и ручки «Parker». Хотя иногда стоит это сделать, если контора рассчитывает на работу именно с крупными предприятиями, которые немало внимания уделяют «богатству» партнёра.

Далее начинается непосредственно поиск клиентов. О себе информацию обязательно нужно предоставить в средствах массовой информации, газетах, журналах, местном радио и телевидении, создать собственный сайт, на котором будут все сведения о компании (нельзя забыть выложить сканы своих сертификатов и наград), о предоставляемых услугах, заслугах лично каждого налогового консультанта (ибо заслуг самой компании пока не имеется), стоимости и сроках, за которые выполняется та или иная операция.

Свой сайт – очень важное решение, он позволит привлекать очень большое количество клиентов, но при работе большого количества конкурентов может быть сложно держаться на первых строчках в поисковых системах. Но и это не проблема, если есть деньги, студий SEO-оптимизации сегодня достаточно, чтобы найти наиболее подходящую и дать им задачу вывести себя в топ поиска. Но да, услуга не бесплатная, даже порою очень дорогая, цена создания и раскрутки сайта может доходить до 100 тысяч рублей, благо сумма эта растягивается на первые несколько месяцев работы.

Можно начать продвигать себя также через социальные сети, но контингент там явно в большей степени не заинтересован в налоговом консультировании, потому что всё понятие о налогах у простых людей сводится к «у меня ежемесячно отбирают кровно заработанные 13 процентов». В основном налоговые консультанты в России работают непосредственно с предприятиями, причём крупными организациями, у которых большая отчётность и неутомимое желание хоть как-то на налогах сэкономить. Учитывая, что не каждый предприниматель знает, что такое амортизация и что её можно считать, вполне законно кстати, несколькими способами, работы у консультантов будет немало, а результат виден сразу. Впрочем, это ближе всё-таки к бухгалтерии, совсем неграмотных людей в больших организациях не держат.

Перспективное направление, пожалуй, индивидуальные предприниматели, потому что ими становятся люди, которые просто хотят «попробовать своё». А что и как лучше делать – не знают. Тут им на помощь и приходят юристы, налоговые консультанты, бухгалтеры. Таким образом, начинающая компания может заработать себе имя, работая с неопытными предпринимателями, но хорошие прибыли будут идти именно от процветающих корпораций, которые сами дошли до того, что дешевле вести налоговый учёт по аутсорсингу, чем держать свой штат налоговых консультантов. Средние предприятия обычно пытаются справляться своими силами, перекладывая вопросы налогового учёта на бухгалтеров, финансистов и руководителя.

Также нужно отметить, что в Европе услуги налогового консультанта востребованы и у частных лиц, потому что там и налоги больше, и люди свои деньги считать привыкли, в России же, пока всё сводится к уплате процентов к зарплате, никто и не подумает тратить дополнительные средства на налогового консультанта. Частные лица обращаются в такую контору только в случае действительно сложных вопросов – купля-продажа недвижимости, вступление в право наследства, дарение, сделки на крупные суммы, выигрыши в лотерею, но и даже тогда обычно все вопросы решаются самостоятельно либо через косвенных специалистов, например, агентов по недвижимости. То есть в этом направлении вряд ли удастся заработать.

Основа деятельности конторы – грамотные и опытные специалисты. Некоторые юристы проходят специальные курсы, по итогам которых им выдают сертификат и в теории исчерпывающие знания о налогах. Поэтому неплохо найти работников, которые помимо теории немало времени потратили на практику, опыт играет очень большую роль. Налоговые консультанты будут забирать себе значительную часть от сделки, точные проценты трудно назвать – как удастся договориться. Можно заниматься выращиванием специалистов, привлекая молодые перспективные кадры в качестве помощников уже опытных налоговых консультантов. Число таких сотрудников в штате определяется в зависимости от планируемого объёма работы, один консультант может вести дела нескольких предприятий одновременно, но в зависимости от сложности задания кому-то одному, может быть, придётся сконцентрироваться только на работе с одной организацией. Далее следует нанять работника по организаторским и административным вопросам, впрочем, этим заниматься может и сам предприниматель, особенно в первое время. Остальные бизнес-процессы лучше передать на аутсорсинг, хотя в данном направлении нужны дополнительно бухгалтеры, но с таким-то штатом сотрудников эти вопросы можно решить и собственными силами. Охрана офиса почти наверняка будет обеспечивать самим бизнес-центром, в котором проходит работа, и беспокоиться об этом вопросе не придётся.

Контора по налоговому консультированию предлагает достаточно широкий спектр услуг, но всё можно условно разделить на долгосрочное обслуживание и единоразовые вопросы. Крупные предприятия заинтересованы в контракте на долгое время, им нужен комплексный подход, для них важно, чтобы вопрос с налогами решался аутсорсером оперативно, максимально качественно и без излишнего вмешательства в работу самой компании. То есть просто чтобы за них решались проблемы. Частные лица и мелкие предприятия чаще обращаются за помощью либо один раз, либо периодически, и контракт здесь заключать не нужно. В общей форме предприятие работает по следующим направлениям:

Текущее консультирование. Это как раз разрешение общих вопросов, выбор оптимальной системы налогообложения, подготовка документации, нахождение способов экономии (легальных) и тому подобные процедуры, которые нужны каждой без исключения фирме.

Консультации по налоговому планированию и оптимизации. Относится только к долгосрочным договорам, то есть нахождение путей развития компании в данном направлении, к примеру, перевод отдельных сотрудников в филиал компании для снижения издержек и сохранения упрощённой системы налогообложения; это частный случай, вообще вариантов может быть очень много.

Юридическая экспертиза хозяйственных операций. Иными словами – насколько законна деятельность организации и что можно ещё предпринимать в рамках закона. А если есть какие-то сомнения, то как эти законы обойти и представить всё в выгодном свете. Легально, это забывать нельзя.

Разработка оптимальных схем взаимодействия с зарубежными партнёрами. Также международное налоговое планирование. Вообще международные взаимоотношения представляют собой очень сложные процессы, и сюда вовлекаются не только налоговые консультанты, но и юристы, экономисты, финансисты, таможенные брокеры и ещё большое количество специалистов. Компания должна либо держать в штате таких сотрудников, либо иметь соглашения с другими аутсорсерами. В крайнем случае, иметь возможность порекомендовать клиенту тут или иную фирму, которая занимается определёнными, не относящимися к налогам, вопросами.

Юридическая поддержка в налоговых спорах с государственными контролирующими органами. Это уже ближе к непосредственно самим юристам и адвокатам. Причём это направление очень важное, потому что нередко в компанию приходят инспекторы, которые очень тщательно проверяют деятельность компании. Если они что-то смогли найти, клиент должен быть уверен в том, что компания-партнёр всецело поможет ему в этом вопросе. Это вообще сфера права, но к налоговым консультантам предъявляют и эти требования.

Деятельность конторы по налоговому консультированию – очень перспективное направление собственного бизнеса, особенно если сам предприниматель обладает соответствующим образованием. Эта сфера вообще пока только в России развивается, поэтому есть много возможностей для своего роста.

Не так давно ко мне обратилось за помощью акционерное общество (назовем его просто «Налогоплательщик»), в отношении которого налоговики проводили модные нынче контрольно-аналитические мероприятия (КАМ, или по-простому — предвыездная проверка).

ФНС требовала от компании, применявшей общую систему налогообложения, доплатить 50 млн руб. Предприятие с претензиями налоговой было не согласно, но не хотело нарываться на неприятности. Моей задачей было помочь доверителю выйти из ситуации с минимальными потерями.

Прежде, чем перейти к сути дела, необходимо дать читателям некоторые пояснения. Ни Налоговый кодекс РФ, ни законодательство о налогах и сборах не содержит определения контрольно-аналитических мероприятий. В реальности КАМ — это торг между налоговой и налогоплательщиком на этапе до назначения выездной налоговой проверки. Задача ФНС — увеличить налоговые сборы, задача компании — по возможности отбиться от доначислений и при этом не навлечь на себя более страшную кару — выездную налоговую проверку, которая обойдется дороже и по времени, и по деньгам.

Обычно КАМ возникают не на пустом месте. В первой половине календарного года налоговая по своим каналам собирает информацию, которая может свидетельствовать о неполной уплате налогов за три предшествующие года. Например, у одного налогоплательщика обнаруживаются признаки умышленного дробления бизнеса с целью минимизации налоговых платежей. У другого среди контрагентов находят «техническую» фирму. У третьего обязательства по сделке не могли быть исполнены контрагентом. Короче, налоговая копает…

После этого между налоговиками и компаниями начинается обмен письмами. Первые требуют, вторые оправдываются. Проводятся опросы должностных лиц налогоплательщика и встречи в налоговой. Длиться это может несколько месяцев.

В результате налогоплательщик «добровольно» доначисляет и уплачивает налоги и пени и представляет уточненные налоговые декларации.

Если не отвечать на требования налоговой, не сотрудничать с ней и не доплачивать налоги, то вероятность заполучить выездную проверку приблизится к 100%. Поэтому больше половины налогоплательщиков уточняются добровольно-принудительно на этапе КАМ.

Благодаря этому ФНС ежегодно снижает план налоговых проверок и при этом увеличивает поступления в бюджет. Таким образом, КАМ сегодня — это один из основных способов досудебного урегулирования налоговых споров.

Если у Вас есть вопрос по банкротству, субсидиарке или защите личных активов, подпишитесь на рассылку

Раз в месяц разбираем одно обращение, даем подробную консультацию и высылаем руководство к действию на e-mail. Только для подписчиков.

И все бы хорошо, если бы не одно но. Так как ни самого понятия КАМ, ни порядка их проведения в законе нет, то отсутствует также и законодательное закрепление прав и обязанностей налогоплательщика и налоговых органов в ходе этих мероприятий. Процедуры принятия решений по результатам КАМ и гарантий соблюдения договоренностей, достигнутых между налоговиками и налогоплательщиком в ходе мероприятий, тоже нет.

Это означает, что налогоплательщик после полугода переписки со своей налоговой инспекцией может в добровольно-принудительном порядке сдать уточненные налоговые декларации и доплатить согласованные с инспекцией налоги и пени, а после этого все равно получить выездную проверку. Если налоговая инспекция или вышестоящее управление ФНС решат, что сумма маловата.

На Налоговом конгрессе, состоявшемся в ТПП РФ в ноябре 2020 года, бизнес-сообщество и налоговые эксперты предлагали руководству ФНС закрепить в Налоговом кодексе нормы, регулирующие порядок и сроки проведения контрольно-аналитических мероприятий, а также права и обязанности сторон и порядок закрепления результатов КАМ (к примеру, в форме мирового соглашения).

Однако, представители ФНС полагают, что подобного правового регулирования не требуется. При этом они ссылаются на добровольный (!) характер взаимодействия налогоплательщика с налоговым органом в ходе контрольно-аналитических мероприятий. По их мнению, вопросы истребования документов (информации) и вызова должностных лиц налогоплательщика для дачи пояснений урегулированы Налоговым кодексом РФ. Этого, мол, достаточно.

Вернемся теперь к нашему случаю. Налогоплательщик обратился ко мне на заключительном этапе препирательств с налоговиками. До этого он в течение пяти месяцев (с июля по ноябрь) самостоятельно участвовал в контрольно-аналитических мероприятиях. За это время налоговый орган направил в адрес компании три информационных письма с предложениями, а по сути требованиями, представить пояснения и документы в связи с возникшими расхождениями по суммам налогов, уплаченных в 2016–2018 годах.

Компания сотрудничала с налоговой и направляла ей соответствующие документы: счета-фактуры, договоры, акты выполненных работ, оборотно-сальдовые ведомости. Часть вопросов удалось снять, компания согласилась доплатить в казну порядка 25 млн рублей. Но оставались неурегулированными претензии по налогу на прибыль и НДС примерно на такую же сумму.

Проблема была в том, что налоговая раскопала два старых арбитражных дела, выигранных Налогоплательщиком. В первом случае компания обратилась в суд с требованием о взыскании задолженности по договору оказания услуг, во втором — о взыскании неосновательного обогащения (по ходу процесса предмет второго иска изменили также на взыскание задолженности). Налоговая посчитала, что решения арбитражных судов являются основанием для взыскания с компании дополнительных сумм по налогу на прибыль и НДС.

Это означало, что Налогоплательщику придется доплатить в бюджет еще примерно 24,5 млн, из них 10,5 млн руб. НДС и около 14 млн руб. налога на прибыль плюс набежавшие пени.

1. Клиент помогал работать
В компании был хорошо налажен бухгалтерский и налоговый учет. Клиент быстро давал пояснения и предоставлял нужные документы, поэтому мы могли оперативно прояснить все неясные моменты.

2. Диалог с налоговой
Налоговики вели себя корректно. Удалось наладить с ними диалог и детально обсудить каждый пункт требований.

1. Закон не писан
Отсутствует правовое регулирование контрольно-аналитических мероприятий и соблюдения договоренностей по их итогам. При частичном удовлетворении требований налогового органа налогоплательщик несет риски доначислений.

2. За примерами далеко ходить надо
Недостаток судебной практики по аналогичным спорам.

3. Дефицит времени
Клиент обратился ко мне всего за пять дней до заседания по результатам КАМ в налоговой.

Задача была не из легких. Мне нужно было быстро свести воедино материалы двух объемных и запутанных арбитражных дел с длинной предысторией и нормы Налогового кодекса РФ и найти ответ на главный вопрос: почему Налогоплательщик не должен доплачивать в бюджет?

Между тем, уже через пять рабочих дней после моего появления в компании генеральный директор должен был идти в налоговую на заседание комиссии для подведения итогов пятимесячных контрольно-аналитических мероприятий. Необходимо было выиграть время, и я решила обернуть недостаток КАМ себе на пользу.

Так как мероприятия — дело добровольное и регламента их проведения нет, я подготовила, а Налогоплательщик направил в налоговую, ходатайство о переносе срока проведения комиссии на две недели. Обоснование: необходимость подготовки аргументированных возражений на требования налоговой, содержащиеся в третьем информационном письме.

Ходатайство удовлетворили, мы получили отсрочку и за это время подготовили письменные пояснения. Требования налогового органа мы признали правомерными только частично.

Итак, у нас было два арбитражных дела, в которых Налогоплательщик выступал в роли истца и отсудил достаточно крупные суммы. И по каждому из них вырабатывалась отдельная позиция для переговоров с налоговой.

В первом случае требование моего клиента о взыскании задолженности за услуги по перевалке, складскому хранению и отпуску третьим лицам нефтепродуктов суд удовлетворил в полном объеме. В пользу Налогоплательщика были также взысканы судебные расходы, проценты за пользование чужими денежными средствами и государственная пошлина.

По этому делу налоговая предлагала компании:

1) представить уточненную налоговую декларацию по налогу на прибыль и включить в состав внереализационных доходов суммы, взысканные по суду в пользу моего клиента, а именно:

— задолженность — 37 млн руб.;

— проценты за пользование чужими денежными средствами — 288,8 тыс. руб.;

— государственную пошлину — 106,6 тыс. руб.;

2) восстановить принятый к вычету НДС в размере 5,6 млн руб.

Изучив материалы этого дела (от первой инстанции до кассации), я обнаружила, что решение суда вступило в законную силу в 2015 году, то есть за пределами трехлетнего периода, который мог быть охвачен выездной налоговой проверкой. Нужно было тактично сообщить налоговой, что за этот период компания уточняться не обязана и не будет.

В пояснениях на предложение-требование налоговой мы указали, что во время камеральных проверок деклараций, в которые теперь предлагалось внести уточнения, фактов нарушений законодательства о налогах и сборах установлено не было.

Получилось, как в поговорке: «Кто не успел, тот опоздал». Это позволяло убрать из предполагаемых доначислений 5,6 млн руб. НДС + 7,4 млн руб. налога на прибыль организаций + соответствующие суммы пени.

Во втором деле была одна сложность: первоначально Налогоплательщик заявил в арбитражном суде требование о взыскании неосновательного обогащения, но затем изменил предмет иска на взыскание задолженности. И это было нам на руку.

По второму делу налоговая предлагала:

1) представить уточненную налоговую декларацию по налогу на прибыль за 2016 год и включить в состав внереализационных доходов суммы, взысканные по суду в пользу моего клиента, а именно:

— задолженность — 32,4 млн руб.;

— судебные расходы — 188 тыс. руб.;

— государственную пошлину — 14,9 тыс. руб.;

2) восстановить принятый к вычету НДС в размере 4,9 млн руб.

Я проанализировала материалы арбитражного дела и положения Налогового кодекса РФ и пришла к выводу, что требование налоговой в части судебных расходов и государственной пошлины было законным. Это означало, что Налогоплательщику нужно будет доплатить в бюджет всего 40,6 тыс. руб.

А вот с предложением включить в состав внереализационных доходов взысканную по решению суда задолженность в размере 32,4 млн руб. мы были не согласны. И вот почему. Для целей налого­обложения прибыли Налогоплательщик признавал доходы методом начисления, поэтому сумма, присужденная арбитражом, уже была отражена в составе доходов от реализации в предыдущем налоговом периоде (на дату подписания этими сторонами актов выполненных работ). А согласно Налоговому кодексу РФ суммы, отраженные в составе доходов налогоплательщика, не могут быть включены в них повторно.

Для того, чтобы обосновать нашу позицию, нам нужно было поднять документы 5-ти и даже 7-летней давности. Работа оказалась непростой, но благодаря хорошо налаженному в компании учету мы справились.

Что касается предложения налоговой восстановить НДС, то мы пришли к выводу, что решение арбитражного суда не порождало ни одного из обстоятельств, установленных пп. 4 п. 3 ст. 170 Налогового кодекса РФ. Напомним, что в этом подпункте содержится закрытый перечень обстоятельств, при которых налогоплательщик обязан восстановить суммы НДС, ранее принятые к учету. Я решила сослаться на это обстоятельство и не лезть в дебри первичных документов.

Все это позволяло уменьшить предполагаемые доначисления еще на 4,9 млн руб. по НДС + 6,5 млн руб. по налогу на прибыль + не платить соответствующие суммы пени.

Согласованную с Налогоплательщиком позицию я оформила в виде письменных пояснений на информационное письмо, и компания направила их в налоговую.

После того, как наша позиция была сформирована, предстояло защитить ее в налоговой на заседании комиссии по подведению итогов контрольно-аналитических мероприятий. Эти заседания проводятся в очной форме, онлайн-формат не предусмотрен, хотя возможность такая обсуждается.

Это самый важный этап. На заседании детально рассматривается каждый пункт требований налогового органа, а налогоплательщику предоставляется возможность обосновать свою позицию.

Нам сравнительно легко удалось доказать свою правоту в вопросе об НДС. Были приняты и доводы по решению первого суда, вступившему в силу в 2015 году.

Труднее было с налогом на прибыль по второму делу. Пришлось убеждать налоговиков, что ранее спорная сумма была уже учтена в доходах. Для этого на комиссию привезли договоры, акты взаимозачетов, «древние» налоговые декларации и соответствующие выписки со счетов бухучета. Мы изложили всю последовательность рассмотрения дела в трех инстанциях и в итоге были услышаны.

Уточненную налоговую декларацию по налогу на прибыль за 2016 год компания представила 26 декабря 2019 года. К тому времени «добровольно» доначисленные налоги и соответствующие пени были фактически уплачены. Но, как мы помним, все договоренности, достигнутые в ходе КАМ носят джентльменский характер и никак не фиксируются, поэтому сохранялся риск, что налоговая организует камеральную проверку и все равно доначислит спорные суммы налогов.

Только в конце апреля 2020 года, после истечения срока, отведенного на составление и вручение налогоплательщику акта камеральной налоговой проверки, мы вздохнули спокойно. Акт проверки налогоплательщику не поступил.

Уточненные декларации по НДС за 2016 год не представлялись. Формально это могло послужить поводом для назначения выездной или тематической налоговой проверки. Но этот риск был снят после истечения срока назначения выездной налоговой проверки, установленного п. 4 ст. 89 Налогового кодекса РФ.

Срок назначения ВНП за 2016 год истекал в последние рабочие дни 2019 года. Проверка не была назначена, и к середине января 2020 года инцидент можно было считать исчерпанным.

В ФНС считают, что консультанты могут стать посредниками между налогоплательщиками и налоговиками. Например, помочь разобраться с интернет-сервисами ФНС или оказать правовую поддержку при досудебном рассмотрении споров. Насколько сегодняшний налоговый консультант выполняет эту роль? Что нужно сделать, чтобы приблизиться к идеалу? Поможет ли этому принятие закона о налоговом консультировании? На эти и другие вопросы "РБГ" отвечает президент Палаты налоговых консультантов России (ПНК), действительный член Российской академии естественных наук, профессор Дмитрий Черник.

Без создания института налогового консультирования дальнейшее использование новых технологий, разрабатываемых и применяемых для облегчения уплаты налогов, будет затруднительно, полагает глава ФНС. Согласны ли вы с этим?

Дмитрий Черник: Прежде всего сама идея необходимости налогового консультирования в нашей стране зародилась в недрах налоговой службы. Первые шаги были предприняты министерством по налогам и сборам в то время, когда министром был еще Александр Починок. И Михаил Мишустин отдает отчет, насколько этот институт не враг ФНС, а друг, союзник и помощник. В целом я согласен с его высказываниями, но могу сказать, что проблемы здесь, конечно, будут. То, что сейчас бурно развиваются новые информационные технологии в области взаимоотношений налоговой службы и налогоплательщиков - это факт. Но то, что общая компьютерная грамотность в нашей стране, особенно у людей старшего поколения, отстает от тех темпов, которыми развиваются компьютерные технологии, это тоже факт. И налоговые консультанты здесь нужны и должны сыграть определенную роль. Многие люди вынуждены будут обращаться к кому-то за помощью: либо непосредственно к работникам налоговой службы, загруженным до предела, либо к консультантам.

Сколько сейчас в России практикующих налоговых консультантов? Достаточно ли этих специалистов для квалифицированной помощи налогоплательщикам?

Дмитрий Черник: Прежде всего надо понимать, что такое налоговый консультант сегодня. ПНК выдает квалификационный аттестат налоговым консультантам - тем, кто прошел соответствующее обучение в одной из аккредитованных ПНК образовательных организаций. Сегодня их более 70 от Южно-Сахалинска до Калининграда. Свыше трети этих образовательных организаций - государственные учебные заведения, в том числе университеты. Но нужно иметь в виду, что количество специалистов, которые прошли обучение (сегодня это более 12 тысяч человек), и число людей, которые работают непосредственно налоговыми консультантами, не совпадают. Последних значительно меньше.

Дмитрий Черник: Потому что большинство налоговых консультантов, пройдя обучение, продолжают работать в своих организациях. Сегодня компании уже не возлагают всю ответственность за правильную уплату налогов на бухгалтерию, как это было раньше. Крупные компании создают у себя налоговые управления, налоговые отделы, налоговые подразделения. В них консультанты чрезвычайно востребованны. Эти люди не будут разъяснять населению, как платить налоги, или могут заниматься этим от случая к случаю. Если говорить о налоговых консультантах как о людях свободной профессии, то их сейчас большой дефицит. Конечно, не такой, как 10 лет назад. Тогда не было вообще ничего, и любой человек мог просто объявить себя налоговым консультантом. Сегодня налоговые консультанты получают квалификационные аттестаты ПНК и каждые два года подтверждают свою квалификацию. Но это очень малое количество по сравнению с реальными потребностями.

Профессия налогового консультанта в России пока очень дефицитная. Давайте сопоставим потребности и реальности. Для этого возьмем опыт зарубежных стран. Примерная картина такая, хотя есть различия по разным странам. США, передовые страны Европы, Австралия имеют такое соотношение: на 10 работников налоговой службы в стране работает 11 налоговых консультантов. Это усредненные данные, по странам они могут немного колебаться. Например, в Австралии на 18 млн населения 18 тыс. работников Австралийского налогового управления и 21 тыс. налоговых консультантов. Посмотрим, что получится, если применить это соотношение к России. Сегодня у нас примерно 140 тыс. налоговых работников. Значит, нужно около 155 тыс. налоговых консультантов. А реально действуют, помимо тех, кто внутри компаний, 5 тысяч. Отсюда и возникает потребность. Пока ее закрывают консалтинговые компании, в которых многие сотрудники имеют аттестаты ПНК.

В Госдуме сейчас на рассмотрении находится закон, вводящий обязательное досудебное обжалование всех решений налоговых органов. По мнению экспертов, консультанты могут оказать налогоплательщикам существенную помощь, если предусмотреть их участие в досудебном рассмотрении споров. Согласны ли вы с этим?

Дмитрий Черник: Что такое досудебное разбирательство? Это значит, налогоплательщик не нашел взаимности с первичной налоговой инспекцией. У него уже возник налоговый спор. И, конечно, идти с этим спором в вышестоящий налоговый орган сложно. Каждой организации поможет, если ее будет сопровождать налоговый консультант или работник консультационной службы. Шансы на объективное рассмотрение вопроса повысятся. Налоговый консультант - это человек, который работает на налогоплательщика, защищает его интересы. Но в то же время он должен не только защитить своего клиента, минимизировать ему налоги, оспорить что-то у налоговой службы, но и помочь платить налоги грамотно. Консультант является для своего клиента и представителем государства тоже. Потому что в конечном счете наше государство должно быть заинтересовано в том, чтобы налоги платились правильно. Это значит, что не должно быть недоплаты, но не должно быть и переплаты. Это равновесие должен обеспечить налоговый консультант. Если человек хочет скрыться от налогов, спрятать доходы, ему тогда не нужно идти к налоговому консультанту.

В настоящее время правильно говорить не о минимизации, а об оптимизации налогообложения, а также о снижении, если не ликвидации, налоговых рисков. Ведь санкции в нашей стране достаточно суровы.

Понимаете, когда человек просто читает НК РФ, это одно, а налоговый консультант, который детально знает все вопросы, это совсем другое. Только при детальном знании законов можно оптимизировать налоги и при этом уменьшить общую сумму платежа. Это правильное оформление сделок, это грамотное применение налоговых льгот и так далее. Мы работаем в правовом поле российского законодательства. Это правовое поле позволяет довольно широко маневрировать финансовыми ресурсами. Мы ни в коем случае не беремся уменьшать налоговые платежи таким образом, чтобы увеличивать финансовые риски, чтобы впоследствии возникли судебные претензии. Кстати, государство так же заинтересовано в том, чтобы налоги не наносили финансовый ущерб организациям. Они должны уплачиваться, но не переплачиваться.

Должна ли быть законодательно установлена ответственность налогового консультанта?

Дмитрий Черник: Мы можем трактовать это понятие довольно широко. Прежде всего налоговое консультирование - это определенный вид деятельности, это рыночная инфраструктура. И ответственность налогового консультанта определяется не законом и вышестоящими актами, а одним-единственным простейшим документом, который называется договор. Договор заключается между налоговым консультантом и клиентом, будь то юридическое или физическое лицо. В этом договоре прописана и ответственность консультанта. Если он дал неправильные советы, и налоговая инспекция оштрафовала клиента, что должен сделать клиент? Он должен открыть договор, который подписал, посмотреть в него. Что там предусмотрено, это и есть ответственность налогового консультанта. Иногда люди понимают ответственность так: дал совет налоговый консультант, и все, вы становитесь неприкасаемым. А если не дай бог вас оштрафуют, то тогда консультант должен платить за вас все штрафы, пени и так далее. В принципе такую систему можно создать. Только вряд ли хоть какой-нибудь клиент захочет в эту систему перейти, потому что если речь пойдет о такой ответственности, то тогда наверняка должна появиться во взаимоотношениях третья сторона. Это страховая компания. А вмешательство в это дело страховой компании, да еще с полным страхованием рисков, до заоблачных высот поднимет цену на услуги консультантов.

И надо иметь в виду еще одно обстоятельство, от которого нельзя открещиваться. НК РФ, хотя он совершенствуется с 1999 года, не является идеальным документом. В нем присутствуют и противоречия, и неясности. Да и просто многообразие хозяйственной деятельности может не уложиться ни в какие листы бумаги. И в любой момент может случиться оказия.

Отчет, который у вас с удовольствием примут в одной инспекции, забракуют в соседней, наложат штрафы и пени. Вы помните, когда в России профессия главбуха была крайне дефицитной и главбух часто обслуживал четыре-пять и более разных компаний, то он жаловался, что по одинаковой ситуации в одной инспекции принимают отчет, а в другой - накладывают штрафы, пени. А представляете себе разброс по территории России? А если добавить субъективный фактор в отношениях, то становится понятно, что полная, стопроцентная ответственность налогового консультанта вряд ли реальна в нашей сегодняшней жизни. Хотя, может быть, мы будем идти к этому и по мере совершенствования налогового законодательства, развития налоговой грамотности и налогового консультирования, вполне возможно, мы к этому и придем. Но это будущее.

Может ли помочь развитию налогового консультирования принятие закона, регламентирующего их работу? Или это, скорее, создаст препоны для работы практикующих налоговых консультантов? Многие эксперты считают, что принятие закона ограничит возможности оказывать услуги по налоговому консультированию для юристов и аудиторов, сделав это прерогативой только аттестованных налоговых консультантов.

Дмитрий Черник: Я реалист и всегда им был. Но за любым законом стоят судьбы многих людей. Я прекрасно понимаю, что есть интересы адвокатов. Не считаться с ними нельзя. Выбросить их из сферы налогового консультирования, приняв закон, - это пахнет запретом на профессию. Ты адвокат, если кого-то по голове ударили, иди, защищай этого человека, то ли того, кого ударили, то ли того, кто ударил. А налогами заниматься не смей. Адвокат - это квалифицированный юрист, если он еще знаком с налоговым законодательством, то получается квалифицированный специалист. В ПНК не только экономисты, но и многие юристы прошли обучение, получили аттестаты налоговых консультантов. Нужно ли делать некую узкую касту консультантов? Вопрос очень непростой, дискуссионный, я бы сказал.

Принцип законодательства в античности гласил, что сначала некое явление общественной жизни должно войти в социальную жизнь, укорениться, а уже потом создавался закон. Вот мы сейчас и находимся в той стадии, когда налоговые консультанты как явление существуют, их необходимость очевидна, клиентура понятна. Мы уже набили себе шишки. Какие-то вопросы решили. Можно переходить к принятию закона, но, повторяю, продуманно и без излишней торопливости. Нужен закон, который учтет интересы всех, прежде всего налогоплательщика, а также государства.

Читайте также: