Разработана модель единых для федерации принципов правового регулирования налоговых правоотношений

Опубликовано: 17.04.2024

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» сформирована национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации».

Одной из задач программы является создание системы правового регулирования цифровой экономики, основанной на гибком подходе в каждой сфере. Реализации этой задачи посвящен федеральный проект «Нормативное регулирование цифровой среды», который курирует Министерство экономического развития Российской Федерации.

Федеральный проект предусматривает разработку и принятие ряда нормативных правовых актов, направленных на снятие первоочередных барьеров, которые препятствуют развитию цифровой экономики. Планируется также урегулировать сквозные для различных отраслей законодательства вопросы, связанные с идентификацией субъектов правоотношений в цифровой среде, электронным документооборотом, оборотом данных, в том числе персональных.

Департамент развития цифровой экономики координирует работу участников федерального проекта. Кроме того, Департамент является ответственным за разработку ряда документов, в числе которых законопроекты о долговременном хранении электронных документов, о национальной системе управления данными, о регуляторных «песочницах», концепция регулирования искусственного интеллекта и робототехники, и другие нормативно-правовые акты.

Руководитель федерального проекта: Федулов Владислав Викторович, заместитель Министра экономического развития Российской Федерации

Администратор федерального проекта: Минаев Алексей Владимирович, заместитель директора Департамента развития цифровой экономики Министерства экономического развития Российской Федерации.

По вопросу дополнения паспорта федерального проекта новыми мероприятиями можно обращаться в Минэкономразвития России.

В настоящее время в рамках федерального проекта:

  • Урегулирован правовой статус самоисполняемых контрактов («смарт-контрактов») и введено понятие цифровых прав (Федеральный закон от 18 марта 2019 г. № 34-ФЗ)
  • Российскому бизнесу предоставлены льготы по НДС при экспорте IT-услуг (Федеральный закон от 15 апреля 2019 г. № 63-ФЗ)
  • Урегулирован порядок привлечения инвестиций с помощью краудфандинговых платформ (Федеральный закон от 2 августа 2019 г. № 259-ФЗ)
  • Внесены изменения в законодательство, предусматривающие переход от бумажных трудовых книжек к учету сведений о работниках в электронной форме (Федеральные законы от 16 декабря 2019 г. № 436-ФЗ и № 439-ФЗ, от 1 апреля 2020 № 90-ФЗ, от 31 июля 2020 г. № 268-ФЗ)
  • Упрощено получение нотариальных услуг за счет цифровизации отдельных процедур, введения возможности биометрической идентификации получателей таких услуг (Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. № 480-ФЗ)
  • Реформирована система удостоверяющих центров как гарантов безопасности и надежности использования электронных подписей, создан институт доверенной третьей стороны, предусмотрена возможность использования «облачной» электронной подписи (Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. № 476-ФЗ)
  • Закреплен переход к «реестровой» модели предоставления государственных услуг в сфере лицензирования (Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. № 478-ФЗ) и оформления результатов работ (услуг) в области обеспечения единства измерений (Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. № 496-фз)
  • Проводится эксперимент по внедрению кадрового документооборота в электронном виде (Федеральный закон от 24 апреля 2020 г. № 122-ФЗ)
  • Введена возможность выдавать патент на изобретение, на полезную модель или на промышленный образец в форме электронного документа (Федеральный закон от 20 июля 2020 № 217-ФЗ)
  • Урегулирован вопрос оборота цифровых финансовых активов (Федеральный закон от 31 июля 2020 № 259-ФЗ)
  • Расширен круг субъектов предпринимательской деятельности, обязанных обеспечить для потребителей возможность проведения расчетов с использованием национальных платежных инструментов (карты «Мир») (Федеральный закон от 31 июля 2020 № 290-ФЗ)
  • Усовершенствована процедура рассмотрения Роспатентом заявок на государственную регистрацию результатов интеллектуальной деятельности (Федеральный закон от 31 июля 2020 № 262-ФЗ)
  • Лицам, занимающимся разработкой и внедрением цифровых инноваций, предоставлена возможности осуществить их практическое применение в условиях снятия ограничений, установленных нормативными правовыми актами («песочницы») (Федеральный закон от 31 июля 2020 № 258-ФЗ)

Упрощены процедуры и сокращены сроки разработки и актуализации документов по стандартизации, конкретизирована деятельность по стандартизации посредством создания и использования Росстандартом информационной системы в сфере стандартизации для автоматизации основных процессов деятельности участников национальной системы стандартизации, что позволит ускорить принятие национальных документов по стандартизации на основе или с учетом международных стандартов в целях повышения конкурентоспособности российских технологий, уточнен порядок разработки и утверждения национальных стандартов с учетом использования информационной системы. Обеспечена возможность вовлечения в систему стандартизации заинтересованных юридических лиц (в том числе научных организаций в сфере стандартизации, общественных организаций и объединений) (Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. № 523-ФЗ)

Усовершенствовано регулирование деятельности организаций по сбору персональных данных и проведению удаленной биометрической идентификации. Это позволит урегулировать использование корпоративных биометрических систем, расширить сферу использования единой биометрической системы для получения государственных и муниципальных услуг (Федеральный закон от 29 декабря 2020 г. № 479-ФЗ)

Сформированы условия для сбора, хранения и обработки данных с использованием новых технологий, установлены особенности обработки персональных данных, разрешенных субъектом персональных данных для распространения, что позволит повысить контроль субъекта персональных данных за обработкой его персональных данных, разрешенных им к распространению (Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. № 519-ФЗ)

Утверждены изменения в Правила государственной регистрации медицинских изделий – это позволит оперативно вывести на рынок безопасные и эффективные программные продукты для отечественного здравоохранения, в том числе мобильные и облачные приложения, что позволит в дальнейшем повысить качество предоставляемых отечественных медицинских услуг (постановление Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2020 г. № 1906)

Утверждены правила перевозок грузов автомобильным транспортом – предусмотрена возможность формирования в электронном виде транспортных накладных и других перевозочных документов (постановление Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2020 г. № 2200).

Помимо упомянутых нормативных правовых актов и документов продолжается рассмотрение в Государственной Думе законопроектов об уточнении процедур идентификации и аутентификации, о совершенствовании порядка работы с согласиями на обработку персональных данных, о дистанционном участии в судебном заседании, онлайн-урегулировании споров в досудебном порядке и другие.

Более подробно с указанной информацией можно ознакомиться в информационной справке о статусе исполнения федерального проекта «Нормативное регулирование цифровой среды» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации».

Затулина Т.Н., заместитель заведующего кафедрой правоведения, Донской государственный аграрный университет.

Ученые различных направлений правовой науки всегда уделяли значительное внимание вопросам правового регулирования в сфере налогов и сборов. В советский период теоретические аспекты правового регулирования налоговых правоотношений в общем контексте вопросов финансового права исследованы в работах В.К. Андреева, В.В. Бесчеревных, А.В. Брызгалина, М.А. Гуревича, М.Д. Загряцкова, С.В. Запольского, М.В. Карасевой, А.Н. Козырина, Л.С. Малокотина, С.Г. Пепеляева, М.И. Пискотина, Е.А. Ровинского, А.А. Соколова, Н.И. Химичевой, С.Д. Цыпкина и других. В последнее время изучению проблем налогового права были посвящены работы К.С. Бельского, Г.А. Гаджиева, Е.Ю. Грачевой, В.И. Гуреева и многих других .

См.: Петрова Г.В. Налоговые отношения: теория и практика правового регулирования: Автореферат дис. . доктора юрид. наук. М., 2003.

Одни ученые, такие как Е.Ю. Грачева, И.И. Кучеров, Н.И. Химичева, определяют налоговые правоотношения как вид финансового отношения, урегулированного нормами налогового права . Однако специального исследования налогового правоотношения они не проводят. Нет единства и по вопросу о качественных характеристиках налогового правоотношения. Поэтому здесь представляется нелишним рассмотреть основные из имеющихся позиций.

См.: Грачева Е.Ю. Налоговые правоотношения // Финансовое право. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2000. С. 290 - 291; Кучеров И.И. Налоговое право: Курс лекций. М., 2001. С. 87; Химичева Н.И. Финансовые правоотношения, их особенности и виды // Финансовое право. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2001. С. 60 - 62.

Наиболее распространенное мнение высказывает Н.И. Химичева, которая характеризует налоговые правоотношения как урегулированные нормами налогового права общественные финансовые отношения, возникающие по поводу установления и взимания налогов с организаций и физических лиц.

Этого же определения придерживается О.В. Староверова. При этом автор утверждает, что налоговые отношения отличаются от финансовых и административных наличием особых элементов: субъектов и объектов . В свою очередь, А.В. Брызгалин связывает сущность налогового правоотношения с установлением, введением и взиманием налогов и сборов. Он указывает, что "налоговые правоотношения можно определить как урегулированные нормами налогового права общественные отношения, возникающие в связи с установлением, введением и взиманием налогов и сборов" .

См.: Староверова О.В. Налоговое право / Под ред. проф. М.М. Рассолова, проф. Н.М. Коршунова. М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2001. С. 48.
Брызгалин А.В. Налоговые правоотношения // Финансовое право Российской Федерации / Отв. ред. М.В. Карасева. М.: Юристъ, 2002. С. 336.

М.В. Кустова также определяет налоговые правоотношения как урегулированные нормами налогового права общественные отношения, возникающие в процессе организации и осуществления государственных налоговых изъятий принадлежащего организациям и физическим лицам имущества в целях финансового обеспечения публичной деятельности . Стержнем налоговых правоотношений являются отношения по взиманию налогов, отмечает С.Г. Пепеляев .

См.: Кустова М.В. Налоговые правоотношения // Налоговое право: Общая часть. М.: Юристъ, 2001. С. 25.
См.: Пепеляев С.Г. Понятие налоговых правоотношений // Налоговое право: Учеб. пособие. М., 2000. С. 132 - 133; Пепеляев С.Г. Налоговые правоотношения // Финансовое право: Учебник / Под ред. Е.Ю. Грачевой, Г.П. Толстопятенко. М.: ТК Велби, 2003. С. 223 - 225.

Более широкого подхода придерживается М.В. Карасева: налоговые правоотношения представляют собой общественное отношение, возникающее на основе реализации норм налогового права . По мнению Г.В. Петровой, налоговые правоотношения носят комплексный характер и вытекают из финансовых, конституционных, имущественных, административных управленческих, административно-процессуальных, арбитражно-процессуальных, гражданско-процессуальных, информационных отношений .

См.: Карасева М.В. Налоговые правоотношения // Налоговое право России / Отв. ред. д.ю.н., проф. Ю.А. Крохина. М.: НОРМА, 2001. С. 191.
См.: Петрова Г.В. Концептуальные проблемы теории и практики правового регулирования налоговых отношений // Законодательство и экономика. 2002. N 7. С. 38 - 43.

В.Ф. Евтушенко утверждает, что налоговые правоотношения характеризуются отчуждением определенной части собственности имущества, принадлежащего на праве собственности или ограниченном вещном праве. Поэтому основным в содержании налоговых правоотношений является уплата налогов. Это вытекает из конституционной нормы о необходимости каждого уплачивать законно установленные налоги и сборы. Причем все налоговое регулирование направлено на реализацию данной обязанности.

См.: Евтушенко В.Ф. Налоговые агенты как субъекты налоговых правоотношений / Под ред. И.И. Кучерова. М.: ИД "Юриспруденция", 2006. С. 21.

Функционирование налоговой системы любого государства как целостного организма опосредуется наличием определенных принципов, которые устанавливают основные направления развития налогового механизма и его существенных элементов. Как отмечает А.В. Демин, действие общих принципов налогообложения и сборов проявляется во всех институтах налогового права: в системе налогов и сборов, их установлении и введении, исполнении налоговой обязанности, правовом статусе участников налоговых правоотношений, механизме налогового контроля и ответственности, обжаловании и т.д. В этом и состоит базовый характер любого принципа - заложить правовой фундамент обособленной группы норм, не сливаясь с ними по содержанию . Согласимся с мнением Н.П. Кучерявенко, что способность системы в целом и каждого налога в отдельности выполнять возложенные на них функции зависит от принципов построения налоговой системы, которые создают необходимые условия для ее эффективного функционирования. Эти принципы являются ориентиром при формировании налогово-правовой политики государства. Огромное значение имеют они и для правоприменительной практики, поскольку все нормы законодательства о налогах и сборах должны применяться на основе базовых подходов, установленных налогово-правовыми принципами .

См.: Демин А.В. К вопросу об общих принципах налогообложения // Журнал российского права. 2002. N 4. С. 56.
См.: Крохина Ю.А., Кучерявенко Н.П. Принципы построения системы налогов и сборов. Налоговое право России: Учебник / Под ред. Ю.А. Крохиной. М., 2003. С. 65.

Принципы права образуют стройную систему, существующую объективно. Познать ее - значит найти ключ к эффективному "строительству" права, принимающему во внимание свойства и возможности "строительного материала" самого права . Основание систематизации принципов - субъективно. Система принципов - это то, что дано нам объективно . Однако классификация принципов - "это первый шаг к раскрытию системы", а следовательно, механизма правотворчества и правореализации, исходящего из твердых объективных оснований . Согласимся с мнением Д.А. Смирнова , что принципы являются первичной ячейкой, лежащей в основе системы. Выявив ее, мы получим знание о составе системы принципов права, выражающих качественную обособленность налогообложения. Без выявления состава невозможно представить систему принципов права, ее структуру и организацию, принимающую непосредственное участие в регулировании налогообложения.

См.: Алексеев С.С. Структура советского права. М.: Юридическая литература, 1975. С. 69.
См.: Букина В.С. Принципы советского гражданского процессуального права. Теоретические вопросы, понятия и системы: Автореф. дис. . канд. юр. наук. Л., 1975. С. 10.
См.: Недбайло П.Е. Объективное и субъективное в праве // Правоведение. 1974. N 1. С. 24 - 25.
См.: Смирнов Д.А. Классификация принципов налогового права: постановка проблемы // Финансовое право. 2006. N 4. С. 22 - 25.

Формирование и эволюция принципов налогообложения прошли ряд этапов. В процессе развития практики налогообложения, исчисляемой многими столетиями, появляются практические знания об этом процессе, мысли и соображения, которые затем обрабатываются учеными-экономистами, философами, правоведами, приобретая форму научных знаний. До XVIII в. финансовая практика руководствовалась лишь потребностями казны. Устанавливая тот или иной вид налога, государство не задавалось вопросом, что и как облагать . Научно сформулированных принципов налогообложения не существовало, а следовательно, они не находили своего отражения и в юридических актах, не воплощались на практике. В результате налогообложение строилось на основе несправедливого, субъективного, научно необоснованного подхода властей к установлению налогов как основных источников государственных доходов. У истоков формирования универсальных принципов налогообложения стояли не юристы, а классики экономической науки. Достаточно привести такие имена, как А. Смит, Д. Рикардо, В. Петти, Ф. Кенэ, А. Вагнер, Н. Тургенев и другие, фундаментальные работы которых заложили основы современного налогообложения .

См.: Пушкарева В.М. История финансовой мысли и политики налогов: Учеб. пособие. М.: Финансы и статистика, 2001. С. 96.
См.: Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М., 1935; Петти В. Трактат о налогах и сборах // Классика экономической мысли. М., 2000; Тургенев Н.И. Опыт теории налогов // У истоков финансового права. М., 1998; и др.

Организация и функционирование налоговой системы, как отмечают большинство правоведов, в том числе Г.В. Петрова , Ю.А. Ежов , А.В. Демин , С.Г. Пепеляев , А.В. Брызгалин , И.И. Кучеров и другие, подчинены определенным принципам. Построенная ими модель таких принципов показывает возможную юридическую конструкцию акта об основах правового регулирования в сфере налогов и сборов.

См.: Петрова Г.В. Налоговые отношения: теория и практика правового регулирования. М., 2003. С. 25.
См.: Ежов Ю.А. Налоговое право: Учеб. пособие. М.: Издательско-книготорговый центр "Маркетинг", 2001. С. 21.
См.: Демин А.В. Актуальные вопросы налогового права. Налоги. Сборы. Принципы налогообложения: Учеб. пособие. Красноярск, 2001. С. 41.
См.: Пепеляев С.Г. Налоговое право: Учебник. М., 2000. С. 259 - 260.
См.: Брызгалин А.В., Кудреватых С.А. К вопросу о формировании налогового права как подотрасли финансового права // Государство и право. 2000. N 6. С. 61.
См.: Кучеров И.И. Налоговое право. М., 2001. С. 25.

Конституционные принципы рыночной экономики образуют основу экономического строя России, представляют собой фундаментальные устои социально-экономического, правового и, в частности, конституционного строя. Конституционные принципы имеют объективный характер. Совершенно прав Г.В. Мальцев, который обосновал идею о принадлежности экономических законов и законов права (т.е. правовых принципов) к сфере объективных закономерностей социального развития . Конституционный Суд придает толкованию конституционных принципов официальный характер, что имеет огромное значение, поскольку эти принципы - фундамент каждого государства. А следовательно, размытость, аморфность или неопределенность нормативного содержания конституционных принципов непременно сказывается на состоянии государственности .

Мальцев Г.В. Социальная справедливость и право. М., 1977. С. 241.
См.: Гаджиев Г.А. Конституционные принципы рыночной экономики (развитие основ гражданского права в решениях Конституционного Суда Российской Федерации). М.: Юристъ, 2002. С. 9.

Вместе с тем следует отметить, что вопрос о принципах налогового права относится к числу недостаточно разработанных. Применительно к советскому периоду они были сформулированы в качестве принципов финансовой деятельности государства , но дальнейшего специального исследования не получили. Естественно, что принципы современного налогового права изменились при сохранении определенной преемственности. Рассматривающие их авторы предлагают свои систему и трактовку , в чем-то совпадающие между собой при наличии различий. Однако всестороннего, комплексного исследования этой категории предпринято не было.

См.: Ровинский Е.А. Основные вопросы теории советского финансового права. М., 1960. С. 21 - 30.
См.: Финансовое право: Учебник / Под ред. Н.И. Химичевой. М., 1999. С. 77 - 82; Финансовое право: Учебник / Под ред. О.Н. Горбуновой. М., 2000. С. 38 - 40; Кучерявенко Н.П. Основы налогового права. Харьков, 2003. С. 68 - 69; Петрова Г.В. Налоговое право: Учебник для вузов. М., 2001. С. 20 - 21; и др.

Налоговая политика является неотъемлемой частью внутренней политики правового государства. Она охватывает систему мер и комплекс правовых действий, проводимых в области налогообложения. Налоговая политика осуществляется государством в целях решения задач социально-экономического развития. Потребность совершенствования налоговой политики связана со стратегической целью воплощения в жизнь конституционных характеристик Российского государства. В правовом государстве, где власть связана правом, совершенствование налоговой политики в рамках конституционного права, несомненно, связано с укреплением основ конституционного строя. Придание конституционной направленности налоговой политике, налогообложению, улучшение налогового администрирования крайне важно в целях реализации масштабных программ конституционного развития российского общества.

Для понимания конституционных принципов налоговой политики Российской Федерации, раскрытия их воздействия на совершенствование налогообложения и налоговые правоотношения в государстве, необходимо проанализировать основные тезисы Конституции Российской Федерации, затрагивающие тему налогов и сборов, мнения юристов, занимающихся изучением налоговых правоотношений и обратиться к судебной практике Конституционного Суда Российской Федерации.

Конституционные основы налоговой политики представляют собой конституционные положения, которые закрепляют основные параметры формирования и осуществления налоговой политики правового государства. К ним относятся конституционные нормы, закрепляющие основы конституционного строя государства, в соответствии с которыми формируются основные направления налоговой политики. В частности в п. «з» ст.71 Конституции Российской Федерации указано, что в ведении Российской Федерации находятся федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития; и в п. «и» ч.1 ст.72 Конституции Российской Федерации указано, что в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации, то есть конституционные нормы закрепляют основную обязанность государства по осуществлению правового регулирования налоговой системы. В ст.57 Конституции Российской Федерации установлена конституционная обязанность каждого, в том числе и юридических лиц, платить законно установленные налоги и сборы.

Конституционные принципы как элемент конституционно-правовых основ налоговой политики представляет собой объективно существующие закономерности, отражающие общественные отношения и находящие своё закрепление в Конституции Российской Федерации. Данные принципы имеют высшую степень обобщенности и значимости правовых требований в налоговой сфере, определяют основные направления правового регулирования налоговой системы, устанавливают основные начала правотворчества и правоприменения, а также гарантии реализации основ конституционного строя, соблюдения и реализации прав и свобод граждан, обеспечения федеративного социального характера российского государства. В качестве первичных признаков конституционно-правовых принципов налоговой политики современного государства, обеспечивающего реализацию и соблюдение Конституции, выступают принципы: а) приоритета конституционной цели при формировании налоговой политики; б) соответствия и соразмерности налогообложения конституционно значимым целям; в) недопустимости установления налогов и сборов, препятствующих реализации гражданами своих конституционных прав. Конституционным Судом Российской Федерации была выработана научно-обоснованная концепция совершенствования законодательства о налогах и сборах с учётом предназначения налогового права как определяющего пределы государственного вмешательства в сферу частных интересов. Суд осуществляет конституционализацию налогового права, тем самым корректируя и направляя государственную налогово-бюджетную политику с точки зрения Конституции Российской Федерации. Эта цель заложена в каждой правовой позиции Суда при решении любого налогового спора. На основе анализа судебной практики и законодательства о налогах и сборах можно сделать вывод о том, что правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации по налоговым спорам инкорпорируются в налоговое право, развивая конституционно-правовые основы, принципы, в свете которых должны решаться налоговые споры. В российских условиях при возникновении налогового спора вышестоящий налоговый орган не может быть признан беспристрастной инстанцией. В случае, если практика продемонстрировала неэффективность апелляционного порядка защиты прав, этот вопрос станет основанием обращения к конституционному правосудию.

Особую значимость налоговым платежам и возникающим в связи с ними налоговым отношениям придаёт конституционное закрепление отношений по поводу установления и взимания налогов и сборов. Воздействуя на имущественную сферу общественных отношений, налоги влияют на все без исключения области жизнедеятельности граждан, затрагивая основы конституционного строя государства. В связи с чем при рассмотрении вопроса о юридической силе решений Конституционного Суда Российской Федерации, как источников налогового права, следует иметь в виду, что они обладают высшей юридической силой, нежели федеральные законы о налогах и сборах и Налоговый Кодекс Российской Федерации, которые составляют систему налогового законодательства Российской Федерации.

В юридической литературе ведутся дискуссии о юридической природе решений Конституционного Суда Российской Федерации. Ряд авторов (А.Д.Бойков, В.С.Нерсесянц) высказывают мнение, отрицающее за решениями Конституционного Суда Российской Федерации значение источников права, поскольку они не создают новых правовых норм. Напротив, такие правоведы, как Н.В.Витрук, Г.А.Гаджиев, В.Л.Лазарев, Б.С.Эбзеев делают выводы о том, что решения Конституционного Суда Российской Федерации являются источниками права. В тоже время В.Л.Лазарев и В.А.Кряжков отмечают общность решений Конституционного Суда Российской Федерации с судебным прецедентом, как особым источником права. Существует также позиция о рассмотрении обязательности и прочих юридических свойств решений Конституционного Суда Российской Федерации как особых источников права в рамках преюдициального значения (Т.Г.Морщакова). Из анализа указанного многообразия точек зрения по данной теме следует вывод о том, что Конституция Российской Федерации, как Основной закон, является источником всех отраслей российского права, в том числе и налогового И не возникает основания сомневаться в возможности отнесения решений Конституционного Суда Российской Федерации к источникам права, в том числе и налогового. К источникам налогового права следует относить постановления и определения Конституционного Суда Российской Федерации, которые были вынесены по итогам проверки конституционности нормативно-правовых актов и норм налогового права, содержащихся в федеральных законах, законах субъектов федерации. Для более полного понимания правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации в вопросах регулирования налоговых отношений, обратимся к судебной практике.

Некоторые позиции Конституционного Суда Российской Федерации применительно к регулированию налоговых правоотношений высказал в одном из своих интервью журналу «Арбитражное правосудие в России» судья Конституционного Суда Российской Федерации Кононов А.Л. «Конституционный Суд Российской Федерации впервые употребил термин «добросовестный налогоплательщик» в своём постановлении от 12 октября 1998 года № 24-П, которое касалось момента исполнения налоговой обязанности. Как представляется (и это вытекает из целого ряда позиций Конституционного Суда Российской Федерации), презумпция добросовестности основана на конституционной презумпции невиновности со всеми её атрибутами (ст.49 Конституции Российской Федерации), которые не относятся исключительно к сфере уголовной ответственности, а носят универсальный общеправовой характер. Это означает, что каждый налогоплательщик считается действующим добросовестно, пока его виновность не будет доказана налоговым органом и установлена судебным решением (постановление КС РФ от 17 декабря 1996 года № 20-П), а также, что все неустранимые сомнения, противоречия и неясности должны толковаться в пользу налогоплательщика (постановление КС РФ от 30 января 2001 года № 2-П). Кроме того, опираясь на принципы судебной защиты собственности (ч.3 ст.35 Конституции Российской Федерации) и презумпции невиновности (ч.1 ст.49 Конституции Российской Федерации), Конституционный Суд Российской Федерации в ряде своих решений подтвердил, что налоговые санкции, по существу, выходят за рамки собственно налоговых обязательств. Взыскания штрафов за налоговые правонарушения не может производиться в бесспорном порядке (постановление КС РФ от 12 мая 1998 г. № 14-П). Как указал в своей правовой позиции Конституционный Суд Российской Федерации, «бесспорный порядок взыскания штрафов приобретает неконституционный характер при несогласии налогоплательщика с решением налогового органа» (постановление КС РФ от 17 декабря 1998 г. № 20-П, а также определении КС РФ от 06 ноября 1997 г. № 111-О, от 04 февраля 1999 г. № 17-О, от 06 декабря 2001 г. № 257-О). Кроме того, нельзя утверждать, что Конституционный Суд не создаёт новых правил. Создаёт ли он новую норму, прецедент или преюдицию – это предмет доктринальных и терминологических споров. Во всяком случае решения Конституционного Суда Российской Федерации являются источником права, общеобязательны и равны по силе законодательному акту». Итак, характер налоговой политики правового государства проявляется в единстве основных функций налогообложения, таких как регулирующая, фискальная и публично-социальная. Регулирующая функция направлена на реализацию конституционных норм и повышение уровня жизни граждан, что является конечной целью налоговой политики правового, демократического государства. Конституционные принципы налоговой политики являются объективно существующими закономерностями, отражающие общественные отношения и находящие своё закрепление в Конституции Российской Федерации. С помощью реализации фискальной функции на практике формируются государственные финансовые ресурсы и создаются материальные условия для функционирования государства. Публично-социальная функция налогов обусловлена конституционной природой общественных отношений по установлению, введению и взиманию налогов и сборов государством.

Познание сущности конституционно-правовой основы формирования налоговой системы позволяет использовать эти знания в законотворчестве, создавать научно-обоснованные нормативные правовые акты по налогам и сборам, в полной мере отвечающие потребностям развития российского общества. Таким образом, воздействие конституционных норм на налоговое законодательство заключается в том, что в ни содержится единый масштаб оценки поведения субъектов налоговых правоотношений исходя их необходимости равного подхода к каждому из них. Существование единых для всех участников налоговых правоотношений требований Конституции – важная предпосылка юридического равенства при налогообложении.

1. Принцип законности налогообложения

2. Принцип всеобщности и равенства налогообложения

3. Принцип справедливости налогообложения

4. Принцип взимания налогов в публичных целях

5. Принцип установления налогов и сборов в должной правовой процедуре

6. Принцип экономического основания налогов и сборов

7. Принцип презумпции частного толкования всех неустранимых сомнений

8. Принцип определенности налоговой обязанности

9. Принцип единства экономического пространства

10. Принцип единства систем налогов и сборов

11. Принцип единства налоговой политики

12. Принцип добросовестности налогоплательщиков

Система налогов

В РФ устанавливаются и взимаются следующие виды налогов и сборов:

a) По уровню бюджетов:

b) По способу изъятия:

• Косвенные (НДС, акцизы, таможенные пошлины)

c) По характеру собирания и использования:

• Уплачиваемые юридическими лицами

• Уплачиваемые физическими лицами

e) Могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

Федеральные налоги и сборы

1. Налог на добавленную стоимость

3. Налог на прибыль организаций

4. Налог на доходы физических лиц

5. Налог на добычу полезных ископаемых

7. Единый социальный налог

8. Налог на наследование или дарение

9. Государственная пошлина

10. Сборы на пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных и биологических ресурсов

Региональные налоги и сборы:

1. Налог на имущество организаций

2. Налог на игровой бизнес

3. Транспортный налог

Местные налоги:

1. Налог на имущество физических лиц

2. Земельный налог

Тема № 8 Уголовное право

Уголовное право входит в правовую систему России, являясь одной из ее отраслей. Данное понятие следует рассматривать в трех значениях. Уголовное право как отрасль российского права представляет собой сово­купность юридических норм, определяющих на основании принципов права преступность и наказуемость деяний, основания уголовной ответственности, систему наказаний, а также порядок и условия освобождения от уголовной ответственности и наказания. Во-вторых, под уголовным правом понимают науку, предметом изучения которой является российское и зарубежное уголовное законодательство в развитии его основных взглядов, идей и уголовно-правовых институтов. В-третьих, уголовное право рассматривают как учебную дисциплину, изучаемую студентами и аспирантами в высших учебных заведениях России.

Уголовное право РФ обладает некоторыми специфическими особенностями, которые отличают его от других отраслей права.

Предметом регулирования уголовного права являются уголовно-правовые отношения, т. е. такие общественные отношения, которые возникают в связи с совершением преступления и применением мер уголовного наказания. Субъектами таких отношений выступают, с одной стороны, физические лица, совершившие преступления, а с другой — государство в лице его компетентных органов, осуществляющих правосудие.

Для уголовного права характерен императивный метод правового регули­рования общественных отношений, возникающих в связи с совершением пре­ступления. Этот метод носит государственно-властный характер и выражается в применении к виновным лицам мер уголовного наказания.

Установление факта совершения преступления, а также применение мер уголовного наказания осуществляется в строго определенном порядке, регла­ментируемом уголовным и уголовно-процессуальным законом. Вопрос об ответственности лица, совершившего преступление, и применении к нему уголовного наказания решается только судом.

Задачами уголовного законодательства Российской Федерации являются: охрана прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя Российской Федерации от преступных посягательств, обеспечение мира и безопасности человечества, а также предупреждение преступлений. Для осуществления этих задач Уголовный кодекс Российской Федерации (УК РФ) устанавливает основание и принципы уголовной ответственности, определяет, какие опасные для личности, общества или государства деяния признаются преступлениями и устанавливает виды наказаний и иные меры уголовно-правового характера за совершение преступлений.

Под принципами уголовного права понимаются основополагающие начала (идеи), закрепленные в нормах уголовного права, которые предопределяют содержание и систему построения уголовного законодательства.

К принципам уголовного права относятся: принцип законности, принцип равенства граждан перед законом, принцип ответственности за вину, принцип справедливости, принцип гуманизма.

Принцип законности означает, что преступность деяния, а также его нака­зуемость и иные уголовно-правовые последствия определяются только Уго­ловным кодексом Российской Федерации. Применение уголовного закона по аналогии не допускается.

Принцип равенства граждан перед законом состоит в том, что лица, совер­шившие преступления, равны перед законом и подлежат уголовной ответ­ственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Принцип ответственности за вину означает, что лицо подлежит уголовной ответственности только за те общественно опасные действия (бездействие) и наступившие общественно опасные последствия, в отношении которых уста­новлена его вина. Не допускается объективное вменение, т. е. уголовная от­ветственность за невиновное причинение вреда. Основанием уголовной от­ветственности является совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного УК РФ.

Принцип справедливости означает, что наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, должны быть справедливыми, т. е. соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного. Никто не может нести уголовную ответственность дважды за одно и то же преступление.

Принцип гуманизма означает, что наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, не могут иметь своей целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства. Уголовное законодательство Российской Федерации призвано обеспечивать безопасность человека, защищать его права и свободы. Уголовное законодательство Российской Федерации состоит из Уголовного кодекса, который основывается на Конституции Российской Федерации и общепризнанных принципах и нормах международного права. УК РФ включает нормы Общей и Особенной частей. В нормах Общей части регламентируются вопросы, относящиеся к таким основным понятиям уголовного права, как уголовный закон, преступление, наказание, освобождение от уголовной ответственности и наказания, уголовная ответственность несовершеннолет­них, принудительные меры медицинского характера. В этих нормах, в част­ности, определены: задачи и принципы уголовного законодательства; дей­ствие уголовного закона во времени и в пространстве; понятие и виды пре­ступлений; лица, подлежащие уголовной ответственности; возраст, с которого наступает уголовная ответственность; понятие и формы вины; понятие не­оконченного преступления и соучастия в преступлении; обстоятельства, ис­ключающие преступность деяния; понятие и цели наказания; порядок на­значения наказания; обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание; порядок освобождения от уголовной ответственности и наказания; виды принудительных мер медицинского характера, основания и цели их приме­нения; особенности уголовной ответственности и наказания несовершенно­летних.

В Особенной части УК РФ содержатся нормы уголовного права, которые предусматривают конкретные составы преступлений и меры уголовного на­казания, установленные за их совершение. Особенная часть включает 19 глав, которые объединены в 6 разделов:

1) преступления против личности;

2) преступления в сфере экономики;

3) преступления против общественной безопасности и общественного по­рядка;

4) преступления против государственной власти;

5) преступления против военной службы;

6) преступления против мира и безопасности человечества.

Уголовное право Российской Федерации тесно связано с уголовно-процес­суальным и уголовно-исполнительным правом. Применение норм уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного права возможно только в свя­зи с совершением противоправного деяния (действия или бездействия), пре­дусмотренного уголовным законом. Однако уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное право имеют свой собственный предмет правового регулирования. Так, предметом регулирования уголовно-процессуального права является деятельность органов дознания, следствия и суда по расследо­ванию и рассмотрению уголовных дел, а также отношения, возникающие между участниками процесса в связи с совершением противоправного деяния, предусмотренного уголовным законодательством, и назначением мер уголовного наказания.

Предметом регулирования уголовно-исполнительного права являются от­ношения, возникающие в связи с исполнением и отбыванием всех видов нака­зания.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

1. Принцип регулирования налоговых отношений законом. Принцип регулирования налоговых отношений законом означает, что правовые акты представительных органов власти (в частности, федеральные и региональные законы о налогах и сборах) рассматриваются как основные инструменты регулирования налоговых отношений. Однако данный принцип - это не просто формальное предписание, характеризующее состав налогово- правовых источников, он решающим образом влияет на весь механизм правового регулирования в налоговом праве, ограничивая свободу какого бы то ни было усмотрения исполнительных органов власти при решении конкретных налоговых дел. Помимо этого, необходимым условием признания налогов и сборов «законно установленными» является установление их соответствующими представительными органами путем принятия федерального (регионального) закона или решения представительного органа власти местного самоуправления с соблюдением установленной в РФ процедуры. Кроме этого содержание акта о налогах и сборах должно отвечать определенным требованиям, поэтому не может считаться законно установленным обязательный платеж, не соответствующий по существу конституционным принципам и отражающим их основным началам законодательства о налогах и сборах.

Принцип равенства и всеобщности налогообложения. Принцип равенства и всеобщности налогообложения закреплен в тексте ст. 3 НК РФ. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.

Принцип равенства и всеобщности является не менее значимым для налогового права принципом, нежели принцип регулирования налоговых отношений законом. Значение этого принципа настолько велико, что позволяет вводить указание на этот принцип непосредственно в определение понятия налога. Значительное нарушение принципа равенства и всеобщности при установлении конкретного налога ведет к тому, что соответствующий платеж не приобретает свойств собственно налога, а может быть квалифицирован как незаконное фискальное взимание - противоправный, безосновательный побор.

Вместе равенство в сфере налогов не означает полную тождественность правового статуса. Принцип равенства предполагает лишь недопустимость установления законом необоснованных различий в правовом положении. Различие в правовом положении не является нарушением принципа равенства всех перед законом, который гарантирует одинаковые права и обязанности для субъектов, относящихся к одной категории, и не исключает возможность установления различных условий привлечения к ответственности для различных категорий субъектов права. Такие различия, однако, не могут быть произвольными, они должны основываться на объективных характеристиках соответствующих категорий субъектов.

Другим проявлением принципа равенства является всеобщий, всеохватывающий характер налогообложения. Принцип всеобщности налогообложения (как особое проявление принципа равенства), по существу, означает, что требование равенства перед налогом применимо не только в отношении лиц, признаваемых законом налогоплательщиками, но оно может стать основанием для проверки и конституционной обоснованности непризнания определенных лиц налогоплательщиками по конкретному налогу.

Принцип определенности налогообложения. Пункт 6 ст. 3 НК РФ устанавливает, что акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить. Нарушение принципа определенности налогообложения и требований к ясности налогового закона являются основаниями для проверки конституционности положений нормативного акта. Неопределенность (неясность) налоговой нормы может привести к произвольному и дискриминационному ее применению государственными органами и должностными лицами в рамках их отношений с налогоплательщиками. По этой причине, предусмотренный в дефектных (с точки зрения требований юридической техники) нормах налог не может считаться законно установленным.

При рассмотрении порядка применения принципа определенности налогообложения обсуждается проблема автономии налогового законодательства. Суть проблемы состоит в поиске ответа на следующий вопрос: можно ли применять налогово-правовые нормы, содержащиеся в нормативных правовых источниках иной (неналоговой) отраслевой принадлежности? В целом помещение налогово-правовых норм в неналоговых законах является нарушением конституционного принципа определенности налогообложения.

Принцип минимально необходимого ограничения прав частных субъектов налогового права. Принцип минимально необходимого ограничения прав частных субъектов налогового права - это принцип, сущность которого вытекает из закрепленного в п. 3 ст. 55 Конституции РФ положения о том, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии с этим НК РФ закрепляют недопустимость налогов и сборов, препятствующих реализации гражданами своих конституционных прав.

Сущность принципа минимально необходимого ограничения прав частных субъектов налогового права тесно взаимосвязана с самим понятием налога и целей его взимания. Налог выступает в качестве инструмента справедливого распределения бремени публичных расходов между гражданами и их объединениями, в связи с этим он неминуемо ограничивает право собственности частных лиц. Однако согласно своему основному назначению налог не призван ограничивать иные права субъектов, препятствовать реализации их экономических и социальных прав, признаваемых иными отраслями российского права. В этом отношении налогообложение должно быть нейтральным.

Принцип экономической обоснованности (соразмерности) ограничения экономических интересов.

Согласно п. 3 ст. 3 НК РФ налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Таким образом, экономическая обоснованность налогообложения предполагает, что условия возникновения налоговой обязанности у налогоплательщика и объем данной обязанности строго предопределены его индивидуальной экономической ситуацией и в полной мере ей соответствуют. В качестве конкретной юридической конструкции, призванной отразить экономическую обоснованность любого налога (сбора), традиционно выступает прежде всего понятие объекта налогообложения.

В соответствии с п. 1 ст. 38 НК РФ объектами налогообложения могут являться: операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога.

Принцип защиты добросовестного участника налогового отношения и недопустимости злоупотребления правом. Данный принцип основан на разграничении добросовестных действий налогоплательщика и так называемых недобросовестных, т.е. связанных с злоупотреблением принадлежащими лицу субъективными правами. Под недобросовестными действиями (злоупотреблением правом) в сфере налогообложения, как правило, понимаются действия, хотя и не запрещенные конкретной налогово- правовой нормой, но направленные на получение налогоплательщиком особых налоговых преимуществ по сравнению с другими налогоплательщиками в результате создания им совершенно искусственных ситуации и использования неадекватных гражданско- правовых конструкций (например, заключения притворных и мнимых гражданско- правовых сделок), не имеющих какой-либо экономической цели и какого-либо экономического и (или) социального смысла за исключением получения указанных налоговых преимуществ. Недобросовестность налогоплательщика должна быть доказана налоговым органом.

7. Принцип налогового федерализма. Значение принципа федерализма в российском налоговом праве непосредственно связано с государственным устройством, с необходимостью обеспечения баланса общегосударственных интересов и интересов субъектов РФ в сфере налогообложения. В российской Конституции основы принципа налогового федерализма выражены достаточно четко. Важнейшим конституционно-правовым положением, характеризующим выражение принципа федерализма применительно к сфере налогообложения, относится положение обеспечивающее единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. На территории РФ не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Эти положения Конституции РФ фактически воспроизводит п. 4 ст. 3 НК РФ, указывая на недопустимость установления налогов и сборов, нарушающих единое экономическое пространство РФ, в частности, прямо или косвенно ограничивающих свободное перемещение в пределах территории РФ товаров (работ, услуг).

Традиционного выделяются следующие относительно самостоятельные характеристики налогового федерализма:

недопустимость установления налогов и сборов, нарушающих единое экономическое пространство РФ;

приоритет федерального законодательства о налогах и сборах над региональным и местным;

согласование федеральных, региональных и местных интересов при установлении налогов и сборов;

справедливое разграничение налоговых юрисдикции различных регионов и местных сообществ (между собой).

В целом можно дать следующее общее определение принципа налогового федерализма - это система нормативных предписаний, вытекающих из положений законодательства о налогах и сборах, согласно которым обеспечивается баланс интересов Российской Федерации и субъектов РФ в сфере налогообложения при сохранении единства налоговой системы и справедливом разграничении фискальной компетенции различных регионов между собой исходя из их равенства в отношениях с федеральным центром.

Читайте также: