Расходы на гражданскую оборону в налоговом учете

Опубликовано: 26.03.2024

С введением ФСБУ 5/2019 «Запасы» утрачивают силу ПБУ 5/01 и Методические рекомендации по бухучету МПЗ. В 2021 году вести бухучет запасов по-старому уже нельзя. Поэтому вам нужно выбрать один из двух способов перехода на новый стандарт – ретроспективный или перспективный – и при необходимости, перед началом его применения, сделать корректировки в бухучете.

Новшества в учете запасов

Сначала вкратце вспомним главные новшества учета запасов, которые вводятся с 2021 года.

  1. Введен временной критерий отнесения к запасам. К запасам относятся активы, потребляемые (продаваемые) в рамках обычного операционного цикла либо используемые в течение не более 12 месяцев.
  2. Расширен перечень запасов по сравнению с ПБУ 5/01. В состав запасов включены объекты незавершенного производства и недвижимость, предназначенная для продажи.

Читайте в бераторе «Практическая энциклопедия бухгалтера»

  1. Изменился порядок оценки запасов:
    • оценивать запасы нужно будет дважды: при признании и после него;
    • изменился перечень затрат, включаемых в стоимость запасов (то есть, вам придется менять систему калькулирования производственной себестоимости);
    • для включения в себестоимость запасов придется рассчитывать оценочное обязательство по демонтажу, утилизации запасов и восстановлению окружающей среды.
  1. Внести изменения в учетную политику – отразить способ перехода на применение ФСБУ 5/2019: ретроспективно либо перспективно.

ФСБУ 5/2019 вправе не применять МСП, которые могут вести упрощенный бухучет. Затраты в виде стоимости запасов они учитывают в текущих расходах.

Ретроспективный переход на ФСБУ 5/2019

Решение о ретроспективном переходе на ФСБУ 5/2019 (как если бы он применялся с момента возникновения отражаемых в учете фактов хозяйственной жизни) потребует от вас корректировки бухучета (п. 15 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»). Вам будет нужно скорректировать остатки по счетам учета запасов, нераспределенной прибыли (убытка) и другим связанным счетам, а при составлении бухгалтерской отчетности отчетный период применения ФСБУ 5/2019 пересчитать сравнительные показатели за два предыдущих года.

Начните с корректировок. По состоянию на 1 января 2021года скорректируйте:

  • состав запасов. Например, из остатков по счету 10 «Материалы» исключите стоимость запасов, предназначенных для управленческих нужд, если вы приняли такое решение, или стоимость спецодежды или инвентаря со сроком службы более года, если они учитывались у вас на этом счете;
  • учетную стоимость товаров и готовой продукции – доведите ее до справедливой стоимости;
  • пересчитайте сумму резерва под снижение стоимости матценностей. Остаток по счету 14 нужно будет уменьшить или увеличить на сумму разницы между величиной резерва, рассчитанной по правилам ФСБУ 5/2019, и суммой резерва, отраженной в учете.

Единовременно списать в расходы стоимость спецодежды со сроком использования больше года возможно при условии, если в соответствии с учетной политикой ее учет организован по правилам ПБУ 6/01 и ее стоимость укладывается в лимит, установленный в пределах 40 000 рублей. Поэтому, возможно, кому-то придется вносить в учетную политику изменения, связанные с учетом малоценки. А в 2022 году вступит в силу новый ФСБУ «Основные средства», который прямо разрешает стоимость малоценки списывать в расходы единовременно.

Примеры проводок

Все корректировки в бухучете запасов относите на счет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» (п. 15 ПБУ 1/2008). Приведем примеры проводок:

  • Дебет 84 Кредит 10
    • списывается стоимость материалов, исключаемых из состава запасов;
  • Дебет 41,43 (84) Кредит 84 (41,43).
    • учетная стоимость товаров и готовой продукции доведена до справедливой стоимости;
  • Дебет 84 (14) Кредит 14 (84)
    • корректируется стоимость резерва под снижение стоимости материальных ценностей.

Как перейти на применение ФСБУ 5/2019 перспективно

Если вы приняли решение перейти на применение ФСБУ 5/2019 перспективно, что позволяют пункт 47 ФСБУ 5/2019 и пункт 14 ПБУ 1/2008, то вы вправе:

  • новые правила применять только к фактам хозяйственной жизни, происходящим после 1 января 2021 года;
  • не пересчитывать сравнительные показатели за 2 предшествующих года при составлении бухотчетности за 2021 год.

Информацию о выбранном способе перехода на ФСБУ 5/2019 нужно будет раскрыть в первой после перехода бухгалтерской отчетности (приказ Минфина от 15 ноября 2019 г. № 180н).

Человеку, впервые столкнувшемуся с государственным оборонным заказом, трудно составить собственное понимание об этой области рынка госзаказа. Причина этому проста – незнание терминов. А между тем, понятия, применяемые в гособоронзаказе, очень специфические.

Термины и определения ГОЗ. Общие положения здесь.

Термины и определения ГОЗ. Ценообразование здесь.

Термины и определения ГОЗ. Раздельный учет здесь.

Итак, государственный оборонный заказ (коротко ГОЗ) – это задания на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд в целях обеспечения обороны и безопасности страны, а также поставки продукции в области военно-технического сотрудничества с иностранными государствами.

Нормативные документы ГОЗ. Федеральные: Бюджетный и Гражданский кодексы, федеральные законы, постановления и распоряжения Правительства РФ, стандарты.
Ведомственные (Минобороны, МЧС, Минпромторг, Минэкономразвития, Минфин, Центробанк, Федеральное казначейство, ФАС): указания, приказы, положения, инструкции.

Список основных нормативных документов гособоронзаказа с комментариями здесь.

Но основной документ, регулирующий отношения гособоронзаказа – Федеральный закон "О государственном оборонном заказе" от 29.12.2012 N 275-ФЗ (далее - 275 ФЗ).

На что обратить внимание при изучении закона прежде всего.

Во-первых, статья 3 «Основные понятия». Связываем между собой в стройную цепочку вопросы:

    1. Кто является исполнителем гособоронзаказа? Это лицо, входящее в кооперацию головного исполнителя и заключившее контракт с головным исполнителем или исполнителем.
    2. Кто такой головной исполнитель? Это юридическое лицо, заключившее с государственным заказчиком (Минобороны, Минпромторг и т.д.) государственный контракт по государственному оборонному заказу.
    3. Что такое кооперация головного исполнителя? Это совокупность взаимодействующих между собой лиц, участвующих в поставках продукции по ГОЗ в рамках сопровождаемых сделок. В кооперацию входят головной исполнитель, заключающий государственный контракт с государственным заказчиком, исполнители, заключающие контракты с головным исполнителем, и исполнители, заключающие контракты с исполнителями.
    4. Что значит сопровождаемая сделка? Это государственный контракт и все контракты, заключенные в целях его исполнения между лицами, входящими в кооперацию. Любые расчеты в рамках сопровождаемых сделок между государственными заказчиками, головными исполнителями, исполнителями с участием уполномоченных банков. Перечень уполномоченных банков ограничен.
    Факт использования в расчетах отдельного счета не является основным критерием отнесения (не отнесения) предприятия к исполнителям ГОЗ.

Во-вторых, статья 8 "Основные обязанности головного исполнителя, исполнителя."
Исполнитель:

    1) обеспечивает соответствие поставок продукции требованиям контракта;
    2) заключает договор о банковском сопровождении с уполномоченным банком;
    3) уведомляет (до заключения контрактов) других исполнителей о необходимости открытия для каждого контракта отдельного счета в уполномоченном банке;
    4) включает идентификатор государственного контракта (ИГК) в контракты с другими исполнителями;
    5) соблюдает режим использования отдельного счета;
    6) определяет в контрактах с другими исполнителями обязательное условие об осуществлении расчетов с использованием для каждого контракта отдельного счета;
    7) использует для расчетов по контрактам только отдельные счета;
    8) предоставляет по запросу государственного заказчика, органа финансового мониторинга, головного исполнителя, исполнителя, уполномоченного банка, в течение пяти рабочих дней со дня получения информацию о каждом привлеченном им в целях исполнения контракта исполнителе (полное наименование исполнителя, его адрес, номера телефонов руководителя, ИНН, КПП) и т.д.;
    9) указывает в распоряжении идентификатор государственного контракта (ИГК), если иное не установлено настоящим Федеральным законом;
    10) обеспечивает информацию, необходимую для осуществления контроля распоряжений;
    11) предоставляет головному исполнителю информацию о каждом случае заключения в рамках кооперации контракта с другими исполнителями;
    12) принимает при заключении контрактов с другими исполнителями необходимые меры по их исполнению, информирует исполнителей о том, что контракты заключаются, исполняются в целях ГОЗ;
    13) организует и проводит испытания опытных и серийных образцов материалов и комплектующих;
    14) обеспечивает качество товаров, работ, услуг ;
    15) обеспечивает возможность осуществления контроля за исполнением контракта;
    16) ведет раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности по каждому контракту;

В 2021 году сложиласть совсем нетривиальная ситуация с раздельным учетом:
- раздельный учет в гособорнзаказе (ГОЗ) отличается от учета госзаказа (не ГОЗ);
- есть отличия в раздельном учете средств, полученных на основании государственных контрактов при банковском и казначейском сопровождении;
- раздельный учет ГОЗ и ГОС существенно отличается от бухгалтерского и налогового (другой состав затрат, порядок распределения накладных расходов, фин. результат);
- вступают в силу новые стандарты бухгалтерского учета, особенно много изменений связано с ФСБУ 5/2019. Подробнее здесь

    17) предоставляет по запросу головного исполнителя информацию о затратах;

Несоблюдение (несоответствие) критерия обоснованности (экономической оправданности) и документального подтверждения является основанием для исключения затрат из цены продукции оборонного назначения, поставляемой по государственному оборонному заказу. О том, как обосновать затраты здесь.

    18) представляет в уполномоченный банк заявление о закрытии отдельного счета;
    19) исполняет иные обязанности, предусмотренные законодательством РФ.

Головной исполнитель (дополнительно к обязанностям исполнителя):

    1) Определяет состав исполнителей, обосновывает с их участием цену на продукцию по ГОЗ, сроки и условия финансирования, в том числе авансирования. До заключения государственного контракта раскрывает информацию о его кооперации;
    2) Выбирает уполномоченный банк.
    3) Обеспечивает возможность осуществления государственным заказчиком контроля за соответствием качества товаров, работ, услуг, соответственно поставляемых, выполняемых, оказываемых по государственному оборонному заказу, требованиям законодательства РФ, нормативных и иных актов гос. заказчика, условиям государственного контракта.
    4) Представляет по запросу государственного заказчика, контролирующего органа информацию о цене предлагаемой к поставке продукции, соответствующие расчетно-калькуляционные материалы (РКМ), а также информацию о затратах по исполненным государственным контрактам, контрактам;
    5) Представляет государственному заказчику подготовленные совместно с исполнителями обоснования, необходимые для изменения цены государственного контракта, а в случае увеличения цены государственного контракта представляет также перечень мер, направленных на сокращение издержек. В случае прекращения поставок продукции по государственному оборонному заказу на очередной год и на плановый период головной исполнитель не вправе ликвидировать или перепрофилировать без согласования с государственным заказчиком производственные мощности, обеспечивающие поставки такой продукции.

Практические рекомендации по согласованию и выполнению контракта ГОЗ 2020. Все новое и важное.
: +7 911 006 72 37 : info@apbhelp.ru

НТЦ АПБ. Сопровождение ГОС и ГОЗ: ответы на сложные вопросы, договорные документы, формы, отчеты и калькуляции, действия при проверке, рекомендации по раздельному учету в «1С:Бухгалтерия» и т.д.

В-третьих, если заказчиком является Министерство обороны, исполнители ГОЗ (независимо от уровня кооперации) обязаны для осуществления расчетов открывать отдельные счета в уполномоченном банке. Изучаем 275 ФЗ: статья 8.3 "Режим использования отдельного счета",статья 8.4 "Операции, совершение которых по отдельному счету не допускается".

Согласно новому закону от 30.04.2021 N 133-ФЗ, требования статьи 8.3:
- заключать договор о банковском сопровождении с уполномоченным банком;
- уведомлять (до заключения контрактов) других исполнителей о необходимости заключения с уполномоченным банком договора о банковском сопровождении;
- включать ИГК в контракты, заключаемые с другими исполнителями;
- определять в контрактах, заключаемых с другими исполнителями, обязательное условие об осуществлении расчетов по таким контрактам с использованием для каждого контракта отдельного счета, открытого в уполномоченном банке;
- использовать для расчетов по контрактам только отдельные счета
- информировать исполнителей о том, что контракты заключаются, исполняются в целях выполнения государственного оборонного заказа;
не применяются при расчетах в отношении поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг) по ценам (тарифам), подлежащим госрегулированию, оплате расходов на электрическую энергию и некоторых иных случаях при оплате в рамках 3 (5) млн. рублей.

Подробнее о том, как работать с уполномоченным банком здесь.

Остальные контракты ГОЗ сопровождает Федеральное казначейство (ТОФК). В 275 ФЗ о работе с лицевым счетом в казначействе информации нет. Руководствоваться надо письмами и инструкциями Федерального казначейства.

Подробнее о том, как работать с Федеральным казначейством здесь.

В-четвертых, статья 10 "Методы государственного регулирования цен на продукцию по государственному оборонному заказу". Размер прибыли зависит от номенклатуры поставляемой продукции и способа закупки. Размещение ГОЗ возможно как на конкурсной основе в соответствии Федеральными законами от 05.04.2013 N 44-ФЗ, от 18.07.2011 №223 ФЗ, так и у единственного поставщика (п. 7 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ). Виды цен и методы ценообразования ГОЗ приведены ниже.

Статья 8 п.3. Запрещаются действия (бездействие) головного исполнителя, исполнителя, влекущие за собой необоснованное завышение цены на продукцию по государственному оборонному заказу, неисполнение или ненадлежащее исполнение государственного контракта, контракта, в том числе действия (бездействие), направленные:
1) на включение в себестоимость производства (реализации) продукции затрат, не связанных с ее производством (реализацией);
2) на установление экономически, технологически и (или) иным образом не обоснованной цены на продукцию, поставляемую заказчику или головному исполнителю, исполнителю, превышающей цену, сложившуюся на соответствующем товарном рынке;
3) на использование полученных по государственному контракту, контракту средств на цели, не связанные с выполнением государственного оборонного заказа.

В-пятых, контракт ГОЗ может быть с военной приемкой и без нее. Положение о военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации (ВП МО РФ) утверждено Постановлением от 11.08.1995 N 804. Военные представительства осуществляют контроль качества и приемку военной продукции на предприятиях, а также выдают заключения о цене оборонной продукции. Обычно в контракте четко прописано, какое ВП МО РФ сопровождает сделку.

Ну вот, дальше все зависит от вас. Выполнять государственный оборонный заказ, это как управлять машиной. Можно по правилам, безопасно. А можно, как придется: тут на красный проехал, тут на встречу выскочил, тут скорость превысил. Несколько раз может и «прокатить». Но рано или поздно удача отвернется. Не хотите рисковать, изучайте специфику ГОЗ глубже.

Типичные ошибки при выполнении ГОЗ 2020. Меры по снижению рисков руководителей и главных бухгалтеров.
: +7 911 006 72 37 : info@apbhelp.ru

НТЦ АПБ. Сопровождение ГОС и ГОЗ: ответы на сложные вопросы, договорные документы, формы, отчеты и калькуляции, действия при проверке, рекомендации по раздельному учету в «1С:Бухгалтерия» и т.д.

Ответственность исполнителя ГОЗ здесь

Все как-то забывают, что существует много льгот предприятиям из числа малого и среднего бизнеса (СМП), в том числе в ГОЗ. А это подавляющее большинство компаний. Кто относится к данной категории бизнеса, где можно получить информацию о финансовой поддержке (более 1500 видов субсидий), здесь.
Ответы на вопросы, касающиеся закупок:
- кто и в каком объеме должен закупать у СМП;
- льготы в обеспечении заявки;
- льготы в обеспечении исполнения контракта;
- льготы при демпинге;
- льготы при оплате;
- предельный размер штрафов и т.д. здесь.

Термины и определения ГОЗ. Общие положения.

Типичные ошибки при выполнении ГОЗ 2020. Меры по снижению рисков руководителей и главных бухгалтеров.
: +7 911 006 72 37 : info@apbhelp.ru

НТЦ АПБ. Сопровождение ГОС и ГОЗ: ответы на сложные вопросы, договорные документы, формы, отчеты и калькуляции, действия при проверке, рекомендации по раздельному учету в «1С:Бухгалтерия» и т.д.


Е. А. Юрова
автор статьи, консультант Аскон по трудовому праву

Регуляторная гильотина является не только устойчивым словосочетанием, но и надеждой на уменьшение документов юридических лиц. Но у регуляторной гильотины есть и обратная сторона: ревизия правовых актов позволяет выявить сферы деятельности, пренебрегаемые существенным количеством работодателей. К таким сферам деятельности, в частности, относятся воинский учет и мероприятия по гражданской обороне (ст. 8 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне").

Федеральный закон от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне» в обязанности организаций, их должностных лиц, в частности, в области обороны вменяет не только мобилизационные мероприятия, воинский учет работников, предоставление для нужд обороны зданий, сооружений, транспорта с последующей компенсацией понесенных расходов, но и выполнение мероприятий по гражданской и территориальной обороне. Привычно можно «отмахнуться» от данных обязанностей, но в эпоху тотальной цифровизации это сделать так просто не удастся.

Воинский учет

Свидетельством внимания государственных органов к воинскому учету являются изменения

Конечно, основная масса изменений затрагивает полномочия, обязанности территориальных структур - поселений, муниципальных и городских округов, но именно территориалы имеют прямую возможность повлиять на хозяйствующий субъект, задав прямые и предвзятые вопросы о неведении или ненадлежащем ведении воинского учета.

Ко второму чтению Госдумой подготовлен проект Федерального закона N 620700-7 (https://sozd.duma.gov.ru/bill/637094-7), ужесточающий ответственность в сфере воинского учета и увеличивающего штрафные санкции на ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ, ответственных за воинский учет. Но пока закон не вступил в силу, у специалистов есть время восстановить воинский учет, не нанося значительного финансового ущерба (планируется увеличение штрафов до10 000 руб.).

Обратите внимание! Кроме увеличения ответственности, планируется увеличить срок давности привлечения к административной ответственности за нарушения порядка воинского учета с двух месяцев до трех лет.

Гражданская оборона

Регулирование мероприятий по гражданской обороне осуществляется не только в рамках обороноспособности страны, но и как отдельная сфера безопасности хозяйствования, определенная Федеральным законом от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне". Статья 9 Федерального закона обязывает организации планировать и организовывать проведение мероприятий по гражданской обороне с созданием, содержанием запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, а также осуществлять подготовку своих работников в области гражданской обороны.

Порядок реализации требований по гражданской обороне определен Постановлением Правительства РФ от 02.11.2000 N 841 "Об утверждении Положения о подготовке населения в области гражданской обороны". Согласно данному постановлению, юридические лица:

  • проводят курсовое обучение в области гражданской обороны;
  • создают и поддерживают в рабочем состоянии соответствующую учебно-материальную базу;
  • разрабатывают программу проведения с работниками организации вводного инструктажа по гражданской обороне;
  • организуют и проводят вводный инструктаж по гражданской обороне с вновь принятыми работниками организаций в течение первого месяца их работы;
  • планируют и проводят учения и тренировки по гражданской обороне.

Требования к мероприятиям по гражданской обороне определяются и Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", очередная новая редакция которого вступила в силу. Пункт 5 статьи 4.1. данного Федерального закона включает мероприятия гражданской обороны в комплекс единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Для реализации требований по гражданской обороне создаются специальные структурные подразделения или назначаются должностные лица.

Что конкретно должно быть на предприятии структурное подразделение или только должностное лицо, определяется категорией юридического лица по гражданской обороне (статья 1 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне", Постановление Правительства РФ от 10.07.1999 N 782 "О создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны").

Наличие специалиста или подразделения по гражданской обороне должно отражаться в штатном расписании с подчинением его только руководителю предприятия (пункт 8 Приказа МЧС России от 23.05.2017 N 230 "Об утверждении Положения об уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны структурных подразделениях (работниках) организаций"). Количество работников по гражданской обороне организации определяется численностью персонала компании со всеми ее представительствами и филиалами.

Все специалисты по гражданской обороне должны пройти специальное обучение с выдачей документа о квалификации, вносимом в Федеральный реестр сведений о документах (Постановление Правительства РФ от 26.08.2013 N 729 "О федеральной информационной системе "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении" (вместе с "Правилами формирования и ведения федеральной информационной системы "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении").

Отсутствие сведений о выданных документах об обучении, об оплате обучения прямо отражается в сведениях о юридическом лице соответствующих государственных информационных систем. Это упрощает надзорным органам проведение мониторинга соответствующих сфер деятельности (Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", Постановление Правительства РФ от 05.04.2010 N 215 "Об утверждении Правил подготовки докладов об осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности и об эффективности такого контроля (надзора)").

Невыполнение мероприятий по подготовке к защите населения влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей (ст. 20.7, Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ).

Действия юридического лица для обеспечения выполнения мероприятий по гражданской обороне, требований к ведению воинского учета более подробно изложены в информационных материалах, подготовленных специалистами ИБ «КонсультанПлюс», например:

  • Как организовать обучение по гражданской обороне в организации (номер в ИБ 227155).
  • Путеводитель по кадровым вопросам. Воинский учет в организации (номер в ИБ 859).

Воинский учет в 2021 году

Получите доступ к необходимым документам и инструкциям - активируйте доступ к КонсультантПлюс на 3 дня бесплатно.


Е. А. Юрова
автор статьи, консультант Аскон по трудовому праву

Поможем не забыть сделать главное.

Посмотрите актуальные чек-листы для бухгалтера и юриста


3.7. Особенности учета расходов на гражданскую оборону.

3.7.1. Общие положения.

Подпункт 7 п. 1 ст. 264 НК РФ предоставляет налогоплательщику право квалифицировать в качестве прочих расходов затраты на гражданскую оборону.

Согласно письму Минфина России от 17.07.2007 № 03-03-06/1/490 на основании вышеприведенной нормы права в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, могут учитываться затраты, связанные с обеспечением средствами защиты органов дыхания штатных сотрудников и гостиничных номеров для гостей, проживающих в гостинице.

В соответствии с Федеральным законом от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» в составе расходов на гражданскую оборону могут быть учтены осуществленные, не подлежащие возмещению из бюджета расходы по созданию и содержанию убежищ и иных объектов гражданской обороны, а также запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств в рамках согласованной с органами исполнительной власти, уполномоченными в области гражданской обороны, номенклатуры. Данный вывод сделан в письмах Минфина России от 14.11.2006 № 03-03-04/1/757 и от 17.03.2006 № 03-03-04/1/252.

3.7.2. Подход арбитражных судов.

Иногда организации неправильно толкуют подпункт 7 п. 1 ст. 264 НК РФ. Проиллюстрируем вышеприведенное на примере, взятом из практики арбитражных судов (постановление ФАС Уральского округа от 14.11.2006 № ФО9-10122/06-С7 по делу № АЗЧ-2003/06).

Пример.

Налоговый орган по результатам выездной налоговой проверки ОАО принял решение о привлечении общества к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ и доначислении налога на прибыль и пени.

При вынесении решения налоговый орган сделал вывод о неправомерности включения обществом в расходы для целей налогообложения сумм амортизации по зданию специального назначения (бомбоубежище).

Арбитражный суд согласился с инспекторами и также пришел к выводу о необоснованности включения в расходы затрат, касающихся здания бомбоубежища. При этом суд руководствовался положениями ст. 247, 252, подпункта 7 п. 1 ст. 264 НК РФ, а также ст. 1, 9 Федерального закона «О гражданской обороне».

Так, суд установил, что бомбоубежище относилось к федеральной собственности, было передано обществу в хозяйственное ведение и непосредственно в производственной деятельности не использовалось. При этом общество не представило доказательств проведения каких-либо мероприятий по гражданской обороне и несения связанных с ними затрат, а также расходов по содержанию бомбоубежища.

3.7.3. Разъяснения Минфина России.

Минфин России в письме от 21.12.2005 № 03-03-04/4/107 разъяснил вопрос о том, может ли организация потребительской кооперации учитывать при налогообложении прибыли затраты, связанные с выполнением обязанностей, предусмотренных ст. 14 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

При этом финансовое ведомство указало, что согласно ст. 1 Федерального закона «О гражданской обороне» гражданская оборона – это система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Пунктом 2 ст. 9 Федерального закона «О гражданской обороне» установлено, что организации, имеющие потенциально опасные производственные объекты и эксплуатирующие их, а также имеющие важное оборонное и экономическое значение или представляющие высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время, создают нештатные аварийно-спасательные формирования в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и поддерживают их в состоянии постоянной готовности.

Таким образом, учитывая, что организации потребительской кооперации по роду своей деятельности не относятся к организациям, перечисленным в п. 2 ст. 9 Федерального закона «О гражданской обороне», расходы, связанные с выполнением обязанностей в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

Наряду с этим Минфин России рассмотрел в письме от 21.04.2006 № 03-03-04/1/376 ситуацию по вопросу учета в целях налогообложения прибыли резерва финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий и чрезвычайных ситуаций и сообщил следующее. Главой 25 НК РФ не предусмотрено создание для целей налогообложения прибыли резерва финансовых средств и материальных ресурсов. В случае необходимости вышеуказанные резервы формируются и аккумулируются организациями на счетах бухгалтерского учета.

Документы по ГО и ЧС в организации разрабатываются вне зависимости от численности сотрудников, вида осуществляемой финансово-хозяйственной деятельности. Состав и количество необходимой документации зависят только от категории предприятия. Категорию присваивают в случае:

  • наличия мобилизационного задания, которое назначают МЧС и региональные власти;
  • высокого риска возникновения внештатных ситуаций;
  • наличия уникального историко-культурного статуса.

Существует 3 вида категорий: особой важности, 1-я и 2-я.

Некатегорированные организации тоже обязаны подготовить пакет документов по ГО и ЧС. Отвечает за это непосредственно руководитель или его заместитель. В случае возникновения ЧС один из них берет на себя руководство штабом, издает приказы, организует спасательные мероприятия. В организации может быть приказом назначен ответственный сотрудник, которому работодатель делегирует свои обязанности по ГО и ЧС.

Суть гражданской обороны

Экстраординарных ситуаций лучше не допускать, для чего на любом предприятии действуют специально принятые правила внутреннего распорядка и безопасности. Но иногда избежать их не представляется возможным: порой случаются техногенные или природные катаклизмы, не исключены и военные действия, несущие непосредственную угрозу для гражданского населения. Поэтому каждый гражданин должен знать, что ему предпринять в случае наступления таких чрезвычайных ситуациях, какие меры принять. Поскольку эти меры, прежде всего, направлены на защиту и минимизацию негативных последствий для всех людей, их называют гражданской обороной.

Любые должностные лица, в чьем подчинении находятся люди, особенно это касается работодателей, должны обеспечить знание своими подчиненными этих мер и поддерживать их знания, умения и навыки на должном уровне.




Обязанности работодателя по организации ГО

Федеральные законы, а также другие правовые законодательные акты РФ вменяют работодателю в обязанность:

  • планирование и организацию штатных действий по ГО;
  • составление программы образования сотрудников в области ГО;
  • обеспечение проведения инструктажей и/или тренингов по гражданской обороне для персонала согласно составленной программе;
  • разработку плана эвакуации людей и материально-культурных ценных фондов;
  • установку и поддержание в функционирующем состоянии систем экстренного оповещения;
  • наличие запаса основных средств, необходимых для ГО (медицинских, технических, защитных и др.).

К СВЕДЕНИЮ! Если предприятие относится к разряду потенциально небезопасных, то, помимо приведенных задач, необходимо решить вопрос о создании спасательного формирования экстренного реагирования в случае чрезвычайных ситуаций.

Общие сведения

Угроза чрезвычайных ситуаций носит постоянный характер. Каждый день существует небольшая вероятность, что произойдет:

8 (800) 700 95 53

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

  • техногенная катастрофа;
  • природный катаклизм;
  • военные действия (это совсем крайняя ситуация, но исключать нельзя и ее, и в любом случае считается, что следует быть к ней готовым).

Вследствие этого приняты нормы, в соответствии с которыми на предприятии необходимо осуществить подготовку персонала, а также заранее установить, какие действия потребуется предпринять, если одно из описанных выше положений возникнет в той местности, где функционирует данная компания.

Организация гражданской обороны РФ

Кого это касается

В целом это касается руководителей организаций, которые обязаны при ее отсутствии создать систему гражданской обороны в организации с нуля, 2021 год, является периодом, когда такое требование для них остается. Если же такая структура уже существует, ее следует поддерживать.

В то же время на среднем или крупном промышленном предприятии обязанности дифференцированы. Так:

Начальником гражданской обороныПо-прежнему остается первое лицо такой компании
Заместителем главы ГОПо инженерно-технической части назначают главного инженера, которому поручается в частности техническое руководство работами аварийно-спасательного профиля;
По эвакуации и рассредоточению сотрудников — зам гендиректора по общим вопросам;

По материально-техническому снабжению — соответственно зама по этому профилю в целом

Также на объекте создается отдел по чрезвычайным ситуациям и гражданской обороне.

Обязанности работодателя

Обязанности работодателя заключаются в следующем:

  • осуществлять планирование штатных процедур по профилю гражданской обороны;
  • их последующую реализацию;
  • обеспечивать написание программы подготовки персонала по данной дисциплине (ГО);
  • устраивать тренинги и инструктаж по ГО для персонала в соответствии с упомянутой программой;
  • разрабатывать планы эвакуации при чрезвычайной ситуации персонала предприятия (и иных лиц в зоне ответственности организации) и фондов материально-культурных ценностей;
  • монтаж систем экстренного оповещения о ЧС и поддержание их в рабочем режиме;
  • создание резерва средств по данному направлению (в том числе защитных, медицинских и технических).

Помимо этого если компания по сфере своей деятельности причисляется к потенциально небезопасным, то также требуется создать спасательное подразделение, которое обязано будет произвести экстренное реагирование, если ЧС случится.

С чего начать организацию ГО на экономическом объекте

ВАЖНО! Рекомендации по разработке плана гражданской обороны на предприятии от КонсультантПлюс доступны по ссылке

Все вопросы, касающиеся ГО, ложатся непосредственно на плечи руководителя, так как по закону именно он или его заместитель является в случае возникновения опасной внештатной ситуации начальником штаба гражданской обороны.

Именно он и будет ответствен за должную организацию и слаженные действия персонала, его прерогатива – принимать управленческие решения и издавать приказы относительно людей и ценных активов, а также организации всех видов действий и мероприятий, посвященных ГО.

Необходимая документация

  1. В любой организации должен функционировать внутренний локальный акт, заверенный руководством – Положение о ГО. В нем необходимо отразить:
      главные задачи ГО для данного экономического объекта;
  2. меры по защите персонала в случае чрезвычайных ситуаций;
  3. действия, направленные на решения задач ГО отдельно в мирное и в военное время;
  4. формирования ГО, которые будут действовать в данном объединении;
  5. регламент аварийных и спасательных работ;
  6. контролирование устройств связи и экстренного оповещения;
  7. согласование действий со штабами ГО более крупных структурных подразделений (района, города, области);
  8. материальное обеспечение персонала медицинскими, защитными и другими средствами, необходимыми для ГО;
  9. другие важные моменты, касающиеся сферы гражданской обороны на данном объекте (строительство или поддержание в функционирующем состоянии убежищ, контроль над биологической обстановкой и др.)

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Выписка из данного Положения является обязательной составляющей должностной инструкции каждого сотрудника, ознакомление с ней должно быть зафиксировано собственноручной подписью.

  • План мероприятий по ГО – главный рабочий документ штаба. В нем прописан комплекс мер поддержания безопасности и действий в чрезвычайных ситуациях для мирного времени и отдельно – для военного, с учетом конкретных характеристик предприятия, на котором он будет применяться. Приложениями к этому плану могут быть:
      отдельные комплексы мер при ЧС для каждого структурного подразделения предприятия;
  • план территории организации с указаниями касательно эвакуации;
  • инструкции по остановке основных узлов предприятия;
  • схемы расположения систем оповещения, пожарных гидрантов и т.п.;
  • ведомость по средствам индивидуальной защиты и медицинскому обеспечению персонала;
  • бланки для расчетов ущерба при чрезвычайных ситуациях;
  • перечисление ближайших медицинских учреждений, готовых оказать экстренную помощь;
  • порядок извещения вышестоящих штабов ГО и др.
  • Законодательные основы обучения персонала

    Знания и навыки в области ГО персонал должен получить в обязательном порядке, как гласят Федеральные законы № 28-ФЗ «О гражданской обороне» и № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и Постановление Правительства РФ от 04.09.2003 г. № 547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

    Чему нужно обучить персонал касательно ГО

    Проходить такое обучение обязаны все работающие лица, трудоустроенные в сфере обслуживания и производства. Для этого существуют специально разработанные МЧС России программы, на основе которых организации составляют и принимают приказом руководителей собственные образовательные планы. Согласно последней версии основной программы, принятой в 2013 году, работников необходимо научить:

    • что предпринимать при оповещающем сигнале;
    • какими способами можно защититься от разных видов опасностей при ЧС;
    • оказывать первичную медпомощь;
    • правильно использовать средства защиты, как индивидуальные, так и коллективные;
    • адекватно применять меры противопожарной безопасности;
    • исполнять основные приемы аварийно-спасательных работ;
    • предпринимать предусмотренные меры для защиты населения и сбережения материальных ценностей в обстоятельствах ЧС.

    Кто отвечает за гражданскую оборону в организации?

    Как часто нужно обновлять знания по ГО

    Любые навыки со временем утрачиваются, а знания, если они не применяются и не обновляются, становятся неактуальными. Поэтому нормативная государственная документация предусматривает определенную периодичность прохождения обучения по ГО, различную для тех или иных категорий сотрудников:

    • персонал, являющийся уполномоченным в сфере ГО (начальник штаба, его заместитель, работники, непосредственно отвечающие за ГО, личный состав специальных формирований) должен проходить обязательную переподготовку не менее чем 1 раз в пятилетку;
    • остальное трудящееся население должно совершенствовать знания и умения в сфере гражданской обороны каждый год.

    ВНИМАНИЕ! Организацию обучения можно осуществлять непосредственно по месту работы, в специальных учреждениях МЧС или учебно-методических центрах (рекомендуется для уполномоченных ГО).

    Нормативы ГТО по самозащите без оружия



    Необходимая самозащита без применения какого-либо оружия состоит из следующих важнейших элементов:

    • Выполнение приемов самострахования.
    • Освобождение от внезапных захватов.
    • Защита от наносимых ударов.

    Использование таких элементов самостоятельной защиты без оружия поспособствует физическому, а также нравственному человеческому развитию, включая повышение необходимой личной безопасности. Ознакомиться с нормативами самбо в рамках ГТО вы можете в другой нашей статье.

    Законодательная ответственность за неисполнение требований по организации гражданской обороны

    Если работодатель пренебрегает обучением сотрудников действиям в случае ЧС, не организовал должным образом службу ГО на вверенном ему предприятии, не выполняет задачи в этой области, которые диктует действующее законодательство, это чревато не только возможными тяжелыми последствиями, но и личной ответственностью.

    Согласно ст. 20.7. КоАП, неготовность руководства и невыполнение должных мер по подготовке к действиям при опасностях военного времени обойдется должностным лицам в сумму штрафа от 10 до 20 тыс. руб. Юридическим лицам придется уплатить сумму, большую в 10 раз. Такие же штрафы предусматриваются за несоблюдение готовности отразить неблагоприятные последствия чрезвычайных ситуаций.

    Важные аспекты

    Каждый экономический объект должен разработать комплекс мероприятий, способных исключить последствия определенных факторов ГО и ЧС. Сообразно нововведениям расширен круг обязанностей предприятий, которые непосредственно касаются сферы гражданской обороны.

    К ним относятся:

    ПоказателиОписание
    Разработка программы вводного инструктажа
    Организация и проведение вводного инструктажас вновь трудоустроенными работниками в продолжение одного месяца, отсчитываемого со дня допуска их к выполнению трудовых обязанностей
    Планирование и проведение обученияпо основам гражданской обороны, практических занятий и тренировок

    Указаниями части 2 статьи 20.7 КоАП за неисполнение требований и мероприятий, связанных с вопросами по ГО предусмотрена административная ответственность в виде наложения штрафной санкции.

    Ее размер составляет для:

    ПоказателиСумма
    Должностных лиц10 000-20 000 рублей
    Юридических лиц100 000-200 000 рублей

    Обязанность осуществления контроля над соблюдением требований законодателя в сфере гражданской обороны возложена на МЧС РФ.

    Читайте также: