Радио 1 налоговый ликбез

Опубликовано: 13.04.2024

Налог на добавленную стоимость

Этот налог - один из самых сложных для понимания не только начинающими предпринимателями.

Зачастую с крулыми глазами про НДС слушают и матёрые руководители. Ведь то, что нам не очень понятно с первого раза, мы вымещаем куда-то на чердак своего мозга и лишь сдвинув брови, сощурив глаза и неоднократно повторив что-то все же из ранее отвергнутого, пропускаем внутрь, в комод своих знаний.

Базовый механизм действия НДС все же прост: на любую продажу как продавец вы накручиваете свою наценку.

И 20% на этой наценки вы платите в бюджет.

Когда покупатель выступает дальше как продавец, он тоже накручивает свою наценку и сверху - НДС. Разница между этими двумя величинами и уплачивается в бюджет.

Считается, что плательщиками НДС являются юрлица и ИП, которые производят, реализуют, импортируют, экспортируют товары, оказывают услуги, выполняют работы.

Однако реальным плательщиком этого налога все же является. конечный потребитель.

Компания "Тюльпан" покупает муку за 100 рублей и, поскольку его поставщик является плательщиком НДС, платит сверх этой цены еще 20% (кстати, НДС с муки 10%, но для простоты запоминания будем считать, что все же ставка 20%, как для всех, ну и булочки проще воспринимаются и вкусно), то есть в итоге платит 120 рублей.

Булочки эта компания продает за 300 рублей, однако сверху прикрутит еще положенные 20% НДС и тогда цена за булочку будет уже 360 рублей.

В бюджет перечислится разница между 60 и 20 рублями, то есть 40 рублей.

Именно в этом и состоит суть понятия "косвенный налог": когда мы "пуляем" между собой этот НДС как покупатели и продавцы и лишь разницу между входящим НДС (в нашем примере 20 руб.) и исходящим (в нашем примере 60 руб.) мы заплатим в бюджет в виде налога (в нашем примере 40 рублей).

Вся тяжесть налогового бремени ложится на последнего в цепочке покупателя. Именно поэтому нас с вами вызывают на комиссии по расхождениям в НДС, просят (или требуют) уплатить за вашего поставщика НДС, который тот почему-то не уплатил в бюджет. И бесконечные НДС-ные разрывы, которые красятся в специальном программном обеспечении ФНС желтым цветом, представляют собой явную угрозу для бизнеса.

Но мы сейчас не про желтизну, а про налог.

Почему я говорю о том, что НДС ложится на плечи конечного потребителя?

* 20 руб. производитель булочек заплатил поставщику муки

* 40 руб. производитель заплатил налога в бюджет

* 60 руб. заплатил Петя, пришедший в магазин за булочкой.

Вся тяжесть налога ложится на последнего в цепочке покупателя, который платит полную сумму налога и ничего не может возместить. Ага, вы же не требуете у государства после покупки булки вернуть вам НДС? Нет.

Увы, принятие понятия "косвенность" НДС - не самое сложное что может быть в жизни предпринимателя.

Зачастую компании вообще выживают лишь за счет того, что "играют" с НДС, ибо та самая наценка, о которой я говорила в самом начале, настолько мала, что при работе в белую не покрывает расходы, связанные с оплатой труда сотрудников, налогов с ФОТ, аренды, электричества, газа и что там нужно еще для того, чтобы бизнес стоял на ногах. Не говоря уже о том, что владельцы бизнеса хотят не просто наблюдать за процессом, а все же получать доход от деятельности, которую они замутили.

Вот и получается, что движение денег осуществляется у одних, а налог платит другие. И плательщиками налога являются юрлица и ИП, а фактически уплачивают его - конкретный Петя. Конечно, речь идет не о физичеком перечислении 60 руб. в казну страны тем самым Петей, купившим булочку, а о самом принципе - в стоимости булочки, равной 360 рублей, "сидит" НДС 60 руб., который в составе 20 и 40 руб транслируют поставщик и производитель.

Печаль всей этой истории с НДС в том, что им очень сложно управлять. Я про денежный поток.

Если вы Пете булочку продали с отсрочкой платежа в надежде на лояльность Пети, то 25 числа месяца, следующего за истекшим кварталом, когда ваша сделка состоялась, вы должны свои 40 руб. (или 1/3 от них ежемесячно в течение следующего квартала) уплатить в бюджет.

А откуда их взять?

Кредитоваться? или факторинг?

Даже если вы тоже с отсрочкой платежа покупаете муку, то это вас не спасет.

Деньги все равно надо где-то взять. Получается, что вы кредитуете (обычно бесплатно) Петю, чтобы он проявил благосклонность и купил булочку и завтра, и послезавтра, а платите налог за счет привлеченных, что с т.з. финансового планирования недопустимо, либо закачиваете в бизнес денежные средства из своего кармана.

А теперь представьте себе, что в нашем примере на самом деле ставка НДС по муке не 20, а 10%, и полуфабрикаты, которые из этой муки продаются Пете, облагаются по ставке 20%. То есть вход рубль, а выход – уже два?

Вы можете себе представить, какая должна быть наценка, чтобы этот перекос в ставках производитель мог обратить в свою прибыль?

А теперь давайте еще порассуждаем на тему, которая является яблоком раздора между бухгалтерами и финиками: взаимосвязь ФОТ с его налогами и НДС. Вот какая она , скажите мне?

Прямая? Не, вроде нет, не прямая.

Да хоть горшком назови, а связь есть.

И вот как она выглядит:

когда вы для производства тех же самых вкусных булочек покупаете сырье, для снижения налоговой базы по НДС вы или коммерческий директор будете искать поставщиков, которые что? Правильно: которые тоже применяют общую систему налогообложения и в стоимость поставляемого ими сырья входит НДС, который они вам предложат в виде счет-фактуры или УПД.

Однако в производстве участвует не только сырье, но и арендные платежи, которые могут быть без НДС ввиду того, что собственник помещения применяет УСН, но если с этим вопросом вам повезло, то люди, которые замешивают тесто, пекут пирожки-ватрушки, убираются в цеху, делают калькуляцию, сводят дебет с кредитом – все они не дадут вам на свою зарплату счет-фактуру. И государство на те страховые взносы, которые вы уплатите, тоже не даст вам ни счет-фактуру, ни какой-нибудь вычет , хотя было бы весьма кстати.

Тогда получится, что чем больше у вашей компании, применяющей общую систему налогообложения, безНДСных расходов, тем больше у вас в абсолютном выражении сумма налога к уплате в бюджет. Чем выше наценка и чем больше торговый оборот, тем менее ощутима нагрузка на эту выплату в абсолютном выражении.

Поэтому именно сейчас, когда добавленная стоимость на производимые товары тает на глазах за счет низкого потребительского спроса и демпинга госструктур на своих тендерах, необходимо уменьшить ставку налога хотя бы до 10%, чтобы бизнес начал зарабатывать на добавочной стоимости, а не на экономии на налогах.

Эту бы мысль да в уши Силуанову, но он пока глух как рыба.

За счет такого несоответствия добавленной стоимости и необходимости платить налогов не меньше чем (читайте методические рекомендации ФНС в части безопасной доли вычетов по НДС) с таких сферах бизнеса как строительство и смежные с ней отрасли вытесняется микро и малый бизнес.

И не за горами то время, когда субъектам МСП достанется лишь несложное техническое обслуживание, маленькие кафе и бары, автосервисы, сфера бытовых услуг да кофе с собой.

Налоговый ликбез

Уберите слабонервных и патриотов от экрана. То, что я вам сейчас расскажу и наглядно покажу, может в корне изменить ваше отношение к социальным институтам в РФ и взгляды на жизнь и "долги" гражданина перед государством.

Каждый мальчик в эРэФии с детства знает, что он должен государству год своей жизни. Служба в армии - его священный долг.

Каждый студент, устраиваясь на первую работу, знает, что работа должна быть официальной, зарплата - белой, потому что только так Государство о нём позаботится.

С телеэкранов нам внушают, о том, как у нас в стране всё замечательно и хорошо. Мол, система здравоохранения отличная, пенсии больше, чем в других странах СНГ, и при этом чуть ли не самый низкий подоходный налог в мире.

Как должны обстоять дела:

Каждый гражданин честно платит налоги, сам заполняя налоговые декларации, оплачивая счета и квитанции. Гражданин знает, сколько денег он отдает властям, чтобы те о нём заботились и давали различные социальные гарантии - вроде пенсий, бесплатной медицины и различных страховок.

Как обстоят они в РФ:

Граждане искренне верят в то, что они платят только маленький подоходный налог, а медицина у нас в стране бесплатная. Механизм формирования пенсии вообще остается для моих соотечественников тайной за семью печатями.

Начнём, пожалуй, с налогов.

Те цифры, которые я вам покажу - не выдумка, а реальная практика. Где-то год назад, я начал управлять бизнесом. Принимая на работу сотрудников, я гарантировал им официальное трудоустройство. Сформировал зарплатный фонд и охренел. Чтобы заплатить сотруднику на руки 40 000 рублей, я должен заложить в его зарплату 59 862 р.

При адекватной системе налогообложения, мой сотрудник получил бы на руки почти 60 тысяч рублей и треть из них отдал бы государству в виде налогов. При существующей - он получает на руки 40 000 рублей, а в документах видит, что его оклад 45 977 рублей, из которых 5 977 р. - это 13% подоходного налога. Все остальные поборы и выплаты невидимы для рядового сотрудника.

Разложим на пальцах:

40 000 - то, что платим на руки. 87% от номинального размера зарплаты.

45 977(округлим до 46 000 р.) - 100% от зарплаты.

Также работодатель обязан заплатить:

22% - в Пенсионный Фонд РФ

2,9% - в Фонд Социального Страхования

5,1% - в Федеральный Фонд Обязательного медицинского страхования

0,2% - Взносы на страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний.

По факту в зарплатный фонд я закладываю 59 862 р. а на руки человек получает 40 000 р. 34% от его потенциального дохода забирает себе государство.

За эти деньги РФ гарантирует нам "бесплатную" медицину, пенсии, социальное страхование.

Пользуясь пенсионным калькулятором, мы получаем, что при стаже в 35 лет со средним окладом в 46 000 рублей вы имеете право рассчитывать на пенсию в 23 800 р.

При такой зарплате каждый месяц в пенсионный фонд уходит 10 120 рублей. 121 440 рублей в год.

Предположим, что такие же деньги вы каждый месяц отдаете в банк, а не в ПФРФ. Средний процент по вкладам со свободным управлением, возможностью ежемесячного пополнения и капитализацией процентов - 8% годовых.

Если каждый месяц вносить на такой вклад по 10 000 рублей, через 35 лет на вашем счету будет: 23 091 750 рублей. Следовательно, если при достижении пенсионного возраста вы перестанете вносить деньги на счет и будете пользоваться только процентами, в месяц вы сможете тратить 153 945 рублей, при этом на вашем счету всегда будут 23 миллиона!

Банковские проценты - это минимум, который можно заработать, вложив куда-то деньги. Если инвестировать, например, покупать акции перспективных компаний(чем и занимаются банки и государство), то процент будет порядка 20% годовых. Вопрос, к властям, каким образом 23 000 000 превращаются в 23 000 на протяжении, дай бог, 10 лет?! То есть, вы даете государству деньги на менее выгодных условиях, чем давали бы банку. Какой смысл тогда платить деньги государству, если оно их тратит на что угодно, но только не на вас?

5,1 от 46 тысяч - это 2350 рублей. Такие деньги с вашей зарплаты каждый месяц идут в фонд ОМС.

28 200 рублей в год вы тратите на "бесплатную" медицину. При этом вы прекрасно знаете, что за услуги зубного всегда приходится доплачивать. Доплачивать нужно и за нормальное место в больнице, чтобы вас в коридоре с бомжами не положили, за работающий наркоз на операции, за операцию, когда она нужна, а не тогда, когда подойдёт очередь, за получение анализов, когда они нужны, а не через неделю, за многие виды анализов - список можно продолжать бесконечно.

При этом полный полис ДМС стоит 30 тысяч рублей - в него входит поликлиническая, экстренная, стоматологическая медицинская помощь и вызов врача на дом. Все услуги можно заказать по телефону или через интернет, никаких тебе очередей, отдельные палаты с телевизором и вайфаем в больнице, лучшие материалы и наркоз в стоматологическом кабинете, срочные и результативные операции, скорая помощь, укомплектованная всеми необходимыми лекарствами. И всё это за эквивалентную обязательному страхованию сумму. Как вам?

Если на секунду представить, что наше государство отменит данные налоги и откажется от бесплатной медицины и пенсионного страхования, наши граждане ВНЕЗАПНО окажутся в более выгодных условиях, чем они сейчас есть.

Закладывая в зарплатный фонд 60 тысяч рублей, я плачу сотруднику 40. Сотрудник не знает о 20 тысячах рублей и не представляет, на что их государство тратит.

Мне кажется, что если бы каждый гражданин России сам распоряжался своей зарплатой и оформлял налоговые декларации, спрос с государства был бы в сотни раз выше.

Лично меня шокирует такая ситуация с налогами. Я не призываю уклоняться от их уплаты, но почему-то распоряжаться самому своими деньгами - гораздо выгоднее, чем доверять нашей стране. Надеюсь, что небольшой ликбез поможет повысить уровень гражданской сознательности и повысит уровень требований граждан к государству. По конституции оно нам много чего должно. (с)

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Фото: DPA / ТАСС

Эксперты Центра стратегических разработок (ЦСР), в руководство которого входит помощник президента России Максим Орешкин, проанализировали возможные сценарии реформирования налогообложения ИТ-гигантов в России и оценили преимущества и недостатки каждого из подходов. По их мнению, России следует перестраховаться на случай провала поисков единого для всех стран подхода к распределению налогов цифровых корпораций и внедрить собственный цифровой налог. В то же время односторонние меры могут спровоцировать ужесточение санкций США. Текст исследования есть у РБК.

Налоговое неравенство

Правила налогообложения не успевают за развитием современных цифровых бизнес-моделей. Иностранные ИT-гиганты, зарабатывая на пользователях по всему миру, платят налог на прибыль только по месту регистрации штаб-квартиры. В результате страны не только теряют налоговые доходы, но и нарушаются принципы справедливой конкуренции — национальные цифровые компании платят больше налогов и, соответственно, работают в менее выгодных условиях, чем зарубежные.

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) с 2015 года пытается найти единый международный подход и решить проблему несправедливого распределения налогов ИТ-гигантов. Разработать механизм, который устроил бы все страны, пока не удалось.

Главная сложность в том, как рассчитать, какая доля прибыли мультинациональной корпорации приходится на ту или иную страну. Сколько прибыли генерируют пользователи в той или иной стране, знают только сами корпорации, но они не раскрывают детальную информацию, отмечали ранее опрошенные РБК эксперты. Поэтому сохраняется большая неопределенность, и, вероятно, единый механизм так и не будет разработан. «До готового результата еще далеко, и есть риск, что в целом консенсуса в ОЭСР не будет», — заявил на презентации доклада руководитель направления «Налоговая политика» ЦСР Левон Айрапетян.

Ряд государств, включая Великобританию, Францию, Италию, не дожидаясь глобального консенсуса, в одностороннем порядке ввели собственные цифровые налоги.

В конце 2019 года ОЭСР опубликовала предложения по двум блокам Pillar 1 и Pillar 2, которые должны стать основой для достижения мирового консенсуса. Основные параметры единого механизма планируется подготовить к июлю 2020 года, а окончательное решение предполагается достичь к концу 2020 года.

Российский Минфин в поисках новых источников пополнения казны также начал прорабатывать варианты ужесточения налоговой нагрузки на международные ИТ-корпорации. Положение об этом появилось в «Основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов». Однако конкретных законодательных инициатив пока нет.

«В целом мы полагаем, что сегодня было бы целесообразно приступить к подготовке и разработке цифрового налога, — говорит Айрапетян. — Нам надо подстраховаться на случай неблагоприятного исхода переговоров и защитить свои фискальные интересы в случае, если ОЭСР не придет к единому механизму».

C 2017 года в России уже действует «налог на Google» — обязанность иностранных продавцов цифровых услуг платить НДС в России, и тысячи иностранных компаний встали на учет в российских налоговых органах.

Под «налог на Google» не подпадают, например, доходы от онлайн-рекламы, таргетированной на российских пользователей, и продажа данных россиян. «Они как раз могли бы стать объектом обложения цифровым налогом», — отмечает Айрапетян.

Упущенная выгода

  • Введение цифрового налога увеличит доходы государства.

Если ОЭСР так и не придет к единому решению, страны, которые уже разработали цифровой налог, окажутся в более выгодном положении, в то время как у стран, которые подобный налог не разрабатывали, уйдет время на подготовку законодательства, отмечается в докладе ЦСР. «Они могут начать взимать налог, который причитается нам», — предупредил Айрапетян.

  • Цифровой налог уравняет условия для бизнеса, поддержав отечественные цифровые компании.

Россия одновременно является рынком — потребителем цифровых услуг и поставщиком таких услуг, располагая конкурентоспособными на международном уровне ИТ-компаниями: «Яндекс», «ВКонтакте», Wildberries и др. Однако сейчас прямые конкуренты отечественных компаний находятся на российском рынке в более выгодных условиях, платя меньше налогов.

  • Цифровой налог подстрахует на случай, если механизм ОЭСР будет распространяться не на все ИТ-корпорации.

Дело в том, что в декабре 2019 года США, как основной поставщик электронных услуг, предложили сделать единый подход опциональным, и ОЭСР приняла идею к рассмотрению. Предложенный США режим safe harbor (правило безопасной гавани) оставляет за ИТ-гигантами право отказаться от разработанного ОЭСР решения. «В таком случае перед странами встанет вопрос, как быть с компаниями, которые откажутся от модели ОЭСР, — рассуждает Айрапетян. — Напрашивается только один вывод: взимать с них тот самый односторонний цифровой налог». Если при таком решении у России не будет готового механизма, придется с нуля разрабатывать цифровой налог, тогда как другие страны уже будут взимать платежи и получать дополнительные доходы, предупреждает ЦСР.

По предварительной оценке ОЭСР, дополнительные доходы от введения механизма в группе стран, в которую входит и Россия, составят в среднем около €390 млн в год. Односторонний цифровой налог принесет больше поступлений, отмечают в ЦСР, потому что по модели ОЭСР страны делятся друг с другом правом взимать налоги.

Разработка цифрового налога, по оценке экспертов, может занять около года.

При другом сценарии, если ОЭСР все же выработает единый подход, у России будет только одна проблема — как интегрировать в локальное законодательство механизм ОЭСР. Если консенсуса не будет, Россия просто сделает временный налог постоянным, резюмировали эксперты.

Какие страны ввели цифровой налог

Первой страной стала Франция, сделавшая это в 2019 году. Платежи по ставке 3% платят цифровые компании с суммарным доходом по всему миру от €750 млн, более €25 млн из которых принесли французские пользователи. Причем срок исковой давности по цифровому налогу увеличен с трех до шести лет. Однако Франция приостановила взимание налога до конца 2020-го с условием, что, если до конца года ОЭСР не выработает единый механизм, взимание налога возобновится. В 2020 году Франция планирует собрать благодаря новому налогу свыше €450 млн.

Турция с 1 марта начала взимать цифровой налог по ставке 7,5%. Великобритания планирует начать взимать цифровой налог по ставке 2% с апреля 2020 года и оценивает дополнительные доходы от £275 млн в 2021–2021 годах. Италия планирует ввести 3-процентный налог с января 2021 года и получать свыше €600 млн ежегодно. На случай, если ОЭСР не примет единый подход, свой механизм также разработала Испания.

Как правило, в этих странах налогом облагается прибыль компаний от трех основных видов услуг:

  • услуги цифровых платформ и маркетплейсов;
  • онлайн-реклама, таргетированная на пользователей в этой конкретной стране;
  • продажа данных, полученных на основе предоставленной пользователем информации.

Свой механизм с 2016 года действует в Индии, он принес государству $39 млн дополнительных доходов. Сбором по ставке 6% облагаются доходы иностранных компаний от b2b-сделок в области цифровой рекламы.

Венгрия взимала налоги с онлайн-рекламы на венгерском языке по прогрессивной ставке от 5,3 до 7,5% и 5% при вторичном налоговом обязательстве. Однако за 2018 год венгерский налоговый орган отчитался о низком уровне собираемости с зарубежных компаний и обнулил налог.

Минусы цифрового налога

Вместе с преимуществами введения цифрового налога эксперты ЦСР оценили возможные негативные последствия такой односторонней меры.

  • Главный минус односторонних мер — двойное налогообложение.

На налоги от одной и той же онлайн-сделки, например между пользователями во Франции и Италии, могут претендовать обе страны. Из всех стран, которые внедрили цифровой налог, лишь Великобритания предусмотрела меры для частичного устранения двойного налогообложения. В частности, компаниям разрешено вычитать расходы на уплату цифрового налога из базы по налогу на прибыль, а также относить 50% налогооблагаемых доходов на юрисдикцию, где действует аналогичный цифровой налог.

  • Цифровой налог может спровоцировать дополнительные санкции США — основного поставщика электронных услуг.

Так, Франция заморозила цифровой налог в том числе из-за угрозы повышения таможенных пошлин со стороны США. Американская администрация назвала цифровой налог Франции дискриминационным и пригрозила ввести 100-процентные пошлины на ввоз французских товаров на сумму $2,4 млрд.

  • Дополнительный налог нарушит стабильность условий для международного бизнеса — неопределенность возрастет, и инвестиции снизятся.
  • Вслед за Россией страны бывшего СССР могут ввести аналогичные цифровые налоги, и тогда уже пострадают российские цифровые компании, работающие в этих странах.
  • Если ОЭСР все же выработает единый подход, России придется перестраиваться и нести дополнительные издержки.

Резюмируя, эксперты ЦСР подчеркивают, что «у варианта с односторонним введением в России цифрового налога несколько более выгодная позиция». «Однако концептуально оба варианта равны в балансе связанных преимуществ и недостатков. Итоговое решение должно зависеть от приоритетов государственной экономической политики», — заключается в докладе.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика НДФЛ


Этот обзор будет полезно прочитать и новичкам, и уже опытным специалистам.

Историческая справка

У налога на доходы физических лиц очень богатая история. Не будем углубляться в те времена, когда с простого люда собирались дань или подати. Хотя, вероятно, именно такие сборы можно считать прародителями современного подоходного налога.

Первыми в мире ввели подоходный налог англичане. Однако Англии потребовалось более сорока лет (1798-1842 гг.) для того, чтобы налог стал постоянным и занял свое почетное место среди других. Американцам потребовалось и того более, внедрение НДФЛ в налоговую систему страны заняло полвека (1862-1913 гг.), а Франция пыталась ввести подоходный налог на протяжении почти семидесяти лет (1848-1914 гг.). Рекордсменом по срокам внедрения подоходного налога стала наша страна, у нас эта история длилась почти сто лет (1812-1916 гг.).

В начале XIX века, а точнее 11 февраля 1812 года был принят Манифест «О преобразовании комиссий по погашению долгов». По своей сути это был временный сбор с доходов помещиков. Ставки были установлены прогрессивным способом, возрастая на 1% каждый раз при увеличении дохода на 2 000 рублей. Контроля со стороны государства за правильностью исчисления и уплаты налога не было. В тот период времени подоходный налог можно считать "скорее добровольным приношением, основанным на гражданской чести, нежели принудительным налогом, основанным на гражданской обязанности« (Алексеенко М.М. Подоходный налог и условия его применения. Харьков, 1885

До отмены крепостного права вопрос о подоходно).м налоге в России более не поднимался.

В период реформ 60-х годов XIX века комиссия, созданная при Министерстве финансов, попыталась ввести подоходный налог, однако проект так и не был реализован.

В 1905 году проект закона о подоходном налоге был рассмотрен на уровне правительства. Законопроект обсуждался, дописывался и переписывался более 10 (!) лет.

Наконец, 6 апреля 1916 года на представленном Законе «О государственном подоходном налоге» императором Николаем II была собственноручно наложена краткая резолюция: «Быть по сему». С этого начинался новый этап налогообложения доходов населения в России, однако события 1917 года так и не дали в полной мере реализовать нормы этого закона.

Закон «О государственном подоходном налоге» является основой законодательства о подоходном налогообложении физических лиц, многие его положения актуальны и в настоящее время.

В период с 1916 по 1990 гг. в нашей стране произошло много событий, которые серьезно отразились на системе налогообложения в целом. Например, в 1926 году было устранено деление подоходного налога на основной и дополнительный. В 20-е и 30-е годы менялась шкала ставок налога и росла нагрузка на лиц, получающих нетрудовые доходы.

В годы Великой Отечественной Войны был введен специальный военный налог. Плательщиками военного налога были все граждане, достигшие 18-летнего возраста, независимо от наличия источников доходов. После окончания войны государство отменило этот налог.

В годы тяжелейшей войны государство ввело чрезвычайный налог («налог на бездетность»), который изначально был временным, однако благополучно просуществовал вплоть до 90-х. Налогоплательщиками являлись холостяки, одинокие и малосемейные граждане СССР, таким способом государство поддерживало многодетные семьи.

С моей точки зрения, следующим этапом становления подоходного налога в нашей стране стало принятие Закона СССР «О подоходном налоге с граждан СССР, иностранных граждан и лиц без гражданства» от 23 апреля 1990г. (вступил в силу 1 июля 1990 г.). В новом законе были прописаны одинаковые условия налогообложения доходов, как от предпринимательской деятельности, так и от доходов в виде заработной платы и была законодательно закреплена система вычетов из доходов.

В советские времена было введено и закреплено понятие «налоговый агент», многие установленные тогда льготы по подоходному налогу действуют и сейчас.

Но основным законодателем современного подоходного налогообложения я считаю Закон РФ от 7 декабря 1991 г. N 1998-1 «О подоходном налоге с физических лиц» (введен в действие с 1 января 1992 г.). Новый закон определил годовой период исчисления подоходного налога со всех категорий плательщиков (граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, как имеющие, так и не имеющие постоянного места жительства в РСФСР) и установил единый подход к системе льгот и прогрессивной шкалы ставок.

Закон претерпел многочисленные правки в части налоговых ставок и льгот и просуществовал почти 10 лет вплоть до принятия в 2000 году второй части Налогового Кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ).

В НК РФ была внесена глава 23 «Налог на доходы физических лиц». Хочу обратить ваше внимание — ранее налог назывался по-иному.

Наше время

Налогоплательщиками налога на доходы физических лиц (НДФЛ) признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации (ст. 207 НК РФ).

При определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 настоящего кодекса (ст. 210 НК РФ).

Основная налоговая ставка в течение уже довольно длительного периода времени — 13 %. Плоская шкала была введена для повышения собираемости налога. Предполагалось, что люди с большим доходом будут декларировать доходы целиком, а работодатели с «серыми» зарплатами выйдут из тени.

Дискуссии по поводу увеличения ставки налога не прекращались никогда. В 2010 году в Госдуму поступили законопроекты о введении прогрессивной шкалы. Однако депутаты не поддержали инициативу, и законопроект был отклонен. А в июне 2013 года Президент России Владимир Путин заявлял, что плоская шкала НДФЛ не введена «на века». В свою очередь, законодатели прогнозировали увеличение ставки НДФЛ не ранее 2018 года. В феврале 2020 года министр финансов РФ Антон Силуанов в одном из своих интервью сказал, что введение прогрессивной шкалы НДФЛ возможно будет после 2024 года.

Но в своем очередном обращении к гражданам России 23 июня 2020 года Владимир Путин предложил ввести повышенную ставку налога на доходы физлиц в размере 15%. Обложению по повышенной ставке подлежала только та часть годового дохода, которая превысит 5 млн. рублей. И с 1 января 2021 года вступили в действие соответствующие изменения в ст.224 Налогового Кодекса РФ.

В большинстве стран мира действует прогрессивная ставка налога — чем выше годовой доход, тем выше ставка. Например, в Австралии размер налога на доходы физических лиц может достигать 47%, а в Великобритании до 40%. Установленные в нашей стране ставки НДФЛ — одни из самых низких в мире. "Задача хорошего пастуха стричь своих овец, а не сдирать с них кожу« (Сергеев В. С. Принципат Тиберия // Вестник древней истории). Однако есть страны, где подоходного налога нет вовсе. Среди «счастливчиков» Объединенные Арабские Эмираты, Монако и Саудовская Аравия, а также Бахрейн, Кувейт, Оман и Катар.

Ставки

Налоговым кодексом установлено пять видов ставок по НДФЛ: 9, 13, 15, 30, 35%. Размер ставки налога зависит от вида дохода и получателя (налоговый/неналоговый резидент).

Налоговая база определяется отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки.

Ставку 9% используют при определении налога со следующих доходов налоговых резидентов:

  • проценты по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным до 1 января 2007 года;
  • доходы учредителей доверительного управления ипотечным покрытием по сертификатам участия, выданным до 1 января 2007 года.

Ставку 15% применяют к доходам физических лиц-нерезидентов, если они получают выплаты в виде дивидендов от российских организаций. Рассчитывает, удерживает и уплачивает НДФЛ налоговый агент. Уменьшить базу для расчета НДФЛ на суммы поступивших налоговому агенту дивидендов нельзя.

Однако не всегда нерезиденты применяют эту ставку. Поскольку международные договоры об избежании двойного налогообложения имеют приоритет над российским законодательством, то применять нужно их нормы. Впрочем, сейчас Россия ведет активные и довольно успешные переговоры с зарубежными партнерами по поводу изменения условий договоров об избежании двойного налогообложения. В частности, с Кипром, Мальтой и Люксембургом договориться удалось, и большая часть доходов будет облагаться налогом по единой ставке в 15%. А вот достичь согласия с Нидерландами не получилось и договор с этой страной денонсируется.

Ставку 30% применяют к доходам по ценным бумагам, кроме дивидендов, которые выпустили российские организации, в следующих случаях:

  • доходы по ценным бумагам учитывают на счете депо иностранного номинального держателя, иностранного уполномоченного держателя или на счете депо депозитарных программ;
  • получатель дохода не предоставил налоговому агенту информацию в соответствии с требованиями ст. 214.6 кодекса.

Исключения закреплены в пункте 8 статьи 214.6 НК РФ. Также ставку НДФЛ 30% применяют к доходам нерезидентов. Налог рассчитывают по каждой выплате отдельно, вычеты не применяют (п. 4 ст. 210, п. 3 ст. 226 НК).

Самая высокая ставка налога 35% (п. 2 ст. 224 НК). Применяется для налогообложения доходов резидентов (любые выигрыши и призы, полученные в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг, в части превышения размеров, указанных в п. 28 ст. 217 НК РФ, а так же суммы экономии на процентах при получении налогоплательщиками заемных (кредитных) средств в части превышения размеров, указанных в п. 2 ст. 212 НК РФ). Налог рассчитывают по каждой выплате отдельно, вычеты не применяют.

Налоговые вычеты

Налоговые вычеты по налогу на доходы на физических лиц делятся на стандартные, социальные, инвестиционные, имущественные и профессиональные.

С 21 мая 2021 года вступают в силу изменения законодательства, предусматривающие возможность получения гражданами вычетов по НДФЛ за предыдущий налоговый период в сокращенные сроки без необходимости направления в налоговые органы декларации 3-НДФЛ и подтверждающих документов. Изменения внесены Федеральным законом от 20.04.2021 № 100-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации».

Информация по применению упрощенного порядка размещена на сайте ФНС в разделе «Упрощенный порядок получения вычетов по НДФЛ». Впрочем, налоговые вычеты — серьезная и объемная тема, ее следует обсуждать отдельно.

В настоящее время НДФЛ является (после налога на добавленную стоимость) основной доходной частью бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. В таблице приведены статистические данные, которые говорят сами за себя.

Поступления по видам налогов в консолидированный бюджет РФ за 2019-2020 гг.

Эксперты Контур.ОФД рассказывают, какие правила уже действуют и к чему готовиться пользователям ККТ.

С 1 января 2021 года отменили ЕНВД

Изменить настройки на кассе нужно до начала продаж по новой системе налогообложения. Но для бизнеса, который перешел с ЕНВД на общий налоговый режим и использует ФН на 36 месяцев, ФНС сделала исключение. В этом случае разрешается не менять настройки кассы, пока у ключа фискального признака не закончится срок действия.

Если выдать чек с неверным налоговым режимом, продавца могут оштрафовать (ч. 4 ст. 14.5 КоАП РФ).

С 1 января 2021 года начнут штрафовать за нарушение Закона о ККТ

Согласно п. 2 Постановления Правительства РФ от 03.04.2020 № 438 и п. 5 Приказа ФНС России от 20.03.2020 № ЕД-7-2/181@, проверки соблюдения требований Закона о применении ККТ были запрещены до 31 декабря 2020 года. С 1 января 2021 года действие моратория прекратилось.

Срок привлечения к ответственности за нарушения в области применения онлайн-кассы составляет один год (ч. 1. ст. 4.5 КоАП РФ). Это значит, что ФНС может выписать штраф за нарушение, которое было совершено в прошлом году.

Есть способ избежать санкций. Для этого исправьте нарушение раньше, чем налоговая о нем узнает. Как это сделать, читайте в статье про исправление ошибок на ККТ.

С 1 февраля 2021 года ИП на спецрежимах обязаны печатать в чеках названия товаров и услуг

В 290-ФЗ была предусмотрена отсрочка для предпринимателей на спецрежимах. Они могли не указывать в чеках наименования, количество и цену за конкретные товары, работы и услуги. С 1 февраля 2021 года печатать детализированные чеки обязаны все пользователи онлайн-касс без исключения.

Для работы по новым требованиям проверьте, что модель ККТ подходит для печати чеков с названиями товаров и услуг, и подключите товароучетную систему, чтобы сформировать каталог и передать его на кассу.

Ответы на частые вопросы о номенклатуре в чеке мы собрали в статьях:

За нарушение порядка применения ККТ для предпринимателей могут выписать предупреждение или штраф от 1 500 до 3 000 рублей.

С 1 июля 2021 года ИП без сотрудников переходят на ККТ

Стартует последняя волна перехода на онлайн-кассы. С 1 июля 2021 года заканчивается отсрочка для предпринимателей без сотрудников, которые реализуют товары собственного производства или оказывают услуги (129-ФЗ от 06.06.2019).

Если ваш вид деятельности не относится к исключениям, то к июлю необходимо приобрести кассовую технику и заключить договор с ОФД.

Ранее мы писали, кто освобожден от ККТ и что нужно предпринимателям для перехода на онлайн-кассы.

Штраф за неприменение ККТ для ИП от четверти до половины суммы расчета, осуществленного без применения кассы, но не менее 10 000 рублей.

Нужен совет по подбору кассы для сферы услуг?

Менеджер поможет подобрать кассу в составе выгодного комплекта. В него входит ККТ, сервисы для выполнения требований 54-ФЗ, регистрация кассы в налоговой и КЭП при необходимости.

С 6 августа 2021 года регистрация ККТ только с новыми ФН-1.1М

21 декабря 2020 года вступил в силу Приказ ФНС России от 14.09.20 ЕД-7-20/662@ «Об утверждении дополнительных реквизитов фискальных документов и форматов фискальных документов, обязательных к использованию». В нем описан и новый формат фискальных документов для маркировки 1.2.

Формировать документы по формату 1.2 обязаны только продавцы маркированных товаров. При продаже немаркированной продукции и оказании услуг применяются форматы версии 1.05 или 1.1.

Для формирования чека в определенном формате нужно, чтобы формат поддерживали ККТ, кассовое ПО и ФН.

Новый ФН-1.1М поддерживает все версии форматов фискальных данных (1.05, 1.1 и 1.2). Поддерживает ККТ и кассовое ПО формат 1.2. или нет, решает производитель.

Переход на новый формат 1.2 будет плавным.

С 6 августа 2021 запрещается регистрировать ККТ с ФН, которые не могут поддреживать ФФД 1.2. А это значит, что после этой даты все обязаны использовать новый ФН-1.1 М, даже те, кто не продает маркированные товары. Разница лишь в том, что продавцам маркированной продукции нужно обновить прошивку на ККТ и ФН, а остальным — только ФН.

Важно! Если вы успеете зарегистрировать накопитель старого формата до 6 августа 2021 года, работать с ним разрешается до истечения срока действия. Это касается даже продавцов маркированной продукции

Читайте также: