Пункт 1 статьи 279 налогового кодекса российской федерации

Опубликовано: 22.04.2024

О суде

Вопросы, возникающие при применении статей 78, 79 Налогового кодекса Российской Федерации

В судебной практике возник спор о применении правовых последствий при нарушении налоговым органом срока возврата излишне взысканной им суммы налога.

Статьей 78 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей. Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика. Возврат суммы излишне уплаченного налога производится в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате.

При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченного налога, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата.

Согласно статье 79 Налогового кодекса РФ сумма излишне взысканного налога подлежит возврату налогоплательщику с начисленными на нее процентами. Проценты на указанную сумму начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата.

Таким образом, в Налоговом кодексе РФ предусмотрено взыскание процентов в пользу налогоплательщика как в случае излишней уплаты им суммы налога (статья 78), так и в случае излишнего взыскания с его счета суммы налога налоговым органом (ст.79).

Статья 78 Налогового кодекса РФ предусматривает начисление процентов в пользу налогоплательщика, беря за основу дату подачи им заявления о возврате излишне уплаченного налога. Если в течение одного месяца возврат налога не произведен, на сумму излишне уплаченного налога начисляется пеня.

В отличие от статьи 78 статья 79 Налогового кодекса РФ моментом, с которого начисляются проценты за несвоевременный возврат налога (пени), называет день, следующий за днем взыскания подлежащей возврату суммы налога. Таким образом, при применении статьи 79 проценты начисляются за более длительный период.

Приведенные различия в правовых последствиях для участников налоговых правоотношений объясняют стремление налогоплательщиков получить проценты за несвоевременный возврат на основании статьи 79 Налогового кодекса РФ, поэтому именно данная норма зачастую выдвигается в качестве основания иска о взыскании процентов. Налоговые инспекции, напротив, стремятся к расширительному толкованию статьи 78 Налогового кодекса РФ.

По одному из рассмотренных дел с налогоплательщика в 1999 г. в бесспорном порядке была взыскана сумма пени за несвоевременную уплату декадных платежей по налогу на добавленную стоимость. В связи с тем, что 14.12.2000 Конституционный Суд РФ вынес Определение N 258-О "По жалобам АО "Энергомаш" и ОАО "Табачная фабрика "Омская"" на нарушение конституционных прав и свобод пунктом 4 статьи 8 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" о незаконности данного вида пени, предприятие в 2001 г. обратилось в налоговую инспекцию с заявлением о возврате пени с начислением на сумму пени процентов за несвоевременный возврат на основании статьи 79 Налогового кодекса РФ со дня, следующего за днем взыскания. Налоговым органом сумма пени была возвращена налогоплательщику, однако от уплаты процентов, начисленных за период с 1999 г. по день возврата, налоговая инспекция отказалась.

Представляется, что в создавшейся ситуации проценты не могут начисляться с момента взыскания пени налоговым органом. Позиция налогоплательщика основывается только на факте излишнего списания пени в бесспорном порядке. Однако самого факта бесспорного списания недостаточно, чтобы применить статью 79 Налогового кодекса РФ.

Как было отмечено, более жесткие правовые последствия для государства объясняются наличием в действиях налоговых органов элемента противоправности.

В 1999 г., когда происходило взыскание пени по декадным платежам по налогу на добавленную стоимость, у сторон правоотношения не было сомнений в законности действий налоговой инспекции. Законодательство о налоге на добавленную стоимость предусматривало такой вид пени. В дальнейшем ситуация изменилась в связи с правовыми выводами, сделанными Конституционным Судом Российской Федерации в названном выше Определении. На момент списания пени действия налогового органа были правомерными, в связи с чем начисление процентов с момента взыскания пени необоснованно.

судья, канд. юрид. наук, стаж работы в Федеральном арбитражном суде

Северо-Кавказского округа - 6 лет

"Вестник Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа", N 3, июль-август 2002 г.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика НДФЛ

Суммы налога на доходы физических лиц, причитающиеся к возврату в связи с предоставлением полагающихся налогоплательщику стандартных, социальных, имущественных и профессиональных налоговых вычетов, предусмотренных ст. 218-221 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), следует рассматривать как излишне уплаченные суммы налога; в связи с этим возврат таких сумм налога на доходы физических лиц осуществляется в общеустановленном порядке в соответствии со ст. 78 настоящего Кодекса.

Статьей 78 НК РФ регламентирован порядок зачета или возврата излишне уплаченных сумм налога, в том числе налога на доходы физических лиц.

Пунктом 1 ст. 78 НК РФ определено, что сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, установленном данной статьей Кодекса.

В соответствии с п. 7 и 8 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика. Заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано налогоплательщиком в течение трех лет со дня уплаты вышеуказанной суммы.


В данном случае день уплаты излишне уплаченной суммы налога необходимо определять с учетом особенностей главы 23 НК РФ.

Налог на доходы физических лиц поступает в бюджет по двум каналам: от налоговых агентов, которые удерживают налог с выплачиваемых физическим лицам доходов, и непосредственно от налогоплательщиков - физических лиц, которые самостоятельно производят исчисление налога по доходам, получаемым ими от предпринимательской деятельности, занятия частной практикой, а также по иным отдельным видам доходов, поименованным в ст. 228 НК РФ.

По доходам, полученным физическими лицами - налоговыми резидентами Российской Федерации в налоговом периоде (календарном году) от занятия предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, частной практикой, от выполнения трудовых и иных приравненных к ним обязанностей, в виде вознаграждений за выполнение работ и оказание услуг по договорам гражданско-правового характера, авторским договорам, а также по доходам, полученным от использования в Российской Федерации прав на объекты интеллектуальной собственности, по доходам, полученным от реализации, предоставления в аренду или иного использования имущества, находящегося на территории Российской Федерации, налоговая ставка устанавливается в размере 13 %, независимо от размера дохода. По данной группе доходов налоговая база для исчисления налога на доходы физических лиц уменьшается на сумму полагающихся налогоплательщикам налоговых вычетов. Статьями 218-221 НК РФ установлены четыре вида налоговых вычетов: стандартные, социальные, имущественные и профессиональные.

При этом налоговые агенты вправе предоставлять налогоплательщикам на основании их письменного заявления и соответствующих документов, подтверждающих право на получение налоговых вычетов, только стандартные и некоторые виды профессиональных налоговых вычетов.

Социальные, имущественные и отдельные виды профессиональных налоговых вычетов предоставляются налогоплательщикам по окончании налогового периода только налоговыми органами на основании декларации по налогу на доходы, составленного в произвольной форме письменного заявления налогоплательщика о предоставлении вычетов и документов, подтверждающих право на получение указанных налоговых вычетов.

Таким образом, физические лица, не относящиеся к категориям налогоплательщиков, поименованным в ст. 227 и 228 НК РФ, вправе представить в налоговый орган по месту жительства декларацию по налогу на доходы физических лиц в следующих случаях:

- для получения стандартных налоговых вычетов (если в течение налогового периода стандартные налоговые вычеты налоговым агентом налогоплательщику не предоставлялись или были предоставлены в меньшем размере, чем предусмотрено ст. 218 НК РФ);

- для получения социальных налоговых вычетов;

- для получения имущественных налоговых вычетов;

- для получения профессиональных налоговых вычетов при отсутствии налогового агента (по доходам от выполнения работ по договорам гражданско-правового характера, авторским вознаграждениям или вознаграждениям за создание, исполнение или иное использование произведений науки, литературы и искусства, а также вознаграждениям авторам открытий, изобретений и промышленных образцов).

Согласно ст. 229 НК РФ физические лица в декларациях указывают все полученные ими в налоговом периоде доходы, источники их выплаты, налоговые вычеты, суммы налога, удержанные налоговыми агентами, суммы налога, подлежащие уплате (доплате) или возврату по итогам налогового периода.

При этом на таких физических лиц не распространяется норма, установленная ст. 229 НК РФ в отношении налогоплательщиков, поименованных в ст. 227 и 228 настоящего Кодекса, об обязательном представлении налоговой декларации в срок не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным.

В целях получения вышеперечисленных налоговых вычетов декларация по налогу на доходы физических лиц за истекший налоговый период может быть подана налогоплательщиком в налоговый орган в течение всего текущего налогового периода. Аналогичное правило действует и в случае представления налогоплательщиком деклараций за два предшествующих истекшему налоговому периоду календарных года.

В соответствии со ст. 80 НК РФ налоговая декларация может быть представлена налогоплательщиком в налоговый орган лично или через его представителя либо направлена в виде почтового отправления с описью вложения.

Налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации и обязан по просьбе налогоплательщика проставить на копии налоговой декларации отметку о принятии и дату ее представления. При отправке налоговой декларации по почте днем ее представления считается дата отправки почтового отправления с описью вложения.

Таким образом, при наличии соответствующих оснований налогоплательщик для получения полагающихся ему налоговых вычетов вправе представить в 2004 году в налоговый орган по месту жительства необходимые подтверждающие документы и налоговые декларации за 2003, 2002 и 2001 годы и претендовать на возврат сумм излишне уплаченного налога за вышеуказанные налоговые периоды.

Пунктом 9 ст. 78 НК РФ установлено, что возврат излишне уплаченных сумм налога производится за счет средств того бюджета, в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи налогоплательщиком заявления о возврате налога. Следовательно, одновременно с подачей заявления на предоставление тех или иных налоговых вычетов налогоплательщику необходимо подать заявление на возврат излишне уплаченной суммы налога на доходы за соответствующий налоговый период, исчисленной налогоплательщиком на втором листе декларации по налогу на доходы физических лиц, где производится расчет налоговой базы, суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, а также сумм налога, подлежащих возврату из бюджета или доплате в бюджет за соответствующий налоговый период.

При нарушении вышеуказанного месячного срока на сумму излишне уплаченного налога, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Банка России, действовавшей на дни нарушения срока возврата.

Что касается порядка предоставления налоговых вычетов такой категории налогоплательщиков, как индивидуальные предприниматели, а также налогоплательщикам, поименованным в ст. 228 НК РФ, то здесь имеются некоторые особенности, связанные с тем, что данные налогоплательщики обязаны представить в налоговый орган по месту жительства декларацию по налогу на доходы физических лиц не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным.

Добросовестное выполнение налогоплательщиками возложенной на них п. 1 ст. 229 НК РФ обязанности означает, что они имеют возможность получить суммы налога на доходы физических лиц, причитающиеся им к возврату в связи с предоставлением стандартных, социальных, имущественных и профессиональных налоговых вычетов, в течение одного месяца со дня подачи в налоговый орган заявления о возврате налога, в срок не позднее 1 июня текущего налогового периода в зависимости от конкретной даты подачи налоговой декларации и соответствующего письменного заявления.

В таком случае индивидуальные предприниматели имеют возможность обратиться в налоговый орган с письменным заявлением о направлении излишне уплаченной суммы налога на доходы на исполнение обязанностей по уплате предстоящих авансовых платежей по налогу на доходы по срокам, установленным п. 9 ст. 227 НК РФ, поскольку авансовые платежи направляются в тот же бюджет, в который произошла переплата налога на доходы физических лиц. Согласно п. 6 ст. 78 НК РФ налоговый орган обязан проинформировать налогоплательщика о вынесенном решении о зачете суммы излишне уплаченного налога не позднее двух недель со дня подачи заявления о зачете.

При невыполнении в установленный срок возложенной п. 1 ст. 229 НК РФ на вышеупомянутых налогоплательщиков обязанности, то есть в случае нарушения налогового законодательства, налогоплательщики привлекаются за совершение налогового правонарушения к ответственности, установленной ст. 119 НК РФ. Вместе с тем они не утрачивают при этом права на получение причитающихся к возврату сумм налога на доходы физических лиц в связи с предоставлением полагающихся им стандартных, социальных, имущественных и профессиональных налоговых вычетов в течение одного месяца со дня подачи в налоговый орган налоговой декларации, а также необходимых для получения вычетов подтверждающих документов и заявлений о предоставлении соответствующих налоговых вычетов и о возврате излишне уплаченных сумм налога на доходы.

Индивидуальные предприниматели указывают в декларациях все полученные ими в налоговом периоде доходы, источники их выплаты, налоговые вычеты, суммы налога, удержанные налоговыми агентами, суммы фактически уплаченных в течение налогового периода авансовых платежей, а также суммы налога, подлежащие уплате (доплате) или возврату по итогам налогового периода.

Таким образом, индивидуальные предприниматели и налогоплательщики, поименованные в ст. 228 НК РФ, не представившие в налоговый орган по месту жительства декларацию по налогу на доходы физических лиц не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным, при наличии соответствующих оснований для получения полагающихся им налоговых вычетов вправе представить налоговые декларации и необходимые подтверждающие документы за 2003, 2002 и 2001 годы в течение всего текущего налогового периода, то есть 2004 года, и претендовать на возврат сумм излишне уплаченного налога на доходы физических лиц за вышеуказанные налоговые периоды в течение одного месяца со дня подачи в налоговый орган налоговой декларации и заявления о возврате излишне уплаченных сумм налога на доходы.

Налогоплательщики, которые ежегодно в установленном порядке подают налоговые декларации, вправе в текущем налоговом периоде, то есть в 2004 году, представить уточненные декларации по налогу на доходы физических лиц за два предшествующих истекшему налоговых периода (то есть за 2001 и 2002 годы), если они по каким-либо причинам при подаче первоначальной декларации не воспользовались тем или иным полагающимся им налоговым вычетом. Одновременно с уточненной декларацией в налоговый орган по месту жительства необходимо представить документы, подтверждающие право налогоплательщика на получение соответствующего налогового вычета, а также заявление о предоставлении вычетов и о возврате излишне уплаченных сумм налога на доходы физических лиц.

В таких случаях налогоплательщики тоже имеют право на получение причитающихся к возврату сумм налога на доходы физических лиц в связи с предоставлением налоговых вычетов, полагающихся им за предшествующие налоговые периоды, в течение одного месяца со дня подачи в налоговый орган вышеперечисленных документов.

Т.Ю. Левадная,
советник налоговой службы Российской Федерации III ранга


27 ноября 2010 года был принят Федеральный закон № 309-ФЗ «О внесении изменений в главу 21 части второй НК РФ». Им предусмотрен ряд существенных изменений и нововведений в нормы НК РФ, регулирующие применение нулевой ставки НДС по работам и услугам, связанным с экспортом товаров (ст. 153, 164 165 и 167 НК РФ). Принятый закон вступает в силу с 1 января 2011 г.

Принятым законом вводится закрытый перечень работ (услуг), связанных с вывозимыми
товарами, подлежащих обложению НДС по нулевой ставке.

В настоящее время нормой подп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ предусмотрено, что по нулевой ставке НДС
облагаются работы (услуги), непосредственно связанные с производством и реализацией товаров,
указанных в подп. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ, – то есть товаров, вывезенных в таможенном режиме
экспорта, и товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны. Содержащийся в подп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ примерный перечень таких работ (услуг) является
открытым.

Принятый закон предусматривает отмену подп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ и включение вместо него в п. 1 ст. 164 НК РФ восьми подпунктов, каждый из которых содержит конкретный вид работ (услуг)
подлежащих обложению НДС по нулевой ставке.

Виды работ (услуг), облагаемых НДС по нулевой ставке

Подпунктами 2.1. – 2.8. п. 1 ст. 164 НК РФ признаются облагаемыми НДС по нулевой
ставке следующие виды работ (услуг):

  • услуги по международной перевозке товаров морскими, речными судами, судами смешанного (река-море) плавания, воздушными судами, железнодорожным транспортом и
    автотранспортными средствами, а также услуги по предоставлению железнодорожного
    подвижного состава и (или) контейнеров, транспортно-экспедиционные услуги – подпункт 2.1. п.1 ст. 164 НК РФ;
  • работы (услуги), выполняемые (оказываемые) организациями трубопроводного транспорта
    нефти и нефтепродуктов, по транспортировке нефти и нефтепродуктов по территории РФ до
    границы территории РФ для последующего вывоза, перевалке и (или) перегрузке нефти и
    нефтепродуктов, вывозимых за пределы территории РФ – подпункт 2.2. п. 1 ст. 164 НК РФ;
  • услуги по организации транспортировки трубопроводным транспортом природного газа,
    вывозимого за пределы территории РФ (ввозимого на территорию РФ), а также услуги по
    транспортировке (организации транспортировки) трубопроводным транспортом природного газа, ввозимого на территорию РФ для переработки на территории РФ – подпункт 2.3. п. 1 ст. 164 НК РФ;
  • услуги, оказываемые организацией по управлению единой национальной (общероссийской)
    электрической сетью по передаче по единой национальной (общероссийской) электрической
    сети электрической энергии, поставка которой осуществляется из электроэнергетической
    системы РФ в электроэнергетические системы иностранных государств – подпункт 2.4. п. 1 ст. 164 НК РФ;
  • работы (услуги), выполняемые (оказываемые) российскими организациями (за исключением
    организаций трубопроводного транспорта) в морских, речных портах по перевалке и хранению товаров, перемещаемых через границу РФ, в товаросопроводительных документах которых указан пункт отправления и (или) пункт назначения, находящийся за пределами территории РФ – подпункт 2.5. п. 1 ст. 164 НК РФ;
  • работы (услуги) по переработке товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки на таможенной территории – подпункт 2.6. п. 1 ст. 164 НК РФ;
  • услуги по предоставлению железнодорожного подвижного состава и (или) контейнеров,
    оказываемые российскими организациями или индивидуальными предпринимателями [2] –
    подпункт 2.7. п. 1 ст. 164 НК РФ;
  • работы (услуги), выполняемые (оказываемые) организациями внутреннего водного транспорта, в отношении товаров, вывозимых в таможенной процедуре экспорта при перевозке (транспортировке) товаров в пределах территории РФ из пункта отправления до пункта выгрузки или перегрузки (перевалки) на морские суда, суда смешанного (река-море) плавания или иные виды транспорта – подпункт 2.8. п. 1 ст. 164 НК РФ.

Изменения в ст. 165 НК РФ в части перечней документов, представляемых для
подтверждения нулевой ставки НДС

Изменения в ст. 165 НК РФ в целом соотносятся с введенными в п. 1 ст. 164 НК РФ подпунктами 2.1.-2.8. Предусматривается дополнение ст. 165 НК РФ пунктами 3.1. – 3.8. Данные пункты содержат перечни документов, которые необходимо представить в подтверждение нулевой ставки НДС в отношении каждого вида работ (услуг), указанных в подп. 2.1.-2.8. п. 1 ст. 164 НК РФ. Так, например, п. 3.1. предусматривает особенности документального подтверждения правомерности применения нулевой ставки по каждому виду транспорта, которым может осуществляться международная перевозка товаров в соответствии с подп. 2.1. п. 1 ст. 164 НК РФ.

Следует также учитывать, что в связи с образованием Таможенного Союза, транспортировка
товаров может осуществляться как внутри него, так и за его пределами. Так, п. 3.1. предполагает
различия в документальном подтверждении нулевой ставки НДС при транспортировке товаров: с
территории РФ за пределы таможенной территории Таможенного союза; на территорию РФ с
территории иностранного государства, не являющегося членом Таможенного союза; через границу
РФ, но в рамках Таможенного союза [3].

3
Кроме того, для услуг, указанных в подп. 2.2.- 2.3. п. 1 ст. 164 НК РФ в соответствии с принятым
законом теперь прямо предусматривается, что в подтверждение правомерности применения
нулевой ставки НДС необходимо представлять оригинал или копию полной таможенной декларации с отметками российского таможенного органа, производившего таможенное оформление вывоза товаров.

В отношении услуги по организации транспортировки трубопроводным транспортом природного газа подп. 2.3. п. 1 ст. 164 НК РФ) предусматривается также возможность представить вместо полной таможенной декларации документы (их копии), подтверждающие факт оказания услуг по
организации транспортировки (услуг по транспортировке в случае ввоза на территорию РФ)
природного газа трубопроводным транспортом (в случае, если таможенное декларирование не
производится).

В п. 9 ст. 165 НК РФ введены нормы, регламентирующие вопрос, с какого момента отсчитываются
180 календарных дней для представления в налоговый орган документов по каждому комплекту
документов, указанному в п. 3.1.-3.7. ст. 165 и п. 4 ст. 165 НК РФ.

Отдельные комментарии относительно применения нулевой ставки НДС в отношении работ
(услуг) по транспортировке (организации транспортировки) нефти, нефтепродуктов и
природного газа

Применительно к работам (услугам) по транспортировке нефти, нефтепродуктов и газа
трубопроводным транспортом в подп. 2.2. и 2.3. п. 1 ст. 164 НК РФ из круга лиц, услуги которых
подпадают под обложение нулевой ставкой НДС, теперь прямо исключены лица, привлекаемые той организацией, которая непосредственно заключила договор на транспортировку (например,
дочерние общества лиц, оказывающих услуги транспортировки (организации транспортировки).

Кроме того, обращает на себя внимание то, что в отношении работ (услуг) по транспортировке
нефти и нефтепродуктов новая норма (подп. 2.2. п. 1 ст. 164 НК РФ) содержит оговорку о том, что нулевая ставка НДС подлежит применению вне зависимости от даты помещения товаров под соответствующую таможенную процедуру [4]. Однако в отношении услуг по организации
транспортировки газа трубопроводным транспортом такой оговорки в норме подп. 2.3. п. 1 ст. 164 НК РФ не содержится.

Общие выводы

Полагаем, что содержащиеся в принятом законе изменения во многом позволят внести
определенность в порядок применения нулевой ставки НДС, который в настоящее время вызывает
существенное количество судебных споров. Наиболее острая проблема (открытый перечень
соответствующих работ (услуг)) законом урегулирована. Однако это не оградит налогоплательщиков от возможных споров о квалификации выполняемых ими работ (оказываемых услуг), т.е. споров о том, подпадают ли они под новый перечень.

Кроме того, законом осталась незатронутой норма подп. 3 п. 1 ст. 164 НК РФ. Она регулирует
обложение НДС по нулевой ставке работ (услуг), непосредственно связанных с перевозкой или
транспортировкой товаров, помещенных под таможенный режим международного таможенного
транзита. Данная норма сформулирована аналогично действующей до вступления в силу принятого закона норме подп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ и на практике также вызывает большое количество споров ввиду отсутствия четкого перечня соответствующих работ (услуг). Однако принятым законом данная проблема не решается.

Специалисты «Пепеляев Групп» готовы предоставить консультации по любым вопросам,
возникающих в связи применением новых норм о нулевой ставке НДС, и предложить решения
исходя из конкретной ситуации и фактических обстоятельств.

[1] Положения пункта 1 статьи 164, пунктов 3.1 - 3.8, 4 и 9 статьи 165, пункта 9 статьи 167 НК РФ (в редакции данного Федерального закона) применяются к работам (услугам), выполненным (оказанным) после дня вступления в силу данного Федерального закона.

[2] При условии наличия копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками российских таможенных органов, свидетельствующими о помещении товаров под таможенную процедуру экспорта либо свидетельствующей о помещении вывозимых за пределы территории РФ продуктов переработки под процедуру таможенного транзита.

[3] Например, при транспортировке товаров в пределах Таможенного союза в силу отсутствия таможенного контроля на границе РФ и других государств – членов Таможенного союза, не предусматривается требования о наличии на транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документах отметок таможенных органов.

[4] Терминология соответствующих норм НК РФ приведена в соответствие с Таможенным кодексом Таможенного союза. В частности, термин «таможенный режим» заменен на термин «таможенная процедура».

Для получения дополнительной информации обращайтесь, пожалуйста:

в Москве – к Андрею Никонову, Старшему партнеру, по тел.: (495) 967-00-07 либо по a.nikonov@pgplaw.ru; Евгении Ереминой, Юристу, по тел.: (495) 967-00-07 либо по e.eremina@pgplaw.ru

в Санкт-Петербурге – к Сергею Сосновскому, Руководителю налоговой практики (Спб), по тел.: (812) 333-07-17 либо по e-mail

С 1 января 2021 года вступают в силу многочисленные поправки в НК РФ. Расскажем о самых важных: по НДС, налогу на прибыль, имущество, НДФЛ, страховым взносам и нововведениях в части налогового контроля и администрирования (ч. 1 НК РФ). А также о «ретроспективных» изменениях, принятых в конце 2020 года, но применяемых с 1 января 2020 г.

Самые важные изменения по НДС с 1 января 2021 года

Рассмотрим поправки в главу 21 НК РФ, интересные многим налогоплательщикам.

1. Реализация товаров, работ, услуг банкрота — не объект по НДС

С 1 января 2021 г. в НК РФ официально установлено, что что объектом обложения НДС не являются операции по реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) должников, признанных несостоятельными (банкротами), в том числе товаров (работ, услуг), изготовленных и (или) приобретенных (выполненных, оказанных) в процессе хозяйственной деятельности после признания должников банкротами (пп.15 п.2 ст. 146 НК РФ в ред. Федерального закона от 15.10.2020 № 320-ФЗ).

2. Место реализации водных биологических ресурсов (ст. 147 НК РФ)

С 1 января 2021 года ст.147 НК РФ будет дополнена пунктом 3, устанавливающим особый порядок определения места реализации товаров в виде водных биологических ресурсов и товаров, произведенных из них. Местом их реализации в целях НДС признается территория РФ, если водные ресурсы добыты в исключительной экономической зоне Российской Федерации, и (или) товары, произведенные из таких ресурсов в момент начала отгрузки и транспортировки находятся в исключительной экономической зоне Российской Федерации (Федеральный закон от 23 ноября 2020 г. N 374-ФЗ (далее — Закон N 374-ФЗ)).

3. От НДС освобождены услуги финансовых платформ

С 1 января 2021 года не будут облагаться НДС (пп.12.2 п.2 ст.149 НК РФ в ред. Закона N 374-ФЗ) услуги, оказываемые оператором финансовой платформы в соответствии с Федеральным законом от 20 июля 2020 года N 211-ФЗ «О совершении финансовых сделок с использованием финансовой платформы». Конкретный перечень услуг приведен в новой норме.

4. Освобождение от НДС передачи прав на изобретения, полезные модели,

промышленные образцы, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау) продолжает действие в 2021 году, но с 1 января 2021 года «переехало» из пп.26 п.2 ст.149 НК РФ в пп. 26.1 п. 2 ст. 149 НК РФ (Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 265-ФЗ (далее — Закон N 265-ФЗ)).

5. От НДС освобождаются только «российские» «нерекламные» программные продукты

С 1 января 2021 года передача исключительных прав и прав на использование программ ЭВМ, а также баз данных (включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности), в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» освобождается от НДС только, если программы или базы данных включены в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее Российский реестр) (пп.26 п.2 ст.149 НК РФ в ред. Закона N 265-ФЗ).

Соответственно передача прав на программы ЭВМ и базы данных, не включенные в Российский реестр, с 1 января 2021 г. облагаются НДС по ставке 20% (п.3 ст.164 НК РФ).

Также придется начислить НДС по ставке 20% при передаче прав на «российские» программы и базы данных, если передаваемые права состоят в получении возможности:

  • распространять рекламную информацию в сети «Интернет» и (или) получать доступ к такой информации,
  • размещать предложения о приобретении (реализации) товаров (работ, услуг), имущественных прав в сети «Интернет»,
  • осуществлять поиск информации о потенциальных покупателях (продавцах) и (или) заключать сделки.

6. Введен вычет НДС при «экспорте прав» на программы ЭВМ

С 1 января 2021 г. при передаче прав на программы ЭВМ или базы данных, включенных в Российский реестр иностранным лицам (т.е. если местом реализации таких услуг в соответствии со ст.148 НК РФ территория РФ не является) «экспортеры прав» смогут принимать к вычету НДС по рекламным и маркетинговым услугам, приобретенным для таких операций (пп.2.1 п.2 ст.170 и новый пп.4 п.2 ст.171 НК РФ — Закон 374-ФЗ от 23.11.2020). И это несмотря на то, что права на программы ЭВМ, включенные в Российский реестр, как указывалось выше, освобождаются от НДС в соответствии с пп.26 п.1 ст.149 НК РФ.

Напомним, что до 2021 года «экспортеры» работ и услуг, местом реализации которых не является территория РФ могли принимать к вычету НДС в порядке, предусмотренном для «внутреннего рынка», т.е. если работы и услуги указаны в ст. 149 НК РФ вычет производить нельзя. Но с 1 января 2021 года из этого правила сделали исключение для «экспорта» «российских» программ.

Кстати, с 1 января 2021 года при «экспорте прав» на программы и базы данных, не включенных в Российский реестр (на внутреннем рынке такие права с 2021 года облагаются НДС, т.к. не включены в ст.149 НК РФ), налогоплательщики смогут принимать к вычету НДС по всем товарам (работам, услугам), относящимся к таким операциям (ст.171 и 170 НК РФ).

7. Уточнен перечень экспедиторских услуг, облагаемых НДС по ставке 0%.

С 1 января 2021 года уточнен перечень транспортно-экспедиционных услуг при организации международной перевозки, облагаемые НДС по ставке 0%. В него включены услуги по выдаче грузов, разработка документов для проектных перевозок, организация и выполнение перевозки грузов, экспедиторское сопровождение (пп.2.1 п.1 ст.164 НК РФ в ред. Федерального закона от 9 ноября 2020 г. N 368-ФЗ).

8. Обновлена форма декларации по НДС

Начиная с отчетности за четвертый квартал 2020 года декларацию по НДС нужно представлять по обновленной форме (Приказ ФНС РФ от 19.08.2020 г. N ЕД-7-3/591@).

Также внесены изменения в электронные форматы декларации и сведений из книг покупок и продаж, журналов учета счетов-фактур, порядок заполнения декларации. В частности, расширен перечень кодов операций и откорректированы наименования отдельных ранее существовавших кодов.

Изменения по налогу на прибыль 2020-2021

Законы с поправками в главу 25 НК РФ «Налог на прибыль организаций» принимались в течение всего 2020 года. Об «антикризисных» изменениях 2020-го года мы уже рассказывали.

Сегодня остановимся на самых заметных новациях, вступающих в силу с 1 января 2021 года, а также поправках, принятых в октябре-ноябре 2020 года и распространяющихся на 2020 год.

Ретроспективные изменения — 2020

1. Средства дольщиков на счетах эскроу приравняли к средствам целевого финансирования

Дополнен пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ — в целях главы 25 НК РФ к средствам целевого финансирования приравниваются средства участников долевого строительства, размещенные на счетах эскроу в соответствии с Законом от 30.12. N 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ». Расходы организации-застройщика, которые должны быть в дальнейшем возмещены за счет указанных средств, учитываются раздельно как произведенные в рамках целевого финансирования. Использованием по целевому назначению этих средств признается возмещение ими расходов застройщика в связи со строительством (созданием) МКД и (или) иных объектов недвижимости, предусмотренных договором участия в долевом строительстве.

Указанные изменения применяются к правоотношениям, возникшим с 1 января 2020 года (пп. «а» п.11 ст. 2 , п. 1 п.5 ст. 3 Закона от 09.11.2020 N 368-ФЗ).

Т.е. с 1 января 2020 года в состав доходов у организации-застройщика включается разница между ценой договоров участия в долевом строительстве и фактическими затратами на строительство объектов долевого строительства.

2. Улучшены условия для помощи «дочерним» и «материнским» организациям.

Обновлены условия подпункта 11 пункта 1 ст. 251 НК РФ, освобождающего от налога на прибыль «подарки» от участников и дочерних компаний. Причем изменения распространяются на отношения, возникшие с 1 января 2020 года (п. 9 ст. 9 Федерального Закона от 23.11.2020 N 374-ФЗ (далее — Закон N374-ФЗ)).

С 1 января 2020 года не включаются в налоговую базу по налогу на прибыль имущество, имущественные права, полученные российской организацией безвозмездно:

  • от организации — участника (передающей стороны) если доля участия в т.ч. косвенного передающей стороны в УК получающей стороны составляет не менее 50%. Доля участия определяется в соответствии со ст.105.2 НК РФ
  • от организации, в УК которой доля прямого или косвенного участия получающей стороны составляет не менее 50%. Доля участия определяется в соответствии со ст.105.2 НК РФ. Если передающая организация является иностранной организацией, указанные доходы, не учитываются при определении налоговой базы только в том случае, если государство постоянного местонахождения передающей организации, а также организаций, через которые осуществляется косвенное участие получающей организации в передающей организации не включено в перечень офшорных зон, утверждаемый Минфином РФ согласно абзацу 2 пп. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ.
  • от физического лица, если такое физическое лицо прямо и (или) косвенно участвует в такой организации и доля такого участия в уставном (складочном) капитале (фонде) такой организации, определенная в соответствии с положениями статьи 105.2 НК РФ, составляет не менее 50%.
  • от организации, владеющей лицензией (лицензиями) на пользование участками недр, указанными в пункте 2 статьи 343.5 НК РФ, для компенсации затрат, осуществленных налогоплательщиком в целях создания объектов основных средств, указанных в пункте 6 статьи 343.5 НК РФ.

При этом полученное имущество, имущественные права не признаются доходом для целей налогообложения только в том случае, если в течение одного года со дня их получения указанные имущество, имущественные права (за исключением денежных средств) не передаются третьим лицам.

Таким образом, в обновленную формулировку включено не только имущество, но и имущественные права.

Кроме того, позитивно, что прежний лимит участия «более чем на 50%» заменен на «не менее 50%», а также непосредственно предусмотрена возможность косвенного участия передающей (получающей) стороны. Т.е. новой нормой можно воспользоваться, в т.ч. если у организации два участника с долями 50/50 и участие не обязательно должно быть прямым, ранее это было невозможно.

3. На 2020 и 2021 год установлены специальные интервалы предельных значений процентных ставок по долговым обязательствам

В статье 269 НК РФ установлены особенности учета процентов по долговым обязательствам в целях налогообложения прибыли. По общему правилу по долговым обязательствам любого вида доходом (расходом) признаются проценты, исчисленные исходя из фактической ставки. Однако есть ситуации, когда доходы и расходы в виде процентов нормируются для целей налогообложения прибыли, т.е. учитываются в пределах интервалов, установленных п.1.2 ст.269 НК РФ. В частности, доходы и расходы в виде процентов по долговым обязательствам, признаваемыми контролируемыми сделками налогоплательщик вправе признавать с учетом минимального и максимального значения интервалов (ст. 105.14, п. 1.2. ст. 269 НК РФ в редакции Закона N 374-ФЗ).

На период с 1 января 2020 по 31 декабря 2021 год установлены временные интервалы ставок по долговым обязательствам (п. 1.2. ст. 269 НК РФ в ред. пп.25 статьи 2 Закона N 374-ФЗ):

  • оформленным в рублях и возникшим в результате сделки, признаваемой контролируемой в соответствии с п. 2 ст. 105.14 НК РФ (между двумя налоговыми резидентами РФ) — от 0 % до 180% ключевой ставки ЦБ;
  • оформленным в рублях по сделкам, не указанным в п.2 ст. 105.14 НК РФ — от 75% до 180% ключевой ставки ЦБ РФ;
  • оформленным в иностранной валюте:
  • от 0% до ставки EURIBOR в евро, увеличенной на 7 процентных пунктов;
  • от 0 % до ставки SHIBOR в китайских юанях, увеличенной на 7 процентных пунктов;
  • от 0% до ставки ЛИБОР в фунтах стерлингов, увеличенной на 7 процентных пунктов ;
  • от 0% до ставки ЛИБОР в соответствующей валюте, увеличенной на 5 процентных пунктов;
  • от 0% до ставки ЛИБОР в долларах США, увеличенной на 7 процентных пунктов.

4. На 2020 и 2021 год установлены специальные правила определения предельной величины по контролируемой задолженности

В общем случае, контролируемая задолженность — это непогашенная задолженность российской организации — налогоплательщика по ее долговому обязательству перед иностранным лицом, взаимозависимым с налогоплательщиком. Если заемные средства превышают собственный капитал в 3 раза (у банков и лизинговых компаний в 12,5 раз), то заемщики в расходы, учитываемые в налоговой базе, включают проценты по такой задолженности в ограниченном размере (правило тонкой капитализации). Случаи признания задолженности контролируемой и механизм переквалификации процентов в дивиденды прописаны в п. 2 — 13 ст. 269 НК РФ.

Согласно п. 3 ст. 8 Закона N 374-ФЗ в целях определения предельной величины процентов, подлежащих включению в состав расходов по налогу на прибыль организаций в период с 1 января 2020 года по 31 декабря 2021 года, п. 2 ст. 269 НК РФ в отношении долговых обязательств, возникших до 1 января 2020 года, применяется с учетом следующих особенностей:

  1. величина контролируемой задолженности, выраженная в иностранной валюте, определяется по курсу, установленному ЦБ РФ на последнюю отчетную дату соответствующего отчетного (налогового) периода, но не превышающему курс, ЦБ РФ установленный по состоянию на 28 февраля 2020 года.
  2. величина собственного капитала на последнее число каждого отчетного (налогового) периода определяется без учета соответствующих положительных (отрицательных) курсовых разниц, возникших вследствие переоценки требований (обязательств), выраженных в иностранной валюте, в связи с изменением официальных курсов иностранных валют к рублю РФ, установленных ЦБ, с 28 февраля 2020 года по последнее число отчетного (налогового) периода, на которое определяется коэффициент капитализации.

5. Обновленная форма декларации за 2020 год

Приказом ФНС России от 11.09.2020 N ЕД-7-3/655@ внесены изменения в форму налоговой декларации по налогу на прибыль, а также в порядок ее заполнения. Изменения учитывают нововведения по налогу на прибыль, внесенные в налоговое законодательство федеральными законами, принятыми в 2019 — 2020 гг. Обновленная форма применяется, начиная с отчетности за 2020 год.

1. При уступке налогоплательщиком - продавцом товаров (работ, услуг), осуществляющим исчисление доходов (расходов) по методу начисления, права требования долга третьему лицу до наступления предусмотренного договором о реализации товаров (работ, услуг) срока платежа отрицательная разница между доходом от реализации права требования долга и стоимостью реализованных товаров (работ, услуг) признается убытком налогоплательщика.

При этом размер убытка для целей налогообложения не может превышать сумму процентов, которую налогоплательщик уплатил бы исходя из максимальной ставки процента, установленной для соответствующего вида валюты пунктом 1.2 статьи 269 настоящего Кодекса, либо по выбору налогоплательщика исходя из ставки процента, подтвержденной в соответствии с методами, установленными разделом V.1 настоящего Кодекса по долговому обязательству, равному доходу от уступки права требования, за период от даты уступки до даты платежа, предусмотренного договором на реализацию товаров (работ, услуг). Положения настоящего пункта и абзаца первого пункта 4 настоящей статьи также применяются к налогоплательщику-кредитору по долговому обязательству. Порядок учета убытка в соответствии с настоящим пунктом должен быть закреплен в учетной политике налогоплательщика.

Положения абзаца второго настоящего пункта в части ограничения размера убытка не применяются при уступке налогоплательщиком-банком прав (требований) в случае, если такая уступка прав (требований) осуществляется в рамках реализации мероприятий, предусмотренных планом участия Банка России в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка, либо если уступка прав (требований), перечень которых определен актом Правительства Российской Федерации, принятым на основании части 1 статьи 5 Федерального закона от 29 июля 2018 года N 263-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", осуществляется в соответствии с порядком, определенным частью 1 статьи 5 указанного Федерального закона.

2. При уступке налогоплательщиком - продавцом товара (работ, услуг), осуществляющим исчисление доходов (расходов) по методу начисления, права требования долга третьему лицу после наступления предусмотренного договором о реализации товаров (работ, услуг) срока платежа отрицательная разница между доходом от реализации права требования долга и стоимостью реализованного товара (работ, услуг) признается убытком по сделке уступки права требования на дату уступки права требования.

абзацы второй - третий утратили силу. - Федеральный закон от 20.04.2014 N 81-ФЗ.

Положения настоящего пункта также применяются к налогоплательщику-кредитору по долговому обязательству.

3. При дальнейшей реализации права требования долга налогоплательщиком, купившим это право требования или получившим такое право требования в результате ликвидации иностранной организации (прекращения (ликвидации) иностранной структуры без образования юридического лица) при выполнении условий, установленных пунктами 2.2 и 2.3 статьи 277 настоящего Кодекса, указанная операция рассматривается как реализация финансовых услуг. Доход (выручка) от реализации финансовых услуг определяется как стоимость имущества, причитающегося этому налогоплательщику при последующей уступке права требования или прекращении соответствующего обязательства. При этом при определении налоговой базы налогоплательщик вправе уменьшить доход, полученный от реализации права требования, на сумму расходов по приобретению указанного права требования долга, если иное не предусмотрено пунктом 10 статьи 309.1 или пунктом 2.2 статьи 277 настоящего Кодекса.

4. При уступке права требования долга до наступления предусмотренного договором о реализации товаров (работ, услуг) срока платежа в случае, если сделка по уступке признается контролируемой согласно разделу V.1 настоящего Кодекса, фактическая цена такой сделки признается рыночной с учетом положений пункта 1 настоящей статьи.

Если предусмотренная пунктом 2 или 3 настоящей статьи сделка по уступке права требования долга признается контролируемой согласно разделу V.1 настоящего Кодекса, цена такой сделки определяется с учетом положений раздела V.1 настоящего Кодекса.

Комментарии к ст. 279 НК РФ

Текст комментария: "ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ К ГЛАВЕ 25 НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ" ()
Авторы: Ю.М. Лермонтов
Издание: 2012 год

Пунктом 1 статьи 382 ГК РФ установлено, что право (требование), принадлежащее кредитору на основании обязательства, может быть передано им другому лицу по сделке (уступка требования) или перейти к другому лицу на основании закона.

Таким образом, срок платежа по основному договору, являющийся критерием для определения порядка учета убытков от уступки права требования для целей налогообложения прибыли, определяется на основании условий соответствующего основного договора, действующего на дату уступки права требования.

Как разъяснено Минфином России в письмах от 29.12.2008 N 03-03-06/2/181 и от 16.09.2008 N 03-03-06/1/123, в случае, если такой срок был изменен до даты уступки права требования в соответствии с положениями главы 29 ГК РФ (в том числе в одностороннем порядке), срок платежа определяется в соответствии с условиями договора с учетом внесенных в него изменений до даты уступки права требования.

В письме от 15.03.2010 N 03-03-06/2/44 Минфин России указывает, что уступить требование по кредитному договору банк может только при наличии не погашенной и не списанной за счет сформированных резервов дебиторской задолженности, которая на дату заключения договора уступки требования учитывается в налоговом учете и по которой наступил срок оплаты.

Если исходя из положений пункта 2 статьи 266 НК РФ и Положения Банка России от 26.03.2004 N 254-П дебиторская задолженность по ссуде признана безнадежной и списана за счет сформированного резерва, в целях налогообложения прибыли уступка права требования согласно пункту 2 статьи 279 НК РФ к списанной задолженности неприменима.

В противном случае необходимо восстановить в налоговом учете суммы ранее начисленных резервов с отнесением восстановленных сумм на внереализационные доходы.

Как отмечено в письме Минфина России от 01.02.2010 N 03-03-06/2/20, при реализации задолженности по кредитному договору банк-цедент вправе уменьшить доход от реализации права требования на стоимость задолженности по указанному договору. При этом, поскольку статьей 279 НК РФ не установлено иное, стоимость задолженности по кредитному договору определяется исходя из суммы всей задолженности по договору, уступаемой цессионарию, включая сумму основного долга по кредитному договору, а также суммы процентов, начисленных, но не уплаченных до момента уступки права требования.

В отношении неустойки по кредитному договору, по мнению Минфина России, указанные суммы могут быть включены в стоимость задолженности по кредитному договору при определении налоговой базы при уступке права требования только в том случае, если данные штрафные санкции были признаны должником или подлежат уплате на основании решения суда, вступившего в законную силу.

В письме Минфина России от 15.12.2011 N 03-03-06/1/826 указано, что при уступке налогоплательщиком, осуществляющим исчисление доходов (расходов) по методу начисления, права требования долга третьему лицу после даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, но до даты наступления срока платежа по договору, на основании которого возникли уступаемые права, убыток по данной сделке учитывается в соответствии с пунктом 1 статьи 279 НК РФ.

В силу статьи 384 ГК РФ переход права кредитора к другому лицу происходит в том объеме и на тех условиях, которые существовали к моменту перехода права. В частности, к новому кредитору переходят права, обеспечивающие исполнение обязательства, а также другие связанные с требованием права, в том числе право на неуплаченные проценты.

Как разъясняет Минфин России в письме от 26.03.2010 N 03-03-06/2/58, если неустойка (пени, штрафные санкции), начисленная за нарушение условий кредитного договора, учитывалась банком-цедентом в составе внереализационных доходов, то при уступке права требования задолженности по кредитному договору новому кредитору сумма учитываемой в составе внереализационных доходов неустойки включается в сумму передаваемой задолженности.

Если неустойка (пени, штрафные санкции) за нарушения условий кредитного договора не учитывалась банком-цедентом в составе внереализационного дохода, то сумма неустойки в передаваемую по договору уступки права требования задолженность не включается.

Ранее в письме от 24.07.2009 N 03-03-06/2/143 Минфин России приходил к выводу, что в соответствии с порядком, предусмотренным статьей 279 НК РФ, налогоплательщик уменьшает доход от реализации права требования на стоимость товаров (работ, услуг). При этом возможности уменьшить доход от реализации права требования на сумму задолженности в виде штрафных санкций, причитающихся к получению с должника на основании решения суда и учтенных в составе доходов для целей налогообложения прибыли, уступаемую по договору цессии вместе с задолженностью по оплате товаров (работ, услуг), указанной статьей не предусмотрено.

Передача права требования уплаты суммы штрафных санкций на возмездной основе, по мнению Минфина России, может рассматриваться как реализация имущественного права. В соответствии с подпунктом 2.1 пункта 1 статьи 268 НК РФ налогоплательщик вправе уменьшить доход от реализации имущественных прав на цену приобретения данных имущественных прав и на сумму расходов, связанных с их приобретением и реализацией. В рассматриваемом случае расходы по приобретению права требования оплаты штрафных санкций у организации-поставщика отсутствуют.

В связи с этим оснований для уменьшения дохода от реализации права требования на сумму задолженности по оплате штрафных санкций на основании статей 268 и 279 НК РФ не имеется.

При этом в судебной практике по данному вопросу единая позиция отсутствует.

ФАС Поволжского округа в Постановлении от 31.01.2007 N А57-4834/06-35 установил, что налогоплательщик включил в цену договора уступки права требования суммы неустоек по нему в прошлом периоде. Суд указал, что в случае включения в сумму такого договора суммы основного долга и неустойки оплата по нему включает в себя указанные начисления. Разница между стоимостью реализованного товара, работ, услуг и доходом от реализации права требования долга является убытком, включаемым во внереализационные расходы.

Однако ФАС Московского округа в Постановлении от 13.12.2010 N КА-А40/15488-10 указал, что налогоплательщик неправомерно учел в составе внереализационных расходов убыток от реализации прав требования пеней и процентов, начисленных за нарушение договорных обязательств. ФАС также отклонил довод общества о том, что включение пеней и процентов в доходы свидетельствует о правомерности уменьшения налоговой базы на сумму убытка от операций по реализации прав требования неустоек.

В письме от 09.08.2010 N 03-03-06/2/141 Минфин России указывает, что при уступке налогоплательщиком, осуществляющим исчисление доходов (расходов) по методу начисления, права требования долга третьему лицу после даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, но до даты наступления срока платежа по договору, на основании которого возникли уступаемые права, убыток по данной сделке учитывается в соответствии с пунктом 1 статьи 279 НК РФ.

При уступке права требования, в отношении одной части которого срок платежа наступил, а в отношении другой - нет, необходимо учитывать письмо Минфина России от 26.08.2010 N 03-03-06/2/150.

Статьей 279 НК РФ не предусмотрено порядка распределения суммы дохода от реализации права требования на различные части уступаемого требования (просроченную и непросроченную части задолженности). В связи с этим налоговая база по налогу на прибыль организаций может быть корректно определена только в том случае, если в договоре об уступке права требования или дополнительном соглашении к нему установлена стоимость указанных частей реализуемого права требования.

Указанное относится также к договорам уступки прав требования по кредитным договорам, в случае если срок платежа (возврата) одной части основного долга по договору кредита еще не наступил, а в остальной части задолженность просрочена.

При применении пункта 3 статьи 279 НК РФ следует учитывать письмо Минфина России от 09.08.2010 N 03-03-06/2/141.

Статьей 279 НК РФ не установлено особенностей учета убытка при дальнейшей реализации права требования. При этом статья 270 НК РФ также не содержит положений, не позволяющих учитывать расходы по приобретению права требования в полном объеме.

Таким образом, по мнению департамента, если цена приобретения имущественного права, которое представляет собой право требования долга, превышает выручку от его реализации (погашения), разница между этими величинами признается убытком налогоплательщика, учитываемым в целях налогообложения прибыли.

По мнению Минфина России от 21.07.2010 N 07-02-06/108, в случае погашения приобретенного права требования должником налогоплательщик может уменьшить доход, полученный от погашения такого права требования, на сумму расходов по его приобретению.

Управление ФНС России в своем письме по г. Москве от 21.11.2006 N 19-11/101852 указывает, что убыток, возникший при погашении должником обязательств, вытекающих из переуступленных прав требования, налоговую базу по налогу на прибыль не уменьшает.

В арбитражной практике встречается противоположная позиция.

Так, например, ФАС Уральского округа в своем Постановлении от 06.10.2005 N Ф09-4483/05-С7 не принял довод налогового органа о том, что из содержания пункта 3 статьи 279 НК РФ следует, что организация имела право включить в состав расходов, учитываемых при налогообложении, расходы в размере, не превышающем размер доходов по данной сделке (также см., например, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 21.04.2004 N А56-23172/03).

Таким образом, правомерность учета при расчете налога на прибыль полученного убытка по договору уступки права (требования), если сумма приобретенного права требования превышает сумму долга, которую погашает должник, новому кредитору, очевидно, придется доказывать в суде.

В соответствии с ГК РФ существуют два различных вида гражданско-правовых договоров: договор факторинга - договор финансирования под уступку денежного требования (глава 43 ГК РФ) и договор уступки (переуступки) права требования (глава 24 ГК РФ).

Положения статьи 279 НК РФ, устанавливающей порядок налогообложения прибыли при уступке (переуступке) права требования, к отношениям по договору финансирования под уступку денежного требования не применяются.

Аналогичной позиции по данному вопросу придерживается и Минфин России (см., например, письмо Минфина РФ от 17.04.2008 N 03-03-06/1/284).

Читайте также: